Смысл человеческого бытия. Для чего человек живет — цель и смысл жизни человека

Зачем?

Представим себе самих себя. Что мы видим? Каждый человек живущий на Земле - это многомерное тело, включая самый последний физический уровень, в которое «помещена» Духовная Сущность, пришедшая (воплотившаяся) на планету Земля. Мы приходим прежде всего для развития и роста сознания, через осознанность, а также для обретения определенных навыков и фактически для того, чтобы раскрыть свой внутренний потенциал, но не только здесь, в этом материальном мире, а и потенциал своей Души, изначально заложенный в нее Творцом. Развитие каждого человека, живущего на Земле, происходит одновременно в двух мирах – тонком и материальном мире. Задача человека, живущего на Земле в настоящее время (ранее таких задач перед человечеством не ставилось, т.к. они ставились перед отдельно взятыми развитыми Сущностями, ведущими человечество к Свету) сделать так, чтобы это развитие происходило гармонично, без перекосов в одну или другую сторону. В связи с этим, сейчас не стоит зацикливать свою жизнь только на материальном развитии, равно, как и отказываться от жизни в социальной среде, «запирая» себя в монастыре или ските, не имеет смысла. Ни тот, ни другой путь не приведет к эволюции и росту сознания. Задача современных людей, которые живут в удивительное время планетарного перехода, найти баланс внутри себя - баланс женского и мужского, темного и светлого, то есть уходить от дуальности в чем бы то ни было. Планета Земля, ее энергии, правила жизни на ней изменяются ежедневно, и человеку, который хочет идти в ногу с эволюцией, тоже постоянно следует изменяться, двигаться...

Движение – это и есть залог успеха во всем. Движение и познание. Энергия, истинные знания и время - вот то, что представляет сейчас ценность для людей, живущих на Земле в Свете. Если правильно использовать эти три составляющие, жизнь человека на Земле будет счастливой, а он сам будет двигаться вверх по эволюционной лестнице в ногу со всеми изменениями, а также помогать проходить этот путь тем, кто его окружает.

Когда говорится о том, что человек будет счастлив на Земле, речь не идет о том, что его жизнь будет идеальной с точки зрения обыденного сознания. Это значит, что человек получил возможность проводить в радости каждый день своей жизни на Земле, возможность четко видеть причинно-следственную связь между теми или иными событиями, строить гармоничные отношения с окружающими, достойно и легко проходить все жизненные уроки. Сущность приходит на эту Землю для того, чтобы пройти обучение, получить образование путем активного делания самой себя. В каждый из периодов развития Земли, самой планеты и жизни на ней, программа обучения и образования, в виде уроков, была совершенно разная. Менялись цивилизации, география и т.д., вместе с тем, изменялась программа, а значит и уроки каждой Души, воплощающейся в физическом теле. Сейчас нет смысла говорить о прошлом - его нет. Есть только настоящее. И каждому человеку стоит учиться в настоящем, в моменте здесь и сейчас, получать от проживания каждой минуты радость – это уже само по себе гарантирует гармонию во всем.

С каких уроков следует начать каждому человеку?

Первый – это мысль и приведение её в порядок.
Мысль - это инструмент Творения каждого человека, живущего на Земле, осознает он это, или нет. Тому, кто двигается в ногу с эволюцией, следует научиться осознавать свои мысли. Ежедневно в голове каждого человека проявляется множество мыслей и мало тех, кто действительно осознает их в себе. У большинства людей мысли льются, в виде БЕЗпрерывного потока и чаще всего грязи... В этой связи, есть необходимость практического действия в задавании самому себе вопросов: «О чем я сейчас думаю? В каком ключе текут мои мысли? В созидательном или разрушительном?». Человек, начавший это делать хоть раз, будет удивлен от осознания, что большая часть его мыслей – это отрицание и негатив. Следующий шаг сознательного мышления приводит к открытию о том, что человек начинает явно осознавать влияние своих собственных мыслей на свою жизнь, т.е. проявляется способность выстраивать мысленные взаимосвязи образа своего действия. Пример осознания образа действия заключается в вопросе человека самому себе: «О чем я думаю? А как эта мысль влияет на мою жизнь? Возникали ли такие мысли раньше в моей голове и к чему они привели?». Эти два шага, в кажущейся простоте, очень эффективны и способны развернуть жизнь человека в нужное для эволюции русло. Важно ДЕЛАТЬ , двигаться, пробовать, и ежедневно трудиться над собой, вращаться вокруг своего позвоночника.

Второй – это отношения с другими людьми.
Это тот неоценимый опыт, за которым приходит на Землю каждая Душа. Это умение создавать гармоничные отношения и строить их на основании безусловной любви, которую излучает в адрес каждого человека сам Творец. Для того чтобы выстроить гармоничные отношения с другим человеком, начинать следует с себя самого. Следует понять, что я сам - Творец своей жизни и во мне живет частичка энергии Истока, Его энергия. Возможно, только так человек способен увидеть эту искру и в другом человеке. Понять и принять, что, строя отношения с другими людьми, человек через себя строит одновременно отношения с собой и с Творцом. Энергия Творения, следовательно, и самого Творца есть в каждом человеке. Осознав все это, прочувствовав, пережив в ходе индивидуального практического опыта, человек наконец приближается к пониманию жизни в энергиях безусловной любви. По-другому - он уже просто не сможет. Такие люди – это и есть радость для Вселенной .

Третий важный урок, которому обучаются сейчас все Души – это умение сбалансировать внутри себя свой Дух и Материю.
То есть развиваться в двух мирах одновременно. Это то, о чем уже упоминалось не раз в предыдущих статьях « ДАО - ПУТЬ ЖИЗНИ » и « К чему готовит нас Октябрь 2016? ». Энергии, о которых мы рассказывали, и которые сейчас нисходят на Землю, и которые только будут нисходить, начиная с февраля 2017, ориентированы на гармонизацию пространства, как самой Земли, так и внутреннего содержания каждой живой Сущности планеты.

Что значит умение сбалансировать Дух и Материю внутри себя?

Это - самоконтроль и управление своими мыслями, умение направить их в созидательное русло, умение строить отношения с другими людьми из парадигмы безусловности, а не выгоды, умение вкладывать свою энергию в Творчество и Созидание, а не в механическое наращивание материальных благ, умение находить радость в каждом дне, в любой деятельности, умение быть счастливым «здесь и сейчас», и не ставить знак равенства между своим счастьем и материальными богатствами.

И в завершении о том, с чего все начиналось – слово. Что есть Слово?

Слово - это мысль в движении. Слово - это и есть инструмент взаимообмена мыслями, для передачи знаний. Это еще один инструмент творчества для человека. Научившись контролировать и направлять в нужное русло свои мысли, человек научится правильно использовать слово, использовать для Со-Творения, а не для разрушения, как это происходит сейчас. Но начинать надо с мысли.

Философский вопрос: «Для чего человек живет» — не дает покоя многие века, не только незаурядным умам человечества — ученым, мыслителям и философам, но и обычным людям, обывателям, желающим познать истину бытия, всего лишь для своего маленького счастья .

На тему: Для чего человек живет — пишутся сочинения в школе, размышляют за столом на кухне…, беседуют в опьянении, но, особенно ярко проявляются мысли о смысле жизни человека , в периоды спада настроения, при симптомах депрессии , в отчаянии.., во время психологического кризиса .
И порой, в таком, подавленном состоянии, не найдя цель и смысл жизни человека , некоторые люди задумываются о суициде .
В подобных ситуациях, необходима скорая психологическая помощь , психотерапевтическое вмешательство.., анонимная консультация психолога .

Для чего люди живут, какой смысл жизни человека

Мы не будем высоко философствовать по вопросам: для чего люди живут и какой смысл жизни человека — это уже многие сделали и продолжают делать — мы подойдем к этому вопросу более приземленно, более «житейски», и в то же время, более рационально и психологически понятно.

Обратим еще раз Ваше внимание на то, что практически любой человек мало задумывается о смысле жизни и о том, для чего он живет, при условии, что он счастлив и у него все хорошо.

Но, как только наступает «черная полоса», и житейские проблемы накладываются одна на другую, как только рушатся планы и ожидания, и приходит подавленность и депрессия, многим людям сразу хочется думать о смысле своей жизни (а точнее, об его отсутствии), и задавать себе вопросы: Для чего я живу, какой смысл моей жизни , усугубляя тем самым свое положение.

А если представить, что каким-то чудесным образом этот человек смог резко наладить свои дела и снова почувствовать себя счастливым, то он, скорее всего, в один момент забудет о своих «высоких размышлениях» о целях и смысле жизни …

А если еще пофантазировать, и представить что Ваша жизнь только счастливая «белая полоса», и что все Ваши планы, ожидания, мечты и надежды сбываются, то про смысл жизни вообще можно забыть…

Из вышесказанного следует, что смысл жизни человека в двух целях: в поддержании самой жизни и в получении удовольствия от этой жизни.., получается, для этого и живет человек…а те, кто лишает себя удовольствия — становятся философами (в том числе, «домашними»), мучениками, истинными священниками.., и прочими великими людьми…

Тем же, кто не мечтает стать великим, а желает земного, человеческого счастья, не стоит напрягать свою психику, и искать ответа на эти вопросы:

Как найти смысл жизни или для чего я живу?

Итак, чтобы понять для чего я живу, и найти смысл жизни — нужно научиться двум вещам:
1) беречь и поддерживать свою жизнь, психическое и физическое здоровье;
2) получать удовольствие от жизни.

Но, так как реальная жизнь человека не сказка, и в ней по-определению не может быть постоянно «белой полосы», то, прежде чем выполнить эти два пункта, стоит научиться правильно, адекватно оценивать, интерпретировать и реагировать на различные негативные ситуации и проблемы.

Словом, научиться рационально мыслить и управлять своими эмоциями .
Тогда, можно будет просто жить и наслаждаться своей жизнью, а не задавать вопросы: как найти смысл жизни или для чего я живу

Каждый человек уникален и индивидуален, у каждого своя программа жизни , свой сценарий, заложенный в детстве, поэтому и обучить «смыслу жизни», каждого человека, можно только индивидуально. С помощью психоанализа и психотерапевтической беседы.
(ЗАПИСАТЬСЯ СЕЙЧАС) НА ОНЛАЙН ПРИЕМ ПСИХОАНАЛИТИКА МАТВЕЕВА О.В.

Предварительная, бесплатная консультация (один вопрос по E-mail)

Психодиагностика личности (онлайн тесты)

Психологический журнал «PsyБлоггер» — статьи, публикации, письма…

Зачем люди живут на земле? Ответ на этот вопрос испокон веков искали как великие философы, так и простые обыватели. Но к окончательному выводу не пришел пока никто из них, ведь эта задача не имеет единого решения. Сколько философских школ, столько же и мнений, а может, и того больше.

И все же некоторые смогли подобрать логически ответы, способные объяснить существование человека.

Как часто мы размышляем о том, и живет?

Самая беззаботная пора - детство. В этот период все мы бегаем как угорелые по родным дворам, притворяясь пиратами, супергероями, роботами. В нашей голове могут роиться тысячи удивительных идей, но нет ни одного вопроса о смысле жизни. Да и зачем?

И только переступив порог юности, человек начинает искать на него ответ. «Зачем человек живет? Какое у него предназначение? В чем смысл моей жизни?» - все эти вопросы тревожили сердце каждого из нас. Но одни быстро выбрасывали их, переключаясь на более насущные проблемы, иные же, наоборот, провели всю жизнь в поисках неоспоримой истины.

Древние философы и смысл жизни

Однажды Аристотель сказал: «Познание души - это главная задача философа, так как это сможет дать ответы на многие вопросы…» Более того, он считал, что любой мыслитель должен искать смысл во всем, так как этот поиск является неотъемлемой частью нас самих. Он учил тому, что недостаточно принимать вещи таковыми, как они есть, нужно еще и понять, зачем они нужны в этом мире.

Немецкий философ Георг Гегель также был озадачен вопросом о том, зачем человек живет в этом мире. Он считал, что подобная тяга к познанию самого себя заложена в нас природой и является нашим истинным Я. Более того, он утверждал: если понять, какая роль отведена человеку, то можно будет разгадать и предназначение других явлений вселенной.

Также не стоит забывать о Платоне и его размышлениях о том, зачем человек живет на земле. Он был уверен: поиски своего предназначения - это высшее благо для человека. Отчасти, именно в этих поисках и был сокрыт его смысл жизни.

Божий план, или Зачем люди живут на плане?

Нельзя рассуждать о смысле жизни и не затронуть тему религии. Ведь все существующие верования имеют по этому вопросу. В их священных текстах есть четкие указания касательно того, как следует провести свою жизнь и что является высшим благом для человека.

Итак, рассмотрим наиболее распространенные конфессии.

  • Христианство. Согласно Новому Завету, все люди рождены для того, чтобы прожить праведную жизнь, что подарит им место в раю. Следовательно, их смысл жизни в том, чтобы служить Господу, а также быть милосердными к другим.
  • Ислам. Мусульмане не слишком далеко отошли от христиан, их вера также основывается на служении богу, только на этот раз Аллаху. Помимо этого, каждый истинный мусульманин должен распространять свою веру и всеми силами бороться с «неверными».
  • Буддизм. Если спросить буддиста: «Зачем человек живет?», то он, скорее всего ответит так: «Чтобы стать просветленным». Именно эту цель преследуют все последователи Будды: очистить свой разум и перейти в нирвану.
  • Индуизм. В каждом есть божественная искра - Атман, благодаря которой человек после смерти возрождается в новом теле. И если в этой жизни он вел себя хорошо, то при следующем перерождении станет более счастливым или богатым. Высшей же целью бытия является разорвать круг перерождения и предаться забвению, которое дарует наслаждение и покой.

Научная точка зрения на предназначение человека

Поставила главенство церкви под сомнение. Это было связано с тем, что человечество получило еще одну версию, объясняющую появление жизни на Земле. И если вначале лишь немногие были согласны с этой теорией, то по мере развития науки ее приверженцев становилось все больше и больше.

Но как наука смотрит на обсуждаемый нами вопрос? Зачем человек живет на земле? В целом все довольно просто. Поскольку человек произошел от животного, то и цели у них схожие. А что является самым важным для каждого живого организма? Верно, продолжение рода.

То есть, с научной точки зрения, смысл жизни заключается в поиске надежного партнера, воспроизведении потомства и заботе о нем в дальнейшем. Ведь только так можно сохранить вид от вымирания и обеспечить себе светлое будущее.

Минусы предыдущих теорий

Теперь следует поговорить о том, какие недостатки есть в этих концепциях. Ведь как научная, так и религиозная гипотезы не способны дать исчерпывающего ответа на вопрос: «Зачем люди живут на земле?»

Минус научной теории в том, что она выделяет общую цель, которая идеально подходит для всего вида в целом. Но если рассматривать проблему в масштабе одного индивида, то гипотеза теряет свою универсальность. Ведь получается, что те, кто не способен иметь детей, и вовсе лишены всякого смысла жизни. Да и здоровому человеку вряд ли понравится существовать с мыслями о том, что его единственное предназначение - это передача своих генов потомству.

Неидеальной является и позиция религиозных общин. Ведь большинство религий ставит превыше земной. Более того, если человек - атеист или агностик, то и существование его лишено всякого смысла. Подобная догма многим не по душе, поэтому с годами церковные устои начинаю ослабевать. Как следствие, человек снова остается один на один с вопросом «зачем люди живут на земле».

Как же найти истину?

И что теперь? Что делать, если научная точка зрения не подходит, а церковная слишком консервативна? Где найти ответ на столь важный вопрос?

На самом деле универсального решения проблемы попросту нет. Каждый человек - личность, следовательно, его уникален. Каждый должен сам найти свой путь, свой смысл и свои ценности. Только так можно обрести гармонию внутри себя.

При этом необязательно всегда следовать одному пути. Прелесть жизни в том, что здесь нет установленных правил и границ. Каждый вправе выбрать для себя конкретные идеалы, и если они со времен покажутся ложными, их всегда можно заменить новыми. Например, многие люди полжизни работают ради того, чтобы сколотить состояние. И когда они добиваются этого, то понимают, что деньги - это далеко не главное. Тогда они снова принимаются за поиски смысла бытия, способного сделать их и красивее.

Главное - не бояться задумываться: «Зачем я существую и в чем мое предназначение?» Ведь если есть вопрос, то и ответ на него обязательно найдется.

Вконтакте

Однокласники

Зачем мы? На этот вопрос ответил Ричард Докинз, но человечество изо всех сил зажмурило глаза и заткнуло уши.

Впервые работа британского ученого-эволюциониста Ричарда Докинза увидела свет в далеком 1976 году. Выпущенная издатель-ством Оксфордского университета книжка произвела эффект бомбы, взорвавшейся на необитаемом острове: сперва было много шума, а потом наступила тишина. Впоследствии Докинз не раз перерабатывал и дополнял свое творение  — возможно, что и зря, потому что ничего принципиально нового он в свою теорию не добавил. Ибо добавлять там было нечего. Ричард Докинз сумел абсолютно убедительно объяснить, для чего существует человек. И это объяснение никому не понравилось.

Оно не понравилось Церкви. Впрочем, Церкви многое не нравится, у нее работа такая.

Оно не понравилось ученым-генетикам и эволюционистам, потому что они и так все это знали.

Оно не понравилось обычной публике, потому что публике хотелось быть детьми Божьими, загадкой мирозданья, частью великого замысла, на худой конец — вершиной эволюции, а не...

Сейчас ты узнаешь чем. Если, конечно, захо-чешь чи-тать дальше. Только учти: мы тебя предупреждали.

В НАЧАЛЕ БЫЛА ПРОСТОТА

Докинз не стал выяснять происхождение Вселенной: этот вопрос его мало интересовал. В принципе, он не имеет ничего против теории Большого Взрыва, потому что она ничем не хуже любой другой. Он считает, что можно рассматривать Вселенную как пульсирующий объект, то расширяющийся, то сужающийся в микроскопическую точку, а можно — и в виде замкнутой на саму себя спирали. Это все вопросы второстепенные. Суть же состоит в том, что Вселенная изначально похожа на детский строительный набор, где роль кубиков исполняют очень похожие друг на друга атомы, которые, сцепляясь друг с другом, создают все более и более сложные формы типа звезд, планет или, например, белка.

С белка Докинз и начинает выводить свою теорию. Причем на белке он не настаивает. Он уверяет, что в мире, где основным материалом эволюции будет какое-нибудь другое вещество, все станет развиваться точно в том же направлении. Просто так случилось, что наша жизнь возникла именно на белке, потому что основными ресурсами на нашей планете были вода, метан, аммиак и двуокись углерода — вещества, которые, взаимодействуя друг с другом под влиянием ультрафиолетового излучения и электрических разрядов, создают аминокислоты — строительные блоки белка.

Докинз считает, что четыре миллиарда лет назад в пене, подсыхавшей на берегах мирового океана, стали появляться первые аминокислоты — крупные молекулы, состоявшие из кое-как приляпанных друг к другу атомов. Сейчас, в современном океане, молекула аминокислоты не долго бы пробултыхалась под солнышком: ее немедленно потребили бы разнообразные микроорганизмы. Но в те золотые времена не было ни бактерий, ни водорослей, ни хищников, ни жертв. Впрочем, хищник уже зарождался…

ПОВТОРЕНИЕ — МАТЬ…

Первому хищнику мира Докинз дал название «репликатор». Это тоже была молекула аминокислоты, но она обладала потрясающим свойст-вом — умела копировать саму себя. То есть все молекулы вокруг то теряли свои части, то обрастали новыми (дело тогда у молекул обычное), а вот репликатор оказался устойчивой комбинацией. Нет, на него тоже «налипали» посторонние блоки, но конфигурация репликатора обладала той особенностью, что позволяла цепляться к себе только точно таким же блокам, которые в нем уже были. И распадалась эта молекула чаще всего тогда, когда набирала второй полный комплект тех же блоков — на такую же вторую. (Ученые, создающие в своих лабораториях прототипы «первичного бульона», подтвердят: возникновение репликаторов в их пробирках происходит практически всегда — раньше или позже.) Самый первый репликатор ничего такого плохого не делал, плавал себе да наводнял мир своими копиями — впрочем, такими же хрупкими и неустойчивыми, как он сам. Просто его становилось все больше и больше. Самое же интересное в репликаторах заключалось в том, что они периодически делали ошибки в самокопировании. То там вырастал лишний кусочек, то тут выпадало слабое звено. И некоторые из этих ошибок оказывались полезными для репликатора, потому что делали его сильнее, больше и устойчивее ко всяким внешним воздействиям. Самому-то репликатору было на это плевать: он ничего не понимал, не соображал и не был наделен даже тем уровнем самоидентификации, которым обладает, скажем, микроб чумы. Тем не менее скоро океаническая пена уже была заселена — в основном наиболее удачными копиями наиболее распространившихся репликаторов. Это, как сам понимаешь, вполне естественный механический результат.

Дальше — больше. Часть этих репликаторов оказалась «испорченной» ошибками так удачно, что смогла уже существовать и в менее удобных условиях: ушла глубже под воду и дальше в море. Некоторые из репликаторов сумели отрастить себе нечто вроде защитной шкурки из наиболее прочных блоков. А те, кому совсем уж повезло, научились объединяться с другими удачными репликаторами и плавали уже только группами. И группами же копировались — опять-таки порой с очень эффективными ошибками.

А надо сказать, что к тому времени вокруг осталось довольно мало свободных строительных блоков: репликаторы растаскивали их для своих копий с дикой скоростью. И вот так несколько миллиардов лет назад одна из слегка мутировавших копий репликатора сделала ужасно смешную вещь: благодаря каким-то своим свойствам (нескольким атомам, расположенным как таран, к примеру) она сумела разрушить плававшую рядом молекулу, оттяпать у той пару-тройку блоков и прирастить эти блоки к себе.

Вот это и был первый Каин нашего мира.

А ДАЛЬШЕ?

А дальше уже был только вопрос времени. От первых репликаторов до пальм и жирафов путь хотя и не близкий, но неизбежный. Механизм прост: удачное копирование выживает, очень удачное выживает еще лучше, неудачное идет на свалку. Слепо цепляясь друг к другу, бессмысленно себя воспроизводя, безмозглые репликаторы сумели построить наш мир. Начали они с чего попроще: первое одноклеточное возникло через много лет после первого репликатора. Кстати, ты знаешь, как называется вид репликаторов, захвативший власть на планете Земля? Знаешь, знаешь: «молекула ДНК» он называется. Длинная двойная, свернутая в спираль цепочка блоков, которыми служат небольшие молекулы — нуклеотиды. «Не надо искать ее в океанах, она давно перестала свободно парить в его водах, — пишет Докинз. — Теперь эти древнейшие репликаторы собраны в огромные колонии и находятся в полной безопасности в огромных неуклюжих роботах, отгородившись от внешнего мира, общаясь с ним извилистыми, непрямыми путями и воздействуя на него с помощью дистанционного управления. Они присутствуют в вас и во мне, они создали наши тела и души, и единственный смысл нашего существования — их сохранение. Эти репликаторы называются генами, а мы служим для них комфорт-ными машинами выживания».

Согласно Докинзу, каждый из нас представляет гигантскую коммуналку, в которой живут гены. Как ты, может быть, знаешь, каждая клетка нашего организма (а их примерно 10 в 15-й степени) содержит двойной комплект всех генов (кроме половых клеток, в которых этот комплект один). Так что ты — это очень большая коммуналка. Как гены, такие маленькие, ухитрились создать такую громадину? Они добились этого благодаря ценному качеству, приобретенному репликатором ДНК в процессе эволюции, — способностью влиять на синтез белка. О подробностях этого титанического труда ты можешь узнать, почитав, к примеру, учебник по органической химии. В этой же статье мы рассматриваем более философские материи.

Итак, по утверждению Докинза, люди являются всего лишь послушными и безвольными машинами, которыми рулят мириады маленьких рабовладельцев, засевших в наших клетках. О да, они сделали нам глаза, чтобы мы видели, куда мы идем, не падали и не портили их жилище. Они дали нам уши и обоняние. Они даже позволили нам иметь кое-какие мозг и разум — программы самообеспечения, благодаря которым машины решают свои важнейшие задачи: а) не мешают генам выживать и б) не мешают генам размножаться. Конечно, самые важные функции гены доверить человеку не могли: они сами управляют наиболее серьезными процессами в теле. Следят за сложнейшим обменом веществ, регулируют работу всех систем — от дыхательной до кровеносной. Собственно говоря, они обеспечивают себе жизнь, а тебе, тупому и неповоротливому, оставлено решать вопросы на уровне «возьми палку, сбей вон ту кокосину».

В принципе, миллионы лет эта схема работала — и лишь при очередной мутации гены немного перестарались и создали мозг чуть более сложным, чем требовалось. И тут же начались всякие сбои в программе: «Быть или не быть?», «Почто ты меня оставил?» и прочие глупости. Конечно, мутант получился забавный, но не самый успешный — если сравнивать, к примеру, с насекомыми.

Впрочем, гены, как уже указывалось выше, не оценивают, не планируют и не думают. Инициативности в них не больше, чем в каплях дождя или в песчинках пустыни.

О ВЕЧНЫХ ВОПРОСАХ

Почему человек смертен?

Потому что в нем есть гены, программирующие его смерть в возрасте 80-90 лет. Это невыгодно человеку, это невыгодно другим генам, но это выгодно самим генам смертности, потому что такова их суть. Многие растения, например, живут вечно — беспрестанно почкуясь и переукореняясь. А вот в основу ДНК животных легли репликаторы, заряженные на самоуничтожение. И тот и другой способы существования оказались достаточно удобными: в первом случае гены тысячелетиями остаются в одном и том же организме, а во втором — просто перескакивают в новые (возможно, даже улучшенные) тела следующих поколений.

Почему женщины такие капризные

Целую главу своей работы Докинз посвятил этой теме. Он считает, что здесь срабатывает разумная генетическая программа: никаких дамских истерик — сплошное чистое рацио. Изначально женщина при спаривании вкладывает в продолжение рода больше, чем самец. Он предоставляет на это дело один жалкий сперматозоид, которых у него миллиарды; женщина же жертвует большой, наполненной питательными веществами яйцеклеткой, которых ей на всю жизнь дается всего лишь несколько сотен. И дальше начинается сплошная эксплуатация женщины: она вынашивает ребенка, кормя его в буквальном смысле своим телом, потом она кормит его грудью, затрачивая на все это несколько лет. Мужчине же с точки зрения его генов совершенно невыгодно в это время сидеть рядом со своей партнершей — пусть даже есть риск, что одна она не справится со всем этим и ребенок погибнет. Для мужчины это небольшая потеря. За это время он может успеть оплодотворить сотню других женщин, и даже если выживет лишь десятая часть потомства, он все равно останется в выигрыше. Но гены, заключенные в женских телах, тоже не лыком шиты. У большинства видов с долгой беременностью и выкармливанием самка требует от самца долгого ухаживания. Прежде чем допустить его до своей яйцеклетки, она вымотает из него всю душу. И чем больше сил и времени самец тратит на ухаживание, тем выгоднее ему потом оставаться с этой самкой и помогать ей растить потомство. Ведь любая другая самка будет мурыжить его не меньше, и парень рискует проиграть, потратив массу сил и так и не оставив наследников.

Почему мы думаем и мыслим?

Потому что развитый мозг помогает сложноорганизованной машине выживания эффективнее искать пищу, укрываться от непогоды, спасаться от врагов и размножаться. То, что этот же мозг оказался способен создать «Лебединое озеро» или теорию относительности — это просто побочный, ненужный эффект. Хотя и от него есть польза: машины, занятые наукой или, прости господи, искусством, реже бунтуют против хозяев и не разбивают свои измученные мыслящие головы об стену. По крайней мере, они это делают не так часто, как могли бы.

Почему мы так жестоки друг к другу?

Потому что мы — слепое орудие репликатора, первого убийцы на Земле. Другие организмы репликатор воспринимает как ценный материал для добычи дефицитных строительных блоков. Приказ: «Съешь другого и смотри, чтобы не съели тебя» — это первый приказ, который получает любое живое существо в момент рождения.


Что есть любовь?

Если гены — безукоризненные эгоисты, так жестоко правящие нами, то откуда бы взяться в этом мире любви, альтруизму и самопожертвованию? А они ведь есть, и примеры их ты видишь вокруг себя ежедневно и постоянно. Теория эволюции Дарвина не могла это объяснить. Если защита самки (как партнера по размножению) и гибель во спасение детенышей (как более новых копий самого себя) еще укладывались в систему жесткого естественного отбора, то гибель, например, за родину или спасение другого самца, казалось, противоречили дарвиновским выкладкам. Этому вопросу Докинз посвятил большую часть своей теории и пришел к выводам исключительно циничным и, похоже, правильным. Он утверждает, что, к примеру, прыгать с моста для спасения утопающих тебя заставляют две вещи: а) генное родство и б) договор о ненападении.

Разница между человеком, осьминогом и подосиновиком на самом деле не так велика, как может показаться. Некоторую часть генов крокодила малайзийского можно найти и в подмосковном одуванчике, и в президенте Путине. А надо сказать, что репликатор ДНК довольно быстро научился бережно обращаться со своими копиями. Не то чтобы он не мог разрушить и сожрать полное подобие себя, но опять-таки чисто технически более успешными оказывались те копии, которые предпочитали атаковать не себе подобных, а молекулы, резко отличающиеся по виду и составу. Репликаторы без этого механизма довольно быстро изничтожали друг друга, в то время как репликаторы со встроенным в них «договором о ненападении» процветали, размножаясь намного быстрее первых. Так что в тебе понапихано огромное количество генов, которые в целом негативно относятся к идее убивать людей, млекопитающих и вообще животных. А особенно тех, чей генетический состав максимально близок твоему собственному. В том случае, если речь идет о совсем близких тебе родных, ты можешь даже принять решение о том, чтобы принести себя в жертву ради их благополучия. Конечно, это не ты сам решаешь, а твои гены. И твоя великая готовность к самопожертвованию вполне ложится в составленную Докинзом таблицу, при помощи которой гены решают, идти на жертву или нет:

1 твой ребенок. Вероятность жертвы — 50%. Ибо хотя в ребенке всего лишь половина твоих генов, зато у него впереди возможность куда более активно размножиться, чем на это способен уже не такой молодой и прыткий ты;

2 ребенка. Вероятность жертвы — 100% ;

1 твоя самка — 25% . Если ты совокуплялся с этой самкой в последнее время, она, вероятно, беременна, а значит, стоит жертвы (про презервативы гены ничего не знают);

1 племянник. Вероятность жертвы — 20%. Гены высчитывают степень родства, то есть общность генов, а также возраст племянника.

Вот так человек и мечется всю жизнь между двумя законами — «Убей» и «Возлюби», пытаясь понять, что такое хорошо, а что такое плохо. Генам его метания, как ты понял, до лампочки.

НОВЫЙ РЕПЛИКАТОР

Теория эгоистичного гена Докинза — это плохие новости для человечества. В этой теории не остается места ни вере, ни надежде, ни бессмертию, ни даже самоуважению. С точки зрения Докинза, все достижения человечества — это лишь что-то вроде размахивания хвостом коровы, которую везут на бойню. Развлекайся, пока жив. Но Докинз не был бы гением (а он гений, честное слово), если бы закончил свою книгу на столь печальной ноте. Нет, заключительная глава его работы посвящена тому, что человек все-таки сумел отомстить генам, создав абсолютно новый вид репликатора, который имеет все шансы забрать себе власть на этой планете и вырвать человека из вечного генного рабства.

Докинз назвал этот новый репликатор «мем»  — единица информации. Что такое этот мем? Он всем похож на ген. Это цепочка информационных блоков, которая способна копироваться и размножаться, бесконечно мутируя, эволюционируя и совершенствуясь. Мем существует в мозге человека и умеет влиять на работу мозга.

Мемов существует бессчетное множество.

Забавное словечко, анекдот, модный шлягер, фасон шляпы, христианская религия, вот эта самая статья — это все мемы. Они могут состоять из слов, цифр, нот, двоичного кода или рисунков пером, но суть их от этого не меняется: это цепочки информации, которые живут в наших головах и путешествуют по ним во времени и пространстве. Есть удачные мемы (например, буддизм, который бережно хранят в себе миллионы голов на Востоке) или неудачные (например, стихотворение про любовь к родине, которое дядя Коля-тракторист однажды придумал, когда косил ячменное поле, но тут же забыл, потому как был «выпимши»).

Как и положено всякому приличному репликатору, мем хищен и эгоистичен. Он любит разрастаться, притягивая к себе кусочки чужих фраз, мыслей и идей, и, самое главное, он изменяет среду, в которой находится, подгоняя ее под себя.

Самые удачные мемы называются идеологиями, религиями, конституциями, великими произведениями науки и искусства. Благодаря им машины, построенные для выживания генов, начали создавать для себя новые программы — отличные от тех, которые в них заложили их хозяева. Уже сейчас современный человек сплошь и рядом наступает на горло собственным генам во имя своих мемов. Он готов платить за это стрессами, депрессиями и комплексами — революции всегда кровавы, что поделаешь…

И бессмертия люди теперь ищут не в генах, а в мемах. Потому что биологическое сходство стало для нас менее важным, чем духовное. Приятно знать, что в веках сохранится твоя форма носа, но еще надежнее, когда через столетия твоя мысль оживет в чьей-то совершенно посторонней голове.

Этот простой вопрос часто ставит нас в тупик. Действительно, а зачем мы живем? Можно ли ответить на этот вопрос?

Конечно, в современном обществе принято считать такой вопрос риторическим, не требующим ответа. Мы часто используем его в сочинениях и эссе, в глубокомысленных спорах и дискурсах. Но правильно ли, на самом деле, то, что мы не можем ответить себе, зачем живет человек ?

Скорее всего, мы, люди, все на этом свете можем, но не все хотим. Мы просто сами приучили себя лениться отвечать на самые важные для нас вопросы. Мы ленимся принимать важные решения. Ведь это ответственность, а нам лишняя ответственность всегда в тягость. Да и не лишняя, честно говоря, тоже.

Однако, кто из нас в шутку не спрашивал ребенка, поддерживая общение с ним, о вещах сложного, взрослого, характера — и не получал при этом до удивительного простой и гениальный ответ, который был вполне приемлем и применим к ситуации. Это нормально. Заданный вопрос никогда не остается без ответа, если только задающий его человек искренне заинтересован в ответе. Дети всегда играют честно и до конца — поэтому их вопросы редко остаются без ответа.

Если бы взрослый человек был хотя бы наполовину столь же настойчив в своих изысканиях, как юное чадо, то он узнал бы несомненно многое о мире, в котором ему приходится жить.

Что делать? Первое, самое важное, желательно самому, для начала, ответить на этот вопрос — зачем живет человек ? Для чего я живу? . Ответ может оказаться неожиданным и в корне поменять отношение человека к работе, жизни, семье. Главное сформулировать вопрос внутри себя. На этот, как и на любой другой вопрос, вселенная ответит в кратчайшие сроки. И тут уже главное для человека — не пропустить ответы, которые придут через жизненные ситуации, сны, неожиданные новости и т. п. Кто не пробовал — обязательно попробуйте — очень интересно.

Так же хочется добавить, что существует не менее важный и насущный вопрос, который мы даже и не пытаемся задать, так и не ответив на первый вопрос. И этот вопрос звучит «как мы живем». Потому что важно именно — как мы проживаем отпущенное нам время для жизни на этой прекрасной планете в это прекрасное время. Является ли наша жизнь полной, видим ли мы красоту вокруг, осознаем ли наши действия, поступки вплоть до мелочей и сновидений… Жить — просто безумно интересно, и так много непознанного в самом этом действии, процессе.

Кстати, в нашей истории немало примеров красивейшего обозначения смысла жизни человека. Как, например, творить Волю Создателя, преумножая добро. Или познавать вселенную и самого себя в ее проявлениях. Бесспорно, хорошо звучит смысл служить ближним своим своей жизнью… Да и смысл построить на Земле коммунистический рай не был отнюдь чем-то болезненным или глупым. На этой почве целые поколения сдвигали горы одним лишь энтузиазмом и верой в светлое будущее — и нельзя сказать, что у них ничего не получалось… Очень, очень важно нам, людям, иметь смысл жизни. И не абстрактный, а как можно более конкретный, ибо первый почти всегда остаётся по ту сторону мечты, а последний зачастую становится единственной ниточкой воли к жизни и победе.

Артур Шопенгауэр, который имел способность довольно четко формулировать мысли и подмечать правду, как-то сказал:

«Люди, стремящиеся к счастливой, блестящей и долгой жизни вместо добродетельной, похожи на глупых актёров, желающих всегда играть блестящие, выигрышные и длинные роли, так как они не понимают, что суть дела не в том, что или сколько они играют, а в том, как они играют. »

Кто-то с ним согласится, а кто-то, возможно, нет.

Но, что верно, постоянно думая над приоритетным «зачем», мы всегда упускаем насущное «как».

Обязательно задайте нашей вселенной два вопроса «зачем я живу» и «как я живу» — и ждите ответа. Вы его обязательно получите!

В тренинг-центре Синтон существует целая серия тренингов, объединенных в , которая помогает разобраться в себе, обрести смысл и гармонию в жизни. Мы с удовольствием приглашаем Вас на эти тренинги.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека