Далматово. Далматовский Успенский мужской монастырь

Дата создания: 1644 г. Описание:

Основан в 1644 г. на берегу р. Исети в месте, называемом «Белое городище», старцем Невьянского Богоявленского мужского монастыря иноком Далматом (в миру тобольский городничий Димитрий Иванович Мокринский (1594-1697)).

В 1644 г. старец Далмат ископал себе пещеру в овраге на левом берегу р. Исети при впадении р. Течи. Тогда же была принесена им чудотворная Далматская икона Успения Божией Матери.

В 1651 г. монахи Белого города обратились с челобитной к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе Василию Борисовичу Шереметьеву с просьбой о пожаловании земель у реки Исеть. Царской грамотой от 17 мая 1659 г. пустынь была утверждена в качестве монастыря, его охрана была поручена тобольскому воеводе. Первым игуменом монастыря стал сын преподобного Далмата Исаак.

В ХVII в. монастырь не раз подвергался разрушению от калмыков и башкир (1651 г., 1662 г.), но его восстанавливали. Обладая значительными земельными владениями к середине ХVIII в. по ряду экономических показателей монастырь занимал первое место среди обителей восточной части Российской империи.

Далматовский монастырь был центром духовного просвещения и образования Сибири. В 1714 г. в монастыре было открыто первое в Зауралье училище для детей церковнослужителей, в 1735 г. создана славяно-греко-российская школа, в 1761 г. — семинария, в 1816 г. — уездное духовное училище. В монастыре имелась богатая библиотека, первое упоминание о которой относится к 1679 г.

В Далматовском училище воспитывались будущий начальник архимандрит Антонин (Капустин), изобретатель радио А.С. Попов, поэт А.Ф. Мерзляков, организатор Томского университета и попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флоринский, полярный исследователь К.Д. Носилов и др.

После революции монастырь преобразовали в музей, но уже в 1930 г. единственный на Урале музей-монастырь был закрыт.

Сразу после окончания войны на территории монастыря разместили завод «Молмашстрой». Несмотря на то, что уже с 1952 г. монастырь был памятником местного, а с 1974 г. республиканского значения, приспособление исторических построек и территории монастыря под нужды завода привело к многочисленным повреждениям и значимым утратам.

В сентябре 1989 г. в Далматово была зарегистрирована православная община.

Решением Священного Синода от 6 мая 1992 г. монастырь был возрожден. Передача имущественного комплекса в ведение Церкви состоялась в 1996 г.

В 1994 г. были обретены мощи прп. Далмата Исетского, в 2004 г. по благословению он был включен Собор Сибирских святых. Архиерейским Собором 4 февраля 2013 г. утверждено общецерковное почитание прп. Далмата. Мощи святого покоятся в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Святыни обители: мощи прп. Далмата Исетского, ковчеги с частицами мощей прпп. Киево-Печерских и список Порт-Артурской иконы Божией Матери.

Действующие храмы: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с крестильной церковью в честь собора свв. 70-ти апостолов, надвратная церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Устроена деревянная часовня с купальней над источником прп. Далмата близ монастыря.

На попечении обители находятся дом престарелых, наркологический реабилитационный центр, есть воскресная школа (на ее базе работает региональное движение общественной организации «За жизнь и защиту семейных ценностей»). В качестве трудников проживают молодые люди, прошедшие реабилитацию в центре наркозависимых Екатеринбургской епархии. Насельники монастыря преподают «Основы православной культуры» в школах г. Далматова и Далматовского района Курганской обл.

ДАЛМАТОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

(Из материалов Всероссийской научно-практической конференции VI Зыряновские чтения, Курган, 11-12 декабря 2008г. Издательство КГУ, 2008, с. 21 – 22).

Далматовский монастырь представляет собой ис торически сложившийся архитектурный ансамбль соору жений постройки XVIII - XIX веков. В него входят крепостные стены с башнями и воротами, Успенский собор и Церковь Всех Скорбящих Радосте, монастырские кельи, здания служб. Самой древней каменной постройкой на территории монастыря является Успенский собор, самы ми поздними монастырскими сооружениями стали го родской теплопункт, очистные сооружения, трансформа торная подстанция, здания цехов.

Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь. Фото Прокудина-Горского, 1912г.

После 1917 г. многие монастыри и церкви использовались под школы, музеи, госпитали, дома культуры. Дал матовский монастырь тоже не избежал этой участи. В 1922 году в бывшем монастыре был открыт краеведческий музей. В 1929 году здание церкви Всех Скорбящих Радосте было закрыто по решению окружного ис полкома и передано под Народный дом. С 1932 по 1939 год в нем работал колхозно-совхозный драматический театр. В период Великой Отечественной войны в зданиях монастыря размещался госпиталь и Курсы усовершен ствования командного состава. Наибольший урон мона стырю был нанесен в связи с размещением на его терри тории через 3 месяца после окончания войны завода «Молмашстрой». Лишь в 1989 году освобождаемые заводом помещения начали передаваться в пользование Далматовской православной общине. Полностью терри тория монастыря была передана Курганскому епархи альному управлению в 1994 году.

Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь,
Западная стена, современное состояние. Фото Николая Павлова, 2008г.

Чтобы оценить уровень разрушительного процесса для сооружений монастыря, подвергавшихся агрессивному воздействию не только сил природы, но и человека в течение довольно длительного периода, необходимо коротко остановиться на том, что было выполнено та лантливыми народными мастерами для создания памят ника культового зодчества.

Портрет основателя монастыря, преподобного Далмата Исетского. Фото Прокудина-Горского, 1912г.

Замысел построить монастырь-крепость в долине реки Исети принадлежал Далмату. Архитектурный ан самбль Далматовского монастыря расположился на вы соком берегу старицы реки, естественно вписавшись в природный колорит этих мест. Его конфигурация, основ ные границы, план, местоположение главных построек были обусловлены ландшафтным окружением. С запада естественная граница монастыря обозначилась кру тым обрывом, с юга – пологим склоном. Вдоль восточной стены монастыря простирается жилая застройка. Вдоль северной стены проходит дорога –центральная улица города Далматово. На площади перед главным (северным) входом в монастырь располагается часовня и сквер. Территория монастыря представляет в плане многоуголь ник. Ансамбль построек окружен крепостной стеной с тремя башнями. Самая короткая стена – северная, самые длинные – западная и восточная. В основе композиции ансамбля лежит пересечение двух взаимно перпендикулярных осей. Ядром композиции является Успен ский собор, расположенный на пересечении этих осей. Ось запад-восток сформирована объемами Успенского собора и Скорбященской церкви с усыпальницей препо добного Далмата. Ось север-юг менее выражена и обра зована южными и северными воротами. В состав построек входной группы у южных ворот входят здания келий и служб, у северных ворот – возведенная над ними Надвратная церковь Иоанна Богослова и примыкающий к ним гостиный корпус. По периметру юго-западной и западной стен расположены гостиный и хозяйственный корпуса.

Макет монастыря. Далматовский краеведческий музей. Фото Николая Павлова, 2008г.

Площадь комплекса Далматовского монастыря в пределах стен составляет 4 гектара, периметр (по наружному обводу стен) – 766 метров.

Композиционная доминанта монастырского ансам бля – Успенский собор (1707-1719 гг.). Собор представляет собой храм «кораблем» с последовательно расположенными апсидой, собственно храмовой частью, трапезной, колокольней и притвором. Собор разделялся на два этажа. В нем располагалось пять престолов. На сте нах храма имелись росписи.

Главное здание монастыря – 2-х этажный Успенский собор (1707-1719 гг.). Фото Прокудина-Горского, 1912г.

Успенский собор. Современное состояние. Фото Николая Павлова, 2008г.

В основу объемно-планировочного решения церкви Всех Скорбящих Радосте (1871-1881, 1886 гг.) положена схема четырехстолпного храма с полуциркульной трех частной апсидой. Храмовый объем со всех сторон обнесен галереями. Здание имеет довольно сложную систе му перекрытия. На 4 столба опирается парусный свод, над которым возвышается восьмигранный барабан цен тральной главы, по углам выведены 4 малых парусных свода для малых глав. Фасадные композиции отражают внутреннюю объемно-планировочную структуру. К зданию церкви со стороны юго-западного фасада пристроили каменную часовню с саркофагом старца Далмата. Рос писи покрывают стены, столбы, своды.

Слева Скорбящинская церковь, в центре северо-западный (Красный) бастион. Фото Прокудина-Горского, 1912г.

Скорбящинская церковь. Фото Николая Павлова, 2008г.

Северо-восточная башня (1720-е гг.) являлась в свое время оборонительным бастионом, с которого хорошо просматривались и обстреливались артиллерией под ступы к монастырю с севера и с востока, и имела боль шое стратегическое значение. Башня представляет собой сооружение без перекрытия (без крыши), по высоте равна стене монастыря, верх ее огражден точно такими же зубцами, как и крепостные стены.

Северная стена, оканчивается северо-восточной башней. Фото Николая Павлова, 2008г.

Юго-восточная башня (1720-е гг.) замыкает угол между юго-восточной и южной стенами. Она также име ла важное стратегическое значение. Башня значитель но вынесена за линию крепостных стен в целях фланго вой обороны. Башня восьмигранная, двухъярусная, с шатром, который завершался небольшой маковкой с яблоком и флюгером. Нижний ярус перекрыт кирпичным сомкнутым сводом.

Юго-восточная башня (1720-е гг.). Вид с колокольни Успенского собора. Фото Прокудина-Горского, 1912г.

Юго-восточная башня. Падает, требуется немедленная реставрация. Фото Николая Павлова 2008г.

Юго-западная башня (1731-1764 гг.) была выстроена по типу «восьмерик на четверике» и завершалась вы соким восьмигранным кирпичным шатром, маковкой с яблоком и флюгером. Башня, расположенная на краю крутого обрыва, являлась крепостным оборонительным наблюдательно-сторожевым сооружением. Первона чально башня соединяла западную и южную стены. В XX веке к башне были пристроены гостиный и хозяйственный. корпуса. Отсутствие бойниц и наличие просторных оконных проемов свидетельствует о ее гражданском назначении.

Юго-западная башня, разваливается от действия кислоты (в советское время здесь был гальванический цех завода «Молмашстрой»). Фото Николая Павлова, 2008г.

Часовня (1870-1880 гг.) стоит на площади перед северными воротами монастыря. Часовня, расположенная на оси западного фасада Успенского собора, связывает внутреннее пространство монастыря с городским, а этом ее основная градостроительная роль.

Восстановленная часовня, выстроенная жителями Далматова в честь счастливого спасения Императора Александра 3 с семьей в ж/д катастрофе. Фото Николая Павлова, 2008г.

Кирпичные крепостные стены возводились с 1713 по 1763 гг. Высота стен около 6 метров, ширина стен в основании 2,3 метра. В основе конструкций крепостных стен арочные ниши, в которых устроены боевые проемы в два яруса. Поверху стен имеется проход шириной бо лее 1 метра, который с внешней стороны защищен зубцами в форме «ласточкиного хвоста». В первой полови не XVIII века входящего в монастырь встречала икона Успения Богородицы над Северными воротами. Но глав ными святыми воротами монастыря издревле были Вос точные ворота. Поначалу по верху кирпичных ворот была выстроена церковь Иоанна Богослова.

Монастырская стена с боевыми нишами и амбразурами. Зубцы на стенах частично реставрированы. Фото Николая Павлова, 2008г.

Боевая арочная ниша. Видны амбразуры для верхнего боя и подошвенного. Фото Николая Павлова, 2008г.

Разобранная в середине XX века и перенесенная на кирпичные, трехпролетные Северные ворота, Надвратная церковь и те перь определяет парадность ворот при въезде а монас тырь. Церковь представляет собой четверик, перекры тый сомкнутым сводом, который завершен четырехгран ным куполом с луковичной главкой на восьмигранном барабане.

Восстановленная надвратная церковь Иоанна Богослова. Фото Николая Павлова, 2008г.

Однопролетные Восточные ворота оформлены трехчетвертными колоннами, имеют богатое декора тивное убранство, составленное из фигурного кирпича. Южные ворота кирпичные, двухпролетные, построены со сводчатым проемом, который обрамлен со стороны ули цы двумя парами прямоугольных пилястр и треугольным навершием.

Восточные ворота, требуется реставрации. Фото Николая Павлова, 2008г.

Ансамбль Далматовского монастыря является объектом культурного наследия федерального значения и находится в федеральной собственности. В связи с тем, что с 2008 г. Российская Федерация передала на субфедеральный уровень полномочия по государственной ох ране объектов федерального значения, Отделом учета и охраны объектов культурного наследия Управления куль туры Курганской области в течение июня 2008 г. было проведено комплексное исследование технического состояния памятника.

В ходе работ было установлено общее неудовлетво рительное состояние объекта. Архитектура во многих деталях утрачена: главы и перекрытия Успенского собо ра и трапезных, колокольня и северное крыльцо для всхо да в верхнюю церковь, пятиглавие, венчающее Скорбя щенскую церковь, маковки с флюгерами на башнях, лес тничные марши, крыши, заложены или вновь устроены дверные и оконные проемы. Для нужд заводского произ водства была разобрана значительная часть стены рядом с северными воротами и устроен проезд. При устройстве фундаментов возводимого цеха разобрали се веро-западный бастион, зубцы с северо-западной и восточной стен монастырской ограды.

Происходит разрушение фундаментов из-за выветривания и разрушения кирпичной кладки, отсутствия и неудовлетворительного состояния конструкций крыш, отмостки. В связи с этим наблюдается отклонение от вер тикали юго-восточной башни, имеются трещины и проломы в кирпичной кладке шатров и сводов башен, страдает и лепной декор на фасадах храмов, отслаивается штука турный и красочный слой. Поверхности незащищенных конструкций зарастают кустарником и покрываются мхом. Монастырский парк с вековыми деревьями исчез под возведенным механосборочным цехом.

До сих пор промышленное прошлое преобладает над исторической ценностью монастыря – диссонирующие производственные объекты закрывают своими объемами все виды на монастырские постройки и мешают зрительному восприятию ансамбля. Удивительно, но даже в таком состоянии ансамбль Далматовского монастыря не потерял своей былой красоты и духовной мощи. Регулярные реставрационные работы на объектах монастыря проводятся с 2001 года благодаря Федеральной целевой программе «Культура России». Первыми объектами, попавшими под реализацию этой программы, стали монастырские стены, Надвратная церковь с воротами, церковь Всех Скорбящих Радосте. Опыт работ показал, что далеко не всегда они проводятся в соответ ствии с методами научной реставрации. Так, обмеры были проведены лишь по стенам и башням, без тщательного историко-архивного изучения объектов, натурные (археологические) исследования не проводились, отсутствует научно-проектная документация на многие объекты монастырского комплекса, нет поэтапного плана ведения реставрационных работ. А работы предстоит немало. Уже в ближайший период необходимо начать работы по выведению Успенского собора из аварийного состояния. Срочно требуется проведение комплекса мероприятий по укреплению юго-восточной падающей башни, консер вационных работ по зданиям южных и западных келий. В ближайшие годы предстоит завершить комплекс работ по реставрации Скорбященской церкви и начать длитель ный процесс по восстановлению росписей. Также требуется убрать с территории памятника диссонирующие объекты, восстановить парк, провести благоустроительные работы.

Актуальным является сегодня определение прин ципов реставрации, основанных на возвращении разру шенным зданиям и сооружениям вида, максимально близкого к первоначальному облику, в целях сохранения историко-архитектурной среды периода XVIII - XIX веков. Это представляется возможным при тщательном изучении историко-архивных источников и натурных обследованиях объектов.

Около 180 лет создавался архитектурный комплекс Далматовского монастыря, ставший в свое время страте гическим и духовным оплотом русского освоения Заура лья. На каждом здании памятника лежит печать эпохи, таланта многих поколений его создателей. В монумен тальных монастырских постройках воплотилось высокое искусство народных мастеров – зодчих, художников, ремесленников. Главная задача сегодня заключается в том, чтобы вернуть монастырю первозданный вид и обеспечить ему активное функционирование в сфере культурно го наследия.

Е.А. Богданова, Н.В. Носкова, С.А. Снегирева, Управление культуры Курганской области.

Приложение :

СВЯТЫНИМОНАСТЫРЯ

Шишак (в настоящее время находится в Екатеринбургском краеведческом музее), кольчуга (неизвестно где, подобная есть в Далматовском краеведческом музее) преподобного Далмата. Фото Прокудина-Горского, 1912г.

Главная святыня монастыря во все времена: Икона Успения Богородицы, Х VI век. С ней пришелсюда основатель монастыря прп. Далмат Исетский в 1644г. Утрачена в годы гражданской войны. Кроме того, тогда же утрачена богатейшая монастырская ризница с царскими вкладами и рукописными книгами. Был автограф Свт. Тихона Задонского. Фото Прокудина-Горского, 1912г.

Могила преподобного Далмата в Успенском соборе. Фото Прокудина-Горского, 1912г.

Главная обретенная в ХХ веке святыня монастыря: Рака с мощами преподобного Далмата. Скорбящинская церковь. Фото Николая Павлова, 2008г. ХХI век.

Еще одна святыня монастыря, явленная в ХХ I веке, редчайшая в историко-культурологическомсмысле Порт-Артурская икона«Торжество Пресвятой Богородицы» 1904 года. Фото Николая Павлова, 2008г.

В XV веке Урал начал активно заселяться русскими с запада. Новые и новые земли присоединялись к московским владениям. Вслед за первопроходцами потянулись священники для насильственной христианизации местного населения.

Петр Старцев "Посвящение Далматовскому монастырю". Автор ролика Т.Кочурина

Самый древний монастырь на Урале возник в селении Усть-Вымь на территории Коми во второй половине XV века. Его основатель первый епископ Стефан Пермский.

Однако дальнейшая судьба обители неизвестна, возможно, монахи не выдержали тягот жизни в столь отдаленных местах и разбежались, а может быть коми-пермяки, не желавшие по-добру по-здорову расставаться со своими языческими богами, сожгли. В 1644 году из Тобольска в Зауралье на пустынных землях на реке Исеть пришел монах Далмат (его мирское имя Дмитрий Иванович Мокринский). Родился он в Тюмени, отец его был казачьим атаманом, вероятно сподвижником Ермака, а мать была крещеной в православие татаркой. Дмитрий получил хорошее образование и был счастливо женат. Он готовил себя к воинской жизни, но жена скоропостижно скончалась. В горе он решает уйти в монахи и становится Далматом.

Фото. Далматово, апрель 2014, идет реставрация Успенского Собора

Уже отреставрировали 2017

Дважды кочевники Илигея нападали на монашескую общину: в 1644 и 1645 годах. По преданию перед вторым нашествием татарский хан видит сон, что к нему приходит дева в красном и говорит ему, чтобы он не только не трогал Далмата, но и повернул свою конницу вспять никогда больше не возвращался в монастырь. И еще она ему сообщает, что мать Далмата приходится сестрой этому хану. Хан наутро едет с послами договариваться о мире с Далматом и рассказывает ему о сне, на что Далмат показывает ему икону Богородицы, в которой хан узнает деву, приснившуюся ему. Хан дарует Далмату воинские доспехи - кольчугу и шлем-шишак - сейчас они находятся в музее Екатеринбурга.

Но вполне возможно, что сон Илигея - это легенда, а татары просто договорились сдать монахам свои земли в аренду. В 1652 году царь закрепил эти земли за Далматовской обителью.

Деятельный Далмат с монахами разными способами расширял монастырские владения, благо многие земли на Исети пустовали. Недовольные таким соседством местные татары и в дальнейшем время от времени нападали на обитель, что заканчивалось кровавыми побоищами, стоившими жизни и монахам, и крестьянам, селившимся на подвластных монастырю землях. Подобные столкновения происходили с 1651 по 1736 годы. Неоднократно монастырь сжигали дотла, но при этом Далматская икона Божией Матери, принесенная сюда основателем монастыря, чудесным образом сохранилась. Монастырь стал таким русским фортпостом в Зауралье.

Далмат был захоронен в половине ствола дерева и он сам предсказал, что в 70-е годы люди вновь обретут его мощи, так и вышло, сруб с его нетленными мощами сам вышел к людям. Когда он умер - его сын стал настоятелем монастыря.

Когда монахам надоело восстанавливать сожженные деревянные стены, и желая защитить себя от кочевников, они построили высокую каменную крепостную стену вокруг монастыря. Сам Далмат был опытным профессиональным воином, что помогло ему в правильном выборе места для обители и постройке оборонительных укреплений. На монастырские земли приходили беглые крестьяне, вопреки законам их здесь принимали. При набегах кочевников крестьяне могли укрыться за высокими стенами монастыря. Вначале монастырь помогал им обжиться, завести хозяйство, а потом и закабалял - они должны были нести повинность - оброк и барщину. К 1744 году на монастырских землях уже жили порядка 4-х с половиной тысяч крестьян. Они занимались земледелием, скотоводством, промыслом. Земли монастыря захватывали значительную территорию современного Далматовского района Курганской области.

Фото. Далматово, апрель 2014, вход в монастырь

В 1744 году монастырь был осажден 3-х тысячным войском Пугачева. Осада продолжалась 20 дней. Причем защитников было всего 400 человек. Сначала пугачевцы пытались взять монастырь штурмом, но встретили ожесточенное сопротивление. Затем к бунтовщикам подошло подкрепление, их стало уже 5 тысяч. Создалась критическая ситуация, но в этот момент подошли правительственные войска под командованием Деколонга. Так и стоял Далматовский монастырь до 1917 года, пока не пришли большевики, для которых как известно, неприступных крепостей не бывает. За годы советской власти монастырь был полностью разрушен.

Надо еще добавить, что в годы войны в Успенском соборе находился завод по производству "Катюш". Так Далмат снова стал защитником. Потом производили молочные цистерны (завод Молмашстрой).

Далматовский монастырь - образец каменного зодчества XVIII века. Это архитектурный памятник. И он замыкает триаду: Верхотурский, Тобольский, Далматовский. Такие три столпа православия в Зауралье.

Далматовский монастырь начал свою православную деятельность снова в 1989 году. Была зарегистрирована православная община, а в 1992 возродился монастырь. Для православного человека Долматовский Свято-Успенский монастырь - это святое место. Здесь находятся мощи святого Далмата Исетского. он был канонизирован в 1994 году. С 2001 года памятник федерального значения начали восстанавливать. Он привлекает множество паломников. Особо почитаемые святыни: мощи преподобного Далмата, мощи Порт-Артурской Божией Матери, Святой источник.

Далматовский Успенский мужской монастырь — православный монастырь, расположенный на левом берегу реки Исети. При монастыре действует гостиница. Один из крупнейших монастырей Зауралья, большинство построек отстроено в камне, сооружена крепостная стена с башнями и кельи.

Далматовская обитель - один из крупнейших монастырей восточной части Российской империи, центр духовного просвещения и образования в Сибири.


Саша Митрахович 31.03.2018 11:38


Основал преподобный Далмат, в миру — Дмитрий Иванович Мокринский, он был дворянином, на протяжении десятилетий до монашеского пострига несшим военную службу.

Мы не знаем, как его отец, Иван Мокринский, выходец из Рязанского края, оказался в Сибири, но в 1594 году, когда родился его старший сын Дмитрий, он значился казачьим атаманом в Березове.

В 1628 году семья Мокринских (мать святого была крещеной татаркой, из чего можно заключить, что отец его на ней женился уже в Сибири) перебралась в Тобольск; около шести лет Дмитрий Мокринский служил в Вагайском острожке; в 1636 году вернулся в Тобольск. К тому времени он давно уже обзавелся собственным семейством, у него были дети.

Его сын, архимандрит Исаак, писал о тогдашней жизни своего батюшки: «Не велми богат, но жительствуя без великия скудости, дом свой строя во обилии, по своей вере без нужды прилежа к церкви» . Последняя фраза этого свидетельства важна — она показывает, что будущий подвижник, исправно неся свою светскую службу и с усердием занимаясь домостроительством, тем не менее несколько томился жизнью в миру и душой всегда устремлялся к Богу.

Тут требовалось какое-то событие, чтобы устремления эти реализовались. По-видимому, таким событием стала смерть жены — во всяком случае, вскоре после этого Дмитрий Мокринский оказался в Невьянске, в тамошнем Богоявленском монастыре, где его постригли в монашество с именем Далмат. Было святому о ту пору пятьдесят лет.

В этой обители преподобный не слишком задержался — в 1644 году, когда братия захотела его избрать в строители (настоятельская должность), он, желавший отшельнических подвигов, покинул монастырь и ушел на юг. Ушел налегке, взяв с собой лишь икону Успения Божией Матери. Путь монах Далмат одолел неблизкий — около 250-ти километров, — прежде чем ископал себе пещерку на левом берегу Исети, у впадения в нее речки Течи, где и предался неусыпной молитве.


Саша Митрахович 31.03.2018 11:44


Место уединения, которое выбрал преподобный Далмат, тогда считалось границей русского мира. Сама земля, на которой поселился святой, принадлежала ясачному татарину Илигею. Тот поначалу всячески досаждал подвижнику, опасаясь, что вслед за ним придут другие русские, даже порывался убить его, однако после вразумления, полученного во время явления ему Божией Матери, отношение к преподобному изменил, подарил ему землю под устройство нового монастыря и даже снабдил его шлемом и кольчугой — предметами нелишними в этих местах. Случилось это в 1646 году.

Вскоре к Далмату стали собираться ученики, и на берегу Исети появилась новая обитель с деревянной Успенской часовней. Так был основан Далматовский монастырь.

Спустя пять лет произошла трагедия. В 1651 году святой основатель Далматовского монастыря некоторое время был в отлучке по делам, а когда вернулся, то на месте обители обнаружил лишь пепелище. Выяснилось, что приходили калмыки, сожгли монастырские постройки, нескольких иноков убили, а остальных увели в плен. Сохранилась лишь икона Успения Божией Матери, целой и невредимой обнаруженная среди головешек. С тех пор образ этот почитался чудотворным.


С еще большим усердием принялся преподобный восстанавливать Далматовский Успенский монастырь. Объявился у него и прекрасный помощник — его сын, постриженный в монашество с именем Исаак. Возвели деревянную Успенскую церковь, кельи, подсобные постройки, завели строгий устав. Настолько строгий, что в 1664 году последовал донос на то, что в обители не отмечаются именины и членов царской семьи. На все обвинения преподобный с достоинством отвечал, что в дни постов в монастыре служатся лишь молебны о здравии, «царские» же празднования отмечаются после Светлой недели.

В 1666 году в обители учредили игуменство — первым официальным настоятелем стал сын Далмата Исаак. Преподобный прожил невероятно долгую жизнь, он мирно почил в 1697 году, 103-х лет от роду, и был погребен в алтаре Успенского храма, в кирпичном склепе.


Саша Митрахович 31.03.2018 11:48


На фото: В возрожденном Скорбященском храме Далматовского монастыря ныне совершаются основные богослужения. Там же находится рака с обретенными в 1994 году мощами преподобного Далмата.

В начале XVIII века в Далматовском монастыре развернулось каменное строительство. В 1707 — 1720 годах к западу от деревянной церкви воздвигли грандиозный Успенский собор — невиданный до того не только в Далматове, но и далеко за его пределами.

Начиная строительство, ориентировались на возведенный двадцатью годами раньше , однако в ходе работ проект изменялся, и в результате вырос огромный двухэтажный храм — с четырехстолпной двусветной нижней и бесстолпной верхней церквами (сочетание, вообще говоря, уникальное), с двухэтажной трапезной и шатровой колокольней. Стилистически это было сооружение многосоставное, оно вобрало в себя черты и украинского зодчества, и нарышкинского барокко, и древнерусской архитектуры. Чуть позже монастырь окружили каменными стенами стремя башнями.

Славен был Далматовский монастырь в XVIII столетии — в нем работали многие талантливые иконописцы, имелась достойнейшая библиотека, действовали певческая школа и славяно-латинская семинария.

Далматовский Свято-Успенский монастырь – православный мужской монастырь. Этот монастырь был основан в 1644 году на левом берегу живописной реки Исеть. Основал его инок Далмат, которого в обычной жизни звали Мокринским Дмитрием Ивановичем. Дмитрий Мокринский в 1642-1643 годах оставил свою семью (жену и пятерых детей) и мирскую жизнь, принял постриг и после недолгой жизни в монастыре начал жить отшельником в пещере. Весной 1646 года земля, на которой была расположена пещера Дмитрия, была передана ему во владения. Далмат умер в 1697 году и был похоронен на тех же землях. Сегодня над его могилой есть часовня, в которой и сейчас хранится мантия, портрет и клобук Далмата.

В свое время Далмат принес в монастырь икону Божьей Матери, которая считается чудотворной и в настоящее время. Называется она Далматской иконой Божьей Матери. На сегодняшний день икона очень хорошо сохранилась. Чудом считается то, что икона смогла уцелеть во времена пожаров, а также во время многочисленных нападений на церковь.

Далматовский Свято-Успенский монастырь был центром духовного образования и просвещения в Сибири. Библиотека монастыря была огромной, первые упоминания о ней относятся к 1679 году. Именно в Далматовском монастыре впервые в Зауралье в 1714 году было открыто училище, но только для детей церковнослужителей. Но на этом руководство не остановилось, были созданы:

  • Славяно-греко-российская школа – 1735 год
  • Семинария — 1761 год
  • Уездное духовное училище – 1816 год


Из стен этого училища вышло много знаменитых и значимых людей. Здесь воспитывались такие великие люди, как архимандрит Антонин, который был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, ученый Попов, который изобрел радио, полярный исследователь Носилов и многие другие.

Некоторое время Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь был закрыт, это случилось после Октябрьской революции. Открылся он в 1922 году в качестве краеведческого музея. А с 1932 и по 1939 в помещении монастыря был колхозно-совхозный драматический театр.


Во времена Великой Отечественной войны в монастыре был расположен госпиталь. Как только война закончилась, в помещении монастыря был сооружен завод вплоть до 1989 года. В те времена из-за нужд завода на территории и к самому монастырю было пристроено несколько помещений. Эти постройки нанесли немалый ущерб Далматовскому Свято-Успенскому монастырю. Но уже с 1989 года завод начал понемногу покидать помещение, и только в 1992 году было провозглашено возрождение монастыря. Еще через четыре года, в 1996 году, состоялась передача в Церковное распоряжение имущественного комплекса.


Сегодня многие постройки монастыря находятся в плохом состоянии, многие из них реставрируются и восстанавливаются. Но, несмотря на все трудности, Далматовский Свято-Успенский монастырь принимает прихожан и в настоящее время.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека