Психическое отражение не обладает следующим свойством. Формы психического отражения

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ
Рубрика (тематическая категория) Психология

Этимологически слово ʼʼпсихикаʼʼ (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика - это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие приводы, это отражение объективного мира в ᴇᴦο связях и от­ношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поис­ком, выбором, в психическом отражении поступаю­щая информация подвергается специфической об­работке, т. е. психическое отражение - это актив­ное отражение мира в связи с какой-то необходимо­стью, с потребностями, это субъективное из­бирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не су­ществует, зависит от субъективных особенностей. Психика - это субъективный образ объективно­го мира. Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результа­том нейрофизиологической деятельности мозга, од­нако содержат в себе характеристики внешних объ­ектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преоб­разования сигналов, совершающиеся в мозгу, вос­принимаются человеком как события, разыгрываю­щиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными про­цессами, не видят качественных отличий между ними. Психические явления соотносятся не с отдель­ным нейрофизиологическим процессом, а с органи­зованными совокупностями таких процессов, т. е. психика - это системное качество мозга, реали­зуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сло­жившимися формами деятельности и опыта чело­вечества через собственную активную деятель­ность. Специфически человеческие качества (соз­нание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Психика чело­века включает в себя по меньшей мере три состав­ляющих˸ внешний мир, природу, её отражение - полноценную деятельность мозга - взаи­модействие с людьми, активную передачу но­вым поколениям человеческой культуры, чело­веческих способностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей˸

1) оно дает возможность правильно отражать ок­ружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой; 2) сам психи­ческий образ формируется в процессе активной деятельности человека; 3) психическое отражение углубляется и совершенствуется; 4) обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

5) преломляется через индивидуальность человека;

6) носит опережающий характер.

  • - Основы функции психики. Особенности психического отражения

    Этимологически слово "психика" (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика – это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы,... .


  • - Психика и сознание. Особенности психического отражения и формы поведения на разных стадиях развития психики в филогенезе.

    Психика – св-во высокоорганиз-ой живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и построения неотделимой от него картины этого мира и последующая регуляция на базе этой картины своего поведения (А.Н. Леонтьев). Психика – высшая форма...

  • 100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    Функций психики три: коммуникативная, познавательная и регулятивная.

    Коммуникативная – обеспечивает возможность общения людей друг с другом.
    Познавательная – позволяет человеку познавать окружающий внешний мир.

    Регулятивная функция обеспечивает регулирование всех видов деятельности человека (игровой, учебной, трудовой), а также всех форм его поведения.

    Иными словами, психика человека дает возможность ему выступать в качестве субъекта труда, общения и познания.

    Говоря о психическом отражении, следует иметь в виду, что оно обращено не только к настоящему, но и к прошедшему, и к будущему. Это означает, что на отражение настоящего оказывает влияние не только оно само, но и прошлый опыт, хранящийся в памяти, а также прогнозы человека в отношении будущего.

    В целом психическое отражение имеет следующие специфические особенности:

    Это самый сложный и наиболее развитый вид отражения;
    оно позволяет правильно отражать окружающую действительность, что потом подтверждается практикой;
    оно имеет активный характер, т.е. связано с поиском и отбором способов действий, адекватных условиям среды;
    оно постоянно углубляется и развивается в ходе деятельности;
    оно субъективно;
    оно носит опережающий характер.

    Кроме этого, говоря о психическом отражении, следует иметь ввиду, что оно имеет процессуальный характер. Это значит, что это непрерывный, развернутый во времени процесс, который продолжается в течение всей жизни человека.

    Психическое отражение идеально по форме, это - мысли, ощущения, образы, переживания, т.е. то, что находится внутри человека, что нельзя потрогать руками, зарегистрировать с помощью измерительных приборов, сфотографировать. В то же время оно субъективно по содержанию, т.е. принадлежит конкретному субъекту и определяется его особенностями.

    Физиологическим носителем психики человека является его нервная система. Представления о взаимосвязях нервной системы и психики человека основываются на теории функциональных систем П. К. Анохина, в соответствии с которой психическая и физиологическая деятельность составляют единое целое, в котором отдельные механизмы объединены общей задачей и целью в совместно действующие комплексы, ориентированные на достижение полезного, приспособительного результата.

    Психика является свойством мозга. Связь центра мозга с внешней средой осуществляется при помощи нервных клеток и рецепторов.
    Однако психические явления нельзя сводить к нервно-физиологическим процессам. Психическое имеет свою специфику. Нервно-физиологические процессы – субстрат, носитель психического. Отношение психического и нервно-физиологического есть отношение сигнала как информации и сигнала как носителя информации.

    Каждый человек является обладателем психической реальности: все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи, - но мало кто задумывался, что все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности Психическая реальность дана нам непосредственно. По большому счету, можно скзать, что каждый из нас и есть психическая реальность и только через нее мы можем судить об окружающем мире. Для чего нужна психика? Она существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации - приспособления к реальности. Еще в конце XIX в. У. Джемс считал, что основной функцией психики является регуляция целенаправленного поведения.

    В повседневной жизни мы не отличаем субъективную реальность от объективной. Только в особых ситуациях и при особых состояниях она дает о себе знать. Когда образы неадекватны и приводят нас к ошибкам восприятия и неверной оценке сигналов, например удаленности до объекта, мы говорим об иллюзиях. Типичной иллюзией является картина луны над горизонтом. Видимый размер луны в момент захода значительно больше, чем когда она расположена ближе к зениту. Галлюцинации это образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств. Они также манифестируют нам, что психическая реальность самостоятельна и относительно автономна. главная функция психики - регуляция индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями человека.

    Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на экзопсихику, эндопсихику и интропсихику. Экзопсихикой называется та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность. Например, мы считаем источником зрительных образов не наш орган зрения, а предметы внешнего мира. Эндопсихика - это часть психической реальности, отражающая состояние нашего организма. К эндопсихике относятся потребности, эмоции, ощущения комфорта и дискомфорта. В этом случае источником ощущений мы считаем свой организм. Иногда экзопсихику и эндопсихику трудно различить, например ощущение боли является эндопсихическим, хотя источником его является острый нож или горячий утюг, а ощущение холода - несомненно, экзопсихическое, сигнализирующее о внешней температуре, а не о температуре нашего тела, но оно часто «аффективно окрашено» настолько неприятно, что относим мы его к собственному организму («руки замерзли»). Но есть большой класс явлений, которые отличаются и от эндопсихических, и от экзопсихических. Это интропсихические явления. К ним относятся мысли, волевые усилия, фантазии, сны. Их трудно приписать к некоторым состояниям организма, и невозможно считать их источником внешнюю реальность. Интропсихические процессы и явления можно считать как бы «собственно психическими процессами».

    Наличие «душевной жизни» - внутренних диалогов, переживаний, рефлексии не оставляют сомнения в реальности психики. Роль ее не сводится к регуляции сиюминутного поведения, как думал У. Джемс, но, очевидно, связана с определением целостного отношения человека к миру и поиска своего места в нем. Я. А. Пономарев выделяет две функции психики по отношению к внешнему миру: творчество (создание новой реальности) и адаптация (приспособление к существующей реальности). Антитезой творчества является разрушение - уничтожение созданной другими людьми реальности (культуры). Антитезой адаптации является дезадаптация в ее различных формах (неврозы, наркомания, преступное поведение и т. д.).

    По отношению к поведению и деятельности человека и других людей следует, вслед за Б. Ф. Ломовым, выделить три основные функции психики: познавательную (когнитивную), регулятивную и коммуникативную; адаптация и творчество возможны только посредством реализации этих функций.

    Психика служит человеку для построения «внутренней модели мира», включающей индивида в его взаимодействии со средой. Обеспечивают построение внутренней модели мира познавательные психические процессы

    Вторая важнейшая функция психики - регуляция поведения и деятельности. Психические процессы, обеспечивающие регуляцию поведения, очень разнообразны и разнородны. Мотивационные процессы обеспечивают направленность поведения и уровень его активности. Процессы планирования и целеполагания обеспечивают создание способов и стратегий поведения, выдвижения целей на основе мотивов и потребностей. Процессы принятия решений определяют выбор целей деятельности и средств их достижения. Эмоции обеспечивают отражение наших отношений к реальности, механизм «обратной связи» и регуляцию внутреннего состояния.

    Третья функция человеческой психики - коммуникативная. Коммуникативные процессы обеспечивают передачу информации от одного человека к другому, координацию совместной деятельности, установление отношений между людьми. Речь и невербальное общение -основные процессы, обеспечивающие коммуникацию. При этом главным процессом, несомненно, следует считать речь, которая развита только у людей.

    Психика представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. С точки зрения Б. Ф. Ломова, системность, целостность, нерасчлененность психики является основным признаком. Понятие «психическая функциональная система» является развитием и применением в психологии понятия «функциональная система», введенного в научный обиход П. К. Анохиным. Он использовал это понятие для объяснения реализации организмом целостных поведенческих актов. С точки зрения Анохина, любой поведенческий акт направлен на достижение определенного результата, а достижение каждого результата обеспечивает функциональная система - объединение отдельных органов и процессов организма по принципу взаимодействия для координации поведения, направленного на достижение цели.

    Этимологически слово "психика" (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика – это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях .

    Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика – это "субъективный образ объективного мира" .

    Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологи-ческой деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

    Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика -это системное качество мозга , реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями . Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир , природу, ее отражение- полноценную деятельность мозга – взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей .

    Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

    • оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
    • сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
    • психическое отражение углубляется и совершенствуется;
    • обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
    • преломляется через индивидуальность человека;
    • носит опережающий характер.

    Функции чувств и эмоций. Никакое психологическое явление невозможно полностью изучить, если четко не определить … Иначе можно сказать, что без переживаний невозможно сознание. Переживание следует отличать от традиционного психологического понятия переживания, означающего непосредственную данность психических содержаний сознанию. Переживание представляется как особая деятельность, особая работа, реализуемая внешними и внутренними действиями, по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни. Диапазон возможных носителей переживаний включает в себя множество форм и уровней поведенческих и психологических процессов - это и юмор, сарказм, ирония, стыд, нарушение константности восприятия и т.д.

    Любой носитель переживания ведет к желаемому эффекту потому, что он производит некоторые изменения психологического мира человека. Однако для их описания приходится создавать концепцию психологического мира, и каждый исследователь, изучающий процессы переживания, вольно или невольно опирается на имеющуюся концепцию или создает новую. Так можно выделить пять основных парадигм анализа технологии переживания. Чтобы четче оттенить специфику переживания как особого режима функционирования сознания, нужно назвать две оставшиеся комбинаторные возможности. Когда сознание функционирует как активный Наблюдатель, схватывающий свою собственную активность, т.е. и Наблюдатель и Наблюдаемое обладают активной, субъектной природой, мы имеем дело с рефлексией. И наконец, последний случай, – когда и Наблюдатель и Наблюдаемое являются объектами и, значит, само наблюдение как таковое исчезает, – фиксирует логическую структуру понятия бессознательного. С этой точки зрения становятся понятными распространенные физикалистские представления о бессознательном как о месте молчаливого взаимодействия психологических сил и вещей Типология режимов функционирования сознания

    Мы не имеем возможности останавливаться на подробной интерпретации этой типологии, она слишком далеко увела бы нас от основной темы, тем более что главное и без того достигнуто – сформулирована система со- и противопоставлений, задающих основной смысл традиционного психологического понятия переживания.

    В рамках этого общего смысла наибольшее распространение в современной психологии получил вариант этого понятия, ограничивающий переживание сферой субъективно значимого. Переживание при этом понимается в его противопоставлении объективному знанию: переживание – это особое, субъективное, пристрастное отражение, причем отражение не окружающего предметного мира самого по себе, а мира, взятого в отношении к субъекту, с точки зрения предоставляемых им (миром) возможностей удовлетворения актуальных мотивов и потребностей субъекта. В этом понимании нам важно подчеркнуть не то, что отличает переживание от объективного знания, а то, что объединяет их, а именно, что переживание мыслится здесь как отражение, что речь идет о переживании-созерцании, а не о переживании-деятельности, которому посвящено наше исследование.

    1.Фундаментальным свойством психики является ее активный характер. Психическое порождается в деятельности, с другой стороны, деятельность сама управляется психическим отражением. Психическое отражение носит опережающий характер: образ действия, выполняя регулирующую функцию, опережает само действие. Действительно, ведь прежде чем что-то сделать, человек делает это в уме, он строит образ будущего действия.

    2. Основным способом существования психического, с точки зрения С.Л.Рубинштейна, является его существование в качестве процесса. Психические явления возникают и существуют лишь в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающим его миром, непрекращающегося воздействия внешнего мира на индивида и его ответных действий. Однако психическое существует не только как процесс, но к как результат, продукт этого процесса, Результатом психического процесса является психический образ, который фиксируется в слове, то есть означивается. Образы и понятия являются средствами познания мира, в них фиксируются знания о мире. Но они отражают не только знание о предметах и явлениях, но и отношение к ним субъекта, в них отражается и их значение для человека, для его жизни и деятельности. Поэтому, образ и понятие всегда эмоциональна окрашены. Всякий акт отражения - это введение в действие и новых детерминант поведения, появление новых мотивов. Предметы и явления, отражаясь в образах, и понятиях, побуждают человека к непрерывному взаимодействию с миром.

    Можно утверждать, что целостный акт отражения объекта субъектом есть единство таких противоположных сторон, как процессуальность и результативность, знание и отношение, интеллектуальный компонент (образы и значения) и эмоционально-мотивационный.

    3. Психическое отражение, обладает такой характеристикой, как пристрастность, оно всегда субъективно, то есть опосредовано опытом субъекта, его мотивами, знаниями, эмоциями и пр. Все это составляет внутренние условия, которые характеризуют активность субъекта, спонтанейность его психической деятельности. Опосредованность внешних воздействий внутренними условиями в процессе психического отражения получила название принципа детерминизма, сформулированного С.Л.Рубинштейном: внешние причины действуют через внутренние условия. Этот важнейший момент был упущен бнхевнорнстами, в их формуле стимул-реакция как раз и отсутствует центральное звено, то есть сознание человека, которое и определяет характер реакций человека на внешние воздействия.

    Психика - это сущность, где многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

    Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражение - это активное от-ражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, т. к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика - это «субъективный образ объективного мира».

    Объективная реальность существует независимо от человека и может быть отражена посредством психики в субъективную психическую реальность. Это психическое отражение, принадлежа конкретному субъекту, зависит от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления (одну и ту же объективную информацию из объективной реальности разные люди могут воспринимать по-своему, совершенно в различных ракурсах, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное), таким образом субъективное психическое отражение, субъективная реальность может отличаться частично или значимо от объективной реальности.

    Но отождествлять полностью психику как отражение внешнего мира будет неправомерно: психика способна отражать не только то, что есть, но и то, что может быть (прогнозирование), и то, что кажется возможным, хотя это и не так в действительности. Психика, с одной стороны, отражение реальности, но, с другой стороны, это порой и «придумывание» того, чего нет в действительности, порой это иллюзии, ошибки, отражение своих желаний как реального, выдавание желаемого за действительное. Поэтому можно сказать, что психика - это отражение не только внешнего, но и своего внутреннего психологического мира.

    Таким образом, психика - это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

    Психику нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере, одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека.

    Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять через исследование только нервной системы.

    Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых возникает психическое.

    Сигналы, преобразующиеся в мозге, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире.

    Теория механического тождества утверждает, что психические процессы по сути есть физиологические процессы, т. е. мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видят качественных от-личий между ними.

    Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.

    Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность человека. Таким образом, специфические человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере 3 составляющих: внешний мир (природа, ее отражение); полноценная деятельность мозга; взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

    Психическое отражение характеризуется рядом особенностей;
    оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
    сам психический образ формируется в процессе активней деятельности человека;
    психическое отражение углубляется и совершенствуется;
    обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
    преломляется через индивидуальность человека;
    носит опережающий характер.
    Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения н деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

    Еще в глубокой древности было обнаружено, что наряду с миром вещественным, предметным, внешним, объективным существуют явления невещественные, внутренние, субъективные - человеческие чувства, желания, воспоминания и т.д. Каждый человек наделен психической жизнью.

    Психика определяется, как свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение. Из данного определения следует, что основными функциями психики являются тесно взаимосвязанные между собой отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности.

    Отражение выражает в себе способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в своих изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов. Форма отражения зависит от формы существования материи. В природе можно выделить три основных формы отражения. Низшему уровню организации жизни соответствует физическая форма отражения, характерная для взаимодействия объектов неживой природы. Более высокому уровню соответствует физиологическая форма отражения. Следующий уровень приобретает форму наиболее сложного и развитого психического отражения со специфической для человеческой психики наивысшей ступенью отражения - сознанием. Сознание интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.

    Сознательность психической жизни человека заключается в его способности отделить в своём представлении себя, собственное «Я» от жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, субъективность предметом осмысления, понимания, а главное – предметом практического преобразования. Эта способность человеческой психики называется самосознанием, и именно она определяет границу, разделяющую животный и человеческий способы бытия.

    Психическое отражение не зеркально и не пассивно – это активный процесс, связанный с поиском и выбором способов действий, адекватных складывающимся условиям. Особенностью психического отражения является субъективность, т.е. опосредованность прошлым опытом человека и его индивидуальностью. Это выражается, прежде всего в том, что мы видим один мир, но он предстаёт для каждого из нас по-разному. В то же время психическое отражение даёт возможность строить «внутреннюю картину мира», адекватную объективной реальности, в связи с чем необходимо отметить и такое его свойство, как объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира. Критерием правильности является практическая деятельность, в которой психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается. Важной особенностью психического отражения является, наконец, его опережающий характер: оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека, что позволяет принимать решения с определённым временно-пространственным опережением в отношении будущего.

    Благодаря регуляции поведения и деятельности человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность преобразовать этот мир в процессе целенаправленной деятельности. Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если они правильно отражаются субъектом. Идея регулирующей роли психического отражения была сформулирована ещё И.М.Сеченовым, отмечавшим, что ощущения и восприятие являются не только пусковыми сигналами, но и своеобразными «образцами», в соответствии с которыми производится регулирование движений. Психика представляет собой сложную систему, её элементы иерархически организованы и изменчивы. Как любая система, психика характеризуется собственной структурой, динамикой функционирования, определённой организацией.

    4.2.Структура психики. Психические процессы, психические состояния и психические свойства.

    Многие исследователи акцентируют внимание на системности, целостности и нерасчленённости психики как её фундаментальном свойстве. Всё многообразие психических явлений в психологии принято разделять на психические процессы, психические состояния и психические свойства. Эти формы тесно связаны между собой. Их выделение определено методической необходимостью систематизировать изучение такого сложного объекта, как психическая жизнь человека. Таким образом, выделенные категории представляют собой скорее структуру знаний о психике, чем структуру самой психики.

    Понятие «психический процесс» подчёркивает процессуальный (динамический) характер изучаемого явления. К основным психическим процессам относятся когнитивные, мотивационные и эмоциональные.

      Когнитивные процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Ощущение и восприятие делают возможным отражение реальности при непосредственном воздействии сигналов на органы чувств и представляют собой уровень чувственного познания окружающего мира. Ощущение связано с отражением отдельных свойств объективного мира, в результате восприятия формируется целостный образ окружающего мира во всей его полноте и разнообразии. Образы восприятия часто называют первичными образами. Результатом запечатления, воспроизведения или преобразования первичных образов являются вторичные образы, представляющие собой продукт рационального познания объективного мира, которое обеспечивается такими психическими процессами, как память, воображение, мышление. Наиболее опосредованным и обобщённым процессом познания является мышление, в результате которого человек получает субъективно новое знание, которое нельзя вывести из непосредственного опыта.

      Процессы мотивации и воли обеспечивают психическую регуляцию деятельности человека, побуждая, направляя и контролируя эту деятельность. Основным компонентом мотивационного процесса является возникновение потребности, субъективно переживаемой как состояние нужды в чем-либо, желания, страсти, стремления. Поиск предмета, удовлетворяющего потребность, приводит к актуализации мотива, который представляет собой образ предмета удовлетворения потребности, основанный на прошлом опыте субъекта. На основе мотива происходят целеполагание и принятие решений.

      Эмоциональные процессы отражают пристрастность и субъективную оценку человеком окружающего мира, себя и результатов деятельности. Они проявляются в форме субъективных переживаний и всегда непосредственно связаны с мотивацией.

    Психические состояния характеризуют статический момент индивидуальной психики, подчеркивая относительное постоянство психического явления во времени. По уровню динамичности они занимают промежуточную позицию между процессами и свойствами. Подобно психическим процессам психические состояния можно разделить на когнитивные (сомнение и т.д.), мотивационно-волевые (уверенность и т.д.) и эмоциональные (счастье и т.д.). Кроме того, в отдельную категорию выделяют функциональные состояния человека, характеризующие готовность к эффективному выполнению деятельности. Функциональные состояния могут быть оптимальными и неоптимальными, острыми и хроническими, комфортными и дискомфортными. К ним относят различные состояния работоспособности, утомления, монотонии, психологического стресса, экстремальные состояния.

    Психические свойства - это наиболее устойчивые психические явления, закрепленные в структуре личности и определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. К основным группам психических свойств личности относят темперамент, характер и способности. Психические свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием средовых и биологических факторов, опыта. Темперамент является наиболее общей динамической характеристикой индивида, которая проявляется в сфере общей активности человека и его эмоциональности. Свойства характера определяют типичный для данного человека способ поведения в жизненных ситуациях, систему отношений к себе и окружающим людям. Способностями называют индивидуально-психологические особенности индивида, определяющие успешное выполнение деятельности, развивающиеся и проявляющиеся в деятельности. Психические процессы, состояния и свойства представляют собой неразрывное неделимое единство, образуя целостность психической жизни человека. Категорией, интегрирующей все психические проявления и факты в сложную, но единую систему, является «личность».

    4.3.Сознание как высшая форма психического отражения. Состояния сознания.

    Фундаментальной характеристикой человеческого бытия является его осознанность. Сознание составляет неотъемлемый атрибут человеческого существования. Проблема содержания, механизмов и структуры человеческого сознания до сегодняшнего дня остается одной из принципиально важных и наиболее сложных. Это связано, в частности, с тем, что сознание выступает объектом исследования многих наук, причем круг таких наук все более и более расширяется. Исследованием сознания занимаются философы, антропологи, социологи, психологи, педагоги, физиологи и другие представители естественных и гуманитарных наук, каждая из которых изучает определенные явления сознания. Эти явления достаточно далеки друг от друга и не соотносятся с сознанием как с целым.

    В философии проблема сознания освещается в связи с соотношением идеального и материального (сознание и бытие), с точки зрения происхождения (свойство высокоорганизованной материи), с позиции отражения (отражение объективного мира). В более узком значении сознание понимается как человеческое отражение бытия, воплощаемое в социально выраженных формах идеального. Появление сознания связывается в философской науке с возникновением труда и воздействием на природу в ходе коллективной трудовой деятельности, породившим осознание свойств и закономерных связей явлений, которое закреплялось в языке, сформировавшемся в процессе общения. В труде и реальном общении видится также основа для возникновения самосознания - осознания собственного отношения к окружающей природной и социальной среде, понимание своего места в системе социальных отношений. Специфика человеческого отражения бытия определяется, прежде всего, тем, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его.

    В психологии сознание рассматривается как наивысшая форма отражения реальной действительности, целенаправленно регулирующая деятельность человека и связанная с речью. Развитое сознание индивида характеризуется сложной, многомерной психологической структурой. А.Н. Леонтьев выделял в структуре человеческого сознания три основных составляющих: чувственную ткань образа, значения и личностный смысл.

      Чувственная ткань образа представляет собой чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Эти образы отличаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, устойчивости и т.д. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту, другими словами, мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное «поле» и объект деятельности. Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта.

      Значения есть важнейшие составляющие человеческого сознания. Носителем значений является общественно-выработанный язык, который выступает как идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений. Ребенок усваивает значения в детстве в ходе совместной деятельности со взрослыми. Общественно-выработанные значения становятся достоянием индивидуального сознания и позволяют человеку строить на его основе собственный опыт.

      Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания. Он указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. Смысл - это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных людей. Смысл связывает значения с реальностью жизни человека, с его мотивами и ценностями.

    Чувственная ткань образа, значения и смысл находятся в тесном взаимодействии, взаимно обогащая друг друга, образуют единую ткань сознания личности. Другой аспект психологического анализа категории сознания в психологии близок к тому, как понимают сознание в естественных науках: физиологии, психофизиологии, медицине. Этот путь изучения сознания представлен исследованиями состояний сознания и их изменений. Состояния сознания рассматриваются как некоторый уровень активации, на фоне которого происходит процесс психического отражения окружающего мира и деятельность. Традиционно в западной психологии выделяют два состояния сознания: сон и бодрствование.

    К числу основных законов психической деятельности человека относится циклическое чередование сна и бодрствования. Потребность в сне зависит от возраста. Общая продолжительность сна новорожденного - 20-23 ч в сутки, от шести месяцев до одного года - около 18 ч, в возрасте от двух до четырех лет - около 16 ч, в возрасте от четырех до восьми лет - около 12 ч. В среднем человеческий организм функционирует следующим образом: 16ч - бодрствование, 8ч - сон. Однако экспериментальные исследования ритмов человеческой жизни показали, что такое соотношение между состояниями сна и бодрствования не является обязательным и универсальным. В США были проведены опыты по изменению ритма: цикл в 24 ч был заменен на цикл в 21, 28 и 48 ч. По 48-часовому циклу испытуемые жили во время длительных прибываний в пещере. На каждые 36 ч бодрствования у них приходилось по 12 ч сна, а значит, в каждые обычные, «земные» сутки они экономили два часа бодрствования. Многие из них вполне приспособились к новому ритму и сохранили работоспобность.

    Лишенный сна человек погибает в течение двух недель. В результате 60-80-часового отсутствия сна у человека наблюдается снижение скорости психических реакций, портится настроение, происходит дезориентация в окружащей среде, резко снижается работоспособность, теряется способность к сосредоточению внимания, могут возникнуть различные нарушения моторики, возможны галлюцинации, иногда наблюдается потеря памяти и сбивчивость речи. Ранее считалось, что сон - это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстановить силы. Современные представления о функциях сна доказывают: это не просто восстановительный период, а главное - это вовсе не однородное состояние. Новое понимание сна стало возможным с началом применения психофизиологических методов анализа: записи биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ), регистрации мышечного тонуса и движений глаз. Было обнаружено, что сон состоит из пяти фаз, сменяющихся каждые полтора часа, и включает в себя два качественно различных состояния - медленный и быстрый сон, - которые отличаются друг от друга по типам электрической активности мозга, вегетативным показателям, тонусу мышц, движениям глаз.

    Медленный сон имеет четыре стадии:

      дремота - на этой стадии исчезает основной биоэлектрический ритм бодрствования - альфа-ритмы, они сменяются низкоамплитудными колебаниями; могут возникать сноподобные галлюцинации;

      поверхностный сон - появляются веретена сна (веретенообразный ритм - 14-18 колебаний в секунду); при появлении первых веретен сознание отключается;

      и 4. дельта-сон - появляются высокоамплитудные, медленные колебания ЭЭГ. Дельта-сон подразделяется на две стадии: на 3-й стадии волны занимают 30-40% всей ЭЭГ, на 4-й - более 50%. Это глубокий сон: мышечный тонус снижен, движения глаз отсутствуют, ритм дыхания и пульс становятся реже, температура понижается. Пробудить человека из дельта-сна очень трудно. Как правило, разбуженный в этих фазах сна человек не помнит сновидений, плохо ориентируется в окружающем, неверно оценивает временные промежутки (сокращает время, проведенное во сне). Дельта-сон, период наибольшего отключения от внешнего мира, преобладает в первую половину ночи.

    Быстрый сон характеризуется ритмами ЭЭГ, похожими на ритмы бодрствования. Усиливается мозговой кровоток при сильном мышечном расслаблении с резкими подергиваниями в отдельных группах мышц. Подобное сочетание активности ЭЭГ и полной мышечной расслабленности объясняет второе название этой стадии сна - парадоксальный сон. Происходят резкие изменения частоты сердечных сокращений и дыхания (серии частых вдохов и выдохов чередуются паузами), эпизодический подъем и спад кровяного давления. Наблюдаются быстрые движения глаз при закрытых веках. Именно стадия быстрого сна сопровождается сновидениями, и если человека разбудить в этот период, то он довольно связанно расскажет, что ему приснилось.

    Сны как психологическую реальность ввел в психологию 3. Фрейд. Он рассматривал сны как яркое выражение бессознательного. В понимании современных ученых во сне продолжается переработка информации, полученной в течение дня. Причем центральное место в структуре сновидений играет подпороговая информация, на которую в течение дня не было обращено должного внимания, или информация, не ставшая достоянием сознательной обработки. Таким образом, сон расширяет возможности сознания, упорядочивает его содержание, обеспечивает необходимую психологическую защиту.

    Состояние бодрствования также неоднородно: в течение дня уровень активации постоянно меняется в зависимости от влияния внешних и внутренних факторов. Можно выделить напряженное бодрствование, моменты которого соответствуют периодам самой интенсивной умственной и физической деятельности, нормальное бодрствование и расслабленное бодрствование. Напряженное и нормальное бодрствования называют экстравертированными состояниями сознания, так как именно в этих состояниях человек способен на полноценное и эффективное взаимодействие с окружающим миром и другими людьми. Эффективность выполняемой деятельности и продуктивность решения жизненных задач в большой мере определяются уровнем бодрствования и активации. Поведение тем эффективнее, чем ближе уровень бодрствования к некоторому оптимуму: он не должен быть слишком низким и слишком высоким. При низких уровнях готовность человека к деятельности невысока и он может вскоре заснуть, при высокой активации человек взволнован и напряжен, что может привести к дезорганизации деятельности.

    Кроме сна и бодрствования в психологии выделяют ряд состояний, которые называются измененными состояниями сознания. К ним относятся, например, медитация и гипноз. Медитацией является особое состояние сознания, измененное по желанию субъекта. Практика введения в такое состояние известна на Востоке в течение многих столетий. В основе всех видов медитации лежит сосредоточение внимания с тем, чтобы ограничить поле экстравертированного сознания и заставить мозг ритмически реагировать на тот стимул, на котором сосредоточился субъект. После сеанса медитации отмечается чувство отдыха, уменьшение физического и психического напряжения и утомления, повышаются психическая активность и общий жизненный тонус.

    Гипноз представляет собой особое состояние сознания, которое возникает под влиянием суггестии (внушения), включая и самовнушение. В гипнозе выявляется нечто общее с медитацией и сном: подобно им, гипноз достигается уменьшением притока сигналов к мозгу. Однако эти состояния не следует отождествлять. Существенными компонентами гипноза являются внушение и внушаемость. Между гипнотизируемым и гипнотизирующим устанавливается рапорт - единственная связь с окружающим миром, которая сохраняется у человека в состоянии гипнотического транса.

    С древних времен люди использовали специальные вещества с целью изменения состояния своего сознания. Вещества, которые воздействуют на поведение, сознание и настроение, называются психоактивными, или психотропными. К одному из классов таких веществ относятся наркотики, приводящие человека в состояние «невесомости», эйфории и создающие ощущение пребывания вне времени и пространства. Большинство наркотических веществ производят из растений, прежде всего мака, из которого получают опиум. Собственно наркотиками в узком смысле называются именно опиаты - производные опиума: морфин, героин и др. К наркотикам человек быстро привыкает, у него формируется физическая и психическая зависимость.

    Другой класс психотропных веществ составляют стимуляторы, возбуждающие средства. К малым возбуждающим средствам относятся чай, кофе и никотин - многие люди используют их, чтобы взбодриться. Более сильными возбуждающими средствами являются амфетамины - они выбывают прилив сил, в том числе и творческих, возбуждение, эйфорию, уверенность в себе, ощущение безграничности своих возможностей. Последействием употребления этих веществ могут быть появление психотической симптоматики галлюцинаций, паранойи, упадок сил. Нейродепрессанты барбитураты и транквилизаторы уменьшают беспокойство, успокаивают, снижают эмоциональное напряжение, некоторые действуют как снотворные средства. Галлюциногены и психоделики (ЛСД, марихуана, гашиш) искажают восприятие времени, пространства, вызывают галлюцинации, эйфорию, изменяют мышление, расширяют сознание.

    4.4.Сознание и бессознательное.

    Важным шагом в изучении сознательного отражения окружающей реальности является определение круга явлений, которые принято называть неосознаваемыми, или бессознательными. Ю.Б. Гиппенрейтер предложила разделить все неосознаваемые психические явления на три больших класса:

      неосознаваемые механизмы сознательных действий;

      неосознаваемые побудители сознательных действий;

      надсознательные процессы.

    Среди неосознаваемых механизмов сознательных действий выделяют:

      неосознаваемые автоматизмы- действия или акты, которые совершаются как бы «сами собой», без участия сознания. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться. Первые называются первичными автоматизмами, Или автоматическими действиями. Они либо являются врожденными, либо сформировались очень рано - в течение первого года жизни: сосательные движения, мигание, схватывание, ходьба, конвергенция глаз. Вторые известны как вторичные автоматизмы, или автоматизированные действия, навыки. Благодаря формированию навыка действие начинает осуществляться быстро и точно, а за счет автоматизации происходит освобождение сознания от необходимости постоянного контроля за выполнением действия;

      неосознаваемые установки - готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении, фактов, демонстрирующих готовность или предварительную настройку организма к действию, чрезвычайно много, и они относятся к разным сферам. В качестве примеров неосознаваемых установок можно назвать мышечную преднастройку к осуществлению физического действия - моторную установку, готовность воспринимать и интерпретировать материал, объект, явление определенным образом - перцептивную установку, готовность решать проблемы и задачи определенным способом - умственную установку, и т.д. Установки имеют очень важное функциональное значение:субъект, подготовленный к действию, способен осуществить его более эффективно и экономично;

      неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Не все неосознаваемые компоненты несут одинаковую функциональную нагрузку. Одни реализуют сознательные действия, другие подготавливают действия. Наконец, существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия. В эту группу входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также широкий спектр вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека. Например, ребенок высовывает язык, когда пишет; человек, наблюдающий за кем-то, переносящим боль, имеет горестное выражение лица и не замечает этого. Эти неосознаваемые явления играют важную роль в коммуникативных процессах, представляя собой необходимый компонент человеческого общения (мимику, жесты, пантомимику). Они являются также объективными показателями различных психологических характеристик и состояний человека - его намерений, отношений, скрытых желаний и мыслей.

    Исследование неосознаваемых побудителей сознательных действий связано с именем Фрейда. Интерес к неосознаваемым процессам возник у Фрейда в самом начале его врачебной деятельности. Внимание ученого привлекли феномены постгипнотического внушения. На основании анализа подобных фактов он создал свою теорию бессознательного. Согласно Фрейду в психике существуют три сферы: предсознание, сознание, бессознательное. Предсознание - скрытые, латентные знания, которые имеются у человека, но не присутствуют в его сознании в данный момент; при необходимости они легко перемещаются в сознание. Содержание бессознательного, напротив, с трудом становится достоянием сознания. Вместе с тем оно обладает сильным энергетическим зарядом и, проникая в сознание в измененном виде - как сновидения, ошибочные действия или невротические симптомы, - оказывает на него большое влияние. Фрейд считал, что истинные причины поведения человека не осознаются им, - они скрыты и тесно связаны с подавленными влечениями, прежде всего сексуальными. Осознание истинных причин поведения, полагал ученый, возможно только во взаимодействии с психоаналитиком в специально организованном терапевтическом процессе Исследование неосознаваемых побудителей сознательных действий связано с именем Фрейда. Интерес к неосознаваемым процессам возник у Фрейда в самом начале его врачебной деятельности. Внимание ученого привлекли феномены постгипнотического внушения. На основании анализа подобных фактов он создал свою теорию бессознательного. Согласно Фрейду в психике существуют три сферы: предсознание, сознание, бессознательное. Предсознание - скрытые, латентные знания, которые имеются у человека, но не присутствуют в его сознании в данный момент; при необходимости они легко перемещаются в сознание. Содержание бессознательного, напротив, с трудом становится достоянием сознания. Вместе с тем оно обладает сильным энергетическим зарядом и, проникая в сознание в измененном виде - как сновидения, ошибочные действия или невротические симптомы, -оказывает на него большое влияние. Фрейд считал, что истинные причины поведения человека не осознаются им, - они скрыты и тесно связаны с подавленными влечениями, прежде всего сексуальными. Осознание истинных причин поведения, полагал ученый, возможно только во взаимодействии с психоаналитиком в специально организованном терапевтическом - психоанализе.

    Выдающийся отечественный психолог А.Н.Леонтьев также утверждал, что большинство мотивов деятельности человеком не осознаются. Но, по его мнению, мотивы могут проявляться в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, в форме отражения их личностного смысла. Человек способен осознать мотивы своего поведения, не прибегая к помощи психолога. Однако это представляет собой специальную задачу. Нередко осознание мотива подменяется мотивировкой - рациональным обоснованием поступка, не отражающим действительных побуждений человека.

    Подсознательные процессы - это процессы образования некоего интегрального продукта большой неосознаваемой работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека. Например, человек занят решением какой-то сложной проблемы, о которой думает изо дня в день в течение длительного времени. Размышляя над проблемой, он перебирает и анализирует различные впечатления и события, высказывает предположения, проверяет их, спорит с собой. И вдруг все проясняется: иногда это возникает неожиданно, само собой, иногда после незначительного события, которое оказывается как бы последней каплей, переполняющей чашу. То, что вошло в его сознание, в действительности является интегральным продуктом предшествовавшего процесса. Однако человек не имеет представления о ходе последнего. «Надсознательное»- это процессы, происходящие над сознанием в том смысле, что их содержание и временные масштабы крупнее всего того, что может вместить сознание. Проходя через сознание отдельными своими участками, они как целое находятся за его пределами.

    Выделенные классы неосознаваемых психических явлений расширяют наше представление о психике, не ограничивая ее только фактами сознательного отражения реальности. Следует особенно подчеркнуть, что сознательное и бессознательное- это не противоположности, а частные проявления психического.

    Вопросы для самопроверки.

    1. Что такое психика и каковы ее основные функции?
    2. Каковы основные уровни психического отражения?
    3. Что такое сознание?
    4. Что такое состояния сознания? Какие состояния сознания вы знаете?
    5. Что такое неосознаваемые психические явления? Какие классы неосознаваемых психических явлений выделяет Ю.Б. Гиппенрейтер?

    Литература.

    1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988. Лещ. 5 и 6.
    2. Психология: Учебник/ Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2003. Гл. 5.
    3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.
    4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.,1995.
    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека