Фонетика как раздел языкознания. Речевой аппарат

Основывается на акустической и артикуляционной характеристике звуков.

I. Акустическая классификация

Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные) и шумные.

Сонорные - шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, сонорные согласные м, н, л, р, й);

В шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума.

Т.е. с акустической точки зрения звуки делятся на гласные, состоящие из тона, и согласные, образованные шумом или сочетанием шума и тона.

II. Артикуляционная классификация

> рассматривает звуки речи с точки зрения их произношения, т.е. артикуляции.

Артикуляцией называется работа органов речи (легких; дыхательного горла; гортани; голосовых связок, расположенных поперек гортани; полости рта, полости губ, языка и др.), направленная на производство звуков речи.

По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные.

  • - активные органы речи производят движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть;
  • - пассивные органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют вспомогательную роль. К пассивным органам речи относятся зубы, альвеолы, твердое нёбо и вся верхняя челюсть.

Артикуляция каждого звука складывается из трех частей:

Начальный переходный элемент - приступ (или экскурсия) звука, когда органы речевого аппарата из спокойного состояния перестраиваются для произнесения звука в рабочее положение

Стадия стационарной части - выдержка, когда органы установились для данной артикуляции,

Конечный переходный элемент - отступ (или рекурсия), когда органы возвращаются в нерабочее состояние.

Классификация гласных

Гласные звуки - это звуки речи, при образовании которых выходящая струя воздуха не встречает препятствий в полости рта, и поэтому в акустическом плане характеризуются преобладанием музыкального тона, или голоса.

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Они наиболее отчетливо слышатся под ударением.

При произношении гласных кончик языка не играет роли; он обычно опущен вниз, а артикулирует спинка языка своей передней, задней и реже средней частью.

Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:

1) Ряд, т.е. в зависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении.

При подъеме (1-2-3) части языка образуются

  • 1. передней - гласные переднего ряда (и, э, ь),
  • 2. средней - гласные среднего ряда (ы, ъ),
  • 3. задней - гласные заднего ряда (о, у).
  • 2) Подъем, т.е. в зависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторные полости различного объема.

Наиболее простая схема предусматривает три подъема:

гласные нижнего подъема (а),

среднего подъема (э, о, ъ, ь),

верхнего подъема (и, ы, у).

3) Лабиализация - участие губ в артикуляции звука.

В зависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округлением вытянутых вперед губ или нет,

различаются огубленные (губные, лабиализованные): о,у

и неогубленные гласные.

4) Назализация - наличие особого «носового» тембра, возникающего в зависимости от того, опущена небная занавеска, позволяя струе воздуха проходить одновременно через рот и нос, или нет.

Носовые (назализованные) гласные произносятся с особым «носовым» тембром.

5) Долгота. В ряде языков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются

напр., краткие гласные: [а], [i], [o], [u] и долгие гласные: [а:], [ i:], , .

Для русского языка долгота гласных не имеет смыслоразличительного значения, однако можно заметить, что гласные под ударением более долгие, чем в безударной позиции.

6) Дифтонгизация

Во многих языках гласные делятся на монофтонги и дифтонги.

Монофтонг -артикуляционно и акустически однородный гласный.

Дифтонг - сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог. Это особый звук речи, у которого артикуляция начинается иначе, чем заканчивается. Один элемент дифтонга всегда сильнее другого элемента.

Дифтонги бывают двух видов - нисходящие и восходящие.

В русском языке дифтонгов нет.

Дифтонгоид - это ударный неоднородный гласный, имеющий в начале или конце призвук другого гласного, артикуляционно близкого к основному, ударному. Дифтонгоиды имеются в русском языке: дом произносится «ДуоОоМ».

Классификация согласных

Согласными называются звуки речи, состоящие только из шума, или из голоса и шума, которые образуются в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды.

В составе согласных звуков русского языка имеется 37 звуковых единиц

Согласные различаются

  • 2) По наличию или отсутствию голосового источника
  • 4) По месту образования шума
  • 5) По тембровой окраске (по твердости-мягкости).
  • 1) По соотношению шума и голоса
  • (С точки зрения акустики согласные различаются по соотношению шума и голоса и по наличию или отсутствию голосового источника).

Сонорные характеризуются тем, что в составе этих звуков голос преобладает над шумом. В современном русском языке к ним относятся: л-л", м-м", н-н", р-р", j .

Шумные согласные характеризуются тем, что их акустической основой является шум, однако есть шумные согласные, которые образуются не только с помощью шума, но при некотором участии голоса.

согласные звуки делятся на:

А) Звонкие:

сонанты ([л-л"], [м-м"], ]н-н"], ]р-р"], [j]),

шумные звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся: [б-б"], [в-в"], [г-г"], [д-д"], [з-з"], [ж], [ ж?" ].

Б) Глухие: шумные глухие образуются с помощью шума, без участия голоса. При произношении их голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском языке к ним относятся: [к-к"], [п-п"], [с-с"], [т-т"], [ф-ф"], [х-х], [ц], [ч"], [ш], [ ш?" ].

Большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости - звонкости:

[б] - [п], [б"] - [п"], [в] - [ф], [в"] - [ф"], [д] - [т], [д"] - [т"], [з] - [с], [з"] - [с"], [ж] - [ш], [г] - [к], [г"] - [к"]

Непарными звонкими согласными являются сонорные.

Непарными глухими: шумные глухие: [ ш?" ], [ц], [х-х"], [ч"].

  • 3) По способу образования шума
  • (По артикуляционным признакам исходными являются способ образования и место образования).

Способ образования: суть этого способа - в характере преодоления преграды.

На основе этого признака выделяются 2 группы согласных:

Щелевые (иначе: фрикативные, спиранты, щелевые, щелинные, проточные, придувные) - образуются, когда те или иные органы во рту, сближаясь, создают щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода: [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [щ], [j], [х], а также и гортанные придыхательные [h].

Смычные - образуются, когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы создают полную преграду (смычку), которую либо надо прямо преодолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; эти согласные подразделяются на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка.

Смычные подразделяются на группы в зависимости от характера преграды:

взрывные. У них смычка завершается взрывом (п, б, т, д, к, г);

аффрикаты. У них смычка без взрыва переходит в щель (ц, ч);

смычно-проходные. При их произношении органы речи полностью смыкаются, но не прерываются воздухом, так как воздух проходит через нос или рот:

носовые, у которых смычка без взрыва (м, н).

боковые (ротовые, латеральные) (л), у которых сохраняются смычка и щель (бок языка опущен);

дрожащие (вибранты) (р), с попеременным наличием смычки и щели.

4) По месту образования шума

По месту образования шума, т.е. по тому, какие органы речи принимают участие в произношении, звуки делятся на губные и язычные.

А) Губные согласные, при которых преграда образуется при помощи губ или нижней губы и верхних зубов. В русском языке губные делятся на губно-губные ([б], [п], [м], [б"], [п"], [м"]) и губно-зубные ([в], [в"], [ф], [ф"]).

При образовании губных звуков активным органом является нижняя губа, а пассивным - или верхняя губа (губно-губные звуки), или верхние зубы (губно-зубные звуки).

Б) Язычные согласные. В зависимости от того, какая часть языка создает преграду, язычные делятся на:

Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [щ], [ж], [р]

Среднеязычные - средненёбные [j];

Заднеязычные - задненёбные [г], [к], [х].

Переднеязычные по положению кончика языка:

дорсальные (латинское dorsum - спинка): передняя часть спинки языка сближается с верхними зубами и передним небом (с, д, ц, н);

апикальные (лат. арех - вершина, кончик), альвеолярные: кончик языка сближается с верхними зубами и альвеолами (л, анг. [d]);

какуминальные (лат. cacumen - верхушка), или двухфокусные, при артикуляции которых кончик языка загнут кверху (ш, ж, ч) к переднему небу, а задняя спинка поднята к мягкому небу, т.е. имеется два фокуса образования шума.

5) По тембровой окраске

Наличие тембровой окраски артикуляционно связано с особой работой средней части спинки языка к твердому небу - палатализацией или смягчением.

Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими, а образуемые без нее - твердыми.

Тембровая окраска согласных позволяет обобщать все согласные в 2 больших класса по твердости-мягкости.

Непарные по этому признаку: [j], [ч], [щ]; [ц], [ж], [ш].

Принципы классификации звуков.

Наиболее фундаментальным делением звуков является их деление на гласные и согласные (это – языковая универсалия). Различие гласных и согласных имеет артикуляционно-акустическую природу. Звуки могут вообще образовываться двумя путями:

  1. колебание голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха – ср. пение; они создают музыкальный тон звука, или голос; 2)
  2. шум, негармонический звук, образуемый в результате преодоления струей воздуха различных препятствий. Соотношение голоса и шума – есть ДП(Дифференциа́льный (различи́тельный) при́знак) для гласных и согласных, а также ДП для дальнейшего членения согласных. Система гласных звуков называется вокализм, согласных – консонантизм.

Гласные звуки:

Гласные звуки – это звуки, при образовании которых участвует только голос, без шума. Различительные же признаки гласных основываются на том, как меняется в ротовой полости – резонаторе положение органов речи, в нашем случае – губ и языка, придающих звуку разную окраску. Это звуки речи, основной функциональной особенностью которых является их роль в слогообразовании: гласный всегда образует вершину слога, является сонантом. Гласный - звук речи, при произнесении которого преобладает голос, или музыкальный тон., Не случайно и сам термин «гласный», равно как и соответствующие термины в других языках, связан со словом «голос»

Для гласных существует дифференциальнные признаки :

  1. Ряд- место подъема языка . Язык условно делится на три участка – передняя часть языка, средняя и задняя: по продвинутости гласные делятся на гласные переднего ряда (палатальные), гласные передне-среднего ряда (центральные), средне-заднего ряда, заднего ряда (велярные).
  1. Подъем-степень подъема языка . Условно делим на три степени – высокая степень подъема, средняя и низкая. По подъему различают гласные верхнего (высокие, узкие диффузные) и неверхнего подъема (компактные) - среднего или низкого (низкие, открытые, широкие).
  1. Лабиализация: участие или неучастие губ. ). По работе губ гласные бывают огубленные (лабиализованные, бемольные) гласные, при образовании которых губы округляются и выпячиваются, и неогубленные (нелабиализованные), при артикуляции которых губы не играют активной роли.
  1. Назализация. В зависимости от того, опущена ли небная занавеска, позволяя струе воздуха проходить одновременно через рот и нос, или нет. Носовые (назализованные) гласные, напр в польском ą,ę
  1. Долгота. В ряде языков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются, напр., краткие гласные: [а], [i], [⊃], [υ] и долгие гласные: [а:], [ i:], [⊃:], . Отметим, что у звуков русского языка: А – долгий, а О, наоборот, – короткий. Но эти признаки в нашем языке не противопоставляют звуки друг другу (нет оппозиций), для русского уха одинаково звучат ДОМ и ДООМ, хотя это разные вещи (а англичанин, к примеру, различит долгое И в sheap овца и короткое в ship корабль, поскольку это для него разные слова, как раз и отличающиеся лишь признаком долготы/краткости).
  1. Дифтонгизация-Во многих языках гласные делятся на монофтонги и дифтонги. Монофтонг - это артикуляционно и акустически однородный гласный.Дифтонг - сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог.

Согласные звуки:

Согласные звуки (консонантные звуки) - звук иречи, при произнесении которых обязательно наличие шума и не обязательно - тона. Тон присутствует в звонких согласных и сонантах (сонорных согласных). Согласные в отличие от гласных не могут быть слогообразующими.

Имеются 4 основных артикуляционных признака согласных:

Шумные глухие, которые произносятся без голоса (п, ф, т, с, ш).

2)Способ артикуляции . Суть этого способа - в характере преодоления преграды.

  • Смычные согласные образуются путем смычки, образующей преграду воздушной струе. Они подразделяются на три группы:

Взрывные. У них смычка завершается взрывом (п, б, т, д, к, г);

Аффрикаты. У них смычка без взрыва переходит в щель (ц, ч);

Смычные носовые, у которых смычка без взрыва (м, н).

  • Щелевые согласные образуются трением струи воздуха, проходящей через проход, суженный преградой. Их также называют фрикативными (латинское «frico» - тру) или спирантами (латинское «spiro» - дую) : (в, ф, с, ш, х);
  • Смычно-щелевые , к которым относятся следующие сонанты:

Боковые (л), у которых сохраняются смычка и щель (бок языка опущен);

Дрожащие (р), с попеременным наличием смычки и щели.

  1. Активный орган. По активному органу согласные делятся на три группы:
  • Губные двух видов:

Губно-губные (билабиальные) (п, б, м)

Губно-зубные (в, ф)

  • Язычные согласные, которые делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные;

4. Пассивный орган. По пассивному органу, т.е. месту артикуляции, различаются зубные (дентальные), альвеолярные, палатальные и велярные. При сближении спинки языка с твердым небом, образуются мягкие звуки (й, ль, ть, сь и т.д., т.е. палатальные). Велярные звуки (к, г) образуются сближением языка с мягким небом, что придает согласному твердость.

Употребление согласных в речи неравномерно. Так, в речи твердые встречаются почти в три раза чаще, чем мягкие; сонанты, составляя всего четверть общего количества согласных, составляют около 40% всех употреблений согласных.

Основанием классификации гласных служит ряд и подъем языка, а также работа губ.
Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть по той части языка, которая поднята при произнесении данного звука. Различаются три ряда, а соответственно и три типа звуков речи, которые бывают передними, средними и задними.
Гласные переднего ряда - и э; среднего ряда - ы; заднего ряда у о а.
Вертикально гласные различаются по подъему - то есть по степени приподнятости той или иной части языка при образовании данного гласного. Различаются обычно три подъема - верхний, средний и нижний. В русском языке к гласным верхнего подъема относятся и ы у, к гласным среднего подъема - э о, к гласным нижнего подъема относят а.

По положению губ гласные делятся на губные, то есть при образовании которых принимают участие губы - о у (лабиализованные, огубленные) и неогубленные, то есть при образовании которых губы не принимают участия - а э и ы. Губные гласные обычно бывают заднего ряда.
Назализация.
В ряде языков существуют носовые гласные, например, во французском, польском языках. В старославянском также были представлены носовые гласные, которые в кириллице изображались специальными буквами: юс большой, или о носовое и юс малый, или э носовое. Артикулирование носовых гласных происходит при поднятой? небной занавеске и опущенной спинке языка, так что воздушная струя одновременно и в равной степени попадает и в полость рта и носа.
Классификация согласных звуков.

Классификация согласных более сложная, потому что согласных в языках мира больше, чем гласных.
Шумный - сонорный . В составе согласных звуков любого языка выделяются два больших класса согласных: шумные, то есть звуки, в образовании которых главную роль играет шум, и сонорные, то есть звуки, при образовании которых главную роль играет голос, возникающий при вибрации голосовых связок.
Различие согласных по характеру преграды и способу ее преодоления . Согласные различаются в зависимости от того, какого рода преграды образуют органы речи для воздушного потока, идущего из легких. Если органы речи оказываются сомкнутыми, то воздушная струя размыкает их. В результате возникают смычные, или взрывные согласные . В тех же случаях, когда органы речи не сомкнуты, а только сближены, между ними остается щель. В эту щель проходит воздушная струя, образуется характерное трение воздуха, а возникающие при этом шуме согласные звуки получают название щелевых (от слова щель), или фрикативных (от латинского названия fricare - "тереть", так как воздух как бы трется о щель в неплотно сближенных органах речи). В различных языках имеются еще такие согласные звуки, которые соединяют в себе особенности взрывных с особенностями согласных щелевых. Подобные согласные как бы начинаются с взрывного элемента и оканчиваются элементом щелевым. Называются они аффрикатами. Русская аффриката ц состоит из взрывной т и щелевой с, аффриката ч - из взрывного т и щелевого ш. Аффрикаты встречаются в английском языке (Georg), в немецком (deutsch) и многих других языках.
По способу образования преграды выделяют также дрожащие согласные звуки, при образовании которых преграда образуется периодическим сближением активного органа речи с пассивным до возникновения очень слабой смычки, которая тут же разрывается выходящей из легких струей воздуха.
Если первый ряд различий в области согласных определяется характером преград, стоящих на пути воздушного потока, идущего из легких, то второй ряд различий связан с деятельностью активных органов речи - языка и губ. Соответственно этому ряду различий согласные делятся на язычные и губные. Когда в язычных артикуляциях участвует передняя часть языка, возникают переднеязычные согласные. Возможны также среднеязычные и заднеязычные согласные.
Дробление производится и дальше: среди переднеязычных согласных различают зубные, например, т и альвеолярные например ш). При артикуляции среднеязычных согласных средняя часть спинки языка поднимается и сближается с твердым небом (например, немецкий так называемый Ich-Laut в словах типа ich, Recht). При артикуляции заднеязычных звуков задняя часть языка сближается смягким небом. К заднеязычным относятся руские к, г, х. Кроме язычных, к этой же группе согласных относят и согласные губные, которые в свою очередь делятся на губно-губные (билабиальные, например, русское п) или губно-зубные, напрмер, в). Различие между губно-губными и губно-зубными легко обнаружить экспериментально: для этого нужно лишь поочередно произнести несколько раз русские звуки п и в.
Третий ряд различий в системе согласных звуков создается так называемой палатализацией (от латинского палатум - твердое небо). Палатализация, или мягкость - это результат поднятия средней и передней части языка к твердому небу. Палатализироваться, или смягчаться могут любые согласные, кроме среднеязычных. Наличие палатализованных согласных - это яркая особенность русской фонетики.

ВОПРОС 13)комбинаторные и позиционные изменения звуков в потоке речи. В речевом потоке артикуляция звуков в зависимости от различных факторов может подвергаться изменениям (модификациям), которые подразделяются на собственно позиционные и комбинаторные. Если определяющим фактором изменений является место звуков в слове или их позиция по отношению к ударению, то такие изменения определяются как собственно позиционные. Если же модификации возникают при взаимодействии звуков друг с другом в процессе артикуляции, то их называют комбинаторными

Реду́кцией называется ослабление гласных в безударной позиции, при этом изменения бывают количественные и качественные. При количественной редукции гласные теряют часть своей долготы и ослабевают, но не изменяют своих основных признаков. Качественная редукция наблюдается тогда, когда безударные гласные изменяют артикуляционные признаки. Безударные гласные в конце слова могут редуцироваться до нуля, как это встречается в словах: чтобы > чтоб, или > иль; мама > мам (в разговорной речи при обращении); или происходит сокращение слова за счёт потери слогового сонорного: рубл ь > рупь. Такое отпадение конечного гласного или слогообразующиего сонорного называется апóкопа. К собственно позиционным изменениям относится такое явление, как проте́за – появление в абсолютном начале слова согласного звука. Во французском языке в конце слова после сочетания согласных «tr» вставляется гласный «e», так называя эпите́за : théâtre театр. Одной из основных комбинаторных модификаций является аккомода́ция /от лат. accomodatio – приспособление/ – изменение в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и наоборот. ассимиляция /от лат. assimilatio – уподобление/ – это возникновение сходства между звуками одного и того же рода. Она бываетполной (уподобление по всем признакам) или частичной (уподобление происходит по одному признаку), прогрессивной или регрессивной, контактной или дистактной . Диссимиляция /от лат. dissimilatio – расподобление/ – это изменения, при которых из двух одинаковых или сходных по артикуляции звуков получаются разные или далекие в отношении артикуляции звуки. диэре́за – выкидка звука или слога объясняемая удобством произношения, часто выкидке подвергаются согласные [д], [т]: лест ница, поезд ка. гаплоло́гия опущение одного из двух одинаковых слогов : знамено сец (вместо знаменоно сец), дико браз (вместо дикоо браз). эпенте́за – вставка звуков в середине слова, это явление чаще встречается в детской речи или в просторечии: радиво вместо радио, компромент ировать вместо компромет ировать.
Существуют также звуковой процесс – метате́за (перестановка), которая возникает, например, при заимствовании иноязычных слов:скур пулезный вместо скру пулезный от лат. scru pulōsus – точный до мелочей; имя Фрол произошло от латинского слова flos , flor is m цветок.

Язык - поистине чудесный дар человечеству. Это совершенное орудие общения имеет сложное устройство, представляет собой систему Традиционно, начиная изучение языка, обращаются к фонетике - разделу науки о языке, предметом рассмотрения которого являются звуки речи, а конкретнее, классификация гласных и

Фонетика

Фонетика предназначена для изучения речевых звуков. Она занимает особое положение, которое определяется тем, что предмет её изучения - единицы языка, имеющие материальную природу. Звучащая речь образуется органами речи человека и колебаниями воздуха. Восприятие звучащей речи происходит органами слуха человека.

Фонетика имеет дело с самой минимальной единицей языка - звуком речи. Таких звуков бесконечное множество. Ведь произносит их каждый по-своему. Но можно выделить среди этого многообразия такие звуки, которые произносятся одинаковым способом. Способ образования - основа для классификации звуков.

Главное, - классификация гласных и согласных звуков. Артикуляционно и речи бывают или обеспечивают речь певучестью. Согласные - шумом.

Согласные же звуки получаются, когда воздух преодолевает препятствия на своём пути. Они состоят из голоса и шума либо только шума. Разные способы образования и преодоления этих препятствий позволяют отличать согласные звуки друг от друга. На этих различиях строится классификация гласных/согласных звуков русского языка. Ее принципы мы рассмотрим далее.

Фонетика является разделом языкознания, в котором изучаются артикуляционные и акустические особенности речевых звуков. Артикуляционная фонетика занимается изучением анатомо-физиологической природы звука и механизмов его производства. Акустическая фонетика исследует звук как колебательные движения, осуществляемые прохождением его через голосовые связки и ротовую полость. Предметами изучения акустической фонетики являются его высота, сила, долгота и тембр.

Акустическая классификация гласных звуков

Знакомство с фонетикой обычно начинается с изучения гласных звуков. Не будем отступать от традиций, которые обусловлены большей их значимостью. Они являются слогообразующими. Согласные примыкают к гласным.

Какая классификация гласных и согласных звуков станет предметом нашего внимания для изучения гласных звуков в первую очередь?

Сначала рассмотрим акустические особенности гласных:

  • все эти звуки образуются при помощи тона голоса;
  • характеризуются ударностью и безударностью, то есть бывают слабыми и сильными;
  • слабые гласные короткие по звучанию, при их произнесении не требуется напрягать голосовые связки;
  • сильные гласные отличаются более долгим произношением и с напряжением голосовых связок.

Тон гласных звуков не является смыслоразличительной характеристикой. Может передавать только эмоциональное состояние говорящего или грамматический смысл. Например, в вопросительном предложении более высоким тоном произносится гласный в слове, несущем наибольшую смысловую нагрузку.

Слабые и короткие звуки называются в русском языке безударными. Сильные и долгие являются ударными. Ударение является в нашем языке незакреплённым и выполняет чаще всего грамматическую функцию: дом (ед. ч.), дома (мн. ч.). Иногда ударение бывает смыслоразличительным: зАмок (сооружение), замОк (устройство для запирания двери).

Классификация гласных звуков по артикуляционным особенностям. Огубленные/неогубленные гласные

Артикуляционная классификация гласных звуков гораздо шире, чем акустическая. Кроме голоса они образуются губами, языком и нижней челюстью. Звук формируется определённым способом и характеризуется следующими признаками:

  • участием губ в его образовании;
  • степенью подъёма языка;
  • горизонтальным движением языка в ротовой полости.

Гласные могут образовываться с помощью вытягивания губ, тогда они имеют название огубленные (лабиализованные). Если губы не участвуют при образовании гласного, то он называется неогубленным (нелабиализованные).

Огубленные гласные образуются при выпяченных вперёд, сближенных друг с другом губах. Воздух проходит через узкое пространство, образованное сложенными в трубочку губами, ротовой резонатор удлиняется. Степень огубленности бывает разная: у гласного [о] меньшая, а гласный [у] характеризуется большей степенью огубленности. Остальные гласные являются неогубленными, то есть нелабиализованными.

Гласные по степени вертикального движения языка, то есть по подъёму

По тому, как поднимается к нёбу язык, гласные звуки бывают:


Чем ниже подъём, тем шире открывается рот и ниже опускается челюсть.

Гласные по горизонтальному движению языка

Гласные по горизонтальному движению языка во рту тоже распределяются на три группы:

  • Переднего ряда - это звуки [и], [э]. При их образовании переднюю часть языка нужно поднимать к передней части нёба.
  • Среднего ряда - это звуки [а], [ы]. При их образовании поднимается средняя часть языка к средней части нёба.
  • Заднего ряда - [у], [о]. При их образовании задняя часть языка приподнимается к задней нёбной части.

В обобщённом виде классификация гласных звуков отражается в треугольнике гласных. Его вы можете увидеть на рисунке ниже.

Оттенки гласных звуков

Деление по ряду и подъёму никак не соответствует всему богатству и разнообразию гласных. Вообще классификация гласных/согласных звуков русского языка гораздо шире, чем дано в учебниках школьной программы. Как первые, так и вторые могут иметь варианты произношения. Это зависит от позиции, в которой они стоят.

Кроме звука [и] есть тот, который произносится с чуть большей открытостью рта и подъёмом языка более низким, чем [и]. Такой звук имеет название [и] открытый. В транскрипции обозначается [и э ]. Пример: леса [л"и э са"].

Не столь открытым является звук [ы э ]. Например, в слове "железный", который произносится как [жы э л"э"зный].

В слабой позиции, перед ударным слогом вместо звуков [а], [о] произносится нелабиализованный звук . Он по положению языка занимает место между [а] и [о], например: трава [тр/\ва"], поля [п/\л"а"].

Существуют ещё редуцированные гласные, их называют ещё ослабленными звуками. Это [ъ] и [ь]. [ъ] - это звук среднего ряда средненижнего подъема. [ь] - этот звук является звуком переднего ряда средненижнего подъёма. Примеры: паровоз [пър/\во"с], водяной [въд"и э но"й]. Ослабление их произношения обусловлено удалённостью этих гласных от ударения.

Звуки [и э ], [ы э ], , [ъ], [ь] встречаются лишь в поло-жении без ударения.

Зависимость гласных звуков от мягкости согласных

Изменение произношения гласных в зависимости от мягких (палатализованных) согласных рассматривает фонетика. Классификация гласных звуков в зависимости от такого соседства может быть представлена следующим образом:

  • Гласные ["а], ["э], ["о], ["у] продвигаются чуть вверх и вперед в начале произношения.
  • Если эти гласные стоят между согласными мягкими, изменения в артикуляции сохраняется на протяжении всего произнесения звука: зять [з"а"т"], тётя [т"о"т"а], тюль [т"у"л"].

Виды ударных гласных

В нашем языке есть шесть позиций, которые представлены разными видами ударных гласных. Все они представлены в таблице ниже.

Виды безударных гласных

Классификация гласных стоящих не под ударением, зависит от близости или удалённости от ударения и препозиции или постпозиции по отношению к нему:

  • Гласные [и], [ы], [у], стоящие в предударном слоге, чуть ослабляются в своей артикуляции, но кардинально не изменяются.
  • Если [ы] стоит после шипящих и твёрдых перед мягким, то он чуть продвигается вверх и вперёд в конце произнесения звука, например в слове ж[ы˙]вет.
  • Звук [у] в самом начале слова, стоя перед согласными мягкими и после твёрдых заднеязычных или шипящих, тоже чуть сдвигается вверх и вперёд в конце произношения. Например: [у˙]тюг, ж[у˙]рить.
  • Гласный [у], если он стоит за мягким согласным, перед согласным твёрдым, сдвигается вверх и вперёд в начале произношения. Например: [л’˙у]бовь.
  • Если [у] находится между согласными мягкими, он сдвигается вверх и вперёд на протяжении всего времени произнесения: [л’˙у˙]бить.
  • Гласные [а], [о], если они стоят после заднеязычных в начале слова, твёрдых и [ц], произносятся как [ㆄ], этот гласный образуется в среднем ряду, по подъёму является средне-нижним, он нелабиализованный.
  • Гласные [а], [о], [э], если они стоят после согласных мягких, [ч], [j] произносятся как [ие], который характеризуется как нелабиализованный гласный, средний между [и] и [э], по ряду образования он передний, по подъёму является средне-верхним.
  • Гласные [э], [о], которые стоят после [ш], [ж], произносятся как [ыэ], он является звуком непереднего ряда, это уже не ы и не э, такой звук можно услышать, например, в слове "прож[ыэ]вать".
  • Гласный [а] после [ш], [ж] произносится как [ㆄ]. Этот звук можно услышать в слове "ш[ㆄ]лить".
  • [и], [ы], [у] ослабляют свою артикуляцию в третьем и во втором предударных слогах, но свой характер произношения не меняют.
  • Гласный [у], если он стоит во втором и третьем предударном слоге, перед палатализованными согласным и за твердыми звуками, не отличается от звука, произносимого в предударном слоге, это касается и гласных [ы] и [и].
  • Гласные [а], [о], [э] в третьем и во втором предударных слогах, в самом начале слова, изменяются по типу слога, стоящего перед ударением - на месте ударных гласных [а], [о] произносится [ㆄ], а на месте [э] произносится [ыэ].

Изменения гласных ударных звуков в заударных слогах отражаются в таблице, представленной ниже.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать вывод: на классификацию гласных звуков влияет положение языка. Перемещаясь во рту, он создаёт разные условия для образования звуков. Они воспринимаются как разные гласные.


Как уже говорилось, гласные характеризуются тем, что в их образовании участвуют музыкальный тон, голос, который образуется в гортани в результате ритмических колебаний голосовых связок; шум в образовании гласных не участвует. Вместе с тем полости глотки и рта играют роль резонатора: при прохождении через них выдыхаемого воздуха возникают дополнительные тона (обертоны), придающие каждому гласному свою окраску. Различия гласных определяются разным укладом органов речи - губ, языка, нижней челюсти,- что меняет объем и характер резонирующих полостей.
Артикуляционная классификация гласных строится на том, что все они характеризуются тремя признаками: 1) степенью подъема языка при образовании гласных, 2) местом подъема языка и 3) огублен- ностью"неогубленностью.
По степени подъема языка, т. е. по движению языка по вертикали, по степени его приближения к нёбу при образовании звука все гласные делятся на звуки верхнего, среднего и нижнего подъемов. Гласные верхнего подъема - это [и], [ы], [у], среднего подъема - [е], [о], нижнего подъема - [а].
По месту подъема языка, т. е. по движению языка по горизонтали при образовании звука, гласные делятся на звуки переднего, среднего и заднего рядов. При образовании гласных п е-

Место образования

Губные

Язычные
Участие Участие
губно-губные

губно-зубные

переднеязычны
средне
язычные

заднеязычные
шума
t^nocoo ооразования
голоса
зубные

нёбно-зубные
средне
нёбные

задненёбные
ТВ. мяг. мяг. ТВ. мяг. мяг. мяг. ТВ. мяг.

Смычные
глухие
звонкие
п
б
п’
б’
т
д
т’
д’
К
Г
к’
г’
Шумные
Щелевые
глухие
звонкие
Ф
В
ф’
в’
с
3
с’
3*
ш
ж
ш*
ж"
X х’

Аффрикаты
глухие
звонкие
ц ч*

Щелевые
j

Смычно-про
ходные
Носовые м м’ н н’
Сонор
ные
Боковые
(ртовые)
л л’

Дрожащие
(вибранты)
р р*

р е д н е г о ряда язык продвигается вперед, кончик языка упирается в нижние зубы, а средняя часть языка несколько приподнимается. Так образуются гласные [и] и [е]. При образовании гласных заднего ряда язык отодвигается назад, кончик языка отходит от нижних зубов, а к нёбу приподнимается задняя часть языка. Так образуются гласные [у] и [о]. Гласные среднего ряда [ы] и [а] занимают среднее положение между передними и задними гласными.
По огубленности неогубленности гласные делятся на лабиализованные (от лат. labium «губа») и нелабиализованные. Лабиализованные гласные характеризуются тем, что при их образовании губы вытягиваются вперед и округляются. К лабиализованным русским гласным относятся [у] и [о], причем степень лабиализации [у] сильнее, чем степень лабиализации [о]. Остальные гласные русского литературного языка являются нелабиализованными.
Таким образом, можно определить каждый гласный по совокупности трех присущих ему признаков. Например, [и] - верхнего подъема, переднего ряда, нелабиализованный; [о] - среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный и т. д. В таблице состав гласных русского литературного языка с характеризующими их признаками может быть представлен в следующем виде:
Методическое примечание. В действующем учебнике русского языка (Ладыженская Т А., Баранов М. Т., Григорян Л. Т., Кулиба- ба И. И., Тростенцова Л. А. / Научный редактор Н. М. Шанский. Русски^ язык. Учебник для 4 класса.- М., 1986) и в справочнике для учащихся (Баранов М. Т., КостяеваТ А. Прудникова А. В. Русский язык / Под ред. Н. М. Шанского.- М., 1986) в разделах, посвященных фонетике, и в частности составу гласных и согласных, можно обнаружить некоторые расхождения с положениями настоящей книги. Эти расхождения касаются, во-первых, отсутствия в указанных пособиях в составе согласных звука [ж’], а во-вторых, отнесения согласного [й’] (= в русском языке в настоящее время неустойчив: в литературном произношении он заменяется долгим твердым согласным (ё[ж]у, во[ж]и), а иногда сочетанием [жд’] (до[жд’]ик). Именно этим и объясняется отсутствие [ж’] в школьном учебнике и в справочнике. В связи с тем что сонорные ближе к звонким, чем к глухим, при отсутствии этой категории в школьной программе сонорные согласные можно отнести к звонким.
Кроме того, в названных двух книгах гласный [ы] отнесен, как и la 1, [о], [у], [е], [и], к основным звукам (т. е. к фонемам). Такое отношение к [ы] можно обнаружить и в некоторых научных трудах. Вопрос о трактовке [ы] как аллофона фонемы (и), а не как самостоятельной фонемы рассмотрен в § 87 настоящей книги.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека