Природные ресурсы: понятие, классификация, охрана. Рациональное использование и охрана ресурсов недр

Сегодня можно найти много научных статей, рефератов и прочей литературы на тему природных ресурсов и их использования. Стоит попробовать раскрыть эту тему максимально просто и конкретно. Что же подразумевается под данным понятием? Зачем нужны, как связаны природные ресурсы, экология и люди? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Основная информация

Часть природных ресурсов используется человеком напрямую - воздух, питьевая вода. Другая часть служит сырьем для промышленности или входит в цикл сельского хозяйства или животноводчества. К примеру, нефть - это не только энергоноситель и источник горюче-смазочных материалов, но и ценнейшее сырье для химической промышленности. Из компонентов данного ресурса делают пластмассу, лаки, резину. Продукты переработки нефти широко применяются не только в промышленности, но и в медицине, и даже в косметологии.

Природные ресурсы - это химические вещества, а также их комбинации, такие как газ, нефть, уголь, руда. Также это пресная и морская вода, атмосферный воздух, животный и растительный мир (леса, животные, рыба, возделываемые и пригодные к возделыванию земли (грунты)). А также под данным понятием подразумеваются физические явления - энергия ветра, солнечного излучения, геотермальная энергия, приливы, отливы. Все, что так или иначе используется человечеством для жизни и прогресса.

Оценку и анализ состояния описанных выше элементов осуществляют на основе данных географии и геологии путем экономического расчета. Контроль над рациональностью и безопасностью использования федеральных природных ресурсов осуществляет Министерство природных ресурсов.

Классификация по происхождению

Биологические ресурсы - это живые организмы океанов и суши, животные, растения, микроорганизмы (в том числе микрофлора морей и океанов). Замкнутые экосистемы отдельных регионов, заповедников, рекреационные зоны.
. Ресурсы минерального происхождения - горная руда, граниты, кварцевые залежи, глины. Все, что содержит литосфера и что доступно для использования человеком в качестве сырья или источника энергии.
. Энергетические природные ресурсы - это физические процессы, такие как энергия приливов, солнечный свет, энергия ветра, тепловая энергия земных недр, а также атомные и минеральные источники энергии.

Классификация по способу использования человеком

Земельный фонд - возделываемые или пригодные к возделыванию в будущем земли. Земли не сельскохозяйственного назначения, а именно территории городов, транспортных соединений, промышленного назначения (карьеры и т. д.).
. Фонд лесного хозяйства - леса или территории, запланированные под посадку лесов. Лесное хозяйство - это одновременно источник древесины для нужд человека и способ поддержания экологического равновесия биосферы. Находится на контроле у такой службы, как Министерство экологии и природных ресурсов.
. Водные ресурсы - вода в поверхностных водоемах и подземные воды. Сюда относится как пресная вода, пригодная для биологических нужд человека, так и вода морей и океанов. Мировые водные ресурсы неразрывно связаны с федеральными.
. Ресурсы животного мира - рыба и сухопутные обитатели, рациональный промысел которых не должен нарушать экологического равновесия биосферы.
. Полезные ископаемые - сюда относятся руда и прочие ресурсы земной коры, доступные для сырьевого или энергетического использования. Департамент природных ресурсов следит за рациональным использованием природных ресурсов этого класса.

Классификация по возобновимости

Неисчерпаемые - энергия солнечного излучения, геотермальная энергия, приливная энергия и энергия рек как движущая сила гидроэлектростанций. Сюда же относится энергия ветра.
. Исчерпаемые, но возобновимые и условно возобновимые. Данные природные ресурсы - это животный и растительный мир, плодородность почв, пресная вода и чистый воздух.
. Исчерпаемые и невозобновимые ресурсы. Все полезные ископаемые - нефть, газ, минеральные руды и т. д. Наиболее важны для выживания человечества, дефицит или исчезновение определенных ресурсов может поставить под угрозу существование цивилизации в том виде, в котором мы её знаем, и привести к гибели большей части человечества. Поэтому охрана природных ресурсов и экологическая безопасность контролируется на столь высоком уровне, как Министерство экологии и природных ресурсов.

Влияет ли деятельность человека на состояние природных ресурсов?

Пользование природными ресурсами человеком приводит к истощению запасов не только полезных ископаемых, но и биосферы Земли, и утрате биологического разнообразия. Биосферные природные ресурсы относятся к возобновимым и могут восстанавливаться как естественно, так и при участии человека (высадка лесов, восстановление плодородного слоя почв, очитка воды и воздуха). Можно ли избежать непоправимого урона природе? Для этого следует учитывать особенности, которыми обладают природные ресурсы, и условия сохранения экологического равновесия. Создавать и сохранять национальные парки, заповедники, заказники, поддерживать биологическое разнообразие видов и сохранение генофонда в исследовательских центрах, ботанических садах и т. д.

Почему необходима охрана?

Смена геологических эпох и эволюционные процессы всегда влияли на видовое разнообразие как флоры, так и фауны на планете (например, вымирание динозавров). Но по причине активной деятельности человека за последние 400 лет исчезли с лица земли более 300 видов животных и растений. На сегодняшний день более тысячи видов находятся под угрозой исчезновения. Очевидно, что охрана природных ресурсов - это не просто защита редких видов животных и растений, а и важнейшая задача для жизни самого человечества. Ведь в результате экологической катастрофы может измениться не только количество видов живых существ, пострадает и климат. Поэтому необходимо максимально сохранять среду обитания диких видов при строительстве городов и освоении сельхозугодий, ограничивать промысловый вылов рыбы и охоту до восстановления популяций. Охрана окружающей среды и присущих ей элементов - одна из важнейших задач, которую выполняет Министерство природных ресурсов.

Состояние земельного и лесного фонда, мирового и федерального

Свыше 85% продуктов питания люди получают в результате ведения сельского хозяйства. Земли, используемые как луга и пастбища, обеспечивают еще около 10% пищи. Остальное приходится на долю мирового океана. В нашей стране на возделываемых землях получают около 90% продуктов питания, и это учитывая, что на обрабатываемые земли (поля, сады, плантации) приходится немногим более 11% земельного фонда.

Леса играют важную роль в циклах испарения и выпадения осадков, круговороте углекислого газа, сохраняют почву от эрозии, регулируют уровни грунтовых вод и многое другое. Потому расточительное использование природных ресурсов, а именно леса, приведет к сокращению фонда лесного хозяйства. Несмотря на это, лесные массивы утрачиваются с большей скоростью, чем восстанавливаются путем высадки молодых деревьев. Лес вырубают под освоение сельскохозяйственных угодий, для строительства, получения древесины как сырья и как топлива. Кроме того, значительные потери лесному хозяйству наносят пожары.

Очевидно, что современные методы возделывания почв приводят к практически постоянной деградации и обеднению плодородного слоя. Не говоря уже о загрязнении почв и грунтовых вод пестицидами и ядохимикатами. Хоть плодородные слои грунта и рассматриваются как «возобновимые» природные ресурсы, это все-таки длительный процесс. Фактически на естественное восстановление одного дюйма грунта (2.54 см) в теплом и умеренном климате необходимо от 200 до 800 лет. Защита плодородных земель от деградации и восстановление плодородного слоя - важнейшие направления в развитии современных агротехнологий.

Состояние водной составляющей планеты

Основой водных ресурсов страны являются реки. Они используются как источник питьевой и сельскохозяйственной воды. Они также активно используются для строительства гидроэлектростанций и для судоходного транспорта. Несмотря на огромные запасы воды в реках, озерах, водохранилищах и в виде грунтовых вод, отмечается постепенное ухудшение ее качества, разрушение берегов водохранилищ и гидросооружений. Этот вопрос среди прочих организаций курирует департамент природных ресурсов.

Состояние исчерпаемых ресурсов

Современные доступные нам полезные ископаемые, такие как нефть, газ, руда, накапливались в литосфере планеты на протяжении миллионов лет. Учитывая непрерывный и все ускоряющийся рост потребления ископаемых ресурсов за последние 200 лет, достаточно острым является вопрос относительно охраны недр и повторного использования продукции, изготовленной на основе сырья из ископаемых ресурсов.

Кроме того, разработка недр сама по себе крайне негативно влияет на экологию региона. Это и изменение рельефа (просадка грунта, провалы), и загрязнение почв, подземных вод, осушение болот и мелких рек.

Пути решения проблем разрушения природной среды и перспективы внедрения инноваций

Природная среда и природные ресурсы должны благоразумно использоваться для сохранения жизни. Поэтому следует выделить, что необходимо, чтобы не осложнить ситуацию с окружающей средой.
1. Защита плодородного слоя от ветряной и водной эрозии. Это лесопосадки, правильные севообороты и т. д.
2. Защита почв и грунтовых вод от загрязнения химикатами. Это применение экологических технологий защиты растений: разведение полезных насекомых (божьи коровки, отдельные виды муравьев).
3. Использование в качестве источников сырья воды из океанов. Один из методов - добыча растворенных элементов, второй - добыча полезных ископаемых на морском шельфе (нет загрязнения и выведения из строя земель, пригодных для сельхозугодий). Сегодня ведутся разработки методов интенсивного использования ресурсов океана, пока число компонентов, которые коммерчески целесообразно добывать из воды, сильно ограничено.
4. Комплексный подход к добыче ископаемых природных ресурсов с упором на экологическую безопасность. Начиная с полного изучения недр и заканчивая максимально возможным использованием попутных веществ и компонентов.
5. Разработка малоотходных технологий и вторичное использование природных ресурсов. Это и непрерывность технологических процессов, что позволит максимально повысить энергоэффективность, и максимальная автоматизация технологических процессов, и оптимальное использование побочных продуктов производства (например, выделяющегося тепла).

Заключение

Можно выделить и другие инновационные технологии, вроде перехода на максимальное использование неисчерпаемых источников энергии. Именно они позволят сохранить жизнь и экологию нашей планеты. В данной статье было описано, насколько важно бережно относится к окружающей среде и ее дарам. В противном случае могут возникнуть достаточно серьезные проблемы.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тихоокеанский государственный университет Кафедра «Экономика и управление химико-лесного комплекса» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Дисциплина «Экономика природопользования» Тема: «Природные ресурсы: воспроизводство и охрана. Энергетические ресурсы.» Выполнила студентка 3 курса гр. ФКв – 81 № зачетной книжки 080442878 Фамилия: Имя: Отчество: Проверил: Глухов А.И. Хабаровск 2009 г.
Содержание 1. Природные ресурсы: воспроизводство и охрана 1.1 Природные ресурсы, рациональное использование и воспроизводство 1.2 Природоохранная деятельность и ее результаты 1.3 Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды 2.Энергетические ресурсы 2.1 Топливные энергетические ресурсы

2.2 Альтернативные источники энергии

2.3 Рациональное использование энергии

Заключение Список используемой литературы

1. Природные ресурсы: воспроизводство и охрана

1.1 Природные ресурсы, рациональное использование и воспроизводство

К природным ресурсам относятся:

Водные ресурсы - водные пространства, используемые или пригодные к использованию в качестве источника водоснабжения, гидроэнергии, а также

транспортные водные магистрали;

Земельные ресурсы, используемые или предназначенные для использования в сельском хозяйстве, под строения в селах и городах; земли, занятые полезными ископаемыми, под железными, шоссейными дорогами и другими сооружениями, парки, скверы и др.;

Минеральные ресурсы (полезные ископаемые) - минеральные вещества, используемые в экономике с достаточной эффективностью в естественном виде или после переработки (железо, марганец, хром, свинец, редкие и благородные металлы и др.);

Энергетические ресурсы - энергия в природе в форме запасов полезных ископаемых (уголь, нефть), гидроэнергии, ветроэнергии и т.п.

Природные ресурсы, их потенциал и возможности его реализации классифицируются и группируются по разным признакам: возобновляемые и не возобновляемые; не произведенные (дары природы) и произведенные (созданные человеком); по компонентам (видам) - водные, лесные, минеральные и др.; по назначению (преимущественному использованию) - экономические, оздоровительные (социально-гигиенические) и др.; по регионам; разведанные и потенциальные; по степени разведанности; формам собственности и др.

Рациональное использование ресурсов предполагает не только их разумное освоение, охрану, но и воспроизводство (восстановление) возобновляемых ресурсов. Система мер по рациональному использованию различна для разных видов ресурсов. Рациональное использование воды и воздуха заключается прежде всего в предотвращении их загрязнения, т.е качественного истощения. Для водных ресурсов характерно неравномерное распределение по территории и во времени. Рациональное их использование включает и меры по перераспределению стока во времени и пространстве, если это перераспределение не наносит ущерба природной среде и повышает эффективность использования водных и других природных ресурсов (земельных, минеральных, кормовых и т.д.) Перераспределение стока во времени достигается созданием водохранилищ и регулированием спуска воды из них, а перераспределение в пространстве – сооружением каналов. Для рационального использования исчерпаемых минеральных ресурсов необходимо обеспечить более полное извлечение их из недр. Остро стоит задача комплексного использования минеральных ресурсов, которое экономит сырье, повышает экономическую эффективность предприятий и предотвращает загрязнение природной среды отходами производства. Ресурсы органического мира и почвы (возобновляемые ресурсы) при благоприятных условиях сами восстанавливаются, компенсируют ущерб, нанесенный им человеком. Главная задача в организации рационального использования и охраны этих ресурсов заключается в нормировании их эксплуатации. Допустимые нормы нагрузок использования для каждого вида ресурсов устанавливается с учетом географических условий отдельных природных районов.

Планирование использования возобновляемых природных ресурсов должно учитывать интересы их воспроизводства. Применение специальных мер (лесопосадки, рыборазведения, мелиорация и мн.др.) может обеспечить не только восстановление прежних ресурсов, но и их увеличение. К видам работ по производству природных ресурсов относятся: разведка полезных ископаемых, мелиорация и рекультивация земель, лесоразведение, очистка промышленных стоков и выбросов в атмосферу, акклиматизация и восстановление численности животных. Проблемы рационального использования природных ресурсов тесно связаны с проблемами охраны и преобразования природы.

1.2 Природоохранная деятельность и ее результаты

Охрана природных ресурсов - комплекс международных, национальных и региональных административно хозяйственных, политических и общественных мероприятий по сохранению физических, химических и биологических параметров функционирования природных систем в необходимых, с точки зрения человека, пределах, а также по рациональному использованию, предотвращению загрязнения и других видов деградации компонентов окружающей среды, воспроизводству и восстановлению природных ресурсов. Кризис российской экономики препятствует развитию безотходных технологий, созданию индустрии экологического назначения (строительству очистных и других сооружений).

Экологический кризис характеризуется тем, что индустриальное потребление различных видов природных ресурсов входит в противоречие со способностью природы к самовосстановлению.

Природоохранная деятельность - процесс сохранения, восстановления и воспроизводства природно-ресурсного потенциала, который должен быть важнейшим компонентом хозяйственной деятельности в целом. Развитие природоохранной деятельности - необходимая предпосылка выхода из кризисной ситуации в экологии. В современных условиях содержание и направление деятельности по охране природы и сохранению природно-ресурсного потенциала значительно расширились. С целью сохранения этой части национального богатства в процессе природопользования необходимо определить: соответствие имеющихся на планете (в стране, регионе) природных ресурсов, их геологического положения и состояния целям и желаемым темпам экономического развития; возможность развития того или иного производства в зависимости от состояния окружающей среды; изменение темпов роста экономики в связи с ограничением некоторых ресурсов; ограничение потребления некоторых природных ресурсов в интересах будущих поколений; влияние загрязнения окружающей среды на дальнейшее развитие экономики; основные стратегические пути решения экономических и экологических проблем; возможности разведки природных ресурсов и влияние НТП на этот процесс; возможности замены традиционных видов топлива, энергии и других природных ресурсов нетрадиционными и т.п.

В развитых странах значительная часть указанных проблем уже решается с помощью безотходных технологий. В других случаях возможны ограничение или отказ от производства и потребления тех или иных товаров. Природоохранная деятельность включает целый комплекс направлений и мероприятий: обеспечение сохранности природных ресурсов и предотвращение загрязнения их компонентов; ликвидацию негативных воздействий человеческой деятельности на окружающую среду; воспроизводство компонентов природных ресурсов; восстановление природных ресурсов; рационализацию использования сырьевых и других природных ресурсов, обеспечивающую их минимальное потребление в производстве; минимизацию отходов производства и потребления, их полную утилизацию и оптимальное, экологически приемлемое размещение производства в природной среде; охрану уникальных природных комплексов от уничтожения, загрязнения и других видов деградации.

Главными направлениями природоохранной деятельности, обеспечивающими кардинальное решение многих проблем, являются предотвращение чистых производств, а также удовлетворение потребностей в природных ресурсах на основе производства заменителей природных материалов, использования нетрадиционных и неисчерпаемых видов энергии.

Существует система экологического контроля в России. Экологический контроль – проверка соблюдения предприятиями и гражданами экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности. Контроль осуществляют законодательные и исполнительные органы, а также специально уполномоченные органы. Цель экологического контроля – охрана окружающей природной среды путем предупреждения и устранения экологических правонарушений для обеспечения устойчивого развития. Различают следующие формы экологического контроля: информационный (сбор и обобщение экологической информации), предупредительный (предотвращение наступления вредных последствий) и карательный (применение мер государственного принуждения к эконарушителям). Его объектами являются состояние окружающей природной среды, выполнение обязательных мер по охране и соблюдение экологического законодательства юридическими и физическими лицами. Должностные лица органов государственного экологического контроля (государственные инспекторы) имеют широкие полномочия.

Существуют международные организации по охране природы. Они действуют почти во всех странах мира. Органы руководства сосредоточены прежде всего в ООН. Россия активно сотрудничает с ЮНЕП, важнейшей среди международных организаций, созданной ООН в 1972 году, и с другими организациями в области охраны окружающей среды в выработке стратегии защиты от загрязнения, создании системы глобального мониторинга, борьбы с опустыниванием и др. Большую активность в решении глобальных природоохранных проблем проявляет Международный союз охраны природы (МСОП), переименованный в 1990 г. во Всемирный союз охраны природы, членом которого является Россия. Много внимания Россия уделяет работе в специализированных организациях ООН, имеющих комплексный природоохранительный характер, в частности: ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО (орган ООН по продовольствию и сельскому хозяйству). Укрепляются научные связи России с МАГАТЭ, созданными под эгидой ООН в 1957 г. Россия активно содействует реализации основных программ Всемирной метеорологической организации ООН (ВМО), в частности Всемирной климатической программы.

Россия продолжает развивать и углублять экологическое сотрудничество по линии международных конвенций (договоров) и соглашений на многосторонней основе. Свыше 70 международных документов, подписанных Российской Федерацией, а также бывшим СССР и принятых ею к исполнению, регулируют ныне российское экологическое сотрудничество с другими государствами. Говоря о международных договорах, заключенных Россией на многосторонней основе, нельзя сказать о международном сотрудничестве со странами СНГ. Основным документом здесь является межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, подписанное в Москве в феврале 1992 г. представителями десяти стран.

ОХРАНА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ - система мероприятий, обеспечивающая возможность сохранения природой ресурсовоспроизводящих и средовоспроизводящих функций, а также сохранение невозобновимых природных ресурсов.[ ...]

В сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования существует формально не определенный законодательством, но очень значимый механизм учета использования и охраны природных ресурсов, а также разнообразных воздействий на компоненты природной среды и их источников - государственная статистическая отчетность о состоянии (качестве) окружающей среды и воздействии на нее.[ ...]

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - федеральный орган исполнительной власти, проводящий гос. политику и осуществляющий управление в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов. М. п. р. РФ является гос. органом управления гос. фондом недр, специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда и в пределах своей компетенции специально уполномоченным гос. органом в области охраны окружающей среды.[ ...]

Необходимость охраны природных ресурсов отражена в Конституции СССР. Статья 18 гласит: «В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды».[ ...]

Основной принцип охраны природных ресурсов заключается в их рациональном, экономном использовании и воспроизводстве (по возможности). Ресурсы рекреационные - это ресурсы, обеспечивающие отдых и восстановление здоровья и трудоспособности человека, а эстетические - сочетание природных факторов, положительно воздействующих на духовные богатства людей.[ ...]

В настоящее время охрана природы поручена органу, который эксплуатирует природные ресурсы, неизбежно разрушая окружающую природную среду. При этом актуальным остается вопрос комплексности управления и охраны природных ресурсов.[ ...]

Формы платежей за природные ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными. Например, за пользование лесными ресурсами плату взимают в виде лесных податей (налога) и арендной платы, за пользование водными объектами - в виде регулярных платежей в течение срока водопользования, за пользование землей - в виде земельного налога, арендной платы. Поступающие платежи перечисляют в местный бюджет (города или района), в фонды воспроизводства и охраны природных ресурсов.[ ...]

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также отдельными лицами по вопросам защиты природы и охраны природных ресурсов. МСОП подготовил Международную Красную книгу (10 томов).[ ...]

Организация управления ресурсами в субъектах Федерации и роль МПР в формировании отношений между Центром и региональными органами несовершенны. Здесь сохраняются дублирование и раздробленность не столько усилий и деятельности, сколько средств, ответственности и прав контроля над природными ресурсами. Недостатком действующей административно-нормативной базы системы управления природоохранной деятельностью является то, что в ней приоритет отдается вопросам эксплуатации, а не охраны природных ресурсов, недостаточно обоснованными представляются методы расчета и порядок взимания экологических платежей.[ ...]

Государственные кадастры природных ресурсов и объектов - это своды экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природных ресурсов, составов и категории пользователей. Кадастры представляют собой совокупность количественных данных о природных ресурсах, их видах и подвидах; наглядных таблиц, диаграмм и схем; световых табло и карт; электронных данных. По кадастрам определяются экономическая оценка и бонитировка почв, других природных ресурсов, размеры и виды ренты, платежей, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы и другие показатели, необходимые для рационального использования и охраны природных ресурсов и окружающей природной среды.[ ...]

Учитывая, что на Министерство природных ресурсов Российской Федерации возложена функция проведения государственной политики в сфере использования и охраны природных ресурсов, а также, что оно является специально уполномоченным государством органом в сфере охраны окружающей среды в пределах своей компетенции, представляется целесообразным в перспективе, при изменении системы управления природопользованием в целом, интегрировать в единый фонд охраны окружающей среды и воспроизводства природных ресурсов систему бюджетных экофондов и фондов воспроизводства природных ресурсов. Однако в настоящее время до принятия соответствующих организационных решений по структуре управления природными ресурсами и охраной окружающей среды целесообразно не менять существующую структуру экофондов, а использовать ее в полной мере для реализации интересов различных направлений природно-ресурсного комплекса, внеся поправки в действующие нормативно-правовые документы по функционированию экофондов, а также включив в состав правлений фондов представителей природно-ресурсного блока.[ ...]

Цели: защита окружающей среды, охрана природных ресурсов, соблюдение прав человека и животных. Основная деятельность: осуществление проектов по внедрению новых технологий в сельский быт развивающихся стран, реализация программ по сохранению исчезающих видов животных, развитие сотрудничества в этой обл.; проведение общественных дискуссий по различным проблемам науки и общества.[ ...]

Необходимость решения вопросов охраны природных ресурсов возникает уже на самой первой стадии создания накопителей жидких и твердых отходов поверхностного и подземного типов.[ ...]

Управление (Главное управление) природных ресурсов и охраны окружающей среды по субъекту (субъектам) Российской Федерации МПР России является территориальным органом министерства, осуществляющим на закрепленной за ним территории субъекта (субъектов) Российской Федерации управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.[ ...]

Плата за нерациональное использование природных ресурсов-это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненный собственникам природных ресурсов в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования. Плата за природные ресурсы является налогами. Рассмотрим основные составляющие платы за природные ресурсы.[ ...]

Комплексное рациональное использование и охрана природных ресурсов, так же как и забота о создании нормальных для жизни человека условий окружающей природной среды, - основные принципы при организации системы охраны природы в России. На решение этих задач направлена вся деятельность государственных органов, общественных организаций и научных учреждений по охране природы. Из тех же задач они исходят при международном сотрудничестве.[ ...]

Объявление особого режима использования и охраны природных ресурсов на отдельных территориях получило в России название заповедования («заповедный» - неприкосновенный, запретный). Объявление территории или природных объектов заповедными означало установление ограничения или полного запрета их использования. Заповедование как способ охраны природы и решения иных государственных задач развивалось в России давно. Потребность в этом появилась несколько веков назад. Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте. Такие леса охранялись специальными сторожами.[ ...]

Подобное соотношение характерно также для природных ресурсов, хотя сущность охраны природных ресурсов с учетом специфики их товарной ценности несколько иная, чем охрана природы.[ ...]

С точки зрения рационального использования и охраны природных ресурсов важное значение имеют Основы земельного законодательства (1968), Основы водного законодательства (1970), Основы законодательства о здравоохранении (1969). В них сформулированы принципы приоритета благосостояния и здоровья человека, охраны окружающей среды с учетом многих антропогенных воздействий на природную среду.[ ...]

Авакян А.Б., Широков В.М. Комплексное использование и охрана природных ресурсов. Минск: Университетское, 1990. 240 с.[ ...]

Перспектива развития работ по экономической оценке природных ресурсов будет во многом связана с практической реализацией вышеуказанной статьи ГК РФ, а также с принятием государственной политики в области использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов. В подготовленном МПР России с участием других ведомств проекте концепции государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов (рассмотренной и одобренной на заседании Президиума Правительства Российской Федерации, протокол № 16 от 31.07.97 г, п.111) вопрос экономических оценок природных ресурсов прописан на уровне, позволяющем начать практические шаги в этой области.[ ...]

Нормативные объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов устанавливаются конкретным предприяти-ям-природопользователям специально уполномоченными государственными органами управления в области использования и охраны природных ресурсов в соответствии с их компетенцией. В пределах своей компетенции согласовывают такие нормативы органы Госкомэкологии РФ.[ ...]

Для рассмотрения научно-технических проблем использования и охраны природных ресурсов и принятия обоснованных решений образуется научно-технический совет, организационное обеспечение деятельности которого возлагается на центральный аппарат М. п. р. РФ. Персональный состав этого совета и положение о нем утверждаются министром.[ ...]

Ассоциация ЖКХ, г.Кишинсв; ЦСМ Молдавии, г.Кишинев; Управление охраны природных ресурсов, г.Тирасполь.[ ...]

В 30-х годах XX в. стала очевидной опасность истощения большинства природных ресурсов, необходимых для производственной деятельности. Появилось понятие «охрана природных ресурсов».[ ...]

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 76, п. 2) по вопросам охраны окружающей среды и природопользования субъектами Российской Федерации принимаются законы и иные нормативные акты, позволяющие регулировать природоохранную деятельность в пределах своих территорий. Все большее значение приобретает практика заключения договоров и соглашений между субъектами Российской Федерации по вопросам использования и охраны природных ресурсов.[ ...]

Руководит проведением государственного мониторинга Министерство природных ресурсов РФ, оно же является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области изучения, использования и охраны природных ресурсов.[ ...]

Регулируя одни и те же отношения по установлению права пользования природными ресурсами, лицензия и договор служат средствами выражения и защиты общественных и государственных, федеральных и региональных экологических интересов. Это проявляется в том, что лицензии на природопользование выдают федеральные специально уполномоченные органы управления в области использования и охраны природных ресурсов (к примеру, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ), а договоры на пользование теми же ресурсами заключаются с органами исполнительной власти субъектов РФ.[ ...]

Общие черты правового регулирования собственности, использования и охраны природных ресурсов рассмотрены с учетом принципа всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости в природе, в рамках интегрированного подхода к регулированию отношений, объектом которых выступает окружающая среда в целом. Природоресурсные акты законодательства, регулируя отношения использования и охраны «своих» природных ресурсов, предусматривают, что при этом должны соблюдаться требования по охране других природных ресурсов и окружающей среды в целом. Данное правило вытекает из ст. 36 Конституции РФ об ограничении свободы реализации полномочий собственника природных ресурсов. Таким образом, достижение целей рационального использования и охраны природных ресурсов может быть обеспечено посредством одновременного и комплексного регулирования соответствующих отношений многими как природоресурсными актами, так и актами других отраслей законодательства.[ ...]

Дормидонтов A.C., Софронов М.П. Биология осетра нижней Лены, его промысел и охрана // Природные ресурсы Якутии, их использование и охрана: Материалы VII Респ. совещ. по охране природы Якутии.[ ...]

Контроль и управление процессами обмена веществом и энергией между окружающей природной средой и промышленным производством, которые немыслимы без обмена информацией, являются основой повышения эффективности использования и охраны природных ресурсов, защиты окружающей среды при строительстве и эксплуатации промышленных предприятий и других объектов, находящихся в системе "общество-природа".[ ...]

Фактические показатели отражают современный уровень эффективности использования и охраны природных ресурсов и служат исходными данными при анализе состояния природной среды и прогноза его изменения, а также при расчете количественных характеристик.[ ...]

Общегосударственный уровень. Конституция РФ в ч. 1 ст. 9 провозглашает: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Данная норма содержит оценку природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов и указывает на два вида отношения к природным ресурсам - их использование и охрану. Конституционная оценка имеет абсолютный характер, юридически объявляя землю, воду, воздух, равно как и леса, животный мир, недра, тем, без чего невозможна человеческая жизнь, т. е. необходимым, неотъемлемым условием поддержания жизни, объектом деятельности человека и средством обеспечения его потребностей. Адресатом данной нормы являются народы, проживающие на территории РФ - суверенного государства. Поэтому использование и охрана природных ресурсов - неотъемлемое право и обязанность Российской Федерации. Именно эта норма самым непосредственным образом обосновывает экологическую функцию государства.[ ...]

Политические проблемы сегодня невозможно решать без связи с рациональным использованием природных ресурсов, без охраны природных ресурсов.[ ...]

Стратегической целью государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов определено создание правовых, экономических, социальных и других отношений, необходимых для обеспечения нынешнего и будущих поколений ресурсами, качества жизни людей и устойчивого развития страны.[ ...]

В апреле 2001 г. было объявлено о начале проекта в рамках программы Тасис, который называется "Охрана природных ресурсов Тимано-Печорского региона". Этот проект призван сократить ущерб, который наносит нефтегазодобывающая отрасль экологии Севера. Проект рассчитан на 2 года. Бюджет этой программы - 2 млн евро. С российской стороны в проекте принимают участие Министерство энергетики РФ и администрация Ненецкого автономного округа и Республики Коми.[ ...]

Формирование и реализация государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов на основе представленного проекта Концепции являются важными условиями выхода России из экономического кризиса, обеспечения национальной безопасности и перехода к устойчивому развитию. При реализации Концепции должно быть обеспечено соблюдение принципа социальной справедливости и общественного согласия, что предполагает оптимальное решение проблем собственности, разделения властных полномочий и управленческих функций на всех уровнях финансовых потоков, различных платежей, системы налогообложения, обеспечение гармоничного социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов.[ ...]

Сокращение в последние годы работ с соблюдением необходимых норм и правил в области воспроизводства и охраны природных ресурсов стало все больше выражаться в росте аварий и катастроф, бедствий природного характера. При этом размеры затрат на ликвидацию последствий на полтора - два порядка превышают необходимые средства на предупредительные, охранные и воспроизводительные действия.[ ...]

Насыйров Р. А. Некоторые гематологические показатели окуня оз. Б. Миассово Ильменского заповедника // Проблемы охраны природных ресурсов Южного Урала.[ ...]

МПР России с участием других ведомств разработан проект Концепции государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов (рассмотрен и в основном одобрен на заседании Правительства Российской Федерации в июне 1997 г.). Одной из задач государственной политики является создание эффективной системы мониторинга состояния природных систем с целью прогнозирования природных и техногенных катастроф, а одним из выходов реализации Концепции в части экономических методов является создание механизма страхования и аудита в области природопользования.[ ...]

Нормативные показатели как характерные и типичные признаки устанавливаются с целью обеспечения научно обоснованного использования для охраны природных ресурсов и включают стандарты, нормы и нормативы.[ ...]

Новый термин «охрана окружающей среды» был введен в связи с тем, что «на первый план выступила заинтересованность человечества в сохранении благоприятного состояния природы как среды жизни людей в условиях бурного научно-технического прогресса, роста населения, урбанизации и т.п. »2. Одновременно с этим новым направлением деятельности в общественной практике зарубежных государств сохраняются как направления «охрана природы» (в узком.смысле, как охрана живой природы, охрана достопримечательностей) и «охрана природных ресурсов». Таким образом, под средой понимается или должно было пониматься нечто отличное от природы.[ ...]

Объектами проведения ОВОС являются: концепции, программы и планы отраслевого и территориального социально-экономического развития; схемы комплексного использования и охраны природных ресурсов; градостроительная документация; документация по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ; предпроектные обоснования инвестиций в строительстве, технико-экономические обоснования проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих хозяйственных объектов и комплексов.[ ...]

Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим водного объекта, специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности.[ ...]

Комплексный характер законодательства об окружающей среде предполагает интегрированный подход в его формировании: общим объектом правового регулирования в сфере использования и охраны природных ресурсов является природа в целом, не разделенная по ресурсам (земля, недра, воды, леса и т. д.). Основная же задача такой отрасли (экологического права) - формирование единообразных правовых основ регулирования охраны окружающей среды и природопользования на всей территории Российской Федерации. Подобное единообразие должно заключаться в том, чтобы при любом разделении полномочий в области охраны природы всесторонне обеспечивалось право граждан на благоприятную окружающую среду.[ ...]

В связи с этим разработка и реализация государственной природноресурсной политики становится важнейшим приоритетом в комплексе проблем реформирования экономики страны. Проект Концепции государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов был разработан МПР России с участием Минэкономики России, Минтопэнерго России, Рослесхоза, Госкомзема России, Госкомэкологии России, Минсельхозпрода России, Миннауки России, РАН, других заинтересованных министерств и ведомств в очень сжатые сроки (март-июнь 1997г), и уже в июле 1997 г проект был вынесен на рассмотрение Правительства Российской Федерации и, в основном, одобрен.[ ...]

Биогеохимические циклы легко нарушаются человеком. Так, добывая минеральные удобрения, он загрязняет воду и воздушную среду. В воду попадает фосфор, вызывая эвтрофи-кацию, азотистые высокотоксичные соединения и др. Иными словами, круговорот становится не циклическим, а ациклическим. Охрана природных ресурсов должна быть, в частности, направлена на то, чтобы ациклические биогеохимические процессы превратить в циклические.[ ...]

Общие требования к планированию природоохранных мероприятий предусмотрены Федеральным законом от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и рядом подзаконных актов, которыми утверждены государственные программы в области охраны окружающей среды. Ведение территориальных комплексных схем охраны природы, выполняющих роль предпланового документа, регулировалось совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 декабря 1978 г. «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов». Меры по планированию охраны природных ресурсов (вод, атмосферного воздуха, объектов животного мира) регулируются соответствующими законами. Что касается земель и лесов, то планирование их использования и охраны осуществляется в известной мере в порядке земле- и лесоустройства.[ ...]

Американская публика была ошарашена многочисленными предсказаниями грозящего экологического кризиса. Появилось направление в науке - энвайронментализм, который отличала широта научных подходов. В частности, и в такой форме американское общество сравнительно быстро отреагировало на экоцид в собственной стране. Начался широкий выпуск книг о сложившейся ситуации, обращенных к общественности. Некоторые из них переведены на русский язык. Таковы: Ж.Дорсет (1968) “До того как умрет природа”, Р.Парсон (1968) “Природа предъявляет счет”, Г.Уайт (1973) “Водные ресурсы США: проблемы использования”, О. Оуэн (1977) “Охрана природных ресурсов”, Б.Коммонер (1974) “Замыкающейся круг. Природа, человек, технология”.

1. Природно-территориальные аспекты экологических проблем.

2. Природные ресурсы и способы их охраны.

3. Охрана лесных ресурсов в России.

1. Природно-территориальные аспекты экологических проблем

Наиболее значимым фактором, обусловливающим специфику России и ее экологическое своеобразие, является большая территория. Она равна 17,1 млн. км 2 , что составляет 11,5% общей поверхности суши. На этой территории проживает около 147 млн. чел., что обусловливает среднюю плотность 8,5 чел/км 2 . Для сравнения укажем, что средняя плотность населения в Европе равна 64 чел./км 2 , а в Азии - 55 чел./км 2 . Вторая особенность России -неравномерная рассредоточенность населения по территории страны. В Сибирско-Дальневосточном регионе она не превышает 3 чел./км 2 . Примерно в такой же степени неравномерна освоенность территории и нагрузки на природную среду.

На Европейско-Уральский регион, площадь которого составляет 31,2% от территории страны, приходится около 70% промышленного потенциала. В Сибирско-Дальневосточном регионе соотношение противоположное- 30% промышленного потенциала и 70% территории.

Третья экологически важная особенность России - большое природное разнообразие. Оно представлено различным рельефом, природными зонами, ландшафтами, климатическими, гидрологическими и другими условиями. Так, наличие обширных равнин резко уменьшает вероятность застойных атмосферных явлений и способствует рассредоточению загрязняющих веществ, самоочищающей способности воздушной среды.

Экологическая специфика России связана также с наличием больших площадей, занятых болотами и заболоченными территориями. Они занимают 200-220 млн. га, что составляет около 65% болотного фонда планеты. Это, с одной стороны, объекты колоссальной концентрации ценного органического вещества - топлива, сырья для химической переработки, удобрения и пр., а с другой – важнейший фактор связывания, аккумуляции и вывода из атмосферы углерода (его «стока» или «ухода в геологию», по В. И. Вернадскому), а также различных загрязняющих веществ.

Освоение болотных образований невозможно без высокой технологической и экологической культуры. Кроме потери этих уникальных экосистем, их использование неизбежно сопровождается нарушением водного режима, интенсификацией круговорота веществ, превращением экосистем аккумулятивного типа в деструктивные или транзитные и выведением углерода в атмосферу. Нарушение болотных экосистем Крайнего Севера чревато возможностью размерзания грунтов и высвобождением из этих природных «ловушек» колоссальных запасов метана, сероводорода и других соединений, не безразличных для глобальных атмосферных процессов.

В целом природно-территориальные особенности России можно оценивать положительно как в плане формирования экологической среды, так и в отношении возможностей нейтрализации отрицательных последствий деятельности человека. Россия относится к числу тех немногих государств мира, которые обладают значительными неосвоенными или слабо освоенными территориями. На их долю, как отмечалось выше, приходится более 60% поверхности страны.

Следует, однако, иметь в виду, что наличие таких территорий мало связано с какими-либо целенаправленными мероприятиями по их сохранению. Это в основном отдаленные районы, трудные или экономически невыгодные для освоения. Значительная доля их представлена легкоранимыми (тундровые, лесотундровые, болотные и т. п.) экосистемами, требующими крайне осторожного обращения при дальнейшем освоении.

2. Природные ресурсы и способы их охраны

Природные ресурсы - это объекты и силы природы, используемые человеком для поддержания своего существования. К ним относятся солнечный свет, вода, почва, воздух, полезные ископаемые, энергия приливов и отливов, сила ветра, растительный и животный мир, внутриземная теплота и др.

Природные ресурсы классифицируют по ряду признаков:

По их использованию - на производственные (сельскохозяйственные и промышленные), здравоохранительные (рекреационные), эстетические, научные и др.;

По принадлежности к тем или иным компонентам природы - на земельные, водные, минеральные, а также на животный и растительный мир и др.;

По заменимости - на заменимые (например, топливно-минеральные энергетические ресурсы можно заменить ветровой, солнечной энергией) и незаменимые (кислород воздуха для дыхания или пресную воду для питья заменить нечем);

По исчерпаемости - на исчерпаемые и неисчерпаемые.

К неисчерпаемым природным ресурсам относятся преимущественно процессы и явления, внешние по отношению к нашей планете и присущие ей как космическому телу. Прежде всего - это ресурсы космического происхождения, например, энергия солнечного излучения и ее производные - энергия движущегося воздуха, падающей воды, морских волн, приливов и отливов, морских течений, внутриземная теплота.

К исчерпаемым ресурсам относятся все природные тела, находящиеся в пределах земного шара как физического тела, имеющего конкретную массу и объем. В состав исчерпаемых ресурсов входит животный и растительный мир, минеральные и органические соединения, содержащиеся в недрах Земли (полезные ископаемые).



По способности к самовосстановлению все исчерпаемые ресурсы условно можно классифицировать на возобновимые, относительно возобновимые и невозобновимые (рисунок 5).

Рисунок 5. Классификация природных ресурсов по их исчерпаемости и возобновимости

Возобновимые ресурсы - это ресурсы, способные к восстановлению через различные природные процессы за время, соизмеримое со сроками их потребления. К ним относятся растительность, животный мир и некоторые минеральные ресурсы, осаждающиеся на дно современных озер и морских лагун.

Невозобновимые ресурсы - это ресурсы, которые совершенно не восстанавливаются или скорость их восстановления настолько мала, что практическое использование их человеком становится невозможным.

К ним относятся, в первую очередь, руды металлов и неметаллов, подземные воды, твердые строительные материалы (гранит, песок, мрамор и т. п.), а также энергоносители (нефть, газ, каменный уголь).

Особую группу составляют земельные ресурсы. Почва представляет собой биокосное тело, возникшее в результате различных форм выветривания (физического, химического, биологического) горных пород в обстановке различного климата, рельефа и в условиях земной гравитации.

Почвообразовательный процесс длителен и сложен. Известно, что слой черноземного горизонта толщиной 1 см образуется примерно за столетие. Таким образом, будучи в принципе возобновимым ресурсом, почва восстанавливается в течение очень длительного периода времени (многие десятилетия и даже столетия), что дает основания оценивать ее как относительно возобновимый ресурс.

Особое положение имеют два важнейших природных тела, являющихся не только природными ресурсами, но и одновременно основными составляющими среды обитания живых организмов (природные условия): атмосферный воздух и вода. Будучи неисчерпаемыми в количественном отношении, они являются исчерпаемыми качественно (по крайней мере, в отдельных регионах). Воды на Земле достаточно, вместе с тем запасы пресной воды, пригодные к использованию, составляют 0,3% от общего объема.

3. Охрана лесных ресурсов в России

Российские леса имеют общемировое значение, обусловленное запасами древесины, биоразнообразием, ролью в глобальном круговороте и потенциальным влиянием на международную торговлю лесными продуктами.

В лесах России сосредоточено 82 млрд. м 3 древесины с ежегодным приростом в 994 млн. м 3 . Лесосырьевые ресурсы России дают возможность не только обеспечить текущую и перспективную потребность страны в древесине и продуктах ее переработки, но и значительно расширить их экспорт в условиях прогнозируемого роста спроса на древесину на мировом рынке.

Однако лесной фонд России было бы неправомерно считать неисчерпаемым: почти 95% лесов России произрастает в бореальном поясе, а около 50% имеет низкую природную продуктивность. В районах, доступных для эксплуатации, лесной фонд истощен в результате концентрированных рубок 1950-1960 годов и еще не полностью восстановился.

Лесной фонд Российской Федерации, находящийся в федеральной собственности, занимает 1172,3 млн. гектаров.

Однако этот огромный потенциал используется крайне нерационально. За прошедшие годы резко снизилось производство многих социально значимых товаров из древесины: пиломатериалов - более чем в 4 раза, древесных плит, целлюлозы, бумаги - в 2,5 - 3 раза. Доля России в мировом лесном секторе также незначительна: по вывозке древесины - 3,2%, по производству пиломатериалов - 4,4%, древесных плит - 2,4%, бумаги и картона - 1,4%.

Характерной особенностью размещения лесосырьевых ресурсов России является резкий дисбаланс в их наличии и фактическом использовании. Запас древесины спелых лесов Европейско-Уральской части России составляет 18% от общего запаса спелых лесов страны, а заготавливается в этой части свыше 60% от общего объема заготовок.

Площади лесов на территории России постоянно сокращаются вот уже 500 лет, но, безусловно, наиболее резко - в ХХ в. Но все же этот процесс затронул Россию в меньшей степени, чем основной мир.

Выделяют несколько проблем, вызывающих деградацию лесных ресурсов:

1. Сложившаяся практика лесопользования и отклонения от основных лесоводческих принципов. Еще в начале XX в. во многих странах была разработана система ведения лесного хозяйства, которая предусматривала, с одной стороны, возможность крупномасштабных заготовок леса, а с другой - восстановление, защиту лесов с учетом их ценности для сохранения земельных и водных ресурсов, обеспечения благоприятных жизненных условий для населения, регулирования экологических процессов.

2. Лесные пожары. Всего с начала пожароопасного сезона в лесном фонде РФ возникло 13 486 пожаров, огнем пройдено 323 542 га.

Основными причинами возникновения лесных пожаров являются антропогенные факторы, вследствие которых возникает более 80 процентов лесных пожаров.

3. Во многих регионах имеет место восстановление лесов, связанное с глубоким кризисом сельского хозяйства и экономики в целом. Но в то же время запасы древесины снизились на 1.2 млрд. м 3 , что говорит о том, что леса России “молодеют”, то есть вырубаются наиболее ценные - спелые и продуктивные леса, в восстановление идет за счет малоценных мелколиственных молодняков. Вместе с тем увеличение объемов рубок главного пользования не достигнуто. На высоком уровне сохраняется объем незаконных рубок.

4. В последние годы значительным фактором деградации лесов становится радиоактивное загрязнение. По подсчетам ученых, общая площадь лесов, пораженных в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в Челябинской области и в зоне влияния ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, составила более 3,5 млн га.

Общие требования по обеспечению охраны и защиты лесов. Все леса в нашей стране подлежат охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, а также защите от вредителей и болезней леса (ст. 92 ЛК). Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и иных особенностей и включают в себя комплекс организационных, правовых и других мер по рациональному использованию лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных воздействий.

Охрана и защита лесов осуществляются наземными и авиационными методами организациями Минприроды: лесхозами, базами авиационной охраны лесов и другими организациями. Основные задачи охраны лесов от пожаров - предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение. Важнейшие мероприятия по охране и рациональному использованию лесных ресурсов в курортно-рекреационных зонах заключаются в следующем:

а) усиление и дальнейшее совершенствование мер по охране лесов от пожаров, повышение пожароустойчивости лесов;

б) упорядочение и регулирование развивающегося процесса массового рекреационного использования лесов;

в) защита леса от вредного влияния твердых, газообразных, пылевых и других выбросов промышленных и других предприятий в атмосферу;

г) выявление и усиление мер по охране ценных лесных массивов - памятников природы, истории и культуры, реликтовых формации, лесных массивов, имеющих исключительно большое санитарно-оздоровительное и защитное значение;

д) всемерное улучшение санитарного состояния лесов, защита их от вредителей и болезней;

е) сохранение и обогащение полезных диких зверей, птиц и микроорганизмов, упорядочение применения ядохимикатов;

ж) регулирование гидрологического режима лесных земель;

з) регулирование перевода лесных площадей в другие категории земель в результате урбанизации, роста городских агломераций, строительства водохранилищ, транспортных систем и других коммуникаций.

4. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов)

Устойчивое управление (Sustainable forest management) лесным хозяйством подразумевает содержание и использование лесов таким образом и в такой степени, при которой сохраняется их продуктивность, регенерационная способность, биоразнообразие и потенциал для выполнения в настоящем и будущем экологических, экономических и социальных функций на местном, национальном и мировом уровнях. Следовательно, целью устойчивого управления лесными экосистемами является получение возможно большего числа полезностей, включая социальные и сохранение экологических функций лесов.

В руководящем документе Федеральной службы лесного хозяйства России (ФСЛ) Критерии и индикаторы (1996) определены основные критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации. Они соответствуют европейским критериям. Выделено 6 критериев:

Поддержание и сохранение продуктивной способности лесов;

Подержание приемлемого санитарного состояния и жизнеспособности лесов;

Сохранение и поддержание защитных функций лесов;

Сохранение и поддержание биологического разнообразия;

Поддержание социально-экономических функций лесов;

Инструменты лесной политики для сохранения устойчивого управления лесами

Под управлением системой понимается такое воздействие на нее, при котором обеспечивается ее устойчивое функционирование в условиях внешней и внутренней среды для достижения определенной цели. Система управления включает в себя объект управления и активный регулятор или управляющую систему. Объектом управления являются лесные экосистемы разного ранга и основанные на них хозяйственные единицы (хозяйственная секция, хозяйственная часть, части разных категорий защитности или групп лесов и т.д.). Задающее воздействие (лесоустроительный проект, директивные документы) принуждает объект управления вести себя требуемым образом.

Устойчивое управление лесными экосистемами имеет две особенности.

(1) Для достижения цели управления необходимо решать несколько разнородных задач: получение продукции, сохранение лесных экосистем, сохранение их роли в выполнении ими экологических функций; выполнение социальных функций лесов.

(2) Лесные экосистемы относятся к очень сложным вероятностным системам, и задача устойчивого управления ими значительно усложняется. Необходимо учитывать не только возмущающие внешние воздействия на объект, но также законы поведения самого объекта, прежде всего механизмы его устойчивости.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека