Пример межсистемной компенсации. Проблема компенсации в психологии

План :

1. Сущность процесса компенсации.

2. Психофизиологическая составляющая компенсации дефекта

3. Социально-психологическая составляющая компенсации дефекта

4. Компенсация отклонений как процесс

5. Компесанция и коррекция

Сущность процесса компенсации

Л.С. Выготский считал, что изучение ребенка с отклонениями в развитии не ограничивается установлением степени и тяжести недостатка, а учитывает компенсаторные, замещающие, надстраивающиеся, выравнивающие процессы в развитии и поведении. От исхода именно социальной компенсации, т.е. конечного формирования личности в целом зависит степень ее дефективности и нормальности.

Существенное влияние на современные теории компенсации оказал австрийский психиатр и психолог А. Адлер , разработавший теорию сверхкомпенсации. Он полагал, что наличие дефекта не только тормозит, но и стимулирует развитие психики.

«Разные органы и функции человеческого организма, — писал Адлер, — развиваются неравномерно. Человек либо начинает беречь свой слабый орган, усиливая другие органы и функции, либо упорно пытается развить его. Иногда эти усилия настолько серьезны и продолжительны, что компенсирующий орган или сам слабейший орган становятся гораздо более сильными, чем в норме».

Борьбу неполноценного организма с внешним миром сопровождают повышенные заболеваемость и смертность, но сама эта борьба имеет в себе возможности сверхкомпенсации. В случае потери функции одного из парных органов другой парный орган компенсаторно развивается. Компенсацию непарного неполноценного органа берет на себя ЦНС , создавая над ним психическую надстройку из высших функций, облегчающих и повышающих эффективность его работы.

Вследствие дефекта у индивида возникает чувство или сознание своей малоценности в социальной жизни, что становится главной движущей силой психического развития. «Не важно, — утверждал Адлер, — есть ли в действительности какая-либо физическая недостаточность. Важно, что сам человек чувствует по этому поводу, есть ли у него ощущение, что ему чего-то недостает. А такое ощущение у него, скорее всего, будет. Правда, это будет ощущение недостаточности не в чем-то конкретно, а во всем...»

Сверхкомпенсация развивает предчувствие и предвидение, а также все психические явления в усиленной степени, что приводит к превращению дефекта в одаренность, способность, талант.

Л.С. Выготский выявил противоречия в теории А. Адлера. Если вместе с дефектом даны и силы для его преодоления, следовательно, всякий дефект есть благо. Но на самом деле сверхкомпенсация — только один из полюсов осложненного дефектом развития, другим же является бегство в болезнь, в невроз, в асоциальность.


Современное понимание компенсации строится как сложный синтез социальных и биологических факторов, где определяющими являются деятельность и социальные отношения.

Компенсация представляет собой замещение или перестройку нарушенных или недоразвитых функций. Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма при врожденных или приобретенных нарушениях развития или его отставания.

Психофизиологическая составляющая компенсации дефекта

Запас «прочности» на случай резких неблагоприятных изменений во внешней и внутренней среде обеспечивают организму специфические механизмы адаптации и компенсации. Адаптация проявляется, когда внешние изменения нарушают баланс между индивидом и средой. Восстановление этого баланса возможно, если определенные изменения произойдут в самом индивиде. Компенсаторные процессы начинаются при изменениях в самом индивиде. В этом случае восстановление баланса возможно при условии частичного или полного возвращения индивида к исходному состоянию.

В онтогенезе адаптация и компенсация развиваются неравномерно — вначале адаптационные процессы обгоняют компенсаторные, затем последние догоняют адаптационные, уравниваются с ними; по мере старения сначала ослабевают адаптационные, а за ними и компенсаторные.

Изучая сущность процессов компенсации, Л.С. Выготский пришел к выводу о двустороннем характере последствий дефекта: с одной стороны, происходит недоразвитие функций, непосредственно связанных с органическим дефектом, с другой — возникают компенсаторные механизмы. Исход компенсации зависит не только от тяжести дефекта, но в значительной степени от адекватности и действенности применяемых методов формирования компенсаторных процессов, а в зависимости от успешности компенсации и коррекции меняется структура дефекта.

Компенсация может осуществляться во внутрисистемной и межсистемной форме. При внутрисистемной компенсации используются сохранные нервные элементы пострадавшей функции. Каждая система обладает такими запасными механизмами, которые в норме не всегда используются. При этом значительную роль играет коррекция первичного дефекта, например развитие остаточного зрения, слуха.

Использование механизмов внутрисистемной компенсации наблюдается у дальтоников: при нарушениях цветоразличения развиваются различные способы косвенного визуального наблюдения.

Однако при значительных повреждениях органов чрезмерное использование их функций может привести к декомпенсации, к возникновению вторичных нарушений, задержке формирования компенсаторных процессов. Так, частично видящие стремятся пользоваться остатками зрения при чтении, письме, передвижении в пространстве. Однако не всегда этот способ является рациональным в силу фрагментарности восприятия, более медленной скорости переработки зрительной информации.

Поэтому этих детей, учат пользоваться двойной сигнализацией — осязанием, слуховой ориентировкой и др. В дальнейшем использование двойной сигнализации может оказывать тормозящее влияние на усовершенствование компенсаторных способов действий, и поэтому основной акцент делается на использование различных способов и приемов осязательного и слухового восприятия, замещающих зрительные функции.

Межсистемная компенсация заключается в мобилизации резервных возможностей и нервных элементов, в норме не включаемых в функциональную систему. В этом случае формируются новые межанализаторные нервные связи, используются различные обходные пути, включаются механизмы адаптации и восстановления вторично нарушенных функций. Здесь также в какой-то мере используются остаточные функции поврежденных анализаторов, но широко привлекаются также ранее сложившиеся и закрепившиеся в онтогенезе функциональные системы связей, являющиеся физиологической базой сохранения, преобразования, воспроизведения прежнего опыта. Так, поздно оглохшие дети при развитии устной речи опираются на сложившиеся слуховые образы, которые вплетаются во вновь формирующиеся динамические системы связей. Постепенно значение сигнализации от поврежденных функций снижается, привлекаются другие способы, основанные на взаимозамещении функций.

Для понимания сущности компенсации при отклонениях в развитии важно различать первичный синдром нарушения или недоразвития функций и вторичные нарушения, которые могут быть очень вариативными. Л. Пожар предложил различать в связи с этим первичную и вторичную компенсацию. Первичная протекает, как правило, в виде целенаправленной деятельности по относительному уменьшению меры проявления основного дефекта. Это могут быть коррекционные технические средства, например очки, слуховые аппараты и др.

Значительно сложнее вторичная компенсация, предполагающая формирование и развитие высших психических функций, прежде всего психической регуляции поведения. Так, если слепой научился лучше использовать слух для ориентировки в среде не потому, что слух у него лучше, а потому что он может благодаря этому компенсировать последствия слепоты.

Вторичная компенсация возможна лишь в том случае, когда у индивида сформирована мотивация для достаточно интенсивных и продолжительных упражнений и тренировок. Важна способность к адекватной оценке своих возможностей, постановке реальных целей и задач и сохранение позитивного отношения к себе.

Психологическая составляющая компенсации дефекта

Психологическая компенсация — это процесс, направленный на достижение чувства внутренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в тех или иных аспектах жизни. Она представляет собой противопоставление неуспеху в одной сфере успехов в другой. Гиперкомпенсация выглядит как наращивание усилий в сфере несостоятельности — «преодоление». Здесь компенсация — поведение, направленное на уравновешивание жизненных амбиций и уровня притязаний со своими способностями.

Психологический уровень компенсации связан с работой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения.

Копинг — это преодоление стресса, деятельность личности по поддержанию баланса между требованиями среды и собственными ресурсами. Копинг-стратегий — это актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, способы управления стрессом, психологической защиты; пассивно-оборонительные формы реагирования в патогенной жизненной ситуации; психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы; адаптивные механизмы, предохраняющие от болезненных чувств и воспоминаний.

Анализируя процессы психологической компенсации у слабослышащих детей, Л.С. Выготский выделял несколько линий его компенсаторного развития: реальную, фиктивную (настороженность, подозрительность, мнительность), бегство в болезнь, когда ребенок добивается известных выгод, но не избавляется от трудностей. Иногда ребенок компенсирует трудности агрессивными действиями по отношению к социальной среде. Так, ребенок, вследствие тугоухости занимающий в играх последнее место, будет стараться помыкать детьми младшего возраста.

Участие, взаимопомощь, эмоциональная поддержка, понимание, терпимость — мощные психологические средства раскрытия потенциальных возможностей человека, укрепляющие его веру в свои силы, восстанавливающие позитивное отношение к себе, поддерживающие социально-психологическое благополучие.

Компенсация отклонений как процесс

Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и проходят несколько фаз:

Обнаружение нарушения в работе организма;

Оценка параметров нарушения, его локализации и выраженности;

Формирование программы компенсаторных процессов и мобилизации нервно-психических ресурсов индивида;

Отслеживание реализации программы;

Закрепление достигнутых результатов.

Процессы компенсации у детей, в отличие от взрослых, специфичны. У взрослых функции ЦНС уже сложились, приняли характер стройной организации, что дает широкие возможности взаимозаменяемости и переключения в случае нарушения какой-либо из них.

Аномальные дети проходят особый путь психического развития, когда, благодаря условиям специального обучения и воспитания, формируются новые функциональные системы, развиваются способы действий и усвоения социального опыта. Детский организм обладает огромной пластичностью и податливостью. При оценке возможностей развития функций у ребенка следует учитывать не только уже сформировавшиеся функциональные системы, но и находящиеся в стадии созревания и становления — зону ближайшего развития. В детском возрасте многие функции ЦНС находятся в состоянии формирования, в результате на разных стадиях развития ребенка сложившиеся механизмы компенсации изменяются прежде всего под влиянием обучения.

При отклоняющемся развитии сохраняется тот же принцип протекания нервных процессов, что и при развитии в норме, но образуются новые межфункциональные связи и отношения.

Перестройка функций при разных формах аномального развития ребенка обнаруживается обычно в изменении сигнальных систем, обеспечивающих передачу внешних воздействий в кору мозга и реализацию систем обратных связей, с помощью которых регулируются движения и действия. Процесс компенсации развивается одновременно по разным каналам. Взаимодействие сохранных анализаторов при перестройке функций позволяет, в зависимости от условий и содержания деятельности, выполнять одну и ту же работу разными способами. Одни виды сигнализации могут быть заменены другими. При сформировавшихся способах компенсации используются вариативные приемы действий с помощью сигналов, поступающих со слухового, кожного, двигательного, зрительного и других сохранных анализаторов.

В специальном обучении для развития приемов и способов самоконтроля и саморегулирования действий широко применяются разнообразные оригинальные упражнения. Благодаря этому сложившиеся механизмы компенсации постоянно изменяются, при этом непосредственные чувственные компоненты постепенно отодвигаются на задний план и все шире используются высшие формы позна-вательной деятельности: анализ, обобщающее восприятие, речь и др.

Выготский формулирует так называемый закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации: достигая в своем развитии того же, что и нормальный ребенок, глухой или слепой ребенок добивается этого иным способом, иными путями и средствами, поэтому особенно важно знать своеобразие пути, по которому следует повести ребенка.

Принципиально важно рассматривать каждое из вторичных нарушений в картине отклоняющегося развития не только с негативной стороны, но и как некоторое проявление своеобразного поступательного хода развития той или иной функции.

К. Бюрклен отмечал возможность положительной оценки некоторых недостатков слепого: «Слепой всюду на что-нибудь натыкается», — говорит зрячий, но при этом забывает, что непосредственное соприкосновение с предметами большей частью необходимо слепому для того, чтобы установить их наличие или положение.

В структуре аномального развития наряду с вторичными отрицательными симптомами возникает и ряд симптомов положительной адаптации ребенка к социальной среде. Например, для ребенка с нарушением слуха своеобразным средством компенсации речевого общения являются мимика и жесты. Сначала он пользуется лишь указательными жестами, затем жестами, имитирующими действия, позднее с помощью выразительных движений описывает и пластически изображает предметы. Так возникает естественная мимико-жести-куляторная речь.

У детей, с раннего возраста лишенных зрения, интенсивно развиваются некоторые способности, достигающие минимального развития в норме. Например, «шестое чувство» как способность улавливать наличие приближающихся предметов возникает в результате развивающейся способности интегрировать раздражения, воспринимаемые сохранившимися анализаторами. Для слепых характерны также развитые способности осязания, слуховой памяти и др.

Особую роль в приспособлении играет речь, на основе которой вырабатываются понятия. Словесные обобщения у незрячих нередко предшествуют возникновению представлений об окружающих предметах и служат их основой. У глухих детей многие явления не могут быть восприняты из-за нарушения слуха, но это частично компенсируется словесными объяснениями. То, что умственно отсталый ребенок не всегда улавливает непосредственно (тонкие детали и признаки), постоянно пополняется окружающими специальными объяснениями.

Как уже отмечалось, компенсаторные механизмы при частичном дефекте имеют своеобразие, зависящее от использования остаточной функции анализатора. Важно, что возможности использования остаточной функции в процессе обучения непрерывно нарастают за счет развития зависящей от пострадавшего анализатора функции. Например, своевременное и адекватное развитие устной речи и слухового восприятия при нарушениях слуха в большинстве случаев повышает возможности слуховой функции.

Эффект приспособления ребенка с отклонением в развитии зависит и от его индивидуальных особенностей. Чем больше у него сохранных познавательных возможностей, тем выше эффект приспособления. Особое значение имеют личностные качества: интерес, положительная эмоцио-нальная направленность на окружающий мир, способность к произвольной деятельности, активность личности и др.

При некоторых формах отклоняющегося развития (например, при умственной отсталости или сочетанных, сложных нарушениях) нормализация высших форм познавательной деятельности имеет известные границы. Компенсация не является стабильным состоянием, она очень уязвима к различным, внутренним и внешним, патогенным факторам.

Возрастные кризы, психогенные ситуации, соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нервные стрессы и переутомление могут привести к срыву нервной системы и декомпенсации.

Декомпенсация. Это утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воздействий. При декомпенсации у ребенка резко снижается работоспособность, нарушаются темпы развития, усвоение учебного материала замедляется, различные задания выполняются неравномерно, изменяется отношение к окружающим, учебе, внимание становится неустойчивым. В таких случаях рекомендуется щадящий режим с ограничением учебной нагрузки.

Компенсация и коррекция

Одна из главных задач специальной психологии — поиск эффективных путей компенсации при различных нарушениях развития, одновременно это и задача специального образования.

Л.С. Выготский выделил особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации, а именно:

Включение аномального ребенка в разнообразную социально значимую деятельность и создание активных и действенных форм детского опыта;

Применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и корригирующего психолого-педагогического воздействия в борьбе с вторичными отклонениями; чем теснее связано вторичное отклонение с первичным дефектом, тем сложнее его коррекция;

Специальное воспитание по собственным методикам обучения на основе выработки у ребенка интереса и потребностей в такой деятельности;

Включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в общество;

Уровень компенсации определяется, с одной стороны, характером и степенью дефекта, резервными силами организма, с другой — внешними социальными условиями.

Термин «коррекция» (от лат. correctio — исправление) начал использоваться с конца XIX в., но первоначально относился лишь к умственно отсталым детям.

Коррекция отклоняющегося развития — это система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей.

В коррекционном воздействии выделяют два направления:

Исправление отдельных дефектов и их последствий и

Целостное влияние на личность ребенка.

В целом коррекция познавательной деятельности и физического развития в сочетании с формированием личности особого ребенка называется коррекционно-воспитательной работой.

Всякий дефект снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях, поэтому коррекционные воздействия не сводятся к набору специальных упражнений, а охватывают весь учебно-воспитательный процесс.

По отношению к общему образованию коррекция выступает как подсистема, в которой условно можно выделить коррекционное обучение, коррекционное воспитание и развитие.

В специальной литературе часто встречается определение коррекции как способа компенсации дефекта. Однако с точки зрения педагогики это понятие более широкое, поскольку именно коррекция определяет степень компенсации нарушений в развитии аномального ребенка. В специальном детском учреждении важнейшую роль играет принцип коррекционнойнаправленности обучения. Специальные методы работы с аномальными детьми позволяют развить их познавательные возможности.

Так, в процессе обучения слепых добиваются повышения осязательного и слухового восприятия, в той или иной степени замещающих зрение. Овладение глухими детьми словесной речью приводит к перестройке всей их познавательной деятельности на новой, более высокой основе. Формирование у умственно отсталых детей умений и навыков дает им возможность овладевать знаниями, развивает более сложные формы мышления.

Специальные технические средства, применяемые при обучении отдельных групп детей, также ведут к расширению возможностей познания и коррекции первичного дефекта. В ряде случаев оказывается необходимым исправлять у аномальных детей сопутствующие дефекты, например нарушения двигательной сферы у умственно отсталых или слепых. Коррекция достигается в процессе всей учебной работы и на специальных занятиях — логопедических, лечебной гимнастики и др.

Чем раньше начинается специальное психолого-педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации. Коррекционная работа на ранних этапах развития предупреждает последствия первичных нарушений и способствует развитию ребенка в благоприятном направлении.

По мере развития процессов компенсации обнаруживается самостоятельность учащихся в планировании и осуществлении своих действий; вырабатываются рациональные способы выполнения работы (сокращение количества приемов, уменьшение затрат времени на выполнение подсобных движений, совмещение действий, выработка ритмичности и автоматизированности движений, использование творческих приемов при выполнении различных операций и др.).

К числу благоприятных условий формирования компенсации относятся:

Ранняя диагностика и начало коррекционных воздействий;

Правильно организованная система обучения и воспитания; построение учебного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-воспитательной работы;

Использование принципа соединения обучения с трудом;

Хорошая психологическая атмосфера в детском коллективе, взаимопонимание педагогов и учащихся;

Правильная организация режима учебной работы и отдыха детей, исключающая перегрузки;

Чередование методов обучения учащихся;

Использование технических средств, специального оборудования и учебных пособий.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте определение понятия компенсации.

2. Какие виды компенсации выделяются?

3. Что такое копинг-стратегии?

4. Что предполагает термин коррекция?

5. Перечислите условия формирования компенсации.

Компенсация представляет собой замещение или перестройку нарушенных или недоразвитых функций,путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных.

Сущность процессов компенсации - в поддержании определенного уровня надежности системы и ее компонентов.

У человека процессы компенсации заключаются не столько в биологической адаптации организма, сколько в формировании способов действий и усвоении социального опыта при сознательной целенаправленной деятельности.

Формы компенсации

1. При внутрисистемной компенсации используются сохранные нервные элементы пострадавшей функции. Каждая система обладает такими запасными механизмами, которые в норме не всегда используются. Уже сложившиеся функциональные системы характеризуются устойчивостью и при выпадении какого-то компонента вследствие постнатального поражения не распадаются, а перестраиваются. Так, оглохшие дети не утрачивают словесной речи, если они потеряли слух после того, как сформировались и закрепились речедвигательная и слуховая системы.

2. Межсистемная компенсация заключается в мобилизации резервных возможностей и нервных элементов, в норме невключаемых в функциональную систему. В этом случае формируются новые межанализаторные нервные связи, используются различные обходные пути, включаются механизмы адаптации и восстановления вторично нарушенных функций. Так, поздно оглохшие дети при развитии устной речи опираются на сложившиеся слуховые образы, которые вплетаются во вновь формирующиеся системы связей. Постепенно значение сигнализации от поврежденных функций снижается, привлекаются другие способы, основанные на взаимозамещении функций.

Первичная компенсация протекает, как правило, в виде целенаправленной деятельности по относительному уменьшению меры проявления основного дефекта. Это могут быть коррекционные технические средства, например очки, слуховые аппараты и др.

Вторичная компенсация предполагает формирование и развитие высших психических функций, и прежде всего психической регуляции поведения. Возможна в том случае, когда организм и психика обладают достаточным компенсаторным фондом, а у индивида сформированы необходимые предпосылки компенсации: воля, мотивация, структуры личности для достаточно интенсивных продолжительных упражнений и тренировок.

Общие взгляды на человека как существо только биологическое сформировали биологизаторское направление в теории компенсации. В этом направлении наиболее известно учение о викариате ощущений. Согласно ему, выпадение того или иного вида ощущений влечет за собой автоматическое «изощрение» – повышение сохранных видов чувствительности. Происходит это благодаря якобы высвобождению «специфической энергии» пострадавшего анализатора, которая направляется в сохранные виды чувств, за счет чего автоматически повышается их чувствительность.

Социологизаторы игнорировали природное, биологическое начало в человеке и считали, что компенсация отклонений психического развития возможна лишь при создании для аномального субъекта условий обучения, идентичных условиям обычных учащихся.

Осознание односторонности как биологизаторского, так и социологизаторского подходов привело к попыткам объединить их.Адлер в своей теории сверхкомпенсации считал, что наличие дефекта не только тормозит, но и стимулирует развитие психики: неполноценные органы, функции которых затруднены или нарушены вследствие дефектов, обязательно вступают в конфликт с внешним миром с целью приспособления к нему. Компенсацию непарного неполноценного органа берет на себя ЦНС, создавая над ним психическую надстройку из высших функций, облегчающих и повышающих эффективность его работы.

Современное понимание компенсации строится в диалектико-материалистическом русле. Компенсация дефекта рассматривается как сложный синтез социальных и биологических факторов и определяющими среди них являются деятельность и социальные отношения, в которые вступает человек в процессе жизни с недугом.

Психофизиологическая составляющая. Запас «прочности» на случай резких неблагоприятных изменений во внешней и внутренней среде обеспечивают организму специфические механизмы адаптации и компенсации. Адаптация проявляется, когда внешние изменения нарушают баланс между индивидом и средой. Восстановление этого баланса возможно, если определенные изменения произойдут в самом индивиде. Компенсаторные процессы начинаются при изменениях в самом индивиде. В этом случае восстановление баланса возможно при условии частичного или полного возвращения индивида к исходному состоянию.

Психологическая компенсация - это процесс, направленный на достижение или восстановление чувства внутренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в тех или иных аспектах жизни. Она представляет собой противопоставление неуспеху в одной сфере успехов в другой. Гиперкомпенсация выглядит как наращивание усилий в сфере несостоятельности - «преодоление». Декомпенсация – утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воздействий.

По степени легкости возникновения и устойчивости декомпенсаторные состояния весьма вариабельны и во многом зависят от силы и прочности восстановительного эффекта. Псевдокомпенсация – устойчивые тенденции личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг-стратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившийся кризисной ситуации. Копинг-стратегии - адаптивные механизмы, предохраняющие от болезненных чувств и воспоминаний, способы управления стрессом.

Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и проходят несколько фаз (этапов):

ü обнаружение нарушения в работе организма;

ü оценка параметров нарушения, его локализации и выраженности;

ü формирование программы компенсаторных процессов и мобилизации нервно-психических ресурсов индивида;

ü отслеживание реализации программы;

ü закрепление достигнутых результатов.

Компенсаторные процессы осуществляются на разных уровнях своей организации:

Первый - биологический, или телесный уровень: Компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.

Второй - психологический уровень существенно расширяет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого. Можно сказать, что психологический уровень есть истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания.

Третий– социально–психологический. Эффективность компенсации во многом определяется характером межличностных отношений инвалида с ближайшим окружением.

Четвертый – социальный. Содержание этого уровня связано с макросоциальными масштабами существования человека. Прежде всего, это политика государства в отношении инвалидов, в том числе и инвалидов детства

Выготский выделяет несколько вариантов компенсаторного развития ребенка:

1. реальная компенсация – возникает в ответ на более или менее реально учитываемые трудности.

2. фиктивная – установка настороженности, подозрительности, мнительности как компенсация защиты себя от возникающих трудностей. Такую компенсацию можно назвать также бредовой

3. бегство в болезнь - т.е ребенок может прикрываться своей слабостью, начиная культивировать в себе болезнь, дающую ему право требовать повышенного внимания к себе

Выготский формулирует так называемый закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации: положительное своеобразие ребенка с отклоняющемся развитием создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, а тем, что их выпадение вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект. Достигая в своем развитии того же, что и нормальный ребенок, глухой или слепой ребенок достигает этого иным способом, иными путями и средствами, поэтому особенно важно знать своеобразие пути, по которому следует повести ребенка.

Коррекция отклоняющегося развития - это система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей.

В коррекционном воздействии выделяют два направления:

исправление отдельных дефектов и их последствий

целостное влияние на личность ребенка.

По отношению к общему образованию коррекция выступает как подсистема, в которой условно можно выделить коррекционное обучение, коррекционное воспитание и развитие.

Л. С. Выготский выделил особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации, а именно:

· включение аномального ребенка в разнообразную социально значимую деятельность и создание активных и действенных форм детского опыта;

· применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и корригирующего психолого-педагогического воздействия в борьбе с вторичными отклонениями; чем теснее связано вторичное отклонение с первичным дефектом, тем сложнее его коррекция;

· специальное воспитание по собственным методикам обучения на основе выработки у ребенка интереса и потребностей в такой деятельности;

· включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в общество;

· уровень компенсации определяется, с одной стороны, характером и степенью дефекта, резервными силами организма, с другой – внешними социальными условиями.

Прежде всего, коррекция - это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо, это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации. Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы сенсибилизации - закономерной способности функций к повышению своей эффективности под влиянием тренировки. Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае нарушения функции, но не ее выпадении. Корректировать, например, зрение, когда оно отсутствует, бессмысленно. В этом случае речь идет как раз о восполнении утраченной функции.

Компенсация – это сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций. В основе компенсации лежат нейропсихологические механизмы замещения функций одних пораженных зон коры головного мозга другими.

Компенсация функции - восполнение или замещение функций, недоразвитых, нарушен­ных или утраченных вследствие дефектов развития, перенесен­ных заболеваний и травм. Компенсация является одним из важных видов адаптационных реакций организма.

Компенсация функций может происходить на разных уровнях: внутрисистемном и межсистемном.

Внутрисистемная компенсация осуществляется за счет исполь­зования резервных возможностей данной функциональной систе­мы.

Межсистемная компенсация происходит при более грубых на­рушениях функции и представляет собой более сложную пере­стройку деятельности организма с включением в процесс ком­пенсации других функциональных систем.

Выделяют 5 фаз компенсаторного процесса: 1. Обнаружение того или иного нарушения в работе организма. 2. Оценка параметров нарушения, его локализации и глубины. 3. формирование программы последовательности и состава компенсаторных процессов и мобилизации, нервно-псих. ресурсов индивида. 4. Отслеживание процесса реализации программы. 5 закрепление результатов.

Еще по теме 11. Компенсация: понятие, механизмы, факторы ее эффективности.:

  1. 41. Проблема надежности профессиональной деятельности. Механизмы надежности функционирования живых систем в процессе эволюции. Самоконтроль. Компенсация. Избыточность.

Повреждения различных областей коры мозга вы­зывают расстройства условнорефлекторной деятель­ности (воспроизведение уже ранее выработанных реф­лексов, выработка новых рефлексов). Но эти расстрой­ства исчезают в довольно короткие сроки после опе­рации. Это обусловлено прежде всего тем, что ком­пенсация поведения обеспечивается множественным представительством функций в коре, т.е. компенсация функций в центральной нервной системе.осуще­ствляется сохранившимися элементами повреждаемой структуры, а также структурами мозга, локализован­ными в других его областях.

Примером такой межсистемной компенсации яв­ляется корковая компенсация мозжечковых двига­тельных расстройств. Компенсация лучше происхо­дит у высших животных, имеющих обильные корково-мозжечковые связи.

У человека постепенный рост опухоли, локализо­ванной в мозжечке, часто не проявляется клиничес­ки. Однако она возникает, если параллельно проис­ходит повреждение лобной коры или лобно-мосто-мозжечкового пути.

В механизмах компенсаторных реакций организ­ма кора полушарий мозга играет большую роль по сравнению с подкорковыми образованьями.

У незредорожденных организмов нейрогенез новой коры продолжается в течение нескольких недель пос­ле рождения за счет сохранившихся зон матрикса стен­ки бокового желудочка, пролиферативных и миграци­онных процессов. Эти же механизмы обеспечивают вос­становительные процессы при дефекте мозговой ткани, если они возникают в раннем постнатальном периоде.

С возрастом, когда компенсация механизмами нейрогенеза становится невозможной, нервная система использует путь формирования новых синаптических и временных связей.

Значительное место в компенсации расстройств функций центральной нервной системы занимают корково-подкорковые отношения. Они могут быть как облегчающего, так и тормозного характера.

В случаях удаления коры подкорковые образова­ния при применении наркоза тормозятся быстрее, чем до удаления коры. В то же время повышение тонуса коры, вызываемое разными способами, повышает ус­тойчивость подкорковых образований к наркотичес­ким препаратам. Следовательно, межсистемное взаи­модействие коры и подкорковых структур может быть как облегчающим, так и тормозным.

Отличительной чертой человеческого мозга явля­ется большая специализация его структур и разнооб­разие действий, которым он способен обучаться.

Относительно специализации можно привести при­мер локализации лингвистических способностей че­ловека - речевые центры левого полушария мозга. В коре мозга на нижней части внутренней поверхности височной доли мозга и в гиппокампе расположены структуры, повреждение которых нарушает узнава­ние лиц, музыкальные способности и т.д.



Для сенсорных функций характерны свои проек­ции в коре, но эти зоны проекций отличаются широ­ким спектром участия в других функциях мозга и имеют гомологичные области в своем и симметрич­ном полушарии. Множественность представительства сенсорных функций в коре является гарантом возмож­ности компенсации нарушений. Классическим при­мером в этом плане может служить локализация ре­чевых центров.

В настоящее время признано распределение рече­вой функции между несколькими участками коры:

зрительное поле 17, слуховое поле 41, соматосенсорные поля 1-3, угловая извилина, моторная кора, зона Брока.

Известно, что нервная ткань, разрушенная, напри­мер, в результате прекращения тока крови к речевому центру, не способна к регенерации. Однако после ее повреждения речь, хотя и частично, но восстанавлива­ется. Это происходит за счет бездействующей в норме, но обученной организовывать речь, симметричной области противоположного полушария. Эту же функцию восстановления берут на себя и участки, соседние с поврежденной областью коры. В норме они имеют ту же специализацию, что и поврежденная, но реагиру­ют с более длительными латентными периодами. Из­вестно, что в норме быстро реагирующие нейроны тор­мозят активность нейронов с поздней латенцией.

Речевая функция лучше восстанавливается у лев­шей, т.е. у лиц с доминированием правого полуша­рия по праксии руки.

Однако далеко не все функции мозга восстанавли­ваются при повреждениях структур, за них отвечаю­щих. Так, существует мозговое нарушение, сопровож­дающееся неспособностью зрительно узнавать лица, - прозопагнозия. Такой больной может читать, правильно называть предметы, но не может назвать человека, посмотрев на него или его фотографию. В то же время по голосу узнавание происходит нормально. У таких больных нарушения локализуются на нижней стороне обеих затылочных долей мозга. Повреждение этих обла­стей и компенсация функции узнавания происходят только путем межсистемного, межанализаторного взаи­модействия, но не за счет внутрисистемных процессов.



Известна ведущая роль коры головного мозга в компенсации двигательных функций, нарушенных повреждением двигательного анализатора на разных его уровнях: корковом, проводниковом, подкорковом, спинальном. При повреждении различных уровней двигательного анализатора в коре формируются но­вые функциональные центры, действующие по условнорефлекторному принципу.

Компенсаторным процессам способствуют регули­рующие влияния коры на улучшение трофики вновь формируемого центра, на усиление возбудимости и лабильности компенсирующего комплекса.

В процессе восстановления нарушенной функции формируется несколько рефлекторных путей. Рефлек­торный механизм, обеспечивающий наилучшее вы­полнение нарушенной функции, становится домини­рующим и по принципу доминанты тормозит другие рефлекторные пути, формируемые в процессе компен­сации. Компенсаторный рефлекторный механизм при двигательных нарушениях ускоряется активацией раз­личных анализаторов, так как при этом, помимо об­щей активации мозга, появляется возможность конт­роля другими анализаторами правильности выполне­ния реакции.

Формирование новой временной связи при повреж­дении двигательного центра в коре требует, чтобы сигнал, идущий от нового командного центра, вызы­вал движение. Реакция сокращения мышц, возник­шая в ответ на команду из нового центра, возбуждает проприорецепторы этих мышц, их сигнал по обрат­ной связи попадает в анализаторную и исполнитель­ную части нового двигательного центра. Это является подкрепляющим моментом, обеспечивающим фикса­цию временной связи.

Компенсаторные возможности коры мозга хорошо иллюстрируются восстановлением ее функций после локального повреждения или функционального вы­ключения.

Удаление двигательной области коры головного мозга вызывает нарушения движений. Степень нару­шений зависит от объема повреждения. Односторон­нее повреждение двигательной коры у животных до­вольно быстро компенсируется за счет симметрично­го полушария. Если после восстановления движения у этого животного разрушить двигательную область другого полушария, то нарушения моторики возни­кают вновь, их компенсация развивается медленно и не бывает полной. В том же случае, когда к повреж­дениям двигательной коры присоединяются повреж­дения премоторной коры лобной области, компенса­ция становится невозможной.

Следовательно, между симметричными структура­ми двигательной коры существуют дублирующие вза­имоотношения, которые обеспечивают компенсацию.

У высших животных, у человека в молодом возра­сте возможна компенсация нарушения функций коры целого полушария. Известно значительное число слу­чаев, когда у детей, в связи с водянкой мозга, удаля­ли почти полностью одно полушарие. В тех случаях, когда подобная операция производилась в возрасте до 5 лет, компенсация двигательной функции у таких детей была достаточно высокой.

Удаление двигательной коры у взрослого челове­ка, когда уже сформировались временные связи мо­торных навыков, приводит к грубым нарушениям дви­жений, однако специфическое лечение, направленное на формирование новых связей, приводит к значи­тельной компенсации возникших двигательных дис­функций.

Глухота была моим погоняем, кнутом, который гнал меня всю жизнь. Она отдаляла меня от лю­дей, от шаблонного счастья, за­ставила меня сосредоточиться, от­даться своим навеянным наукой мыслям. Без нее я никогда бы не сделал и не закончил столько ра-

К.Э. Циолковский

ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О СУЩНОСТИ И ПРОЦЕССАХ

КОМПЕНСАЦИИ

Л.С. Выготский считал, что динамическое изучение ребенка с отклонениями в развитии не может ограни­чиваться установлением степени и тяжести недостат­ка, но непременно должно включать учет компенса­торных - замещающих, надстраивающихся, выравни­вающих процессов в развитии и поведении. От исхода социальной компенсации, т.е. конечного формирова­ния личности в целом зависит степень ее дефективно­сти и нормальности.

Все разновидности теории компенсации основыва­ются на философских идеях о сущности человека и свя­заны с развитием научных физиологических исследова­ний о возможностях человеческого организма и законо­мерностях его функционирования.

Общие взгляды на человека как существо только био­логическое сформировали биологизаторское направле­ние в теории компенсации. В этом направлении наибо­лее известно учение о викариате ощущений. Согласно ем У, выпадение того или иного вида ощущений влечет За собой автоматическое «изощрение» - повышение Дранных видов чувствительности. Происходит это лагодаря якобы высвобождению «специфической энер- Ии> > пострадавшего анализатора, которая направляется


в сохранные виды чувств, за счет чего автоматически повышается их чувствительность.

Другие представители биологизаторского направления утверждали, что повреждение какой-либо функции сти­мулирует появление в ЦНС качественных новообразова­ний, становящихся материальным субстратом, базой но­вого, «шестого» чувства, компенсирующего утраченные, например зрение или слух.

Исследователи всегда приходили к общему выводу: нет необходимости активного воздействия на человека с на­рушенным зрением или слухом для того, чтобы помочь ему преодолеть последствия дефекта в психическом раз­витии.

Однако выделение биологических факторов при ком­пенсации как основных несостоятельно, потому что органический дефект той или иной системы не может оказать глобального действия на психику. Изменения высших ее уровней возникают не прямо под влиянием нарушения какой-то конкретной функции, а обуслов­лены смещением в социальных связях и отношениях, создаваемым органическим дефектом. Только опосре­дованные таким образом недостатки отдельной функ­ции способны повлиять на процесс формирования лич­ности.

Отрицание биологизаторского подхода привело к дру­гой крайности - вульгарной социологизаторской интер­претации замещения нарушенных или утраченных функ­ций. Социологизаторы игнорировали природное, биоло­гическое начало в человеке и считали, что компенсация отклонений психического развития возможна лишь при создании для аномального субъекта условий обучения, идентичных условиям обычных учащихся.

В истории отечественного специального образования был этап, не имевший аналога в других странах. Госу­дарство, провозгласив обязательное образование по еди­ному госстандарту и не введя специального стандарта для учащихся с отклонениями в развитии, установило для всех без исключения единый образовательный ценз. Аномальные дети, признанные обучаемыми, попадали в систему специального образования и обязаны были усвоить государственный стандарт (который позднее был признан непригодным и для нормально развивающихся детей) в иные сроки и с помощью специальных мето­дик. Негативным последствием такой системы стало вы-


теснение из сферы образования большого числа детей с тяжелыми интеллектуальными или эмоциональными на­рушениями, со сложной структурой дефекта. Они были маркированы как «необучаемые». В 30-х годах XX века в нашей стране даже появился лозунг «В ногу со зрячи­ми!»- Возникло убеждение в необходимости совместно­го обучения слепых и зрячих по общей программе и одни­ми методами. Естественно, что механический перенос содержания обучения из массовой школы в специаль­ную не содействовал проявлению и развитию компен­саторных процессов.

Осознание односторонности как биологизаторского, так и социологизаторского подходов привело к попыт­кам объединить их.

Это сделал австрийский психиатр и психолог А. Ад­лер в своей теории сверхкомпенсации. Он считал, что наличие дефекта не только тормозит, но и стимулирует развитие психики, так как в самом дефекте сочетаются как отрицательные, так и положительные потенции: не­полноценные органы, функции которых затруднены или нарушены вследствие дефектов, обязательно вступают в конфликт с внешним миром с целью приспособления к нему.

«Разные органы и функции человеческого организ­ма, - писал Адлер, - развиваются неравномерно. Че­ловек либо начинает беречь свой слабый орган, усили­вая другие органы и функции, либо упорно пытается развить его. Иногда эти усилия настолько серьезны и продолжительны, что компенсирующий орган или сам слабейший орган становятся гораздо более сильными, чем в норме. Например, ребенок со слабым зрением может натренировать себя в искусстве рассматривания, ребенок, прикованный к постели из-за болезни лег­ких, - развить разные способы дыхания. Мы часто мо­жем видеть детей, которые преодолели эти трудности и в процессе их преодоления развили необыкновенно по­лезные возможности».

Борьбу неполноценного организма с внешним ми­ром сопровождают повышенные заболеваемость и смерт­ность, но сама эта борьба имеет в себе возможности сверхкомпенсации. В случае потери функции одного из парных органов - например почки - другой парный °рган принимает на себя его функции и компенсаторно Развивается. Компенсацию непарного неполноценного

Органа берет на себя ЦНС, создавая над ним психиче­скую надстройку из высших функций, облегчающих и повышающих эффективность его работы.

Вследствие дефекта у индивида возникает чувство или сознание своей малоценности в социальной жизни, что становится главной движущей силой психического раз­вития. «Не важно, - утверждал Адлер, - есть ли в дей­ствительности какая-либо физическая недостаточность. Важно, что сам человек чувствует по этому поводу, есть ли у него ощущение, что ему чего-то недостает. А такое ощущение у него, скорее всего, будет. Правда, это будет ощущение недостаточности не в чем-то конкретно, а во

Сверхкомпенсация развивает предчувствие и пред­видение, а также их действующие факторы - память, интуицию, внимательность, чувствительность, интерес, т.е. все психические явления в усиленной степени, что приводит к выработке сверхполноценности из непол­ноценности, к превращению дефекта в одаренность, способность, талант.

Аргументируя основные тезисы своей теории, Адлер приводил в пример истории из жизни величайшего ора­тора Греции Демосфена, страдавшего недостатками речи, Бетховена, потерявшего слух и продолжавшего писать музыку, слепоглухой писательницы Е. Келлер.

Признавая, что в теории Адлера заключено здоровое ядро, Л.С. Выготский выявил в ней противоречия. Если вместе с дефектом даны и силы для его преодоления, отмечал он, следовательно, всякий дефект есть благо. На самом деле сверхкомпенсация - только один из двух полюсов осложненного дефектом развития, другим же является бегство в болезнь, в невроз, в полную асоци-альность психологической позиции. Неудавшаяся компен­сация проявляется в болезни, вызываемой защитной борь­бой, т.е. направляет по ложному пути.

Современное понимание компенсации строится в ди-алектико-материсишстическом русле. Компенсация дефек­та рассматривается как сложный синтез социальных и биологических факторов и определяющими среди них яв­ляются деятельность и социальные отношения, в кото­рые вступает человек в процессе жизни с недугом.

Человек - существо биосоциальное, для его разви­тия в равной мере важны биологические и социальные факторы. И в компенсаторных процессах задействованы


и те и другие, но на разных уровнях их соотношение различно, ведущая роль принадлежит социальным фак­торам.

Теоретические основы и принципы компенсации при нарушении функций разрабатывались на основе учения И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной дея­тельности. Свой вклад внесли отечественные физиологи и психологи П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Э.А. Асратян, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др. Своеобразие процессов компенсации, восстановления и исправления нарушен­ных и недоразвитых функций у аномальных детей рас­крыто в исследованиях P.M. Боскис, Р.Е. Левиной, ф.Ф. Pay, M.C. Певзнер и др.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ

И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПЕНСАЦИИ

ДЕФЕКТА

Компенсация представляет собой замещение или пе­рестройку нарушенных или недоразвитых функций, слож­ный, многообразный процесс приспособляемости орга­низма при врожденных или приобретенных нарушениях развития или его отставания.

Психофизиологическая составляющая. Запас «прочно­сти» на случай резких неблагоприятных изменений во внешней и внутренней среде обеспечивают организму спе­цифические механизмы адаптации и компенсации. Адап­тация проявляется, когда внешние изменения нарушают баланс между индивидом и средой. Восстановление это­го баланса возможно, если определенные изменения про­изойдут в самом индивиде. Компенсаторные процессы на­чинаются при изменениях в самом индивиде. В этом слу­чае восстановление баланса возможно при условии частичного или полного возвращения индивида к исход­ному состоянию.

В онтогенезе адаптация и компенсация развиваются Не Равномерно - вначале адаптационные процессы обго­няют компенсаторные, затем последние догоняют адап­тационные, уравниваются с ними; по мере старения сна­чала ослабевают адаптационные, а за ними и компенса­торные.



Чем сложнее живая система, тем больше ее эффек­тивность, как и вероятность внутренних «сбоев» в ее ра­боте. Сущность процессов компенсации - в поддержа­нии определенного уровня надежности системы и ее ком­понентов. Такие феномены, как наличие парных органов, дублирующих друг друга при поражении одного из них, и способность к регенерации свидетельствуют о филоге­нетической древности компенсаторной приспособляемо­сти системы.

В результате первичного нарушения в организме воз­никают различного рода перестройки и замещения фун­кций на основе мобилизации резервных возможностей ЦНС. При этом компенсаторная перестройка организма у человека, в отличие от животных, носит качественно иной характер.

У животных компенсация сводится к инстинктивной, биологической приспосабливаемости организма. Структур­ные нарушения или недоразвитие органов и систем вызы­вают перестройку функций на основе действия законов био­логической адаптации, сложившихся в процессе эволюци­онного развития.

У человека процессы компенсации заключаются не столько в биологической адаптации организма, сколь­ко в формировании способов действий и усвоении социального опыта при сознательной целенаправленной деятельности. Ведущую роль играет сознание, обуслов­ленное социальными отношениями. Таким образом, ком­пенсация у человека связана с развитием всех сторон его личности.

Изучая сущность процессов компенсации, Л.С. Вы­готский пришел к выводу о двустороннем характере по­следствий дефекта: с одной стороны, происходит недораз­витие функций, непосредственно связанных с органи­ческим дефектом, с другой - возникают компенсаторные механизмы. Исход компенсации зависит не только от тя­жести дефекта, но в значительной степени от адекватно­сти и действенности применяемых методов формирова­ния компенсаторных процессов, а в зависимости от ус­пешности компенсации и коррекции меняется структура дефекта.

Компенсация может осуществляться во внутрисистем­ной и межсистемной форме. При внутрисистемной ком­пенсации используются сохранные нервные элементы по­страдавшей функции. Каждая система обладает такими


запасными механизмами, которые в норме не всегда ис­пользуются. При этом значительную роль играет коррек­ция первичного дефекта, например развитие остаточно­го зрения, слуха.

Сложившиеся функциональные системы - это свое­образный «сплав» элементов, каждый из которых выпол­няет определенную функцию в тесном взаимодействии с другими. При врожденных аномалиях какие-то из этих эле­ментов выпадают, и функциональная система формиру­ется за счет набора взаимозаменяющих средств. Уже сло­жившиеся функциональные системы характеризуются ус­тойчивостью и при выпадении какого-то компонента вследствие постнатального поражения не распадаются, а перестраиваются. Так, оглохшие дети не утрачивают сло­весной речи, если они потеряли слух после того, как сфор­мировались и закрепились речедвигательная и слуховая системы; в этом случае фонематические элементы не рас­падаются.

Использование механизмов внутрисистемной компен­сации наблюдается у дальтоников: при нарушениях цве-торазличения развиваются различные способы косвен­ного визуального наблюдения.

В тенденции использовать - даже при значительных поражениях органов - функции поврежденной системы, сохранять сложившиеся и закрепившиеся в онтогенезе динамические системы связей проявляется инертность нервной системы. Однако при значительных повреждени­ях органов чрезмерное использование их функций может привести к декомпенсации, к возникновению вторич­ных нарушений, задержке формирования компенсатор­ных процессов. Так, частичновидящие всегда стремятся пользоваться даже самыми незначительными остатками зрения при чтении, письме, передвижении в простран­стве. Однако не всегда этот способ является рациональ­ным в силу фрагментарности восприятия, более медлен­ной скорости переработки зрительной информации. По­этому детей, у которых зрительные функции не являются надежным средством в выполнении названных функций, Учат пользоваться двойной сигнализацией - осязанием, слуховой ориентировкой и др. В дальнейшем использова­ние двойной сигнализации может оказывать тормозящее влияние на усовершенствование компенсаторных спосо­бов действий, и поэтому основной акцент делается на. использование различных способов и приемов осязатель-

Ного и слухового восприятия, замещающих зрительные функции.

Межсистемная компенсация заключается в мобилиза­ции резервных возможностей и нервных элементов, в норме невключаемых в функциональную систему. В этом случае формируются новые межанализаторные нервные связи, используются различные обходные пути, включа­ются механизмы адаптации и восстановления вторично нарушенных функций. Здесь также в какой-то мере ис­пользуются остаточные функции поврежденных анали­заторов, но широко привлекаются также ранее сложив­шиеся и закрепившиеся в онтогенезе функциональные системы связей, являющиеся физиологической базой со­хранения, преобразования, воспроизведения прежнего опыта. Так, поздно оглохшие дети при развитии устной речи опираются на сложившиеся слуховые образы, ко­торые вплетаются во вновь формирующиеся динамиче­ские системы связей. Постепенно значение сигнализации от поврежденных функций снижается, привлекаются дру­гие способы, основанные на взаимозамещении функций.

Для понимания сущности компенсации при отклоне­ниях в развитии важно различать первичный синдром на­рушения или недоразвития функций и вторичные нару­шения, которые могут быть очень вариативными. Л. По­жар предложил различать в связи с этим первичную и вторичную компенсацию. Первичная протекает, как пра­вило, в виде целенаправленной деятельности по относи­тельному уменьшению меры проявления основного де­фекта. Это могут быть коррекционные технические сред­ства, например очки, слуховые аппараты и др.

Значительно сложнее вторичная компенсация, пред­полагающая формирование и развитие высших психи­ческих функций, и прежде всего психической регуляции поведения. Здесь нельзя говорить о каком-то автомати­ческом механизме, каждый раз начинающем действовать при возникновении дефекта. Так, если слепой научился лучше использовать слух для ориентировки в среде, это не означает, что слух у него лучше, чем у зрячего, и он может благодаря этому компенсировать последствия сле­поты.

Вторичная компенсация возможна лишь в том случае, когда организм и психика обладают достаточным ком­пенсаторным фондом, а у индивида сформированы не­обходимые предпосылки компенсации: воля, мотивация,


руг структуры личности для достаточно интенсивных

продолжительных упражнений и тренировок. Важное значение имеют способность к адекватной оценке своих возможностей, постановке реальных целей и задач и со­хранение позитивного отношения к себе. Самосознание и личность человека, особенно его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию. По­этому при одном и том же нарушении у разных людей наблюдаются выраженные отличия в их социальной адап­тации в зависимости от личностных особенностей.

Психологическая компенсация - это процесс, направ­ленный на достижение или восстановление чувства внут­ренней стабильности и самопринятия в связи с пережи­ванием несостоятельности в тех или иных аспектах жиз­ни. Она представляет собой противопоставление неуспеху в одной сфере успехов в другой. Гиперкомпенсация выгля­дит как наращивание усилий в сфере несостоятельно­сти - «преодоление». Здесь компенсация - поведение, направленное на достижение цели: уравновешивание жиз­ненных амбиций и уровня притязаний со своими спо­собностями.

Психологический уровень компенсации связан с ра­ботой защитных механизмов и копинг-стратегий поведе­ния. Копинг - это преодоление стресса, деятельность лич­ности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и собственными ресурсами. Копинг-стратегий - это актуальные ответы личности на воспри­нимаемую угрозу, способы управления стрессом, психо­логической защиты; пассивно-оборонительные формы реагирования в патогенной жизненной ситуации; психи­ческая деятельность, направленная на спонтанное изжи­вание последствий психической травмы; адаптивные ме­ханизмы, предохраняющие от болезненных чувств и вос­поминаний.

Анализируя процессы психологической компенсации У слабослышащих детей, Выготский выделял несколько линий его компенсаторного развития: реальную, фиктив­ную (настороженность, подозрительность, мнительность), бегство в болезнь, когда ребенок добивается известных в Ыгод, но не избавляется от трудностей. Иногда ребенок компенсирует трудности ответными агрессивными дей­ствиями по отношению к социальной среде. Так, ребе­нок, вследствие тугоухости занимающий в играх после­днее место, будет стараться помыкать детьми младшего

Возраста. При такой компенсации вырабатываются влас­толюбивые черты характера.

Выготский подчеркивал, что даже в случае реальной компенсации появляются большие трудности в воспита­нии: ребенок, выработавший в себе повышенную сооб­разительность и другие положительные качества, будет вырабатывать в себе и отрицательные черты. Это будет в значительной степени неблагополучный процесс; его нельзя назвать болезненным, потому что он ведет к здоровью, но нельзя назвать и здоровым, потому что он совершается бо­лезненно.

Участие, взаимопомощь, эмоциональная поддержка, понимание, терпимость - мощные психологические сред­ства раскрытия потенциальных возможностей человека, укрепляющие его веру в свои силы, восстанавливающие " позитивное отношение к себе, поддерживающие соци­ально-психологическое благополучие.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека