Борис Положий: Как может психолог без медобразования разобраться, здоровый перед ним человек или нет? А ведь это первое дело! Награды и признание.

Борис Сергеевич Положий (16 августа , Томск) - советский и российский психиатр, доктор медицинских наук, профессор (1986); заслуженный деятель науки Российской Федерации , руководитель отдела Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии Минздрава России.

Биография

Семья

Отец - Сергей Васильевич Положий (1912, Кушка - 1988), кандидат технических наук, доцент Томского политехнического института; участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красного Знамени и ордена Александра Невского.

Мать - Антонина Васильевна Положий (девичья фамилия Тетерская; 1917, Томск - 2003), ботаник, доктор биологических наук, профессор Томского государственного университета, Заслуженный деятель науки РСФСР.

Жена - Елена Анатольевна Положий (девичья фамилия Семёнова; р. 1949, Лейпциг), радиобиолог, кандидат биологических наук; работала в Томском государственном университете; живёт в Москве.

  • дочь - Злата Борисовна Положий (р. 1970, Томск), психотерапевт, кандидат медицинских наук, живёт и работает в Москве.

Научная деятельность

Основные направления исследований - социальная психиатрия , этнокультуральная психиатрия.

Разработал модель службы охраны психического здоровья для работников промышленности. Исследовал психические расстройств у представителей ряда этнических групп и регионов России (республики Коми, Удмуртия, Тыва, Бурятия, Чувашия; Хабаровский край, и др.), что позволило улучшить психиатрическую помощь и внести вклад в повышение уровня психического здоровья населения. Одним из первых выполнил клинико-эпидемиологические исследования психического здоровья работников различных отраслей промышленности (приборостроительной, газовой, металлургической, угольной, и др.), разработал дифференцированные программы охраны психического здоровья работающих, формы и методы психопрофилактики на промышленном производстве. Разработал оригинальную концепцию суицидального поведения, методы дифференцированной профилактики самоубийств, а также создал региональные программы оптимизации суицидологической помощи с учётом социально-экономического состояния регионов и этнокультурального состава проживающего в них населения. О высокой международной оценке суицидологических исследований Б. С. Положего свидетельствует утверждение его руководителем исследования под эгидой Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения «Суицидальная ситуация в России и новых независимых государствах Центральной Азии».

В 1978 г. защитил кандидатскую, в 1985 - докторскую диссертацию. Подготовил 6 докторов и 21 кандидата наук. Автор более 350 научных работ, в том числе 14 монографий и руководств. 

Член Президиума Правления Российского общества психиатров, заместитель председателя Диссертационного совета при Федеральном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии, член Всемирной ассоциации динамической психиатрии (WADP), член редакционных коллегий «Российского психиатрического журнала» и ряда других профессиональных изданий.

Избранные труды

Источник -

  • Дмитриева Т. Б., Положий Б. С. Этнокультуральная психиатрия. - М.: Медицина, 2003. - 447 с.
  • Клинико-социальные и этнокультуральные особенности алкоголизма и алкогольных психозов на Дальнем Востоке. аналитический обзор / [подгот. Б. С. Положим и С. М. Мостовым]. - М.: ГНЦ ССП, 2005. - 32 с. - (Социальная и судебная психиатрия)
  • Клинико-социальные и этнокультуральные особенности суицидального поведения больных с психическими расстройствами. Пособие для врачей / [Подгот. Б. С. Положим, В. В. Васильевым]. - М. : ГНЦ ССП, 2003. - 20 с.
  • Красик Е. Д., Положий Б. С., Крюков Е. А. Нервно-психические заболевания студентов. - Томск: Изд-во ТГУ, 1982. - 115 с.
  • Положий Б. С. Клиническая суицидология. Этнокультуральные подходы. - М.: РИО ФГУ «ГНЦ ССП им. В. П. Сербского», 2006. - 207 С.
  • Положий Б. С. Пограничные нервно-психические расстройства у студентов: (Эпидемиол. и реабилитац. аспекты) Автореф. дис. … канд. мед. наук. - М., 1978. - 21 с.
  • Положий Б. С. Суицидальное поведение (клинико-эпидемиологические и этнокультуральные аспекты). - М.: РИО «ФГУ ГНЦ ССП им. В. П. Сербского», 2010. - 232 с.
  • Положий Б. С. Эпидемиология, клиника и профилактика нервно-психических расстройств у работников промышленности: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. - М., 1985. - 36 с.
  • Положий Б. С., Васильев В. В. Суицидальное поведение женщин. - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 325 с.
  • Руководство по социальной психиатрии / Под ред. Т. Б. Дмитриевой, Б. С. Положего. - 2-е изд. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2009. - 544 с.
  • Современные методы профилактики психических расстройств у работников промышленных предприятий: методические рекомендации. Пособие для врачей / [сост. под рук. Б. С. Положего]. - Москва: ФГУ «ГНЦ ССП Росздрава», 2008. - 52 с. - (Социальная и судебная психиатрия).
  • Этнокультуральные особенности распространенности, формирования, клиники и профилактики основных форм психических расстройств. Пособие для врачей / [Подгот. Б. С. Положим, А. А. Чуркиным]. - М. : ГНЦССП, 2001. - 25 с.
  • Этнокультуральные особенности суицидального поведения у детей и подростков. Аналит. обзор / [Подгот. Б. С. Положим, А. И. Лазебником]. - М. : ГНЦССП, 2002. - 20 с.

Общественная деятельность

Был одним из организаторов и президентом известного в стране клуба-студии «КОМУ» Томского Дома учёных, выступая в нём в качестве музыканта и актёра (1973-1985). Регулярно выступает на различных каналах телевидения, на радио, в прессе; удостоен памятного знака программы «Культурная революция» телеканала «Культура».

В 2006 г. по инициативе Б. С. Положего Учёным советом Томского государственного университета была учреждена ежегодная Премия имени Заслуженного деятеля науки РСФСР, профессора А. В. Положий (матери Б. С. Положего) для научной молодёжи ТГУ за лучшую научную работу в области ботаники с вручением специального Диплома и обеспечиваемого семьей Б. С. Положего материального вознаграждения.

Награды и признание

  • Почётный знак ВЦСПС «За достижения в самодеятельном искусстве» (1980)
  • Почётная грамота Министерства здравоохранения и социального развития РФ (2006)
  • Премия имени В. М. Бехтерева РАМН за лучшую научную работу в области неврологии и психиатрии - монографию «Этнокультуральная психиатрия» (2007)
  • Почётный член Германской академии психоанализа (2008)

Напишите отзыв о статье "Положий, Борис Сергеевич"

Примечания

Литература

  • Борис Сергеевич Положий // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 2008. - Т. 108. - № 9. - С. 103.
  • Б. С. Положий // Экология человека, 2008. - № 8. - С. 65

Отрывок, характеризующий Положий, Борис Сергеевич

Французы, переставшие стрелять по этому, усеянному мертвыми и ранеными, полю, потому что уже никого на нем живого не было, увидав едущего по нем адъютанта, навели на него орудие и бросили несколько ядер. Чувство этих свистящих, страшных звуков и окружающие мертвецы слились для Ростова в одно впечатление ужаса и сожаления к себе. Ему вспомнилось последнее письмо матери. «Что бы она почувствовала, – подумал он, – коль бы она видела меня теперь здесь, на этом поле и с направленными на меня орудиями».
В деревне Гостиерадеке были хотя и спутанные, но в большем порядке русские войска, шедшие прочь с поля сражения. Сюда уже не доставали французские ядра, и звуки стрельбы казались далекими. Здесь все уже ясно видели и говорили, что сражение проиграно. К кому ни обращался Ростов, никто не мог сказать ему, ни где был государь, ни где был Кутузов. Одни говорили, что слух о ране государя справедлив, другие говорили, что нет, и объясняли этот ложный распространившийся слух тем, что, действительно, в карете государя проскакал назад с поля сражения бледный и испуганный обер гофмаршал граф Толстой, выехавший с другими в свите императора на поле сражения. Один офицер сказал Ростову, что за деревней, налево, он видел кого то из высшего начальства, и Ростов поехал туда, уже не надеясь найти кого нибудь, но для того только, чтобы перед самим собою очистить свою совесть. Проехав версты три и миновав последние русские войска, около огорода, окопанного канавой, Ростов увидал двух стоявших против канавы всадников. Один, с белым султаном на шляпе, показался почему то знакомым Ростову; другой, незнакомый всадник, на прекрасной рыжей лошади (лошадь эта показалась знакомою Ростову) подъехал к канаве, толкнул лошадь шпорами и, выпустив поводья, легко перепрыгнул через канаву огорода. Только земля осыпалась с насыпи от задних копыт лошади. Круто повернув лошадь, он опять назад перепрыгнул канаву и почтительно обратился к всаднику с белым султаном, очевидно, предлагая ему сделать то же. Всадник, которого фигура показалась знакома Ростову и почему то невольно приковала к себе его внимание, сделал отрицательный жест головой и рукой, и по этому жесту Ростов мгновенно узнал своего оплакиваемого, обожаемого государя.
«Но это не мог быть он, один посреди этого пустого поля», подумал Ростов. В это время Александр повернул голову, и Ростов увидал так живо врезавшиеся в его памяти любимые черты. Государь был бледен, щеки его впали и глаза ввалились; но тем больше прелести, кротости было в его чертах. Ростов был счастлив, убедившись в том, что слух о ране государя был несправедлив. Он был счастлив, что видел его. Он знал, что мог, даже должен был прямо обратиться к нему и передать то, что приказано было ему передать от Долгорукова.
Но как влюбленный юноша дрожит и млеет, не смея сказать того, о чем он мечтает ночи, и испуганно оглядывается, ища помощи или возможности отсрочки и бегства, когда наступила желанная минута, и он стоит наедине с ней, так и Ростов теперь, достигнув того, чего он желал больше всего на свете, не знал, как подступить к государю, и ему представлялись тысячи соображений, почему это было неудобно, неприлично и невозможно.
«Как! Я как будто рад случаю воспользоваться тем, что он один и в унынии. Ему неприятно и тяжело может показаться неизвестное лицо в эту минуту печали; потом, что я могу сказать ему теперь, когда при одном взгляде на него у меня замирает сердце и пересыхает во рту?» Ни одна из тех бесчисленных речей, которые он, обращая к государю, слагал в своем воображении, не приходила ему теперь в голову. Те речи большею частию держались совсем при других условиях, те говорились большею частию в минуту побед и торжеств и преимущественно на смертном одре от полученных ран, в то время как государь благодарил его за геройские поступки, и он, умирая, высказывал ему подтвержденную на деле любовь свою.
«Потом, что же я буду спрашивать государя об его приказаниях на правый фланг, когда уже теперь 4 й час вечера, и сражение проиграно? Нет, решительно я не должен подъезжать к нему. Не должен нарушать его задумчивость. Лучше умереть тысячу раз, чем получить от него дурной взгляд, дурное мнение», решил Ростов и с грустью и с отчаянием в сердце поехал прочь, беспрестанно оглядываясь на всё еще стоявшего в том же положении нерешительности государя.
В то время как Ростов делал эти соображения и печально отъезжал от государя, капитан фон Толь случайно наехал на то же место и, увидав государя, прямо подъехал к нему, предложил ему свои услуги и помог перейти пешком через канаву. Государь, желая отдохнуть и чувствуя себя нездоровым, сел под яблочное дерево, и Толь остановился подле него. Ростов издалека с завистью и раскаянием видел, как фон Толь что то долго и с жаром говорил государю, как государь, видимо, заплакав, закрыл глаза рукой и пожал руку Толю.
«И это я мог бы быть на его месте?» подумал про себя Ростов и, едва удерживая слезы сожаления об участи государя, в совершенном отчаянии поехал дальше, не зная, куда и зачем он теперь едет.
Его отчаяние было тем сильнее, что он чувствовал, что его собственная слабость была причиной его горя.
Он мог бы… не только мог бы, но он должен был подъехать к государю. И это был единственный случай показать государю свою преданность. И он не воспользовался им… «Что я наделал?» подумал он. И он повернул лошадь и поскакал назад к тому месту, где видел императора; но никого уже не было за канавой. Только ехали повозки и экипажи. От одного фурмана Ростов узнал, что Кутузовский штаб находится неподалеку в деревне, куда шли обозы. Ростов поехал за ними.
Впереди его шел берейтор Кутузова, ведя лошадей в попонах. За берейтором ехала повозка, и за повозкой шел старик дворовый, в картузе, полушубке и с кривыми ногами.
– Тит, а Тит! – сказал берейтор.
– Чего? – рассеянно отвечал старик.
– Тит! Ступай молотить.
– Э, дурак, тьфу! – сердито плюнув, сказал старик. Прошло несколько времени молчаливого движения, и повторилась опять та же шутка.
В пятом часу вечера сражение было проиграно на всех пунктах. Более ста орудий находилось уже во власти французов.
Пржебышевский с своим корпусом положил оружие. Другие колонны, растеряв около половины людей, отступали расстроенными, перемешанными толпами.
Остатки войск Ланжерона и Дохтурова, смешавшись, теснились около прудов на плотинах и берегах у деревни Аугеста.
В 6 м часу только у плотины Аугеста еще слышалась жаркая канонада одних французов, выстроивших многочисленные батареи на спуске Праценских высот и бивших по нашим отступающим войскам.
В арьергарде Дохтуров и другие, собирая батальоны, отстреливались от французской кавалерии, преследовавшей наших. Начинало смеркаться. На узкой плотине Аугеста, на которой столько лет мирно сиживал в колпаке старичок мельник с удочками, в то время как внук его, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу; на этой плотине, по которой столько лет мирно проезжали на своих парных возах, нагруженных пшеницей, в мохнатых шапках и синих куртках моравы и, запыленные мукой, с белыми возами уезжали по той же плотине, – на этой узкой плотине теперь между фурами и пушками, под лошадьми и между колес толпились обезображенные страхом смерти люди, давя друг друга, умирая, шагая через умирающих и убивая друг друга для того только, чтобы, пройдя несколько шагов, быть точно. так же убитыми.
Каждые десять секунд, нагнетая воздух, шлепало ядро или разрывалась граната в средине этой густой толпы, убивая и обрызгивая кровью тех, которые стояли близко. Долохов, раненый в руку, пешком с десятком солдат своей роты (он был уже офицер) и его полковой командир, верхом, представляли из себя остатки всего полка. Влекомые толпой, они втеснились во вход к плотине и, сжатые со всех сторон, остановились, потому что впереди упала лошадь под пушкой, и толпа вытаскивала ее. Одно ядро убило кого то сзади их, другое ударилось впереди и забрызгало кровью Долохова. Толпа отчаянно надвинулась, сжалась, тронулась несколько шагов и опять остановилась.
Пройти эти сто шагов, и, наверное, спасен; простоять еще две минуты, и погиб, наверное, думал каждый. Долохов, стоявший в середине толпы, рванулся к краю плотины, сбив с ног двух солдат, и сбежал на скользкий лед, покрывший пруд.
– Сворачивай, – закричал он, подпрыгивая по льду, который трещал под ним, – сворачивай! – кричал он на орудие. – Держит!…
Лед держал его, но гнулся и трещал, и очевидно было, что не только под орудием или толпой народа, но под ним одним он сейчас рухнется. На него смотрели и жались к берегу, не решаясь еще ступить на лед. Командир полка, стоявший верхом у въезда, поднял руку и раскрыл рот, обращаясь к Долохову. Вдруг одно из ядер так низко засвистело над толпой, что все нагнулись. Что то шлепнулось в мокрое, и генерал упал с лошадью в лужу крови. Никто не взглянул на генерала, не подумал поднять его.

Положий Борис Сергеевич - доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела экологических и социальных проблем психического здоровья Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского.
Председатель Проблемного и заместитель председателя Диссертационного советов Центра, член Президиума Правления Российского общества психиатров, научный координатор программы совместных научных исследований с Германской академией психоанализа и клиникой динамической психиатрии и психотерапии "Ментершвайге" (Германия); Почетный член Германской академии психоанализа (DAP), член редакционной коллегии "Российского психиатрического журнала" и ряда других отечественных и зарубежных профессиональных изданий, автор более 300 научных трудов, в том числе, 15 монографий и руководств.

публикации автора

  • Самоубийства в России: осеннее обострение или опасная тенденция?

  • Самоубийства: как предотвратить беду?

    10/09/2011 Суицид – глобальная проблема, которую невозможно оставить без внимания. По статистике в наш век от самоубийств погибает людей больше чем от всех войн и насильственных убийств вместе взятых. И самое страшное, что суициду подвержены все социальные и возрастные группы, не исключая детей и подростков. Что толкает человека на такой поступок и как его можно предотвратить? Что такое суицидный синдром, и правда ли, что человек, однажды предпринявший попытку самоубийства, будет повторять ее снова? Что является самой частой причиной суицида у детей, и как уберечь своего ребёнка от этой ужасной трагедии? Действительно ли в осеннее-весенний период увеличивается количество суицидов, и с чем это связано? На эти и другие вопросы ответил доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела экологических и социальных проблем психического здоровья Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского Борис ПОЛОЖИЙ.

16 августа2018 г.исполнилось 70 лет доктору медицинских наук, профессору, Заслуженному деятелю науки РФ Борису Сергеевичу Положему.

Узы тесной дружбы связывают специалистов психотерапевтического Центра и Положего Б.С. Буквально с момента открытия ГАУЗ Республиканский клинический психотерапевтический центр и по сегодняшний день плодотворное научно-практическое сотрудничество объединяет нас с этим выдающимся человеком.

По окончании а (1972 г.) Б.С. Положий работал участковым психиатром, заведующим отделением Томской областной психиатрической больницы. В1975 г. организовал на базе Томской городской межвузовской больницы первую в стране психопрофилактическую службу для студентов, функционирующую и по сегодняшний день. В1977 г. эта служба была удостоена золотой медали ВДНХ СССР. На материалах своей практической деятельности подготовил и защитил (1978 г.) кандидатскую диссертацию «Пограничные нервно-психические расстройства у студентов (клинико-эпидемиологические и реабилитационные аспекты)». В 1980г. участвовал в создании Сибирского филиала Института психиатрии АМН СССР (ныне — Институт психического здоровья СО РАН), став первым сотрудником института. В 1981г. был избран на должность руководителя отдела профилактической психиатрии этого института. В1985 г. защитил докторскую диссертацию «Эпидемиология, клиника и профилактика нервно-психических расстройств у работников промышленности». С 1986 по 1993 гг. работал заместителем директора по науке НИИ психического здоровья Томского научного центра АМН СССР. С1993 г. по настоящее время работает в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского (ныне - Национальном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского МЗ РФ). С 1993 по 2017 гг. возглавлял Отдел экологических и социальных проблем психического здоровья, с2017 г. - Отдел клинической и профилактической суицидологии Московского НИИ психиатрии - филиала НМИЦПН им. В.П. Сербского.

В своей научной деятельности Б.С. Положий уделяет особое внимание новым или недостаточно разработанным разделам психиатрии. В частности, он является одним из основателей российской промышленной психиатрии, экологической психиатрии, этнокультуральной психиатрии. Б.С. Положему принадлежит большой вклад в современное развитие социальной психиатрии и клинической суицидологии. Им выполнены крупномасштабные клинико-эпидемиологические исследования психического здоровья работников различных отраслей промышленности (приборостроительной, газовой, металлургической, угольной, и др.), разработаны дифференцированные программы охраны психического здоровья работающих, формы и методы психопрофилактики на промышленном производстве. Изучены этнокультуральные особенности психических расстройств и суицидального поведения представителей финно-угорских, тюркских, монгольских этнических групп населения и малочисленных народов России. Б.С. Положим разработана оригинальная концепция суицидального поведения, методы дифференцированной профилактики самоубийств, региональные программы суицидологической помощи с учётом социально-экономического состояния регионов и этнокультурального состава населения.

Б.С. Положий является автором около 400 научных работ, в том числе, 16 монографий и руководств. Среди них такие фундаментальные труды, как монография «Этнокультуральная психиатрия» (в соавторстве с Т.Б. Дмитриевой), удостоенная премии РАМН им. В.М.Бехтерева за лучшую работу в области психиатрии и неврологии, уникальная монография «Суициды в России и Европе», подготовленная совместно с ведущими суицидологами 15 европейских стран. Под редакцией Б.С. Положего подготовлено первое российское «Руководство по социальной психиатрии», вышедшее в двух изданиях. Он является редактором и автором ряда ключевых глав первого российского «Национального руководства по суицидологии» (в печати).

Большое место в деятельности Б.С. Положего занимает работа по подготовке кадров высшей квалификации. Под его руководством выполнены и защищены 7 докторских и 24 кандидатских диссертации. Ученики Б.С. Положего работают не только в России, но и в других странах (Австрия, Монголия, Казахстан, Азербайджан, Украина). Б.С. Положий является членом Президиума Правления Российского общества психиатров, заместителем председателя Диссертационного совета при НМИЦПН им. В.П. Сербского, членом редколлегии «Российского психиатрического журнала», журнала «Психическое здоровье», инициатором и организатором Национальных конгрессов по социальной психиатрии.

Активная гражданская позиция, современный взгляд на систему оказания помощи лицам с пограничными нервно-психически расстройствами послужили поводом Б.С. Положему инициировать обращение Администрации НМИЦПН им. В.П. Сербского в Правительство Республики Башкортостан о проведении в Уфе в 2016 году VI Национального конгресса по социальной психиатрии и наркологии.

Обширна международная деятельность Б.С. Положего. Он является представителем секции суицидологии Европейской психиатрической ассоциации в России, членом Всемирной ассоциации динамической психиатрии, почетным членом Германской академии психоанализа, руководителем исследования Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения «Суицидальная ситуация в России и новых независимых государствах Центральной Азии», постоянным участником и докладчиком Всемирных и Европейских конгрессов по психиатрии.

Борис Сергеевич отличается разносторонностью интересов. Так, еще в молодости (1973-85 гг.) он был организатором и президентом известного в те годы в стране клуба-студии «КОМУ» Томского Дома учёных, выступая там также в качестве музыканта и актёра. За эту деятельность он был награжден Почетным знаком «За достижения в самодеятельном искусстве». Будучи признанным экспертом-психиатром в электронных и печатных СМИ, Б.С. Положий выступает на телевидении и в качестве участника и эксперта во многих гуманитарных программах, в частности, он удостоен почетного памятного знака программы «Культурная революция» телеканала «Культура».

В настоящее время научные исследования профессора Положего Б.С. совместно с сотрудниками кафедры психотерапии БГМУ посвящены вопросам кризисного состояния пациентов и разработке мер профилактики суицидального поведения. Эти исследования были обобщены и включены в подготовленное, совсем недавно, первое в России «Национальное руководство по суицидологии».

Профессора Б.С. Положего отличают гибкость и открытость, творческое мышление, неизменный оптимизм в науке и жизни. Он и сейчас полон творческих планов и идей. Так, в этом году он принял активное участие в организации первого в РФ «Научно-практического центра профилактики суицидов и опасного поведения несовершеннолетних» при НМИЦПН им. В.П. Сербского и стал его руководителем. Коллеги и ученики в России, ближнем и дальнем зарубежье желают Борису Сергеевичу благополучия и новых творческих успехов на благо развития отечественной психиатрии.

Евгений Гусятинский. Борис Сергеевич, как вы, врач-психиатр, объясняете феномен массового успеха «Ночного Дозора», успеха, который многими квалифицируется, как настоящая истерия?

Борис Положий. Кассу «Ночному Дозору» сделали главным образом дети и подростки. Люди старшего поколения в большей своей части такое кино не смотрят - оно ничего им не дает. Как зрителю мне не нравится «Ночной Дозор», но это мое личное дело. Как специалист по психическим заболеваниям я рискну сказать, что такие фильмы ничего хорошего для душевного здоровья нации не несут. В фильме есть моменты, которые невозможно принять, хотя технически там все «на уровне». Апологеты картины говорят: наконец у нас появился свой блокбастер, который ни в чем не уступает Голливуду. Я согласен. Но во имя чего весь этот натурализм - мордобой, море крови, выворачивание позвоночника? Никто не хочет думать о том, как «наше слово отзовется». Жестокость и натурализм, присутствующие в «Дозоре», ничем не оправданы. А это не такое уж и безобидное дело. Всемирная организация здравоохранения, уделяющая большое внимание борьбе с насилием в обществе, в одном из своих меморандумов заключила, что натуралистический показ сцен насилия может быть приравнен к самому насилию, особенно в отношении незрелой психики. А дети - основная аудитория фильма. Уже выросло целое поколение, которое воспитывалось не на сказках и фольклоре, а на киборгах. Потом мы удивляемся, почему для этого поколения обесценена человеческая жизнь. Они с детства привыкают, что насилие - это игра, что все условно, жизнь ничего не стоит - ни своя, ни чужая. Кинематографисты, с которыми я разговаривал, возражали мне, что я слишком серьезно смотрю на такие игры. Но ведь игры тоже разные бывают. Те из них, что замешены на виртуальной реальности, приучают к насилию, к тому, что «если ты не с нами, ты против нас». Взрослый человек тут усмехнется. Но на подростка такие игры действуют, как наркотик, хотя это и отдаленное сравнение. Они разжигают те чувства и эмоции, которые еще в полной мере не контролируются корой мозга. Иногда пяти-шестилетние дети после просмотра блокбастеров и ужастиков попадают к специалистам нашего профиля. Хотя в отношении «Дозора» соответствующей статистики у меня нет, я убежден, что подобную продукцию следует ограничивать для детского показа. Но производители ведь не скрывают, что рассчитывают на подростковую аудиторию. К тому же успех фильма во многом обеспечила колоссальная раскрутка. Без нее ничего бы не было. Тут все сделано профессионально. Но зачем канонизировать «Ночной Дозор» как художественное достижение российского кино?

Е. Гусятинский. Гипертрофированное, эстетизированное насилие обладает аттракционной природой. Это безусловно. Пиар тоже сделал свое дело. Но неужели этими факторами все и ограничивается? Как бы вы могли сформулировать мифологию «Ночного Дозора»?

Б. Положий. В том-то и дело, что смысл картины совершенно не оформлен. Сразу скажу, что книгу Лукьяненко я не читал. Но мы говорим о фильме. В «Ночном Дозоре» есть силы Света и силы Тьмы, два клана, можно сказать, две бандитские группировки. Они воюют за свое могущество, но пользуются одними и теми же методами. Мне хочется узнать: чем тогда добро отличается от зла? Меня настораживает и идея самого Дозора. Что это за Дозор? То есть существуют какие-то силы, которым дано право решать, кто есть кто, кого уничтожать, а кого поддерживать.

Е. Гусятинский. Незримое око власти?

Б. Положий. Вот именно. Такие мысли появляются. Чтоб с детства мы уже знали, что есть некие всемогущие органы, которые знают, что делать, примут правильное решение. И всегда все контролируют - так что никуда не скроешься. И выбора никому не предоставляют. Похоже на привет от тоталитарной идеологии. Такое уже было в нашей стране в прошлом веке. Это мы уже проходили. Конечно, авторы не имели в виду ничего подобного, однако показали именно это. Такие параллели напрашиваются сами собой.

Е. Гусятинский. Фанаты «Ночного Дозора» тоже делятся на «светлых» и «темных». У них свои законы и принципы, которые практически не пересекаются с повседневными нормами поведения или сопротивляются им, или подавляются ими. Допустимо ли в связи с этим говорить о некоем сектантстве, о квазирелигии и неоязычестве? Ведь мифология «Дозора» - кислотного, химического свойства. Это как искусственно синтезированный наркотик. И почему он так востребован?

Б. Положий. Такие вопросы редко поднимаются. А явление это очень непростое. Психология детей и подростков связана с тем, что у них нет еще достаточно критического осмысления того, что им предлагают. Им не хватает опыта. Подросток очень легко теряет грань между реальным и ирреальным. Всегда есть риск, что он ее перешагнет. Сегодня они изображают из себя каких-то героев, играют в кино. Но вполне можно себе представить, что их «понятия» перенесутся-таки на улицу, из микросоциальной группы - в общество. Кто-то будет «светлым». Притом что они сами дали себе право называться «светлыми». А «темными» назначат других - кавказцев, евреев, чернокожих и т.п. Остается найти талантливого лидера и организатора.

Е. Гусятинский. То есть это совершенно абстрактная мифология, это пустая рамка, которая приложима к любой ситуации и может быть взращена на любой почве?

Б. Положий. Совершенно верно. Эта мифология не предоставляет выбора - просто потому, что выбирать не из чего. Все одинаково: «светлые» и «темные» - одни и те же, но при этом они противостоят друг другу. Есть набор выхолощенных аттракционов. Это матрица, которую можно наложить на самые примитивные потребности. Там нет фундамента, внутреннего стержня - регулятора зрительского восприятия. Происходит отрыв от реальной жизни - она уже не требуется. Все это препятствует здоровому развитию подростка. Я не хочу показаться скучным и назидательным. К тому же я вовсе не фанат реализма. Я не против мистики в искусстве, скорее наоборот. И в этой сфере у нас есть недостижимый потолок - выдающийся роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Тут не только чертовщина, но и великий язык, и великие идеи, и мудрая философия. Понятно, что не каждому быть Булгаковым. Но разве это не уровень, на который нужно ориентироваться?

Е. Гусятинский. Существует ли немаргинальная, неэлитарная альтернатива такому масскульту? И вообще, что можно ему противопоставить?

Б. Положий. Во все времена альтернативой примитивности служат воспитание, культура, традиции. У нас, к сожалению, на волне ухода от казарменного социализма образовался вакуум. Хлынула массовая культура, которая заполонила все. Подросток выбирает то, что проще, доступнее, съедобнее. Это относится к большинству населения, не только к детям. Собственно, есть канал «Культура». Но сколько зрителей его смотрят? Мизерная доля населения. Только государственная политика способна, на мой взгляд, выработать альтернативу низкопробной масскультурной продукции. Этим должны заниматься государственные мужи.

Е. Гусятинский. Но в каком-то роде «Ночной Дозор» - это и есть государственные мужи, Первый канал. Долгий опыт конструирования национальной идеи ни к чему не привел. Потому что в основе его лежали все те же старые, отжившие и более не работающие механизмы. И теперь, когда национальная идея сама по себе успела стать виртуальной, нам предлагают такие абстрактные - затуманенные -произведения.

Б. Положий. Дело не в том, госканал это или нет. «Ночной Дозор» - не госзаказ. К великому сожалению, государству не хватает времени или желания на ненасильственную борьбу с тем, что телевидение заполняется бездарными сериалами или голливудскими поделками и новое поколение вырастает на эрзацах культуры. Государственной политики тут просто нет, а в таких условиях может вырасти поколение потребителей, а не творчески мыслящих личностей.

Е. Гусятинский. В Голливуде, кстати, добро и зло всегда четко разделены и первое непременно побеждает.

Б. Положий. Совершенно верно. Оппозиции в Голливуде всегда четкие. Они несокрушимы. Там на двух плохих чернокожих - трое хороших. Там герой рассчитывает в первую очередь на себя. Там все флажки расставлены очень четко. У нас нет ничего подобного. Мы оказались не готовы к новой жизни - в сфере наших личных ценностей, вкусов, ориентиров.

Е. Гусятинский. Кроме возрастного фактора, какие черты характеризуют основной контингент зрителей «Ночного Дозора»? Ведь фильм пользуется популярностью не только среди москвичей, но и в провинции. Играет ли тут роль социальный статус потребителя?

Б. Положий. Безусловно. Массовая культура ориентирована не только на возраст зрителя, но и на то место, которое он занимает в обществе. Почему «Дозор» смотрят в провинции? Просто потому, что там жизнь тяжелее. В провинции меньше возможностей получить хорошее образование. Там меньше возможностей чем-то занять подростков. Потому-то они и являются наиболее активными потребителями такого чтива.

Е. Гусятинский. На Петровке, 38 рост детской преступности и подростковых суицидов напрямую связывают с воздействием массмедиа, с тем, что они транслируют. На ваш взгляд, такая связь правомерна? И действительно ли существует риск, что ребенок перепутает реальный мир с виртуальным?

Б. Положий. Эти вещи, безусловно, взаимосвязаны. Проблема суицидов - одна из самых актуальных сейчас в России. Мы сегодня занимаем третье место в мире по частоте суицидов - около сорока случаев на сто тысяч человек в год. Зная общую численность населения, можно легко прикинуть эту страшную цифру. На этом фоне произошел рост подростковых и детских суицидов. Есть суициды даже среди пяти-шестилетних. Этот синдром связан с незрелой психикой детей и с гротескной, преувеличенной реактивностью. Есть и подростковые, так называемые согласованные, коллективные суициды. Причина тут - в отсутствии зрелости, когда жизнь и игра еще не дифференцированы. К тому же колоссальную роль играет и эффект подражания. Если ребенок не в состоянии критически воспринять насилие, транслируемое теле- и киноэкраном, то у него срабатывает рефлекс подражания. Виртуальный мир - мир «Ночного Дозора» - по природе все равно копирует реальный мир. Японцы уже описали так называемый «киборгсуицид». Это подростковые суициды, связанные с перепиской по Интернету, где есть призывы к самоубийству и советы, как это лучше сделать. В этом виртуальном мире дети находят себе единомышленников. Здесь мы опять упираемся в недостаток или отсутствие базисных культурных ценностей, а за них ответственны не только родители и не только школа. Во многом они формируются нашим информационным пространством, а там суициды иной раз преподносятся как привлекательное явление. Журналисты иногда живописуют травмы, трупы, жертв так, как их вообще описывать категорически нельзя. Это нечестные приемы.

Е. Гусятинский. Связан ли этот суицидальный синдром еще и с тотальной виртуализацией смерти?

Б. Положий. Думаю, связан. Ценность человеческой жизни в последнее время сильно понизилась. А смерть и боль зачастую (в тех же массмедиа) толкуются как нечто облегченное. Как будто подстрелил фигурку в игре - и нет фигурки, и что с того? Нет осознания смерти. Зато есть игровое восприятие жизни. Жизнь, безусловно, содержит элементы игры, но игры по определенным правилам, с высокой, достойной целью. Но когда жизнь превращается в абсолютную игру, теряется разница между тем, есть ты или тебя нет. Фильмы вроде «Ночного Дозора» - хотят того их авторы или нет - тоже содействуют этому. И общественное восхваление, поощрение такой продукции тоже играет тут не последнюю роль. Готовится поколение, которое не должно вообще ни о чем задумываться. Пусть за них решают другие. Опасный крен общества в сторону очередной бездны.

Е. Гусятинский. Поколение, которое перекладывает всю ответственность на Ночной Дозор?

Б. Положий. Можно и так сказать. Поколение, которое ориентировано только на получение удовольствия. За этим нет никаких нравственных, моральных ограничений и критериев. Удовольствие любой ценой. Удовольствие в широком смысле этого слова. Вплоть до того, что если есть тот, кто препятствует получению удовольствия, то его надо уничтожить. Я не хочу сказать, что тут во многом повинен именно «Дозор». Но он - типичный пример подобной культуры.

Е. Гусятинский. Есть ли у вас статистика по влиянию массмедиа и массовой культуры на умы и психику детей и подростков?

Б. Положий. Безусловно, есть, но этот вопрос очень трудно отстоять на правовом уровне. Много лет назад я был приглашен в качестве эксперта в Судебную палату по информационным спорам при президенте РФ. Тогда дело касалось газеты «Новый взгляд». Ее обвиняли в смаковании насилия и в том, что многие публикации оказывают влияние на психическое здоровье молодежи. Тогда все с этим согласились, в том числе и председатель палаты. Но позиции стороны ответчика все равно были неуязвимы. На юридическом уровне такие «преступления» недоказуемы. Это же не микроб, который куда-то попал и что-то возбудил. Но влияние массмедиа на реальность прослеживается не только по цифрам роста преступности, наркомании и алкоголизма. Оно сказывается и на некрепости семей (сейчас в России распадается 50 процентов браков), и на национальной нетерпимости, и на многих других негативных сторонах нашего сегодняшнего бытия.

Е. Гусятинский. Есть скептическое мнение, согласно которому нет ничего проще и легче, чем сопрягать насилие реальное с культом жестокости на экране. Такую причинно-следственную связь зачастую трактуют как утешительный ответ, как реакцию самозащиты, как свидетельство всеобщего бессилия. Не кажется ли вам, что избыток насилия на экране переключает его в абсолютно немотивированное событие? И можно ли в таком случае говорить о подражании немотивированному? Если можно, то влияние массмедиа на реальность становится сверхочевидным. Ведь столь часты случаи, когда детские преступления совершаются просто так, ни за что ни про что.

Б. Положий. Верно. Изобилие насилия на экране рождает иллюзию его абсолютной естественности. Получается, что убивать - это все равно что дышать, есть, пить, спать, что это само собой разумеющийся процесс, что это одна из форм проявления жизни и чуть ли не норма поведения. Тем самым вырабатывается спокойное и безразличное отношение к любой форме насилия.

Е. Гусятинский. Возможно ли, что, не будь этой выхолощенной массовой культуры, ситуация была бы иная и все было бы лучше?

Б. Положий. Безусловно. Социальная и информационная среда формирует личность. Врожденная склонность к насилию крайне редка, а для ее реализации нужны соответствующие пусковые механизмы.

Е. Гусятинский. В финале «Ночного Дозора» мальчик вступает в силы Тьмы, то есть как бы становится на сторону зла. У этого выбора нет, насколько я понял, какой-либо внятной мотивации. Герой не несет ответственность за собственный поступок. Даже не он, а его выбирают. Но он не сопротивляется. Не опаснее ли такие неидеологизированные, размытые действия самой жесткой идеологии (с открытым призывом к насилию)?

Б. Положий. Опаснее. Замысловатое до человека доходит лучше, чем то, что говорится напрямую, «в лоб». В финале «Дозора» мальчик говорит «светлым»: «Вы точно такие же, только еще хуже». Может быть, авторы и хотели разделить добро и зло, но что у них получилось на выходе? Я не знаю, может быть, их позиция состоит в том, что добро и зло неотличимы. Такую позицию я принять не могу. Другое дело - идея, что в каждом человеке есть и добро, и зло. С этим бы я согласился. Но тогда нужно ориентировать человека на то, чтобы зло так и осталось отвергнутым, а проявлялось бы и побеждало только добро. Но фильм на это никак не указывает, скорее наоборот.

Е. Гусятинский. Чем, на ваш взгляд, в большей степени мотивирован уход в виртуальный мир? Тем, что наша реальность не предоставляет чего-то ценного и позитивного, или такой уход не зависит от «пейзажа за окном»?

Б. Положий. Прямую связь с «пейзажем за окном» я бы не стал проводить. Уход в виртуальную реальность происходит сейчас во всем мире. Современному человеку не хватает времени для адаптации в этом постоянно обновляющемся, меняющемся информационном мире. Почему тянет в виртуальный мир? То, что дети намного больше обитают в своих фантазиях, чем в реальной жизни, это нормально, это этап развития. Мир фантазий проще и сильнее, потому и начинает вытеснять реальную жизнь с ее проблемами и сложностями. Если же человек с головой погружается в виртуальность, то это уже несчастный случай. Тут причины чисто индивидуальные, а не глобальные - неблагополучие на микросоциальном уровне, отношения в семье. Если в семье к ребенку относятся как к личности, он не застрянет в придуманном мире, хоть и будет пользоваться его услугами. Если же он тонет в виртуальном мире, то это уже связано с проблемами в его семье, в другом микросоциуме. И такое случается везде - не только в России, но и в значительно более благополучных странах.

Говорить о полной психической полноценности мальчика с неврологическими проблемами затруднительно. Скорее всего, речь идёт о каких-то больших или меньших нарушениях психического здоровья. Дети с такими нарушениями имеют повышенный риск суицидального поведения, у них могут быть недостаточно осознаваемые, импульсивные поступки, а поводом может быть любой, с нашей точки зрения, пустяк, провоцирующий или травмирующий подростка. Он может быть и не столь серьёзен, но может послужить эмоциональной реакцией – эмоциональная сфера зачастую очень подвижна, какое-то действие может происходить без достаточного на то осмысливания.

Если точно исключён несчастный случай, если это суицид – следствие разбирается в этом отношении – то, что касается детей с психологическими, неврологическими отклонениями, – это всегда группы риска суицидального поведения. Предотвращать его можно и должно путём соответствующего поведения с таким ребёнком.

Заболевание, хоть неврологическое, хоть психическое, само по себе не вызывает суицид, оно только создаёт повышенный риск. Склонность к суициду вызывают те или иные стрессы, психические травмы, и, конечно же, роль родителей всегда очень велика, потому что от того, как воспитан ребёнок: раним ли он или устойчив к стрессовым ситуациям, склонен к анализу своих действий, поступков, способен решать свои проблемы, а не бежать от них в виде нелепого выхода – это всё формируется в семье, начиная с дошкольного возраста. К сожалению, таких семей очень и очень мало, потому что родители, как правило, не уделяют этому внимания.

Родители должны знать те угрозы, которые могут быть, те факторы, которые могут провоцировать это. В этом конкретном случае, конечно же, надо разбираться, какие были отношения дома, какие случаи предшествовали непосредственно, что происходит в школе, общеобразовательная ли школа или специализированная -для детей с задержкой умственного развития, с нарушениями. В обычной школе – он не такой, как все, – дети бывают жестоки.

Выбор поведения – ребёнок должен контролироваться не только неврологом, но и детским подростковым психиатром, который должен построить с родителями правильную линию поведения с таким ребёнком, и наблюдать за ним.

Подростки – это вообще группа риска, даже подростки без каких-либо существенных отклонений, которые можно назвать нарушениями психического здоровья, заболеваниями. Это группа риска в силу своих психологических особенностей. Это возраст, с одной стороны, очень ранимый, очень чувствительный, с другой – с очень большими потребностями самоутверждения, потребностями видеть себя тем, кем хочется. Поэтому они вступают в конфликт и с друзьями, и с родителями, когда подростки начинают отдаляться от них, не находят с ними общий язык, с учителями. Эмоции преобладают над рассудком, нет чёткого представления о том, что смерть – это конец в полном смысле всему, нет осмысливания того, что произойдёт. Иногда эмоции захлёстывают, и подросток может совершить такие печальные действия. А если подросток страдает тем или иным заболеванием, то риск увеличивается соответственно.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека