Психическое отражение действительности. Уровни психического отражения

Данное понятие является философским, ведь это отражение не в буквальном смысле. Оно представляет собой некое явление, которое проявляется при помощи пропущенных через сознание образов и состояний личности.

Другими словами, психическое отражение – это особая форма динамичной связи человека с миром, в процессе которого появляются новые желания, формируются мировоззрение, позиции, а также вырабатываются конкретные решения каких-то задач. Любой индивид способен управлять своей личной реальностью, представляя ее в художественных или каких-то других образах.

Особенности и свойства

Психическое отражение имеет ряд определенных моментов, которые являются его индивидуальными проявлениями. Существуют некоторые особенности психического отражения:

  • Психические образы появляются в ходе активного времяпрепровождения человека.
  • Психическое отражение дает возможность осуществлять какую-то деятельность.
  • Имеет опережающий характер.
  • Дает возможность достоверно представлять окружающий мир.
  • Прогрессирует и совершенствуется.
  • Изменяется через индивидуальность.

Характеристика данного процесса

Личность способна воспринимать реальный мир, находить свое предназначение, иметь развитие внутреннего мира лишь благодаря этому процессу. К сожалению, не каждый индивид верно отражает эти явления – такая проблема возникает у людей, имеющих психические отклонения.

Что же касается здорового человека, то у него существуют такие критерии психического отражения:

1. Динамичность. В течение жизни у каждого человека видоизменяются мысли, установки и чувства. Именно поэтому может измениться и психическое отражение, ведь различные обстоятельства очень существенно на него влияют.

2. Активность. Данный процесс не может сосуществовать с пассивным поведением или регрессом. Благодаря этому качеству психики индивид, сам того не понимания, постоянно ищет наилучшие и самые комфортные условия.

3. Объективность. Личность постепенно развивается, поэтому и психика получает постоянный прогресс. Так как мы изучаем окружающую среду благодаря деятельности, психическое отражение объективно и закономерно.

4. Субъективность. Несмотря на то что данный процесс объективен, но на него также влияет и прошлое индивида, его окружение и собственный характер. Именно поэтому характеристика включает субъективность. Каждый из нас смотрит на один и тот же мир и события по-своему.

5. Скорость. Наше умение молниеносно решать какие-то задачи существует благодаря психике. Оно имеет право именоваться превосходящим действительность.

Стадии и уровни

Пусть данный процесс кажется нам чем-то цельным, он все же подразделяется на несколько этапов. Основные стадии и уровни психического отражения включают:

1. Представление. Данный уровень характеризуется динамичной деятельностью подсознания личности. Прошлые воспоминания, которые частично забылись, вновь появляются в воображении. На эту ситуацию не всегда влияют органы чувств.

Большое влияние оказывает степень важности и значимости происшествий или явлений. Часть из этих инцидентов пропадает, остаются лишь самые нужные эпизоды.

Индивид благодаря мышлению создает свои идеалы, строит планы, контролирует сознание как умеет. Именно так и появляется личный опыт.

2. Чувственный критерий. Также этот уровень именуют сенсорным. На нем происходит построение психических образов на основе того, что мы ощущаем через органы чувств. Это и влияет на преобразование информации в необходимом направлении.

Из-за того что происходит возбуждение вкуса, обоняния, ощущения, данные о личности обогащаются и сильнее влияют на субъект. Если с индивидом случается что-то похожее, то мозг стимулирует повтор каких-то моментов из прошлого, а они оказывают влияние на будущее. Такое умение помогает человеку в любой момент создавать ясные картины в собственном сознании.

3. Логическое мышление. На данном уровне настоящие события не имеют никакого значения. Человек использует лишь те навыки и умения, что присутствуют в его сознании. Важностью обладает и общечеловеческий опыт, про который знает личность.

Все стадии психического отражения естественно пересекаются и взаимодействуют. Этот процесс происходит благодаря комплексной работе чувственной и рациональной деятельности индивида.

Формы

Отражение не чуждо всем живым организмам при соприкосновении с другими объектами. Можно выделить три формы психического отражения:

1. Физическая. Это непосредственная взаимосвязь. Данный процесс имеет ограничение во временных рамках. Такие свойства незначительны для любого из объектов (неизменность следов связи), так как происходит разрушение.

2. Биологическая. Данная форма характерна лишь для живых существ, и в этом ее особенность. Благодаря ей подобные организмы могут «зеркалить» как живую, так и альтернативную природу.

Биологическая форма психического отражения подразделяется на несколько видов:

  • Раздражимость (ответ живых существ на реалии и процессы этого мира).
  • Чувствительность (умение отражать другие объекты в виде ощущений).
  • Психическое отражение (умение изменять свой характер в зависимости от ситуации).

3. Психическая. Самая непростая и прогрессивная форма отражения. Она не считается бездеятельным зеркальным дубликатом этого мира. Она четко связана со сканированием, решениями.

Прежде всего это активно отражаемый окружающий мир в связи с конкретной проблемой, опасностью или нуждой. Для этой формы свойственны:

  • Отражение как этапы преодоления индивидуумом самого себя, собственной жизни и привычек.
  • Отражение как самоконтроль и развитие.
  • Отражение как этап изучения личностью окружающих.
  • Отражение как стадия изучения индивидом общественной жизни и взаимоотношений.

Понимание психики как части определенного вида отражения позволяет утверждать, что оно не возникает внезапно или случайно, как что-то непонятное в природе. Психическое отражение можно исследовать как трансформацию производных отпечатков в субъективное переживание и на этом основании строить пространственный образ.

Таким образом, в фундаменте психического отражения находится первичное взаимодействие с окружающей средой, но для данного процесса необходима вспомогательная активность по созданию образов объектов в ноле поведения субъекта. Автор: Лена Мелисса

Психика (от греч. psychikos - душевный) - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию. Центральная категория в этом определении – это активное отображение или отражение реальности.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение – это активное отображение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями. Это субъективное, избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует и зависит от субъективных особенностей. Можно определить психику как "субъективный образ объективного мира" - это наше представление или картина мира, соответственно которой мы чувствуем, принимаем решения и действуем.

Фундаментальное свойство психики – субъективность - определило интроспекцию как основной метод её исследования с древних времен до появления первых научно-исследовательских центров в конце 19 века. Интроспекция – это организованное по специальным правилам самонаблюдение.

В отечественной психологии, в основном, принят рационалистический способ познания, основанный на логике и опыте, который связывает психику с деятельностью головного мозга, развитие которого обусловлено эволюцией живой природы. Однако психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его - во внешнем пространстве и мире.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.) формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Следовательно, психика человека включает в себя, по меньшей мере, три составляющих, как это показано на рис.3.


Рис.3. Структура психического отображения субъектом внешнего и внутреннего мира.

Функции психики.

Определение и понятие психики, проанализированное выше, дает представление о функциях психики или отвечает на вопрос – зачем субъекту психика.

Ещё В.Джемс, основоположник функционального подхода в психологии (предтечи бихевиоризма – науки о поведении) считал, что психика служит целям адаптации индивида в окружающем мире и поэтому его отражает. Соответственно, к функциям психики можно отнести: 1) отражение, 2) адаптацию, необходимую для выживания и взаимодействия с окружающей средой – биологической, физической, социальной. Из определения психики видно, что она выполняет также 3) регулятивную функцию, то есть направляет и регулирует активность субъекта и управляет поведением. Для того, чтобы регулировать поведение адекватно условиям внешней и внутренней среды, то есть адаптивно, необходимо в этой среде ориентироваться. Следовательно, логично выделить и 4) ориентационную функцию психики.

Названные выше психические функции 5) обеспечивают целостность организма, что необходимо не только для выживания, но и для сохранения физического и психического здоровья субъекта.

Современные отечественные психологи расширяют перечень традиционно рассматриваемых функций психики. Так, В.Аллахвердов в своих работах уделяет большое внимание 6) когнитивной или познавательной функции психики и рассматривает психику как идеальную познающую систему. Один из известных российских методологов Б.Ломов, исходя из системного подхода, выделяет 7) коммуникативную функцию психики, так как психика субъекта возникает и развивается во взаимодействии с другими, то есть она включена компонентом в другие системы (индивид внутри группы и т.д.).

Я.Пономарев обратил внимание на то, что поведение человека бывает неадаптивным, (например, творческое поведение – где человек при реализации своих идей иногда поступает вопреки здравому смыслу и инстинкту самосохранения). Соответственно, им была добавлена 8) функция творческой активности, которая ведёт человека к созданию новой реальности, выходящей за рамки уже существующего.

Думается, что это неполный перечень функций психики, то есть того, зачем и для чего она нужна индивиду, личности и субъекту деятельности. Психологическая наука ждёт новых открытий на пути исследования психических явлений.

Предмет и задачи психологии.

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики. Объектом психологии выступает психика. Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие явления. С помощью таких явлений как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами.

Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание).

Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение

Задачи психологии:

1. Качественное изучение всех психических явлений.

2. Анализ всех психических явлений.

3. Изучение психологических механизмов психических явлений.

4. Внедрение психологических знаний в жизнь и деятельность людей.

Связь психологии с другими науками. Отрасли психологии.

Психику и поведение человека невозможно понять, не зная его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии связано с биологией человека, строением и функционированием центральной нервной системы.

Психология также тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании психических функций человека важнейшую роль сыграли главные исторические достижения - орудия труда и знаковые системы.

Человек - биосоциальное существо; его психика формируется только в рамках общества. Соответственно специфика того социума, в котором пребывает человек, определяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим психология связана и с социологией.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеку от рождения, а формируются в процессе индивидуального развития, в процессе воспитания и образования. Поэтому психология связана также с педагогикой.



Выделяют следующие отрасли психологии:

1)Общая психология- изучает познавательную и практическую деятельность.

2)Социальная психология- изучает взаимодействия личности и социума

3)Возрастная психология- исследует развитие психики от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

4)Психология труда -рассматривает психику в условиях трудовой деятельности.

5)Психолингвистика -занимается изучением речи как вида психики.

6)Специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.

7)Дифференциальная психология -исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. 8)Психометрия -постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

9)Психофизиология -изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии.

Методы психологии.

Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными - самонаблюдение, беседа, опрос и биографический метод. В последнее время все большую популярность приобретает психологическое тестирование.

Самонаблюдение – один из первых психологических методов. Это выбор метода для исследования душевных явлений, достоинством которого является способность непосредственного, прямого наблюдения за мыслями, переживаниями, стремлениями человека. Недостаток метода – его субъективность. Трудно проверить полученные данные и повторить результат.

Самый объективный метод – эксперимент. Существуют лабораторный и естественный виды эксперимента. Достоинство метода: высокая точность, возможность изучить факты, не доступные глазу наблюдателя, специальными приборами.

Анкеты используются в психологии для получения данных у большой группы испытуемых. Существуют открытые и закрытые типы анкет. В открытом типе ответ на вопрос формируется самим испытуемым, в закрытых анкетах испытуемым надо выбрать один из вариантов предложенных ответов.

Интервью (или беседа) проводится с каждым испытуемым отдельно, поэтому не дает возможности получить подробную информацию так же быстро, как при использовании анкет. Но данные беседы позволяют зафиксировать эмоциональное состояние человека, его отношение, мнение к некоторым вопросам.

Также существуют различные тесты.Кроме тестов интеллектуального развития и творчества существуют и тесты, направленные на изучение индивидуальных особенностей человека, структуры его личности.

4. Понятие о психике и ее функциях .

Психика - это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией.

Можно выделить 3 основные функции психики:

Отражение воздействий окружающего мира

Осознание человеком своего места в окружающем мире

Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильную адаптацию человека в мире.С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в отношениях, Правильное осознание человеком своих личностных характеристик помогает приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей в совместной деятельности, поддерживать гармонию в обществе в целом.

Регуляция поведения и деятельности

Блаодаря этой функции человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность его преобразования.

5. Структура психики (психические процессы, состояния, свойства и новообразования).

Психика - это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией

Обычно в стр-ре психики выделяются следующие основные компоненты: психические процессы; психические новообразования; психические состояния;психические свойства.

Психические процессы - это компонент человеческой психики, который возникает и развивается во взаимодействии живых существ с окружающим миром. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями природной и социальной среды, так и различными желаниями,разнообразными потребностями.

Все психические процессы подразделяются на познавательные. к которым относятся ощущения, представления, внимание, память; эмоциональные, которые могут быть связаны с позитивными или негативными переживаниями, волевые, которые обеспечивают принятие решений и их исполнение.

Результатом психических процессов является формирование в структуре личности психических образований.

Психические новообразования - это приобретаемые человеком в течение жизни, в том числе в холе обучения, те или иные знания, умения и навыки.

Психические состояния - это явления бодрости или подавленности, работоспособности или усталости. спокойствия или раздражительности и т.п. Психические состояния возникают из-за различных факторов,таких как состояние здоровья, условия работы, взаимоотношения с окружающими людьми.

На основе психических процессов и психических состояний постепенно формируются свойства (качества) личности.

Характеристика психического отражения.

Психическое отражение-это правильное,верное отражение.

Особенности психического отражения:

Оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность;

Психическое отражение углубляется и совершенствуется;

Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

Носит опережающий характер

Разное для каждого человека

Психическое отражение имеет ряд свойств:

– Активность.Психическое отражение это активный процесс.

Субъективность. Это выражается в том, что видим мы один мир, но предстает он для каждого из нас по-разному.

Объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира.

Динамичность. То есть психич отражение имеет свойство изменяться.

Опережающий характер. Это позволяет принимать решения с определенным опережением будущего

Наше сознание является отражением внешнего мира. Современная личность способна очень полно и точно отражать окружающий мир, в отличие от первобытных людей. С развитием человеческой практики повышается , что позволяет лучше отражать окружающую действительность.

Особенности и свойства

Мозг реализует психическое отражение объективного мира. Последний имеет внутреннюю и внешнюю среду его жизни. Первая отражается в потребностях человека, т.е. в общем чувстве, а вторая - в чувственных понятиях и образах.

  • психические образы возникают в процессе деятельности человека;
  • психическое отражение позволяет вести себя логично и заниматься деятельностью;
  • наделено опережающим характером;
  • предоставляет возможность правильно отражать действительность;
  • развивается и совершенствуется;
  • преломляется через индивидуальность.

Свойства психического отражения:

  • психическое отражение способно получать информацию об окружающем мире;
  • оно не является отражением мира;
  • его невозможно отследить.

Характеристика психического отражения

Психические процессы зарождаются в активной деятельности, но с другой стороны они управляются психическим отражением. Перед тем, как сделать какое-либо действие, мы его представляем. Получается, что образ действия опережает само действие.

Психические явления существуют на фоне взаимодействия человека с окружающим миром, но психическое выражается не только, как процесс, но и как результат, то есть некий зафиксированный образ. Образы и понятия отражают отношения человека к ним, а также к его жизни и деятельности. Они побуждают личность к непрерывному взаимодействию с реальным миром.

Вы уже знаете, что психическое отражение всегда является субъективным, то есть оно есть опыт, мотив, и знания субъекта. Эти внутренние условия характеризуют активность самого индивида, а внешние причины действуют через внутренние условия. Этот принцип был сформирован Рубинштейном.

Стадии психического отражения

Закономерности внутренней психической деятельности

2.1. Понятие о психике

2.1.1. Особенности психического отражения

2.1.2. Структура и функции психики

2.1.3. Психика и особенности строения мозга

Для того чтобы ру­ководитель мог успешно влиять на психику своих сотрудников с це­лью ее развития, ему необходимо опираться на индивидуальный опыт (эмпирически приобретенные знания о психике) и на знания пси­хологии. Психология как наука изучает психику человека.

Психика - это субъективное отражение человеком предметов и явлений объективной действительности, представляющее со­бой функцию мозга.

Психология руководствуется следующими положениями:

· психика человека - высший продукт развития материи, функция мозга;

· психические процессы - это субъективные образы объек­тивной реальности;

· личность и деятельность человека находятся в единстве, пси­хика проявляется и формируется в деятельности;

· важнейшие стороны психики человека социально обуслов­лены;

· внешние воздействия влияют на человека через его внут­ренний мир (психические состояния, опыт, качества и т.д.).

Эти положения вытекают из теории отражения, составляющей ядро современной теории познания.

Психическое отражение не является зеркальным, механичес­ким, пассивным копированием мира, оно сопряжено с поиском, выбором. Поступающая информация подвергается специфической обработке в связи с какой-то необходимостью, потребностями. Психическое отражение является субъективным, так как принад­лежит субъекту и зависит от его субъективных особенностей.

Однако психику нельзя свести просто к свойствам нервной системы. Хотя головной мозг - это орган, деятельностью которо­го обусловлена психика, но содержание этой психики произво­дится не самим мозгом, ее источником является внешний мир.

Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга. Преобразование сигналов, совершаю­щееся в мозге, воспринимается человеком как совокупность собы­тий внешнего пространства и мира в целом. Великий русский фи­зиолог И. М. Сеченов доказал, что в основе всего психического лежит рефлекторный акт.

Великий русский ученый-физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности (ВНД), выделил четыре типа ВНД и обосновал это экспериментально. Он разработал новые принципы физиологических исследований, обеспечившие познание деятельности организма как единого целого, находящего­ся в единстве и постоянном взаимодействии с окружающей средой.

Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с мо­мента рождения и не развивается сама по себе. Только в процессе общения и взаимодействия человека с другими людьми, в процес­се усвоения им культуры, созданной предшествующими поколе­ниями, у него формируется человеческая психика и специфичес­ки человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.). В против­ном случае ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли).



Психика включает в себя по меньшей мере три составляющих:

· внешний мир, природа, ее отражение;

· полноценная деятельность мозга;

· активная передача новым поколениям человеческой куль­туры, человеческих способностей.

Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основных достижения человечества:

1) изобретение орудий труда;

2) производство предметов материальной и духовной культу­ры;

3) возникновение языка и речи.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

· оно дает возможность правильно отражать окружающую дей­ствительность, причем правильность отражения подтверж­дается практикой;

· сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

· психическое отражение углубляется и совершенствуется;

· обеспечивает целостность поведения и деятельности;

· преломляется через индивидуальность человека;

· носит опережающий характер.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека