Головной мозг в состоянии покоя потребляет до. Мозг дышит

Кровотечение возникает в результате нарушения целостности кровеносного сосуда. Кровотечения бывают первичные (возникают непосредственно после повреждения сосуда) и вторичные (через некоторое время после остановки кровотечения).

Виды кровотечения и способы его остановки

Виды кровотечения

Артериальное кровотечение характеризуется интенсивной пульсирующей кровяной струей алого (ярко красного) цвета (кровь в артериях насыщена кислородом), высота которой меняется с каждой пульсовой волной.

Венозное кровотечение характеризуется равномерным вытеканием крови бурого (темно-красного) цвета (в венозной крови малое содержание кислорода и большое содержание углекислоты).

Капиллярное кровотечение , как правило, является смешанным, поскольку повреждены мелкие артерии и вены.

Паренхиматозное кровотечение возникает при повреждениях легких, печени, почек и селезенки. По признакам кровотечение похоже на капиллярное, однако гораздо опаснее, поскольку в этих органах кровеносные сосуды не спадаются.

В зависимости от места повреждения кровотечения делят на внутренние (кровоизлияние происходит в полости, ткани, органы) и наружные (из поврежденного сосуда кровь вытекает наружу). При внутренних кровотечениях кровь может изливаться в брюшную и грудную полости, полость сустава, околосердечной сумки и др). Также кровотечения могут возникать и из разных полостей: носовой полости, легких, желудка, женских половых органов, мочевыводящих путей, заднего прохода. Случаются и скрытые кровотечения, которые обнаруживаются с помощью лабораторных исследований.

У детей часто наблюдаются спонтанные носовые кровотечения при разных инфекционных заболеваниях (грипп, ОРВЗ, рожистое воспаление, брюшной тиф, корь, скарлатина, дифтерия и др) и заболеваниях органов кроветворения (анемия, геморрагические диатезы, гемофилия и др).

В детском возрасте кровопотери переносятся тяжело, так как у детей недостаточно развиты компенсаторные возможности организма. Например, для 1-летнего ребенка кровопотеря в объеме 200 мл представляет серьезную опасность. А быстрая потеря 1/3 общего количества циркулирующей крови представляет для ребенка смертельную опасность.

В большинстве случаев причиной смертности при кровотечениях у детей является резкое снижение количества жидкости в сосудах, что приводит к значительному снижению кровяного давления, а также острому дефициту кислорода и питательных компонентов в миокарде (сердечной мышце) и головном мозге.

Первая помощь при кровотечениях

В случае возникновения кровотечения очень важно предпринять все необходимые меры для его временной остановки, пока больному не будет оказана квалифицированная медицинская помощь. Такие меры носят характер неотложной помощи, которая должна оказываться на месте.

Для временной остановки кровотечения можно применять разные способы:

- прижатие места кровотечения давящей повязкой: на место кровотечения накладывается стерильная марля (предварительно сложенная несколько раз), на которую кладут слой ваты и туго закрепляется круговым бинтованием (вместо стерильного материала можно использовать чистый кусок ткани);

- приподнятое положение поврежденной конечности помогает остановить венозное кровотечение за счет снижения кровенаполнения;

- пальцевое прижатие главных (магистральных) артериальных стволов непосредственно к близлежащей кости (например, сонную артерию следует прижимать к поперечным отросткам шейных позвонков или к внутреннему краю грудино-ключично-сосцевидной мышцы); проводится в случае повреждения крупных сосудов;

Пальцевое прижатие в местах главных артериальных стволов

Прижатие брюшной аорты

- максимальное сгибание или переразгибание в суставах поврежденной конечности (например, при повреждении подключичной или подкрыльцовой артерии оба локтя с согнутыми предплечьями отводят назад и фиксируют повязкой);

- круговое перетягивание жгутом поврежденной конечности выше места кровотечения (например, жгутом Эсмарха или закруткой). Жгут Эсмарха накладывают поверх одежды (или какого-то куска ткани), чтобы не повредить кожу, перед наложением жгут нужно растянуть, сделать 2-3 оборота вокруг поврежденной конечности, с некоторой силой сдавливая мягкие ткани. Затем концы жгута закрепляют с помощью крючка или цепочки (или просто связывают их узлом). Отметим, что при накладывании жгута первый тер должен быть самым тугим. При правильном наложении жгута прекращается кровотечение и исчезает периферический пульс на поврежденной конечности. Сразу после наложения жгута необходимо сделать запись, в котором указывается точное время его наложения (запись можно сделать прямо на конечности, одежде, прикрепленном листе бумаги и др). Жгут можно накладывать не более чем на 2 часа, затем, если больного не удалось доставить в медицинское учреждение, жгут ослабляют на некоторое время;

Наложение жгута Эсмарха

- томпонада заключается в введении в полость раны стерильного тампона (длинной стерильной марлевой повязки), таким образом заполняя всю полость раны, поверх накладывается обычная ватно-марлевая повязка.

Е. ЗВЯГИНА.

Ученые-физиологи утверждают, что недостаток кислорода в ряде случаев может быть полезен для организма и даже способствует излечиванию от многих болезней.

Недостаток кислорода в органах и тканях (гипоксия) возникает по разным причинам.

Лауреат Государственной премии Украины профессор А. 3. Колчинская. Под ее руководством была создана компьютерная программа, оценивающая работу органов дыхания, а также разработана система гипоксической тренировки.

Сеанс гипоксической тренировки. Несколько минут пациент дышит через гипоксикатор, потом снимает маску и дышит обычным воздухом. Процедура повторяется четыре-шесть раз.

Можно разучиться плавать или ездить на велосипеде, но дыхание - процесс, протекающий помимо нашего сознания. Специального обучения тут, слава богу, не требуется. Может быть, поэтому большинство из нас имеет крайне приблизительные представления о том, как мы дышим.

Если спросить об этом у человека, далекого от естественных наук, ответ, скорее всего, будет следующим: мы дышим легкими. На самом деле это не совсем так. Человечеству понадобилось более двухсот лет, чтобы понять, что такое дыхание и в чем его суть.

Схематически современную концепцию дыхания можно представить следующим образом: движения грудной клетки создают условия для вдоха и выдоха; мы вдыхаем воздух, а с ним и кислород, который, проходя трахею и бронхи, поступает в легочные альвеолы и в кровеносные сосуды. Благодаря работе сердца и содержащемуся в крови гемоглобину кислород доставляется ко всем органам, к каждой клетке. В клетках имеются мельчайшие зернышки - митохондрии. В них-то и происходит переработка кислорода, то есть осуществляется собственно дыхание.

Кислород в митохондриях «подхватывается» дыхательными ферментами, которые доставляют его уже в виде отрицательно заряженных ионов к положительно заряженному иону водорода. При соединении ионов кислорода и водорода выделяется большое количество тепла, необходимого для синтеза основного накопителя биологической энергии - АТФ (аденозинт-рифосфорной кислоты). Энергия, выделяющаяся при распаде АТФ, используется организмом для осуществления всех жизненных процессов, для любой его деятельности.

Так протекает дыхание в нормальных условиях: то есть в воздухе содержится достаточное количество кислорода, а человек здоров и не испытывает перегрузок. Но что происходит, когда баланс нарушается?

Систему дыхания можно сравнить с компьютером. В компьютере есть чувствительные элементы, через которые информация о ходе процесса передается в центр управления. Такие же чувствительные элементы имеются и в дыхательной цепочке. Это хеморецепторы аорты и сонных артерий, передающие информацию о снижении концентрации кислорода в артериальной крови либо о повышении в ней содержания углекислого газа. Происходит так, например, в тех случаях, когда во вдыхаемом воздухе уменьшается количество кислорода. Сигнал об этом через специальные рецепторы передается дыхательному центру продолговатого мозга, а оттуда идет к мышцам. Усиливается работа грудной клетки и легких, человек начинает дышать чаще, соответственно улучшаются вентиляция легких и доставка кислорода в кровь. Возбуждение рецепторов сонных артерий вызывает также учащение сердечных сокращений, что усиливает кровообращение, и кислород быстрее доходит к тканям. Этому способствует и выброс в кровь новых эритроцитов, а следовательно, и содержащегося в них гемоглобина.

Именно этим объясняется благотворное влияние горного воздуха на жизненный тонус человека. Приезжая на горные курорты - скажем, на Кавказ, - многие замечают, что настроение у них улучшается, кровь будто бежит быстрее. А секрет прост: воздух в горах разреженный, кислорода в нем меньше. Организм работает в режиме «борьбы за кислород»: чтобы обеспечить полноценную доставку кислорода к тканям, ему необходимо мобилизовать внутренние ресурсы. Учащается дыхание, усиливается кровообращение, и как следствие жизненные силы активизируются.

Но если подняться выше в горы, где в воздухе содержится еще меньше кислорода, организм будет реагировать на его нехватку совсем по-другому. Гипоксия (по-научному - недостаток кислорода) будет уже опасна, и в первую очередь от нее пострадает центральная нервная система.

Если кислорода не хватает для поддержания работы головного мозга, человек может потерять сознание. Сильная гипоксия иногда приводит даже к смерти.

Но гипоксия не обязательно вызывается низким содержанием кислорода в воздухе. Ее причиной могут послужить те или иные болезни. Например, при хроническом бронхите, бронхиальной астме и различных заболеваниях легких (пневмония, пневмосклероз) не весь вдыхаемый кислород поступает в кровь. Результат - недостаточное снабжение кислородом всего организма. Если в крови мало эритроцитов и заключенного в них гемоглобина (как это бывает при анемии), страдает весь процесс дыхания. Можно дышать часто и глубоко, но доставка кислорода к тканям существенно не повысится: ведь именно гемоглобин отвечает за его транспорт. Вообще система кровообращения напрямую связана с дыханием, поэтому перебои в сердечной деятельности не могут не повлиять на доставку кислорода к тканям. К гипоксии ведет и образование тромбов в кровеносных сосудах.

Итак, работа дыхательной системы разлаживается при существенном недостатке кислорода в воздухе (например, высоко в горах), а также при различных заболеваниях. Но оказывается, что человек может испытывать гипоксию, даже если здоров и дышит насыщенным кислородом воздухом. Это происходит при увеличении нагрузки на организм. Дело в том, что в активном состоянии человек потребляет значительно больше кислорода, чем в спокойном. Любая работа - физическая, интеллектуальная, эмоциональная - требует определенных энергетических затрат. А энергия, как мы выяснили, генерируется при соединении кислорода и водорода в митохондриях, то есть при дыхании.

Конечно, в организме есть механизмы, регулирующие поступление кислорода при увеличении нагрузки. Здесь осуществляется тот же принцип, что и в случае с разреженным воздухом, когда рецепторы аорты и сонных артерий регистрируют снижение концентрации кислорода в артериальной крови. Возбуждение этих рецепторов передается коре больших полушарий головного мозга и всем его отделам. Усиливаются вентиляция легких и кровоснабжение, что предотвращает снижение скорости доставки кислорода к органам и клеткам.

Любопытно, что организм в ряде случаев заранее может принимать меры против гипоксии, в частности возникающей при нагрузке. Основа этого - прогнозирование будущего увеличения нагрузки. На этот случай в организме также есть особые чувствительные элементы - они реагируют на звуковые, цветовые сигналы, изменения запаха и вкуса. Например, спортсмен, услышав команду «На старт!», получает сигнал к перестройке работы дыхательной системы. В легкие, в кровь и к тканям начинает поступать больше кислорода.

Однако нетренированный организм зачастую не способен наладить полноценную доставку кислорода при значительной нагрузке. И тогда человек страдает от гипоксии.

Проблема гипоксии давно привлекала внимание ученых. Серьезные разработки велись под руководством академика Н. Н. Сиротинина в Институте физиологии им. А. А. Богомольца АН УССР. Продолжением этих исследований стала работа профессора лауреата Государственной премии Украины А. 3. Колчинской и ее учеников. Они создали компьютерную программу, позволяющую оценивать работу дыхательной системы человека по различным показателям (объем вдыхаемого воздуха, скорость попадания кислорода в кровь, частота сердечных сокращений и т. д.). Работа велась, с одной стороны, со спортсменами и альпинистами и с другой - с людьми, страдающими теми или иными заболеваниями (хроническим бронхитом, бронхиальной астмой, анемией, диабетом, маточными кровотечениями, детским церебральным параличом, близорукостью и др.). Компьютерный анализ показал, что даже те болезни, которые, казалось бы, не имеют прямого отношения к дыхательной системе, отрицательно на ней отражаются. Логично предположить и обратную связь: функционирование системы дыхания может отразиться на состоянии всего организма.

И тогда возникла идея гипоксической тренировки. Вспомним: при небольшом снижении количества кислорода в воздухе (например, в предгорье) организм активизирует жизненные силы. Дыхательная система перестраивается, приспосабливаясь к новым условиям. Увеличивается объем дыхания, усиливается кровообращение, происходит наращивание эритроцитов и гемоглобина, увеличивается число митохондрий. Таких результатов можно добиться и в клинических условиях, обеспечив пациенту приток воздуха с пониженным содержанием кислорода. Для этого был создан специальный аппарат - гипоксикатор.

Но ведь человек не может постоянно быть подключенным к аппарату. Необходимо добиться устойчивых результатов, качественных изменений в системе дыхания. С этой целью было решено разбить сеанс гипоксического воздействия на серии: оказалось, что именно при таком режиме механизмы, наработанные организмом для адаптации к гипоксии, закрепляются. Несколько минут пациент дышит через гипоксикатор (содержание кислорода в подаваемом воздухе составляет 11 - 16%), потом снимает маску и какое-то время дышит обычным воздухом. Такое чередование повторяется четыре-шесть раз. В результате от сеанса к сеансу тренируются органы дыхания, кровообращения, кроветворения и те органеллы клеток, которые принимают участие в утилизации кислорода, - митохондрии.

Для каждого пациента режим интервальной гипоксической тренировки подбирается индивидуально. Важно определить ту концентрацию кислорода во вдыхаемом воздухе, при которой в организме начнут действовать механизмы адаптации к гипоксии. Конечно, для спортсмена и для больного бронхиальной астмой эти концентрации неодинаковы. Поэтому перед тем, как назначить курс лечения, делают гипоксическую пробу, которая определяет реакцию организма на вдыхание воздуха с пониженным содержанием кислорода.

Сегодня гипоксическая тренировка уже доказала свою эффективность при лечении самых разнообразных болезней. Преяеде всего, конечно, при заболеваниях дыхательных путей, таких как

обструктивный хронический бронхит и бронхиальная астма. Уже одно это более чем оправдывает труд ученых, разработавших метод. Но самое удивительное, что с его помощью поддаются лечению и те болезни, которые, на первый взгляд, вообще не имеют отношения к дыханию.

Например, как показал Б. X. Хацуков, метод оказался эффективен при лечении близорукости. Более 60% близоруких детей, с которыми был проведен курс гипоксическои тренировки, полностью восстановили зрение, у остальных оно значительно улучшилось. Дело в том, что причиной близорукости является плохое кровоснабжение и снабжение кислородом реснитчатой мышцы глаза и затылочных долей коры головного мозга, регулирующих зрение. У близоруких детей система дыхания отстает в возрастном развитии. А при ее нормализации зрение восстанавливается.

А. 3. Колчинская и ее ученики М. П. Закусило и 3. X. Абазова провели удачный эксперимент по применению гипоксическои тренировки для лечения гипотериоза (пониженной активности щитовидной железы). При вдыхании пациентом воздуха с пониженным содержанием кислорода его щитовидная железа начала вырабатывать большее количество гормонов. Через несколько сеансов содержание гормонов в крови стало нормальным.

В настоящее время в России и странах СНГ работает уже довольно много специализированных центров гипоксическои терапии. В этих центрах успешно лечат больных анемией, ишеми-ческой болезнью сердца, гипертонией в начальной стадии, нейроциркуляторной дистонией, сахарным диабетом, некоторыми гинекологическими заболеваниями.

Хорошие результаты достигнуты и в тренировке спортсменов. После 15-дневного курса гипоксическои тренировки максимальное потребление кислорода у велосипедистов, гребцов и лыжников увеличивается на 6%. При обычной систематической спортивной тренировке на это уходит около года. А ведь дыхание в таких видах спорта - залог успеха. Кроме того, как мы знаем, от него зависит общее состояние организма, его потенциал.

Эффект гипоксическои тренировки сродни закалке или утренней гимнастике. Точно так же, как мы тренируем мышцы или повышаем иммунитет, обливаясь холодной водой, можно «натренировать» дыхательную систему. Жаль только, что в домашних условиях такую гимнастику не сделаешь. Пока еще за здоровье приходится платить.

На вопрос Сколько процентов кислорода забирает мозг? заданный автором Просчет лучший ответ это Хотя у взрослого человека вес мозга составляет только около 2% от веса тела, мозг потребляет примерно 25% всего поглощаемого организмом кислорода...
Мозг расходует примерно столько же кислорода, сколько и активная мышца.
(«отдыхающий» мозг потребляет 9% всей энергии и 20% кислорода, «думающий» - потребляет около 25% поступающих в организм питательных веществ и примерно 33% необходимого организму кислорода)

Ответ от Marksman [гуру]
Зачем так мозг нагружать....


Ответ от Невроз [гуру]
Мизер


Ответ от Бросок [активный]
Все питательные вещества и кислород и вообще все что нужно доставляется в органы посредствм крови, а как известно состав крови соблюдается организмом очень строго...малейшее отклонение ведет к различным паталогиям. С этой точки зрения концентрация кислорода в крови постоянна и доставляется в органы согласно их массовому отношению, а не 10-30 и тем более не 90% углеводов как замечено выше. Ну и как правильно было сказано зависит от токо в какой степени нагружаются работой те или иные ткани, где быстрее идут окислительно-восстановительные процессы там и перенос крови более интенсивный, а следовательно и погложение кислорода..ни о каких среднестатистических процентах речи быть не может. А наиболшьй расход кислорода всетаки в мышцах...а не в мозге:))))


Ответ от Ledi Galina cskdf [гуру]
Если мозг напряжен, т.е. работает, то берет ровно столько, сколько ему нужно, ведь он же МОЗГ! Ну а если он ленивый, то зачем ему кислород? Он и так без стремления работать погибнет. Правда ведь?


Ответ от Кристина это Я [активный]
у меня ни одного....


Ответ от Георгий Юрьевич [гуру]
А есл мозги куринные


Ответ от Белкина Екатерина [гуру]
Смотря какой мозг и мыслительный процесс.


Ответ от Иванов Иван [гуру]
По разным оценкам 10-30%.
Но важнее не это, а что другие органы без кислогода могут очень долго обходиться,
то мозг минут через несколько гибнет частями (инсульт) или полностью.
Перекрыт кровоток, по которому гемоглобин несет кислород мозгу - и все.
А при недостатке О2 в воздухе, тоже нет механизма, чтоб он весь мобилизовался именно на мозг, так что и тут он первым страдает


Ответ от Ѓспех [гуру]
Столько,сколько нужно для полноценной работы организма!


Ответ от Irka-durka [эксперт]
a 4e tebya takou vopros zainteresoval=)


Ответ от Ђертый джинн [гуру]
15 процентов кислорода.


Ответ от Александр Твёрдый [гуру]
Поступление кислорода к мозгу зависит от цвета, в который покрашены волосы. Если у женщины волосы светлые, соломенные или под седину, то по каждому волоску в мозг поступает кислорода больше. А если темные, каштановые или черные, то структура волоса забивается краской и затрудняет поступление кислорода.
Наименьшее поступление кислорода к мозгу, замечено у тех женщин, которые красят волосы в разные цвета одновременно. (красный - фиолетовый - зеленый)
У женщин с длинными, светлыми волосами (их называю блондинки) самый высокий процент поступления кислорода в мозг! Ученые считают, что именно количество кислорода протекающему внутри волоса, влияет на окислительные, умственные и другие биологические процессы. Именно по этой причине у блондинок, головокружение, не одекватная оценка окружающего её мира происходит чаще.


Ответ от B-boy Haseky [гуру]
1% мозга


Ответ от Ольга Сеник [гуру]
В процентах оценить количество потребляемого кислорода сложно т.к. это достаточно индивидуальный и мобильный показатель, в условиях гипоксии (недостатка кислорода) другие ткани могут на время переходить на анаэробные пути метаболизма, а мозг работает только на кислороде (и глюкозе, кстати), поэтому в этих условиях дефицита кислорода ПРОЦЕНТНОЕ потребление кислорода мозгом соответственно возрастает.


Ответ от Пользователь удален [гуру]
мозги попадает от 3 до 8 % кислорода


Ответ от светлана [гуру]
ха-ха-ха-ха-ха


Ответ от Олег Агафонов [гуру]
Привет.
Забирает 0%, т.к. он(кислород) туда(в мозг) попасть никак не может...))
Пока.


Ответ от Александра [гуру]
Человеческий организм, когда он находится в спокойном, расслабленном состоянии, поглощает около трехсот кубических сантиметров кислорода в минуту. Мозг забирает на себя шестую часть - это пятьдесят кубических сантиметров, независимо от того, спит человек или бодрствует. А из пятисот граммов углеводов, которые поглощает человеческий организм, мозг берет на себя – девяносто.


Ответ от Aqua Irina [гуру]
..все зависит от количества мозга...


Мозг жадно поглощает кислород. В этом легко убедиться, определив концентрацию кислорода в артериальной и венозной крови. Во время отдыха мозг потребляет кислорода почтой в 20 раз больше, чем мышечная ткань. При напряженной умственной работе потребление кислорода мозгом отчетливо возрастает.

О ненасытной потребности мозга в кислороде свидетельствуют и такие цифры. Вес головного мозга взрослого человека, как правило, составляет 2-2,5 процента веса тела. В то же время мозг потребляет 1 / 5 или даже 1 / 4 часть от всего кислорода, который расходует человеческий организм.

В душной комнате нам плохо думается. Это испытывал, по-видимому, каждый. Некоторые люди особенно тяжело переносят нехватку кислорода. А наши дети? Они еще хуже переносят кислородную недостаточность. И это не случайно. У ребенка до четырехлетнего возраста около половины потребляемого организмом кислорода расходует мозг.

Мозговая ткань - самая чувствительная к наркотикам и этиловому спирту. Даже небольшие концентрации алкоголя угнетают ее дыхание...

Исследователи рассчитали, что запасы кислорода, растворенного в крови, в кровеносных сосудах головного мозга и в самой ткани, весьма ограничены. Всего на 10 секунд хватает ему собственных ресурсов. Если кислород не поступает с током крови, то очень скоро может наступить биохимическая катастрофа.

А собственно говоря, для чего мозговой ткани нужно много кислорода?

Вероятно, для того, чтобы при этом совершалась работа, мозг мог жить. И вот тут мы встречаемся с явлением, которое характерно только для мозга.

Чтобы совершать работу, нужно сжигать какое-то топливо. Вот таким топливом, почти единственным, для мозга служит глюкоза. Кислород, главным образом, и расходуется на окисление этого вещества. Конечные продукты превращения глюкозы - углекислота и вода. Однако при этом образуется другой универсальный источник энергии - молекула АТФ. Она и обеспечивает практически все энергетические затраты мозга.

Мозг в определенном смысле бессребреник. Он не имеет никаких сколько-нибудь солидных запасов глюкозы и живет, как говорится, сегодняшним днем.

Убедиться в этом можно на простом, опыте. Обычной безопасной бритвой нарежем тончайшие ломтики внутренних органов лабораторных мышей: печени, почек, мышц. Срезы коры головного мозга сделать труднее, но можно.

Поместим срезы каждого органа отдельно в физиологический раствор, налитый в маленькие сосуды объемом несколько кубических сантиметров каждый. К сосудикам присоединим стеклянные манометры с делениями. В манометр нальем небольшое количество специально приготовленной и окрашенной жидкости. Теперь всю нашу конструкцию опустим в ванну с теплой водой, но так, чтобы манометр был снаружи ванны, а сосудик - внутри ее. Температура воды в ванне 37 градусов, то есть близка к температуре тела лабораторного животного.

Срезы органов дышат и потребляют кислород. Объем газа в сосудике уменьшается, и это отражается на показаниях манометра. Столбик жидкости ползет кверху. Конечно, медленно, но вполне заметно. Таким образом можно рассчитать, сколько кубических миллиметров кислорода поглотилось навеской ткани в 100 миллиграммов за одну минуту.

И вот тут мы сталкиваемся с необычным явлением. Срезы тканей печени, почек, мышц потребляют кислород с постоянной скоростью в течение довольно-таки длительного времени. Во всяком случае, этот процесс можно наблюдать и пять и десять минут. Другое дело мозговая ткань. Ее дыхание быстро замедляется, но стоит добавить каплю раствора глюкозы, как она оживает и дышит снова с прежней интенсивностью.

Опыт, который мы проделали, очень наглядный. Он свидетельствует, что нервные клетки коры головного мозга покрывают свои энергетические потребности почти исключительно за счет глюкозы, которая транспортируется с током крови.

И вот теперь возникает законный вопрос: каким образом при окислении глюкозы образуется другой универсальный источник энергии - молекулы аденозинтрифосфорной кислоты?

Гиппократ - великий врач Древней Греции - в одном из своих сочинений писал: "Есть в человеке и горькое, и соленое, и сладкое, и кислое, и жесткое, и мягкое, и многое другое в бесконечном числе, разнообразии по свойствам, количеству, силе". На примере окислительных превращений глюкозы в мозгу человека и образовании другого универсального источника энергии - аденозинтрифосфорной кислоты можно проследить систему удивительных превращений "сладкого", глюкозы, в АТФ, "кислое", по Гиппократу.

Если просто сжечь молекулы глюкозы в токе кислорода, образуются вода и углекислый газ. При этом выделится значительное количество энергии. Конечно, этот способ образования энергии неприемлем для живой клетки. Энергия в клетке потребляется небольшими порциями. Она должна образовываться постепенно и накапливаться "про запас". Располагая резервом "консервированной энергии", живая клетка способна чрезвычайно быстро отвечать на изменения внешней среды. Более того, процесс наработки энергии клетка может то замедлять, то резко убыстрять.

Каждый из нас наблюдал это бессчетное количество раз. Например, вы спокойно сидели на стуле. Расход энергии в мышечной ткани был сравнительно небольшой. Вы быстро встали и бросились стремительно бежать; биохимическая фабрика по производству энергии заработала на полную мощность.

Длинная цепь биохимических превращений глюкозы началась. Она насчитывает десятки химических преобразований постепенно расщепляемой молекулы исходного соединения. Но нас в данном случае интересует конечный результат. При полном окислении одной молекулы глюкозы синтезируется тридцать восемь молекул аденозинтрифосфорной кислоты.

Вот теперь становится понятным, почему в головном мозгу энергия нарабатывается главным образом путем окисления глюкозы, путем дыхания. При таком способе ее образуется особенно много. Процесс мышления сопровождается значительной затратой энергии в самом прямом смысле этого слова.

Деятельность каждой специализированной защитно-приспособительной системы тесно связана со специфическими особенностями охраняемого объекта. Поэтому при изучении принципа работы специализированных защитно-приспособительных систем важно предварительно ознакомиться с основными особенностями охраняемых ими органов.

В этой главе мы расскажем о работе саногенетических механизмов мозга.

Нет необходимости останавливаться на том, какую важную роль играет этот орган, а точнее - система во всей жизнедеятельности организма. С каждым годом в различных лабораториях мира накапливается все больше новых экспериментальных данных о теснейших зависимостях между функциональным состоянием мозга и работой всех других органов и систем.

При исследовании мозга ученых поражает и удивительная его компактность (примерно в 1500 см3 объема черепа вмещается несколько десятков миллиардов клеток и около 1200 км сосудов), и слаженность действия всей этой многомиллиардной структуры, и многое другое. Исключительно интересно решила природа проблему защиты систем мозга.
Основным источником энергии, необходимой для функционирования нервных клеток мозга, является окисление глюкозы. Однако в мозгу почти нет запасов углеводов, поэтому нормальный обмен веществ в нем целиком зависит от постоянной доставки энергетических материалов с кровью. Мозг активен не только во время бодрствования, но и во время сна.

Мозг чрезвычайно чувствителен к недостатку кислорода, его потребность в кислороде значительно выше, чем других органов.

Мозговая ткань потребляет кислорода в 5 раз больше, чем сердце, и в 20 раз больше, чем мышцы. Составляя всего около 2% веса тела человека, мозг поглощает 18-25% потребляемого всем организмом кислорода. Мозг значительно превосходит другие органы и по потреблению глюкозы - 60-70%, что составляет в сутки около 115 г.

По объему крови, наполняющей его сосуды, мозг стоит на одном из последних мест, в них содержится 1,2% всей крови организма, в то время как в печени и в мышцах 29%.

Парадоксальное несоответствие между количеством крови, наполняющей сосуды мозга, и значительным потреблением кислорода компенсируется большой скоростью кровотока, который в сосудах мозга в 6-7 раз выше, чем в мышцах.
У здоровых людей через 100 г мозгового вещества протекает более 50 мл крови в минуту, что при среднем весе мозга в 1400 г составляет 700-1000 мл. У лиц старше 70 лет мозговой кровоток значительно уменьшается.

В обоих полушариях количество нервных клеток составляет около 15 миллиардов. Кровоснабжение этих клеток осуществляется через капилляры, диаметр которых у человека равен 5-8 мк. В итоге в головном мозгу образуется огромная капиллярная сеть, общая протяженность которой составляет около 1200 км. Кора головного мозга без поступления кислорода может сохранять деятельное состояние в течение 10 секунд. Острая и полная задержка подачи крови мозгу на 6-7 секунд даже у молодых здоровых людей может вызвать обморок, через 40-60 секунд угасают рефлексы, а через 7 минут после клинической смерти наступает гибель нервных клеток в обширных участках различных отделов мозга. Отсюда становится понятным, какое важное значение для нормальной жизнедеятельности мозга имеет непрерывность кровоснабжения. В какой бы ситуации ни находился человек - за рабочим столом или у станка, в разреженной атмосфере высокогорья или в кабине космического корабля, с огромным ускорением набирающим скорость, - мозг должен бесперебойно получать необходимое количество кислорода. Эту задачу успешно решают защитные устройства в системе кровообращения мозга.

Скорость кровообращения в мозгу определяется разницей в давлении крови между мозговыми артериями и венами и величиной просвета сосудов. Давление в артериях мозга пропорционально общему артериальному давлению и в больших артериях виллизиева круга равно примерно 100/60 мм рт. столба, а в капиллярах приблизительно- 13 мм.

Венозное давление в мозге лежащего человека равняется 6-8 мм рт. столба, а в вертикальном положении падает почти до нуля. Падение артериального давления или подъем венозного замедляет мозговое кровообращение.

Головной мозг снабжают кровью две пары артерий: внутренние сонные и позвоночные. Позвоночные артерии являются ветвями подключичных, они идут вверх через отверстия в поперечных отростках шести верхних шейных позвонков и проникают в полость черепа через большое затылочное отверстие.

Отток крови от мозга осуществляют вены, и он происходит при любых положениях головы в пространстве. Продвижению крови в разных направлениях способствует богатство синусов лакунами, расширение средней части верхнего сагиттального синуса.

Хороший отток крови - необходимое условие нормальной жизнедеятельности мозга. Всякое его нарушение приводит к накоплению крови в венах, венозных синусах и капиллярах, что немедленно отражается на питании всех тканей и систем головного мозга, крайне чувствительных к кислородному голоданию. Функция органа в таких условиях быстро понижается. П. Ф. Лесгафт (1922) писал об этом явлении: «В таком случае вся психическая деятельность лица притуплена, замедлена. Все это наблюдается у лиц меланхолического темперамента, самое название которого происходит от слова «черное», указывающего, что в этом случае преобладает черная венозная кровь в теле». Хотя мы сегодня и не имеем возможности сказать, полностью ли прав П. Ф. Лесгафт в своих теоретических предпосылках, тем не менее роль вен головного мозга в патологии мозгового кровотока становится предметом многих исследований.

Из многочисленных факторов внешнего мира, воздействующих прямым и косвенным образом на вены головного мозга, следует назвать колебания атмосферного давления.

Изменение давления отражается на оттоке крови, нередко вызывая этим плохое настроение, тоску, апатию, безразличие и грусть, пониженную работоспособность.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека