Роль физической культуры в современной жизни. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Наш мир и наши реалии

Аннотация . В статье рассматривается актуальность физической культуры в жизни общества. Ее польза для организма человека и то, как она влияет на физическое и психологическое состояние людей.

Ключевые слова : Физическая культура, роль, значение, общество, здоровье, спорт.

Необходимость в физическом развитии у человека возникла ещё с первобытных времен. Тот образ жизни, который вели древнейшие люди, с добыванием пищи при помощи охоты и возведением жилищ требовал определенных навыков и качеств, развивающих физические способности. Без этого существование человека было просто-напросто невозможным. Жизнь основывалась на законе - выживает сильнейший. Сильнейшими, как правило, являлись те, кто был более активен, подвижен и изобретателен. История показала, что именно такие люди были намного лучше приспособлены к жизни.

И хотя время движется вперед, и сегодня уже нет необходимости в добывании пропитания путем охоты и возведения жилищ без каких-либо специальных приспособлений, тем не менее, потребность в физической культуре меньше не становится. Современный мир наполнен различными опасностями для неприспособленного человека не меньше, чем древнейший. Можно сказать, что в этом смысле закон существования о выживании сильнейшего все еще актуален. Только сильнейший способен адаптироваться ко всем весьма непростым условиям жизни современного общества.

Жизнь современного общества полна различных неблагоприятных факторов, выстоять которым помогает именно физическое развитие. Бешенный и постоянно убыстряющийся ритм жизни, в котором сегодня вращаются люди, несет с собой перезагрузки, перенапряжения, стрессы, агрессию и множество заболеваний. Вместе с тем, чтобы с этим бороться, человечество наоборот отстраняется от способов борьбы. Многие действия, которые еще несколько лет назад люди выполняли сами, теперь благополучно переложены на машины и другую технику, вследствие чего подвижность современного человека в разы снижается. Взять хотя бы простой поход в магазин. Даже если до супермаркета всего несколько метров, сегодня уже немногие решаться прогуляться до него пешком, все больше для этих целей используют автомобиль. Лень становится бичом нового времени, нового поколения людей, людей ленивых, утративших самостоятельность действий и мышления. Отсюда порождается безразличие и недостаточность определенных сил и качеств, необходимых для ощущения полноценности своего существования. С неумолимым движением времени вперед человек выполняет все меньше и меньше действий, лишая себя того удовольствия и прилива сил, которые дает движение. Он приравнивает себя тем самым к обыкновенному листку, способному лишь плыть по течению и лететь в том
направлении, куда подует ветер. В этом современном мире, где уже почти все за человека делают различного рода машины, физическая культура становится просто необходима. В противном случае человек перестанет быть собой, становясь просто роботом, который день ото дня уже по инерции выполняет необходимую работу, не утруждая себя попытками дальнейшего развития и работой над собой. Но это еще только полбеды. Не менее страшные угрозы в современном обществе исходят от пагубных привычек, под действием которых человек медленно, но верно губит себя.

Сегодняшнее время с необыкновенной скоростью завладевает многими людьми, превращая их в своих рабов с помощью алкоголя, табачной продукции, наркотических и психотропных веществ. Все это со временем незаметно для самого человека разрушает его как снаружи, так и изнутри. Помимо многочисленных болезней, которые становятся при этом неизбежными спутниками людей, подобного рода привычки несут с собой ещё и довольно неприглядные человеческие качества, которые начинают проявляться в характере по мере усугубления ситуации. Апатия, агрессия, нервное расстройство и многие другие отрицательные черты являются следствием именно такого образа жизни, в котором нет места физической культуре. И наоборот если человек физически активен, у него не остается ни времени, ни желания для нездорового образа жизни. Силу, уверенность, вдохновение и другие чувства, ради получения которых порой прибегают к той или иной пагубной привычке, все это человек получает в процессе действия, движения, занятия физической культурой и ему уже не нужно никакого другого допинга. Физическая культура является тем здоровым дополнением к обыденной жизни, которое способно улучшить ее, сделать ее более насыщенной и полноценной. Она обогащает ее. Именно физическая культура может воспитать здоровое общество, неподвергающееся никаким вредным воздействиям со стороны и несгибаемое ни под какими жизненными невзгодами.

Таким образом, физическая культура сегодня продолжает играть большую роль и иметь огромное значение в современном обществе. В мире все ускоряющегося ритма жизни каждый день человек наполнен огромным напряжением, многочисленными стрессовыми ситуациями, его ежедневно окружают множество самых разнообразных по своей степени опасности болезней и других явлений пагубного воздействия. На физическую культуру как социальный феномен общества сегодня возлагаются большие надежды, ей присваивается роль некого защитника, способного уберечь людей от этого вреда в современном мире. Конечно, никто не даст стопроцентной гарантии, что физическая культура вырастит абсолютно здоровое и не подвергающееся никаким воздействиям со стороны общество, что люди излечатся от пагубных привычек и все как один начнут свое физическое развитие. Тем не менее, какую-то частицу перемен к лучшему в жизни современного общества она способна привнести, что уже немало.

Литература

1. Бекмансуров Р.Х., Макарова Н.В. Роль физической культуры в жизни общества/Р.Х. Бекмансуров, Н.В. Макарова -М: Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. - № 50-2, 119-123 с
2. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж.КХолодов - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
3. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта/Б. Р. Голощапов- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 312с
4. Гончаров, В.Д. Физическая культура в системе социальной деятельности/ В.Д. Гончаров -СПб: С.-Петербург.ун-т, 1995. - 36 с.
5. Лукьянов, B.C. О сохранении здоровья и работоспособности/ B.C. Лукьянов - Медгиз, 1954. — 216 с.

Введение

Прогрессивный ритм нашей жизни требует большей физической активности и подготовленности. Все увеличивающиеся нагрузки, которые ложатся на наши плечи, на протяжении всей жизни требуют более высокого физического совершенства, которое возможно достичь с помощью занятий физической культурой. В частности, большое значение приобретает проблема формирования профессиональных качеств и навыков, повышения устойчивости организма человека к различным профессиональным заболеваниям на основе широкого использования средств и методов физической культуры и физического воспитания. На сегодняшний день наиболее массовыми профессиями являются экономисты, менеджеры, бухгалтеры, банковские работники. Но вопросы, связанные с использованием физических упражнений для повышения устойчивости организма к влиянию специфических для этих профессий заболеваний, возникающих в процессе их трудовой деятельности, в настоящее время все еще не получили должного отражения в практике физического воспитания работников указанного профиля и требуют специального изучения. В повышении профессиональной подготовленности бакалавров и специалистов могут сыграть существенную роль ценности физической культуры, поскольку это положительно скажется на сокращении сроков социальной и профессиональной адаптации молодых специалистов к их будущей работе и на повышении эффективности профессиональной деятельности.

Этим определяется актуальность работы: она основана на положениях теории и методики физического воспитания, применительно к задачам ППФК вообще, а также бакалавров и специалистов в частности. В связи с этим определились цель и задачи данной работы: главная её цель - это совершенствование учебно-педагогического процесса будущих специалистов и бакалавров путём направленного использования средств и методов физического воспитания.

Задачами являются:

1. выяснение роли физической культуры в подготовке бакалавра и специалиста

2. раскрытие понятия ППФК

3. определение принципов содержания и построения ППФК студентов экономических факультетов на этапах профессионального обучения и будущей трудовой деятельности

4. приведение примерного комплекса упражнений

прикладная физическая культура специалист

Значение и роль физической культуры для человека

Значение физической культуры и спорта для здоровья, развития и общего состояния человека трудно преувеличить. С малых лет родители, педагоги, средства массовой информации - радио и телевидение - внушают ребенку уникальную полезность физической активности и побуждают детей активно заниматься спортом. В этом возрасте занятия спортом проходят, как правило, под наблюдением опытных тренеров и специалистов, следящих за правильным и гармоничным развитием растущего организма. В школьном и студенческом возрасте эту роль в основном выполняют учителя и преподаватели физической культуры. К 16-ти годам самосознание человека достаточно сформировывается. Именно с этого момента игровой характер занятия спортом превращается в серьезное и полное осознание индивида всей полезности и радости, которую приносят ему физические упражнения. Он осознает, что ловкость, гибкость и изящество прекрасны, а они так же, как энергичность и сила, развиваются в результате занятий спортом. На мой взгляд, есть еще один положительный аспект: спорт помогает встретиться с интересными людьми, налаживать дружеские взаимоотношения, испытывать радость общения и чувствовать себя раскованным и обновленным. Вместе с этим приходит и необходимость самостоятельной оценки своих физических возможностей и, в соответствии с этим, реально рассчитывать свои силы. Также важно то, что физические нагрузки и активное движение очень благотворно сказываются на успехах в умственном труде, что отнюдь не лишнее для учащихся, студентов, рабочих и служащих, и даже пенсионерам. Человеку, хоть раз испытавшему заряд энергии и бодрости, приливающих к телу после физической активности, очень трудно в дальнейшем себя этого лишить (естественно, если в борьбу не вступает такой отрицательный фактор, как лень). Поэтому и в 20, и в 30, и в 50, и даже в 70 лет человек стремится к спорту .

Занятия физической культурой - это, прежде всего, профилактика различных заболеваний и в первую очередь гипертонии и ишемической болезни сердца. Этого мнения придерживается и Ю.Д. Железняк. Такие заболевания требуют длительного лечения. Но, увы, оно не всегда ведет к выздоровлению. Значительно большой эффект дает их профилактика. Для того, чтобы добиться профилактического эффекта, необходимо заниматься физической культурой не менее 2-х раз в неделю по 30 минут с высокой интенсивностью, подходящей именно для конкретного возраста занимающегося, при условии, что в выполнении упражнений будут участвовать не менее 23 мышц всего тела. Для предупреждения болезней опорно-двигательного аппарата (позвоночника, суставов) следует делать гимнастические упражнения, которые выполняются с участием всех суставов да еще с большей амплитудой. В процессе занятия физическими упражнениями повышается работоспособность. Об этом свидетельствует возрастающая способность человека выполнять большую работу за определенный промежуток времени. С нарастанием работоспособности в состоянии мышечного покоя уменьшается частота сердечных сокращений. Человек начинает больше работать, но при этом меньше устает. Отдых и прежде всего сон используется организмом полностью.

Таким образом, очевидно, что физическая культура и спорт имеют огромное значение для здоровья и общего состояния человека. С самого детства ребенок должен понимать, какое влияние на его развитие может оказать физическая культура. С возрастом человек приобретает более серьезное и полное осознание всей пользы, которую приносят ему физические упражнения. Кроме того, он осознает, что физическая культура может приносить ему радость и хорошее настроение, а также помогает встретиться с интересными людьми и наладить дружеские взаимоотношения. Занимаясь спортом и физической культурой, человек приобретает возможность реально рассчитывать свои силы, физические и умственные нагрузки. Стремление к спорту не зависит ни от пола, ни от возраста, и сохраняется на протяжении всей жизни. Также занятия физической культурой и спортом, несомненно, являются отличным способом для повышения работоспособности и профилактики различных болезней. Например: гипертония, ишемическая болезнь сердца, болезни опорно-двигательного аппарата. Для излечения этих болезней необходимо достаточно длительное лечение, которое не всегда может привести к выздоровлению. Но с помощью специальных комплексов упражнений, можно добиться профилактического эффекта.

Роль физической культуры – заметно возросла в эпоху научно-

технического прогресса.

Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры современного общества представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения.

В наш век – век значительных социальных, технических и физических преобразований научно-техническая революция, как уже говорилось, наряду с прогрессивными явлениями внесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов. К ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной современной техникой, а также стрессы профессионального и бытового порядка и как следствие – нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечно-сосудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни.

Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием неблагоприятным факторам оказались регулярные занятия физической культурой, которые помогли восстановлению и укреплению здоровья людей, адаптации организма к значительным физическим нагрузкам. Чем дальше идет человечество в своем развитии, тем в большей степени оно будет зависеть от физической культуры.

Совсем недавно миллионы людей ходили на работу и с работы пешком, на производстве от них требовалось применение большой физической силы, в быту люди также не могли обойтись без выполнения трудоемких работ.

В настоящее время объем передвижений в течение дня сведен к минимуму. Автоматизация, электроника и робототехника на производстве, автомобили, лифт, стиральные машины в быту настолько повысили дефицит двигательной деятельности человека, что это уже стало тревожным. Адаптационные механизмы человеческого организма работают как в сторону повышения работоспособности различных его органов и систем (при наличии регулярных тренировок), так и в сторону дальнейшего ее снижения (при отсутствии необходимой двигательной активности). Следовательно, урбанизация и технизация жизни и деятельности жизни и деятельности современного общества неизбежно влекут за собой гиподинамию, и совершенно очевидно, что кардинально решить задачу повышения режима двигательной деятельности людей, минуя средства физической культуры и спорта, в настоящее время практически невозможно.

Отрицательное влияние гиподинамии сказывается на всех контингентах населения и требует поэтому использования в борьбе с ней всех средств, форм и методов физической культуры и спорта.

Важнейшей специфической функцией физической культуры в целом является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности.

Кроме выполнения этой важнейшей функции отдельные компоненты физической культуры нацелены на решение специфических функций частного характера.

К ним следует отнести:

образовательные функции, которые выражаются в использовании физической культуры как учебного предмета в общей системе образования в стране;

прикладные функции, имеющие непосредственное отношение к повышению специальной подготовки к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально-прикладной физической культуры;

спортивные функции, которые проявляются в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека;

реактивные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые связаны с использованием физической культуры для организации содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма.

Среди функций, присущих общей культуре, в выполнении которых непосредственно используются средства физической культуры, можно отметить воспитательную, нормативную, эстетическую и др.

В решении центральной задачи всестороннего гармонического развития человека участвуют все функции физической культуры в своем единстве. Каждая из ее составных частей (компонентов) имеет свои особенности, решает свои частные задачи и поэтому может рассматриваться самостоятельно.

БАЗОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

Эта часть физической культуры включена в систему общего образования в качестве одной из учебных дисциплин, обеспечивающих разностороннюю физическую подготовку.

Важность и высокую значимость этого вида физической культуры в жизни каждого человека трудно переоценить. То, что и как закладывается с детских лет в организм человека в виде фундамента здоровья, во многом определяет не только его физические кондиции в будущем, но и его психическое состояние, умственную деятельность, активное творческое долголетие. Нельзя не вспомнить слова М.И.Калинина: «Почему же я поставил физкультуру на одну линию с русским языком и математикой?

Почему я считаю ее одним из основных предметов обучения и воспитания? В первую очередь потому, что я хочу, чтобы все вы были здоровыми советскими гражданами. Если наша школа будет выпускать людей с испорченными нервами и расстроенными желудками, нуждающихся в ежегодном лечении на курортах, то куда же это годится? Таким людям будет трудно найти счастье в жизни. Какое же может быть счастье без хорошего, крепкого здоровья? Мы должны готовить себе здоровую смену – здоровых мужчин и здоровых женщин».

Базовая физическая культура является основным звеном системы физического воспитания и сопутствует практически всем периодам творческой жизни человека, начиная от занятий в дошкольных учреждениях и кончая занятиями в группах здоровья в пожилом возрасте.

Важнейшей формой базовой физической культуры является школьная, представляющая собой реализацию в педагогическом процессе основных задач физического воспитания в виде учебных занятий. Уроки физкультуры обязательны для всех учащихся, их содержание определяется государственной программой.

Кроме школьной формы физическая культура включает в себя и другие виды организованных секционных или самостоятельных занятий, способствующих общей физической подготовке.

В базовую физическую культуру частично входит и спорт, а именно - в его массовых формах- в пределах 2-го спортивного разряда Единой всесоюзной спортивной классификации.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

Профессионально-прикладная, или производственная, физическая культура направлена на решение задач развития и повышения профессионально значимых качеств и навыков, на совершенствование подготовки людей к конкретной деятельности. Она обусловлена влиянием на человека особенностей профессионального труда и находится в прямой зависимости от его специфики.

Профессионально-прикладная физическая культура может как предшествовать занятию профессиональным трудом и осуществлять в виде организованного и целенаправленного процесса физического воспитания в ПТУ, техникумах, вузах и других специальных учебных заведениях, так и проводиться на предприятии в режиме рабочего дня (физкультпаузы, производственная гимнастика и т.п.) или в свободное от работы время (восстановительные мероприятия).

Научными исследованиями установлено, что высокий профессиональный уровень специалистов требует значительной общей, а подчас и специфической физической подготовленности. Обнаружена также прямая зависимость производственных показателей от ее уровня. Так, люди, регулярно занимающиеся физкультурой и спортом, значительно реже болеют, меньше утомляются к концу рабочей недели и рабочего дня, а следовательно, производительность их труда намного выше.

Одной из разновидностей профессионально-прикладной физической культуры является физическая подготовка в армии и на флоте. Несмотря на то, что для большинства военнослужащих, кроме кадровых офицеров, служба в армии не является профессиональной деятельностью и военнослужащие рядового и сержантского состава после демобилизации возвращаются к своим гражданским специальностям, этот вид физической культуры по ряду причин необходимо рассматривать как составную часть профессионально-прикладной физической культуры.

Во-первых, подготовка к защите Отечества – одна из основных задач физической культуры.

Во-вторых, служба в Вооруженных Силах – конституционная обязанность каждого гражданина мужского пола.

В-третьих, физ.подготовка в армии и на флоте имеет особую направленность, отражающую не только специфику Вооруженных Сил в целом, призванных защищать страну от возможного нападения, включая атомную агрессию, но и отдельных видов: военно-воздушных сил, мотострелковых войск, ракетных, противовоздушной обороны и т.д., а овладение конкретной воинской специальностью возможно только с помощью средств и методов физической культуры.

Основная цель физической подготовки в Вооруженных силах – достижение высокого уровня готовности личного состава в короткий срок и с наибольшей эффективностью решение боевой задачи.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

Этот вид физ. Культуры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на лечение или восстановление функциональных возможностей организма человека в связи с заболеванием или временной потерей работоспособности, вызванной значительным утомлением. Наиболее важной частью этого вида является лечебная физкультура.

Лечебная физическая культура является лечебно-педагогическим процессом, предусматривающим сознательное и активное выполнение больным рекомендуемых физических упражнений и назначенных процедур. Она располагает широким арсеналом средств и методов воздействия на организм, таких, как лечебная гимнастика, гигиеническая гимнастика, плавание, разнообразные двигательные режимы и др.Применение тех или иных средств и методов, их дозировка научно обоснованы, а в ряде случаев – при особенно тяжелых заболеваниях, как, например, инфаркт, - лечение осуществляется по определенной научно разработанной программе.


Физическая культура - часть общечеловеческой культуры

Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.

Спорт - явление культурной жизни

Спорт - часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в. нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт - это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью (более подробно этот вопрос рассматривается в гл. 7).

Компоненты физической культуры

Физическое воспитание. Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей - приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).

Физическое развитие - это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения.

Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.

Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие ре-абилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.

Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой.

В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена - распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.



Муниципальное казенное образовательное учреждение «Берёзовская средняя общеобразовательная школа»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

« Роль физической культуры в моей жизни»

с. Березовка,

2013 год

Проблемная ситуация: Какую роль играет физическая культура

В моей жизни?

Цель проекта: Показать роль физической культуры в улучшении

функционального состояния организма, сохранении и

укреплении здоровья человека.

Задачи:

Привлекать учащихся к регулярным занятиям физкультурой и спортом;

Воспитывать в себе любовь к физической культуре и спорту;

Повышать физическую подготовленность и спортивное мастерство;

Пропагандировать здоровый образ жизни.

Предметная область: физическая культура.

Ведущая деятельность: поиск информации.

Форма организации детей: индивидуальная.

Вид презентации: компьютерная.

Руководитель проекта: Якимова Оксана Николаевна.

Сроки проведения: сентябрь-ноябрь 2013 года.

Продукт проектной деятельности:

Провести презентацию проекта «Роль физической культуры в моей жизни».

Юное тело свое закалять,
Больших добиваться высот,
Отвагу и волю в себе воспитать
Поможет мне спорт.

ПЛАН ПРОЕКТА

    Что такое физическая культура?

    Основные элементы физической культуры.

    Компоненты физической культуры.

    Показатели физической подготовленности.

    Результаты исследования.

    Шесть признаков здорового и закаленного человека.

    Выводы.

    Используемая литература.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Термин «физическая культура» появился в Англии, но не нашел широкого употребления на Западе и в настоящее время практически исчез из обихода. В нашей стране, напротив, получил свое признание во всех высоких инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон.

Физическая культура это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей. Она развивает организм гармонично и сохраняет отличное физическое состояние на долгие годы. Физкультура является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества и представляет собой совокупность - ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для развития физических и интеллектуальных способностей человека.

Физическая культура формировалась на ранних этапах развития человеческого общества, однако ее совершенствование продолжается и в настоящее время. Особенно возросла роль физкультуры в связи с урбанизацией, ухудшением экологической ситуации и автоматизацией труда, способствующей гипокинезии.

Физическая культура является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства. Физкультура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Основные показатели состояния физической культуры в обществе - это уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, в организации свободного времени. Результатом ее деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Утренняя зарядка.
2. Физические упражнения.
3. Двигательная активность.
4. Любительский спорт.
5. Физический труд.
6. Активно – двигательные виды туризма.
7. Закаливание организма.
8. Личная гигиена.

Физическая культура оказывает благотворное влияние на нервно-эмоциональную систему, продлевает жизнь, омолаживает организм, делает человека красивее. Пренебрежение же к занятиям физкультурой приводит к тучности, потере выносливости, ловкости и гибкости.

Утренняя зарядка является важнейшим элементом физической культуры. Однако она полезна только при условии ее грамотного применения, которое учитывает специфику функционирования организма после сна, а также индивидуальные особенности конкретного человека. Так как организм после сна еще не полностью перешел к состоянию активного бодрствования, применение интенсивных нагрузок в утренней гимнастике не рекомендуется, а также нельзя доводить организм до состояния выраженного утомления.

Утренняя зарядка эффективно устраняет такие последствия сна, как отечность, вялость, сонливость и другие. Она увеличивает тонус нервной системы, усиливает работу сердечно – сосудистой и дыхательной систем, желез внутренней секреции. Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений, часто встречающихся в современной жизни.

Физические упражнения это движения или действия, используемые для физического развития человека. Это средство физического совершенствования, преобразования человека, развития его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Физические упражнения являются основным средством всех видов физической культуры. Они, действуя на головной мозг, вызывают чувство бодрости и радости, создают оптимистическое и уравновешенное нервно-психическое состояние. Физкультурой следует заниматься с раннего детства и до глубокой старости.

Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной двигательной активностью , усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Двигательная активность имеет огромное значение как для преодоления двигательного дефицита (гиподинамии), так и для сохранения и укрепления здоровья. Недостаток двигательной активности приводит к нарушению в организме человека нервно-рефлекторных связей, заложенные природой, следствием чего является расстройство деятельности сердечно - сосудистой и других систем, нарушение обмена веществ и развитие различных заболеваний.

Умеренный физический труд способствует функциональному и физическому совершенствованию организма, по существу, оздоровлению человека. Функциональное и физическое совершенствование обеспечивает высокую физическую и умственную работоспособность, нормальную осанку, высокую двигательную культуру за счет образования различных моторных координации, адекватное развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости и ловкости), необходимых для оптимальной адаптации человека к условиям труда и среды обитания.

Физический труд и любительский спорт - прекрасные средства физической культуры для профилактики и укрепления здоровья. Они хорошо подходят людям с сидячей работой, а также работникам умственного труда. Основное требование – нагрузки должны быть посильными и ни в коем случае не перенапрягаться.

Туризм как один из видов досуговой деятельности человека оказывает комплексное влияние на развитие личности, способствует укреплению здоровья и увеличению продолжительности жизни.

2013 г.

2012 г.

Закаливание также является одним из элементов физической культуры. Ему принадлежит существенная роль в профилактике простудных и многих инфекционных заболеваний. К закаливающим процедурам относятся ежедневные обтирания тела прохладной водой или приём душа, обливание, купание с последующим растиранием, воздушные и солнечные ванны.

В процессе закаливания в первую очередь укрепляется нервная система. Под действием внешних раздражителей деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма постепенно перестраивается, приводя к расширению компенсаторных функциональных возможностей организма человека. Основными принципами закаливания являются постепенность, систематичность, учёт индивидуальных особенностей человека, комплексное использование солнца, воздуха и воды.

Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека.

КОМПОНЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения и воспитанием людей. В её структуру входят следующие компоненты:


1. Физическое образование.


2. Физическое воспитание.


3. Физическая подготовка к конкретной деятельности.


4. Восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры – реабилитация.


5. Занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.е. – рекреация.


6. Подготовка высокопрофессиональных спортсменов.

ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ


1 . Аэробная выносливость – длительное выполнение работы средней мощности.

2. Силовая выносливость – способность противостоять утомлению при длительных нагрузках силового характера.

3 . Скоростно-силовая – способность выполнять длительное время силовые упражнения с максимальной скоростью.

4. Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой, за счет эластичности связок, .
5. Быстрота – способность человека максимально быстро чередовать сокращения мышц и их расслабление.

6. Динамическая мышечная сила – способность к взрывному (максимально быстрому) проявлению усилий с собственным весом тела или большим отягощением. Рост мышечной силы приводит к увеличению объема и плотности мышц, что способствует контролю веса, т.к. мышечная ткань требует больше калорий, чем жировая, даже во время отдыха.

7. Ловкость – способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.

8. Состав тела – соотношение мышечной, жировой и костной ткани.

9. Осанка – комплексная морфофункциональная характеристика опорно-двигательной системы.

10. Здоровье – объективным показателем здоровья является положительная тенденция во всех вышеперечисленных показателях физического развития.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Прочитав много литературы о физкультуре и спорте, узнала, что в совокупности они приносят только пользу. Стала регулярно заниматься физкультурой. Стала намного лучше себя чувствовать. Редко болею. Совсем не замечаю усталости. Сон очень хороший, и сны снятся только хорошие. Потом я решила сопоставить свои физические данные с данными здорового и закаленного человека, с данными хорошо тренированных моих сверстников.

    Рост, вес и окружность груди девушек в 15 лет

Для определения нормального веса используются различные весоростовые индексы. В частности, в практике широко используют индекс Брока , согласно которому нормальный вес тела высчитывается следующим образом:

Для людей ростом 165-175 см:

оптимальный вес = длина тела - 105

Окружность груди

(в см)

Данные по В.И. Хлопкову

159,3

51,3

74,3

Мои данные


    Изменение мышечной силы женщин в 15 лет

(по наибольшему грузу, поднимаемому обеими руками)

Мои данные

    Изменение жизненной емкости легких женщин в 15 лет

Для определение оптимальной ЖЕЛ конкретного человека используется у равнение

Людвига :

Женщины: должная ЖЕЛ = (40х L )+(10хР) - 3800 где L - рост в см, Р - вес в кг.

Например, для девушки ростом 172 см, весом 59 кг оптимальная ЖЕЛ составляет: (40 х 172) + (10 х 59) - 3800 = 3670 мл.

Частота дыхания - число полных дыхательных циклов за единицу времени

(за минуту).

В норме частота дыхания взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза.

(40 х 166) + (10 х 60) – 3800 = 3440

Мои данные

3440

    Изменение с возрастом ударного объема сердца (количества крови, нагнетаемого сердцем в сосуды при каждом сокращении) у женщин в 15 лет

Мои данные

2700

    Некоторые показатели физического развития девушек, систематически занимающихся и не занимающихся физическими упражнениями в 15 лет (данные по С. Л. Летунову и

Р. Е. Мотылпнской).

48,9

Рост (в см)

160,8

157,2

Окружность грудной клетки (в см)

76,8

71,3

Сила правой кисти (в кг)

42,0

34,0

44,0

Становая сила (в кг)

131,3

130,0

Спирометрия (в см куб.)

3750

3235

3440

Уровень физической подготовленности учащихся 15 лет

п/п

Физические способности

Контрольное упражнение
(тест)

Возраст
(лет)

Девочки

Мои результаты

Низкий

Средний

Высокий

Скоростные

Бег на 30 м (сек.)

5,8–5,3

Координационные

Челночный бег 3?10 м (сек.)

9,3–8,8

Скоростносиловые

Прыжок в длину с места (см)

165–185

Выносливость

6 минутный бег (м)

1050–1200

1300

1200

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя

12-14

Силовые

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа

12-13

ФИЗИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

(5-9 классы)

Бег 30 м (сек) Бег 60 м (сек)

Метание малого мяча (м) Подъем туловища из

положения лежа на спине (раз)

Прыжки с места (см)

6 ПРИЗНАКОВ ЗДОРОВОГО И ЗАКАЛЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

1. Очень редко болеет.

2. Имеет чистую кожу, блестящие глаза и

волосы.

3. Имеет хороший сон.

4. Живет не менее 80 лет.

5. Может без одышки пробежать пять

километров.

6. Если заболел, то быстро поправляется.

    Редко болею.

    Имею чистую кожу, блестящие глаза и волосы.

    Имею хороший здоровый сон.

    Мне еще только 15 лет.

    Могу пробегать большие расстояния без одышки.

    Если болею, быстро поправляюсь.

Физическая культура многофункциональна. При физических нагрузках в активную работу вовлекаются практически все органы и системы организма человека.

Изменяя характер и величину тренировочных нагрузок, можно целенаправленно влиять на течение адаптационных процессов и тем самым укреплять различные органы, развивать важнейшие физические качества.

Благоприятное влияние регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье и физическое состояние человека любого возраста происходит в результате:

    повышения тонуса центральной нервной системы;

    улучшения свойств нервных процессов - силы процессов возбуждения и торможения, их подвижности, уравновешенности;

    усиления деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем;

    увеличения общего объема циркулируемой крови, повышения числа эритроцитов и содержания гемоглобина;

    развития мышечной системы;

    совершенствования двигательных качеств мышц: быстроты, силы, ловкости, выносливости; развития двигательной активности и координации движений;

    улучшения кровообращения мышечных волокон;

    развития адаптационных способностей организма;

    утолщения костной ткани, ее большей прочности, большей подвижности суставов;

    нормализации обмена веществ в организме;

    совершенствования регуляции функций организма;

    профилактики гиподинамии;

    избавления от лишнего веса при систематических занятиях с умеренным питанием;

    улучшения функционального состояния всего организма, положительного влияния на самочувствие, настроение, работоспособность.

Физические упражнения благотворно влияют на деятельность дыхательной системы, способствуя увеличению жизненной емкости легких, более продуктивному использованию кислорода из вдыхаемого воздуха.

Систематические занятия оказывают позитивное влияние на костно-мышечную систему организма человека. Например, легкоатлетические упражнения вызывают утолщение костной ткани, усиление ее прочности, обеспечивают большую подвижность суставов, эластичность и прочность связочного аппарата.

Благодаря разрастанию мышечных волокон улучшается их кровоснабжение. Так, в тренированной мышце на 100 мышечных волокон приходится в среднем 98 капилляров, а в нетренированной - только 46. В крепких мышцах накапливается больший запас энергетических веществ гликогена, креатинфосфата, а содержание миоглобина в 2-2,5 раза выше, чем в нетренированных. Кроме того, повышается возбудимость и подвижность нервно-мышечного аппарата, улучшается быстрота, точность и координация движений.

Физические упражнения в среднем возрасте используются в первую очередь для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышения общей и профессиональной работоспособности, удлинения трудового периода жизни, предупреждения преждевременного старения.

ВЫВОДЫ:

Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека. Способствуя физическому развитию, расширению физических возможностей, физическая культура влияет практически на все стороны жизнедеятельности человека: развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию ее саморазвития, осуществляет социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе жизни, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни человека. Концепция физического воспитания и оздоровления детей и

М.: Физ. культура: воспитание, образование, тренировка, 1996.

    Настольная книга учителя физкультуры: Справочно-методическое пособие /

Составитель Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО

«Издательство Астрель», 2003.

    Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к

олимпиадам (всероссийским, региональным, городским, районным,

школьным). Методическое пособие/авт.-сост.: П.А. Киселев, С.Б. Киселева.

– М.: Глобус, 2008.

Не бойся ты дождя и стужи.

Почаще приходи на стадион.

Кто с детских лет со спортом дружит,

Всегда здоров, красив, и ловок и силен.


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека