В мировоззрении различаются следующие уровни. Понятие мировоззрения, его уровни и структура

Чтобы понять какое-либо явление - необходимо разложить его на части. Сложность подобного анализа мировоззрения связана с тем, что, несмотря на общие для всех людей черты - оно у каждого всегда имеет свой собственный оттенок. Для того чтобы учесть подобную сложность и многогранность принято выделять не только компоненты мировоззрения, но и его уровни и формы.

Компоненты мировоззрения. В структуре мировоззрения, по мнению проф. А.А. Радугина традиционно выделяют четыре основных компонента:

  • - Познавательный компонент включает в себя, прежде всего знания, полученные самым различным способом - повседневные, профессиональные, научные. Это конкретно-научная и универсальная картина мира, в которую в систематизированной и обобщенной форме входят индивидуальные и общественные знания.
  • - Ценностно-нормативный компонент основывается на различных ценностях, идеалах, убеждениях. В него также входят верования и нормы, которые призваны регулировать межличностные и общественные отношения. Ценностями принято обозначать свойства какого-либо предмета и явления удовлетворять потребности и желания людей. В систему ценностей входят представления о смысле жизни, счастье и несчастье, добре и зле. Существует определенная иерархия ценностей. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы, которые разделяются на моральные, религиозные, правовые. По сравнению с ценностями они обладают более запретительными свойствами.
  • - Эмоционально-волевой компонент представляет собой эмоциональную окраску ценностей, убеждений, верований, а также психологическую установку на готовность действовать в соответствии с ними.
  • - Практический компонент это реальная готовность человека действовать, определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах.

Несмотря на то, что у всех людей имеются данные компоненты, согласуются они каждый раз в зависимости от конкретного человека, что и порождает особые, свойственные только ему индивидуальные черты.

В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей - чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.

Уровни мировоззрения. В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются также жизненно-практический интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления. Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не "сходятся концы с концами", эмоции в критических ситуациях могут оказаться убедительнее разума, обнаруживая дефицит здравого смысла. Однако именно повседневность и является той базой, на основе которой мы можем вообще что-либо понимать в мире и анализировать его с помощью теоретических моделей. Данный уровень мировоззрения основывается на традициях, обычаях, которые не всегда могут быть рационально осмыслены. Данные проблемы преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения - теоретическом, который формируется в ходе систематического обучения и самообразования. В него входят теоретически обоснованные и логически верные знания, обобщенные в виде доказанных закономерностей, а также относительно непредвзятые оценки происходящих явлений природы и жизни общества.

Формы мировоззрения. Жизнь людей в обществе носит исторический характер. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, "дух" эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. Это позволяет выделять общественное, групповое и индивидуальное как специфические формы мировоззрения.

Мы живем в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле.

Можно, конечно, попытаться укрыться от этих мучительных проблем по принципу, «моя хата с краю»... Но достойно ли это человека?

А поиск ответов на все новые масштабные вопросы, выдвигаемые жизнью, -- проблемы человека и природы, человека и общества, техносферы и биосферы, многие вопросы взаимоотношений между социальными системами и государствами и т.д. - требует умения самоопределяться, выяснять пути решения этих и многих других вопросов, а главное - находить свое место и роль в этих сложных процессах. Но для этого нужна такая предпосылка, как умение мыслить, достаточно широкий взгляд на вещи в качестве условия осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности.

Однако способность к разумному мышлению не является врожденной, ее необходимо формировать и развивать, и один из лучших путей к этому - усвоение достижений философской культуры. Мы увидим с Вами дальше, - а пока это придется принять на веру, - что философия вовсе не является чем-то витающим в облаках чистой мысли. Напротив, ее главное назначение связано с решением коренных вопросов самой жизни. Ведь в конечном счете в центре философии стоит вопрос о человеке и его месте в мире, его месте в обществе, о смысле его жизни. И главное назначение философии - помочь человеку ориентироваться в бесконечных сложностях жизни, в решении тех уравнений с множеством неизвестных, которые постоянно возникают на жизненном пути.

Можно с полным правом сказать, что изучение философии - это школа, которая помогает воспитывать культуру разумного мышления, умение свободно руководить движением мысли, доказывать и опровергать. Понятно, что наука мыслить не может быть взята напрокат, овладение ею требует усилий, напряжения интеллектуальных способностей.

Конечно, это совсем не просто и предполагает, в частности, знакомство с историей философии, чтобы шаг за шагом проследить, как решались "вечные проблемы" на протяжении многих столетий, а главное, чтобы подготовить себя к пониманию путей их решения в современной философии, в том числе и в философии диалектико-материалистической.

Роль философии в наши дни велика и в реализации гуманистических идеалов, ибо только через призму гуманизма может обрести нужную ориентацию научно-технический прогресс, могут быть решены в интересах человека и человечества глобальные проблемы - от снятия угрозы термоядерной войны до ликвидации угрозы генетическим основам и психике человека.

При этом наша философия не должна впредь искусственно отгораживаться от философского процесса в других странах, ибо мы вовсе не являемся обладателями истины в последней инстанции по любому вопросу. Здесь необходимы обмен и систематическое знакомство с достижениями современной мировой философской мысли.

А теперь обратимся к вопросам, которыми непосредственно занимается философия. Центральной задачей философии является решение целого комплекса мировоззренческих проблем, выработка с позиций разума системы обобщенных взглядов на мир в целом. Что это за проблемы, которые с полным правом можно назвать вечными?

Что образует основу мира?

Как устроен мир, как соотнесены в нем духовное и материальное? Имел ли мир начало во времени или он существует вечно?

Есть ли в мире известная упорядоченность или все в нем хаотично?

Развивается ли мир или он постоянно вращается в одном неизменном круге?

Можно ли познать мир?

Случайно ли встают перед человеком и человечеством эти вопросы? Нет, не случайно. Они возникают из потребности в общей ориентации в мире.

Решая их так или иначе, человек как бы набрасывает координатную сетку, в рамках которой будет развертываться и его деятельность, и работа его мысли. В теоретически обоснованном решении этих и иных мировоззренческих проблем и состоит назначение философии, а вместе с тем и значение ее освоения.

Философия важна и для лучшей ориентации в Вашей будущей специальности, а главное - для углубленного понимания жизни во всей ее многосложности. Эти два момента тесно связаны между собой - философские аспекты технического знания и НТП и, что не менее важно, широкий философский кругозор, выходящий далеко за узкие рамки специальности.

Можно сказать, что мировоззрение - это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Оно выступает как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя, своего места в нем. Оно есть у каждого. Но его уровень, его содержание, форма и т.д. различны. Но об этом дальше. Здесь же отметим, во-первых, что мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Во-вторых, общество в каждую эпоху социально неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами. К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлениям и т.д. Иными словами, мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

К тому же мировоззрение как система включает в себя ряд компонентов. Прежде всего, это знания, имеющие своей опорой истину, а наряду с этим и ценности, наиболее ярко выраженные в нравственных и эстетических составляющих мировоззрения, имеющих своей базой добро и красоту.

В выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная - миропониманием.

Естественно, что соотношение этих сторон различно на различных уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в мировоззрении в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в мировоззрении разных людей.

Больше того, разной может быть и сама эмоциональная окраска мировоззрения, выражаемая в чувствах, настроениях и т.п., - от радостных, оптимистических тонов до тонов мрачных, пессимистических.

Второй уровень мировоззрения - миропонимание, опирающееся прежде всего на знания, хотя миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое.

Сила убеждений - в доверии человека их сути и смыслу. А это значит, что мировоззрение включает в свою структуру уверенность, следовательно, и веру (это может быть и религиозная вера, и вера в привидения и чудеса, и вера в науку и т.д.).

Разумная вера не исключает сомнения, но чужда как догматизма, так и безбрежного скептицизма, полностью лишающего человека опорных пунктов и в познании, и в деятельности.

Теперь обратимся к типологии мировоззрения. Прежде всего, следует выделить два уровня мировоззрения: жизненно-повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Это мировоззрение широких слоев общества. Данный уровень мировоззрения важен, его нужно учитывать, хотя он и отличается: 1) недостаточной широтой; 2) своеобразным переплетением трезвых положений и установок с примитивными, мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками; 3) большой эмоциональной нагрузкой.

Эти минусы преодолеваются на теоретическом уровне миропонимания и мировоззрения. Это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.

Если подходить исторически, то философии как особому типу мировоззрения предшествовали мифологический и религиозный типы мировоззрения. Миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства.

Переплетение в мифе элементов знаний о мире с религиозной и художественной фантазией находит свое выражение в том, что в рамках мифа мысль еще не обрела полной самостоятельности и чаще всего облекалась в художественно-поэтические формы, что отчетливо просматривается в "Мифах Древней Греции", в "Илиаде", "Одиссее", национальном фольклоре и т.д. И в то же время в мифах уже рисовалась картина мира в целом в виде теософии, шел поиск путей утверждения единства природы и общества, мира и человека, прошлого и настоящего, решались в своеобразной форме мировоззренческие проблемы.

Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям - по линии религии и по линии философии.

Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной, естественный и потусторонний, сверхъестественный, небесный. При этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. К тому же сама религиозная вера - это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах; в религии же вера реализуется в культе и через культ.

Причина религии - зависимость людей от неподконтрольных им естественных, природных и социальных сил. Она выступает как иллюзорное восполнение слабости человека перед ними. Долгая эволюция религии привела к идее бога как распорядителя дел земных и небесных. Религия в свое время играла положительную роль как средство социальной регуляции, формирования осознания единства человеческого рода, общечеловеческих ценностей.

Общее, что роднит религию и философию - это решение мировоззренческих проблем. Но характер подхода к этим проблемам в их рамках, равно как и само их решение, глубоко различно. В противовес религии с ее ставкой на веру философия всегда опиралась на знания, разум. Уже первый шаг философии состоял в поиске единого во всем, в поиске первоосновы мира не за его пределами, а в нем самом.

философия мудрость аристотель

Мировоззрение - это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Система принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Мировоззрение имеет сложную структуру, включает противоречивое единство знаний и ценностей, интеллектуального и эмоционального, разума и веры, убеждений и сомнений, личного и общественно значимого.

Мировоззрение=система.

Система – некая целостность, включающая в себя элементы, которые в свою очередь могут представлять самостоятельную сущность.

Элементы системы связанны образующими связями.

Можно выделить следующие структурные компоненты мировоззрения:

Во-первых, это устойчивая картина мира, которая включает в себя конкретно-исторические представления о мире;

Во-вторых, оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов;

В-третьих, целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей. Таким образом, суть философского мировоззрения составляет мир, состоящий как бы из трех "царств": действительности,

ценности и смысла.

Черты мировоззрения:

    Системность (статичность)

    Процессуальность. (постоянное нахождение в динамике изменений)

2. Системность мировоззрения

Из этого определения можно выделить следующие аспекты: системность и процессуальность мировоззрения. Для того, чтобы образно представить системность в каком-то процессе можно сравнить с фотографией, которая фиксирует только момент. Но рассматривая фото мы можем судить о феномене в целом. Рассматривая мировоззрение как систему, в статике, будем использовать понятие мировоззренческое поле. Оно многокомпонентно, кроме перечисленных в определении, можно называть еще множество других. Сами компоненты в свою очередь представляют собой сложные многокомпонентные системы. Компонентами можно считать и миф, и религиозные взгляды, профессиональный, социальный и другие групповые компоненты. Так же отдельным компонентом мировоззренческого поля можно считать то, что по сути процессуально - историческое, национальное (этническое и тому подобное). Как и любая система, компоненты в мировоззренческом поле соединены системообразующим, доминирующим компонентам. Доминирование того или иного компонента зависит от точки рассмотрения (гносеологический аспект), во-первых, и от субъекта, во-вторых.

3.Виды, типы, формы, уровни мировоззрения.

В зависимости от доминанты можно выделить виды и типы мировоззрения, а также и формы. Дело в том, что мировоззрение это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Это ядро общественного и индивидуального сознания.

Формы:

  • философия

Само название «формы» говорит о их значении. Они придают форму, оформляют мировоззренческое поле. Исторический компонент образуют первобытное, античное(или древнее), средневековое мировоззрение, мировоззрение нового времени, современное, переходные виды мировоззрения. По своей сущности мировоззрение - общественно исторический феномен, возникший с появлением человеческого общества, сформированный материальной жизнью общества, общественным бытием.

    житейское (повседневно-практическое)

    теоретическое.

Житейское - основано на здравом смысле, многообразном человеческом опыте, имеет специфическую системность и обоснованность. Часто житейский уровень сравнивают с мифологическим мировоззрением. Это сравнение справедливо в части специфичности систем этих мировоззрений и их обоснованности, но сводить их друг к другу нельзя. Теоретическое формируется целенаправленно, отличается научной обоснованностью и системностью, опирается на результаты научного знания, доводы разума.

По типам мировоззрение различают индивидуальное и групповое, сциентистское и антисциентистское, и т.п.. В науке существуют и другие классификации. Все они по сути связаны с гносеологической позицией авторов. То есть, с тем, что они выбрали для своего исследования в качестве доминантного компонента и субъекта мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и принципов, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение в повседневной жизни.

Мировоззрение – это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение, это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода схема мира и места человека в нем. Мировоззрение – это единство знаний и убеждений, разума и веры, эмоционального и интеллектуального, оценок и норм, мироощущения, мировосприятия и миропонимания, индивидуального и общественного. Мировоззрение находит свое выражение как в сознании отдельного человека (индивидуальное сознание), так и в сознании больших масс людей (общественное сознание).

Структура мировоззрения: знания; убеждения и верования; ценности и нормы; эмоционально-волевой компонент.

Можно включить и практическую деятельность, поскольку она частично входит в структуру мировоззрения и связана с духовностью человека. Сами по себе отдельные компоненты не обеспечивают целостного мировоззрения, но только в совокупности всех составляющих структуры мировоззрения.

Различают понятия “мировоззрение”, “общая картина мира”, ”мироощущение”, ”мировосприятие”, ”миросозерцание”, ”миропонимание”.

Между всеми этими понятиями существует тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия.

Общая картина мира, или картина мира – это синтез знаний людей о природе, социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных – социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира – задача всех областей знания. Выделяют также чувственно-пространственную картину мира, духовно-культурную, метафизическую, физическую, биологическую, философскую, причинно-механическую картины мира (последняя сложилась в эпоху Просвещения). Для мировоззрения характерна еще более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру. Мировоззрение выполняет регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть мировоззрение, хотя каждая из них с необходимостью содержит в себе мировоззренческое начало.

Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущений, мировосприятие и миросозерцание . Первичные формы освоения человеком объективного мира – мироощущение и мировосприятие – связаны, прежде всего, с его эмоционально-чувственной сферой. Мироощущение возникает в силу тех или иных переживаний, определенного эмоционального настроя. Возникающие у человека различные мироощущения становятся основой для формирования в его сознании наглядных образов. Здесь речь идет уже о мировосприятии . Однако мироощущение и мировосприятие не дают возможности человеку разобраться в сути событий, понять их причины, оценить последствия своих действий. Такая возможность появляется на базе миропонимания, представляющего собой сплав разума и веры человека, его убеждений и ценностей, который складывается в процессе объяснения и практического освоения реальной действительности. Миропонимание представляет собой понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения.

Понятие “мировоззрение” соотносится с понятием “идеология”, но они не совпадают по своему содержанию: мировоззрение шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентирована на социальные явления.

Мировоззрение в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку. Поэтому можно говорить о разных сторонах мировоззрения, подчеркивающих его единую неделимую цельность. Аналитический подход позволяет дифференцировать стороны (подсистемы) мировоззрения:

познавательную , в том числе а) познание природы, космоса, в целом универсума, природной сущности человека (натуралистический аспект) и б) познание социальной природы общества и человека (гуманитарный аспект);

аксиологическую (ценностная), в том числе предметные и субъектные ценности. К предметным ценностям относится та или иная оценка предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений. Субъектная ценность выступает в качестве нормативных представлений, установок и оценок в общественном сознании и ориентиров деятельности человека;

праксеологическую (направленную на духовно-практическая деятельность человека). Включает регулятивы, принципы, нормы поведения и общения и, главным образом, убеждения (вера человека в правоту усвоенных знаний и идей). Совокупность убеждений человека иногда определяют как мировоззрение. Реализация убеждений возможна через волевой компонент, практическую деятельность.

Уровни мировоззрения: жизненно-практический (“т.н. “жизненная философия”); художественно-образный, поэтически-духовный; теоретический (понятийно-рациональный).

В жизненно-практическом (обыденном) мировоззрении преобладает психологический элемент; в ней нередко нарушается логика, отсутствует последовательность, доказательность, систематичность. На теоретическом уровне мировоззрения доминируют наука и философия. Теоретический уровень мировоззрения отличается от жизненно-практического тем, что здесь вырабатывается свой специфический язык (категориальный аппарат), отличающийся строгостью и высоким уровнем абстрагирования. На базе художественно-образного духовного освоения действительности формируется мифологическое и религиозное мировоззрение. Уровни мировоззрения неразрывно связаны между собой. Без жизненно-практического опыта невозможно было бы достичь художественно-образного и теоретического уровней мировоззрения. В свою очередь, мировоззрение на его теоретическом и художественно-образном уровнях оказывает значительное влияние на обыденные взгляды людей, особенно в настоящее время через СМИ, систему Интернет. Мировоззрение – противоречивое духовное образование. Оно может существовать на житейско-практическом и теоретическом уровнях одновременно. Ибо человек не в состоянии выработать научно-теоретические представления на все случаи жизни. Многие его представления, умения и навыки формируются на основе здравого смысла, житейского опыта.

Мировоззренческие знания служат базой и для убеждений , под которыми принято понимать уверенность в истинности знаний и готовность им следовать. Убеждения образуют своего рода мост между знаниями и практическими действиями. Они складываются и утверждаются как свойство мотива . Формирование мотива как внутреннего побуждения к действию связано с интеграцией познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности.

К исторически типам мировоззрения обычно относят: мифологическое; религиозное; научное (натуралистическое); философское.

Философия и мифология. Мифологическое мировоззрение формируется в духовной жизни первобытного человека. В нем в едином, универсальном, нерасчлененном (синкретическом) виде были представлены знания о мире и человеке, верования, этические и эстетические взгляды и т.п.

Типичным для мифологии было следующее:

очеловечивание природы, или явный и неявный антропоморфизм (при явном – свойства и облик человека приписываются предметам природы, при неявном – одни свойства, действия человека, его мотивы приписываются природным явлениям, а облик при этом дается нечеловеческий (зверь, чудовище));

социоморфизм , или уподобление отношений между вымышленными существами отношениям между людьми в обществе;

символизация природы (согласно Шеллингу);

недостаточно четкое разделение субъекта и объекта, пространственных и временных отношений, вещи и слова, предмета и знака, существа и его имени, происхождения и сущности, природного и сверхприродного, исторического и вечного, вещественное и духовное, эмоционального и рационального;

безразличие к противоречию;

сближение объектов по вторичным чувственным качествам, на границе пространства и времени, использование объектов в качестве знаков других предметов и т.п.

Отличия мифологического мировоззрения от научных подходов:

научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении;

мифологии свойственно резкое разграничение мифологического, раннего (сакрального) и текущего, последующего (профанного) времени:

все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической функцией мифа;

если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифологических существ, имеющая семантически-ценностное значение;

то, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части.

Предпосылками мифологического мировоззрения служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, не отделившегося от эмоциональной сферы. Это были еще неразвитые и специфические формы мышления, сравнимые с детской психологией, для которых характерны такие черты, как конкретность, телесность, эмоциональность, проекция человеческих качеств на предметы окружающего мира.

Функции мифологического мировоззрения:

обобщающая, в отличие от философского и научного обобщения базируется на чувственных представлений и лишено опосредований; объясняющая; моделирующая; регулирующая, утверждающая принятую в данном обществе систему ценностей, норм поведения.

Формой проявления мифологии были мифы (от греч. mythos – предание, сказание, слово). Миф - это самая древняя форма мировоззрения на уровне мироощущения и миропонимания, которая характеризуется символическим, фантастическим, фантастическо-образным, целостным представлением о природе, обществе и человеке.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего или будущего). Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реальным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный, “надежный” опыт осмысления действительности множеством поколений, который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.

Хорошо известны мифы Древней Греции и Древнего Рима о природе, происхождении человека и его достижениях. Миф о Сфинксе олицетворяет тайну природы, которая никогда не раскрывается человеку полностью; миф о кентаврах символизирует происхождение человека от животного; миф о Прометее раскрывает историю происхождения огня; миф об Икаре воплощает стремление человека подняться в небо; миф о Сизифе является попыткой выяснить, в чем смысл жизни.

Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах и т.п.). Миф и обряд в древних культурах составляли известное единство – мировоззренческое, функциональное, структурное, являя собой как бы два аспекта первобытной культуры – словесный и действенный, “теоретический” и ”практический”.

Уже на ранних стадиях развития мифология связывается с религиозно-мифическими обрядами и входит существенной частью в состав религиозных верований. В качестве нерасчлененного синтетического единства мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических теорий, различных форм искусства, поэтому столь сложна задача размежевания мифологии и близких к ней по жанру и времени возникновения форм словесного творчества: сказки, героического эпоса, легенды, исторического предания. Мифологическая подпочва сохраняется и в более позднем, “классическом” эпосе. Через сказку и героический эпос с мифологией оказывается связанной и литература, в том числе повествовательная.

В философии появление мифов нередко связывается с формированием язычества с его родовым сознанием и культовой практикой, и они оцениваются чаще всего отрицательно как по существу чуждые истине , как помрачающие и порабощающие дух человека. Философия содействовала становлению личностного самосознания и освобождению мышления от власти мифов в целях свободного поиска истины (Логос против мифа). Неоплатонизм, однако, интерпретировал миф как символ высшей истины и примирил древнюю философию с языческим жизнепониманием. Это было отвергнуто ранним христианством.

Языком мифологии пользуются различные формы общественного сознания, расширяя и по-новому толкуя мифологические символы. В частности, в 20 в. наблюдается также сознательное обращение некоторых направлений литературы к мифологии (Дж.Джойс, Ф.Кафка, Т.Манн, Г.Маркес, Ж.Жироду, Ж.Кокто, Ж.Ануй, А.Камю, Ч.Айтматов и др.), причем имеет место как переосмысление различных традиционных мифов, так и мифотворчество – создание собственных поэтических символов.

В XX в. миф понимается как способ мышления, необязательно связанный с язычеством. “Миф есть воспоминание о мистическом событии, о космическом таинстве” (В.Иванов). В мифе находят причастность бытию и религиозную веру. Присутствие мифа обнаружено на высших этапах культурного развития; признано, что образно-мифологическая форма изложения того, что открывается в духовном опыте человека, имеет ряд преимуществ перед рационально-философской. Но социальные мифы XX в. стали основным средством порабощения личного и общественного сознания, они не имеют ничего общего с духовным призванием человека и должны быть отвергнуты.

Некоторые особенности мифологического мышления могут сохраняться в массовом сознании наряду с элементами философского и научного знания, строго научной логикой. При некоторых условиях массовое сознание может служить почвой для распространения “социального”, или “политического” мифа (например, немецкий нацизм возрождал и использовал древнегерманскую языческую мифологию, а также сам создавал разнообразные мифы – расовый и др.), но в целом мифология как ступень сознания исторически изжила себя. В развитом цивилизованном обществе мифология может сохраняться только фрагментарно, спорадически на некоторых уровнях.

Философия и религия. Религиозное мировоззрение. В первобытном обществе существовала тесная связь между мифологическим и религиозным мировоззрением. Религия возникла на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Возникновение религиозного мировоззрения связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности: общее понятие отделяется от обозначаемого предмета, превращается в особый предмет веры. Главный признак религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественное. Первоначально возникают племенные, затем национальные (например, существующие и ныне конфуцианство, синтоизм, иудаизм, индуизм) и мировые или наднациональные – буддизм (YI-Y вв. д.н.э.), христианство (I в.) и ислам (YII в.).

Сущность религиозного мировоззрения в том, что в нем ядром является религиозная вера, религиозные чувства, религиозный опыт, система убеждений и ценностей. Религия предполагает соответствующее поведение, образ жизни, специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование сверхъестественного, священного.

На основе мифологического, религиозного мировоззрения, зачатков накапливаемых знаний складываются предпосылки философского мышления.

Мировоззрение, его структура и исторические типы.

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

Человек всегда задумывался над тем, каково его место в мире, зачем он живет, что является смыслом его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая эпоха и общественная группа имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех этих вопросов и ответов образуют мировоззрение. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

Существует два способа освоения мироздания:

1)путем психологических ассоциаций, через образы и представления;

2)путем логической системы понятий и категорий.

Существует 2 уровня мировоззрения:

1)эмоционально-образный - связан с миром ощущений(искусство, мифология и религия);

2)логико-рассудочный (философия и науки образующие мировоззрение).

Мировоззрение – система представлении о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира человеком, в единстве теоретического и практического подхода к действительности. Следует выделить три основных типа мировоззрения:

Житейское (обыденное) порождается непосредственными условиями жизни и передающимся с поколениями опытом,

Религиозное – связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в эмоционально-образной форме,

Философское – выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека определенной социальной группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект мировоззрения - личность, социальная группа и общество в целом.

Исходя из уроков прошлого, А. Швейцер заявил: «Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования».

Основа мировоззрения - знания. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия - это теоретическое ядро мировоззрения.

В структуру мировоззрения входят не только знания но и их оценка. То есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность.

Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения - это та призма через которые видится действительность. Убеждения - не только интеллектуальная позиция,но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека.

В структуру мировоззрения входят идеалы. Они могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности. Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отражение действительность но и ориентирует на ее изменение.

Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека.

Следует подчеркнуть особо, что мировоззрение – это не только содержание, но и способ осознания действительности. Важнейший компонент мировоззрения представляет собой идеалы как решающие жизненные цели. Характер представления о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых складывается общий жизненный план, формируются идеалы, которые и придают мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, уверенности в правоте своих идей.

Мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

Структура мировоззрения включает в себя:

1)Знания - совокупность сведений об окружающем мире. Они являются исходным звеном, "клеточкой" мировоззрения. Знания бы­вают научными, профессиональными (военными), повседнев­но-практическими. Чем солиднее запас знаний у человека, тем более серьёзную опору может получить его мировоззрение. Однако в мировоззрение входят не все знания, а лишь те из них, которые нужны человеку для ориентации в мире. Если нет знаний, то нет и мировоззрения.

2)Ценности - это особое отношение людей ко всему происходяще­му в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Ценности характеризу­ются такими понятиями, как "значимость", "полезность" или "вредность". Значимость показывает степень интенсивности нашего отношения - что-то трогает нас больше, что-то мень­ше, что-то оставляет нас спокойными.

Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут характеризоваться материальные и духовные ценнос­ти: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д.

Вредность - это наше негативное отношение к какому-то яв­лению.

3)Эмоции - это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений, проявляющихся в виде удо­вольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.

Жизнь постоянно рождает в людях сложную гамму эмоций. Среди них могут быть "мрачные" эмоции: неуверенность, бес­силие, печаль, горе и т.д.



Вместе с тем, людям присущ целый спектр "светлых" эмоций: радость, счастье, гармония, удовлетворённость жизнью и др.

Мощный импульс мировоззрению дают нравственные эмоции: стыд, совесть, долг, милосердие. Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение служат слова знаменитого философа И. Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжи­тельнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне".

4)Воля - способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления.

Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.

5)Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответс­твующие их жизненным интересам. Во имя убеждений люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть - так велика их побу­дительная сила.

Убеждения - это знания, соединённые с во­лей. Они становятся основой жизни, поведения, действия лич­ности, общественных групп, наций, народов.

6)Вера - это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний. Диапазон человеческой веры весьма широк. Он простирается от практической очевидности до религиозных ве­рований или даже легковерных принятий нелепых вымыслов.

7)Сомнение - критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям.

Сомнение - обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие ка­ких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом.

Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность - скептицизм, или нигилизм - не­верие ни во что, утрату идеалов.

Таким образом, мировоззрение - это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире.

Ядром, основой мировоззрения являются знания. В зависимости от этого мировоззрение подразделяется на обыденное, профессиональ­ное и научное.

1)Обыденное мировоззрение - это совокупность взглядов, осно­ванных на здравом смысле, повседневном жизненном опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение охватывает самые ши­рокие слои общества, имеет очень важное значение, оно явля­ется реально "работающим" мировоззрением многих миллионов людей. Однако научный уровень этого мировоззрения не высок.

2)Более высокой разновидностью мировоззрения является профес­сиональное, формирующееся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности и т.д. Это может быть миро­воззрение учёного, писателя, политического деятеля и т.д.

Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического, и др. творчества, могут в определённой степени воздействовать и на мышление професси­ональных философов. Яркий приме тому - огромное влияние творчество Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского на отечественную и мировую философию, но и на этом уровне человек не застрахован от ошибок.

3)Высший уровень мировоззрения - теоретическое мировоззрение, к которому принадлежит и философия. В отличие от других ви­дов мировоззрения философия не только является творцом ми­ровоззрения, но и профессионально занимается анализом миро­воззрения, подвергает его критическому осмыслению.

Понятие структуры мировоззрения предполагает выделение его структурных уровней: элементного, концептуального и методологического.

Элементный уровень представляет собой совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, оценок, которые складываются и функционируют в обыденном сознании.

Концептуальный уровень включает различные мировоззренческие проблемы. Это могут быть различные концепции мира, пространства, времени, общественного развития человека, его деятельности или познания, будущего человечества и т.п.

Методологический уровень- высший уровень мировоззрения- включает основные понятия и принципы, составляющие ядро мировоззрения. Особенностью этих принципов является то, что они вырабатываются не просто на основе представлений и знаний, а с учетом ценностного отражения мира и человека.

Включаясь в мировоззрение знания, ценности, поведение окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей и формируют убеждение личности. Обязательным компонентом мироощущения является вера, это может быть как рациональная, так и религиозная вера.

Итак, мировоззрение- сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования веры.

Жизненно- практическое мировоззрение неоднородно, оно складывается в зависимости от характера образования, уровня интеллектуальной, духовной культуры, национальных, религиозных традиций его носителей.

Исторические типы мировоззрения:

1) мифологическое,

2) религиозное

3) философское.

Исторически первым был мифологический взгляд на мир (миф - предание, сказание; логос - слово, учение, понятие, закон) продукт воображения, попытка людей объяснить мир, происхождение земли, рек, озер, тайны рождения и смерти и т. д. Психика человека требует мифа. Это основной способ понимания мира в первобытном обществе - мироощущение.

Мифологическому мировоззрению присуще неотчетливое разделение субъекта и объекта, неспособность человека выделить себя из окружающей среды. В процессе познания неизвестное постигается через известное; известно же человеку его собственное бытие и бытие рода, из которого он первоначально себя не выделяет.

Основной принцип решения мировоззренческих вопросов в мифе–генетический, т.е. происхождение мира, природы объяснялось тем, кто кого породил(книга Бытия). Миф совмещает 2 аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Прошлое связывалось с будущим, что обеспечивало связь поколений. Люди верили в реальность мифа, миф определял нормы поведения в обществе, систему ценностей, устанавливал гармонию между миром и человеком. Это одушевление мифа выражается в первобытных формах религии- фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной магии. Эволюция представлений о таинственных духовных силах, лежащих в основе явлений природы, принимает классическую форму религии. Наряду с мифологией существовала и религия.

Религия (от лат. religio - благочестие, святость) есть фор­ма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в нали­чие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ве­дущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. На ранних этапах развития общества мифология и религия составляли единое целое. Так основными элементами религии являлось: мировоззрение(в виде мифа), религиозные чувства(в виде мистических настроений) и культ-обрядов. Религия- это вера в сверхъестественное, базируется на вере.

Основная функция религии–помочь человеку преодолеть трудности бытия и возвысить его до вечного. Религия придает смысл и устойчивость человеческому бытию, культивирует вечные ценности(любовь, доброта, терпимость, сострадание, дом, справедливость, связывая их со священным, сверхъестественным). Духовным началом мира, его центром, специфической точкой отсчета среди относительности и текучести мирового многообразия является Бог. Бог придает целостность и единство всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает нравственную санкцию человеческих поступков. И наконец, в лице Бога мир имеет «высшую инстанцию», источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым.

Проблема Бога, в переводе ее на язык философии, - есть проблема существования абсолюта, надмирового разумного начала, актуально-бесконечного во времени и пространстве. В религии это начало на абстрактно- безличностное, а личностное, выраженное в Боге.

Мифологическое и религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер и было связано с низким уровнем освоения действительности, зависимостью человека от природы. В дальнейшем, с развитием цивилизации, люди стали подни­маться к теоретическому осмыслению мировоззренческих проб­лем. Результатом этого явилось создание философских систем.

Философия - это предельно обобщённое, теоретическое видение мира.

Термин "философия" происходит от греческого "филео" (лю­бовь) и "софиа" (мудрость) и означает «любовь к мудрости», к теоретическим рассуждениям. Впервые термин "философ" упот­ребил древнегреческий учёный и философ Пифагор (580-500 г.г. до нашей эры) по отношению к людям, стремящимся к вы­сокой мудрости и правильному образу жизни.

Само понятие мудрости несло в себе возвышенный смысл, мудрость понималась как научное постижение мира, основанное на бескорыстном служении истине.

Мудрость - это не что-то готовое, что можно выучить зат­вердить и использовать. Мудрость - это поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека.

В следствии этого возникновения развитие философии означа­ло отмежевание от мифологии и религии, а также выход за рамки обыденного сознания.

Философия и религия как мировоззрение часто решают сход­ные задачи по объяснению мира, а также воздействия на соз­нание и поведение человека.

Их коренное отличие состоит в том, что религия в решении мировоззренческих задач опирается на веру, а философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме.

1) Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории.

2) "Чистые" типы мировоззрения практически не встречаются и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые соче­тания.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека