Лечим заикания и улучшаем память. Лечение заикания путем изменения мышления

Заикание - нарушение речи, для которого характерно частое повторение звуков, слогов и слов либо их удлинение. Также имеется частая остановка и нерешительность в речи, разрывающие её ритмичное и плавное течение.

Синоним заикания - логоневроз (навязчивый страх общения).

Статистика

Логоноврозом страдают чаще дети, нежели взрослые. Причем распространенность заикания среди детей варьирует от 0,75 до 7,5%. На эти цифры оказывает огромное влияние место и условия проживания, а также возраст.

Примечательно, что у мальчиков в три-четыре раза чаще встречается заикание, чем у девочек.

Также заиканию более подвержены воспитанники детских домов, нежели дети, посещающие обычные детские сады и школы. В этом случае большую роль играет ранний отрыв от родителей, поэтому травмируется детская психика (ребенок получает стресс).

Тогда как в сельской местности заикание среди детей встречается намного реже, что связанно со спокойной обстановкой.

Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1-3 % взрослого населения.

Примечательно, что частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18%. То есть имеется наследственная предрасположенность к недугу. Упоминания о заикании доходят до нас ещё с древних времен. Оказывается, заикались некоторые египетские фараоны, персидский царь Бат, пророк Моисей (судя по описанию, у него имелся дефект речи, похожий на заикание), философ и оратор Демосфен, римский поэт Вергилий, Цицерон и другие видные деятели древних времен.

Заикание упоминается и в трудах Гиппократа: он полагал, что причина заикания - накопление влажности в головном мозге. Тогда как Аристотель (основоположник научной философии) считал, что логоневроз возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата.

Однако всё же истинные причины развития логоневроза оставались неизученными до начала девятнадцатого столетия. Поэтому для лечения заикания применялись как народные способы (заговоры, мази, ношение амулетов и другие), так и поистине варварские методы: подрезание уздечки языка либо удаление части его мышц (предложение немецкого хирурга Иоганна Фридриха Диффенбаха). И такие жестокие способы лечения некоторым больным всё же помогали.

В начале девятнадцатого века американские и французские ученные разработали лечебную гимнастику, которая помогала избавляться от заикания. Но она не давала мгновенного результата, поэтому не пользовалась успехом.

Однако наибольший вклад в изучение заикания внесли русские ученные - психиатр И. А. Сикорский (впервые систематизировал все знания о заикании) и физиолог И. П. Павлов. Благодаря их трудам стали понятны причины развития заикания. Также в начале двадцатого столетия были разработаны специальные методики, помогающие избавиться от заикания и других нарушений речи. Кроме того, было основано новое направление в медицине - «Логопедия» (наука о нарушениях речи). И все это заслуга русских ученных.

Однако многое до сих пор остается неизвестным. Например, не ни как не объясняется, тот факт, что большинство больных с логоневрозом не заикаются, когда говорят сами собой, во время пения или разговора хором.

Знаменитости, страдавшие от заикания

Интересный случай произошел с Брюсом Улиссом: заикание у него развилось в старших классах после развода родителей. Однако, участвуя в постановках театрального кружка, он заметил, что на сцене перестает заикаться. Именно этот факт подстегнул его к усиленным занятиям в театральном кружке и определил дальнейший выбор профессии.

Также от заикания страдали, но победили свой недуг, известные личности: Уинстон Черчилль (стал великим оратором и был удостоен нобелевской премии по литературе), Король Георг VI, Сэр Исаак Ньютон, Элвис Пресли, Сэмюель Л. Джексон, Мэрилин Монро, Жерар Депардье, Энтони Хопкинс и другие.

Анатомия и физиология речи

Речевой аппарат включает в себя центральный и периферический отделы.

Центральный отдел

  • Лобные извилины коры головного мозга отвечают за работу мышц и связок, участвующих в образовании устной речи (звуки, слоги, слова) - центр Брока (двигательный центр). В течение первого года жизни у ребенка он постепенно активируется.
  • Височные извилины ответственны за восприятие собственной речи и речи окружающих - слуховой центр Вернике.
  • Теменная доля коры головного мозга обеспечивает понимание речи.
  • Затылочная доля коры головного мозга (зрительная область) отвечает за усвоение письменной речи.
  • Подкорковые узлы (ядра серого вещества, расположенные под полушариями головного мозга), ответственны за ритм и выразительность речи.
  • Проводящие пути (группы нервных волокон) соединяют различные отделы головного и спинного мозга.
  • Черепно-мозговые нервы отходят от ствола головного мозга (располагается у внутреннего основания черепа) и иннервируют мышцы речевого аппарата, шеи, сердца, органов дыхания.
На заметку!

У правшей более развито левое полушарие, а у левшей - правое.

Периферический отдел

  • Дыхательный отдел (служит для подачи воздуха) включает в себя трахею, грудную клетку вместе с бронхами и легкими. Речь образуется во время выдоха, поэтому он становится длиннее вдоха в соотношении 1:20 или 1:30.
  • Голосовой отдел (служит для образования голоса) состоит из гортани и голосовых связок.
  • Артикуляционный отдел (образует характерные звуки речи) состоит из языка, губ, верхней и нижней челюсти, твердого и мягкого неба, зубов и их альвеол (зубная лунка, в которой расположен зуб).
* Язык – самый подвижный орган артикуляции. Его мышцы дают возможность менять форму, степень напряжения и положение. Он участвует в образовании всех гласных и практически всех согласных звуков.

Ко дну ротовой полости от середины нижней поверхности языка отходит складка слизистой оболочки - уздечка, ограничивающая движения языка.

* Твердое и мягкое небо , совершая различные движения, видоизменяют форму ротовой полости, образуют щели и смычки. Тем самым, способствуют образованию звуков.

Слаженная работа периферического и центрального речевого аппарата образует речевой круг.

Механизм формирования речи

В двигательном отделе речи головного мозга (центре Брока) возникает импульс (сигнал), который по черепно-мозговым нервам поступает к периферическим отделам речи (дыхательный, голосовой, артикуляционный).

Первым приходит в движение дыхательный отдел: струя выдыхаемого воздуха прорывается через сомкнутые голосовые связки, поэтому они начинают колебаться. Таким образом, формируется голос. Его высота, сила и тембр зависит от частоты колебания голосовых связок.

Образовавшиеся звуки преобразуются в речевых резонаторах: полости рта, носа и глотки. В силу своего строения резонаторы могут меняться по форме и объему, придавая звукам речи тембр, громкость и отчетливость.

Затем по принципу обратной связи образовавшиеся звуки и слова при помощи слуха, а также ощущений идут от периферических речевых органов в ассоциативный отдел (слуховой центр Вернике, теменная доля коры головного мозга), где анализируется.

Таким образом, формируется речевой круг: импульсы идут от центра к периферии → от периферии к центру → от центра к периферии - и так далее по кольцу.

И если где-то происходит ошибка, то центральным отделам речи сообщается, в каком положении в периферическом речевом органе произошла ошибка. Затем из центрального отдела посылается сигнал к периферическим речевым органам, который точно дает правильное произношение. Такой механизм действует до тех пор, пока не согласуется работа речевых органов и слуховой контроль (произойдет синхронизация речи).

Механизм развития заикания

Сложный и не до конца установленный процесс.

Считается, что под воздействием причин или провоцирующих факторов перевозбуждается центр Брока, а его тонус повышается. Поэтому скорость его работы увеличивается, а речевой круг размыкается.

Далее перевозбуждение переносится на участки коры головного мозга, которые расположены рядом и отвечают за двигательную активность. Это ведет к тому, что возникают судороги мышц в периферическом отделе речи (языка, губ, мягкого неба и других). Затем центр Брока вновь расслабляется, замыкая речевой круг.

То есть человек начинает заикаться из-за внезапного нарушения согласованной работы речевых органов при произнесении звуков, которое вызвано судорогой, возникшей в одном из отделов речевого аппарата (язык, небо и другие).

Примечательно, что могут возникать как судороги мышц, участвующих в образовании звуков, так и - дыхательных. В результате развивается не только заикание, но и нарушается дыхание (появляется ощущение нехватки воздуха).

Заикание в основном возникает на согласных буквах, на гласных - реже. Причем наиболее часто запинки имеют место в начале либо середине речи.

Новая теория в развитии заикания

Профессор Джералд Магуайр из Калифорнийского Университета провел исследования и выяснил, что у людей страдающих заиканием повышен уровень дофамина (медиатора, контролирующего работу головного мозга). И если эта теория будет подтверждена, то, возможно, в скором времени появятся лекарственные средства, понижающие уровень дофамина. То есть выпил таблетку - и можно отправляться на сцену ораторствовать.

Причины развития заикания

Остаются предметом дискуссий. Но мнения ученных сходятся на том, что в возникновении заикания играет роль совокупность нескольких факторов: наследственность, состояние нервной системы, особенности становления речи и так далее.

Однако даже наличие причин не всегда приводят к развитию заикания, они являются лишь пусковыми механизмами. А разовьется ли заикание, зависит от изначального состояния центральной нервной системы и тонуса двигательного речевого центра Брока.

Заикание у детей

Встречается наиболее часто. В основном пик начала заболевания приходится на дошкольный возраст. Дело в том, что ребенок рождается со слаборазвитыми большими полушариями и корой головного мозга. Лишь к пяти годам жизни они формируются окончательно.

Также у маленьких детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому возбуждение легко передается с чувствительных волокон на двигательные. В результате иногда развиваются реакции в виде «короткого замыкания».

Кроме того, движения органов артикуляции (языка, губ и других) у малышей слабы и недостаточно упруги, а их работа плохо скоординирована.

Слух играет ведущую роль в образовании речи, начиная функционировать с первых часов жизни новорожденного. Однако дети не осознают разницу между звуками, слогами и словами окружающих. Поэтому они плохо понимает речь, смешивая один звук с другим.

Кроме того, в возрасте от 2 до 4 лет идет интенсивное развитие ребенка, активное формирование звукопроизношения и речи в целом. Однако в этом возрасте речевая функция ещё недостаточно сформирована. Поэтому увеличивается нагрузка на нервную систему, а в её работе может произойти сбой.

Именно этими факторами объясняется неустойчивость речи ребенка и высокая вероятность формирования её нарушений.

Факторы риска развития заикания у детей

Они создают лишь предпосылки для формирования заикания.

Эмоционально лабильная нервная система

Малыши плаксивые, у них имеется повышенная раздражительность, беспокойный сон и плохой аппетит , они привязаны к маме.

Спровоцировать развитие заикания у детей может резкая смена обстановки: начало посещения детского садика, переезд, долгое отсутствие мамы и так далее.

Ранее начало речи

В годик у детей имеется большой словарный запас (в норме малютка правильно произносит лишь 3-5 слов). В дальнейшем у таких малышей быстро наращивается словарный запас: в 1,5-1,8 они уже говорят развернутыми фразами либо целыми предложениями.

В этом случае у крохи сбивается дыхание во время произношения длинной фразы. Ведь он хочет рассказать всё и сразу. Однако его язычок и легкие пока ещё не могут справиться с таким объемом речи.

Позднее начало речи

Первые правильно произносимые слова у таких малышей появляются лишь к двум годам жизни, а развернутые фразы - не ранее трех лет. Заикание вызвано двигательной расторможенностью нервной системы. Поэтому малыши часто говорят невнятно и плохо произносят звуки.

Заикание у одного из членов семьи

Имеет место подражание ребенка родителям, братьям или сестрам.

Недостаточный эмоциональный контакт ребенка с окружающими

Дети получают недостаточно ласки и душевной теплоты. Взрослые малыша не выслушивают, будучи заняты своими делами. В результате кроха чувствует себя ненужным, поэтому он может начать заикаться, чтобы родные обратили внимание на него.

Излишне строгое отношение взрослых к ребенку

Нередко «грешат» этим папы. Жизнь строго по расписанию: подъем, сон, казарменная система наказаний и так далее. В результате малыш растет пугливым и зажатым, а также боится принять самостоятельное решение, чтобы не разгневать строгого родителя.

Особенности становления речи

В возрасте от 2 до 6 лет малыши нередко повторяют или растягивают слова и слоги, а иногда вставляют лишние звуки, не несущие ни смысловой, ни эмоциональной нагрузки («ну», «а», «вот» и так далее) В результате такая привычка закрепляется, создавая предпосылки для развития заикания.

Физическое состояние ребенка

Частые простудные заболевания, развитее аллергических реакций, наличие врожденной патологии подталкивают малыша к осознанию того, что он «не такой, как все». Поскольку нередко имеются ограничения. Ведь мама постоянно одергивает: «Не ешь апельсин/шоколад, ибо опять появится сыпь», «Нельзя играть во дворе, простудишься» и так далее. В результате ребенок замыкается в себе.

Кроме того, частое посещение медицинских учреждений приводит к развитию «боязни белого халата».

Овладение двумя или более языками одновременно

Особенно если родители дома говорят на разных языках. В этом случае нарушается слаженная работа речедвигательных центров. Поскольку своим родным языком малыш ещё недостаточно хорошо владеет.

Завышенные требования к ребенку

Иногда родители желают продемонстрировать незаурядные способности своего чада всем знакомым и друзьям. Поэтому заставляют заучивать сложные стихи и рассказывать их на дне рождения или другом семейном торжестве. Тогда как у малыша соответствующие зоны головного мозга ещё не созрели, а мышцы артикуляционного аппарата не готовы к такой нагрузке.

Половой признак

Мальчики более склонны к развитию заикания, нежели девочки. Поскольку у девочек в более короткие сроки формируются двигательные функции: они раньше начинают ходить и говорить, у них лучше развита моторика (движение) пальцев рук. Видимо, поэтому у девочек нервная система более устойчива к различным факторам, провоцирующим развитие заикания.

Леворукость

Ослабляется гармоничное взаимодействие между симметричными структурами головного мозга правого и левого полушарий. Поэтому нервная система ребенка становится более ранимой, что отражается на становлении речи. Причем риск развития заикания увеличивается, если леворукого малыша пытались переучить пользоваться правой рукой грубыми методами.

Вероятно, по наследству передается слабость некоторых мозговых структур, которые участвуют в формировании речи.

Причины развития заикания у детей

Имеется несколько групп, однако причины нередко могут сочетаться.

Состояние центральной нервной системы

К развитию заикания склонны дети, перенесшие заболевания, поражающие нервную систему: внутриутробная гипоксия, травма во время родов, черепно-мозговая травма, инфекционные процессы (вызванные вирусами , простейшими, бактериями , грибами) и другие патологии.

После перенесенных заболеваний имеются остаточные явления, которые приводят к структурным изменениям в головном мозге (органическое поражение). В результате развивается недостаточность двигательных отделов головного мозга (например, центра Брока) в разной степени выраженности. Поэтому нарушается передача нервных импульсов мышцам из центральных отделов речи. Тогда как плавная речь требует слаженной работы и зрелости центральной нервной системы.

Такие детки эмоционально лабильны, впечатлительны, у них повышен уровень тревожности, они плохо адаптируются к новым условиям (например, начало посещения детского садика), робкие, волнуются и так далее.

Перенесенные психические травмы

Под влиянием стресса нарушается согласованное перераспределение тонуса мышц, участвующих в образовании речи. То есть мышцы сокращаются и расслабляются несогласованно. Поэтому возникают судорожные повторения звуков, слогов и слов.

Причем стресс может быть хроническим или острым (испуг, постоянный страх, смерть близкого человека, семейные неурядицы и другие), а сила его воздействия значения не имеет.

Заикание у взрослых

Встречается нечасто - и, как правило, берет свое начало в ещё детстве. Однако нередко логоневроз появляется у взрослых людей, вызывая развитие немалых проблем: они замыкаются в себе, становятся робким и нерешительными, избегают общения с людьми, боятся публичных выступлений и так далее.

Факторы риска развития заикания у взрослых

Мужской пол

Мужчины более склонны к развитию заикания, нежели женщины. Профессор И. П. Сикорский объясняет это тем, что у женщин левое полушарие, в котором находится двигательный центр Брока, развито гораздо лучше, чем у мужчин.

Наследственная предрасположенность

Имеется врожденная слабость центральных отделов речи, поэтому при воздействии неблагоприятных факторов (например, стресс) нарушается их работа.

Причины развития заикания у взрослых

Стрессовые ситуации

Тяжелая потеря близкого человека, произошедшее на глазах дорожно-транспортное происшествие, военные действия, землетрясение, катастрофы и так далее.

Под воздействием стресса нарушается координация мышц, отвечающих за формирование звука: они несогласованно сокращаются и расслабляются. В результате развиваются судороги мышц. То есть имеется взаимосвязь с эмоциональным состоянием человека.

Заболевания центральной нервной системы

Черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции (вирусные, бактериальные, грибковые, поражающие нервную систему), энцефалиты , менингиты и другие. Поскольку нарушается передача нервных импульсов от головного мозга по нервным путям к мышцам, отвечающим за формирование речи.

У взрослых в возникновении заикания большую роль играют перенесенные инсульты или наличие опухолей головного мозга (доброкачественные, злокачественные), если затронуты центральные отделы речи. Поскольку появляется механическое препятствие для передачи нервного импульса.

Причем в этих случаях отсутствует взаимосвязь заикания с эмоциональным напряжением. То есть человек заикается в покое, наедине с собой, при пении и разговоре хором.

Виды заикания

Делятся по форме судорог, клиническим проявлениям и течению заболевания.

Виды заикания по форме судорог

  • Клоническое заикание - когда несколько кратковременных судорог , следующих друг за другом, ведут к непроизвольному повторению отдельных слогов и звуков.
  • Тоническое заикание - если мышцы длительно и сильно сокращаются. В результате происходит задержка речи.
  • Смешанная форма развивается, когда сочетаются оба вида нарушения речи.
Кроме того, иногда к судорогам мышц языка, губ и мягкого неба присоединяются насильственные и непроизвольных движения (судороги) мышц лица и/или конечностей.

Виды заикания по течению

  • Постоянное - заикание, возникнув, присутствует постоянно при всех ситуациях и в формах речи.
  • Волнообразное - заикание не исчезает до конца: то появляется, то исчезает.
  • Возвратное (рецидивирующее) - дефект речи, исчезнув, появляется вновь. Иногда после довольно длительных периодов речи без запинок.

Виды заикания по клиническим формам

Существует две формы логоневроза: невротическая и неврозоподобная. В основе разделения лежат разные причины и механизмы развития.

Невротическая форма

У больных отсутствуют данные о наличии у них в прошлом внутриутробной гипоксии или родовых травм.

Толчком к развитию заикания служат психические травмы (острый или хронический стресс) либо раннее активное введение второго языка общения (в 1,5-2,5 года). То есть заболевание носит функциональный характер, а мозговые структуры не поражаются. Поэтому эта форма заикания лучше поддается лечению.

Характеристика детей, склонных к развитию невротической формы заикания

Изначально такие дети робкие, впечатлительные, тревожные, обидчивые, раздражительные, плаксивые, боятся темноты, не остаются в комнате без взрослых, с трудом привыкают к новой обстановке, плохо спят. Также у них быстро меняется настроение, причем чаще - в сторону понижения.

Психическое, физическое и двигательное развитие у детей соответствует возрасту. Однако становление речи у них происходит несколько ранее: первые слова появляются к 10 месяцам жизни, фразовая речь - к 16-18 месяцам. Через 2-3 месяца после начала фразовой речи дети уже строят сложные предложения и речевые конструкции.

Темп речи ускорен: дети «захлебываются», не договаривают окончания слов, пропускают предлоги и слова. Кроме того, речь иногда смазана.

Симптомы

У детей заболевание возникает внезапно, как правило, в возрасте от 2 до 6 лет.

Сразу после психической травмы, которая становится «последней каплей», ребенок перестает говорить на какое-то время (мутизм). При этом у него на лице «написано» выражение страха. Затем, когда ребенок начинает вновь говорить, то уже заикается. Малыш становится раздражительным и плаксивым, плохо спит, боится разговаривать.

При введении второго языка общения ребенок получает психическое напряжение, поскольку возрастает нагрузка на речевой аппарат. Тогда как некоторые дети в силу возрастных особенностей недостаточно овладели своим родным языком.

Заикание у крохи усиливается при воздействии любого стресса, эмоционального напряжения или появлении тревоги. То есть течение заболевания волнообразное: периоды заикания чередуются со светлыми промежутками, когда ребенок разговаривает без запинок. Тогда как если малыш болеет (у него повышается температура тела, он кашляет и так далее), то заикание у него не усугубляется.

Невротическая форма заболевания протекает как благоприятно, так и не благоприятно. В первом случае наступает излечение, а во втором заболевание переходит в хроническую форму.

При хроническом течении заболевания со временем заикание становится всё более тяжелым. Уже к 6-7 годам дети неохотно разговаривают с новыми людьми. А в 11-12 лет у детей резко меняется поведение: они замыкаются в себе. Поскольку прекрасно осознают свой дефект и боятся произвести неблагоприятное впечатление на собеседника.

У детей развивается логофобия - боязнь разговора с навязчивым ожиданием возникновения речевых неудач. То есть образуется порочный круг: судорожные запинание в речи приводят к возникновению отрицательных эмоций, а они, в свою очередь, - к усилению заикания.

У взрослых логофобия приобретает навязчивый характер. Поэтому заикание возникает только от мысли, что имеется необходимость общения либо при воспоминаниях о неудачных речевых контактах в прошлом. В результате взрослые чувствуют себя социально неполноценными, у них постоянно пониженное настроение, имеется страх перед речью, поэтому они сознательно нередко отказываются от общения вообще.

Неврозоподобная форма

У больных из анамнеза (данных из прошлого) выясняется, что мама перенесла тяжелый токсикоз во время беременности , была угроза выкидыша , асфиксия (удушье) либо травма в родах и так далее. То есть имеется органического поражение головного мозга (дистрофические изменения в клетках головного мозга), поэтому эта форма заикания лечению поддается труднее.

Для неврозоподобной формы заикания проявления дефекта речи не зависят от внешних факторов (например, эмоционального напряжения).

Характеристика детей, склонных к развитию неврозоподбной формы заикания

В первые годы жизни такие детки крикливы, плохо спят, беспокойны, суетливы. Их физическое развитие несколько отстает от сверстников. У них неловкие движения и плохая координация, они расторможены и легко возбуждаются, раздражительны и вспыльчивы.

Дети плохо переносят жару, езду в транспорте и духоту. Они быстро утомляются, а также истощаются при физической и/или интеллектуальной нагрузке.

У них имеется задержка развития речи, нарушено произношение некоторых звуков, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь.

Симптомы

У детей заикание начинается примерно в возрасте 3-4 лет без видимых на то причин, нарастая постепенно. Начало, как правило, совпадает с формированием фразовой речи.

В первые пол года заболевания периоды «с запинками» постепенно становятся длиннее и появляются чаще, а «светлые» промежутки (когда ребенок не заикается) не наблюдаются. То есть заболевание протекает на «одной ноте».

Далее дети начинают добавлять лишние фразы и слова, не несущие смысловую нагрузку (эмболофразия): «а», «э», «ну» и другие. При этом сам темп речи либо ускорен, либо замедлен. Как правило, присутствует резкое нарушение дыхания во время речи: произносятся слова в момент вдоха или в конце полного выдоха.

Кроме того, имеется недостаточная подвижность, а также координация органов артикуляции (язык, нёбо и другие), рук и ног. Также судороги могут возникнуть в мимической мускулатуре лица или рук. Как правило, у таких детей плохо развивается музыкальный слух.

При обследовании выясняется, что у большей части детей имеется органическое поражение головного мозга остаточного (резидуального) характера. Поэтому нередко у детей понижена память и работоспособность, они быстро утомляются и страдают от головных болей, у них имеется дефицит внимания и гиперактивность.

У взрослых при хроническом течении этой формы заболевания нередко имеются тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата. Как правило, речь у них сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища и другими. То есть имеется насильственное сокращение других групп мышц, которые не имеют никакого отношения к формированию речи.

При тяжелой форме заболевания взрослых утомляет общение, поэтому вскоре после начала разговора они жалуются на усталость и начинают отвечать односложно.

Кроме того, взрослые трудно адаптируются к новым условиям, у них понижена память и внимание, повышена утомляемость и истощаемость.

Занятия с логопедом большинству больных приносит облегчение, но только в том случае, если работа проводится регулярно и длительно.

К какому врачу обращаться?

К развитию заикания приводит большое количество причин. Поэтому в его лечении принимает участие несколько специалистов.

Невропатолог и психиатр занимаются лечением заболеваний нервной системы при помощи лекарственных средств.

Психотерапевт применяет различные виды психотерапии: гипноз, аутотренинг и другие.

Психолог изучает личность больного, выявляя слабые стороны характера и помогая их исправить. Обучает общению с окружающими в различных жизненных ситуациях, помогает больным выразить себя эмоционально и творчески.

Логопед - специалист, который занимается исправлением речи. Его работа заключается в обучении правильному дыханию во время речи, использованию голоса, плавному и ритмичному разговору. Логопед не исправляет неправильное произношение слогов или слов, а доносит до больного, что произносить их можно легко, как и все остальные слова. Тогда страх больного перед заиканием постепенно уменьшается.

Иглорефлексотерапевт воздействуя на специальные точки при помощи игл, снимает нервное напряжение и улучшает кровообращение в головном мозге.

Инструктор по лечебной физкультуре при помощи специальных упражнений помогает больным выработать необходимую координацию и способность двигаться свободно.

В каком возрасте лучше начать лечение у детей?

Как только вам показалось, что ребенок начал заикаться, обращайтесь к специалистам. Максимальный и быстрый эффект от лечения имеется, если обращение к врачу было в течение 3-6 месяцев от начала заболевания.

Благоприятный исход от лечения достигается, если оно начато в возрасте от 2 до 4 лет, менее благоприятный - от 10 до 16 лет. Поскольку легкая ранимость, стремление к свободе и нелюдимость, которые встречаются в подростковом возрасте, отрицательно сказываются на результатах лечения.

Лечение заикания

Проводится как в стационаре, так и амбулаторно. Применяются в комплексе различные виды психотерапевтического воздействия, лечебная физкультура, лекарственные препараты (например, успокоительные, антидепрессанты, витамины) и так далее.

Методики лечения заикания

Существуют в большом количестве, но задача у всех одна - заставить речевые центры работать синхронно с одинаковой скоростью. В основу положено торможение речевого центра Брока и возбуждение других двигательных центров.

В статье приведены лишь некоторые из методик, применяемые для лечения заикания у детей и взрослых.

Устранение заикания у дошкольников

«Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» - методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П.

Курс рассчитан на 2-3 месяца (36 занятий).

Основа методики - поэтапное создание игровых ситуаций, которые формируют у заикающихся детей навыки самостоятельной речи. А далее помогают переходить от общения словами к развернутым фразам. Кроме того, методика включает в себя логопедические занятия на каждом этапе: выполняются специальные упражнения для расслабления мышц и снятия эмоционального напряжения.

Методология L.N.Smirnova «Логопедия в заикании»

Применяется система игровых упражнений, рассчитанная на 30 недель (один учебный год). Занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут в утренние часы.

Цели

  • Обеспечение коррекции речи и личности
  • Развитие чувства ритма и темпа речи
  • Улучшение внимания и памяти
  • Развитее мелкой моторики рук и расслабление мышечного тонуса
  • Развитее речевой и двигательной координации
Методика Силивестрова

Длительность - от 3 до 4 месяцев. Курс - 32-36 занятий.

Методика включает три этапа:

I. Подготовительный . Создается спокойная обстановка и ограничивается речевое общение. Далее стимулируется активная работа ребенка над своей речью.
II. Тренировочный . Переходят от тихой речи - к громкой, а от спокойного вида деятельности - к эмоциональной. Для этого используются активные, творческие игры. Причем на этом этапе в лечении принимают участие и родители.
III. Закрепительный . Плавная речь закрепляется в более сложных ситуациях: беседа, рассказ и так далее.

Устранение заикания у подростков и взрослых

Методика В.М. Шкловского

В ней объединена работа психиатра, невропатолога и психотерапевта. Курс лечения - 2,5-3 месяца. Во время лечения больной пребывает в стационаре.

Методика включает четыре этапа:

I. Больного тщательно обследуют и выявляют причину заикания.
II.Перестраиваются укоренившиеся навыки и нарушенное отношение личности.
III-IV. Проводятся тренировки речи в жизненной обстановке, в которой обычно пребывает заикающийся. Благодаря чему у больного воспитывается речевая активность, также в нем укрепляется уверенность, что он сможет справиться с заиканием в любой ситуации.

Методика Л.3. Арутюнян

Вначале проводиться лечение в течение 24 дней в стационаре, затем - пять курсов по пять-семь дней в течение года.

Методика состоит из нескольких этапов:

  • Проводится работа для устранения речевых судорог
  • Уменьшается чувство тревоги, связанной с актом речи
  • Осознания больным своего состояния и уверенности в выздоровлении
Особенность методики - синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. То есть формируется новое психологическое состояние, в котором речь больного связана со спокойствием, правильной интонацией и мимикой, уверенной осанкой и так далее. Первоначально такая речь медленная, но она дает возможность с первых занятий говорить больному без судорожных запинок.

Новые методики для лечения заикания

Комплекс BreathMaker

При использовании методики «протезируется» речевой круг между центром Брока (речевым центром) и центром Вернике (центром распознавания речи).

Суть методики

Заикающийся говорит в микрофон, его речь записывается, а затем исправляется компьютерной программой. Далее исправленная речь подается в наушники и анализируется центром Вернике правильно. В результате снимается тонус с центра Брока.

Такой механизм направлен на устранение психологической зависимости и неуверенности в себе больного. Ведь он при небольшой запинке думает, что окружающие воспринимают его критически. Поэтому наступает ещё большее перевозбуждение речевых центров, которое ведет к усугублению нарушения речи.

Мотивация - основа лечения

Больные логоневрозом - талантливые, ранимые и впечатлительные люди. Однако нередко они инертны или ленивы. За долгие годы своей болезни они приспосабливаются, извлекая вторичную выгоду из своего состояния: их реже вызывают к доске, не отправляют на конкурсы чтецов, освобождают от устных опросов и так далее.

Однако со своим нарушением речи можно и нужно бороться. И главное - помнить, что пока ещё не изобрели «волшебную» таблетку от заикания.

Что делать родителям?

Маленькие непоседы - особая категория больных. Ведь трудно объяснить ребенку, что нужно помолчать всего несколько дней, именно сейчас нельзя смотреть любимый мультик и так далее. Поскольку в силу незрелости мозговых структур дети не умеют ждать. Поэтому родителям придется набраться терпения и научиться пользоваться небольшими уловками.

Организуйте режим дня .
Организуйте сон ребенку не менее 8 часов в день (при необходимости дневной сон), исключите активные и компьютерные игры в вечернее время. Ограничьте время просмотра мультиков и постарайтесь не давать смотреть новые серии пока длиться лечение. Таким образом, уменьшится перенапряжение центральных отделов речи.

Организуйте правильное общение.
Дети наедине с собой не заикаются, поэтому постарайтесь первыми не обращаться к ребенку. Разговаривайте с малышом спокойно, не спеша и плавно, выговаривая все слова. Общаясь с ребенком, старайтесь использовать вопросы, ответы на которые простые и односложные. Если малышу трудно выговорить фразу самостоятельно, произнесите её вместе.

Соблюдайте охранный речевой режим.
Читайте книги только хорошо знакомые, не просите ребенка пересказать сказку, увиденное или разучивать стихотворение - для этого наступит подходящее время несколько позднее. Выбирайте для прогулок не шумные места. Лучше играть в спокойные игры (например, сборка конструктора, лепка, рисование), чтобы ребенок комментировал свои действия, поскольку наедине с собой он не заикается.

Следите за питанием .
В рационе должна преобладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, острую, соленые и жаренную пищу.

Что делать взрослым пациентам?

Следует учесть, что предстоит долгий и кропотливый труд как врача, так и пациента. Поэтому до начала лечения они заключают между собой некий договор. Согласно нему врач обязуется лечить, а пациент - выполнять все рекомендации доктора: регулярно заниматься упражнениями, при необходимости в начале лечения соблюдать режим тишины и так далее.

Затем, поборов свой страх, больной должен «войти» в заикание. То есть вести дневник выступлений, проявлять инициативу в общении (например, рассказывать анекдоты или истории) и так далее. Такая тактика дает хорошие результаты. Яркий пример - знаменитости, поборовшие свой недуг.

Таким образом исследователи нашли область мозга, стимуляция которой заставляет нас соблюдать принятые в обществе нормы и правила.

«Омолаживатель»

100 лет назад подобные эксперименты ещё не проводили, но догадывались: электрическим током можно не только убивать людей, усаживая их на одноимённый стул, но и оказывать целебное воздействие.

Живший в Англии инженер Отто Овербек страдал хроническим заболеванием почек и в какой-то момент попробовал лечиться, пропуская через своё тело ток небольшой силы. Недуг отступил. Шли 1920-е, европейцы были помешаны на технологиях омоложения, и Овербек решил, что пробил его час. Он разработал «Омолаживатель» - прибор, способный «лечить любые заболевания, за исключением физического уродства и инфекций». Но главное, утверждал автор, он обращает процесс старения вспять, устраняет облысение и седину.

Молодильный прибор состоял из обычной батарейки и набора электродов. Их нужно было подносить к тем или иным частям тела. Например, к векам, отчего сразу улучшается зрение. Или к волосам, отчего проходит мигрень. Медицинского образования у Овербека не было, и научных исследований он не проводил. Зато провёл рекламную кампанию по всему миру, что обеспечило ему бесперебойные продажи чудо-прибора. И через 3 года он купил себе замок в графстве Девоншир.

Понятно, что медики считали Овербека шарлатаном. Но его коммерческий успех был бы невозможен, окажись аппарат полной пустышкой. К тому же, как ясно теперь, электрический ток и впрямь способен лечить некоторые расстройства.

Электродопинг

Во многих салонах красоты сейчас стоят приборы, с помощью микротоков разглаживающие морщинки вокруг глаз. А в любой поликлинике есть кабинет физиотерапии, где проводят процедуры, накладывая электроды на тело. Таким способом у пациентов улучшают кровообращение, снимают боли, восстанавливают ткани. Однако всё это никак не связано с воздей­ствием на центральную нервную систему и головной мозг. А ведь мозг - по сути огромная электросхема, и естественно, что электрические импульсы как-то должны на него влиять.

«Есть такой метод - микрополяризация, его разрабатывали как раз для коррекции нарушений центральной нервной системы, - говорит Алексей Ш­елякин, доктор биологических наук . - Очень слабые э­лектрические сигналы подаются на определённые зоны мозга через электроды, приложенные к коже головы. Это изменяет активность нерв­ной ткани, что позволяет лечить целый спектр заболеваний (см. инфо­графику)».

Инфографика Яны Лайковой / АиФ

Алексей Шелякин работает в Институте медицинской реабилитации (Санкт-Петербург), где разработано множество приборов, в т. ч. для применения данного метода. На сегодняшний день пролечено более 2 тыс. пациентов. «Перспективы хорошие, - уверен он. - Есть данные, что метод пригодится в нейрохирургии, наркологии».

Да-да, оказывается, воздействуя электричеством на мозг, можно избавлять человека от зависимостей. Скажем, снижать у него склонность к риску (у игроманов), обучать вовремя останавливаться (проблема алкоголизма).

Разумеется, в домашних условиях практиковать это ни в коем случае нельзя (не тащите пьющего мужа к розетке!), но как знать - не появятся ли такие приборы со временем?

«Микрополяризацию можно применять только под контролем врача. И сейчас, и через 20 лет, - убеждён Леонид Чутко, профессор, руководитель центра поведенческой неврологии Института мозга человека РАН (Санкт-Петербург) . - Мы с её помощью лечим задержки психического развития у малышей, синдром дефицита внимания, нарушения речевого развития. В итоге у детей улучшаются память и внимание, снижается импульсивность, они начинают лучше говорить. Вообще возрастает интерес к познанию».

Кстати, о познании. В Окс­фордском университете (Великобритания) выяснили, что воздействие слабыми токами на мозг улучшает математические способности. А в Австралии учёные установили, что «под током» человек более склонен к творчеству.

И там не исключают, что «электродопинг» для мозга, работающий от обычной батарейки, вскоре может появиться в продаже.

Когда мы видим человека, страдающего заиканием, слышим его вынужденные остановки в речи, мы не понимаем, что, разве так трудно говорить без заминок? Действительно, для них это сложно, ведь причина заминок кроется в спазмах и мелких судорогах речевого аппарата, которые не так-то просто преодолеть. Заикание – это неврологическая болезнь, однако лечение должно производиться одновременно целой командой врачей. Но почему люди страдают заиканием? Это врожденная патология или приобретенный дефект? Попробуем разобраться.

Причины заикания у детей и взрослых

Заикание – это такое заболевание, которое имеет ген наследственности. То есть, если в семье есть заикающиеся люди, значит ваши дети тоже предрасположены к этому дефекту. Болезнь проявляется даже при небольшой встряске или стрессе. Заиканием чаще всего страдают детки трех-пяти лет. При правильном лечении к школьному возрасту этот недуг проходит почти бесследно. Вот почему важно вовремя начать лечение. Рассмотрим основные причины, по которым заикание появляется у детей и взрослых.

  1. Как уже было обозначено, основная причина заикания – стресс, испуг, резкая смена эмоционального состояния. Иногда дети приобретают заикание в неблагополучных семьях, когда их психическое состояние находится «на грани». Но в большинстве случаев заикание поражает ребенка при каком-то всплеске. Например, если испугала собака. В народе бытует мнение, что для того, чтобы избавиться от заикания, ребенка нужно напугать вновь. Однако мы не советуем вам этим заниматься, ведь никто не может гарантировать, какой результат вы получите, вы можете усугубить ситуацию. Для лечения таких деток нужно организовать дома спокойную обстановку, не ругать ребенка, не ругаться между собой.
  2. Иногда заикание появляется в то время, когда у ребенка начинается речевой всплеск. Обычно это происходит у малышей, которые были застопорены в речевом развитии. После того, как они начали связывать свою речь, им хочется сразу сказать очень много. Но рот, к сожалению, не успевает. Такая торопливость тоже зачастую приводит к заиканию. Чтобы устранить такую причину, нужно терпеливо выслушивать слова ребенка, не торопить и не подгонять его. Постарайтесь понять все, что он вам говорит.
  3. Часто заиканием страдают люди, которые принимают все близко к сердцу. Если это ребенок, то он скорее всего очень впечатлительный и ранимый. Обычно он очень чутко реагирует на изменение поведения взрослых, на тон их голоса. Если причина заикания кроется в этом, нужно следить за своим состоянием и убедить ребенка, что все в порядке.

По сути, причины заикания — это только спусковой механизм. Все зависит от неврологического здоровья человека, а также от развитости его речевого аппарата. Больше половины людей, страдающих заиканием, вылечиваются от этого заболевания ко взрослому возрасту. Однако заикание может вернуться при волнительных публичных выступлениях, поэтому при диагностировании заикания лучше сразу начать лечение.

Виды заиканий

Существует 2 вида заиканий:

  1. Невротическое заикание или логоневроз. При логоневрозе заикание почти не заметно, однако усиливается при волнении и стрессе. В остальном ребенок здоровый, у него нет серьезных отклонений в речевом и моторном развитии. В спокойной, домашней обстановке ребенок говорит почти без запинок, однако с незнакомыми людьми заикание усиливается. Весной и осенью заболевание прогрессирует (как при многих неврологических отклонениях).
  2. Неврозоподобное, или по-другому, органическое заикание. Обычно, это следствие серьезного неврологического отклонения. При таком заикании речь застопоривается в самом начале, человек не может сказать и слова. Такое заикание можно диагностировать и по показателям анализов и УЗИ головного мозга. Обычно заикание такого типа проявляется у детей в 3-4 года, такие детки поздно начинают говорить, у них неразвита моторика, и как следствие, артикуляция. Обычно такие дети непоседливы, беспокойны, не имеют музыкального слуха.

Заикание – это невроз, поэтому все рецепты народной медицины направлены на успокоение, снятие напряжения и волнения. Вот несколько полезных рецептов, с помощью которых можно избавиться от заикания и восстановить плавную речь.

  1. Ромашка и валериана. Для приготовления этого отвара нужно взять столовую ложку аптечной ромашки и чайную ложку валерианы. Из трав нужно приготовить насыщенный отвар, остудить и процедить его. Пить его нужно по две столовые ложки два раза в день – утром и вечером.
  2. Настой ясенца белого для ополаскивания. Столовую ложку листьев нужно залить стаканом кипятка и настоять минут 20. Затем отвар процедить и ополаскивать им рот по утрам. Принимать настой внутрь нельзя.
  3. Гусиная лапчатка. Взять чайную ложку этого растения, залить стаканом молока и варить на медленном огне около получаса. Отвар остудить и пить утром и вечером по 20 мл. Вместо молока можно использовать вино.

Есть еще несколько способов избавления от заикания в домашних условиях.

  1. Пение. Это самый эффективный и простой способ наладить свою речь. Ведь во время пения просто невозможно заикаться, это физически недопустимо. Постарайтесь петь как можно чаще, а если волнуетесь, можете даже общаться «нараспев».
  2. Дыхательные упражнения. Это тоже реальный способ устранить дефекты речи. Нужно регулярно делать протяжные вдохи и выдохи. Весьма эффективна гимнастика Стрельниковой.
  3. Пауза в общении. Попробуйте несколько дней ни с кем не разговаривать, общайтесь записями. Когда вы пишете слова и предложения на бумаге, вы мысленно их проговариваете, а в мыслях запнуться невозможно. К тому же низкая скорость письма учит вас выражаться медленно, без спешки.
  4. Не форсируйте события. Нельзя наседать на ребенка, требуя у него произношение плавной речи. Сделайте перерыв в развивающих уроках – никаких новых слов, разучивания стихов и скороговорок. Также ограничьте время просмотра телевизора и компьютерных игр.
  5. Полный отдых. Для восстановления гармонии и баланса, нужно заняться релаксирующими видами деятельности. Очень полезно плавание и игры на воде, а еще лучше – дельфинотерапия. Также полезны занятия йогой, лепка из теста или пластилина, создание поделок и аппликаций.
  6. Упражнения для языка. Это очень веселые упражнения, которые понравятся вашим детям. Нужно болтать языком между небом и верхним рядом зубов. Дайте ребенку полизать тарелку после ужина – это не совсем эстетично, но очень полезно. Ведь это разминает мышцы языка, а также улучшает проговаривание многих букв.

Медикаментозный метод лечения заикания

Комплексный врачебный подход состоит из консультаций нескольких специалистов:

  1. Невропатолог проверяет состояние нервной системы. Если выявляются отклонения, он назначает специальные препараты. Обычно это лекарства, улучшающие нервную проходимость, а также простые успокаивающие средства.
  2. Врач-психотерапевт выясняет эмоциональную сторону вопроса. Он выявляет, при каких обстоятельствах началось заикание, в каких моментах возникает рецидив заболевания. Этот врач проводит психологические сеансы для придания пациенту уверенности в себе, учит справляться с волнением.
  3. Также важна плотная работа с логопедом. Он заново поставит произношение букв и научит вас разговаривать плавно, без запинок.
  4. В особых случаях взрослым назначают сеансы иглоукалывания. Воздействие иглами на определенные точки прекрасно успокаивает человека.

Современный метод лечения заикания

Среди современных методов лечения этого заболевания можно отметить программные продукты, которые изменяют речь. Это простые программки, которые находятся в общем доступе. Такое приложение можно скачать и установить себе на телефон. Симулятор голоса повторяет ваши фразы с долей замедления. То есть вы учитесь говорить так, как голос в телефоне – немного плавно и протяжно. Это способствует избавлению от запинок и заикания.

Здесь важную роль играет и психологический момент. Перед телефоном человек не волнуется и не переживает так, как при живом общении. Поэтому он проще проговаривает слова, не заикаясь.

Профилактика заикания

Как известно, профилактика лучше всякого лечения. Поэтому важно знать о некоторых правилах, которые уберегут вас и ваших детей от заикания.

  1. Пусть в доме будет здоровая и комфортная обстановка. Не позволяйте себе ругаться при детях, будьте максимально дружелюбными к ним. Мы не говорим вам о том, что нельзя наказывать ребенка за шалости и растить его «в теплице». Однако ругать можно спокойным, ровным тоном, жестко, но без крика и рукоприкладств.
  2. Если ребенок стал запинаться, не акцентируйте на этом внимание. Нельзя заставлять его произносить неудавшиеся звуки и слоги – ведь он делает это не специально.
  3. Слушайте больше музыки и приятных песен.
  4. И даже если вы полностью избавились от заикания, не волнуйтесь, если оно вернулось к вам вновь при сильном волнении или стрессе. Теперь вы знаете, как с ним бороться!

Заикание – это всего лишь небольшой дефект речи, который с успехом лечится в любом возрасте. Перед публичным выступлением постарайтесь успокоиться и отвлечься, ведь многие знаменитые люди страдали от заикания, но никому это не помешало стать великим и всемирно известным.

Видео: как избавиться от заикания

В древности возникало довольно много соображений по поводу, методов лечения заикания . Других-то практически и не существовало. Людям, которые заикались, подрезали языки, помещали в рот мускатные орехи и заставляли читать речи, советовали беседовать с отражением своим в зеркале, а иногда даже поющую цикаду помещали в рот больным. Все эти метода нельзя назвать гуманными,а уж тем более эффективными. И к счастью, такими народными способами сегодня лечение не ведется в современном обществе.

Сегодня методами лечения заикания занимаются логопеды и невропатологи. Только их общими усилиями можно добиться положительного результата, подарив человеку надежду на нормальное общение. Проблема, как вылечить заикание, волнует не только детей, многие взрослые также сталкиваются с этой бедой, испытывая жуткий дискомфорт. Дети намного легче становятся заиками, испытывая неожиданный страх, переживая стрессовую ситуацию, переутомляясь и не получая достаточное количество полноценного отдыха. Просмотр фильмов, которые содержат элементы ужасов или фантастики, также могут стать причиной возникновения заикания у детей . Для нормального развития речи у детей в маленьком возрасте следует не допускать сильных потрясений и испугов, иначе последствия могут оказаться самыми серьезными. О том, как вылечить заикание, говорят многие народные целители. Некоторые даже утверждают, что народными способами можно пользоваться, обходясь даже без врачебной помощи. Однако все же лечение должно стать комплексным, и народная и традиционная медицина должны стать взаимодополняющими друг друга в победе над речевым дефектом.

Чтобы нормализовать речевую функцию, рекомендуется принимать сбор лекарственных трав: из цветков календулы, донника, мелиссы, солодки, березовых листьев. Все измельченные компоненты заливают кипятком, затем ставят на водяную баню и снимают, как только начинается процесс кипения. Настаивать средство до готовности нужно полтора-два часа, затем процедив, можно начинать прием. Рекомендуется принимать средство по четыре-пять раз в день взрослым, перед каждым приемом пищи. Средство оказывает успокаивающий и расслабляющий эффект, хорошо воздействуя на нервную систему человека.

Другой рецепт готовится из сбора плодов зверобоя, аниса, мелиссы, листьев пустырника, душицы, ромашки. Сбор заливается кипятком, оставляется настаиваться на протяжении трех часов. Затем нужно процедить и употреблять перед едой, не менее четырех раз в сутки.

Известно, методы как вылечить заикание при помощи использования ароматических масел. Например, эффективными себя проявили масла розмарина и сосны, базилика и сандала, розы и бергамота. Их применение оказывает успокаивающее действие, а также снимает страх и напряжение. Применяется масло посредством нанесения на носовой платок, который прикладывается к переносице. Процедуру ароматерапии подобным образом проводят примерно три-четыре раза в день, больше не стоит, поскольку ароматическое масло при переизбытке может вызвать аллергический эффект.

С использованием ароматических масел можно и сделать себе ванну с лечебным эффектом. Для этого подойдут масла шалфея , лаванды, герани, чабреца, полыни. Для достижения лучшего эффекта в ванну выливается не само масло, а несколько его капель, добавленных в стакан кефира. Воды для приема ванны не должна быть горячей. Оптимальный вариант – 37 градусов. Для получения положительного результата ванну желательно попринимать на протяжении двух недель ежедневно, каждый раз расслабляясь в ней не менее двадцати минут.

Полезным лекарственным средством для заикающихся может стать средство, приготовленное из ста миллилитров лимонного сока, калины, отвара шиповника. К приготовленному настою добавляют свежий капустный сок и ложку меда. Лечение такими народными способами рекомендуется не только взрослым, но и детям.

Врачи из австрийских клиник рекомендуют, как вылечить заикание при помощи отвара из кожуры яблока. Очищенную кожуру отваривают на протяжении пяти минут. Не запрещается добавить в отвар для более приятного вкуса сахар или мед. При этом можно смешать данный отвар с отваром мелиссы, а можно принимать его и в чистом виде. Это прекрасное средство, которое снимает спазматические состояния, приводящие к заиканию.

Чтобы упокоить нервную систему, которая является источником спазмов, приводящих к нарушению речи, можно использовать такое средство в домашних условиях: возьмите виноградный сок, добавьте к нему щепотку измельченной травы гусиной лапчатки. Довести смесь до кипения, остудить, после процеживания можно принимать. Вместо виноградного сока можно использовать и другой напиток – кипяченое коровье молоко. Оно должно быть натуральным, а не содержать консерванты, чтобы принести ожидаемый лечебный эффект. Специалисты, рекомендующие данное лечебное средство, утверждают, что при заваривании лапчатки с помощью одной только воды не будет ожидаемого эффекта лечения заикания.

Пробовать любые из этих средств можно, даже если вам назначено основное медикаментозное лечение. Лечение народными способами не может стать помехой таблеткам, а только ускорит процесс выздоровления.

ЗАИКАНИЕ — это расстройство речи, в основном у детей и юношей, возникает чаще всего после испуга или психической травмы.

В научной медицине заикание лечат комплексными логопедическими упражнениями с назначением средств успокаивающего действия на нервную систему. Народная медицина использует методы траволечения, массажа и психокоррекции, которые могут быть полезны в комплексном лечении заикания и проводиться самостоятельно при домашнем лечении.

В домашних условиях при заикания можно применить один из травяных сборов лекарственных растений, апробированных научной фитотерапией:

  • Травяной сбор № 1 — 5 г сухой травы руты душистой заливают 0,5 л кипятка. Держат на малом огне в течение пяти минут. Процеживают. Теплым отваром полощут рот и горло, не глотая. Держат во рту пока полностью не остынет.
    Повторяют несколько раз в день, длительность 2-3 недели.
  • Травяной сбор № 2 — 20 г свежих листьев с цветками ясенца белого заливают 0,5 л кипятка. Настаивают 15-20 минут. Процеживают. Полощут теплым настоем рот, не глотая, и течении 3-5 минут.
    Повторяют несколько раз в день.
  • Травяной сбор № 3 — 3 капли сока из равновесовой смеси листьев и цветков ясенца смешивают с 2 каплями сока крапивы жгучей, помещают на язык, держат пять минут, не глотают.
    Повторяют несколько раз в день через 2 часа. Длительность лечения - 10 дней.
  • Травяной сбор № 4 — Готовят смесь в составе: по 100 г листьев крапивы двудомной и соцветий ромашки, по 50 г корней дягиля, соплодий хмеля, листьев мелиссы, травы вереска и зверобоя;
    1 чайную ложку смеси заливают стаканом кипятка, настаивают 20-30 минут.
    Настой пить по половине стакана дважды в день (утром и вечером).

Вьюнок многоплодный (Convolvuluv Pluricaulis) цветет красивыми белыми цветами. Это аюрведическое средство помогает контролировать артериальное давление крови и хорошо работает при заикании. Особенно рекомендуется применять это средство студентам во время экзаменов

Как правило, заикание влияет на людей с детства. В то время как некоторым людям удается избавиться от заикания в более поздние годы жизни, другие вынуждены обращаться к разным специалистам.

Человек, страдающий от проблемы заикания, легко идентифицируется в толпе людей. Во время разговора он повторяет звуки или слова. Это может сопровождаться некоторым выражением, вроде кивка и сжатых мышц на лице. В основном, эти люди застревают во время беседы, и это нарушает их умение говорить и общаться.

Согласно наблюдению, существует равное соотношение мальчиков и девочек, страдающих от заикания среди детей. Но у взрослых людей случаи заикания чаще встречаются у мужчин, чем у женщины.

Нет никакой конкретной причины, указывающей на причину заикания у людей. Тем не менее, врачи утверждают, что в проблемах заикания виновна нервная система. См. статью: Ученые выяснили главную причину заикания.

В этой статье я хочу обратить ваше внимание на то, что существуют народные средства для лечения заикания. Народные целители и Аюрведа имеют широкий арсенал средств для лечения заикания.

Средства Аюрведы для лечения заикания

В Аюрведе считается, что травы способны вылечить заикание. Эти аюрведические средства контролируют Вату, Питту и Капху тела.

Аюрведа сыграла заметную роль в древней медицинской системе и по-прежнему высоко ценится за ее преимущества. Индийские народные средства помогают устранить стресс, беспокойство и другие недомогания естественным образом. Нет никакого вреда в применении аюрведических средств, чтобы вести лучшую жизнь. В Аюрведе есть травы для лечения заикания.

Травы, которые могут вылечить заикание

Имбирь – средство для нервной системы

Корень имбиря оказывает прекрасное влияние на весь организм человека. Он не только улучшает проблемы, связанные с эмоциональной и нервной системой, но и улучшает работу мозга. Это индийское народное средство помогает в правильном функционировании иммунной системы и оказывает множественное положительное воздействие на другие органы тела.

Ашваганда легко лечит заикание

Ашваганда – это еще одно аюрведическое средство, которое помогает легко вылечить заикание. Эта трава содержит вещества, которые позволяют преодолевать потерю памяти, стресс и другие хронические болезни. Большинство из этих проблем связаны с образом жизни и вызывают неврологические дисбалансы. Люди, страдающие от заикания, часто жалуются на усталость, слабость в теле и неспособность сохранить энергию.

Применение этого индийского средства улучшает работу мозга, делая его более острым и здоровым. Ашваганда облегчает память, улучшает сексуальную жизнь и тем самым помогает уменьшить стресс.

Бакопа (брахми) улучшает функции мозга

Брахми – удивительный транквилизатор, наполненный многочисленными свойствами. Эта трава позволяет мозгу функционировать должным образом. Это индийское народное средство широко применяют для лечения таких проблем, как депрессия и стресс.

Брахми является основным ингредиентом в дополнениях к памяти и тонизирующих средствах для здоровья. Это средство помогает справляться со стрессом, выпадением волос и нервными проблемами. Я рекомендую применять бакопу тем лицам, кто хочет заострить свой ум, бороться с потерей памяти и улучшить общее состояние здоровья.

Готу кола помогает повысить концентрацию

Эта трава довольно богата питательными веществами, которые помогают в повышении концентрации. Это аюрведическое народное средство применяют при нескольких проблемах, связанными с нервами и усталостью, вызванной увеличением уровня стресса среди людей разных возрастных групп.

Вьюнок многоплодный – средство для хороших оценок на экзаенах

Вьюнок многоплодный (Convolvuluv Pluricaulis) цветет красивыми белыми цветами. Это аюрведическое средство помогает контролировать артериальное давление крови и хорошо работает при заикании. Особенно рекомендуется применять это средство студентам во время экзаменов.

Аир обыкновенный – эффективное средство при заикании

Корень аира оказывает положительное влияние на людей, сталкивающихся с проблемами речи. Он позволяет организму оправиться от нескольких расстройств, связанных с нервами.

Мелисса – средство от беспокойства

Мелисса является одним из широко используемых эффективных травяных средств для заикания. Она успокаивает сердце и нервы человека, уменьшает беспокойство и нервозность. Возьмите 30-40 листьев мелиссы и сварите в 1 чашке воды.

Пейте по 1/3 чашки этого чая из мелиссы 3 раза в день. Это народное средство поможет успокоить нервную систему. Кроме того, мелисса очень эффективна для лечения заикания.

Вы можете использовать все перечисленные народные средства в разных комбинациях. Если вы будете регулярно применять эти травы, то вскоре избавитесь от заикания. Наконец, будьте терпеливы и не теряйте уверенности в возможности исцеления от заикания при помощи народных средств.

Мы не вполне понимаем причины заикания, но кое-что о нем знаем. Часто это семейная особенность и чаще встречается у мальчиков. Это означает, что у некоторых людей оно развивается легче. Иногда как будто оно начинается у тех детей, которых переучивают с левой руки на правую. Участок мозга, контролирующий речь, тесно связан с той рукой, которой предпочитает пользоваться человек. Если вы заставляете его пользоваться другой рукой, это как будто затрагивает и нервный механизм, управляющий речью.

Мы знаем, что к заиканию имеет непосредственное отношение эмоциональное состояние ребенка. Чаще всего заикаются нервные, испытывающие напряжение дети. Некоторые заикаются, только когда возбуждены или только когда говорят с одним каким-нибудь человеком. Вот несколько примеров. Маленький мальчик начал заикаться, когда из больницы привезли его новорожденную сестру. Он внешне никак не проявлял свою ревность. Не пытался ударить ее или ущипнуть. Просто он начал нервничать. Девочка двух с половиной лет начала заикаться, когда уехал кто-то из родственников. Девочка его любила, и он провел с семьей много времени. Через две недели заикание временно прекратилось. Но потом семья переехала в новый дом, девочка очень скучала по старому и снова начала на какое-то время заикаться. Два месяца спустя отца призвали в армию, и вся семья была очень расстроена. Девочка снова начала заикаться. Матери рассказывают, что дети заикаются гораздо сильнее, когда они, матери, напряжены и нервничают. Мне кажется, особенно подвержены заиканию дети, с которыми весь день разговаривают, что-нибудь им рассказывают, заставляют самих говорить и читать наизусть, демонстрировать свои таланты. Заикание может начаться, когда отец решает строже следить за поведением ребенка.

Почему заикание чаще встречается между двумя и тремя годами? Возможны два объяснения. Это возраст, когда ребенок очень напряженно осваивает речь. Когда он был моложе, то пользовался короткими предложениями, над которыми не нужно задумываться: «Смотри: машина», «Хочу гулять» и т.д. Но когда ему минует два года, он пытается строить более длинные предложения, чтобы выражать новые мысли. Он три или четыре раза начинает предложение, но останавливается, потому что не может найти нужных слов. Мама, утомленная его постоянной болтовней, не обращает на это внимания. Она с отсутствующим видом отвечает: «Да, да» - и продолжает заниматься своими делами. Ребенок испытывает еще большее смущение от того, что не сумел овладеть аудиторией.

Возможно также, что упрямство, составляющее особенность этого трудного периода развития, тоже каким-то образом связано с появлением этой особенности речи.

Что делать при заикании. Вы особенно расстроитесь, если вы сами или кто-нибудь из близких родственников прошел через долгую и трудную борьбу с заиканием. Но нет причин для тревоги. Мне кажется, девять из десяти детей, которые начинают заикаться в возрасте между двумя и тремя годами, через несколько месяцев избавляются от этого недостатка. Только в исключительных случаях заикание становится хроническим. Не пытайтесь поправлять речь ребенка или думать о специальном лечении до двух с половиной лет. Подумайте, чем может объясняться его напряженность. Если его расстраивает то, что он расстается с вами на несколько дней, попытайтесь в течение нескольких месяцев не расставаться с ним. Если вам покажется, что вы с ним слишком много говорили или заставляли говорить его, воздержитесь от этого. Играйте с ним, делая что-нибудь, а не говоря о чем-нибудь. Есть ли у него достаточно возможностей играть с другими детьми, которые ему нравятся? Достаточно ли у него игрушек и оборудования в доме и на улице, чтобы он мог изобретать собственные игры без вашего вмешательства? Я не хочу сказать, что вы не должны обращать на него внимания, но ведите себя с ним спокойно и предоставьте ему инициативу. Когда он с вами разговаривает, выслушайте, чтобы он не рассердился. Если он испытывает ревность, подумайте, что можно сделать, чтобы устранить ее. В большинстве случаев заикание длится несколько месяцев, с усилениями и ослаблениями. Не ожидайте, что оно сразу исчезнет; удовлетворитесь постепенным прогрессом. Если не можете сами понять, в чем причина, поговорите с детским психиатром. Не путайте заикание с косноязычием.

В некоторых школах и больницах проводятся специальные занятия для старших детей. Это помогает часто, но далеко не всегда. Особенно ценны такие занятия для детей школьного возраста, которые хотят, чтобы им помогли. Если ребенок нервный, лучше предварительно посоветоваться с детским психиатром, попытаться установить причину нервного напряжения и устранить ее, если это возможно.

1. Необходима смесь мумие с медом в пропорции 1:5, 1:8 по 0,2 г экстракта. Лечение необходимо вести в течение 4 месяцев.

2. При заикании язык смазывают раствором мумие с медом.

Почти все кто заикается, когда они остаются наедине с собой, говорят без запинок и плавно, читают с кем-то вместе, разговаривают с каким-то собеседником. Но при разговоре с посторонними людьми, в спешке, при выступлении перед большим количеством людей, у них мгновенно увеличивается заикание. Это объясняется эмоциональным волнением и напряжением, они возникают, когда он общается с окружающими людьми. Заикание почти незаметно, когда ребенок находится в располагающей, привычной для него обстановке – в кругу друзей, семьи.

В отдельных случаях ребенок пытается подражать неправильной речи окружающих и заикается. В семье, где взрослые заики, вероятность, что такой дефект речи появится у ребенка, значительно увеличится.

Иногда заикание возникает, если левшу принудительно начинают «исправлять» в правшу, это вызывает нервное расстройство, и приводит к заиканию.

Лечение заикания мумие и медом.
Возьмем чайную ложечку меда и таблетку мумиё. Лекарство не глотаем, а по возможности держим подольше во рту. Принимаем утром, вечером. А сам курс лечения 6 месяцев. Если есть необходимость можно после небольшого периода в 2 месяца, повторить лечение.

Лечение заикания ароматерапией .
Ароматерапия снимает напряжение речевого аппарата и нервной системы, расслабляет, оказывает успокаивающее действие. Можно использовать масла бергамота и полыни, чабреца, герани, сандала. А также масла базилика, лаванды, шалфея, розы, сосны, розмарина. Наносим масло на носовой платок и прикладываем к переносице четыре раза в день.

Этим же эффектом обладает ванна с применением ароматических масел. Берем ½ стакана кефира и добавим несколько капелек масла, выльем в ванну, температура воды в ванне должна быть 37 градусов. Можно получить еще лучший результат, если ежедневно повторяем процедуру в течение десяти суток.

Лечение заикания лекарственными средствами.
1. Берем сбор из мяты, валерианы, крапивы, ромашки, перемешаем и возьмем ½ столовой ложки этого сбора, зальем стаканом воды. Настаиваем 15 минут, потом процедим. Готовый настой пьем ½ стакана два раза в день. Лечение проводим месяц. Эффект от отвара – чувство уверенности и спокойствия в своих силах.

2. Сбор из листьев березы, донника, цветков календулы, солодки, мелиссы возьмем в равных количествах, перемешаем. Берем ½ стакана горячей воды, настаиваем два часа, затем процеживаем. Принимаем в течение суток, перед едой по пять раз в день. Это средство очень хорошо действует и нормализует речевую функцию и нервную систему человека, оказывает расслабляющий и успокаивающий эффект.

3. Возьмем сбор из фиалки трехцветной, ясменника, сушеницы, полыни, мяты. А также из березы, одуванчика, хмеля, тмина, шиповника. Перемешаем и измельчим. И возьмем 7 грамм измельченного сырья, настаиваем при температуре 26 градусов шесть часов, доведем до кипения и настаиваем 30 минут в тепле. Полученный отвар принимаем процеженным за 15 минут до еды по 70 мл 4 раза в день.

4. Берем в равных частях сбор из тмина, овса, кипрея, крапивы. А также сбор из боярышника, малины, земляники, мяты, перемешаем и измельчим.7 грамм сбора зальем в полутора стаканах кипятка, подержим на огне, но не кипятим. Дадим в течение полутора часов отвару настояться, затем процедим. Принимаем еще теплым за 40 минут до еды по 50 мл.

5. Возьмем сбор из душицы, ромашки, листьев пустырника, аниса, мелиссы, плодов зверобоя, перемешаем и 7 грамм измельченных трав зальем кипятком, настаиваем 3 часа. Перед приемом лекарство процедим и принимаем 5 раз в день.

Лечение народными средствами .
Есть много эффективных средств, с помощью которых лечим заикание.

1) В кипящую воду добавим листья и свежие цветы ясенца белого. Настаиваем 20 минут. Настой предварительно процеживаем и полощем им рот в течение 5 минут. Не глотаем, повторяем процедуру по несколько раз в сутки.

2) Возьмем 2 капельки сока крапивы и смешаем его с 3 капельками цветков и листьев сока ясенца. Держим на языке не глотая пять минут. Повторим 4-6 раз в сутки. Лечение продолжаем 10 дней.

3) Настой из 200 грамм меда, сока капусты, сока шиповника, 100 мг сока калины, 100 мг сока лимона, смешаем и принимаем по 1 ст. ложке дважды в день. Рекомендуем заедать это лекарство семечками или миндалем.

4) В стакан холодного молока или вина всыплем щепотку гусиной лапчатки и доведем до кипения. Отвар настаиваем, потом процеживаем. Отвар принимаем утром. Лечимся 10 дней. Такой метод отлично справится с мозговыми спазмами.

5) Берем 5 грамм сухой душистой руты и зальем ½ литра кипятка. Завариваем на слабом огне 5 минут. Полощем рот процеженным отваром. Держим во рту, не глотая до полного остывания. Процедуру повторим 5 раз в день. Лечение проводим 3 недели.

6) Возьмем ромашку и крапиву, смешаем с гораздо меньшим количеством вереска, зверобоя, мелиссы, дягиля, хмеля. В стакан кипятка добавим 1 ч. л. полученного сбора. Настаиваем это лекарство полчаса. Пьем утром и вечером по половине стакана.

В заключении добавим, что можно народными средствами вылечить заикание. Но без консультации опытного врача, не занимайтесь лечением, а только посоветовавшись с врачом.

Ваше здоровье

Лечение заикания народными средствами

Заикание чаще всего возникает в детстве от испуга или сильного нервного потрясения. Бывает так, что оно проходит самостоятельно, но есть и более тяжёлые случаи, когда избавление от заикания становится настоящей проблемой. Конечно, лечение должно проводиться только комплексно, т. е. включать в себя занятия одновременно и с врачом-логопедом, и с психологом.

Отличное народное средство от заикания – чай из высушенной и перемолотой яблочной кожуры. Пить можно сколько угодно.

При заикании полезно после еды смазывать язык раствором мумиё с натуральным мёдом (1:5). Лечение продолжать в течение 4 месяцев. Этот способ прост и доступен, его рекомендуется сочетать с лечением у врача-логопеда.

Также помогают специальные упражнения для лечения заикания из курса Цигун-терапии, способствующие концентрации внимания. Нужно раскрыть ладонь левой руки и нажать на точку, отвечающую за концентрацию внимания, которая располагается на самой середине ладони. Так следует повторить 5 раз, при нажатии – вдох, при отпускании – выдох.

Ещё другое упражнение: сильно сжать кулак, поместив внутрь него большой палец, и сделать глубокий вдох. При ослаблении усилия – выдох. Повторять, закрыв глаза, 5 раз.

После регулярного выполнения этих упражнений речь станет более плавной.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека