Мочевыделительная система у детей. Строение и функция почек

Строение и функция почек §2. Строение и функция кожи §3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви §4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь

Значение органов выделения. Органы выделения играют важную роль в сохранении постоянства внутренней среды, они удаляют из организма продукты обмена, которые не могут быть использованы, избыток воды и солей. В осуществлении процессов выделения участвуют легкие, кишечник, кожа и почки. Легкие удаляют из организма углекислый газ, пары воды, летучие вещества. Из кишечника удаляются с калом соли тяжелых металлов, избыток невсосавшихся пищевых веществ. Потовые железы кожи выделяют воду, соли, органические вещества, их усиленная деятельность наблюдается при напряженной мышечной работе и повышении температуры окружающей среды.
Основная роль в выделительных процессах принадлежит почкам, которые выводят из организма воду, соли, аммиак, мочевину, мочевую кислоту, восстанавливая постоянство осмотических свойств крови. Через почки удаляются некоторые ядовитые вещества, образующиеся в организме или принятые в виде лекарств.
Почки поддерживают определенную постоянную реакцию крови. При накоплении в крови кислых или щелочных продуктов обмена через почки увеличивается выделение излишков соответствующих солей. В поддержании постоянства реакции крови очень важную роль играет способность почек синтезировать аммиак, который связывает кислые продукты.

Строение и функция почек

Строение почек. Почки (их две -правая и левая) имеют форму боба; наружный край почки выпуклый, внутренний - вогнутый. Они красно-бурого цвета, массой около 120 г.
На вогнутом, внутреннем крае почки имеется глубокая вырезка. Это ворота почки. Сюда входит почечная артерия, а выходит почечная вена и мочеточник.

Почки получают крови больше, чем любой другой орган, в них происходит образование мочи из веществ, приносимых кровью. Структурно-функциональной единицей почки является тельце почки- нефрон (рис. 43), в каждой почке около 1 млн. нефронов. Нефрон состоит из двух основных частей: кровеносных сосудов и почечного канальца.
Общая длина канальцев одного тельца почки достигает 35-50 мм. В почках имеется примерно 130 км трубочек, по которым проходит жидкость. Ежесуточно в почках фильтруется около 170 л жидкости, которая концентрируется примерно в 1,5 л мочи и удаляется из организма.
Возрастные особенности функции почек. С
возрастом меняются количество и состав мочи. Мочи у детей отделяется сравнительно больше, чем у взрослых, а мочеиспускание происходит чаще за счет интенсивного водного обмена и относительно большого количества воды и углеводов в рационе питания ребенка.
Только в первые 3-4 дня количество отделяющейся мочи у детей невелико. У месячного ребенка мочи отделяется в сутки 350-380 мл, к концу первого года жизни - 750 мл, в 4-5 лет - около 1 л, в 10 лет-1,5 л, а в период полового созревания - до 2 л.
У новорожденных реакция мочи резкокислая, с возрастом она становится слабокислой. Реакция мочи может меняться в зависимости от характера получаемой ребенком пищи. При питании преимущественно мясной пищей в организме образуется много кислых продуктов обмена, соответственно и моча становится более кислой. При употреблении растительной пищи реакция мочи сдвигается в щелочную сторону.
У новорожденных детей повышена проницаемость почечного эпителия отчего в моче почти всегда обнаруживается белок. У здоровых детей и взрослых белка в моче быть не должно.
Мочеиспускание и его механизм.
Испускание мочи - процесс рефлекторный. Поступающая в мочевой пузырь моча вызывает повышение давления в нем, что раздражает рецепторы, находящиеся в стенке пузыря. Возникает возбуждение, доходящее до центра мочеиспускания в нижней части спинного мозга. Отсюда импульсы поступают к мускулатуре пузыря, заставляя ее сокращаться- сфинктер при этом расслабляется и моча поступает из пузыря в мочеиспускательный канал. Это непроизвольное испускание мочи. Оно имеет место у грудных детей.
Старшие дети, как и взрослые, могут произвольно задерживать и вызывать мочеиспускание. Это связано с установлением корковой условнорефлекторной регуляции мочеиспускания. " но к двухлетнему возрасту у детей сформированы условнорефлекторные механизмы задержки мочеиспускания не только днем, но и ночью Однако в возрасте 5-10 лет у детей, иногда до полового созревания, встречается ночноенепроизвольное недержание мочи - энурез. В осенне-зимние периоды года в связи с большей возможностью охлаждения организма энурез учащается. С возрастом энурез, связанный преимущественно с функциональными отклонениями в психоневрологическом статусе детей, проходит. Однако в обязательном порядке дети должны быть обследованы врачами - урологом и невропатологом.
Способствуют энурезу психические травмы, переутомление (особенно от физических нагрузок), переохлаждение, нарушение сна, раздражающая, острая пища и обилие жидкости, принятой перед сном. Дети очень тяжело переживают свой недуг, испытывают страх, долго не засыпают, а затем погружаются в глубокий сон, во время которого слабые позывы к мочеиспусканию не воспринимаются.
Профилактика заболеваний органов выделения.
В детских домах школах-интернатах и пионерских лагерях дети, страдающие энурезом, требуют к себе особого внимания взрослых. Случается с ребенком ночью никогда не должно обсуждаться в группах (отрядах).
Детям, страдающим энурезом, необходимо по указанию врач установить и строго соблюдать режим дня, отдыха, правильно сбалансированное диетическое питание, без раздражающей, соленой и острой пищи, ограничивать приемы жидкости, особенно перед сном, исключать во второй половине дня большие физические нагрузки (игры в футбол, баскетбол, волейбол и др.). Не менее двух раз в течение ночи детей следует поднимать для опорожнения мочевого пузыря.
Нарушение правил личной гигиены может приводить к воспалению у детей мочеиспускательного канала и мочевыводящих путей, которые высокоранимы, отличаются пониженной стойкостью и усиленным слущиванием эпителия. Необходимо приучить детей держать в чистоте наружные половые органы, обмывать их теплой водой с мылом утром и вечером перед сном. Для этих целей надо иметь специальное индивидуальное полотенце, стирать и обязательно кипятить его раз в неделю.
Профилактика острых и хронических заболеваний почек - это прежде всего предотвращение инфекционных заболеваний (скарлатины, отита, гнойных поражений кожи, дифтерии, кори и др.) и их осложнений.

Строение и функция кожи

Особенности строения кожи. Кожа, покрывающая тело человека, составляет 5% массы тела, ее площадь у взрослого человека 1,5-2 м 5 . Кожа состоит из эпителиальной и соединительной тканей, содержащих осязательные тельца, нервные волокна, кровеносные сосуды, потовые и сальные железы (рис. 44).

Кожа выполняет разнообразную функцию. Она участвует в поддержании постоянства внутренней среды как орган выделения. Содержащиеся в ней осязательные тельца являются рецепторами кожного анализатора и играют важную роль в обеспечении контактов организма с внешней средой. Кожа выполняет важную защитную функцию. Она защищает организм от механических воздействий, что достигается прочностью поверхностного рогового слоя, прочностью и растяжимостью образующей кожу ткани. Постоянное обновление поверхностного слоя кожи способствует очищению поверхности тела. Велика роль кожи в процессах терморегуляции: через кожу осуществляется 80% теплоотдачи, которая происходит за счет испарения пота и теплоизлучения. В коже содержатся терморецепторы, способствующие рефлекторному поддержанию температуры тела.
В нормальных условиях при температуре +18…+-20°C через кожные покровы в организм поступает 1,5% кислорода. Однако при интенсивной физической работе поступление кислорода через кожу может увеличиться в 4-5 раз.
Выделительная функция кожи осуществляется потовыми железами. Потовые железы расположены в подкожной соединительнотканной клетчатке. Количество потовых желез колеблется от 2 до 3,5 млн. Оно индивидуально и определяет большую или меньшую потливость организма. Потовые железы на теле распределены неравномерно, больше всего их в подмышечных впадинах, на ладонях рук и подошвах ног, меньше на спине, голенях и бедрах. С потом выделяется из организма значительное количество воды и солей, а также мочевина. Суточное количество пота у взрослого человека в покое - 400-600 мл. В сутки с потом выделяется около 40 г поваренной соли и 10 г азота. Осуществляя выделительную функцию, потовые железы способствуют сохранению постоянства осмотического давления и рН крови.
Возрастные особенности строения и функции кожи.
Одной из основных особенностей кожи детей и подростков является то, что поверхность ее у них относительно больше, чем у взрослых. Чем моложе ребенок, тем большая поверхность кожи приходится у не го на 1 кг массы тела. Абсолютная же поверхность кожи у детей меньше, чем у взрослых, и увеличивается с возрастом. На 1 кг массы тела приходится следующая площадь поверхности кожи: у новорожденного - 704 см 2 , у ребенка 1 года - 528, у дошкольника 6 лет - 456, у школьника 10 лет - 423, у подростка 15 лет - 378 и у взрослых - 221 см 2 .
Эта особенность обусловливает значительно большую теплоотдачу организма детей по сравнению со взрослыми. При этом чем младше дети, тем в большей мере эта особенность выражена. Высокая теплоотдача вызывает и высокое теплообразование, которое у детей и подростков на единицу массы тела также выше, чем у взрослых. В течение длительного периода развития изменяются терморегуляционные процессы. Регуляция температуры кожи по взрослому типу устанавливается к 9 годам.
В течение жизни общее количество потовых желез не меняется, увеличиваются их размеры и секреторная функция. Неизменность числа потовых желез с возрастом определяет их большую плотность в детском возрасте. Количество потовых желез на единицу поверхности тела у детей в 10 раз больше, чем у взрослых. Морфологическое развитие потовых желез в основном завершается к 7 годам.
Потоотделение начинается на 4-й неделе жизни. Особенно заметное увеличение числа функционирующих потовых желез отмечено в первые 2 года. Интенсивность потоотделения на ладонях достигает максимума в 5-7 лет, затем постепенно снижается. Теплоотдача через испарение повышается в течение первого года с 260 ккал с 1 м 2 поверхности до 570 ккал с 1 м 2 .
Изменяется с возрастом и секреторная деятельность сальных желез. Активность этих желез достигает высокого уровня в период, непосредственно предшествующий рождению ребенка. Они создают как бы «смазку», облегчающую прохождение ребенка по родовым путям. После рождения секреция сальных желез затухает, ее усиление вновь происходит в период полового созревания и связано с нейроэндокринными изменениями.
Уход за кожей, ногтями и волосами.
Неповрежденная кожа задерживает проникновение в организм большинства химических веществ и микроорганизмов. Содержание тела в чистоте обеспечивает нормальное отправление всех функций кожи. На коже грязь удерживается избытком кожного сала и слущивающимся эпителием. Образующиеся комочки закрывают поры кожи. Закупорка грязью пор кожи мешает нормальному отделению содержимого потовых и сальных желез. В закупоренных железках на грязной коже легче образуются гнойнички. Загрязнение вызывает зуд кожи, расчесы, что также способствует нарушению целостности кожных покровов и проникновению инфекции. К тому же бактерицидные свойства грязной кожи резко падают, они оказываются почти в 17 раз ниже, чем чистой кожи. Бактерицидными свойствами благодаря выделению особых веществ (лизоцим и др.) обладают также слизистые оболочки рта, дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта и мочевыводящих путей.
Через немытые грязные руки передаются многие инфекционные заболевания и происходит заражение глистами. Мытье простой да еще холодной водой без мыла не растворяет выделения сальных желез, а потому недостаточно для поддержания чистоты кожи. Мыло смягчает кожу и облегчает удаление омертвевших клеток эпителия. Мыло должно образовывать большое количество пены при намыливании и не сушить кожу. Этим требованиям в наибольшей степени отвечает детское мыло.
Следует приучить детей ежедневно утром и вечером перед сном мыть руки, лицо, шею и ноги (вечером), а в течение дня тщательно мыть руки перед едой, после пользования уборной, выполнения работ по самообслуживанию в здании школы и на участке, игры с животными. Следует научить детей особенно тщательно, с применением намыленных щеток очищать и промывать подногтевое пространство и складки вокруг ногтей, где более всего скапливаются грязь, микроорганизмы и яйца глистов. Ногти на пальцах рук и ног рекомендуется коротко стричь: на пальцах рук - дугообразно, по возвышению пальца, а на пальцах ног - прямо. Неправильное срезание ногтей у углов способствует их врастанию в пальцы.
Каждый раз после мытья руки должны быть досуха вытерты, иначе на коже появляются трещины, образуются цыпки. Каждый ребенок должен иметь свои полотенца для лица, рук и ног. Через общее полотенце может передаваться инфекция. В соблюдение правил личной гигиены входит как минимум еженедельное мытье всего тела горячей водой температуры 35-37 °С и смена нательного белья. Горячая вода вызывает усиленное выделение из потовых и сальных желез и расширение пор кожи, что обеспечивает большую возможность смывания грязи, которая попадает в отверстия пор. Помимо мыла при мытье кожи большую роль для ее очистки играют разного рода мочалки. Постельное белье меняют через 10-14 дней. Его следует кипятить и легко крахмалить.
Целый ряд специальных мер используют в целях предотвращения потливости ног у детей и подростков. Потливость может быть обусловлена рядом причин: редкое мытье ног, перегревание их, ношение резиновой обуви без стелек и т. п. Правильный уход позволяет устранить потливость. Это прежде всего ежедневное мытье ног сначала теплой, а затем прохладной водой. Если же потливость ног упорно продолжается, то она, очевидно, связана с каким-либо заболеванием. В таких случаях необходимо как можно раньше обратиться к врачу.
Требуют постоянного ухода и волосы головы. Они обычно быстро загрязняются из-за обильного выделения кожного сала. вместе с пылью и грязью в волосы могут заноситься насекомые возбудители кожных болезней. Вызываемый ими зуд кожи приводит к расчесам и заражению других участков головы. Жирные волосыдетям рекомендуют мыть каждые 5-6 дней, сухие - через 10-12. Мягкая вода лучше промывает волосы, поэтому, если естьнеобходимость смягчить воду, в нее следует добавить одну чайную ложку питьевой соды. Жирные волосы целесообразно мыть специальными сортами шампуней или определенными сортами мыла (зеленого, серного, дегтярного), чередуя их использование с детским мылом.
Каждый ребенок должен пользоваться только своим частым гребнем и расческой. Частый гребень употребляют только после расчески,иначе можно выдернуть много волос. Гребешки следует выбирать с неострыми зубьями, чтобы при расчесывании волос не повреждать и не раздражать кожу головы.
Перед каждым мытьем головы нужно гребни тщательно промывать щеткой с мылом. Девочкам не рекомендуется сильно стягивать волосы, ибо это способствует их выпадению. Отрицательно влияетна волосы и постоянное ношение даже в помещении головных уборов.
Заволосами, даже короткими, требуется постоянный контроль, а случае необходимости надо немедленно использовать средстваубивающие насекомых и растворяющие оболочку гнид.
Профилактика кожных заболеваний
. Профилактика кожных заболеваний - это прежде всего выполнение всех гигиенических правил по уходу за кожей, волосами, ногтями, осторожность в игре с беспризорными домашними животными, поддержание учеником вшколе чистоты своего класса и рабочего места, а дома - своего уголка.
Учителя школ обязаны при организации общественно полезного производительного труда учащихся на птицефабриках и животноводческих хозяйствах колхозов (совхозов) знать, здоровы ли животные и птицы, не поражены ли они какими-либо заболеваниями, в томчисле грибковыми.
Пренебрежение правилами ухода за кожей ведет к снижению ее защитных свойств, созданию благоприятных условий для размножения болезнетворных микробов, грибков, внедрения чесоточных клещей. Развиваются гнойничковые поражения и экзема кожи, чесотка, стригущий лишай, парша.
Гнойничковые
заболевания кожи вызываются кокками, наиболее часто стафило- и стрептококками. Помимо выполнения правил личнойгигиены, обращают внимание на профилактическую обработку у детей мелких ран (царапин, ссадин, порезов) обеззараживающими жидкостями и 1%-ным спиртовым раствором бриллиантовой зелени. Дети с подобными заболеваниями изолируются и подвергаются лечению. Посещение школы разрешается только после выздоровления и предъявления справки от врача об излечении. Ванны и душ временно отменяют.
Чесотка
- заразная болезнь, передающаяся от больного к здоровому чесоточным клещом. В детских учреждениях, особенно в школах-интернатах, чесотка может принять характер массового заболевания. Чесоточный клещ внедряется в кожу и проделывает в ней ходы. Заболевание сопровождается сильным зудом. Дети расчесывают кожу до крови и нередко вносят дополнительную инфекцию, чаще всего гнойничковую. Заражение возникает при контакте с больными людьми и животными, пользовании вещами больного (нательное белье, перчатки). При обнаружении чесотки больных изолируют. В школах-интернатах детей помещают в изолятор и проводят противочесоточное лечение. Платье и личные вещи заболевших дезинфицируют или кипятят. Всех остальных детей интерната подвергают тщательному профилактическому обследованию. После окончания лечения болевшие чесоткой дети допускаются в коллективы школы и другие учреждения (внешкольные, бассейны и т. д.) лишь при предъявлении справки от врача об излечении и о том, что все члены семьи больного были подвергнуты обследованию.
Дерматомикозы
(эпидермофитии)-грибковые заболевания кожи (парша, стригущий лишай). Парша и стригущий лишай вызываются разными типами грибков. Грибок, вызывающий паршу, поражает волосистую часть головы, гладкую кожу и ногти. Заболевают паршой преимущественно дети и подростки. Паршой страдают также животные и птицы. Грибок парши, попадая в волосяную луковицу, прорастает роговой слой кожи и стержень волоса. Пораженные волосы теряют нормальный блеск, становятся тусклыми, как бы посыпанными мукой. Волосы становятся ломкими и легко выдергиваются с корнем.
Стригущий
лишай -трихофития. Стригущим лишаем болеют кошки, собаки, рогатый скот, птицы. У детей различают трихофитию волосистой, гладкой кожи и ногтей.
Дети, страдающие грибковыми заболеваниями, не допускаются до излечения в детские учреждения (школы, школы-интернаты, бассейн, бани). При выявлении заболевания все члены семьи и дети школы-интерната должны пройти тщательное обследование.
Профилактика эпидермофитии - соблюдение правил личной гигиены по уходу за кожей. В случае появления каких-либо признаков (зуд в межпальцевых промежутках на ногах, ломкость волос и их обильное выпадение, изменение цвета ногтей) с подозрением на эпидермофитию следует срочно направить ребенка к врачу-дерматологу. Детям, систематически посещающим бассейн, после тренировочного занятия или оздоровительного плавания рекомендуется тщательно мыть ноги, вытирать досуха межпальцевые промежутки, протирать их одеколоном и смазывать иодом.
Бани, плавательные бассейны и души должны контролироваться районной (городской) санэпидслужбой, ибо содержание указанных учреждений в надлежащем санитарном состоянии - важнейшая мера профилактики грибковых заболеваний кожи.

Органы выделения играют важную роль в сохранении постоянства внутренней среды организма за счет выведения лишних продуктов распада, излишков воды и солей. В осуществлении этой функции принимает ають участие легкие, органы системы пищеварения (печень, кишки), кожа, а также специализированная система мочеиспускания. Кроме того, органы выделения обеспечивают защитную (выделение жира), лактогенным (выделите ния молока) и феромоны (создание запахов) функцииії.

Легкие удаляют из организма углекислый газ, пары воды, летучие вещества (ацетон, кетоны и другие летучие вещества)

Через систему пищеварения вместе с непереваренными продуктами пищи выводятся соли тяжелых металлов, токсичные вещества, остатки продуктов распада белков, жиров и углеводов. На коже функцию выделения види игра потовые и сальные железы, а во время кормления младенцев грудью у женщин выделительную функцию выполняют молочные железы. Потовые железы удаляют воду, соли и органические веществни.

Благодаря системе мочевыделения из организма выводится вода, соли, аммиак, мочевина, мочевая кислота, ядовитые и токсичные вещества, остатки применяемых лекарств и т.д.

Основные органы мочевыделительной это почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал (уретру)

Почек в организме две и каждая из них имеет массу примерно 120 г. Расположенные почки во вне брюшной пространстве по обеим сторонам позвоночника в поясничной области. Почки имеют выпуклую форму фасолины, изогнутая часть а какой называется"ворота почек"(рис 32). В месте ворот каждой из почек входит почечная артерия, а выходят почечная вена и мочеиспускательный канаанал.

Почки способны отфильтровывать из крови лишние и вредны для организма вещества и вместе с излишками воды выводить их во внешнюю среду

Функциональной единицей почек является нефрон (рис 33), тело которого состоит из клубочка кровеносных капилляров (мальпигиивих клубочков), окруженного капсулой. Шумлянского-Боумена, которая переходит в детальный канал ец нефрону.

Капсулы (тела) нефронов находятся в верхней (корковом) части почки, а каналец нефрона пронизывает корковое и мозговой слои почки в виде петли (петли. Генле), восходящий конец которой на уровне клубочка а переходит в дистальный отдел канальца нефрона. Дистальные отделы ка-нальцив от многих нефронов впадают в собирательные трубки, далее впадают в почечные малые и дальше большие чашки, соединенные с почечной миской. Почки имеют сложную систему кровообращения приносящих артериола каждого нефрона образует капиллярный клубочек и затем переходит в выносящие артериолы по диаметру меньше, чем входная, то обусловливает местное увеличение давления крови на уровне клубочка нефрона и, как следствие, выход (адсорбцию) воды и растворенных в ней веществ из крови в полость капсулы нефрона. Эта жидкость по своему химическому составу приближается я к составу плазмы крови и называется первичной мочой за сутки через клубочки обеих почек проходит до 1800 литров крови и образуется около 170 литров первичной мочи. Первичная моча из капсулы попадут яе в канадец нефрона, общая длина которого составляет до 50 мм. Стенки ка-нальцю каждого нефрона оплетены густой сетью кровеносных капилляров, которые начинаются от выносной артерии клубочка. Только е д этих капилляров наконец начинаются венулы, вены и обратная кровообращение. Такое двойное разветвление артериол на капилляры называется волшебная сеть и встречается только в почках. Однослойный эпителий сти нок канальцев и сети капилляров обусловливают интенсивную реадсорбции (всасывание) воды и растворенных в ней полезных веществ из первичной мочи снова в кровь. Как результат, в конце канальцев утворюеть ся окончательная моча, которая попадает сначала в миску почки далее по мочеточнику направляется в мочевой пузырь, а из него, через мочеиспускательный канал, периодически выводится наружу. Обе почки содержат около 2 млн нефронов и до 130 км канальцев образующих примерно 1,5 л концентрированной (окончательной) мочи со скоростью до 50 мл в час. Таким образом, образование мочи осуществляется в два этапа: на первом из них происходит процесс фильтрации (адсорбции) с образованием первичной мочи, на втором - процесс реадсорбции, что заканчивается образованием концентрированной вторичной или окончательной мочи, и выводится с организмся із організму.

С возрастом изменяется количество и состав мочи (табл. 16 и 17). У детей образуется относительно больше мочи (на 1 кг массы тела), чем у взрослых и более часто происходят акты мочеиспускания, что связано с б более интенсивными процессами обмена веществ. В месячного ребенка за сутки образуется до 380 мл мочи в возрасте 1 года - 750 мл; в 4-5 лет - до 1 л в 10 лет - до 1, 5 л; в 14-15 лет до 1,5 л. У грудных детей моча резко кислая, а с возрастом становится слабо кислой. Кислотность мочи увеличивается при белковой пищи и наоборотвпаки.

Таблица 16

Средний объем одного мочеиспускания, выделение мочи за сутки, мл, и относительная плотность мочи в зависимости от возраста (и. Н засохла, 1994)

Вик Объем одной порции сечі Добозий объем сечі Относительная плотность сечі
1 день - До 6О 1,008-1,018
До 6 мисяиив 30 300-500 1,002 - 1004
От 6 месяцев до 1 г. 60 750 1,006-1,010
3-5 рокив 90 1000 1,010-1,020
7-8 рокив 150 1200 1,008-1,022
10-12 рокив 250 1500 1,011-1,025
13-16 рокив 300 2000 1,012-1,022
17 лет и болеее 260 1500 1,009-1,023

Таблица 17

Выделение мочевины с мочой у детей (Г. Липперт 1980)

Выведение мочи регулируется рефлекторно. Попадая в мочевой пузырь, моча вызывает в нем повышенное давление, что раздражает механические рецепторы стенок пузыря. Возбуждение рецепторов передается в центр мочевым выпуска, который расположен в крестцовом отделе спинного мозга. Отсюда импульсы эфферентным путям передаются мышц мочевого пузыря, он напрягается, невольный внутренний сфинктер открывает ться и моча выводится наружу. Именно такие процессы мочеиспускания происходят у младенцавлят.

Начиная с 0,5-1,5 лет, у детей формируется условно рефлекторный акт задержки мочеиспускания не только в день, но и ночью. Это обеспечивается работой второго сфинктера, сознательно руководствуется и который раз зташований в месте прохождения мочеиспускательного канала везде промежность и образованного разделенными кольцевыми мышцами. Работа этого сфинктера регулируется сознательно от высшего центра мочеиспускания, который находится в к ори-головного мозга. В акте мочеиспускания принимают участие также мышцы живота (при напряжении мышц скорость мочеиспускания растетає).

У девушек (женщин) длина мочеиспускательного канала (уретры) составляет 35-5 см и он имеет только два, указанных выше, сфинктеры: самопроизвольный (на уровне мочевого пузыря) и произвольный, на уровне промежности

У ребят (мужчин) мочеиспускательный канал в 3 раза более длинный и имеет третий сфинктер, который действует безусловно-рефлекторно на уровне пидмихуровои железы

У некоторых детей в возрасте 5-10 лет, а иногда и до начала периода полового созревания, наблюдается непроизвольное неудержание мочи ночью, во время сна. Это явление чаще всего связано с функциональными пор движении в психоневрологическом статусе детей и называется энурез. С возрастом функциональный энурез обычно проходит, но все дети с такими отклонениями нуждаются обследований врачей (урологу, невропатологу) энурез способствуют психические травмы, переутомление (особенно от физических нагрузок) нарушение сна, острая пища, избыток вживаемои воды, особенно перед сном. В зимние периоды, в связи с возможным пер еохолодженням организма, частота энуреза может возрастатьтати.

Дети, страдающие энурезом, требуют пристального внимания взрослых и, прежде всего, психологической защиты. Явления энуреза не должны обсуждаться публично. Детям, страдающим энурезом"надо строго д соблюдать режим труда и отдыха им рекомендуется диета без острой и соленой пищи, с меньшим количеством жидкости, особенно вечером. Во второй половине дня для таких детей противопоказаны большие физического ни нагрузки, в том числе игра в футбол, баскетбол, волейбол и др.. Среди ночи таких детей целесообразно пробуждать для опорожнения мочевого пузырьіхура.

Выделительная функция кожи связана, прежде всего, с работой потовых и сальных желез, а у женщин еще и молочных желез в послеродовой период

Кожа (рис 34) покрывает всю поверхность тела и имеет общую площадь у взрослых людей 1,5-2 м2. С мышцами кожа соединена подкожной тканью, а вокруг естественных отверстий (рта, носа, половых органов и так д т.д.) плавно переходит в слизистую оболочкуку.

Поверхностный слой кожи - эпидермис состоит из многослойного эпителия, роговие и постоянно шелушится. Полная смена клеток эпидермиса происходит каждые 10-30 суток жизни. Под эпидермисом располагается ваний слой собственно кожи (дермы), что образована соединительной тканью, толщина которой 1-2,5 мм и имеет два слоя: сосочковый и сетчатыйий.

В сосочковом слое кожи находится большое количество венозных кровеносных сосудов, в которых содержится до 10% всей крови организма, что необходимо для обогрева тела. На уровне этого слоя находятся конечные нервные окончания чувствительных, двигательных, сосудисто двигательных и секреторных нервов и расположены, как указывалось в подразделе 42.2,

холодовые (ковбочкы. Краузе) и тепловые тельца. Руффини) температурные рецепторы, а также рецепторы прикосновения (в форме. Мейснерових телец,. Меркелевих дисков или нервных окончаний на корню волосков кожи) рецепторы восприятия давления (тельца. Паччини) и специализированные рецепторы боли (преимущественно обнаженные конечные окончания чувствительных нервов). Чувство боли могут давать и все другие рецепторы кожи при избыточном ди й специфических раздражителейів.

Сетчатый слой кожи состоит из плотной соединительной ткани, обогащенной коллагеновыми волокнами. В толще сетчатого слоя находятся корни волосков, тельца потовых и сальных желез, которых нет а лишь на сосках молочных желез. Специфические железы сетчатого слоя кожи есть в наружном слуховом проходе ушей, выделяют ушное масло (серу). Вокруг половых органов расположены"пахучие"зало зи. Молочные железы являются видоизменением потовых желез и имеют по 15-20 альвеолярных долек, разделенных жировой и соединительной тканью. Клетки альвеолярных долек молочных желез способны производить секрет молоколоко.

Дополнительными образованиями кожи являются ногти и волосы. Ногти расположены с внешней стороны концевых фаланг всех пальцев и представляют собой тонкие прозрачные пластинки, развивающихся из эпидермиса, поз збавлени кровеносных сосудов и нервов и ороговевшие. Тело ногтя заканчивается свободным краем, а противоположная, наиболее тонкая сторона, называется корня и глубоко врастает в складку кожи. Между корнем и телом ро зташована более светлая часть ногтя полукружных формы где находится точка роста. У человека ногти растут со скоростью до 4 мм в месяц в течение всей жизни на пальцах ногти закрепляются кожаными в. Алик, повреждение которых часто бывает местом проникновения инфекции. Гигиена ногтей требует их периодического обрезания, так как под ногтями может накапливаться грязь то возбудители болезней. Волосы являются ниткоподи бним образованием, покрывающий чти все тело, кроме ладоней, подошв, сосков груди, губ и определенных частей половых органов. Все волоски делятся на три типа: длинные (волосы головы, бороды, усов, полового местных органов и лобка), короткие (волосы бровей, ресничек, носовых и слуховых проходов) и тонкие волосы туловища, конечностей и лица). Каждый волосок растет под углом к??коже и имеет корень (в форме волосяного мы шечка в толще кожи, в котором выделяют волосяную луковицу и сосочек) и свободную часть волоска - стержень. В полость волосяного мешочка каждой волоска открывается сальная железа, щедро пристраивает его и прилегающую кожу жиром. К каждому волоску присоединяется также выпрямительный мышцу и окончания чувствительных нервов. Стержень волосков имеет мозговую (мяг-китну) и пробковую части, покрытые кутикулы волоса. В пробковой части волосков располагается пигмент, определяющий цвет волос. При потере пигмента и от попадания воздуха между клетками коркового слоя волоса становится седым. Волосы растут непрерывно с швы дкистю до 10 мм за месяц, но срок жизни отдельных волосков ограничен: например, в области головы каждый волосок живет 2-4 года, на ресничках 4-5 месяцев. Уход за волосами головы наиболее ответственных ним моментом в гигиене человека и заключается в периодической его стрижке. Мыть голову надо не менее 1-2 раза в неделю2 рази на тиждень.

Кожа человека выполняет следующие функции: создает внешнюю оболочку тела, воспринимает различные раздражения, защищает организм от микробов и механических впечатлений, выполняет секреторную (выделение сала, образования мл лока) и экскреторную (потоотделение) роль, участвует в терморегуляционные.

Потовые железы кожи выполняют две важные функции: выделение и терморегуляции. У человека на теле с момента рождения насчитывается около 2,5 миллионов потовых желез. На протяжении жизни количество потовых их желез не меняется, а растут только их размеры и секреторная функция. Расположенные потовые железы по поверхности тела неравномерно: больше всего их на ладонях, подошвах ног, подмышками, около половых о рганив; меньше - в области спины. Так как дети имеют такое же количество потовых желез, как и взрослые люди, а общая площадь их тела, особенно до 10-12 лет, меньше в 8-10 раз площади тела взрослых, то щи льнисть расположения потовых желез у детей значительно выше. Таким образом, при одних и тех же условиях у детей потоотделение идет интенсивнее, чем у взрослых, что необходимо учитывать при разработке вопросов. Гиги ни кожи и волос младітей.

По данным. А. Г. Хрипкова (1990), потовые железы у детей в течение первых 3 недель после рождения почти не функционируют, так как имеют не совершенный аппарат выделительных клубочков самих желез, недоразвитых й потовидильний центр в продолговатом мозге и слабо функционирующие высшие корковые центры обмена веществ и воды. Морфологический развитие потовых желез у детей завершается в 7-8 лет и с этого момента их вид ильна функция более - менее стабилизируется. Пит на 98% состоит из воды, а остальные (до 2%) является твердым остатком пота, содержащий мочевину, мочевую кислоту, аммиак, креатинин, гиппуровой кислоты, ацетона, с иль натрия и др. продукты обмена веществ. Пит имеет щелочную реакцию, но на поверхности кожи быстро становится кислым за счет жирных кислот сальных зало залоз.

Сальные железы у детей эффективно начинают действовать с первых дней по рождению

Теплорегуляторна функция потовых желез основана на том, что при испарении пота тело охлаждается, что является основным механизмом защиты организма человека от перегревов. В нормальных условиях взрослый люд дина выделяет за сутки до 900 мл пота. При высокой окружающей температуре потоотделение возрастает до 4-6 л в сутки, при тяжелой работе - до 10-12 л, а при тяжелой работе в жарком климате - до 15 литров в сутбу.

По данным. М. М. Безруких с соавт (2002) у детей терморегулирующих поверхность кожи относительно больше, чем у взрослых: у новорожденного на 1 кг массы тела приходится 704 см2 кожи; у детей 6 лет - 456 см2;; в и подростков 15-16 лет - 378 см2; у взрослых - 221 см2. Это явление обусловливает большую теплоотдачу организма детей, относительно взрослых, требует большего теплообразования. Однако у детей кожа более разветвленную сеть поверхностных кровеносных сосудов с широкими капиллярами, поэтому дети фактически более легко переносят краткосрочное охлаждение тела, или его нагрев время, указана особенность бу дови кожи детей, снижает переносимость ними длительного действия значительного холода или тепла. Механизм регуляции температуры кожи и тела через систему потоотделения по взрослому типа в основном устанавливается в детей в 9-10 лет, но на протяжении всего последующего школьного периода (до 17-18 лет) функция теплорегуляции кожи продолжает совершенствоваться последствия не совершенной функции теплорегуляции у детей является их частые переохлаждения и простудные заболевания в холодные периоды года, что следует учитывать при организации работы с детьми, в том числе по физическому воспитаниюихованню.

Потоотделение регулируется симпатической нервной системой. Главный центр этой функции расположен в продолговатом мозге и подчинен центра обмена веществ промежуточного мозга и соответствующим центрам в ко ори полушарий мозга. Процесс потоотделения происходит рефлекторно по схеме: температурный рецептор - чувствительный нейрон - спинной мозг - нервные узлы симпатического отдела вегетативной нервной системы (в длина спинного мозга) - эфферентный нейрон - потовые железыза.

Кожа нуждается в регулярной очистки от пота, продукта сальных желез и от накопленных на ее поверхности загрязняющих веществ. Если этого не делать, то образуются факторы, противодействующие нормальной функции ее кожи и могут приводить к возникновению воспалений, гнойничков и др.. Грязная кожа уменьшает свои бактерицидные свойства в 17 и более раз, что может способствовать распространению инфекционных заболеваний и е льминтив (глистов). Особого внимания требует гигиена кожи и волос у детей и подростков, тем более, что у многих из них наблюдается повышенная потливость ног, которая может быть обусловлена??не совершенны. Число терморегулирующих систем, длительным использованием кроссовок или иного резиновой обуви, перегревом ног или нарушением гигиены. Лучшим мероприятием избавиться от этого явления следует считать действие контрастных то мпературе. Реализовать это можно путем ежедневного мытья ног поочередно в теплой и холодной воде (путем создания контрастных ванн): 5-7 сеансов по 15-20 секунд в воде каждой температуры. По мере привыкания и закаливания (на 3-4 день) количество и продолжительность действия контрастных температур надо постепенно увеличивать до 30-40 секунд. Лучшее детям выработать стереотип течение всей жизни мыть ноги холодно ю водой. Нормализует потоотделение ног также хождение босиком, особенно по траве, земли и песка і піску.

Контрольные вопросы и тесты к материалу части I (модуля 1)

Вопрос самоконтроля знаний

1. Понятие развития человека и факторы развития

2. Определение онтогенеза и филогенеза

3. Основные закономерности развития человека: непрерывность и неравномерность, гетерохрония, системогенез и др. (определить какие)

4. Биологические и социальные возрастные периоды жизни человека

5. Три группы показателей физического развития человека

6. Понятие акселерации и ретардации. Причины акселерации

7 отделов нервной системы и ее составные элементы

8. Понятие нервного центра и свойства нервных центров

9. Принципы координации функций в центральной нервной системе

10. Строение и функции спинного мозга

11. Строение и функции стволовой части головного мозга

12. Рефлекторная дуга и ее составные элементы

13. Конечный мозг. Строение коры головного мозга

14. Основные направления пислянатального развития нервной системы человека

15. Процессы миелинизации нервных отростков и связанные с этим функциональные изменения в осуществлении двигательных актов детей

16. Вегетативная нервная система: симпатичный и парасимпатический отделы

17. Понятие. Высшего нервной деятельности (ВНД) человека и его проявления

18. Материальная основа безусловных и условных рефлексов

19. Условия образования условных рефлексов

20. Основные проявления. ВНД человека

21. Типы. ВНД и особенности поведенческих реакций людей с разным типом высшей нервной деятельности

22. Виды торможений условных рефлексов и их функциональное значение

23 интегративная деятельность. ВНД и ее проявления в виде внимания, мотиваций, эмоций, памяти, мышления

24. Эндокринная система организма и ее регулирующая роль

25 опорно аппарат человека и его составные элементы

26. Форма позвоночника и его роль в формировании осанки (осанки) человека

27. Основные показатели состояния мышечной системы и двигательных актов и возрастные особенности их проявления

28. Особенности процессов пищеварения в детском и подростковом возрасте

29. Особенности обмена веществ (белков, жиров, углеводов, минеральных элементов и воды) у детей разного возраста

33. Сердечно-сосудистая система и ее роль в организме человека

34. Механизм иммунной защиты и его формирование у детей

35. Возрастные изменения лейкоцитарной формулы и общей гемограммы

36 показателей работы сердца и гемодинамики

37. Физиологический смысл пульса и его соотношение с частотой сердечных сокращений

38. Возрастные изменения функциональных и объемных показателей дыхания

39. Органы выделения и возрастные особенности их функционирования

40. Особенности процессов потоотделения и теплорегуляции у детей

41. Причины повышенной склонности детей к простудным заболеваниям

42. Пути устранения потливости ног у детей

Задания для тестового контроля знаний зачетного модуля 1

Тесты является одним из объективных методов контроля знаний по всему объему изучаемого материала. Каждое тестовое вопрос в тестовом блоке зачетного модуля 1, а также в дальнейшем для зачетных модулей других глав учебника, содержит три или четыре варианта ответов, из которых только один является наиболее правильным и полным. Выберите правильный вариант ответа и является задачей для того, кто выполняет тест. Варианты ответов кодируются буквами а), б), в) и г), которые рекомендуется записывать в свободные клетки специального бланка, рядом с номером соответствующего вопроса (образец бланка приведен в приложении 9). При отсутствии ности бланке, номера вопросов и коды ответов на них, могут записываться в столбик на листке бумаги. Оценка правильности ответов проводится за ключами ответов к тестам, приведены в приложениитку 8.

Образцы приведенных в учебнике тестов могут перерабатываются и дополняться с одновременным изменением ключа ответов. Методика тестирования может также быть реализована с помощью компьютеров при наличии е идповидних программ тестового контроля знаний,

1. Процессы количественных изменений в организме человека называются:

а) дифференцировки;

б) рост в) формообразования

2. Опережающий созревания жизненно важных, или более нагруженных функциональных систем отражает такую??закономерность развития, как:

а) неравномерность и непреривнисть;

б) гетерохрония в) системогенез

3. Наиболее интенсивно процессы формообразования происходят в возрастной период:

а) до 1 года;

б) от 1 до 10 лет в) от 13 до 16 лет

4. Половая дифференциация в развитии ребят начинает проявляться в возрасте:

а) от 1 до 7 лет;

б) от 3 до 10 лет в) от. И до 16 лет

5. Процесс акселерации (ускорения) это:

а) рост среднее статистических показателей физического развития популяции населения;

б) превышение возрастных нормативов показателей физического развития в некоторых современных детей;

в) чрезмерные показатели физического развития конкретного человека

6. Гипотеза, объясняющая наличие акселерации причинами расширения границ брачных отношений и миграции населения, называется:

а) гипотеза гетерозии;

б) нут равна гипотеза в) гипотеза урбанизации

7. Развитие нервной системы у детей включает:

а) увеличение количества нейронов;

б) интенсивную миелинизации аксонов;

в) образование новых рефлекторных дуг

8 благодаря развитию межнейронных структур (дендритов, шипики, синапсов) у детей совершенствуются такие качества:

а) повышается скорость и точность двигательных актов;

б) улучшается координация движений;

в) растет объем памяти и глубина анализа информации

9. Материальная основой нервной деятельности на уровне безусловных рефлексов является:

а) рефлекторная дуга;

б) рецепторы и анализаторы;

в) временные нейроне связи между центрами воспринимают безусловное раздражение и центрами высших рефлексов;

10. Не сдержанное поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста обусловлена??такому принципу координации функций в организме, как:

а) принцип доминанты при сбалансированности процессов возбуждения и торможения;

б) принцип иррадиации на фоне преобладания возбуждающих процессов;

в) принцип иррадиации на фоне преобладания тормозных процессов

11. Нервные центры, влияющие на теплорегуляцию, потоотделение и водно-солевой обмен расположения:

а) в продолговатом мозге (на дне IV желудочка);

б) в мозжечке (в мозговом отделе);

в) в промежуточном мозге (пидьзгирна участок)

12. Возникновение эмоций связано с аналитико-синтетической деятельностью:

а) соответствующего нервного центра в коре головного мозга;

б) ассоциативных зон всей коры головного мозга;

в) лимбической системы

13. Материальной основой условных рефлексов является:

а) цепи специализированных рефлекторных дуг;

б) временные нейроне связи между центрами, воспринимающих условный раздражитель и центрами дуг безусловных рефлексов;

в) центры коры головного мозга, которые способны воспринимать и анализировать условные раздражители

14. В основе анализа внешней информации лежит такой вид торможения условных рефлексов, как:

а) затухание;

б) запаздывание в) дифференциация

15. Ходьба, бег, прыжки, спортивные упражнения, трудовые действия и др. являются проявлением динамических стереотипов, которые представляют собой:

а) определенную последовательность условных рефлексов, осуществляются автоматически;

б) определенную последовательность автоматически осуществляемых безусловных рефлексов;

в) совокупность условных и безусловных рефлексов, осуществляемых в определенной последовательности автоматически

16. Высшая форма восприятия информации, а именно абстрактное восприятие действительности в форме решений, оценок и анализа формируется:

а) в первые 6-7 лет жизни ребенка;

б) в 10-15 лет жизни ребенка;

в) в юношеском возрасте (после 18 лет)

17. Регулирование активности деятельности многих желез внутренней секреции осуществляют:

а) эндокринная железа гипофиз;

б) эндокринная железа эпифиз в) половые железы

18. Физические нагрузки на кости скелета у детей до 14-16 лет приводят:

а) к задержке процессов их роста в длину и толщину;

б) к задержке процессов их окостенение;

в) к стимуляции укрепления и роста костей

19. Сила мышц у детей наиболее интенсивно наращивается в возрасте:

а) с до II лет;

б) с 12 до 16 лет в) до 7 лет

20. Скорость движений (одноактных или тех повторяющихся) особенно интенсивно растет в возрасте:

а) до 6-7 лет;

б) с 7 до 12 лет в) с 13 до 15 лет

21. Координация движений наиболее интенсивно развивается у детей:

а) до 5 лет;

б) с 6 до 11 лет в) с 12 до 16 лет

22. Белки пищи наиболее интенсивно и окончательно перевариваются:

а) в желудке;

б) в тонкой кишке в) в толстой кишке

23. Интенсивные физические нагрузки, в том числе спортивные тренировки, требуют увеличения в составе пищи:

а) углеводов, как наиболее доступного источника энергии;

б) белков и углеводов;

в) белков, жиров и углеводов

24. Расходы энергии основного обмена зависят:

а) от пола, возраста, роста и массы тела человека;

б) от тяжести и напряженности внешней деятельности;

в) от пола, возраста, роста, массы тела и тяжести труда

25. Специфический клеточный иммунный защиту в организме обеспечивают:

а) лимфоциты. Т-киллеры;

б) нейтрофилы в). Т-лимфоциты

26. С возрастом у детей показатели работы сердца и геодинамики изменяются следующим образом:

а) пульс и артериальное давление возрастают;

б) пульс уменьшается, артериальное давление возрастает;

в) пульс и давление крови снижаются

27. Максимальный объем воздуха, который может видохнуты человек после глубокого вдоха, характеризует:

а) резервный объем выдоха;

б) максимальный объем дыхания;

в) жизненную емкость легких

28. Правильный стереотип дыхания при ходьбе, беге, плавании - это дыхание, когда:

а) дышать носом, а продолжительность вдоха и выдоха одинаковы;

б) дышать носом, а продолжительность вдоха в 2 раза меньше продолжительности выдоха;

в) дышать носом, а продолжительность вдоха в 2 раза больше продолжительности выдоха

29. Кроме мочевыделительной и потоотделения к органам выделения относятся:

а) кровеносная система;

б) эндокринная система, в) дыхательная система

30. Особенности потоотделение у детей до 10-12 лет, по сравнению со взрослыми, обусловлены и проявляются следующим:

а) большей плотностью потовых желез и повышенной потливостью;

б) меньшей плотностью потовых желез и пониженной потливостью;

в) развитием потовых желез и пониженной потливостью

Человека - одна из важнейших систем организма. Она ответствует за сохранения баланса биологических жидкостей и жизненно важных микроэлементов. Нарушение работы органов этой системы негативно отражается на самочувствии больного и создает немалый дискомфорт в его повседневной жизни.

Как устроена мочевыделительная система

Основным органом мочевыделительной системы считаются почки. Для выполнения всех функций этот орган требует интенсивного кровяного потока. Приблизительно четверть всего объема крови, которую выбрасывает сердце, приходиться только на почки.

Мочеточники являют собой трубочки, которые спускаются от почек к мочевому пузырю. Во время сокращения и расширения их стенок прогоняется моча.

По мочеточниках с помощью мышечных образований (сфинктеров) моча поступает в мочевой пузырь. По мере его наполнения происходит мочеиспускание.

Мочеиспускательный канал у мужчин проходит через половой член и служит для прохождения спермы. У женщин этот орган исполняет только функцию выведения мочи. Он находится на передней стенке влагалища.

У здорового человека все органы мочевыделительной системы работают сглажено. Но как только нарушаются функции одного звена сложного механизма, выходит из строя весь организм.

Роль и функции почек в организме

В организме человека почки выполняют следующие функции:

  1. Регулировка водного баланса - выведение лишней воды или ее сохранение при нехватке в организме (например, уменьшение количества мочи в случае интенсивного выделения пота). За счет этого почки постоянно удерживают в организме объем внутренней среды, что жизненно важно для человеческого существования.
  2. Управление запасами минеральных веществ - почки способны аналогическим путем выводить из организма избыток натрия, магния, хлора, кальция, калия и других минералов или создавать запасы дефицитных микроэлементов.
  3. Выведение из организма токсических веществ, попадающих с пищей, а также продуктов метаболического процесса.
  4. Регуляция артериального давления.

Типы заболеваний

Все заболевания мочевыделительной системы по причинах образования делятся на врожденные и приобретенные. К первому типу относят врожденные пороки развития органов этой системы:

  • недоразвитие почек - проявляется их отеками, повышенным артериальным давлением, нарушением обменных процессов. Наличие такой симптоматики повышает риск развития слепоты, слабоумия, почечного сахарного и несахарного диабета, подагры;
  • патологии в строении мочеточников и мочевого пузыря, которые провоцируют частое мочеиспускание.

Многие врожденные заболевания органов мочевыделительной системы эффективно лечатся при своевременном оперативном вмешательстве.

Приобретенные болезни в основном возникают в результате инфекционного воспаления или физической травмы.

Рассмотрим самые распространенные приобретенные патологии органов мочевыделительной системы.

Уретрит

Это инфекционное заболевание, в результате которого развиваются воспалительные процессы в мочеиспускательном канале. Основными проявлениями болезни являются:

  • боль и жжение в процессе мочеиспускания;
  • характерные выделения из мочеиспускательного канала;
  • большой показатель лейкоцитов в мочи.

Уретрит в основном возникает вследствие попадания в уретру бактерий, вирусов и грибов. Среди возможных причин развития заболевания отмечают несоблюдение правил гигиены, половые контакты, очень редко инфицирование происходит путем заноса болезненных микроорганизмов по кровеносным сосудам из присутствующих в других органах очагов поражения.

Цистит

Являет собой воспаление слизистой оболочки мочевого пузыря. На развитие болезни влияют следующие факторы:

  • застой мочи;
  • общее переохлаждение;
  • чрезмерное употребление копченостей, разных пряностей, спиртных напитков;
  • нарушение гигиенических правил;
  • воспаление других органов мочевой системы;
  • наличие в мочевом пузыре камней и опухолей.

Недержание мочи у женщин считается наиболее распространенным заболевание, влияющим на качество жизни. Цистит может быть острым или хроническим. При остром течении больной жалуется на очень частые болезненные мочеиспускания маленькими порциями, при этом моча мутного цвета. Внизу живота периодически проявляются боли разного характера (режущие, тупые), которые усиливаются при завершении процесса мочеиспускания.

Острое недержание мочи у женщин в 8 из 10 случаев спровоцировано кишечной палочкой. Другой причиной развития болезни считаются живущие на кожи стафилококки. Для борьбы с этими возбудителями применяются высокоэффективные антибиотики.

Многие заболевания почек и мочевыделительной системы довольно часто сопровождаются развитием хронической формы цистита. Во время его обострения проявляются симптомы, характерные острому недержанию мочи.

Пиелонефрит

Это бактериальное воспалительное заболевание, которое поражает одну или две почки. Это наиболее опасная инфекционная болезнь мочевыводящих путей. Пиелонефрит часто возникает во время беременности, что связано с увеличением матки и ее давлением на мочеточники. В пожилом возрасте болезнь развивается среди мужской части населения. Дело в том, что у мужчин с годами происходит увеличение предстательной железы, которая нарушает процесс оттока мочи.

Пиелонефрит бывает одно- и двусторонним, а в зависимости от причин возникновения - первичным (самостоятельное заболевание) и вторичным (как осложнение других болезней мочеиспускательной системы).

Острый пиелонефрит при первичном заболевании проявляется болевыми ощущениями в пояснице и в боках, лихорадкой, а также признаками инфицирования мочевыводящих путей. Пиелонефрит хронический в основном развивается как следствие острой формы. Болезнь диагностируют на основе результатов анализа мочи, компьютерной томографии и экстренной урографии. В случае выявления гнойного воспаления назначают длительный курс противомикробной терапии. При обнаружении камней решается вопрос об их оперативном удалении.

Почечнокаменная болезнь

По медицинской статистике это наиболее частая болезнь почек. Образованию камней и песка способствует употребление в чрезмерном количестве солей, фосфорной и щавелевой кислоты. Они со временем накапливаются, образуя кристаллы. На первых этапах болезнь никак не проявляется. Но по мере роста образований могут проявляться симптомы: пронзающая боль, мутная моча, нарушение мочеиспускания.

В большинстве случаев камни удаляются операционным путем, поэтому важно заниматься профилактикой с целью предупреждения этого опасного заболевания.

Простатит

Это наиболее распространенное инфекционное заболевание мочевыводящих путей среди мужчин. Многие страдают хронической формой болезни. Очень опасным для репродуктивной функции мужчин является воспаление придатка яичка (эпидидимит).

Болезни мочевой системы у детей

Заболевания мочевыделительной системы у детей могут возникать в любом возрасте. На развитие воспалений в значительной мере влияют такие факторы:

  • токсикоз во время вынашивания малыша;
  • хронические инфекции у матери;
  • наследственная предрасположенность к развитию почечной патологии;
  • пиелонефрит беременных.

Виды болезней у детей

В детском возрасте часто встречаются такие заболевания мочевыделительной системы:

  • пиелонефрит;
  • уретрит;
  • цистит;
  • инфекции мочевыводящих путей.

Наиболее трудно протекает пиелонефрит. У детей первого года жизни основными причинами возникновения первичного пиелонефрита являются кишечные инфекции, ОРВИ и изменение питания. Среди старших детей заболевание проявляется как осложнение кокковыми инфекциями, которые провоцируют ангину, отит, тонзиллит, вульвит, цистит и кишечные инфекции.

Вторичный пиелонефрит возникает на фоне врожденных патологий, среди которых наиболее часто диагностируется удвоение почек, их смещение, нарушения структуры мочевого пузыря, мочеточников и других органов системы.

Как распознать наличие болезни у ребенка

Заподозрить заболевания мочевыделительной системы у детей можно по определенным симптомам. При инфекциях мочевых путей ребенок жалуется на частое мочеиспускание небольшими порциями. Возможны ложные позывы, недержание мочи, боли внизу живота и спины. Иногда может повышаться температура. Моча больного ребенка мутная и с неприятным запахом.

У грудничков маме понадобится менять подгузник чаще, чем обычно. Наблюдая за ребенком можно заметить беспокойство малыша во время мочеиспускания, расстройство стула и отказ от еды.

Диагностика болезней

Диагностировать заболевания мочевыделительной системы может только врач. От своевременности обращения к урологу зависит эффективность лечения. Поэтому при первых признаках болезней необходимо обратиться к специалисту.

Он назначит обследование, которое обычно включает лабораторные исследования (анализ мочи и крови) и инструментальную диагностику (УЗИ, МРТ, рентгенографию). При поражении почек выполняют функциональную пробу Реберга. Нередко для обследования почек используют биопсию, которая позволяет исследовать почечную ткань и установить точный диагноз.

Особенности лечения

Врач определяет тактику лечения заболеваний мочевой системы исходя из причин их возникновения. Нередко терапия проводится в больнице под медицинским присмотром. В зависимости от особенностей патологии, лечение может быть консервативным или хирургическим.

Больной должен пройти полное лечение, чтобы предотвратить рецидив болезни и развития хронической формы. Очень важно во время терапии соблюдать рекомендуемые врачом диеты и режимы питания. В период реабилитации используют санаторное лечение и физиотерапию.

Лечение и профилактика заболеваний мочевыделительной системы имеют успех при выполнении всех рекомендаций врача. Соблюдение правил гигиены, полное излечение острых респираторных заболеваний, своевременная терапия инфекционных болезней гарантируют предупреждение развития многих патологий.

За окном - зима, все больше людей вокруг начинают чихать и кашлять. Погода меняется стремительно: вчера целый день стоял мороз, сегодня дует сильный северный ветер, а завтра, как обещают синоптики, будет снег…

Ненастье и холод не располагают к долгим прогулкам, но потребность проводить время на свежем воздухе у наших детей остается. А значит, существует и риск столкнуться с различными инфекционными заболеваниями, и даже более грозными, чем ОРЗ.
Как обезопасить малыша от инфекционных заболеваний мочеполовой системы, таких как пиелонефрит и цистит?

Наш организм достаточно устойчив к воздействию различных вирусов, и возникновение какого-либо воспаления происходит потому, что, помимо инфекции, появляются факторы, способствующие развитию заболевания. Если вы хотите оградить ребенка от болезни, постарайтесь не допустить возникновения этих провоцирующих факторов - и это будет довольно простая и эффективная профилактика.

Количество врожденных пороков, к сожалению, увеличивается с каждым годом. Без помощи хирургов-урологов родители в случае возникновения такой патологии бессильны, поэтому самым важным будет своевременное обращение к специалистам. Но в остальном родители могут сделать многое ради здоровья своих детей самостоятельно.

Повышайте общий иммунитет ребенка. Особое внимание - тем детям, которые считаются часто болеющими, так как на фоне ослабленного организма острые инфекционные вирусные заболевания возникают значительно чаще. По возможности, оградите ребенка от контакта с теми людьми, которые уже заболели.

Переохлаждение часто провоцирует те или иные заболевания мочеполовой системы. Следствием любого переохлаждения является спазм периферических сосудов, а переохлаждение нижних конечностей ведет к спазму сосудов малого таза, поэтому ноги ребенка следует держать в тепле.

Важным моментом в профилактике заболеваний мочеполовой системы является соблюдение питьевого режима. Ребенок должен иметь возможность и дома, и в детском саду, и в школе попить в любой момент, когда возникло такое желание. Жажда возникает неравномерно в течение дня, к примеру, она становится больше после подвижных игр. К сожалению, не всегда удается уберечь ребенка от воспалительных заболеваний мочеполовой системы.
Что в этом случае должно послужить поводом для обращения к врачу?

Основными признаками являются учащенное или болезненное мочеиспускание, а также непроизвольное мочеиспускание ночью в тот период, когда ребенок уже может контролировать опорожнение мочевого пузыря по ночам, и его постель на протяжении долгого времени остается сухой.

Насторожитесь, если ребенок без причины трогает свои половые органы. И, вне всякого сомнения, обратиться в поликлинику стоит при повышение температуры или появлении боли.

Участковый педиатр - врач, который постоянно наблюдает ребенка, проанализирует ваши жалобы, после чего направит на сдачу анализа мочи и, при необходимости, УЗИ.
Постановка диагноза невозможна без этих исследований, так как некоторые из перечисленных симптомов могут быть не только признаками инфекции мочеполовой системы, но являются также проявлением переутомления, невроза. Лишь на основании всех полученных сведений ребенку будет назначено лечение.

Теги: заболеваний мочеполовой системы,пиелонефрит,цистит,инфекции,эффективная профилактика,иммунитет ребенка,ребенок

К сожалению, современные дети становятся жертвами пищевой индустрии. Фастфуд, чипсы, сухарики и газированные напитки становятся привычной едой для дошкольников и школьников. Обычные блюда для детей ( , супы и пюре) уходят на второй план. Всё это приводит к срыву в пищеварительной системе и возникновению уже в раннем возрасте. Для предупреждения вредного воздействия неправильной еды необходима профилактика.

Сейчас патология желудочно-кишечного тракта нередко встречается среди детей. При этом хронические формы заболеваний преобладают над острыми процессами. За последние 10–15 лет гастриты и гастродуодениты стали выявляться в 2 раза чаще. По данным медицинской статистики, каждый 4-й ребёнок имеет заболевание органов пищеварения. К сожалению, увеличился процент тяжёлых и инвалидизирующих форм.

Вероятность появления патологии желудочно-кишечного тракта возрастает в процессе взросления ребёнка. Это связано с большим количеством факторов риска. Но и в ранние возраста возможны высокие пики заболеваемости.

Патология органов пищеварения может отрицательно сказываться и на развитии других систем организма. Таким образом, нервные заболевания встречаются у 80–90 % детей с поражением желудочно-кишечного тракта, в 40 % случаев страдает носоглотка (хронический тонзиллит), а в 50 % – .

Чтобы избежать неприятных последствий, родители должны уделять внимание профилактике. Предотвратить заболевание всегда легче, чем его лечить.

Основные виды профилактики патологии пищеварительной системы

Главный вид профилактики — первичная. То есть, предупреждение развития болезней. Здесь наиболее важное значение имеет формирование у ребенка привычки питаться правильно.

  1. Первичная.

Данный вид профилактики направлен на формирование здорового образа жизни и предупреждение появления факторов риска.

  1. Вторичная.

Этот вид профилактики направлен на выделение детей в группы риска по патологии желудочно-кишечного тракта для исключения развития заболевания. Здесь осуществляется коррекция питания и образа жизни.

  1. Третичная.

Профилактика направлена на предупреждение обострений заболеваний органов пищеварения у хронических больных.

Главные задачи профилактических мероприятий

  1. Предупреждение и борьба с факторами риска.
  2. Активная и здорового образа жизни.
  3. Своевременное выявление начальных симптомов заболевания, пока патология не перешла в хронический необратимый процесс.
  4. Диспансеризация (наблюдение под врачебным контролем) и реабилитация (восстановление после болезни) детей с диагностируемым заболеванием желудочно-кишечного тракта.
  5. Своевременное лечение обострений (рецидивов) заболеваний пищеварительной системы.

Факторы риска по развитию патологии пищеварительной системы

Фактор риска не является непосредственной причиной заболевания, но увеличивает вероятность его возникновения.

Классификация факторов риска:

  1. Управляемые факторы, т. е. поддающиеся контролю:

Особенности питания:

  • Снижение качества традиционных продуктов детского питания приводит к повышению в рационе удельного веса «загрязненной пищи», т. е. содержащей . Также и могут попадать на прилавки магазинов из экологически неблагоприятных районов.
  • Дефицит и , витаминов и микроэлементов сопровождается истощением пищеварительной системы.
  • Неоптимальный режим питания, особенно в школьном возрасте (еда всухомятку, большие промежутки между приёмами пищи, употребление газированных напитков, сухариков, чипсов во время ).
  • Преобладание рафинированных продуктов, подвергнутых промышленной обработке и теряющих полезные вещества (растительное масло, мука высшего сорта, белый рис и т. д.). Недостаток в рационе (овощи, фрукты, зелень) приводит к нарушению нормальной работы кишечника и его биоценоза (начинает преобладать условно-патогенная и патогенная флора).
  • на первом году жизни, в особенности низкоадаптированными смесями, нарушает физиологичную работу пищеварительной системы.

Экологические факторы риска:

  • Химическое загрязнение пищевых продуктов (сельскохозяйственные яды – пестициды, ионы тяжёлых металлов – ртуть, свинец, олово, цинк, железо и т. д., радиоактивные изотопы, нитраты и др.) и питьевой воды (фенолы, хлор и его соединения, железо и т. д.). Все эти факторы подавляют активность пищеварительных ферментов и ухудшают процессы переваривания. Нарушается нормальная перистальтика. Вследствие угнетения местного иммунитета бактерии и вирусы свободно проникают через желудочно-кишечный барьер.

Инфекционный фактор:

Психосоматический фактор:

  • У 40–50 % детей заболевания пищеварительной системы развиваются вследствие умственных перегрузок, эмоциональных стрессов и т. д.

Провоцирующие факторы со стороны нервной системы:

  1. Перинатальная энцефалопатия – поражение головного мозга ребёнка во внутриутробном периоде или во время родов.
  2. Гипоксия – кислородное голодание головного мозга и всех систем организма новорожденного во внутриутробном или послеродовом периоде.
  3. Вегетативная дисфункция – нарушение нервно-гуморальной регуляции органов;
  4. Травмы центральной нервной системы и позвоночника.
  5. Раннее искусственное вскармливание после рождения ребёнка.

Социальные факторы:

  • Материальная обеспеченность семьи (низкий достаток – плохое питание).
  • (как правило, приёмы пищи неадекватны по временным промежуткам).
  • Условия жизни ребёнка (несоблюдение порядка, чистоты и гигиены способствуют распространению инфекционных заболеваний).
  • Морально-психологический климат семьи (неблагополучие провоцирует стрессовую обстановку).

Медикаментозный фактор:

  • Салициловая кислота (аспирин), большие дозы аскорбиновой кислоты, сульфаниламиды, препараты группы нестероидных противовоспалительных средств (анальгин, Нурофен, Найз, индометацин и др.) вызывают раздражение слизистой желудочно-кишечного тракта и при длительном применении провоцируют появление эрозивно-язвенных процессов.
  • Ограничение двигательной активности (гиподинамия) приводит к ослаблению мускулатуры и ухудшению моторно-эвакуаторной функции желудка.

Сенсибилизирующий фактор:

  • , сопровождающаяся поражением желудочно-кишечного тракта, увеличивает вероятность инфицирования Helicobacter pilori в 100 раз.

Медико-организационный фактор:

  • Ориентация врачей на острые инфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта с яркой симптоматикой (пропускаются легкие формы патологии с незначительными проявлениями).
  • Отсутствие регулярного медицинского наблюдения за детьми из групп риска по заболеваниям органов пищеварения.
  • Ограничение доступности для современного врача функциональных методов диагностики (длительные сроки ожидания).
  • Отсутствие контроля за учебной, психоэмоциональной и физической нагрузкой школьников.
  1. Неуправляемые факторы, т. е. неконтролируемые:

Наследственный фактор (коэффициент наследования по заболеваниям желудочно-кишечного тракта составляет 30 %):

  • Чаще всего семейная предрасположенность распространяется на гастроэзофагеальные рефлюксы у детей (заброс кислого желудочного содержимого в пищевод вследствие несостоятельности сфинктера) и на избыточную продукцию соляной кислоты (повышенную кислотообразующую функцию желудка).

Психологический фактор (тип личности):

  • Лабильная психика, впечатлительность, обидчивость, раздражительность и т. д. способствуют развитию патологии пищеварительной системы.

Половой фактор:

  • Чаще болеют девочки, чем мальчики.

Возрастной фактор:

  • Основные пики заболеваемости приходятся на 4–5 лет, 6–7 лет и .
  1. Специфические факторы (повышают вероятность инфицирования Helicobacter pylori):
  • Дети, имеющие наследственную отягощённость по язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, аденокарциноме желудка.
  • Дети с синдромом мальабсорбции (нарушенного кишечного всасывания).
  • Дети с социальной отягощённостью (тяжёлые материально-бытовые условия, алкоголизм или наркомания родителей и т. д.).
  • Часто болеющие дети с .
  • Наличие гастроэзофагеального рефлюкса у детей после 3-месячного возраста провоцирует развитие стойкой патологии пищеварения в старшем возрасте: изжога, отрыжка, икота, неприятный вкус во рту, по утрам, ощущение комка за грудиной.

Профилактические мероприятия


Инфекционный фактор, в частности, бактерия Хеликобактер пилори — один из ведущих факторов риска развития болезней пищеварительной системы и у взрослых, и у детей.

Для детей из группы риска по формированию заболеваний желудочно-кишечного тракта – анализ питания в семье.

  • регулярные и своевременные приёмы пищи не менее 4–5 раз в день;
  • увеличение доли животного белка (не менее 50 % от общего рациона), растительный белок – не более 50 %;
  • употребление легкоперевариваемых продуктов (), исключение жирной и тяжёлой для усвоения пищи (мясо утки, гуся, баранина, жирная свинина);
  • сыр только с 4 лет;
  • фрукты и овощи ежедневно (выводят соли тяжёлых металлов, бактериальные токсины, улучшают перистальтику кишечника, снижают кислотность желудка).

Профилактика школьного гастрита:

  • (по белкам, жирам, углеводам и килокалориям);
  • чередование физической нагрузки и приёмов пищи (физкультура должна быть до начала второго завтрака, 2–3-м уроком в зависимости от класса);
  • на ужин легкоусваиваемые продукты (овощи, фрукты, кисломолочная пища);
  • нельзя жирные, жареные, солёные и острые блюда;
  • исключение психотравмирующих ситуаций в школе – использование перед стрессовым напряжением (экзамен, контрольная работа и т. д.) безопасных успокаивающих (настойки пустырника, валерианы, «Тенотен детский») и улучшающих работу мозга («Глицин») средств, работа с психологом по управлению эмоциями;

Защита слизистой желудка при назначении лекарственной терапии (нестероидные противовоспалительные средства, сульфаниламиды и др.) с помощью применения обволакивающих средств («Фосфалюгель», «Маалокс», «Гевискон», «Алмагель» и т. д.).

Для детей из группы риска по инфицированию Helicobacter pylori:

  • улучшение биоценоза кишечника с помощью биопрепаратов, нормализующих микрофлору и улучшающих перистальтику («Линекс», «Бифиформ», «Аципол», «Бифидумбактерин» и др.);
  • очищение организма от шлаков, токсинов, аллергенов, назначается щадящее дезинтоксикационное средство («Смекта» – 2–3 курса в год по 3 недели);
  • разделение предметов быта в семье с риском заражения Helicobacter pylori (у родственников язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки, аденокарцинома желудка и т. д.) – у ребёнка должна быть индивидуальная посуда, полотенце, средства гигиены.

Для детей из группы риска по гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (ГЭРБ):

  • Особенности питания:
  1. Во время приёмов пищи необходимо запивать её водой (снижается кислотность желудка), а вот после еды не рекомендуется.
  2. После завтрака, обеда и ужина нельзя лежать, бегать и прыгать – ребёнок должен посидеть за столом в течение 10 минут (во избежание рефлюкса).
  3. За 2 часа до сна рекомендуется использовать в питании следующие продукты и блюда: творог, кисломолочная еда, каши, омлет, овощи.
  • Особенности сна: при укладывании ребёнка спать необходимо приподнять головной конец кровати на 10–15 см.

Реабилитация детей с хронической патологией желудочно-кишечного тракта

Основные задачи:

  1. Предупреждение прогрессирования болезни.
  2. Увеличение длительности ремиссии (отсутствие обострений), профилактика рецидивов (снижение количества острых клинических периодов).
  3. Психолого-педагогическая работа по снижению заболеваемости: изменение образа жизни ребёнка, беседы с родителями, улучшение (по возможности) семейных условий, позитивный настрой на здоровье.

Все дети по состоянию здоровья делятся на группы диспансерного учёта:

I группа – здоровые дети (заболевания отсутствуют, нет функциональных отклонений, нормальное физическое и нервно-психическое развитие);

II группа – здоровые дети с какими-либо функциональными отклонениями в развитии органов или систем организма, часто болеющие дети, хроническая патология отсутствует;

III группа – дети, имеющие хронические заболевания в стадии компенсации (нет жалоб, изменения самочувствия, лабораторная ремиссия), обострения редкие (1–2 раза в год в лёгкой форме);

IV группа – дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации (незначительно нарушено самочувствие, могут быть жалобы и морфофункциональные изменения со стороны внутренних органов и систем организма), обострения более частые (3–4 раза в год в среднетяжёлой и тяжёлой форме);

V группа – дети с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации (постоянные рецидивы, прогрессирующее течение с выраженными изменениями со стороны внутренних органов и систем организма).

Особенности диспансерного наблюдения детей с патологией пищеварительной системы


Дети, страдающие хроническими болезнями пищеварительного тракта, подлежат диспансерному учету. Периодически им необходимо приходить к педиатру на прием и проходить ряд обследований.

Дети с V группой лечатся до улучшения состояния (переход заболевания из стадии декомпенсации в субкомпенсацию), далее наблюдаются в IV группе.

IV группа диспансерного учёта:

  • 1 раз в квартал осмотр педиатром и гастроэнтерологом;
  • при гастродуодените, связанном с Helicobacter pylori (при нормальной и повышенной кислотности желудка), обследование на инфекцию проводится через 6–8 недель после лечения;
  • фиброэзофагогастродуоденоскопия (ФЭГДС – эндоскопическая процедура по исследованию пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки) – 2 раза в год, при гастрите с секреторной недостаточностью – 1 раз в год;
  • pH-метрия (метод определения кислотности желудка) – 1 раз в год;
  • общий анализ крови по показаниям.

III группа диспансерного учёта:

  • 2 раза в год осмотр педиатром и гастроэнтерологом;
  • ФЭГДС и рН-метрия – 1 раз в год по показаниям, при гастрите с секреторной недостаточностью – 1 раз в год обязательно.

II группа диспансерного учёта:

  • 1 раз в год осмотр педиатром и гастроэнтерологом;
  • при гастродуодените, связанном с Helicobacter pylori (при нормальной и повышенной кислотности желудка), обследование на инфекцию проводится 1 раз в год;
  • ФЭГДС и рН-метрия – 1 раз в год только по медицинским показаниям.

Реабилитационные мероприятия

ичЛечебно-охранительный режим:

  • консультация психолога по управлению эмоциями, мотивация на выздоровление;
  • ограничение физических нагрузок: дети с IV группой занимаются лечебной физкультурой, а в школе – в специальной медицинской группе; детей с III группой распределяют в подготовительную физкультурную группу, а со II группой – в основную.
  • частое дробное питание (5–6 раз в сутки);
  • дети с IV группой – при нормальной и повышенной кислотности стол № 1 по Певзнеру, при пониженной кислотности – стол № 2;
  • дети с III группой – при нормальной и повышенной кислотности стол № 2 по Певзнеру, при гастрите с секреторной недостаточностью – стол № 15;
  • дети со II группой – стол № 15 по Певзнеру;
  • длительная диета не рекомендуется.

Медикаментозная терапия:

  • дети с IV группой – противорецидивное лечение 1–2 раза в год по 1,5–2 месяца; при нормальной и повышенной кислотности назначаются антациды («Фосфалюгель», «Маалокс», «Гевискон», «Алмагель» и др.) и антисекреторные препараты («Ранитидин», «Фамотидин», «Омепразол» и др.); при гастрите с секреторной недостаточностью назначаются ферменты («Фестал», «Абомин» и т. д.) и стимуляторы желудочной секреции (натуральный желудочный сок, «Плантаглюцид»);
  • дети с III группой – противорецидивное лечение 1 раз в год в течение 3–4 недель;
  • дети с II группой – лечение только по медицинским показаниям.

Фитотерапия:

  • детям с IV группой при нормальной и повышенной кислотности разрешены к применению успокаивающие травы (валериана и пустырник);
  • при гастрите с секреторной недостаточностью независимо от группы используют тысячелистник, полынь и листья трилистника.
  • используется малой и средней минерализации;
  • детям с IV группой при нормальной и повышенной кислотности применяют в подогретом дегазированном (выпустить газы перед употреблением) виде 3 раза в сутки, необходимый объём – 2–3 мл на 1 кг веса ребёнка. Минеральную воду используют за 1–1,5 часа до еды курсами 2–3 раза в год, при гастрите с секреторной недостаточностью – за 20–30 минут до еды на 1–1,5 месяца;
  • детям с III–II группой при нормальной и повышенной кислотности назначают 1 раз в год (боржоми, «Славяновская», «Смирновская», «Арзни» и т. д.), при гастрите с секреторной недостаточностью – 1–2 раза в год («Арзни», «Ижевская», «Миргородская», «Минская» и т. д.).

Санаторно-курортное лечение:

  • рекомендуется через 3–6 месяцев после обострения (стойкая ремиссия);
  • санатории: «Большие соли» (поселок Некрасовское Ярославской области), «Анапа» (Краснодарский край), «Белокуриха» (Алтайский край), «Сестрорецкий курорт» (Санкт-Петербург), «Старая Русса» (Новгородская область), «Озеро Шира» (Красноярский край), санатории Пятигорска (Карелия).

Заключение

Таким образом, профилактика заболеваний органов пищеварения играет значительную роль в предупреждении патологии желудочно-кишечного тракта. Важно, чтобы дети уже с раннего возраста понимали необходимость соблюдения правил гигиены и . Это поможет защитить их от многих проблем, связанных с пищеварением. Конечно, наследственность никто не отменял. Семья, в которой родители (или один из родителей) имеет язвенную болезнь желудка или хронический гастрит, ассоциированный с Helicobacter pylori, может стать источником инфицирования ребёнка, вследствие которого возникнет заболевание. Несмотря на это, мамам и папам не стоит расстраиваться раньше времени. При правильном поведении родителей (соблюдение ежедневных гигиенических процедур, разделение предметов быта на индивидуальные для каждого члена семьи, дробное качественное питание) и исключении вредного воздействия факторов риска патологии желудочно-кишечного тракта у ребёнка можно избежать.

Если же этого не случилось и ребенок всё же заболел, то необходимо своевременно обратиться к педиатру или гастроэнтерологу. Ранняя диагностика и лечение помогают полностью купировать острый период и предотвратить хронизацию процесса. При позднем обращении родителей (ребёнок длительное время жалуется на тошноту, изжогу, отрыжку, периодические боли в животе и т. д.) патология переходит в необратимую форму. В таких ситуациях помогают реабилитационные мероприятия, направленные на восстановление функции поражённого органа и профилактику рецидивов.

Родители должны всегда заботиться о здоровье своего ребёнка и никогда не заниматься самолечением. Пусть на первом месте будет профилактика!


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека