Абилитация определение. Что же такое абилитация и в чем ее отличие от реабилитации? Когда лучше начинать абилитацию

Абилитация - это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Реабилитация - система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. У ребенка этого возраста еще не сформированы нормальный двигательный стереотип, гностико-праксические и речевые функции. Он не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни. О реабилитации следует говорить в тех случаях, когда больной уже имел опыт общественной жизни и общественно полезной деятельности. Абилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы детей младшего возраста; реабилитация предусматривает такие мероприятия в отношении детей старшего возраста и взрослых.

Ряд патологических факторов инвалидизируют больного, в связи с чем возникает вопрос о необходимости абилитации или реабилитации. Среди таких факторов - внутриутробные поражения нервной системы, родовые черепно-мозговые травмы. В раннем детском возрасте к таким факторам относятся воспалительные, травматические и другие поражения нервной системы.

У детей более старшего возраста к инвалидизирующим поражениям нервной системы могут приводить травмы головного и спинного мозга, инфекционно-воспалительные заболевания (последствия перенесенных энцефалитов, арахноидитов, менингитов, полиомиелита), дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем. У взрослых наиболее часто инвалидизирующие состояния возникают при сосудистых заболеваниях, нapyшениях мозгового кровообращения.

У детей раннего возраста самой частой причиной абилитационных мероприятий являются поражения нервной системы, приводящие к формированию синдромов детского церебрального паралича. В нашей стране имеется хорошо налаженная система лечения и абилитации детей с детскими церебральными параличами. Эта система предусматривает поэтапное лечение в различных учреждениях: родильный дом, специализированное отделение для новорожденных, поликлиника, неврологическое и ортопедическое отделения, специализированные санатории, ясли, детский сад школа-интернат, детский дом. На всех этапах применяют комплексное лечение, предусматривающее восстановление нарушенных функций с помощью лечебной физкультуры, массажа, физиотерапевтических, ортопедических процедур, медикаментозных средств. Большое значение имеют активная коррекционно-воспитательная работа и необходимая логопедическая помощь. Число адаптированных к трудовой деятельности лиц может возрасти за счет правильно осуществляемых реабилитационных мероприятий. Необходима эффективная организация всего комплекса лечебно-педагогических и социальных (в широком смысле) средств. Важно обеспечить преемственность этапов восстановительных мероприятий. Лечение должно быть своевременным и длительным. Поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми-одиннадцати лет. Опыт последних лет свидетельствует о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни. Практика опровергает мнение некоторых врачей и педагогов, считающих бесперспективной абилитацию больных с церебральными параличами и врожденными поражениями нервной системы. Такой нигилизм в отношении этих больных обусловлен рядом факторов. Среди них можно назвать недостаточное знакомство с недавно сложившейся эффективной абилитационно реабилитационной системой, наличие большого числа больных с медико-педагогической запущенностью, наличие лиц, явно бесперспективных в отношении абилитации. Однако процент бесперспективных больных, подлежащих, как правило, устройству в учреждения социального обеспечения, относительно невелик. К тому же детальное неврологическое, психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей на первом году жизни обычно позволяет выявить этих больных. Таким образом, отрицательное отношение врачей и педагогов к абилитации и реабилитаии детей с тяжелыми поражениями нервной системы должно уступить место настойчивому и кропотливому труду, направленному на восстановление нарушенных функций и частичную или полную адаптацию детей в обществе.

РОЛЬ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА В ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЯМИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Работа педагога-дефектолога и логопеда занимает исключительно важное место в лечебно-коррекционной работе по абилитации и реабилитации детей с поражениями нервной системы. Тот и другой специалисты развивают интеллект, речь и другие психические процессы ребенка. Эта работа сочетается с другими звеньями комплексного восстановительного лечения. Врач рекомендует оптимальную индивидуальную позу, осуществляет медикаментозное лечение, проводит специальные упражнения с целью тренировки артикуляционного аппарата с применением массажа, обучает детей фиксации взора, тренирует подвижность глазных яблок.

Основная цель воспитательной работы - формирование личности ребенка в коллективе. Воспитательная работа должна способствовать лечению и закреплять его положительные результаты. В процессе специальных занятий педагог-дефектолог развивает у детей восприятие и представления, тренирует память и внимание. В процессе специальных занятий развивается праксис и совершенствуются речевые функции.

В результате общих усилий всего персонала лечебного учреждения (больница, санаторий, ясли, детский сад, школа-интернат) преодолевается образовавшаяся у ребенка социально-педагогическая запущенность. Комплексное лечение дает наибольший эффект в случае согласованного осуществления лечебных и педагогических мероприятий. Для этого составляется единый план проведения лечебных процедур, занятий и других мероприятий. Все эти мероприятия проводят в заранее определенной связи и последовательности. Контроль за выполнением всех звеньев лечебно-коррекционных мероприятий должен осуществлять врач. Педагог-дефектолог и логопед должны быть хорошо знакомы со всеми разделами лечения.

ЗНАЧЕНИЕ РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОЗГА В АБИЛИТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

При проведении абилитационных и реабилитационных мероприятий следует учитывать резервные возможности мозга. Необходимо как можно полнее использовать остаточные возможности нарушенных функций и пораженных анализаторов. Следует примнить, что мозг ребенка обладает особенно высокими потенициальными возможностями. Компенсаторные возможности коры выше компенсаторных возможностей ядер подкорковых образовыний, что обусловлено меньшей специализацией клеток коры. В связи с этим функции пораженных клеток могут брать на себя другие нейроны. Отсутствие узкой специализации корковых нейронов является условием для возникновения самых разнообразных межнейронных цепей, охватывающих различные функции и различные анализаторы. В этом состоит важнейшая основа способности к обучению. В этом же заключается секрет успеха использования сохранных анализаторов для развития высшей нервной деятельности при поражении какого-либо анализатора. Например, при слепоте возможны обучение ребенка, его адаптация в обществе и определенная абилитация на основе широкого и многостороннего использования сохранного слухового анализатора. При слепоглухонемоте возможны обучение и адаптация ребенка в обществе на основе использования сохранного кожного и кинестетического анализаторов.

ПРИНЦИП АБИЛИТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

Обучение и воспитание слепых и слабовидящих детей представляет собой сложный процесс, требующий от педагога-дефектолога понимания тех особенностей нервной системы, которые имеют место у людей, полностью или частично лишенных зрения. Слепота может компенсироваться за счет широкого использования функций сохранных анализаторов. Тренировка слуха и кожного восприятия в процессе ежедневного жизненного опыта приводит к формированию специализированных условных связей; вырабатываются такие формы условно-рефлекторной деятельности, которые почти не используются при сохранном зрении. Слепых обучают грамоте с помощью специального точечного шрифта системы педагога Луи Брайля. Образы букв и слов формируются на основе тактильных восприятий выпуклых точек. Каждая буква алфавита изображается различной комбинацией шести выпуклых точек. Таким образом, функция зрения компенсируется за счет активного использования рецепторов кожи. Тактильная чувствительность используется также в процессе овладения другим учебным материалом. С помощью осязания больные узнают окружающий мир, получают представления о форме, величине, качестве предметов. Выполняемые слепыми практические действия педагог сопровождает соответствующими словесными описаниями. Речь окружающих способствует формированию и совершенствованию познавательной деятельности слабовидящих и слепых.

Важным средством абилитации и реабилитации слепых является их трудовое обучение; в процессе такого обучения у них формируются необходимые навыки и умения. В результате они оказываются в состоянии заниматься активной трудовой деятельностью, В процессе обучения слепых и слабовидящих широко применяют последние достижения бионики, электроники, что открывает широкие возможности для их социальной адаптации.

При обучении слабовидящих максимально используют имеющиеся у них остатки зрения.

У слабовидящих следует развивать так называемое оптическое внимание. Для этого надо вводить новые предметы в обстановку клacca, спальни, игрового уголка. Детям можно предлагать сосредоточиться на новых деталях выполняемого рисунка. Можно предложить описать ту или иную многопредметную картину.

Необходимо формировать умение осуществлять оптический контроль за производимым движением. Полезно обозначить такое движение соответствующим ему словом. Важное значение придают выполнению движений в определенной последовательности и их точному воспроизведению по памяти. В результате вырабатываются полезные стереотипы двигательных навыков. Со слабовидящими следует проводить занятия по развитию пространственного восприятия. С этой целью детям можно предлагать описывать и вычерчивать маршрут, по которому они шли во время специально организованных прогулок.

Педагог должен учитывать, что в начале обучения слепые и слабовидящие испытывают значительные трудности. Он обязан принять профилактические меры, исключающие возможность перенапряжения нервной системы. Важно иметь в виду, что потеря зрения (особенно в относительно зрелом возрасте) может сопровождаться нарушениями нервной системы в виде тяжелой депрессии и истерических реакций. В связи с этим неотъемлемой частью процесса лечения, обучения и воспитания являются проводимые с детьми психотерапевтические мероприятия.

ПРИНЦИПЫ АБИЛИТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

Глухие и слабослышащие дети не могут обучаться в массовой школе. Абилитация детей с дефектами слуха происходит за счет использования остаточного слуха и сохранных анализаторов. Особое значение приобретает использование в процессе познавательной деятельности зрительных, тактильных и вибрационных ощущений. Глухота или снижение слуха препятствует нормальному становлению речи, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на развитии мышления. Развитие мышления замедляется. Какоето время оно остается в пределах конкретно-образных форм.

На первоначальных этапах обучения широко используют мимико-жестикуляторную речь. На этой основе ребенок овладевавает понятиями о предметах и явлениях окружающей действительности и осуществляет контакт с окружающими его людьми.

Сурдопедагог применяет методы и приемы с целью формирования у глухих детей произношения. Постепенно у них складывается артикуляционный образ слов и фраз. В процессе специального обучения глухие дети овладевают также и умением считывать речевой материал с губ собеседника.

Овладение навыками произношения и чтения с губ - длительный и сложный процесс. Параллельно с этим у больных детей формируют дактильную (пальцевую) речь. Каждой букве соответствует определенное положение пальцев дактилирующей руки Дактилология служит одним из вспомогательных средств в процессе обучения ребенка произношению и чтению с губ. Дополнительный поток импульсов от дактилирующей руки способствует формированию устной речи. Это связано с тем, что дактильные кинестезии и речь составляют одну функциональную систему. Для телефонной связи глухих пользуются азбукой Морзе: длинные и короткие сигналы с помощью вибраторов воздействуют на пальцы глухого (использование вибрационного чувства).

Сурдопедагог развивает имеющийся у слабослышащих остаточный слух. Возможность восприятия речи детьми с дефектами слуха может быть значительно увеличена за счет звукоусиливающей аппаратуры.

Следует помнить о том, что формирование речи должно идти параллельно с развитием других высших корковых функций. В последние годы сурдопедагогика обогатилась теоретическими достижениями нейрофизиологии и психологии. Это позволило значительно усовершенствовать методы формирования устной речи.

При обучении глухих детей не следует ограничиваться использованием какого-либо одного анализатора. Для преодоления дефицита информации следует использовать “тотальную многостороннюю коммуникацию”. Глухих детей надо начинать учить возможно раньше, так как в возрасте старше 3 - 4 лет глухой ребенок не в состоянии развить все свои способности.

ПРИНЦИПЫ АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМИ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМИ ПАРАЛИЧАМИ

При лечении больных с детскими церебральными параличами. огромное значение придают подавлению влияния лабиринтных и шейных тонических рефлексов. Необходимо развивать задержанные рефлексы, способствующие нормальному развитию вертикального положения туловища и двигательных функций (стато-кинетические рефлексы).

Функционирование лабиринтных и шейных тонических рефлексов (в норме они исчезают в возрасте 3 мес): 1) приводит к развитию патологических поз и вынужденному положению; 2) лишает ребенка всякой моторной активности и способствует вторичным нарушениям чувствительности; 3) нарушает необходимые для развития нервной системы афферентные синтезы и тем самым препятствует формированию более высоких уровней двигательной и речевой функциональных систем; 4) грубо нарушает все доречевое и речевое развитие ребенка.

С целью устранения патологических тонических рефлексов осуществляют воздействия, направленные на расслабление мышц и подавление патологической рефлекторной активности. Речь идет о лечебной физкультуре, массаже, физиотерапевтических и ортопедических процедурах. Вспомогательное значение имеет применение некоторых лекарств.

Педагог-дефектолог совместно с невропатологом должны подобрать специальные, наиболее адекватные для каждого ребенка позы и положения, при которых влияние патологических рефлексов было бы минимальным. Все логопедические и другие занятия следует проводить в этих положениях.

Для расслабления тонуса мышц и подавления патологических тонических рефлексов применяют специальные упражнения и укладки.

Придание правильного положения туловищу и другим частям тела имеет огромное значение в коррекции двигательных нарушений у детей. Лечение положением применяют довольно широко и выполняют в виде различных укладок. При этом больному придают соответствующие позы в положении лежа, сидя и стоя; туловище и отдельные конечности фиксируют с помощью специальных приспособлений.

Укладки и фиксации используют для подготовки больного к занятиям лечебной физкультурой как исходное положение для работы с одной конечностью, мышцами шеи или туловища, для отдыха после занятий, как лечебную процедуру с целью сохранения достигнутых результатов, а также как способ предупреждения и устранения контрактур (ограничений подвижности суставов).

Большое распространение получила “эмбриональная поза”, в которой максимально подавляется тонус разгибателей, ряд укладок-упражнений. Сначала такие укладки создаются пассивно. Затем взрослый учит ребенка выполнять их произвольно. Эти позы способствуют снятию неправильных установок тела и дают возможность овладеть активными движениями. В таких позах отрабатывают активное удержание головы (при ее поворотах в стороны, вверх, вниз); в этих же позах отрабатывают и удержание всего туловища. В последующем отрабатывают разгибание рук, ног. Следует отметить, что овладение умением удерживать голову и совершать головой активные движения - главное и обязательное условие развития произвольных движений тела.

Развитие умения удерживать голову осуществляют постепенно - сначала в максимально облегченных условиях, затем в условиях возрастающей сложности. Для коррекции неправильных положений головы применяют также валики, которые подкладывают на сторону большего наклона головы и шеи. Кроме того, производят чередования положения ребенка в кровати по отношению к источнику света. Следует также носить ребенка на руках на боку, противоположном повороту головы. В тяжелых случаях для придания правильного положения голове и туловищу применяют специальные гипсовые кроватки. В таких кроватках голову ребенка укладывают с обратным поворотом.

Для стимуляции разгибания мышц шеи проводят адаптацию ребенка к положению на животе. В этом положении легче вырабатывается активное поднимание и удержание головы. Для выработки рефлексов, устанавливающих нормальное положение головы и туловища, большое значение имеет использование ориентировочного рефлекса на звуковые и световые раздражения. В ответ на звуковые или световые раздражения ребенок пытается совершить поворот глаз и головы в сторону раздражителя. Сначала он повертывает в сторону раздражителя глаза, вслед за этим совершает поворот головы. Но для этого необходимо, конечно, устранить асимметричный шейный тонический рефлекс и кривошею. Включение ориентировочного рефлекса в стимуляцию движений головы может оказать очень большую помощь в развитии целенаправленных движений.

Выработка разгибательных рефлексов туловища, начальным компонентом которых является выпрямление и удержание головы, облегчается с помощью упражнений на специальных колясках, мяче и других приспособлениях.

Ребенок может катить коляску, на которой имеется подгрудник, препятствующий опусканию груди и стимулирующий разгибание плечевого пояса, отталкиваясь с помощью кистей и пальцев рук. Такая деятельность способствует развитию выпрямительных движений в суставах рук и разгибанию кистей.

Развитие опорной функции рук способствует осуществлению разгибательных движений в мышцах спины, так как активная опора на руки в положении лежа на животе облегчает разгибание туловища.

Для выработки способности опираться на руки и полнимать голову применяют упражнения на мяче. Ребенка"укладывают животом на мяч со свисающими вниз руками. При перекатывании мяча тело ребенка опускается вниз и руки его касаются пола.

Таким образом, постепенно возникает рефлекторная установка на разгибание кистей и пальцев, вырабатывается опорная функция кистей.

С помощью упражнений на мяче развивают выпрямительные рефлексы туловища, добиваются разгибания рук в плечевых суставах и отведения их назад в плечелопаточных суставах.

Огромное значение имеет отработка движений кистей и пальцев рук с первых же дней жизни ребенка, так как при детских церебральных параличах имеется тенденция к развитию контрактур в лучезапястном суставе. Такая отработка достигается в процессе выполнения особых упражнений, начинающихся с расслабления кисти путем ее потряхивания. Разгибание кисти вначале производят пассивно, затем путем активных упражнений. У более старших детей ручную умелость вырабатывают с помощью особых приспособлений и игрушек (типа конструкторов, кубиков). Кроме того, в этих целях используют специальные игры. Ручная умелость развивается лучше, если ребенок играет не один, а в обществе других детей.

Большое значение имеет коррекция задержек психического и речевого развития у детей с церебральными параличами.

При проведении восстановительного лечения необходимо стимулировать развитие зрительно-моторных связей, применяя различные игры, картинки. Занятия, не интересные для ребенка, не затрагивающие его интеллекта, резко снижают их эффективность.

В процессе восстановительного лечения особенное внимание следует уделять развитию предпосылок интеллектуальной деятельности. С этой целью необходимо развивать фиксацию взора на предметах в процессе манипулятивной деятельности, особенно если имеются патологические тонические рефлексы, которые ограничивают возможность зрительного восприятия и в связи с этим затрудняют познавательную деятельность. Тренировка внимания и наблюдательности - важные условия развития интеллекта. Целесообразно организовывать подвижные и настольные игры, основной целью которых должно быть развитие моторики и манипулятивной деятельности с коррекцией нарушенных функций (слабость кистевого схвата, отведения большого пальца, супинации и пронации и т.п.). Игровые упражнения способствуют также и развитию навыков самообслуживания.

Однообразная деятельность быстро утомляет детей, поэтому необходимо возможно чаще вовлекать ребенка в другие виды игровой деятельности. Следует шире использовать музыкально-ритмические занятия, чередуя их с подвижными и настольными играми, Вызванные на музыкально-ритмических занятиях эмоциональные реакции способствуют воспитанию двигательной и речевой активности, расширяют активный и пассивный словарь, способствуют нормализации голосообразования и дыхания. Занятия следует проводить в форме игры, так как именно эта деятельность составляет главное содержание жизни ребенка. Кроме того, игра является тем видом деятельности, в который дети включаются быстрее всего.

Музыкально-ритмические игры должны быть направлены на формирование и развитие движений. В процессе выполнения упражнений формируются координированные и точные движения, вырабатываются ритмическое дыхание и устойчивое равновесие.

Музыкально-ритмические занятия способствуют развитию речи, при этом развиваются слуховое внимание и дифференцированный слух. То и другое служит подготовительным этапом к развитию речевого слуха. В процессе занятий дети учатся определять характер музыки (медленный - быстрый, громкий - тихий и т. д.) и различать звуки музыкальных инструментов (пианино, барабан, баян и др.).

В определенном музыкальном ритме и темпе проводят артикуляционную гимнастику, цель которой - формирование умения совершать точные координированные движения мимической и артикуляционной мускулатуры, более точно переключаться с одних артикуляционных движений на другие и длительно фиксировать каждое из артикуляционных положений.

Детям с грубой асинхронностью голоса, дыхания и артикуляции, слабым диафрагменным дыханием, слабым голосом и с маловыразительной модуляцией важно петь гласные звуки, гласные в сочетании с согласными, песенки на выдохе, выполнять под музыку двигательные упражнения. При этом необходимо учить детей регулировать силу и высоту голоса: петь высокие и низкие звуки, постепенно увеличивать силу звука.

Обучение детей игре, особенно в сочетании с музыкально-ритмическими занятиями, способствует развитию моторики, ручной умелости, познавательной деятельности и отвлеченного мышления, увеличивает запас сведений и представлений, улучшает речевую активность, помогает усвоению сложных логико-грамматических конструкций, корригирует нарушенные высшие корковые функции.

ПРИНЦИПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Чрезвычайно важна лечебно-коррекционная работа в отношении детей с той или иной речевой патологией. Как правило, речевая патология сопровождается неврологическими нарушениями. Особенно часто она отмечается при детских церебральных параличах. Следует помнить, что вся психолого-педагогическая работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна проводиться на фоне положительного настроения больных. Необходимо, чтобы больные были максимально активны и заинтересованы в устранении речевых дефектов. Следует использовать зрительный контроль с помощью зеркала, особенно при работе над артикулядионной моторикой. Восстановительную речевую терапию надо проводить в тесном единстве с общими лечебно-восстановительными мероприятиями.

Развитие манипулятивной деятельности рук и формирование речи происходят параллельно друг другу. Это следует учитывать во время лечебно-педагогической работы с детьми. При выраженности у детей с двигательными нарушениями дизартрии в игровые занятия по развитию речи следует включать упражнения, направленные на регуляцию голосообразования и дыхания, на тренировку в произнесении губных звуков и дифференцировку часто смешиваемых звуков (свистящих и шипящих). Важно осмысление детьми сложных логико-грамматических конструкций; в связи с этим им можно предлагать воспроизводить доступный речевой материал. Необходимо воспитывать слуховое внимание, умение осмысленно воспринимать произносимый речевой материал. Очень большое значение имеет развитие фонематического слуха.

При выраженных двигательных нарушениях (особенно при церебральных параличах) большое значение в процессе развития речи следует придавать подавлению патологической рефлекторной активности. С целью подавления патологической активности речевой мускулатуры нужно осуществлять поэтапное (как в норме) формирование доречевой и речевой деятельности. Необходимость соблюдать это требование становится особенно настоятельной, когда логопедическую работу проводят с детьми первых 2 лет жизни. Например, на логопедических занятиях со страдающим псевдобульбарным параличом ребенком в возрасте 1 года необходимо позаботиться о формировании функции кусания и жевания. Кроме того, надо обеспечить обособление дыхательных движений и голосовых реакций от общей мышечной активности. Вместе с тем необходимо последовательно стимулировать и развивать звуковую коммуникацию. Важно вызвать у ребенка те или иные звуки гуления и на основе врожденных подражательных реакций придать этим звукам многообразную интонационную выразительность. Стимуляция коммуникативной голосовой и речевой активности - одна из важнейших задач на всех этапах развития больного ребенка.

Важным фактором, задерживающим речевое и интеллектуальное развитие детей с врожденными и приобретенными в раннем возрасте поражениями нервной системы, сочетающимися с лейгательными нарушениями, является сравнительно позднее становление выпрямляющих рефлексов. В связи с этим больной ребенок оказывается лишенным возможности удерживать голову, сидеть, стоять и ходить. Это еще более препятствует нормальному дыханию, голосообразованию, движениям речевой мускулатуры, искажает и замедляет развитие высших корковых функций (гнозис, праксис), имеющих непосредственное отношение к формированию речи. В связи со сказанным развитие речи и интеллекта ребенка следует осуществлять в тесном единстве с занятиями лечебной физкультурой, направленными на развитие выпрямляющих рефлексов, а также опорной, хватательной и манипулятивной деятельности рук.

Педагог-дефектолог и логопед должны постоянно сопоставлять темпы моторного и речевого развития ребенка и следить, чтобы моторная нагрузка в речевой деятельности была адекватной.

Анатомическая близость корковых зон иннервации речевых мышц и мышц рук (особенно кисти и большого пальца) и важная роль ручной доминантности в формировании полушарной доминантности обусловливают необходимость развивать функциональные возможности правой руки. Это будет способствовать функциональному и анатомическому созреванию корковых отделов двигательного анализатора и речи.

ПРИНЦИПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

Характер лечебно-коррекционных мероприятий при заикании зависит от его формы и возраста больного ребенка. Но во всех случаях его следует начинать сразу после появления дефекта речи. Лечебно-коррекционные мероприятия при заикании всегда должны носить комплексный характер. Одновременно необходимо проводить логопедические занятия, психотерапевтические воздействия, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение. Кроме того, надо вести педагогическую работу с родителями и другими членами семьи больного ребенка. Большое значение в преодолении заикания имеют занятия логоритмикой и лечебной физкультурой.

При невротическом заикании во время логопедических занятий не следует привлекать внимание ребенка к его речевому дефекту, так как это может ускорить появление логофобии и усилить заикание. В острый период невротического заикания в течение 7-10 дней надо соблюдать режим молчания.

Логопедическую работу при заикании проводят поэтапно. Во время занятий развивается ситуативная и контекстная речь. Переход от ситуативной речи к контекстной должен происходить постепенно. Ситуативная речь возникает в условиях наглядной ситуации. Ее содержание понятно только собеседнику, учитывающему ситуацию, жесты, движения, мимику, интонацию и т.д. Контекстная речь понятна при знании контекста и представляет собой развернутые связные высказывания вне конкретной ситуации.

У ребенка с заиканием важно воспитывать навыки самостоятельного построения фразы, умение давать полные ответы на заданные вопросы и самому задавать подобные вопросы. Эту работу проводят строго поэтапно.

ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОТЕРАПИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ

Большое значение в системе реабилитационных мероприятий имеет трудотерапия школьников, т. е. лечение их трудом. Целенаправленный труд способствует восстановлению нарушенных функций, дает возможность почувствовать радость творчества, создает обший благоприятный эмоциональный фон. В процессе восстановительного лечения используются три вида трудотерапии.

Общеукрепляющую трудотерапию проводят с целью отвлечения мыслей ребенка от болезни, улучшения моторики, развития ручной умелости, повышения жизнедеятельности организма. Для переключения внимания детям дают легкие задания (лепка из пластилина, картонажные работы, нанизывание бус и т.д.) с учетом возраста и особенностей, возможностей их моторики. Постепенно детям начинают предлагать более сложные задания (помощь в уборке палаты, раздаче пищи).

Восстановительная трудотерапия имеет целью восстановление нарушенных при парезах и параличах функций. В процессе трудотерапии происходит тренировка пострадавших мышц и выработка заместительной функции других мышц. При подборе работ учитываются характер двигательных нарушений, перспектива развития нарушенных функций, возможность использования других мышц в качестве заместителей пораженных мышц. Кроме того, принимают во внимание интересы и склонности ребенка.

Дети должны видеть результаты своего труда. Они должны чувствовать, что их труд нужен окружающим его людям. Для этого целесообразно дарить выполненные детьми поделки родителям, родственникам, товарищам. Большое значение имеет организация выставок детских работ. При этом нужно указывать фамилию, имя и возраст ребенка.

Восстановительная трудовая терапия отличается от трудового обучения тем, что ее основной задачей является не воспитание конкретных трудовых навыков, а развитие обобщенных двигательных умений, которые создают предпосылки для будущей профессиональной деятельности.

Важное значение приобретает ориентировочная трудотерапия, основным конечным результатом которой является трудовая ориентация. Педагог-дефектолог и врач должны выявлять склонности и возможности ребенка на основе детального анализа его двигательного дефекта и общего состояния организма. Целесообразно привлекать ребенка к работе в кружках - фотолюбителей, машинописи, вязальном, швейном и т.д.

С самого начала 2017 года вступил в силу особый закон, который содержит информацию о том, что представляет собой реабилитация и абилитация инвалидов.

Реабилитация и абилитация инвалидов

Также в нем прописываются все условия, которые предъявляются различными индивидуальными программами для людей с ограниченными возможностями. Именно в этом законе можно узнать, какова разница между абилитацией и реабилитацией инвалидов:

    1. реабилитация – это совокупность специальных действий, которые предназначены для восстановления способностей человека, который лишился их из-за какого-либо заболевания или травмы;
  1. абилитация – это изначальное создание способностей у человека, которые полностью отсутствовали у него.

Как правило, абилитация направлена на детей, которые были рождены с какими-либо отклонениями или имели нарушения в процессе своего развития.

Основные особенности абилитации

Первоначально важно определить, что представляет собой реабилитация инвалидов. Она направлена на то, чтобы восстановить у человека с ограниченными возможностями психическую, умственную, социальную или интеллектуальную деятельность. Важно не только правильно вернуть ее, но и постоянно поддерживать, чтобы не произошло очередного сбоя. В этом случае человек сможет вернуться к нормальному образу жизни.

Реабилитация возможна только при применении определенной совокупности действий, к которым можно отнести:

    • социальные мероприятия предполагают возвращение инвалида в социум, где он становится полноправным членом, а не изгоем;
    • педагогические действия необходимы, чтобы человек смог вернуться к оптимальному образу жизни;
    • психические меры обеспечивают восстановление всех утерянных личностных особенностей человека;
  • медицинские действия предполагают восстановление самого организма, чтобы человек смог нормально управлять собственным телом.

Для каждого инвалида в процессе реабилитации должны применяться все вышеуказанные действия, поскольку отдельное их использование не принесет необходимого результата.

Абилитация инвалидов не предполагает восстановление утерянных навыков и способностей, поскольку она направлена на их формирование, поэтому предполагается, что ранее у инвалида их просто не было. Поскольку обычно у людей с ограниченными возможностями невозможно создать навыки, которые являются обычными для других людей, то их учат пользоваться альтернативными путями и возможностями, которые позволяют достичь конкретных функциональных достижений.

Как правило, абилитация применяется к детям, которые родились с определенными отклонениями или были обнаружены проблемы в ходе их развития. Именно в детском возрасте можно создать необходимые навыки, а вот если упустить момент, то уже во взрослом возрасте часто достичь нужного результата просто невозможно. Если у ребенка имеется отставание в речевом развитии, то оно должно быть устранено до 10 лет, поскольку позже исправить положение будет нереально.

Абилитация должна применяться как можно раньше, обычно сразу после обнаружения каких-либо отклонений или нарушений у ребенка. Как правило, уже с первого года жизни могут применяться различные действия и программы с логопедами и педагогами.

Как происходит установление инвалидности в 2019 году

Общеизвестно, что реабилитация и абилитация инвалидов в 2019 году будет назначаться только для тех людей и детей, которые обладают нужными документами, подтверждающими наличие у них инвалидности.

По статистическим данным, в начале 2015 года в стране было около 13 млн. инвалидов, причем только примерно 600 тыс. являлись детьми-инвалидами. Перед введением нового закона в 2019 году инвалидность определялась по двум показателям, к которым относится:

  1. наличие расстройств в основных функциях и системах организма человека;
  2. насколько ограничен процесс жизнедеятельности, причем применялись такие показатели как частичная потеря или полная, способность к обучению и др.

Однако теперь определяться инвалидность будет только по одному критерию, по которому можно будет определить, является ли человек или ребенок инвалидом или нет. В соответствии с этим происходит назначение конкретной индивидуальной программы, призванной как можно быстрее и эффективнее восстановить жизнедеятельность гражданина. Этот критерий заключается в определении выраженности функциональных расстройств организма человека. Такой подход считается самым объективным и рациональным, поскольку оценивается утеря определенной функциональности, а это можно узнать по результатам медицинского обследования.

Новая система, которая позволяет определять инвалидность, обладает еще одной хорошей чертой, которая заключается в том, что сразу можно решить, какая индивидуальная помощь может быть оказана человеку. Если ему нужны умения и способности, которые вовсе у него отсутствовали, то ему назначается абилитация. В случае, если нужно восстановить утраченные навыки, то проводится реабилитация.

Абилитация предполагает следующие действия:

    • протезирование;
    • применение реконструктивной хирургии;
    • ортезирование;
    • различные методы профессиональной ориентации;
    • лечение в санаториях и курортах;
    • всевозможные спортивные упражнения;
    • медицинское вмешательство;

Также могут применяться и другие мероприятия, выбор которых зависит от того, какие именно способности отсутствуют у человека, проходящего абилитацию. Самым важным в новом законе считается составление индивидуальной программы, причем как для абилитации, так и для реабилитации. Первоначально создается специальная схема действий, которая после этого воплощается в жизнь, а при этом соблюдаются многочисленные условия, установленные для конкретного случая.

Когда будет создана специальная восстановительная программа для определенного инвалида, она отправляется в то медицинское учреждение, которое будет заниматься воплощением всех мер и предоставлением нужных услуг для человека. Данные организации будут отчитываться за абилитацию каждого инвалида перед бюро СМЭ. После эти отчеты отправляются в государственные органы, которые являются ответственными за содействие инвалидам.

Реабилитация и абилитация инвалидов в 2019 году подверглись существенным изменениям, причем многие специалисты утверждают, что это приведет только к положительным результатам. Индивидуальные программы будут эффективными для конкретного человека, поэтому можно ожидать оперативного и качественного восстановления или формирования навыков и способностей.

Также важно отметить, что если до 2019 года средства на реабилитацию и абилитацию родители и сами инвалиды должны были искать самостоятельно, для чего могли использовать собственные средства или обращаться в специальные фонды, то теперь на эти цели выделяются средства из государственного бюджета.
Таким образом, реабилитация и абилитация являются разными понятиями, которые теперь закреплены в законодательстве, а также в 2019 году было введено много нововведений, которые касаются данных процессов.

Автокредитование

Законодательство

Бизнес-идеи

  • Содержание Срочное изготовление печатей и штампов Кто будет выступать в качестве покупателей Где открывать бизнес Оборудование для ведения бизнеса Существует много разновидностей бизнеса, которые могут быть начаты людьми, обладающими предпринимательскими способностями. Причем каждый вариант обладает своими уникальными особенностями и параметрами. Срочное изготовление печатей и штампов Бизнес-идея изготовления печатей и штампов считается достаточно привлекательной в плане..

  • Содержание Бизнес-идея по изготовлению открыток Как открыть бизнес, основанный на создании открыток на заказ Сотрудники Помещение Как продавать созданные открытки Многие люди, обладающие определенными предпринимательскими способностями, задумываются об открытии собственного бизнеса, а при этом оценивают и рассматривают большое количество различных вариантов для открытия. Довольно интересной считается бизнес-идея изготовления открыток, поскольку открытки являются такие элементы, спрос..

  • Содержание Выбор помещения для тренажерного зала Что нужно для того, чтобы открыть тренажерный зал? Тренажерный зал становится все более популярным в современном мире, поскольку все больше людей задумываются о том, чтобы вести здоровый образ жизни, предполагающий правильное питание и занятия спортом. Поэтому открыть тренажерный зал может любой бизнесмен, однако для получения хороших доходов необходимо продумать..

  • Содержание Место расположения магазина Ассортимент товаров Продавцы Бижутерия является обязательным предметом гардероба каждой женщины, которая следит за собой и старается выглядеть привлекательно и ярко. Поэтому открыть свой магазин бижутерии хочет практически каждый предприниматель, который осознает возможность получения хороших прибылей. Для этого необходимо изучить все имеющиеся перспективы, составить бизнес-план и спрогнозировать возможный доход, чтобы решит, будет..

Реабилитация и абилитация инвалидов – это комплекс процедур, который разрабатывается индивидуально для того чтобы обеспечить человеку умения к самостоятельной поддержке нормального образа жизни. С помощью этих процедур инвалиды могут полноценно ориентироваться в социуме, работать и создавать семьи.

О том, что это реабилитация и абилитация инвалидов , задумывается большое количество граждан. Абилитация является первоначальным формированием определенных навыков, а реабилитация – возвращением утраченных способностей.

С помощью абилитации у инвалидов формируются новые способности. После прохождения курса человек пациент может достигать задач, которые ставит перед собой. С этой целью он использует разнообразные альтернативные пути, так как из-за инвалидности использование привычных способов является невозможным. Абилитация в большинстве случаев проводится в детском возрасте.

Реабилитация проводится сразу же после получения травмы или постановления диагноза определенного заболевания. Чем раньше будет начинаться процедура, тем она будет успешнее. Реабилитация требует непрерывного и поэтапного выполнения упражнений.

Основное содержание понятий реабилитация и абилитация инвалидов имеет отличительные особенности. Но, обе эти методики направлено на то, чтобы инвалид мог полноценно жить в современном мире.

Этапы абилитации и реабилитации инвалидов

Докторами составляется индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида с учетом протекания заболевания, а также индивидуальных особенностей человека. Абилитация и реабилитация людей состоят из нескольких этапов:

  1. Восстановительных медицинских мероприятий. Реабилитация заключается в использовании специальных процедур, что позволит уменьшить ограниченность в передвижении человека. Реабилитация может быть общей и заключаться в приеме медицинских препаратов и амбулаторном наблюдении. Также пациентам могут назначать специализированную реабилитацию, которая заключается в предоставлении помощи в специальных центрах. Медицинская абилитация состоит из реконструктивной хирургии, протезирования и протезирования, санаторно-курортного лечения. Медицинская реабилитация позволяет полностью восстановить утраченные функции. С этой целью используется восстановительное лечение, ортезы, протезы и разнообразные технические средства. Если подвижность инвалида серьезно ограничена, то ему необходимо приобретать коляски и протезы.
  2. Профессиональной ориентации. Программа реабилитации и абилитации инвалидов заключается не только в их обучении, но и в дальнейшем трудоустройстве. Если пациент имеет профессию, но не может заниматься определенным видом деятельности из-за ограничения физической активности, то ему он проходит переквалификацию. В период трудоустройства руководство организации перепланирует рабочее место, что позволит сотруднику полноценно и максимально удобно выполнять свою работу.
  3. Физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Для их проведения инвалидам необходимо посещать специально предназначенные для них физкультурно-спортивные праздники. Благодаря регулярным спортивным занятиям наблюдается улучшение общего состояния здоровья инвалида. Они дают возможность полного восстановления после перенесенного заболевания или травмы.
  4. Социальной программы. Социальная реабилитация и абилитация инвалидов дают возможность правильно выстраивать отношения в семье и обществе. В период разработки программ учитываются потребности инвалида. Адаптация может быть социально-средовой и социально-бытовой. Первая из них помогает человеку полноценно адаптироваться в новых жизненных условиях. При этом учитываются навыки и умения инвалида. С человеком работают психологи и социологи, которые помогают определить доступные для инвалида возможности, с помощью которых он самореализуется. Инвалиду помогают найти новое место работы или провести обучение. Психологи используют специальные программы, с помощью которых пациент налаживает отношения с родными и близкими. Также они предоставляют психологическую помощь в семье. Социально-бытовая абилитация дает возможность определения наиболее удобного темпа для инвалида. После прохождения курса человек сможет самостоятельно себя обслуживать. Для семьи разрабатывается наиболее приемлемый вариант совместного проживания. При этом в обязательном порядке учитываются навыки инвалида. На следующем этапе обеспечиваются оптимально комфортные жилищные условия для инвалида.

Независимо от того, какие виды комплексной реабилитации и абилитации инвалидов используются, человек должен быть введен в среду с единомышленниками. Ему рекомендовано посещение секций, кружков, общение с творческими коллективами и т.д.

Комплексный подход

В реабилитации инвалидов достаточно важным является комплексный подход. Для восстановления полученных до травмы навыков с инвалидами работает несколько специалистов. В данном аспекте проводится использование нескольких видов реабилитации:

  • Просветительского. С его помощью меняется мнение об инвалидах в социуме.
  • Досугового. Создаются специальные программы, с помощью которых обеспечивается интересное времяпровождение людей с ограниченными возможностями.
  • Коррекционного. С его помощью обеспечивается полноценное преодоление ограничений в жизни человека.
  • Познавательного. В данном случае осуществляется применение специальных программ, с помощью которых у инвалидов вырабатывается желание к обучению и работе.

Реабилитация проводится по аналитической схеме и бывает разнообразной. В данном случае достаточно важную роль играет социальная реабилитация. С ее помощью инвалид может осознать, что он является полноценным социальным субъектом, несмотря на ограничения физических возможностей. Благодаря педагогическому подходу обеспечивается полноценная реабилитация человека, как субъекта деятельности. В реабилитационный период пациенту предоставляется соответствующая психологическая поддержка, что дает возможность ему самоутвердиться. Для того чтобы восстановить физическое здоровье человека до максимально высокого уровня используют медицинскую реабилитацию.

Все вышеперечисленные виды реабилитации должны в обязательном порядке использоваться, что обеспечит полноценную жизнь инвалида в условиях современного общества.

Абилитация должна проводиться в раннем детском возрасте, что гарантирует ее успешность. Благодаря применению определенных манипуляций будет осуществляться развитие определенных функций, которые облегчат жизнь инвалида в дальнейшем. Несмотря на то, что ребенок рождается с ограниченными возможностями, ему нужны внимание, любовь и забота родителей. Их необходимо обеспечить в полной мере.

Благодаря абилитации обеспечивается формирование навыков и функций, которые облегчат жизнь ребенка в дальнейшем. Данный процесс рекомендовано применять для детей, которые имеют ограниченные физические возможности. При нарушениях в моральном здоровье взрослого человека также рекомендуется использовать абилитацию. С помощью абилитации ребенок учиться ставить перед собой цели и достигать их. Для малыша разрабатываются универсальные пути решения определенных задач, которые он может использовать в соответствии с состоянием своего здоровья. Благодаря абилитации человек учится компенсировать утраченные функции.

Для достижения эффективности абилитации рекомендуется своевременное ее проведение. В противном случае она будет характеризоваться трудоемкостью и малой эффективностью. Проведение реабилитационных мероприятий рекомендуется с первых дней протекания заболевания. Занятия должны быть непрерывными, что предоставит возможность получения желаемого результата.

Реабилитация и абилитация являются достаточно сложными процессами, которые должны проводиться в соответствии с предварительно разработанной программой. В данном случае учитываются индивидуальные особенности пациента.

Реабилитация и абилитация детей

В период проведения реабилитации и абилитации для детей необходимо использовать универсальную программу. В данном случае используется социально-медицинский подход, который заключается в проведении лечебной гимнастики, массажа. Также могут применяться разнообразные оздоровительные процедуры. Некоторым детям рекомендуется прохождение санаторно-курортного лечения.

Маленьким пациентам рекомендовано предоставление социально-бытовой помощи. Это позволяет маленькому ребенку научиться максимально полно обслуживать себя в бытовых условиях. Реабилитация должна быть социально-психологической. В детском возрасте рекомендовано проведение разнообразных развивающих занятий. Маленькому инвалиду рекомендуется предоставить социокультурную поддержку. Им необходимо посещение театров, концертов, экскурсий и т.д. Все вышеперечисленные мероприятия должны применяться в комплексе, что обеспечивает получение высокого результата.

Реабилитация и абилитация должна проводиться с использованием комплексного подхода, что положительно отразится на жизнедеятельности организма. Программа для инвалидов должна разрабатываться только высококвалифицированным специалистом с учетом индивидуальных особенностей и степени инвалидности пациента.

Которые помогают инвалидам детства приобрести максимально полноценное качество жизни. Проблематика вопроса имеет многогранный характер.

Практический опыт опровергает мнения некоторых врачей и педагогов о том, что подобное воздействие бесперспективно. Негативные оценки обусловлены низкой осведомленностью и отсутствием знакомства с инновационными системами восстановления даже запущенных детей. Такие мнения должны уступить место кропотливому и настойчивому труду, который позволит малышу вести нормальную жизнь.

Общие понятия

Если рассматривать термин с медицинской точки зрения, его официальное толкование будет несколько иным. Комплексное понятие подразумевает, что абилитация - это:

  • Многогранная система медицинских манипуляций.
  • Социальная поддержка.
  • Психологическая помощь.
  • Педагогические и иные мероприятия.

Все манипуляции направлены на одну цель - компенсирование утраченной или нарушенной функции организма, стимуляция потенциальных возможностей. У человека должны сформироваться оптимальные адаптационные навыки по отношению к социуму, в ходе лечения наращивается его социальный потенциал.

Абилитация - это тот комплекс мер, который, прежде всего, относится к детям, рожденным на свет с физическими и умственными нарушениями. Манипуляции врачей, родителей и педагогов помогают развить полноценную личность ребенка, у которого развит социальный потенциал. Такие дети способны успешно реализоваться и существовать в обществе среди детей-неинвалидов, а впоследствии - и во взрослой жизни.

Специальные организации

Среди множества социальных направлений, которые существуют в нашей стране, особое место занимают те, деятельность которых направлена на решение вопросов поддержки инвалидов. Во многих регионах создаются абилитационные центры - специализированные учреждения, в которых реализуются различные методики по работе с людьми с ограниченными возможностями.

Роль учреждений в лечебном процессе

Центр абилитации, если исходить из зарубежного и отечественного опыта, играет немаловажную роль в процессе адаптации ребенка, в частности:

  • Учреждение выступает неким проводником государственной политики, направленной на удовлетворение социальных потребностей инвалидов детства.
  • Именно в центре ребенок имеет возможность для получения исчерпывающей помощи. Это психосоциальная, биологическая поддержка, реализация различных абилитационных программ. Специалисты апеллируют к личности больного, практикуют ступенчатый подход по отношению к проводимым мероприятиям и воздействиям.
  • Абилитация инвалидов - это комплексная мера, определяющая максимальную эффективность адаптации ребенка, страдающего любым серьезным заболеванием, ведущим к инвалидности.
  • Именно тут реализуется оценка состояния больного и координация программ воздействия с опорой на потенциал малыша.
  • Только в центре можно воспользоваться услугами мультидисциплинарных специалистов.
  • В процессе абилитации участвуют внешние что исключает однобокость в решении столь важных проблем.

В чем состоит суть воздействия?

Программа абилитации зависит от того, каким заболеванием страдает ребенок. Чаще всего это различные нейронные нарушения головного мозга, полученные при рождении или после травмирования, ДЦП, слепота, глухота, задержка речевого развития.

Комплекс мер для детей с ДЦП:

  • Лечебная физкультура.
  • Ортопедические процедуры.
  • Физиотерапия.
  • Массаж.
  • Специальные укладки.
  • Фармакологическое воздействие.
  • Занятия с логопедом.
  • Подвижные, специальные, настольные игры.

Комплекс мер для слабовидящих и слепых малышей:

  • Тренировка слуха и кожного восприятия.
  • Формирование особых форм условно-рефлекторной деятельности.
  • Задействование остаточного зрения, развитие оптического внимания.

Комплекс мер для слабослышащих и глухих деток:

  • Занятия с сурдопедагогом.
  • Обучение дактильной речи.
  • Развитие оставшегося слуха.

Программа для детей с задержкой речевого развития:

  • Реализация упражнений, развивающих моторику рук.
  • Тренировки на развитие слухового внимания, голосообразования.
  • Логопедическая работа - реализация доречевой и речевой деятельности.
  • Координация моторного и речевого развития.

Работа центров и семья

Если родители обращаются в специальные центры, где реализуется многосторонняя абилитация, это послужит им только на пользу. Семья никогда не останется наедине со своей бедой. Квалифицированные специалисты совместно с мамами и папами вырабатывают план действий, чтобы дальнейшая жизнь ячейки общества стала понятна и прозрачна. Родители первыми получают навыки, необходимые для ежедневной работы с ребенком.

Медики и психологи отмечают, что абилитация детей может быть эффективной только тогда, когда мамы и папы грамотно занимаются с малышом в семье (на систематической основе). Это трудный процесс, преодолеть который можно только совместными усилиями и работой.

Абилитация и реабилитация - в чем разница?

Система мероприятий, реализуемая в ходе абилитации, направлена на лечение детей раннего возраста, которые еще не приспособлены к существованию в социуме. Ребенок по мере роста и развития становится полноценным членом общества.

Реабилитация тоже является системой педагогических и лечебных мероприятий. Однако спектр действий направлен на лечение таких состояний, которые могут привести к утрате работоспособности. Таким образом, пациент после курса терапии обретает возможность жить и трудиться в обычных условиях.

Об абилитации уместно говорить в том случае, если малыш стал инвалидом в раннем детстве или с рождения был таковым (родовые травмы мозга и черепа, внутриутробные поражения ЦНС), то есть у ребенка никогда не было полноценной двигательной активности, нарушены речевые и прочие функции. Такие дети не имеют опыта общественной жизни и не обладают навыками самообслуживания.

О реабилитации уместно говорить тогда, когда пациент имеет опыт общественной жизни, какой-либо полезной и благотворной деятельности. Курс направлен на лечение детей старшего возраста и взрослого населения.

Социальные аспекты

Социальная абилитация, если рассматривать официальную терминологию, трактуется как система мероприятий, в ходе её реализации человек начинает усваивать навыки и знания, которые помогают независимо проживать в социальной среде. Человек, получая поддержку, начинает адекватно осознавать свои ограничения и возможности, собственную социальную роль, у него происходит понимание обязанностей, прав, совершенствуются навыки самообслуживания.

Эти меры чаще всего направлены на адаптацию детей инвалидов и семей, находящихся в кризисной ситуации. Речь идет о формировании у малышей таких способностей и функций, которые на фоне нормального развития складываются без дополнительных усилий со стороны государства и окружающих людей.

У детей, которые обладают особыми потребностями, они развиваются только в том случае если на них воздействуют специальные технические средства и ведется целенаправленная работа психологов, педагогов, медиков и родителей.

Чему учатся ребенок и семья:

  • Основные социальные навыки.
  • Приспособление бытовой обстановки к потребностям инвалида.
  • Формирование навыков автономного проживания (ребенок получает педагогическую коррекцию).
  • Обучение стереотипам безопасного поведения.
  • Усвоение навыков, которые помогают отстаивать собственные интересы и права.
  • Обучение самоанализу.
  • Обретение навыков позитивного восприятия себя и собственной личности.

Вместо завершения

Абилитация - это длительный и трудоемкий процесс. Родителям очень важно найти грамотного специалиста, чтобы рука об руку пройти этот путь. Задача медицинского работника состоит в корректном выполнении всего комплекса процедур. Общая цель, стоящая между всеми участниками процесса, заключается в формировании у малыша интеллекта, речи и прочих психических процессов.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека