Философия как научное мировоззрение. Эпоха восстановления идеалов античности в Европе


Философия и мировоззрение.
Что такое мировоззрение и какова его структура.
Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место в нем человека. Русский философ XIX в. Владимир Соловьев в статье «Идея «сверхчеловека» определил мировоззрение как «умственное окошко». В своей статье Соловьев сравнил три таких «окошка»: экономический материализм К. Маркса, «отвлеченный морализм» Льва Толстого и теорию «сверхчеловека» Ф. Ницше. Он писал: «В окошко экономического материализма мы видим один задний, или как французы говорят, нижний двор... истории и современности; окно отвлеченного морализма выходит на чистый, но уж слишком, до совершенной пустоты чистый двор бесстрастия, опрощения, непротивления, неделания и прочих без и не; ну а из окна ницшеанского «сверхчеловека» прямо открывается необъятный простор для всяких жизненных дорог, и если, пускаясь без оглядки в этот простор, иной попадает в яму, или завязнет в болоте, или провалится в живописную, величавую, но безнадежную пропасть, то ведь такие направления ни для кого не представляют безусловной необходимости, и всякий волен выбрать вон ту верную и прекрасную горную дорожку, на конце которой уже издалека сияют средь тумана озаренные вечным солнцем надземные вершины».
Таким образом, «умственное окошко», или мировоззрение зависит от ориентации личности. Последняя тоже в свою очередь зависит от многих факторов: исторических условий, социальных перемен.
Мировоззрение - это убеждение. Однако важным фактором убеждения является сомнение, готовность к скепсису. Сомнение необходимо для того, кто хочет продвигаться по пути знания и истины. В противном случае он попадает на дорожку застоя, в болото. Фанатичное, безоговорочное следование избранной доктрине называют догматизмом. Избежать догматизма помогают сомнение, творческая мысль, критичность.
«Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знание о космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни» (Г. Мейер);
Обобщая, мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира, места в нем человека; это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.
Материя и сознание.Материализм и идеализм- два основных направления в философии.
Что такое «монизм» «дуализм»,»плюрализм»?
Монизм (от греч. monos - один, единственный), способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы ("субстанции") всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения.
Дуализм - термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру.
Дуализм -(от лат. dualis – двойственный)
сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, принципов, образов мыслей, мировоззрений, волеустремлений, гносеологических принципов. Дуализм иллюстрируют следующие пары понятий: мир идей и мир действительности (Платон), Бог и дьявол (принцип добра и зла; см. также Манихейство), Бог и мир, дух и материя, природа и дух, душа и тело, мышление и протяженность (Декарт), неорганическая и органическая природа, субъект и объект, чувственность (т.е. чувственное познание) и рассудок, вера и знание, естественная необходимость и свобода, мир земной и мир потусторонний, царство природы и царство милосердия божьего и др. Различают религиозный, метафизический, гносеологический, антропологический и этический дуализм. Стремясь преодолеть дуализм в принципе, идеализм обращается к исходящему от духа, всеохватывающему единству противоположностей: особенно сильно это стремление проявляется в гегелевской диалектике, которая снимает противоположность в синтезе. Такую же цель преследуют все формы монизма (см. также Плюрализм). В теории психосоматики (см. Глубинная психология) начинается, по-видимому, преодоление прадуализма: душа – тело.
Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) - философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму.
Термин "плюрализм" был введён в начале XVIII в. Христианом Вольфом, последователем Лейбница для описания учений, противостоящих теории монад Лейбница, в первую очередь различных разновидностей дуализма.
В конце XIX - XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских конценциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персонализм, экзистенциализм), так и в эпистемологии (прагматизм Уильяма Джеймса, философия науки Карла Поппера и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейерабенда).
Эпистемологический плюрализм как методологическкий подход в науке, подчёркивая субъективность знания и примат воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания, критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисциентистских течений.
Политический плюрализм - (от лат. "разные мнения") устройство политической системы государства, при котором допускается не только существование, но и свободное выражение в СМИ и свободная конкуренция в избирательном процессе различных систем взглядов на будущее государства и общества, на пути его развития и на саму необходимость такого развития.
Необходимыми, но не достаточными, условиями для существования политического плюрализма являются свобода слова и свобода СМИ, многопартийная система, свободные выборы и парламентаризм.
Религиозный плюрализм - одновременное существование различных религий.
Философия Древней Индии и Китая.
Веды (санскр. veda - «знание»), являются изначальным Знанием, переданным человечеству в очень Древние времена, как свод законов и правил для гармоничного проживания и развития. Все последующие Мировые Учения и Религии, стали ответвлением от Древа Знания Вед и в данный момент, являются лишь искаженными попытками постигнуть Целостную Мудрость Мироздания.
О Ведах
Вековая мудрость, записанная на глиняных табличках и папирусах, реально сохранившихся до наших дней. Давность создания данных артефактов исчисляется пятью тысячелетиями. Но имеют место научные подтверждения того, что в Ведах описываются некоторые обстоятельства, воочию наблюдать которые возможно было лишь 15000 лет назад. Все это время они передавались в устной форме от учителя к ученику, по цепи ученической преемственности, а пять тысяч лет назад были «записаны в ста тысячах стихов» великим мудрецом Васудевой.
Записывая, Васудева разделил Веды на четыре части:
Риг-веда - «Веда гимнов»
Яджур-веда - «Веда жертвенных формул»
Сама-веда - «Веда песнопений»
Атхарва-веда - «Веда заклинаний»
Ведическое знание очень тонко сочетает в себе основы религии, глубочайшую философию и практические рекомендации для повседневной жизни, например, затрагивая такие, казалось бы, далекие друг от друга области познания, как правила личной гигиены, рекомендации по правильному питанию, здоровому образу жизни, разъяснение структуры построения человеческого сообщества и описание ведической концепции устройства Космоса.
В самих Ведах записано, что ведическое знание абсолютно и безгранично. Принято считать, что основная суть ведического знания изложена «Бхагавад-гите», в которой оно передается устами самого Высшего Абсолюта своему другу и преданному слуге Арджуне на поле битвы, перед началом великого сражения.
Есть мнение, что Веды не являются продуктом человеческого интеллекта, а были дарованы человечеству Высшим разумом в момент создания вселенной, как инструкция по разумному пользованию этим миром.
Философия Древней Греции.
Атомическая теория Демокрита.
Атомистическая теория Левкиппа – Демокрита была закономерным результатом развития предшествующей философской мысли. В атомистической системе Демокрита можно найти части основных материалистических систем древней Греции и древнего востока. Даже важнейшие принципы – принцип сохранения бытия, принцип притяжения подобного к подобному, само понимания физического мира как возникшего из соединения первоначал, зачатки этического учения – всё это уже было заложено в философских системах, предшествующих атомизму. Однако предпосылками атомистического учения и его философскими истоками были не только «готовые» учения и идеи, которые атомисты застали в свою эпоху. Многие исследователи считают, что учение об атомах возникло как ответ на вопросы, поставленные элейцами, и как разрешение обнаружившегося противоречия между чувственно воспринимаемой и умопостигаемой реальностью, ярко выразившегося в «апориях» Зенона.
Согласно Демокриту, Вселенная – это движущаяся материя, атомы веществ (бытие – to on, to den) и пустота (to unden, to meden); последняя также реальна, как и бытие. Вечно движущиеся атомы, соединяясь, создают все вещи, их разъединение приводит к гибели и разрушению последних. Введение атомистами понятия пустоты как небытия имело глубокое философское значение. Категория небытия дала возможность объяснять возникновение и изменение вещей. Правда у Демокрита бытие и небытие сосуществовали рядом, раздельно: атомы были носителями множественности, пустота же воплощала единство; в этом была метафизичность теории. Ее пытался преодолеть Аристотель, указывая, что мы видим «одно и то же непрерывное тело то жидким, то затвердевшим», следовательно, изменение качества - это не только простое соединение и разъединение. Но на современном ему уровне науки он не мог дать этому должного объяснения, в то время как Демокрит убедительно доказывал, что причина этого явления - в изменении количества междуатомной пустоты. Понятие пустоты привело к понятию пространственной бесконечности. Метафизическая черта древней атомистики проявилась также в понимании этой бесконечности как бесконечного количественного накапливания или уменьшения, соединения или разъединения постоянных «кирпичиков» бытия. Однако это не значит, что Демокрит вообще отрицал качественные превращения, наоборот, они играли в его картине мира огромную роль. Целые миры превращаются в другие. Превращаются и отдельные вещи, ибо вечные атомы не могут исчезать бесследно, они дают начало новым вещам. Превращение происходит в результате разрушения старого целого, разъединения атомов, которые затем составляют новое целое.
Согласно Демокриту, атомы неделимы (atomos-«неделимый»), они абсолютно плотны и не имеют физических частей. Но во всех телах они сочетаются так, что между ними остается хотя бы минимальное количество пустоты; от этих промежутков между атомами зависит консистенция тел. Кроме признаков элейского бытия атомы обладают свойствами пифагорейского «предела». Каждый атом конечен, ограничен определенной поверхностью и имеет неизменную геометрическую форму. Наоборот, пустота, как «беспредельное», ничем не ограничена и лишена важнейшего признака истинного бытия - формы. Атомы чувственно не воспринимаемы. Они похожи на пылинки, носящиеся в воздухе, и незаметные вследствие слишком малой величины, пока на них не упадет луч солнца, проникший через окно в помещение. Но атомы гораздо меньше этих пылинок; только луч мысли, разума может обнаружить их существование. Они невоспринимаемы еще и потому, что не имеют обычных чувственных качеств – запаха, цвета,
вкуса и т. п. Сведение строения материи к элементарным и качественно однородным физическим единицам, чем «стихии», «четыре корня» и отчасти даже «семена» Анаксагора, имело в истории науки огромное значение. Чем же, однако, различаются между собой атомы Демокрита? Изучая свидетельства Феофраста, ученика Аристотеля, чьи комментарии послужили первоисточником многих более поздних сообщений о философии греческих досократиков, включая Демокрита, английский исследователь Мак Диармид отметил определенное противоречие. В одних местах речь идет только о различии форм атомов, в других - также о различии их порядка и положения. Однако понять нетрудно: порядком и положением (поворотом) могут различаться не единичные атомы, а составные тела, или группы атомов, в одном составном теле. Такие группы атомов могут быть расположены вверх или вниз (положение), а также в разном порядке (как буквы НА и АН), что и видоизменяет тело, делает его другим. И хотя Демокрит не мог предугадать законов современной биохимии, но именно из этой науки мы знаем, что, действительно, несходство двух одинаковых по составу органических веществ, например двух полисахаридов, зависит от порядка, в котором выстроены их молекулы. Огромное разнообразие белковых веществ зависит преимущественно от порядка расположения в их молекулах аминокислот, причем число возможных комбинаций при их сочетаниях практически бесконечно. Фундаментальные частицы материи, существования которых предполагал Демокрит, соединяли в себе в некоторой мере свойства атома, молекулы, микрочастицы, химического элемента и некоторых более сложных соединений. Атомы различались также величиной, от которой в свою очередь зависела тяжесть. Демокрит был на пути к этому понятию, признавая относительный вес атомов, которые в зависимости от размеров бывают тяжелее или легче. Так, например, самыми легкими атомами он считал самые мелкие и гладкие шаровидные атомы огня, составляющие воздух, а также душу человека. С формой и величиной атомов связан вопрос о так называемых амерах или «математическом атомизме» Демокрита. Ряд древнегреческих философов (пифагорейцы, элейцы, Анаксагор, Левкипп) занимались математическими исследованиями. Выдающимся математическим умом был, несомненно, и Демокрит. Однако демокритовская математика отличалась от общепринятой математики. Согласно Аристотелю, она «расшатывала математику». Она основывалась на атомистических понятиях. Соглашаясь с Зеноном, что делимость пространства до бесконечности ведет к абсурду, к превращению в нулевые величины, из которых ничего не может быть построено, Демокрит открыл свои неделимые атомы. Но физический атом не совпадал с математической точкой. Согласно Демокриту, атомы имели разные размеры и формы фигуры, одни были больше, другие меньше. Он допускал, что есть атомы крючкообразные, якоревидные, шероховатые, угловатые, изогнутые – иначе бы они не сцеплялись друг с другом. Демокрит считал, что атомы неделимы физически, но мысленно в них можно выделить части - точки, которые, конечно, нельзя отторгнуть, они не имеют своего веса, но они тоже являются протяженными. Это не нулевая, а минимальная величина, дальше неделимая, мысленная часть атома - «амера» (бесчастная). Согласно некоторым свидетельствам (среди них имеется описание так называемой «площади Демокрита» у Джордано Бруно), в самом мелком атоме было 7 амер: верх, низ, левое, правое, переднее, заднее, середина. Это была математика, согласная с данными чувственного восприятия, которые говорили, что, как бы мало ни было физическое тело, например, невидимый атом, - такие части (стороны) в нем всегда можно вообразить, делить же до бесконечности даже мысленно невозможно. Из протяженных точек Демокрит составлял протяженные линии, из них -плоскости. Конус, например, согласно Демокриту, состоит из тончайших чувственно не воспринимаемых из-за своей тонкости кружков, параллельных основанию. Так, путем складывания линий, сопровождающегося доказательством, Демокрит открыл теорему об объеме конуса, который равен трети объема цилиндра с тем же основанием и равной высотой; так же он высчитал объем пирамиды. Оба открытия признал (и уже иначе обосновал) Авторы, сообщающие о взглядах Демокрита, мало понимали его математику. Аристотель же и последующие математики ее резко отвергли, поэтому она была забыта. Некоторые современные исследователи отрицают различие атомов и амер у Демокрита и амер у Демокрита или полагают, что Демокрит считал атомы неделимыми и физически и теоретически; но последняя точка зрения ведет к слишком большим противоречиям. Атомистическая теория математики существовала, и она возродилась впоследствии в школе Эпикура. Атомы бесконечны в числе, число конфигураций атомов так же бесконечно (разнообразно), «так как нет основания, почему бы они были скорее такими, чем иными». Этот принцип («не более так, чем иначе»), который иногда в литературе называется принципом индифферентности или разновероятности, характерен для демокритовского объяснения Вселенной. С его помощью можно было обосновать бесконечность движения, пространства и времени. Согласно Демокриту, существование бесчисленных атомных форм обусловливает бесконечное разнообразие направлений и скорости первичных движений атомов, а это в свою очередь приводит к их встречам и столкновениям. Таким образом, все мирообразование детерминировано и является естественным следствием вечного движения материи. О вечном движении говорили уже ионийские философы. Мир находится в вечном движении, ибо он в их понимании - живое существо. Совершенно иначе решает вопрос Демокрит. Его атомы не одушевлены (атомы души являются ими только в связи с телом животного или человека). Вечное движение-это сталкивание, отталкивание, сцепление, разъединение, перемещение и падение атомов вызванное первоначальным вихрем. Больше того, у атомов имеется свое, первичное движение, не вызванное толчками: «трястись во всех направлениях» или «вибрировать». Последнее понятие не было развито; его не заметил Эпикур, когда он скорректировал демокритовскую теорию движения атомов, введя понятие произвольного отклонения атомов от прямой. В своей картине строения материи Демокрит исходил также из принципа, выдвинутого предшествующей философией (сформулированного Мелиссом и повторенного Анаксагором), - принципа сохранения бытия «ничто не возникает из ничего». Он связывал его с вечностью времени и движения, что означало определенное понимание единства материи (атомов) и форм ее существования. И если элейцы считали, что этот принцип относится только к умопостигаемому «истинно сущему», то Демокрит относил его к реальному, объективно существующему миру, природе. Атомистическая картина мира представляется несложной, но она грандиозна Гипотеза об атомарном строении вещества была самой научной по своим принципам и самой убедительной из всех, созданных философами ранее. Она отметала самым решительным образом основную массу религиозно-мифологических представлений о надприродном мире, о вмешательстве богов. Кроме того, картина движения атомов в мировой пустоте, их столкновения и сцепления - это простейшая модель причинного взаимодействия. Детерминизм атомистов стал антиподом платоновской телеологии. Демокритовская картина мира, при всех ее недостатках, - это уже ярко выраженный материализм, такое философское миропонимание было в условиях древности максимально противоположно мифологическому миропониманию.
Философия средних веков. Христианство.
Дайте определение понятие «вера».
Ве?ра - признание чего-либо истинным, часто, без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.
Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений.
Философия эпохи Возрождения.
Охарактеризуйте понятие «антропоцентризм».
Антропоцентризм (от антропо... и лат. centrum - центр), воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. А. представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, т. е. приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии А. формулировал древнегреческий философ Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы нового времени (например, немецкий философ К. Вольф). Некоторые элементы А. как исходной теоретической установки можно усмотреть в экзистенциализме.
Философия Нового времени.
Что такое «деизм» ?
Деизм (от лат. deus - бог), религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Т. о., Д. противостоит как теизму, в основе которого лежит представление о божественном провидении и постоянной связи человека и бога, так и пантеизму, растворяющему бога в природе, и атеизму, вообще отрицающему само существование бога. Д. выступил с идеей естественной религии, или религии разума, которую он противопоставил религии откровения. Естественная религия, по учениям деистов, является общей для всех людей и представляет собой норму для всех позитивных религий, в том числе и христианства.
Немецкая классическая философия. Марксизм
Основные понятия теории познания Канта.
В основе философских исследований Канта «критического» периода лежит проблема познания. В своей книге «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма – невозможности познания окружающей действительности. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание: апостприорное, априорное знание и «вещь в себе».
Апостприорное знание – то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное.
Априорное знание – доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует ни какого опытного доказательства.
«Вещь в себе» - одно из центральных понятий всей философии Канта. «Вещь в себе» - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.
Тем самым Кант осуществляет своего рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающая по собственным законам. Впервые не характер, и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания.
В отличие от философов 17 века, Кант анализирует структуру субъекта не для того, чтобы вскрыть источники заблуждений, а напротив, чтобы решить вопрос, что такое истинное знание. У Канта возникает задача установить различие субъективных и объективных элементов знания, исходя из самого субъекта и его структуры. В самом субъекте Кант различает как бы два слоя, два уровня – эмпирический и трансцендентальный. К эмпирическому он относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному – всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового. Объективное знание, согласно учениям Канта, обуславливается структурой именно трансцендентального субъекта, которая есть надындивидуальное начало в человеке. Кант возвел, таким образом, гносеологию в ранг основного и первого элемента теоретической философии. Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей – природы, мира, человека, - а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом именно смысле Кант называет свою философию трансцендентальной. Он называет свой метод также практическим, в отличие от догматического метода рационализма XVII века, подчеркивая, что необходимо в первую очередь предпринять критический анализ наших познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и возможности. Таким образом, гносеологию Кант ставит на место онтологии, тем самым, осуществляя переход от метафизики субстанции к теории субъекта.
Философия жизни.
Философское понятие «иррационализм»
Иррационали?зм (лат. irrationalis - неразумный, нелогичный) - философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.
Иррационалистические тенденции в той или иной мере присущи таким философам, как Шопенгауэр, Ницше, Шеллинг, Кьеркегор, Якоби, Дильтей, Шпенглер, Бергсон.
Иррационализм в своих многообразных формах представляет собой философское мировоззрение, которое постулирует невозможность познания действительности научными методами. Как утверждают сторонники иррационализма, реальность или отдельные её сферы (такие, как жизнь, психические процессы, история и т. д.) невыводимы из объективных причин, то есть неподвластны законам и закономерностям. Все представления такого рода ориентируются на внерациональные формы человеческого познания, которые в состоянии дать человеку субъективную уверенность в сущности и происхождении бытия. Но подобные переживания уверенности зачастую приписываются лишь избранным (к примеру, «гениям искусства», «Сверхчеловеку» и т. д.) и считаются недоступными для простого человека. Подобный «аристократизм духа» нередко имеет и социальные следствия.

Русская философия 19-н 20 вв.
Суть персонализма
Персонализм -позиция или доктрина, ставящая превыше всех государственных и экономических интересов, превыше всех безличных учреждений фундаментальную ценность человеческой личности. Мы видим, что персонализм – это социальное учение, в основе которого лежит все тот же принцип кантианской морали – умение уважать человеческую личность; он пытается сохранить это уважение, несмотря на сложные условия жизни в современном мире. Через описание социальной жизни персонализм приходит к ценностям христианства и в результате попадает в русло христианского экзистенциализма. Термин «персонализм» применим, например, к философии Шелера: его теория конкретной личности как «центра поступков», как «существования ценности» ведет к синтезу между формализмом кантианской морали и утилитаризмом конкретной морали англосаксонских философов; персонализм мыслит себя одновременно и как сугубо конкретное учение, и как глубоко моральное.
Современная западная философия.
Неопозитивизм, его суть.
Неопозитивизм - одно из распространенных направлений философии 20 в., совр. форма позитивизма. Н. считает, что знание о действительности дается лишь в повседневном или конкретно-научном мышлении, а философия возможна только как деятельность по анализу языка, в к-ром выражаются результаты этих видов мышления (Аналитическая философия). Философский анализ с т. зр. Н. не распространяется на объективную реальность, он должен ограничиваться лишь “данным”, т. е. непосредственным, опытом или языком. Крайние формы Н., напр. ранний Н. венского кружка, ограничивая “данность” индивидуальными переживаниями, объективно склонялись к субъективному идеализму. Наиболее влиятельной разновидностью Н. явился логический позитивизм. К общей платформе Н. примыкали и англ. философы-аналитики, последователи Мура (Л. С. Стеббинг, Дж. Уисдом и др.). Неопозитивистскими были и философские взгляды ряда представителей логической львовско-варшавской школы (Айдукевич и др.). В 30-х гг. происходит идейное и научно-организационное слияние различных групп и отдельных философов, придерживавшихся неопозитивистских взглядов: австро-нем, логических позитивистов венского кружка (Карнап, Шлик, О. Нейрат и др.) и берлинского “Общества эмпирической философии” (Рейхенбах, К. Гемпель и др.), англ. аналитиков, ряда амер. представителей “философии науки” позитивистско-прагматистского направления (О. Нагель, Ч. Моррис, Бриджмен и др.), упсальской школы в Швеции, мюнстерской логической группы (Германия) во главе с Г. Шольцем и др. С того времени регулярно созывается ряд международных конгрессов и осуществляется широкая пропаганда идей Н. в печати. Рекламируя себя в качестве “научного эмпиризма”, Н. оказывает в этот период заметное воздействие на различные круги ученых, под его влиянием складывается ряд идеалистических концепций в истолковании открытий совр. науки. В то же время следует отметить положительное значение конкретных результатов исследований по формальной логике и нек-рым вопросам методологии науки, достигнутых как самими неопозитивистами, так и учеными, к-рые не являлись неопозитивистами, но участвовали в организуемых ими конгрессах, дискуссиях и т. д. С конца 30-х гг. осн. центром Н. становятся США, где эта философия была представлена прежде всего логическим эмпиризмом. Начиная с 50-х гг. Н. переживает идейный кризис, связанный с неспособностью решить реальные проблемы научного мировоззрения и методологии науки. Это выражается, в частности, в резкой его критике со стороны таких направлений философии науки на Западе, как постпозитивизм и критический рационализм.
Познание как результат мыслительной деятельности человека.
Что такое познание?
Познание - усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. Познанием называют как (неточно) процесс, который правильнее было бы обозначить словом «познавание», так и результат этого процесса. В философском смысле познание всегда есть акт, в котором «нечто познается как нечто»; напр., говорят: «Он познал его как лжеца». В познании, т. о., содержится оценка, которая опирается на опыт. Кто не знает, что есть лжец и что лжец есть, тот никогда не сможет познать человека как лжеца. В познании всегда содержится также узнавание. Новое, не зависящее от внутреннего и внешнего опыта познание может возникнуть только как следствие творческой фантазии. Познание исследуется со времен греч. философии, оно изучается с точки зрения (объективного) источника, или происхождения (субъективной), способности, т.е. возможностей к познанию, с точки зрения цели, характерных черт и силы, а также с точки зрения границ и препятствий (апории и антиномии). Это исследование познания составляет предмет учения о познании, которое только с Канта определилось в качестве особой области философии, получив название «теория познания», и которое в 19 в., а также в нач. 20 в. порой заглушало почти все прочие направления философии. Внутри познания проводят различие между (неподлинным) формальным, или абстрактным, познанием и (подлинным) содержательным, или конкретным, познанием; в свою очередь внутри этого деления происходит членение на многие виды познания в соответствии с наиболее важными предметными областями. В познании субъект и объект противостоят друг другу как познающее и познаваемое. Субъект постигает, а объект постигаем. Понимание происходит в силу того, что субъект вторгается как раз в сферу объекта и переносит его в свою собственную орбиту, поскольку определенные моменты объекта отображаются в субъекте, в возникающих в нем отображениях (см. Явление). Это отражение также объективно, т.е. субъект отличает отражение, в образовании которого он даже принимал участие, от самого себя как противостоящего отражению. Отражение неидентично объекту, хотя ему подобает быть «объективным». Объект независим от субъекта. Он более чем просто предмет познания, и в этом «более чем быть просто объектом» объект выступает как «трансобъективное». Наряду с бытием объекта в качестве предмета он обладает и бытием-в-себе. Если объект мыслится независимо от отношения познания, то он становится вещью. Но субъект также может быть субъектом для самого себя, т.е. он может сознавать свою способность познания; помимо свойства быть познающим он обладает еще и бытием-для-себя. Бытие-в-себе объекта означает, что наряду с познаваемым в объекте остается еще не познанный остаток. Тот факт, что мы никогда не можем полностью и без остатка охватить предмет познания, постичь во всей полноте его определенность, отражается в несовпадении объекта и образа. Поскольку субъект знает об этом различии, появляется такой феномен, как проблема, который порождает напряжение в процессе дальнейшего познания и требует все больших усилий познания. Смягчение такого напряжения надо искать в направлении прогресса познания, благодаря которому граница между тем, что уже познано, и тем, что должно быть познано, передвигается в трансобъективное. Деятельность сознания приводит к прогрессу познания; стремление сознания к познанию есть прогрессирующее «предрасположение себя" к определенностям объекта. То, что должно быть познано, является для стремящегося к познанию сознания неисчерпаемым, т.е. бесконечным. Прогресс познания находит свой окончательный предел в границе познаваемости. За этой границей начинается непознаваемое, трансинтеллигибельное (часто ошибочно называемое иррациональным). «Как трансобъективное надо искать в направлении познанного (причем оно все более отодвигается в этом направлении), так трансинтеллигибельное надо искать внутри трансобъективного (причем оно все более отодвигается в направлении познаваемого)» (Н. Гартман). Существование трансинтеллигибельного – это такое существование, которое не дает прекратиться процессу познания. Область трансинтеллигибельного, к которой принадлежат бытие-в-себе (см. также Реальность) и 6ытие-для-себя, является медиумом, осуществляющим действенную связь между объектом и субъектом. Каким образом происходит перенос определенных моментов объекта на субъект, по сути дела, неизвестно. Но если исходить из того, что все сущее, поскольку оно принадлежит к общей сфере непознаваемого, всесторонне как-то обусловлено, определено, если, далее, полагать, что субъект является наиболее способным среди всего сущего к реагированию и чувствованию, то из этого следует, что вся система сущего должна из трансобъективного через объект и отражение предстать перед субъектом в явлении. С этой точки зрения познание есть постижение прежде всего соответствующих субъекту членов отношений между объектом и субъектом. Принципы познания, т.е. способ, каким совершается познание, должны быть, т. о., одинаковыми для всех субъектов. С др. стороны, напр. из исчисляемости физических процессов (возможностей с учетом известных погрешностей), следует, что границы математической логики (и тем самым значимость, законность априорного взгляда) находятся за сферой. Применение положений математики к природным явлениям означает распространение логической сферы на реальную. Имеются логические связи и отношения, которые согласуются со связями и отношениями реального. В соответствии с этим логическая сфера является посредником между миром отражения и миром реального. Следовательно, принципы познания не только одинаковы для всех субъектов, но они выступают также и в мире объективного – как категории. Познание возможно, потому что категории познания идентичны категориям бытия. Однако как неверно говорить, что все категории познания являются категориями бытия, так неправильно доказывать, что все категории бытия представляют собой одновременно и категории познания. Если бы было действительно первое, то всякое познание содержало бы чистую истину; если бы было действительно второе, то все сущее было бы познаваемо без остатка. Область категорий бытия и категорий познания совпадает частично, и только этим можно объяснить, что процессы природы кажутся совершающимися по математическим законам: напр., орбиты движения планет фактически являются «эллиптическими».
Формы чувственного и рационального познания.
Чувственное познание – это отражение действительности в чувственных образах,.
Основные формы чувственного познания:
1. Ощущение - это отражение свойств, признаков, сторон отдельных материальных предметов, вещей, явлений (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные: цвет, свет, звук, запах, вкус и др.).
2. Восприятие - это целостный образ предмета, объекта, воздействующего на органы чувств. Этот образ возникает в результате одновременной, взаимосогласованной работы нескольких органов чувств.
3. Представление - это образы предметов, восстановленные благодаря сохранившимся в нашем мозге следам, но при отсутствии самих предметов.
Каковы особенности чувственного познания? Все чувственное познание носит непосредственный характер. Чувственные образы возникают постольку, поскольку предмет непосредственно воздействует на наши органы чувств и нервную систему. Чувственное познание – это ворота, через которые человек устанавливает контакт с внешним миром. С позиции диалектического материализма формы чувственного познания – это субъективные образы объективного мира. То есть их содержание объективно, так как определяется внешними воздействиями, а не сознанием субъекта.
А что значит: «субъективный образ?». Это значит, что форма наших ощущений зависит от того, как устроена наша нервная система. Мы, например, не воспринимаем радио и магнитных волн, а некоторые животные их воспринимают. Орел зорче человека, видит дальше, но человек замечает, видит во много раз больше, чем орел. Собака обладает более тонким обонянием, но она не различает и 1/1000 тех запахов, которые различает человек. Субъективность образа состоит в том, что при взаимодействии двух видов материи ощущение зависит от того, как оно отражается в нервной системе человека (воздействие внешнее преобразуется нервной системой). Например, сладость сахара, соленость соли по отношению к языку, а не к воде, запах розы по отношению к обонянию.
Однако в истории философии имела место концепция, согласно которой наши ощущения, восприятия – это не образы, не копии, а лишь условные знаки, символы, иероглифы, не имеющие ничего общего с вещами и их свойствами. Эта теория была сформулирована немецким физиологом Г. Гельмгольцем (1821-1894 гг.)1, который опирался на теорию другого немецкого физиолога (естествоиспытателя) И. Мюллера (1801-1858 гг.)2. Согласно теории Мюллера специфика ощущений определяется не природой предметов и вещей, а своеобразным устройством органов чувств человека, каждый из которых представляет замкнутую систему (т.н. закон о специфической энергии органов чувств). Например, ощущение яркой вспышки может возникнуть как под воздействием яркого света, так и от сильного удара по глазу, т.е. наши органы чувств, согласно теории И. Мюллера, никакого представления о качественной стороне предметов, явлений нам не дают.
С позиций диалектического материализма эта теория представляет собой уступку агностицизму, ибо символы, знаки возможны (допустимы) и по отношению к несуществующим вещам, например лешим, домовым, чудотворцам и т.д
И все-таки, дают ли нам органы чувств возможность адекватно отражать действительность? Еще Людвиг Фейербах отмечал, что у человека ровно столько органов чувств, сколько нужно для правильного познания мира. Если бы наши чувства не отражали объективный мир таким, каков он есть, то человек, как и любое животное не смог бы биологически приспособиться к условиям среды, т.е. выжить. Да и само возникновение подобного сомнения говорит за то, что мы правильно отражаем действительност
и т.д.................

Сколько людей проживает на Земле, столько же существует взглядов на окружающую действительность, события, происходящие на планете, и место человека во всем этом.

Картина мира каждого отдельного индивидуума заключается в совокупности его знаний, верований, эмоциональных оценок и накопленного опыта об окружающем. Именно поэтому все люди разные, но могут объединяться в семьи, группы, партии и другие сообщества по одинаковым фрагментам восприятия мира.

Осмыслением и систематизацией всего, что происходит в реальности, с позиции логики и рационализма занимается философское мировоззрение.

История философии

Философия зародилась в тот момент, когда человек впервые стал искать ответы на вопросы «Кто я?», «Зачем я здесь?» и «В чем заключается смысл жизни?» Как наука она сформировалась в 6 веке до н. э. в Древнем Китае, Индии и Греции.

Философы, жившие в ту эпоху, оставили свои научные труды и изыскания, многие из которых не потеряли актуальности и сегодня. Во все времена люди пытались решать задачи, которые ставила перед ними существующая действительность. Любые рассуждения о мироздании и его тайнах, душе и Боге, смерти и жизни - все это философские категории. Найденные ответы на вечные вопросы становились ориентирами для людей в их познании окружающего мира.

Хотя прошло уже более 2000 лет со времени написания трактатов первыми мудрецами, и человечество сегодня знает о Земле, Вселенной и о себе больше, остается спорным существующее философское мировоззрение касательно главных вопросов о том, в чем смысл жизни, какое у людей предназначение и т.д.

Взгляд на сущее

Мировоззрением принято называть совокупность представлений человека о себе и окружающей его видимой и невидимой действительности. Существует 2 вида восприятия сущего – индивидуальное и общественное.

Личное мировоззрение может состоять как из собственных представлений человека о себе, так и из мнений о нем других людей. К общественному относятся такие проявления народного самосознания, как легенды, мифы, предания и многое другое.

При восприятии действительности люди оценивают ее не только с позиции личного принятия или отрицания каких-либо событий, состояний или предметов, но и с точки зрения понимания мира в целом. Благодаря неизменным качествам, которые определяют сущность человека, формируется его философское мировоззрение.

Например, человек, считающий, что все продавцы - воры, создает устойчивое мнение об этом и переносит его на свою картину мира в целом.

Показателем того, насколько широко и зрело мировоззрение человека, являются его поступки. Какие действия он предпринимает, исходя из своих убеждений? Выяснив это, можно установить, каковы его истинные моральные ценности.

Суть философского мировоззрения

По правде сказать, любого жителя планеты можно было бы назвать мыслителем (ведь каждый хоть раз задавался вопросом о том, в чем смысл жизни), если бы его рассуждения не оставались на уровне личного мнения о системе вещей.

Особенности философского мировоззрения - в том, что оно рассматривает действительность и человека как взаимодействующие системы. Ранее ученые исследовали отдельно мир как творение Бога и место людей в нем.

Сутью этого понятия является осмысление духовной активности человека в постоянно меняющемся мире, его умения к нему приспосабливаться. Ранее существовали такие виды мировоззрения, как религиозное и мифическое, первому из которых был свойственен страх перед неизвестностью и силами природы, тогда как второму – страх перед Богом и наказанием.

Еще важные особенности философского мировоззрения - в том, что они не строятся на страхе и догадках, а имеют под собой систему, основанную на логике и доказательности. Это высший способ для человеческого сознания понять мир в полном единстве всех его проявлений и представить картину сущего со всеми его компонентами целиком.

Черты философского мировоззрения

Любые научные знания о природе вещей, человеке и обществе могут быть исходными данными для того, чтобы образовалась аргументируемая, доказуемая фактами философия.

Философское мировоззрение имеет такие черты:

  • научная обоснованность действительности (отсутствие домыслов и неподтвержденных утверждений);
  • систематичность сбора информации;
  • универсальность, так как подходит под любые - как личные, так и религиозные мировоззрения;
  • критичность, так как ничего не принимает на веру.

Черты философского мировоззрения явно отличаются от религиозной, мифологической, научной или обыденной системы. У тех есть «якоря», держащие их в рамках наработанных годами или веками норм. Например, если в религии существуют догмы, в мифологии - предположения, а в науке - факты, обусловленные необходимостью их изучения, то философское мировоззрение не ограничивается направленностью своих интересов и предложений. Во многом этому способствует развитие критического мышления у современного человека. Например, известный научный факт о том, что человек - прямоходящее существо, можно подвергнуть сомнению, указав, что ребенка нужно учить ходить на двух ногах.

Картина реальности

Глобальный образ мира или только представление о нем является его картиной. Каждой эпохе соответствует своя «иллюстрация» бытия, исходящая из познаний людей того времени. Чем меньше они знали об окружающей действительности, тем более крошечным было ее изображение.

Например, в свое время люди верили, что Земля держится на трех слонах, стоящих на черепахе. Это был их уровень познания мира.

Когда философы древности осознали такое понятие как Космос, они разделили ранее единый мир на окружающее их бытие и человека. При этом люди как носители многих черт, характерных Вселенной, получили обозначение «микрокосмос».

Развитие естествознания и получение новых фактов строения мира вновь изменили его картину. Особенно на это повлияли закон тяготения Ньютона и модель нашей вселенной Кеплера. Исходя из опыта прошлых столетий, можно понять, что специфика философского мировоззрения относительно строения бытия менялась с каждым новым научным открытием. Этот процесс продолжается и сегодня, что подтверждает учение древних мудрецов о том, что Космос, как и его познание, не имеет границ.

Типы философского мировоззрения

У каждого человека есть собственный взгляд на существующую действительность, который сформировался путем его развития, воспитания, образования, профессиональной деятельности и общения с другими людьми. Все это лежит в основе мировоззрения, и у каждого оно свое.

Но кроме различий во взгляде на мир у людей есть точки соприкосновения, которые позволяют объединяться им в различные сообщества. Благодаря этому типы философского мировоззрения условно делятся на 2 вида. В одном из них учитываются мнение большинства о реальности, в другом – личное:

  • социально-исторический – это формирование взглядов человечества на мир в различные эпохи его развития, например архаический, свойственный древности, и философский, соответствующий современности;
  • личностный тип формируется в процессе духовного роста индивидуума и его возможности усваивать и применять ценности и мировоззрения, наработанные человечеством.

Люди могут формировать свои взгляды либо целенаправленно, либо стихийно. Например, когда человек верит тому, что ему говорят дикторы по телевидению и не относится к информации критично, значит создавать у него необходимое мировоззрение, навязывая чужое видение реальности. Это целенаправленное воздействие на формирование его взглядов.

Философия и наука

Со появлением и развитием различных научных дисциплин мнение об окружающем мире у человечества начало меняться. Все, что люди открыли во время познания и изучения действительности, постепенно формировало научно-философское мировоззрение.

Из века в век науки сменяли друг друга, каждый раз создавая основу для новых взглядов на реальность. Например, астрологию заменила более точная наука о звездах – астрономия, алхимия уступила химии. Во время этих изменений формировалось также новое восприятие действительности.

Если древние ученые делали определенные выводы на основе своих наблюдений за природой, то науки образовались благодаря осознанию связей между природными явлениями. Специфика философского мировоззрения в том, что оно ничего не принимает на веру, это свойственно также научному уму. Именно развитие критического сознания у людей породило со временем образование всех тех дисциплин, которые человечество имеет сегодня.

Стадии развития философского мировоззрения

Все в этом мире проходит несколько этапов - от зарождения до принятия окончательной формы. Известны 3 стадии эволюции философии мировоззрения:

  • космоцентризм – это взгляд на реальность, в основе которой лежит влияние на все сущее могучего и бесконечного Космоса;

  • теоцентризм – мнение, что весь мир, и видимый, и невидимый, зависит от сверхъестественных сил или Бога;
  • антропоцентризм – во главе всего стоит человек – венец творения.

Основные философские мировоззрения сформировались благодаря синтезу всех трех стадий развития, объединивших в единый объект изучение природы, человека и общества, в котором он живет.

Форма познания мира

По мере того как росли и развивались цивилизации, им требовались не только новые концепции понимания действительности, но и познавательный аппарат для их осознания. Таким образом, появилась философия - форма познания законов природы и освоения проблем при формировании другого вида мышления.

Основной частью ее развития стало создание вторичного типа сознания в обществе. Уже устоявшиеся устои и догматы трудно разрушить, поэтому требовалось подвергнуть сомнениям все то, что наработали предыдущие поколения мыслителей и ученых.

Именно благодаря появлению людей с критическим сознанием постепенно исчезло философское мировоззрение, утверждающее невозможность познания реальности разумом.

Иррационализм

Слишком длительное время человечество оценивало действительность с позиции отрицания роли осознанности в ее восприятии. Более 2000 лет люди приписывали все происходящие явления природы сверхъестественным силам, поэтому основными постулатами для них были вера, инстинкты, чувства и божественные откровения.

Даже сегодня существуют явления, которые люди не могут объяснить с позиции науки. К ним относится философское мировоззрение, утверждающее невозможность познания таких сфер действительности как бессмертие, Бог, творчество и другие.

Ко всем непонятным элементам сущего нельзя применить научный подход или исследовать их. Иррационализм на самом деле прослеживается в действиях каждого человека, когда он прислушивается к своей интуиции или творит.

Роль разума

Для философского мировоззрения, напротив, размышления о сути явлений и их взаимосвязи являются основными. Происходит это с помощью действия разума, настроенного критически на получаемую информацию и желающего ее проверить.

Часто бывает, что рациональное решение задачи берет свое начало в иррациональности. Многие научные открытия именно так и совершаются, примером чему является таблица химических элементов Менделеева или молекулы ДНК, которые ученые вначале увидели во сне, а затем доказали экспериментально.

Философия как научное мировоззрение

Слово «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости». (А вы подумайте над вопросом: что такое мудрость?) А в современных словарях философию определяют как древнейшую, но вечно обновляющуюся форму мысли, теоретически развитый и логически разработанный вид мировоззрения. Это наука о наиболее общих проблемах развития природы, общества и мышления.

Начиная с античных времен (V11в. до н.э. – V1в. н.э.), философия, как учение о бытии и условиях его познания, становится одним из видов профессиональной деятельности людей, посвящавших ей свою жизнь и творчество – философов.

Первым, кто назвал себя «философом», был Пифагор. По словам Диогена Лаэртского (позже Вы узнаете, что в истории философии есть Диоген Синопский) , именно ему (Пифагору) принадлежит высказывание: «Жизнь…подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, другие - торговать, а самые счастливые – смотреть». Среди «самых счастливых» он видел философов.

Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. О том же говорил и древнегреческий философ Гераклит. Но философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету. Особенно это проявилось в конце Х1Х- начале ХХ вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений.

Вместе с тем, можно выделить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Прежде всего, философия – это одна изформ мировоззрения и самостоятельная наука. Поэтому в первую очередь определим, что мы называем мировоззрением.

Мировоззрение – это система взглядов человека на объективный мир и его место в этом мире. Это и жизненные убеждения человека, его идеалы, ценностные ориентации.

Мировоззрение это комплексная форма сознания. В зависимости от тех или иных подходов, мировоззрение бывает:

интеллектуальным, и в данном случае мы говорим о «миропонимании»,

эмоциональным, и здесь мы употребляем понятие «мироощущение».

Мировоззрение имеетуровни: практический и теоретический. Практическийуровень мировоззрения иногда называют «жизненной философией». Синонимами здесь выступают понятия «житейское», «повседневное», «ненаучное». Оно формируется стихийно, путем обобщения типичных представлений о жизни.

Теоретический уровень мировоззрения основан на доказательствах, осмыслении, знаниях, оно постоянно обогащается познавательным и ценностным содержанием, которые помогают человеку ориентироваться в любой конкретной ситуации. К теоретическому типу мировоззрения относится философия.

Мировоззрение имеет исторические формы. Это -мифология, религия и философия.

Мифология (греч.- сказание, предание )это мировоззрение древнего человека, способ понимания явлений природы, общественных процессов на ранних ступенях развития общества. Оно совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Имея форму повествований о деяниях богов, героев, фантастические представления о мире, об управляющих ими богах и духах, мифы, вместе с тем, содержат в себе зачатки научных знаний и политических взглядов. Поэтому миф – это не сказка, Это фантастическое отображение в сознании древних явлений окружающего мира, для объяснения которых у них отсутствовали соответствующие знания.

Религия (лат.- святыня, набожность) – это форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Она имеет специфику быть не только мировоззрением, поскольку кроме идеологии, религия состоит из религиозного культа (действий), то есть системы утвердившихся ритуалов, догматов, обрядовых действий, а также религиозной психологии. Поэтому мы может говорить не столько о мировоззрении, сколько о мироощущении.

Философия – это третья исторически сложившаяся форма мировоззрения. Само слово философия происходит от двух греческих слов: «филио» - люблю, «софия» - мудрость.

Философия – это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Заимствовав у мифологии всю совокупность вопросов: о происхождении человека и мира, его строении, о положении человека в мире, она возникла, как желание преодолеть мифологическое мировоззрение, решая эти проблемы с позиций разума, опираясь на логику суждений.

Кроме того, философия обобщила весь объем знаний, накопленный человечеством. Вот поэтому она составляет теоретическую основу мировоззрения и поднимается на уровень научного мировоззрения.

Философия возникла в глубокой древности (насчитывает около 3 тыс. лет своей истории). Как мы уже говорили, впервые назвал себя философом математик Пифагор. Древние греки, глубоко веря в могущество своих богов, считали, что мудрыми могут быть только боги, а человек может лишь постигать их мудрость.

Многие века философия объединяла все известные науки. Затем, постепенно, но особенно в период с ХV11 по ХV111вв., от нее одна за другой отделяются естественные, а затем в Х1Х и ХХ вв. – и общественные науки. Но, несмотря на это, философия сохраняет за собой позиции «науки наук», «царицы наук».

Как любая наука она имеет объект и предмет исследования, философские категории, функции и методы исследования, структуру и основной вопрос.

Объектом философии являются, как мы видим из определения, наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Подпредметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в определенную эпоху. Например, предметом исследования древнегреческих философов была природа.

Философия как наука имеет набор базовых понятий – категорий . Для чего они нужны? Как Вы сами это видите, мир состоит из множества вещей, свойств и явлений. Но всегда можно найти сходство, тождество вещей и явлений, найти их общую сущность и человек каким-либо одним понятием (категорией) выражает эту общую сущность. Таковыми в философии являются понятия: бытие, материя, природа, общество, человек, движение, развитие, общее и единичное, сущность и явление, причина и следствие и др.

Философия как наука выполняет определенные функции. Под функциями мы имеем ввиду определенные обязанности, деятельность. Наиболее существенные из них: мировоззренческая, методологическая, теоретико-познавательная, гуманистическая, аксиологическая (ценностная).



диалектическом, рассматривающем явления, предметы, процессы материального мира в тесном единстве и развитии,

метафизическом, который рассматривает явления и предметы материального мира вне их взаимосвязи, в неподвижном состоянии.

Философия как система знаний имеет свою структуру. Её элементами являются: история философии и теория философии.

Теория философии, в свою очередь, включает в себя:

Онтологию , которая исследует наиболее общие вопросы бытия,

социальную философию , которая изучает наиболее общие вопросы развития и функционирования общества,

диалектику , учение о всеобщей связи и развитии предметов, явлений и процессов материального мира,

гносеологию или эпистемологию , включающую в себя познавательную деятельность человека,

философскую антропологию – учение о человеке,

аксиологию – учение о ценностях,

праксиологию – учение об общественной практике,

методологию – учение о методах познания.

Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов. (Мы о них узнаем в процессе изучения дисциплины). Но у философии есть стержневой, основной вопрос – это вопрос об отношении мышления к бытию. Он имеет две стороны.

Первая сторона выражена в вопросе - что является первичным, а что вторичным (производным) - дух или природа, сознание или материя? Иными словами, речь идет о первопричине, первооснове, то есть субстанции. В зависимости от ответа, который давали философы на этот вопрос, они делились на два направления: материалистов и идеалистов.

Материализм – это одно из главных философских направлений. Представители этого направления решают основной вопрос в пользу первичности материи, которая представляет собой бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, природы, бытия, всего физического. А сознание – дух, мышление, психическое, как свойство материи. У истоков этого направления стоял древнегреческий философ Демокрит, поэтому в некоторых случаях говорят – «линия Демокрита».

Идеализм – это философские учения, утверждающие, что сознание, мышление, духовное – первично, а материя – производна, вторична. У истоков этого направления стоял древнегреческий философ Платон, поэтому это направление еще называют «линией Платона»

И материализм, и идеализм – разновидности философского монизма, то есть за основу берется одна субстанция – материя или сознание.

Но существует дуализм, исходящий из признания одновременно два начала – и духа, и материи, не сводимых друг к другу.

Вторая сторона выражена вопросом: «Познаваем ли окружающий мир?». Ответы на него также делят философов на три философских направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм.

Агностицизм отрицает принципиальную возможность познаваемости мира.

Скептицизм не отрицает напрямую познаваемость мира, но ставит под сомнение возможность постижения истины.

Оптимизм провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов и процессов объективного мира.

Раскрывая специфику философского знания, прежде всего, следует подчеркнуть его универсализм. Ведь философия – это форма познания всеобщих оснований бытия. На протяжении всей истории культуры человечества она претендовала на выработку универсального знания, универсальных принципов и методов.

Одной из характерных черт философских размышлений является сомнение. Дух подлинной философии – критика, поэтому здесь нет раз и навсегда данных истин. По мере развития культуры и науки, накопления опыта, все более расширяются границы философского познания.

И нет этому предела.

Нельзя не учитывать и характерной особенности тех проблем, которые больше всего интересуют философию. Многие из этих проблем принято называть «вечными», поскольку каждое новое поколение людей, каждый человек в своей жизни вынужден снова и снова обращаться к этим проблемам, искать их решение. И всякий раз они предстают перед людьми в своеобразных, неповторимых формах, определяемых как неповторимостью истории, так и индивидуальными особенностями самого человека, поскольку эти проблемы не есть нечто внешнее и безразличное для человека, а затрагивают саму суть его существования. А философия и есть та наука, которая вырабатывает средства и методы решения этих проблем. Кроме того, она выносит на суд разума различные варианты решения этих проблем.

Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство. Философия –это особая область знания, существенно отличающаяся от других наук. Особый статус философии находит выражение и в самом стиле философских произведений. Многие выдающиеся философы оставили после себя творения, которые восхищают людей не только глубиной мысли, но и блестящей литературной формой. Нередки и такие случаи, когда тот или иной философ излагал своё учение в виде афоризмов. Вот почему философия воздействует не только на интеллект человека, но и на его эмоции, на весь спектр его духовных способностей. И в этом смысле она сродни литературе и искусству.

Тема 2: Философия Древнего Мира.

1

Некрасова Н.А. Некрасов С.И.

Статья посвящена анализу дискуссий по вопросам о сущности мировоззрения. Один из важнейших аспектов проблемы мировоззрения заключается в решении вопроса, насколько средствами философии можно влиять на его формирование. В ходе дискуссий сложились две магистральные стратегии. Одну из них высказал М. Шелер в своём проекте философской антропологии. А его главный оппонент М. Хайдеггер предложил альтернативный подход, отстаивая мысль о том, что философия не может быть мировоззрением, в то время как М. Шелер доказывает обратное: построение философского мировоззрения является важнейшей задачей философии.

Мировоззрение (Weltanschauung) - слово немецкого происхождения, которое впервые употребляет И. Кант в «Критике способности суждения» для обозначения миросозерцания в смысле «наблюдения мира, данного в чувстве», то есть миросозерцания как простого восприятия природы и самом широком смысле слова. Позже, под влиянием Ф. Шеллинга, оно приобретает другое значение - осуществляемый самостоятельно продуктивный, а значит, осознанный способ постижения и объяснения целостности существующего. Для Ф. Шеллинга важным моментом в понятии «мировоззрение» было то, что оно содержит определенный схематизм и не нуждается в теоретическом объяснении. Поэтому Гегель говорит о моральном мировоззрении, Гёте - о поэтическом, Ранке - о религиозном.

Вопрос о сущности мировоззрения стал как никогда актуальным в начале XX века. Представители самых разных, философских течений и направлений прямо или косвенно принимали участие в его обсуждении. Однозначной позиции не было. В. Дильтей, определяя мировоззрение, подчеркивает его психическую составляющую.

3. Фрейд в понимании мировоззрения, акцентирует внимание на его интеллектуальном аспекте. . К. Ясперс, рассматривает мировоззрение как «всеобъемлющее для человека, причём как в субъективном смысле - переживание, энергию, образ мыслей, так и в объективном - предметно-оформленный мир». . М. Хайдеггер пишет, что под мировоззрением следует понимать восприятие взаимосвязи вещей природы и одновременно объяснение смысла и цели человеческого бытия и, тем самым и истории. .

Главной особенностью мировоззрения является то, что оно всегда имеет отношение к индивиду, социальной группе, эпохе, представленной конкретными лицами. Heт безличного, анонимного мировоззрения. В центре всякого мировоззрения стоит определенный субъект. Это объясняется тем, что в него включены не только знания, но и ценности, идеалы, чувства, цели, все то, что имеет смысл для конкретного человека. Если знания безличны, принадлежат всем и одинаковы для всех, то ценности у всех разные, и мировоззрения тоже разные. Центральное место мировоззрения занимает конкретный человек. Без мировоззрения нет человека. Важно отметить, что мировоззрение складывается само по себе в процессе жизнедеятельности. Его часто называют стихийным, обыденным, естественным. М. Хайдеггер даже употребляет оборот «расхожее сознание». Своими корнями оно уходит отчасти в генетическую наследственность, отчасти складывается под влиянием окружающей среды - общение с родителями, сверстниками, на него оказывают влияние климатические, этнические и др. факторы.

Каждый человек имеет свое собственное мировоззрение, т.е. у каждого имеется какое-то общее представление о мире, обществе и о себе. Мировоззрение проявляется в делах, поступках, решениях в сознании (но не растворяется в нем). Это значит, что не каждое убеждение можно считать частью мировоззрения. Мировоззрение не просто картина мира, общества, в которую в качестве одного из элементов входит субъект. Мировоззрение включает в себя также вполне определенное отношение субъекта к миру и обществу и их оценку: мир может представляться светлым, дружелюбным и полным чудес, или мрачным, безнадежным и путающим.

Связь философии и мировоззрения является настолько актуальной, что стала основой дискуссий по вопросу о сущности мировоззрения. В ходе её обсуждения сложились две магистральные стратегии. Одна из них высказывалась М. Шелером в проекте философской антропологии, другая - в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера.

Для обоснования связи философии и мировоззрения М. Хайдеггер обращается к философии И. Канта. В своём введении в «Логику» И. Кант проводит различие понятий философии на «школьную философию» и «философия, согласно мировому понятию». Школьная философия это учение об искусности разума. Она состоит из основанных на понятиях, знаниях, и систематической взаимосвязи этих знаний, т.е. связывание идеи целого. «Философия согласно школьному понятию представляется как целокупность основных формальных и материальных понятий и основоположений разумного познания» . «Философию согласно мировому понятию» И. Кант понимает как науку о высших максимальных применений нашего рассудка. В этой связи М. Хайдеггер пишет, что «философия в своём последнем значении есть, конечно, наука об отношении всякого применённого знания и разума к конечной дели человеческого разума, той цели, которой как высшей, подчинены все другие цели, и в которой они должны объединиться в некое единство. Поле философии в этом значении мирового гражданства можно охватить следующими вопросами: 1) Что я могу 2) Что я должен делать? 3) На что мне позволено надеяться? 4) Что есть человек?».

При этом три первых, вопроса фокусируются на четвертом вопросе, потому что из прояснения того, что есть человек, вытекает определение последних целей человеческого разума. Далее М. Хайдеггер задается вопросом о том, на сколько совпадает это кантово разделение философии на философию в схоластическом значении и философию в значении мирового гражданства с различием научной философии и мировоззренческой философии? И сам же отвечает на него - и совпадает, и не совпадает. Совпадает «поскольку Кант вообще проводит различие внутри понятия философии и на основании этого различия помещает в центр конечные и предельные вопросы человеческого бытия». Не совпадает - «поскольку у философии согласно мировому понятию нет задачи формировать мировоззрение в обозначенном ныне смысле». .

Для М. Хайдеггера мировоззрение связано с наукой, с образованием «картины мира» - «конструктом опредмечивающего представления». Наука, и свою очередь, связана с особым типом мышления - калькулирующим. Тогда как философия опирается на осмысляющее мышление. .Всю ответственность за недоразумение, в результате которого возникла связка мировоззрение - философия, М Хайдеггер возлагает на неокантианцев, в частности на Э. Кассирера, так как именно Э. Кассирера в книге, посвящённой И. Канту вводит в философскую традицию оборот «мировоззренческая философия». . При этом он опирается на кантовское различение школьной философии и мировой философии, и доказывает, что И. Кант понимал мировую философию именно как мировоззренческую, что служит основанием для различения научной философии и мировоззренческой философии. М. Хайдеггер формулирует вывод, говорящий в пользу мировоззренческой философии. . Неокантианское различение философии на научную и мировоззренческую не имеет смысла. Философия не может ставить перед собой задачу формировать мировоззрение, потому что она сама составляет структуру мировоззрения. Но философия никогда не сможет сформировать определенное мировоззрение. Философия по своей сути имеет отношение к любому мировоззрению, будь оно теоретическим или обыденным. Чтобы избавиться от двусмысленности в отношении философии и мировоззрения М. Хайдеггер категорично заявляет, что философия не есть мировоззрение. «Философия есть теоретическая понятийная интерпретация бытия, его структуры и его возможности. Она онтологична. Мировоззрение, напротив, есть установка по отношению к сущему, оно не онтологично, но онтично. Формирование мировоззрения выпадает из круга задач философии, поскольку философия в принципе соотносится не с сущим. Философия отказывается от формирования мировоззрения нe в силу какого-то изъяна, но по причине превосходства, так как она имеет дело с тем, что должно быть по сути уже предположенным в любом полагании сущего, в том числе и в мировоззрение ком».

Итак, М. Хайдеггер утверждает, что познавательный интерес направлен на сущее, тогда как философия - это учение о бытии, поэтому кризисные явления М. Хайдеггер связывает с забвением интереса к бытию, а чтобы его преодолеть необходимо для начала различать два вида мышления - мышление калькулирующее и мышление осмысляюшее. Если калькулирующие, считывающее, планирующее мышление опираются на науку, то осмысляющее мышление доступно только философии. М. Хайдеггер утверждает, что опора на метод, берущий в качестве исходной посылки «расхожее сознание», растворяет философию и сущем, принуждая ее обращаться к собственной истории, для того, чтобы доказывать свою состоятельность; или превращает философию в систематизацию взглядов человека на мир и себя самого, т.е. в науку. Но философия не наука, и поэтому философское мировоззрение невозможно.

Современная эпоха характеризуется забвением Бытия. Европейский рационализм исказил исходные философские смыслы, завещанные античными философами. Возвращаясь к античным смыслам, М. Хайдеггер надеется на встречу с Бытием. Античный Logos - знак, путеводная звезда встречи с Бытием. Греческое слово Logos имеет огромное количество значений, оно практически не переводимо на европейские языки. М. Хайдеггер посвящает анализу logosa одну из глав «Бытия и времени». Он приходит к выводу, что Logos - это разумно обоснованная речь, результат, выговаривающий себя в речи. Логос - это собирающая сила, это сила соединения и собирания всего, это то, что накладывает предел рассеивания. .

Язык, разум, бытие - соотносимы. Структура языка соответствует структуре бытия. Язык - исходная посылка и последнее основание подлинности бытия. Такая интерпретация приводит М. Хайдеггера к известной формуле в которой актуализируется проблема языка: «Язык есть дом бытия». . В исследовательской литературе стратегия, которой придерживается М. Хайдеггер в истолковании сущности мировоззрения, получила название «логоцентризм». .

М. Шелер, также как и М. Хайдеггер озабочен кризисной ситуацией и также связывает ее с распространением технического разума.

Но переосмыслять он берется не разум, не структуры языка, а всю структуру человеческого бытия, которая не исчерпывается языком. Характеризуя культурно-историческую ситуацию, он определяет наступающую эпоху как уравнительную. Уравнивание происходит одновременно с мощным ростом духовных, индивидуальных и национальных различий. Уравнивание это не просто тенденция времени, пишет М. Шелер, но и задача философской антропологии. .

Как программа «уравнивания» связана с проблемой взаимосвязи философии и мировоззрения? Для ответа на этот вопрос следует вновь обратиться к философии И. Канта. Отечественный исследователь Э.Ю. Соловьев пишет, что И. Кант не только ввел понятие философской удостоверяющей критики, не только применил эту критику ко всему объективному мировоззрению, он еще и обнаружил, что мировоззрение есть гетерогенное образование, которое формируется при участии многих духовных способностей. Кантовская критика - это «выплавка» из синкретического сращения многих духовных форм, в котором каждая способность оказывается шлаком по отношению к другой: знание ущербно потому, что в него подмешана вера; вера - почему, что она мнит себя знанием; нравственность - потому, что ищет основания в утилитарной рассудительности и т.д. . Так И. Кант выделяет три основные способности человека, участвующие в формировании мировоззрения. Это - знание, нравственность и вера. Каждая из них должна быть конституирована в праве. Это значит, во-первых, она должна быть признана в своих основных возможностях, в своей неустранимости для мировоззрения и, во-вторых, удержана в своих границах.

Отсюда появляются основные опасности и основные типы искажения мировоззрения, а именно: 1) сциентизм, 2) этикоцентризм («моральный фанатизм», 3) фидеизм.

Далее Э.Ю. Соловьев вводит и оборот важное для нас различие. Исследователь пишет., что упорядочение мировоззрения - что не является задачей систематизации, тем более не задачей системасозидания, как это видит М. Хайдеггер. Это также не задача иерархизации знания, нравственности и веры. Это задача установления «правопорядка духовных способностей», Именно так И. Кант понимает систематизацию в отличие от системы.

Различие систематики от системы заключается в том, что оно закрепляет специфику мировоззрения: в том, что содержание мировоззрения упорядочены не иерархично, т.е. не вертикально - сверху вниз, а рядоположенно, т.е. горизонтально - слева направо (т.е. совсем иной принцип организации). Это иная онтология, где действует принцип не подчинения и управления, а принцип дополнительности и уравнивания. Человеческие способности, дополняя друг друга, образуют общее мировоззрение. Образно выражаясь, мировоззрение характеризуется не глубиной, а шириной. Глубина мысли, знания, веры, но ширина кругозора и мировоззрен ия.

Выявление систематики можно рассматривать как предельную задачу философии. И на наш взгляд, именно эта задача и ставилась М. Шелером перед философской антропологией. Различие систематики от систематизации позволяет видеть за спором М. Хайдеггера и М. Шелера спор различных онтологий. М. Хайдеггер отстаивал логоцентрическую онтологию, а М. Шелер пытался обосновать антропологическую онтологию, суть которой не в центрировании, а в систематике, не в глубине, а в широте.

Итак, мировоззрение - это гетерогенная структура с рядоположенным принципом организации в него входящих элементов. Философская позиция по отношению к мировоззрению невозможна. Это критическая позиция с целью проверки каждой способности по ее собственным критериям. Задача упорядочения мировоззрении не может быть решена раз и навсегда. Она должна обосновываться философией в каждую новую эпоху - вчера, сегодня и до конца дней. Всякая новая эпоха приносит с собой новые типы идеологии. Поэтому три критически ориентированных вопроса Канта: «что я должен знать?» «что я должен делать?» и «на что я смею надеяться?» продолжают сохранять свою актуальность. Только тот, кто знает источники заблуждений и умеет прогонять эти приведения от своего духовного ока, способен смотреть на действительность с трезвой ясностью, - пишет М. Шелер. .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Деррида Ж. Философия и литература. Беседа с Жаком Деррида //Жак Деррида в Москве. - М., 1993.
  2. Дильтей В. Типы мировоззрений и обнаружение их и метафизических системах. //Культурология. - М., 1995.
  3. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. - СПб., 1991
  4. Соловьев Э.Ю. Критико-верификационная функция философии //Философское сознание: драматизм обновления. - М., 1991.
  5. Фрейд 3. Введение а психоанализ. Лекции. М., 1995
  6. Хайдеггер М. Бытие и время. - М., 1997.
  7. Хайдеггер М. Время картины мира //Время и бытие. - М., 1993.
  8. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб., 2001.
  9. Хайдеггер М. Отрешённость //Разговор на просёлочной дороге. - M., 1991.
  10. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме //Время и бытие: Статьи и выступления. - М., 1993.
  11. Шелер М. Человек в эпоху уравнения. //Избранные произведения. - М, 1994.
  12. Шелер М. Философское мировоззрение //Избранные произведения. - М., 1994.

Библиографическая ссылка

Некрасова Н.А., Некрасов С.И. МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 6. – С. 20-23;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23192 (дата обращения: 12.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Слово «философия» происходит от двух греческих слов – «phileo» – люблю и «sophia» - мудрость, так что в целом получаем – любовь к мудрости.

Часто философское знание определяется как знание научное. Однако существует ряд отличий философии от науки, которые заставляли многих мыслителей поставить под вопрос отождествление науки и философии.

Во-первых, философия, так же как и наука, - это преимущественная деятельность человека в сфере мышления. Философия не ставит специально перед собой задачу испытания эстетических чувств, как это делает искусство, или нравственных действий, как этого требуют религия и мораль. Хотя философия может рассуждать и об искусстве, и о религии, но она в первую очередь – рассуждение, мышление обо всех этих предметах.

Несомненно, что философия близка к науке стремлением не просто утверждать и принимать на веру какие-то положения, но пытаться вначале подвергнуть их критике и обоснованию. Только если эти положения удовлетворят требованиям критики, они принимаются в состав философского знания. В этом - сходство философии и науки. Как и наука, философия представляет из себя разновидность критического мышления, которое пытается ничего не принимать просто на веру, но все подвергать критике и доказательству.

В то же время существует важное отличие философского знания от знания научного. Все науки – представляют из себя частные направления знания, исследующие только какую-то часть мира. В отличие от частных наук, философия пытается понять мир в целом, в единстве неорганических и органических процессов, жизни индивида и общества, и т.д. Философия – это проект универсального знания, универсальной науки. Т.о. по своему предмету исследования философия отличается от наук: науки в качестве своего предмета имеют части мира, философия – мир в целом.

Подводя краткий итог, можно заключить, что 1) философия подобна научному знанию по методу познания – так же, как и частные науки, философия использует критический метод познания, основанный на доказательствах и обоснованиях. 2) философия отличается от частных наук по предмету познания – в отличие от частных наук, философия пытается критически познать мир в целом, наиболее универсальные законы и принципы.

Здесь следует подчеркнуть, что до сих пор подлинно научное знание удавалось построить только в рамках частного, неуниверсального, знания. Такое знание отличается высокой строгостью и достоверностью, но в то же время является знанием частным. Что же касается философского – универсального – знания, то пока опять-таки удавалось построить лишь универсальное, но не слишком строгое знание. Очень трудно совместить в конечном человеческом разуме высокую строгость и универсальность. Обычно знание либо строгое и неуниверсальное, либо универсальное, но не слишком строгое. Именно поэтому философию сегодня нельзя называть подлинной наукой, но скорее – универсальным учением, или знанием.

Философия может не отличаться от науки в двух случаях: 1) когда уровень развития научной строгости еще недостаточно велик, и примерно равен строгости философского знания. Такая ситуация существовала в древности, когда все науки были разделами философского знания, 2) когда философия сможет догнать науку по уровню повышенной строгости. Может быть, это произойдет в будущем, и тогда философия станет полноправной синтетической наукой, но пока с уверенностью говорить об этом трудно.

Даже если философия не обладает сегодня достаточным для науки уровнем строгости, существование и такого универсального знания – это в любом случае нечто лучшее, чем вообще полное отсутствие синтетического знания. Дело в том, что создание универсального знания о мире, синтез знаний частных наук – это фундаментальное стремление человеческого разума. Знание считается не вполне истинным, если оно разорвано на множество не связанных фрагментов. Так как мир един, то и подлинное знание о мире тоже должно представлять из себя некое единство. Философия ни в коем случае не отвергает частных знаний отдельных наук, она должна лишь синтезировать эти частные знание в некое целостное знание. Т.о. синтез знания – основной метод философии. Частные науки нарабатывают части этого синтеза, философия призвана возвести все эти части к некоторому высшему единству. Но настоящий синтез – это всегда непростая задача, которую никогда нельзя свести просто к рядоположенности отельных частей знания. Поэтому философию нельзя разложить просто в сумму всех частных наук, или заменить этой суммой философское знание. Синтетическое знание требует своих собственных усилий, хотя и зависимых, но вполне не сводимых к познавательным усилиям отдельных наук.

Философия - особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:


Основано на знании (а не на вере либо вымысле);

Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

Логично (имеет внутреннее единство и систему);

Опирается на четкие понятия и категории.


Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Космоцентризм;

Теоцентризм;

Антропоцентризм.

Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека