Укладывание сон для детей в детском саду. Сонники: к чему снится детский сад

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада»

Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка является дневной сон. Результаты исследований показали, что дети в возрасте 3-4 лет, которых не укладывали на дневной отдых, проявляли более высокие уровни гиперактивности, тревожности и депрессии, чем дети, продолжавшие ежедневно спать I- 2 ч в обеденное время. Ученые пришли к выводу, что дневной сон не только отлично замещает возможные недочеты ночного сна, но и важен сам по себе в качестве передышки для организма энергичного ребенка. Дневной сон - чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа.

Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Для детей раннего и дошкольного возраста физиологически полноценный сон составляет основу крепкого здоровья и правильного развития.

Потребность во сне в значительной мере связана с условиями окружающей среды с функциональным состоянием организма и зависит от множества других факторов.

Выдающийся физиолог И. П. Павлов установит что сон - это тормозное состояние нервных клеток, возникающее вслед за их активной деятельностью (он восстанавливает нормальную деятельность организма функции нервных клеток коры больших полушарии головного мозга). Поэтому так велика роль полноценного сна для ребенка дошкольного возраста организм, которого требует не только восстановления затраченной энергии, но и со здания благоприятной основы для его дальнейшего нормального роста и развития.

Нервная система ребенка еще недостаточно сформирована, она не обладает большой выносливостью и подвержена сравнительно Быстрому истощению. Особенно неблагоприятно отражается на ее состоянии и состоянии организма в целом частое недосыпание, которое определяется не только недостаточной продолжительностью сна, но и плохим качеством сна, когда он неспокоен и часто прерывается.

Исследования показали, что при недостатке сна у дошкольника в пределах 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток коры головного мозга значительно снижается. А это влечет за собой снижение активной деятельности и работоспособности. Часто нарушается поведение. У ребенка могут появиться неправильные неадекватные реакции на те или иные воздействия окружающих его сверстников и взрослых. Он может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот и т. п. Длительное недосыпание нередко бывает причиной невротических состояний, характеризующихся появлением у ребенка раздражительности, плаксивости, ослаблением внимания памяти. В одних случаях дети становятся возбужденными, драчливыми, в других, наоборот, вялыми и безучастными к окружающему. Невротические состояния могут сопровождаться и головными болями, снижением аппетита, сопротивляемости организма к заболеваниям, так как недостаточный сон отрицательно влияет на состояние всех физиологических систем и функций организма, тесно связанных с регулирующей деятельностью нервной системы.

Сон как физиологический процесс на протяжении жизни человека проходит сложный путь формирования от поверхностного, прерывистого на первом месяце жизни, до более глубокого, концентрированного, в последующие годы. Однако, в зависимости от индивидуальных особенностей нервной системы, сон некоторых (главным образом, легковозбудимых) детей часто остается не глубоким и в старшем возрасте. На фоне недостаточной глубины сна у детей могут развиться различные отрицательные привычки, которые в дальнейшем не так легко устранить.

Для формирования полноценного сна у детей важно на всех возрастных этапах создавать необходимые для него гигиенические и педагогические условия, устранять причины, мешающие его наступлению. Мы должны обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. Чем моложе ребенок, тем большее количество часов он спит и меньше бодрствует. Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не менее 11-12 ч. Дневной сон в зависимости от возраста длится до 2-2,5 ч. Он обязателен, так как нервная система ребенка быстро реагирует на внешние раздражители, относительно легкоранима и менее вынослива по сравнению с нервной системой взрослого. Именно поэтому активное непрерывное бодрствование дошкольников ограничено. Если ребенок в детском саду не спит, то мы должны выяснить причину этого, поговорить с родителями, врачом или медсестрой детского сада.

Создавая условия для хорошего сна ребенка, следует помнить о том, что свежий воздух является лучшим «усыпляющим» и оздоровительным средством. Поэтому перед сном следует проветрить комнату 15-20 минут.

Одежда для сна в помещении должна быть свободной, сшитой из мягких хлопчатобумажных тканей. Наиболее удобными для этой цели будут длинная рубашка или пижама без карманов с небольшим числом пуговиц. В жаркое время года дети могут спать в одних трусах, предназначенных специально для сна. Важно постоянно следить за тем, чтобы во время сна дети не переохлаждались и не перегревались. Поза, в которой спит ребенок, существенно влияет на качество сна. Лучше, если он будет засыпать лежа на правом боку или на спине. При таких положениях тела внутренние органы испытывают наименьшее давление веса тела.

Укладывание наиболее сложный и ответственный момент в организации сна, имеющий большое значение для его нормального протекания; необходимо доброжелательно и в тоже время настойчиво укладывать спать ребенка. Только так можно добиться быстрого засыпания. При организации сна в первую очередь я укладываю ослабленных детей, детей, быстро засыпающих, тех, кто спокойно ведет себя перед сном. Детей возбудимых, беспокойных при засыпании я укладываю в последнюю очередь, с тем, чтобы уделить им больше внимания (посидеть около них, погладить и т.д.).

Спокойная обстановка создаст общий положительный настрой перед сном, а тишина в спальне будет способствовать глубокому сну. В это время недопустимы разговоры, шум. Я дольше бываю около трудно засыпающего ребенка, не позволяя ему разговаривать, вертеться. Все дети в той или иной степени нуждаются при засыпании в определенных педагогических воздействиях. Хорошо, если для ребенка потребуется в среднем от 5 до 20 минут для засыпания. Если же оно затягивается на 30-40 минут, то сон окажется недостаточным по длительности, а, следовательно, не обеспечит восстановление работоспособности, необходимой для продолжения активного бодрствования.

Чтобы создать у детей положительное отношение ко сну, мои движения спокойные, мягкие, речь тихая, ласковая. Укладывание и подъем детей проводиться в спокойной обстановке. Ребенка, впервые пришедшего в детское учреждение и еще не привыкшего к новым условиям, я укладываю в последнюю очередь, чтобы он увидел, как ложатся другие дети. Во время сна состояние теплового комфорта обеспечивается путем соответствующего подбора одежды.

Заранее я даю установку на сон: «Скоро будем спать. Давайте уберем игрушки. Они тоже устали и хотят отдохнуть. Молодец, Дашенька, - уложила куклу спать...» и т.п.

Уже с полутора лет дети могут принимать посильное участие в приготовлении ко сну. Однообразные, спокойные действия, связанные с раздеванием, успокаивают их. Я ласковым, спокойным голосом также настраиваю на сон: «Какой Ванечка молодец, аккуратно сложил одежду. Иди, ложись в кроватку».

Я слежу, чтобы дети приняли удобную позу в кроватке, помогаю укрыться одеялом, слежу, чтобы руки малыша лежали поверх одеяла.

Поскольку дети не все засыпают сразу, то я помогаю им заснуть: «Закрой глазки, Дашенька, и тихо-тихо полежи. Повернись на бочок, Алешенька, и закрой глазки. Вот молодец». Так постепенно все дети засыпают.

Во время сна ребенок не должен лежать, укрывшись одеялом с головой, уткнувшись носом в подушку, на подушке лежит только голова, а не корпус ребенка. Длительное пребывание в одном и том же положении может (ввиду большой эластичности костно-связочного аппарата) привести к деформации черепа, позвоночника, таза.

При засыпании недопустимы яркий свет, громкие разговоры и другие шумы. Когда дети крепко заснут, тихий разговор, негромкая музыка их не беспокоят. Эти правила должны знать и родители. Кроме того, родителям необходимо объяснить, что детей перед сном нельзя поить особенно крепким чаем, кофе, какао, рассказывать им страшные сказки, недопустимы подвижные игры, а также просмотр телевизионных передач, предназначенных взрослым.

Беспокойное, длительное засыпание ребенка непосредственно отражается на дальнейшем течении всего сна, делает его неглубоким, тревожным. Поэтому так важно, чтобы перед сном дети находились в состоянии умеренной усталости от предшествующей деятельности, но не были переутомлены. Программой воспитания и обучения в режиме дня сну отводится постоянное время, что способствует выработке у ребенка устойчивого положительного рефлекса на время и облегчает процесс засыпания.

По данным физиологических исследований, сон на всем своем протяжении проходит разные фазы: после засыпания обычно сразу наступает глубокий сон, затем он сменяется более поверхностным и вновь глубоким. Во время ночного сна такая цикличная смена фаз может происходить до 8-10 раз, если он не прерывается. Общая длительность одного цикла, включающего фазы глубокого и неглубокого сна, равна примерно 1 ч. Днем полноценный сон ребенка обеспечивается 2-3 периодами глубокого сна, т е. в течение 1,5-2 ч периоды глубокого сна повторяются 2 раза; при 2-2,5-часовом сне - 3 раза. У возбудимых детей периоды глубокого сна продолжаются лишь 30-45 мин; неглубокий сон протекает у них, как правило, с большим числом двигательных и эмоциональных реакций. У большинства детей с уравновешенной нервной системой фазы неглубокого сна протекают без каких-либо особенностей и по длительности составляют не более 10-15 мин. Однако в это время дети легче пробуждаются от различных внешних раздражителей, шума, поэтому в период неглубокого сна, наступающего примерно через час после засыпания, важно не допустить пробуждения ребенка. Исследованиями показано, что во время дневного сна у многих детей полное торможение наступает только во второй, а иногда и в третий период глубокого сна, т. е. спустя достаточно длительное время после укладывания. Вот почему так необходимо охранять сон детей на всем его протяжении.

Сон детей старшего дошкольного возраста по своему характеру приближается ко сну взрослых, хотя и имеет свои особенности.

Для бодрого, хорошего самочувствия детей немалое значение имеет и правильный их подъем. Наиболее благоприятно самостоятельное пробуждение. А если ребенка будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается он не сразу, тяжело и долго остается заторможенным, так как его физиологические системы функционируют на низком уровне. Наблюдения показывают, что дети, которых подняли с кровати после дневного сна, не дождавшись их самостоятельного пробуждения, долго не могут включиться в двигательную деятельность, бывают вялыми и пассивными. Поэтому рекомендуется, чтобы ребенок, проснувшись самостоятельно, еще 5-10 мин спокойно полежал в постели, так как резкий переход от сна к бодрствованию может отрицательно сказаться на состоянии организма. Таким образом, он подготовится к активной деятельности.

Некоторые дети даже и при самостоятельном пробуждении нуждаются в еще более длительном переходе от сна к деятельности. Моя практика показывает, что в течение примерно получаса после подъема, указанного в режиме дня детского сада, как правило, все дети самостоятельно просыпаются (если они своевременно уснули). Поэтому, лучше всего дождаться, когда они проснутся сами. Если по той или иной причине возникнет необходимость разбудить ребенка, то я делаю это, по возможности, в фазе неглубокого сна.

Однако не следует позволять ребенку, который проснулся раньше других, слишком долго оставаться в постели. Он должен спокойно встать одеться, тихо, не разбудив спящих детей перейти в игровую, и там поиграть.

Правильная организация сна предполагает активное участие ребенка в этом процессе. Сон не должен восприниматься им как нечто навязанное взрослым.

Не только родители, но и мы с вами должны формировать у детей положительное отношение ко сну как к отдыху, после которого можно активно играть, заниматься разнообразными интересными делами. Стремиться к тому, чтобы ребенок осознал необходимость и ползу сна. Объяснять ребенку, что при плохом сне он не сможет хорошо расти, быть веселым, легко и успешно заниматься, учится в школе и т.п. Воспитанию у детей положительного отношения ко сну способствует и умелая оценка их поведения (похвалить, когда ребенок быстро уснул).

С младшего возраста дошкольники начинают помогать взрослым в подготовке ко сну, в уборке постелей. Родители так же, как и мы должны постоянно поощрять самостоятельные действия детей при раздевании, одевании, проведении гигиенических процедур. Это не только развивает навыки самообслуживания у детей, но и определенным образом настраивает их.

Сон детей может легко нарушаться под влиянием различных причин, особенно если нет единства требований к его организации в дошкольном учреждении и дома. По этому поводу с родителями мы проводим кропотливую разъяснительную работу, так как многие из них недооценивают значение сна для здоровья и правильного развития ребенка.

Суточная потребность ребенка в сне удовлетворяется, в основном, за счет ночного сна, который, как правило, проходит в домашней обстановке. Взрослые должны понимать значение ночного сна, создавать необходимые условия для его нормального протекания. Мы настойчиво разъясняем родителям, что необходимо своевременно укладывать детей, не устраивать непосредственно перед сном шумных, возбуждающих нервную систему игр.

Таким образом, организация сна один из ответственных моментов всего распорядка жизни детей, и, он требует большого внимания к себе со стороны нас воспитателей, родителей, создания всех условий, исключающих возможное его нарушения.

Таким образом, отход ко сну:

Укладываем детей спать сразу после еды, когда они еще не успели начать игру и немного «приторможены» оттоком крови к органам пищеварения;

Помещение проветрено, защищено от шума;

Разрешаем детям брать с собой в кровать любимые мягкие игрушки, так как уровень тревожности рядом с игрушечным зверьком падает и малыш засыпает спокойнее;

Читаем перед сном сказки – спокойные и умиротворяющие;

Желательно, чтобы у ребенка была специальная одежда для сна – пижама, а не те трусики и маечки, в которые он был одет во время бодрствования.

К сожалению, многие дошкольники имеют проблемы со сном, не могут расслабиться и успокоиться. Укладывание их в постель – непростой процесс, как для нас педагогов, так и для самих воспитанников. Изменить отношение ко сну с негативного на позитивное, снизить уровень общей тревожности поможет специальная методика.


Чтобы адаптация ребенка в детском саду прошла быстро и безболезненно, родителям следует подготовить своего малыша за некоторое время до начала посещений дошкольного учебного учреждения. Огромное влияние на то, как ребенок будет чувствовать себя в новой обстановке, играет распорядок дня. Известно, что в каждом детском саду есть режим дня. Сон, игры, прием пищи и занятия в детском саду проводятся в строго определенные часы. Перед тем, как отдавать малыша в детский сад, родителям следует устроить распорядок дня дома таким образом, чтобы время сна и еды приходилось на те же часы, что и в детском саду. Для этого папам и мамам необходимо знать, какой режим дня в детском саду.

Организация режима работы в детском саду производится таким образом, чтобы у детей в зависимости от возраста было достаточно времени для активных игр, занятий и отдыха. Режим для ребенка в детском саду может быть различным, но каждое дошкольное учебное заведение придерживается единых общих правил.

Примерный режим детского сада:

  • с 7:00 до 8:00 – прием детей в группу, свободная деятельность;
  • с 8:00 до 8:20 – завтрак;
  • с 8:20 до 8:30 – свободная деятельность;
  • с 8:30 до 9:00 – занятия с детьми по группам;
  • с 9:00 до 9:20 – подготовка к прогулке;
  • с 9:20 до 11:20 – прогулка на свежем воздухе;
  • с 11:20 до 11:45 – возвращение с прогулки, свободная деятельность;
  • с 11:45 до 12:20 – обеденное время;
  • с 12:20 до 12:45 – спокойные игры, подготовка к дневному сну;
  • с 12:45 до 15:00 – тихий час;
  • с 15:00 до 15:30 – подъем, полдник;
  • с 15:30 до 15:45 – свободная деятельность;
  • с 15:45 до 16:15 – занятия с детьми по группам;
  • с 16:15 до 16:30 – подготовка к вечерней прогулке;
  • с 16:30 – прогулка на свежем воздухе.

Время свободной деятельности в режиме дня в детском саду предусмотрено для самостоятельных игр. Также, дети играют друг с другом во время прогулки на свежем воздухе. Если на улице плохая погода, то вместо прогулки дети проводят время в группе. Летний режим в детском саду несколько отличается от других периодов – в это время дети ходят на экскурсии, посещают театры, зоопарк и другие интересные места.

Время приема пищи практически во всех детских садиках одинаковое. Некоторые изменения встречаются в частном детском саду – помимо завтрака, обеда и полдника тут есть второй завтрак и ужин. Второй завтрак, как правило, состоит из фруктов, витаминизированных блюд и сладкого. Ужинают дети в период с 18:30 до 19:00.

Огромное значение в режиме дня в детском саду играет не только время приема пищи, но и состав блюд. Приблизительное меню в обязательном порядке должно включать: молочные продукты, овощи, фрукты, мясные и рыбные продукты, хлеб. Родители могут заранее поинтересоваться, чем кормят детей в конкретном детском саду.

Во время тихого часа все дети отдыхают. Даже если ребенок не хочет спать днем, то он просто лежит на кровати. Как правило, время дневного сна составляет от 2 до 3 часов.

К сожалению (или к счастью), дети все настолько разные, что вряд ли кто ответит нам что-то конкретное на этот вопрос. Есть такие дети, что с первого дня безболезненно могут остаться чуть ли не на полный день, а к кому-то месяцами воспитатели будут подбирать ключик и выстраивать тактику.

У меня были вполне резонные опасения, что с моим сыном будут проблемы.

Причины

1. Сын еще не отучен от груди. Сейчас я немножко раскаиваюсь, что не напряглась в его 2 года и не завершила ГВ в апреле-мае. Летом от груди отучать не рекомендуется, как и во время болезней и стрессов. Лето закончилось, но с сентября у нас как раз стресс перемежается с болезнями, то есть – мы пошли в детский сад. А значит, в плане ГВ изменений пока никаких.

2. Основную массу времени сын проводит со мной. Я не безумная мамаша, и была бы рада почаще оставлять его с кем-нибудь. Но муж работает, дочь учится в другом городе, бабушки не могут по возрасту, состоянию здоровья и удаленности. В результате имеем то, что имеем – я и мой маленький хвостик.

3. Сын, можно сказать, ни разу не засыпал на дневной сон без меня. Пару раз у сестры на руках, пока я была в парикмахерской, и сон в коляске и машине, думаю, можно не считать.

Поэтому сон моего ребенка в саду я приравнивала к чуду.

Сегодня - спать

На другой день с утра сын почему-то достал со спинки дивана игрушечного пингвина – игрушку еще его сестры. Дочь случайно посоветовала ему взять Пина с собой. С ним-то он и уложился спать в садике. Правда воспитательница сказала, что ей пришлось немного «построжничать». Как все было, я не уточняла. Сумели и ладно.

Еще несколько дней я старательно не забывала взять в садик нашу «сонную» игрушку, а потом и она не потребовалась.

Удивительно, но воспитатели говорят, что наш сын засыпает моментально. Правда перед этим поноет изрядно, но, думаю, это уже не так важно. Главное – засыпает и спит. Дома одного на кроватке его ни за что не уложить.

С момента начала садовской жизни до того, как сын остался спать, у нас прошло 1,5 месяца.

Как вы считаете, это много или мало?
А у ваших детей сон в детском саду был когда-нибудь проблемой?

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Сон, восстанавливая работоспособность организма, имеет большое значение для сохранения здоровья. Особенно важен нормальный сон для маленьких детей. Ребенок дошкольного возраста много играет, двигается, быстро утомляется. Для восстановления работоспособности нервных клеток и затраченной энергии, а также для роста и развития ему необходим правильно организованный, достаточно продолжительный сон.
Необходимо с первых дней пребывания в детском саду выработать у детей положительное отношение к сну. Спокойное состояние, необходимое малышу перед засыпанием, создается воспитателем уже в конце прогулки, поддерживается во время обеда и подготовки ко сну. Когда дети засыпают, нельзя допускать шума, громкой музыки и разговоров; помещение не должно быть ярко освещено. Однако нет необходимости в полной тишине, так как дети могут привыкнуть к такой обстановке и будут чувствительны к малейшему шороху.
Укладывание детей спать в строго определенные часы вырабатывает у них привычку к быстрому засыпанию. Спать малыш должен в хорошо проветренном помещении, куда непрерывно поступает свежий воздух.
Воспитатель прежде всего помогает подготовиться ко сну детям слабым, которые особенно нуждаются в дневном отдыхе. Малыши ложатся в кровать на правый или левый бок (как им удобно). Но не следует разрешать им ложиться на живот, съеживаться, подбирая колени, так как неправильное положение затрудняет кровообращение, дыхание и влияет на формирование осанки.
Воспитатель следит за тем, чтобы руки у детей были поверх одеяла. В течение всего периода сна он находится в спальне и наблюдает за детьми. Иногда одному нужно поправить одеяло, другого одеть, третьему исправить позу и т. д. Малыши, которые засыпают позже, могут при отсутствии взрослых разбудить других детей.
После дневного сна детей поднимают постепенно. Тех, которые засыпают позже других (слабых или перенесших заболевание), поднимают последними, дают им возможность поспать подольше, но и не задерживают в постели больше положенного времени. Воспитатель следит за тем, чтобы дети надевали одежду в определенном порядке, чтобы все были причесаны.
Процесс одевания не должен занимать много времени: у старших детей — не более 15 мин., у малышей 20—25 мин. Старшие дети сами заправляют или убирают свои постели.
Подготовка детей ко сну и время подъема используется педагогом для воспитания у них культурно-гигиенических навыков и развития самостоятельности.
В детском саду с ночными группами или круглосуточном воспитатель организует подготовку детей к ночному сну. Возвратившись с прогулки, дети умываются, ужинают, занимаются спокойными играми, рассматривают книги. Педагог может рассказать детям что-либо по их просьбе.
Укладывая детей спать, воспитатель проявит особую чуткость к ним: подойдет к каждому, заботливо укроет, так как в это время малыши обычно вспоминают дом, близких. Затем он передает дежурство ночной няне.
На другой день, узнав о том, как дети спали, и пожелав им доброго утра, педагог начинает подъем. Затем следует провести утреннюю гимнастику, умывание, после чего дети начинают одеваться.
Для установления преемственности в работе детского сада и семьи воспитатель рассказывает родителям о правильной организации сна в домашних условиях. Важно разъяснить, что для крепкого, спокойного и здорового сна ребенку необходима индивидуальная кровать, свежий воздух и определенные часы укладывания. Перед сном с ним хорошо погулять. Нужно убедить родителей в том, что вечером вредно перекармливать детей, поить их крепким чаем, кофе или какао; нельзя рассказывать страшные сказки, играть в шумные подвижные игры, перегружать телевизионными передачами. Не следует на ночь давать много жидкости.

МБОУ «Синеколодецкая начальная школа – детский сад»

«Время спать, или как организовать дневной сон в детском саду»

Подготовила;

Воспитатель ГДО

Сковородко Е.В.

2016

Тихий час
В детском садике у нас
Тихий час.
В этот час нам нужна
Тишина.
Мы сказали: – Чок! Чок! Чок!
Язычок,
Закрывает тебя
В сундучок.
Запираем сундучок
На крючок.
Все ребятки на кроватки,
Все молчок!
Потому что у нас
Тихий час.
Потому что нужна
Ти-ши-на.

(Н.Лоткин)

Дневной сон необходим для правильного развития детей дошкольного возраста. Он обеспечивает отдых после длительного периода активного бодрствования, а также накопление ребенком сил и энергии для дальнейшей деятельности во второй половине дня.

Соблюдение режима, столь важное для ребенка, касается, прежде всего, организации цикла сон – бодрствование. Важно приучать ребенка ложиться спать в определенное время.

При организации сна дошкольников могут возникать некоторые трудности и проблемы. Самая общая проблема дошкольного возраста, связанная со сном, – нежелание укладываться. Дошкольники будут до бесконечности изобретать причины, объясняющие, почему они не идут в постель.

Дошкольники способны понять, что они обязаны ложиться спать в определенное время. Им можно объяснить, что положение стрелок на часах соответствует отбою, напоминать, сколько им осталось играть, с помощью таймера. По сигналу таймера дети должны прекратить игру и готовиться ко сну.

Ребенок растет, ему нужно не только восстанавливать изнашивающиеся и разрушающиеся во время бодрствования живые частицы его тела, но и строить новые. Понятно поэтому, что, подобно потребности в пище, и потребность в отдыхе и сне у ребенка большая, чем у взрослого, и что чем ребенок моложе, тем длительнее должен быть у него сон.

Воспитатели и родители должны заботливо относиться ко сну ребенка и обеспечить ему возможность спокойного и достаточно длительного сна. Дошкольники до 5 лет нуждаются кроме ночного сна (10-11 час.) - в двухчасовом дневном сне, старшие (до 7 лет) - в часовом – полуторачасовом дневном сне или спокойном лежании.

Помимо часов, отводимых для сна, обычно чрезвычайно подвижный и активный ребенок нуждается в периодах относительного покоя. Такие периоды, прежде всего, должны иметь место каждый раз перед сном.

После сильного возбуждении (например, после прогулок, подвижных, увлекательных игр, яркой беседы) дети, в особенности впечатлительные, плохо засыпают.

Живучесть впечатлений у ребенка гораздо большая и более наглядно-зрительная, чем у взрослых. С другой стороны, потребность высказывания, вследствие упомянутых особенностей функции детской речи, часто непреодолима. Вследствие этого необходимо позаботиться о том, чтобы сну предшествовал промежуток времени (20-30 минут) для спокойных, не возбуждающих занятий. Какому занятию оказать предпочтение - зависит от характера индивидуального реагирования ребенка и руководства педагога. Во всяком случае никакого нового материала, никаких новых тем не следует вводить в это время.

Советы по организации дневного сна.

Легкому засыпанию благоприятствует спокойная, тихая и убаюкивающая музыка, или же чтение хорошей книги.

Чтобы дошкольники своевременно легли на дневной сон, воспитателю необходимо строго соблюдать распорядок дня в группе. Это способствует выработке физиологической привычки у детей. Организм дошкольников привыкает к определенной последовательности режимных моментов. В тот момент, когда приходит время тихого часа, детский организм уже готов к дневному отдыху. Недопустимо отклонение от распорядка дня, так как это негативно отразится на физиологическом состоянии малышей.

Перед тем как уложить детей спать, их необходимо успокоить. Организуйте спокойные игры (например, настольные, игры - потешки и др.). Почитайте детям книгу. Спокойные виды деятельности позволят ребятам осуществить плавный переход от активных игр к отдыху.

Обратите внимание на свет в спальной комнате. Он должен быть приглушенным, шторы по возможности закрыты.

Большое значение имеет цвет стен, потолков, оконных занавесей (или жалюзи) в спальне. Цвета не должны быть яркими, чтобы не возбуждать неустойчивую психику малышей. Используйте для оформления спальни пастельные, спокойные тона.

Включите детям спокойную музыку (например, колыбельные, классические произведения). Она позволит детям успокоиться и расслабиться. Кроме того, слушание музыки будет способствовать эстетическому воспитанию дошкольников.

Проведите с детьми упражнения на релаксацию. Эти упражнения позволяют одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

В спальне говорите с детьми спокойным тоном. Во время сонного часа недопустимы крики, шум, громкие разговоры. Приучите детей к спокойному тону. Это позволит сформировать спокойную атмосферу в группе.

Поделюсь одним из способов, который можно использовать при организации сонного часа.

Поощрение - один из методов корректировки детского поведения. Оно помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию.

Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.

Поощрение должно быть заслуженным и использовать его надо тогда, когда необходимо отметить достижения ребенка (разумеется, в пределах его возможностей), которые требуют от него значительных усилий (физических, умственных, нравственных), скажем за то, что смог отказаться от своих желаний ради удобства других (уступил старшим место, помог маме нести покупки, заступился за младшего, по собственной инициативе навел порядок в комнате и т. п.). В этом случае похвала становится стимулом к хорошему поведению - поступить так в другой раз.

Как же можно применить поощрение при укладывании детей спать?

Можно использовать сказочный персонаж пришедший сегодня в гости к детям, или инициатором может бытьсам воспитатель.

Вариант №1 . Перед сном воспитатель говорит детям, что у нас начинается соревнование «Кто уснёт первым». После сонного часа воспитатель выбирает победителей 1, 2 и 3 место. Кто поочерёдно первее заснул. Каждого из победителей воспитатель возвышает на кровати, поднимая его руку, и вручает медаль. Медали переходящие, на следующий день эти медали могут получить другие дети.

Вариант №2 . Перед сном можно устроить ещё одну хитрость. Можно предложить детям условие. Для тех детей кто лучше всех притворится, так чтобы воспитатель (или персонаж) подумал, что они уснули. После тихого часа устроить сюрприз (на выбор воспитателя, как пример, можно приобрести в подарок наклейки, фишки или другую интересную детям и не дорогую вещь). Но остановить внимание на том, что это будет сделать не просто, нужно расслабиться, лечь поудобнее и закрыть глазки, не открывая их. Дети будут стараться притворяться и заснут.

Вариант № 3 . Использовать накопительную систему бонусов. Так же выбираем победителей, кто заснул первее всех, собираем в течение недели жетоны на каждого ребенка. В конце недели подсчитываем количество жетонов и награждаем победителей.

Мастер – класс
«Звездная коробочка» или "Коробочка для жетонов"

Для накопления жетонов можно использовать такую коробочку, разбитую на ячейки.

Необходимые материалы: крышка из коробки конфет, плотный картон, желтая и синяя бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш.

ХОД:

Берем крышку из-под коробки конфет и плотный картон (я брала картон из крышек коробок печатной бумаги). Делаем перегородки.

Для этого нужно отмерить полоски картона по длине и полоски по ширине (количество полосок вы определяете сами из расхода ячеек по количеству детей.) Затем нужно разметить точки пересечения полосок и сделать на них надрезы чуть датьit середины, на каждой из полосок.

Затем обклеиваем края крышки синим и приклеиваем звездочки. Обклеиваем полоски желтой бумагой, пишем в ячейках имена людей. И для большего срока службы обтягиваем скотчем.

Наша коробочка для жетонов готова.

В заключении хотелось бы отметить, что основные задачи сна и пробуждения - это облегчение перехода от бодрствования детей ко сну и от сна к бодрствованию и создание положительного эмоционального фона у воспитанников и педагогов. Каждый воспитатели использует разные средства: спокойную музыку, тексты психологических установок, комплекс дыхательных и физических упражнений. И главное это то, что данные средства могут варьироваться в зависимости от возраста и особенностей детей.

Список литературы:

Аванесов В.Н. Воспитание детей в разновозрастной группе. – М.: 1979.

Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М.: 1968.

Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1987.

Ребёнок в дошкольные годы. – Под ред. А.В.Запорожца, В.В.Давыдова. – М.: Просвещение, 1968, Часть II.

Как уложить детей спать в детском саду: [Электронный ресурс] // Как просто. М., 2010-2013. URL:

Тихий час: [Электронный ресурс] // Всё для детей., 2006-2016 . URL:

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека