Болевой шок у ребенка симптомы. Когда вызывать неотложную помощь

  • 3.2. Особенности оказания неотложной медицинской помощи в чрезвычай­ных ситуациях
  • Глава 4. Угрожающие жизни состояния 4.1. Шок
  • 4.1.1. Этиология и основы патогенеза шока
  • 4.1.2. Патофизиология шока
  • 4.1.3. Клинические проявления травматического шока
  • 4.1.4. Диагностика, определение тяжести и прогноза течения шока
  • 4.1.5. Некоторые особенности течения шока
  • 4.1.6. Лечебные мероприятия при шоке
  • 4.2. Острая дыхательная недостаточность
  • 4.2.1. Этиология и патогенез
  • 4.2.2. Клинические проявления острой дыхательной недостаточности
  • 4.2.3. Принципы лечения пострадавших с острой дыхательной недостаточностью при травмах
  • 4.3. Кома
  • 4.4. Оказание медицинской помощи пострадавшим с угрожающими жизни состояниями
  • 1. Противошоковые мероприятия должны быть начаты как можно раньше и произведены в максимально возможном объеме.
  • 4.4.1. Первая медицинская помощь
  • 4.4.2. Доврачебная помощь
  • 4.4.3. Первая врачебная помощь
  • 4.4.4. Квалифицированная медицинская помощь
  • 4.4.5. Специализированная медицинская помощь
  • Глава 5. Реанимационные мероприятия при катастрофах 5.1. Терминальные состояния
  • 5.2. Проведение реанимационных мероприятий пострадавшим в катастро­фах
  • 5.2.1. Первая медицинская и доврачебная помощь
  • 5.2.2. Первая врачебная помощь
  • 5.2.3. Квалифицированная медицинская помощь
  • Глава 6. Кровотечение. Кровопотеря. Компенсация кровопотери при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
  • 6.1. Виды кровотечений
  • 6.2. Тяжесть кровопотери
  • 6.3. Инфузионно-трансфузионные среды, применяемые для коррекции ост­рой кровопотери
  • 6.4. Оказание помощи пострадавшим с кровотечениями и кровопотерей при катастрофах
  • Задачи при оказании различных видов медицинской помощи пострадавшим с кровотечением и острой кровопотерей
  • 6.4.1. Первая медицинская помощь
  • Окончательная остановка наружного и внутреннего кровотечения
  • 6.4.2. Доврачебная помощь
  • 6.4.3. Первая врачебная помощь
  • При оказании первой врачебной помощи обязательно производится ревизия жгута.
  • 5E:I помощи жгута!
  • Mvmtipur-jiniir чип ктрал * пот о сосуда;
  • 6.4.4. Квалифицированная медицинская помощь
  • 6.4.5. Специализированная медицинская помощь
  • Глава 7. Методы и средства обезболивания при оказании помощи по­страдавшим
  • 7.1. Виды анестезии
  • 7.1.1. Местная и регионарная анестезия
  • 7.1.2. Центральная и общая анестезия
  • 7.2. Проведение обезболивания у пострадавших при катастрофах
  • 7.2.1. Первая медицинская и доврачебная помощь
  • 7.2.2. Первая врачебная помощь
  • 1. Место вкола иглы должно быть в стороне от проекции сосу­
  • 7.2.3. Квалифицированная медицинская помощь
  • 7.2.4. Специализированная медицинская помощь
  • Глава 8. Иммобилизация при повреждениях конечностей
  • 8.1. Транспортная иммобилизация
  • 8. В зимнее время иммобилизованную конечность необходимо дополнительно утеплить.
  • 8.2. Лечебная иммобилизация
  • 8.2.1. Гипсовые повязки
  • 8.2.2. Вытяжение
  • 8.3. Проведение иммобилизации пострадавшим с повреждениями конечно­стей
  • Иммобилизация при оказании медицинской помощи пострадавшим
  • Глава 9. Раны мягких тканей
  • 9.1. Классификация, характеристика ран мягких тканей
  • 9.1.1. Раны неогнестрельного происхождения
  • 9.1.2. Огнестрельные раны
  • 9.1.3. Взрывная травма
  • 9.2. Клинические проявления и особенности течения раневого процесса
  • 9.3. Хирургическая обработка ран
  • 9.4. Оказание медицинской помощи пострадавшим с ранениями мягких тка­ней
  • 9.4.1. Первая медицинская и доврачебная помощь
  • 9.4.2. Первая врачебная помощь
  • 9.4.3. Квалифицированная медицинская помощь
  • 9.4.4. Специализированная медицинская помощь
  • Глава 10. Раневая инфекция
  • 10.1. Этиология, патогенез, клинические проявления раневой инфекции
  • 10.2. Общие принципы профилактики и лечения гнойных осложнений ран
  • 10.3. Особые виды раневой инфекции
  • 10.3.1. Столбняк
  • 10.3.2. Анаэробная газовая инфекция
  • 10.3.3. Гнилостная инфекция
  • 10.4. Особенности оказания медицинской помощи пострадавшим с инфекци­онными осложнениями ран
  • Глава 11. Закрытые повреждения костей и суставов конечностей
  • 11.2. Закрытые травматические вывихи
  • 11.3. Оказание медицинской помощи пострадавшим с закрытыми поврежде­ниями костей и суставов
  • 11.3.1. Первая медицинская и доврачебная помощь
  • 11.3.2. Первая врачебная помощь
  • 11.3.3. Квалифицированная медицинская помощь
  • Медицинская сортировка пострадавших с закрытыми повреждениями костей и суставов конечностей и оказание им первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи
  • Сортировка в эавненмоп"н от тяжести ию» Прн
  • Эвакуация
  • Госпитальная
  • 11.3.4. Специализированная медицинская помощь
  • Глава 12. Открытые повреждения костей и суставов
  • 12.1. Характеристика открытых повреждений костей и суставов
  • 12.1.1. Открытые переломы
  • 12.1.2. Открытые повреждения суставов
  • 12.2. Оказание помощи пострадавшим с открытыми повреждениями костей и суставов
  • 12.2.1. Первая медицинская и доврачебная помощь
  • 12.2.2. Первая врачебная помощь
  • 12.2.3. Квалифицированная медицинская помощь
  • Медицинская сортировка пострадавших с открытыми повреждениями костей и суставов и оказание им квалифицированной медицинской помощи
  • Госпитальная
  • - Гдофмлпгткл
  • 12.2.4. Специализированная медицинская помощь
  • Глава 13. Повреждения позвоночника
  • 13.1. Классификация и механизм повреждений позвоночника и спинного
  • 13.2. Диагностика повреждений позвоночника и спинного мозга
  • 13.2.1. Неосложненные повреждения позвоночника
  • 13.2.2. Осложненные повреждения позвоночника
  • 13.3. Оказание медицинской помощи пострадавшим с повреждениями позво-
  • 13.3.1. Первая медицинская и доврачебная помощь
  • 13.3.2. Первая врачебная помощь
  • 13.3.3. Квалифицированная медицинская помощь
  • 13.3.4. Специализированная медицинская помощь
  • Глава 14. Повреждения таза и тазовых органов
  • 14.1. Классификация и клиническая картина повреждений таза
  • 14.2. Повреждения тазовых органов
  • 14.3. Оказание медицинской помощи пострадавшим с повреждениями таза и тазовых органов
  • 14.3.1. Первая медицинская и доврачебная помощь
  • 14.3.2. Первая врачебная помощь
  • 14.3.3. Квалифицированная медицинская помощь
  • 14.3.4. Специализированная медицинская помощь
  • Глава 15. Повреждения груди
  • 15.1. Классификация, диагностика повреждений груди
  • 15.2. Особенности оказания медицинской помощи пострадавшим с травмой
  • 15.2.1. Первая медицинская и доврачебная помощь
  • 15.2.2. Первая врачебная помощь
  • Эвакуация
  • 15.2.3. Квалифицированная медицинская помощь
  • 15.2.4. Специализированная медицинская помощь
  • Глава 16. Повреждения живота
  • 16.1. Классификация повреждений живота
  • Без повреждения внутренних органом
  • 16.2. Клиническая картина, диагностика повреждений живота
  • 16.3. Оказание медицинской помощи пострадавшим
  • 16.3.1. Первая медицинская и доврачебная помощь
  • 16.3.2. Первая врачебная помощь
  • 16.3.3. Квалифицированная медицинская помощь
  • V операнда)
  • Кроватей ашя; - ревизия органов брюншеи полости: перанчния кнруршчеиг.Ш
  • 16.3.4. Специализированная медицинская помощь
  • Глава 17. Черепно-мозговая травма
  • 17.1. Классификация черепно-мозговой травмы
  • 17.2. Клиническая картина и диагностика
  • 17.3. Оказание медицинской помощи пострадавшим с черепно-мозговой травмой
  • 17.3.1. Первая медицинская и доврачебная помощь
  • 17.3.2. Первая врачебная помощь
  • 17.3.3. Квалифицированная медицинская помощь
  • 17.3.4. Специализированная медицинская помощь
  • Глава 18. Повреждения лица и шеи
  • 18.1. Классификация, диагностика повреждений лица и шеи
  • 18.1.1. Ранения мягких тканей лица
  • 18.1.2. Повреждения лор-органов
  • 18.1.3. Переломы костей лицевого черепа
  • 18.1.4. Повреждения глаз
  • 18.2. Оказание медицинской помощи пострадавшим с повреждениями лица и
  • 18.2.1. Первая медицинская и доврачебная помощь
  • 18.2.2. Первая врачебная помощь
  • 18.2.3. Квалифицированная медицинская помощь
  • 18.2.4. Специализированная медицинская помощь
  • Глава 19. Термические ожоги
  • 19.1. Местные изменения при ожогах
  • 19.2. Ожоговая болезнь
  • 19.3. Оказание помощи пострадавшим при термических ожогах
  • 19.3.1. Первая медицинская и доврачебная помощь
  • 19.3.2. Первая врачебная помощь
  • Медицинская сортировка пострадавших с термическими ожогами и оказание им первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи
  • Площадка
  • Гсямптоматнчесхая терапия)
  • Госпитальное отделение
  • 19.3.3. Квалифицированная медицинская помощь
  • 19.3.4. Специализированная медицинская помощь
  • Глава 20. Холодовая травма
  • 20.1. Виды холодовой травмы
  • 20.1.1. Отморожение
  • 20.1.2. Общее охлаждение (замерзание)
  • 20.2. Осложнения холодовой травмы
  • 20.3. Оказание помощи пострадавшим при холодовой травме
  • 20.3.1. Первая медицинская и доврачебная помощь
  • 20.3.2. Первая врачебная помощь
  • 20.3.3. Квалифицированная медицинская помощь
  • Медицинская сортировка пострадавших с холодовой травмой и оказание им первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи
  • Площадка
  • Гершшм)
  • 1 Периую очередь
  • 20.3.4. Специализированная медицинская помощь
  • Глава 21. Синдром длительного сдавления мягких тканей конечностей
  • 21.1. Терминология
  • 21.2. Патогенез синдрома длительного сдавления
  • 21.3. Клинические проявления синдрома длительного сдавления
  • 21.4. Оказание помощи пострадавшим с сдс
  • 21.4.1. Первая медицинская и доврачебная помощь
  • 21.4.2. Первая врачебная помощь
  • 21.4.3. Квалифицированная медицинская помощь
  • 21.4.4. Специализированная медицинская помощь
  • Глава 22. Политравма. Особенности оказания помощи пострадавшим при катастрофах
  • 22.1. Терминология, классификация, клинические проявления
  • 22.2. Особенности клинического течения комбинированных поражений
  • 22.2.1. Комбинированные радиационные поражения
  • 22.2.2. Комбинированные химические поражения
  • 22.3. Особенности оказания помощи пострадавшим с политравмой
  • 22.3.1. Первая медицинская и доврачебная помощь
  • 22.3.2. Первая врачебная помощь
  • 22.3.3. Квалифицированная медицинская помощь
  • 22.3.4. Специализированная медицинская помощь
  • Глава 2. 1 - б; 2 - в, д; 3 - б, в; 4 - б, в; 5 - а, в, г, д; 6 - в, г; 7 - г.
  • Однако указанное деление на степени очень условно, не отражает характера изменений, про­исходящих в организме при шоке, и не ориентирует на прогноз. Как видно из табл. 4.4, степени шока примерно соответствуют описанным ранее фазам: компенсированной (I и II степени в таблице), декомпенсированной обратимой (III степень) и декомпенсированной необратимой (IV степень).

    На основании комплексной динамической оценки приведенных показателей можно с успе­хом контролировать состояние пострадавших, судить об эффективности осуществляемых про­тивошоковых мероприятий.

    Приведенные классификационные схемы травматического шока не встречают принципиаль­ных возражений с точки зрения клинической логики. Вместе с тем они нивелируют многообра­зие клинических проявлений тяжелых травматических повреждений.

    Современная классификационная схема травматического шока предусматривает дифферен­цирование по критерию «жив-мертв», основанную на данных прогноза. Кроме ответа на во­прос, выживет или погибнет пострадавший, целесообразно иметь прогностическую информа­цию о характере течения шока, а именно: какова будет его длительность при благоприятном исходе и какова будет продолжительность жизни при неблагоприятном исходе шока.

    Прогностическая информация может быть получена с помощью специальной многомерной шкалы, примером которой может быть шкала, предложенная Г. И. Назаренко (1994). Она со­держит сведения о возрасте пострадавшего, состоянии системной гемодинамики, характере (от­крытые или закрытые переломы и т.д.) и локализации повреждений. Шкала реализована в виде бланка одноразового применения (табл. 4.5.).

    Необходимо помнить, что прогноз исхода шока не является окончательным вердиктом для пострадавшего. Данные прогноза ни в коем случае не следует возводить в абсолют. Вместе с тем их нельзя и недооценивать: они должны рассматриваться как критерий для определения тяжести состояния пациента в данный момент.

    Наряду с результатами клинико-лабораторных и инструментальных исследований прогноз служит основой для сортировки пострадавших при массовых поступлениях на этапах медицин­ской эвакуации, выработки тактики лечения, определения программы инфузионно-трансфузионной терапии, выбора времени проведения и объема оперативного вмешательства.

    4.1.5. Некоторые особенности течения шока

    Особенности течения шока в зависимости от локализации повреждений При травмах нижней половины тела в первые часы ведущим патогенетическим фактором шока в случае быстрого развития процесса является кровопотеря, а в дальнейшем все возрас­тающую роль начинает играть токсемия.

    При травмах груди (помимо кровопотери) большое значение имеют нарушения газообмена и насосной функции сердца, раздражения обширного рецепторного поля.

    Наибольшие трудности в диагностике шока представляют черепно-мозговые травмы. По тяжести состояния пострадавших, числу осложнений и летальных исходов это наиболее тяже­лые повреждения. В то же время массивная тяжелая кровопотеря у пострадавших встречается при указанных травмах реже, чем при остальных, в результате чего артериальное давление дли­тельное время может быть нормальным или даже повышенным. Иногда такая ситуация может быть и при травмах груди.

    Повышение артериального давления при травмах головы и верхней половины туло­вища и беспокойном поведении больного нередко свидетельствует о нарастающей гипок­сии мозга и должно настораживать, а не успокаивать врача!

    Даже при тяжелых сочетанных травмах примерно 40 % пострадавших во время первичного осмотра имеют нормальное артериальное давление. Следовательно, если выраженная гипотен-зия безоговорочно свидетельствует о тяжелых нарушениях гемодинамики, то нормальное арте­риальное давление или даже его повышение может быть лишь временным эффектом, создаю­щим иллюзию благополучия в системе кровообращения, в то время как в органах и тканях бу­дет прогрессировать гипоксия.

    Особенности течения шока токсико-инфекционного генеза

    Токсико-инфекционный шок относится (по патогенезу) к группе перераспределительного шока, развивающегося из-за снижения периферического сосудистого сопротивления при нор­мальном или повышенном сердечном выбросе и проявляется вазодилатацией, снижением пред-нагрузки, уменьшением ОЦК, снижением общего периферического сопротивления сосудов (ОПСС) и повышением проницаемости капиллярной стенки; в начальной стадии шока сердеч­ный выброс повышается.

    Патофизиологические механизмы токсико-инфекционного шока еще не полностью уточне­ны, однако уже сейчас выявились достаточно отчетливые патогенетические различия в течении шока, вызванного, с одной стороны, грамположительной, а с другой - грамотрицательной флорой.

    При грамположительной инфекции выделяющиеся эндотоксины вызывают клеточный про-теолиз с образованием специальных веществ - так называемых плазмакининов, обладающих гистамино- и серотониноподобным свойством и вызывающих вазоплегию с последующей гипо-тензией. Помимо гипотензии, в клинической картине токсико-инфекционного шока, вызванно­го грамположительной флорой, большую роль играет токсемия, приводящая к поражению пе­чени, почек, сердца, что усугубляет гипотензию в связи со снижением сердечного выброса.

    При грамотрицательной инфекции содержащийся в микроорганизмах эндотоксин образует особого рода мукополисахарид, который при массовом распаде бактерий попадает в кровь и вызывает сужение сосудов за счет стимуляции мозгового слоя надпочечников и выделения ка-техоламинов, а также непосредственной стимуляции нервной системы.

    Существует также точка зрения, согласно которой необратимый шок обусловлен катастро­фическим снижением сердечного выброса, вызванным прямым действием токсинов на миокард. В последние годы стало известно, что на ранних этапах токсико-инфекционного шока отмеча­ется не снижение, а повышение сердечного выброса; сердечная слабость наступает вторично в результате длительной коронарной недостаточности. Становится относительно понятным, что в случаях ожоговой болезни, синдрома длительного сдавления, развития раневой инфекции при обширных ранах и отслойке кожи и т. д. компенсированная фаза шока может быть про­должительной.

    Компенсированная фаза при токсико-инфекционном шоке может сохраняться порой довольно длительное время.

    Особенности течения шока у лиц пожилого возраста

    В возникновении шока той или иной тяжести у пожилых людей, помимо повреждающего агента, характера и зоны повреждения, большую роль играют появившиеся до травмы функ­циональные изменения внутренних органов и центральной нервной системы. У пожилых людей

    до травмы часто отмечаются хроническая сердечно-сосудистая недостаточность и снижение объема циркулирующей крови; шок развивается при значительно меньшем исходном ОЦК, чем у более молодых людей.

    Нормальный и тем более несколько повышенный уровень артериального давления у пожи­лых людей, особенно вскоре после травмы, может послужить поводом для обманчивой завы­шенной оценки состояния. Такой больной может находиться в предшоковом или латентном шоковом состоянии. У пожилых людей с постоянно повышенным артериальным давлением все органы и системы постоянно перестраиваются и долгие годы функционируют при необычном режиме кровоснабжения. Естественно, что резкое снижение давления в этих условиях может быть особенно неблагоприятным. Отмечена на практике значительная частота анурии у лиц пожилого возраста при травмах. У стариков резко снижается клубочковая фильтрация и спо­собность канальцев почек к обратному всасыванию. Снижение артериального давления до 70- 60 мм рт. ст. при исходном повышенном давлении дает все основания считать его критическим. Если учесть, что процессы восстановления утраченных функций в старческом организме проте­кают очень медленно, становится понятной часто наблюдающаяся необратимость изменения функций органов при шоке. Кроме того, у пожилых людей не всегда удается выяснить исходное артериальное давление до травмы.

    При нормальном или несколько сниженном давлении (до 100-120 мм рт. ст.) у пожи­лых пациентов практически правильно будет заподозрить шок и принять соответствую­щие профилактические и лечебные меры.

    Травматический шок при переломах костей у пожилых людей чаще, чем у молодых, может сопровождаться жировой эмболией. При шоке у больных с коронарным атеросклерозом уменьшенный кровоток в венечных сосудах и повышенная вязкость крови, отмечающиеся у старых людей, могут ускорить тромбоз коронарных сосудов или вызвать ишемию миокарда с исходом в инфаркт. Тромбоз мозговых сосудов - также нередкое явление у стариков, нахо­дившихся в состоянии шока после кровотечения, травмы или хирургического вмешательства.

    Особая осторожность требуется при оценке состояния лиц пожилого возраста, перенесших травму, даже относительно легкую, так как и такое повреждение может вызвать тяжелую сте­пень шока. С точки зрения опасности развития травматического шока каждую значительную травму следует считать потенциально опасной. Только при принятии профилактических мер и тщательном наблюдении можно исключить и предупредить развитие тяжелого рефрактерного шока. Летальность при шоке у пожилых и старых людей по сравнению с другими возрастными группами значительно выше. Это особенно ярко проявляется при политравме, обширных ожо­гах и черепно-мозговой травме.

    Особенности течения шока у детей

    Особенностью проявления шока у детей является бурная неспецифическая реакция организ­ма и клиническая картина мнимого благополучия. Самой характерной чертой травматического шока в раннем возрасте является способность детского организма длительно поддерживать нормальный уровень артериального давления, даже после тяжелой травмы. Несоответствие удовлетворительных показателей центральной гемодинамики и степени тяжести травмы свя­зано с тем, что гиповолемия при травме у детей сочетается со значительным повышением удельного периферического сопротивления сосудов. По-видимому, свойственная детям физио­логическая симпатотония обусловливает стойкую централизацию кровообращения, способную обеспечить компенсацию более выраженной гиповолемии, чем в сходной ситуации у взрослого человека.

    Для травматического шока в детском возрасте характерна следующая особенность: длитель­ная и стойкая централизация кровообращения при отсутствии соответствующей терапии вне­запно сменяется декомпенсацией гемодинамики, которая у детей значительно труднее поддает­ся коррекции, чем у взрослых.

    Чем младше ребенок, тем более неблагоприятным прогностическим признаком при шоке является гипотензия.

    Выраженная реакция на травму симпатико-адреналовой системы объясняет еще одну возрас­тную особенность течения шока у детей: на первый план нередко выступают симптомы дыха­тельной недостаточности. Кроме того, в раннем возрасте уменьшение ОЦК приводит к более быстрому нарушению кровообращения в малом круге, чем в большом. При травматическом шоке эти расстройства благодаря вазоконстрикции еще более углубляются. В конечном итоге нарушение перфузии легких также приводит к ранней дыхательной недостаточности. На фоне централизации кровообращения у детей наступает снижение сердечного выброса. Одна из при­чин уменьшения сердечного выброса при этом состоянии заключается в снижении «мощности» работы миокарда.

    Особенности течения шока у беременных женщин

    Своевременное оказание медицинской помощи беременной, получившей травму, имеет большое значение не только для жизни будущей матери, но и для исхода беременности. Врач, оказывающий помощь получившей травму беременной, имеет дело с двумя пациентами, чувст­вительность которых к травме и реакция на нее различны. Под влиянием стресса, обусловлен­ного травмой, организм женщины пытается поддержать свой собственный гомеостаз за счет гомеостаза плода. В результате этого при развитии у матери шока и гипоксии снижается маточ-но-плацентарное кровообращение, что неблагоприятно влияет на плод.

    В связи с этим противошоковые мероприятия, направленные на борьбу с гипотензией и ги­поксией у матери, должны проводиться как можно раньше после получения травмы, до того, как у плода произойдут необратимые изменения. Немедленное оказание медицинской помощи беременной, получившей травму, мало отличается от методов оказания ее другим пострадав­шим с тяжелыми травмами.

    В более поздние сроки беременности методы лечения женщины, получившей травму, уже имеют свои особенности. Физиологические и анатомические изменения, связанные с беремен­ностью, влияют не только на реакцию организма женщины на травму, но и интерпретацию ре­зультатов диагностических исследований.

    К концу второй половины беременности объем циркулирующей крови увеличивается на 15-30 % по сравнению с уровнем, наблюдаемым до беременности, и продолжает медленно возрастать до родов. В связи с этим при проведении противошокового лечения необходимо пе­релить количество жидкости (крови), как минимум на 25 % превышающее «расчетный» объем. У молодой женщины при беременности часто не определяются клинические симптомы крово-потери до тех пор, пока она не достигнет такой величины, что уже становится поздно прово­дить какие-либо лечебные мероприятия. Беременная может потерять до 30-35 % ОЦК прежде, чем у нее могут быть отмечены тахикардия, гипотензия, бледность и слабый пульс - признаки, обычно указывающие на развившийся шок в его декомпенсированной стадии. При беременно­сти те 15- 20 % минутного объема сердца, которые приходятся на долю маточно-плацентарного кровотока, во время шока немедленно направляются на поддержание жизненно важных функций организма женщины. При шоке уровень адреналина в крови немедленно уве­личивается, ток крови направляется от матки к сердцу и мозгу женщины. В результате при раз­вившейся у беременной гипотензии переливание жидкостей (крови) улучшает состояние как женщины, так и плода, в то время как сочетание действия сосудосуживающих препаратов и ги-потензии может настолько уменьшить маточно-плацентарный кровоток, что приведет к гибели плода, которой при правильно подобранной медикаментозной терапии можно было бы избе­жать.

    Приблизительно у 10 % женщин во второй половине беременности возникает гипотензия в положении лежа на спине. Она вызывается сдавлением маткой полой вены. Если женщину ос­тавить в этом положении на несколько минут, минутный объем сердца уменьшается, и может развиться гипотензия. Хотя очевидные клинические проявления гипотензии наблюдаются при этом не у всех беременных, большая или меньшая степень сдавления полой вены имеет место у каждой из них. Это сдавление может только способствовать нестабильности состояния бере­менной, получившей травму.

    Когда у ребёнка развивается мгновенная реакция на аллерген, может наступить анафилактический шок. Это очень опасное, тяжёлое состояние. Его главная отличительная особенность - внезапность. Только что малыш чувствовал себя хорошо, выглядел совершенно здоровым, и вдруг его накрывает эта волна быстро нарастающих симптомов, от которых становится страшно даже взрослому человеку.

    Всего за несколько минут развиваются осложнения, приводящие к необратимым процессам внутри организма вплоть до летального исхода. Так что при первых же симптомах нужно срочно принимать меры, чтобы избежать пагубных последствий.

    Механизм развития столь мощной аллергической реакции ещё до конца не изучен. Предполагается, что такое состояние - следствие повторного попадания аллергена в организм, который высвобождает огромное количество гистаминов. Это биологически активные вещества, которые как раз и вызывают такую экстраординарную клиническую картину.

    Медики называют следующие причины анафилактического шока у детей:

    • инъекции лекарств (очень часто - антибиотиков);
    • применение местных обезболивающих препаратов;
    • введение контрастного реагента перед рентгеном;
    • укус насекомого;
    • употребление некоторых продуктов питания;
    • попадание в организм химического вещества;
    • внутрикожные пробы на аллергические реакции;
    • вакцинация, введение гамма-глобулина или сывороточных средств.

    Иногда развивается анафилактический шок у грудного ребёнка, который до этого казался абсолютно здоровым, ни на что не реагировал никакими высыпаниями. В таких случаях первый контакт с вредным аллергеном мог произойти ещё во время беременности - через плаценту.

    Скорость распространения симптомов анафилактического шока зависит от того, как аллерген попал в организм ребёнка:

    • внутривенное введение - мгновенная анафилаксия;
    • применение таблеток или мази - постепенное развитие, по мере всасывания лекарства;
    • через пищу - клиническая картина проявляется только через несколько часов.

    Чем быстрее взрослые отреагируют на такое состояние, тем больше будет шансов на спасение жизни. Но для этого нужно знать, как проявляется анафилактический шок у ребёнка - какие симптомы указывают на то, что в его организм попал аллерген.

    Симптомы

    В зависимости от аллергена признаки анафилактического шока могут быть самыми разными, так как в таком состоянии могут поражаться практически любые внутренние органы. Специалисты для удобства диагностики выделяют несколько форм анафилаксии, каждая из которых сопровождается характерными симптомами.

    Асфиктическая:

    • острая дыхательная недостаточность из-за отёка гортани и спазма бронхов;
    • резкое падение давления до минимума, что приводит к потере сознания;
    • мучительный кашель;
    • свистящее дыхание;
    • ангионевротический отёк лица;
    • внезапность возникновения симптомов с их последующим нарастанием.

    Гемодинамическая:

    • острая сердечная недостаточность;
    • резкая боль за грудиной;
    • понижение давления;
    • бледность кожных покровов;
    • нитевидный пульс;
    • слабость;
    • шум в ушах;
    • проливной пот.

    Церебральная:

    • эпилептический припадок;
    • судороги;
    • пена изо рта;
    • остановка сердца;
    • прекращение дыхания.

    Абдоминальная:

    • острая боль в животе;
    • внутрибрюшное кровотечение.
    • характерное покраснение кожного покрова;
    • высыпания на теле;
    • отёчность.

    При этом тяжесть анафилактического шока не зависит от дозы аллергена, попавшей в организм.

    Бывает и такое. В медицинской практике есть случаи, когда данное состояние развивается у малыша, страдающего от непереносимости пенициллина, при общении с врачом, ранее имевшим контакт с этим препаратом.

    Клиническая картина осложняется ещё и тем, что анафилактический шок трудно дифференцировать от других похожих болезненных состояний.

    Диагностикой в столь опасных для жизни ребёнка случаях должен заниматься исключительно специалист. Но так как в такие моменты бывает дорога каждая минута, нужно обязательно знать алгоритм действий при анафилактическом шоке, чтобы оказать маленькому больному первую медицинскую помощь.

    Первая медицинская помощь

    Итак, что делать, если у ребёнка анафилактический шок? Какая неотложная помощь оказывается в таких случаях? Для начала нужно срочно вызвать Скорую помощь и подробно описать диспетчеру все симптомы.

    В ожидании врача нужно попытаться реанимировать больного своими силами:

    1. Уложить его на горизонтальную поверхность, приподнять ножки, повернуть голову набок, выдвинуть нижнюю челюсть, чтобы язык не запал в горло.
    2. Удалить капы.
    3. Очистить рот от рвотных масс.
    4. По телефону проконсультироваться с врачом по поводу использования антигистаминных препаратов или адреналина.
    5. Обеспечить доступ кислорода: расстегнуть воротничок, снять шарф, открыть окно.
    6. Следить за пульсом и артериальным давлением.
    7. Запомнить точное время анафилаксии, наложения жгута, названия применяемых лекарств.

    Параллельно с этим нужно постараться обязательно остановить поступление аллергена в организм ребёнка:

    • при инъекции приложить к месту укола лёд, сделать повязку чуть выше на полчаса;
    • при укусе удалить жало, приложить лёд к месту кожного прокола;
    • при закапывании лекарства в нос или глаза тщательно промыть их проточной водой;
    • при употреблении таблеток или пищевом анафилактическом шоке срочно промыть ребёнку желудок, дать ему активированный уголь.

    Если первая помощь при анафилактическом шоке у детей была проведена правильно и своевременно, есть шанс на выздоровление при минимальных рисках для жизни и здоровья.

    Так как спрогнозировать наступление такого опасного состояния невозможно, родители должны всегда держать под рукой аптечку, укомплектованную препаратами, которые пригодятся в таких ситуациях:

    • ампульный раствор адреналина;
    • антигистамины (Тавегил, Димедрол, Супрастин);
    • раствор Преднизолона;
    • медицинский спирт для проведения дезинфекции;
    • физраствор;
    • жгуты;
    • бинты, вата, марля;
    • шприцы.

    Дозировки и способы применения лекарств нужно обязательно согласовывать с лечащим врачом. Особенно это касается тех случаев, когда вы купируете анафилактический шок у детей до года, так как им большинство препаратов противопоказано.

    Лечение

    Медицинское лечение анафилактического шока у детей осуществляется в зависимости от тяжести состояния маленького больного:

    1. Введение адреналина для восстановления организма.
    2. Внутривенные инъекции противоаллергических препаратов.
    3. При спазмах бронхов и острой дыхательной недостаточности - бронхолитические средства.
    4. Во избежание побочных симптомов - введение стероидных гормонов.
    5. При аллергии на пенициллин ребёнку дают фермент пенициллиназа.
    6. При понижении давления - периодическое введение норадреналина.
    7. Если ситуация вышла из-под контроля и грозит летальным исходом, проводится искусственная вентиляция лёгких и непрямой массаж сердца.

    Если всё обошлось, анафилактический шок удалось купировать, ребёнок находится 10 суток на стационарном лечении. Ему продолжают вводить гормональные препараты, делают капельницы для восстановления водно-солевого баланса.

    В дальнейшем во избежание таких ситуаций нужно обезопасить его от контактов с аллергеном. Ведь однажды анафилаксия может закончиться летальным исходом или серьёзными последствиями для здоровья.

    Осложнения

    Одно из самых серьёзных осложнений при наступлении анафилактического шока - коллапс. Ребёнок не может дышать, сердце может остановиться в любую минуту, давление падает. При отсутствии реанимационных мероприятий возможен летальный исход.

    После анафилактического шока в течение какого-то времени малыша могут мучить боли в мышцах, лихорадка, сильный зуд, аллергические кожные высыпания.

    Возможные последствия шока:

    • бронхиальная астма;
    • неинфекционная желтуха;
    • воспаления сердечной мышцы.

    Нужно понимать, что анафилактический шок у детей не возникает на пустом месте. Если есть склонность к аллергии, родители должны знать максимум информации об этом опасном состоянии и уметь предотвращать его при первых же симптомах.

    Можно положить памятку с алгоритмом действий на видное место, чтобы в нужный момент не растеряться и сделать всё максимально быстро и правильно.

    Распространение различных форм аллергических реакций среди как взрослого, так и детского населения с каждым годом увеличивается. Сложно установить причины и механизмы такого явления, но столкнуться с аллергической сыпью, ринитом, конъюнктивитом и другими вариантами этой патологии может каждый человек без исключения.

    Анафилактический шок у детей – это неотложная ситуация, которая характеризуется острой ярко выраженной аллергической реакцией, в результате которой нарушаются жизненно важные процессы в организме. Такая ситуация является одной из форм протекания аллергических процессов у маленьких пациентов, повторно сталкиващихся с веществами, которые их иммунная система распознает как аллергены. Правильное поведение взрослых и их действия при анафилактическом шоке у детей очень важны, поскольку позволяют сохранить жизнь ребенка при внезапном развитии такой реакции.

    Предугадать развитие такой ярко выраженной формы аллергии часто не представляется возможным, а ситуации, при которых она возникает, довольно часто очень нестандартные и непредсказуемые.

    Возникает анафилактический шок по причине повторных контактов с аллергенами, к которым есть очень выраженная сенсибилизация (патологически повышенная чувствительность) организма. Достоверного ответа на вопрос, почему у одних детей развивается аллергия, а у других нет при контакте с одним и тем же веществом, нет. Считается, что аллергия возникает из-за генетических особенностей организма, нарушения в работе его иммунной системы, а также при попадании в организм веществ определенной природы.

    Анафилактический шок всегда связан с повторным, а не первичным попаданием аллергенов в организм. При первом контакте с ними иммунная система только сенсибилизируется, но еще не отвечает клинической симптоматикой.

    Важно знать и отличать такой шок от других видов неотложных состояний, поскольку они провоцируются совершенно разными причинами и имеют некоторые различия в клинической симптоматике.

    • Инфекционно-токсический шок у детей возникает на фоне тяжело протекающих инфекций или сепсиса, характеризуется резким и стойким снижением артериального давления, в том числе из-за поражения надпочечников. Такой вид шока довольно сложно купируется.
    • Ожоговый шок у детей возникает при большой площади термического поражения кожи, что ведет не только к болевым ощущениям (дополнительно может присоединяться болевой шок), но в большей степени к потере межтканевой жидкости, что ведет к снижению объема циркулирующей крови.
    • Кардиогенный шок возникает на фоне сердечной патологии, когда сердце не выполняет в полной мере свою насосную функцию.
    • Травматический шок соответственно может возникнуть у ребенка при тяжелой травме, которая сопровождается болью, переломом костей и возникшей из-за этого кровопотерей.

    Основными причинами развития анафилактической реакции у детей чаще всего являются:

    1. Укусы насекомых (пчел, ос и т.д.) и контакты с новыми домашними животными (кошками, собаками и т.д.).
    2. Прием или инъекции лекарственных препаратов.
    3. Контакты с растениями, их соком и пыльцой.
    4. Употребление в пищу продуктов, являющихся для ребенка аллергенами (чаще всего это орехи, рыба, некоторые фрукты, иногда коровье молоко).
    5. Контакт с бытовой химией и парфюмерией.
    6. Начало ношения новой одежды.

    Теоретически аллергенами для иммунитета человека могут стать любые вещества.

    Но чаще всего анафилактическая реакция наблюдается при попадании в организм веществ животного и растительного происхождения. Также самыми аллергенными лекарствами считаются антибиотики, полученные из грибков (в частности пенициллины), животный инсулин и т.д.

    Механизм развития

    Основой развития анафилактического шока служит аллергическая реакция 1 типа (немедленного действия). Она возникает в организме ребенка, который после первого контакта с аллергеном выработал иммуноглобулины специфичного класса Е.

    Такие антитела вместо борьбы с антигеном, оседают на мембранах тучных клеток в коже и других органах. В зависимости от того, какое количество иммуноглобулина класса Е выработано иммунной системой в ответ на попадание аллергена, будет зависеть не только степень проявления симптомов аллергии, но и вероятность развития анафилактического шока (степень сенсибилизации).

    Повторное попадание аллергена в организм приводит к реакции иммуноглобулинов класса Е с антигенами, которые представлены попавшим в организм веществом. Это ведет к последующему разрушению мембраны тучных клеток (дегрануляции). В итоге происходит выход из клетки в высокой концентрации биологически активного медиатора гистамина. Это вещество повышает проницаемость сосудистой стенки капилляров. Местно – это проявляется покраснением кожи, ее отеком и зудом.

    При анафилактическом шоке из-за высокой степени сенсибилизации подобный процесс происходит во всем организме одновременно, что и приводит к развитию неотложной жизнеугрожающей ситуации.

    Симптомы такого вида шока обычно развиваются стремительно. Существует некоторая взаимосвязь между путем попадания аллергена в организм и скоростью возникновения симптомов анафилактического шока. Так, инъекционное введение вещества внутривенно вызывает практически мгновенное развитие анафилактоидной реакции. Основными ее признаками и симптомами развития шока являются:

    • Беспокойство, резкое ухудшение самочувствия, ощущение страха смерти.
    • Одышка, тяжелое дыхание, признаки дыхательной недостаточности.
    • Жалобы на головокружение.
    • Бледность, холодный пот.
    • Потеря сознания.
    • Появление пены изо рта и боли в груди.
    • Резкое и стойкое снижение артериального давления, пульс слабого наполнения.
    • Отеки шеи, лица, конечностей.
    • Крапивница.

    Признаки анафилактического шока практически всегда связаны с предшествующим контактом ребенка с предположительным аллергеном (укус пчелы, инъекция лекарства и т.д.). Скорость нарастания тяжести общего состоянии также может быть индивидуальная и зависит от дозы аллергена, а также степени сенсибилизации организма. Но грамотная первая помощь ребенку должна быть оказана в любом случае, поскольку именно от этого зависит сохранность его жизни и здоровья.

    Первая помощь лечение и профилактика анафилактического шока

    Неотложная помощь при анафилактическом шоке у детей заключается в прекращении контакта с аллергеном, обеспечении проходимости верхних дыхательных путей и психологической поддержке ребенка. Если такая ситуация возникла вне медицинских учреждений, то обязателен вызов скорой медицинской помощи и объяснение диспетчеру точного местоположения и характера симптомов, развившихся у ребенка. Также если есть в наличии или доступен специальный шприц-ручка с адреналином, проводят введение этого препарата.

    От того, насколько быстро прибудет бригада скорой медицинской помощи, часто зависит жизнь ребенка. Поэтому каждый родитель должен приложить максимальные усилия для обеспечения экстренной помощи. Если наблюдается остановка сердца и дыхания у ребенка, необходимо не паниковать, а немедленно начинать реанимационные мероприятия (непрямой массаж сердца и искусственное дыхание).

    Даже не совсем верное проведение таких манипуляций все равно повышает шансы успешной реанимации маленького пациента на момент приезда бригады скорой медицинской помощи.

    Развитие анафилактического шока у детей в медицинских учреждениях требует быстрого купирования состояния со стороны медицинского персонала (в том числе и медицинских сестер и фельдшеров). Специальные противошоковые укладки всегда есть в наличии во всех манипуляционных кабинетах больниц любого профиля. Медицинская помощь при анафилактическом шоке у детей заключается в следующих мероприятиях:

    1. Обкол кожи в месте попадания аллергена раствором адреналина. Жгут наложить выше места инъекции.
    2. Внутривенное введение глюкокортикостероидов, которые подавляют аллергическую реакцию.
    3. Внутривенное введение антигистаминных препаратов.
    4. Контроль дыхания и пульса. Обеспечение проходимости верхних дыхательных путей, при необходимости – интубация трахеи, подача кислорода.
    5. Массивная инфузия растворов кристаллоидов, которые должны восполнить объем циркулирующей крови.
    6. При стойком снижении артериального давления – вазопрессоры (вещества, вызывающие спазм сосудов и подъем АД).
    7. Ребенок в экстренном порядке доставляется в палату детской реанимации.
    8. Проведение дальнейшей симптоматической и патогенетической терапии и поддержание жизненных показателей.

    Дальнейшее лечение ребенка заключается в купировании последствий анафилактического шока. Маленький пациент наблюдается в течение нескольких суток с момента стабилизации состояния. Это связано с возможным рецидивом, наступающим после первичного после купирования. К сожалению, часто именно позднее введение гормонов надпочечников и адреналина не позволяет спасти ребенка с такой формой аллергической реакции.


    Шок может наступить в результате тяжелой аллергической реакции, сильного инфекционного заболевания, болезни сердца, а также после большой кровопотери. Если вам известна причина шока, и ее можно устранить или уменьшить ее влияние, то сделайте это. Например, удалите аллерген, вызывавший шок, или дайте ребенку сильный антигистаминный препарат. Если причина - большая кровопотеря, то сначала остановите кровь, затем приступайте к противошоковой помощи. Если сразу начать противошоковое лечение, можно предотвратить поражение жизненно важных органов.

    Симптомы шока:

    • Бледная, холодная и влажная кожа.
    • Жажда.
    • Тошнота и рвота.
    • Учащенное поверхностное дыхание.
    • Слабый частый пульс.
    • Головокружение.
    • Потеря сознания.

    Когда вызывать неотложную помощь:

    Всегда, при наличии симптомов шока. Обратите внимание!

    Нельзя:

    • перемещать ребенка, если у него травма позвоночника;
    • поить и кормить ребенка, если у него рвота.

    Первая помощь при шоке:

    1. Успокойте ребенка, следите за дыханием и пульсом.

    2. Если ребенок в сознании и у него нет травмы грудной клетки с нарушениями дыхания или травмы головы, положите его на спину и поднимите ноги на 20-30 см.

    3. Если сознания ребенок не потерял, но у него травма грудной клетки с нарушениями дыхания или травма головы, приподнимите ему голову, а не ноги.

    5. Если у ребенка нет сердцебиения, начинайте сердечно-легочную реанимацию.

    Первая помощь при остановке сердца и дыхания:

    Помощь ребенку в возрасте до года:

    1. Чтобы выяснить, в сознании ли ребенок, потрите его по спине или осторожно потеребите его.

    Не меняя положения головы ребенка, плотно обхватите своими губами его нос и рот. Сделайте неглубокий вдох и произведите два легких вдувания воздуха длительностью по секунде каждое, с паузой между ними.

    7. Если грудная клетка во время искусственного дыхания не приходит в движение, осторожно поменяйте положение головы ребенка и сделайте еще два вдувания воздуха.

    8. Если грудная клетка во время искусственного дыхания не приходит в движение, значит, дыхательные пути непроходимы.

    9. Заметив, что грудная клетка приподнимается во время искусственного дыхания, положите два пальца на внутреннюю поверхность руки ребенка чуть выше локтя и слегка надавите. В течение 5-10 секунд пытайтесь нащупать пульс.

    10. Если пульс есть, продолжайте искусственное дыхание, производя по одному вдуванию воздуха каждые три секунды. Через каждые двадцать вдуваний проверяйте пульс.

    11. Через одну минуту вызовите неотложную помощь. Потом продолжайте искусственное дыхание с проверкой пульса.

    12. Если пульса у ребенка нет, начинайте непрямой массаж сердца.

    13. Не меняя положения головы ребенка, положите два пальца на середину его грудины чуть ниже сосков. В течение 3 секунд резко нажмите на грудину пять раз так, чтобы грудина каждый раз опускалась на 1,5-2,5 см. Нажимайте на грудину плавно и ритмично, не отрывая от нее пальцев.

    14. Чередуйте одно вдувание воздуха с пятью нажатиями на грудину. Повторите эти приемы десять раз.

    15. Вновь в течение 5-10 секунд старайтесь нащупать пульс. 16. Повторяйте приемы, описанные в пунктах 10 и 11, до появления пульса или прибытия врача. Если пульс восстановился, повторяйте прием, описанный в пункте 8.

    Помощь ребенку от 1 года до 8 лет:

    2. Если ребенок не реагирует, то, крепко поддерживая рукой голову и шею и не сгибая ему спину, положите ребенка на твердую поверхность лицом вверх и обнажите ему грудь.

    3. Чтобы освободить дыхательные пути от запавшего языка, приподнимите ребенку подбородок и отведите голову назад.

    4. Если вы подозреваете у ребенка травму позвоночника, выдвиньте его нижнюю челюсть вперед, стараясь при этом не двигать голову и шею. Рот ребенка должен быть открытым.

    5. Наклонитесь ухом ко рту ребенка, чтобы услышать его дыхание, и посмотрите, движется ли его грудная клетка. Присматривайтесь и прислушивайтесь не более 5 секунд.

    6. Если ребенок не дышит, приступайте к искусственному дыханию.

    9. Если грудная клетка во время искусственного дыхания не приходит в движение, значит, дыхательные пути непроходимы. Вам необходимо оказать помощь в соответствии с инструкцией.

    11. Если пульс есть, продолжайте искусственное дыхание, производя по одному вдуванию воздуха каждые четыре секунды. Через каждые 15 вдуваний проверяйте пульс.

    13. Если пульса нет, начинайте непрямой массаж сердца. Не меняя положения головы ребенка, положите выступ своей ладони ему на грудину пять раз так, чтобы грудина каждый раз опускалась на 2,5-4 см. Нажимайте на грудину плавно и ритмично, не отрывая от нее выступа ладони.

    14. Чередуйте одно вдувание воздуха с пятью нажатиями на грудину. Повторите эти приемы 10 раз.

    15. Вновь в течение 5-10 секунд пытайтесь нащупать пульс. 16. Повторяйте эти приемы до появления пульса или прибытия врача.

    Помощь ребенку старше 8 лет:

    1. Чтобы выяснить, в сознании ли ребенок, осторожно потеребите его и позовите по имени.

    2. Если ребенок не реагирует, то, крепко поддерживая рукой голову и шею и не сгибая ему спину, положите ребенка на твердую поверхность лицом вверх и обнажите ему грудь.

    3. Чтобы освободить дыхательные пути от запавшего языка, приподнимите ребенку подбородок и отведите голову назад.

    4. Если вы подозреваете у ребенка травму позвоночника, выдвиньте его нижнюю челюсть вперед, стараясь при этом не двигать голову и шею. Рот ребенка должен оставаться открытым.

    5. Наклонитесь ухом ко рту ребенка, чтобы услышать его дыхание, и посмотрите, движется ли его грудная клетка. Присматривайтесь и прислушивайтесь не более 5 секунд.

    6. Если ребенок не дышит, приступайте к искусственному дыханию.

    7. Не меняя положения головы ребенка, большим и указательным пальцами зажмите ему нос и плотно прижмите свой рот к его рту. Сделайте два медленных полных вдувания воздуха, с паузой между ними.

    8. Если грудная клетка во время искусственного дыхания не приходит в движение, поменяйте положение головы ребенка и сделайте еще два вдувания воздуха.

    9. Если грудная клетка во время искусственного дыхания не приходит в движение, значит, дыхательные пути непроходимы.

    10. Заметив, что грудная клетка приподнимается во время искусственного дыхания, прикоснитесь двумя пальцами к адамову яблоку. Переместите пальцы в углубление между адамовым яблоком и мышцей на боковой стороне шеи. В течение 5-10 секунд пытайтесь нащупать пульс.

    11. Если пульс есть, продолжайте искусственное дыхание, производя по одному вдуванию воздуха каждые 5 секунд. Через каждые 12 вдуваний проверяйте пульс.

    12. Через минуту вызовите неотложную помощь. Потом продолжайте искусственное дыхание с проверкой пульса.

    13. Если пульса у ребенка нет, начинайте непрямой массаж сердца. Не меняя положения головы ребенка, положите выступ своей ладони ему на грудину на два пальца выше ее нижнего края. Свою другую руку положите сверху. Пальцы рук сомкните замком, при этом они не должны касаться груди ребенка. Подайтесь чуть вперед и в течение 10 секунд резко нажмите на грудину 15 раз так, чтобы грудина каждый раз опускалась на 4-5 см. Нажимайте на грудину плавно и ритмично, не отрывая от нее выступа ладони. Чередуйте два вдувания воздуха с 15 нажатиями на грудину. Повторите эти приемы 4 раза.

    14. Вновь в течение 5-10 секунд пытайтесь нащупать пульс. 15. Повторяйте эти приемы до появления пульса или прибытия врача.

    Обратите внимание! Если сердце бьется, нельзя надавливать на грудную клетку, так как это может привести к остановке сердца. Если вы подозреваете у ребенка травму позвоночника, не двигайте его голову и шею, когда определяете, дышит ли он.

    Сегодня речь пойдет:

    Анафилактический шок (анафилаксия) – болезненное состояние. Оно сопровождается резким повышением чувствительности организма. Ощущения проявляются при повторном введении вещества-аллергена. К ним относят какую-либо разновидность белков чужеродного характера. Кроме того, вызвать анафилактический шок могут:

    Лекарственные препараты.
    Укусы насекомых.

    И др. Анафилактический шок опасен для жизни взрослых и детей. Он относится к самым тяжелым проявлениям аллергических реакций.

    На то, чтобы проявления стали критичными, требуется очень мало времени – начиная с нескольких секунд, но не более 2 часов. Неважно, каким образом аллерген контактировал с больным. Чем его больше – тем хуже будет состояние пациента.

    Причины анафилактического шока у детей

    Использование определенных лекарств.
    Контакт с рентгенконтрастными веществами.
    Методика аллергологической диагностики.
    Прием антибиотиков (особенно на пенициллин).
    Пищевая аллергия.
    Укусы насекомых.
    Использование гамма-глобулина, ряда вакцин, сывороток.

    Бывают достаточно редкие случаи – например, когда организм таким образом реагирует на холод. Очень сложно выявить точный аллерген, особенно если это лекарства, и пациент принимает их не в единичном количестве.

    У детей такие проявления часто вызывают некоторые вакцины, сыворотки. Обычно шок очевиден при вторичном контакте с аллергеном. Часто у детей, чьи матери в периоды беременности и кормления грудным молоком использовали опасный препарат, анафилактический шок проявляется из-за первого же контакта с препаратом. Метод введения и доза не важны для сенсибилизированного (аллергизированного) пациента.

    Анафилактический шок из-за приема пищевых продуктов достаточно редок. Часто среди детей встречается непереносимость молока (сенсибилизация к бета-лактоглобулину), рыбных блюд, яичного белка.

    Симптомы детского анафилактического шока

    Симптомы анафилактического шока у детей связаны с тем, как развивается это заболевание. Сначала аллерген попадает в организм. При кожном контакте, возникают зуд, припухлость и др. Если болезнь развилась из-за продукта – то начинаются соответствующие симптомы. Можно выделить некоторые проявления болезни:

    Признаки беспокойства, страха.
    Головная боль пульсирующего характера.
    Головокружение.
    Онемение губ и мускулатуры лица.
    Шум в ушах.
    Холодный пот.
    Нарушение работы желудочно-кишечного тракта.
    Отек Квинке.
    Крапивница.
    Приступы одышки.
    Спазм бронхов.
    Стеснение в области груди.
    Тошнота.
    Боли в животе.
    Рвота.
    Судороги.
    Пена изо рта.
    Пониженное артериальное давление.
    Бесконтрольное мочеиспускание.
    Кровянистые образования, выделяющиеся из влагалища (у взрослых).
    Пульс становится нитевидным.
    Потеря сознания.

    Если наблюдается последний симптом – есть риск летального исхода. Нужно немедленно оказать первую помощь и привести пациента в чувство. От удушья смерть наступает за 5-30 минут. Жизненно важные органы разлагаются за 24-48 часов. Это – необратимые изменения, которые нужно немедленно предотвращать. Бывают случаи, когда летальный исход наступает как следствие изменений в почках (гломерулонефрит), которым требуется больше времени на патологию. Также спустя длительное время могут диагностироваться разрушения:

    Желудочно-кишечного тракта (кишечные кровотечения),
    патологии сердца (миокардит),
    отмирание клеток мозга (отек, кровоизлияние)

    В большинстве случаев, шок протекает двухфазно. Сначала наблюдается некоторое улучшение в самочувствии, а потом резко понижается артериальное давление. Пациенты, которые перенесли такой шок, не менее 12 дней проводят в стационаре.

    Встречаются ситуации, когда дети могут предварительно замечать те или иные проявления болезни. Они наблюдаются непосредственно после контакта с аллергеном (крапивница, зуд, головокружение и др.) Их называют симптомами «тревоги».

    Что делать при анафилактическом шоке у ребенка

    Немедленно нужно вызывать «Скорую помощь» Это делается при первых симптомах. Особенно это важно, когда Вам заранее известно об атипичной реакции на аллерген. В подобном случае диспетчера «Скорой» предупреждают о том, что ему нужно отправить на вызов специализированную бригаду.

    Подробная статья по теме доврачебная помощь при анафилактическом шоке


    Когда аллерген известен – пациента нужно изолировать от него, провести профилактику: проветрить помещение, или обработать рану, в зависимости от его природы. Если это укус – над ним накладывают жгут, что-нибудь охлаждающее. Больной должен как можно скорее принять горизонтальное положение.

    Нужно дать ребенку дозу антигистаминных лекарств, следуя инструкциям. Дать ему какой-либо из антигистаминных препаратов (тавегил, супрастин, кларитин). Если Вам неизвестно, какое именно лекарство обычно дают ребенку, дайте то, что есть в наличии.

    Тавегил (сироп) детям 1-3 лет не дают более 2-2,5 мл. дважды в сутки. Пациентам от 3 до 6 дают не более 5 мл, а тем, кому исполнилось 6 - 12 лет, требуется 5-10 мл. Также в возрасте от 6 до 12 лет можно давать таблетки – по одной половине дважды в день, подросткам и взрослым дают по целой таблетке.

    Супрастин тем, кому исполнилось 1–12 мес., дают 5 мг (0,25 мл), в возрасте 2–6 лет доза возрастает до 10 мг (0,5 мл), а пациентам 7–14 лет нужно 10–20 мг (0,5–1 мл). Размер суточной дозы не должен превышать 2 мг/кг.

    Требуется запомнить точное время наступления развития анафилактического шока и сообщить о нем врачу. Нужно как можно точнее сказать, когда начались проявления нарушения состояния и упомянуть о названиях лекарства, которое дали пациенту до приезда специалиста.

    Как лечить анафилактический шок у детей

    При диагностировании анафилактического шока ребенку срочно требуется инъекция адреналина. Это поможет снять проявления аллергии. Обычно пациенты, страдающие от подобных приступов, хорошо знают о своей проблеме. Ребенок редко может самостоятельно использовать необходимое лекарство.

    В случае, если реакция возникает впервые, требуется немедленно вызвать «Скорую помощь». До их прибытия необходимо добиться проходимости дыхательных путей. Нужно устранить из ротовой полости слизь и рвотные массы, предотвратить западение языка. Если пострадавший в сознании, нельзя демонстрировать ему свою тревогу. Тон должен оставаться ровным. Если в доступе есть аэрозольный ингалтор – его необходимо применить. Он купирует приступ бронхиальной астмы, в этом также поможет таблетка кортиксстероидного гормона (преднизолон, дексаметазон). Это поможет немного облегчить симптомы шока, а следовательно – дождаться приезда врачей.

    Ребенка сразу располагают лежа, с приподнятыми конечностями. Тогда жидкость из сердечного насоса не вытечет. При любой возможности применяют маску оксигенотерапии от двух до четырех литров на минутный период.

    Адреналин во внутримышечном или подкожном виде является первым шагом неотложной терапии. В зависимости от условий оказаний помощи, используют разные формы препарата – стандартные инъекции в ампулах, внутривенное введение и др. После больничного лечения необходимо исключить опасность контактов с аллергенами.

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека