Как проверить слух ребенка 3 месяца. Слух у новорожденного ребенка и старше — проверка, полезная информация

Проверка состояния слуха ребенка много раз упоминалась в темах про речь. Собственно говоря, если у ребенка не появляется лепет, или малыш лепечет редко и однообразно, сразу возникает вопрос про состояние слуха. Как же определить, слышит ли ребенок?
Самый простой способ – это наблюдение за поведением ребенка. Новорожденный малыш различает только громкие высокие звуки и практически не реагирует на низкие и тихие. К 4-6 месяцам у ребенка появляется способность локализовать звуки. У хорошо слышащего малыша с полугода способность реагировать на звуки улыбкой, гулением и лепетом. Появляется четкий поворот головы в сторону источника звука. С 9 месяцев ребенок может повторить некоторые звуки, чаще всего неречевые (как папа кашляет, как мама чихает, как ежик сопит). После этого возраста малыши начинают понимать значение простых слов и начинает говорить простые лепетные слова.
Приведем более подробное описание поведения ребенка, которое поможет вам определить как развивается слух у вашего малыша:
0- 6 недель
Во сне ответ на громкие звуки открывает глаза, моргает, вздрагивает во сне или просыпается, может заплакать
Когда вы заговорите с ребенком, прекращает сосать или плакать
6 недель – 4 месяца
Перестает плакать, когда вы разговариваете
Перестает сосать, когда вы разговариваете
Реагирует на ваш голос – гулит и улыбается
Замирает, когда раздается новый звук
Начинает в горизонтальной позе поворачивать голову на звук и голос (4 мес)
4-7 месяцев
Поворачивает голову в сторону звука, прислушивается, улыбается
Поворачивает голову на ваш голос
Узнает и реагирует на ваш голос: начинает гулить
Улыбается, когда к нему обращаются
7-9 месяцев
Любит музыку
Поворачивает голову в поисках источника звука, даже очень негромкого
Поворачивается, когда его зовут по имени
Лепечет много разных звуков
Выражает разными звуками различные потребности
Ребенок начинает понимать простые слова, как, например, «мама» и «пока».
Реагирует на звуки средней громкости
9-12/13 месяцев
Указывает по просьбе знакомых людей или предметы, или поворачивается и смотрит на них
Понимает слова «нет» и «нельзя»
Появляются лепетные слова
Оборачивается, когда его окликают сзади
Поворачивает голову к тому кто разговаривает
Пытается имитировать звуки
12-18 месяцев
Пользуется несколькими лепетными словами
Поворачивается к знакомым предметам или людям, когда их называют по имени, может показать пальцем
Понимает простые просьбы, например «Брось мячик» .
Начинает делать соответствующие движения, когда услышит знакомый стишок или песенку (ладушки, мишка косолапый)
Машет на прощанье рукой в ответ на ваше «до свидания», даже если вы не сопровождаете свои слова соответствующим жестом.
Поворачивает голову на тихие звуки
2 года
Говорит не меньше 10 слов
Выполняет ваши просьбы не стараясь смотреть вам в лицо (если ребенок внимательно смотрит на ваше лицо, возможно, он читает по губам)
Ребенку нравится, когда ему читают вслух детскую книгу, он может указать пальцем на рисунки в книге и называть доступным ему способом (ав-ав, бах)
Если вам кажется, что ребенок не демонстрирует большинство из этих навыков, вы можете проверить слух следующими способами:

Обследование слуха с помощью звучащих игрушек : сначала шарманкой, пищалку затем дудкой и барабаном.
Сделать это можно так:
Ребенок сидит у вас на коленях лицом к вам. Второй взрослый играет последовательно справа и слева вне поля зрения ребенка на этих инструментах. Затем зовет громким шепотом, тоже справа и слева.
Реакция ребенка – поворот головы в соответствующую сторону.
Расстояние от ребенка до игрушки 3-4 метра. В литературе при описании обследования упоминают расстояние 6 метров. Такое расстояние возможно только в полностью звукоизолированной комнате.
Если такой метод обследования не дал результатов (т.е. ребенок не реагирует ни на один из стимулов), то покажите ребенка отоларингологу, который может проверить слух при помощи звукореактотеста.
В случае необходимости исследования необходимо продолжить в сурдологическом центре на специальном оборудовании.
При отсутствии звукореактотеста можно воспользоваться методом «гороховых проб»: баночек, заполненных горохом и крупой.
ГОРОХОВЫЕ ПРОБЫ
Нужны четыре пластмассовые баночки, например, из-под «киндер-сюрприза». Три баночки на одну треть заполняются: первая – нелущеным горохом, вторая – гречкой-ядрицей и третья – манкой. Четвертая баночка остается пустой. Малыша положите на пеленальный стол или посадите на руки. Проверяющий располагается перед ребенком, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы. Он трясет баночки на расстоянии 20-30 см от правого и левого уха малыша. При этом в одной руке у него баночка с крупой (вначале с манкой, затем с гречкой и последняя с горохом), а в другой руке – пустая баночка. Движения рук должны быть симметричными. При проверке второго уха баночки меняют местами. В ответ на сигнал малыш должен как-то среагировать: замереть, или, наоборот, начать активно двигаться, заморгать, повернуть головку в сторону источника звука. Вторая, пустая баночка нужна для того, чтобы исключить ситуацию, когда ребенок поворачивается просто чтобы рассмотреть новый незнакомый предмет. Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с манкой и определяет направление звука, то гречку и горох можно уже не предъявлять. Не стоит беспокоиться, если малыш до 4 месяцев не реагирует на баночку с манкой: в этом возрасте это нормально. Дети этого возраста еще не могут также определять направление звука. Ребенок старше 4 месяцев должен реагировать на звучание всех трех баночек и поворачивать голову или глаза в направлении источника звука. Вниманию родителей: не нужно самостоятельно повторять такое обследование снова и снова: многократным повторением звуковых сигналов вы добьетесь лишь торможения реакций на звук, что затруднит дальнейшее обследование.

Что может помешать получить правильные результаты

Помните, ребенок может реагировать на движения губ, движение воздуха (если при обследовании используются хлопки или резиновая пищалка с воздушной струей), вибрацию поверхности и движения звучащей игрушки, когда вы трясете ею.

Родители часто жалуются, что слух детей раннего возраста обследуется тольо с помощью осмотра и выявлением реации на погремушки. Между тем, есть объективные методы проверки слуха ребенка раннего возраста:
1.Самый простой, но не точный метод с помощью звукореактотестера ЗРТ-1 – применяется с 4-6 месяцев.
2.Различные виды акустической импедансометрии. Объективная методика, позволяющая выявить нарушения слуха, вызванные патологией среднего уха.
3.метод регистрации задержанной вызванной отоакустической эмиссии. (ЗВОАЭ). Можно делать с первых дней жизни. Простой объективный метод, не требующий звукоизолированного помещения.
4.Регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов – используется с первых дней жизни. Объективный, достаточно точный метод.

__________________

Сформированное слуховое восприятие — залог полноценного развития малыша. Молодые родители должны знать, как проверить слух у ребёнка в разные периоды и какие признаки его нарушения существуют. Помните: чем раньше обнаружены проблемы и начато лечение, тем благоприятнее исход.

Слуховой анализатор появляется у зародыша из слухового пузырька. К 12 неделям беременности у плода формируются три полукружных канала (органы равновесия во внутреннем ухе) и кортиев орган, ответственный за восприятие звуков. На 20 неделе слуховой нерв покрывается миелиновыми клетками, служащими изоляцией для нервных импульсов. В третьем триместре начинают созревание мозговые центры слуха, которые активно развиваются после рождения. Процесс формирования заканчивается к началу подросткового возраста.

Известно, что шестнадцатинедельный плод способен распознавать звуковые сигналы. Однако это не означает, что малыш различает звуки. Для него весь шум — единый поток разной громкости и тональности. Становление слуха проходит несколько этапов, знание которых поможет понять, как проверить слух ребёнка.

  • К третьей неделе после рождения ребёнок сосредотачивается на шуме, прислушивается. Родители замечают, что малыш, услышав громкий звук, прекратил двигаться на 5 — 7 секунд.
  • В два месяца младенец стремится найти источник звука, поворачивая голову.
  • К 4 месяцам ребёнок выделяет из потока шума отдельные звуки — мелодию, голос мамы или папы, звон игрушки — и поворачивает голову к источнику. До 5 месяцев малыш начинает реагировать на своё имя активным движением рук и ног, улыбкой, гулением.
  • В пять месяцев грудничок отличает голоса близких от голосов малознакомых людей.
  • С полугодовалого возраста начинает копировать услышанное. Активно возится со звонкими игрушками и другими предметами, извлекая из них звуки.
  • К 9 месяцам повторяет услышанные звуки, слоги и выполняет простые просьбы.
  • К году ребёнок произносит несложные слова.

Как видим, развитие слухового восприятия сопровождается определёнными реакциями, при отсутствии которых необходимо отвести малыша к отоларингологу (ЛОРу).

Проверка

Слух малыша проверяют в роддоме, при плановом посещении терапевта или по желанию родителей, если те заметили тревожные симптомы. Нарушение слухового восприятия бывает в форме ослабления (тугоухости) и полной потери (глухоты). Проверка фонематического и музыкального слуха происходит после года и имеет свои особенности.

В роддоме

Слух у большей части детей проверяют в роддоме, в первые сутки после рождения, двумя способами:

  • отоакустической эмиссией (ОАЭ) . В ухо ребёнка вводят зонд с микрофоном и динамиком, через который подаётся звуковой сигнал. Фиксируют реакцию улитки (части внутреннего уха) на звуки. Обследование проходит за 5 — 8 минут;
  • исследованием слуховых потенциалов ствола спинного мозга (КСВП, ССВП, ABR, BAER) . На голову ребёнка крепят 4 — 5 электродов, на уши надевают наушники, по которым передаются звуки разной громкости. С помощью специального аппарата определяют электрическую активность нервных волокон. Тест длится 5 — 15 минут.

В конце диагностики врач даёт одно из двух заключений.

  1. Прошёл . Скорее всего, у ребёнка нет расстройства слухового восприятия. Помните, что дети со слабым снижением слуха могут пройти проверку. К тому же нарушение может развиваться постепенно. Отведите малыша на повторное обследование спустя 2 — 3 месяца.
  2. Не прошёл . В этом случае назначают повторное исследование через 7 дней: есть вероятность, что амниотическая жидкость в ушном канале блокирует звук, или малыш капризничал во время тестирования. При подозрении на нарушение слуха проводят полную диагностику ABR с разными звуками, длящуюся 40 — 50 минут.

Методы, как проверить слух у новорождённого, не способны выявить нарушение со 100% вероятностью.

У младенцев и детей старше года

Если результат проверки (ОАЭ или ABR) отрицательный или родители подозревают нарушение слуха у малыша, следует обратиться к отоларингологу. ЛОР проверит состояние наружного и среднего уха. Затем подключится сурдолог — врач, специализирующийся на тугоухости.

  1. Опросит родителей и малыша (по возможности) о симптомах расстройства.
  2. Осмотрит уши.
  3. Проведёт аппаратную диагностику:
  • ОАЭ и ABR;
  • тимпанометрию. В ухе изменяют давление воздуха, фиксируя упругость барабанной перепонки;
  • аудиометрию со зрительным подкреплением. Подходит для детей от полугода до двух лет. Перед глазами ребёнка видеоизображение, звук передаётся через наушники. Врач наблюдает за реакцией малыша;
  • тест разборчивости речи. Ребёнка старше трёх лет просят повторить звуки, произнесённые с разной громкостью;
  • тональная аудиометрия (для старших дошкольников и младших школьников). На голову ребёнка надевают наушники и просят нажать на кнопку или поднять руку, когда он услышит звуки.

На основе полученных данных сурдолог ставит диагноз: здоров, есть тугоухость или глухота.

Для детей младше 5 — 6 лет не проводят аудиометрию, как для взрослых. Её заменяют комплексом объективных методов (описанных выше).

Симптомы нарушения

В группе риска находятся дети:

  • имеющие генетические нарушения (есть близкие родственники с расстройствами слухового восприятия);
  • рождённые после патологической беременности (мать перенесла инфекционные заболевания, употребляла алкоголь, медикаменты, курила);
  • недоношенные или с недостатком веса. Учтите, что для недоношенных детей разработаны отдельные нормы развития, поскольку они отстают в развитии в том числе и слуха. Врач поможет определить индивидуальные параметры;
  • пострадавшие в процессе родов (долгие роды, наложение щипцов и другое);
  • перенёсшие травмы или инфекционные заболевания после рождения (громкий шум, корь, менингит, паротит, воспаление ушей).

Симптомы расстройства таковы:

  • до 3 — 4 месяцев малыш не реагирует на громкие звуки замиранием или вздрагиванием, широким открыванием глаз;
  • к 4 — 5 месяцам не появляется гуление и лепет, поиск источника звука, реакции на своё имя;
  • к 8 — 12 месяцам ребёнок не произносит слоги и простые слова;
  • подходит близко к источнику шума, чтобы расслышать;
  • говорит громче, чем требуется.

Помните, что нарушение слуха у детей может возникнуть до или после рождения. Внимательно следите за развитием малыша, особенно входящего в группу риска.

Фонематический

Фонематический слух — возможность воспринимать человеческую речь и отличать её от других звуков. Способность формируется постепенно к двум годам. До 5 лет ребёнок допускает ошибки в разговоре, однако после речь становится «чистой», звуки произносятся правильно. Отведите малыша к логопеду, если есть грубые нарушения к 4 — 4,5 годам:

  • ошибки в произношении фонем л и р (например, говорит «игла» вместо «игра»);
  • заменяет или смешивает звуки (т — к, д — г и другое);
  • пропускает гласные/согласные, переставляет, проговаривает лишние буквы, смягчает согласные («садь» вместо «сад»);
  • заменяет схожие фонемы (з — с, ш — ж, к — г).

Фонематический слух нарушается из-за патологических процессов в коре головного мозга. Слуховое восприятие искажается. Ребёнок воспроизводит звуки такими, какими он их слышит. Поэтому появляются ошибки в звукопроизношении.

Музыкальный

Музыкальный слух подразумевает способность человека воспринимать, различать, запоминать и воспроизводить услышанную мелодию. Данное умение есть у 95% людей в той или иной степени, которая повышается в ходе тренировок (музыкальных занятий). Педагог проверяет слуховое восприятие по трём критериям:

  • чувство ритма . Учитель настукивает ритм (используют известные детские песни или произвольные ритмические рисунки). Ребёнок повторяет. Постепенно схема усложняется;
  • интонация . Напевается мелодия, которую малыш воспроизводит. Однако «чистота» голоса не связана с развитостью музыкального слуха;
  • музыкальная память . Ребёнок отворачивается от пианино. Педагог нажимает клавишу. Малыш прослушивает звук и запоминает его. Затем поворачивается к инструменту и нажимает на клавиши в поисках того же звука.

Слуховое восприятие начинает формирование в утробе матери и совершенствуется до подросткового возраста. Проверку слуха у детей проводят в роддоме или на плановом приёме терапевта в обязательном порядке. Если родители заметили ухудшение слуха у ребёнка, необходимо отвести его к ЛОРу или сурдологу.

С появлением ребенка в семье важно следить за его здоровьем, в частности, состоянием органа слуха. Вирусные заболевания и различные инфекции могут привести к серьезным последствиям. Самыми распространенными осложнениями считаются нарушение речи, тугоухость, неспособность социализироваться в окружающем мире.

Чем раньше родители заметят проблемы со здоровьем ушей, тем быстрее можно установить причину воспаления и устранить возможные осложнения. Для этого необходимо провести проверку слуха у детей в самом раннем возрасте.

Известно, что даже самые незначительные ухудшения остроты звуков может привести к серьезным нарушениям в развитии малыша. Нарушения в строении органе слуха могут иметь временный характер. В таком случае родителям переживать не стоит.

Однако при запущенных состояниях детям требуется серьезная помощь, вплоть до хирургических вмешательств.

Последствия могут быть необратимыми, вплоть до полной глухоты.

Бывают ситуации, когда нарушения образовываются в более позднее время.

В возрасте двух-трех лет малыш уже умеет разговаривать, но при нарушениях в ушах может потерять речь. В таком случае необходима специализированная помощь врачей и педагогов для сохранения возможности общения.

Именно поэтому важно следить за развитием ребенка и наблюдать за тем, насколько хорошо ребенок слышит и при малейших отклонениях обратиться к специалистам.

Известно, что слух может снизиться из-за наследственной патологии, а также из-за следующих заболеваний:

  1. Свинка.
  2. Корь.
  3. Скарлатин.
  4. Грипп или простуда.
  5. После долгого применения антибиотиков.

Первоначальную проверку слуха у ребенка можно провести дома. Однако, полную проверку слуха необходимо реализовать в первые месяцы жизни ребенка. Обыкновенно она проходит в поликлинике врачом-отоларингологом.

Причины нарушения слуха

Нарушения слуха у детей можно разделить на три вида:

  1. Кондуктивная форма.
  2. Сенсоневральная.
  3. Кондуктивная и нейросенсорная в одном виде.

Они могут быть как патологическими, так и приобретенного характера. Локализироваться могут одновременно в двух ушах, но чаще всего возникают только в одном.

Первая форма воспаления возникает из-за заболеваний или травматизации уха.

К этому же виду относятся все , воспаления в носу или глотке, образование серных пробок и попадания инородного предмета в ухо. В большинстве случаев, данный вид легко излечить.

Ко второй форме относятся повреждения строения внутреннего и среднего уха. Данная проблематика возникает из-за травм среднего уха, в случае недоношенности ребенка или других предродовых заболеваний. Именно поэтому сенсоневральный вид возникает из-за наследственной предрасположенности.

Обратите внимание на состояние здоровья, если при беременности у вас возникали следующие заболевания:

  • вирусные воспаления наподобие гриппа, простуды или краснухи;
  • заболевания менингитом и паротитом;
  • применение на протяжении долгого времени антибиотиков.

К сожалению, при таком виде тугоухости период реабилитации и излечения довольно продолжительное, но в максимальном количестве случае не результативное .

Восстановить слух в таком состоянии практически невозможно.

В таком случае детям назначаются

В случае последней формы, воспаление возникает сочетанием патологий и восприятия звуков слуховым проходом. В данном случае прописываются как медикаментозное лечение, так и специализированные звукоусилители.

Предпосылки возникновения проблем

Обратите внимание на здоровье ушей, если ребенок в возрасте до 12 месяцев не вздрагивает или не пугается громких звуков. кроме этого существуют следующие признаки:

  1. Малыш не реагирует на голос.
  2. Не поворачивается на голосе родителей.
  3. Не реагирует на громкие звуки во время сна.
  4. Не поворачивает голову, если звук издается сзади.
  5. Игнорирует игрушки со звуком.
  6. К приближению 12 месячной даты рождения не понимает значения простых слов.
  7. У ребенка не появляются новые звуки.

В возрасте от одного года до трех лет признаки меняются:

  • в возрасте одного-двух лет у малыша нет связной речи;
  • заметное нарушение в формировании звукооборотов;
  • малыш игнорирует речь или часто переспрашивает;
  • если говорящий человек находится в другой комнате, малыш не понимает слов;
  • если ребенок обращает внимание на мимику больше, чем на слова.

Проверка слуха в домашних условиях

Существуют несколько методов определить остроту слуха в домашних условиях. Для этого вам понадобятся игрушки способные издавать громкие звуки: погремушки, дудки или гармошки. Встаньте на расстоянии шести метров от ребенка и издавайте звуки игрушками. В первые секунды малыш должен замирать, а далее поворачивать голову или глаза в сторону источника звука.

Для закрепления эффекта издавайте звуки не только в зоне видимости малыша, но и за его оспиной.

Существует еще один метод под названием «гороховая проба» . Для его реализации вам необходимо три пустые темные бутылочки.

В две из них необходимо засыпать горох или гречку, а одну оставьте в обычном положении.

Далее один родитель берет в одну ладонь баночку с крупой, а во вторую – пустую. Сядьте перед малышом на коротком расстоянии. Затем начните медленно трясти баночками на расстоянии около тридцати сантиметров от ушей.

Через минуту поменяйте баночки местами и повторите операцию. Второй родитель при этом внимательно наблюдает за реакцией малыша. Ребенок, в свою очередь, должен поворачивать голову в сторону звукового раздражителя. По реакции малыша легко понять, слышит он или нет.

Важно знать, что такой метод проверки органа слуха возможен только с четырех месяцев.

У малышей, чей возраст достиг трехлетнего, проанализировать слух возможно обыкновенной речью . Встаньте на расстоянии шести метров от ребенка. Малыш при этом не должен смотреть на человека, поэтому поставьте его боком, прикрыв при этом одно ухо .

Сначала начните говорить слова шепотом. Если малыш не может разобрать слова, подходите ближе.

Для проверки слышимости высокочастотных звуков следует встать на расстоянии от пятнадцати метров . Слова следует говорить четко и громко. Ребенок при этом должен отчетливо их повторить .

Произносимые слова должны быть понятны ребенку.

Следует знать, что чем меньше расстояние между вами и ребенком, но слова при этом непонятны и дите не может их повторить, тем большая степень тугоухости у малыша. В таком случае обратитесь к квалифицированному специалисту в срочном порядке.

Проверка слуха у детей на аппарате

При малейших воспалениях ушей и болевых ощущениях у малыша необходимо обратиться к педиатру. После осмотра, лечащий врач направит в зависимости от случая к отоларингологу или сурдологу.

Проверка слуха у ребенка на аппарате возможна в нескольких направлениях.

В случае острой или частичной потери слуха проводятся следующие методы определения проблематики:

  1. Для самых маленьких пациентов проводятся физиологические методы и наружный осмотр уха.
  2. Осмотр благодаря рефлекторному проявлению. Он основан на безусловных рефлексах, таких как сокращения мышц, вздрагивание, реакции глаз и мимики на громкие частоты.
  3. Осмотр на рефлексы, которые проявляются в ответ на какое-либо действие.
  4. Анализирование слуховых косточек на регистрации звуковых волн.
  5. Методы, основанные на телесных ощущениях. Субъективные методы рассматриваются при достижении ребенка пятилетнего возраста.
  6. Устное обследование. При таком виде ребенку на разном расстоянии говорят слова различных частот.

Однако самым распространенным видом анализирования остроты слуха является . Благодаря ей можно получить анализы в виде графиков, где наглядно указывается вид заболевания и его степень.

Данное обследование проходит при помощи специализированного препаратааудиометра .

Суть обследования состоит в том, что ребенок на разных частотах интенсивности звука, сигнализирует о своем восприятии посредством кнопки на аудиометре.

Аудиометрия может быть как электронной, так и речевой . Однако, во втором случае можно свидетельствовать только о о величине потери слуха.

Заключение

Если вы заметили первые симптомы заболевания, важно своевременно начать лечение. Так как умение слышать и разговаривать являются важными факторами для социализации в жизни.

Не оставляйте проблемы с ушами без внимания, так как даже заболевания гриппом матери при беременности могут вызвать серьезные осложнения у ребенка.

Как определить слух у ребенка? На этот вопрос ответит врач. Слух и умение слышать имеет большое значение в нашей современной жизни. Патологические заболевания, полученные в период внутриутробного развития плода, отражаются на состоянии здоровья, а также на развитие систем и органов. Среди них, зрение и слух. В этом текстовом материале подробно остановимся на вопросе относительно того, как проверить слух ребенка.

Как проверить слух у ребенка

Согласно статическим данным, в ходе обследования, сбой в работе слухового анализатора диагностируется у порядка 2% детей, значительная часть которых — раннего возраста. Не следует недооценивать проблему нарушения в работе слухового анализатора, ведь в зависимости от его развития осуществляется развитие малыша и адаптация к условиям окружающей среды. Детский слух выступает неотъемлемой частью в развитии речи и познавательных способностей. Детки с наличием тугоухости намного позже сверстников начинают разговаривать, не так активны в познании окружающего мира.

Однако, нет смысла расстраиваться. Любой родитель вправе помочь собственному ребенку — приобрести и вживить ему слуховой аппарат. Однако, прежде чем вести речь о нарушении в работе слухового анализатора есть смысл рассмотреть причины сбоя в работе слуха.

Каковы причины сбоя в работе слухового анализатора? Признаки тугоухости: как их определить? Для того чтобы выявить заболевание, врач проводит обследование ребенка.

У новорожденных и детей до года, как правило, тугоухость — наследственное и врожденное заболевание. Ввиду этого, если среди родственников есть те, кто страдает подобным заболеванием, есть смысл говорить о наследственности.

Тугоухость бывает:

  • наследственная;
  • врожденная;
  • приобретенная.

Развитие врожденной тугоухости происходит по следующим причинам:

  • Неблагоприятное протекание беременности. Если протекание беременности происходило с рядом трудностей, с наличием сильнейшего токсикоза, с угрозой выкидыша и преждевременными родами, ввиду этих обстоятельств следует осуществить проверку слуховых способностей. Наркотики, алкоголь и прием антибиотиков оказывает губительное влияние на развитие слуховых способностей малыша.
  • Роды с патологией. Все ныне существующие патологические отклонения становятся причиной к прекращению поступления кислорода к плоду, преждевременные, затяжные или же, наоборот, стремительные роды, частичная отслойка плаценты и прочее.

Проявление тугоухости происходит в комплексе со следующими заболеваниями:

  • глазные болезни;
  • почечные заболевания;
  • аномалии в работе наружного уха;
  • поражение кожи;
  • патологические отклонения в работе эндокринной и нервной системы;
  • заболевания опорно-двигательной системы.

Нарушения в работе слухового анализатора можно определить до года. Родители в домашних условиях, зачастую становятся первыми, кто заметил данное заболевание.

У малыша отсутствует реакция на звуки, а также возникают трудности при определении источника звука в домашних условиях. Как известно, младенец в возрасте около полугода способен определять, из какого места раздается звук.

Кроме того, в возрасте 3-4 лет малыш не заговаривает.

Если родители минули этот период, то с детками должен заниматься сурдолог, который способен проверить слух у ребенка.

Врачом осуществляется проверка слуха у детей. Если выяснилось, что слух нарушен, то врач определяет методику лечения. Он может рекомендовать вживление слухового аппарата в наружное ухо. После данной процедуры ребенок окунается в мир большого количества звуков. Малышу в 3 лет и в 3-4 года — это сложно, такое обилие звуков вызывает стрессовую ситуацию, именно по этой причине помощь детям может оказать сурдолог.

Стоит осознать, что чем раньше будет обнаружена тугоухость и начнется реабилитация, тем быстрее будет осуществляться адаптация и тем меньше последствий у малыша будет в дальнейшем.

Как проверить слух у ребенка в домашних условиях

Как проверить слух у ребенка? Прежде чем отправлять ребенка к врачу, следует осуществить самостоятельные попытки проверки слуха в домашних условиях.

Следует осознавать, что слух по-разному проверяется у новорожденного, малыша 1 года, а также дошкольника и школьника.

У школьника и дошкольника слух проверяется посредством использования разговорной и шепотной речи. Этот способ проверки не дает 100% гарантии и зависит от субъективных факторов, качества голоса проверяющего.

И в домашних условиях слух следует проверять, исключая посторонний шум.

  1. Для осуществления проверки слуха следует стать на расстояние 7 метров. Делается это для того, чтобы ребенок не опознавал слова по губам говорящего.
  2. Так как разговорная речь громче шепотной, то контроль слуха начинают с шепота. Родители называют слова, ребенок осуществляет повторение сказанного.
  3. Если шепот ребенок не воспринимает, то процедуру следует повторить посредством разговорного тембра шепота.
  4. Подбираем словесный материал, ориентируясь на возраст ребенка.
  5. Врачи применяют при проверке слуха ребенка таблицы с подобранными словами. Чаще всего для этих целей применимы таблицы В.И. Воячека, Б.В. Богданова, Лангбека.
  6. Проверять слух каждого уха ребенка следует по отдельности. Для этого, просим ребенка закрыть ухо пальцем.

Проверяем слух младенца.

На протяжении 1 года жизни в домашних условиях применим метод гороховых проб. На раздающийся звук ребенок поворачивает голову или смотрит туда, откуда раздается звук.

Реакция на звук у ребенка возникает по прошествии 5 секунд.

Емкость с крупой меняется на громкие игрушки.

Большую часть информации на восприятие звука дают рефлексы и реакции ребенка: мигание, зажмуривание, раскрывание глаз, нахмуривание, вздрагивание, замирание, поворачивание головы и так далее.

Речь пойдет в основном о Москве и о государственных учреждениях. В частных фирмах все может быть иначе и туда можно обратится за конкретным каким-нибудь обследованием. В регионах действия будут похожими, а обследования теми же самыми, только скорее всего придется ехать, как минимум, в областной центр.

Как проверить слух у ребенка

Дай бог, чтобы вам не пригодилась эта информация, как проверить слух у ребенка. Хотя, с другой стороны, в тугоухости нет ничего ужасного (только на первый взгляд), люди с этим жили и живут, и порой гораздо более счастливо, чем мы слышащие.

Как проверяется слух у ребенка врачами

  • Во всех роддомах почти сразу после рождения делают ОАЭ на оба уха. Правда, в таком раннем возрасте это мало, о чем говорит, и многие дети не проходят тест.
  • Далее в плановом порядке в районной поликлинике (помимо всех врачей) делают еще раз ОАЭ, где-то в 2-3 месяца. Вот тут уже можно делать какие-то выводы. Хотя и в таком возрасте обследование тоже не показательно, так как ушки еще маленькие, и могут быть забиты серой. Поэтому, если что-то не так, то имеет смысл проводить дальнейшие обследования, но заранее расстраиваться еще не стоит. Читал, что существует еще поведенческий скрининг в поликлиниках с помощью аудиотестеров, но нам его не делали, и я так понимаю, что он редко применяется сейчас, так как погрешность слишком большая.
  • Если тест ОАЭ не пройдет, то идем к ЛОРу в районную поликлинику, который может посмотреть патологию наружного уха (все ли в порядке с слуховым проходом и барабанной перепонкой) и выписывает направление в сурдологический центр или кабинет. В Москве это сурдоцентр на проспекте Вернадского д9.
  • Записываемся на прием к сурдологу. В сурдоцентр на Вернадского записаться по телефону нельзя, нужно приехать лично, привезти направление из поликлиники, полис и свидетельство о рождении. Как правило, запись к врачу через 2-3 недели.
  • На первом у приеме у сурдолога происходит внешний осмотр (слуховой проход, перепонка), делается ОАЭ и импедансометрия. После чего делается вывод, каков тип тугоухости: кондуктивная или сенсоневральная (синоним нейросенсорная).
  • Далее нужно записаться на компьютерную объективную аудиометрию КСВП (еще через 2-3 недели), где будут установлены пороги слышимости на разных частотах и поставлена степень тугоухости. И, соответственно, станет понятно обойдетесь вы слуховыми аппаратами или нужно думать и о кохлеарной имплантации.
  • На данном этапе еще можно сделать генетический анализ на коннексин. Стоит это дело 2500 руб, бесплатно не делается. Выявляется ген, передающийся по наследству, и который может быть причиной тугоухости или глухоты. Причем родители могут быть носителями этого гена, но при этом сами не испытывать проблем со слухом. Результат анализа влияет на сроки операции по кохлеарной имплантации, а также на дальнейшие прогнозы по слуху.

Подробно о каждом обследовании (что это такое, что делают) я писал здесь - Методы исследования слуха.

ОАЭ (500 руб), импедансометрию (500 руб), объективную аудиометрию КСВП (2500 руб) можно сделать в частном порядке, например в той клинике, которой вы доверяете (многие рекомендуют Отофон в Москве и сурдолога Смирнову, а также Мелфон и Шиманскую). Однако, государственные исследования тоже стоит пройти, так как только после них можно будет оформить инвалидность, что позволит бесплатно получить слуховые аппараты и сделать кохлеарную имплантацию по квоте. К тому же дублирование обследований никогда не помешает.

Важно учесть, что слух может меняться с возрастом, как в худшую сторону, так и в лучшую, поэтому аудиометрию повторяют периодически. Особенно это касается недоношенных и маловесных детей, у которых нервная система формируется позже. Вряд ли, конечно, ребенок станет полностью слышащим, но степень тугоухости может поменяться на одну ступень. Впрочем и у обычных новорожденных окончательный диагноз можно получить к полугоду-году.

Как проверить слух у ребенка в домашних условиях

Я скептически отношусь к подобным проверкам, так как все очень индивидуально и можно много не заметить или неправильно интерпретировать. Впрочем, это касается и врачебных обследований тоже. Поэтому всегда имеет смысл читать все в интернете, перепроверять диагнозы у нескольких врачей и включать свою голову. Реально очень сложно у маленького человечка определить все очень точно. Например, может казаться что ребенок реагирует на звук, однако он просто видит, как вы трясете погремушкой. Если ребенок плохо слышит, то, как правило, у него очень цепкий взгляд, и также он еще и реагирует на вибрацию, вызываемую звуками.

Ребенок начинает проявлять реакцию на звуки уже с месяца - замирает, вздрагивает, может плакать начать. Есть разные способы, как проверить слух у ребенка дома, но все сводятся к одному и тому же. Расскажу пару штук:

  • Взять две баночки и насыпать в одну из них крупу, вторую оставить пустой. Одновременно, трясти ими около ушей. Две нужно, чтобы ребенок реагировал именно на звук, а не на движение. Сначала попробовать гречку, потом рис, потом горох. Разные крупы соответствуют разным частотам звука. Смотреть, есть ли какая-нибудь реакция.
  • Позади ребенка издать громкий звук, например стукнуть крышками от кастрюль. Важно, чтобы он вас не видел. Если слышит, должен вздрогнуть.
  • Еще можно попробовать различные громкие звуки - голосом, хлопки в ладоши и тд.

Я бы посоветовал прислушаться к своей интуиции, если вы чувствуете, что что-то не в порядке идите к сурдолгу и обследуйтесь. Нам в поликлинике давать направление в сурдоцентр не хотели, мол все нормально, слышит он у вас, а мы чувствовали, что что-то не так. Помните, ранее слухопротезирование может дать очень хорошие результаты! Чем раньше узнаете, тем будет больше времени на принятие решений, обследования, да и проще обучаться.

Как мы экономим на добавках и витаминах

Витамины, пробиотики, муку без глютена, косметику, спортивное питание, мы заказываем на iHerb.com (по ссылке скидка 5$). Доставка в Москву всего 1-2 недели. Многое дешевле в несколько раз, нежели брать в российском магазине.

Поддержи в соцсетях!

Комментарии приветствуются! (уже 19)

16.06.2012 в 12:46 | #

Да, непростое это дело…

16.06.2012 в 12:53 | #

В Москве нет улицы Вернадского, есть проспект =))

16.06.2012 в 13:08 | #

Ой, точно, спутал 🙂

Вы всегда очень хорошо и интересно рассказывали о себе и своей жизни. Теперь есть Егор. Новая огромная часть вашей жизни.Где же рассказы-заметки о нем? Фото хотим. Простите, если у вас, ребята, есть причины этого не делать, об этом не писать- думаю, все поймут.

Но я хочу лишь сказать, что у меня, как у вашего читателя, есть огромный интерес к этой теме. Хочется увидеть фоты растущего карапуза. Эмоции и курьезы. А еще очень интересно все, что касается поведения такого необычного малыша. С чем вам приходится сталкиваться? Что для вас неожиданно? Как вы выходите из ситуаций? Я понимаю, что у вас первенец, и, так сказать, сравнить не с чем.Но все-таки…

У меня у знакомого сын.Глухой. Вот, помню, в 2.5 года - это так необычно- если он отворачивается от родителя, то его можно только догнать и остановить. В принципе очевидная и логичная реакция, но когда видишь это впервые- рождает кучу мыслей.

Как вы его успокаиваете если он плачет? Вы с ним разговариваете? Как он реагирует на эмоции?

В общем, думаю,это очень интересно многим. А тем более- в той искренней и открытой манере, как вы обычно пишите!))))

16.06.2012 в 15:41 | #

Надо подумать, даже не знаю, о чем мы могли бы сейчас написать.

Рассказывать-то особо и нечего. До полугода глухие дети почти не отличаются от обычных, поэтому их и не всегда идентифицируют. Поэтому у нас сейчас самая обыкновенная жизнь молодых родителей…

Возможно отличие лишь в том, что с рук не слезает, что мало спит, что плачет много и громко. Но это не со всем со слухом связано, а с невралгией. Каждый день похож на другой, и мы еще не начали заниматься с ним, то есть пока я лично не могу выделить каких-то особенностей…

16.06.2012 в 15:43 | #

Спасибо за ответ.Бум ждать. И просто знайте, что это нам интересно)))

16.06.2012 в 16:01 | #

Можно попробовать просто пост написать, с какими трудностями мы сталкиваемся, без привязки к нарушениям слуха…Не уверен, что это будет интересно, но я подумаю 🙂 Есть одна индейка,но пока не сформировалась еще до конца.

А так да, как только будет понятна специфика, касающаяся глухих детей, мы сразу напишем об этом.

16.06.2012 в 16:43 | #

Конечно пишите! Вы про старые вещи написали - смотрите скольким людям эта тема интересна. А тут - маленький ребенок!

Будем ждать поста!

17.06.2012 в 20:53 | #

Кстати, вот одна из последних фоток Егора, если интересно 🙂

16.06.2012 в 14:58 | #

С Алиской я хлопала, задумывалась… Второй Гриша очень облегчил мне задачу. Он родился и тут же на любой звук, даже не мега-громкий начал вертеть головой. А в месяц от тихой музыки даже просто балдел 🙂

16.06.2012 в 15:42 | #

У нас вообще никак не реагировал, да и сейчас собственно тоже. Хоть музыка, хоть громкие разговоры. Зато лампочки, да и любой свет сразу взгляд его приковывает и может разбудить 🙂

10.08.2012 в 00:55 | #

Добрый вечер, всем! Мне эта тема очень знакома, ведь у нас первый ребёнок родился слабослышащим. Определить, что Ваня не слышит, по своей неопытности, мы не смогли сразу. Заметили в дет.саду, когда Ваня пошел в 2,6 месяцев. Да, на улице сразу срывался и бежал, на имя не отзывался,но с детьми играл на равных, только внимание его добивались похлопыванием по плечу или жестами… Сейчас Ване 6,5 лет. Носим СА с 3-х лет. Работы нами проделано очень много. Говорит плохо, но хорошо читает, пишет, считает и решает примеры. Но у нас появился второй ребенок Егорка, нам 9 месяцев и мы планируем обследовать и его., т.к. есть подозрения. Мне страшно об этом думать. Он не всегда реагирует на громкие звуки, на имя реагирует не постоянно, лепета и отдельных слогов не произносит. Записались на обследование, хочется, чтобы я ошиблась в своих подозрениях…

10.08.2012 в 01:03 | #

Светлана, спасибо за отзыв и удачи на обследовании! Даже если у вас у второго ребенка тоже есть нарушения, вы же уже много чего знаете, а значит будет уже легче, чем в первый раз. Ну, мне так кажется, по крайней мере.

Кстати, Ваш Егор тезка нашему сыну, и возраст почти тот же)))

17.09.2012 в 13:13 | #

У мне тут недавно мама брата родила, вот я этим вопросом заинтересовался, спасибо за рекоммендации, попробую, посмотрим.))

17.04.2015 в 18:46 | #

16.08.2016 в 09:12 | #

Скажите, а самое раннее когда имеет смысл проверить слух? В оттофоне нам сказали что раньше трёх месяцев смысла нет. В роддоме нам не проверили изза реанимации

27.08.2016 в 14:03 | #

В принципе да, в 3 месяца, наверное, и имеет смысл. Вы главное не затягивайте, если у вас 4-я степень и не будет противопоказаний, то лучше сделать кохлеарную имплантацию до года.

21.11.2016 в 21:41 | #

Спасибо Вам огромное за подробную статью,а главное за названия клиник и врачей!!Скажите, насколько сильно влияет на результат обследований если ребенок не спит во время проведения?

22.11.2016 в 22:20 | #

Если вы по компьютерную аудиометрию, то ребенок должен спать, иначе не точно все будет и придется переделывать. Но если ребенок взрослый, то это уже необязательно, но там уже по другому проверяют.

Оставить комментарий

Этот блог посвящен темам, связанным с нашим сыном Егором: будние дни неходящего глухого мальчика, кохлеарная имплантация, занятия, реабилитационные центры.

Перемещения Егора

Куда потом: Тоша и Ко (Москва)

Самое популярное

  • None found

Промокод на скидку - VTB259

Введите VTB259 при заказе и получите скидку 5$.

Мы заказываем тут:

Витамины и аминокислоты

L-карнитин (элькар) и пробиотики

Заменитель сахара и спорт-пит.

О проекте

Мы начинали с travel-блога, но у нас родился особый ребенок и круто изменил нашу жизнь. Поэтому появилась необходимость в отдельном сайте, посвященном нашему глухому неходячему, но горячо любимому мальчику 🙂

Как можно проверить слух у ребенка

Нормальный слух очень важен для гармоничного развития ребенка. Даже его незначительное снижение приводит к серьезным последствиям – нарушениям речи, плохому пониманию окружающих, психологическому дискомфорту, трудностям социализации. Родители и другие члены семьи первыми обращают внимание на возможные проблемы со слухом ребенка. Чем раньше они обнаружены и установлена степень утраты слуховой функции, тем быстрее можно принять меры – провести медикаментозное или хирургическое лечение, приступить к реабилитационным мероприятиям.

Важно с самого рождения внимательно наблюдать за тем, насколько хорошо слышит малыш и при малейшем подозрении на нарушение слуха немедленно обращаться к врачу.

чем установлена степень утраты слуховой функции, тем быстрее можно принять меры

Слух у ребенка следует обязательно проверять в следующих случаях:

  • при поступлении в образовательное учреждение;
  • при отставании в речевом развитии;
  • после перенесенных тяжелых и длительных заболеваний, отитов, гриппа, кори, паротита, после лечения антибиотиками с ототоксическим действием;
  • при направлении на ПМПК в связи с подозрением на отставание в развитии.

Формы и причины нарушений слуха

Все нарушения слуха в зависимости от локализации процесса в слуховом анализаторе делятся на три формы: кондуктивные, сенсоневральные (нейросенсорные) и смешанные. Они могут иметь наследственный, врожденный или приобретенный характер. Процесс нарушений может быть односторонним или двусторонним.

  • Кондуктивные формы возникают в результате заболеваний, повреждений, врожденных аномалий развития наружного и среднего уха – звукопроводящей системы. Их могут вызывать отиты, воспалительные процессы в носоглотке, серные пробки, попадание инородного тела в слуховой проход, механические травмы барабанной перепонки. Они хорошо поддаются лечению, после которого в большинстве случаев слух полностью восстанавливается.
  • Сенсоневральные (нейросенсорные) формы возникают в результате поражения структур внутреннего уха и центральных отделов слухового анализатора – звуковоспринимающей системы. Они могут стать последствием родовых травм, асфиксии, недоношенности, гемолитической болезни новорожденных, сепсиса. Данная форма нарушений во многом определяется и наследственной предрасположенностью. Кроме того причиной их возникновения могут стать:
  1. вирусные инфекции матери в период беременности – краснуха, корь, грипп;
  2. детские инфекционные заболевания – корь, скарлатина, грипп, токсоплазмоз, цитомегаловирус, менингит, паротит;
  3. применение ототоксичных антибиотиков и препаратов;

При сенсоневральной тугоухости и глухоте восстановление или улучшение слуха практически невозможно. Таким детям требуется слухопротезирование, специальные коррекционные занятия по развитию слухового восприятия. Компенсировать потерю слуха можно при помощи кохлеарной имплантации, но помочь она может далеко не в каждом случае.

  • Смешанные формы тугоухости возникают в результате сочетания патологий звукопроводящей и звуковоспринимающей систем слухового анализатора. В этом случае частично улучшить слух поможет медикаментозное лечение, но без специальной педагогической помощи и использования звукоусиливающей аппаратуры оно будет малоэффективным.

Что указывает на возможные проблемы со слухом у ребенка

В возрасте до 1 года

  • На 2-3 недели жизни он не вздрагивает при громких звуках, не замирает на голос;
  • В 1-3 месяца малыш не оживляется при голосе матери и не поворачивается на звук голоса позади;
  • Во время сна нет реакции на резкие громкие звуки;
  • В возрасте от 4-х месяцев ребенок не поворачивает голову в сторону голоса, звучащей игрушки;
  • В 4-6 месяцев гуление постепенно затухает, не переходя в лепет;
  • В 9-10 месяцев малыш неправильно реагирует на несложные инструкции, не понимает значения многих простых слов;
  • С 8-10 месяцев у него не появляются новые звуки, устойчивые звукосочетания, простые слова.

В возрасте старше 1 года

  • До 3-х лет отсутствует фразовая речь или значительно нарушен процесс ее формирования;
  • Ребенок плохо понимает обращенную речь, постоянно переспрашивает;
  • Не отвечает на вопросы и не реагирует на слова, если говорящий человек находится вне поля зрения;
  • При разговоре внимательно смотрит на лицо и губы говорящего, следит за мимикой;
  • При просмотре телевизора или прослушивании музыки постоянно прибавляет громкость;
  • Плохо различает речь по телефону, часто перекладывает трубку от одного уха к другому.

Способы проверки слуха в домашних условиях

В возрасте 1-3 года

При помощи ориентировочной реакции на звучащие игрушки: погремушку, барабан, дудку, гармошку. Реакция может проявляться в виде замирания, активизации движений, поворота головы или глаз в сторону источника звука. Звук подается одним взрослым за спиной ребенка, с разных сторон вне поля зрения, на разном расстоянии. Другой взрослый внимательно наблюдает за поведением малыша.

Кроме того можно провести так называемую «гороховую пробу»: в 3 небольшие одинаковые баночки из-под киндер-сюрпризов, фотопленки или лекарства насыпать на 1/3 объема гороха, гречки и манки, одну такую же баночку оставить пустой. Взрослый берет в правую руку баночку с крупой, а в левую – пустую, садится перед лицом ребенка и начинает симметрично трясти ими на расстояниисм около ушек. Затем баночки меняются местами, а взрослый наблюдает, переводит ли ребенок взгляд на звучащую. Точно также используются емкости с остальными крупами. По реакции ребенка легко определить, слышит ли он звуки или нет. Но малыши до 4-х месяцев на звук от манки не реагируют.

У детей старше 3-х лет

У детей, которые уже научились хорошо разговаривать, проверить состояние слуха дома можно речью. Слова произносятся взрослым шепотом с расстояния от 6-ти метров. Ребенок сначала стоит правым боком к говорящему, левое ухо при этом закрыто ваткой. Если он не слышит слов, расстояние постепенно сокращают. После чего ребенка поворачивают левым боком к говорящему, закрывая правое ушко ваткой. Та же процедура повторяется голосом разговорной громкости с расстояния от 20-ти метров. Если ребенок не может правильно повторить слова – дистанцию постепенно уменьшают. Можно использовать следующий набор слов:

Используемые слова должны соответствовать возрастному развитию ребенка. Чем меньше расстояние, на котором ребенок слышит и правильно повторяет все произносимые взрослым слова, тем больше у него снижение слуха. В этом случае необходимо незамедлительно обратиться за консультацией и помощью в медицинское учреждение.

Медицинское исследование слуховой функции у детей

При любом подозрении на снижение слуха сначала следует обратиться к участковому педиатру, который в зависимости от ситуации может направить на консультацию к детскому отоларингологу или сурдологу. Врач-сурдолог занимается диагностикой и лечением нарушений слуха, проводит аудиометрическое исследование слуховой функции на базе детской поликлиники или сурдологического центра. Для обследования детей и определения порогов снижения слуха применяются следующие виды методов:

  • Объективные (физиологические) методы - позволяют получить результат объективно, независимо от сопутствующих обстоятельств. Они применяются для самых маленьких детей.
  • Безусловно-рефлекторные основаны на проявлении безусловно-ориентировочных рефлексов (мышечные сокращения, реакции глаз, дыхательные и сердечно-сосудистые рефлексы, мимические реакции) в ответ на звуковое раздражение;
  • Условно-рефлекторные основаны на проявлении рефлекса в ответ на какое-либо действие, совершаемое в одно время с подачей звука;
  • Анализ слуховых вызванных потенциалов основан на регистрации электрических сигналов в отделах слухового анализатора, возникающих в ответ на звуковые сигналы различной интенсивности.
  • Субъективные (психоакустические) методы основаны на оценке ощущений человека, возникающих при предъявлении звуковых стимулов. Они применяются для детей старшего возраста.
  • Обследование с помощью шепотной и разговорной речи. Ребенку на различном расстоянии предъявляют список слов с разной акустической характеристикой, соответствующих его возрастному развитию.
  • Пороговая тональная аудиометрия - наиболее распространенный метод исследования слуха, который проводится при помощи специальной электроакустической аппаратуры – аудиометра. Она заключается в определении на различных частотах минимальной интенсивности звукового сигнала, при котором возникает ощущение звука. Полученные данные отображаются в виде графика – аудиограммы.
  • Речевая аудиометрия применяется для определения величины потери слуха на речь. Через аудиометр испытуемому подается набор слов, записанных на магнитофон, а врач отмечает число правильно воспроизведенных.

Обратите внимание: вся информация, опубликованная на сайте, носит исключительно информационный характер и не должна рассматриваться как медицинские советы или рекомендации! Для получения наиболее полной информации о вашем здоровье, а также получения необходимого лечения настоятельно рекомендуем обратиться к врачу очно!

Все фото на нашем сайте взяты из открытых интернет-источников. Если вы - автор использованных на сайте фотографий, напишите нам, и вопрос будет оперативно решен. Карта сайта | Контакты | Политика конфиденциальности

Как проверить слух у ребенка?

С появлением ребенка в семье важно следить за его здоровьем, в частности, состоянием органа слуха. Вирусные заболевания и различные инфекции могут привести к серьезным последствиям. Самыми распространенными осложнениями считаются нарушение речи, тугоухость, неспособность социализироваться в окружающем мире.

Чем раньше родители заметят проблемы со здоровьем ушей, тем быстрее можно установить причину воспаления и устранить возможные осложнения. Для этого необходимо провести проверку слуха у детей в самом раннем возрасте.

О проблемах с ушами

Известно, что даже самые незначительные ухудшения остроты звуков может привести к серьезным нарушениям в развитии малыша. Нарушения в строении органе слуха могут иметь временный характер. В таком случае родителям переживать не стоит.

Однако при запущенных состояниях детям требуется серьезная помощь, вплоть до хирургических вмешательств.

Последствия могут быть необратимыми, вплоть до полной глухоты.

Бывают ситуации, когда нарушения образовываются в более позднее время.

В возрасте двух-трех лет малыш уже умеет разговаривать, но при нарушениях в ушах может потерять речь. В таком случае необходима специализированная помощь врачей и педагогов для сохранения возможности общения.

Именно поэтому важно следить за развитием ребенка и наблюдать за тем, насколько хорошо ребенок слышит и при малейших отклонениях обратиться к специалистам.

Известно, что слух может снизиться из-за наследственной патологии, а также из-за следующих заболеваний:

Первоначальную проверку слуха у ребенка можно провести дома. Однако, полную проверку слуха необходимо реализовать в первые месяцы жизни ребенка. Обыкновенно она проходит в поликлинике врачом-отоларингологом.

Причины нарушения слуха

Нарушения слуха у детей можно разделить на три вида:

  1. Кондуктивная форма.
  2. Сенсоневральная.
  3. Кондуктивная и нейросенсорная в одном виде.

Они могут быть как патологическими, так и приобретенного характера. Локализироваться могут одновременно в двух ушах, но чаще всего возникают только в одном.

Первая форма воспаления возникает из-за заболеваний или травматизации уха.

Кроме этого, аномалии в развитии наружного и среднего уха также являются провокаторами кондуктивной тугоухости.

К этому же виду относятся все виды отитов, воспаления в носу или глотке, образование серных пробок и попадания инородного предмета в ухо. В большинстве случаев, данный вид легко излечить.

Ко второй форме относятся повреждения строения внутреннего и среднего уха. Данная проблематика возникает из-за травм среднего уха, в случае недоношенности ребенка или других предродовых заболеваний. Именно поэтому сенсоневральный вид возникает из-за наследственной предрасположенности.

Обратите внимание на состояние здоровья, если при беременности у вас возникали следующие заболевания:

  • вирусные воспаления наподобие гриппа, простуды или краснухи;
  • заболевания менингитом и паротитом;
  • применение на протяжении долгого времени антибиотиков.

К сожалению, при таком виде тугоухости период реабилитации и излечения довольно продолжительное, но в максимальном количестве случае не результативное.

Восстановить слух в таком состоянии практически невозможно.

В случае последней формы, воспаление возникает сочетанием патологий и восприятия звуков слуховым проходом. В данном случае прописываются как медикаментозное лечение, так и специализированные звукоусилители.

Предпосылки возникновения проблем

Обратите внимание на здоровье ушей, если ребенок в возрасте до 12 месяцев не вздрагивает или не пугается громких звуков. кроме этого существуют следующие признаки:

  1. Малыш не реагирует на голос.
  2. Не поворачивается на голосе родителей.
  3. Не реагирует на громкие звуки во время сна.
  4. Не поворачивает голову, если звук издается сзади.
  5. Игнорирует игрушки со звуком.
  6. К приближению 12 месячной даты рождения не понимает значения простых слов.
  7. У ребенка не появляются новые звуки.

В возрасте от одного года до трех лет признаки меняются:

  • в возрасте одного-двух лет у малыша нет связной речи;
  • заметное нарушение в формировании звукооборотов;
  • малыш игнорирует речь или часто переспрашивает;
  • если говорящий человек находится в другой комнате, малыш не понимает слов;
  • если ребенок обращает внимание на мимику больше, чем на слова.

Проверка слуха в домашних условиях

Существуют несколько методов определить остроту слуха в домашних условиях. Для этого вам понадобятся игрушки способные издавать громкие звуки: погремушки, дудки или гармошки. Встаньте на расстоянии шести метров от ребенка и издавайте звуки игрушками. В первые секунды малыш должен замирать, а далее поворачивать голову или глаза в сторону источника звука.

Для закрепления эффекта издавайте звуки не только в зоне видимости малыша, но и за его оспиной.

Существует еще один метод под названием «гороховая проба». Для его реализации вам необходимо три пустые темные бутылочки.

В две из них необходимо засыпать горох или гречку, а одну оставьте в обычном положении.

Далее один родитель берет в одну ладонь баночку с крупой, а во вторую – пустую. Сядьте перед малышом на коротком расстоянии. Затем начните медленно трясти баночками на расстоянии около тридцати сантиметров от ушей.

Через минуту поменяйте баночки местами и повторите операцию. Второй родитель при этом внимательно наблюдает за реакцией малыша. Ребенок, в свою очередь, должен поворачивать голову в сторону звукового раздражителя. По реакции малыша легко понять, слышит он или нет.

Важно знать, что такой метод проверки органа слуха возможен только с четырех месяцев.

У малышей, чей возраст достиг трехлетнего, проанализировать слух возможно обыкновенной речью. Встаньте на расстоянии шести метров от ребенка. Малыш при этом не должен смотреть на человека, поэтому поставьте его боком, прикрыв при этом одно ухо турундой.

Сначала начните говорить слова шепотом. Если малыш не может разобрать слова, подходите ближе.

Для проверки слышимости высокочастотных звуков следует встать на расстоянии от пятнадцати метров. Слова следует говорить четко и громко. Ребенок при этом должен отчетливо их повторить.

Произносимые слова должны быть понятны ребенку.

Следует знать, что чем меньше расстояние между вами и ребенком, но слова при этом непонятны и дите не может их повторить, тем большая степень тугоухости у малыша. В таком случае обратитесь к квалифицированному специалисту в срочном порядке.

Проверка слуха у детей на аппарате

При малейших воспалениях ушей и болевых ощущениях у малыша необходимо обратиться к педиатру. После осмотра, лечащий врач направит в зависимости от случая к отоларингологу или сурдологу.

Проверка слуха у ребенка на аппарате возможна в нескольких направлениях.

В случае острой или частичной потери слуха проводятся следующие методы определения проблематики:

  1. Для самых маленьких пациентов проводятся физиологические методы и наружный осмотр уха.
  2. Осмотр благодаря рефлекторному проявлению. Он основан на безусловных рефлексах, таких как сокращения мышц, вздрагивание, реакции глаз и мимики на громкие частоты.
  3. Осмотр на рефлексы, которые проявляются в ответ на какое-либо действие.
  4. Анализирование слуховых косточек на регистрации звуковых волн.
  5. Методы, основанные на телесных ощущениях. Субъективные методы рассматриваются при достижении ребенка пятилетнего возраста.
  6. Устное обследование. При таком виде ребенку на разном расстоянии говорят слова различных частот.

Однако самым распространенным видом анализирования остроты слуха является аудиометрия. Благодаря ей можно получить анализы в виде графиков, где наглядно указывается вид заболевания и его степень.

Данное обследование проходит при помощи специализированного препарата – аудиометра.

Суть обследования состоит в том, что ребенок на разных частотах интенсивности звука, сигнализирует о своем восприятии посредством кнопки на аудиометре.

Аудиометрия может быть как электронной, так и речевой. Однако, во втором случае можно свидетельствовать только о о величине потери слуха.

Заключение

Если вы заметили первые симптомы заболевания, важно своевременно начать лечение. Так как умение слышать и разговаривать являются важными факторами для социализации в жизни.

Не оставляйте проблемы с ушами без внимания, так как даже заболевания гриппом матери при беременности могут вызвать серьезные осложнения у ребенка.

Справочник основных ЛОР заболеваний и их лечение

Вся информация на сайте является популярно-ознакомительной и не претендует на абсолютную точность с медицинской точки зрения. Лечение обязательно должно проводиться квалифицированным врачом. Занимаясь самолечением вы можете навредить себе!

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека