Рака, помещение для святых мощей. Путешествие по святым местам палестины

Святых свойственно христианству с древнейших времен. Уже первые христиане собирались на богослужение в катакомбах, у гробов мучеников, пострадавших за веру. Эта традиция положила начало правилу: литургия всегда служится на святых мощах. Поэтому при освящении храма на его престол полагают антиминс - особый плат, в который зашита частица мощей святого.

Храм, где почивают мощи угодника Божия или их часть, становится местом особого почитания, паломничества верующих. Тела святых полагают в благолепно украшенные ковчеги либо, если они остаются под спудом (погребенными) - устраивают над ними торжественные надгробия. Создание ковчегов (рак для мощей) во все времена поручалось искусным мастерам; их убранство свидетельствует об уровне художественного и ювелирного искусства своего времени. Рака символизирует славу, которая осеняет угодника Божия в Небесном Царствии . Нередко ее убранство образным языком повествует и о земных подвигах того, кто упокоился в ней.

Как правило, рака представляет собой ковчег, внутри которого находится гроб с мощами святого. В православной традиции рака обычно имеет прямоугольную форму и размеры, приближающиеся к размерам человеческого тела.

В Древней Руси рака могла представлять собой каменный саркофаг - так, сказание о перенесении мощей благоверных князей Бориса и Глеба сообщает, что их положили «в раку каменну». Эта традиция, видимо, происходит из древнейших времен: например, в храме Мир Ликийских (ныне - г. Демре, Турция) можно увидеть старинный мраморный саркофаг, где до перенесения в Бари (Италия) почивали мощи святителя Николая Чудотворца .

В более поздние времена рака, как правило, выполнялась из металла и украшалась чеканкой. Пожалуй, интереснейший пример раки - та, в которой хранились мощи благоверного (преподобного) князя Александра Невского . Собственно, исторически для этой святыни было создано несколько ковчегов. Наиболее известны своей художественной ценностью выполненные в XVII и XVIII столетиях. В 1695 году мощи благоверного князя были положены в деревянный ковчег, верхний край которого украшала серебряная пластина с прочеканенной надписью: «Въ сей сребропозлащенной раце положены святыя мощи благоверного и христолюбивого князя Александра Ярославича во иноцехъ преподобного Алексия Невского и Владимерского и всея России чудотворца...» Интересно, что по исполнению и декору рака благоверного князя Александра напоминает серебряный ковчег для мощей великомученицы Екатерины, пожертвованный русскими царями в конце XVII века в монастырь Святой Екатерины, что на горе Синай . Вероятно, эти две раки родились в одной мастерской. В XVIII столетии для мощей благоверного Александра Невского изготовили новую раку. Сегодня она находится в Эрмитаже. Эта рака представляет собой великолепный образец церковного искусства эпохи барокко . Созданная в правление царицы Елизаветы Петровны, она, по сути, является скульптурной композицией и несет в себе не только церковную, но и государственную символику.

Обратимся к современным образцам рак, выполненных для мощей святых. Их изготавливают как из металла, так и из дерева; применяются и различные сорта камня. Стилистику чаще используют древнерусскую. Как правило, раку - прямоугольный ковчег - располагают на помосте и украшают сенью, укрепленной на колоннах, так что ее пространство оказывается выделено из общего помещения.

Необычную форму имеет рака, вырезанная из дерева, для мощей праведного воина Феодора Ушакова , почивающих в Санаксарском мужском монастыре (Мордовия). Она выполнена в виде стилизованного корабля. Такое художественное решение указывает на житие этого угодника Божия, который был одним из лучших адмиралов Российского флота. В то же время форма корабля глубоко символична: она напоминает нам о значении Церкви Божией как корабля спасения, преодолевающего волны житейского моря и ведомого Премудрым Кормчим - Христом.

Рака святого князя Александра Невского

Благоверный князь Александр Невский - небесный покровитель Петербурга . Рака, выполненная из серебра для его мощей в правление императрицы Елизаветы Петровны , представляет собой сложное и монументальное сооружение: помимо самого ковчега с мощами, оно включает пирамиду с изображениями херувимов, самого благоверного князя Александра и его супруги княгини Александры, а также «трофеи», составленные из знамен и оружия. Общий вес раки равен приблизительно полутора тоннам.

В XX веке это уникальное произведение церковного ювелирного искусства едва не погибло вместе со многими другими, переплавленными ради драгоценного металла, который отправляли за рубеж. Но нашлись люди, не побоявшиеся вступиться за историческую и культурную ценность.

10 мая 1922 года председателю ВЦИК Калинину и сестре Троцкого, которая курировала «пролетарское искусство», была отправлена телеграмма: «Государственный Эрмитаж и Русский музей просят срочного распоряжения приостановить разрушение иконостаса Казанского собора и раки Невской Лавры - памятников мирового художественного значения». Подписали прошение Тройницкий - директор Эрмитажа, Сычов - директор Русского музея и Александр Бенуа. Иконостас Казанского собора спасти не удалось, а рака была передана в Эрмитаж, где находится по сей день.

Храм (базилика) Святого Николая Чудотворца в г. Миры Ликийские

На территории Турции, в г. Демре, сохранился храм, посвященный свт. Николаю Чудотворцу, где, до перенесения в Бари, почивали его мощи. Здесь можно увидеть древние саркофаги, в одном из которых и был погребен святитель. Базилика была возведена практически сразу после кончины свт. Николая, в IV столетии. На стенах храма сохранились фрагменты росписей и мозаик XI века.

На фреске, изображающей отцов I Вселенского Собора , можно увидеть изображение свт. Николая - вероятно, самое древнее и достоверное из существующих ныне.

Саркофаги, сохранившиеся в храме, выполнены из мрамора, которому резец мастера придал совершенные и символичные формы. Крышка саркофага, где, согласно предположению ученых, почивали мощи Святителя, покрыта узором в виде чешуи рыбы. Как известно, в древней Церкви рыба символизировала Христа.

Саркофаг украшают изображения голубей, напоминающие о явлении Святого Духа, а также оливковых ветвей, знаменующих собой мир и милость Божию. Миры Ликийские - город с древней историей.

В первые века нашей эры здесь, на окраине Римской империи, во множестве собирались последователи гонимой христианской веры.

В Мирах сохранился и древний амфитеатр, где устраивали представления с участием хищных зверей и где могли пострадать христианские мученики.

Алина Сергейчук


Источник материала: журнал «Благоукраситель» № 39 (лето 2013 г.) издательства «Русиздат».

Святые мощи обретены в 2005 г. и ныне пребывают в Вознесенском женском монастыре г. Тамбова в храме во имя иконы «Всех скорбящих радость». Родилась Марфа Апарина в семье дворянина в городе Саранске. Когда умер отец, мать ее Мелания Гавриловна Апарина с семейством переехала в Кирсанов ок.1780 г. В семействе вдовы Апариной, кроме Марфы, были еще два брата - Иван и Сергей, и сестра - Пелагея. Братья скоро были определены на службу: первый служил в городе Кирсанове и жил в одном доме с матерью и сестрами, последний - в губернском городе Тамбове.

Марфа, старшая из сестер, довольно рано обнаружила стремление к подвижнической жизни. С малых лет она перестала употреблять скоромную пищу, а в последствии не употребляла даже рыбы и постного масла. Еще ребенком, находясь под присмотром няни, Марфа часто среди ночи вставала со свой постели и начинала молиться перед иконами. Маленькая девочка уже знала, что такое молитва, так как этому научилась от своих родителей с самого раннего возраста. Однако всему должна быть своя мера, и когда няня, а затем мать, узнавшая о ее ночных бдениях, начинала бранить малютку, то Марфа со слезами рассказывала, что ночью “светлый юноша” являлся ей и побуждал молиться. К этим ранним подвигам поста и молитвы Марфа призывала и своих сверстниц, живших по соседству девочек одного с нею возраста. Выходя из дома, она собирала вокруг себя подруг и, вместо игр, которых чуждалась, рассказывала им, как умела, слышанное ею: о Царствии Небесном, о венцах за пост и молитву.

Так сказывалось благое воспитание и так Промыслу Божию угодно было с самых ранних лет предназначить Марфу в руководительницу молитвенниц и подвижниц. С возрастом все больше росла в Марфе любовь к постнической и подвижнической жизни. Мир тяготил ее своей суетой и не раз со слезами умоляла она мать свою отпустить ее в монастырь, но тщетно. «Ходи в церковь, молись Богу: тот же будет монастырь для тебя”, - так отвечала мать на просьбы дочери. И девица-подвижница жила в родном семействе, ничем не отличаясь от прочих членов его, кроме того, что носила черное платье и по временам, с позволения матери, ходила в ту или другую обитель.

Исполненная любовью и кротостью нрава, Марфа-труженица, часто тайно от матери и родных, исполняла работы слуг. Мало того: если случалось, что кто-либо из слуг разобьет какую-нибудь посуду, и домашние начинают, бывало, разыскивать кто это сделал, то, Марфа скажет: “Простите, это сделала я” и тем самым избавит людей от наказания и водворит вновь мир в доме. За это слуги питали к ней особенную любовь и служили ей с особенной готовностью не из страха, а из признательности. Не меньшую любовь и уважение приобрела Марфа и вне своего семейства в городе. Она обладала в высшей степени даром совета и утешения. Несколько человек, по ее совету и подражая ее жизни, отреклись от мира и постриглись в разных монастырях и после приходили к ней с изъявлением благодарности. Глубоко уважая Марфу, многие из приходящих давали ей деньги, и она тотчас же раздавала их бедным. К этой благотворительности она убеждала и домашних своих, всегда прибавляя: “Милосердный Бог и по милостыням от грехов избавляет”. Ревнуя о славе Божией и благолепии святых храмов, она сама испрашивала из разных церквей к себе ризы с икон, священные одежды и разную утварь, чистила их, шила одежды на престол и для священнослужителей и в этой работе находила особое утешение. В свободное же от работ время, особенно по вечерам, она читала для домашних жития святых и беседовала о разных спасительных предметах. Так жила блаженная Марфа при жизни матери!

По смерти матери, поприще подвижнической и благотворительной деятельности блаженной Марфы сделалось еще обширнее. Она удержалась от своего намерения скрыться в обители, потому что нашла ее в собственном доме, где незаметно для себя, по воле Божией сделалась руководительницей и наставницей других, искавших спасения, в безмолвии содеваемого. И первее всего - родная сестра ее, девица Пелагея, давно уже решилась подражать ее высокому трудничеству и разделять навсегда с нею жизнь отшельницы. Затем вокруг сестер отшельниц скоро собралось достаточное семейство девиц, искавших уединения, трудов и молитвы, а главное - желавших неразлучно жить с блаженною Марфою, наслаждаться ее духовными советами и наставлениями. Таким образом, скоро, по смерти матери Марфы и Пелагеи, составилась маленькая обитель (или богадельня) из жен и девиц-тружениц: все они подклонились под руководство и покровительство Марфы, жили и водились ее духом, научаясь подражать высокому образу ее жизни.

Благочестивая наставница Марфа, руководившая и одушевлявшая это семейство произвольных тружениц, полюбила своих питомиц, как детей, утешалась их желанием подражать в подвигах поста и молитвы.

Впрочем, кроткая, любвеобильная Марфа не приняла на себя должности постоянной надзирательницы и настоятельницы этого собравшегося к ней семейства девственниц. Должность эту она передала сестре своей Пелагеи, а сама постоянно предпринимала благочестивые странствования по святым местам и славившимся своею духовною жизнью обителям, изучая в них высокие образцы христианского подвижничества. Не раз бывши в Тихвине, она возымела особенное христианское усердие к чудотворной иконе Божией Матери Тихвинской, и благословила этой иконой общество своих питомиц, а сама продолжала странствовать. По преданию в одно из путешествий к киевским святыням, она приняла там тайно пострижение, с именем Маргариты. Затем, в свободное от далеких странствований время, Марфа попеременно жила то в Кирсанове, близ своих питомиц, то в Тамбове, в доме своего брата Сергия.

Между, тем телесные силы подвижницы видимо истощались. Марфа чувствовала этот постепенный упадок сил, и потому первее всего позаботилась о дорогой для ее сердца Кирсановской обители. Чтобы насажденное ее сожительство, после ее смерти, не рассеялось, она призвала одну из ближайших и любимых учениц своих Татьяну Пахомову (впоследствии настоятельницу Кирсановской общины) и заклинала ее именем Божиим принять общество сестер под свое руководство. На родную сестру свою Пелагею она не имела крепкой надежды, так как последняя слаба была здоровьем. Вместе с тем, чтобы сообщить характер настоящей женской обители маленькому общежитию (о чем она не раз предсказывала сестрам, что “в Кирсанове будет монастырь”), она завещала питомицам в точности соблюдать правила устава общежительной Саровской пустыни. Это было перед последним отъездом Марфы из Кирсанова в Тамбов и незадолго перед ее переселением из сей жизни. Старица предчувствовала свою кончину; она непременно желала умереть в Тамбове, о чем не раз говорила и прежде, почему и настоящий отъезд ее имел для нее особенное значение. Она собиралась теперь в Тамбов с какою-то особенною торжественною таинственностью… В последний раз собрала она теперь к себе сподвижниц и сказала им: «Не плачьте, сестры! Когда будет у вас монастырь, то и я, по воле Божией, буду жить с вами, если не телом, то духом. Умоляю вас, не оставляйте правил послушания и любите друг друга. Почитайте вашу начальницу, как мать, и помогайте ей молитвами и трудами.
В трудах будьте терпеливы и призывайте на помощь Пресвятую Богородицу: Она ваша покровительница”.

По прибытию в Тамбов, около Успенского поста, Марфа говела и причащалась святых Таин. Затем она вызвала из Кирсанова любимую ученицу свою Татьяну и так заболела, что окружавшие ее сестры (тамбовского Вознесенского монастыря) ни на минуту не отходили от нее, читая постоянно молитву архангельского приветствия: “Богородице Дево, радуйся…”. Больная еще раз приобщилась святых Таин и постепенно, тихо приближалась к кончине. Минуту кончины блаженной старицы Господу угодно было ознаменовать особенным чудным знамением, которое видела неотлучно сидевшая при ней монахиня Мавра, читавшая над умирающей молитву архангельского поздравления, и передавала потом свое видение всем и каждому. По сказанию сестры перед самой кончиною Марфы, какой-то чудный облак осенил умирающую, и виден был лик Спасителя, благословляющего ее десницею, другую же руку держащего горе. Затем сестра узрела несказанной красоты юношу, который подавал прекрасную ветвь в руку умирающей. Тогда великой радостью воссияло лицо старицы, и она испустила дух.

То было 1-го сентября (по ст. стилю) 1800 года. Сколь великой подвижницей была блаженная Марфа, особенно ясным для всех сделалось после ее кончины. Прежде всего на теле почившей увидели “железные вериги” и на груди “железный крест”. Вериги заперты были замком, от которого не нашли ключа. Еще при кончине старицы эти вериги замечены были на ней одною, сидевшей при ней сестрою, но больная заклинала сестру не говорить никому о веригах, что и было исполнено. Другая особенность, замеченная по кончине: прибывшие из тамбовского монастыря сестры одели почившую в схимонашеское одеяние, сказав недоумевающим: “так должно”.

Едва не весь город собрался, без повесток, на похороны почившей Марфы. Священники разных церквей, тоже без зову, приходили со своими причтами, чтобы отслужить панихиду по умершей. Тело почившей отпето было в церкви Вознесенского девичьего монастыря, а похоронено на кладбище Воздвижения Креста Господня, при деревянной церкви по левую сторону алтаря. Старица, при жизни, сама указала для себя это место: на этом месте она завещала похоронить себя, потому что здесь же похоронен был высоко уважаемый ею, ее духовный отец, г.Тамбова Архангельской церкви иерей Гавриил. Теперь вполне объяснилось и желание покойной Марфы умереть в Тамбове, где она пребывала только по временам, а не в Кирсанове, где она жила постоянно, где покоился прах ее матери и где насадила она, с благословения Божия, рассадник учениц-подвижниц.

Долгие годы православные шли к могилке преподобной Марфы с молитвами и просьбами. В юбилейный год 1000­летия Крещения Руси (1988) по ходатайству архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения (Ждана, † 11.10.2002) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен утвердил список угодников Божиих, которые вошли в Собор Тамбовских святых. В этот список была включена и преподобная Марфа, прославленная как святая угодница Тамбовского края. В 2002 году над местом захоронения преподобной была устроена металлическая часовня.

Принимая во внимание особое почитание преподобной Марфы в Тамбовском крае, епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с прошением благословить исследование места захоронения тамбовской подвижницы с целью обретения ее останков.

По благословению Его Святейшества была создана специальная комиссия под председательством духовника Тамбовской епархии протоиерея Николая Засыпкина. А для непосредственного руководства работами по исследованию места захоронения подвижницы из Москвы прибыл старший научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук, археолог Сергей Алексеевич Беляев, неоднократно принимавший участие в обретении святых мощей многих угодников Божиих, в том числе мощей святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.

22 сентября 2005 года в 11 часов дня перед началом работ епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием был совершен молебен преподобной Марфе Тамбовской на месте ее захоронения. В этот день были разобраны железная сень и отмостка, с места захоронения демонтировали памятник и могильный камень, которые на время работ были перевезены в Вознесенский женский монастырь.

23 сентября в 8 часов утра на Воздвиженское кладбище города Тамбова прибыли члены комиссии во главе с епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием и приступили к обследованию места захоронения.

Во время раскопок был обнаружен кирпичный склеп, специально созданный для погребения преподобной Марфы. Свод склепа был обрушен, однако обследование показало, что обрушение произошло под тяжестью толщи земли и могильного камня. Сам могильный камень покоился на специальной кирпичной подложке, сложенной из двух рядов кирпичей.

С западной торцевой стороны склепа, от самого его основания до поверхности земли, была выложена кирпичная тумба для памятника, установленного в 1880 году. При проведении раскопок вокруг склепа были найдены фрагменты разных человеческих останков, части гробовых досок, гвоздей, которые находились в разбросанном состоянии, в то время как само место захоронения преподобной Марфы оказалось нетронутым.

После того как была расчищена внутренняя часть склепа, на его дне были найдены лежащие в анатомическом порядке, не потревоженные с момента погребения, честные останки угодницы Божией. Одним из ярких свидетельств того, что обретенные останки принадлежат тамбовской подвижнице, явились найденные во время работ железные вериги, которые она носила на теле при жизни и в которых завещала себя похоронить.

В 19 часов на основании свидетельств, полученных при проведении работ, все члены комиссии единогласно подтвердили достоверность пребывания в обнаруженном склепе честных останков преподобной Марфы.

В течение всего дня на Воздвиженском кладбище недалеко от могилки преподобной Марфы собирались верующие люди, которые непрестанно совершали акафистное чтение и молитвенное пение.

24 сентября к 10 часам утра на Воздвиженское кладбище прибыло духовенство Тамбовской епархии. Многие настоятели храмов из разных населенных пунктов Тамбовской области привезли с собой прихожан и паломников, выразивших желание воочию видеть это историческое событие и своим присутствием засвидетельствовать особое почитание преподобной Марфы в Тамбовском крае.

В 11 часов честные останки преподобной Марфы были подняты из склепа и в сопровождении епископа Феодосия, главы города Тамбова А.Ю. Ильина, членов комиссии, духовенства епархии и при большом стечении верующих торжественным крестным ходом с Воздвиженского кладбища были перенесены в Вознесенский женский монастырь города Тамбова.

В тот памятный день в монастырском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» епископ Феодосий в сослужении духовенства епархии совершил благодарственный молебен, во время которого «во умилении сердец, колено приклоньше» прочел молитву «ко преподобной и богоносной матери нашей Марфе Тамбовской».

Епархиальной комиссией был составлен Акт освидетельствования честных останков преподобной Марфы (Апариной). Акт за подписями всех членов комиссии вместе с рапортом епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия о проведении 23-24 сентября 2005 года на Воздвиженском кладбище города Тамбова раскопок с целью обретения честных останков преподобной Марфы (Апариной), почившей 1 сентября 1800 года, был направлен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, на котором Его Святейшество положил следующую резолюцию: «19.11.2005 г. По милости Божией обретены святые мощи преподобной Марфы, к месту захоронения которой всегда притекали люди, уповая на ее молитвенное предстательство. Ныне к святым мощам преподобной Марфы, почитание которых благословляется для всенародного поклонения и почитания, будут приходить люди с верой и упованием на ее молитвенное предстательство и помощь. Приветствую Ваше Преосвященство, клир, монашествующих и паству Вашу с обретением этой святыни» .

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 30 июня - 1 июля 2006 года в Вознесенском женском монастыре города Тамбова состоялись торжества в честь обретения святых мощей преподобной Марфы Тамбовской. Возглавил их епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий. В торжествах также приняли участие архиепископ Рязанский и Касимовский Павел и епископ Брянский и Севский Феофилакт, духовенство Тамбовской епархии, миряне. В этот день святые мощи преподобной Марфы были перенесены из алтаря и положены в раку с правой стороны в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Вознесенского женского монастыря для всеобщего поклонения верующих.

В Тамбовской епархии память преподобной Марфы празднуется 1/14 сентября, общецерковное поминовение совершается в день празднования Собора Тамбовских святых - 28 июля/10 августа. Торжества в честь обретения мощей - 18 июня/1 июля.

Тропарь, глас 4

Возсиявши Божественною благодатию, чистоту жи­тия твоего явила еси, источаеши бо любовь свою нам неоскудно, ограждая от вреда и всякого зла, с верою притекающих ко святому гробу твоему, во дни нашедших на ны скорбей и печалей. Преподобная мати Марфо, моли милостивого Бога грехов оставление нам даровати.

Ликвидация «варварского пережитка старины, каким является культ мертвых тел» (так значилось в постановлении Наркомюста РСФСР от 25 августа 1920 года), в годы Гражданской войны и после нее превратилась в России в массовую кампанию. Однако вскрыть раку с мощами Александра Невского в Александро-Невской лавре долгое время не удавалось из-за активных протестов со стороны митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина и верующих. Тем не менее раку вскрыли в мае 1922 года, причем публично. Мало кому было ведомо, что незадолго до этих событий, в 1917 году, содержимое раки уже обследовали, но совершенно секретно.

Тогда, в начале лета 1917 года, Петроград оказался под угрозой из-за возможности немецкого наступления, и в Синоде был поднят вопрос о вывозе мощей св. Александра Невского из города. Епископ Серафим (Лукьянов) внес предложение о предварительном вскрытии раки и освидетельствовании мощей князя. Предложение было принято, 12 июня состоялся предварительный осмотр раки, а 26 июня в соответствии с секретным словесным определением Синода – вскрытие саркофага и осмотр самих мощей.

По поручению Синода его проводили в обстановке строгой секретности архиепископ Вениамин (Казанский), епископы Серафим (Лукьянов) и Прокопий (Титов), пригласившие себе в помощь архимандрита Авраамия (Чурилина) и слесаря из мирян. Под крышкой раки они обнаружили открытый кипарисовый гроб с восковой головой и «чучелом» князя, изготовленным из ваты, зашитой в шелковые мешки. В нем были помещены подлинные мощи – часть черепа, кости рук и ног и два ребра. На бумаге, лежащей в мешочке с мелкими костями, указывалось, что мощи были собраны «после церковного горения», когда сгорели все имевшиеся в храме иконы.

Известно, что обретенные в 1380 году нетленные мощи князя дважды пострадали от пожара. В первый раз – в 1491 году во Владимире, во второй – в 1723 году во время перенесения по указу Петра I в Петербург. Тогда их оставили по пути зимовать в Шлиссельбурге в специальном павильоне, а тот в это время сгорел. Член лаврской ревизионной комиссии 1917 года С. П. Каблуков в своем дневнике, опубликованном впоследствии в «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостях», записал, что, по его мнению, набивную фигуру делали «с ведома и разрешения Петра I, знавшего и скрывавшего правду, хотя возможно, что повреждение мощей от пожара заставило других лиц прибегнуть к обману, и Петр I также был обманут ими».

Узнав о результатах осмотра, Синод 27 июня 1917 года постановил произвести «переоблачение мощей», то есть отделить подлинные мощи от инородных предметов, поручив это синодальным членам – владыкам Сергию и Платону. 24 июля все посторонние предметы из раки удалили, части мощей собрали вместе и положили в кипарисовый ящик, а восковую голову князя растопили. О проведении 24 июля осмотра мощей и помещении их в «новоустроенный» ящик был составлен сохранившийся официальный акт.

Дневник С. П. Каблукова и архивные документы не оставляют сомнения в том, что после осмотра 1917 года в раке остались подлинные мощи, которые были изъяты из лавры в 1922 году по указанию советских властей и вновь возвращены в Свято-Троицкий собор в 1989 году из Музея истории религии и атеизма.

Одна из причин помещения мощей в новый ящичек заключалась в удобстве их транспортировки при возможной эвакуации лавры. Так, вскоре после взятия германскими войсками Риги Синод 23 августа издал указ о подготовке вывоза лаврской ризницы и размещения ее в Екатеринбургском Архиерейском доме, при этом невоеннообязанных монахов планировалось эвакуировать в Верхотурский и Далматовский монастыри Екатеринбургской епархии. Позднее, в октябре 1917 года, 56 принявшим постриг насельникам даже выдали «бессрочные паспортные книги» ввиду «предстоящей эвакуации Петрограда». К счастью, намеченная эвакуация так и не состоялась.

А в ноябре 1917 года рака с мощами все-таки ненадолго покинула лавру, но для очень важной миссии. Святейший Синод 11 ноября удовлетворил ходатайство митрополита Вениамина о разрешении в конце месяца, согласно просьбе православного населения Петрограда, пронести раку с мощами св. Александра Невского из Свято-Троицкого собора и совершить торжественный крестный ход по городу для служения литургий, всенощных бдений в различных храмах и молебствий на площадях «о прекращении нестроений и бедствий в нашем Отечестве и о даровании державе Российской победы и одоления над врагами».

Михаил Шкаровский

25 лет назад в Петербурге произошло важное для Русской православной Церкви и Александро-Невской Лавры событие – возвращение верующим мощей святого благоверного князя Александра Невского.

После Революции мощи святого благоверного князя Александра Невского были вскрыты. Дважды они были спасены от поругания защитой митрополита Вениамина (Казанского), будущего священномученика, но в конечном итоге их постигла судьба многих святых реликвий. 12 мая 1922 года рака была вскрыта, серебряный саркофаг изъят и по частям перевезен в Эрмитаж.

Вскрытие раки с мощами св. блгв. кн. Александра Невского (1922 г., ЦГАКФФД)

Сами мощи духовенство во главе с митрополитом Вениамином тогда все же отстояло – ящичек с ними был снова запечатан и помещен на хранение в алтаре Троицкого собора. В 1948 году (по некоторым сведениям, в конце 1930-х годов) они были перемещены в запасники располагавшегося в здании Казанского собора Музея истории религии и атеизма.

Возвращение мощей святого благоверного князя Александра Невского верующим связано с именем Святейшего Патриарха Алексия II, в то время возглавлявшего ленинградскую кафедру.

Алексий (Ридигер Алексей Михайлович, 1929) Митрополит Ленинградский и Новгородский с 1986 по 1990 (1989 г., ЦГАКФФД)

5 апреля 1989 года в присутствии представителей Ленинградской митрополии во главе с митрополитом Алексием (Ридигером) и дирекции музея было произведено вскрытие и осмотр ковчега с мощами. К лету переговоры митрополита с Министерством культуры РСФСР и руководством музея о возвращении Церкви мощей небесного покровителя города успешно завершились.

Утром 3 июня 1989 года владыка Алексий и министр культуры РСФСР Юрий Мелентьев прибыли в Казанский собор, где в присутствии представителей городского духовенства, властей и общественности был подписан акт о передаче святых мощей. Владыка Алексий совершил над окропленным святой водой ковчегом с мощами краткий молебен, после чего ковчег был вынесен из собора и в сопровождении митрополита перевезен к вратам Александро-Невской Лавры.

В это время духовенство митрополии крестным ходом во главе с епископами Ташкентским Львом и Тихвинским Проклом вышло из Троицкого собора Лавры к Святым вратам. Верующие устлали путь от собора до площади Александра Невского ветвями и живыми цветами.

Крестный ход в честь возвращения мощей Александра Невского в Лавру (3 июня 1989 г.)

При встрече святых мощей на площади начался трезвон в Лавре и 15-тиминутный колокольный перезвон во всех храмах города. После совершенной в соборе Божественной литургии ларец с мощами был обнесен вокруг храма, затем мощи были установлены в ковчеге на их прежнее место под сенью за правым клиросом. Ковчег был помещен во временную раку, в которой он находится по сей день.

К 300-летнему юбилею монастыря сень над ракой с мощами небесного покровителя Петербурга была отреставрирована и заново позолочена.

Золочение элементов сени над ракой св. блг. кн. Александра Невского (фото (с) Анна Гальперина)

Сегодня, когда Александро-Невский монастырь возрожден к жизни, поклониться мощам небесного покровителя Петербурга ежедневно приходят сотни паломников.

Митрополит Среднеазиатский Викентий с паломниками у раки с мощами св. блгв. кн. Александра Невского (23 мая 2014 г.)

Каждое утро перед ракой с мощами святого князя насельниками Невской Лавры совершается братский молебен.

Историческая справка

Великий князь Александр Ярославич Невский скончался в схиме с именем Алексий и был погребен 6 декабря (23 ноября по старому стилю) во Владимирском Рождественском соборе. Местное почитание его как святого было установлено в 1380 г. А в 1547 году Александр Невский был прославлен Русской Православной Церковью в лике благоверных князей.

12 сентября (30 августа по старому стилю) 1724 г. мощи святого благоверного великого князя были перенесены из Владимирского Рождественского собора в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь. Тогда же в присутствии императора Петра I состоялась торжественная церемония освящения первой двухэтажной каменной церкви монастыря (Благовещенской — Александро-Невской), в которой и была первоначально установлена гробница с мощами святого князя. По легенде сам император внес ковчег на второй этаж храма.

Вот уже более двух тысяч лет на Святую Землю устремляются православные паломники. Для каждого христианина это место всегда было самым близким, самым желанным местом на земле.

Ибо на этой земле свершилось Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Иисуса Христа, его явление в Фаворском свете Преображения.

Здесь пролегали земные пути Спасителя, были услышаны Его проповеди и поучения, совершены Его великие чудеса. На этой земле состоялась Тайная Вечеря. Здесь же Спаситель...

Два главных праздника этой недели (Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня и Преображение) соседствуют с днями памяти двух ярких, уникальных людей Православной церкви - московского Христа ради юродивого Василия Блаженного.

По месту погребения которого зовется один из главных соборов города на Красной площади, и преподобного Антония Римлянина, чудесным образом оказавшегося в Новгороде и ставшего новгородским чудотворцем.

А в воскресенье, в день памяти двух Пименов...

Благочестивые люди - основной источник духовного прогресса в жизни человеческого общества, поэтому ведические обязанности варна-ашрама составлены с таким расчетом, чтобы в государстве преобладало именно такое благочестивое население, а это, в свою очередь, во многом зависит от целомудрия и верности женщин.

Как дети склонны легко поддаваться обману, так и женщины склонны к падению, поэтому и тем и другим требуется покровительство со стороны старших членов семьи. Если женщины будут заняты...

Глубоко почитаемая личность Агапита Печерского овеяна большой тайной. О его необыкновенной духовной силе, об удивительной неделе с 25 февраля и проявлении уникальных свойств мощей Агапита Печерского известно многим людям.

Давайте совершим небольшой экскурс по Киево-Печерской лавре.

Главные Святые врата Верхней Лавры. Над ними находится древнейшая из сохранившихся, величественная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы (её также называют Троицкая надвратная церковь). Ее построил в XII в...

Мой товарищ Илия Аббуррусс, впоследствии настоятель Антиохийского подворья архимандрит Игнатий, отправляясь однажды к своему покровителю Преосвященному Трифону, епископу Дмитровскому, у которого отец Иоанн вознамерился служить в крестовой церкви, захватил с собой и меня.

В названном храме состоялось первое мое молитвенное общение с великим пастырем. Это было мне так дорого, что до сих пор я питаю чувство признательности к отцу Игнатию и всем тем, кто способствовал потом моему сближению с...

Протоиерей Василий Швец в “ЧУДЕСАХ ОТ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ” пишет: “Перед самым началом Великой Отечественной войны (1941 г.) одному старцу Валаамского монастыря (Валаам в то время принадлежал Финляндии) было три видения во время службы в храме:

1. Он увидел Божию Матерь, Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя о том, чтобы Он не оставил Россию. Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, что невозможно терпеть эти беззакония...

“Выпей воды из моего источника…”

Около 1950 года я тяжело заболела печенью. Раза два-три в год бывали тяжелейшие приступы из-за прохождения камней. Особенно тяжелым для меня был 1953 год: приступы болей были ежедневными.

С трудом я выдерживала восьмичасовой рабочий день на довольно ответственной работе.

О переходе на инвалидность или на пенсию я не могла и думать, так как у меня на руках была больная мать, которая жила за городом. Частые поездки к ней с тяжелыми сумками еще более...

Я очнулась от пережитого. Я привыкла анализировать свои духовные переживания, чтобы не впасть в соблазн, поэтому подумала, что все это плод моего воображения под влиянием только что прочитанного. Больше всего меня смутили его последние слова - “выпей воды из моего источника”.

Откуда я возьму эту воду, находясь в Москве и зная, что к источнику вход запрещен?!

Но слова дивного старца исполнились на следующий же день: я получила пузырек воды, привезенный в этот день из Сарова. Эту воду...

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека