Политический абсентеизм предполагает активное участие в политике. Абсентеизм в политике: причины и последствия

Термин политический абсентеизм появился в первой половине XX века. Американские ученые начали использовать его, описывая нежелание граждан участвовать в политической жизни страны, и в первую очередь в выборах. Исследования феномена политического абсентеизма породили множество теорий и гипотез, объясняющих его причины и последствия.

Понятие

Согласно политологической науке, политический абсентеизм - это самоустранение избирателей от участия в каком-либо голосовании. Современные представляют собой наглядную демонстрацию этого явления. Согласно статистике, во многих государствах, где проводятся выборы, в не участвует больше половины граждан, имеющих право голоса.

Политический абсентеизм имеет много форм и оттенков. Человек, не посещающий выборы, вовсе не изолирован от отношений с властью полностью. Вне зависимости от своей политической позиции, он остается гражданином и налогоплательщиком. Неучастие в таких случаях распространяется только на ту деятельность, в которой человек может проявить себя как активная личность, например, определить собственное отношение к партии или кандидатам на должность депутата.

Особенности политического абсентеизма

Избирательская пассивность может существовать только в государствах, где нет внешнего принуждения к политической деятельности. Она исключена в тоталитарных обществах, где, как правило, участие в бутафорских выборах является обязательным. В таких странах руководствующее положение занимает единственная партия, переиначивающая под себя. Политический абсентеизм при демократическом строе возникает, когда человек лишается обязанности и получает права. Распоряжаясь ими, он может и не участвовать в выборах.

Политический абсентеизм искажает результаты голосований, так как в итоге выборы демонстрируют точку зрения только пришедших на участки избирателей. Для многих пассивность является формой протеста. По большей части граждане, игнорирующие выборы, своим поведением демонстрируют недоверие системе. Во всех демократиях распространена точка зрения о том, что выборы - инструмент манипуляции. Люди не идут на них, потому что убеждены, что в любом случае их голоса посчитают в обход законной процедуры или результат будет искажен каким-нибудь другим менее явным способом. И наоборот, в тоталитарных государствах, где есть подобие выборов, участки посещают почти все избиратели. Эта закономерность является парадоксом только на первый взгляд.

Абсентеизм и экстремизм

В некоторых случаях последствия политического абсентеизма могут обернуться политическим экстремизмом. Хотя избиратели с таким поведением и не идут голосовать, это вовсе не означает, что им безразлично то, что происходит в их стране. Раз абсентеизм - это мягкая форма протеста, значит, этот протест может перерасти в нечто большее. Отчуждение избирателей от системы является плодотворной почвой для дальнейшего роста недовольства.

Из-за молчания «пассивных» граждан может появиться ощущение, что их не так много. Однако когда эти недовольные доходят до крайней точки своего неприятия власти, они идут на активные действия, чтобы поменять ситуацию в государстве. Именно в этот момент наглядно видно, сколько таких граждан в стране. Отличающиеся друг от друга виды политического абсентеизма объединяют совершенно разных людей. Многие из них вовсе не отрицают политику как явление, а только лишь выступают против существующего строя.

Злоупотребление пассивностью граждан

Масштаб и опасность политического абсентеизма зависят от многих факторов: зрелости государственной системы, национального менталитета, обычаев и традиций конкретного социума. Некоторые теоретики объясняют это явление как ограниченное электоральное участие. Однако эта идея противоречит основным демократическим принципам. Любая государственная власть в такой системе легитимизируется с помощью референдумов и выборов. Эти инструменты позволяют гражданам управлять собственным государством.

Ограниченное электоральное участие - это исключение определенных слоев населения из политической жизни. Такой принцип может привести к меритократии или олигархии, когда доступ к управлению государством получают только «лучшие» и «избранные». Такие последствия политического абсентеизма полностью изживают демократию. Выборы как способ формирования воли статистического большинства перестают работать.

Абсентеизм в России

В 90-е годы политический абсентеизм в России проявил себя во всей своей красе. Многие жители страны отказывались от участия в общественной жизни. Они были разочарованы громкими политическими лозунгами и пустыми прилавками в магазинах через дорогу от дома.

В отечественной науке сформировалось несколько точек зрения об абсентеизме. В России это явление - своеобразное поведение, проявляющееся в уклонении от участия в выборах и других политических акциях. Кроме того, это апатичное и равнодушное отношение. Абсентеизмом можно назвать и бездействие, но оно не всегда продиктовано индифферентными взглядами. Если рассматривать такое поведение проявлением воли граждан, то его даже можно назвать одним из признаков развития демократии. Это суждение будет верным, если отбросить случаи, когда подобным отношением граждан пользуется государство, меняющее политическую систему без оглядки на «пассивных» избирателей.

Легитимность власти

Важнейшей проблемой политического абсентеизма является тот факт, что в случае голосования малой части общества невозможно говорить о действительно всенародном голосовании. При этом во всех демократиях с социальной точки зрения структура посетителей избирательных участков сильно отличается от структуры общества в целом. Это приводит к дискриминации целых групп населения и ущемлению их интересов.

Увеличение количества участвующих в выборах избирателей придает власти большей легитимности. Часто кандидаты в депутаты, президенты и т. д. пытаются найти дополнительную поддержку именно среди пассивного населения, которое еще не определилось со своим выбором. Политики, которым удается сделать своими сторонниками таких граждан, как правило, и выигрывают на выборах.

Факторы, влияющие на абсентеизм

Активность граждан на выборах может колебаться в зависимости от , региональных особенностей, уровня образования, типа поселения. В каждой стране есть своя политическая культура - совокупность общественных норм, касающихся избирательного процесса.

Кроме того, у каждой кампании есть свои индивидуальные особенности. Статистика показывает, что в государствах с пропорциональной избирательной системой активность избирателей выше, чем в тех, где установлена мажоритарно-пропорциональная или просто мажоритарная система.

Электоральное поведение

Выключенность из политической жизни часто происходит от разочарования властями. Особенно ярко эта закономерность проявляется на региональном уровне. Количество пассивных избирателей увеличивается, когда муниципальная власть каждый политический цикл продолжает игнорировать интересы граждан.

Отторжение от политики наступает после того, как чиновники не разрешают проблемы, которые волнуют жителей их города в повседневной обыденной жизни. Сравнивая рыночную экономику и некоторые ученые выделили следующую закономерность. Электоральное поведение становится активным, когда человек понимает, что от его действий он сам получит какой-то доход. Если в экономике речь идет о деньгах, то избиратели хотят видеть в своей жизни ощутимые перемены к лучшему. Если они не наступают, то появляется апатия и нежелание связываться с политикой.

История изучения явления

Осмысление феномена, представляющего собой абсентеизм, началось в конце XIX - начале XX в. Первые исследования были проведены в Чикагской школе политических наук учеными Чарльзом Эдвардом Мерриамом и Госснелом. В 1924 году они провели социологический опрос простых американцев. Эксперимент проводился для того, чтобы определить мотивы уклонявшихся от выборов избирателей.

В дальнейшем изучение темы продолжили Пол Лазарсфельд, Бернард Берельсон и другие социологи. В 1954 году Энгус Кемпбелл в своей книге «Избиратель принимает решение» проанализировал итог работы своих предшественников и построил собственную теорию. Исследователь понял, что участие или неучастие в выборах определяется целым рядом факторов, которые в сумме своей образуют систему. К концу XX века появилось несколько гипотез, объясняющих проблемы политического абсентеизма и причины его появления.

Теория о социальном капитале

Эта теория появилась благодаря книге «Основы социальной теории», написанной Джеймсом Коулманом. В ней автор ввел в широкий обиход понятие «социальный капитал». Термином описывают совокупность коллективных отношений в обществе, которая работает по рыночному экономическому принципу. Поэтому автор и назвал ее «капиталом».

Первоначально теория Коулмана не имела ничего общего с тем, что уже стало известно как «политический абсентеизм». Примеры использования идей ученого появились в совместной работе Нэйла Карлсона, Джона Брэма и Уэнди Рана. С помощью этого термина они объяснили закономерность участия граждан в выборах.

Ученые сравнили избирательные кампании политиков с исполнением обязательств перед обычными жителями страны. У граждан на это есть свой ответ в виде посещения выборов. Только во взаимодействии этих двух групп и рождается демократия. Выборы - это «ритуал солидарности» ценностей свободных обществ с открытой политической системой. Чем больше доверие между избирателями и кандидатами, тем больше бюллетеней будет опущено в урну. Приходя на участок, индивид не только вовлекается в политический и общественный процесс, но и расширяет собственную сферу интересов. Одновременно с этим у каждого гражданина увеличивается круг знакомых, с которыми ему приходится спорить или искать компромисс. Все это развивает навыки, необходимые для участия в выборах.

Влияние общества

С увеличением доли заинтересованных в избирательном процессе граждан растет и собственно социальный капитал. Эта теория не объясняет, к чему может привести политический абсентеизм, но показывает его природу и генезис. Отличным примером для этой гипотезы является Италия, которую можно разделить на два региона. На севере страны развиты горизонтально интегрированные социальные связи между людьми одного класса, достатка, образа жизни и т. д. Им легче взаимодействовать друг с другом и находить общие точки соприкосновения. От этой закономерности растет социальный капитал и солидарное положительное отношение к выборам.

Иначе обстоит дело на юге Италии, где много богатых землевладельцев и бедных граждан. Между ними лежит целая пропасть. Такая вертикальная социальная связь не способствует сотрудничеству жителей между собой. Люди, оказавшиеся в самых нижних общественных слоях, теряют веру в политику, мало интересуются избирательными кампаниями. В этом регионе гораздо чаще встречается политический абсентеизм. Причины различия севера и юга Италии заключаются в неоднородной социальной структуре общества.

И политическое участие граждан: понятие, формы, типы.

Политическое сознание (психология и идеология) является важной составной частью политической культуры. Однако ограничиваться только этим компонентом было бы неправильно. Точно также как критерием истинности любой теории является практика, лучшей проверкой чувств и взглядов лично сти является ее действие или бездействие в определенной ситуации. Предположить, что человек является патриотом, выслушав лишь его заявления, разумеется, можно, но будет ли верным сделанный прогноз? Может случиться так, что индивид, позиционировавший себя как патриот, во время войны окажется дезертиром или уклонистом. И, наоборот, человек, публично не заявлявший о своей любви к Отечеству, осознанно будет защищать его с оружием в руках. Данный пример совершенно ясно показывает, что полное представление о политической культуре сложится лишь тогда, когда будут в комплексе проанализированы и политическое сознание и политическое поведение . Как отмечалось ранее, политическое поведение может быть определено как внешне наблюдаемое и субъективно мотивированное проявление политической деятельности в поступках (единичных актах поведения) . Характеристикой политической деятельности и, соответственно, политического поведения является «политическая активность» , демонстрирующая меру проявления и степень интенсивности деятельности . Политическую активность можно сравнить с шкалой измерительного прибора, на которой указаны минимальные и максимальные значения. О максимальном значении речь шла выше, теперь следует уделить внимание минимуму и среднему показателю. Нулевым показателем политической активности личности является политический абсентеизм (от лат. absens, absentis – отсутствующий) – проявление равнодушного отношения к политической жизни, уклонение от участия в ней, политическая бездеятельность .

Исследователи выделяют несколько групп людей, добровольно отказавшихся от участия в политической жизни:

1) Апатичные люди, т. е. не интересующиеся политикой из-за вовлеченности в собственные проблемы, требований профессиональной карьеры, увлечений богемной жизнью или субкультурой (молодежной, расовой, религиозной и т. д.). Они не связывают события собственной жизни с событиями, происходящими «вовне» их замкнутого мира. Некоторые из них считают политику непонятной, скучной, бессмысленной.

2) Отчужденные от политики – те, кто считает, что политика отказалась от них. Они верят, что независимо от того, будут они голосовать или нет, политические решения все равно будут принимать немногие (истэблишмент). Они не видят каких-либо различий между политическими партиями или кандидатами на выборах. Эти люди считают, что политика обслуживает лишь интересы элиты, а обычному человеку каких-либо выгод участие в политическом процессе не принесет. Отчужденные, в отличие от апатичных, не просто пассивны, а отрицают политическую систему как таковую и могут быть мобилизованы различными экстремистскими движениями, особенно в периоды значительных социальных потрясений.

3) Аномичные люди – это те, кто потерял веру в собственные возможности, цели, социальные корни, идентичность с какой-либо социальной группой. Они ощущают собственную бесцельность и бессильность, поскольку потеряли смысл жизни. Эти люди считают социальные изменения непредсказуемыми и неуправляемыми, а политических лидеров неспособными как-то откликнуться на их нужды.

4) Доверяющие политикам  группа людей, отказывающихся от участия в политике в силу доверия к правосудию, законности, стабильности, справедливости политических решений. Такие люди считают, что перспективы политической жизни будут благоприятны и без их активного участия. Однако они могут энергично включиться в политический процесс в период депрессии.

Поскольку наиболее доступной из форм политической активности является участие в выборах, политический абсентеизм проявляется у граждан, прежде всего в их неучастии в выборах. Согласно данным, представленным в таблице 47, средний процент абсентеизма в России за период с 1993 по 2007 гг. составляет 40,9%. Много это или мало?

Ответить на этот вопрос позволяют данные об уровне

абсентеизма в странах либеральной демократии Представленные данные свидетельствует о том, что уровень неучастия Россиян в парламентских выборах довольно высок. Мы уступаем только американцам и швейцарцам, но высокий абсентеизм в США объясняется иными причинами:

сложностью регистрации (это происходит за несколько недель до выборов и, как правило, в окружном суде), неспособностью американских партий мобилизовать избирателей, а

также тем обстоятельством, что день выборов в США является рабочим днем. Таким образом, абсентеизм является общим явлением для всех демократических стран. Как замечает

российский исследователь, «широкое распространение абсентеизма –болезнь демократии, рецидив олигархического правления (власти немногих)».Чем объясняют Россияне свою неявку на выборы? Согласно, данным социологического исследования , главными причинами неприхода на избирательный участок, граждане называют: случайное стечение обстоятельств (33,3%), неверие в то, что отданный голос способен что-либо изменить (27,6%), отсутствие интереса к выборам (20%), сетования, что их никто не привлекал (13,7%),

несоблюдение избирательными комиссиями законодательства (2%), неравное положение кандидатов (1%) и другое (4,5%). Если исключить из вариантов ответа ссылки на стечение обстоятельств и отсутствие привлечения к выборам, которые представляют явные отговорки,

главными причинами политического абсентеизма следует признать отсутствие интереса к политике и неверие в возможность повлиять на политический курс страны. Таким образом, среди Россиян-абсентеистов преобладают апатичный, отчужденный и аномичный типы. Следует также заметить, что абсентеизм в России, также как и в других странах, зависит от значимости выборов. В России доля неучаствовавших в выборах президента существенно меньше, чем в парламентских выборах: в 1991г. за президента не голосовало 25,3%, в первом туре выборов 1996 г. –30,3%, в

1999 –38,2%, в 2004 –44,3% Между минимумом политической активности (абсентеизмом) и ее максимумом (властноуправленческой деятельностью) располагается политическое участие (political participation). Первопроходцами в области изучения политического участия являлись американские ученые Сидней Верба, Норман Най и Джеон Ким, авторы книги «Участие и политическое равенство: Сравнение семи стран» (1978). Они определили политическое участие так: «Законные действия частных граждан, более или менее прямо направленные на то, чтобы воздействовать на отбор правительственного персонала и (или) влиять на его действия».

По сути, американские ученые определили участие как законную возможность граждан влиять на формирование и осуществление власти, но, как представляется, такая трактовка неточна, поскольку ее сторонники не считают участием вовлеченность граждан в запрещенные акции или государственные перевороты. Т. е., по логике американских политологов, то, что не разрешено законом, не может быть политическим участием. Это неверно.

Более точным было бы такое определение: Политическое участие это деятельность отдельных граждан или групп, стремящихся разными путями оказать влияние на процесс политического управление и формирования политического руководства. Современные исследователи выделяют различные формы политического участия , такие как

1. чтение газет и обсуждение политических сюжетов с родными и близкими;

2. подписание петиций в адрес властей;

4. обращение во властные структуры, общение с представителями власти и

политическими лидерами;

5. участие в митингах и собраниях;

6. содействие партии или кандидату на выборах;

7. участие в забастовках, митингах, бойкотах , пикетах государственных органов;

8. участие захвате зданий и столкновениях;

9. членство в партиях и легальных организациях;

10. выполнение роли партийного активиста и др.

Совершенно очевидно, что среди форм политического участия во всех странах мира наиболее распространенной является электоральное участие (голосование). Исключение составляют лишь США. Наиболее популярными среди неэлекторального участия являются собрания, митинги и подписание петиций, в то время как агрессивные формы политического участия сравнительно мало распространены (исключение  Чехословакия).

Впрочем, следует оговориться, что 1991 г., когда проводилось исследование, был временем «бархатных революций» – периодом свержения социалистических правительств. Именно этим объясняются высокие показатели таких форм участия как собрания, митинги и агрессивные формы. Множественные проявления политического участия заставили исследователей задуматься об их типологии . Наиболее распространенной среди типологий форм политического участия является дихотомия: конвенциональное (традиционное, рутинное) – неконвенциональное (нетрадиционное, протестное) участие . При этом к первому типу относят 1,3,4,5,6,9,10, а ко второму – 2,7 и 8 формы политической активности. В зависимости от степени свободы участника, исследователи выделяют автономное политическое участие (сознательное и самостоятельное) и мобилизованное (под давлением других субъектов, зачастую приводящее к искажению собственных предпочтений) участие .

Весьма удачной признана типология, разработанная западными исследователями М. Каазе и А. Маршем. Политологи разделили формы политического участия на пять типов:

 пассивный – абсентеизм, чтение газет, а также подписание петиций и участие в выборах «за компанию»;

 конформистский (приспособленческий) – эпизодическое конвенциональное участие;

 реформистский – более активное, чем при конформизме, конвенциональное участие;

 активистский – активное конвенциональное участие, а также эпизодическая протестная активность;

 протестный тип участия – преобладание неконвенционального участия.

Проведенное в конце 1980-х гг. сравнительное исследование политической активности в Европе и США, выявили следующее соотношение типов политического участия, выделенных М. Каазе и А. Маршем Анализируя политическое участие в странах Запада, следует отметить, значительную роль реформизма. Вместе с тем, в ряде стран (Нидерланды, Германия, Италия) значительная доля населения предпочитает другим формам участия акции протеста. В Великобритании, Австрии и Финляндии, напротив, лидирующие позиции занимают пассивные формы политического участия. Несмотря на значительную долю конформизма и активизма, эти типы политической активности ни в одной стране не вышли на первое место. Характеризуя формы политической активности в современной России, следует отметить, что значительная часть Россиян (29-33%) регулярно обсуждают политические вопросы с родными, друзьями и коллегами; еще 16% содействуют проведению выборов; собрания, встречи и конференции посещают 12%; принимают участие в подписании петиций в СМИ и органы власти – 11%; ходят на митинги и демонстрации – 7%.

Но самой массовой формой политического участия для Россиян, как и для граждан других стран, является голосование на выборах. Большинство опрошенных Россиян заявили о том, что они принимали участие в прошедших вы борах и собираются участвовать на будущих. При этом федеральные выборы (Президента и Госдумы) граждане России считают более важными, чем региональные и местные. Если об участии в первых заявило 95 и 84% респондентов, то в голосовании за губернатора, мэра и законодательные собрания региона и города признались 76, 81, 67 и 72 % соответственно. Граждане России рассматривают выборы в основном как средство выражения отношения к власти (31%) или политикам (25%). Другие мотивы встречаются гораздо реже. В возможности отстаивания с помощью голосования собственных интересов убеждено 18% респондентов, выборы считают участием в формировании органов власти – 11%, способом решения общественных проблем – 10%. Таким образом, Россияне относится к выборам как к своеобразному каналу донесения до власти общественного мнения. Это, очевидно, происходит потому, что большинство граждан (53%) убеждено, что результаты выборов определяются органами власти и лишь 29-30% респондентов считают, что итоги соответствуют результатам голосования. В отличие от стран Европы, в акциях протеста участвует лишь 1-2% Россиян. Столь незначительная доля протестующих, очевидно, связана с особенностями политического сознания граждан нашей страны, готовых терпеть в надежде, что жизнь улучшится.

Проблема абсентеизма в России сейчас стоит достаточно остро, чтобы она нуждалась не только в обсуждении, но и в принятии каких-то мер и решений.

Абсентеизм - (от лат. «absens, absentis» - отсутствующий) - отстранение избирателей от участия в голосовании. В современных демократических странах абсентеизм достаточно распространенное явление: нередко в голосовании не принимают участия 50% и даже более избирателей, имеющих право голоса. В России это явление также распространено. Как и в зарубежных странах, в Российской Федерации наибольшая активность избирателей проявляется на общенациональных выборах, значительно ниже она на региональных выборах и выборах органов местного самоуправления.

В общих чертах абсентеизм определяется как отсутствие индивидов в определенном месте в определенное время и связанное с этим невыполнение соответствующих социальных функций.

Политический абсентеизм - уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представителей власти, главы государства и т.д.

Политический абсентеизм не означает тем не менее полного выключения человека из поля политических властных отношений, так как он, как правило, остается законопослушным гражданином, добросовестным налогоплательщиком. Позиция неучастия, занятая человеком, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить свою сопричастность какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента.

Абсентеизм возникает тогда, когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности, когда у человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий. Как массовое явление абсентеизм отсутствует в тоталитарных обществах. Поэтому многие исследователи не дают однозначной оценки данному феномену. С одной стороны, существование проблемы абсентеизма свидетельствует о том, что у индивида есть право выбора той линии поведения, которая соответствует его интересам, но с другой - абсентеизм, несомненно, является свидетельством индифферентности людей к выборам, политическим событиям.

Абсентеизм опасен тем, что приводит к снижению численности избирателей, при явке которых выборы считаются состоявшимися.

На сегодняшний день среди проблем общественного сознания, связанных с абсентеизмом, наиболее актуальной является абсентеизм молодежи. При этом необходимо отметить, что низкий уровень политического участия молодежи, или политический абсентеизм, не является исключительно российской проблемой. «Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи» независимо от ее гражданства. Даже в развитых демократических странах Европы привлечение молодежи к участию в выборах - самой массовой, общедоступной, простой и наименее время и ресурсозатратной форме политического участия - представляет собой задачу отнюдь не тривиальную. Меры, направленные на повышение уровня политического участия молодежи, принимаются на самом высоком уровне, создаются программы, выделяются средства, но молодежь по-прежнему отказывается приходить на избирательные участки.

В России же ситуация более сложная. Если говорить о причинах политического абсентеизма молодежи в России, то эксперты выделяют целый комплекс таковых, среди которых важнейшими мне представляются следующие.

Низкий уровень жизни населения страны (особенно молодежи). Все помыслы людей сводятся к поиску средств для существования, ни на что другое, в том числе и активность в общественной сфере, не остается ни времени, ни сил, ни желания. Люди с низкими доходами были и остаются крайне аполитичными.

Отсутствие реальных, по крайней мере в краткосрочной перспективе, результатов политического участия, что лишает молодежь веры в способность изменить хоть что-то в своей жизни посредством политического участия.

Политико-правовая безграмотность, когда большинство молодых людей просто не представляют себе, как можно участвовать в политической жизни страны. Даже председатель Центральной избирательной комиссии РФ отметил, что «многие проблемы на выборах в России возникают из-за низкого уровня правовой культуры».

Эмоциональное отчуждение молодежи от власти, связанное с высоким уровнем коррумпированности и некомпетентности существующих властных институтов. Противодействие со стороны старших поколений, которые укрепились в политике и зачастую не желают допускать в нее конкурентов в лице молодежи.

Таким образом, становится очевидно, что проблема политического абсентеизма в России стоит так остро в основном из-за отсутствия электоральной культуры у населения, а также какой-либо грамотной просветительской и образовательной работы среди него. Более того, можно с уверенностью утверждать, что политический абсентеизм имеет два направления своего развития. Первое направление - отсутствие электорального воспитания у молодежи и, как следствие, электоральный абсентеизм молодежи, второе направление - наличие социально-психологических факторов, препятствующих формированию осознанной гражданской политической позиции у каждого конкретного человека.

Немаловажным фактором является спокойная внешнеполитическая и внутриполитической обстановка в стране. И это вполне естественно. Политическая тема становится ведущей лишь в периоды революционных потрясений, глубоких социальных и экономических кризисов. В благополучные же периоды, в силу инертности общества, политика занимает умы весьма небольшой его части.

Регистрация кандидатов

8) Агитационная кампания . Законодатель определяет: сроки агитационной компании (начала, конца), условия и способы, места, использование СМИ (равные условия и равное время выступления кандидатов). В некоторых странах запрещено публиковать опросы общественного мнения за несколько дней до окончания агитации. Финансирование – см. вопрос 39.

9) Голосование . В большинстве стран голосование тайное, личное, методом бюллетеней. Бюллетени печатаются государством официального образца (в большинстве стран) и самими партиями (напр.Франция). Допускается голосование по почте (Великобритания, ФРГ), по доверенности, выдаваемой на родственников (Франция, ФРГ), во многих странах допускается досрочное голосование. Бывают и др.методы: механический рычаг, перфокарта (пробивание отверстия), электронная система прямой записи (сенсорный экран, кнопочные машины) и т.д.

10) Подсчет голосов, подведение итогов, опубликование . Подсчет осуществляется членами избирательных комиссий и др.органами, производится открыто и гласно, присутствуют партийные наблюдатели, представители независимых кандидатов, общественности, СМИ, международных наблюдателей (дают заключение о степени легитимности выборов). Действительность выборов или их недействительность подтверждается различными органами: прежде всего центральными избирательными комиссиями, подтверждение действительности может входить в компетенцию Парламента, Судебный порядок, Конституционным судом, Конституционный совет (Франция).

Это обязательные стадии. Также предусматриваются факультативные стадии:

12) Окончательное определение результатов голосования и опубликование итогов

Избирательные споры решаются в административном порядке (избирательными комиссиями) и судебном. Для судебного в некоторых странах создаются специализированные избирательные суды (Бразилия), в некоторых не создаются (США).


Абсентеизм (от латинского absentia - отсутствие), уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представительных органов или должностных лиц.

Абсентеизм – одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни , обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит, политика "не мое дело" и т.д.



Масштаб абсентеизма напрямую связан с историческими условиями становления институтов демократии, с различиями в менталитете народов, с существованием различных традиций и обычаев в данном социуме.

ПРИЧИНЫ:

Абсентеизм вызван, как правило, аполитичностью граждан, утратой их доверия к государственным органам власти, низким уровнем политической компетенции избирателей, низкой значимостью результатов выборов для граждан. Абсентеизм оказывает негативное влияние, поскольку снижает легитимность власти и свидетельствует об отчуждении граждан от государства; в некоторых странах (Италия, Бельгия, Греция, Австрия) преследуется по закону.

Рост числа абсентеистов – это свидетельство несовершенства сложившейся политической системы, показатель роста недоверия к демократическим институтам, индикатор нарастания социальной напряженности в обществе.

Одной из характерных черт политической жизни постиндустриального общества является резкое снижение политической активности граждан. Рост числа абсентеистов фиксируется практически во всех высокоразвитых в экономическом отношении странах. (По данным Международного института демократии и содействия выборам (Стокгольм, Швеция), проводившего анализ активности избирателей на всеобщих парламентских и президентских выборах в 163 странах мира, среднестатистический показатель явки избирателей снизился за последние годы с 70 до 64%3). Таким образом, с известными допущениями можно утверждать, что абсентеизм стал своеобразной "визитной карточкой" новейшего времени.

Главной причиной абсентеизма является неприемлемость для части избирателей социального строя , института выборов, отсутствие интереса к политике и потребности заниматься политической деятельностью, а не сложности технического или организационного порядка, как это утверждает ряд западных авторов.

Можно выделить два основных вида абсентеизма : пассивный абсентеизм - низкая политическая и правовая культура определенных слоев населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него и активный абсентеизм - результат отказа от участия в выборах по политическим мотивам, например несогласие с вынесением вопроса на референдум, отрицательное отношение ко всем кандидатам на президентских выборах и т.п.

Социальная практика убедительно свидетельствует, что участие населения в политическом процессе и, прежде всего, в формировании выборных органов власти является условием успешного функционирования любого общества, построенного на демократических принципах. Никто из ученых и политических деятелей, приверженных принципам демократии, не ставит под сомнение тот факт, что исключение из активной политической жизни представителей определенных социальных групп, увеличение числа тех, кто сознательно дистанцируется от политики, неизбежно препятствует формированию структур гражданского общества, негативно сказывается на эффективности деятельности выборных органов власти.

Практически для всех, кто занимается проблемами политики в научном и практическом плане, является очевидным, что рост числа абсентеистов - это свидетельство несовершенства сложившейся политической системы, показатель роста недоверия к демократическим институтам, индикатор нарастания социальной напряженности в обществе. Именно с этим обстоятельством, прежде всего, связан тот пристальный интерес к проблеме абсентеизма, который демонстрируют многие из отечественных и зарубежных ученых.

Абсентеизм представляет собой естественноисторическое явление, неотъемлемый атрибут политической системы, построенной на принципах демократии и свободы. Он является феноменом политической жизни любого демократического общества и правового государства, вступившего на нисходящую ветвь своего развития. Широкое распространение абсентеизма, как в странах классической демократии, так и тех, которые недавно вступили на путь демократического развития, связано с нарастанием процессов дисфункциональности в их политических системах, исчерпанностью креативного потенциала исторически сложившихся демократических институтов, возникновением "подданнического" типа политической культуры у широких масс под воздействием СМИ.

Масштаб абсентеизма и формы его проявления напрямую связаны с историческими условиями становления институтов демократии, с различиями в менталитете народов, с существованием различных традиций и обычаев в данном социуме

Как известно, одной из характерных черт политической жизни постиндустриального общества является резкое снижение политической активности граждан. Рост числа абсентеистов фиксируется практически во всех высокоразвитых в экономическом отношении странах, начиная с Англии и заканчивая Японией. Таким образом, можно говорить о том, что абсентеизм стал своеобразной "визитной карточкой" новейшего времени.

Растет число абсентеистов и в России, где в выборах различного уровня не участвует от 40 до 70% потенциальных избирателей, тогда как в конце 80-х - начале 90-х годов в выборах депутатов Верховного Совета РСФСР, а затем депутатов первой и второй Государственной Думы РФ участвовало более 85% внесенных в списки избирателей.

Некоторые современные политики отмечают в качестве причины нарастающего абсентеизма простую лень избирателей. Такой аргумент едва ли можно признать убедительным. Причины, разумеется, глубже, серьезнее и требуют специального исследования. Анализ политологов и социологов позволяет выявить следующие причины нарастающего абсентеизма:

  • 1. Причины общесоциального и общеполитического характера. В качестве примера: длительные экономические трудности, на решение которых итоги выборов значительного влияния не оказывают, низкий уровень доверия к действующим органам власти, невысокий престиж депутатского корпуса в глазах населения.
  • 2. Причины, связанные с несовершенством законодательства и работой избирательных комиссий. Как отмечается специалистами, после каждых выборов, проходящих как на федеральном, так и на региональном уровне, выявляются недостатки, несовершенство законодательства, что приводит к внесению ряда существенных поправок в основной избирательный закон, т.е. ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 02.11.2013) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Само наличие подобных недостатков провоцирует у населения недоверие.
  • 3. Причинны, связанные с особенностью конкретной избирательной кампании. В частности, непривлекательный кандидат, неинтересная агитация.
  • 4. Причины случайного характера. Например, погодные условия, состояние здоровья избирателя Микова Е. Причины абсентеизма в молодежной среде и возможные способы его устранения [Электронный ресурс] / Е.Микова.- Режим доступа: http://dо.gеndосs.ru/dосs/indеx-38515.html (27 ноября 2013).

Стоит отметить, что эти причины оказывают влияние на все категории граждан. Но молодежь признается наиболее активной социальной группой, однако именно она, как правило, составляет основу современных абсентеистов. Молодой человек 18-25 лет не посещает избирательный участок по ряду причин: взгляд на родителей, индивидуальные интересы, отсутствие веры в силу собственного голоса. Как показывают исследования политологов, социально зрелым и адаптированным к современным условиям жизни общества человек становится к 21 году, т. е. это середина молодежного возраста, после этого рубежа изменить предпочтение, в том числе политические взгляды достаточно трудно. Если представить, что уже сейчас современный молодой человек, достойная часть общества и государства, игнорирует участие в жизни своей страны, посредством выбора представителя власти, то будущая обстановка в этой стране не представляется такой уж безоблачной.

На сегодняшний день среди проблем общественного сознания, связанных с абсентеизмом, наиболее актуальной является абсентеизм молодежи. При этом необходимо отметить, что низкий уровень политического участия молодежи, или политический абсентеизм, не является исключительно российской проблемой. «Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи» независимо от ее гражданства. Даже в развитых демократических странах Европы привлечение молодежи к участию в выборах - самой массовой, общедоступной, простой и наименее время- и ресурсозатратной форме политического участия - представляет собой задачу отнюдь не тривиальную. Меры, направленные на повышение уровня политического участия молодежи, принимаются на самом высоком уровне, создаются программы, выделяются средства, но молодежь по-прежнему отказывается приходить на избирательные участки.

В России же ситуация более сложная. Если говорить о причинах политического абсентеизма молодежи в России, то эксперты выделяют целый комплекс таковых, среди которых важнейшими мне представляются следующие.

«Во-первых, низкий уровень политической культуры и политико-правовой грамотности молодежи, которая обусловливает тот факт, что молодежь, особенно та ее часть, что проживает в регионах, не имеет четкого представления о механизмах трансляции своих интересов во власть, а также способах влияния на политический процесс и государственную власть, механизмах контроля за исполнением общественного запроса и т.д. В условиях демократизации и реформирования особенно важно, чтобы население, в частности, молодое, адекватно воспринимало идеологические и иные основания политического курса, принимаемых решений и политических действия власти. Это обеспечивает легитимность, то есть поддержку проводимых реформ. Именно поэтому низкий уровень политической грамотности вызывает или аполитичность, или протестные настроения.

Во-вторых, утрата доверия к государственным органам и процедурам, например, к электоральному процессу. Это происходит, или когда общественный запрос на «входе» не корреспондируется с политическим решением на «выходе», или когда уже сложилась ситуация, согласно которой результаты политического участия молодежи не находят отклика в государственных структурах, за счет чего она теряет веру в то, что способна разрушить этот барьер и что-либо изменить в политической системе или политическом курсе. Кроме того, коррумпированность политической системы как на региональном, так и на общенациональном уровне, содействуют утверждению мнения среди молодежи, что любые важные реформы можно «притормозить» или отклонить, а вместо них будут осуществляться изменения, выгодные политической или экономической элите.

В-третьих, еще сохраняющееся представление о том, что между гражданским обществом и властью нет диалога, а существуют чуть ли не конфронтационные отношения. Это вызвано сформированной за всю историю российского государства традицией, что сильная власть в стране - основной субъект политического процесса, который как законными, так и насильственными методами регламентирует жизнь населения, выбирает и претворяет в жизнь политический курс и производит реформирование. А народ, в свою очередь, является, своего рода, оппозицией государственной власти, которая всегда находится «на периферии» политического процесса и мобилизуется только во время кризиса политической системы (переходные периоды). Именно так формировалась аполитичность, пассивность населения в отношении политики в стране. То есть можно сделать вывод, что эта причина тесно взаимодействует с типом политической культуры. До недавнего времени в России она обозначалась как подданническая, то есть было слабое участие населения в политике, его массовое смирение с тем, что политический курс будет осуществляться государственной властью почти без учета общественного мнения наряду с ожиданиями, что сильная власть удовлетворит все нужды и обеспечит достойный уровень жизни. Однако сейчас, на мой взгляд, идет плавная трансформация подданнической политической культуры в культуру участия (активистская политическая культура). Для верификации данного утверждения нужно сказать, что все больше людей стремится принять активное участие в формировании и реализации политики, независимо от того, какие методы ими избираются - законные или незаконные, позитивные или протестные.

В-четвертых, уже упомянутый уровень жизни молодежи также играет свою существенную роль, поскольку, имея низкий уровень дохода, молодой человек скорее стремится преодолеть свои финансовые проблемы, чем политические. Последние, логично, что отодвигаются на задний план.В-пятых, отсутствие постоянно и эффективно функционирующих социально-политических «лифтов» - то есть тех факторов и механизмов, возможно даже цензов, которые определяющим образом влияют на вертикальную социальную мобильность населения, в данном случае, в политической сфере. Это напрямую связано с рекрутированием новых компетентных членов из социума в ряды политической элиты страны, которое на практике заменяется отбором нового «политического персонала» за счет личных связей или коррупционных махинаций. Еще одна проблема в рамках этой причины - сопротивление старших поколений, прочно занимающих долгое время место в политике, направленное на то, чтобы не допустить молодое поколение к управлению. Чаще всего это объясняется неквалифицированностью новых кадров или их радикалистским желанием изменить политический курс, но основной причиной является боязнь старшего поколения потерять свои посты.

Суммируя все вышесказанное, проблема абсентеизма как одной из базовых вариаций политического участия молодежи в России сейчас стоит достаточно остро, потому что все вышеперечисленные причины сохраняются по сей день» Катушева К. Тенденции политического участия молодежи в России: политический абсентеизм, автономное и мобилизованное участие [Электронный ресурс] / К. Катушева.- Режим доступа: http://rud.еxdat.соm/dосs/indеx-727397.html (30 ноября 2013). Хотелось бы отметить еще один важный факт. Поскольку институт выборов был привнесен в Россию из западных демократических режимов, которые в первые десятилетия демократизации и модернизации в мире (50-е гг. XX вв.) считались универсальной калькой для построения демократии, он еще не до конца укоренился в нашей стране в силу национальной специфики и исторического развития. Вместо того, чтобы получать поддержку со стороны населения, он скорее пока теряет свою ценность в глазах граждан, что вызвано и коррумпированность, и политическими традициями, и многими другими факторами. Все это приводит к политическому абсентеизму или нарастанию протестных настроений.

Среди перечисленных выше причин, наиболее серьезной для молодежи является низкая политическая и правовая культура, безразличие и отчуждение от избирательного процесса. Для ее устранения требуется повысить активность молодого избирателя, не только ознакомить его с конституционным правом избирать и быть избранным, но и показать механизм реализации этого права. Под правовой активностью следует понимать, прежде всего, свободное, правомерное поведение в части реализации своего субъективного избирательного права. С целью наиболее всестороннего анализа причин молодежного абсентеизма и возможностей его устранения, можно отметить элементы, составляющие части правовой активности граждан - это правовое воспитание, правовая культура и правосознание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые в значительной мере являются важными компонентами социально - психологической регуляции правомерного поведения. Здесь главным является то, что простое знание людьми законов, устройства государства, судопроизводства еще не гарант гражданственности действий этих людей в политико-правовой сфере. Правовая культура также выступает элементом правовой активности граждан, являясь ее фундаментом. Она выражается в единстве правомерного и социально - активного поведения индивида, его активной жизненной позиции в сфере права, законности и стремления к правопорядку.

Что касается правосознания как одного из элементов правовой активности граждан, то здесь главной является готовность гражданина к процессу реализации правовых норм в своем поведении.

Правосознание учитывает также нравственный и духовный потенциал населения, исторические особенности и характерные черты российского общества. Признается, что граждане сами, исходя из своей общечеловеческой, естественной сущности, должны найти наиболее правильный реальный путь применения правовой активности, в частности, в избирательном праве, где необходимость выбора продиктована уже в определении.

Итак, причин для уклонения от выборов существует достаточно много, но, среди перечисленных выше причин, наиболее серьезной для молодежи является низкая политическая и правовая культура, безразличие и отчуждение от избирательного процесса, что заведомо ведет нас не к лучшему будущему. Необходимо изменить существующий в обществе стереотип, ведь свободные выборы - это не свобода ходить или не ходить на выборы, а свобода выбора среди представленных кандидатов.

В современной России доля политически апатичных людей в составе населения довольно большая. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом. Многие потеряли веру в собственные возможности, не верят, что могут повлиять на политические процессы, считают, что политические решения принимаются независимо от их участия в голосовании и других политических акциях. Люди не ощущают личной выгоды от участия в политике, считая, что она обслуживает интересы элиты.

На абсентеизм определенной части российского населения значительное влияние оказало крушение мифа о скорейшем вхождении в круг высокоразвитых стран.

Оценка роли абсентеизма в политической науке неоднозначна. Одни исследователи настаивают на необходимости вовлечения как можно большей части людей в различные формы политического участия. Другие считают, что ограниченное участие и неучастие может рассматриваться как стабилизирующий фактор, поскольку активизация аполитичных слоев населения, включение их в политический процесс может привести к дестабилизации политической системы.

Российская практика развития политического процесса свидетельствует о непредсказуемом, а иногда и противоположном ожиданиям характере поведения российского избирателя. Проявившаяся в последние десятилетия XX века тенденция к ослаблению зависимости между социальным статусом, принадлежностью к определенной группе и электоральным выбором говорит о том, что нет корреляции между политическим выбором, социально-профессиональной принадлежностью и социальным статусом личности, который осуществляет этот выбор. В этом отличительная особенность развития политического процесса в России. Проблема абсентеизма является одной из ключевых проблем российской демократии.

Стремительное расширение масштабов абсентеизма в последние годы говорит о нестабильности сложившейся в России политической системы. Снижение избирательной активности является, прежде всего, выражением разочарования населения в российской избирательной системе, утратой доверия к власти, свидетельством нарастания протестного потенциала в различных социальных группах, нигилистического отношения к демократическим институтам, политическим партиям и их лидерам Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2005 .

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека