Снижение работоспособности. Факторы, снижающие работоспособность, и признаки её возникновения

Существует несколько вероятных причин снижения работоспособности человека, и их можно разделить на две группы: психологические причины и физиологические причины. Часто они сосуществуют друг с другом и действуют совместно, оказывая комплексное влияние на работоспособность человека. Тем не менее, это разные причины, и их следует обсуждать отдельно. Психологическими называются такие причины, которые ведут к понижению работоспособности вследствие действия одного из следующих факторов:

  • 1) отсутствие должной мотивации деятельности, интереса человека к тому виду занятий, в котором снижается работоспособность,
  • 2) достаточно сильная озабоченность человека чем-то, что отвлекает его от основной работы,
  • 3) неблагоприятное эмоциональное состояние человека в данный момент времени, например фрустрация, апатия, скука, безразличие и т.п.,
  • 4) неверие в успех дела, связанное с одним из следующих обстоятельств: неуверенность человека в себе, отсутствие надежды на успех дела в данных конкретных условиях.

Физиологическими называются следующие причины снижения работоспособности:

Рассмотрим, как определить, какая из названных причин или групп причин является реально действующей, какие рекомендации в каждом таком случае можно предложить работнику.

Первую из названных причин - отсутствие мотивации - можно определить следующим образом.

Ее можно идентифицировать в результате прямого разговора с работником и выяснения того, есть ли у него интерес к занятиям соответствующим видом деятельности. Если в ответ на прямо заданный ему вопрос работник вполне определенно отвечает «нет», то это однозначно свидетельствует о том, что такого интереса у работника действительно нет, за исключением, конечно, крайне редко встречающегося в практике психологического консультирования случая, когда работник просто не настроен, говорить консультанту правду о себе.

Если же работник говорит «да», то это не всегда означает, что в действительности дело обстоит именно так. Работнику может показаться, что такой интерес у него действительно есть, хотя на самом деле его может и не быть. Кроме того, работник часто невольно говорит «да», не желая, чтобы в случае ответа «нет» консультация прекратилась.

В последнем случае действительно нет смысла ее продолжать, так как фактическое отсутствие у клиента интереса к делу не может быть скомпенсировано другими мерами.

Отсутствие должной мотивации деятельности у работника можно установить и косвенным путем, задавая работнику и получая от него ответы на следующие вопросы:

  • 1. Что интересного для себя вы находите в той работе, в процессе которой вы замечаете, что у вас снижается работоспособность?
  • 2. Что можно и нужно сделать для того, чтобы соответствующая работа стала для вас более привлекательной и интересной?
  • 3. Что изменится в вашей жизни, если вы совсем перестанете заниматься этой работой?
  • 4. Можно ли данную работу для вас заменить какой-либо другой?

После проведения исследования (прил., табл. 2.) трое работников на первый вопрос ответили определенно и без долгих раздумий, называя немало такого, что привлекает его в работе можно сделать вывод о достаточно сильной мотивации работника к занятиям соответствующим видом деятельности. Это же дает основание для заключения о том, что причиной снижения работоспособности клиента является не дефицит интереса к работе (дефицит мотивации), а нечто совсем другое.

Но остальные работники дали неопределенный ответ на данный вопрос, сопровождающийся к тому, же долгими размышлениями, но в этом случае гипотезу о дефиците мотивации полностью также нельзя отвергнуть.

При ответе на второй вопрос работники затруднились ответить, в этом случаи можно высказать предположение о том, что причина снижения его работоспособности - недостаточность положительной мотивации деятельности. Если бы работники дали бы уверенного ответа на данный вопрос эта гипотеза, напротив, подвергается сомнению.

Отвечая, на третий вопрос четверо работников перечисляют в основном только возможные отрицательные следствия прекращения работы и это дает основание предполагать, что его мотивация к занятиям соответствующим видом деятельности является достаточно сильной.

Но, со стороны одного работники были названы положительные следствия прекращения занятий данным видом деятельности и можно предположить, что мотивация клиента не является достаточно сильной, но один работник не определился с ответом.

Наконец, на четвертый вопрос четверо работников ответили «да», можно сделать вывод, что данный вид деятельности сам по себе малоинтересен для клиента. А за остальными работниками последовал ответ «нет», но вывод о «малоинтересности» деятельности однозначно сделать нельзя.

Выяснив реальность первой из указанных выше причин, вернее наличие положительной мотивации к деятельности, можно далее переходить к выяснению второй причины - отвлечения внимания или наличия конкурирующей мотивации.

Действенность этой возможной причины определяется следующим способом. У работников спрашивают, есть ли у них в данный момент времени, в текущий период его жизни какие-либо другие проблемы, которые не позволяют ему полностью сосредоточиться на деле, в связи с которым он и жалуется на снижение работоспособности. (прил., табл. 3.).После опроса выяснится, что такие проблемы есть, но они присутствует не у всех это будет означать, что возможной причиной снижения работоспособности клиента являются именно эти проблемы. В случае отсутствия у работников других проблем такое предположение является маловероятным.

Неблагоприятные эмоциональные состояния: фрустрация, апатия и другие - идентифицируется как возможная причина снижения работоспособности следующим образом.

Прежде всего, эти эмоциональные состояния можно выявить, просто внимательно наблюдая за поведением работника во время консультации. Если в процессе разговора работник постоянно находится в состоянии повышенного эмоционального возбуждения и психологического напряжения, то вполне можно предположить, что в таком же состоянии он находится и во время той работы, в которой у него снижается его работоспособность.

Такими вопросами могут быть, например, следующие:

«Какие эмоции вы обычно переживаете во время работы: положительные или отрицательные?»

«Беспокоитесь ли вы о чем-либо, когда работаете? Если да, то о чем конкретно?»

Неверие в свой успех как возможная причина снижения работоспособности или наличие отрицательных ожиданий (ожиданий неудачи), связанных с выполняемой работой, констатируется по ряду признаков. Прежде всего, по ответам работника на вопросы типа:

«Успешно ли идет ваша работа?»

«Верите ли вы в то, что, в конечном счете, добьетесь успеха?»

Неуверенность в себе как причина снижения работоспособности может быть установлена по поведению клиента и по его ответам на соответствующие вопросы.

Если работник ведет себя достаточно уверенно, если он так же уверенно отвечает на задаваемые ему вопросы, то это является основанием для предположения, что подобная уверенность свойственна ему и в работе.

Если же работник ведет себя недостаточно уверенно и так же не вполне уверенно отвечает на задаваемые ему вопросы, то можно сделать вывод, что неуверенность в себе, вероятно, свойственна ему и в работе.

Однако в последнем случае неуверенность работника, как гипотеза,

требует дополнительной проверки и независимого подтверждения. Таким подтверждением могут служить ответы работника на следующие вопросы:

«Всегда ли вы чувствуете себя достаточно уверенно, когда занимаетесь работой?»

«Верите ли вы в то, что в этой работе сможете добиться успеха?»

Если на эти вопросы клиент ответит «да», то гипотезу о неуверенности как черте его характера следует, вероятно, отклонить. Если же ответы клиента на них будут «нет», то такая гипотеза окажется вполне вероятной.

В случае, если причина снижения работоспособности имеет чисто

физиологический характер, неблагоприятное состояние организма, то работнику все же следует дать некоторые рекомендации психологического свойства, так как определенное влияние на физическое состояние человека оказывают психологические факторы.

Прежде всего, здесь надо иметь виду то, что положительные эмоции повышают, а отрицательные эмоции понижают работоспособность человека. Следовательно, необходимо стремиться к тому, чтобы работа вызывала у человека преимущественно положительные эмоции и по мере возможности исключала отрицательные эмоциональные переживания.

Следует также помнить о том, что состояние усталости легче предупредить, чем устранить, если оно уже возникло.

По этой причине для поддержания работоспособности на достаточно высоком уровне важно заботиться о создании оптимального режима работы. Такой режим заключается в том, чтобы не допускать возникновения выраженного состояния физической усталости, делая в работе частые, небольшие перерывы на отдых, рассчитанные на достаточно быстрое восстановление сил.

Еще одно важное правило на этот счет гласит: люди обычно больше устают не от той работы, которая ими уже выполнена, а от той работы, которую они должны были выполнить, но по тем или иным причинам не успели сделать в срок. Следовательно, планируя свою работу на день или намечая выполнить определенный объем работы за какое-то время, необходимо включать в него только то, что обязательно и при всех обстоятельствах будет к заданному сроку выполнено.

  • Глава III профессиональная подготовка психолога-консультанта Контрольные вопросы
  • Что включает в себя профессиональная подготовка психолога-консультанта
  • С чего начинается, как проводится и на чем основывается подготовка психолога-консультанта
  • Как повышать профессиональную квалификацию психолога-консультанта
  • Упражнения
  • Общие вопросы организации работы психологической консультации
  • Режим работы психологической консультации
  • Распределение обязанностей между работниками психологической консультации
  • Организация индивидуальной работы психолога-консультанта
  • Взаимодействие психолога-консультанта с другими специалистами-консультантами
  • Взаимодействие психолога-консультанта со вспомогательным персоналом консультации
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава V подготовка и проведение психологического консультирования, его этапы и процедуры Контрольные вопросы
  • Как подготовиться к психологическому консультированию
  • Как проводится психологическое консультирование
  • Основные этапы психологического консультирования
  • Процедуры психологического консультирования
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава VI техника психологического консультирования Контрольные вопросы
  • Понятие и вводные замечания о технике психологического консультирования
  • Встреча клиента в психологической консультации
  • Начало беседы с клиентом
  • Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди
  • Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента
  • Действия консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций
  • Техника завершающего этапа консультирования и практика общения консультанта с клиентом по окончании консультации
  • Типичные технические ошибки, допускаемые в процессе консультирования, способы их устранения
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава VII тестирование в практике психологического консультирования Контрольные вопросы
  • Для чего необходимо проводить тестирование во время психологического консультирования
  • Когда в консультировании рекомендуется применять психологические тесты
  • Каким требованиям должно отвечать психологическое тестирование! применяемое в психологическом консультировании
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава VIII тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования Контрольные вопросы
  • Тесты когнитивных процессов восприятия, внимания, воображения, речи и общих интеллектуальных способностей
  • Тесты памяти
  • Упражнения
  • Тесты коммуникативных способностей
  • Тесты организаторских способностей
  • Тесты специальных способностей
  • Тесты темперамента и характера
  • Тесты мотивов и потребностей
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава х ситуации и общие практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному со способностями Контрольные вопросы
  • Типичные случаи (ситуации) психологического консультирования
  • Общие рекомендации по коррекции способностей в практике психологического консультирования
  • Советы по развитию интеллектуальных способностей
  • Советы по развитию мнемических способностей
  • Пути решения проблем развития коммуникативных способностей
  • Улучшение организаторских способностей клиента
  • Развитие специальных способностей клиента
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XI практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному с развитием личности клиента Контрольные вопросы
  • Советы по вопросам, связанным с темпераментом
  • Общие рекомендации по коррекции черт характера
  • Советы по развитию воли
  • Рекомендации по совершенствованию деловых черт характера
  • Советы по развитию коммуникативных черт характера
  • Консультирование по потребностно-мотивационным проблемам
  • Глава XII практические рекомендации по коммуникативному и социально-перцептивному психологическому консультированию Контрольные вопросы
  • Отсутствие интереса к людям
  • Неумение привлекать к себе внимание, оказывать положительное впечатление на людей
  • Неумение высказывать комплименты и правильно реагировать на них
  • Неумение точно воспринимать и оценивать социальные роли людей
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XIII практические рекомендации по проблемам саморегуляции в деловых отношениях Контрольные вопросы
  • Неудачи в управлении эмоциями в деловой жизни
  • Неудачи в выборе профессии, условий и места работы
  • Неудачи в продвижении по службе
  • Неудачи в поддержании и сохранении своей работоспособности
  • Неудачи в конкуренции с другими людьми
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XIV практические рекомендации по проблемам межличностного психологического консультирования Контрольные вопросы
  • Основные проблемы в межличностных отношениях людей, причины их возникновения
  • Проблемы личных взаимоотношений клиента с людьми
  • Отсутствие взаимных симпатий в личных человеческих отношениях
  • Наличие антипатий в общении клиента с людьми
  • Неспособность клиента быть самим собой
  • Невозможность эффективного делового взаимодействия клиента с людьми
  • Неспособность клиента быть лидером
  • Неспособность клиента подчиняться другим
  • Неумение клиента предупреждать и разрешать межличностные конфликты
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XV практические рекомендации по проблемам семейного консультирования Контрольные вопросы
  • Основные вопросы семейного консультирования
  • Взаимоотношения с будущим супругом
  • Взаимоотношения между супругами в сложившейся семье
  • Взаимоотношения супругов с их родителями
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XVI рекомендации по вопросам психолого-педагогического консультирования Контрольные вопросы
  • Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками
  • Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников
  • Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста
  • Консультирование родителей юношей и девушек
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XVII практические рекомендации по проблемам, связанным с личными жизненными неудачами Контрольные вопросы
  • Неудачи личного характера
  • Неудачи в развитии потребностей и интересов
  • Неудачи в изменении эмоций и чувств
  • Неудачи в коррекции недостатков темперамента и характера
  • Неудачи в избавлении от комплексов
  • Неудачи в установлении хороших личных взаимоотношений с людьми
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XVIII практические рекомендации по проблемам самочувствия и состояния здоровья Контрольные вопросы
  • Психогенные заболевания
  • Психогенные сердечные заболевания
  • Психогенные нарушения пищеварения
  • Изменчивость настроения клиента
  • Депрессивные состояния
  • Снижение работоспособности
  • Бессонница
  • Эмоциональные расстройства (аффекты, стрессы)
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XIX практические рекомендации по деловому психологическому консультированию Контрольные вопросы
  • Руководство личными отношениями людей
  • Руководство деловыми отношениями людей
  • Принятие и реализация решений по персональным делам
  • Принятие и реализация решений по рабочим делам
  • Неумение обращаться к людям с просьбами и правильно реагировать на просьбы
  • Неумение убеждать людей
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XX оценка результатов психологического консультирования Контрольные вопросы
  • Что такое результативность психологического консультирования
  • Как оценивать результаты психологического консультирования
  • Причины недостаточной результативности психологического консультирования
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Учебный план и программа курса «основы психологического консультирования» Пояснительная записка
  • Учебный план курса «Основы психологического консультирования»
  • Программа курса «Основы психологического консультирования»
  • Тема 1. Введение в психологическое консультирование
  • Тема 2. Требования, предъявляемые к психологу-консультанту и его работе
  • Тема 3. Профессиональная подготовка психолога-консультанта
  • Тема 4. Организация работы психологической консультации
  • Тема 5. Подготовка и проведение психологического консультирования, его этапы и процедуры
  • Тема 6. Техника психологического консультирования
  • Тема 7. Тестирование в практике психологического консультирования
  • Тема 8. Тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования
  • Тема 9. Тесты, рекомендуемые к использованию в практике персонального и коммуникативного психологического консультирования
  • Тема 10. Ситуации и общие практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному со способностями
  • Тема 11. Практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному с развитием личности клиента
  • Тема 12. Практические рекомендации по коммуникативному и социально-перцептивному психологическому консультированию
  • Тема 13. Практические рекомендации по проблемам саморегуляции в деловых отношениях
  • Тема 14. Практические рекомендации по проблемам межличностного психологического консультирования
  • Тема 15. Практические рекомендации по проблемам семейного консультирования
  • Тема 16. Рекомендации по вопросам психолого-педагогического консультирования
  • Тема 17. Практические рекомендации по проблемам, связанным с личными жизненными неудачами
  • Тема 18. Практические рекомендации по проблемам самочувствия и состояния здоровья
  • Тема 19. Практические рекомендации по деловому психологическому консультированию
  • Тема 20. Оценивание результатов психологического Консультирования
  • Литература
  • Словарь терминов попсихологическому консультированию
  • Советы р. Мея, а. Пиза и других известных практических психологов начинающим психологам-консультантам
  • Советы по определению целей психологического консультирования
  • Советы по размещению клиента в помещении психологической консультации
  • Советы по ведению психологического консультирования
  • О роли собственных переживаний клиента в решении его личной проблемы
  • Признаки, по которым можно судить о психологических состояниях и личности клиента
  • Личностные особенности клиента
  • Немов Роберт Семенович основы психологического консультирования Учебник для вузов
  • Глава I введение в психологическое консультирование 5
  • Глава VII тестирование в практике психологического консультирования 70
  • Глава VIII тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования 75
  • Глава IX тесты, рекомендуемые к использованию в практике персонального и коммуникативного психологического консультирования 82
  • Глава XI практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному с развитием личности клиента 115
  • Глава XII практические рекомендации по коммуникативному и социально-перцептивному психологическому консультированию 129
  • Глава XIII практические рекомендации по проблемам саморегуляции в деловых отношениях 137
  • Глава XIV практические рекомендации по проблемам межличностного психологического консультирования 150
  • Глава XV практические рекомендации по проблемам семейного консультирования 170
  • Снижение работоспособности

    Если причины депрессии определить достаточно трудно, то при снижении работоспособности человека причин, как правило, не так много и они легко узнаваемы. Рассмотрим эти причины вместе с теми рекомендациями, которые в связи с ними мог бы предложить психолог-консультант клиенту.

    Причина 1. Физическое переутомление человека. Как причина снижения работоспособности, оно в основном действует в тех случаях, когда человеку долгое время приходится выполнять работу, требующую значительной физической нагрузки. Это в основном различные виды тяжелого физического труда, которые в современных условиях встречаются довольно редко.

    В этом случае для предупреждения утомления следует рационально организовать режим физической нагрузки, продумав его таким образом, чтобы человек отдыхал, восстанавливая свою работоспособность еще до того, как у него появятся явные признаки физического утомления.

    Добиться этого клиент может следующим образом. В течение достаточного времени понаблюдать за своей работой и попытаться понять, когда после длительной физической нагрузки у него впервые возникают заметные признаки утомления. Зафиксировав интервалы времени, через которые они регулярно появляются, необходимо будет примерно на 3–5 минут уменьшить время непрерывной работы, т.е. сделать промежутки между моментами физической работы такими, чтобы в течение их явные признаки усталости не появлялись.

    Надо всегда помнить о том, что при тяжелой физической работе в любом случае лучше делать частые, но кратковременные перерывы на отдых, чем один большой и достаточно длительный перерыв. В итоге человек сможет намного увеличить свою физическую работоспособность, и при этом он будет гораздо меньше уставать.

    Причина 2. Болезнь или физическое недомогание также могут стать причиной снижения работоспособности человека. Эта причина появляется тогда, когда в организме нарушаются какие-либо нормальные физиологические функции. Их изменение может быть констатировано в случае, если клиническое обследование клиента действительно подтверждает данный факт.

    Заметим, однако, что просто плохое самочувствие человека, в том числе и физическое, не является достаточным основанием для того, чтобы делать вывод о существовании этой причины, так как физическое состояние подобного рода может быть порождено у клиента указанными ниже социально-психологическими причинами.

    В том случае если выявлены социально-психологические причины снижения работоспособности, то клиенту рекомендуется отдохнуть, но если полный отдых невозможен, то на некоторое время снизить до минимума физические и психологические нагрузки.

    Правда, такие рекомендации в основном годятся только для лиц, которые не привыкли к большим нагрузкам. Что же касается тех, кто в жизни привык к значительным нагрузкам и для кого они являются нормальными, то им нельзя рекомендовать резкое снижение нагрузок, так как быстрое и существенное изменение привычного образа жизни может вызвать у них отрицательные последствия. Для таких лиц физическая нагрузка даже в период недомогания должна оставаться достаточно большой, но посильной.

    Регулировать меру нагрузки следует самому клиенту по своему самочувствию. Саморегуляция позволит ему сохранить на высоком уровне свою работоспособность.

    Причина 3. Монотонная работа также может привести к снижению работоспособности человека. Такая работа порождает состояние усталости и понижает работоспособность человека не потому, что она для него непосильна и тяжела, а по причине своей чисто психологической утомительности. Это весьма распространенный фактор понижения работоспособности, практически встречающийся у всех людей независимо от того, чем им приходится заниматься в жизни, так как любой вид труда может содержать в себе элементы монотонности и, следовательно, приводить к утомлению.

    Практическое решение проблемы повышения работоспособности в этом случае заключается в сведении к минимуму однообразия в деятельности человека, в том, чтобы сделать ее как можно более разнообразной и интересной. Для этого нужно внимательно проанализировать то, чем данный человек занимается в течение дня, продумать режим его жизни таким образом, чтобы условия и характер работы более или менее систематически менялись. Что же касается определения интервалов времени, в течение которых работа человека может сохранять монотонный характер, то для их уточнения желательно воспользоваться рекомендациями, уже высказанными при обсуждении первой причины.

    Оптимальным является такой режим работы, при котором значительные умственные нагрузки в одни периоды времени чередуются у человека со средними или слабыми физическими нагрузками в другие периоды времени, и наоборот: существенные физические нагрузки в одни моменты деятельности сопровождаются средними или слабыми умственными нагрузками в другие моменты деятельности человека.

    Заметим, что одновременно сочетать сильные или слабые физические нагрузки с такими же умственными нагрузками не рекомендуется, так как в этом случае сильные нагрузки того или другого типа сами по себе могут вызвать утомление. Слабые же умственные и физические нагрузки не способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

    Задача чередования умственных и физических нагрузок сводится к тому, чтобы, восстанавливая работоспособность человека в одном виде деятельности, не утомлять его другим видом деятельности.

    Причина 4. Следующей причиной снижения работоспособности может стать просто не интересная для человека работа. Здесь проблема сохранения работоспособности на должном уровне носит в основном мотивационный характер и, следовательно, средство повышения работоспособности человека касается усиления мотивации его деятельности.

    Рассмотрим, как это можно было бы сделать практически. Но прежде всего выясним, что реально влияет на мотивацию человека. Воспользуемся для этого следующей формулой:

    М.д. = Н.з.п. х В.у.н.з.п. х О. у.н.з.п. + Д.п. х В.у.д.п. х О.у.д.п.,

    М.д. – мотивация деятельности,

    Н.з.п. – наиболее значимая потребность, связанная с данной деятельностью,

    В.у.н.з.п. – вероятность удовлетворения наиболее значимой потребности в соответствующем виде деятельности,

    О.у.н.з.п. – ожидание удовлетворения этой потребности в данном виде деятельности,

    Д.п. – другие потребности человека, которые могут быть удовлетворены с помощью данного вида деятельности,

    В.у.д.п. – вероятность удовлетворения других потребностей человека в данном виде деятельности,

    О.у.д.п. – ожидание удовлетворения других потребностей человека в данном виде деятельности.

    Рассмотрим общие принципы применения этой формулы к решению интересующей нас проблемы усиления мотивации деятельности человека.

    М.д. – это сила реального стремления человека к занятиям соответствующим видом деятельности. Чем больше М.д., тем выше работоспособность человека, и наоборот, чем меньше М.д., тем ниже работоспособность человека. Основной путь повышения и сохранения работоспособности человека заключается, соответственно, в усилении М.д.

    От чего же зависит мотивация деятельности? Прежде всего от силы наиболее значимой потребности, которая может быть удовлетворена при помощи данного вида деятельности. В приведенной выше формуле сила соответствующей потребности обозначена как Н.з.п. (наиболее значимая потребность). Если занятие соответствующим видом деятельности отвечает этой потребности человека, то это будет поддерживать интерес человека к деятельности и, следовательно, сохранять его работоспособность.

    Но так, к сожалению, бывает далеко не всегда, и часто оказывается, что одной, наиболее значимой потребности для поддержания интереса к деятельности недостаточно. Тогда мотивацию деятельности необходимо усиливать за счет привлечения к управлению деятельностью других мотивов и потребностей человека, которые так же могут быть удовлетворены с помощью соответствующей деятельности. Таких потребностей может оказаться несколько, и они в приведенной выше формуле обозначены аббревиатурой Д.п. (другие потребности).

    Кроме самих потребностей, на мотивацию могут оказать влияние дополнительные факторы, такие, как вероятность удовлетворения потребностей и ожидание того, что в данной ситуации соответствующие потребности действительно будут удовлетворены.

    Человек – существо разумное, и всякий раз, приступая к конкретным действиям, он руководствуется определенными мотивами, оценивает, насколько его потребности действительно могут быть удовлетворены.

    Если они могут быть удовлетворены полностью, то его интерес к деятельности и, следовательно, работоспособность будут самыми высокими. Если же, приступая к деятельности, человек заранее не рассчитывает на полное удовлетворение актуальных потребностей в заданных условиях, то его интерес к деятельности и, соответственно, работоспособность в ней будут намного ниже, чем в первом случае.

    То же самое касается и ожидания успеха. При стопроцентном ожидании успеха мотивация деятельности будет сильнее, чем при частичном ожидании успеха. И то и другое – вероятность удовлетворения потребности и ожидание успеха – могут относиться как к наиболее значимой потребности (В.у.н.з.п. и О.у.н.з.п.), так и к другим потребностям (В.у.д.п. и О.у.д.п.).

    Рассмотрим теперь на конкретном примере, как психолог-консультант может практически воспользоваться этой формулой. Допустим, что к психологу обратился клиент, который жалуется на то, что давно занимается творческой работой, но в последнее время у него значительно снизилась работоспособность. Предположим также, что все остальные, до сих пор рассмотренные причины снижения работоспособности в процессе консультационной работы с данным клиентом у него не обнаружились и осталась только одна, последняя причина, связанная с возможным дефицитом мотивации деятельности.

    Тогда психолог-консультант должен будет приступить к разработке именно этой версии причины и вести работу с клиентом по следующему плану. Например:

    1. В беседе с клиентом постараться понять самому и, кроме того, помочь осознать клиенту те потребности, ради удовлетворения которых он занимается данным видом деятельности, где как раз и произошло снижение его работоспособности. Консультант и клиент должны будут вместе определить, почему работоспособность клиента уменьшилась.

    Возможно, что это произошло потому, что занятия соответствующим видом деятельности в данный момент времени уже не полностью удовлетворяют потребности клиента. К примеру, могло случиться так, что раньше за результаты своей творческой работы этот человек (он, может быть, является ученым, писателем, инженером или художником) получал вполне приличные гонорары, а сейчас его творческий труд фактически обесценился.

    2. Вместе с клиентом постараться найти новые, дополнительные стимулы в его работе. Такими стимулами могли бы стать другие мотивы и потребности, о которых он еще не думал и которые вполне могли бы удовлетвориться данным видом деятельности.

    Для того чтобы практически найти эти дополнительные мотивы, необходимо определить, ради чего, кроме удовлетворения главной потребности, клиент готов заниматься тем же видом деятельности, которым занимается в настоящее время. Отыскав и указав клиенту такие мотивы, необходимо перестроить иерархию его потребностей, лежащую в основе соответствующей деятельности, таким образом, чтобы верхнюю ступень в ней теперь занимали новые мотивы и потребности.

    Психологически это означает, что нужно изменить или придать новый смысл прежней деятельности. Если, к примеру, окажется, что раньше творческой работой клиент занимался в основном ради заработка, затем – для престижа, признания со стороны окружающих людей, то теперь его необходимо постараться убедить в том, что самоуважение может значить для человека не меньше, чем престиж и заработок. Убедив в этом клиента, можно далее восстановить его работоспособность через усиление мотивации и повышение внутреннего интереса к творческой работе

    3. Третий желательный шаг на пути усиления мотивации заключается в том, чтобы вместе с клиентом рассмотреть условия его жизни и доказать, что в действительности клиент имеет гораздо больше шансов удовлетворить свои наиболее значимые и другие потребности с помощью соответствующей деятельности, чем ему казалось до сих пор, что ожидание успеха у него является объективно более высоким, чем он раньше предполагал.

    В нашем примере это означает следующее: объяснить клиенту, что с помощью его творческой работы можно не только больше заработать, но добиться того, чтобы его больше уважали и чтобы он сам себя выше ценил, как личность.

    Консультируя клиента по этим вопросам, психолог совместно с ним должен находить пути и обращать внимание самого клиента на то, как лучше всего добиться желаемого результата. В практическом плане по отношению, например, к утратившему свою работоспособность творческому человеку это, в частности, означает, что вместе с ним необходимо разработать конкретный, вполне реальный план таких практических действий, рассчитанных на ближайшую перспективу, реализация которых должна будет восстановить и повысить утраченную работоспособность клиента.

    Причина 5. Следующей возможной причиной снижения работоспособности могут стать неприятные переживания клиента, связанные с событиями и делами в его жизни, не имеющими прямого отношения к выполняемой им в данный момент времени работе.

    Эта причина обычно непосредственно не связана с деятельностью, которой человек занят, и, следовательно, способы ее устранения лежат за пределами регуляции мотивации или содержания соответствующей деятельности.

    К выводу о существовании у клиента данной причины снижения работоспособности приходят в том случае, если в ходе беседы с ним не подтверждается наличие ни одной из ранее рассмотренных причин. Однако для безошибочного заключения о том, что именно такая причина является реально действующей, необходимо прямое подтверждение факта ее существования.

    Это может быть сделано, например, в результате анализа ответов клиента на следующие вопросы (их обычно задают клиенту уже после того, как твердо установлено, что описанные выше причины не являются реально действующими):

    Что в вашей жизни произошло до того момента или в то время, когда вы реально почувствовали, что ваша работоспособность начала снижаться?

    Какую реакцию это событие вызвало у вас?

    Что вы сами предприняли для того, чтобы справиться с возникшей проблемой?

    Удалось ли вам решить эту проблему? Если не удалось, то почему?

    Если в ответах клиента на эти вопросы выяснится, что какие-то значимые события в его жизни за последнее время действительно произошли, если, кроме того, обнаружится, что среди этих событий были весьма неприятные, породившие у клиента длительные, отрицательные переживания, если, наконец, окажется, что клиент пытался с ними справиться, но не смог, и соответствующие проблемы До сих пор не решены, то из всего этого следует вывод, что обсуждаемая причина снижения работоспособности действительно существует. В этом случае вместе с клиентом необходимо будет приступить к поиску способа ее решения и к устранению соответствующей ей причины.

    Снижение работоспособности - это ​несоответствие результатов деятельности тем усилиям, которые на нее затрачиваются, и той усталости, которую вызывает эта деятельность.

    Если человек действительно тяжело трудился, то временное снижение работоспособности является естественным и обусловливается необходимостью психофизического восстановления. Снижение выносливости и работоспособности вне нагрузок считается патологическим; оно может быть детерминировано действием ряда факторов и внутренних процессов:

    В нашей клинике есть профильные специалисты по данному заболеванию.

    (3 специалиста)

    2. Факторы влияющие на снижение работоспособности

    1. Системные физиологическое факторы:

    2. Внешние факторы, снижающие работоспособность:

    • недостаток сна;
    • несбалансированное питание;
    • недостаточное поступление в организм витаминов;
    • приём алкоголя, никотина или других токсических веществ.

    3. Этапы выполнения любых работ

    В норме выполнение любых работ или физических упражнений, интеллектуальный и механический труд включают несколько этапов:

    • Адаптация. Начало любой деятельности происходит при волевом усилии, и в первые 20-30 минут работоспособность нарастает по мере адаптации организма к нагрузкам;
    • Компенсация. Продолжительный период высокой работоспособности. По мере утомления максимальная работоспособность поддерживается волевым усилием до двух часов.
    • Неустойчивая компенсация. На фоне объективных признаков утомления работоспособность то снижается, по возвращается на максимальный уровень. Продолжительность этого периода сильно варьирует и зависит от рода деятельности, характера и интенсивности нагрузки;
    • Снижение работоспособности. Интенсивный спад выносливости. Субъективное ощущение сильной усталости. Неэффективность волевой поддержки продолжения деятельности.

    Эта схема включения в работу и осуществления деятельности может в значительной степени нарушаться под действием внешних и внутренних факторов. У многих людей снижение работоспособности носит регулярный характер в течение дня (утром, к вечеру, в обеденное время). Также отмечаются сезонные колебания работоспособности.

    Если рассматривать в качестве изучаемого периода всю продолжительность жизни человека, то естественной является низкая работоспособность в детстве и пожилом возрасте, а пик работоспособности приходится на ранний и средний зрелый возраст.

    Однако, замечено, что у многих людей даже в старческом возрасте в некоторых видах деятельности сохраняется работоспособность выше среднего уровня (интеллектуальный или творческий потенциал, длительная выносливость при выполнении монотонных операций, способность к концентрации внимания).

    Об аномальном снижении работоспособности можно говорить в тех случаях, когда в течение продолжительного периода повторяется следующий феномен: пик активности не обеспечивает тех результатов, которые обычно наблюдались при подобных нагрузках, или их достижение требует существенно больших затрат времени и усилий. На длительное снижение работоспособности следует обязательно обратить внимание, т.к. хроническая нарастающая усталость служит симптомом-предвестником целого ряда соматических и психических заболеваний. Так, например, онкологические заболевания лавинообразно снижают работоспособность и выносливость, а тяжелая клиническая депрессия может манифестировать жалобами на отсутствие сил и внутренней энергии.

    На фоне гиподинамии и снижения физической активности современный человек подвергается колоссальным психоэмоциональным и (особенно) информационным нагрузкам, к которым эволюционно не готов. Даже при отсутствии заболеваний, разнообразном питании и стремлении поддерживать физическую форму – нередки случаи снижения работоспособности и витального тонуса в целом. Синдром хронической усталости развивается по своеобразному «замкнутому кругу», поскольку объективная неспособность выполнять (на прежнем уровне продуктивности) привычные человеку функции влечет за собой вполне закономерное снижение настроения, самооценки, мотивации и, уже как вторичное следствие – спад работоспособности.

    4. Факторы риска для развития синдрома хронической усталости

    • гипертрофированное чувство ответственности, не позволяющее даже в выходные дни или на отдыхе «отключиться» от работы;
    • нарушения в цикле активность - релаксация, продолжительная трудовая деятельность без выходных и отпусков;
    • изменения артериального давления, метеозависимость;
    • проблемы в личной жизни;
    • хронический дистресс;
    • пренебрежение здоровым режимом жизни,;хаотичное чередование приёмов пищи, сна; невозможность уделить хоть сколько-нибудь времени увлечениям и хобби, общению с близкими;
    • непонимание, одиночество, замкнутость;
    • чрезмерное погружение в виртуальный мир, угасание интереса к реальной жизни на фоне усиления зависимости от удалённого общения и средств массовой информации.

    Причиной стойкого снижения работоспособности могут стать самые разные факторы, но в любом случае не стоит относиться к этому пренебрежительно. Независимо от того, послужило ли причиной физическое недомогание или внешняя среда, такие изменения в самочувствии, как апатия, отсутствие интереса к работе, снижение внимания, потеря интереса к любимым вещам и занятиям, физическая слабость и быстрая утомляемость – сигнализируют о необходимости пересмотра жизненного уклада и внесения корректив в режим труда и отдыха, пересмотра системы ценностей и приоритетов. Если подобная коррекция не приносит результатов, необходимо обязательно обратиться за медицинской помощью.

    Далеко не каждый человек способен постоянно испытывать бодрость и достаточную работоспособность. Некоторое ухудшение общего самочувствия периодически происходит у каждого из нас. И это совершенно естественно, ведь наш организм – это не машина, и периодически процессы, происходящие в нем, могут нарушаться. Однако если вы постоянно сталкиваетесь с нарушением самочувствия, не стоит его игнорировать. Поговорим же на этой странице www.сайт о том, что собой представляет снижение работоспособности, симптомы рассмотрим таких нарушений на умственном и физическом плане чуть более подробно.

    Снижение умственной работоспособности

    Снижение умственной работоспособности может давать о себе знать многими самыми разными симптомами.
    Больные с такой проблемой обычно жалуются на существенную потерю концентрации внимания. Им сложно выполнять какую-то работу, так как сосредоточиться на деле им попросту не удается. Такие люди страдают от повышенной рассеянности и невнимательности. У них существенно снижается память.

    Общая дееспособность при умственной нагрузке снижается, а для ее компенсации человеку приходится прилагать выраженные волевые усилия. Также при снижении умственной работоспособности пациенты жалуются на существенное снижение физических сил, у них могут развиваться расстройства сна.

    Снижение физической работоспособности. Симптомы

    В целом, уменьшение физической работоспособности сопровождается все теми же проявлениями, что и снижение умственной работоспособности. Выраженность такого нарушения может отличаться, в зависимости от его стадии. Кроме уже описанных симптомов снижение физической работоспособности может сопровождаться нарушением мышечной силы и болезненными ощущениями в мышцах. При выраженном физическом утомлении у больного уменьшаются показатели физической работоспособности, и может в худшую сторону меняться деятельность сердечнососудистой, дыхательной, а также мышечной системы.

    Отчего может возникать снижение работоспособности организма?

    Самая распространенная причина появления таких нарушений – это переутомление. Если вы склонны перерабатывать, сильно нагружать организм и доводить себя до состояния падения с ног от усталости, то снижение работоспособности – это совершенно нормальное явление.

    Кроме того довольно часто способность человека к умственному либо физическому труду падает на фоне болезни либо физического недомогания. Такое нарушение может объясняться недостатком сна, особенно, если недосып носит хронический характер. Само собой, ухудшение работоспособности может возникать при несбалансированном питании, если организм получает недостаточное количество витаминных и минеральных веществ, калорий и пр. Кроме всего прочего, специалисты утверждают, что подобное нарушение может возникать на фоне приема человеком алкогольных напитков, при курении либо воздействии прочих токсических элементов.

    Таким образом, постоянное снижение умственной и физической работоспособности может возникать на фоне воздействия самых разных факторов. И оставлять такой симптом без внимания ни в коем случае не стоит.

    Коррекция снижения умственной и физической работоспособности

    Чтобы остановить снижение умственной и физической работоспособности необходимо в первую очередь изменить свой образ жизни.

    Пациенту настоятельно рекомендуется спать как минимум семь часов в сутки, при этом засыпать стоит не в полночь, а хотя бы за пару часов до нее. Желательно укладываться в постель в одно и то же время, равно как и заставлять себя просыпаться.

    Крайне важную роль играет полноценное и сбалансированное питание, насыщающее организм всеми нужными ему питательными элементами (витаминами, минералами, аминокислотами, жирами и прочими частицами). Не лишним будет включить в свой рацион витамины группы В, витамин Е и витамин С в составе мультивитаминных комплексов.

    Старайтесь рассчитывать свои силы и понизьте нагрузку на организм. Не тратьте энергию впустую и не пытайтесь выполнить больше, чем вы можете. Снизьте нагрузки на себя дома, а также на работе.

    Постарайтесь корректировать тот поток информации, который ежедневно на вас льется. Не засоряйте мозг ненужной и даже вредной информацией.

    Почаще гуляйте на свежем воздухе и обязательно выходите на солнышко. Также учитесь избегать стрессов либо правильно с ними бороться.

    Конечно же, при наличии у человека каких-то заболеваний нужно обязательно предпринимать меры по их лечению. В противном случае, восстановление работоспособности невозможно.

    Народное лечение

    Народные средства помогут справиться со снижением умственной и физической работоспособности. Но не стоит рассматривать их, как средство от всех болезней. Такие лекарства способны оказывать общеукрепляющее действие.

    Отличный эффект дает прием медово-ореховой смеси. Соедините триста грамм меда со ста граммами хорошо измельченных орешков, свежеотжатым соком из трех лимонов. Также добавьте к такому составу сто пятьдесят миллилитров сока алоэ. Взбейте полученную смесь блендером. Для достижения положительного эффекта нужно принимать лекарство по чайной ложечке трижды на день примерно за полчаса до трапезы.

    Также положительный эффект дает прием растений-адаптогенов: женьшеня, элеутерококка, левзеи сафлоровидной, лимонника и пр. Лекарства на их основе можно приобрести в любой аптеке.

    РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ЕЕ СНИЖЕНИЯ

    В процессе производственной деятельности в системе «человек-машина-окружающая среда» самым уязвимым элементом является именно человек. Искусственная среда, химический состав воздуха, ускорения, шум и вибрации - все это негативно влияет на самочувствие человека, вызывая у него как скрытое утомление, так и переутомление. Поводом для особого беспокойства является травматизм на предприятиях. Травмы возникают в результате многократно повторяющихся движений, перенапряжения, вызывая профессиональные затылочно-шейные и скелетно-мышечные расстройства. Травматизм нередко принимает характер эпидемии, подвергая риску до 15-20 % рабочих. Национальный институт профессиональной безопасности и здоровья США включает производственные травмы в число 10 основных опасностей, которые подстерегают людей на работе. Неудобные рабочие места и инструменты - основные виновники производственных травм и профессиональных заболеваний.

    На физическое и психические состояние людей на производстве влияют и стрессовые ситуации, которые возникают при сочетании ряда составляющих.

    Перечислим факторы, влияющие на создание стрессовой ситуации:

    Среда (социальное и физическое окружение на работе и в свободное время);

    Организационные факторы (стиль руководства);

    Индивидуальные факторы (личностные качества).

    Перед эргономикой встает проблема проектирования систем, ориентированных на пользователя, его опыт, знания, квалификацию. В числе основных должны быть учтены вопросы организации условий труда в зависимости от полового признака («эргономика женской работы»), выделены эргономическое проектирование для пожилых людей и инвалидов (на рабочем месте и в окружающей среде).

    В эргономике работоспособность рассматривается как потенциальная возможность человека выполнять трудовую деятельность в течении заданного времени и с заданной эффективностью.

    Понятие работоспособности - психофизиологическое, оно отличается от понятия трудоспособности, которое отражает физическое состояние здоровья.

    Если трудоспособность уже ограничена, то необходимо устанавить степень утраты трудовых возможностей (20 %, 50 % и т.п.). Состав группы людей с ограниченной трудоспособностью очень неоднороден по возрастным показателям, виду и степени повреждений, социальному статусу и т.п. Так, снижение трудоспособности на 50-100 % происходит у 18,8 % группы, на 30-50 % - у 3,2 %, в то время как работоспособность не снижается у 37 %. Это выражается в уровнях социальной активности - от нулевой до относительной активности, когда человек стремится продолжить доступную трудовую или общественную форму деятельности, ведет активный образ жизни.

    В проявлениях работоспособности выделяют:

    Общий уровень: потенциальные возможности человека;

    Текущее состояние: реальный уровень работоспособности, изменяющийся в зависимости от фаз ее динамики, а также различных внешних и внутренних факторов.

    При характеристике общего уровня работоспособности за эталон обычно принимают среднестатистические данные взрослых здоровых мужчин при нормальных здоровье и самочувствии в благоприятной фазе динамики работоспособности - через 2-3 ч после начала смены, во 2-3 день недельного цикла.

    Различают пять групп факторов, влияющих на работоспособность:

    1-ая группа - обусловлена особенностями растущего организма, проблемами акселерации; функциональные ресурсы отстают от морфологических, поэтому уровень работоспособности подростков и юношей ниже показателей взрослых людей;

    2-ая группа - обусловлена возрастными особенностями пожилых людей; возрастное снижение функциональных способностей организма начинается после 45 лет;

    3-я группа - связана с анатомо-физиологическими особенностями женского организма, вызывающими снижение уровня работоспособности женщин по сравнению с эталоном (особенно при физическом труде);

    4-ая группа - связана с индивидуальными особенностями организма (конституционные черты, тренированность). Она относится к состоянию физиологической нормы и поэтому снижение трудовых возможностей в этом случае является умеренным и не ведет к утрате работоспособности;

    5-ая группа - патологические изменения в организме - как хронические (постоянное снижение работоспособности), так и острые (временное нарушение работоспособности).

    При разработке эргономических принципов организации труда инвалидов необходимо опираться на квалификацию дефекта и связанные с ним психофизиологические особенности этой категории лиц. Дефектологические изменения целесообразно рассматривать на нескольких взаимосвязанных уровнях:

    Средства коррекции предусматривают повышение возможностей ослабленной функции путем специальных мер (зрения - линзами, корректировка слуха - применением слухового аппарата и т.п.). Эти средства универсальны, но не связаны с особенностями конкретной деятельности. Для многих других видов нарушений используются специальные средства - различного рода приспособления на рабочих местах, корректирующие ту или иную ослабленную функцию. К специальным средствам корректировки ослабленного зрения относится изменение освещения и цветовой гаммы на рабочем месте, яркости источников света, окраски помещения и др. Подобное коррективное направление не требует существенных преобразований средств труда, делая процесс труда и без его коренной перестройки доступным для человека.

    Другое направление связано с коренной перестройкой самого процесса труда и с проективным эргономическим подходом организации самой деятельности для лиц с ограниченными трудовыми возможностями. Проективный подход предполагает перестройку всего процесса труда, сохраняя лишь его цель и результаты деятельности.

    Так, ручное управление автомобилем для инвалида влечет за собой радикальную перестройку органов управления и их компоновки.

    Основным направлением в организации труда инвалидов является проектирование новых технических средств компенсации различных дефектов на основе замещения утраченных функций при опоре на сохраненные функции. Кроме проектирования подобных средств необходимо организовать систему обучения инвалидов по их использованию (рис. 84).

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека