Мозг и психика в психологии. Психика и мозг

Психика является предметов изучения психологии. Психика представляет собой продукт деятельности коры человеческого мозга, а конкретнее – его больших полушарий. Психика в психологии - это высшая нервная деятельность. Психика и мозг - это два неразрывных понятия. И в основе современной науки психологии лежат как раз принципы, а также законы этой деятельности (в свое время они были открыты Павловым и Сеченовым, как мы можем помнить из школьных учебников).

Но люди далеко не всегда верно понимали связь между человеческим мозгом и психикой. Психика как предмет психологии изучается только в последнее столетие. В частности, однажды появилось даже течение психофизического параллелизма, связанное с ошибочным представлением о такой связи. Этого течения придерживались многие ученые, представляющие эмпирическую психологию со временем Декарта. Если верить такому неправильному взгляду, то физиологические, а также психологические процессы в человеческом мозгу текут параллельно друг другу и психика зачастую рассматривается в качестве эпифеномена, то есть второстепенного и даже побочного явления, которое параллельно мозговым и физиологическим явлениям.

Еще одно неправильно понимание связи между психикой и мозгом может быть связано с отождествлением психологических и физиологических явлений. Так представители вульгарного материализма в Германии (тот же Фохт или Молешотт) считали, что человеческая мысль – такое же мозговое выделение, как желчь – выделение печени.

Но для корректного понимания взаимосвязи психики с мозгом нужно представлять строение и функции человеческой нервной системы. Нервная клетка, имеющая свои отростки, - это морфологическая единица общей нервной системы и называется нейроном. А общая нервная система может быть поделена на центральные и периферические части.
Центральная часть – это мозг спинной и головной. Периферическая часть – это нервные волокна, расходящиеся по всему человеческому телу. Периферическая часть способствует соединению мозга с органами, ответственными за чувства, а также с исполнительными органами (например, с ткаными и мышцами). Вследствие этого любой живой организм способен реагировать на изменения физиологического и химического плана в окружающей среде.

Традиционно все стимулы, связанные с внешней средой (а это звук, запах, свет и так далее) трансформируются с помощью специальных чувствительных нервных клеток (рецепторов) в нервные импульсы. Импульсы же представляют собой серию изменений электрического и химического плана, происходящих в нервном волокне. Они могут передаваться благодаря чувствительным волокнам непосредственно в область спинного и головного мозга. Уже на месте происходит выработка соответствующих командных импульсов, передающихся с помощью моторных нервных волокон в области исполнительных органов (к тем же железам с мышцами). Такие органы называют эффекторами. Главной функцией нервной системы является интеграция воздействия внешнего плана с адаптированной реакцией человеческого организма.


Не забывайте, что, главным образом, психика является предметов изучения психологии, но многое также берет от физиологии. Общая нервная система центрального типа включает в себя спинной и головной мозг. Мозг представляет собой серое вещество, которое является клеточным скоплением, а также белое вещество, представляющее собой пучки волокон с нервами. Вообще, психика и мозг являются неразрывными понятиями.

Серое вещество спинного мозга располагается в самой глубине мозга и обладает формой, которая напоминает бабочку. Сзади спинного мозга располагаются клетки, которые получают импульсы с периферийных областей и передают их в переднюю часть спинного мозга или же в головной мозг. Передняя часть состоит из двигательных клеток, которые получают импульсы от задней части или центров, располагающихся свыше и передающих эти импульсы в область периферии.

Серое вещество окружено веществом белого цвета и так называемыми столбами – переднего, бокового и заднего типа, которые состоят из нервных пучков. Возбуждение проходит по передним столбам от центра в области периферии, и по задним столбам – от областей периферии прямо к центру. Временами нервный импульс не способен подняться выше, чем спинной мозг, а нервная деятельность осуществляется по спинномозговым рефлексам. Так, если спящему человеку уколоть руку, он обязательно отдернет ее. Что касается хода нервного импульса при этом, то он будет происходить от рецептора до спинного мозга. Мышца связана со спинным мозгом с помощью эфферентных и афферентных нервных волокон. По ним осуществляется сигнал про сокращение или расслабление мышц. Таким образом, осуществляется простейшая обратная связь нервной регуляции с деятельностью организма, функционирует психика и мозг.

По собственному строению нервные отделы человеческого головного мозга похожи на спинной мозг и тоже представляют собой центральный аппарат, делающий сложные и жизненно важные процессы. У животных имеется несколько другое строение с другими взаимосвязями, поэтому психика животных и человека различается.

Чтобы лучше понять законы функционирования психической деятельности человека, особенности ее протекания и строения, следует ознакомиться с тем, как устроен основной орган его психической деятельности - человеческий мозг - и как соотносятся с ним различные проявления психической жизни человека.

На протяжении длительной эволюции органического мира - от простейших одноклеточных животных до человека - физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись. Так, у одноклеточного организма единственная клетка выполняет все функции жизнедеятельности. Это орган ощущающий, двигательный, пищеварительный. Естественно, что его возможности очень ограничены. У более высокоорганизованных животных происходит специализация органов, выраженная в появлении клеток, единственной функцией которых становится восприятие сигналов (это рецепторы). Другие клетки берут на себя осуществление мышечной работы или секреции различных желез (это эффекторы). Но специализация разделяет органы и функции, а целостная жизнедеятельность организма требует непрерывной связи между ними, что достигается благодаря центральной нервной системе, работающей как единое целое.

У всех позвоночных общий план строения нервной системы одинаков. Основной элемент нервной системы - нервные клетки, или нейроны. Нейрон состоит из тела клетки и отростков, название которых дендриты (воспринимают возбуждение) и аксон (передает возбуждение). Контакт аксона с дендритами или телом другой нервной клетки называется синапсом. Синапсу придается решающее значение при объяснении механизма установления новых связей в нервной системе.

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из спинного и головного мозга. Различные ее части выполняют разные виды сложной нервной деятельности. Чем выше расположена та или иная часть мозга, тем сложнее ее функции. Ниже всего расположен спинной мозг - он регулирует работу отдельных мышечных групп и внутренних органов. Над ним расположен продолговатый мозг вместе с мозжечком» который координирует более сложные функции организма (они вовлекают в совместную деятельность большие группы мышц и целые системы внутренних органов, осуществляющих функции дыхания, кровообращения, пищеварения и т.п.). Еще выше расположен отдел центральной нервной системы - средний мозг, он участвует в регуляции сложных движений и положения всего тела. Продолговатый и средний мозг вместе образуют стволовую часть головного мозга.

Наиболее высокие отделы центральной нервной системы представлены большими полушариями головного мозга. В состав больших полушарий входят лежащие в глубине скопления нервных клеток - так называемые подкорковые узлы. У самой поверхности полушарий расположен слой нервных клеток - кора головного мозга. Она представляет собой как бы плащ или мантию, покрывающую большие полушария. Ее поверхность (около 2000 см2), как известно, собрана в ряде складок или борозд и извилин. Подкорковые узлы вместе с расположенными поблизости от них зрительными буграми называют подкоркой. Кора в совокупности с подкоркой осуществляет самые сложные формы рефлекторной деятельности.

Все части нервной системы работают в тесном взаимодействии, но роль каждой из них в разных реакциях организма не одинакова. Спинной мозг и стволовая часть головного мозга, составляющая его нижние отделы - продолговатый и средний мозг, представляют собой совокупность рефлекторных центров врожденных безусловных рефлексов. В спинном мозгу находятся центры наиболее простых рефлексов (например, коленный рефлекс). Наряду с рефлекторными центрами, регулирующими работу скелетных мышц туловища и конечностей, в спинном мозгу находятся центры, регулирующие работу внутренних органов (например, защитные действия у обезглавленной лягушки).

Стволовая часть головного мозга является центральным аппаратом, осуществляющим ряд сложных и жизненно важных безусловно-рефлекторных актов. К их числу относятся сосательный рефлекс, жевание и глотание (при раздражении ротовой полости пищевыми веществами). Рефлекторные центры, регулирующие все эти рефлексы, находятся в продолговатом мозгу. Там же находятся и нервные центры, регулирующие некоторые защитные рефлексы: чихание, кашель, слезоотделение.

В среднем мозгу наряду с центрами, передающими возбуждение с глаза и уха на двигательную сферу, находится центр сужения зрачка, но этим не исчерпывается деятельность стволовой части головного мозга. Особое значение имеют находящиеся в продолговатом мозгу нервные центры, которые регулируют работу органов дыхания., сердечно-сосудистой системы, а также других систем, поддерживающих постоянство внутренней среды организма. Очень сложные функции выполняет мозжечок: организм только тогда может сохранять устойчивое равновесие при ходьбе, беге, прыжках и т.п., когда осуществляется чрезвычайно тонкая регулировка состояния всех мышц тела. Настройка деятельности всей скелетно-мышечной системы зависит от мозжечка. Рефлекторная деятельность спинного мозга и стволовой части головного мозга охватывает относительно узких крут ответных реакций организма. Формы рефлекторной деятельности высокоорганизованных животных значительно разнообразнее, для них характерны более сложные рефлекторные процессы.

Подкорка (зрительные бугры и подкорковые узлы больших полушарий) обеспечивает наиболее сложную безусловно рефлекторную деятельность. Отметим сразу, что название зрительные бугры не соответствует их подлинной функции: на самом деле, зрительные бугры являются подкорковым чувствительным центром. А подкорковые узлы являются двигательным аппаратом подкорки, регулируя, например, ходьбу.

Органом сознательной деятельности человека является кора больших полушарий, поэтому главным является вопрос о взаимоотношении психики человека и коры больших полушарий, конкретизируемый в науке как вопрос о функциональной локализации или локализации психических" функций в коре. Вопросы о том, как относятся психические процессы к мозгу и каковы принципы работы мозга как материального субстрата психической деятельности, в разные периоды развития науки решались по-разному. Характер решения этих вопросов во многом зависел от того, как понимались психические процессы человека и как подходили к их мозговым основам.

Первая попытка построить стройную теорию «локализации психических способностей» была сделана в начале XIX в. Ф.А.Галлем. Он высказал предположение, что субстратом различных психических «способностей» являются небольшие участки нервной ткани коры головного мозга, которые разрастаются при развитии этих способностей. Им было выделено огромное количество таких врожденных способностей. К ним он относил, например, такие качества, как честность, бережливость, любовь и т.д. Галль считал, что различные способности имеют четкую локализацию в мозгу человека и что их можно определять по выступам на черепе, где якобы разрастается соответствующая данной способности нервная ткань и начинает выпирать, образуя при этом на черепе бугорок. Такое предположение и легло в основу специальной области науки, получившей название «френология», в соответствии с которой, по мнению Галля, на основе изучения выпуклостей на черепе, можно было делать выводы об индивидуальных способностях человека. Это было первое наивно-материалистическое представление о локализации функций в мозгу человека.

В 40-е годы XIX в. против френологии Галля выступает Флу-ранс, который на основании опытов экстерпации (удаления) частей мозга, выдвигает положение об эквипотенциальности (от лат. aequus - «равный») функций коры. По его мнению, мозг является однородной массой, функционирующей как единый цельный орган.

Основу современного учения о локализации функций в коре заложил французский ученый П.Брока, выделивший в 1861 г. двигательный центр речи. Затем немецкий психиатр К.Вернике в 1873 г. обнаружил центр словесной глухоты (нарушение понимания речи). Начиная с 70-х годов прошлого столетия, изучение клинических наблюдений показало, что поражение ограниченных участков мозговой коры приводит к преимущественному выпадению вполне определенных психических функций. Это дало основание выделить в коре головного мозга отдельные участки, которые стали рассматриваться как нервные центры, несущие ответственность за определенные психические функции.

Обобщив наблюдения, проводимые над ранеными с повреждениями мозга во время первой мировой войны, в 1934 г. немецкий психиатр К.Клейст составил так называемую локализа-ционную карту, в которой даже наиболее сложные психические функции соотносились с ограниченными участками коры головного мозга. Однако подход так называемой прямой локализации сложных психических функций в определенных участках коры больших полушарий очень скоро показал свою несостоятельность. Анализ фактов клинических наблюдений свидетельствовал, что нарушения таких сложных психических процессов, как речь, письмо, чтение, счет, могут возникать при совершенно различных по местоположению поражениях коры головного мозга. Оказалось, что поражение ограниченных участков мозговой коры, как правило, приводит к нарушению целой группы психических процессов, что привело к кризису прежних представлений о прямой «локализации» психических процессов в ограниченных участках коры головного мозга и натолкнуло исследователей на мысль, что психические процессы являются функцией всего мозга в целом. В который раз возникло новое направление в науке, известное под названием «антилокализационизм», однако очень скоро и оно показало свою несостоятельность.

Тонкие гистологические исследования и физиологические наблюдения показали, что кора головного мозга является высоко дифференцированным аппаратом, что различные области мозговой коры имеют неодинаковое строение и что нейроны, входящие в состав мозговой коры, часто оказываются настолько специализированными, что из их числа можно выделить такие, которые реагируют только на очень специальные раздражения или на очень специальные признаки. Затем целый ряд последующих исследований привел к установлению ряда корковых и рецепторных, сенсорных центров. Со временем, в результате многочисленных исследований, стала как бы вырисовываться карта коры.

Вся поверхность больших полушарий может быть разделена на несколько больших частей, имеющих неодинаковое функциональное значение. Они называются областями головного мозга. Задняя часть полушарий - затылочная область, которая спереди переходит в теменную и височную области. Передняя, наибольшая по размерам часть полушарий - лобная область, наиболее развитая у человека. При этом анализ и синтез зрительных раздражений происходят в затылочной области коры (зрительная зона коры); анализ и синтез слуховых раздражений - в верхних отделах височной области (слуховая зоны коры); анализ и синтез осязательных раздражений и раздражений, возникающих в мышечно-суставном аппарате, - в передней части теменных отделов; и т.д.

Чем большее значение имеет тот или иной вид раздражений в жизни животного или человека, тем большая площадь коры головного мозга «работает» на тот орган чувств, откуда идут эти раздражения. (Например, известно, что в жизни ежа обоняние играет очень большую роль. В мозговой коре ежа поэтому обонятельная зона занимает огромное место. И, наоборот, в коре головного мозга человека, в жизни которого обоняние не играет значительной роли, обонятельная зона представлена относительно небольшим участком.) Аналогичным образом и в двигательной зоне коры большей территорией представлены органы, играющие более важную роль в жизни организма. Так, клетки, связанные с туловищем, сконцентрированы у человека на относительно небольшом участке двигательной зоны. Клетки же, связанные с тонко дифференцируемыми у человека движениями пальцев руки, расположены на значительно большей территории. Особенно большой участок занимают клетки, связанные с большим пальцем руки, играющим очень важную роль в рабочих движениях человека. Значительную территорию в коре мозга занимают клетки, связанные с мышцами губ и языка - органов речи. Таким образом, имеет место неравномерное распределение представительства периферии в мозгу.

Однако в случае, когда речь идет о более сложных психических процессах, функция представляет собой сложную совместную деятельность целой системы органов, т.е. сложную функциональную систему (П.КАнохин). Естественно, что такая сложная функциональная система, как, например, ходьба или чтение, не может быть «локализована» в определенном ограниченном участке нервной системы. Даже относительно простое произвольное движение является сложной функциональной системой, включающей целый комплекс как чувствительных (афферентных), так и двигательных (эфферентных) импульсов.

Для того, чтобы понять мозговую организацию сложных психических процессов, необходимо четко представлять современные данные о функциональной организации человеческого мозга. Принципы такой организации были разработаны видным отечественным психологом А РЛурия. Согласно современным представлениям, основные принципы функциональной организации аппаратов головного мозга имеют особое значение для психологии. Они состоят в следующем.

Головной мозг человека, обеспечивающий прием и переработку информации, создание программ собственных действий и контроль за их успешным выполнением, всегда работает как единое целое. Однако это сложный и высокодифференциро-ванный аппарат, состоящий из ряда частей, и нарушение нормального функционирования любой из них неизбежно сказывается на его работе. В головном мозгу человека обычно выделяют три основных блока, каждый из которых играет свою особую роль в обеспечении психической деятельности. Первый из них поддерживает тонус коры, необходимый для того, чтобы как процессы получения и переработки информации, так и процессы формирования программ и контроля за их выполнением протекали успешно. Второй блок обеспечивает сам процесс приема, переработки и хранения информации, доходящей до человека из внешнего мира (от аппаратов его собственного тела). Третий блок вырабатывает программы поведения, обеспечивает и регулирует их реализацию и участвует в контроле за их успешным выполнением. Все три блока размещаются в отдельных аппаратах головного мозга, и лишь слаженная работа приводит к успешной организации сознательной деятельности человека.

Итак, кратко остановимся на характеристике каждого из перечисленных блоков. Первый блок - блок тонуса коры, или энергетический блок мозга. Для нормального осуществления процессов жизнедеятельности и саморегуляции поведения необходимо постоянное поддерживание оптимального тонуса коры. Только такой тонус может обеспечить успешный выбор существенных сигналов, сохранение их следов, выработку нужных программ поведения и постоянный контроль за их выполнением. Для осуществления этих процессов необходима оптимальная возбудимость коры. Одно из важных открытий, сделанных физиологами в ходе многочисленных наблюдений и экспериментов, заключается в том, что существенную роль в этом процессе играют образования верхних отделов ствола мозга, в частности гипоталамуса, зрительного бугра и системы сетевидных волокон («ретикулярной формации»), имеющих двустороннюю связь с корой головного мозга. Эти образования и входят как основные в состав пбрвого блока.

Весь комплексный аппарат, входящий в состав блока, играет важную роль для нормальной работы мозговой коры, и заключается она в следующем. Постоянный тонус коры поддерживается в основном благодаря двум источникам. С одной стороны, для сохранения бодрствующего состояния коры нужен постоянный приток информации из внешнего мира: животное, лишенное такого притока внешних раздражений, засыпает; известно также, какой эффект вызывает «информационный голод» после длительного одиночного пребывания человека в темной и звуконепроницаемой камере (в этих случаях у человека легко начинают возникать галлюцинации, которые частично компенсируют недостаток в постоянном притоке внешних раздражений).

Таким образом, первым источником для бодрствующего состояния коры является постоянный приток раздражений с периферии, важнейшую роль в обеспечении которого играют аппараты верхнего ствола мозга и восходящей ретикулярной формации.

Вторым, не менее важным источником поддержания постоянного тонуса коры являются импульсы, доходящие до нее от внутренних обменных процессов организма, составляющих основу для биологических влечений. Известно, что состояние организма (например, уровень сахара в крови), являющееся показателем состояния голода, регулируется аппаратами верхнего ствола и гипоталамуса. Импульсы этих образований, передаваемые в кору посредством восходящей ретикулярной формации, и составляют второй источник для поддержания тонуса коры и ее бодрствующего состояния.

К аппаратам верхнего ствола ретикулярной формации, поддерживающим нормальный тонус коры, нужно присоединить и аппараты древней («лимбической») коры, расположенные во внутренних (медиальных) отделах больших полушарий и участвующих в работе «энергетического» блока мозга. Роль аппаратов первого-блока в поддержании тонуса коры и состояния бодрствования обеспечивается его теснейшими связями с корой с помощью волокон активизирующей ретикулярной формации. Активизирующая ретикулярная формация имеет как восходящие, так и нисходящие волокна. Посредством первых («восходящая активизирующая ретикулярная формация») осуществляется возбуждение коры импульсами, приходящими из образований верхних отделов ствола мозга. Посредством вторых («нисходящая активизирующая ретикулярная формация») осуществляются те влияния, которые высшие отделы мозга, и в частности его кора, оказывают на нижележащие отделы мозгового ствола. Поэтому аппарат «нисходящей ретикулярной формации» играет существенную роль в придаче аффективной окраски и обеспечении тонуса для тех программ поведения, которые возникают в коре в результате получаемой информации, и для тех высших форм замыслов и потребностей, которые формируются у человека при участии речи. Этот аппарат обеспечивает третий источник поддержания бодрствования, который еще не был упомянут, но который связан со сложными замыслами и потребностями, возникающими у человека в результате его сознательной деятельности.

Таким образом, первый блок мозга, в состав которого входят аппараты верхнего ствола, ретикулярной формации и древней коры, обеспечивает общий тонус (бодрствование) коры и возможность длительное время сохранять следы возбуждения. Работа этого блока не связана специально с теми или иными органами чувств и носит «модально-неспецифический» характер, обеспечивая общий тонус коры.

Любые действия человека — и умственные, и двигательные — опосредованные деятельностью его психики.

Психика выполняет три главные функции: отображает действительность, сохраняет целостность организма и регулирует поведение. Эти функции тесно связаны между собой. Так, чтобы не попасть в аварию, переходя улицу на перекрестке, вы в первую очередь сосредоточены на том, что происходит на дороге, — ваше восприятие обостряется. Память невольно подсказывает вам правила дорожного движения, а мышление позволяет сравнить с ними ситуацию на перекрестке и принять решение о дальнейших действиях. Эмоции сигнализируют, или чувствуете вы в безопасности при переходе.

Зоны мозга и психические процессы

Все названные выше психические процессы имеют свое представительство в коре головного мозга. Связь его участков с определенными психическими функциями ученые исследуют, наблюдая за людьми с различными травмами мозга, изучая его работу методами электроэнцефалографии, томографии и т.д..

На читайте похожие рефераты по теме:

Известно, что за зрительные ощущения и восприятия соответствуют затылочные участки коры головного мозга. Слуховые ощущения возникают и объединяются в образы слухового восприятия в височных отделах коры. В теменной области коры возникают отдельные тактильные ощущения и формируются целостные образы прикосновения. Наряду с этой зоной расположена двигательная кора — это участки мозга, которые обеспечивают произвольные движения. Левое полушарие содержит участки, отвечающие за восприятие звуков речи и за артикуляцию (движения, благодаря которым эти звуки произносятся). Совместная работа этих центров обеспечивает человеческую речь.

В осуществлении психических функций принимают участие и другие отделы головного мозга. Так, гиппокамп отвечает за память, а гипоталамус, ретикулярная формация и лимбическая система мозга — при необходимости и мотивации человека. Однако роль дирижера психики играет именно кора головного мозга, прежде всего ее лобные доли, которые обеспечивают мышление, планирование и контроль нашего поведения. Если специализированные участки мозга повреждаются, нарушаются соответствующие психические процессы — речь, слуховое или зрительное восприятие, память и т.д.. Однако мозг человека обладает удивительной качество, которое называют пластичностью: выполнение функций поврежденных участков мозга могут частично брать на себя другие его участки. Например, слепые люди ориентируются в пространстве с помощью слуховых и тактильных ощущений — развитие этих анализаторов позволяет им в некоторой степени компенсировать потерю зрения

Виды психических процессов

Психика человека напоминает хорошо сыгранный ансамбль, в котором каждый психический процесс выполняет свою партию. Различают три группы психических процессов. К первой относятся познавательные процессы, с помощью которых человек получает знания и, о мире и самом себе. Ощущение поставляют нам элементарную информацию, а восприятие связывает ее в целостные образы окружающей среды, людей, х нас окружают т.п.. Мышление позволяет выявлять связи между и объектами, анализировать их, находить способы решения жизнеспособность и вых проблем, формировать соответствующие планы поведения.

Вторая группа — это универсальные процессы, которые все время сопровождают любую деятельность человека. Память удерживает прошлый опыт, внимание помогает сосредоточиться на текущей ситуации, воображение дает возможность прогнозировать будущее. Уже тот факт, что вы прочитали более половины пункта, является проявлением работы не только вашего восприятия, но и памяти и внимания.

К третьей группе относятся регуляторные процессы — они вызывают изменения поведения человека. Потребности и мотивации побуждают в нас к действиям, эмоции отражают значимость для нас событий или явлений. Воля организует наше поведение, заставляет сосредоточиться и действовать, в случае необходимости преодолевая препятствия.

Психика – это свойство мозга отражать окружающую среду и регулировать деятельность и поведение человека. Более подробно о том, что такое психика читайте .

Мозг и психика. Мозг является органом психики, который работает рефлекторно.

Рефлекс – это ответ живого организма на внешнее воздействие, осуществляемое через нервную систему. Когда организм отвечает на внешние воздействия, он приспосабливается к внешнему миру.

Человеческий мозг – это очень сложная система, работающая как дифференцированное целое. Функции различных отделов мозга связаны с микроскопическим строением. Стоит отметить, что человеку не свойственна .

Головной мозг состоит из левого и правого полушария, они включают в себя кору головного мозга. Кора головного мозга – это верхний слой полушарий, который состоит из нервных клеток — нейронов .

Проверьте способности Вашего мозга: «7 удивительных картинок, которые сбивают мозг с толку»

УЗДГ — аббревиатура, расшифровывающаяся как ультразвуковая допплерография. С помощью данной методики можно изучить состояние и характеристики периферических сосудов, прочность их стенок и скорость кровотока. Исследуются сонные артерии, вены шеи, магистральные артерии головного мозга, а также подключичные и позвоночные артерии. Подробнее про

Психология. Полный курс Ритерман Татьяна Петровна

Мозг и психика

Мозг и психика

Еще в первом тысячелетии до нашей эры было замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека.

Впрочем, связь психики и мозга не всегда понималась правильно. Представители «эмпирической психологии» считали, что физиологические и психологические процессы в мозге протекают параллельно, но независимо друг от друга. При этом психика рассматривалась как побочное явление, параллельное физиологическим, мозговым явлениям (как эпифеномен).

Встречались и ошибочные мнения другого плана. Например, К. Фохт, Л. Бюхнер и Я. Молешотт, представители немецкого вульгарного материализма, ошибочно понимали связь психики и мозга, отождествляя психическое и физиологическое: мысль, по их мнению, такое же выделение мозга, как желчь – печени.

И. М. Сеченов и И. П. Павлов открыли принципы и законы высшей нервной деятельности , ставшие естественно-научной основой современной психологии, согласно которой психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга.

В начале XX века сформировались науки, направленные на изучение связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека, такие как физиология высшей нервной деятельности (изучает органические процессы, происходящие в мозге, непосредственно касающиеся управления телесными реакциями и приобретения организмом нового опыта) и психофизиология (исследует анатомо-физиологические основы психики).

Нервная клетка с ее периферией представляет из себя морфологическую единицу нервной системы – нейрон. Вся нервная система делится на центральную и периферическую. Центральная нервная система включает головной и спинной мозг, от которых по всему телу расходятся нервные волокна, образующие периферическую нервную систему . Последняя, в свою очередь, связывает мозг, органы чувств и исполнительные органы (мышцы и железы). Все живые организмы способны реагировать на физические и химические изменения окружающей среды.

Стимулы внешней среды (звук, свет, прикосновение, запах и т. д.), вступив во взаимодействие со специальными чувствительными клетками (рецепторами ), преобразуются в нервные импульсы – серию электрических и химических изменений в нервном волокне.

Интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма является важнейшей функцией нервной системы .

В больших полушариях головного мозга нервные клетки расположены не только в центральных отделах, но и по периферии, в виде так называемой коры головного мозга .

В целом физиологический механизм формирования осознаваемых и неосознаваемых ощущений предстает как ежесекундное воздействие разнообразных стимулов на многочисленные интеро– и экстерорецепторы, причем лишь незначительная часть стимулов вызывает в них реакции. Попадая на специализированные рецепторы и возбуждая их, стимулы обусловливают преобразование рецепторами своей энергии в нервные импульсы, которые несут в себе в виде некоего кода информацию о жизненно важных параметрах стимула. Затем импульсы попадают в центральную нервную систему и на разных уровнях спинного, промежуточного, среднего и переднего мозга поэтапно многократно перерабатываются.

Переработанная, отфильтрованная и отсеянная в коре головного мозга информация достигает проекционных зон коры и порождает ощущения соответствующей модальности. Ассоциативные волокна, связывающие между собой отдельные части коры головного мозга, помогают информации, представленной на уровне отдельных ощущений, интегрироваться в образы.

Восприятие как психофизиологический феномен приводит к формированию образа, что предполагает согласованную, координированную деятельность сразу нескольких анализаторов. В зависимости от активности, объема перерабатываемой информации и существенности признаков о свойствах воспринимаемого предмета различают зрительное, слуховое и осязательное восприятие. Каждое из них характеризуется доминированием одного из анализаторов: зрительного, слухового, тактильного (кожного), мышечного.

У клеток коры головного мозга есть очень важная для психической деятельности организма особенность. Если другие клетки человеческого организма размножаются и отмирают на протяжении всей жизни, то клетки коры мозга перестают размножаться в раннем детстве и начинают отмирать только в старческом возрасте. В случае утраты (ранение, операция) эти клетки не восстанавливаются. Однако в отличие от других клеток человеческого организма клетки коры головного мозга являются взаимозаменяемыми.

Основные структуры головного мозга принимают участие в познавательных и эмоционально-мотивационных процессах.

Существуют различные теории относительно связанности отделов головного мозга и функционирования соответствующих групп психических явлений. А. Р. Лурия выделял три блока мозговых структур.

Однако противники этой теории ввели понятие «функционального органа », под которым понимается прижизненно формирующаяся система временных связей между отдельными участками мозга, которая обеспечивает функционирование соответствующего свойства, процесса или состояния. Звенья такой системы взаимозаменяемы, вследствие чего устройство функциональных органов у разных людей может быть различным.

В то же время существуют доказанные представления о связанности левого и правого полушарий в восприятии и формировании зрительного образа. Правое полушарие мозга точно, четко и с высокой скоростью опознает образ. Это интегрально-синтетический, целостный по преимуществу, структурно-смысловой способ опознания. Левое полушарие анализирует формируемый образ, последовательно перебирая его элементы по определенной программе. Для восприятия образа необходима работа обоих полушарий головного мозга.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 5. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. Эта мысль была сформулирована еще в первом тысячелетии до нашей эры древнегреческим врачом Алкмеоном Кротонским (VI в. до

Из книги Загадки и тайны психики автора Батуев Александр

Правый мозг, левый мозг Если взглянуть на схематическое изображение мозга человека, то нетрудно заметить, что одним из самых крупных образований головного мозга являются симметрично расположенные большие полушария – правое и левое. Несмотря на то, что по

Из книги Мозг и душа [Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир] автора Фрит Крис

Из книги Женский мозг и мужской мозг автора Гингер Серж

Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж Норман

Из книги Мозг напрокат. Как работает человеческое мышление и как создать душу для компьютера автора Редозубов Алексей

Из книги Занимательная психология автора Платонов Константин Константинович

Древний мозг и новый мозг Посмотрим внимательнее, как устроен мозг. Рисунок 2. Строение мозга человекаОбозначения: 1. Борозда мозолистого тела. 2. Угловая борозда. 3. Угловая извилина. 4. Мозолистое тело. 5. Центральная борозда. 6. Парацентральная долька. 7. Предклинье. 8.

Из книги Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка автора Сигел Дэниэл Дж.

Глава 2 Психика и мозг Отражение – по-латыни рефлексКак видно из «Хирургического папируса» египтян, они уже за 30 веков до нашей эры догадывались о связи сознания человека с мозгом. Живший в V веке до нашей эры греческий философ Алкмеон говорил, что головной мозг – это

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Левый мозг, правый мозг: введение Вы знаете, что наш мозг разделен на два полушария. Эти две части мозга не только разделены анатомически, они, кроме того, выполняют разные функции. Некоторые даже полагают, что два полушария обладают каждое своей собственной личностью или

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Социальный мозг: мозг включает понятие «Мы» Что вы представляете себе, когда думаете о мозге? Возможно, вам вспоминается некий образ из школьного курса биологии: странный орган, плавающий в банке, или картинка в учебнике. Такое восприятие, когда мы рассматриваем

Из книги автора

Из книги автора

Мозг и психика Еще в первом тысячелетии до нашей эры было замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. За всю историю развития психологических знаний это положение никем не оспаривалось, а лишь развивалось и углубляясь по мере поступления

Из книги автора

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Человек в процессе

Из книги автора

Мозг и психика Еще в первом тысячелетии до нашей эры было замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека.Впрочем, связь психики и мозга не всегда понималась правильно. Представители «эмпирической психологии» считали, что физиологические и

Из книги автора

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Для реализации

Из книги автора

Глава 5 Занятой мозг – умный мозг? Как вы усваиваете новое и каким образом оптимизировать этот процесс Джесси приходилось учить и усваивать много нового. В мире медицины учиться приходится постоянно.И Джесси училась, сколько себя помнит. Однако с тех пор, как она

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека