Путешествие по святым местам палестины. Рака с мощами преподобной марфы тамбовской

(греч. - μνημεία, лат. - capsa, monumentum, франц. - chasse, значение и происхождение русского названия не определено) - так называется в христианской церкви устраиваемое в храмах особое помещение для мощей святых. Название "рака" вполне соответствует русскому слову "гробница"; это не гроб (τάφος, sepulchrum), a монументальный большой ларец, продолговатый, в меру длины гроба, в котором помещаются мощи, чаще - вместе с гробом. Рака существовала у евреев еще в Ветхом Завете, как видно из слов И. Христа о фарисеях, которые "зиждут гробы пророков и украшают раки (μνημεία) праведных" (Мф. XXIII, 29). Это указывает именно на монументальное назначение раки, отличающее ее от обычного места погребения. Христиане с самых первых времен церкви благоговейно хранили и чествовали останки своих святых, особенно мучеников (см. Мощи). После того как христианство восторжествовало над язычеством, тайное чествование мощей, укрытых в простых гробах, уступило место созиданию рак, украшенных снаружи, имевших вид монумента. Роскошные раки, содержавшие в себе мощи святых, распространены были на Западе, особенно в VII в., везде, где находились мощи. Их постоянной принадлежностью была какая-либо особая форма (замка, башни и т. п.), а не стереотипная удлиненная форма гроба, безусловно господствующая для рак в церкви православной. Есть немало в католических странах древних рак из массивного серебра, обильно позолоченных, с рельефной чеканкой отдельных фигур, целых групп, картин из библейской или церковной истории и т. д. Эти рельефные изображения рак особенно высоко ценятся в истории искусства, как произведения большей частью высокохудожественные. Существует обширная французская литература, посвященная подробному описанию предметов этого рода (эта литература исчислена в статье "châsse" Prou в "La grande Encyclopédie", т. X, Пар., 1861, где приведены хорошие рисунки всех главных достопримечательностей этого рода, имеющихся на Западе). Общий каталог всех коллекций рисунков рак на Западе составлен и издан за границей нашим соотечественником гр. Салтыковым. Первые Р., в которые полагались мощи (целое тело), были каменные, как это видно из повествования о мощах свв. Бориса и Глеба (1072 г.), которые из деревянных гробов были перемещены в каменные раки. Для этих рак устроены были особые "клети" или своды ("комары"), решетки которых были также окованы золотом и окружены хрустальными золочеными подсвечниками и висящими золочеными лампадами. Привозимые из Константинополя частицы св. мощей хранились или каждая в особом ковчежце, называвшемся иногда ракой, или по нескольку частиц вместе, вделанными по отдельным местам в крест; таков, например, крестообразный серебряный "кивот" с черневыми изображениями, устроенный суздальским князем Димитрием Константиновичем в 1363 г. для так назыв. "страстей Господних", приобретенных в Константинополе (часть крови Христовой, гроба Его, терновый венец, хранящийся ныне в Благовещенском соборе в Москве). По мере открытия мощей собственно русских святых они поставлялись в главном храме монастыря в особых Р., украшенных серебром и золотом, в нишах в той или другой стороне храма, большей частью - на возвышении и под художественно устроенными "сенями" (балдахинами). Р. всех русских святых неизменно сохраняют форму гроба - удлиненного, в меру роста святого, четырехугольного ковчега, сверху имеющего доску, златокованную ризу и открытый или закрытый лик святого и открытую руку его для целования. Если мощи почивают не открыто, а "под спудом", т. е. недоступны для поклоняющихся, то поверх раки имеется живописное или живописно-металлическое изображение святого, покрытое особым покрывалом из парчи, атласа или бархата.

  • - См.: Иоасаф, игумен Данилова...

    Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • - гробница, большой, красиво украшенный ларь, в котором помещаются мощи святого...

    Православный энциклопедический словарь

  • - гробница, гроб; рака - пустой человек...

    Краткий церковнославянский словарь

  • - День полнолуния; день для оккультной практики...

    Религиозные термины

  • Словарь храмового зодчества

  • - большой ларец в форме саркофага, сундука, иногда архитектурного сооружения, нередко украшенный различными изображениями, драгоценными камнями и др. и предназначенный для хранения мощей святых...

    Большая Советская энциклопедия

  • - большой ларец для хранения мощей святых. Имеет вид саркофага, сундука или архитектурного сооружения и устанавливается в церкви...

    Большой энциклопедический словарь

  • - РА́КА, раки, жен. . В христианской церкви - массивный металлический язык, в котором хранятся т.н. мощи святых...

    Толковый словарь Ушакова

  • - Это слово, имеющее значение "гробница", является заимствованием из германских языков. В готском находим агка – "сундук"...

    Этимологический словарь русского языка Крылова

  • - ; мн. ра/ки, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • Толковый словарь Даля

  • - жен. гробница, ковчег с мощами ·св. угодника. Раковые украшения. И погребоша Иосифа в раце во Египте, Быт. II. жен. первая и вонючая выгонка вина из затора, погон. Рачной чан, куда рака стекает, погонный...

    Толковый словарь Даля

  • - жен. гробница, ковчег с мощами ·св. угодника. Раковые украшения. И погребоша Иосифа в раце во Египте, Быт. II. жен. первая и вонючая выгонка вина из затора, погон. Рачной чан, куда рака стекает, погонный...

    Толковый словарь Даля

  • - ра́ка I ж. Гробница с останками, мощами тех, кого христианская церковь признала святыми или угодниками. II ж. Название первой выгонки; первач...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - р"...

    Русский орфографический словарь

  • - Пск. Без присмотра. ПОС 2, 24...

    Большой словарь русских поговорок

"Рака, помещение для святых мощей" в книгах

Почитание мощей святых угодников Божиих

Из книги В церкви автора Жалпанова Линиза Жувановна

Почитание мощей святых угодников Божиих Православные поклоняются мощам святых угодников на основании того, что в Писании тело названо храмом Духа Святого. По учению православной церкви, тело является не одеянием души или ее темницей, а одним из уровней человеческой

автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых - месяц июнь автора Ростовский Димитрий

О почитании святых мощей

Из книги Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении автора Тертышников Георгий

О почитании святых мощей Почитая святых, переселившихся своими душами на небо, Православная Церковь вместе с этим чтит и их мощи, если Богу угодно бывает сохранить их в нетлении и прославить чудесами. Тела святых являются храмами Святого Духа. Они освящаются и

Перенесение мощей святых мучеников Инны, Пинны и Риммы

автора Ростовский Димитрий

Перенесение мощей святых мучеников Инны, Пинны и Риммы Сии святые мученики происходили из северных стран, из земли варварской . Они были учениками апостола Андрея и многих из варваров от почитания кумиров обратили к вере во Христа. За это они были схвачены и

Перенесение честных мощей святых мучеников Кира и Иоанна

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Перенесение честных мощей святых мучеников Кира и Иоанна Сии святые страстотерпцы, Кир и Иоанн, пострадали за имя Христово в 31 день месяца января , в царствование Диоклитиана , в городе Конопе, отстоящем от великого города Александрии на двенадцать поприщ. После их

Глава XV О почитании святых и их мощей

Из книги Точное изложение православной веры автора Дамаскин Иоанн

Глава XV О почитании святых и их мощей Должно почитать святых, как друзей Христовых, как чад и наследников Божиих, как говорит евангелист Иоанн Богослов: елицы же прияша Его. даде им область чадом Божиим быти (Ин. 1, 12). Почему они уже не рабы, но сыны. Аще же сыны и наследницы:

Обретение святых мощей преподобного отца нашего Евдокима Ватопедского

Из книги Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших автора Автор неизвестен

Обретение святых мощей преподобного отца нашего Евдокима Ватопедского Хранит Господь вся кости святых Своих (Пс. 33, 21), - так вещает божественный пророк Давид. А сколько чудес творит Всемогущий Бог чрез избранных Своих! Но есть люди, которые не только отвергают

Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей?

Из книги 81 молитва на быструю помощь, которая защитит вас от беды, поможет в несчастье и укажет дорогу к лучшей жизни автора Чуднова Анна

Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей? Объяснение этой православной традиции можно найти в творениях святых отцов.Иоанн Златоуст говорит: «Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто

6. Рассказы о чудотворениях от мощей и других останков святых.

Из книги Духовный мир автора Дьяченко Григорий Михайлович

6. Рассказы о чудотворениях от мощей и других останков святых. 1. Тело одного мертвеца, едва только коснулось костей св. пророка Елисея во гробе его, тотчас ожило – и мертвый возстал (4 Цар. XIII, 21; см. Сирах. XLVIII, 14-15). Об этом чудесном событии так рассуждает св. Кирилл

Открытие святых мощей

Из книги Вам поможет Серафим Саровский автора Гурьянова Лилия Станиславовна

Открытие святых мощей 1 августа 1903 года произошло открытие святых мощей батюшки Серафима и прославление его в лике святых.Не только люди прославляют святых, но и Сам Бог дает иногда видимые подтверждения святости того или иного человека. Например, тела многих святых на

Благоухание от святых мощей

Из книги Житие старца Паисия Святогорца автора Исаак Иеромонах

Благоухание от святых мощей Старец рассказывал: «Однажды вместе с иеромонахом Паисием мы шли по тропинке, и вдруг оба почувствовали сильное благоухание. Я понял, что где-то рядом погребены мощи святого подвижника. На другой день я пошел на это место один и заметил точное

4.10.3. Почитание мощей святых угодников Божиих

Из книги Догматическое Богословие автора Давыденков Олег

4.10.3. Почитание мощей святых угодников Божиих Основанием для христианского почитания мощей является Боговоплощение. Восприняв в Боговоплощении человеческую природу во всей полноте, Господь тем самым утвердил навеки достоинство человеческой телесности. Для христиан

9. Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей?

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

9. Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей? Вопрос:Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей?Отвечает Иван Васильевич Попов (1867-1938) - выдающаяся личность, ученый, богослов, профессор Московской Духовной академии. Причислен к

Частичка святых мощей

Из книги Дальний приход (сборник) автора Коняев Николай Михайлович

Частичка святых мощей Удивительно емким сделалось время…Вспоминаешь, что было год назад, а кажется, будто прошли десятилетия. Ну, а события, отделенные десятилетием, - это совсем другая эпоха.Даже и жили тогда мы в другой стране…Иногда кажется, что жить в СССР было

Мощи святых - мы часто слышим это словосочетание, но мало кто задумывается над тем, что же это такое. Между тем, с почитанием святых мощей напрямую связана история становления церкви. Святые праведники и великомученики всегда были примером великого служения делу веры, а после смерти стали предметом трепетного почитания.

Что такое мощи святых?

Людям, не имеющим отношения к религии, не всегда известно, что такое мощи. Слово "мощи" в прямом смысле означает останки, то, что осталось от человека после смерти. Ближайшие родственные слова – мочь, смочь, мощь – обозначают либо возможность совершить какое-то действие, либо большую силу, отсюда, видимо, нужно отталкиваться, когда мы называем мощами останки святых. Великомученики получили святой дар при жизни, особую Божественную Силу – Благодать, могли творить чудеса. Эта сила осталась в них и после смерти.

Что из себя представляют мощи святых – буквально – «останки, способные совершать действие». Действительно, очень часто около мощей святых происходят чудеса. Почему? Как объясняет Церковь, у праведного человека святы и душа, и тело, поэтому церковь почитает мощи как храм, как хранилище и источник божией благодати, которая может изливаться на всякого, кто обращается к нему с молитвой.

Как выглядят мощи святых?

Неверно мнение, что мощи – это исключительно тело, не подверженное тлению. Из чего состоят мощи святых и что значит мощи святых в православии - церковь разъясняет, что почитание мощей не связано с их нетлением, а только с наличествующей в них божьей силе, и отсутствие только телесного тления не является признаком святости.

  1. Во времена гонений Диоклетиана, мучеников за веру сжигали, отдавали зверям на растерзание, и поэтому верующими почитались любые останки – кости, пепел, прах.
  2. Императором Траяном святомученик Игнатий был брошен на растерзание зверям и остались от него только самые твердые кости, которые были благоговейно спрятаны почитателями.
  3. Священномученик Поликарп был зарублен мечом и после сожжен, но пепел и оставшиеся кости были бережно унесены верующими, как священный дар и залог благополучия

Было бы неправильно утверждать, что мощи существуют только в виде разрозненных костей.

  1. Когда были обретены мощи , они оказались нетленны.
  2. У была поговорка: «Держитесь за мою пяточку, и я приведу вас в царствие небесное». При обретении мощей Блаженной Матроны ее пятка оказалась не тронута тлением.

К лику святых причисляются только те праведники, на могилах которых совершаются многочисленные чудотворения, и только после открытия мощей можно увидеть, в каком виде они сохранились. Как свидетельствует Церковь, многие тела оказываются не тронутыми тлением, но ввиду отсутствия проявлений чудес, эти мощи святыми не признаются. На вопрос, как выглядят мощи, можно дать такой ответ - в широком смысле - это любые останки, в более узком – кости святых.

В чем хранятся мощи?

Что такое «обретение мощей»? Это обнаружение останков праведника и перенесение их в храм. Этот процесс сопровождается особым обрядом, а мощи помещают в специальный ящик, называемый «рака». Если мощи выставлены для почитания, они бывают облачены в парадные одежды, а сам ларец, в чем лежат мощи, изготавливается из ценных пород дерева, благородных металлов, как правило, в форме гроба. Его украшают, покрывают красивыми тканями. По большим праздникам раки выносят из храма. Небольшие раки называются ковчежцами или ларцами. Там находятся частицы мощей.


Чем отличаются мощи от частицы?

Древняя Церковь совершала в катакомбах на мощах святых праведников. В конце VIII века было установлено, что богослужения могут проводиться только в той церкви, где есть мощи святых. С тех пор в храмах введены антиминсы – освященный плат с прямыми углами, с небольшим зашитым карманом, куда помещается частичка святых мощей. Антиминс должен находиться в алтаре любого православного храма обязательно.

Когда освящение церковного престола осуществляется епископом, там тоже должны быть святые мощи. Они располагаются в специальном ящике под престолом. Это означает, что все богослужения совершаются при прямом присутствии святых. Что такое частица мощей святого – это часть, отделенная от более крупных. Феномен частиц мощей в том, что не имеет значения, какого размера часть – и большая и малая, они одинаково несут в себе Благодать, которой наполнен праведник. Для того и разделяют мощи, чтобы как можно больше людей могло прикоснуться к Божественной Силе.

Что значит - мощи мироточат?

Мироточение известно уже давно. Ведутся ожесточенные споры - что такое миро от мощей. Это жидкость, неизвестным образом возникающая на святынях. Бывает прозрачная, густая, как смола или жидкая, как слеза. Может благоухать, бывает целебным. Анализы, проведенные в лабораториях, показывают, что миро - органического происхождения. В настоящее время мироточат мощи Киево-Печерской лавры, Мироточивые главы – черепа безымянных православных святых. Ученые пока не могут объяснить феномен Мироточивых глав.

Зачем поклоняться мощам?

Церковь утверждает, что Иисус воскрес и духовно, и телесно. Поэтому освящена не только душа, но и тело. Оно становится носителем Божественной Благодати и распространяет эту Благодать вокруг. Традиции поклонения мощам уже очень много лет. Седьмой Вселенский собор прямо говорит, что такое мощи - это спасительные источники, изливающие на достойных Силу Божью через Христа, который в них обитает. Ответ на вопрос - зачем прикладываться к мощам святых прост -посредством прикосновения к священным предметам, мы приобщаемся к Божественной Благодати.


Как правильно прикладываться к мощам святых?

К святым мощам люди прикладываются по разным причинам, кто-то ищет исцеления, кто-то просто хочет прикоснуться к святыне. В любом случае люди надеются на помощь, поддержку. Существует своеобразная инструкция, как прикладываться к мощам святых.

  1. При подходе к святыне нужно дважды поклониться, можно сделать земной поклон. Никогда нельзя задерживать людей, поэтому, прежде, чем поклониться, нужно убедиться, что нет очереди.
  2. Женщины должны быть без косметики.
  3. После поклона можно перекреститься и прикоснуться к раке.
  4. Прочитать молитву, обратиться к святому. Можно попросить совета, рассказать о своей беде, прикосновение к святому предмету – это еще один способ обратиться к богу.
  5. Еще раз перекреститься, поклониться и отойти.

Что просить у мощей?

Люди часто прибегают к помощи святых. На земле всегда есть болезни, страдания. Даже богатый человек, живущий в роскоши, не зная голода, смертен, подвержен унынию и страху. Где найти защиту и утешение, если вокруг такие же люди со своими страхами. В церкви человек может получить успокоение, помощь в своей духовной бедности, укрепление в добродетели. Зачем нужны мощи святых – в них присутствует Благодать, которой они делятся с нами, ведь мертвые святые исцеляют, изгоняют наших демонов. Прикасаясь к святым мощам, мы напрямую соприкасаемся с Божественной силой.

Вот уже более двух тысяч лет на Святую Землю устремляются православные паломники. Для каждого христианина это место всегда было самым близким, самым желанным местом на земле.

Ибо на этой земле свершилось Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Иисуса Христа, его явление в Фаворском свете Преображения.

Здесь пролегали земные пути Спасителя, были услышаны Его проповеди и поучения, совершены Его великие чудеса. На этой земле состоялась Тайная Вечеря. Здесь же Спаситель...

Два главных праздника этой недели (Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня и Преображение) соседствуют с днями памяти двух ярких, уникальных людей Православной церкви - московского Христа ради юродивого Василия Блаженного.

По месту погребения которого зовется один из главных соборов города на Красной площади, и преподобного Антония Римлянина, чудесным образом оказавшегося в Новгороде и ставшего новгородским чудотворцем.

А в воскресенье, в день памяти двух Пименов...

Благочестивые люди - основной источник духовного прогресса в жизни человеческого общества, поэтому ведические обязанности варна-ашрама составлены с таким расчетом, чтобы в государстве преобладало именно такое благочестивое население, а это, в свою очередь, во многом зависит от целомудрия и верности женщин.

Как дети склонны легко поддаваться обману, так и женщины склонны к падению, поэтому и тем и другим требуется покровительство со стороны старших членов семьи. Если женщины будут заняты...

Глубоко почитаемая личность Агапита Печерского овеяна большой тайной. О его необыкновенной духовной силе, об удивительной неделе с 25 февраля и проявлении уникальных свойств мощей Агапита Печерского известно многим людям.

Давайте совершим небольшой экскурс по Киево-Печерской лавре.

Главные Святые врата Верхней Лавры. Над ними находится древнейшая из сохранившихся, величественная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы (её также называют Троицкая надвратная церковь). Ее построил в XII в...

Мой товарищ Илия Аббуррусс, впоследствии настоятель Антиохийского подворья архимандрит Игнатий, отправляясь однажды к своему покровителю Преосвященному Трифону, епископу Дмитровскому, у которого отец Иоанн вознамерился служить в крестовой церкви, захватил с собой и меня.

В названном храме состоялось первое мое молитвенное общение с великим пастырем. Это было мне так дорого, что до сих пор я питаю чувство признательности к отцу Игнатию и всем тем, кто способствовал потом моему сближению с...

Протоиерей Василий Швец в “ЧУДЕСАХ ОТ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ” пишет: “Перед самым началом Великой Отечественной войны (1941 г.) одному старцу Валаамского монастыря (Валаам в то время принадлежал Финляндии) было три видения во время службы в храме:

1. Он увидел Божию Матерь, Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя о том, чтобы Он не оставил Россию. Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, что невозможно терпеть эти беззакония...

“Выпей воды из моего источника…”

Около 1950 года я тяжело заболела печенью. Раза два-три в год бывали тяжелейшие приступы из-за прохождения камней. Особенно тяжелым для меня был 1953 год: приступы болей были ежедневными.

С трудом я выдерживала восьмичасовой рабочий день на довольно ответственной работе.

О переходе на инвалидность или на пенсию я не могла и думать, так как у меня на руках была больная мать, которая жила за городом. Частые поездки к ней с тяжелыми сумками еще более...

Я очнулась от пережитого. Я привыкла анализировать свои духовные переживания, чтобы не впасть в соблазн, поэтому подумала, что все это плод моего воображения под влиянием только что прочитанного. Больше всего меня смутили его последние слова - “выпей воды из моего источника”.

Откуда я возьму эту воду, находясь в Москве и зная, что к источнику вход запрещен?!

Но слова дивного старца исполнились на следующий же день: я получила пузырек воды, привезенный в этот день из Сарова. Эту воду...

Святые мощи обретены в 2005 г. и ныне пребывают в Вознесенском женском монастыре г. Тамбова в храме во имя иконы «Всех скорбящих радость». Родилась Марфа Апарина в семье дворянина в городе Саранске. Когда умер отец, мать ее Мелания Гавриловна Апарина с семейством переехала в Кирсанов ок.1780 г. В семействе вдовы Апариной, кроме Марфы, были еще два брата - Иван и Сергей, и сестра - Пелагея. Братья скоро были определены на службу: первый служил в городе Кирсанове и жил в одном доме с матерью и сестрами, последний - в губернском городе Тамбове.

Марфа, старшая из сестер, довольно рано обнаружила стремление к подвижнической жизни. С малых лет она перестала употреблять скоромную пищу, а в последствии не употребляла даже рыбы и постного масла. Еще ребенком, находясь под присмотром няни, Марфа часто среди ночи вставала со свой постели и начинала молиться перед иконами. Маленькая девочка уже знала, что такое молитва, так как этому научилась от своих родителей с самого раннего возраста. Однако всему должна быть своя мера, и когда няня, а затем мать, узнавшая о ее ночных бдениях, начинала бранить малютку, то Марфа со слезами рассказывала, что ночью “светлый юноша” являлся ей и побуждал молиться. К этим ранним подвигам поста и молитвы Марфа призывала и своих сверстниц, живших по соседству девочек одного с нею возраста. Выходя из дома, она собирала вокруг себя подруг и, вместо игр, которых чуждалась, рассказывала им, как умела, слышанное ею: о Царствии Небесном, о венцах за пост и молитву.

Так сказывалось благое воспитание и так Промыслу Божию угодно было с самых ранних лет предназначить Марфу в руководительницу молитвенниц и подвижниц. С возрастом все больше росла в Марфе любовь к постнической и подвижнической жизни. Мир тяготил ее своей суетой и не раз со слезами умоляла она мать свою отпустить ее в монастырь, но тщетно. «Ходи в церковь, молись Богу: тот же будет монастырь для тебя”, - так отвечала мать на просьбы дочери. И девица-подвижница жила в родном семействе, ничем не отличаясь от прочих членов его, кроме того, что носила черное платье и по временам, с позволения матери, ходила в ту или другую обитель.

Исполненная любовью и кротостью нрава, Марфа-труженица, часто тайно от матери и родных, исполняла работы слуг. Мало того: если случалось, что кто-либо из слуг разобьет какую-нибудь посуду, и домашние начинают, бывало, разыскивать кто это сделал, то, Марфа скажет: “Простите, это сделала я” и тем самым избавит людей от наказания и водворит вновь мир в доме. За это слуги питали к ней особенную любовь и служили ей с особенной готовностью не из страха, а из признательности. Не меньшую любовь и уважение приобрела Марфа и вне своего семейства в городе. Она обладала в высшей степени даром совета и утешения. Несколько человек, по ее совету и подражая ее жизни, отреклись от мира и постриглись в разных монастырях и после приходили к ней с изъявлением благодарности. Глубоко уважая Марфу, многие из приходящих давали ей деньги, и она тотчас же раздавала их бедным. К этой благотворительности она убеждала и домашних своих, всегда прибавляя: “Милосердный Бог и по милостыням от грехов избавляет”. Ревнуя о славе Божией и благолепии святых храмов, она сама испрашивала из разных церквей к себе ризы с икон, священные одежды и разную утварь, чистила их, шила одежды на престол и для священнослужителей и в этой работе находила особое утешение. В свободное же от работ время, особенно по вечерам, она читала для домашних жития святых и беседовала о разных спасительных предметах. Так жила блаженная Марфа при жизни матери!

По смерти матери, поприще подвижнической и благотворительной деятельности блаженной Марфы сделалось еще обширнее. Она удержалась от своего намерения скрыться в обители, потому что нашла ее в собственном доме, где незаметно для себя, по воле Божией сделалась руководительницей и наставницей других, искавших спасения, в безмолвии содеваемого. И первее всего - родная сестра ее, девица Пелагея, давно уже решилась подражать ее высокому трудничеству и разделять навсегда с нею жизнь отшельницы. Затем вокруг сестер отшельниц скоро собралось достаточное семейство девиц, искавших уединения, трудов и молитвы, а главное - желавших неразлучно жить с блаженною Марфою, наслаждаться ее духовными советами и наставлениями. Таким образом, скоро, по смерти матери Марфы и Пелагеи, составилась маленькая обитель (или богадельня) из жен и девиц-тружениц: все они подклонились под руководство и покровительство Марфы, жили и водились ее духом, научаясь подражать высокому образу ее жизни.

Благочестивая наставница Марфа, руководившая и одушевлявшая это семейство произвольных тружениц, полюбила своих питомиц, как детей, утешалась их желанием подражать в подвигах поста и молитвы.

Впрочем, кроткая, любвеобильная Марфа не приняла на себя должности постоянной надзирательницы и настоятельницы этого собравшегося к ней семейства девственниц. Должность эту она передала сестре своей Пелагеи, а сама постоянно предпринимала благочестивые странствования по святым местам и славившимся своею духовною жизнью обителям, изучая в них высокие образцы христианского подвижничества. Не раз бывши в Тихвине, она возымела особенное христианское усердие к чудотворной иконе Божией Матери Тихвинской, и благословила этой иконой общество своих питомиц, а сама продолжала странствовать. По преданию в одно из путешествий к киевским святыням, она приняла там тайно пострижение, с именем Маргариты. Затем, в свободное от далеких странствований время, Марфа попеременно жила то в Кирсанове, близ своих питомиц, то в Тамбове, в доме своего брата Сергия.

Между, тем телесные силы подвижницы видимо истощались. Марфа чувствовала этот постепенный упадок сил, и потому первее всего позаботилась о дорогой для ее сердца Кирсановской обители. Чтобы насажденное ее сожительство, после ее смерти, не рассеялось, она призвала одну из ближайших и любимых учениц своих Татьяну Пахомову (впоследствии настоятельницу Кирсановской общины) и заклинала ее именем Божиим принять общество сестер под свое руководство. На родную сестру свою Пелагею она не имела крепкой надежды, так как последняя слаба была здоровьем. Вместе с тем, чтобы сообщить характер настоящей женской обители маленькому общежитию (о чем она не раз предсказывала сестрам, что “в Кирсанове будет монастырь”), она завещала питомицам в точности соблюдать правила устава общежительной Саровской пустыни. Это было перед последним отъездом Марфы из Кирсанова в Тамбов и незадолго перед ее переселением из сей жизни. Старица предчувствовала свою кончину; она непременно желала умереть в Тамбове, о чем не раз говорила и прежде, почему и настоящий отъезд ее имел для нее особенное значение. Она собиралась теперь в Тамбов с какою-то особенною торжественною таинственностью… В последний раз собрала она теперь к себе сподвижниц и сказала им: «Не плачьте, сестры! Когда будет у вас монастырь, то и я, по воле Божией, буду жить с вами, если не телом, то духом. Умоляю вас, не оставляйте правил послушания и любите друг друга. Почитайте вашу начальницу, как мать, и помогайте ей молитвами и трудами.
В трудах будьте терпеливы и призывайте на помощь Пресвятую Богородицу: Она ваша покровительница”.

По прибытию в Тамбов, около Успенского поста, Марфа говела и причащалась святых Таин. Затем она вызвала из Кирсанова любимую ученицу свою Татьяну и так заболела, что окружавшие ее сестры (тамбовского Вознесенского монастыря) ни на минуту не отходили от нее, читая постоянно молитву архангельского приветствия: “Богородице Дево, радуйся…”. Больная еще раз приобщилась святых Таин и постепенно, тихо приближалась к кончине. Минуту кончины блаженной старицы Господу угодно было ознаменовать особенным чудным знамением, которое видела неотлучно сидевшая при ней монахиня Мавра, читавшая над умирающей молитву архангельского поздравления, и передавала потом свое видение всем и каждому. По сказанию сестры перед самой кончиною Марфы, какой-то чудный облак осенил умирающую, и виден был лик Спасителя, благословляющего ее десницею, другую же руку держащего горе. Затем сестра узрела несказанной красоты юношу, который подавал прекрасную ветвь в руку умирающей. Тогда великой радостью воссияло лицо старицы, и она испустила дух.

То было 1-го сентября (по ст. стилю) 1800 года. Сколь великой подвижницей была блаженная Марфа, особенно ясным для всех сделалось после ее кончины. Прежде всего на теле почившей увидели “железные вериги” и на груди “железный крест”. Вериги заперты были замком, от которого не нашли ключа. Еще при кончине старицы эти вериги замечены были на ней одною, сидевшей при ней сестрою, но больная заклинала сестру не говорить никому о веригах, что и было исполнено. Другая особенность, замеченная по кончине: прибывшие из тамбовского монастыря сестры одели почившую в схимонашеское одеяние, сказав недоумевающим: “так должно”.

Едва не весь город собрался, без повесток, на похороны почившей Марфы. Священники разных церквей, тоже без зову, приходили со своими причтами, чтобы отслужить панихиду по умершей. Тело почившей отпето было в церкви Вознесенского девичьего монастыря, а похоронено на кладбище Воздвижения Креста Господня, при деревянной церкви по левую сторону алтаря. Старица, при жизни, сама указала для себя это место: на этом месте она завещала похоронить себя, потому что здесь же похоронен был высоко уважаемый ею, ее духовный отец, г.Тамбова Архангельской церкви иерей Гавриил. Теперь вполне объяснилось и желание покойной Марфы умереть в Тамбове, где она пребывала только по временам, а не в Кирсанове, где она жила постоянно, где покоился прах ее матери и где насадила она, с благословения Божия, рассадник учениц-подвижниц.

Долгие годы православные шли к могилке преподобной Марфы с молитвами и просьбами. В юбилейный год 1000­летия Крещения Руси (1988) по ходатайству архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения (Ждана, † 11.10.2002) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен утвердил список угодников Божиих, которые вошли в Собор Тамбовских святых. В этот список была включена и преподобная Марфа, прославленная как святая угодница Тамбовского края. В 2002 году над местом захоронения преподобной была устроена металлическая часовня.

Принимая во внимание особое почитание преподобной Марфы в Тамбовском крае, епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с прошением благословить исследование места захоронения тамбовской подвижницы с целью обретения ее останков.

По благословению Его Святейшества была создана специальная комиссия под председательством духовника Тамбовской епархии протоиерея Николая Засыпкина. А для непосредственного руководства работами по исследованию места захоронения подвижницы из Москвы прибыл старший научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук, археолог Сергей Алексеевич Беляев, неоднократно принимавший участие в обретении святых мощей многих угодников Божиих, в том числе мощей святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.

22 сентября 2005 года в 11 часов дня перед началом работ епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием был совершен молебен преподобной Марфе Тамбовской на месте ее захоронения. В этот день были разобраны железная сень и отмостка, с места захоронения демонтировали памятник и могильный камень, которые на время работ были перевезены в Вознесенский женский монастырь.

23 сентября в 8 часов утра на Воздвиженское кладбище города Тамбова прибыли члены комиссии во главе с епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием и приступили к обследованию места захоронения.

Во время раскопок был обнаружен кирпичный склеп, специально созданный для погребения преподобной Марфы. Свод склепа был обрушен, однако обследование показало, что обрушение произошло под тяжестью толщи земли и могильного камня. Сам могильный камень покоился на специальной кирпичной подложке, сложенной из двух рядов кирпичей.

С западной торцевой стороны склепа, от самого его основания до поверхности земли, была выложена кирпичная тумба для памятника, установленного в 1880 году. При проведении раскопок вокруг склепа были найдены фрагменты разных человеческих останков, части гробовых досок, гвоздей, которые находились в разбросанном состоянии, в то время как само место захоронения преподобной Марфы оказалось нетронутым.

После того как была расчищена внутренняя часть склепа, на его дне были найдены лежащие в анатомическом порядке, не потревоженные с момента погребения, честные останки угодницы Божией. Одним из ярких свидетельств того, что обретенные останки принадлежат тамбовской подвижнице, явились найденные во время работ железные вериги, которые она носила на теле при жизни и в которых завещала себя похоронить.

В 19 часов на основании свидетельств, полученных при проведении работ, все члены комиссии единогласно подтвердили достоверность пребывания в обнаруженном склепе честных останков преподобной Марфы.

В течение всего дня на Воздвиженском кладбище недалеко от могилки преподобной Марфы собирались верующие люди, которые непрестанно совершали акафистное чтение и молитвенное пение.

24 сентября к 10 часам утра на Воздвиженское кладбище прибыло духовенство Тамбовской епархии. Многие настоятели храмов из разных населенных пунктов Тамбовской области привезли с собой прихожан и паломников, выразивших желание воочию видеть это историческое событие и своим присутствием засвидетельствовать особое почитание преподобной Марфы в Тамбовском крае.

В 11 часов честные останки преподобной Марфы были подняты из склепа и в сопровождении епископа Феодосия, главы города Тамбова А.Ю. Ильина, членов комиссии, духовенства епархии и при большом стечении верующих торжественным крестным ходом с Воздвиженского кладбища были перенесены в Вознесенский женский монастырь города Тамбова.

В тот памятный день в монастырском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» епископ Феодосий в сослужении духовенства епархии совершил благодарственный молебен, во время которого «во умилении сердец, колено приклоньше» прочел молитву «ко преподобной и богоносной матери нашей Марфе Тамбовской».

Епархиальной комиссией был составлен Акт освидетельствования честных останков преподобной Марфы (Апариной). Акт за подписями всех членов комиссии вместе с рапортом епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия о проведении 23-24 сентября 2005 года на Воздвиженском кладбище города Тамбова раскопок с целью обретения честных останков преподобной Марфы (Апариной), почившей 1 сентября 1800 года, был направлен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, на котором Его Святейшество положил следующую резолюцию: «19.11.2005 г. По милости Божией обретены святые мощи преподобной Марфы, к месту захоронения которой всегда притекали люди, уповая на ее молитвенное предстательство. Ныне к святым мощам преподобной Марфы, почитание которых благословляется для всенародного поклонения и почитания, будут приходить люди с верой и упованием на ее молитвенное предстательство и помощь. Приветствую Ваше Преосвященство, клир, монашествующих и паству Вашу с обретением этой святыни» .

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 30 июня - 1 июля 2006 года в Вознесенском женском монастыре города Тамбова состоялись торжества в честь обретения святых мощей преподобной Марфы Тамбовской. Возглавил их епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий. В торжествах также приняли участие архиепископ Рязанский и Касимовский Павел и епископ Брянский и Севский Феофилакт, духовенство Тамбовской епархии, миряне. В этот день святые мощи преподобной Марфы были перенесены из алтаря и положены в раку с правой стороны в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Вознесенского женского монастыря для всеобщего поклонения верующих.

В Тамбовской епархии память преподобной Марфы празднуется 1/14 сентября, общецерковное поминовение совершается в день празднования Собора Тамбовских святых - 28 июля/10 августа. Торжества в честь обретения мощей - 18 июня/1 июля.

Тропарь, глас 4

Возсиявши Божественною благодатию, чистоту жи­тия твоего явила еси, источаеши бо любовь свою нам неоскудно, ограждая от вреда и всякого зла, с верою притекающих ко святому гробу твоему, во дни нашедших на ны скорбей и печалей. Преподобная мати Марфо, моли милостивого Бога грехов оставление нам даровати.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека