Физиологические основы психологии. Физиологические основы психики человека - реферат

Психика - свойство мозга. Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Одни из них обеспечивают восприятие воздействий, другие - преобразование их в сигналы, третьи – планирование и регулирование поведения и т.п. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде.

Взаимодействие разных частей организма между собой и установление взаимосвязи с окружающей средой осуществляется нервной системой. Каждая нервная клетка (нейрон) состоит из тела клетки с ядром, множества коротких разветвляющихся отростков – дендритов, и одного длинного – аксона

Соединения отростков различных клеток, называемые синапсами, обеспечивают проведение (или блокировку, задержку) импульсов от одной клетки к другой.

Нервная система функционирует как единое целое. Тем не менее конкретные функции приурочены к деятельности определенных ее областей. Так, управление простейшими двигательными реакциями осуществляется спинным мозгом, координация более сложных движений (ходьба, бег) – стволовой частью мозга и мозжечком

Важнейший орган психической деятельности – кора головного мозга, обеспечивающая сложную психическую деятельность человека. В его психической жизни особая роль принадлежит лобным долям. Многочисленные клинические данные показывают, что поражение лобных долей мозга, наряду со снижением умственных способностей, влечет за собой ряд нарушений в личностной сфере человека.

Вся поверхность полушарий может быть разделена на несколько больших областей, имеющих неодинаковое функциональное значение. Так, анализ и синтез зрительных раздражений происходит в затылочной области коры, слуховых – в височной, осязательных – в теменной и пр. В пределах каждой области, в свою очередь, могут быть выделены участки с различным микроскопическим строением, получившие название полей коры, по-разному участвующих в процессах анализа и синтеза, осуществляемых в той или иной области. На рисунке 2 представлена карта полей по Бродману с принятой нумерацией.

Существенную роль в раскрытии механизмов взаимодействия организма и среды сыграло понятие рефлекс. Развитие этого понятия и распространение его механизма на все психические процессы было осуществлено И.М. Сеченовым. «Все акты сознательной и бессознательной жизни – по способу происхождения суть рефлексы»

В рефлекторном акте Сеченов выделял три звена. В первом раздражение чувствующего «снаряда» превращается в нервное возбуждение. Во втором, среднем звене на основе процессов возбуждения и торможения происходит своеобразная переработка информации и принятие решения. Третье – исполнительное, т.е. передача команд в исполнительные органы (мышцы, железы и т.д.). Основные его идеи нашли свое дальнейшее развитие в исследовании И.П. Павлова. Он уделил особое внимание тем рефлексам, механизмы которых формируются прижизненно, назвав их условными.


Методом условных рефлексов были выявлены многие закономерности овладения действиями и определенными формами поведения у животных, а затем и у людей. Сложная, нейрофизиологическая система, обеспечивающая восприятие и анализ раздражений, действующих на человека, Павловым была названа анализатором, и включала в себя рецептор, нервные пути, связывающие рецептор с мозгом и определенные отделы мозга, перерабатывающие нервные импульсы.

Такая модель получила название рефлекторной дуги (рис. 3).

Рис. 3. Схема условного рефлекса (по Асратяну):

Z’ - корковый пункт мигательного рефлекса; R" – корковый пункт пищевого Z - подкорковый центр мигательного рефлекса; Р – подкорковый центр пищевого рефлекса; 1 - прямая условная связь; 2 – обратная связь.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В ПСИХОЛОГИИ: как соотносятся физиологические и психические процессы Принцип психофизического взаимодействия: физиологические процессы непосредственно влияют на психические, а психические – на физиологические. Принцип психофизического параллелизма говорит о невозможности причинного взаимодействия между психическими и физиологическими процессами. Принцип дуалистического параллелизма говорит о самостоятельной сущности духовного и материального начал. Принцип монистического параллелизма видит в психических и физиологических процессах две стороны одного процесса.


Гиппенрейтер Ю.Б. «…Физиологические процессы и психические процессы – лишь две стороны сложного, многообразного, но единого процесса жизнедеятельности человека…» «…Из того факта, что мозговой процесс сопровождает любые, даже самые сложные и тонкие «движения души», не следует, что эти «движения» могут быть адекватно описаны на физиологическом языке…»


ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БЛОК БЛОК ПРИЕМА, ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИРЯ ИНФОРМАЦИИ БЛОК ПРИЕМА, ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИРЯ ИНФОРМАЦИИ БЛОК ПРОГРАММИРОВАНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ДИФФУЗНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЖКТ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА СТРОЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА


Нервная система состоит из двух отделов: центральной нервной системы – совокупности нервных образований в коре головного мозга, двигательных центрах ствола мозга, мозжечка и спинного мозга; периферической нервной системы, состоящей из нервных волокон (нервов), нервных узлов и сплетений, чувствительных нервных окончаний, соединяющих рецепторы, мышцы со спинным и головным мозгом.


Схематическое изображение нейрона 1. Нервная клетка с ядром; 2. Отросток нервной клетки (аксон); 3. Миелиновая (мякотная) оболочка, одевающая аксон; 4. Конечное разветвление аксона в мышечном волокне; 5. Перерыв в изображении аксона (длина аксона во много сотен раз превышает размеры нервной клетки).


Нейронная цепь Нервные клетки состоят из нейрона и древовидных отростков - дендритов. Аксон – удлиненный дендрит, соединяющий нейрон с телами или отростками других нейронов. С помощью миелинизированного аксона образуется синаптический контакт с третьим нейроном




Общее строение анализатора Каждый анализатор состоит из трех частей: 1. Периферического воспринимающего органа (рецептора); 2. Проводящего афферентного, т. е. центростремительного пути, по которому нервное возбуждение передается от периферии к центру; 3. Корковой части анализатора (центрального звена).


ПРОЦЕССЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ Раздражение – процесс воздействия внешней и внутренней среды на нервные клетки, расположенные в органах чувств человека. Покой – состояние нейрона при отсутствии внешних воздействий и раздражений. Возбуждение – процесс высвобождения собственной энергии нейроном в ответ на раздражение, ведущий к генерализации потенциалов действия и распространению импульсной активности в нервной системе. Торможение – активный процесс, в результате которого возбуждение нейрона прекращается или затрудняется его возникновение. РАЗДРАЖЕНИЕ СОСТОЯНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ НЕЙРОН В СОСТОЯНИИ ПОКОЯ СОСТОЯНИЕ ТОРМОЖЕНИЯ АКТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕЙРОНА


ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССОВ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ Иррадиация – способность нервных процессов возбуждения и торможения распространяться в центральной нервной системе от одного ее элемента (участка) к другому. Доминанта – временно господствующий очаг возбуждения, подчиняющий себе в данный момент деятельность нервных центров, направляющий ее и определяющий характер ответной реакции. Концентрация – это способность процессов возбуждения и торможения возвращаться (после иррадиации) к исходному очагу (участку), где сила возбуждения или торможения была наивысшей, а поэтому и сохранение их следов наиболее устойчиво. Индукция нервных процессов – взаимовлияние процессов возбуждения и торможения.






Доли и области коры головного мозга Главные функции: затылочной доли - зрение; височной доли – слух и речь; теменной доли - реакции на сенсорные стимулы и управление движениями; лобной доли - координация функций других областей коры; двигательной коры – контроль произвольной мускулатуры; сенсорной коры – телесные ощущения.


Деление коры головного мозга на области и поля (классификация по К. Бродману) 1, 2, 3, 5, 7, 43 (частично) представительство кожной и проприоцептивной чувствительности; 4 моторная зона; 6, 8, 9, 10 премоторная и дополнительные моторные области; 11 представительство обонятельной рецепции; 17, 18, 19 представительство зрительной рецепции; 20, 21, 22, 37, 41, 42, 44 представительство слуховой рецепции; 37, 42 слуховой центр речи; 41 проекция кортиева органа; 44 двигательный центр речи.


Корковая проекция чувствительности и двигательной системы (по Пенфилду) На карте двигательной области коры головного мозга показаны участки двигательной коры, стимуляция которых приводит к сокращению определенных групп мышц. Отдельные области могут кодировать угловое положение суставов, приводимых в движение соответствующими мышцами.




Общее строение ретикулярной формации головного мозга человека Ретикулярная, или сетевидная формация представляет собой совокупность разреженных, напоминающих тонкую сеть нейронных структур, анатомически расположенных в спинном, продолговатом и заднем мозге. Ретикулярная формация: оказывает влияние на электрическую активность головного мозга, на функциональное состояние коры головного мозга, подкорковых центров, мозжечка и спинного мозга; имеет непосредственное отношение к регуляции основных жизненных процессов: кровообращению и дыханию.


ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ПРОЦЕССОВ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ПРОЦЕССОВ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СТЕРЕОТИПИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ПСИХИКИ АКЦЕПТОР РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЙСТВИЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ И СИНТЕЗИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА СИГНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВНД


ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Закономерности протекания процессов возбуждения и торможения –это иррадиация, концентрация и индукция нервных процессов; Аналитическая и синтезирующая деятельность коры головного мозга – это сложная деятельность коры больших полушарий по тонкой дифференциации раздражителей и установлению между ними различных связей; Динамическая стереотипия (системность в работе коры головного мозга) - обеспечивает целостные реакции организма на внешние раздражения и вместе с тем приспособление этих реакций к меняющимся условиям среды. Сигнальная деятельность коры головного мозга - в работе коры головного мозга человека имеют место две сигнальные системы: первая - системы условных и безусловных рефлексов на непосредственные сигналы внешнего мира и вторая – слова; Функциональные системы психики – это такое сочетание нервных процессов и органов тела человека, которое позволяет эффективно выполнять определенное задуманное действие; Акцептор результатов действия – это психофизиологический механизм прогнозирования и оценки результатов деятельности.


Гиппократ «…Человек должен в полной мере осознать тот факт, что именно из мозга – и только из мозга – происходят наши ощущения радости, удовольствия, веселья, также как и наши печаль, боль, скорбь и слезы…» «…Мы мыслим мозгом и с его помощью можем видеть и слышать и способны различать уродство и красоту, добро и зло, то, что приятно и неприятно…»


Сеченов И.М. психические явления входят в любой поведенческий акт и представляют собой своеобразные сложные рефлексы, т. е. физиологические явления; рефлекс - это не механический ответ нервного центра на внешний стимул, а согласование движения с выполняющим сигнальную роль чувствованием; работа рецептора составляет лишь сигнальную половину целостного механизма (анализатора); другую половину образует работа мышц.




КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА ПО СОКОЛОВУ Е.Н. И ИЗМАЙЛОВУ Ч.А. БЛОК-СХЕМА Три системы нейронов: афферентная (сенсорный анализатор) - обеспечивает получение и переработку информации; эффекторная (исполнительная, отвечающая за органы движения) - обеспечивает выработку команд и их выполнение; модулирующая (управляющая связями между афферентной и эффекторной системами) - осуществляет обмен информацией между первыми двумя. Механизм обратной связи регулирует возбудимость рецепторов, эффекторов и самих нейронов Афферентная система Афферентная система Модулирующая система Модулирующая система Эффекторная система Эффекторная система Обратная связь


Бернштейн Н.А. Даже самое простое приобретенное движение, не говоря уже о сложной человеческой деятельности и поведении в целом, не может быть выполнено без участия психики. Формирование любого двигательного акта есть активная психомоторная реакция. При этом освоение движения осуществляется под воздействием сознания, которое осуществляет определенную сенсорную коррекцию нервной системы, обеспечивающей выполнение нового движения. Когда же движение освоено и доведено до автоматизма, процесс управления выходит из поля сознания и превращается в фоновый.


Кларк Леонард Халл Живой организм - это саморегулируемая система со специфическими механизмами поведенческой и генетико- биологической регуляции. Эти механизмы большей частью врожденные и служат для поддержания оптимальных условий физического и биохимического равновесия в организме – гомеостаза – и включаются в действие тогда, когда это равновесие нарушено.


Анохин П.К. Воздействие внешних факторов внешней среды, которое испытывает человек, названо обстановочной афферентацией. Реакция на необычные для человека воздействия носит характер ориентировочной реакции и является стимулом для проявления активности. Акцептор результата действия – это цель, на которую направлено действие. При наличии акцептора действия и программы действия, сформулированной сознанием, начинается исполнение действия, при этом включается воля, а также процесс получения информации о выполнении поставленной цели. Информация о результатах действия имеет характер обратной афферентации и направлена на формирование установки по отношению к выполняемому действию. Информация проходит через эмоциональную сферу и вызывает определенные эмоции, влияющие на характер установки. Лурия А.Р. Предложил выделить анатомически относительно автономные блоки головного мозга, обеспечивающие функционирование психических явлений: Первый блок предназначен для поддержания определенного уровня активности (ретикулярная формация ствола мозга, глубинные отделы среднего мозга, структуры лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга). Второй блок связан с познавательными психическими процессы и предназначен для процессов получения, переработки и хранения информации (участки коры головного мозга, которые располагаются в задних и височных отделах больших полушарий). Третий блок обеспечивает функции мышления, поведенческой регуляции и самоконтроля (структуры находятся в передних отделах коры головного мозга).

Психика представляет собой функцию высокоорганизованной материи и заключается в способности особым образом отражать окружающую действительность. Носителем психики является мозг, она – результат сложной работы мозга. Из сказанного следует, что материальное первично – оно порождает психическое, а психическое вторично. Оно возникает и существует только при определенных материальных условиях.

Психика может целесообразно управлять нашими действиями только в том случае, если она правильно отражает свойства и законы действительности. В тех случаях, когда нарушается способность правильно отражать действительность, человек утрачивает способность совершать адекватные действия, разрушается контакт между психикой и действительностью, что приводит к невозможности для него нормально существовать. Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека и совершается в процессе активной его деятельности. Содержанием психики являются образы окружающей нас действительности. Но эти образы возникают у каждого человека своеобразно, в зависимости от его прошлого опыта, интересов, взглядов, чувств и т.д. Отражение преломляется через призму индивидуальности человека и всегда субъективно. В процессе жизни отражение не стоит на месте, всегда углубляется и совершенствуется.

Важной особенностью психического отражения является и то, что оно носит опережающий характер («опережающее отражение» - П.К. Анохин, «антиципирующая реакция» – Н.А. Бернштейн) .

Опережающий характер психического отражения – результат накопления и закрепления опыта, обеспечивающего модель будущей реакции. Итак, психическое отражение – это сложный многоактный процесс, обеспечивающий целесообразность поведения и деятельность человека. Соответственно психическая деятельность заключается в отражении объективных свойств реальности, регулирующем поведение и деятельность.



Из этого определения вытекают сразу две стороны деятельности психики. Одна – отражение действительности. Это – сторона внутренняя, невидимая.

Вторая сторона – регуляторная. Она проявляется во внешних действиях, которые совершает человек, и реакциях на окружающий мир, которые возникают в его организме. Эту сторону можно видеть, наблюдать, измерить. Это разнообразные акты поведения человека.

Психика - свойство мозга. Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Одни из них обеспечивают восприятие воздействий, другие - преобразование их в сигналы, третьи – планирование и регулирование поведения и т.п. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде.

Взаимодействие разных частей организма между собой и установление взаимосвязи с окружающей средой осуществляется нервной системой. Каждая нервная клетка (нейрон) состоит из тела клетки с ядром, множества коротких разветвляющихся отростков – дендритов, и одного длинного – аксона (рис. 1).

Рис. 1. Нервная клетка (нейрон) – основной элемент нервной системы

Соединения отростков различных клеток, называемые синапсами, обеспечивают проведение (или блокировку, задержку) импульсов от одной клетки к другой.

Нервная система функционирует как единое целое. Тем не менее конкретные функции приурочены к деятельности определенных ее областей. Так, управление простейшими двигательными реакциями осуществляется спинным мозгом, координация более сложных движений (ходьба, бег) – стволовой частью мозга и мозжечком.

Важнейший орган психической деятельности – кора головного мозга, обеспечивающая сложную психическую деятельность человека. В его психической жизни особая роль принадлежит лобным долям. Многочисленные клинические данные показывают, что поражение лобных долей мозга, наряду со снижением умственных способностей, влечет за собой ряд нарушений в личностной сфере человека.

Вся поверхность полушарий может быть разделена на несколько больших областей, имеющих неодинаковое функциональное значение. Так, анализ и синтез зрительных раздражений происходит в затылочной области коры, слуховых – в височной, осязательных – в теменной и пр. В пределах каждой области, в свою очередь, могут быть выделены участки с различным микроскопическим строением, получившие название полей коры, по-разному участвующих в процессах анализа и синтеза, осуществляемых в той или иной области. На рисунке 2 представлена карта полей по Бродману с принятой нумерацией.

Рис.2. Наружная поверхность коры головного мозга (по Бродману).

Цифрами обозначены цитоархитектонические поля коры больших полушарий головного мозга

Изучение мозга как органа психики велось в двух основных направлениях, в плане изучения механизмов регулирования отношений организма и среды и в направлении раскрытия морфологии и функций отдельных микроструктур мозга. Существенную роль в раскрытии механизмов взаимодействия организма и среды сыграло понятие рефлекс. Развитие этого понятия и распространение его механизма на все психические процессы было осуществлено И.М. Сеченовым. «Все акты сознательной и бессознательной жизни – по способу происхождения суть рефлексы» .

В рефлекторном акте Сеченов выделял три звена. В первом раздражение чувствующего «снаряда» превращается в нервное возбуждение. Во втором, среднем звене на основе процессов возбуждения и торможения происходит своеобразная переработка информации и принятие решения. Третье – исполнительное, т.е. передача команд в исполнительные органы (мышцы, железы и т.д.). Основные его идеи нашли свое дальнейшее развитие в исследовании И.П. Павлова. Он уделил особое внимание тем рефлексам, механизмы которых формируются прижизненно, назвав их условными.

Методом условных рефлексов были выявлены многие закономерности овладения действиями и определенными формами поведения у животных, а затем и у людей. Сложная, нейрофизиологическая система, обеспечивающая восприятие и анализ раздражений, действующих на человека, Павловым была названа анализатором, и включала в себя рецептор, нервные пути, связывающие рецептор с мозгом и определенные отделы мозга, перерабатывающие нервные импульсы.

Такая модель получила название рефлекторной дуги (рис. 3).

Рис. 3. Схема условного рефлекса (по Асратяну):

Z’ - корковый пункт мигательного рефлекса; R" – корковый пункт пищевого Z - подкорковый центр мигательного рефлекса; Р – подкорковый центр пищевого рефлекса; 1 - прямая условная связь; 2 – обратная связь.

Однако механизм рефлекторной дуги не объяснял активной, регулирующей и преобразующей роли психики человека и в этом заключался существенный недостаток в понимании механизма психической деятельности.

Результаты дальнейших исследований проблемы связи психики и мозга, касающиеся роли психических процессов совместно с физиологическими в управлеии поведением и построении общей модели регуляции поведения позволили по-новому подойти к исследуемому вопросу. Видное место среди исследования этих проблем занимает изучение физиологических основ таких важных особенностей поведения, как активность, системность, саморегуляция, прогнозирование действий.

Известный отечественный физиолог П.К. Анохин, производя всевозможные операции с перекрестом нервов, обнаружил, что для восстановления нарушенных операций функций требуется выполнение разнообразных движений, из которых закрепляются те, которые осуществляют утраченную после операции функцию. В итоге было установлено, что каждое из последних посылает обратные афферентные импульсы, сигнализирующие о результатах произведенного действия.

Таким образом, обратная связь явилась важнейшим принципом управления и регулирования во всех сложных системах. Сущность его заключается в поступлении управляющий орган информации о результатах действий, с учетом которой формируются последующие команды исполнительным органом. Введение принципа обратной связи позволило по-новому понять механизм горной деятельности. Установлено, что ответной реакцией не заканчивается рефлекторный акт, а всегда включает четвертый элемент – сигнал о результатах действия. Это позволило говорить, что основным механизмом психики является не рефлекторная дуга, а рефлекторное «кольцо».

1. Строение нервной системы человека.

Нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и периферического.

Ц.Н.С. состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг состоит из переднего, среднего и заднего мозга. В этих отделах Ц.Н.С. выделяются структуры, имеющие отношение к функционированию психики человека: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок, продолговатый мозг.

Кора головного мозга совместно с подкорковыми структурами, входящими в передний мозг, определяет особенности функционирования сознания и мышления человека.

Связь Ц.Н.С. со всеми органами и тканями организма обеспечивают нервы, которые выходят из головного и спинного мозга.

Нервы, которые проводят сигналы из внешнего мира и структур организма - афферентные. Нервы, которые проводят сигналы из Ц.Н.С. к периферии - эфферентные.

Сама Ц.Н.С. представляет собой скопление нервных клеток - нейронов. Места соединения одного нейрона с другим называют синапсами.

Большинство нейронов специфические, т.е. выполняют определенную функцию. Нейроны могут быть сенсорными, двигательными локальной сети.

2. Понятие анализатора.

На периферии аксоны (самые длинные отростки нейронов) соединяются с миниатюрными органическими устройствами, предназначенными для восприятия различных видов энергии и преобразования ее в энергию нервного импульса. Эти органические устройства называются рецепторами. Они расположены по всему организму человека.

Анализатор - относительно автономная органическая структура, обеспечивающая переработку специфической сенсорной информации и прохождение ее на всех уровнях, включая Ц.Н.С. Каждый анализатор состоит из трех структурных элементов: рецепторов, нервных волокон и соответствующих отделов Ц.Н.С.

Информация от одинаковых рецепторов поступает только в определенную область коры головного мозга.

Информация, полученная рецепторами, передается по нервным волокнам в скопление специфических ядер таламуса и через них афферентный импульс попадает в первичные проекционные зоны коры головного мозга. Эти зоны - конечные корковые структуры анализатора.

Первичные проективные зоны анализаторов иногда называют сенсорными зонами, потому что они связаны с формированием определенного типа ощущений.

3. Теория условно-рефлекторного научения И.П. Павлова.

К числу важнейших законов и принципов, открытых Павловым, прежде всего следует отнести принцип замыкания условных нервных связей. Он заключается в следующем. Если при достаточном возбуждении участка коры под влиянием раздражителя, вызывающего врожденную реакцию (безусловный рефлекс), в другом участке коры создается возбуждение действием раздражителя, который сам по себе не вызывает определенного безусловного рефлекса, т.е. является нейтральным, то это второе возбуждение вступает в связь с первым.

В результате при многократном повторении нейтральный раздражитель будет самостоятельно вызывать ту же реакцию, которую до этого вызывал безусловный раздражитель. Бывший нейтральный раздражитель превращается в условный, а вызванный им рефлекс становится условным рефлексом. Следовательно, в результате многократного повторения происходит замыкание новой нервной связи.

Принцип торможения.

Если во время действия условного раздражителя начнет действовать новый посторонний раздражитель, то условный рефлекс затормозится - внешнее торможение.

Если условный раздражитель несколько раз подряд не подкрепляется безусловным раздражителем, то этот условный раздражитель перестает вызывать условный рефлекс - внутреннее торможение.

Принцип генерализации и концентрации возбуждения в коре больших полушарий выражается в том, что всякий условный раздражитель дает в начале генерализованное возбуждение, которое, затем начинает концентрироваться в определенных участках коры.

Закон взаимной индукции.

Если один участок коры находится в состоянии возбуждения, то в других участках коры, функционально с ним связанных, возникает торможение; и наоборот.

4. Основные функциональные блоки мозга в теории А.Р. Лурия.

А.Р. Лурия предложил выделить анатомически относительно автономные блоки головного мозга, обеспечивающие функционирование психических явлений.

Первый блок предназначен для поддержания определенного уровня активности. Он включает ретикулярную формацию ствола мозга, глубинные отделы среднего мозга, структуры лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобной и височной долей. Второй блок связан с познавательными психическими процессами и предназначен для процессов получения, переработки и хранения информации. Состоит из участков коры головного мозга, которые в основном располагаются в задних и височных отделах больших полушарий. Третий блок обеспечивает функции мышления, поведенческой регуляции и самоконтроля. Структуры, входящие в данный блок, находятся в передних отделах коры головного мозга.

5. Модель функционирования системы по Анохину.

А.П. Анохин предложил свою концепцию регуляции поведенческого акта. Суть данной концепции заключается в том, что человек не может существовать изолированно от окружающего мира. Он постоянно испытывает воздействие определенных факторов окружающей среды. Воздействие внешних факторов - обстановочная афферентация. Одни воздействия для человека несущественны, другие - вызывают у него ответную реакцию. Эта ответная реакция носит характер ориентировочной реакции и является стимулом для проявления активности.

Все воздействующие на человека объекты и условия деятельности воспринимаются человеком в виде образа. Этот образ соотносится с информацией, хранящейся в памяти и мотивационными установками человека. Причем процесс сопоставления осуществляется через сознание, что приводит к возникновению решения и плана поведения.

В Ц.Н.С. ожидаемый итог действий представлен в виде своеобразной нервной модели - акцептором результата действия. Акцептор результата действия - это цель, на которую направлено действие. При наличии акцептора действия и программы действия, начинается непосредственное исполнение действия. При этом включается воля, а также процесс получения информации о выполнении поставленной цели. Информация о результатах действия имеет характер обратной связи и направлена на формирование установки по отношению к выполняемому действию. Поскольку информация проходит через эмоциональную сферу, она вызывает определенные эмоции, влияющие на характер установки. Если эмоции носят положительный характер, то действие прекращается. Если эмоции негативны, то в выполнение действия вносятся коррективы.

Эта теория говорит о том, что психические и физиологические процессы играют важную роль в регуляции поведения. Более того, поведение в принципе невозможного без одновременного участия психических и физиологических процессов.

6. Учение Н.А. Бернштейна об участии психики в регуляции движений.

Схема осуществления механизмов движения была названа Бернштейном схемой рефлекторного кольца. Эта схема основана на принципе сенсорных коррекций и является его дальнейшим развитием.

Из моторного центра в мышцу поступают эффекторные команды. От рабочей точки мышцы идут афферентные сигналы обратной связи в сенсорный центр. В Ц.Н.С. происходит переработка поступившей информации, т.е. перешифровка ее в моторные сигналы коррекции, после чего сигналы вновь поступают в мышцу. Получается кольцевой процесс управления.

С наличием большего количества элементов рефлекторное кольцо функционирует следующим образом. В программе записаны последовательные этапы сложного движения. В каждый конкретный момент отрабатывается какой-то частичный элемент, соответствующая программа запускается в задающий прибор. Из задающего прибора сигналы поступают на прибор сличения. На тот же блок от рецептора приходят сигналы обратной связи, сообщающие о состоянии рабочей точки. В приборе сличения эти сигналы сравниваются, и на выходе из него получаются сигналы рассогласования между требуемым и фактическим положением вещей. Далее они попадают на блок перешифровки, оттуда выходят сигналы коррекции, которые через промежуточные инстанции попадают на эффектор.

Помимо рефлекторного кольца Берштейн выдвинул идею об уровневом построении движений. В зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Так были выделены уровни спинного и продолговатого мозга, уровень подкорковых центров, уровень коры. Каждому уровню соответствует свой класс движений.

Уровень А - филогенетический самый древний не имеет самостоятельного значения. Отвечает за тонус мышц. На этот уровень поступает информация о степени напряжения мышц и информация от органов равновесия.

Уровень В - уровень синергий. Замкнут на пространство тела. Берет на себя задачу внутренней координации сложных двигательных ансамблей. Собственные движения: потягивание, мимика.

Уровень С - уровень пространственного поля. Поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т.е. информация о внешнем пространстве.

К движениям данного уровня относятся все переместительные движения.

Уровень Д - уровень предметных действий. Отвечает за организацию действий с предметами. Движения представлены как действия. В них не фиксирован двигательный состав, а задан лишь конкретный результат.

Уровень Е - уровень интеллектуальных двигательных актов. Речевые движения, движения письма, движения символической или кодированной речи. Движения определяются вербальным смыслом.

Рассматривая построение движений Берштейн делает выводы:

1. В организации движений участвуют, как правило сразу несколько уровней.

2. Одно и тоже движение может строиться на разных ведущих уровнях.

7. Функциональная асимметрия головного мозга.

Представительство речевой функции у человека асимметрично. Она локализована в левом полушарии. Асимметрия характерна не только для речи, но и для других психических функций. Сегодня известно, что левое полушарие в своей работе выступает как ведущее в осуществлении речевых и других связанных с речью функций: чтения, письма, счета, логической памяти, абстрактного мышления, произвольной речевой регуляции, других психических процессов и состояний. Правое полушарие выполняет не связанные с речью функции, и соответствующие процессы обычно протекают на чувствительном уровне.

Левое и правое полушария выполняют различные функции при восприятии и формировании образа отображаемого предмета. Для правого полушария характерна высокая скорость работы по опознанию, его точность и четкость. Такой способ опознания предметов можно определить как интегрально-синтетический. Левое полушарие функционирует на основе аналитического подхода заключающегося в последовательном переборе элементов образа. В восприятии внешнего мира участвуют оба полушария. Нарушение любого из полушарий может привести к невозможности контакта человека с окружающей действительностью.

Специализация полушарий происходит в процессе индивидуального развития человека. Максимальная специализация отмечается при достижении человеком периода зрелости, а затем, к старости, эта специализация вновь утрачивается.

Тема: Физиологические основы психики и здоровья человека


ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

4. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

5. ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ ПСИХИКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Здоровье человека определяется несколькими составляющими. Одними из очень важных являются состояние нервной системы и характер процессов, протекающих в ней. Особенно важную роль в этом выполняет та часть нервной системы, которая называется центральной, или мозгом. Процессы, которые идут в мозгу, взаимодействуя с сигналами окружающего мира, играют решающее значение в формировании психики.

Материальной основой психики являются процессы, протекающие в функциональных образованиях головного мозга. На данные процессы очень сильно влияют в настоящее время различные условия, в которых находится человеческий организм. Одни из таких условий – это стресс-факторы.

Увеличение числа стрессов - расплата человечества за технический прогресс. С одной стороны, уменьшилась доля физического труда в производстве материальных благ и в быту. И это, на первый взгляд, плюс, так как облегчает жизнь человека. Но, с другой стороны, резкое снижение двигательной активности нарушило естественные физиологические механизмы стресса, конечным звеном которого и должно быть как раз движение. Естественно, что это извратило и характер протекания жизненных процессов в организме человека, ослабило запас его прочности.

Цель данной работы: изучение физиологических основ психики человека и факторов, влияющих на нее.

Объект изучения: процессы, определяющие психическую деятельность.

Предмет изучения: механизмы работы центральной нервной системы, определяющей психическое состояние и факторы влияющие на ее работу.

Задачи данной работы:

1) изучить основные механизмы и особенности функционирования мозга,

2) рассмотреть некоторые факторы, влияющие на здоровье и психику.


1. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Психика - это свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение), определять, исходя из этого, стратегию и тактику своего поведения и деятельности.

Психика человека устроена таким образом, что образ мира, формирующийся в ней, отличается от истинного, объективно существующего прежде всего тем, что обязательно эмоционально, чувственно окрашен. Человек всегда пристрастен в построении внутренней картины мира, поэтому в ряде случаев возможно значительное искажение восприятия. Кроме того, на восприятие влияют желания, потребности, интересы человека и его прошлый опыт (память).

По формам отражения (взаимодействия) с окружающим миром в психике можно выделить два компонента, в какой-то степени самостоятельных и вместе с тем тесно взаимосвязанных, - сознание и бессознательное (неосознаваемое). Сознание - высшая форма отражательной способности мозга. Благодаря ему человек может отдавать себе отчет в своих мыслях, чувствах, поступках и т.д. и при необходимости контролировать их.

Значительный удельный вес в психике человека составляет форма бессознательного, или неосознаваемого. В нем представлены привычки, различные автоматизмы (например, ходьба), влечения, интуиция. Как правило, любой психический акт начинается как бессознательный и, лишь потом осознается. Во многих случаях сознание не является необходимостью, и соответствующие образы остаются в неосознаваемом (например, неясные, "смутные" ощущения внутренних органов, скелетной мускулатуры и т.д.).

Психика проявляет себя в форме психических процессов, или функций. К ним относятся ощущения и восприятия, представления, память, внимание, мышление и речь, эмоции и чувства, воля. Эти психические процессы часто называют компонентами психики.

Психические процессы проявляются у разных людей по-разному, характеризуются определенным уровнем активности, формирующим фон, на котором протекает практическая и психическая деятельность личности. Такие проявления активности, создающие определенный фон, называются психическими состояниями. Это - вдохновение и пассивность, уверенность в своих силах и сомнение, тревожность, стресс, утомление и т.д. И, наконец, для каждой личности характерны устойчивые психические особенности, которые проявляются в поведении, деятельности, - психические свойства (особенности): темперамент (или тип), характер, способности и т.д.

Таким образом, психика человека - это сложная система осознаваемых и неосознаваемых процессов и состояний, которые по-разному реализуются у различных людей, создавая определенные индивидуальные особенности личности.

2. ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА – ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПСИХИКИ

Мозг - это огромное количество клеток (нейронов), которые связаны друг с другом многочисленными связями. Функциональной единицей деятельности мозга является группа клеток, выполняющая определенную функцию и определяемая как нервный центр. Сходные образования в коре больших полушарий именуют нервными сетями, колонками. Среди таких центров есть врожденные образования, которых относительно немного, ноони имеют важнейшее значение в контроле и регуляции жизненно важных функций, например, дыхания, терморегуляции, некоторые двигательные и многие другие. Структурная организация таких центров задается в значительной степени генами.

Нервные центры сосредоточены в разных отделах головного и спинного мозга. Высшие функции, сознательное поведение больше связано с передним отделом мозга, нервные клетки которого располагаются в виде тонкого (примерно 3 мм) слоя, образуя кору больших полушарий. Определенные участки коры получают и обрабатывают информацию, получаемую от органов чувств, причем каждый из последних связан с определенной (сенсорной) зоной коры. Кроме того, есть зоны, управляющие движением, в том числе и голосовым аппаратом (моторные зоны).

Самые обширные участки мозга не связаны с конкретной функцией - это ассоциативные зоны, которые выполняют сложные операции по связи между разными участками мозга. Именно эти зоны отвечают за высшие психические собственно человеческие функции.

Особая роль в реализации психики принадлежит лобным долям переднего мозга, который считают первым функциональным блоком мозга. Как правило, их поражение сказывается на интеллектуальной деятельности и эмоциональной сфере человека. При этом лобные доли коры больших полушарий считают блоком программирования, регуляции и контроля деятельности. В свою очередь, регуляция поведения человека тесно связана с функцией речи, в осуществлении которой также участвуют лобные доли (у большинства людей - левая).

Второй функциональный блок мозга - блок приема, переработки и хранения информации (память). Он расположен в задних отделах коры головного мозга и включает затылочные (зрительные), височные (слуховые) и теменные доли.

Третий функциональный блок мозга - регуляции тонуса и бодрствования - обеспечивает полноценное активное состояние человека. Блок образован так называемой ретикулярной формацией, структурно расположенной в центральной части ствола головного мозга, то есть она является подкорковым образованием и обеспечивает изменения тонуса коры больших полушарий.

Важно отметить, что лишь совместная работа всех трех блоков мозга обеспечивает осуществление любой психической функции человека.

Расположенные ниже коры головного мозга образования называют подкорковыми. Эти структуры больше связаны с врожденными функциями, в том числе с врожденными формами поведения и с регуляцией деятельности внутренних органов. Такая же важная часть подкорки, как промежуточный мозг, связана с регуляцией деятельности желез внутренней секреции и сенсорными функциями мозга.

Стволовые структуры головного мозга переходят в спинной, который непосредственно управляет мышцами тела, контролирует деятельность внутренних органов, передает все команды головного мозга к исполнительным звеньям и, в свою очередь, передает всю информацию от внутренних органов и скелетных мышц высшим отделам головного мозга.

3. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Основным, базовым механизмом деятельности нервной системы является рефлекс - ответ организма на раздражение. Рефлексы могут быть врожденными и приобретенными. Первых у человека относительно немного, и, как правило, они обеспечивают выполнение наиболее важных жизненных функций. Врожденные рефлексы, передаваемые по наследству и генетически обусловленные, - довольно жесткие системы поведения, которые могут меняться только в узких пределах биологической нормы реакции. Приобретенные же рефлексы образуются в процессе жизни, накопления жизненного опыта и целенаправленного обучения. Известна одна из форм рефлексов - условные.

Более сложным механизмом, лежащим в основе деятельности мозга, является функциональная система . Она включает в себя механизм вероятностного прогнозирования будущего действия и использует не только прошлый опыт, но и учитывает мотивацию соответствующей деятельности. Функциональная система включает механизмы обратной связи, позволяющие сравнивать задуманное с реальным и вносить коррективы. При достижении (в конечном итоге) искомого положительного результата включаются положительные эмоции, которые закрепляют нейронную конструкцию, обеспечивающую решение задачи. Если же цель не достигнута, то отрицательные эмоции разрушают неудачную постройку, чтобы "очистить" место для новой. Если приобретенная форма поведения стала ненужной, то соответствующие рефлекторные механизмы гаснут, тормозятся. Информационный след об этом событии остается в мозгу благодаря памяти и может восстановить всю форму поведения спустя годы, причем ее возобновление протекает гораздо легче, чем первичное формирование.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека