Развитие онкологии в детском возрасте очень. Эту группу составляют

Общие вопросы детской онкологии

  • Год выпуска: 2012
  • Под ред. М.Д. Алиева, В.Г. Полякова, Г.Л. Менткевича, С.А. Маяковой
  • Жанр: Онкология, педиатрия
  • Формат: PDF

Онкологические заболевания в детском возрасте являются одной из важнейших проблем не только педиатрии, но и медицины вообще. Смертность детей от злокачественных заболеваний в развитых странах занимает второе место, уступая лишь смертности детей от несчастных случаев.
В настоящее время, как в мировой практике, так и в России, достигнут значительный прогресс в диагностике и лечении детей с . В течение последних десятилетий выживаемость детей значительно улучшилась: если в начале 1950-х гг. абсолютное число детей с диагнозом злокачественного новообразования умирали, то сейчас до 80% таких больных могут быть излечены.

За более чем 35-летний период существования накоплен уникальный опыт лечения пациентов детского возраста со злокачественными новообразованиями. Существенно расширился арсенал диагностических возможностей при использовании морфологических, иммунологических, генетических и молекулярно-биологических методик для идентификации опухолей. Широко применяются лучевые, эндоскопические и другие современные возможности, которые способствуют уточнению и детализации диагноза, оптимизации хирургических подходов, применению адекватных программ химиотерапии и лучевых методов лечения. Широко внедряется использование таргетных препаратов.

На основании полученного опыта впервые в отечественной литературе издается Национальное руководство по . В нем содержатся данные о передовых достижениях науки, представлены практические рекомендации по диагностике и лечению наиболее часто встречающихся опухолевых заболеваний у детей, которые основаны на обширном клиническом опыте ведущих отечественных специалистов и на результатах крупных клинических исследований, проведенных как в нашей стране, так и за рубежом. Отдельно представлена информация о применении наиболее современных препаратов, позволяющих в ряде случаев добиться впечатляющих результатов, в том числе у больных с рефрактерными заболеваниями. Информация, представленная в Национальном руководстве, послужит стандартом оказания онкологической помощи детям в России и поможет врачам в их практической работе.

  • Глава 1. История детской онкологии.
  • Глава 2. Эпидемиология злокачественных новообразований у детей:
  1. Классификация детских опухолей.
  2. Заболеваемость и выживаемость детей со злокачественными новообразованиями в развитых странах.
  3. Злокачественные новообразования у детей в России.
  4. Сравнительный анализ смертности детей от злокачественных новообразований в России и развитых странах.
  • Глава 3. Особенности детской онкологии:
  1. Генетические аспекты детской онкологии.
  2. Морфологические исследования в детской онкологии.
  • Глава 4. Диагностика опухолей:
  1. Паранеопластические синдромы.
  2. Диагностика лимфом у детей.
  3. Лабораторные методы диагностики.
  4. Общеклинические исследования.
  5. Биохимические исследования.
  6. Исследование системы гемостаза.
  7. Эндоскопия в детской онкологии.
  8. Эндоскопия верхних дыхательных путей.
  9. Бронхоскопия.
  10. Эзофагогастродуоденоскопия.
  11. Фиброгастроскопия.
  12. Колоноскопия.
  13. Лапароскопия.
  14. Новые эндоскопические методики.
  15. Лучевая диагностика злокачественных опухолей у детей.
  16. Радионуклидная диагностика в детской онкологии.
  17. Опухолевые маркеры.
  • Глава 5. Лечение:
  1. Общие принципы хирургических вмешательств при опухолях различной локализации.
  2. Опухоли головы и шеи.
  3. Торако-абдоминальная онкохирургия.
  4. Опухоли опорно-двигательного аппарата.
  5. Опухоли центральной нервной системы.
  6. Диагностическая видеохирургия.
  7. злокачественных опухолей.
  8. Вакцинотерапия.
  9. Трансплантация гемопоэтических стволовых клеток.
  10. Современные способы внутривенного введения противоопухолевых препаратов.
  • Глава 6. Сопроводительная терапия в детской онкологии и гематологии.
  • Глава 7. Особенности анестезиологического пособия и реанимации в детской онкологии:
  1. Анестезиологическое обеспечение оперативных вмешательств.
  2. Интенсивная терапия в ранний послеоперационный период.
  • Глава 8. Принципы нутритивной поддержки:
  1. Диагностика и лечение отдельных опухолей
  • Глава 9. Опухоли кроветворной и лимфоидной тканей:
  1. Острый лимфобластный лейкоз.
  2. Острые миелоидные лейкозы.
  3. Хронический миелолейкоз.
  4. Неходжкинские лимфомы.
  5. Лимфома Ходжкина.
  6. Гистиоцитарные опухоли.
  7. Лангергансоклеточный гистиоцитоз.
  8. Гистиоцитарная саркома.
  9. Интердигитирующая саркома из дендритных клеток.
  10. Фолликулярная саркома из дендритных клеток.
  11. Ювенильная ксантогранулема.
  • Глава 10. Опухоли центральной нервной системы.
  • Глава 26. Вторые опухоли у детей, излеченных от злокачественных новообразований.
  • Глава 27. Вакцинация детей с солидными опухолями.
  • Глава 28. Реабилитация.
  • Глава 29. Проблемы детских хосписов.
  • Глава 30. Последипломное обучение врачей детской онкологии.
ДЕТСКОМУ ОНКОЛОГУ
НЕЗАВИСИМАЯ АССОЦИАЦИЯ ДЕТСКИХ ПСИХИАТРОВ И ПСИХОЛОГОВ

Составила к.м.н. И.П. Киреева
Под редакцией президента НАДПП А.А. Северного

Bristol-Myers Squibb Oncology product

Подробную информацию о противоопухолевых препаратах Бристол-Майерс Сквибб вы можете получить в Российском Представительстве Компании.

ВВЕДЕНИЕ

Онкологические заболевания занимают центральное место среди проблем клинической медицины. Достижения современной терапии привели к тому, что все большее число заболевших переживает длительные сроки после начала лечения, а значительный контингент может быть отнесен к категории выздоровевших. Особенно это касается основного варианта опухолевого процесса в детском возрасте - лейкоза: с каждым годом растет число детей с ремиссиями более пяти лет; медицина и общество в целом сталкиваются с не существовавшими ранее случаями практического выздоровления при острых лейкозах. При этом оказалось, что одно только противоопухолевое лечение с назначением инвалидности, которая дается всем онкологически больным детям, не решает полностью возникших проблем. Результаты лечения детей-инвалидов с онкологическими заболеваниями, так называемый "уровень качества жизни" определяются не только тяжестью основного заболевания, но и психологическим состоянием, возможными психическими нарушениями как у самого больного, так и у членов его семьи, чему ни в научных исследованиях, ни в практическом здравоохранении в нашей стране почти не уделяется внимания. Проблема тяжело хронически больных детей включает в себя следующие основные аспекты:

Психические расстройства, связанные с длительным и тяжелым течением соматической болезни;
влияние болезни на психическое развитие ребенка;
влияние стрессов и психотерапии на развитие заболевания;
влияние семьи на состояние больного ребенка и влияние хронически больного ребенка на психологический климат в семье.

Л.С.Сагидуллина (1973) выявила синдромы поражения нервной системы у 38,8% больных острым лейкозом детей. И.К.Шац (1989), изучавший детей с острым лейкозом, обнаружил у всех психические нарушения: у 82,6% детей они проявлялись на пограничном уровне и были представлены астеническим, дистимическим, тревожным, депрессивным и психорганическим синдромами. У 17,4% больных наблюдались психотические расстройства. С возрастом и длительностью заболевания увеличивался удельный вес депрессивных состояний, психотические расстройства преобладали у подростков. Нами (И.П. Киреева, Т.Э. Лукьяненко, 1992) были обобщены данные обследования 65 детей 2-15 лет с острыми лейкозами. Психические нарушения в виде астении выявлялись у всех больных. У 46 детей (70,8 %) наблюдались более сложные, требующие специальной коррекции психические нарушения. Какова же клиника наиболее частых психических расстройств у детей с онкологическими заболеваниями?

ЧТО ТАКОЕ АСТЕНИЯ У РЕБЕНКА С ОПУХОЛЕВЫМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ

Общим для всех больных является астенический симптомокомплекс, который, будучи одной из наименее специфичных форм реагирования на экзогении, может сопровождать заболевание на всем его протяжении, может проявляться только в периоды ухудшения соматического состояния, во время интенсивной химиотерапии, при сопутствующих инфекциях. Выраженность астенического симптомокомплекса пропорциональна тяжести соматического состояния, в ремиссии его проявления сглаживаются.

Нередко астенический синдром предшествует первым проявлениям основного заболевания. В этих случаях при сборе анамнеза выявляется, что за несколько недель, месяцев до манифестации онкологического заболевания ребенок стал более вялым, утомляемым, капризным, обидчивым, плаксивым, был сонливым днем, беспокойно спал ночью. Эти психические нарушения в продромальном периоде нередко не обращают на себя внимание или ошибочно трактуются родителями и врачами как психогенная провокация основного заболевания ("заболел из-за неприятностей в школе", "из-за того, что переживал"), хотя на самом деле имело место возникшее в продромальном периоде заболевания повышенно обостренное реагирование на обыденные события.

Разберем подробно проявления астенического синдрома. Основным симптомом, без которого невозможно диагностировать астению, является физическая утомляемость, усиливающаяся к вечеру. Это выражается в жалобах больных на невозможность выполнить задания на уроках физкультуры, необходимость полежать после небольшой прогулки, в жалобах на слабость: "руки, ноги слабые". Умственная утомляемость выражена меньше или вовсе отсутствует.

Помимо собственно астении (т.е. "отсутствия сил") в астеническом синдроме обязательно присутствуют функциональные соматовегетативные расстройства. Сюда относятся нарушения сна (длительное засыпание с наплывом тягостных воспоминаний о прошедшем или тревожных представлений о будущем, увеличение потребности в сне), уменьшение аппетита, появление потливости, стойкого дермографизма и пр.

Третье облигатное проявление астенического синдрома - эмоциональная (раздражительная) слабость. Это выраженная лабильность настроения с резкими перепадами: то повышенное, то пониженное. Повышенное настроение нередко носит характер сентиментальности с раздражительностью и гневливостью, пониженное - слезливости с капризностью, недовольством окружающими. Смена подобных состояний имеет незначительный повод, причем понижение настроения преобладает. Повышена чувствительность ко всем внешним раздражителям (так называемая "психическая гиперестезия"): громкий голос оглушает, ребенку кажется, что мать или медработники "все время кричат" на него, стук захлопывающейся двери воспринимается как выстрел, швы на одежде кажутся грубыми, яркий свет лампы в перевязочной ослепляет. Снижен болевой порог: уколы ощущаются более болезненно, чем в здоровом состоянии.

К астеническому синдрому могут присоединятся другие невротические и поведенческие расстройства. Например, возникающие накануне или во время медицинских процедур "истерики", рвоты, отказы от еды, утрата навыков опрятности, речи, нарушения поведения вплоть до отказа от жизненно важных лечебных процедур. Это заставляет врачей откладывать процедуры или проводить их под наркозом, имеющим побочные эффекты, небезразличные для ослабленных детей.

Ниже мы приводим (И.К.Шац, 1991). Опросник предназначен для детей с 8-летнего возраста. С младшими детьми и с детьми любого возраста, не имеющими физической возможности самостоятельно заполнить опросник, используется форма интервью, в ходе которого опросник заполняет врач (иногда с помощью родителей). При ответах по шкалам I-VI выбирается один, наиболее подходящий ответ, баллы по шкалам I-VI суммируются, давая количественную характеристику выраженности астении: 18-13 баллов - выраженная астения, 12-7 баллов - умеренная астения, 6-1 - реакция утомления. Балльные характеристики позволяют оценивать динамику состояния до и после лечения. Ответы по шкалам VII-IX количественно не оцениваются, и при ответах на один вопрос могут быть отмечены несколько пунктов. Эти нарушения могут быть симптомами как астении, так и собственно соматического страдания, но их учет важен для общей характеристики состояния ребенка.

ДЕТСКИЕ ДЕПРЕССИИ

Более чем у трети детей с онкозаболеваниями выявляются состояния невротического и депрессивного типов с почти постоянным снижением настроения. Эти дети всегда плаксивы или угрюмы, утрачивают интерес к играм и общению со сверстниками. Нередко появляется повышенный интерес к своей болезни - больные не по возрасту ориентируются в медицинской терминологии, мероприятиях, связанных с лечением, интересуются ходом лечения, прислушиваются к разговорам окружающих о болезни, высказывают опасение за свое здоровье. Нередко больные находятся в очень сложных отношениях с родителями: ждут их прихода, но все время недовольны тем, как те выполняют их просьбы, конфликтуют с родителями, обвиняют их или себя в своей болезни. Для этих состояний характерны функциональные, не объяснимые основным заболеванием нарушения функций внутренних органов, стойкие нарушения аппетита и сна, ночные страхи, "истерики" по типу аффект-респираторных приступов, истерических припадков.

Ниже мы приводим , (И.К.Шац, 1991). Шкала заполняется врачом на основе клинического наблюдения за ребенком. По каждой из подшкал регистрируется наиболее подходящее для данного ребенка описание нарушений и соответствующий балл. Дополнительно регистрируются содержательные характеристики тревоги и страха. Шкала дает возможность получить стандартные качественные описания эмоционального состояния и их количественные оценки по отдельным подшкалам и в целом. Последнее выражается частным от деления алгебраической (с учетом знака) суммы набранных баллов на число подшкал (8).

Наряду с оценкой динамики индивидуального состояния шкала дает возможность контролировать эффективность используемых в лечении психотропных средств и психотерапии, сравнивать эмоциональное состояние у различных клинических групп с учетом не только выражженности, но и особенностей эмоциональных нарушений.

ДРУГИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ

У части больных (примерно в десятой части случаев) при резком ухудшении соматического состояния развиваются транзиторные психозы с помрачением сознания. В основном встречаются оглушение и делирий.

В случаях легкого оглушения (обнубиляции) у ребенка отмечаются затрудненное осмысление, замедленность всех реакций, эмоциональная индифферентность, ограничение восприятия. Ребенок выглядит вялым, как бы "бестолковым, поглупевшим", рассеянным. При резком раздражении (повышении голоса при вопросе, боли) сознание на некоторое время проясняется. При углублении оглушения развивается следующая его стадия - сомнолентность, при которой ребенок становится как бы сонливым, а будучи выведен из этого состояния внешним раздражителем (громкий голос, яркий свет, боль) может дать ответ на простой вопрос и снова впадает в патологическую дремоту. При тяжелом общем состоянии оглушение может достигать степени сопора с отсутствием речевого контакта и с сохранением реакции только на очень сильные раздражители (вспышка света, громкий звук, боль), в ответ на которые появляются неартикулированные голосовые и недифференцированные защитные моторные реакции. Наконец, при прогрессирующем ухудшении общего состояния возникает кома (выключение сознания) с ослаблением, а потом и с исчезновением безусловных рефлексов, расстройствами дыхательной и сердечной деятельности. Каждая последующая стадия оглушения примерно в два раза короче предыдущей, и у медиков остается все меньше времени для реанимационных мер, если таковые возможны.

Делириозные расстройства возникают на фоне выраженной астении или неглубокого оглушения преимущественно в вечерние и ночные часы. При делириозных эпизодах ребенок становится беспокойным, испытывает страх, у него возникают обманы восприятия, чаще в виде зрительных иллюзий, особенно типа парейдолий, когда в рисунке обоев, трещин на стене мерещатся сказочные существа, лица людей, скалящая зубы морда волка. Могут возникать зрительные галлюцинации, часты слуховые (звон, грохот, оклики по имени, голоса знакомых ребят). Вечерние делириозные эпизоды нередко оцениваются ошибочно - их принимают за детские страхи темноты.

У больных с наследственной отягощенностью по эпилепсии и у больных с органическим поражением головного мозга возможны эпилептиформные расстройства: судорожные припадки, сумеречные помрачения сознания, дисфории. Органический психосиндром развивается в результате органического поражения вещества головного мозга (мозгового кровоизлияния, опухоли, или как последствие тяжелой интоксикации, гипоксии) и характеризуется малообратимым ослаблением памяти, понижением интеллекта различной степени (вплоть до приобретенного слабоумия).

На возникновение, форму и тяжесть психических расстройств оказывает влияние целый комплекс экзогенных и эндогенных факторов. Мощнейшим причинным фактором является психологический. Внезапное наступление серьезного заболевания воспринимается детьми как "трагическое лишение всего", так как приводит к многомесячной госпитализации с отрывом от учебы, друзей, разлукой с домом, тяжелому лечению, которое сопровождается не только частыми болезненными процедурами, но и изменением внешнего облика с появлением ожирения, облысения. Психотравмирующим для больных детей является и то, что они наблюдают страдание других пациентов, узнают об их смерти. Следует отметить, что если раньше считалось, будто понятие смерти доступно лишь детям школьного возраста, то последние исследования (Д.Н.Исаев, 1992) показывают, что это понятие может возникнуть уже между 2-3 годами и даже очень маленькие дети могут испытывать связанную с ним тревогу, которая из-за неспособности выразить словесно свой страх проявляется изменениями поведения, страхами физических повреждений, одиночества.

Помимо психологического фактора в возникновении психических нарушений имеет значение эндогенный фактор предрасположения к психической болезни, соматический фактор, связанный с основным заболеванием и его осложнениями, ятрогенный фактор, обусловленный побочными эффектами медикаментозной и лучевой терапии основного заболевания. В зарубежной литературе довольно много публикаций посвящено психоорганическому синдрому, проявляющемуся спустя месяцы и годы после лучевой терапии, рассматриваются и психоорганические синдромы при цитостатическом лечении.

Психические нарушения при болезнях крови, таким образом, имеют смешанное: психогенное, экзогенно-симптоматическое, экзогенно-органическое происхождение. Патогенез психических нарушений малоизучен и связан с нарушениями мозгового метаболизма, дисциркуляторными изменениями в головном мозге, явлениями отека мозговой ткани.

Возникает вопрос, как осуществлять лечение психических расстройств, затрудняющих терапию основного заболевания, оказывающих неблагоприятное воздействие на "стиль жизни", а по некоторым данным, возможно и на ее продолжительность. И по данным литературы и по нашим данным, изолированное применение психотерапии недостаточно эффективно. Применение же психотропных средств оказалось затруднено. И.К.Шац (1989) рекомендует в терапии больных острым лейкозом применять мезепам, сибазон, феназепам и азафен. Данные литературы по взаимодействию психотропных с противоопухолевыми, гормональными препаратами, влиянию психотропных средств на кроветворение или отсутствуют или противоречивы. При использовании нами психотропных средств уже на малых дозах нередко возникали побочные и извращенные реакции. У некоторых больных положительный эффект наблюдался при применении транквилизаторов, ноотропов, фитотерапии.

Малоразработанной остается и психотерапевтическая тактика. Одним из примеров является вопрос об ориентации пациентов в диагнозе онкологического заболевания. Зарубежные авторы подчеркивают, что больной должен знать все, что он хочет, о своем настоящем и будущем, что ему необходимо знать диагноз. Тяжелый психологический стресс, возникающий при сообщении об онкологическом заболевании, предотвращается с помощью целенаправленной психотерапевтической работы, осуществляемой как врачами, так и психологами, социальными работниками. За рубежом имеется специальная литература для больных лейкозами, опухолями груди и т.д., ведется просветительская работа среди населения. В нашей стране почти не издается литература для больных, не проводится специальной подготовки психотерапевтов, социальных работников для работы в онкологических учреждениях. Отечественные врачи считают, что онкологический диагноз сообщать не следует, так как это лишь усилит страх и неуверенность.

Между тем оказалось, что многие дети, страдающие онкозаболеваниями, особенно подростки, уже на первых этапах лечения знают свой диагноз. При этом дети оказываются в особенно травмирующей ситуации из-за того, что не обсуждают известный им диагноз с родителями или врачами, убежденными, что им удалось скрыть его от ребенка. И дело здесь не только в "утечке информации" о диагнозе. C.M.Binger с соавт. (1969) считают, что несмотря на попытки защитить безнадежно больного ребенка от знания о прогнозе своего заболевания, тревога взрослых передается детям вследствие нарушения эмоционального климата и взаимопонимания в семье.

Длительная болезнь изменяет не только психическое состояние, но и развитие ребенка, приводя к появлению псевдокомпенсаторных образований по типу "условной желательности болезни" или "бегства в болезнь" с фиксацией на ней, что в конце концов может привести к ломке характера в рамках патохарактерологического или невротического развитий личности. У детей, уже перенесших онкологическое заболевание, развивается "посттравматическое стрессовое расстройство": повторяющиеся кошмарные сны и наплывы воспоминаний о болезни, лечении, повышенная чувствительность к психотравмам, раздражительность, агрессивное поведение, всю жизнь продолжающаяся чрезмерная зависимость от родителей при нарушении контактов со сверстниками. Одиночество часто является последствием перенесенной болезни.

В процессе наших попыток проведения игровой психотерапии в отделении мы постоянно наблюдали последствия психической депривации: у детей запаздывало развитие социальных и коммуникативных навыков. Они не умели выражать собственные пожелания, не были знакомы с играми, соответствующими их возрасту, был снижен или вовсе отсутствовал интерес к общению со сверстниками, сужался круг интересов. На вопрос "во что бы хотели играть?" они либо не могли ответить, либо перечисление игр ограничивалось лото и рисованием. Это затрудняло использование в психотерапевтической работе традиционных техник, принятых в нашей стране.

Применение же психотерапевтических техник, созданных за рубежом, еще сложнее. Это отчасти связано с тем, что в нашей стране психотерапия разрабатывалась психиатрами, в рамках "медицинской модели" (В.Н.Цапкин, 1992), в которой процесс лечения понимается как устранение "симптомов-мишеней". За рубежом же психотерапия развивается главным образом не врачами, а гуманитариями, психологами в рамках "психологической модели", которая опирается на психоаналитическую или другие религиозно-философские концепции, требующие или "веры", или многолетнего изучения и не знакомые по-настоящему отечественным специалистам. Кроме того, эти техники не всегда принимаются пациентами, поскольку работа в "психологической модели" включает работу с отрицательными переживаниями с временным их усилением и требует определенной психологической образованности пациента, наличия у него запроса о психологической помощи. Отсюда ясна необходимость разработки эффективной психотерапевтической тактики. Возможность создания эффективных психотерапевтических методик косвенно подтверждается тридцатилетними исследованиями Вашингтонского института психического здоровья (1988), которые привели к итогу, что "психотерапевтическое воздействие обычно приносит пользу, и что различные виды психотерапии оказываются практически одинаково эффективными" (M.B.Parloff, 1988).

СЕМЬЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА

Следующий аспект нашей беседы касается семьи. Известно, что душевное благополучие ребенка, его поведение зависят от психического состояния близких может быть в еще большей степени, чем от его физического состояния. Начиная со школьного возраста, а иногда и раньше, дети сознают, что для близких их болезнь стала ударом, и реагируют на ситуацию соответственно отношению к ней родителей. У больных детей, помимо высоких уровней тревоги, выявляются внутренние конфликты, связанные с недопониманием их взрослыми. Дети чувствуют себя покинутыми, формируются патологические отношения с семьей: либо деспотичное поведение больного ребенка с полным игнорированием интересов семьи, либо безразличное отношение к окружению с уходом в свои проблемы, либо, наконец, полная зависимость от родителей с чувством вины перед ними, восприятием болезни как "наказания" за свое "плохое" поведение. Дети, чьи семьи ведут обычный образ жизни, поддерживают привычные социальные контакты, чувствуют себя увереннее и сохраняют эмоциональные связи с членами своей семьи (J.J.Spinetta., L.Maloney, 1978).

Однако, у большей части родителей, чьи дети страдают угрожающими жизни заболеваниями, выявляются психические расстройства (Киреева И.П., Лукьяненко Т.Э., 1994). Психические расстройства у родителей обусловлены, прежде всего, хронической психотравмирующей ситуацией, переутомлением, финансовыми, жилищными и другими бытовыми проблемами, в частности потому, что онкологические отделения обычно удалены от места проживания, а больной ребенок нуждается в постоянном уходе близких, особенно в наших условиях нехватки младшего и среднего медицинского персонала.

Психические расстройства у родителей проявляются возникающими у большинства из них падением работоспособности, отсутствием аппетита, нарушениями сна и функций внутренних органов. Психологическое тестирование родителей выявляет высокий уровень "ситуативной тревоги", указывающий на доминирование в душевном состоянии тревоги и неудовлетворенности. Сниженное настроение нередко достигает отчаяния, порой с отказом от лечения ребенка у врачей, с попытками обращаться за помощью к знахарям, экстрасенсам, что резко ухудшает прогноз болезни. Коррекция психических нарушений у родителей, таким образом, необходима не только для восстановления их самочувствия и работоспособности, но и потому, что без психокоррекционной помощи семье невозможно формирование у нее адекватного отношения к болезни и лечению ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приведенные данные свидетельствуют о необходимости:
1) организации междисциплинарных научных исследований по проблеме психических и личностных нарушений у детей, страдающих жизнеугрожающими заболеваниями и в их семьях;
2) проведения научных исследований, направленных на разработку наиболее эффективной медикаментозной тактики при лечении психических нарушений у онкологически больных детей;
3) организации псхисоциальной помощи онкологически больным детям и их семьям.

При этом одни только психологи и психиатры, работающие в системе здравоохранения, не смогут решить всех проблем. Им нужна помощь, участие педагогов, социальных работников, деятелей культуры и религии, поиск сотрудничества не только с больными, но и с их семьями, родственниками и обществом, в котором эти люди живут.

ЛИТЕРАТУРА

Адьювантная психологическая терапия при раке//Медикал Маркет. - 1992, №8.-С. 22-23.

Гиндикин В.Я. Рецензия на книгу "Психосоматика в клинической медицине. Психиатрически-психотерапевтический опыт при тяжелых соматических болезнях." Под ред. Е.Бениша и И.Е.Мейера. Зап. Берлин-Гейдельберг-Нью-Иорк, 1983//Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. - 1987, Вып. 2. - С, 297-299.

Гуськова А.К, Шакирова И.Н. Реакция нервной системы на повреждающее ионизирующее излучение (Обзоры/Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. - 1989, Вып. 2.- С. 138-142.

Исаев Д.Н. Формирование понятия смерти в детском возрасте и реакция детей на процесс умирания//0бозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. - 1992, №2.- C.17-28.

Киреева И.П., Лукьяненко Т.Э. Психосоциальная помощь в детской онкогематологии//Реабилитация детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. - Дубна, 1992. - С. 76-77.

Киреева И.П., Лукьяненко Т.Э. Психиатрические аспекты в детской соматологии//Научная конференция молодых ученых России, посвященная 50-летию Академии медицинских наук: тезисы докладов. Москва, 1994. - С. 287-288.

Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. Учебное пособие. Под ред. Д.Н.Исаева и В.Е.Кагана. - С.-Птб. ПМИ, 1991.- 80 с.

Сагидуллина Л. С. Поражение нервной системы при острых лейкозах у детей: Автореф. дис. канд. мед. наук. - М., 1973. - 21 с.

Шац И.К. Психические расстройства у детей, страдающих острым лейкозом: Автореф. дис. канд. мед. наук. - Л., 1989. - 26 с.

Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта//Московский психотерапевтический журнал. - 1992. - С. 5-40.

Binger С.М., Ablin A.R., Feurste R.C. et аl. Childhood leukemia: emotional impact on patients and family//New Engl.J.Med. - 1969, Vol. 280. - P. 414-418.

Parloff M.B. Psychotherapy and research: an anaclitic depression// Psychiatry. - 1988, Vol. 43. - P. 279-293.

Spinetta J.J., Maloney U. The child with cancer: patterns of communication and denial//J.Consult.Clin.Psychol. - 1978, Vol. 46., №6.- P. 1540-1541.

Согласно научным исследованиям, детская онкология - достаточно часто встречающаяся проблема. И по статистике мальчики заболевают в 2,5 раза чаще, чем девочки.

Хотя при некоторых разновидностях частота проявления онкозаболеваний между полами примерно одинакова и в среднем составляет 1 заболевший на 10000 здоровых малышей.

И, хотя детский рак изучается достаточно активно в наше время, с точностью никто не может сказать о причинах его возникновения. На данный момент существуют две основные гипотезы происхождения недуга.


Первая – вирусная – базируется на том, что вирус, попадая в организм, настолько изменяет процесс деления клеток и активирует их скрытую мутагенную способность, что становится невозможной остановка этой реакции, и организм продолжает воспроизводить «нездоровые» клетки вновь и вновь.

При этом иммунитет не распознает их как чужеродные, так как по своей природе они являются изначально нормальными клетками, а значит, и не убивает их, что позволяет усугубляться этому состоянию.

Вторая – химическая – свидетельствует в пользу влияния окружающих факторов на нашу внутреннюю среду и способность их вызывать мутационные процессы.

Причины возникновения рака у эмбриона и новорожденных

Нельзя сказать достоверно, что тот или иной фактор вызвал онкологию, но можно попытаться понять, каковы же причины рака у детей. Большинство ученых придерживаются мнения, что детская онкология в большинстве случаев – генетическая предрасположенность.

При этом не стоит думать, что раковые частицы передаются по наследству. Если у вас и ваших предков был установлен подобный диагноз, совсем не обязательно, что и у вашего ребенка он тоже будет. Так, какой-то совсем небольшой ген или его участок может нести в себе фактор, который впоследствии спровоцирует аномальное деление клеток. Но вот проявится он или нет – неизвестно.


Также нельзя упускать из виду и окружающие нас условия жизни. Даже в состоянии эмбриона очень важно, какой образ жизни ведут родители.

Если они курят, чрезмерно много употребляют спиртные напитки, принимают наркотические вещества, не соблюдают правильный режим питания, проживают в загрязненном радиацией и выхлопными газами микрорайоне, будущая мать не следит за приемом дополнительных витаминов и микроэлементов, необходимых плоду, то все это может сказаться в будущем. Родившийся в таких условиях младенец уже находится в группе риска.

Причины возникновения заболеваний у детей старшего возраста

Факторы риска в раннем возрасте:

  1. Пассивное курение – не следует давать волю такой своей вредной привычке при крохе. Это не только может в дальнейшем стать причиной мутации, но и просто будет ослаблять его организм с каждым разом все сильнее.
  2. Нерациональное питание.
  3. Частый прием медикаментов, их использование без контроля врача.
  4. Проживание в зоне с повышенным уровнем радиации; частые облучения вследствие медицинского вмешательства.
  5. Запыленность и загазованность воздуха.
  6. Перенесение вирусных инфекций чаще положенного. Если вирусы легко приживаются в организме, это говорит о слабой иммунной защите и, возможно, о нарушении работы кроветворных органов, в силу чего не вырабатываются защитные лимфоциты.
  7. Подверженность солнечному облучению более восьми часов в сутки (чаще всего в странах с жарким климатом при постоянном нахождении на улице).
  8. Неблагоприятный психологический фон (будь то умственная нагрузка или проблемы в социуме).

Как видите, спектр таких факторов довольно широкий.

Виды и периоды возникновения онкологии

Рак у детей может возникнуть в абсолютно любом возрасте, но при этом он будет иметь свои особенности происхождения и течения в зависимости от того, когда именно произошла мутация. Выделяют три периода образования раковых клеток:

  • Эмбриональный. Процесс мутации происходит еще в утробе вследствие несоблюдения здорового образа жизни матерью. Иногда опухолевые клетки могут передаваться через плаценту.
  • Ювенильный. Образование мутаций начинается в здоровых или частично поврежденных клетках. Рак мозга у детей чаще всего встречается у дошкольников и подростков.
  • Опухоли взрослого типа. Встречаются достаточно редко. Затрагивают, в основном, ткани.

Онкология у детей может быть классифицирована и по частоте встречаемости того или иного вида болезни. Отмечено, что лейкемии – наиболее частый недуг у малышей, на их долю приходится около 70% всех случаев. Второе место занимает рак головного мозга у детей, а также поражение центральной нервной системы. На третьем месте болезни кожи и половых органов.

Как заподозрить заболевание

К сожалению, дети с онкологическими заболеваниями поступают к специалисту в данной области крайне поздно. На первой стадии - не более 10% больных. Малыши, которым поставлен диагноз на этой стадии, излечиваются в большинстве своем. Значительный плюс – это использование щадящих детский организм медикаментов.


Но все остальные заболевшие обнаруживаются значительно позже, на 2-3 стадии, когда признаки рака становятся более заметными. На четвертом этапе болезнь вылечить куда труднее.

Симптомы рака у детей появляются очень поздно. Это коварное заболевание всегда маскируется под другие недуги (ОРЗ, грипп, ангины и т. п.). Распознать первые звоночки непросто.


Если у вашего ребенка нет видимых симптомов какого-то конкретного заболевания, а он при этом продолжает нервничать, быть плаксивым, жаловаться на боль или недомогание, следует немедленно обратиться к педиатру для установления причин.

Общими симптомами рака у детей могут стать:

  • вялость;
  • быстрая утомляемость;
  • увеличение случаев респираторных заболеваний;
  • бледность кожных покровов;
  • нестабильные и ничем не спровоцированные подъемы температуры тела;
  • воспаление лимфатических узлов;
  • апатия;
  • изменения психологического состояния;
  • ухудшение аппетита и быстрая потеря веса.

Виды онкологических заболеваний

Рассмотрим некоторые онкологические заболевания у детей более детально.

Лейкоз

Сопровождается появлением злокачественных новообразований в системе крови, долгое время протекает бессимптомно. Начальные признаки зачастую неявные, и на них не обращают внимания.

Если вы заметили, что продолжительное время у вашего крохи держится температура, он слаб и вял, появилась бледность, потеря аппетита, похудение, он быстро устает и при малейшей нагрузке появляется одышка, координация в пространстве и зрение стали быстро ухудшаться, а лимфатические узлы постоянно воспалены при отсутствии инфекционных заболеваний, то следует немедленно отправится на прием к онкологу.


Важным показателем лейкоза являются также частые и длительные кровотечения из-за плохой свертываемости. Проведя самый обычный общий анализ крови, онколог быстро определит причину.

Опухоли головного и спинного мозга

Опухоли головного и спинного мозга стоят на втором месте. Если опухоль затронула в голове не жизненно важные центры, то ее трудно заметить, она не вызывает жалоб до самых последних стадий. Но если она расположена в жизненно важных областях головного мозга и в стволе спинного, то тут же возникнут явные симптомы:

  • головокружения;
  • сильные боли (особенно по утрам, долго не уходящие);
  • утренняя рвота;
  • апатия;
  • замкнутость и неподвижность;
  • расстройства координации.

У младенцев отмечается трение головы и лица, плач и крики из-за того, что они не могут рассказать о своем дискомфорте. В более старшем возрасте могут отмечаться маниакальные наклонности.

Из внешних признаков заметны увеличение головы и сколиоз. При поражении спинного мозга боль усиливается в положении лежа и стихает во время сидения.

А место поражения становится нечувствительным. Иногда появляются судороги.


Лимфогранулематоз и лимфосаркома

Лимфогранулематоз и лимфосаркома – это поражения лимфатических узлов. При лимфогранулематозе наиболее поражаются шейные лимфатические узлы. Они безболезненны, кожа вокруг них не изменяется в цвете, основное отличие в том, что стихание и набухание постоянно чередуются, но само воспаление держится не менее месяца.

Лимфогранулематоз диагностируют в основном на третьей или четвертой стадии. Заболевают, в основном, дети в возрасте от 6 до 10 лет. При подозрении назначают пункцию из воспаленного узла и гистологическое исследование пунктата для подтверждения диагноза и установления степени заболевания.


Лимфосаркома поражает выборочно любой лимфатический узел или всю систему, поэтому отмечаются полные поражения брюшной области, грудной клетки или носоглотки. В зависимости от того, какая часть тела поражена, признаки маскируются под схожие болезни (брюшная – запоры, поносы, рвота как при кишечных инфекциях; грудная – кашель, температура, слабость как при простуде).

Опасность этого недуга заключается в том, что, если назначить прогревания (предположив ОРЗ), это только усугубит процесс и ускорит рост опухоли.

Нефробластома


Нефробластома, или злокачественное новообразование в почке, встречается довольно часто в возрасте до 3 лет. Она не дает знать о себе очень долго, и выявляют ее зачастую при профилактическом осмотре, либо в запущенной стадии, когда заметно увеличение в одной, реже в двух, сторонах живота. Ей сопутствует диарея и незначительное повышение температуры тела.

Нейробластома

Стоит сказать и о нейробластоме, так как это исключительно детский недуг. Поражает она малышей до пяти лет. Опухоль поражает нервную ткань, и ее излюбленным место обитания является брюшная полость. При этом затрагиваются кости, грудная клетка, органы малого таза.

Первыми признаками бывают хромота и слабость, а также боль в коленях. Вследствие снижения гемоглобина проявляется анемический вид кожи. Наблюдаются отеки лица и в области шеи, при затрагивании опухолью спинного мозга отмечается недержание мочи и стула. Нейробластома очень быстро дает метастазы в виде бугорков на голове, что и отмечают родители.

Ретинобластома

Ретинобластома затрагивает сетчатку глаза. Ее признаки очень характерно выражены. Глаз краснеет, чешется.

Наблюдается симптом «кошачьего глаза», так как опухоль выходит за хрусталик и становится видна через зрачок, напоминая белое пятно.


Может затрагиваться как один, так и оба глаза. В редких случаях все заканчивается полной потерей зрения.

Диагностика

Симптомы онкологии у детей выявить достаточно трудно. Злокачественные новообразования замечают случайно при диагностике другого заболевания либо при профилактических осмотрах.


Для подтверждения онкологии проводят ряд обследований и анализов:

  • общий клинический анализ крови и мочи;
  • УЗИ, КТ, МРТ;
  • рентген;
  • спинномозговая пункция;
  • биопсия пораженного участка.

Методика лечения

Зачастую лечение начинают на 2-3 стадии. Процесс выздоровления во многом ведь зависит от того, как быстро начата терапия. Больных всегда кладут в стационар, так как за их здоровьем ведется круглосуточный присмотр. Там проводится курс лучевой и химиотерапии.


В тяжелых случаях назначают хирургические операции. Исключение составляет нейробластома: сначала проводится операция и только потом назначают медикаментозное лечение для сдерживания роста раковых клеток.

При соблюдении всех мер процент полного выздоровления или наступления ремиссии составляет более 90%, а это очень хороший результат.

В наше время изобретены тысячи препаратов, сотни исследований и большинство недугов полностью излечиваются в 100% случаев. Но при этом задача всех родителей быть бдительными и при подозрении на онкологию немедленно обращаться к специалисту.

Профилактика

Профилактика рака у детей заключается в соблюдении правил здорового образа жизни, а также исключения родителями причин возникновения недуга, о которых было сказано вначале (условия окружающей среды, вредные привычки и т. д.).


Надеемся, теперь вы сможете распознать признаки онкологии у ребенка, особенности данной патологии детского возраста, а также поняли откуда берется рак.

В отличие от онкологических заболеваний у взрослых людей, детская онкология имеет свои особенности и отличия :

  1. Подавляющее большинство опухолей, возникающих у детей - это
  2. Рак у детей встречаются реже, чем у взрослых
  3. У детей неэпителиальные опухоли преобладают над эпителиальными
  4. В детской онкологии встречаются незрелые опухоли, способные к созреванию
  5. Специфичной для некоторых злокачественных образований у детей является их способность к спонтанной регрессии
  6. Существует генетическая предрасположенность к некоторым опухолям, в частности, к ретинобластоме, хондроматозу костей и полипозу кишечника.

Причины рака у детей

Причиной появления любого рака у детей является генетический сбой в одной из здоровых клеток организма, который приводит к её неконтролируемому росту и появлению .

А вот вызвать этот генетический сбой в клетке могут ряд . Но и тут у детских опухолей есть особенности. В отличие от взрослых людей, у детей нет факторов риска, связанных с образом жизни, таких как курение, злоупотребление алкоголем, работа на вредном производстве. У взрослого человека, в большинстве случаев, появление злокачественных опухолей связано с воздействием внешних факторов риска, а для появления опухоли у ребенка большее значение имеют .

Именно поэтому, если у ребенка развилось злокачественное заболевание, его родители не должны винить себя, так как предупредить или предотвратить это заболевание, скорее всего, было не в их силах.

Факторы, повышающие риск развития рака у ребенка:

1. Физические факторы

Самый распространенный физический фактор риска - это длительное воздействие на ребенка солнечной радиации или гиперинсоляция . Также, сюда относится воздействие различных ионизирующих излучений от медицинских диагностических аппаратов или вследствие техногенных катастроф.

2. Химические факторы

Сюда, в первую очередь, относится пассивное курение. Родителям необходимо ограждать ребенка от воздействия табачного дыма. Химическим фактором является и неправильное питание ребенка. Использование продуктов с ГМО, канцерогенов, употребление пищи в ресторанах «быстрого питания». Все это несет за собой уменьшение должного количества витаминов и микроэлементов в детском организме и накопления в нём канцерогенных веществ, которые, в современном мире, в изобилии находятся не только в пище, но и в воде с воздухом.

Помимо этого, существует еще один химический фактор риска, который, зачастую, опасен именно детям. Многие научные исследования доказали связь длительного применения некоторых лекарственных средств, таких как: барбитураты, диуретики, фенитоин, иммунодепрессанты, антибиотики, хлорамфеникол, андрогены, с развитием онкологических заболеваний у детей.

3. Биологические факторы

К биологическим факторам, относят хронические вирусные инфекции, такие как: вирус Эпштейн-Барра, вирус герпеса, вирус гепатита B. Множество зарубежных исследований установили повышение риска возникновения онкологических заболеваний у детей с вирусными инфекциями.

4. Генетические факторы риска

В настоящее время, детская онкология насчитывает около 25 наследственных заболеваний, увеличивающих риск развития опухолей у ребенка . Например, болезнь Тони–Дебре–Фанкони, резко увеличивают риск развития лейкемии.

Также увеличивают риск развития рака у детей синдром Блума, атаксия-телангиэктазия, болезнь Брутона, синдром Вискотта- Олдрича, синдром Костманна, нейрофиброматоз. Увеличивается риск заболеть лейкемией у детей с синдромом Дауна и Кляйнфельтера.

На фоне синдрома Прингла-Бурневиля, в половине случаев развивается опухоль под названием рабдомиома сердца.

Помимо факторов риска, существуют несколько теорий о причинах возникновения рака у детей.

Одна из теорий принадлежит немецкому доктору Юлиусу Конгейму . В основе его зародышевой теории лежит наличие у детей, эктопированных клеток, зачатков, которые обладают возможностью к перерождению в злокачественные клетки. Именно поэтому тератомы, нейробластомы, гамартомы и опухоли Вильмса не имеют привычной злокачественной структуры. Это скорее пороки развития, бластоматозный характер которых возникает лишь как результат злокачественного перерождения клеток.

Вторая теория принадлежит ученому Хьюго Рибберту . Согласно его теории, очаг хронического воспаления или лучевого воздействия, служит фоном для возникновения опухолевого роста. Именно поэтому, так важно уделять внимание хроническим воспалительным заболеваниям в детском возрасте.

Симптомы рака у детей

Детские онкологические заболевания на ранних стадиях практически всегда протекают незаметно для родителей заболевшего ребенка.

Это происходит, из-за того, что симптомы рака у детей похожи на множество симптомов безобидных детских болезней, и ребенок не может четко сформулировать свои жалобы.

Также у детей распространен травматизм, проявляющийся различными синяками, ссадинами, ушибами, которые могут смазать или скрыть ранние признаки рака у ребенка.

Для своевременного выявления онкологического диагноза родителям ребенка очень важно следить за обязательным прохождением регулярных медицинских осмотров в детском саду или школе. Кроме того, родители должны обращать пристальное внимание, на появление у ребенка различных непроходящих и необычных для него симптомов. Дети, находятся в группе риска, так как могут унаследовать от своих родителей генетические изменения в структуре ДНК. Такие дети должны регулярно проходить медицинские осмотры и находиться под неусыпным контролем родителей.


При появлении у ребенка настораживающих вас симптомов, немедленно обратитесь к врачу-педиатру, либо к детскому онкологу.

К признакам рака у детей относится множество симптомов, но мы остановимся на самых распространенных из них:

1. Необъяснимое появление слабости, сопровождающееся быстрой утомляемостью.

2. Бледность кожных покровов.

3. Беспричинное появление на теле ребенка припухлостей или уплотнений.

4. Частые и необъяснимые подъемы температуры тела.

5. Образование серьезных гематом при малейших травмах и слабых ударах.

6. Непроходящие боли, локализованные в одном участке тела.

7. Нехарактерное для детей, вынужденное положение тела, при наклонах, во время игр или сне.

8. Сильные головные боли, сопровождающиеся рвотой.

9. Внезапные нарушения зрения.

10. Стремительная, беспричинная потеря веса.

Если вы обнаружили у своего ребенка один или несколько, указанных выше симптомов, не стоит паниковать, практически все они могут сопровождать различные инфекционные, травматические или аутоиммунные заболевания. Но это не означает, что при появлении таких симптомов следует заниматься самолечением.

При любых настороживших вас признаках, немедленно обратитесь к лечащему врачу-педиатру либо к детскому онкологу.

Диагностика рака у детей

Диагностировать наличие злокачественной опухоли у ребенка очень трудно. Это связано с тем, что ребенок не может четко сформулировать свои жалобы. Играет свою роль и своеобразное течение, и неоднозначные проявления детской онкологии на ранних стадиях.

Все это затрудняет процесс выявления и дифференциальной диагностики рака у детей от других часто встречающихся детских заболеваний. Именно из-за этого, в большинстве случаев, онкологический диагноз ставится, когда опухоль уже начинает вызывать различные анатомо-физиологические нарушения в работе организма.


При наличии настораживающих симптомов, во избежание врачебных ошибок, уже на первом этапе обследования больного ребенка, подозреваемый онкологический диагноз должен быть отображен в диагнозе, помимо других предполагаемых заболеваний.

Огромная ответственность лежит на участковом педиатре или детском хирурге, именно они первыми проводят обследование ребенка и предлагают алгоритм дальнейших действий. На первичном приеме у педиатра, выявить опухоль сразу удается далеко не всегда, поэтому выявление и диагностика рака у детей проходят гораздо успешнее при проведении сразу нескольких видов скрининговых тестов.

В современной медицине для диагностики онкологических заболеваний у детей используют все доступные методы скрининга и диагностики , такие как.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека