Медицина древней японии. От феодального уклада — в ХХI век

Ранняя японская медицина была открыта к восприятию опыта народного врачевания и больше походила на магию, чем на медицину в современном понимании этого слова.

По представлениям древних китайцев, взаимодействие между Небом и Землей осуществляет человек, который вместе с этими двумя началами образует союз «трех сил» (кит. сань цай) мироздания. Понятие «трех сил» служило прообразом различных видов троичной классификации (Солнце, Луна, звезды — «три силы» Неба; вода, огонь, ветер - «три силы» Земли; семя, «энергия - ци» и дух - «три силы» человека ).

Исходя из таких представлений, трудами многих поколений и была создана медицинская наука в Китае. Древние и средневековые медики считали, что человек и Вселенная тождественны, соотносятся друг с другом как микрокосм и макрокосм. Для объяснения различных процессов, которые происходили в человеческом теле, они использовали учение о принципах функционирования Вселенной (кит. «инь ян дао», яп. «оммёдо»). В итоге китайская медицина превратилась в сложную науку, имеющую общий понятийный аппарат с космологией и философией, использующую такие понятия, как «жизненная энергия » (кит. «ци», яп. «ки» ), «Инь и Ян» (яп. «оммё »), «пять стихий » (кит. «у син», яп. «гогё ») и тд. Такие представления проникли и в Японию, благодаря чему там стала развиваться собственная медицинская наука.

В мифологической части «Нихон сёки » говорится, что два божества - Охо-ана-мути-но микото и Суку-на-хикона-но микото, «силы объединив, сердца вместе слив,... установили способы лечения болезней для «Явленной Взору Зеленой Человеческой Травы» [то есть людей] и скота, учредили правила ворожбы, предохраняющей от бедствий птиц, зверей и насекомых ползающих » (пер. Л.М. Ермаковой).

Ранняя японская медицина была открыта к восприятию опыта народного врачевания и больше походила на магию, чем на медицину в современном понимании этого слова. Как видно из древнеяпонских источников, основная причина большинства заболеваний виделась в действиях «злых духов» или других демонических сил, а сам процесс лечения сводился, в первую очередь, к проведению различных магических обрядов, направленных на изгнание таких «злых духов». Однако помимо магических способов излечения, ранние японские источники содержат сведения и о лекарственных препаратах, которые использовались для лечения недугов. Согласно подсчетам японских исследователей, только в первом свитке «Кодзики» упоминаются более 40 видов растений, минералов и животных, используемых в медицине в качестве лекарственных средств. Так, паутина применялась как эффективное кровоостанавливающее средство; листья хрена «васаби» были известны своими антисептическими свойствами; пережженные моллюски и пепел от раковин «хамагури» использовались при ожогах; пыльца некоторых растений - от гнойных ран; сок определенных трав - от ран и ссадин; купание в горячих источниках - от лихорадки и т.д.

Трудно сказать, когда в Японии впервые становятся известны представления китайской традиционной медицины, но согласно «Нихон сёки » и некоторым хэйанским сочинениям, в V веке в Японию прибывают медики как из китайского государства Восточная Цзинь (317-420), так и из корейских Силла и Когурё. В VI веке в Японию приезжают лекари уже из нескольких китайских государств, а также из Пэкче, Когурё и Силла, а по версии хэйанских источников в 594 году при буддийском храме Ситэннодзи создается что-то вроде лечебницы для простого народа. Видимо, в этот же период в Японию были привезены и первые китайские сочинения по медицине. В генеалогическом своде «Синсэн сёдзироку » («Вновь составленные списки родов», 815 г.) сказано, что во время правления государя Киммэй (539-571) в Японию из китайского государства Ляо (502-557) прибыл врач, который привез с собой книги по «внутреннему» и «внешнему» медицинскому канону (кит. «нэй вай дянь яо шу»), в том числе и трактат «Мин тан ту» («Схемы мест прижигания»).

Становление древнеяпонской медицины в период Асука (593-710) связывается не только с дальнейшим развитием идей китайской медицины, но и с проникновением в Японию методов «буддийской медицины». По всей видимости, с этого времени японская медицина начинает включать в себя три основных компонента. Во-первых, это методы народного врачевания, восходящие к глубокой древности и включающие как «магические» способы изгнания болезней, так и использование растительных, минеральных и животных лекарств. Во-вторых, врачебные методики китайской традиционной медицины, которые становятся известны в Японии благодаря прямым (из Китая) или опосредованным (через корейские государства) заимствованиям. В-третьих, методы «буддийской медицины», которые, хотя и включали достижения китайской врачебной науки, но обладали и своими терапевтическими методами. Согласно буддийским представлениям, «страдания от болезней» («бёку») причислялись как к четырем «первоначальным» страданиям («сику»), так и к «восьми страданиям [бытия]» («хакку»), а потому излечению хворей уделял немалое значение.

В период Нара (710-794) происходит усиление китайского компонента врачебной науки в Японии. Студенты-медики должны были подробно изучать китайские медицинские каноны. Еще в период Асука была создана придворная медицинская служба, а при дворе стали проводиться специальные ритуалы (подавляющая часть из них была заимствована из китайской ритуальной практики), направленные на излечение болезней. Так, в 706 г. в Японии «свирепствовали различные хвори», а потому были изготовлены фигурки быков-догю (в Китае верили, что такие фигурки, применявшиеся в ритуалах встречи весны, обладали чудодейственной силой «энергии Инь», способствовавшей лечению недугов). В том же 706 г. для лечения больных был проведен китайский обряд изгнания демонов болезней (яп. «они яраи» или «цуина»). Как видно из более поздних источников - «Дайри сики» («Дворцовые церемонии», 821 г.) и «Энгисики» («Церемонии годов Энги», 927 г.), обряд «они яраи» проводился на территории дворцового комплекса в последний день 12-го лунного месяца (т.е. накануне наступления Нового года) и был направлен на изгнание духов болезней со всей территории Японии. Считалось, что вся скверна переходила на плоские деревянные фигурки, специально изготовлявшиеся для этого ритуала (с середины периода Хэйан в установленных синтоистских и буддийских храмах такой ритуал стал проводиться в последний день 6-го месяца).

В начале периода Хэйан начинают составляться первые японские медицинские сочинения. Согласно хронике «Нихон коки» («Поздние », 840 г.), в 799 г. при государе Камму (781-806) ученый Вакэ Хироё составил «Яккэй тайсо» («Великая основа лекарственного канона»). При государе Хэйдзэй (806-809) в 808 г. под руководством двух японских врачей - Идзумо Хиросада и Абэ Манао - был составлен еще один медицинский трактат - «Дайдо руйдзю хо» («Классификация методов [лечения] периода Дайдо», 100 свитков). В 868 г. группа ученых-медиков во главе с Сугавара Минэцугу (сын Идзумо Хиросада), Мононобэ Косэн и Тагима Камоцугу преподнесли государю Сэйва (858-876) трактат по врачебному искусству под названием «Кин ран хо» («Методы золотой орхидеи») из 50 свитков. Во время правления Дайго (897-930) в 918 г. придворный лекарь Фунэ Сукэхито составил справочник для врачей «Сётю ёхо» («Важнейшие методы прикладной [медицины]»), а несколько лет спустя еще два медицинских сочинения - «Едзё сё» («Заметки о сохранении здоровья») в семи свитках и «Хондзо вамё» («Японский словник «корней и трав»») в двух свитках. В 984 г. был завершен колоссальный медицинский труд «И син хо» («Истинный метод лечения»).

По мнению современных исследователей, в хэйанский период медицина в Японии достигла достаточно высокого уровня развития. К этому времени японская медицина превратилась в настоящую науку, включавшую в себя теоретические исследования человеческого организма и болезней; терапию, важнейшими частями которой являлись акупунктура и прижигание; макробиотику (включала различные, в том числе и сексуальные, практики «продления жизни»); фармакогнозию; сексуальную гигиену и ветеринарию.

Согласно официальным данным Всемирной Организации Здравоохранения по качеству медицинских услуг Япония занимает одно из первых мест. Безусловно, основным фактором, подтверждающим столь положительную характеристику, является самый высокий показатель в мире по продолжительности жизни населения. Согласно статистике средняя продолжительность жизни для мужчин составляет 79 лет, для женщин эта цифра еще выше – 86 лет. Несомненным подтверждением высокой эффективности системы здравоохранения является и самая низкая младенческая смертность в мире, а также самое большое стационарное число мест на душу населения в больницах страны.

О причинах высококачественной медицины

В Японии огромное внимание уделяется постоянному совершенствованию медицины. В первую очередь это отражается в инвестициях – в Японии на сегодняшний день расходы на здравоохранение составляют 8,1% ВВП. Львиную долю расходов занимают инвестиции в современное техническое оборудование – в стране не существует многотомных бумажных рукописей, обслуживание пациентов основывается на новейших достижениях техники и компьютерных технологиях, что делает предоставляемые медицинские услуги не только качественными, но и эффективными.

Помимо активного внедрения современных технологий в медицинские учреждения страны, японская медицина известна своими врачами, которые выполняют все функции высококачественно. Для лечения во всех медицинских учреждениях страны используются новейшие медицинские препараты.
Стоит заметить и то, что большинство современных технологий, применяемых в лечении в Японии, считаются обычным явлением, в то время, как в большинстве стран Европы – это дорогостоящие и зачастую недоступные процедуры. В японских клиниках цены можно сравнить с европейскими, тогда как качество предоставляемых медицинских услуг на порядок выше. Наиболее развитыми отраслями в Японии являются: репродуктивная медицина, нейрохирургия, кардиология, и эстетическая медицина.
Безусловно, основополагающим фактором в поддержании высокого уровня жизни в Японии, является доступность медицинских услуг. В Японии создана государственная система здравоохранения, которая базируется на получение необходимой квалифицированной помощи вне зависимости от дохода. Обязательным медицинским страхованием охвачено подавляющее большинство населения, а медицинская страховка покрывает основную часть стоимости лечения – до 70%.

Основой политики японской системы здравоохранения является конкуренция межу медицинскими учреждениями, заставляющая их активно усовершенствовать уровень предоставляемых услуг и достигающаяся за счет принципов свободы пациента при выборе врача и медучреждения.
Около 80% клиник страны – частные. Однако для граждан Японии это не играет никакой роли, так как все тарифы на медицинские услуги устанавливаются государством, а потому пациент не ощущает разницы при обращении в государственную или частную клинику. Недостатка в лечебных учреждениях в Японии не ощущается ни в одном уголке страны – их огромное количество, от небольших поликлиник до больших комплексных лечебных центров.

Основной и достаточно серьезной проблемы системы здравоохранения Японии является стареющее население, процент которого из года в год увеличивается. Это связано не только с увеличением средней продолжительности жизни, но и с низкой рождаемостью. Кроме того, что благодаря успешному развитию японского здравоохранения за последние десятилетия резко снизилась смертность в результате инфекционных заболеваний и детская смертность, произошло повышение жизненного уровня и значительное изменение физических показателей японцев – наблюдается все большее число пожилых граждан, которым требуется не только амбулаторное, но и длительное стационарное лечение. На сегодняшний день на трех работающих человек в Японии приходится один пенсионер, однако по предварительным оценкам уже к 2020 году это соотношение может сравняться.

О медицинском страховании в Японии
Медицинское обслуживание в Японии осуществляется только на условиях страхования, где за счет пациента покрывается до 30% стоимости услуг.
В Японии существует одна специальная система страхования по уходу и две системы страхования здоровья:

1. Страхование работников по месту работы и членов их семей.

Такая система организована в частных компаниях, общественных организациях и государственных учреждениях. Застрахованный пациент при обращении в медучреждение оплачивает от 20 до 30% стоимости лечения.

2. Система национального страхования по месту жительства.

Ею могут воспользоваться индивидуальные предприниматели, работники предприятий малого бизнеса, студенты и другие категории лиц, не имеющие работы. В этом случае размер оплаты стоимости лечения составляется 30%.

3. Страхование для оплаты услуг патронажного ухода «Кайго Хокен»

Это страхование предусмотрено правительством в 1997 году в связи с серьезной проблемой японского общества – стареющего населения, забота о котором ложится, главным образом, на детей и родственников стариков.
Для таких категорий граждан, как крестьяне, рыбаки и государственные служащие, созданы специальные программы медобслуживания. Каждый застрахованный обязан вносить определенного размера взносы в фонд медицинского страхования. Исключение составляю только безработные, которые остаются участниками страховых схем по прежнему месту работы.
На долю дополнительного частного страхования приходится лишь около 1% совокупных расходов на здравоохранение в Японии.

Дополнительная информация для иностранных граждан
Все кто проживает в Японии, обязаны зарегистрироваться в системе государственного медицинского страхования. Для иностранных граждан, имеющих визу на срок не менее один год или свидетельство, доказывающее намерение остаться в Японии на длительный период пребывания, кому не предусмотрено медицинское страхование по месту работы, существует общенациональная программа страхования, осуществляемая местными органами самоуправления.

По вопросам организации лечения в Японии Вы можете связаться с нами по телефонам +7 965 337 4066, +7 495 755 7012 или по электронной почте 5844444@сайт

Система здравоохранения в Японии - одна из самых развитых в мире, ориентированная на профилактику и реабилитацию.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, Япония занимает одно из ведущих мест по качеству медицинских услуг. Эффективность организации структуры здравоохранения страны доказывается самой высокой в мире продолжительностью жизни населения. Мужчины по статистике живут до 79 лет, женщины – до 86. Самая низкая младенческая смертность в мире, самое большое количество мест на душу населения в стационарах – все это подтверждает высокую эффективность здравоохранения страны.

Японская медицина, как и американская, в значительной мере опирается на современные технологии. Прикладные и фундаментальные научные исследования проводятся в 137 институтах, ряд из них пользуется мировой известностью. По доступности современных технологий, таких как магнитно-резонансные и компьютерные томографы или цистоскопы,Япония не уступает США.

Основа передовой профессиональной медицины – качественная подготовка японских врачей, новейшие препараты последнего поколения и высокие технологии во всех сферах медицинской помощи, многие из которых были разработаны и производятся в Японии.

Например, в стране действуют 19 установок «Кибер-нож», которые имеются далеко не во всех странах.

В диагностике и лечении применяются также и методы традиционной восточной медицины. В Японии, как, к примеру, в России, давно уже не существует огромных рукописных томов истории болезни, архивов и т.п. в связи с широким использованием современных информационных компьютерных технологий.

В настоящее время расходы на здравоохранение в Японии составляют 8,1% ВВП. На этом фоне показатели медицинского обслуживания намного лучше, чем в США, затрачивающих на эти цели почти в 2 раза больше. Страна добилась этого путём запрета на прибыль страховых компаний, а также введением ограничений на оплату врачей, допускающих серьёзные дефекты в обслуживании пациентов. Это как раз то, чего так недостаёт российскому здравоохранению, где медицинское страхование откровенная кормушка для ловких предпринимателей, оккупировавших это очень выгодное дельце.

Японское медицинское обслуживание, предлагаемое зарубежным пациентам, имеет три основные особенности. Технологии и гостеприимство японцев обеспечивают высокое качество каждой из них, поэтому эта страна, принимая медицинских туристов, не сомневаемся, что сумеет полностью удовлетворить нужды уважаемых пациентов из-за рубежа.

Медицина в Японии – это смесь традиций и высоких технологий. Горячие термальные источники, уже тысячи лет используемые для лечения различных заболеваний, и клиники, оборудованные по самому последнему слову техники, по-восточному вежливые медицинские работники, уважающие традиции этой древней страны, и одни из лучших в мире хирургов – все это и есть японская медицина.

Сильные стороны японской медицины – это не только современная аппаратура и высокий уровень отдельных технологий, но также высококачественное комплексное обслуживание, предоставляемое медицинскими командами. Команды, которые состоят из врачей-специалистов различных отделений, среднего медперсонала, фармацевтов, технических специалистов и другого медперсонала, любящих свою работу и обладающих богатым опытом, трудятся на благо пациента. Это четко отражается на результатах лечения. Еще одной важной составляющей медицинского обслуживания является сердечное отношение к пациенту со стороны врачей, среднего медперсонала и офисного персонала. Иностранные пациенты, проходившие лечение в Японии, высоко оценивают радушный подход всех людей, занимающихся обслуживанием. Превосходные технологии и гостеприимство – вот два столпа японской медицины.

Стандарты высококачественной японской медицины основаны на регулярных профилактических осмотрах и, при необходимости, изменениях некоторых привычек, что помогает предотвратить развитие многих заболеваний. В тех случаях, когда уже появились проблемы со здоровьем, очень важно поставить точный диагноз и назначить правильное лечение. Японские медики стремятся к тому, чтобы помочь своим пациентам восстановить здоровье как можно быстрее, здесь дорожат жизнью каждого.

По уровню цен японские клиники можно сравнить с европейскими клиниками – это выше, чем в азиатских странах, но ниже, чем в США, при этом качество лечения, несомненно, ни в чем не уступает.

Отрасли медицины, которые особенно развиты в Японии – это:

  • эстетическая медицина,
  • репродуктивная медицина и др.

Клиники страны в своем большинстве частные. Однако все тарифы на услуги устанавливаются государством. Поэтому для пациентов нет различий в какую клинику обратиться - в частную или государственную. Лечебных учреждений огромное количество, от обычных поликлиник до огромных комплексных лечебных центров. Они не работают по выходным и праздничным дням. Нередко клиники и больницы находятся рядом с курортами, поэтому туристам очень удобно сочетать лечение и отдых.

Очень часто медицинские центры проводят дни, когда можно сдать анализы на ВИЧ, онкологические заболевания, пройти осмотры врачей и прочие профилактические процедуры, бесплатно.

Репродуктивная медицина

Япония была одной из первых в мире стран, где стал разрабатываться системный подход к репродуктивному здоровью.

Все японские клиники репродуктивной медицины оборудованы новейшим медицинским оборудованием. Каждый пациент, независимо от пола, проходит полную диагностику органов репродуктивной сферы. При выявлении наличия воспалительных заболеваний, проводится дальнейшая ДНК-диагностика для точного определения конкретного возбудителя инфекции. Кроме того, в комплекс диагностических мероприятий входят сложные исследования по установлению наличия различных иммунных и гормональных заболеваний, ведущих к бесплодию.

Сегодня в клиниках Японии осуществляется лечение всех видов мужского и женского бесплодия, включая бесплодие вызванное миомой матки, поликистозом яичников, эндометриозом. При необходимости проводится малоиинвазивное хирургическое вмешательство.

Во всех репродуктивных центрах Японии имеются лаборатории по экстракорпоральному оплодотворению.

Плацентарная терапия

Японцы – нация долгожителей. Не потому ли, что японская медицина научилась бороться с процентом старения.

В настоящий момент в Японии большое распространение получила плацентарная терапия. Курс лечения плацентарной терапии можно пройти во многих японских клиниках. Все препараты плацентарной терапии способны:

  • стимулировать процессы метаболизма и регенерации;
  • нейтрализовать свободные радикалы;
  • очищать организм от различных токсинов;
  • стимулировать продукцию клетками печени белка, называемого IGF-1, необходимого для поддержания нормального функционирования мышечной и жировой ткани;
  • нормализовать гормональный статус;
  • нормализовать выработку цитокинов – белков, необходимых для активизации работы иммунной системы.

В клиниках Японии процедуры плацентарной терапии предваряются полным обследованием с использованием всего комплекса современных диагностических мероприятий.

Плацентарная терапия является важной составляющей лечения целого ряда дерматологических заболеваний, а так же болезней печени, в том числе и вирусного гепатита.

Санаторное лечение

Санаторно-курортное лечение в Японии связано в первую очередь с горячими источниками. На территории Японии находится огромное количество источников с горячей минеральной водой. Эти источники называются онсены. По своему химическому составу они довольно разнообразны – солевые, щелочные, натриевые, серные, радиевые.
Сами японцы считают свои онсены – лучшими местами отдыха. Ведь ничто не способно так снимать стресс так, как это делает купание в горячем термальном источнике. После такой процедуры человек ощущает себя так, как будто он заново родился. Полностью проходит нервное напряжение, дышать становится необыкновенно легко, а кожа выглядит гладкой и молодой.

Сегодня около каждого горячего минерального источника имеется комфортабельный санаторий. Все японские санатории прекрасно оборудованы и укомплектованы высокопрофессиональным медицинским персоналом. Курортно-санаторное лечение проводится по индивидуальной программе под строгим врачебным контролем.

Помимо обычного использования горячих природных источников минеральной воды в настоящий момент в Японии активно применяются новые методы spa-терапии. Одним из самых популярных является смешивание минеральной воды источника с настоящим кофе. Купание в такой кофейной ванне способно полностью вылечить хроническую усталость.

Правительство Японии всеми способами поощряет привлечение туристов на лечение в страну. Медицинский туризм в Японии развивается стремительно, туристов привлекает высокий уровень обслуживания, обращения с пациентом. Ведь врачи в Японии - это элита общества.

В Японии можно отдохнуть и поправить здоровье на курортах с термальными источниками. Эти источники есть во многих местах по стране. В зависимости от минерального состава воды в них, они применяются для лечения различных заболеваний – нервной системы, кожных заболеваний, внутренних органов. В санаториях сооружаются различные купальни, как закрытые, так и открытые.

В этом разделе вы найдете статьи по китайской медицине. Популярные статьи помогут понять, что такое китайская медицина, ее возможности и базовые термины, вы сможете говорить с доктором на одном языке и со знанием дела следовать его рекомендациям. Специальные статьи по китайской медицине расширяют кругозор практикующего врача, повышают его профессиональный уровень.

Традиционная Японская Медицина КАМПО

ЯПОНСКАЯ СИСТЕМА ТРАВОЛЕЧЕНИЯ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Японский вариант китайской системы лечения травами известен как китайско-японская фитотерапия, или Кампо. Лечение травами пришло в Японию частично напрямую из Китая, частично из Кореи. Методы и принципы постепенно менялись, адаптируясь к духу и культуре японского народа. Это развитие привело к созданию уникальной медицинской системы, существенно влияющей на Запад. Некоторые её формулы включены в книгу не потому, что часто применяются в Китае, а потому, что считаются важными в Японии и поэтому часто используются на Западе. Мы надеемся, что это, пусть даже краткое, обсуждение истоков и развития китайско-японской системы лечения травами поможет нашим читателям.

В Корее схожий процесс развития привёл к созданию уникальной системы лечения травами с ярко выраженными корейскими особенностями. К сожалению, мы не смогли отыскать источники, благодаря которым мы могли бы начать дискуссию о корейской системе лечения травами. Надеемся исправить это упущение в дальнейших изданиях.

В традиционном траволечении современной Японии существуют два основных течения. Первое - это школа Госэй («школа позднейшего развития»), основанная на теориях «Трактата о внутреннем», включённых в китайскую систему траволечения в период с XII по XIV век и впоследствии занесённых в Японию. Второе - школа Кохо («школа древних формул»), опирающаяся в первую очередь на книгу III века Шан Хань Лунь «Трактат о заболеваниях, вызванных холодом». Школа Госэй более схожа с традиционной китайской медициной, практикуемой в современном Китае, поскольку она часто прибегает к теориям пяти фаз (У-Син ) и каналов. Школа Кохо же, несмотря на то, что основана на древней китайской книге, несёт больше специфических японских особенностей и отражает разрыв между медицинскими системами Японии и Китая.

Однако у двух японских школ есть несколько общих черт, отличающих их от китайской системы. Во-первых, теория упрощена, и больше внимания уделяется эмпирическому опыту практиков. Диагностике по пульсу предпочитают диагностику по состоянию брюшной полости, поскольку считается, что ей легче обучиться, что она нагляднее, точнее и не перегружена теоретическими рассуждениями. В этой системе меньше используемых средств и препаратов, чем в китайской. Это, вероятно, происходит из-за общей тенденции к упрощению, а также из-за того, что травы, многие из которых ввозятся из Китая, относительно сложно достать. Наконец, каждая отдельная субстанция вводится в формулу в дозировке, в два или в три раза меньшей, чем в Китае. Возможно, одна из причин этого различия - разная физическая конституция японцев и китайцев.

До эпохи Нара (710-793) медицинские знания во многом приходили в Японию из Кореи. Начиная с этого периода, всё больше и больше сведений стало поступать благодаря прямым контактам с Китаем. Этот приток новых знаний в эпоху Хэйян (794-898 г.) привёл к созданию труда Исинпо , обобщавшего наиболее существенные аспекты китайского медицинского знания эпох династий Суй (581-618) и Тан (618-907). В эпоху Камакура (1185-1333) в Японию стали поступать более глубокие и теоретически разработанные медицинские сведения эпохи династии Сун (960-1279), в основном через буддийских монахов. Именно в этот период китайская медицина приобрела популярность в Японии. До этого её применение ограничивалось исключительно аристократией.

Начиная с периода Муромати (1333-1573) японская медицина стала приобретать отчётливые индивидуальные черты. Санки Тасиро (1465-1537) учился в Китае и привёз с собой теории медицинских школ Цзинь-Юань , в первую очередь идеи «согревающей и тонизирующей» школы Ли Ао . Ученик Санки , Досан Манасэ , активно пропагандировал этот тип медицины и основал школу медицинской мысли, известную как «школа Госэй ». Приверженцы этой школы, прекрасно знающие китайские классические труды (в первую очередь «Трактат о внутреннем» и «Трактат о нарушениях»), не просто имитировали китайские методы лечения травами, а упростили их. В употреблении осталось меньше медицинских средств, частично потому, что в Японии было доступно меньше трав, частично потому, что японцы, благодаря глубокому влиянию буддизма, крайне неодобрительно отнеслись к препаратам, в состав которых входили вещества животного происхождения. Кроме того, именно Досан Манасэ довёл развитие методики прощупывания брюшной полости до одной из основных форм диагностики. Эта школа сохранила теоретическую базу медицинской системы Цзинь-Юань , включая теории пяти фаз (У-Син ) и каналов, однако при этом она предлагала практический подход и простые в применении методы лечения, благодаря чему приобрела широкую популярность.

Развитие школы Кохо в период Токугава (1603-1867) стало отчётливым признаком возникновения в Японии новой уникальной системы лечения травами. Эта школа призывала к возврату к тексту III века «Трактат о заболеваниях, вызванных холодом» как к основе системы траволечения. Возвращение к истокам было распространённой тенденцией у значительной части образованного общества, как в Китае, так и в Японии. Однако в том, что касается медицины, в Японии это движение было гораздо радикальнее, чем в Китае, и привело к глубокому расколу между двумя направлениями лечения травами. Радикальное философское течение совпало по времени с изоляционистской политикой сёгуната Токугава . Строгие ограничения на внешнюю торговлю привели к значительному сокращению количества доступных трав из Китая и других стран.

Основатели школы Кохо понимали «Трактат о заболеваниях, вызванных холодом» следующим образом. Существует пять причин болезни: ветер, холод, сырость, жар и неправильное питание либо переутомление. Если организм находится под влиянием одного или нескольких из этих факторов, то затрудняется движение Ци, Крови или Влаги (это слово в терминологии традиционной китайской медицины обозначает все жидкости тела). Особенно важно движение Ци, потому что застой Ци затрудняет циркуляцию Крови и Влаги. При застое любой из трёх субстанций проявляются симптомы болезни. В зависимости от места застоя и силы сопротивления организма, болезнь подразделяется на шесть стадий: три стадии «ян» и три стадии «инь». Слова «инь» и «ян» применяются только в этой системе классификации. Примечательно для этой системы отсутствие следов теории пяти фаз (У-Син ) и теории Инь и Ян органов. Диагностика осуществлялась с помощью осмотра, опроса о проявившихся симптомах, прощупывания брюшной полости и прощупывания пульса с целью определения очага и природы заболевания, а также оценки состояния затронутых органов. Затем, исходя из стадии заболевания, природы фактора, приведшего к заболеванию, и природы повреждения организма (Ци, Кровь или Влага) выбиралась подходящая формула.

Основатели школы Кохо высоко ценили «Трактат о заболеваниях, вызванных холодом». По мнению некоторых исследователей, они понимали этот труд слишком упрощённо; однако ещё больше они упростили саму систему. Многие последователи школы Кохо считали, что пять причин болезней, упомянутые в «Трактате о заболеваниях, вызванных холодом», можно свести к единой причине. Например, один из основателей этой школы, Гэни Нагоя (1628-1696), рассматривал Ветер, Холод и Сырость как формы Холода. Тодо Ёсимасу (1702-1773) прошёл по этому пути ещё дальше. В трактате «Множество болезней - один яд» он утверждает, что все болезни происходят из-за проникновения яда в организм. Он полностью отвергал концепцию пяти патогенных факторов, способствующих возникновению болезней, также как и роли Ци, Крови и Влаги. По его мнению, для лечения болезни достаточно было выучить формулы, приведённые в «Трактате о заболеваниях, вызванных холодом», поскольку они позволяют лечить все недуги. Когда исчезает комплекс (чжэн , яп. сё ) признаков и симптомов, связываемых с болезнью, то болезнь считается вылеченной. Он отстаивал метод диагностики по состоянию брюшной полости как средство оптимизации процесса диагностики. К диагностике по пульсу он относился скептически. По его мнению, несмотря на то, что можно различить некоторые характеристики пульса (например, поверхностный, глубокий, замедленный, ускоренный, скользкий и прерывистый), по его состоянию невозможно определить состояние пяти органов «инь». Эти идеи оказали очень сильное влияние на мир китайско-японской фитотерапии, ощутимое до сих пор.

Идеи Тодо Ёсимасу были подхвачены его студентами. В первую очередь слава за развитие учения Тодо принадлежит Ёдо Одаю (1799-1870). Нангай Ёсимасу (1750-1813) вновь ввёл в обиход теорию Ци, Крови и Влаги, и многие современные практики школы Кохо классифицируют формулы, исходя из их эффективности при ликвидации застоя этих субстанций. Например, отвар ветвей коричного дерева (Гуй Чжи Тан ) применяется при застое Ци, отвар персиковых косточек для упорядочивания Ци (Тао Хэ Чэн Ци Тан ) - при застое Крови, а порошок пяти ингредиентов с порией (У Лин Сан ) - при застое Влаги.

Всё это свидетельствует о том, что в рамках школы Кохо уживается много разных теорий. Кроме того, в современной Японии работает много адептов школы Госэй . Их особенно много среди врачей, применяющих наряду с растительными лекарственными средствами и акупунктуру, поскольку теории каналов и пяти стадий болезни составляют основу акупунктурной практики, хотя некоторые адепты школы Кохо адаптировали «Трактат о заболеваниях, вызванных холодом» к нуждам акупунктуры. Однако наиболее часто встречающийся метод заключается в сочетании двух школ с применением формул и подходов, характерных как для той, так и для другой. Помимо этого, недавно многие современные китайские тексты были переведены на японский. Поэтому теперь современная практика традиционной китайской медицины также оказывает прямое влияние на китайско-японскую систему лечения травами.

Чаще всего в современной Японии используются экстракты трав, как правило, в форме порошка. Необработанные травы применяются реже, чем в Китае, и приготавливаются несколько по-другому. Обычно их кипятят в 600 мл воды в течение 30-40 минут, пока объём воды не уменьшится до 300 мл. Полученную жидкость делят на три дозы по 100 мл, которые принимают перед едой.

Из этого краткого рассказа видно, что при развитии традиционной системы лечения травами Китай и Япония шли разными путями. Следовательно, понимание и применение формул несколько различаются в зависимости от страны. Тем не менее, информация, представленная в данной книге, написанной на основании современных китайских источников, должна помочь в практике всем, кто применяет китайские прописи, и способствовать западным практикам постепенной разработке собственных традиций восточной медицины.

Выше приведен перевод небольшого раздела, посвященного истории и современному состоянию традиционной японской медицины их книги Dan Bensky and Randall Barolet, Formulas & Strategies, стр. 25-27.

Японская медицина традиционная - Японская народная медицина

Все виды терапии – медикаменты, массажи, акупунктура, бальнеолечение и другие – рассматриваются японской медициной в качестве внешних факторов лечебного процесса. Решающим же фактором успеха при лечении заболевания является сам человек, а не средства, которые при этом используются.

В Японии считается, что воля и духовный настрой человека находятся в тесной взаимосвязи с нормальной жизнедеятельностью организма и возникновением заболевания. Японские врачи полагали, что и острые, и хронические психические возбуждения инь и ян могут вывести человека из равновесия, привести к возникновению дисбаланса между энергией ци и кровью, вызывают пустоты в защитных силах организма, что способствует проникновению в него внешнего патогенного начала.

Японские традиционные системы укрепления здоровья эффективны не только в плане общего оздоровления организма, но также дают мощный эффект в виде усиления физической силы, повышения болевого порога, сопротивляемости внешним воздействиям (в т.ч. режущим предметам), что делает их привлекательными для представителей боевых искусств.
Так, один из создателей подобного рода систем «закалки хара» Хида Харумити голой ступней давил в щепы деревянные колоды из японской криптомерии диаметром около 15 см, легким движением опрокидывал опрокидывал сильнейших борцов дзюдо, продавливал деревянный пол так, что оставалось отверстие в виде ступни.
Хида Харумити - Создатель другой системы «закалки тела и духа» (Эма сики синсин танрэмпо) эпохи Тайсё (1912–1926 гг.) Эма Сюнъити, спокойно лил кипяток на руки, голыми ступнями стоял на клинках самурайских катана, а его ученицы выдерживали мощные удары в солнечное сплетение.

Основной компонент тренировки хара – это дыхание животом или, иначе, «брюшное/ абдоминальное» дыхание.

Брюшной тип дыхания – это дыхание путем амплитудного поднятия и опускания диафрагмы, при котором грудная клетка остается практически неподвижной.
Что представляет собой такой подход, хорошо видно из опубликованной в 1932 г. книги Кисида Кэндзо «Правильный образ жизни» («Хонто-но курасиката»), где на основе концепции рационального образа жизни описаны примерный распорядок дня и оптимальная жизненная позиция пригодная для рядового человека. В книге выделено два уровня организации жизни: первый, к которому с минимальными усилиями может привыкнуть любой человек и который включает в себя обязательную утреннюю гимнастику, умеренность в еде, хорошую усвояемость пищи, отказ от алкоголя и курения и т.д.
Первым же этапом второго уровня является освоение способа дыхания с помощью хара. Вот как это описано в первом параграфе «Тренировка силы хара» книги Кисида Кэндзо: «Выражения типа «хара-но ару хито», «хара-но дэкита хито», «хара-но суватта хито» описывают образ героического человека. В тоже время «хара-но най хито», «хара-но курой хито» дают нам образ низкого и недалекого человека. [Поэтому] Взращивание силы хара крайне важно для нашего воспитания.
«Человек, овладевший хара» -это, прежде всего, храбрец, который ничего не боится и ничему не удивляется. Тот же, кто дрожит от страха по малейшему поводу, силы в хара не имеет. Во-вторых, у такого человека возрастает сила самоконтроля и выдержка, и при малейшей неприятности или раздражении он не поднимает шума, т.к. все «оседает на дно» хара. В-третьих, такой человек не чувствует ни жары ни холода, а ощущения физической боли сильно ослабевают. Если, например, при медицинской операции «опустить силу» на «дно» хара, то боль сразу уменшится. Такой человек бесстрашно стоит перед обнаженным мечом и легко может сделать даже каппуку. В-четвертых, становится возможным легко овладеть высшими секретами мастерства различных искусств, будь то кэндо, дзюдо, каллиграфия, живопись, музыка, пение в театре Но, плотницкое или кузнецкое дело – мастера любого из искусств – люди, овладевшие хара. И в-пятых, искусство хара лечит все болезни, здоровье возрастает, а значит приходит творческая активность, бодрость и отличное настроение.

Способ дыхания силой хара – один из самых действенных методов оздоровления в японской традиционной медицине».

Ценность идеи хара как национального достояния Японии подчеркивал выдающийся деятель синто, представитель «школы национальной науки» (кокугаку) Хирата Ацутанэ (1776-1843). Хирата Ацутанэ написал множество трудов, но теория о точке тандэн всесторонне описана лишь в произведении о медицинском искусстве под названием «Сидзу-но ивая» («Пещера тишины»).

Хирата Ацутанэ также пишет о секрете, который открыл ему отец, что дух ки надо тренировать, чтобы избежать болезней и жить долго. По его словам, отец с детства был слабым и часто болел. Однако когда отцу было 30 лет, некий старец поведал ему один секрет, после чего, как это ни удивительно, отец Хирата Ацутанэ смог прожить долгую жизнь без болезней до 84 лет.

Хирата Ацутанэ описывает этот метод так, как рассказывал ему отец: «Каждый вечер, войдя в спальню, прежде, чем заснуть, необходимо проделать следующее.

1. Лечь на кровать лицом вверх.
2. Далее сомкнуть обе ноги и энергично вытянуть их, как будто выталкиваешь что-то пятками.
3. Потом дух ки всего тела из области пупка направить ниже, в точку тандэн, и затем наполнить им все тело, вплоть до задней поверхности поясницы и ног.
4. Далее, загибая пальцы, следует считать вдохи-выдохи до 100.
5. Досчитав до ста, нужно расслабиться и сбросить напряжение.
6. Проделать все это 4-5 раз за вечер».
«Если это выполнять, то все тело наполнится здоровьем

ТАНДЕН или 丹田 (Точка Центра) - это чрезвычайно важный центр в теле человека.

Даньтянь (китайское) или Тандэн (японское) - это основа всей энергетической системы человека.

В Японии эта точка Центра имеет специальные названия: «сэйка но иттэн» - единая точка, а также «сэйка тандэн» - точка Центра. Именно здесь естественным образом концентрируется жизненная энергия и отсюда она распространяется по всему телу. Все виды восточных боевых искусств базируются на осознании Тандэна.
Даньтянь или Танден - это резервуар энергии в теле. Сохраняя энергию в даньтяне, мы можем в любое время получить к ней доступ.
Если этого не делать, ЦИ рассеивается и не может быть использована. Поэтому даньтянь называют “Океан ЦИ”.
Согласно теории восточной медицины, когда “Океан” заполнен, энергия начинает переливаться в восемь особых “чудесных” меридианов.

Он совпадает с центром тяжести человека и располагается в точке примерно пять сантиметров ниже пупка и вглубь.

Там, где люди носят ремни, чтобы защитить и усилить это место находится линия Хара. Она окружает тело чуть ниже пупка. Прямо под пупком на линии Хара находится центр тяжести или центр массы тела. Он располагается в точке примерно пять сантиметров ниже пупка и вглубь
Поскольку конституция людей отличается друг от друга, а особенно большие различия имеются в строении тела у мужчин и женщин, то его месторасположение можно указать только приблизительно, оно варьируется от человека к человеку.
Он не так знаменит, как другие точки в акупунктуре, однако его неприметность лишь подчеркивает его важность.
То, что действительно значимо, никогда не выставляется напоказ, потому что только знатоки могут оценить ценность данной вещи.

Чем же он так замечателен? Это точка, где ум соединяется с телом.
На Востоке его также называют седалищем духовных сил человека.
В общем, словом "Тандэн" называют всю нижнюю часть тазовой области.
Здесь скапливается Ки (Ци - кит., Прана - санскрит.) человека.
Если вы не можете с уверенностью сказать, где находится тандэн, вам поможет его найти следующее упражнение, которое столетиями широко используется в традициях боевых искусств.

Как найти Тандэн- 丹田 :

1 Примите удобное положение стоя, ноги на ширине плеч.
2 Сделайте несколько глубоких вдохов.
3 Освободитесь от всех напряжений в теле и думайте о чем-нибудь приятном.
Рот слегка приоткрыт.
4.Вдыхайте воздух через нос, при этом язык касается верхнего нёба.
При выдохе через рот язык естественным образом опускается вниз.
Медленно сгибайте колени, фокусируя внимание на нижней части живота.
Каждый шаг выполняйте очень-очень медленно.

Внезапно вы начнете осознавать точку в нижней части живота, на два-три пальца ниже пупка.
Именно здесь обитает ваша жизненная сила, центр вашего существа.
Теперь переходите к дыхательному упражнению.

Особенно эффективна восточная медицина для лечения хронических заболеваний, старческих недугов. В списке рекомендаций кампо - бронхиальная астма, хронический гепатит, ревматоидный артрит, гипертония, климактерические нарушения, то есть те болезни, против которых обычная медицина чаще всего бывает бессильна.

Описание, необходимые жизненные точки в японской медицине, которые нужно просто знать наизусть,как таблицу умножения. Кто не знает,тот пусть выучит и запомнит:-)

Точка - (GV.20) Бай-хуэй (百會, bǎi-huì - стократный сборщик)

– «Сто встреч», «стократный сборщик».

Диагностическая точка заднесрединного, Чудесного Меридиана. Эта точка расположена на голове,(не на макушке), а соответствует теменной ямке на линии, соединяющей верхушки ушных раковин. Является наивысшей точкой, по которой измеряют рост человека.
Показания к использованию точки БАЙ-ХУЭЙ: Головная боль, головокружение, нарушение мозгового кровообращения, шум в ушах, заболевания глаз, уха, геморрой, неврастения, психические нарушения, эпилепсия судороги, паркинсонизм, опущение матки и влагалища, ночные страхи у детей.
Помассируйте эту точку!И слушайте свой организм, где кольнуло -там непорядок!

Точка - Вай-гуань (TH-5) (外關, wài-guān - наружная граница)

- "Отец энергии","наружная граница"

Групповой ЛО-пункт 3-х - яньских ручных Мерилиан и Точка-Ключ к Чудесному Меридиану ЯН-ВЭЙ-МАЙ. Если рука лежит ладонью вниз, то надо поставить три пальца другой руки, чтобы мизинец находился у края лучезапястной складки и тогда указательный палец укажет в углублении эту важную точку, которая относится к Меридиану Трёх обогревателей (трёх частей тела, Меридиан теплообразования).
Показания к применению точки ВАЙ-ГУАНЬ:Точка обладает жаропонижающим эффектом - точка снижения температуры. Другие показания: грипп, простудные заболевания,катар дыхательных путей, паркинсонизм, боль в пальцах, предплечье, локтевом суставе, парезы и контрактуры мышц рук, прострелы в шее и пояснице, зубная боль, глазные болезни,нарушение сна,общая слабость,мигрень,плохая переносимость изменений погоды, гипотензия,паротит, шум в ушах, глухота. Помассируйте эту точку!

Точка - Нэй-гуань (PC-6) (内關, nèi-guān - внутренняя граница)

- "Мать крови", "внутренняя граница"

Точка ЛО-пункт к Меридиану Трёх обогревателей.Точка-Ключ к Чудесному Меридиану ИНЬ-ВЭЙ-МАЙ. Если рука лежит ладонью вверх, то ставим три пальца другой руки мизинцем на край лучезапястной складки и указательный палец укажет эту точку(находится напротив точки ВАЙ-ГУАНЬ).
Показания к использованию точки НЭЙ-ГУАНЬ:Боли в области сердца,Гипертоническая болезнь,тахикардия, стенокардия,боли в области локтевого сустава и плеча,спазм желудка,коллапс после родов,конъюнктивит,потеря силы воли, шок,безотчётная тревога и страх, маниакальное состояние, истерия, налившиеся кровью глаза, расстройство сна.

Точка - Хэ-гу (LI-4) (合谷, hé-gǔ - соединение долины)

–«Море жизни», «глубокая долина»,»закрытая ладонь»,»соединение костей».

Точка пособник Меридиана толстого кишечника, расположена на тыльной стороне ладони при примкнутом большом пальце, на бугорке у края складки его вершины. Беременным действие на эту точку противопоказано! (Выкидыш!). Помассируйте эту точку! Используется в боевых искусствах Востока.

Показания к использованию точки ХЭ-ГУ: Точка снятия боли любой локализации. БАТ т. Используется, как общеукрепляющая с целью профилактики. Астма, удушье, коллапс, шум в ушах, глухота, затруднение отхаркивания мокроты, простудные заболевания, носовое кровотечение, зубная боль, боль в области лопатки, лейкома, бессонница, неврастения, тонзиллит, ночной пот, аменорея, боли в пояснице и позвоночнике. Точка от 100 болезней. Помассируйте эту точку на левой и правой стороне кисти!

Точка –Цзу-сань-ли (ST-36) (足三裏, zú-sān-lǐ - три промежутка на ноге)

–«Нора духов»,»Три промежутка на ноге», «три сферы».

Является БАТ меридиана Желудка. Массаж этой точки продлевает жизнь человека до 100 лет. Если в положении сидя, вы положите ладонь (её центр) на коленную чашечку, то безымянный палец укажет на эту точку. Разотрите, помассируйте это место! Можно интенсивно поколоть ногтями соединенных вместе трёх пальцев.
Показания к применению точки ЦЗУ-САН-ЛИ: Общеукрепляющая и профилактическая точка. Общее тонизирующее действие от 100 болезней. Потенцирует лечебный эффект других точек. Поражения и заболевания коленного сустава, паралич нижних конечностей, острые и хронические гастриты, язвенная болезнь желудка, мастит, болезни глаз, диспепсия, снижение аппетита, общее истощение, метеоризм, перитонит, запоры и поносы, атеросклероз, гипертоническая болезнь, различные боли, головная боль, головокружение, икота, бессонница, неврастения, лихорадка, шок и коллапс. Является точкой Скорой Помощи и точкой ДОЛГОЛЕТИЯ. (Топографическая анатомия точки указана в книгах по Восточной рефлексотерапии).
Помассируйте эту точку!

Точка Шэнь-мэнь (HT-7) (神門, shén-mén - врата духа)

– «Ворота духа», «божественные ворота»

Юань точка – родник, пособник, седативная. Относится к Меридиану Сердца. Точка находится у локтевого края лучезапястной складки в углублении при слегка согнутой руке (ладонь обращена вверх). Является точкой Скорой Помощи.
Показания к использованию точки ШЕНЬ-МЭНЬ: Воздействие в данной точки особенно показано при психозах и заболеваниях сердца. Боли в области сердца с чувством беспокойства, одышка, бессонница, фобии, ухудшение памяти, повышение температуры тела, задержка умственного развития, рвота с кровью, кровохарканье, желтушность склер, снижение аппетита, жар в ладонях, ринит, паралич мышц подъязычной области, кровопотеря после родов, лимфаденит, кошмарные сновидения, истерия, эпилепсия.

Точка

– «Кипящий, бурлящий родничок», «клокочущий источник»

Седативная точка Меридиана почек. Точку определят в положении сидя или лёжа при согнутых пальцах стопы, в центре образовавшейся складки.
Показания к применению Точки KD 1- точка Скорой Помощи при шоке, при солнечном ударе, утоплении, гипертоническом кризе, инсульте. Гиперемия и похолодание подошвы, судороги мышц нижних конечностей, боли по внутренней стороне бедра, острый тонзиллит, охриплость голоса, кашель, паралич мышц подъязычной области, судороги у детей, задержка мочеиспускания в послеродовом периоде, опущение матки, истерия, желтуха, снижение остроты зрения, сухость во рту, боли в горле, недержание мочи, потеря голоса. Рвота, понос, запор.
Помассируйте Эту точку!

- это только капля в океане информации о них.

Медицина в Японии, отличается не только традиционными методами лечения, но и включает элементы нетрадиционной медицины. Один из таких направления, считается Рейки появившаяся на стыке девятнадцатого и двадцатого века. Основателем считается доктор Микао Усуи , ее суть в том, что можно достигнуть физического, психологического, духовного исцеления путем передачи энергии через руки. Большое формирование на влияние этой концепции оказала восточная медицина, а так же синтоизм и буддизм.

Традиционной медициной Японии, считается Шиацу которая основана на физиологической и атомической теории основу которой составляет китайская медицина, практика западной анатомии и традиционные элементы массажа.

Точечный массаж Шиацу придумал японец Токуиро Намикоши. Описал доктор Намикоши свой метод терапии в книге « - Японская терапия надавливания пальцами» . Массаж Шиацу еще молод, по сравнению с древними китайскими массажными техниками, но уже успел приобрести популярность из-за своей эффективности и доступности для обыкновенных обывателей.
Родился этот метод лечебного воздействия на точки из наблюдений доктора Намикоши за тем, как человек инстинктивно реагирует на ушиб или
болезненность на теле. Природный инстинкт заставляет прижимать и растирать больное место, этим невольно пробуждая резервные силы, заложенные в человеке природой.

Методы надавливания в Шиатсу:

Надавливание

Палец устанавливается на точку и производится надавливание 1 -3 кг на глубину 0, 5-2 см. Давле­ние чаще прерывистое, реже постоянное.

Надавливание большой поверхностью

Основания ладоней (чаще всего) устанавливаются над массируемой поверхностью и произ­водится давление 2-5 кг на глубину 1-5 см.

Давление с вращением

Палец устанавливается на точку, прозводится надавливание и, не ослабляя давление, палец совершает вращательные движения по часовой стрелке (ввинчивание)-бу и, или против часовой стрелки (вывинчивание)-се. Со скоростью 80-140 вра­щательных движений в минуту.

Растирание

Руку ладонной поверхностью прижима­ют к поверхности кожи. Прижимая ладонь, производят линейные рас­тирания до видимой гиперемии (покраснения) кожи.

Защипывание

Сильное воздействие на точку до появления интенсивной гиперемии. Обычно выполняется тремя пальцами - большим, указательным и средним

Вибрация

Выполняется с нажатием на точку паль­цем или ребром ладони и одновременными вибрационными движени­ями обычно 120-180 колебаний в минуту.

Название Шиацу (Шиатсу) происходит от японских слов ши – пальцы, и атсу – надавливание.

В Японии шиацу имеет правовой статус и одобрено министерством здравоохранения. Ее характерной чертой является сочетание терапии и диагностики, а для лечения пациента используются ладони и пальцы рук.

Любое обсуждение расположения акупунктурных точек в контексте японской акупунктуры должно предваряться предупреждением, что японских акупунктуристов учат, что стандартизированные расположения – это лишь места, где начинают искать точки.


Джин Шин Джитсу (Jin Shin Jyutsu ) является японской философско-целительской практикой, которая применялась в глубокой древности, однако была практически потеряна к 20-му веку. Заново ее возродил в начале 20 века Jiro Murai, сам столкнувшийся с неизлечимой болезнью уже в возрасте 26 лет.

Суть Джин Шин Джитсу – в работе с 26 точками на теле (или их проекциями на пальцах рук). Считается, что именно в этих точках происходит блокирование энергетических потоков, проходящих через тело человека, вызывая сначала локальный дисбаланс, а затем и системный, приводящий к болезням на уровне физического тела.

При этом какого-либо надавливания или массажа этих зон не производится, а только мягкое расположение на них ладоней и пальцев.

Прикладывание ладоней к точкам блокировки энергии и складывание пальцев в различные мудры приводит к высвобождению энергетических потоков и восстановлению баланса. При этом человек испытывает расслабление, душевную гармонию, улучшается самочувствие.

Теперь о подробной схема расположения самих 26 точек на теле человека. Эти точки симметричны как по положению относительно позвоночника, так и по функциям. Исключение представляет восьмая точка, которая расположена посередине икры, левая точка 8 лечит запор, а правая - диарею. Названия этих точек и точное место их расположения на теле знать не обязательно, достаточно просто прикладывать ладони к нужной зоне. Это можно делать как самостоятельно, так и с помощью другого человека, одежда не мешает получению эффекта.

1 точка джин шин джитсу «Источник движущей силы» расположена на внутренней поверхности колена . В этих местах происходит соединение нисходящих и восходящих потоков энергии, что позволяет гармонизировать все тело от макушки до пальцев ног. Открытие этой точки путем наложения на нее ладоней помогает, в частности, улучшить работу желудочно-кишечного тракта, снять головную боль, облегчить дыхание.

2 точка джин шин джитсу «Мудрость» расположена на спине, над тазовыми костями. Согласно теории джин шин джитсу, когда эта точка открыта, человек подключен к космическому источнику мудрости и творчества. Приложение рук ко 2-й точке снимает боль в спине и ногах, способствует пищеварению, облегчает дыхание, снимает напряжение и стресс.

3 точка джин шин джитсу «Дверь» находится над лопатками. Она действует подобно двери, открывающейся в обе стороны. При движении «двери» вперед снимается напряжение, а при ее движении в обратную сторону в организм поступает очищенная энергия. Работа с 3-й точкой укрепляет иммунную систему, помогает при легочных заболеваниях, простуде, болях в горле, спине и тазовом поясе.

4 точка «Окно» расположена в основании черепа. Она как бы впускает в наше тело свет знаний и животворную энергию. Работа с 4-й точкой укрепляет зрение, снимает боль, напряжение и сухость в горле, помогает при бессоннице.

5 точка «Возрождение» расположена на внутренней части голеностопа. Работа с этой точкой помогает освободиться от груза прошлого и быть более открытым новым веяниям жизни. Наложение ладоней на 5-ю точку снимает чувство страха, неуверенности в своих силах, улучшает слух и работу желудочно-кишечного тракта.

6 точка «Равновесие» расположена на стопе, на середине расстояния между концом пятки и выступающей косточкой большого пальца ноги. Обхват стопы в этом месте помогает сохранять как физическое, так и эмоциональное равновесие, а также снимает боль и напряжение в груди, спине и тазобедренных суставах.

7 точка «Победа» расположена на нижней стороне большого пальца ноги. В джин шин джитсу считается, что эта биоточка связана с биоточками на макушке и символизирует развитие и победное завершение цикла циркулирующей по телу энергии. Обхват больших пальцев ног облегчает головную боль, снимает напряжение в теле и судороги, способствует пищеварению.

8 точка «Ритм, сила и согласие» расположена на боковой наружной поверхности колена. Когда она открыта, человек ощущает настроенность на ритм, мощь и покой Вселенной. Работа с 8-й точкой способствует очищению организма, стимулирует функции мочеполовой системы, снимает боли в пояснице и ногах, улучшает работу прямой кишки.

9 точка «Начало нового энергетического цикла» находится на спине. Работа с ней способствует принятию всего нового, что дает нам жизнь. Точка является связующим звеном между нижней и верхней частями тела, поэтому ее активизация гармонизирует состояние всего организма, питает его энергией. Работать с 9-й точкой рекомендуется также при боли в груди, руках и ногах, растяжении связок голеностопа, напряжении в тазобедренных суставах.

10 точка джин шин джитсу «Источник изобилия» («Кладовая богатства») также расположена на спине. Будучи открытой, точка способствует беспрепятственному притоку жизненной энергии. Кроме того, работа с ней гармонизирует функции сердечно-сосудистой системы, усиливает кровообращение, укрепляет голосовые связки, снимает боль в груди, плечевом поясе и ногах, нормализует кровяное давление.

11 точка «Избавление от бремени прошлого» расположена в верхней части спины. Активизация точки снимает эмоциональные нагрузки, избавляет от переживаний, боли в шее, плечах, руках (включая локти, запястья и пальцы) и ногах.

12 точка «Воля Творца» находится на задней части шеи. В джин шин джитсу считается, что открытие этой точки оказывает мощное благотворное воздействие, так как подчиняет волю человека воле Творца. Работа с точкой восстанавливает эмоциональное равновесие, снимает стресс и боль в шее и руках, избавляет от икоты.

13 точка джин шин джитсу «Любовь к людям» расположена на груди, чуть ниже ключицы. Когда точка открыта, человеку легче видеть хорошее даже в тех людях, с кем он находится в плохих отношениях. Работа с 13-й точкой стимулирует функции мочеполовой системы, нормализует аппетит, снимает напряжение в шее и плечах.

14 точка «Равновесие и поддержка» находится в самом низу грудной клетки. Работа с ней помогает сохранять равновесие в повседневной жизни, ощущать помощь Творца, поддерживать энергетическую гармонию между верхней и нижней частями тела, а также устранять боль в бедрах и тазобедренных суставах.

15 точка «Радость» расположена в верхней передней части бедер. Активизируя ее, человек приходит в хорошее расположение духа, испытывает радость, желание веселиться и смеяться. Эти парные точки в джин шин джитсу еще называют «комедиантами», так как работа с ними помогает сохранять чувство здоровой самоиронии, подшучивать над собой, не так остро переживать из-за жизненных неурядиц. Кроме того, открытие 15-й точки помогает при болях в сердце, ногах, желудочно-кишечном тракте (в частности, устраняет метеоризм).

16 точка «Превращение» находится между костью голени и пяткой. Когда энергия свободно проходит через эту точку, человек ощущает себя готовым к переменам в своей жизни. Обхват 16-й точки укрепляет костную систему, улучшает мышечный тонус, активизирует функции половых органов, очищает организм.

17 точка джин шин джитсу «Репродукция» находится на запястье со стороны мизинца. Работа с этой точкой (обхват запястья) помогает в критических ситуациях, так как балансирует эмоциональное состояние, гармонизирует репродуктивные функции организма (способность к воспроизведению потомства), укрепляет сердце, снимает боли в груди, голеностопе и кишечнике (помогает, в частности, при метеоризме).

18 точка «Дух и плоть» находится на ладони у основания большого пальца. Работа с этой точкой как бы помогает человеку осознать единство духа и физического тела, а также снимает боль в затылке и груди, эффективна при бессоннице.

19 точка «Полный баланс» находится в локтевом сгибе со стороны большого пальца. Работа с точкой помогает сохранять самообладание в любых ситуациях, поддерживать хорошую физическую форму, стимулирует пищеварение, снимает боли в спине и груди.

20 точка «Прикосновение к вечности» находится чуть выше бровей. Активизация точки как бы соединяет сознание человека с разумом Вселенной, восстанавливает душевное равновесие, укрепляет зрение, улучшает слух.

21 точка «Безопасность» находится под скуловой костью. Работа с этой точкой успокаивает, обостряет мышление, способствует нормализации веса, помогает избавиться от головокружения и стресса.

22 точка джин шин джитсу «Полная адаптация» («Точка перемен») расположена под ключицами. Работа с ней помогает привести в порядок свое душевное состояние, принимать более ответственные и взвешенные решения, приспосабливаться к любым ситуациям и переменам в жизни (включая перемену погоды), активизирует функции щитовидной железы и желудочно-кишечного тракта, избавляет от запоров, снимает боль в груди, паху и в области солнечного сплетения.

23 точка «Судьба» расположена на пояснице. Работа с точкой помогает человеку управлять своими поступками, влияющими на его судьбу, избавляет от страха, блокирующего плавное течение энергии, стимулирует циркуляцию крови, работу мозга, функции почек и желудочно-кишечного тракта, снимает судороги и спазмы.

24 точка «Миротворец» находится на верхней поверхности стопы, на линии, условно проходящей между мизинцем и безымянным пальцем. Точку рекомендуется стимулировать в состоянии смущения и растерянности, что восстанавливает мир и покой в теле и душе, а также с целью преодоления упрямства, ревности и мстительности. Работа с точкой помогает также снять напряжение, судороги и дрожание (тремор) конечностей.

25 точка «Регенерация» расположена на ягодицах. Работать с ней рекомендуется для успокоения, постепенной регенерации (восстановления) всех телесных функций, усиления энергетики, достижения ясности ума.

26 точка джин шин джитсу «Директор» находится на наружных сторонах лопаток. Стимуляция точки насыщает жизненной энергией все ментальные и физические функции организма человека.

Телефон для консультаций по вопросам лечения акупрессурой и акупунктурой

8 911 276 68 06 - консультации и лечение проводят лучшие специалисты Хэнаньской академии традиционной китайской медицины

Пульсовая диагностика и консультация + подбор рецептов фитотерапии - 700 руб. АКЦИЯ!

Пульсовая диагностика и консультация у нас сейчас БЕСПЛАТНО! (если она происходит в один день с сеансом лечения)

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека