Страница 10 из 114

Неврологический осмотр - основной метод исследования в неврологии. Он представляет собой совокупность приемов, имеющих целью максимально точно охарактеризовать нарушения неврологических функций и тем самым уточнить локализацию поражения. Осмотр проводят по определенному плану, обычно сверху вниз.
Состояние сознания. Угнетение сознания - один из важнейших неврологических синдромов, связанный с дисфункцией верхней части ствола мозга (восходящая активирующая система) или обоих полушарий большого мозга и возникающий при различных неврологических и соматических заболеваниях. Состояние сознания определяют по реакции на внешние стимулы, при этом ясному сознанию соответствует адекватная, дифференцированная реакция на сложные стимулы, а глубокой коме - абсолютная ареактивность. Между этими двумя крайними нарушениями существует непрерывный спектр, который для удобства условно делят на ряд состояний (табл. 3.1).
Исследование черепных нервов. Обонятельный нерв (I). Чтобы проверить функцию нерва, больному предлагают распознать запах любого ароматического вещества (кофе, цитрусовых или шоколада), за исключением алкоголя и табака, которые раздражают окончания тройничного нерва в слизистой носа и могут быть узнаны даже при нарушенном обонянии. При исследовании одну ноздрю следует заткнуть.
Зрительный нерв (II). О состоянии нерва можно составить впечатление, исследовав остроту зрения, поля зрения, глазное дно, реакцию зрачков на свет. При выраженном снижении остроты зрения больной может видеть источник света или посчитать количество пальцев, поднесенных к его лицу. Более легкое снижение можно обнаружить с помощью специальных таблиц.
Таблица 3.1. Степени угнетения сознания

Чтобы оценить поле зрения правого глаза, врач стоит или сидит напротив больного на расстоянии 1 м и просит его прикрыть ладонью левый глаз и сосредоточить взор на его переносице, сам же закрывает правый глаз и ведет палец или небольшой предмет (чаще неврологический молоточек) от периферии к центру, отмечая момент, когда больной заметит его. В норме предмет появляется в поле зрения обследуемого и врача одновременно. Таким образом исследуют все 4 квадранта поля зрения. Более точно поля зрения можно определить с помощью периметрии. При этом могут выявляться выпадение зрения в центральной области (центральная скотома), концентрическое сужение полей зрения, выпадение одноименных или разноименных половин полей зрения (гомонимная или гетеронимная гемианопсия).
Исследование глазного дна выявляет папиллит, отек или атрофию дисков зрительных нервов.
При оценке зрачков нужно определить их размер, форму, симметричность, прямую реакцию на свет (сужение зрачка при поднесении к нему источника света), содружественную реакцию на свет (сужение зрачка при освещении другого зрачка), реакцию на аккомодацию и конвергенцию (сужение зрачка при направлении взора на расположенный вблизи предмет). При поражении зрительного нерва нарушаются прямая реакция на той же стороне и содружественная реакция на противоположной.
Глазодвигательный (III), блоковой (IV) и отводящий (VI) нервы. Поражение этих нервов вызывает ограничение подвижности глазных яблок, субъективно проявляющееся двоением, а объективно - косоглазием. При исследовании подвижности глазных яблок больного просят посмотреть в стороны, вверх, вниз, сначала активно, а затем пассивно следя за движущимся предметом. При этом определяют объем движений обоих глаз в горизонтальном и вертикальном направлении.

Неврологический осмотр - нервные болезни. Осмотр невропатолога (первичный)

Развивается череп от жизни
Во весь лоб — от виска до виска. . .
О. Мандельштам

Вашему малышу скоро исполнится или уже исполнился 1 месяц!

Позади остался один из самых сложных периодов жизни новорожденного. Ведь первый месяц жизни ребенка становится для него первым критическим периодом после рождения: он характеризуется напряженной работой всех органов и систем организма, "ответственных" за адаптацию (приспособление) новорожденного к принципиально новым для него условиям окружающей среды. К концу этого периода все переходные процессы должны завершиться, однако под воздействием неблагоприятных условий внешней среды, при отягощенном течении беременности и родов естественные для новорожденного адаптационные процессы могут принять патологическую направленность и привести к неврологическому заболеванию ребенка.

Именно в это время и необходимо в первый раз посетить невролога — обычно просто для того, чтобы убедиться: у малыша все в порядке; но если это не так — чтобы выявить, "захватить" патологию в самом начале, не дать развиться заболеванию. Для определения уровня развития ребенка и исключения неврологической патологии имеет значение не только оценка сформировавшихся реакций на свет, звук, двигательной и психоэмоциональной активности новорожденного, но и его внешний вид (собственно, именно этой последней теме и будет в основном посвящена моя статья).

Итак, на что прежде всего обратит внимание невролог при осмотре месячного ребенка? На форму и размер его черепа, выражение лица, позу, вид кожных покровов. Почему это так важно? Почему часто наши волнения и переживания связаны с наличием отклонений именно со стороны внешнего вида ребенка, особенно если это изменение формы и размера черепа? Связано это прежде всего с тем, что такие изменения могут оказаться диагностическим признаком серьезных заболеваний — и микроцефалии.

Форма и размер черепа

Отклонение от нормы — возможная патология. . .

Гидроцефалия — это чрезмерное увеличение размеров черепа, родничков, вызванное увеличением количества спинномозговой жидкости в полости черепа. При этом заболевании изменяется и форма черепа — его мозговой отдел значительно преобладает над лицевым, лобная часть резко выступает вперед, в области висков и лба наблюдается выраженная венозная сеть.

Микроцефалия — это уменьшение размеров черепа и раннее закрытие родничков. При врожденной микроцефалии размеры черепа малы с рождения, черепные швы сужены, или закрыты, или небольших размеров. В дальнейшем отмечается замедленный темп прироста окружности головы, так что иногда у ребенка 2-3 лет размеры черепа почти такие же, как и при рождении. При микроцефалии череп имеет специфическую форму: мозговой отдел черепа меньше лицевого, лоб маленький, покатый, линия лба и носа скошена.

Такие состояния, как гидро- и микроцефалия, в дальнейшем приводят к задержке умственного и физического развития и поэтому требуют коррекции с самого раннего возраста!

. . .или повод для дальнейших обследований?

Но всякое ли отклонение от нормы однозначно должно свидетельствовать о патологическом состоянии? Конечно, нет! Клинические наблюдения показывают, что есть множество факторов, которые влияют на форму и размер головы. Конечно, даже небольшое увеличение или уменьшение окружности черепа у новорожденного по сравнению с возрастной нормой можно рассматривать как фактор риска в отношении развития гидроцефалии или микроцефалии, однако не следует впадать в панику, едва обнаружив, что головка ребенка немного больше или меньше нормы: это обстоятельство должно прежде всего стать сигналом к необходимости проведения дополнительных обследований для исключения патологических состояний. Какие же это обследования?

  • Абсолютно безопасным и достоверным методом является нейросонография (ультразвуковое исследование головного мозга через большой родничок). Это исследование поможет не только увидеть изменения структуры головного мозга и признаки повышения внутричерепного давления, но и оценить кровоток по основным сосудам головного мозга.
  • Еще более достоверным методом является ядерно-магнитный резонанс головного мозга (ЯМР), однако данное исследование для малышей осуществляется под общим наркозом, поэтому проводят его только по достаточно веским показаниям.
  • В данном случае также необходимы консультации окулиста и нейрохирурга.

"Домашнее задание" для родителей

Кроме того, прямо с рождения вы можете самостоятельно контролировать прирост окружности головы ребенка, который является одним из основных показателей нормы и патологии. Как это сделать грамотно?

  • Еженедельно измеряйте окружность головы ребенка и фиксируйте полученные цифры в специально заведенной тетради.
  • Сантиметровую ленту при измерении располагайте по наиболее выступающим точкам черепа (лобные и затылочные бугры).
  • Во избежание недоразумений измерение должен проводить один и тот же человек.

Помимо прироста окружности головы, можно контролировать прирост окружности груди, являющийся одним из общих антропометрических показателей развития ребенка. Для этого:

  • еженедельно измеряйте окружность грудной клетки в тот же день, когда измеряете окружность головы;
  • сантиметровую ленту располагайте на уровне линии сосков ребенка.

Для чего нужна такая "самодеятельность"? Проводя эти несложные измерения, вы поможете врачу составить объективную картину развития ребенка, да и сами сможете быть спокойны, исключив возможность развития серьезных заболеваний (в норме ежемесячный прирост окружности головы первые три месяца у доношенного ребенка не должен превышать 2 см в месяц; до года окружность грудной клетки больше окружности головы ребенка приблизительно на 1 см).

Ну, а теперь несколько слов о том, что может и должно быть в норме, а что является патологией. Разговор на эту тему я попыталась облечь в форму ответов на вопросы, чаще всего волнующие молодых родителей.

От чего зависит форма черепа?

В норме при прохождении ребенка по родовым путям происходит наложение костей черепа друг на друга. Особенности течения родового процесса влияют на изменение формы черепа. При осложненном родовом акте может возникнуть резкое нахождение костей черепа друг на друга, и это приведет к его деформации, которая будет сохраняться достаточно длительное время.

Изменение формы черепа может выражаться в сохранении припухлости мягких тканей головы в том месте, которым ребенок продвигался вперед по родовым путям. Припухлость исчезает в течение первых 2-3 суток. (кровоизлияние под надкостницу) также изменяет форму черепа. Она рассасывается медленнее, чем припухлость, и этот процесс требует наблюдения специалистов (невролог, хирург).

Изменение формы черепа связано и с возрастными особенностями. У новорожденного череп вытянут в переднезаднем направлении, а через несколько месяцев увеличится поперечный размер черепа, и форма его изменится.

Некоторое изменение формы и размера черепа может быть и при нормальном развитии у недоношенных детей, или при частом укладывании ребенка на один и тот же бок, или при длительном лежании ребенка на спине.

Как растет голова?

У новорожденного в среднем окружность головы равна 35,5 см (нормальным считается диапазон 33,0-37,5 см). Наиболее интенсивный прирост окружности головы у доношенных детей отмечается в первые 3 месяца — в среднем это 1,5 см за каждый месяц. Затем прирост несколько снижается, и к году окружность головы ребенка в среднем равна 46,6 см (границы нормы 44,9-48,9см).

На сегодняшний день болезни нервной системы у детей относятся к самым распространенным. Часто приходится выявлять те или иные отклонения нервной системы даже среди новорожденных детей. В первую очередь, это связано с патологией в период беременности и родов: гипоксическими, инфекционными процессами, перенесенными плодом внутриутробно, фето-плацентарной недостаточностью (нарушения кровотока в системе «мать-дитя»), групповым и резус-конфликтами крови, стрессовыми факторами, вредными...

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - представляет собой широко распространенную форму нервно-психических нарушений детского возраста, это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Внешние проявления заболевания у детей с минимальными мозговыми дисфункциями, на которые обращают внимание педагоги и родители, нередко бывают сходными и обычно...

1 октября начался прием работ на всероссийский конкурс поэтической декламации «Дети читают стихи». Конкурс «Дети читают стихи» стал одним из самых масштабных проектов в рамках Года литературы. Свыше 20 000 детей из разных регионов России, из более чем 700 городов и населенных пунктов, приняли участие в мероприятиях предыдущих сезонов. На этот раз творческая тема – «Мой любимый поэт», дети могут прочитать наизусть стихотворение любимого автора и рассказать о причинах своего выбора. Для участия...

Получила вопросы, тема очень актуальна для моих близких, чтобы не повторяться буду писать здесь. Для начала следует попытаться решить эту проблему с помощью диеты. Больше всего холестерина содержится в субпродуктах (печень, мозги, почки), жирном мясе, яичных желтках, сливочном масле, жирных молочных продуктах. Следует ограничить употребление животных жиров. Узнаете про плохой и хороший холестерин, продукты-помощники. Клетчатка также способствует выведению холестерина. Как не крути, без...

Доктор, куда мы только не ходили, никакого результата. Помогите. Как видите – она легонько подтолкнула ребенка к доктору - он заикается, хотя это ему не мешает болтать без умолку. - Расскажите для начала, в чём дело, может что-то случилось? - Да ничего особенного не было. Вроде говорил всегда нормально, он вообще у нас разговорчивый, дальше некуда. А тут – вот уже месяц – ничего не понимаю. Это ладно сейчас, маленький пока, а в школу – ведь задразнят, да и дальше… Врач осмотрел ребенка...

Моей дочке 1,5 года. У нее происходят рвота на эмоциях. Раньше, в грудничковом возрасте, у нее были срыгивания, я все никак не могла понять в чем дело, долго ее держала в вертик положении.А теперь уже все поняла: сильно радуется она (папа пришел с работы, печеньку даю ей) или плачет, чаще второе, у нее может произойти рвотный рефлекс. Причем я заметила что она намеренно иногда сует ручки в рот.Если бы она умела говорить! Я не знаю что мне делать. Была у невролога, она сказала подождать более...

Обсуждение

У нас это уже 16 лет, Любые эмиоции - положительные или отрицательные, или ожидание чего-то, будь-то праздник, контрольные или похода к доктору, все вызывает рвотный рефлекс, "прорыгается" успокоится, и идем дальше. Случалось и в магазине, и в гостях, и в школе. Злилась, кричала, ругала - только хуже. Перестала обращать вниманение, она сама пытается справиться. Диагноз - синдром Мебиуса, лечить пробовали чем только можно - результата нет. Были на консультации и на Талдомского, и Одессе все что можно было обойти, все в один голос говорят, что с этим нужно научиться жить и с возрастом сама научится сдерживать эмоции. Сейчас ходит к психологу 1 раз в неделю. Но дороговато это у нас. Вам путь к неврологу, обследование, генетика если будет показано, больше общения с детками, что бы отвлекать от привыканий. Грудь - навязчивые движения, скорее всего, Удачи Вам и не паникуйте - это главное.

Почитайте про рефлюкс-эзофагит, по-хорошему стоило бы попасть к гастроэнтерологу. Отказаться от зонда - ваше право.

Процедура оформления инвалидности ребенку происходит в несколько этапов и, как правило, занимает минимум 3 месяца. Наберитесь терпения: для достижения цели вам надо будет сделать, как в той китайской поговорке, 1000 мелких шагов. Кто дает направление на МСЭ? В поликлинике (или психиатрическом диспансере), где наблюдается ребенок, врач соответствующего профиля выдает направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ). Ребенка с нарушением слуха направляет ЛОР (отоларинголог), с нарушением...

Поделитесь, пожалуйста, своим опытом, у кого детки возраста 2,8 лет (мы в янв 2011 рождены) уже хорошо разговаривают, т.е. строя предложения и выговаривая шипящие согласные, 2подряд согласные (СЛОН, например), букву Р? И как вам удалось прийти к таким результатам? Или просто хорошая генетика и далось без труда? Моя дочь повторяет простые слова типа ВАГОН, СОВА по просьбе, сама по инициативе - никак. И самое длинное наше предложение пока ДОМ БАБЫ АНИ ТУТ(идем на днях на консультацию к...

Обсуждение

У нас сын 2.4 родился в мае 2011. Начал хорошо говорить в 2 года. Говорит сложные предложения, называет все предметы. Не могу сказать однозначно генетика или занятия. Потому что первый сын тоже быстро заговорил в 1.8, но с обоими мы много играли. Например с младшим много пели и играли на синтезаторе. Вот здесь немного писала об этом - [ссылка-1]

Дочке 2,7. Разговаривает очень бегло и чисто. И начала говорить очень рано, еще до года. До этого старший сын заговорил предложениями в два года и имел неплохой запас словарный, но логопед умудрилась заподозрить у него зрр. Сейчас ему 6,9 и разговаривает отлично, нет никаких проблем. А вот средний сынуля (сейчас ему 4,6) до сих пор говорит не очень отчетливо и заговорил поздно, к трем годам, практически одновременно с младшей сестрой, а у них 2 года разницы! Ходили в периоде с 2 до 3 лет к логопеду, проводили всевозможные тесты и сказали нам, чтобы мы отстали от ребенка, интеллектом он не обделен, мелкая моторика на хорошем уровне, заговорит в свое время. Заговорил, конечно, но еще работать и работать над его речью. Это все я написала к тому, что и правда все детки разные, даже в одной семье. Так что не переживайте, разговориться обязательно! Заниматься при этом с ребенком точно лишним не будет. Пальчиковая гимнастика, различные логопедические упражнения (если получится ребенка заинтересовать). Вы хоть слова говорите, мы вообще молчали и ни на какие занятия не соглашались:)

Лидеры по продажам на нашем российском цветочном рынке сейчас - это, конечно, розы. Этот цветок является любимым нашими российскими мужчинами, статистический букет которого на сегодняшний день состоит из набора бордовых роз с как можно длинным стеблем. Их количество определяется размером возможной потраченной суммы денег. Еще около пяти-шести лет назад розы составляли 75% от всего, что было в ассортимента обычного цветочного магазина. Сегодня данный показатель значительно снизился. Примерно...

Я в шоке... Сходили сегодня к педиатру... Позорище... Сашка прибавил всего 128г от веса при рождении, или 438г от минимального веса. Аринка зе 1-й месяц набрала 1300г, а Костка 1100... Очень надеюсь, что причина тому мои маститы, я же его 2 недели кормила одной грудью, и до сих пор в больной груди молока очень мало. А у груди проводим очень много времени... часами... И писает-какает нормально, по крайней мере сейчас, раньше на самом деле заметно меньше писал. Рост вообще намеряли 54,5 см, а в...

Обсуждение

Они в этом возрасте рассматривают подолгу далекие большие неподвижные предметы. Мой в месяц очень любил шкаф. Уставится на него и лежит смотрит. Так что это нормально)) Если тонус снижен, то и голову и все остальное ребенок будет делать позже. Ничего страшного в этом нет. У. Меня старшая из-за этого все очень поздно делала и вообще физически очень долго была плохо развита -неуклюжая была, зато умственное и псхо-эмоциональное развитие всегда опережало сверстников, да и сейчас по сравнению со многими она очень этим отличается, а физически догнала. Так что не переживайте раньше времени. А насчет глазика я бы показала окулисту на всякий случай.

ну что сказать, я в больнице с Вовкй лежала- у них все весы по разному показывают) А учитывая, что еще и в росте "усох" за месяц, так это 100% чья-то ошибка))

ВСЕ ЕЩЕ 39 НЕДЕЛЬ Ага. Я вернулась обратно:) Не удалось им меня запереть:)Рассказываю: У меня плановое кесарево из-за рубца на матке и дородовая госпитализация по настоянию врача ЖК.Бесплатно. Ну я не стала сопротивляться и в назначенный день, попрощавшись тут с вами, пришла с пакетами в ЖК за нарядом. Предварительно, прошерстив все роддома в округе и выбрав себе 7ой для пребывания, так и заявила: Хочу в седьмой. Врач пошла за нарядом. на котором выяснилось, что в нашем ЮЗАО вообще нет мест в...

Не знаю как ваши дети, а моя дочь просто обожает всё, что можно склеить/заклеить/наклеить/прик-леить. Ей на радость и была куплена книга c наклейками из этого минишопа: [ссылка-1] Точнее, книг было две: для дочки и её друга. Ну что сказать...они отличные! Большой формат, красивые картинки,плотные листы, многоразовые наклейки, много страниц детской радости!:) Обе книги примерно одинаковы: первые страниц 20 -это масса картинок по разнообразным темам(в случае книги с принцессами-это День...

Конференция с Юлией Борисовной Жихаревой, психологом-дефектологом детского клинико-диагностического центра МЕДСИ II 1. Моей дочке 3 годика очень плохо разговаривает. Стоит ли начать водить уже ее к логопеду? Да! Надо прежде всего придти на консультацию к логопеду, который сделает заключение: что и почему? После этого Вы с логопедом обсудите вопрос о необходимости логопедических занятий. 2. Дочке 4,5 года. Постоянно говорит «я сделал»,»я погулял»,короче путает женский и мужской род. У Вашей...

В последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. К сожалению, к специалисту-логопеду такие дети попадают перед школой, в лучшем случае после пяти лет. Самый значимый для развития ребенка возраст (сензитивный период) упущен. Отсюда масса проблем не только с устной речью, но и с письменной. Эти проблемы особенно ярко проявляются у детей при обучении чтению и письму. А ведь внимательное отношение к ребенку с первых дней его жизни дает возможность мамам, врачам...

Начинают неврологическое обследование с выявления общемозговых (головокружение, головная боль, тошнота, рвота) и менингиальных симптомов (головная боль, рвота, общая гиперестезия, менингиальная поза, ригидность затылочных мышц, симптомы Кернига, Брудзинского и др.).

Что включает неврологическое обследование

Оценивается при неврологическом обследовании сознание больного, наличие психомоторного возбуждения, исследуются речевые функции и их нарушение. Речевые расстройства, связанные с параличом или парезом мышц, участвующих в артикуляции (анартрия) могут свидетельствовать о бульбарных и псевдобульбарных поражениях, и выражаются в форме алалии, косноязычия, некоторых формах заикания. Афазия, возникающая при сохранности функции речевого аппарата (язык, небо, губы, гортань), обусловлена поражением речевых зон коры полушарий головного мозга или их проводящих путей.

При дизартрии возникает затруднение при произношении звуков речи в результате пареза, спазма, гиперкинеза или атаксии речевой мускулатуры. Причиной дизартрии могут являться сосудистые, дегенеративные или воспалительные заболевания головного мозга, при которых происходит поражение пирамидной и экстрапирамидной систем или патологические изменения черепно-мозговых нервов и их ядер в стволе мозга, иннервирующих речевую мускулатуру.

Неврологическое обследование черепно-мозговых нервов

Затем приступают к обследованию черепно-мозговых нервов.

I пара черепно-мозговых нервов – обонятельный нерв.

Функцию данного нерва исследуют при помощи специального набора пахучих веществ.

Нарушение обоняния может свидетельствовать о поражении различных отделов центральной нервной системы (лобных, височных долей, основания мозга – области передней черепной ямки).

Нарушения обоняния:

1)аносмия – полная утрата обоняния;

2)гипосмия – нарушение обоняния в виде снижения восприятия запаха;

3)паросмия – нарушение обоняния в виде извращения восприятия;

4)гиперосмия – нарушения обоняния в виде обострения.

Нарушения обоняния, являющиеся симптомами патологических процессов нервной системы следует дифференцировать с нарушениями обоняния, возникающими при воспалительных и атрофических процессах в слизистой оболочке носа и обонятельными галлюцинациями при некоторых формах психических расстройств.

II пара черепно-мозговых нервов – зрительный нерв.

Исследования остроты и поля зрения, глазного дна

Проводят исследование остроты и поля зрения, характеристик цветного зрения, осмотр глазного дна. Глазодвигательные нервы:

III пара – глазодвигательный нерв;

IV пара – блоковый нерв; VI пара – отводящий нерв.

При неврологическом исследовании в первую очередь простым осмотром определяют величину и форму зрачков. Пациент должен располагаться напротив источника света.

При этом неодинаковая величина зрачков как одиночный симптом не может свидетельствовать об органическом поражении нервной системы (следует дифференцировать с врожденными особенностями, неравномерностью симпатической иннервации и различными заболеваниями глаз). А вот изменение формы при неврологическом обследовании зрачков является более важным прогностическим признаком органических изменений нервной системы. Особого внимания этот симптом заслуживает при изменении реакции зрачков на свет и реакции на аккомодацию с конвергенцией.

Методика исследования реакции зрачков на свет

Врач своими ладонями плотно прикрывает пациенту оба глаза, которые все время должны быть широко открытыми. Затем поочередно от каждого глаза врач быстрым движением отводит свою ладонь, отмечая реакцию каждого зрачка.

Другим вариантом исследования этой реакции является зажигание и выключение электрической лампы или портативного фонарика, поднесенного к глазу больного, другой глаз пациент плотно закрывает ладонью.

Исследование зрачковых реакций должно проводиться с максимальной тщательностью с применением достаточно интенсивного источника света (плохое освещение зрачка может либо вовсе не дать сужения, либо вызвать вялую реакцию).

Методика исследования реакции на аккомодацию с конвергенцией

Врач предлагает пациенту посмотреть некоторое время вдаль, а затем быстро перевести взгляд для фиксирования близко поднесенного к глазам предмета (пальца или молоточка). Исследование проводится отдельно для каждого глаза. У некоторых пациентов такой способ исследования конвергенции вызывает затруднение и у врача может возникнуть ложное мнение о парезе конвергенции. Для таких случаев существует «проверочный» вариант исследования. После взгляда вдаль пациенту предлагается прочитать мелко написанную фразу (например, этикетка на спичечном коробке), близко поднесенную к глазам.

Необходимо напомнить, что врач должен обращать внимание не только на выраженные нарушения зрачковых реакций, но и на особенности реакций каждого зрачка в отдельности, исследовать и реакцию зрачков на свет, и реакцию аккомодации с конвергенцией, отмечая любые комбинации изменений зрачковых реакций.

Например, синдром Аргайлла-Робертсона характеризуется рефлекторной неподвижностью зрачков на световое раздражение при сохранности реакции на конвергенцию. А последствием эпидемического энцефалита зачастую является парез конвергенции и вялость сужения зрачков при аккомодации при живой реакции на свет, хотя нередки и другие комбинации изменений зрачковых реакций. По сумме визуальных признаков можно судить о предварительном диагнозе. В данном случае, следует внимательно изучить моторику пациента. Гипомимия, маскообразное лицо, монотонность голоса, понижение двигательной активности, легкий тремор дистальных отделов какой-либо конечности, в сочетании с жалобами на слюнотечение, периодически появляющееся «закатывание» глаз (при этом в поведении отмечается склонность к приставанию, назойливость) позволяет врачу предположить у этого больного легкую форму паркинсонизма.

Чаще всего изменения зрачковых реакций являются симптомами сифилитического поражения нервной системы, эпидемического энцефалита, реже – алкоголизма и таких органических патологий, как поражение стволового отдела, трещины основания черепа.

Исследование положения и движений глазных яблок

При патологии глазодвигательных нервов (III, IV и VI пары) наблюдается сходящееся или расходящееся косоглазие, диплопия, ограничение движений глазного яблока в стороны, вверх или вниз, опущение верхнего века (птоз).

Следует помнить, что косоглазие может быть врожденным или приобретенным дефектом зрения, при этом двоения в глазах у пациента не отмечается. При параличе одного из глазодвигательных нервов у пациента возникает диплопия при взгляде в сторону пораженной мышцы.

Более ценным для диагностики является тот факт, что при выяснении жалоб больной сам заявил о двоении в глазах при взгляде в каком-либо направлении. Врачу при опросе стоит избегать наводящих вопросов о двоении в глазах, ибо определенный контингент пациентов ответит утвердительно даже при отсутствии данных для диплопии.

Для выяснения причин возникновения диплопии нужно определить зрительные или глазодвигательные расстройства имеются у данного пациента.

Метод, применяемый для дифференциальной диагностики истинной диплопии чрезвычайно прост. При наличии жалоб на двоение в глазах при определенном направлении взгляда нужно закрыть пациенту один глаз ладонью – истинная диплопия исчезает, а в случае истерической диплопии жалобы сохраняются.

Для точной диагностики диплопии больной направляется к врачу-офтальмологу.

Методика исследования движений глазных яблок также довольно проста. Врач предлагает пациенту проследить за движущимся в разных направлениях предметом (кверху, книзу, в стороны). Данный прием позволяет обнаружить поражение какой-либо глазной мышцы, парез взгляда или наличие нистагма.

Чаще всего встречающийся горизонтальный нистагм выявляют при взгляде в стороны (отведение глазных яблок должно быть максимальным). Если нистагм является одиночно выявленным симптомом, то явным признаком органического поражения нервной системы его назвать нельзя. У совершенно здоровых людей при обследовании также могут выявляться «нистагмоидные» движения глаз. Стойкий нистагм нередко обнаруживается у курильщиков, шахтеров, водолазов. Существует также врожденный нистагм, характеризующийся грубыми (чаще ротаторными) подергиваниями глазных яблок, сохраняющимися при «статичном положении» глаз.

Диагностический прием для определения вида нистагма несложен. Врач просит больного перевести взгляд кверху. При врожденном нистагме его интенсивность и характер (горизонтальный или ротаторный) сохраняется. Если же нистагм обусловлен органическим заболеванием центральной нервной системы, то он либо ослабевает, становясь вертикальным, либо совсем исчезает.

Если характер нистагма неотчетлив, необходимо исследовать его, переведя пациента в горизонтальное положение, поочередно на левом и правом боку.

Симптомы рассеянного склероза

При сохранении нистагма следует исследовать брюшные рефлексы. Наличие нистагма и угасание брюшных рефлексов в сумме являются ранними признаками рассеянного склероза. Следует перечислить симптомы, которые подтверждают предположительный диагноз рассеянного склероза:

1)жалобы на периодическое двоение в глазах, быструю утомляемость ног, нарушения мочеиспускания, парестезии конечностей;

2)обнаружение при осмотре повышения неравномерности сухожильных рефлексов, появления патологических рефлексов, интенционное дрожание.

V пара черепно-мозговых нервов – тройничный нерв.

Для исследования тройничного нерва определяют функциональную активность анатомо-физиологических элементов, находящихся в зоне иннервации, соответствующей его ветвям. Определяются функции жевательных мышц, степень открывания рта (подвижность челюсти), вызывают конъюнктивальный и корнеаль-ный рефлексы. Исследуется чувствительность точек – мест выхода ветвей тройничного нерва (точек Валле) в супраорбиталь-ной, инфраорбитальной и ментальной областях.

VII пара черепно-мозговых нервов – лицевой нерв.

Спасибо

Записаться к Неврологу

Консультация невролога

Консультация невролога представляет собой один из этапов постановки диагноза. В большинстве случаев пациентов направляют к этому специалисту другие врачи, подозревая неврологические расстройства. Длительность консультации может быть различной в зависимости от имеющихся симптомов и истории болезни.

В целом консультация включает следующие этапы:

  • Сбор анамнеза. На этом этапе врач просто опрашивает пациента о его симптомах и жалобах. Например, при наличии болей невролог уточняет их характер, частоту, длительность, связь с определенными раздражителями.

  • Генетическая предрасположенность. Многие неврологические болезни (болезнь Паркинсона , хорея Гентингтона, эпилепсия и др. ) имеют генетическую предрасположенность. Невролог обычно спрашивает у пациента, есть ли у него прямые родственники с подобным диагнозом или хотя бы со схожими симптомами. Поэтому перед консультацией желательно собрать такую информацию.
  • Оценка рефлексов. У человека существует множество безусловных рефлексов, которые отражают эффективность работы нервной системы. Наиболее распространенные – коленный и локтевой. Для детей существуют свои критерии исследования, так как для каждого возраста есть свои границы нормы.
  • Специфические тесты. Существуют и другие способы обследования нервной системы, которые может предложить врач. Как правило, они касаются исследования зрения , обоняния, координации движений или речевых навыков. Эти тесты безболезненные и не слишком утомительные. Невролог выбирает те из них, в которых ожидает определенные отклонения.
Как правило, консультация заканчивается назначением анализов или обследований, которые подтвердят или опровергнут предварительные предположения врача. На повторный прием пациент приходит уже с результатами анализов. Если было назначено лечение, желательно показаться врачу после курса, чтобы оценить результаты.

Можно ли записаться на прием по телефону или по интернету (электронная запись )?

Большинство клиник и лечебных центров дают возможность записаться к специалистам по интернету или по телефону. В настоящее время такая практика существует не только в частных, но и во многих государственных учреждениях.

Можно ли задать неврологу вопрос онлайн?

Множество сайтов предоставляют возможность проконсультироваться у различных специалистов по интернету. К сожалению, консультация невролога в таком формате будет малоэффективной. Этот врач должен сам оценить многие показатели (рефлексы, движения пациента, мимику и др. ). Поэтому все советы от невролога по интернету будут общего характера, а для назначения лечения все равно придется пойти на прием.

Приходит ли невролог для осмотра на дом?

Некоторые частные клиники могут присылать пациентам невролога на дом для консультации. Также во многих крупных городах можно найти неврологов с частной врачебной практикой. Как правило, такие посещения обходятся дороже и менее эффективны, так как на дому врач не имеет под рукой всех необходимых инструментов и приборов.

Что смотрит и проверяет невролог на консультации?

Обследование разных пациентов может проходить по-разному. Существует множество различных неврологических тестов и других критериев, которые отражают работу той или иной части нервной системы. На приеме врач выбирает те методы исследования, которые могут помочь с постановкой диагноза конкретному пациенту. Провести все тесты обычно просто не хватает времени. Специалист будет исходить из симптомов и жалоб пациента.

Чаще всего на консультации невролог делает следующие проверки:

  • движения глаз (амплитуда, равномерность, синхронный поворот головы и др. );
  • мимика лица (симметричность сокращения мышц );
  • чувствительность (с помощью покалывания в различных зонах );
  • координация движений с открытыми и закрытыми глазами (например, поднести палец к носу или постоять на одной ноге );
  • мышечный тонус (пассивные и активные движения конечностей );
  • пространственные ощущения (с закрытыми глазами выполнять различные действия );
  • исследование мышления и памяти (запоминание картинок, логические задачки и др. ).
По ходу консультации невролог внимательно следит за пациентом, так как на нарушения могут указывать даже какие-либо мелочи. Например, если одна половина лица покраснела сильнее, или потеет сильнее одна половина тела. Опытному врачу о многом может сказать также походка или осанка пациента.

Для детей существуют другие критерии осмотра, многие из которых знает и применяет педиатр или семейный врач на профилактическом осмотре.

С какими жалобами и симптомами нужно идти на прием к неврологу?

Существует довольно много различных симптомов, которые указывают на вероятные проблемы с нервной системой. Но большинство из них встречаются довольно редко. Чаще такие заболевания вызывают нарушения в работе других органов, и пациент попадает сперва к другим специалистам. Надежнее всего при каких-либо проблемах со здоровьем обратиться к терапевту , семейному врачу или просто вызвать скорую помощь, если состояние больного внушает опасения. Эти специалисты направят пациента к неврологу по необходимости.

Явно указывают на нарушения в работе ЦНС следующие симптомы:

  • Судорожные припадки. Даже одного приступа достаточно, чтобы направить больного к неврологу для профилактического обследования (исключить эпилепсию ).
  • Двоение в глазах или другое искаженное восприятие изображения. Обычно пациенты обращаются к офтальмологу , но четкое двоение обычно указывает на то, что головной мозг не воспринимает правильно информацию, полученную от глаз.
  • Асимметричная работа мышц. Если мышцы одной половины тела напряжены, а другой – расслаблены, это часто говорит о проблемах с мозгом. Кроме того, обращают внимание на асимметрию лица, которую контролируют мимические мышцы.
  • Провалы в памяти. Память контролируется напрямую головным мозгом, поэтому любые проблемы с запоминанием информации или ее обработкой (логическое мышление и др. ) указывают на неврологические проблемы.
  • Нарушения сна. Лечением бессонницы занимаются именно неврологи, так как сон контролируется головным мозгом.
  • Параличи. Если пациент теряет контроль над конечностью или конечностями, проблема чаще всего лежит на уровне головного или спинного мозга.
  • Нарушения координации. Шаткая походка или неуверенные движения конечностей – явный неврологический симптом. Они объясняются тем, что мозг плохо контролирует положение тела в пространстве.
  • Мышечная слабость. Если слабость не связана с длительной болезнью, голодом или другой объективной причиной, проблема может крыться в иннервации мышц.
  • Головные боли. Разумеется, в подавляющем большинстве случаев этот симптом имеет не неврологическую природу. Но если видимых причин нет, а боли сильные, обращаться нужно именно к неврологу.
Есть и другие неврологические симптомы, касающиеся необычных нарушений зрения, слуха, обоняния или кожной чувствительности. Некоторые люди, например, теряют способность говорить (алексия ) или писать (аграфия ). Однако даже в практике невролога такие нарушения – большая редкость.

Какой врач дает направление на обследование к неврологу?

Нарушения в работе нервной системы могут имитировать симптомы самых разных заболеваний. Профильные специалисты, не обнаружив ожидаемый диагноз, нередко направляют пациента на прием к неврологу.

Чаще всего направление к неврологу дают следующие врачи:

  • терапевт;
  • травматолог;
  • неонатолог;
  • семейный врач.
Иногда, при наличии выраженной неврологической симптоматики, пациент может быть доставлен прямо в неврологическое отделение каретой скорой помощи.

Сколько раз в месяц (в год ) надо посещать невролога?

Невролог является специалистом с достаточно узким профилем, поэтому взрослые здоровые люди не ходят к нему на консультацию регулярно. Для профилактики достаточно обычных медицинских обследований или консультаций у врача широкого профиля (терапевт, семейный врач и др. ). Они направляют пациентов к неврологу лишь в тех случаях, когда подозревают определенные проблемы. Но пациентам, страдающим от хронических неврологических заболеваний (хорея Гентингтона, болезнь Паркинсона и др. ) или перенесшим инсульт , консультации необходимы часто и в течение длительного периода времени.
  • в 1 месяц;
  • в 3 месяца;
  • в 6 месяцев;
  • в 1 год;
  • далее по необходимости (врач сам скажет, как часто нужно показываться ).
Для детей консультация невролога важна, так как он может определить уровень развития ребенка, который иногда помогает обнаружить скрытые патологии. Однако при отсутствии каких-либо нарушений врач обычно сам говорит, что в ближайшее время консультации больше не требуются.

Нужен ли медосмотр у невролога беременным женщинам?

Обязательный медосмотр у невролога большинству беременных женщин не требуется. Такие симптомы как головная боль или тошнота объясняются обычно не проблемами с нервной системой, а гормональными перестройками или умеренной интоксикацией организма. При отсутствии серьезных неврологических проблем вполне достаточно своевременной сдачи всех необходимых анализов и наблюдения у лечащего врача.

Обязательная консультация невролога во время беременности может понадобиться в следующих случаях:

  • при наличии в прошлом черепно-мозговых травм ;
  • при появлении типичных неврологических симптомов (выраженные нарушения сна, нарушения чувствительности, параличи и др. );
  • при наличии хронических неврологических заболеваний (эпилепсия, рассеянный склероз , мигрень и др. ).
Боли в пояснице или спине , которые тоже часто беспокоят женщин при беременности , тоже обычно не являются неврологической проблемой. Они возникают из-за механической нагрузки на позвоночник (смещение центра тяжести тела по мере роста плода ).

Проходят ли медосмотр у невролога в военкомате?

Медосмотр в военкомате является обязательной процедурой, но врач-невролог обычно не является обязательным членом комиссии. Основными врачами в данном случае являются терапевт, хирург, дерматолог , отоларинголог , психиатр и окулист . Они могут заподозрить некоторые неврологические патологии и дать направление на отдельное обследование у невролога. При многих заболеваниях центральной или периферической нервной системы в армию не берут, так как это может усугубить состояние больного.

Проходят ли медосмотр у невролога в детском саду и в школе?

Медкомиссия в детских садах и школах почти всегда включает и обследование у невролога. К сожалению, осматривая большое количество детей за короткое время, даже хороший специалист не всегда может выявить скрытые патологии. Если у ребенка имеются какие-либо проблемы, о них лучше сообщить воспитателям в детском саду или учителям в школе. Они смогут предупредить врача, и ребенку уделят больше внимания при обследовании.

Во время медосмотра в учебных заведениях не проводят диагностические мероприятия и не назначают лечения. Невролог проводит стандартный набор тестов, чтобы выявить определенные симптомы. При их обнаружении он просто дает направление на более тщательный осмотр.

Как ставит диагноз невролог?

Диагностировать неврологические заболевания очень трудно из-за большого разнообразия симптомов и схожести проявлений. Именно поэтому неврологи должны быть высококлассными специалистами. Постановка диагноза начинается со сбора информации о болезни пациента. Для подтверждения существуют различные лабораторные и инструментальные исследования.

Невролог чаще всего не проводит сам все диагностические процедуры. Он решает, какие обследования необходимы конкретному пациенту, а затем направляет его к соответствующим специалистам. После проведения обследования врач оценивает результаты и решает, подтверждают ли они предположенный ранее диагноз. Следует отметить, что диагностика некоторых неврологических заболеваний может длиться долго (недели и месяцы ).

Методы диагностики

Условно методы диагностики обычно делят на несколько групп. Первая направлена на визуализацию различных структурных нарушений. Вторая – на функциональные проблемы (например, исследование скорости проведения импульса и др. ). К третьей группе можно отнести различные лабораторные исследования, в которых в качестве исследуемого материала берется кровь или ткани организма пациента.

Наиболее часто в неврологии прибегают к следующим диагностическим процедурам:

  • Электроэнцефалография. Данный метод заключается в регистрации электрической активности мозга. Для некоторых заболеваний (эпилепсия, мигрень и др. ) характерны определенные изменения в результатах исследования, что позволяет подтвердить диагноз.
  • Электронейромиография. Данный метод направлен на исследование периферических нервов. С его помощью врач оценивает скорость прохождения импульса по нерву и его передачу на мышцу. Электронейромиография важна при диагностике миодистрофии и заболеваний, сопровождающихся параличами.
  • Рентген. С помощью рентгена врачи могут в общих чертах исследовать структуру черепа и головного мозга. Особенно часто это исследование назначают после черепно-мозговых травм.
  • Компьютерная томография. Данный метод так же, как и рентген, предполагает использование рентгеновского излучения для получения изображения. Однако точность при компьютерной томографии значительно возрастает, и врач может распознать более мелкие дефекты.
  • Магнитно-резонансная томография. В неврологии данный метод исследования считается одним из наиболее точных. Помимо четкого изображения тканей он помогает увидеть, как работают различные отделы коры головного мозга (в режиме функциональной МРТ ). Благодаря этому значительно облегчается диагностика различных поражений головного мозга.
  • Допплерография. При данном методе используют ультразвуковые лучи, с помощью которых оценивают скорость кровотока в сосудах головного мозга. Это помогает обнаружить аневризмы сосудов мозга, атеросклеротические процессы, различные врожденные аномалии развития сосудов.
  • Лабораторные анализы. На работу нервной системы могут влиять самые разные вещества. Биохимические методы исследования помогают обнаружить в крови гормоны или аномальные белки. Микробиологические методы важны при инфекционных поражениях нервной системы.
Таким образом, в арсенале невролога имеется множество различных диагностических методов. Разумеется, отдельным пациентам назначаю только те обследования, которые могут помочь подтвердить их диагноз. Иногда врач просит пациента пройти одно и то же исследование несколько раз (например, до, во время и после окончания курса лечения ), чтобы оценить эффективность лечения или скорость прогрессирования болезни.

Рентген

Рентгенологическое обследование является наиболее распространенным методом, направленным на обнаружение различных структурных повреждений. Лучше всего на рентгеновском снимке видны плотные ткани, кости черепа. Иногда в кровоток пациентов вводятся контрастные вещества, чтобы на снимке был хорошо виден тот или иной сосуд. Это позволяет обнаружить аневризмы сосудов головного мозга. В целом же в неврологии рентген не слишком информативен. Для изучения мягких тканей гораздо надежнее МРТ.

Магнитно-резонансная томография (МРТ )

Магнитно-резонансная томография является одним из наиболее информативных методов исследования в неврологии. Она позволяет с высокой точностью рассмотреть структуру мозговой ткани, увидеть сосуды и оболочки мозга. Неврологи часто назначают МРТ для обнаружения небольших опухолей мозга, оценки повреждений при черепно-мозговых травмах. Данный метод исследования является также весьма дорогостоящим, и пройти его можно не во всех больницах. МРТ противопоказано пациентам, имеющим металлические импланты, так как в сильном магнитном поле внутри аппарата металл нагревается и может притягиваться.

Какие анализы и обследования может назначить невролог?

Существуют различные способы для оценки состояния нервной системы. Практически всем пациентам с подозрением на серьезные патологии будут в обязательном порядке назначены анализ крови и анализ мочи , так как они дают информацию о работе организма в целом. Существует также много специфических анализов. Например, может понадобиться выяснение уровня определенных гормонов в крови, выделение белков, характерных для отдельных патологий и т. п. Чаще всего для анализа берут кровь, но наиболее информативным материалом для исследования в неврологии является спинномозговая жидкость.
Для ее получения пациентам делают пункцию – прокалывают диск между позвонками в поясничной области специальной иглой. Процедура является довольно болезненной и может иметь ряд побочных эффектов после проведения (головокружение , тошнота и др. ).

Спинномозговая пункция позволяет получить следующую информацию, важную для диагноза:

  • косвенно показывает уровень внутричерепного давления ;
  • позволяет обнаружить кровотечения в мозге (тогда в жидкости обнаруживают эритроциты );
  • позволяет в ходе микробиологического анализа обнаружить инфекции ЦНС (энцефалит , менингит и др. );
  • в спинномозговой жидкости можно выделить вещества, специфические для определенных неврологических заболеваний.
Исследование спинномозговой жидкости информативнее, так как кровь не контактирует напрямую с веществом мозга. В нее не попадают все вещества или микроорганизмы, которые могут находиться под мозговыми оболочками.

Для чего нужен пахучий набор невролога?

В неврологии существует несколько исследований, направленных на обследование органов восприятия. Одно из них называется ольфактометрией. Оно направлено на оценку обоняния у пациента. Для обследования врач берет специальный набор пахучих веществ. Пациент нюхает их и выбирает из нескольких вариантов ответа, какой именно запах был ему предложен. Для теста обычно берут легко узнаваемые запахи (мята, корица и др. ). У некоторых больных вследствие травм, опухолей или других проблем нарушено нормальное восприятие запахов. Они путают предложенные запахи либо не ощущают их вовсе. Данный тест является диагностическим. Если ЛОР-врач не находит отклонений на уровне носовых пазух, невролог будет более детально обследовать доли мозга, отвечающие за обоняние.

Как невролог проверяет рефлексы и тонус мышц?

Рефлексы являются ответом нервной системы на внешние раздражители. В ходе обследования неврологи обычно проверяют сухожильные рефлексы, которые проявляются сокращениями различных мышц. У здоровых людей рефлексы присутствуют, и процедура их проверки является полностью безболезненной.

Чаще всего при осмотре проверяют следующие рефлексы:

  • Коленной чашечки. Легкий удар молоточком под коленную чашечку заставляет ногу слегка распрямиться.
  • Ахиллова сухожилия. Легкий удар по ахиллову сухожилию приводит к легкому отклонению стопы в сторону.
  • Двуглавой мышцы. Постукивание по бицепсу поблизости от локтевой ямки ведет к сокращению мышцы и сгибанию руки.
У детей существуют и другие рефлексы. Например, при постукивании по определенным местам на животе, можно вызвать рефлекторное опорожнение мочевого пузыря или кишечника . Когда ребенок подрастает, эти рефлексы исчезают.

Оснащение кабинета невролога

В настоящее время минимальное оснащение кабинета невролога регламентируется соответствующим приказом министерства здравоохранения. Нормы могут несколько отличаться в разных странах, но базовый набор оборудования и инструментов остается неизменным.

В кабинете невролога обязательно должна быть следующая мебель и оборудование:

  • шкаф для хранения документов и оборудования;
  • кушетка для обследования пациентов;
  • персональный компьютер или ноутбук;
  • термометр и тонометр;
  • неврологический молоточек;
  • камертон (для исследования слуха и чувствительности к вибрации );
  • стандартный набор пахучих веществ;
  • негатоскоп (специальный экран на стенке для просмотра рентгеновских снимков ).

Лечение у невролога

В неврологии врачи применяют различные методы лечения. Наиболее распространено так называемое консервативное лечение, лечение с помощью различных медикаментов. Многим пациентам также назначают физиотерапевтические процедуры. При выраженных структурных нарушениях может понадобиться и хирургическое вмешательство на спинном или головном мозге.

Тактику лечения всегда выбирает врач-невролог после подтверждения диагноза. Самостоятельное лечение неврологических патологий обычно не только не дает положительного результата, но может быть попросту опасным. Более того, даже врачи-терапевты, семейные врачи и другие специалисты общего профиля чаще всего не берутся делать назначения больным с неврологическими расстройствами. Это объясняется некоторой обособленностью неврологии от других областей медицины.

Что лечит у взрослых невролог?

Для каждого возраста характерны те или иные неврологические патологии. У взрослых людей весьма распространены различные неврозы и дегенеративные заболевания ЦНС. Кроме того, среди взрослых чаще встречаются различные травмы, сопровождающиеся повреждениями ЦНС (производственные, автомобильные аварии и др. ).

Наиболее распространенными неврологическими проблемами у взрослых являются:

Многие из этих болезней появляются из-за более интенсивных нагрузок, воздействия различных вредных факторов, а также на фоне возрастных дегенеративных изменений.

Какие препараты (таблетки и уколы ) назначает невролог?

Спектр препаратов, с которыми работает врач-невролог, очень широк. В обменных процессах, протекающих в головном мозге и нервной ткани, в принципе, участвует множество различных веществ. В настоящее время практически все они синтезируются искусственно фармакологическими компаниями. Благодаря этому неврологи могут воздействовать на организм необходимым образом.

В неврологии могут использоваться следующие группы препаратов:

  • Успокоительные средства (седативные ). Используются при чрезмерном психомоторном возбуждении, психозах и неврозах. Наиболее распространены бензодиазепины (диазепам, лоразепам, феназепам ). Их также применяют для снятия судорог .
  • Миорелаксанты. Данная группа препаратов способствует расслаблению мышц. Их, например, назначают при ущемлении корешков спинномозгового нерва, чтобы уменьшить болевой синдром. Из этой группы часто назначают мидокалм , баклосан.
  • Препараты, улучшающие кровоток в сосудах мозга. К этой группе относится, например, церебролизин , кавинтон , мексидол .
  • Антидепрессанты. Данная группа влияет на области мозга, ответственные за активность, позитивное мышление, удовольствия и др. Их назначают пациентам с признаками депрессии . Наиболее часто используют амитриптилин и ципралекс .
  • Противоэпилептические средства. Данные средства назначаются пациентам с эпилепсией, чтобы уменьшить частоту приступов и облегчить симптомы. Наиболее распространенными препаратами этой группы являются хлоралгидрат, суксилеп, финлепсин .
  • Противопаркинсонические средства (система ДОПА ). Данная группа препаратов разработана специально для пациентов с болезнью Паркинсона. Их прием замедляет прогрессирование симптомов. К противопаркинсоническим средствам относятся проноран, реквип, леводопа.
  • Снотворные препараты. Эта группа препаратов используется при различных нарушениях сна. Пациентам с данной проблемой могут назначить фенобарбитал, реслип, мелаксен.
  • Ноотропные препараты. Данная группа препаратов улучшает обмен веществ в тканях мозга. Их часто назначают после инсультов, при нарушениях памяти и других функциональных расстройствах. К ноотропным препаратам относятся, например, пирацетам , фенибут , винпоцетин, глицин .
  • Витамины. В основном, при неврологических заболеваниях в качестве общеукрепляющего средства назначают витамины группы В (нейробион, витамин В12 и др. ).
При необходимости пациентам могут назначаться также обезболивающие средства (от нестероидных противовоспалительных препаратов до морфия и его аналогов ). Также при проблемах с сосудами головного мозга в профилактических целях могут назначить средства, разжижающие кровь и препятствующие образованию тромбов.

Все вышеперечисленные группы препаратов имеют широкий спектр различных побочных эффектов. В связи с этим многие из них выдаются в аптеках только по рецепту. Самостоятельный прием этих средств чреват серьезными проблемами.

Для чего нужны блокады?

Блокады с обезболивающими препаратами являются одним из методов лечения локального болевого синдрома. Процедура представляет собой инъекцию одного или нескольких препаратов (обычно

Завершая книгу, авторы надеются, что изложенная в ней информация может служить основой при освоении знаний, необходимых врачу-неврологу. Однако предлагаемую вашему вниманию книгу по общей неврологии следует рассматривать лишь как введение в эту дисциплину.

Нервная система обеспечивает интеграцию различных органов и тканей в единый организм. Поэтому от врача-невролога требуется широкая эрудиция. Он должен быть в той или иной степени ориентирован практически во всех областях клинической медицины, так как ему нередко приходится участвовать в диагностике не только заболеваний неврологического профиля, но и в определении сущности патологических состояний, которые врачами других специальностей признаются выходящими за рамки их компетенции. Невролог

в повседневной работе должен проявлять себя и как психолог, умеющий понимать личностные особенности своих пациентов, характер воздействующих на них экзогенных влияний. От невролога в большей степени, чем от врачей других специальностей, ожидается понимание душевного состояния пациентов, особенностей влияющих на них социальных факторов. Общение невролога с больным должно по мере возможности сочетаться с элементами психотерапевтического воздействия.

Сфера интересов квалифицированного врача-невролога весьма широка. Нужно иметь в виду, что поражения нервной системы являются причиной многих патологических состояний, в частности нарушения функций внутренних органов. В то же время неврологические расстройства, проявляющиеся у больного, часто бывают следствием, осложнением имеющейся у него соматической патологии, общих инфекционных заболеваний, эндогенных и экзогенных интоксикаций, патологического воздействия на организм физических факторов и многих других причин. Так, острые нарушения мозгового кровообращения, в частности инсульты, как правило, обусловлены осложнением заболеваний сердечно-сосудистой системы, лечение которых до появления не- врологических расстройств проводилось кардиологами или врачами общего профиля; хроническая почечная недостаточность почти всегда сопровождается эндогенной интоксикацией, ведущей к развитию полиневропатии и энцефалопатии; многие болезни периферической нервной системы бывают сопряжены с ортопедической патологией и т.д.

Границы неврологии как клинической дисциплины размыты. Это обстоятельство требует от врача-невролога особой широты знаний. Со временем стремление к улучшению диагностики и лечения неврологических больных привело к узкой специализации части неврологов (сосудистая неврология, нейроинфекции, эпилептология, паркинсонология и пр.), а также к появлению и развитию специальностей, занимающих пограничное положение между неврологией и многими другими врачебными профессиями (соматоневрология, нейроэндокринология, нейрохирургия, нейроофтальмология, нейроотиатрия, нейрорентгенология, нейропсихология и др.). Это способствует развитию теоретической и клинической неврологии, расширяет возможности оказания наиболее квалифицированной помощи неврологическим больным. Однако суженная профилизация отдельных неврологов и тем более наличие специалистов по смежным с неврологией дисциплинам возможны лишь в крупных клинических и научно-исследовательских учреждениях. Как показывает практика, каждый квалифицированный невролог должен иметь широкую эрудицию, в частности быть ориентирован в проблемах, которые в таких учреждениях изучаются и разрабатываются специалистами более узкого профиля.

Неврология находится в состоянии развития, которому способствуют достижения в различных областях науки и техники, совершенствование сложнейших современных технологий, а также успехи специалистов многих теоретических и клинических медицинских профессий. Все это требует от врача-невролога постоянного повышения уровня знаний, углубленного понимания морфологического, биохимического, физиологического, генетического аспектов патогенеза различных заболеваний нервной системы, информированности о достижениях в смежных теоретических и клинических дисциплинах.

Одним из путей, способствующих повышению квалификации врача, является периодическое обучение на курсах усовершенствования, проводимое на базе соответствующих факультетов медицинских вузов. Вместе с тем первосте-

пенное значение имеет самостоятельная работа со специальной литературой, в которой можно найти ответы на многие вопросы, возникающие в практической деятельности.

Для облегчения подбора литературы, которая может быть полезна начинающему врачу-неврологу, нами приведен список некоторых книг, изданных за последние десятилетия на русском языке. Так как нельзя объять необъятное, в него вошли далеко не все литературные источники, отражающие проблемы, возникающие перед неврологом в практической работе. Список этот следует признать условным, ориентировочным, и по мере необходимости он может и должен пополняться. Особое внимание рекомендуется уделять новым отечественным и иностранным публикациям, при этом необходимо следить не только за выходящими в свет монографиями, но и за журналами, которые относи- тельно быстро доводят до сведения врачей новейшие достижения в различных областях медицины.

Желаем читателям дальнейших успехов в освоении и совершенствовании знаний, способствующих повышению профессиональной квалификации, что несомненно положительно скажется на эффективности работы, направленной на улучшение состояние здоровья пациентов.

Открывание
глаз

Двигательная реакция на боль

Арефлексия,
диффузная
мышечная
гипотония

Угнетение
стволовых
рефлексов

Нарушение витальных функций

Сохранено

Целенаправленная

Сохранено

Целенаправленная

Только на сильный болевой

Целенаправленная

раздражитель

Нецеленаправленная

Чтобы точнее связать выявленное ограничение подвижности глазного яблока со слабостью определенной мышцы и поражением того или иного нерва, исследуют движение глаз в 6 различных направлениях (рис. 3.2).
При проверке движений глазных яблок выявляют также способность к фиксации предметов и наличие нистагма (колебательных движений глазных яблок). Нистагм проявляется медленным движением глаз в одном из направлений с последующим быстрым обратным корригирующим движением. По направлению движения глазных яблок нистагм может быть горизонтальным, вертикальным, вращательным.

Рис. 3.2. Схема исследования функции наружных мышц глаза и глазодвигательных нервов.


Рис. 3.3. Иннервация кожи лица и головы.
А - зоны иннервации ветвей тройничного нерва: I - глазной нерв; II - верхнечелюстной; III - нижнечелюстной; Б - зоны иннервации различных частей ядра тройничного нерва; 1 - верхняя часть ядра; 2-4 - средние части ядра; 5 - нижняя (шейная) часть ядра; 6 - ядро тройничного нерва.

При отведении глазных яблок в крайнее положение может возникать мелкоразмашистый «физиологический» (установочный) нистагм, не имеющий клинического значения.
Тройничный нерв (V) иннервирует кожу лица лобной и височных областей, слизистую оболочку полости рта, Vi языка, зубы, конъюнктиву глаза, жевательные мышцы, мышцы дна полости рта. Его состояние можно определить, проверив болевую, температурную и тактильную чувствительность на лице. Отметив зону сниженной чувствительности, необходимо выявить. соответствует ли она зонам иннервации отдельных ветвей тройничного нерва (глазного, верхнечелюстного и нижнечелюстного нервов), разделенным горизонтальными границами (по линии разреза глаз и линии рта), либо зонам иннервации частей стволового ядра, разделенным вертикальными границами. При этом верхняя часть ядра проецируется на срединную область лица, а нижняя часть ядра - на наружную (рис. 3.3). Чувствительным индикатором состояния тройничного нерва (его первой ветви) может служить роговичный рефлекс (прикосновение кусочка ваты к роговице вызывает двустороннее мигание). Он может нарушаться и при поражении лицевого нерва, обеспечивающего эфферентную часть рефлекса. Для проверки функции жевательных мышц больного просят сжать челюсти и пальпаторно оценивают сокращение височной и жевательной мышц, а также пытаются закрыть рот, преодолевая сопротивление больного. При слабости крыловидной мышцы челюсть при открывании рта будет смещаться в пораженную сторону.
Лицевой нерв (VII) иннервирует мимические мышцы лица; в ею составе идут также волокна, иннервирующие слезные и слюнные железы, вкусовую чувствительность на передних двух третях языка. Больного просят наморщить лоб, нахмурить брови, надуть щеки, оскалить зубы. Проверяют, способен ли пациент плотно зажмурить глаза или сомкнуть губы. При центральном поражении нерва (например, при инсульте) возникает слабость мимических мышц только нижней половины липа (опущение носогубной складки) на стороне, противоположной очагу (верхние мимические мышцы иннервируются обоими полушариями); при периферическом поражении лицевого нерва страдают мышцы всей половины лица (глазная щель на стороне поражения расширена, бровь расположена выше, лобные морщины сглажены, угол рта опущен). Следует учитывать, что у большинства людей лицо несколько асимметрично, поэтому во внимание следует принимать лишь явную патологию.
Слуховой (преддверно-улитковый) нерв (VIII) состоит из преддверной (вестибулярной) и улитковой (слуховой) частей. Для проверки слуха произносят шепотом несколько цифр, дают послушать шум потирания пальцев или тиканье часов, предварительно заткнув противоположное ухо. Помимо поражения нерва, снижение слуха может быть обусловлено серной пробкой, воспалением среднего уха, поражением звукопроводящей системы (проводниковая, или кондуктивная, тугоухость). При поражении вестибулярной части нерва возникают нистагм, быстрый компонент которого направлен в сторону, противоположную поражению, вращательное головокружение в направлении быстрого компонента нистагма, неустойчивость в позе Ромберга с тенденцией к падению в сторону поражения, а также отклонение в эту же сторону при ходьбе с закрытыми глазами.
Языкоглоточный (IX) и блуждающий (X) нервы иннервируют мышцы глотки и гортани. При парезе голосовых связок возникает осиплость голоса (дисфония). Состояние голосовых складок может исследовать оториноларинголог с помощью непрямой ларингоскопии. Одновременно могут возникать нарушение глотания и поперхивание (регургигация пищи через нос). Оценивают и состояние мягкого неба. На стороне поражения оно менее подвижно, свисает, язычок отклонен в здоровую сторону. Для проверки глоточного рефлекса придавливают язык и прикасаются шпателем к области миндалин и задней стенки глотки (с обеих сторон). При этом обращают внимание на чувствительность с каждой стороны, симметричность сокращения мягкого неба. Для проверки глотания больному дают выпить немного жидкости.
Добавочный нерв (XI) иннервирует грудино-ключично-сосцевидную (кивательную) мышцу, поворачивающую голову в противоположную сторону, и верхнюю часть трапециевидной мышцы. Для проверки силы этих мышц просят повернуть голову в сторону и пытаются вернуть ее в срединное положение, а также предлагают поднять плечи и пытаются опустить их, преодолевая сопротивление больного.
Подъязычный нерв (XII) иннервирует мышцы языка. Больного просят открыть рот, при этом осмотр языка может выявить его атрофию, мышечные подергивания (фасцикуляции). Затем предлагают высунуть язык, отмечая его отклонение в сторону слабой мышцы.
Двигательная система. Исследование двигательной системы начинается с оценки внешнего вида костно-мышечной системы, тонуса и силы мышц. При осмотре обращают внимание на похудание (атрофию) или гипертрофию определенных групп мышц, фасцикуляции - спонтанные неритмичные сокращения мышечных пучков, особенности статики (осанка) и моторики (главным образом ходьбы).
Тонус мышц исследуют с помощью повторных пассивных движений, оценивая пассивное сопротивление. Предварительно конечность должна быть максимально расслаблена (иногда путем отвлечения больного). Тонус может быть снижен (мышечная гипотония) или повышен (гипертонус). При повышении тонуса нужно отнести его к одному из трех вариантов. При поражении двигательных нейронов коры тонус повышается по типу спастичности, которая характеризуется феноменом «складного ножа» (первоначальное сопротивление движению внезапно преодолевается при повторных движениях). При экстрапирамидных нарушениях выявляется ригидность - повышение тонуса по типу «зубчатого колеса» (прерывистый гипертонус) либо по пластическому типу (гипертонус постоянен во всем объеме движения или постепенно нарастает при повторении движений - феномен «восковой куклы»). При поражении лобных долей может возникать паратония, характеризующаяся непроизвольным противодействием больного пассивным движениям, что выражается в непостоянном повышении тонуса, зависящем от направления движения.
Снижение мышечного тонуса наблюдается при периферических парезах, поражениях мозжечка - мозжечковой атаксии, хорее. Отмечаются отсутствие сопротивления при пассивном движении, дряблая консистенция мышц, увеличение объема движений в суставах (например, возможность переразгибания в коленном суставе).
Сила мышц оценивается по усилию, необходимому для преодоления активного сопротивления той или иной мышечной группы. Она оценивается по 6-балльной системе (см. ниже).
При этом нужно исследовать различные группы мышц в проксимальном и дистальном отделах конечностей.

Для выявления пареза может служить проба Барре: больного просят вытянуть руки ладонями вверх и закрыть глаза - паретичная рука будет опускаться вниз, постепенно вращаясь (при пирамидном парезе) кнутри. Аналогичная проба существует и для нижних конечностей (больной, лежа на животе, поднимает обе ноги, сгибая их в колене, при этом паретичная нога будет постепенно опускаться вниз). При легком пирамидном парезе сила иногда бывает нормальной, но выявляется нарушение тонких движений в кисти (например, замедляются и становятся неловкими пронация-супинация кисти или переборы пальцев).

Количественная оценка мышечной силы
5 баллов Нормальная мышечная сила
4 балла Сила снижена, но больной способен осуществлять активные движения, преодолевая сопротивление врача
3 балла Больной способен осуществлять движения, преодолевая силу тяжести (например, поднять ногу вверх), но не сопротивление врача
2 балла Больной только частично способен или не способен противодействовать силе тяжести
1 балл Больной способен напрягать мышцу
0 баллов Видимые сокращения мышц отсутствуют

Исследование чувствительности предполагает оценку поверхностной и глубокой чувствительности. Болевую чувствительность обычно проверяют с помощью иголки, температурную - с использованием пробирок с горячей и холодной водой, тактильную - с помощью клочка ваты. Суставно-мышечное чувство можно проверить, попросив больного закрыть глаза, при этом определяют способность пациента отгадать направление движения в суставе (вверх или вниз). Суставномышечное чувство можно исследовать также, попросив больного, вытянув руку, дотронуться с закрытыми глазами указательным пальцем до носа или попасть указательными пальцами друг в друга.
Вибрационную чувствительность проверяют с помощью камертона (обычно 128 Гц), который прикладывают к костным выступам (лодыжке, шиловидному отростку луча, локтевому отростку, головке малоберцовой кости, коленной чашечке и др. Больного просят определить момент, когда камертон прекратит вибрировать. После этого врач может приставить камертон к своей руке и проверить, сколько он еще будет ощущать вибрацию - чем больше это время, тем грубее нарушена вибрационная чувствительность.


Рис. 3.4. Сухожильные и периостальные рефлексы.
А - запястно-лучевой рефлекс (С5-C8); Б - рефлекс с трехглавой мышцы (С7-С8); В - рефлекс с двуглавой мышцы (С5-С6); Г - ахиллов рефлекс (S1-S2).

Если указанные выше сенсорные функции сохранены, то исследуют более сложные формы глубокой чувствительности, связанные с функцией корковых отделов (стереогноз, графестезия, дискриминационное чувство, чувство локализации). Стереогноз - способность распознавать предметы на ощупь (больного просят закрыть глаза и кладут ему в ладонь ключ или карандаш): графестезия - умение распознавать буквы или числа, рисуемые на коже; дискриминационное чувство - способность различать два одновременно наносимых раздражения на близко расположенные точки (в норме человек различает два раздражения, если расстояние между ними на кончике пальца превышает 3 мм, на ладони - 1 см, на подошве - 3 см). Чтобы проверить чувство локализации, больного просят закрыть глаза и определить, к какой части тела прикоснулся врач.
Рефлексы подразделяют на глубокие (сухожильные и надкостничные) и поверхностные (с кожных и слизистых покровов). На рис. 3.4 представлена методика исследования основных глубоких рефлексов, а также сегменты спинного мозга, через которые они замыкаются.

Рис. 3.5. Подошвенный рефлекс.
А - нормальный подошвенный рефлекс; Б - рефлекс Бабинского.

Поражение периферических нервов, сплетений, корешков спинномозговых нервов, а также сегментов спинного мозга, через которые замыкаются дуги рефлексов, приводит к их снижению (гипорефлексия) или выпадению (арефлексия). Оживление глубоких рефлексов (гиперрефлексия), обычно в сочетании с расширением рефлексогенных зон (т.е. зон, с которых можно вызвать рефлекс), указывает на поражение кортико-спинальных (пирамидных) путей. Умеренное оживление рефлексов выявляется также у некоторых здоровых людей или больных неврозами, но у них не расширены рефлексогенные зоны.
Из поверхностных рефлексов обычно исследуют брюшные: штриховое раздражение кожи с каждой стороны вызывает сокращение мышц живота. Рефлексы не вызываются при поражении пирамидных путей, но это имеет значение лишь в том случае, когда оказываются сохранными глубокие брюшные рефлексы, вызываемые перкуссией по реберной дуге.
При поражении пирамидных путей вследствие растормаживания сегментарного аппарата спинного мозга появляются патологические стопные и кистевые рефлексы. Патологические стопные рефлексы подразделяют на разгибательные и сгибательные. Основным разгибательным рефлексом является рефлекс Бабинского (рис. 3.5). Он вызывается штриховым раздражением наружного края подошвы (снизу вверх к основанию мизинца, затем медиально - к основанию большого пальца). В норме при этом возникает сгибание большого пальца, при патологии - разгибание большого пальца (сокращение длинного разгибателя большого пальца), которое может сопровождаться веерообразным расхождением остальных пальцев стопы, сгибанием голени, сокращением мышцы, натягивающей широкую фасцию бедра. Разгибание большого пальца также может быть вызвано проведением с нажимом подушечкой большого пальца врача по гребешку большеберцовой кости (рефлекс Оппенгейма) или сдавлением икроножной мышцы (рефлекс Гордона). К сгибательным патологическим стопным рефлексам относится прежде всего рефлекс Россолимо (подошвенное сгибание пальцев стопы при постукивании по подошвенной поверхности их дистальных фаланг).
К кистевым патологическим рефлексам относятся рефлекс Гоффманна (сгибание и приведение большого пальца и сгибание остальных пальцев при щипкообразном раздражении ногтевой фаланги III пальца), кистевой аналог рефлекса Россолимо (сгибание и приведение большого пальца при ударе по кончикам пальцев свободно свисающей кисти).
При нарушении связей коры с ядрами черепных нервов возникают рефлексы орального автоматизма: ладонно-подбородочный (раздражение ладони в области возвышения большого пальца вызывает сокращение подбородочной мышцы с этой же стороны), хоботковый (вытягивание губ в трубочку при поколачивании по верхней губе), сосательный (сосательные движения при раздражении угла рта). При поражении лобной доли возникает хватательный рефлекс (непроизвольное схватывание пальцев врача или предмета, помещенных в ладонь).
Исследование координации движений дает представление о функции мозжечка. Для исследования координации движений в конечностях применяют: 1) пальценосовую и коленно-пяточную пробы, которые могут выявлять Деметрию (быстрое, но обычно корригируемое промахивание мимо цели) и интенционный тремор (дрожание, усиливающееся при приближении к цели, лат. intentio - намерение, цель); 2) пробу на дисдиадохокинез (нарушение быстрых чередующихся движений, например вращение кистей внутрь и наружу или перекат стопы с пятки на носок и обратно).
Для оценки равновесия применяют пробу Ромберга (больного просят встать и свести вместе пятки и носки, максимально ограничив тем самым площадь опоры). Вначале пробу проводят с открытыми, затем с закрытыми глазами. При мозжечковом поражении в этой позе возникают колебания туловища и утрата равновесия, на выраженность которых мало влияет контроль зрения. При сенситивной атаксии, связанной с нарушением глубокой чувствительности, и вестибулярной атаксии закрывание глаз резко усиливает атаксию.
Оценка походки - одна из наиболее важных составляющих неврологического осмотра, позволяющая быстро оценить двигательные функции больного. При исследовании нужно оценить позу, длину шага, площадь опоры, шаткость, движение рук. Легкая мозжечковая недостаточность выявляется при тандемной ходьбе (пятка приставляется к носку).


Рис. 3.6. Исследование симптома Кернига.

Для проверки постуральных рефлексов, которые могут быть нарушены, например, при паркинсонизме, врач становится позади больного и за плечи подталкивает его на себя. В норме пациент сохраняет равновесие, рефлекторно поднимая носки, наклоняя вперед туловище или делая один шаг кзади. При патологии он падает безо всякой попытки удержать равновесие или делает несколько мелких шажков назад (ретропульсия).
Исследование менингеальных симптомов. К менингеальным симптомам, указывающим на раздражение мозговых оболочек, относятся ригидность шейных мышц, симптом Кернига, симптомы Брудзинского.
Ригидность шейных мышц проверяется в положении больного на спине с выпрямленными ногами; при наличии этого симптома не удается согнуть голову и привести к груди подбородок больного. Следует помнить, что ригидность шейных мышц, особенно у пожилых, может быть следствием шейного остеохондроза или паркинсонизма. В отличие от всех этих состояний при менингите затруднено лишь сгибание шеи, но не ее ротация или разгибание.
Симптом Кернига характеризуется невозможностью полностью разогнуть в коленном суставе ногу, предварительно согнутую под прямым углом в тазобедренном и коленном суставах (рис. 3.6).
Симптомы Брудзинского заключаются в сгибании бедра и голени при проверке ригидности шейных мышц (верхний симптом Брудзинского) и при проверке симптома Кернига на другой ноге (нижний симптом Брудзинского).
Краткое исследование нейропсихологических функции должно включать оценку ориентации (больному предлагается назвать число, день недели, месяц, год, название больницы, отделения, этаж, на котором он находится, номер палаты и т.д.), память (просят повторить через определенный промежуток 3-4 названных ему слова или нарисовать предъявленную ему картинку, для проверки отдаленной памяти спрашивают о детских и школьных годах, работе, семейных воспоминаниях), внимание и счет (больного просят последовательно вычитать из 100 по 7 или повторить в обратном порядке месяцы года), речь (больной должен назвать определенные предметы, например часы или карандаш, повторить фразу), письмо, способность к чтению, гнозис (способность узнавать названные ему предметы, ориентироваться в пространстве, в том числе распознавать правое и левое), праксис (способность выполнять символические жесты, одеваться, застегивать пуговицы, копировать геометрические фигуры), мышление (больного просят решить арифметическую задачу, объяснить смысл поговорки или пословицы, найти обобщающее слово). При оценке полученных результатов важно учитывать образовательный уровень и профессию больного. Кроме того, важно отметить особенности его поведения и эмоционального состояния (тревога, возбуждение, расторможенность, эмоциональная лабильность, депрессия, апатия и т.д.).

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека