Творческий мозг. Как работает мозг и почему усталость стимулирует творческое мышление

Исследовательской группой руководил доктор Роберто Гойя-Мальдонадо, возглавляющий отделение нейробиологии и визуализации в лаборатории психиатрии Медицинского центра Гёттингенского университета. Учёные наблюдали за группами людей творческих и нетворческих профессий, фиксируя активность в тех частях мозга, которые производят дофамин – вещество, доставляющее приливы волнения, часто связанного с сексом, наркотиками и азартными играми, – когда их вознаграждали деньгами.

Стоит отметить, что размер выборки исследования довольно невелик. В эксперименте участвовали двадцать четыре человека, двенадцать из которых работают в сфере искусства: актёры, художники, скульпторы, музыканты, фотографы. Во второй группе были: страховой агент, стоматолог, бизнес-администратор, инженер и представители других нетворческих профессий.

Каждый участник надел комплект очков, которые показывали серию квадратов разных цветов. Когда появлялся зелёный квадрат, они могли выбирать его с помощью кнопки и получать деньги (до 30 долларов). Им также предложили выбирать другие цвета, но без денежного вознаграждения.

Пока испытуемые проходили тест, исследователи сканировали активность их мозга с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Обнаружилось, что творческие люди показали значительно меньшую активацию в вентральном стриатуме, части «системы вознаграждения» мозга, когда выбирали «денежные» зелёные квадраты по сравнению с нехудожниками.

Сканирование мозга в ходе изучения дофаминергической системы вознаграждения художников и нехудожников в новом исследовании «Реактивность системы вознаграждения у художников при принятии и отказе от денежных вознаграждений» в журнале Creativity Research Journal.

Во втором тесте исследователи обнаружили, что люди творческих профессий показали большую активацию в другой части мозга, связанной с допамином (префронтальная кора), когда им сказали отказаться от зелёных квадратов. Другими словами, мозг творческих людей положительно реагирует на процесс, а не на материальный результат и они лучше работают, когда знают, что им не заплатят.

В целом наши результаты указывают на существование отдельных нейронных черт в дофаминергической системе вознаграждения художников, которые меньше склонны реагировать на денежное вознаграждение, – пишут исследователи.

Смотрите также:

Развенчаю некоторые мифы о мозге и креативности

В последнее время литература и Интернет наполнены разнообразной информации о креативности человека и работе его мозга.
Но, к сожалению там много заблуждений и мифов не нашедших достаточного научного подтверждения.

Вот некоторые из них:

  1. Развитие креативности и мозга.

    Тут все зависит от постановки вопроса, ведь развитие креативности и тренировка креативности имеют совершенно разный смысл.
    Поясню: с возрастом развивать креативность и силу мозга становится все труднее, приходится довольствоваться тем, что заложено природой и получено во время образования в первые 20 лет жизни .
    Природой же в человеке заложены практически безграничные возможности – нужно научиться ими пользоваться.
    Мозг очень емкая и эластичная субстанция, чтобы он все время был в тонусе, нужно заставлять его постоянно работать, и он вас не подведет. К тренировке мозга можно относиться также как и к тренировке мышц: тренируете – работают, нет – увядают.
    Что же касается креативности, не развивайте ее, а выполняйте реальную креативную работу, ведь даже в быту можно быть креативным. А чтобы мозг эффективнее выполнял креативную работу, дайте ему инструменты – креативные методы и техники .
  2. Креативность зависит от уровня интеллекта.

    Буду краток – нет, не зависит, а порой слишком мощный интеллект и непомерный багаж знаний могут препятствовать полету креативной фантазии.
    Не стоит, однако, путать интелект с эрудицией. Набор базавых знаний часто необхожим для правильной постановки задачи и её решения в конкретных условиях.
  3. Креативность нужна только творческим людям.

    На самом деле креативность нужна всем и во всех областях деятельности человека, не только художникам, дизайнерам , не только в рекламе.
    Например, креативный бизнес – в наше время сильно возросла потребность людей в красивых (креативных) решениях.
  4. Креативность работников подстегивают деньги и конкуренция.

    Нет, только в незначительной степени, а порой и мешают. Творческого человека стимулирует публичное признание его креативных заслуг.
  5. Левое и правое полушарие головного мозга.

    Нет абсолютно точных и достоверных данных о том, что умственная деятельность человека строго распределена между левой и правой половинами головного мозга.
  6. Мозг человека работает только на 10%.

    Это заблуждение бытует уже почти век. К счастью, а может, и к несчастью, это не так.
    Данные магнитно-резонансных исследований мозга наглядно демонстрируют, что большая часть коры головного мозга активно задействована чем бы человек не занимался.
    Именно поэтому работники умственного труда сильно устают к концу дня.
    Кроме того, мозг потребляет много энергии, жаже во время сна.
  7. Подсознание.

    Самый красивый миф о креативной работе головного мозга.
    Этот термин удобно использовать для описания работы мозга не ощущаемой явно, протекающей параллельно с основной мыслью или во сне.
    Для себя я это называю параллельным мышлением , мне это понятнее и я его ощущаю при интенсивной креативной работе , когда, казалось бы, неоткуда появляется интересная мысль (а то и несколько) и двигается рядом с основной, и когда они сходятся в одной точке, рождается креативная идея .
    То же касается и сна: когда вы спите, мозг продолжает работать, особенно если он «загружен» решаемой в течения дня креативной задачей.

    Ярким примером такой литературы является книга Дж.Кехо «Подсознание может все» . Книга, несомненно, будет познавательна для того, кто интересуется креативной работой мозга, но неподготовленному читателю будет трудно отличить, где полезная информация, а где домыслы автора.

В конечном итоге вам решать, как воспользоваться той или иной информацией. Главное, что бы это пошло вам на пользу в желании стать креативным человеком.
И не забывайте о внушении и самовнушении . Если вы внушите себе, что разные полушария вашего головного мозга, выполняют разные функции, а «подсознания может все», то так оно и будет.

Долгое время считалось, что творческие способности - это дар, а озарения возникают как по волшебству. Но последние исследования в области нейробиологии показали: мы все можем стать креативными. Достаточно направить мозг в нужное русло и немного поупражняться.

Творческий подход нужен не только художникам, поэтам и музыкантам. Он работает в любой области: помогает решать проблемы, сглаживать конфликты, впечатлять коллег и наслаждаться более полной жизнью. Нейробиолог Эстанислао Бахрах в книге «Гибкий ум» рассказывает, откуда берутся идеи и как научить мозг думать творчески.

Нейронные фонари

Представим на мгновение: мы на верхнем этаже небоскреба, перед нами раскинулся ночной город. Кое-где в окнах горит свет. По улицам снуют машины, освещая путь фарами, вдоль дорог мерцают фонари. Наш мозг похож на город в темноте, в котором всегда освещены отдельные проспекты, улицы и дома. «Фонари» - это нейронные связи. Некоторые «улицы» (нервные проводящие пути) освещены на всём протяжении. Это известные нам данные и проверенные способы решения проблем.

Творчество же живёт там, где темно - на непроторенных путях, где путника поджидают необычные идеи и решения. Если нам нужны неизбитые формы или идеи, если мы жаждем вдохновения или откровения, придётся приложить усилия и зажечь новые «фонари». Другими словами, образовать новые нейронные микросети.

Как рождаются идеи

Творчество питается идеями, а идеи рождаются в мозге.

Представьте, что в мозге множество ящиков. Каждый случай из жизни хранится в одном из них. Иногда ящики начинают открываться и закрываться в хаотичном порядке, и воспоминания соединяются случайным образом. Чем более мы расслаблены, тем чаще они открываются и закрываются и тем больше воспоминаний перемешивается. Когда это происходит, у нас появляется больше идей, чем в другое время. Для каждого это индивидуально: для кого-то - в дýше, для других - во время пробежки, занятий спортом, за рулём автомобиля, в метро или автобусе, во время игр или раскачивания дочки на качелях в парке. Это моменты ясности разума.

Чтобы идеи приходили чаще, расслабьте мозг.

(источник:)

Когда мозг расслаблен, у нас появляется больше мыслей. Они могут быть обычными, знакомыми или казаться неважными, но иногда в их ряды просачиваются идеи, которые мы называем творческими. Чем больше идей, тем больше шансов, что одна из них будет нестандартной.

Иначе говоря, идеи - это случайная комбинация понятий, переживаний, примеров, мыслей и историй, которые разложены по ящикам умной памяти. Мы не придумываем ничего нового. Новизна в том, как мы комбинируем известное. Внезапно эти комбинации понятий сталкиваются, и мы «видим» идею. Нас осенило. Чем выше уровень ясности ума, тем больше возможностей для открытий. Чем меньше постороннего шума в голове, чем спокойнее мы становимся, наслаждаясь любимым делом, тем больше озарений появляется.

Сила окружения

Инновационные компании понимают, как важно создать творческую атмосферу. Они размещают своих сотрудников в светлых, просторных, приятных помещениях.

В спокойной обстановке, когда не требуется гасить пожар повседневности, люди становятся более изобретательными. В сборной Аргентины Лионель Месси - тот же человек с тем же мозгом, что и в «Барселоне». Но в «Барселоне» он более производителен: за матч может провести 10–15 атак, из которых две-три завершаются голом. В то же время в сборной ему удаётся провести две-три атаки за игру, следовательно, меньше шансов, что они будут нестандартными и приведут к голу. То, как он использует свои навыки и творческий потенциал, очень сильно зависит от обстановки, атмосферы на тренировках, команды и самочувствия. Творчество - это не какая-то волшебная лампочка, которую можно включить в любом месте, оно тесно связано с окружающей средой. Для него необходима стимулирующая обстановка.

Работу по этому направлению начала академик Наталья Петровна Бехтерева.

«Общепринятого определения творчества не существует, каждый исследователь дает свое, - говорит корреспондентам сотрудник группы по изучению нейрофизиологии мышления и сознания кандидат психологических наук Мария Старченко. - Большинство сходятся в том, что творчество - это процесс, когда человек продуцирует что-то новое, может отказываться от стереотипных схем в решении задач, рождает оригинальные идеи и быстро разрешает проблемные ситуации».

Один из подходов к изучению творческой деятельности состоит в регистрации и анализе электрической активности мозга - электроэнцефалограммы. Его в основном и используют для решения данной задачи зарубежные исследователи. Но ученые Института мозга человека РАН изучают творчество еще и методом позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ).

Творчество с электродами на голове или в томографе

«В эксперименте мы даем испытуемым тестовое и контрольное задание, - рассказывает Мария Старченко. - Тестовое задание творческое. Например, предъявляют на мониторе слова, из которых испытуемый должен составить рассказ. Причем это слова из разных семантических групп, не связанные между собой по смыслу. В контрольном задании испытуемому надо составить рассказ из связанных по смыслу слов или же восстановить текст, изменив порядок слов».

Пример слов для творческого задания: «начаться, стекло, хотеть, крыша, гора, молчать, книга, уходить, море, ночь, открыть, корова, бросить, заметить, исчезнуть, гриб». Пример слов для контрольного задания: «школа, понять, задача, учиться, урок, ответ, получать, писать, оценка, спрашивать, класс, отвечать, вопрос, решить, учитель, слушать».

В эксперименте по изучению невербального творчества испытуемый получает другие задания. Творческое - нарисовать оригинальную картину из данных геометрических фигур. Контрольное - просто рисовать геометрические фигуры в произвольном порядке.

Творческий мозг работает быстрее...

Электроэнцефалограмму, которую во время эксперимента записывают у испытуемого, впоследствии анализируют. Анализ показывает разницу в электрической активности разных зон мозга при выполнении творческого и нетворческого заданий. Ученых интересует, как усиливаются или ослабляются ритмы разных частот, а также как синхронизируется активность в той или иной частоте удаленных друг от друга областей мозга.

Наибольшее число результатов указывает на связь с творческой деятельностью быстрой электрической активности коры мозга. Имеются в виду бета-ритм, особенно бета-2-ритм с частотой 18-30 Гц, и гамма-ритм (более 30 Гц). То есть при выполнении творческого задания (в отличие от нетворческого) в большинстве областей мозга быстрая активность усиливается.

Насколько нейронные ансамбли удаленных друг от друга областей мозга могут вовлекаться в совместную творческую деятельность, можно судить, анализируя синхронизацию электрической активности в этих областях. В экспериментах при творческом задании усиливалась пространственная синхронизация в передних областях коры внутри каждого полушария и между полушариями. А вот синхронизация передних областей с задними, наоборот, ослаблялась. Не исключено, что тем самым ослаблялся излишний контроль процесса творчества со стороны лобных долей.

И требует больше крови

Второй метод - позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) - основан на том, что сканер регистрирует гамма-излучение, возникающее при позитронном бета-распаде короткоживущего радиоизотопа. В тканях позитрон реагирует с электроном с образованием гамма-квантов. Фактически этим методом отслеживается скорость локального мозгового кровотока.

Перед исследованием в кровь пациента вводят воду, меченную радиоактивным изотопом кислорода 15О. ПЭТ-сканер отслеживает перемещение изотопа с кровью по мозгу и так оценивает скорость локального мозгового кровотока. «Клетки мозга, участвующие в той или иной деятельности, потребляют больше кислорода и питательных веществ, поэтому кровоток в этой области усиливается, - объясняет Мария Старченко. - Сравнивая картинку мозга, вовлеченного в творческую деятельность, с картинкой мозга при выполнении контрольного задания, мы получаем информацию о том, какие зоны мозга отвечают за творческий процесс».

В творческую деятельность в той или иной степени вовлекается весь мозг. Но ученым удалось выявить зоны, которые, по-видимому, участвуют в этом больше других. Это два поля в теменно-затылочной части.

Возникает вопрос, насколько различается работа мозга у более и менее творческих личностей. Но пока эту область российские ученые не исследовали. На данном этапе их интересуют механизмы и закономерности, общие для всех. Сравнить их у высококреативных и низкокреативных индивидуумов - такую задачу они ставят на будущее.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека