Особенности стоматологической диспансеризации лиц, страдающих ревматическими заболеваниями. Детская терапевтическая стоматология_Национальное руководство

Диспансеризация - это метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий необходимый комплекс оздоровительных социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий с целью сохранения и укрепления здоровья и повышения трудоспособности диспансеризуемых контингентов (Т.Ф.Виноградова, 1988).

Приступая к организации диспансеризации детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями ортодонт должен обследовать три группы детей (Л.П.Зубкова, Ф.Я.Хорошилкина, 1993):.

1) дети дошкольного и школьного возраста, не имеющие поражения центральной нервной системы, без выраженных стоматологических заболеваний;.

2) дети с хроническими соматическими заболеваниями, обуславливающими необходимость диспансеризации у ортодонта;.

3) дети со стоматологическими заболеваниями, которым показана длительная диспансеризация.

Идея диспансеризации у стоматолога в нашей стране выдвинута А.И.Евдокимовым.

Для успешного проведения профилактических и лечебных мероприятий необходимо организовать диспансеризацию детей в дошкольных учреждениях и школах. Организатором работы в диспансерных группах детей является участковый детский стоматолог. Ортодонт закрепляется за несколькими участками (оптимально - за четырьмя). При диспансеризации детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями они группируются по нозологическим формам. Для проведения ортодонтической диспансеризации необходимо от 1,7 до 3,6 должности врача-ортодонта на 10000 детей.

Основные организационные мероприятия при диспансеризации следующие:.

Обследование детей для выявления зубочелюстных аномалий и деформаций и установление предрасполагающих факторов и причин их развития.

Определение диспансерных групп и составление плана профилактических и лечебных мероприятий.

Своевременное направление детей со сформированными аномалиями на лечение.

Контроль за началом и проведением специализированного лечения, контакт с родителями и воспитателями.

Контроль за устранением выявленных факторов возникновения аномалий и деформаций.

Организация и проведение в детских коллективах обучения детей и их родителей, педагогического и медицинского персонала содержанию и методике мероприятий, направленных на воспитание гигиенических навыков и заботу о здоровом состоянии органов полости рта.

Организация и проведение миогимнастики.

При ортодонтической диспансеризации дети, кроме объединения по нозологическим формам, группируются по признаку этапности развития патологии. Рассмотрим наиболее широко применяемую при этом систему.

I ipynna. Дети с нормальным строением жевательного аппарата, правильным смыканием губ, нормальными основными функциями (откусывание и разжевывание пищи, глотание, дыхание, речь). Возможные незначительные отклонения в строении жевательного аппарата можно рассматривать как вариант нормы. Этим детям проводится прививание гигиенических навыков, способствующих здоровому состоянию органов полости рта. Дети этой группы осматриваются участковым стоматологом-педиатром один раз в год.

II группа Дети, не имеющие существенных морфологических изменений зубочелюстной системы, но имеющие нарушения функций (осанки, способа дыхания, речи, мимики, положения и артикуляции языка, iy6, щек, мышц дна полости рта и мышц околоротовой области). Сюда же относятся дети, имеющие вредные привычки. То есть у детей второй группы имеются "факторы риска”, предрасположение к развитию зубочелюстных аномалий. Эти дети нуждаются в устранении причинных факторов. В комплексе проводимых мероприятий значительное место у детей этой группы должно быть отведено миогимнастике. Назначаются как миогимнастические упражнения общего характера, так и специальные, устраняющие нарушенную функцию у данного ребенка.

Дети второй диспансерной группы активно наблюдаются в течение трех месяцев. После полного устранения причин, способствующих развитию зубочелюстных аномалий и нормализации всех функций они, как правило, переводятся в первую группу. К сожалению, некоторая часть детей переходит в третью диспансерную группу.

III группа. Дети, имеющие не сильно выраженные зубочелюстные аномалии: неправильное положение зубов, изменения формы зубных рядов, небольшие отклонения в соотношении челюстей. При этом у них имеются активно действующие причинные факторы. Дети этой группы нуждаются в устранении причинных факторов и несложном лечении с помощью простых ортодонтических аппаратов и миогимнастики. Если во второй диспансерной группе миогимнастика является самостоятельным методом лечения, то в третьей - комбинируется с аппаратурным методом. После устранения причин и признаков аномалий эти дети осматриваются, как и дети первой группы один раз в год.

IV группа. В нее входят дети с выраженными зубочелюстными аномалиями. Причинные Дикторы у них устраняются по методике, определенной для детей второй и третьей групп, и проводится весь комплекс ортодонтического лечения. Перевод из этой группы проводится после окончания ретенционного периода. Миогимнастика в этой группе может применяться как в период активного лечения, так и в ретенционный период (в комбинации с аппаратурными и хирургическими методами).

При такой структуре диспансерных групп имеется возможность по мере излечения или улучшения переводить больного из группы в группу с последующим постоянным преобладанием признаков первой группы, то есть в группу здоровых детей.

Не всегда врач-ортодонт сразу после осмотра может принять больного на активное лечение. В таком случае ребенок попадает в иреддиснансерпую группу, где он также находится под контролем и ему рекомендуется ряд профилактических мероприятий (консультация и лечение у оториноларинголога, общеукрепляющая гимнастика, занятия с логопедом детской стоматологической поликлиники, консультация и лечение у окулиста и др.).

Медицинская карта стоматологического больного ф.043/у оформляется в то посещение больного, когда начинается активное лечение. На каждого ребенка заполняется контрольная карта диспансерного наблюдения ф.ОЗО/у, утвержденная приказом М3 СССР от 04.10.80 г. № 1030, которая остается в картотеке врача до тех пор, пока ребенок находится на учете в поликлинике.

В процессе ортодонтического лечения иногда меняется его план, что ведет к изменению конструкции ортодонтического аппарата, а также к необходимости дополнительного вмешательства терапевтов, хирургов, помощи логопедов. Все это, в свою очередь, влияет на продолжительность сроков лечения. Длительность лечения и последующее наблюдение больного не дает возможность врачу-ортодонту в короткие сроки изыскать возможность приема на активное аппаратурное лечение большого количество больных.

Ежемесячно врач, работающий в отделении 2-3 года, заканчивает лечение от 6 до 8 детей, они снимаются с диспансерного учета, переводятся в группу здоровых детей и остаются под наблюдением. Постоянно из 3-4 групп часть детей с улучшением переходит в группу 2 и 1, оаюбож.1ая место для вновь выявленных.

Таким образом, метод диспансеризации, не только метод лечебной работы, но и организационная форма, помогающая рационально построить работу врача-стоматолога ортодонта.

Для оценки организации и эффективности диспансеризации используются показатели, предложенные И.Д.Богатыревым с некоторыми изменениями их применительно к стоматологической практике. Акодис З.М. (1973) предлагает различать два этапа диспансеризации:.

Отбор больных для диспансерного наблюдения.

Непосредственно диспансерное наблюдение.

Соответственно и анализ работы проводится в двух направлениях: организация диспансерного наблюдения и эффективность диспансеризации.

Методика анализа первого этапа диспансеризации выражается следующими показателями (%):.

а) выполнение плана стоматологических (ортодонтических) осмотров;.

б) выявление больных на 1000 осмотренных;.

в) активность выявления больных (число активно выявленных больных с различными заболеваниями, число активно выявленных больных данным заболеванием);.

г) полнота охвата диспансерным учетом;.

д) своевременность выявления заболевания (ранней профилактической направленности).

Второй этап диспансеризации (диспансерного наблюдения) оценивается на основе таких показателей как:.

а) соблюдение сроков осмотров (плановость наблюдения);.

б) активность патронажной работы врача-ортодонта на участке;.

в) полнота проведенных профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий;.

г) активность в оказании комплексной лечебной помощи и применение современных конструкций лечебных аппаратов в целях сокращения лечения.

Расчеты эффективности диспансеризации в ортодонтии производятся на 100 детей "среднегодового" контингента. При этом необходимо принять во внимание количественный сдвиг в диспансерных группах. Под сдвигом в диспансерных группах подразумеваются количественные изменения за счет детей, переведенных в группу здоровых. Это так называемые "бывшие больные", закончившие активное аппаратурное лечение или ряд профилактических мероприятий. В этой же группе находятся все диспансерные больные, у которых в течение последних двух лет и более не наблюдалось рецидивов, у которых в результате клинических, рентгенологических и других исследований не было выявлено патологических отклонений. Далее учитывается стойкое улучшение состояния зубочелюстной системы, состояния без изменений и ухудшение состояния. Для анализа и изучения диспансерной работы необходимо, чтобы каждый врачортодонт представлял сведения об имеющихся данных за определенный период.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Диспансеризация как метод медико-санитарного обслуживания населения, направленный на сохранение и укрепление здоровья. Проведение плановой санации полости рта у детей. Фазы диспансеризации. Группы осматриваемых. Выявление степени кариозного процесса.

    презентация , добавлен 13.06.2013

    Понятие и сущность диспансеризации. Основные этапы диспансеризации. Правовые документы о диспансеризации. Отличие диспансеризации от профилактического смотра. Обязательное проведение профилактического консультирования. Раннее выявление заболеваний.

    реферат , добавлен 27.11.2014

    Базовые принципы совершенствования диспансеризации, ответственность при проведении. Цель профилактических медицинских осмотров, их проведение и этапы. Контингенты диспансеризации взрослого населения. Задачи отделения (кабинета) медицинской профилактики.

    презентация , добавлен 14.12.2014

    Понятие диспансеризации, как метода медицинского обслуживания. Принципы диспансеризации беременных. Ранний охват беременных врачебным наблюдением. Преемственность в деятельности женской консультации. Обследование. Анамнез. Лабораторные исследования.

    презентация , добавлен 09.11.2016

    Состояние здоровья детей с частыми простудными заболеваниями. Группы здоровья. Участие медицинской сестры в диспансеризации часто и длительно болеющих детей. Основные профилактические мероприятия в комплексе оздоровления контингента часто болеющих детей.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2016

    Основные задачи диспансеризации. Оценка эффективности наблюдения пациентов, страдающих геморроем, в условиях лечебной сети. Статистические данные по инвалидизации, количество человек, снятых с учета. Медицинское обслуживание, диагностика заболевания.

    научная работа , добавлен 03.09.2014

    Особенности костной системы у детей дошкольного и школьного возраста. Обзор заболеваний при нарушениях осанки. Принципы лечения и специфика профилактики этой патологии у детей дошкольного и школьного возраста. Роль медицинской сестры в этом процессе.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

Диспансеризация стоматологических больных являет­ся комплексным методом раннего выявления больных, нуж­дающихся в долговременном и динамическом наблюдении, высококвалифицированного обследования и лечения их, проведения индивидуальной и групповой, социальной и медико-биологической профилактики стоматологических заболеваний.

Основные принципы системы диспансеризации стоматоло­гических больных декларируются следующими позициями.

1. Плановость - установление последовательности и оптимальных сроков проведения организационных, лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий.

2. Комплексность: а) направление лечебных мер не толь-

ко на ликвидацию локального процесса, но и на общее оздоровление организма; б) проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды; в) проведение оздоровительных мероприятий совместно с педиат­рами, терапевтами, гигиенистами, врачами других специальностей, средним медицинским персоналом и общественностью.

3. Выбор ведущего звена из общего комплекса мероприя­тий (особое внимание уделяется при этом тем лечебно-профилактическим мероприятиям, которые при данном виде патологии являются решающими).

4. Дифференцированный подход к назначению оздоро­вительных мер с учетом: уровня и структуры стома­тологической заболеваемости и обусловливающих их факторов; степени обеспеченности населения врачами и состояния материально-технической базы стомато­логической службы; оптимального использования имею­щихся сил и средств.

Под диспансерным наблюдением могут находиться больные с активно протекающим кариесом зубов, а также некариозны­ми поражениями зубов; заболеваниями пародонта и слизистой оболочки рта; одонтогенными невралгиями и невритами трой­ничного нерва; хроническим остеомиелитом челюстей и хро­ническим одонтогенным гайморитом; некоторыми предраковыми и злокачественными заболеваниями лица и органов полости рта; врожденными расщелинами губы и неба; аномалиями раз­вития и деформации челюстей и др.

Перечень стоматологических заболеваний, предусматри­вающих диспансерное наблюдение, определен приказом МЗ СССР «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения» № 770 от 30 мая 1986 г.

2.9. Плановая санация полости рта

Согласно классификации ВОЗ принято подразделять профилактику на первичную, вторичную и третичную. Вторичная профилактика - это комплекс мероприятий, на­правленных на предотвращение рецидивов и осложнений заболеваний. Основным мероприятием по вторичной профи­лактике стоматологических заболеваний является санация полости рта. В. Ф. Рудько предложил различать несколько форм санации: индивидуальную, организованную (разовую или периодическую) и плановую.

Индивидуальная санация проводится по обращаемости населения, т. е. когда пациент обратился к врачу-стомато­логу по поводу лечения конкретного больного зуба. При этом лечат все нуждающиеся в этом зубы и удаляют имеющиеся назубные отложения.

Разовая, или периодическая санация предполагает одно­моментную санацию полости рта в организованных коллек­тивах (школах, промышленных предприятиях и др.) или у определенных групп населения (допризывники, беременные, ветераны и инвалиды) с определенной периодичностью (например, один раз в год). Это более эффективная форма санации, она направлена на устранение имеющихся патоло­гических процессов.

Возможность сохранить зубы, предупредить возникнове­ние стоматологических заболеваний, в частности кариеса, и избежать развития его осложнений предоставляет плано­вая санация. Она позволяет выявить формы поражения зубов и добиться своевременного и полного их излечения.

Санацию полости рта можно проводить различными методами: централизованным, децентрализованным и бригадным (смешанным). Выбор метода зависит от распрост­раненности и интенсивности стоматологических заболеваний, состояния стоматологической службы, обслуживаемого контингента населения и других факторов.

Централизованный метод плановой санации проводится в условиях стоматологического лечебно-профилактического учреждения (отделения) и предусматривает осмотр, диаг­ностику и все виды лечения стоматологических заболева­ний. Работа врача-стоматолога в стационарных условиях при наличии хорошего оборудования, достаточного количества инструментария и высокого качества материалов позволяет проводить централизованную плановую санацию на хоро­шем уровне. Вместе с тем во многих случаях представляет определенные сложности доставка пациентов в поликлини­ки, особенно когда речь идет о детях.

Эти трудности можно исключить, применяя децентрали­зованный метод плановой санации. В этом случае врач-сто­матолог направляется в организованные коллективы (школы, промышленные предприятия, учреждения и организации), в которых оборудуется стоматологический кабинет (чаще всего временно, в приспособленном помещении). Недостатком этого метода является то, что врач работает в неблагоприятных условиях, чаще всего на плохом или портативном оборудова­нии, при недостатке инструментария, невозможности исполь­зовать современные материалы, проводить дезинфекционные мероприятия и стерилизацию. От этого соответственно сни­жается качество санационных мероприятий.

Для проведения плановой санации в больших коллективах и сокращения продолжительности этой работы использу­ется бригадный метод. Он предусматривает формирование бригады из 3-5 стоматологов разных специальностей, 1-2 медицинских сестер. Имеется опыт использования для этих целей специально оснащенных автобусов, особенно при выезде в населенные пункты сельских районов. Однако это­му методу присущи те же недостатки, что и предыдущему.

Ранее при проведении санации широко практиковалось разделение во времени осмотра полости рта и лечения. В настоящий момент рекомендуется проводить лечение пациента непосредственно после осмотра, что позволяет сократить число посещений к врачу.

Для количественной оценки санационной работы исполь­зуется ряд показателей.

1. Охват профилактическими осмотрами (%):

2. Нуждаемость в санации (%):

нуждается в санации/подлежало осмотру х 100.

3. Охват санацией от осмотренных (%):

всего осмотрено/подлежало осмотру х 100.

4. Охват санацией от нуждающихся (%):

всего санировано/подлежало осмотру х 100.

Правильно организованная и проводимая на высоком качественном уровне плановая профилактическая санация позволяет снизить стоматологическую заболеваемость.

В диспансерную группу детей у стоматолога входят дети:

С врожденными пороками развития лица, челюстей и зубов.

С множественным кариесом и поражением ТТЗ некариозного происхождения (гипоплазия, флюороз).

С заболеваниями пульпы и периодонта постоянных зубов с несформированными корнями.

С заболеваниями пародонта и с хроническими заболеваниями СОПР.

С заболеваниями слюнных желёз.

С опухолями и опухолеподобными процессами (сосудистая, фиброзная дисплазия, эозинофмльная гранулома, миома языка).

С дефектами костей лица после перенесенных заболеваний лицевого скелета (травмы, остеомиелит, заболевания ВНС).

С патологиями прикуса, аномалиями и деформациями челюстно-лицевой области.

Для обследования и лечения детей этой группы требуются усилия многих специалистов:

педиатров;

рентгенологов;

стоматологов - терапевтов, хирургов, ортопедов, ортодонтов, пародонтологов;

невропатологов;

эндокринологов.

Поэтому учёт детей этой группы ведут в стоматологических поликлиниках. Стоматолог определяет сроки контрольных осмотров, обследования и лечения. К примеру с пульпитом зуба с несформированными корнями, явка через 1-2 года, а некоторые заболевания требуют наблюдения до передачи ребёнка во взрослую поликлинику.

По показаниям дети направляются в стоматологические клиники для прохождения хирургического лечения.

Под наблюдением стоматологов находятся дети с общими заболеваниями, такими как ДЦП и другими поражениями ЦНС, т.к таким детям нельзя иметь дополнительный очаг инфекции и они должны в сроки проходить санацию.

Детей делят по группам:

I группа - КПУ до 5-6: санация 1 раз в год, покрытие зубов фторлаками 2 раза в год.

II группа - КПУ до 8-9: 3 раза санируют, 2 раза в год проводят ремтерапию.

III группа - КПУ до 9 и выше: 4 раза санируют, 4 раза проводят ремтерапию.

Диспансеризация детей является высшей формой профилактики на современном этапе развития стоматологии. На диспансерное обслуживание должно быть взято все детское население.

Диспансеризация – это метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий комплекс социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждение развития заболеваний. В основе – динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения.

Диспансеризация детей у стоматолога подразумевает проведение во все возрастные периоды:

плановая санация полости рта.



профилактика кариеса и аномалий прикуса

создание благоприятных условий для формирования тканей зубов, пародонта и всей з/ч системы.

воспитание правильных гигиенических навыков.

Этапы диспансеризации.

Знакомство с участком.

Составляется список детей по возрастным группам: дети до 1года; дошкольники; школьники начальной группы 7-10 лет; старшей 11-18 лет. Определяются детские сады и школы, относящиеся к участку, проводится оборудование рабочих мест стоматолога в каждом учреждении.

Специализированный осмотр и санация полости рта каждого ребенка.

Проведение санации полости рта: лечение кариеса, устранение дефектов тканей зубов пломбированием, удаление разрушенных зубов и корней, удаление зубного камня, противовоспалительная терапия заболеваний пародонта, подготовка к ортодонтическому лечению, протезированию.

Санация:

По обращаемости. Проводится по инициативе пациента.

Плановая санация. Проводится всем детям в организованных коллективах: д/с и школах. Кратность плановой санации определяется интенсивностью развития кариеса, степенью его активности.

Существуют 2 метода санации:

Централизованный метод.

Осущ-ся в поликлинике, куда детей приводят учителя или воспитатели в составе целого класса или группы.

Децентрализованный метод.

Санация осуществляется на месте (в школе или в д/с), где есть стационарный или передвижной стоматологический кабинет.

3 степени активности кариеса.

1 степень. Индекс КПУ +кп не превышает показателей средней интенсивности кариеса соответствующей возрастной группы. Отсутствуют начальные формы кариеса, выявленные специальным методом. Обнаруженные кариозные полости локализуются на типичных для кариеса поверхностях, кариозный процесс имеет тенденцию к ограничению. Ребенок относится к 1и 2 группам здоровья или имеет компенсированное состояние хронического заболевания. Допустимый срок м/у осмотрами – 13 мес.



2 степень. КПУ+кп не превышает среднего значения интенсивности кариеса для данной возрастной группы. Кариозный процесс в типичных зонах, тенденция к ограничению процесса, дентин в меру пигментирован, нет начального кариеса в пришеечной области и в области иммунных зон, ГИ меньше 2. Допустимый срок м/у осмотрами – 7 мес.

3 степень. Показатели КПУ+кп превышают максимальный показатель. Обнаруживаются множественные меловые пятна, активное развитие кариеса (в обл-ти иммунных зон, светлый мягкий дентин, патологический процесс не имеет тенденции к ограничению). Допустимый срок м/у осмотрами – 3 мес.

Данные, полученные во время осмотра и санации полости рта, служат основой для формирования групп диспансеризации.

Эффективность санации оценивают по следующим показателям: охват санацией детей, высокий процент санированных из нуждающихся и соблюдение кратности санации по степени кариеса.

3 группы диспансеризации:

Первая группа.

Здоровые и практически здоровые дети, не имеющие заболеваний зубов и пародонта.

Дети имеющие компенсированную форму кариеса, гингивиты, обусловленные плохой гигиеной полости рта, аномалии уздечки губы, языка, мелкое преддверие полости рта.

Состояния после травматического повреждения ч/л области, исключая повреждения зубов с несформированными корнями. Первую группу осматривают 1 раз в год.

Вторая группа.

Дети, имеющие заб-я внутренних органов, не имеющие заб-ий зубов и пародонта, аномалий прикуса.

Дети, имеющие субкомпенсированную ф-му кариеса, гингивиты, обусловленные аномалиями прикуса, зубы, леченные по поводу осложненного кариеса.

Дети, перенесшие остеомиелит, одонтогенный лимфаденит, операцию удаления сверхкомплектного зуба, операцию удаления доброкачественного новообр-я. 2-ю группу осматривают 2 раза в год.

Третья группа.

Дети с хроническими заб-ми внутренних органов, суб- и Декомпенсированная форма кариеса.

Здоровые и практически здоровые дети, имеющие: декомпенсированную ф-му кариеса, начальные ф-мы кариеса, обнаруженные специальным методом, локализованный или генерализованный пародонтоз/Пародонтит, заб-я пародонта, обусловленные заб-ми внутренних органов, травмы зубов с несформированными корнями, активно действующие причины аномалий прикуса (нар-е глотания, дыхания, речи, вредные привычки).

Дети, находящиеся на комплексном лечении стоматологических заб-ий с патологией в тяжелой ф-ме.

Находящиеся на диспансерном наблюдении по поводу онкопатологий.

На каждого ребенка заводится карта диспансерного наблюдения (форма №30), и санационная карта (форма № 267).

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава)

Кафедра общей стоматологии

« Оценка отдаленных результатов лечения кариеса. Диспансерное наблюдение»

Методические указания для студентов

Тюмень, 2009

Составители: к.м.н., доцент Куман О.А.

Методические указания к занятию для студентов составлена на кафедре общей стоматологии (заведующий кафедрой – д.м.н., доцент А.В. Брагин) на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060105 «Стоматология» (2000г.), учебного плана (2004г.), типовой программы по «Стоматологии детского возраста».

Утверждено на заседании кафедры общей стоматологии

«___» _____________ 20 ____г.

Стоматология детского возраста

семестр 6

практическое занятие 13/7

Тема: Оценка отдаленных результатов лечения кариеса. Диспансерное наблюдение.

Актуальность темы: санацию полости рта необходимо проводить с элементами первичной профилактики, диспансеризации для благоприятного исхода заболевания кариеса.

Учебные цели:

          Научиться оценивать результаты лечения кариеса зубов у детей в отдаленные сроки.

          Научиться распределять детей в различные диспансерные группы, в зависимости от их стоматологического статуса и соматического здоровья.

          Научиться определять кратность посещений у стоматолога при диспансерном наблюдении.

Самостоятельная работа студентов:

А) Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения темы:

1. анатомия и гистология твердых тканей зуба

2. классификация кариозных полостей

3. особенности препарирования кариозных полостей

4.стоматологические инструменты и приспособления, применяемые при пломбировании кариозных полостей

5. анатомо-функциональное строение пульпы

6.понятие об анатомо-функциональном восстановлении зуба

Б) Задание на проверку и коррекцию исходного уровня знаний (входной контроль):

Тестовый контроль исходного уровня знаний студентов:

    Согласно классификации Т.Ф.Виноградовой выделяют:

А. Компенсированную, субкомпенсированную, декомпенсированную активность кариозного процесса.

Б. Низкую, умеренную, высокую активность кариозного процесса.

В. Острую, хроническую, хронически рецидивирующую активность кариеса.

2. Активность кариозного процесса определяется по:

А. Индивидуальной интенсиности кариеса.

Б. Среднегрупповой интенсивности кариеса.

В. Отношению индивидуальной и среднегрупповой интенсивности кариеса.

Г. Возрасту ребенка.

3. Индивидуальная интенсивность кариеса определяется индексом:

В. КПУ, кп, КПУ+ кп

4. В группу лиц, имеющих компенсированную активность кариеса, относят детей, у которых индивидуальная КПУ:

А. Равна среднегрупповой.

Б. Меньше среднегрупповой на три сигмальных отклонения.

В. Больше среднегрупповой.

Ответы: 1-А; 2-А; 3-В; 4-Б;

В) Структура содержания темы

Схема Ориентировочной основы действия

Этапы

Средства

Критерии самоконтроля

Оценка отдаленных результатов лечения кариеса.

Опрос ребенка и родителей

Отсутствие жалоб на боли. выпадение пломбы, чувства дискомфорта свидетельствует о удовлетворительных результатах лечения кариеса

Оценка качества пломбы

Осмотр леченного зуба при помощи стоматологического зонда и зеркала

При удовлетворительном результате лечения кариеса должно наблюдаться:

    Зуб в цвете не изменен.

    Пломба не изменена в цвете.

    Краевое прилегание пломбы не нарушено.

    Если пломба находится на контактной поверхности не должно наблюдаться признаков воспаления межзубного сосочка.

    Плотный межзубной контакт.

Диспансерные группы по Т.Ф.Виноградовой:

Соматически здоровые дети с компенсированной активностью кариеса, не имеющие заболеваний пародонта (кроме катарального гингивита. обусловленного плохой гигиеной и зубочелюстных аномалий.

Наблюдаются стоматологом - 1 раз в год.

Дети с компенсированной или субкомпенсированной активностью кариеса,имеющие гигивит (кроме хронического генерализованного гипертрофического гинигивита), имеющие аномалии отдельных зубов, либо имеющие соматическую патологию, не требующую длительного диспансерного наблюдения у педиатора.

Дети с компенсированной, субкомпенсированной или декомпенсированной активностью кариеса, имеющие заболевания пародонта, имеющие аномалии прикуса, хроническую соматическую патологию.

Наблюдаются у стоматолога 3-4 раза в год.

Все дошкольники

Наблюдаются у стоматолога 2 раза в год.

Выходной контроль:

Тестовый контроль:

1. Отдаленные результаты лечения кариеса оценивают по: А. Отсутствие жалоб. Б. Оценка качества пломбы. В. Индексу УСП. Г. Приросту интенсивности кариеса.

    Кратность профилактических посещений стоматолога определяется: А. Группой диспансерного наблюдения. Б. Желанием пациента. В. Чем чаще, тем лучше.

    Критериями для распределения детей по диспансерным группам служат: А. Возраст ребенка. Б. Интенсивность кариеса. В. Наличие заболеваний пародонта и зубочелюстных аномалий Г. Интенсивность кариеса, наличие или отсутствие заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий. соматическое здоровье.

    Ребенок. 9 лет, с КПУ+кп = 2. РМА = О. не имеющий зубочелюстных аномалий и соматической патологии наблюдается у стоматолога А. 1 раз в год. Б. 2 раза в год. В. 3-4 раза в год.

    Подросток. 14 лет, КПУ= О, КПИ = 2, не имеющий зубочелюстных аномалий и выявленной соматической патологии наблюдается у стоматолога А. 1 раз в год. Б. 2 раза в год. В. 3-4 раза в год.

    Ребенок. 5 лет, кп = 2. не имеющий заболеваний пародонта. зубочелюстных аномалий. соматической патологии наблюдается у стоматолога А. 1 раз в год Б. 2 раза в год. В. 3-4 раза в год.

001.Для снижения кариесвосприимчивость назначают внутрь препарат:

    лактат или глюконат кальция

    метилурацил

  1. лактобактерин

    интерферрон

002.

    кальцинова

    интерферон

    супрастин

  1. лактобактерин

003. Для снижения кариесвосприимчивости назначают детям внутрь препарат:

  1. бифидобактерин

    йодид калия

    метилурацил

004. Для снижения кариесвосприимчивости назначают детям внутрь препарат:

    ацикловир

    эритромицин

    витафтор

  1. супрастин

005. В целях профилактики кариеса у детей следует ограничить в рационе питания

    кисломолочные продукты

    зелень, овощи

    мясные консервы

    рыбные продукты

006. В целях профилактики кариеса у детей следует ограничить в рационе пи­ тания:

007. Для профилактической обработки эмали прорезавшихся постоянных зу­ бов у кариесвосприимчивых детей применяется:

    30% раствор нитрата серебра

    10% раствор глюконата кальция, 1-2% раствор фторида натрия

    2% раствор питьевой соды

    сафарейт

    йодид калия

008.Для профилактической обработки эмали прорезавшихся постоянных зу бов у кариесвосприимчивых детей применяется:

    сафарейт

  1. 2% раствор метиленового синего

    40% раствор глюкозы

    р-р Шиллера-Писарева

009.Длязапечатывания фиссур постоянных зубов применяют:

    силидонт

    компомеры

  1. амальгаму

010. Герметизацию фиссур первых постоянных моляров рекомендуется прово­ дить в возрасте:

  1. в любом возрасте

011.Таблетки фторида натрия для профилактики кариеса детям рекомендуют давать:

    1 раз в неделю

    каждый день

    через день

    2 раза в неделю

    1 раз в месяц

    цитрусовых

    молочных продуктов

013. Для профилактики кандидоза нистатин назначается при лечении препа­ ратами:

    противовирусными

    противовоспалительными

    антибиотиками

    антигистаминными

    анальгетиками

014. Задача врача при диспансеризации детей до 1 года в диспансерной группе состоит в:

    устранении факторов риска

    предупреждении возникновения факторов риска

    повышении уровня здоровья

    назначении корригирующих (лечебных) мероприятий

    выявлении факторов риска

015. Для качественной гигиены полости рта необходимо использовать:

    зубные щетки и пасты

    зубные щетки, пасты и флоссы

    зубные щетки, пасты, флоссы и ополаскиватели

    зубные щетки, пасты, флоссы и жевательную резинку

    зубные щетки, пасты, жевательные резинки

016. Наиболее простая и эффективная методика подготовки зубов к апплика­ ционной терапии:

    гигиеническая обработка зубов специальным абразивным порошком

    обработка зубов 2% раствором перекиси водорода

    гигиеническая обработка зубов с помощью щетки и пасты

    гигиеническая обработка зубов специальными приспособлениями и инстру­ментами

    полоскание полости рта водой

017. Эндогенную профилактику кариеса временных зубов наиболее целесооб­разно проводить в:

    антенатальный период

    первое полугодие жизни

    второе полугодие первого года жизни

    второй год жизни

    третий год жизни

018. Гигиеническое обучение ребенка необходимо начинать:

    в период прорезывания первых временных зубов

  1. в период прорезывания первых постоянных зубов

    у первоклассников

019. Младшему школьнику с интактными зубами, живущему в местности с оп тимальным содержанием фтора в питьевой воде, назначают средства ги

гиены полости рта:

    лечебно-профилактическую зубную пасту, содержащую фтор

    гигиенический зубной порошок

    гигиеническую зубную пасту

    лечебно-профилактическую зубную пасту, содержащую фосфорно-кальци

5)лечебно-профилактические зубные пасты с экстрактами лечебных трав

020.Ребенку с III степенью активности кариеса назначают средства гигиены:

    солевые зубные пасты

    лечебно-профилактические зубные пасты, содержащие соединения фтора

    лечебно-профилактические зубные пасты, содержащие экстракты лечебных

    гигиенические зубные эликсиры

    гигиенические зубные пасты и эликсиры

Домашнее задание: тема – ошибки и осложнения при лечении кариеса зубов у детей.

Основная литература:

1. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста: уч. Пособие / Н.В. Курякина – М.: мед. Книга, Н. Новгород НГМА – 2007

Дополнительная литература:

1.Т.Ф.Виноградова Атлас стоматологических заболеваний у детей: Учебное пособие - М.: «МЕДпресс-информ» 2007

2.Особенности эстетической реставрации в стоматологии: Серия методических фильмов: Фильмы 1-10 (Электронный ресурс).-СПб.: ЩЩЩ «Человек», 2005-3 электрон. опт. диска (CD – ROM) 2006

3.Ткачук О.Е. Стоматология детского возраста: практическое руководство \ О.Е. Ткачук – Ростов на Дону: Феникс (Медицина для вас) 2006

4.Иванова Е.Н. Стоматологические композиционные пломбировочные материалы: уч. Пособие / Е.Н. Иванова, И.А. Кузнецов – Ростов на Дону: Феникс (Медицина для вас) 2006

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека