Астенический синдром после орви симптомы. Астения после вирусной инфекции

В современных условиях ребенок испытывает множество стрессов. Напряженная учебная программа в школе, большая степень загруженности, конфликты в семье и в коллективе приводят к стойкому нервному перенапряжению, следствием которого становится развитие астенического состояния.

Данное состояние все чаще диагностируется не только у взрослого населения, как это было раньше, но и у детей.

К числу причин развития астенического синдрома у детей можно отнести не только повышенную утомляемость, хроническую усталость, но и частые инфекционные заболевания , сопровождающиеся стойким снижением иммунитета, ухудшением общего самочувствия ребенка.

И это неудивительно, ведь в такой ситуации малыш испытывает большое нервное напряжение, повышенную тревожность. Следовательно, родителям необходимо позаботиться не только об эмоциональном, но и о физическом здоровье крохи.

Особенности заболевания

Дословно данное название можно перевести как слабость и бессилие . И это очень точно отражает суть недуга.

В астеническом состоянии ребенок чувствует себя подавленным, разбитым, у малыша развивается апатия к окружающему миру.

Кроме того, у малыша нарушается режим сна и бодрствования, что еще больше осложняет ситуацию. Отсутствие здорового продолжительного сна негативно сказывается на его состоянии в дневное время.

Наиболее часто заболевание развивается у детей младшего школьного возраста. Связано это с резким изменением распорядка дня, деятельности. В школе, особенно, в начальной, к ребенку предъявляют повышенные требования относительно успеваемости и поведения, чего не было раньше.

Во время урока малыш должен не только ограничивать себя в движении, но и активизировать мыслительную деятельность, чтобы запомнить учебный материал. За короткую перемену малыш не успевает в полной мере отдохнуть , а придя домой, вынужден выполнять домашнее задание.

Такой режим дня способствует развитию стресса, хронической усталости. Кроме того, родители стараются использовать свободное время малыша как можно более продуктивно, отдавая его во всевозможные секции и кружки.

Конечно, это способствует интеллектуальному развитию, но, в конечном итоге может спровоцировать развитие астенического состояния . А это выражается не только в эмоциональном, но и физическом истощении.

Патогенез заболевания предполагает нарушение нервной активности в клетках головного мозга, в нарушении нервных связей.

Это способствует развитию тревожности, состояния подавленности и апатии. С течением времени в организме ребенка наблюдаются такие неприятные процессы, как нарушение клеточного питания, снижение тонуса мышц, их слабость и постепенная атрофия .

Разновидности астении

У детей нередки и временные проявления астении. Например, симптомы недуга могут возникать в утреннее время, или весной.

Причины развития

К числу провоцирующих факторов относят:

Клинические проявления в зависимости от возраста

На сегодняшний день симптомы болезни можно наблюдать у детей различных возрастных групп. Не являются исключением даже дети самого младшего возраста . От возраста ребенка зависят и клинические проявления недуга.

Младенцы до года

Груднички, страдающие астенией, часто плачут, хуже засыпают, испытывают постоянную усталость во время общения с родителями, игр, нахождения на руках . Признаками астении у детей младшего возраста являются:

  1. Ребенок часто капризничает, долго плачет, даже если он сыт и здоров.
  2. Малыш плохо засыпает, когда его укачивают, но, становится более спокойным, когда находится в комнате один.
  3. Пугается звуков, даже достаточно тихих.
  4. Быстро устает от общения с людьми.

Малыши до 7 лет

По мере взросления симптомы астении проявляются у ребенка все более отчетливо . Он раздражителен, часто устает, боится общества незнакомых людей. Кроме того, могут проявляться и более специфические признаки:

  1. Боязнь яркого света.
  2. Непереносимость некоторых запахов, при длительном контакте с которыми у ребенка могут возникать тянущие боли в мышцах.
  3. Головная боль, проявляющаяся во время шума, громкого звука.

Подростки

Основным признаком развития астенического состояния в подростковом возрасте считается повышенная раздражительность и быстрая утомляемость . Отмечается ухудшение поведения, подросток по любому поводу спорит с родителями, друзьями, становится более агрессивным и конфликтным.

Даже простые бытовые ситуации вызывают острые приступы гнева, неадекватную реакцию. Также наблюдается снижение успеваемости в школе, нарушение внимания.

К какому врачу обращаться?

Прежде всего, необходимо установить причину, которая вызвала расстройства подобного рода. Для этого необходимо показать ребенка врачу – терапевту . Так, если причиной астении стала инфекция, ее необходимо устранить.

В некоторых случаях, для нормализации состояния необходимо просто скорректировать режим дня, дать ребенку больше времени на отдых и занятие любимыми делами.

Если же по прошествии 2-3 месяцев ситуация не улучшится, придется показать ребенка психологу, а затем, возможно, и неврологу, если установлено, что имеют место неврологические нарушения.

Лечение

Как лечить детскую астению? Астеническое состояние нельзя оставлять без внимания: обычная, на первый взгляд, усталость, может спровоцировать серьезные для детского организма последствия , вплоть до опасных неврологических и физических нарушений.

Лечение осуществляется при помощи специальных медикаментозных препаратов, однако, немаловажным фактором остается и нормализация образа жизни и распорядка дня ребенка.

Медикаментозная терапия

Ребенку назначают фармакологические препараты следующих групп:

  • адаптогены – препараты, повышающие активность, энергичность (экстракт женьшеня, лимонника);
  • ноотропы , улучшающие мозговую деятельность (Ноотропил, Аминалон);
  • успокоительные средства , снимающие тревожность, раздражительность (Ново-пассит);
  • антидепрессанты , транквилизаторы, способствующие устранению сильных нервных напряжений. Назначают в особо тяжелых случаях;
  • нейролептики – препараты для лечения острых проявлений психоза;
  • витаминные комплексы , способствующие укреплению организма в целом.

Коррекция образа жизни

Для устранения и предупреждения симптомов астенического состояния необходимо установить правильный распорядок дня, нормализовать режим питания. Рекомендуется:

Немедикаментозный подход

К таким методам терапии относят:

  1. Употребление успокаивающих травяных настоев (можно использовать корень валерианы, пустырник, ромашку).
  2. Психотерапия различной направленности (необходима как для улучшения общего эмоционального состояния ребенка, так и для устранения отдельных психических расстройств, причин развития астении).
  3. Физиопроцедуры , включающие в себя занятия лечебной физкультурой, расслабляющий или, наоборот, тонизирующий массаж, водную терапию (например, душ Шарко), иглоукалывание, ароматерапию.

Родители должны внимательно следить за состоянием ребенка, обращать внимание даже на такие, на первый взгляд, незначительные признаки, как усталость, раздражительность.

В противном случае возможно развитие серьезных нервных нарушений. Важно учитывать, что на ранних стадиях развития астении, заболевание лечится достаточно просто , нужно просто не упустить момент и вовремя показать ребенка специалисту.

Клинический психолог расскажет об астеническом синдроме в этом видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Астенический синдром, или астения (в переводе с греческого означает «отсутствие сил», «бессилие») – это симптомокомплекс, свидетельствующий о том, что резервы организма истощены, и он работает из последних сил. Это очень частая патология: по данным разных авторов, частота заболеваемости ею составляет от 3 до 45% в популяции. О том, почему возникает астения, каковы симптомы, принципы диагностики и лечения данного состояния и пойдет речь в нашей статье.

Астения – это психопатологическое расстройство, развивающееся на фоне заболеваний и состояний, в том или ином отношении истощающих организм. Некоторые ученые считают, что астенический синдром является предвестником других, очень серьезных, заболеваний нервной системы и психической сферы.

Почему-то многие обыватели думают, что астения и обычная усталость – это одно и то же состояние, названное по-разному. Они ошибаются. Природная усталость – это физиологическое состояние, которое развивается вследствие воздействия на организм физических или психических сверхнагрузок, является кратковременной, полностью проходит после полноценного отдыха. Астения же – это усталость патологическая. Организм при этом никаких острых сверхнагрузок не испытывает, но испытывает нагрузки хронические вследствие той или иной патологии.

Астения не развивается за один день. Данный термин применим к людям, у которых симптомы астенического синдрома отмечаются продолжительное время. Симптомы постепенно нарастают, качество жизни больного со временем существенно снижается. Одного лишь полноценного отдыха для устранения симптомов астении недостаточно: необходимо комплексное лечение у невропатолога.


Причины возникновения астении

Астения развивается тогда, когда под воздействием ряда факторов истощаются механизмы образования энергии в организме. Перенапряжение, истощение структур, отвечающих за высшую нервную деятельность, в сочетании с дефицитом витаминов, микроэлементов и других важных питательных веществ в пище и нарушениями в системе обмена веществ составляют основу астенического синдрома.

Перечислим заболевания и состояния, на фоне которых, как правило, развивается астения:

  • инфекционные заболевания (грипп и другие ОРВИ, туберкулез, гепатиты, пищевые токсикоинфекции, бруцеллез);
  • заболевания пищеварительного тракта (язвенная болезнь, тяжелые диспепсии, острые и хронические гастриты, панкреатиты, энтериты, колиты и прочие);
  • заболевания сердца и сосудов (эссенциальная гипертензия, атеросклероз, аритмии, ишемическая болезнь сердца, в частности, инфаркт миокарда);
  • болезни дыхательной системы (хроническая обструктивная болезнь легких, пневмонии, бронхиальная астма);
  • заболевания почек (хронические пиело- и гломерулонефриты);
  • болезни эндокринной системы (сахарный диабет, гипо- и гипертиреозы);
  • заболевания крови (особенно анемия);
  • неопластические процессы (всевозможные опухоли, особенно злокачественные);
  • патологии нервной системы ( , и другие);
  • заболевания психической сферы (депрессии, шизофрения);
  • послеродовый период;
  • послеоперационный период;
  • беременность, особенно многоплодная;
  • период лактации;
  • психоэмоциональные стрессы;
  • прием некоторых лекарственных препаратов (преимущественно психотропных), наркотиков;
  • у детей – неблагоприятная обстановка в семье, сложности в общении со сверстниками, чрезмерная требовательность педагогов и родителей.

Стоит отметить, что в развитии астенического синдрома может иметь значение продолжительная монотонная работа, особенно с искусственным освещением в замкнутом пространстве (например, подводники), частые ночные смены, работа, требующая обработки большого количества новой информации в сжатые сроки. Иногда он возникает даже при переходе человека на новую работу.


Механизм развития, или патогенез, астении

Астения – это реакция организма человека на состояния, грозящие истощением его энергетических ресурсов. При данном заболевании, прежде всего, изменяется активность ретикулярной формации: структуры, расположенной в области ствола мозга, отвечающей за мотивацию, восприятие, уровень внимания, обеспечивающей режим сна и бодрствования, вегетативную регуляцию, работу мышц и активность организма в целом.

Происходят изменения и в работе гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы, играющей ведущую роль в реализации стресса.

Многочисленные исследования показали, что в механизме развития астении играют роль и иммунологические механизмы: у лиц, страдающих данной патологией, были выявлены те или иные иммунологические нарушения. Однако известные на сегодняшний день вирусы не имеют прямого значения в развитии этого синдрома.


Классификация астенического синдрома

В зависимости от причины, вызвавшей астению, болезнь делят на функциональную и органическую. Обе этих формы встречаются приблизительно с одинаковой частотой – 55 и 45% соответственно.

Функциональная астения – это временное, обратимое состояние. Она является следствием психоэмоциональных или посттравматических стрессов, острых инфекционных заболеваний или повышенных физических нагрузок. Это своеобразная реакция организма на вышеуказанные факторы, поэтому второе название функциональной астении – реактивная.

Органическая астения связана с теми или иными хроническими заболеваниями, имеющими место у конкретного больного. Болезни, в результате которых может возникнуть астения, указаны выше в разделе «причины».

Согласно другой классификации, по этиологическому фактору астения бывает:

  • соматогенной;
  • постинфекционной;
  • послеродовой;
  • посттравматической.

В зависимости от того, как давно существует астенический синдром, его делят на острый и хронический. Острая астения возникает после только что перенесенного острого инфекционного заболевания или сильного стресса и, по сути, является функциональной. Хроническая же имеет в своей основе какую-либо хроническую органическую патологию и протекает длительно. Отдельно выделяют неврастению: астению, возникающую вследствие истощения структур, отвечающих за высшую нервную деятельность.

В зависимости от клинических проявлений, выделяют 3 формы астенического синдрома, являющиеся также тремя последовательными стадиями:

  • гиперстеническую (начальная стадия заболевания; симптомами ее являются нетерпеливость, раздражительность, беспорядочная эмоциональность, повышенная реакция на световые, звуковые и тактильные раздражители);
  • форму раздражительности и слабости (имеет место повышенная возбудимость, однако больной при этом чувствует себя слабым, истощенным; настроение человека резко меняется от хорошего до плохого и наоборот, физическая активность также колеблется от повышенной до полного нежелания что-либо делать);
  • гипостеническую (это последняя, наиболее тяжелая форма астении, характеризующаяся сниженной практически до минимума работоспособностью, слабостью, усталостью, постоянной сонливостью, полным нежеланием что-то делать и отсутствием каких-либо эмоций; интерес к окружению также отсутствует).

Симптомы астении

Больные, страдающие данной патологией, предъявляют множество самых разнообразных жалоб. Прежде всего, их беспокоит слабость, они постоянно чувствуют себя уставшими, отсутствует мотивация к какой-либо деятельности, нарушаются память и сообразительность. Не могут сосредоточить свое внимание на чем-то конкретном, рассеянны, постоянно отвлекаются, плачут. Долго не могут вспомнить знакомую фамилию, слово, нужную дату. Читают машинально, не понимая и не запоминая прочитанный материал.

Также больных беспокоят симптомы со стороны вегетативной системы: повышенное потоотделение, гипергидроз ладоней (они постоянно влажные и прохладные на ощупь), чувство нехватки воздуха, одышка, лабильность пульса, скачки артериального давления.

Некоторые больные отмечают и различные болевые расстройства: боли в области сердца, в спине, животе, мышцах.

Со стороны эмоциональной сферы стоит отметить чувство тревожности, внутреннего напряжения, частые перемены настроения, страхи.

Многих больных беспокоит снижение аппетита вплоть до полного его отсутствия, похудание, снижение полового влечения, нарушения менструального цикла, выраженные симптомы предменструального синдрома, повышенная чувствительность к свету, звуку, прикосновениям.

Из нарушений сна следует отметить тяжелое засыпание, частые пробуждения ночью, кошмарные сновидения. После сна больной не чувствует себя отдохнувшим, а, наоборот, ощущает снова усталость и разбитость. В результате этого самочувствие человека ухудшается, а значит, снижается работоспособность.

Человек становится возбудимым, раздражительным, нетерпеливым, эмоционально неустойчивым (настроение его резко ухудшается при малейшей неудаче или в случае затруднения в выполнении какого-либо действия), общение с людьми его утомляет, а поставленные задачи кажутся невыполнимыми.

У многих лиц с астенией определяется повышение температуры до субфебрильных значений, боли в горле, увеличенные некоторые группы периферических лимфоузлов, в частности, шейные, затылочные, подмышечные, болезненность их при пальпации, боли в мышцах и суставах. То есть, имеет место инфекционный процесс и недостаточность функций иммунитета.

Состояние больного значительно ухудшается к вечеру, что проявляется увеличением выраженности всех или некоторых вышеописанных симптомов.

Помимо всех этих симптомов, относящихся непосредственно к астении, человека беспокоят клинические проявления основного заболевания, того, на фоне которого развился астенический синдром.

В зависимости от причины, вызвавшей астению, ее течение имеет некоторые особенности.

  • Сопутствующий неврозу астенический синдром проявляется напряжением поперечно-полосатых мышц и повышением мышечного тонуса. Больные предъявляют жалобы на постоянную усталость: и при движениях, и в состоянии покоя.
  • При хронической недостаточности кровообращения в мозге двигательная активность больного, напротив, снижается. Мышечный тонус снижен, человек вялый, не испытывает желания двигаться. Больной переживает так называемое «недержание эмоций» - казалось бы, беспричинно плачет. Кроме того, имеют место затруднение и замедление мышления.
  • При опухолях головного мозга и интоксикациях больной ощущает выраженную слабость, бессилие, нежелание двигаться и заниматься любыми, даже ранее любимыми, делами. Тонус мышц его снижен. Может развиваться симптомокомплекс, напоминающий миастению. Типичны психическая слабость, раздражительность, ипохондрические и тревожно-боязливые настроения, а также расстройства сна. Эти нарушения, как правило, стойкие.
  • Астения, возникшая после травм, может быть как функциональной – травматическая церебрастения, так и носить органический характер – травматическая энцефалопатия. Симптомы энцефалопатии, как правило, ярко выражены: больной испытывает постоянную слабость, отмечает ухудшение памяти; круг интересов его постепенно уменьшается, имеет место лабильность эмоций – человек может быть раздражительным, «взрываться» по пустякам, но внезапно становится вялым, безразличным к происходящему. Новые навыки усваиваются с трудом. Определяются признаки дисфункции вегетативной нервной системы. Симптомы церебрастении не столь ярко выражены, но она может длиться долго, месяцами. Если человек ведет правильный, щадящий, образ жизни, рационально питается, бережет себя от стрессов, симптомы церебрастении становятся практически незаметными, однако на фоне физических или психоэмоциональных перегрузок, во время ОРВИ или других острых заболеваний церебрастения обостряется.
  • Постгриппозная астения и астения после других ОРВИ сначала носит гиперстенический характер. Больной нервозен, раздражителен, испытывает постоянное ощущение внутреннего дискомфорта. В случае тяжелых инфекций развивается гипостеническая форма астении: активность больного снижена, он все время ощущает сонливость, раздражается по пустякам. Сила мышц, половое влечение, мотивация снижаются. Эти симптомы сохраняются более 1 месяца и со временем становятся менее выраженными, а на первый план выходит снижение трудоспособности, нежелание выполнять физическую и умственную работу. Со временем патологический процесс приобретает затяжное течение, при котором появляются симптомы вестибулярного расстройства, ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться и воспринимать новую информацию.

Диагностика астении

Зачастую больные считают, что симптомы, которые они испытывают, не страшны, и все наладится само, стоит лишь только выспаться. Но после сна симптомы не проходят, а со временем лишь усугубляются и могут спровоцировать развитие весьма серьезных неврологических и психиатрических заболеваний. Чтобы этого не произошло, не стоит недооценивать астению, а следует при возникновении симптомов этого заболевания обратиться к врачу, который выставит точный диагноз и подскажет, какие меры предпринять для его устранения.

Диагностика астенического синдрома основана преимущественно на жалобах и данных анамнеза заболевания и жизни. Врач уточнит у вас, как давно появились те или иные симптомы; занимаетесь ли вы тяжелой физической или умственной работой, не испытывали ли в последнее время связанные с ней перегрузки; не связываете ли вы возникновение симптомов с психоэмоциональным стрессом; не страдаете ли хроническими заболеваниями (какими – смотрите выше, в разделе «причины»).

Затем врач проведет объективное обследование пациента, чтобы обнаружить изменения в строении или функциях его органов.

На основании полученных данных, чтобы подтвердить или опровергнуть то или иное заболевание, врач назначит пациенту ряд лабораторных и инструментальных исследований:

  • общий анализ крови;
  • общий анализ мочи;
  • биохимический анализ крови (глюкоза, холестерин, электролиты, почечные, печеночные пробы и другие показатели, необходимые по мнению врача);
  • анализ крови на гормоны;
  • ПЦР-диагностика;
  • копрограмма;
  • ЭКГ (электрокардиография);
  • УЗИ сердца (эхокардиография);
  • УЗИ органов брюшной полости, забрюшинного пространства и малого таза;
  • фиброгастродуоденоскопия (ФГДС);
  • рентгенография органов грудной клетки;
  • УЗИ сосудов головного мозга;
  • компьютерная или магнитно-резонансная томография;
  • консультации смежных специалистов (гастроэнтеролога, кардиолога, пульмонолога, нефролога, эндокринолога, невропатолога, психиатра и других).

Лечение астении

Главным направлением лечения является терапия основного заболевания, того, на фоне которого возник астенический синдром.

Образ жизни

Немаловажна модифицикация образа жизни:

  • оптимальный режим труда и отдыха;
  • ночной сон продолжительностью 7-8 часов;
  • отказ от ночных смен на работе;
  • спокойная обстановка на работе и дома;
  • минимизация стрессов;
  • ежедневные физические нагрузки.

Нередко на пользу больным идет смена обстановки в виде туристической поездки или отдыха в санатории.

Рацион лиц, страдающих астенией, должен быть богат белком (нежирное мясо, бобовые, яйца), витаминами группы В (яйца, зеленые овощи), С (щавель, цитрусовые), аминокислотой «триптофан» (хлеб грубого помола, бананы, твердый сыр) и прочими питательными веществами. Алкоголь из рациона следует исключить.

Фармакотерапия

Медикаментозное лечение астении может включать в себя препараты следующих групп:

  • адаптогены (экстракт элеутерококка, женьшеня, лимонника, родиолы розовой);
  • ноотропы (аминалон, пантогам, гингко билоба, ноотропил, кавинтон);
  • седативные препараты (ново-пассит, седасен и другие);
  • препараты прохолинергического действия (энерион);
  • (азафен, имипрамин, кломипрамин, флуоксетин);
  • транквилизаторы (фенибут, клоназепам, атаракс и прочие);
  • (эглонил, терален);
  • витамины группы В (нейробион, мильгамма, магне-В6);
  • комплексы, содержащие в своем составе витамины и микроэлементы (мультитабс, дуовит, берокка).

Как стало ясно из списка, приведенного выше, препаратов, которые можно применять для лечения астении, достаточно много. Однако это не означает, что весь этот список будет назначен одному больному. Лечение астении преимущественно симптоматическое, то есть, назначаемые препараты зависят от преобладания у конкретного больного тех или иных симптомов. Терапию начинают с использования минимально возможных доз, которые при нормальной переносимости их впоследствии могут быть повышены.

Немедикаментозные методы лечения

Наряду с фармакотерапией человек, страдающий астенией, может получать следующие виды лечения:

  1. Употребление настоев и отваров успокаивающих трав (корень валерианы, пустырник).
  2. Психотерапия. Может осуществляться в трех направлениях:
    • воздействие на общее состояние больного и на отдельные, диагностированные у него, невротические синдромы (групповой или индивидуальный аутотренинг, самовнушение, внушение, гипноз); методики позволяют усилить мотивацию к выздоровлению, снизить тревожность, повысить эмоциональный настрой;
    • терапия, воздействующая на механизмы патогенеза астении (условно-рефлекторные техники, нейро-лингвистическое программирование, когнитивно-поведенческая терапия);
    • методики, воздействующие на причинный фактор: гештальт-терапия, психодинамическая терапия, семейная психотерапия; целью применения этих методов является осознание больным связи возникновения синдрома астении с какими-либо проблемами личности; во время сеансов выявляются детские конфликты или черты, присущие личности в зрелом возрасте, способствующие развитию астенического синдрома.
  3. Физиотерапия:
    • ЛФК;
    • массаж;
    • водолечение (душ Шарко, контрастный душ, плавание и другие);
    • иглорефлексотерапия;
    • фототерапия;
    • пребывание в специальной капсуле под воздействием тепловых, световых, ароматических и музыкальных воздействий.

В завершение статьи хочется повторить, что астению нельзя не замечать, нельзя надеяться на «пройдет само, только высплюсь». Эта патология может развиться в другие, гораздо более серьезные психоневрологические заболевания. При своевременной диагностике бороться с ней в большинстве случаев достаточно просто. Самолечением заниматься также недопустимо: неграмотно назначенные препараты могут не только не дать желаемого эффекта, но и причинить вред здоровью больного. Поэтому, если вы обнаружили у себя симптомы, аналогичные описанным выше, пожалуйста, обратитесь за помощью к специалисту, таким путем вы значительно приблизите день своего выздоровления.


Простыми словами астенией называют слабое состояние. Она может быть вызвана различными факторами. На сайте сайт следует поговорить об астеническом синдроме, который проявляется после гриппа. Главной причиной развития астении в данном случае . Какими способами можно преодолеть данный синдром?

Судить о появлении данного состояния можно лишь при наличии таких симптомов:

  • Утомляемость.
  • Чрезмерная раздражительность.
  • Нарушение сна.
  • Снижение памяти, сосредоточенности и работоспособности.

Неврологи отмечают главную причину возникновения данного недуга в нарушении метаболизма в головном мозге, что наблюдается после различных соматических заболеваний.

Усталость и повышенная утомляемость наблюдаются у человека после перенесенного гриппа. Усталость становится не только физической, но и нервно-психической. Данные симптомы проявляются без совершения каких-либо нагрузок, а усталость не проходит даже после полноценного отдыха или сна.

Нарушение белкового обмена также сказывается на работе ЦНС. Повышается уровень аммиака, из-за чего снижается активность передачи нервных импульсов и нарушается регуляция энергетического обмена.

Причины возникновения астении

Астении могут предшествовать многие факторы. Истощение органов после различных недугов является вполне нормальным, что и провоцирует астению. Основными причинами возникновения астенического синдрома являются:

  • Инфекционные заболевания.
  • Физические нагрузки.
  • Психические нагрузки.
  • Эмоциональные нагрузки.
  • Умственные нагрузки.
  • Неправильный режим дня, то есть сочетание отдыха и работы.
  • Нерегулярное и неправильное питание.

Неврастенией называют недуг, который возник в результате сильных эмоциональных переживаний. Данное нарушение может возникать до проявления другой болезни организма. Она либо сопровождает центральное заболевание, либо возникает уже после того, как человек переболел.

Астения может проявляться в различных симптомах, что во многом зависит от причин ее возникновения. Основными симптомами, по которым ее можно выявить, являются:

  1. Боли в спине, сердце, животе.
  2. Частое сердцебиение.
  3. Повышенная потливость.
  4. Снижение полового влечения.
  5. Усиленное чувство страха.
  6. Чувствительность к свету и звукам.
  7. Снижение веса.

Частыми причинами возникновения астении являются инфекционные заболевания, к которым можно отнести бронхит или грипп. В зависимости от индивидуальных особенностей, астения может преобладать либо в состоянии раздраженности, либо в состоянии быстрой утомляемости.

Часто астения сопровождается повышенной утомляемостью. Ее устранить можно с помощью врача, который сначала проведет диагностику по выявлению сопутствующих признаков:

  • Головные боли.
  • Раздражительность.
  • Головокружение.
  • Нарушение пищеварения: изжога, отрыжка, чувство тяжести в желудке, снижение аппетита.

Особенности развития астении

Каждый астенический синдром сопровождается своими особенностями развития. Все зависит от факторов, которые вызвали астению. Если вести речь о гриппе, то человек при астеническом синдроме становится раздражительным, суетливым, его температура немного повышается, а дееспособность снижается. Постгриппозная астения длится продолжительное время, иногда до месяца.

Отмечается тенденция увеличения астенических состояний после гриппа или простуды. Специалисты объясняют это тем, что у людей до появления данных болезней наблюдается астенический синдром, вызванный, к примеру, нервозными переживаниями или физическим переутомлением. Таким образом, астения способствует возникновению гриппа, простуды и прочих заболеваний, а затем снова проявляет себя, но уже после выздоровления.

Астения является главным недугом современного человека. Это связано с тем образом жизни, который каждый вынужден вести, если желает добиться успехов, чего-то достичь и стать успешным человеком. Индивид постоянно находится в работоспособном состоянии, не позволяя себе полноценно отдохнуть и даже выздороветь.

Астения не проходит сама по себе, она постоянно развивается, если не заниматься ее устранением. Сначала человек чувствует усталость, затем ощущает упадок сил. Наконец-то теперь возникают мысли о том, что пора отдохнуть. Однако даже этого не происходит, поскольку человек себе не позволяет долго спать и набираться сил. Как только состояние здоровья улучшилось, человек полагает, что он уже восстановился. Он снова приступает к работе, до конца не избавившись от астении. Главные факторы воспринимаются как второстепенные, что позволяет недугу спокойно и постепенно развиваться.

Отсутствие лечения астении и напряженная работа приводят к еще большей усталости. Здесь человек уже по-настоящему задумывается об отдыхе. Однако если он позволяет инерции брать верх, тогда начинает трудиться через силу. Теперь астения набирает обороты, она становится прогрессирующей.

Вскоре возникает апатия, которую сопровождают головные боли. Сил и энергии больше нет, человек работает вынужденно, через силу воли. Все это доходит до возникновения депрессии.

С помощью каких способов можно преодолеть астению?

Ведя речь об астении, по большому счету говорится о напряжении, утомлении, усталости и слабости. Устранить данные симптомы можно различными способами, которые дают энергию, удовольствие, моральное удовлетворение, спокойствие или отдых. С помощью каких способов можно преодолеть астению?

Рассмотрим некоторые из них:

  1. Исключить алкогольные напитки и крепкий кофе. Данные напитки возбуждают нервную систему.
  2. Заниматься физическими упражнениями, которые не изматывают, а приносят удовольствие.
  3. Принимать контрастный душ, особенно перед сном.
  4. Плавать, не обязательно в большом ритме. Главное – наслаждаться процессом.
  5. Полноценно высыпаться. Это помогает мозгу больше насыщаться полезными элементами. Здесь также помогут специальные препараты, которые может назначить врач.
  6. Полноценно питаться. Работу головного мозга улучшает белковая еда: бобовые, мясо, соя. Печеночные продукты и яйца (витамин В), сыр, индейка, банан, зерновой хлеб (в них содержится триптофан). Данные продукты способствуют выработке особых гормонов: метионин, холин, серотонин, норадреналин. Данные вещества продуктов питания помогают активности головного мозга, что способствует быстрому устранению забывчивости и рассеянности. Формируются положительные эмоции.
  7. Употреблять витамин С. Аскорбиновая кислота становится важной в период после выздоровления от болезни. Витамина много содержится в продуктах питания. Также сюда следует добавить железо, магний, марганец, фосфор, кальций и прочие элементы.
  8. Принимать витаминные комплексы. Говорить о пользе конкретной группе витаминов не приходится. Следует употреблять продукты, которые наполняют организм различными витаминами. Это: овощи, смородина, облепиха, шиповник, бананы, киви, груши, яблоки. Из них можно делать нежирные йогурты, салаты, морсы.
  9. Принимать адаптогены. Они полезными становятся, если после гриппа наблюдается постоянная утомляемость, безразличие, снижается кровяное давление. К адаптогенам можно отнести левзею, женьшень, пантокрин, которые добавляются в любимые напитки, но только не в алкогольные.
  10. Делать отвары из трав. Если после перенесенного гриппа развивается бессонница, тогда перед отходом ко сну следует употреблять отвары из трав: хмель, герань, валериана. Если нет желания делать отвар, то можно на подушку нанести эфирное масло лаванды, душицы и т. д. Другим методом от бессонницы может стать поливание ног холодной водой перед сном.
  11. Соблюдать режим отхода ко сну и вставания. Если всегда ложиться и просыпаться в одно и то же время, то организм привыкнет к режиму и будет себя хорошо чувствовать в то время, когда нужно просыпаться.

Если необходимо, то перед сном следует принимать душ приятной для себя температуры.

Следует почаще отдыхать, особенно это важно после выздоровления от гриппа или другого недуга. В другое время не следует себя нагружать чрезмерной работой, чтобы не снижать иммунитет и защитные силы организма, делая его слабым перед инфекциями.

Прогноз

Астения, или другим словом – слабость, всегда ощущается после перенесенного недуга. В зависимости от силы тяжести и продолжительности болезни, человек так же долго восстанавливает силы. Прогноз является утешительным, если человек позволяет себе восстановиться, набраться сил, отдохнуть после болезни, которую можно сравнивать с работой.

Астения не влияет на продолжительность жизни. Она сказывается на общем самочувствии человека и на силе его иммунной системы. Если человек не дает себе полноценного отдыха, не восстанавливает сил и не успокаивает свою нервную систему, тогда его иммунитет становится слабым. А это благоприятная почва для проникновения вирусов и бактерий, чтобы спровоцировать новое заболевание.

Неудивительным становится, что люди после одной болезни быстро вновь заболевают. Принято считать, что иммунитет «закален» после борьбы с первой инфекцией. На самом деле он истощен, поскольку все силы и ресурсы направил на выздоровление.

Эффективный препарат для лечения астении у детей с 10 лет и старше

Может применяться длительно



Современные подходы к лечению постинфекционной астении у детей и подростков

С.А. Немкова

ФГБОУ ВО «Российский Национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова» МЗ РФ,
ФГАУ «Научный Центр здоровья детей» МЗ РФ, Москва, РФ

В статье освещены современные аспекты диагностики и лечения постинфекционных астенических состояний у детей и подростков с применением нового высокоэффективного ноотропного препарата комплексного действия – деанола ацеглумата (Нооклерин). Показано, что использование Нооклерина в комплексной терапии способствует уменьшению выраженности симптомов астении с улучшением сна, когнитивного статуса, редукцией головных болей, отчетливой положительной динамикой показателей качества жизни и повседневной активности пациентов.

Ключевые слова: астения, лечение, дети, инфекция, грипп, деанола ацеглумат, Нооклерин.

Одной из наиболее распространенных жалоб при обращении пациентов к врачу является повышенная утомляемость. Частой причиной этого симптома могут быть астенические расстройства, которыми, по данным различных исследователей, страдают до 15–45% людей . Астения характеризуется патологической усталостью после нормальной активности, сопровождается недостатком энергии, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности и внимания, а также резким снижением работоспособности. Признаки астении отмечаются у 1,3% подростков, причем у девочек данная патология встречается достоверно чаще .

Наряду с повышенной утомляемостью и психической неустойчивостью у больных астенией наблюдаются раздражительность, гиперестезия, вегетативные нарушения и расстройства сна . Если простую утомляемость после мобилизации психических и физических сил организма можно характеризовать как физиологическое, временное состояние, быстро проходящее после отдыха, то астения подразумевает более длительные патологические изменения, длящиеся месяцами и годами, справиться с которыми без врачебной помощи достаточно трудно .

В происхождении астении большинство исследователей указывает на значимость как цереброгенных, так и соматогенных факторов, при этом подчеркивается, что соматогенные факторы могут снижать порог чувствительности к психогении .

Классификация астенических состояний предполагает выделение следующих форм:

1. Органическая форма встречается у 45% пациентов и связана с хроническими соматическими заболеваниями или прогрессирующими патологиями (неврологическими, эндокринными, гематологическими, неопластическими, инфекционными, гепатологическими, аутоиммунными и др.);

2. Функциональная форма возникает у 55% больных и считается обратимым, временным состоянием. Такое расстройство также называют реактивным, так как оно является реакцией организма на стресс, переутомление или перенесенное острое заболевание (в т.ч. ОРВИ, грипп и др.) .

Отдельно выделяют «психическую астению», при которой наряду с функциональными пограничными расстройствами (тревога, депрессия, нарушения сна) выявляют астенический симптомокомплекс .

При классификации по остроте процесса выделяют «острую астению», которая представляет собой реакцию на стресс или незначительные перегрузки, и «хроническую астению», возникающую после инфекционных заболеваний, родов и др. .

По типу различают гиперстеническую астению, для которой характерна сверхвозбудимость сенсорного восприятия, и гипостеническую астению, для которой характерно снижение порога возбудимости и восприимчивости к внешним стимулам с вялостью и дневной сонливостью .

В МКБ-10 астенические состояния представлены в нескольких разделах: астения БДУ (R53), состояние истощения жизненных сил (Z73.0), недомогание и утомляемость (R53), психастения (F48.8), неврастения (F48.0), а также слабость: врожденная (P96.9), старческая (R54), истощение и усталость (вследствие) (при): нервной демобилизации (F43.0), чрезмерного напряжения (T73.3), опасности (T73.2), теплового воздействия (T67.), беременности (O26.8), старческой астении (R54), синдром усталости (F48.0), синдром утомляемости после перенесенной вирусной болезни (G93.3).

Постинфекционный астенический синдром:

  • возникает в результате перенесенного заболевания инфекционного характера (ОРВИ, гриппа, ангины, гепатита и др.), встречается у 30% пациентов, которые обращаются с жалобами на физическую утомляемость;
  • первые симптомы появляются через 1–2 недели после инфекционной болезни и сохраняются в течение 1–2 месяцев, при этом, если первопричина имела вирусное происхождение, то возможны периоды колебания температуры тела;
  • преобладают ощущения общего утомления, усталости, усиливающиеся при физических нагрузках, слабости, раздражительности, нарушения сна, беспокойство, напряжение, трудности с концентрацией внимания, эмоциональная неустойчивость, обидчивость, плаксивость, вспыльчивость, капризность, впечатлительность, снижение аппетита, потливость, ощущение перебоев в сердце, нехватки воздуха, снижение порога переносимости различных раздражителей: громких звуков, яркого света, вестибулярных нагрузок .
Это объясняется тем, что после излечения основной болезни в организме остаются небольшие нарушения энергетических и метаболических процессов, которые и провоцируют развитие недомогания. Если астенический синдром оставлен без внимания, то его прогрессирование может стать причиной вторичного инфицирования, что существенно ухудшит работу иммунной системы и состояния больного в целом .

Выделяются два основных типа постгриппозной астении:

  • гиперстенического характера: этот вид астении бывает на ранних этапах при легких формах течения гриппа, и главными симптомами становятся внутреннее ощущение дискомфорта, повышенная раздражительность, неуверенность в себе, снижается работоспособность, появляются суетливость и несобранность;
  • гипостенического характера: эта разновидность астении характерна для тяжелых форм гриппа, при этом прежде всего снижается активность, появляются сонливость и мышечная слабость, возможны кратковременные вспышки раздражительности, пациент не чувствует в себе силы для активной деятельности .
Клиническими проявлениями постинфекционной астении являются :
  • повышенная истощаемость психических и физических функций, при этом ведущими симптомами будут повышенная утомляемость, усталость и слабость, при этом нет возможности полноценно отдохнуть, что приводит к неспособности к длительному умственному и физическому напряжению.
Сопутствующие проявления астении:
  • эмоциональная неустойчивость, которая чаще всего выражается в частой смене настроения, нетерпеливости, неусидчивости, чувстве тревоги, раздражительности, беспокойстве, внутреннем напряжении, неспособности расслабиться;
  • вегетативные или функциональные нарушения в виде частых головных болей, потливости, ухудшения аппетита, ощущения перебоев в сердце, одышки;
  • когнитивные нарушения в виде снижения памяти и внимания;
  • повышенная чувствительность к внешним раздражителям, например скрипу двери, шуму телевизора или стиральной машины;
  • нарушение сна (появляются дневная сонливость, трудности засыпания ночью, после ночного отдыха пропадает чувство бодрости).
Катамнестические наблюдения за детьми, перенесшими грипп и ОРВИ, выявили, что основным нарушением, возникающим у детей после гриппа, является астения, имеющая свои особенности в зависимости от возраста . У маленьких детей астенические состояния чаще проявляются астено-гипердинамическим синдромом, у старших – астено-апатическим состоянием. Показано, что для церебральной астении ребенка характерны истощаемость, раздражительность, проявляющиеся аффективными вспышками, а также двигательная расторможенность, суетливость, подвижность, при этом длительные астенические состояния, развивающиеся у детей после гриппа, могут привести к нарушениям памяти, задержке психического развития и снижению умственных способностей, а также анорексии, повышенной потливости, сосудистой лабильности, длительному субфебрилитету, расстройствам сна, что позволило исследователям говорить о поражении диэнцефальной области . Диэнцефальная патология у детей после гриппа наиболее часто протекает в форме нейроэндокринных и вегетативно-сосудистых симптомов, диэнцефальной эпилепсии, нейромышечных и нейродистрофических синдромов. В значительной степени после гриппа страдает эмоциональная сфера ребенка. Д.Н. Исаев отмечал у детей постгриппозные осложнения в форме психозов, в которых на первый план выступали эмоциональные расстройства. Об этом же говорят данные других исследователей, описавших у детей после гриппа расстройство настроения с преобладанием депрессии . Отмечены развитие аментивно-делириозного синдрома, психосенсорных изменений, нарушения восприятия окружающего с недостаточной ориентацией. Помимо психических изменений, после гриппа возникают неврологические расстройства в виде нарушений слуха, зрения, речи, движений, судорожных приступов .

Исследование психоэмоциональных расстройств у больных Эпштейна–Барра вирусным инфекционным мононуклеозом и паротитной инфекцией с серозным менингитом показало, что нарушения представлены в виде трех основных синдромов: астенического, астено-ипохондрического и астено-депрессивного, при этом разнообразие и частота встречаемости психоэмоциональных нарушений зависят от длительности и выраженности синдрома поствирусной астении и состояния вегетативной регуляции .

Результаты исследований, посвященных изучению катамнеза у больных с поражениями нервной системы после гриппа и энтеровирусной инфекции, выявили функциональные нарушения в виде астении, вялости, снижения аппетита, рассеянности, вегетативной лабильности (в форме сердечно-сосудистой дисфункции и изменения электрокардиограммы) и эмоциональной неуравновешенности, при этом частота возникновения указанных синдромов стояла в прямой зависимости от тяжести течения заболевания в острый период и преморбидных особенностей организма . Преморбидному состоянию ребенка в развитии постгриппозных остаточных явлений со стороны нервной системы придается очень существенное значение . Установлена важная роль преморбидного состояния в особенностях острого периода заболевания, исхода болезни и в формировании резидуальных явлений . Усугубляют неблагоприятное течение постгриппозного репарационного периода ранняя церебральная недостаточность в анамнезе (судороги, рахитическая гидроцефалия, повышенная возбудимость, черепные травмы в анамнезе), а также наследственная отягощенность. С целью изучения функционального состояния ЦНС у больных с постгриппозными осложнениями некоторыми авторами проводились электроэнцефалографические исследования, и полученные при этом результаты чаще всего указывали на явления торможения в ЦНС у пациентов с постинфекционной астенией .

Наиболее крупное катамнестическое исследование состояния здоровья и особенностей развития 200 детей, переболевших гриппом и аденовирусной инфекцией, на протяжении 1–7 лет после выписки из стационара показало, что в дальнейшем нормально развивались 63% пациентов, а у 37% обнаружены нарушения функционального характера в виде астении, эмоциональной и вегетативной лабильности, легких неврологических синдромов (высокие сухожильные рефлексы, клонус стоп и др.), при этом частота и выраженность патологических изменений зависели от тяжести поражения нервной системы в острую фазу болезни, а также от преморбидной отягощенности. Характер нервно-психических нарушений в катамнезе был различен, наиболее часто отмечалась церебральная астения (у 49 детей из 74 с остаточными явлениями), которая проявлялась разнообразными симптомами (резкая истощаемость, вялость, легкая утомляемость, неспособность к длительному сосредоточенному напряжению, беспричинные капризы, рассеянность, изменение поведения).

У школьников наблюдались снижение успеваемости, медлительность в приготовлении уроков, плохое запоминание прочитанного. У детей в возрасте до 3–5 лет имелись определенные особенности в проявлениях этого синдрома (повышенная раздражительность, возбудимость, излишняя подвижность, частые капризы). Вторым по частоте синдромом были эмоциональные нарушения, которые заключались в быстрой смене настроения, обидчивости, излишней впечатлительности, приступах агрессивности, злости, сменявшихся угнетенностью и плаксивостью. На третьем месте оказались выраженные вегетативные нарушения (лабильность пульса, колебания артериального давления, бледность, гипергидроз, холодные конечности, длительный субфебрилитет при отсутствии каких-либо воспалительных процессов), а также плохой аппетит, склонность к рвоте при насильственном кормлении . Все эти симптомы косвенно указывали на поражение диэнцефальной области, при этом длительность указанных нарушений составляла 1–3 месяца, реже до 4–6 месяцев. Частота остаточных явлений была значительно ниже в той группе детей, у которых дома соблюдался правильный режим и выполнялись все указания, данные родителям перед выпиской. При церебральной астении важное значение придавалось созданию необходимого режима: удлинение ночного и дневного сна, длительное пребывание на воздухе, уменьшение школьной нагрузки (дополнительный свободный день в неделю), временное освобождение от усиленных занятий физкультурой с рекомендацией ежедневной утренней гимнастики, назначение витаминов, особенно группы В, препаратов, содержащих фосфор, усиленное, полноценное питание. При выраженной эмоциональной лабильности и вегетативной неуравновешенности, помимо общеукрепляющего лечения, применялись препараты валерианы, брома. Всех детей, перенесших грипп и другие респираторные вирусные инфекции с неврологическими расстройствами, на 6 месяцев освобождали от профилактических прививок. Также поставлен вопрос о целесообразности создания санаториев, специальных лесных школ и дошкольных учреждений для детей, перенесших респираторно-вирусные и другие заболевания с поражением ЦНС .

Таким образом, лечение астении предполагает полноценный восстановительный период после перенесенной инфекции, при этом обязательным являются укрепление иммунной системы, полноценное питание, здоровый сон и отдых, рациональная фармакотерапия .

Использование психостимуляторов для лечения больных с постинфекционной астенией нежелательно. Достижение психостимулирующего эффекта для подобных пациентов возможно препаратами нейрометаболического ряда, ноотропами, которые в настоящее время выделяют в группу антиастенических средств (нооклерин, беметил, пантогам, клережил, клерегил), а также использованием адаптогенов и витаминных комплексов.

Одним из препаратов антиастенической направленности является деанола ацеглумат (Нооклерин, «ПИК-Фарма», Россия») – современный ноотропный препарат комплексного действия, обладающий структурным сходством с ГАМК и глутаминовой кислотой, рекомендованный к применению у детей с 10 лет . Нооклерин, являясь непрямым активатором метаботропных глутаматных рецепторов (3-го типа), предшественником холина и ацетилхо-лина, влияет на обмен нейромедиаторов в ЦНС, обладает нейропротекторной активностью, повышает энергообеспечение мозга и устойчивость к гипоксии, улучшает усвоение глюкозы нейронами, модулирует дезинтоксицирующую функцию печени .

Препарат прошел широкое и многоплановое изучение в крупных медицинских центрах России (8 клиник на 800 больных), и полученные при этом результаты свидетельствовали о значительном положительном влиянии Нооклерина на астенические (прежде всего, вялость, слабость, истощаемость, рассеянность, забывчивость) и адинамические расстройства . Показано, что наиболее выраженную терапевтическую эффективность Нооклерин оказывает при астении (100%), астенодепрессивных состояниях (75%) и при адинамических депрессивных расстройствах (88%), повышая активность поведения в целом и улучшая общий тонус и настроение . Деанола ацеглумат включен в стандарты специализированной медицинской помощи РФ и может применяться при органических, включая симптоматические, психических расстройствах, депрессивных и тревожных расстройствах. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что Нооклерин является эффективным и безопасным препаратом для лечения астенических и астенодепрессивных состояний, а также когнитивных и поведенческих расстройств различного генеза у детей.

Показана высокая терапевтическая эффективность Нооклерина в лечении постинфекционной астении у детей, перенесших серозный менингит . Было проведено клинико-лабораторное обследование 50 больных с серозным менингитом в возрасте от 10 до 18 лет, при этом у 64% пациентов была установлена энтеровирусная этиология заболевания, а 36% переносили серозный менингит неустановленной этиологии. 1-я группа (основная) вместе с базовой терапией серозного менингита получала препарат Нооклерин с 5-го дня госпитализации, 2-я группа (группа сравнения) получала только базовую терапию (противовирусные, дегидратационные, дезинтоксикационные препараты). Оценивали степень астении по «Шкале симптомов астении у детей» и «Шкале астении Шаца», качество жизни при помощи опросника PedsQL4.0., а также динамику параметров ЭЭГ. Полученные результаты показали, что в периоде реконвалесценции через 2 месяца после выписки из стационара проявления церебрастенического синдрома в группе сравнения выявлялись значительно чаще, чем у детей, получавших Нооклерин.

Проведенное тестирование больных серозными менингитами по двум шкалам («Опросник для выявления уровня астении И.К. Шаца» и «Шкала симптомов астении у детей») для определения уровня астении в остром периоде заболевания и в катамнезе через 2 месяца после выписки в различных группах выявило достоверно более низкий уровень развития астенических проявлений у детей, получавших Нооклерин, к моменту выписки из стационара, а также значительное уменьшение проявлений астении через 2 месяца приема препарата, по сравнению с группой сравнения. Полученные данные подтверждают тот факт, что Нооклерин оказывает не только психостимулирующее, но и церебропротективное действие.

При оценке качества жизни у этих пациентов проведенное исследование выявило снижение уровня качества жизни через 2 месяца после перенесенного серозного менингита у детей, получавших только базовую терапию в остром периоде заболевания, в то время как у детей, получавших вместе с базовой терапией серозного менингита в течение 2 месяцев Нооклерин, качество жизни оставалось на первоначальном уровне. Данные, полученные при ЭЭГ-обследовании в остром периоде заболевания и в катамнезе через 2 месяца после выписки из стационара, полностью коррелировали с клиническими наблюдениями и данными, полученными при анкетировании больных. Авторами сделано предположение, что Нооклерин как препарат, по своей химической структуре близкий к естественным веществам, оптимизирующим деятельность мозга (гамма-аминомасляная и глутаминовая кислоты), при применении у детей, больных серозными менингитами, облегчая процесс передачи нервного импульса, улучшая фиксацию, консолидацию и воспроизведение памятных следов, стимулируя процессы тканевого обмена, способствует оптимизации нейрометаболических процессов, что предупреждает формирование органического дефицита. В целом, полученные в исследовании результаты показали высокую терапевтическую эффективность Нооклерина, а также подтвердили его психостимулирующее, нейрометаболическое и церебропротективное действие, наряду с хорошей переносимостью, что позволило рекомендовать его к включению в стандарт оказания помощи детям, переносящим серозный менингит, для профилактики и лечения постинфекционной астении с целью улучшения исходов заболевания .

Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют, что Нооклерин является высокоэффективным и безопасным средством для лечения широкого круга состояний, сопровождающихся явлениями астении. К этим состояниям относятся повышенная хроническая утомляемость, слабость, хронические органические неврологические, психические, соматические и инфекционные заболевания. Препарат Нооклерин вызывает достаточно быстрое уменьшение астенических нарушений у большинства пациентов, при этом достоинством препарата является отсутствие у него отрицательных свойств и осложнений, характерных для других психостимуляторов. Все перечисленное позволяет рекомендовать Нооклерин в качестве эффективного и безопасного средства в терапии астенических состояний у детей и подростков, в т.ч. постинфекционной астении.

В комплексной фармакотерапии астении после гриппа и ОРВИ также широко используются поливитамины и растительные общеукрепляющие препараты – экстракт элеутерококка (Extractum Eleutherococci), настойка лимонника (Tinctura fructuum Schizandrae) или женьшеня (Tinctura Ginseng). Если усталость сочетается с повышенной раздражительностью, рекомендованы седативные препараты растительного или комбинированного состава, – персен, нерво-флукс, ново-пассит, настойка валерианы, пустырника, экстракт пассифлоры, а также средства, содержащие магний (Магне В6).

Конфликт интересов: исследование никем не спонсировалось, конфликта интересов нет.

Контактная информация:

Немкова Светлана Александровна – д.м.н., проф. каф. неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Российский Национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» МЗ РФ, старший научный сотрудник НИИ педиатрии ФГАУ «Научный Центр здоровья детей» МЗ РФ
Адрес: Россия, 117997, г. Москва, ул. Островитянова, 1.

Литература

1. Чутко Л.С. Неврозы у детей. М.: Медпресс-Информ, 2016: 222 с.
2. Farmer A, Fowler T, Scourfield J, Thapar A. Prevalence of chronic disabling fatigue in children and adolescents. Br. J. Psychiatry. 2004; 184: 477–481.
3. Rimes KA, Goodman R, Hotopf M, Wessely S, Meltzer H, Chalder T. Incidence, prognosis, and risk factors for fatigue and chronic fatigue syndrome in adolescents: a prospective community study. Pediatrics. 2007; 119 (3): 45–51.
4. Nijhof SL, Maijer K, Bleijenberg G, Uiterwaal CS, Kimpen JL, van de Putte EM. Adolescent chronic fatigue syndrome: prevalence, incidence, and morbidity. Pediatrics. 2011; 127 (5): 1169–1175.
5. Гарбузов В.И., Фесенко Ю.А. Неврозы у детей. М.: Каро, 2013: 336 с.
6. Гиндикин В.Я. Соматогенные и соматоформные расстройства (клиника, дифференциальная диагностика, лечение). М.: Триада-Х, 2000: 256 с.
7. Крейндлер А. Астенический невроз: Пер. с рум. Бухарест: Издательство Академии Румынской народной республики, 1963: 410 с.
8. Ладодо К.С. Респираторные вирусные инфекции и поражение нервной системы у детей. М.: Медицина, 1972: 184 с.
9. Мартыненко И.Н., Лещинская Е.В., Леонтьева И.Я., Гореликов А.П. Исходы острых вирусных энцефалитов у детей по данным катамнестического наблюдения. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1991; 91 (2): 37–40.
10. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. СПб.: СпецЛит, 2001: 464 с.
11. Макаров И.В. Клиническая психиатрия детского иподросткового возраста. СПб.: Наука и техника, 2013: 415 с.
12. Гольденберг М.А., Солодкая В.А. Изменения психики при своеобразной форме нейроинфекции. Журнал невропа тологии и психиатрии. 1984; 84, 5: 10–15.
13. Тарасова Н.Ю. Сравнительная характеристика психоэмоциональных нарушений при некоторых вирусных заболеваниях: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. М., 2002.
14. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С. Астенические расстройства у детей: Клиническая гетерогенность и дифференцированная терапия. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014; 12: 99–103.
15. Lytvin L. Astenic syndrome in children. Baby Health. 2012; 5 (32): 7–11.
16. Lembry KIS. Asthenia in children with chronic viral hepatitis. Baby Health. 2015; (60): 25–28.
17. Шац И.К. Психические расстройства у детей. Вестник педиатрии. 2005; 6: 41–43.
18. Скрипченко Н.В., Вильниц A.A., Иванова М.В., Иванова Г.П. и др. Менингококковая инфекция у детей. Эпидемиология и инфекционные болезни. 2005; 5: 20–27.
19. Киклевич В.Т. Смешанная респираторно-вирусная инфекция у детей. Журнал инфекционной патологии (Иркутск). 1998; 5 (1): 33–34.
20. Левченко Н.В., Богомолова И.К., Чаванина С.А. Результаты катамнестического наблюдения за детьми после гриппа A/H1N1/09. Забайкальский медицинский вестник. 2014; 2: 23–27.
21. Тарасова Н.Ю. Сравнительная характеристика психоэмоциональных нарушений при некоторых вирусных заболеваниях: Автореф. дисс. ... канд.мед.наук. М., 2002.
22. Гиллберг К., Хеллгрен Л. Психиатрия детского и под-росткового возраста. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004: 544 с.
23. Мартынов Ю.С. Поражение нервной системы при гриппе и гриппоподобных заболеваниях. М.: Медицина, 1970.
24. Буторина Н.Е., Ретюнский К.Ю. Затяжные системные расстройства в детском возрасте. Екатеринбург: Экспресс-дизайн, 2005: 280 с.
25. Задорожная В.И. Роль энтеровирусов в патологии нервной системы. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1997; 12: 85–89.
26. Морозов П.В. Новый отечественный ноотропный препарат «Нооклерин» (обзор). Психиатрия и психофарма-кология. 2003; 5 (6): 262–267.
27. Медведев В.Э. Новые возможности лечения астени-ческих расстройств в психиатрической, неврологической и соматической практике. Психиатрия и психофармакотерапия. 2013; 5 (4): 100–105.
28. Дикая В.И., Владимирова Т.В., Никифорова М.Д., Пантелеева Г.П. Отчет НЦПЗ РАМН. М.,1992.
29. Попов Ю.В. Применение Нооклерина у подростков в качестве антиастенического средства. Психиатрия и психо-фармакотерапия. 2004; 6 (4): 194–196.
30. Александровский Ю.А., Аведисова А.С., Ястребов Д.В. и др. Применение препарата Нооклерин в качестве антиастенического средства у больных с функциональной астенией. Психиатрия и психофармакотерапия. 2003; 4: 164–166.
31. Мазур А.Г., Шпрехер Б.Л. Отчет по применению нового лекарственного препарата Деманол. М., 2008.
32. Сухотина Н.К., Крыжановская И.Л., Куприянова Т.А., Коновалова В.В. Нооклерин в терапии детей с пограничной психической патологией. Практика педиатра. 2011; сентябрь: 40–44.
33. Чутко Л.С. Применение нооклерина при лечении неврастении у подростков с школьной дезадаптацией. Вопросы современной педиатрии. 2013; 12 (5): 99–103.
34. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И. Лечение неврастении у под-ростков. Русский медицинский журнал. 2015; 3: 122–126.
35. Шипилова Е.М., Заваденко Н.Н., Нестеровский Ю.Е. Возможности профилактической терапии при головной боли напряжения у детей и подростков. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2016; 4 (2): 31–36.
36. Манько О.М. Нейрометаболические стимуляторы (пикамилон и нооклер) и функциональное состояние зрительного анализатора у больных с невротическими расстройствами: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. Купавна, 1997.
37. Иванова М.В., Скрипченко Н.В., Матюнина Н.В., Вильниц А.А., Войтенков В.Б. Новые возможности нейропротективной терапии при серозных менингитах у детей. Журнал инфектологии. 2014; 6 (2): 59–64.

(астенический синдром) - постепенно развивающееся психопатологическое расстройство, сопровождающее многие заболевания организма. Астения проявляется усталостью, снижением психической и физической работоспособности, нарушениями сна, повышенной раздражительностью или наоборот вялостью, эмоциональной неустойчивостью, вегетативными нарушениями. Выявить астению позволяет тщательный опрос пациента, исследование его психо-эмоциональной и мнестической сферы. Также необходимо полное диагностическое обследование для выявления основного заболевания, послужившего причиной астении. Лечится астения подбором оптимального трудового режима и рациональной диеты, применением адаптогенов, нейропротекторов и психотропных препаратов (нейролептики, антидепрессанты).

Общие сведения

Астения бесспорно является самым распространенным в медицине синдромом. Она сопровождает многие инфекции (ОРВИ , грипп, пищевые токсикоинфекции , вирусный гепатит , туберкулез и др.), соматические заболевания (острый и хронический гастрит , язвенную болезнь 12п. кишки, энтероколит , пневмонию , аритмию , гипертоническую болезнь , гломерулонефрит , нейроциркуляторную дистонию и пр.), психопатологические состояния, послеродовый, посттравматический и послеоперационный период. По этой причине с астенией сталкиваются специалисты практически любой области: гастроэнтерологии, кардиологии , неврологии . Астения может являться первым признаком начинающегося заболевания, сопровождать его разгар или наблюдаться в период реконвалесценции.

Следует отличать астению от обычной усталости, которая возникает после чрезмерного физического или психического напряжения, смены часовых поясов или климата, несоблюдении режима труда и отдыха. В отличие от физиологической усталости астения развивается постепенно, сохраняется длительное время (месяцы и годы), не проходит после полноценного отдыха и нуждается в вмешательстве врача.

Причины астении

По мнению многих авторов в основе астении лежит перенапряжение и истощение высшей нервной деятельности. Непосредственной причиной возникновения астении может стать недостаточное поступление питательных веществ, чрезмерное расходование энергии или расстройство обменных процессов. Потенцировать развитие астении могут любые факторы, приводящие к истощению организма: острые и хронические заболевания, интоксикации, плохое питание, психические расстройства, умственная и физическая чрезмерная нагрузка, хронический стресс и т. п.

Классификация астении

По причине возникновения в клинической практике выделяется органическая и функциональная астения. Органическая астения встречается в 45% случаев и связана с имеющимся у пациента хроническими соматическими заболеваниями или прогрессирующей органической патологией. В неврологии органическая астения сопровождает инфекционно-органические поражения головного мозга (энцефалит , абсцесс , опухоль), тяжелые черепно-мозговые травмы , демиелинизирующие заболевания (рассеянный энцефаломиелит , рассеянный склероз), сосудистые расстройства (хроническую ишемию головного мозга , геморрагический и ишемический инсульт), дегенеративные процессы (болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона , сенильную хорею). Функциональная астения составляет 55% случаев и является временным обратимым состоянием. Функциональная астения также носит название реактивной, поскольку по сути представляет собой реакцию организма на стрессовую ситуацию, физическое переутомление или перенесенное острое заболевание.

По этиологическому фактору выделяют также соматогенную, посттравматическую, послеродовую, постинфекционную астению.

По особенностям клинических проявлений астения подразделяется на гипер- и гипостеническую форму. Гиперстеническая астения сопровождается повышенной сенсорной возбудимостью, вследствие которой пациент раздражителен и плохо переносит громкие звуки, шум, яркий свет. Гипостеническая астения напротив отличается понижением восприимчивости к внешним раздражителям, что приводит к вялости и сонливости больного. Гиперстеническая астения является более легкой формой и при нарастании астенического синдрома может переходить в гипостеническую астению.

В зависимости от длительности существования астенического синдрома астению классифицируют на острую и хроническую. Острая астения обычно носит функциональный характер. Она развивается после сильного стресса, перенесенного острого заболевания (бронхита , пневмонии, пиелонефрита , гастрита) или инфекции (кори , гриппа, краснухи , инфекционного мононуклеоза , дизентерии). Хроническая астения отличается длительным течением и зачастую является органической. К хронической функциональной астении относится синдром хронической усталости .

Отдельно выделяют астению, связанную с истощением высшей нервной деятельности, - неврастению .

Клинические проявления астении

Характерный для астении симптомокомплекс включает 3 составляющие: собственные клинические проявления астении; нарушения, связанные с лежащим в ее основе патологическим состоянием; расстройства, обусловленные психологической реакцией пациента на заболевание. Проявления собственно астенического синдрома зачастую отсутствуют или слабо выражены в утренние часы, появляются и нарастают в течение дня. В вечернее время астения достигает своего максимального проявления, что вынуждает пациентов в обязательном порядке делать отдых прежде, чем продолжить работу или перейти к домашним делам.

Усталость . Основной жалобой при астении является усталость. Пациенты отмечают, что устают быстрее, чем прежде, а чувство усталости не исчезает у них даже после длительного отдыха. Если речь идет о физическом труде, то наблюдается общая слабость и нежелание выполнять свою обычную работу. В случае интеллектуального труда ситуация намного сложнее. Пациенты жалуются на трудности при сосредоточении, ухудшение памяти, снижение внимательности и сообразительности. Они отмечают сложности при формулировке собственных мыслей и их словесном выражении. Пациенты с астенией зачастую не могут сосредоточиться на обдумывании одной конкретной проблемы, с трудом подбирают слова для высказывания какой-либо идеи, отличаются рассеянностью и некоторой заторможенностью при принятии решений. Для того, чтобы выполнять посильную прежде работу, они вынуждены делать перерывы, для решения поставленной задачи пытаются обдумывать ее не в целом, а разбив на части. Однако это не приносит желаемых результатов, усиливает чувство усталости, увеличивает беспокойство и вызывает уверенность в собственной интеллектуальной несостоятельности.

Психо-эмоциональные нарушения . Снижение продуктивности в профессиональной деятельности вызывает возникновение негативных психо-эмоциональных состояний, связанных с отношением пациента к возникшей проблеме. При этом больные с астенией становятся вспыльчивыми, напряженными, придирчивыми и раздражительными, быстро теряют самообладание. У них отмечаются резкие перепады настроения, состояния подавленности или тревожности, крайности в оценке происходящего (необоснованный пессимизм или оптимизм). Усугубление характерных для астении расстройств психо-эмоциональной сферы может привести к развитию неврастении, депрессивного или ипохондрического невроза .

Вегетативные расстройства . Почти всегда астения сопровождается нарушениями со стороны вегетативной нервной системы. К ним относятся тахикардия , лабильность пульса, перепады артериального давления, зябкость или чувство жара в теле, генерализованный или локальный (ладони, подмышечные впадины или ступни) гипергидроз , понижение аппетита, запоры , болевые ощущения по ходу кишечника. При астении возможны головные боли и «тяжелая» голова. У мужчин зачастую отмечается снижение потенции .

Нарушения сна . В зависимости от формы астения может сопровождаться различными по своему характеру нарушениями сна . Гиперстеническая астения характеризуется трудностями с засыпанием, беспокойными и насыщенными сновидениями, ночными пробуждениями, ранним просыпанием и чувством разбитости после сна. У некоторых пациентов формируется ощущение, что они практически не спят ночью, хотя в действительности это не так. Гипостеническая астения отличается возникновением дневной сонливости. При этом сохраняются проблемы с засыпанием и плохое качество ночного сна.

Диагностика астении

Сама по себе астения обычно не вызывает диагностических затруднений у врача любого профиля. В случаях, когда астения является следствием перенесенного стресса, травмы, заболевания или выступает, как предвестник начинающихся в организме патологических изменений, ее симптомы ярко выражены. Если астения возникает на фоне существующего заболевания, то ее проявления могут отходить на второй план и быть не так заметны за симптомами основного заболевания. В таких случаях признаки астении можно выявить путем опроса пациента и детализации его жалоб. Особое внимание следует уделять вопросам о настроении пациента, состоянии его сна, его отношении к работе и другим обязанностям, а также к собственному состоянию. Далеко не каждый пациент с астенией сможет рассказать врачу о своих проблемах в сфере интеллектуальной деятельности. Некоторые пациенты склонны преувеличивать существующие нарушения. Чтобы получить объективную картину, неврологу наряду с неврологическим осмотром необходимо провести исследование мнестической сферы пациента, оценить его эмоциональное состояние и ответную реакцию на различные внешние сигналы. В некоторых случаях необходимо дифференцировать астению от ипохондрического невроза, гиперсомнии , депрессивного невроза .

Диагностика астенического синдрома требует обязательного обследования пациента на предмет основного заболевания, которое послужило причиной развития астении. С этой целью могут быть проведены дополнительные консультации гастроэнтеролога, кардиолога , гинеколога, пульмонолога, нефролога , онколога , УЗИ органов малого таза и пр.

Лечение астении

Общие рекомендации при астении сводятся к подбору оптимального режима труда и отдыха; отказу от контакта с различными вредными воздействиями, в том числе от употребления алкоголя; введению в режим дня оздоравливающих физических нагрузок; соблюдению витаминизированной и соответствующей основному заболеванию диеты. Оптимальным вариантом является длительный отдых и смена обстановки: отпуск, санаторно-курортное лечение, туристическая поездка и т. п.

Имеющим астению пациентам полезна пища богатая триптофаном (бананы, мясо индейки, сыр, хлеб грубого помола), витамином В (печень, яйца) и другими витаминами (шиповник, черная смородина, облепиха, киви, клубника, цитрусовые, яблоки, салаты из сырых овощей и свежие фруктовые соки). Важное значение для пациентов с астенией имеет спокойная рабочая обстановка и психологический комфорт дома.

Медикаментозное лечение астении в общемедицинской практике сводится к назначению адаптогенов: женьшеня, родиолы розовой, китайского лимонника, элеутерококка, пантокрина. В США принята практика лечения астении большими дозами витаминов группы В. Однако этот метод терапии ограничен в применении высоким процентов побочных аллергических реакций. Ряд авторов считает, что оптимальной является комплексная витаминотерапия, включающая не только витамины группы В, но и С, РР, а также участвующие в их метаболизме микроэлементы (цинк, магний, кальций). Зачастую в лечении астении применяются ноотропы и нейропротекторы (гинкго билоба, пирацетам, гамма-аминомасляная кислота, циннаризин+пирацетам, пикамелон, гопантеновая кислота). Однако их эффективность при астении окончательно не доказана по причине отсутствия крупных исследований в этой области.

Во многих случаях астения требует симптоматического психотропного лечения, которое может подобрать только узкий специалист: невролог, психиатр или психотерапевт . Так, в индивидуальном порядке при астении назначаются антидепрессанты - ингибиторы обратного захвата серотонина и дофамина, нейролептики (антипсихотики), препараты прохолинергического действия (сальбутиамин).

Успех лечения астении, возникшей вследствие какого-либо заболевания, во многом зависит от эффективности лечения последнего. Если удается вылечить основное заболевание, то симптомы астении, как правило, проходят или значительно уменьшаются. При длительной ремиссии хронического заболевания, проявления сопровождающей его астении также сводятся к минимуму.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека