Арт-терапия – что это такое и для чего нужно? Арт-терапия как направление современной психологии: виды, методы, упражнения для детей и взрослых.
На что способна арт-терапия для взрослых. Основные методы лечения искусством. Самые эффективные арттерапевтические техники и упражнения.
Содержание статьи:
Арт-терапия - это в буквальном смысле означает лечение искусством. Этот метод психотерапии активно применяется в лечении психологических и соматических проблем. Изначально в качестве исцеляющего инструмента использовалось изобразительное искусство. Сегодня же этот метод дополнился другими видами творчества: музыкой, фотографией, лепкой, литературным творчеством, танцами, актерским искусством и т.д.
Задачи и функции арт-терапии для взрослых
Основная задача арт-терапии - научить самопознанию и самовыражению для достижения гармоничного состояния личности. Основной метод - сублимация, то есть перенесение внутренних конфликтов, напряжений в более приемлемый для социума вид. В нашем случае - в творчество.
Современная арт-терапия способна выполнять сразу несколько функций:
- самовыражение;
- снятие напряжения;
- повышение самооценки;
- гармонизация внутреннего мира;
- развитие личности;
- нормализация отношений в социуме;
- осознание психологических проблем.
Используя простые на первый взгляд приемы, арт-терапия незаметно для пациента проводит диагностику его душевного и физического состояния, лечит выявленные проблемы и просто приносит массу удовольствия. Она основана на эффекте спонтанности, как и любой вид творчества. Но не требует специальных талантов или способностей.
Лечение искусством можно назвать одним из самых безопасных, универсальных и приятных методов психотерапии, успешно применяемых у пациентов любого возраста.
Основные приемы арт-терапии для взрослых
Как уже упоминалось, главная «фишка» арт-терапии для взрослых - спонтанность и отсутствие требований в отношении наличия способностей или талантов. Именно в таком случае, когда пациент не зацикливается на том, насколько красиво и профессионально он творит (рисует, сочиняет стих или сказку, танцует или лепит), он способен отразить в созданном образе свое истинное внутреннее «Я».
Современное арттерапевтическое лечение включает два основных приема:
- Использование творческо-креативных способностей человека для выявления, воссоздания и разрешения травмирующей ситуации;
- Преобразование негативного воздействия аффекта в позитивный, исходя из природы эстетической реакции.
Другим способом проведения арт-терапии является общение «на вольные темы». Он предполагает свободный выбор темы, материала, сюжета и инструментов для самовыражения. В конце такого занятия оценке подлежат именно критерии выбора пациента и манера выполнения задания.
Примечательно, что скорректировать свое внутреннее состояние посредством творчества можно и без помощи психолога или психотерапевта. Более того, есть четкая позиция, что арт-терапия - это «инсайт-ориентированная методика». То есть методика, благодаря которой человек сам должен найти свою проблему. Поэтому, если вы решитесь исцелить свою душу в стиле «арт» самостоятельно, запомните несколько истин:
- Не стесняйтесь и не пытайтесь рисовать (лепить, танцевать, сочинять) красиво. Важен сам процесс - вырисовать, вытанцевать, вылепить свой стресс, страх или дискомфорт.
- Не страшно, если вы не разберетесь со своим творением сразу - понимание проблемы не всегда приходит сразу. Поэтому результаты своего лечебного творчества лучше сохранить и периодически пересматривать - с разных ракурсов и в разном настроении. Согласно догмам арт-терапии, рано или поздно вы обязательно увидите и саму проблему, и ее корни.
- Терапия искусством эффективна даже тогда, когда вы не совсем понимаете ее суть и механизм действия. Оно лечит «по факту», уже в процессе того, как вы творите.
Разновидности арт-терапии для взрослых
На сегодня существуют следующие виды арт-терапии: изотерапия (лечение рисованием), игротерапия, музыкотерапия, данстерапия (лечение танцем), сказкотерапия, песочная терапия, фототерапия, цветотерапия, видеотерапия, мульт-терапия, маскотерапия, драматерапия (лечение театральным искусством), библиотерапия (лечение книгами). Кроме того, лечение творчеством может проходить активно (посредством самостоятельного создания творений) и пассивно (с использованием уже созданных кем-то произведений). Оно может совершаться самостоятельно, индивидуально или в группе.
Изотерапия
Изотерапия предполагает собой коррекцию психосоматического состояния с использованием изобразительного искусства. Чаще всего - рисования. Это наиболее распространенный метод арт-терапии, в основу которого положена зависимость цветового оформления творения от эмоционального состояния его творца. Так, преобладание в рисунке ярких сочных красок трактуется как позитивное творческое самовыражение, пастельных тонов - как признак тонкой и чувствительной душевной организации.
Есть несколько советов относительно успешности изотерапии:
- В состоянии агрессии, злости, раздражительности отдавайте предпочтение лепке - она лучше справляется с сильными негативными эмоциями.
- Составление коллажей тоже используется в качестве техники арт-терапии, но применять его лучше уже на заключительной стадии занятий. Оставьте всю «черную» работу рисункам.
- Обеспечьте себе широкую цветовую палитру.
- Выбор инструмента для творения остается за вами. Это могут быть фломастеры, карандаши, ручки, но предпочтение лучше отдать краскам. Считается, что работа с пластичной кистью дает больше свободы и раскрепощения. Такие эффекты особенно важны в начале терапии.
- Оставьте стремление рисовать красиво и правильно - не используйте для этого линейки, циркули и т.п. Все должно рисоваться от руки.
- В качестве объекта творения можно выбирать как уже существующие программные рисунки (архетипы), так и создавать свои индивидуальные проекты.
Музыкотерапия
Эффект активного влияния музыки на человеческий организм был замечен еще в ХIX веке. Проводником такого эффекта являлись именно эмоции, вызванные прослушиванием того или иного музыкального произведения.
Воздействие музыки происходит посредством нескольких механизмов:
- Звуковые вибрации стимулируют обменные процессы и могут изменять некоторые физиологические параметры (двигательную функцию, дыхательную, сердечно-сосудистую).
- Ассоциативные связи, вызванные восприятием или исполнением музыки, влияют на психическое состояние человека.
Основные этапы музыкотерапии:
- Подстройка . На этом этапе подбирается мелодия (песня), которая соответствует настроению.
- Ведение . Следующее музыкальное произведение должно мягко и незаметно нейтрализовать выявленные первой мелодией чувства. То есть вселять надежду, утешать.
- Закрепление . Третья мелодия является закрепителем положительного эффекта - давать уверенность в своих силах, вселять твердость духа.
Однако первенство в отношении эффективности воздействия на психику человека остается все-таки за классической музыкой. Только она способна не давать эффекта пресыщения.
Так, при депрессивном состоянии рекомендуют послушать «Реквием» Моцарта, Вступление к 5-й симфонии Чайковского или «Смерть» Грига. При тревожности - вальсы Штрауса, прелюдии и мазурки Шопена. Для снятия агрессивности - «Сентиментальный вальс» Чайковского, «Порыв» Шумана или «Итальянский концерт» Баха. Для бодрости - «Аделиту» Перселла или «Чардаш» Монти, для расслабления - «Времена года» Чайковского («Июнь. Баркарола»), «Старинную песенку» или «Пастораль» Безе.
Конечно же, вы сами можете составить свой индивидуальный перечень музыкальных произведений на любое настроение. И не обязательно классики - главное, чтобы вы ощущали, что она оказывает положительно влияние.
Важно! Музыка сама по себе - волшебство, которое может исцелить душу. Однако с точки зрения психологии большего эффекта можно достичь не столько от ее прослушивания, сколько от исполнения.
Фототерапия
Коррекция психического состояния человека при помощи фотографии - один современных методов психотерапии, способный решить многие психологические проблемы, развить и гармонизировать личность. Для этого могут использоваться как готовые снимки, так и специально созданные фото.
Основой метода является работа психолога с пациентом в контексте его восприятия фотографии: эмоционального фона, привязки к деталям, времени, когда она сделана. Это могут быть фото самого пациента или заранее подготовленные специалистом вырезки, журналы, коллажи.
Первые помогают выявить проблему в отношениях внутри семьи, роль в ней и скрытые обиды, невысказанные эмоции. Они же могут выявить внутренние комплексы в отношении своей внешности или позиции в жизни. Это особенно важно, если у человека мало фотографий или нет их вообще. Насторожить специалиста может и противоположный факт - наличие большого количества фото, где человек один или находится в центре сюжета.
Фото, никак не связанные с пациентом, часто помогают выявить секреты из личной жизни, отношение к противоположному полу.
Фототерапия предполагает работу в разных ракурсах: создание, восприятие человеком фотографических образов, их обсуждение и добавление (при необходимости) творческой составляющей. В качестве последней могут быть использованы изобразительные техники, сочинение притч, историй, сказок. Такие занятия по арт-терапии могут включать рисование, составление фотоколлажей, изготовление из фотографий фигур и игру с ними, художественное описание и т.п.
Человеческая натура многогранна и изменчива, а сам человек - индивидуален. Поэтому видовая палитра арт-терапевтических методик постоянно пополняется новыми методами самовыражения и самопознания.
Самые эффективные техники арт-терапии для взрослых
Упражнений и методик лечения творчеством существует очень много. Их можно практиковать самостоятельно или прибегать к помощи квалифицированного специалиста. И сами упражнения, и их трактовку можно легко отыскать в специальных изданиях или на просторах интернета.
Мы сделали подборку наиболее простых для самостоятельного использования арттерапевтических упражнений:
- «Работа с творческим мусором» . Проведите ревизию своих ящиков и выньте наружу все, что давно не нужно, но жалко выбросить (скрепки, фантики, календарики, фломастеры, ручки и т.д.). Отберите из этих «сокровищ» только те, которые ассоциируются у вас с чем-то негативным - обидами, страхами, неудачами. Составьте из этого стройматериала композицию, проанализируйте ее, поблагодарите каждый «кирпичик» за опыт и жизненный урок и утилизируйте.
- «Сказка о герое» . Возьмите листочки и ручку, создайте приятную атмосферу (свет, музыка, удобный стул или кресло), расслабьтесь и напишите сказку. Перед началом создания творения определитесь с Героем (Героиней), их характером и образом жизни, местом и временем действия. Придерживайтесь стандартной схемы: зачин, препятствия, их преодоление и хеппи-энд, где Герой получает не только желанное вознаграждение, но и бесценные опыт и знания, которые изменяют его жизнь к лучшему. Перечитайте сказку, найдите свое сходство с Героем и определите, на каком этапе сказки вы находитесь сейчас и что вам нужно сделать, чтобы дойти до счастливого финала.
- «Мое настроение» . Нарисуйте на листе свое настоящее настроение. Для этого можно использовать любой метод (пейзаж, абстракционизм, погоду) и любые инструменты (краски, карандаши, фломастеры). Внимательно рассмотрите рисунок и постарайтесь определить, какие эмоции он выражает - грусть, радость, воспоминания, ожидания. Задумайтесь, соответствуют ли эти эмоции вашим желаниям. Если нет, смело беритесь за трансформацию рисунка, чтобы преобразовать его в нужное настроение. Для этого его можно дорисовывать, докрашивать, убирать линии или даже части листа, обрезать или дополнять новыми элементами.
- «Лепим монстра» . Для того чтобы избавиться от внутренних «монстров» (конфликтов, комплексов, страхов и агрессии), можно их материализовать и уничтожить физически. К примеру, вылепить из выбранного самостоятельно материала. Подумайте о вашей самой большой проблеме, представьте ее образ и перенесите его на материал. Когда фигурка будет готова, выскажите ей «в лицо» все, что накипело внутри. После такого «душевного» разговора нейтрализуйте ее, переделав во что-то более положительное.
- «Кактус» . Очень простой тест, в ходе которого нужно нарисовать кактус на листе бумаги с помощью простого карандаша. Оценка рисунка проводится по следующим параметрам. Положение на листе: в центре - адекватная самооценка, сосредоточенность на настоящем; внизу - низкая самооценка; вверху - завышенная самооценка; слева - сосредоточенность на прошлом, справа - на будущем. Размер: меньше 1/3 листа - заниженная самооценка, 2/3 и больше - завышенная. Линии: четкость - уверенность, штриховка - признак тревоги, прерывистость - импульсивность, сильный нажим - напряжение, слабый - пассивность, уныние. Иголки: чем их больше, тем больше уровень агрессивности.
Интересно! Методами арт-терапии для взрослых считаются и такие казалось бы обыденные дела, как маникюр и педикюр, макияж и любое рукоделие. Сюда же можно отнести ведение дневника или блога.
Что такое арт-терапия - смотрите на видео:
Арт-терапия - прекрасный способ решить свои психологические проблемы с помощью творчества. Она проста, доступна и способна развить самопознание, научить самовыражению и повысить самооценку.
«Искусство лечебной живописи»
(Статья подготовлена по материалам открытых источников)
Многим известно, что произведения искусства (картины, скульптуры, декоративно-прикладные изделия) несут в себе определённый заряд энергии. Поговорим о живописи, так как именно картины в интерьере дома или офиса несут особенно большой энергетический потенциал. Важно, чтобы этот энергетический потенциал совпадал с потенциалом тех людей, которые живут или работают там, где находятся картины, и ежедневно соприкасаются с их энергетикой. В первую очередь, это важно для их физического здоровья и эмоционально-психологического состояния.
Выбирая картину, мы смотрим на сюжет, композицию, стиль живописи, технику написания, цветовую гамму и т.д. При этом любителям искусства известно, что около одной картины стоять приятно и легко, будто чувствуется возбуждающий, свежий воздух, а другая создает ощущение напряжения и дискомфорта. Мощная положительная энергетика полотна может давать впечатление того, что вся картина наполнена каким-то внутренним светом. При этом на одной и той же картине (если её размеры велики) могут быть участки, фрагменты как с положительной, так и с нейтральной энергетикой. Однако суммарная энергетическая многослойность различных элементов сюжета картины может создавать у зрителя ощущение неземного излучения.
Энергетическое биополе картин можно исследовать. Например, с помощью биолокационных методов было проведено исследование картины А.Иванова «Явление Христа народу». Специалисты считают, что картины А. Иванова имеют высокую биоэнергетичность и обладают сильным положительным психотерапевтическим воздействием на здоровье людей. В ходе исследования было установлено, что энергетика Иоанна Крестителя в несколько раз превышала энергетику всех действующих лиц, кроме Иисуса Христа, радиус биополя которого более восьми метров. Биополе Иоанна Крестителя - около пяти метров, несмотря на то, что его фигура в три раза меньше, чем фигура Христа. Считается, что биополе не связано с размерами человека, а связано с его личностью, точнее с тем, что думал о своем герое художник в момент творчества.
Многие исследователи живописи в последнее время всё чаще говорят о доказуемом проникновении нематериального в реальную материю. По их мнению, живопись, также как и музыка, берут свою энергию из окружающего пространства. Художник преобразовывает эту энергию и переносит на холст. Великие живописцы, находясь в состоянии творческого экстаза, работали на сильном всплеске биоэнергетики, которая через кисть руки переходила на краску и холст с наложением мыслей и эмоций мастера.
Таким образом, суммарная энергетика излучения всех цветов и наложенная на подсознание биоэнергетика дают тот неповторимый магический эффект лечебной живописи, которая способствует не только духовному, но и физическому оздоровлению человека. Творческие люди обладают особым даром: создавая произведение искусства, они отстраняются от пережитого, переосмысливая его, чтобы потом передать на полотне свои чувства, очищенными от мелочей. Вызванные ими переживания, преобразуясь в энергию картин, не только радуют, волнуют душу, но и лечат, восстанавливают здоровье.
По мнению британских исследователей, поход к психоаналитику смело можно заменить походом в картинную галерею. Произведения как мировой, так и современной живописи влияют на психику человека уникальным образом, считают специалисты. Ученые провели исследование, в ходе которого сканировали мозг группе добровольцев во время просмотра ими полотен великих художников, таких как Клод Моне и Сандро Ботичелли.
Специалисты зафиксировали, что во время просмотра активность мозга была подобна той, что испытывает мозг человека в моменты влюбленности. Кроме того, обнаружили исследователи, в кровь испытуемых выбрасывался гормон дофамин, связанный с приятными ощущениями и удовольствием. Причем, подобная реакция возникала у испытуемых практически моментально. Эксперты считают, что результаты их научно-исследовательской работы позволяют утверждать, что созерцание живописных шедевров может помочь справиться со страхами и беспокойством и даже уменьшить болевые ощущения.
В традиционной китайской цигун-терапии есть метод, который китайский врач Шэнь Цзянь назвал «цигун любования живописью», или «терапией любования живописью». Он издревле базируется на известных методиках с использованием таких средств, как произведения живописи и каллиграфии. Средневековая литература Китая приводит немало примеров того, как созерцание полотен мастеров живописи приносило явное облегчение больным, казавшимся безнадежными.
Этот метод используется китайской медициной и сегодня. Китайские медики говорят: «Помимо того, что произведения живописи и каллиграфии просто украшают пустые стены, они также создают особую атмосферу, доставляют людям эстетическое удовольствие, служат средством развития интеллекта и воспитания характера, выработки дружелюбного отношения к окружающим, что естественным образом уравновешивает нервную систему».
Шэнь Цзянь описывает несколько ярких случаев из врачебной практики, когда больные так увлекались созерцанием картин, что, забыв обо всем, приходили в состояние радостного переживания, в результате чего происходили нормализация кровообращения, усиление защитных функций организма, что и приводило, в конечном итоге, к выздоровлению. Великий Авиценна в своем знаменитом труде «Канон врачебной науки» также описывал зависимость между цветом, человеческим темпераментом и здоровьем человека.
Начиная с середины XIX века европейские врачи, вслед за врачами Востока, стали выступать за применение созерцания шедевров живописи как одного из лечебных, и достаточно результативных, методов. Так в одной из крупных больниц Лондона провели интересный эксперимент. Не только коридоры и холлы, но и больничные палаты клиники украсили разными по жанру и стилю картинами. Несколько лет спустя среди пациентов провели опрос, и обнаружилось, что 80% из них считают, что живопись улучшала их настроение и отвлекала от проблем со здоровьем.
В другой клинике Англии попытались выяснить, как влияют шедевры живописи на пациентов отделения онкологии. Больных, после предварительных тестов, разделили на три группы, одна из которых слушала музыку, вторую окружали картины, а третья проходила обычный курс лечения. Проведя обследование, врачи отметили значительное улучшение психологического состояния у больных, слушавших музыку и смотревших на полотна художников. В I группе чувство подавленности и страха уменьшилась на 32%, во II группе – на 18%. Но у тех пациентов, которые принимали лишь лекарства, настроение осталось прежним.
Не менее интересны результаты, полученные в Австралии, в Королевском госпитале Аделаиды. Дэвид Эванс провел ряд экспериментов, применив терапию искусством, и оказалось, что больным, получавшим лечебные «дозы» музыки или живописи, стало требоваться обезболивающих препаратов меньше, чем прежде. К тому же у них заметно снижалось кровяное давление.
Метод лечения живописью применяют и в России. По некоторым данным исследования групп пациентов врачами психо-неврологами отмечается, что пейзажи, на которых преобладают голубой, зеленый цвета и мягкий солнечный свет, снимают у больных нервное возбуждение и помогают преодолевать состояние депрессии. Врачи говорят: «Настоящее искусство всегда даёт лечебный эффект. Оно – отличный анальгетик».
Интересны результаты исследований Леонардо Олазабаля (Бильбао, Испания), которые легли в основу его лечебных методик, о чем он не раз докладывал на научных конференциях. Он считает главным делом своей жизни исследование физики микровибраций в живописи Н.К. Рериха и его сына С.Н. Рериха. Леонардо Олазабаль использовал разные произведения живописи, в первую очередь, горные пейзажи. О горных пейзажах Николая Рериха написано много. Но для Олазабаля живописные произведения Рерихов стали предметом естественнонаучного исследования.
Исходя из многолетнего опыта, он фиксирует конкретный лечебный эффект, связанный с созерцанием полотен. Он пишет: «Давайте возьмем для примера картины Николая и Святослава Рерихов. Можем взять картины, на которых изображены просто закаты и рассветы, с холмами и горами. Проведем специальный тест и увидим, что эти картины излучают высочайшие вибрации до 10 тысяч микрон». Оценивая результаты, полученные за несколько лет, ученый делает вывод: «Живопись Н.Рериха оказывает лечебное терапевтическое воздействие, даже когда мы просто смотрим на его картины. Этот лечебный эффект, однозначно, есть, хотя для наблюдателя является чем-то немыслимым, невыразимым посредством слов».
В последнее время всё больше специалистов профильных клиник и центров психологической помощи внедряют программы по методикам лечения живописью. Не требуя больших финансовых затрат, такие программы при правильной организации лечения, оказывают положительное влияние на психологическое состояние пациентов. Вероятно, что в будущем создание в медицинских учреждениях специальных комнат - арт-кабинетов войдёт в обычную практику. Пока же лечение живописью не нашло такого широкого применения в традиционной медицине, можно стать самому себе доктором и собрать в домашних условиях коллекцию современной живописи.
Определить энергетический потенциал картины можно как с помощью специалистов, так и самостоятельно, исходя из личных ощущений. Задержитесь подольше у понравившейся картины, посмотрите внимательно на цвета, сюжет, постарайтесь почувствовать её энергетику, и если картина вызывает необъяснимые приятные ощущения, значит, есть совпадение энергетических потенциалов, и такая картина, находясь в доме, однозначно даст лечебный эффект.
Фрулева Т.В.
"Время от времени стоит сделать перерыв и навестить самого себя" О.Джорджди
Я применяю метод арт-терапии в работе уже больше 10-ти лет.
Я использую техники арт-терапии в индивидуальных консультациях, в работе и с детьми и со взрослыми. За эти годы провела мастер-классы в самых разных местах - больницах, библиотеках, йога-студиях, на семейных и книжных фестивалях, в издательствах, на музыкальных фестивалях, в благотворительных фондах, волонтерских организациях.
Это длинный и интересный путь, начинать было сложно - в России мало кто знал о существовании такого метода. Я много рассказывала, писала статьи в профессиональных и глянцевых журналах, читала лекции, проводила мастер-классы, чтобы познакомить с новой стороной творчества и искусства.
Арт-терапия - это сочетание психологии и творчества.
Арт-терапия использует язык цвета, символов и образов - вместо привычного вербального языка. Загляните в Блог арт-терапевта - я пишу об арт-терапии и творческих упражнениях, которые помогут вам на пути самоисследования и добавят креативности в вашу жизнь.
Арт-терапия позволяет обратиться к внутренним ресурсам, которые были до сих пор не востребованы.
Арт - терапия не случайно содержит в себе слово "терапия" - занятия творчеством успокаивают, отвлекают от круга надоевших мыслей, расслабляют и одновременно дают возможность сосредоточиться и собрать силы.
«Живопись — идеальный способ отвлечения. Я не знаю ничего другого, что бы более полно поглощало ум, не изматывая тело. Какими бы ни были сиюминутные беспокойства или тревоги за будущее, как только картина начата, им уже нет места в мыслях. Они уходят в тень и тьму. Весь свет мыслей человека концентрируется на работе. Время уважительно стоит в сторонке». Эти слова принадлежат Уинстону Черчиллю , который всю жизнь увлекался живописью и это было для него собственным способом арт-терапии, способом отдохнуть, зарядиться энергией, дать возможность прийти новым идеям и решениям.
Я провожу занятия арт-терапией для взрослых и детей .
Курс индивидуальных занятий арт-терапией "Жизнь в цвете" - моя авторская программа.
Это арт-занятия для развития эмоционального интеллекта и способов эмоционльаной саморегуляции, креативности и гибкости в решении различных вопросов, улучшения навыка присутствия "здесь и сейчас", баланса между правым и левым полушарием.
Арт-терапию я практикую с с 2007 года и программа индивидуальных занятий родилась из сотен часов проведения арт-терапевтических групп и применения методов терпии искусствами в индивидуальном консультировании . Постепенно я стала все чаще получать вопросы о том, можно ли позаниматься арт-терапией отдельно, индивидуально. Поэтому наряду с индивидуальными консультированием я провожу и индивидуальные занятия арт-терапией.
Это психологическая консультация, где используются арт-терапеветические, творческие техники работы с вопросами клиента.
Добавлю, что это еще и несомненно и самый красивый способ работы с психологом, если можно так сказать. Вы становитесь в буквальном смысле слова художником и творцом своей жизни, настроения, общения с миром и людьми.
Арт-терапия с детьми -с 4-х лет, диагностика и коррекция поведения ребенка, работа с эмоциями и спобосами социального взаимодействия. Техники - рисунок, коллаж, глина, различные сенсорные материлы, сказкотерапия, игровая терапия, музыкотерапия. Подробнее о работе с детьми можно прочесть в разделе Арт-терапия с детьми. Консультация детского психолога
Что такое арт-терапия?
У каждого свой ответ на этот вопрос.
Кто-то воспринимает арт-терапию как способ
самопознания и самовыражения, новый метод в психологии личности.
Для других арт-терапия прежде всего творчество , погружение в процесс, возможность научиться делать что-то новое - рисовать акварелью, делать фотоколлажи, писать стихи.
Арт-терапия развивает правое полушарие, интуицию и эмоциональный интеллект - поэтому, для многих это способ увеличить свою успешность и продуктивность.
Арт-терапия - прекрасный инструмент эмоциональной саморегуляции и управления настроением, что является залогом успешной профессиональной деятельности и самораелизации.
Арт-терапия - это способ развить эмпатию, творчество дает способность понимать и себя и других людей, это всегда стимулирует перемены в личной жизни и отношениях.
Самовыражение и терапия. Иногда о проблеме можно рассказать, а иногда ее проще нарисовать, выразить в цвете, образе.
Не всегда хватает слов, чтобы выразить свои чувства или описать ситуацию. Рисунок, образы, цвет помогают безопасно выразить себя. В этом исцеляющий эффект арт-терапии - отделить проблему от себя и посмотреть на нее со стороны. Вы чувствете себя комфортно, психолог не вторгается в Ваше пространство.
Творчество. Арттерапия - это всегда возможность развить свои творческие способности, открыть новые ресурсы, и следовательно стать и в жизни более творческим и гибким.
Арт-терапия это не только психология, но еще и удовольствие и радость от самого процесса творчества, возможность побыть творцом и вернуть себе легкость детства, когда мы были более свободны и спонтанны в выражении своих чувств, с интересом принимали новое.
"Арт - терапия - стань художником своего настроения!"
Весна - время обновления, перемен. Становится длиннее день, меняются запахи, звуки, цвета. Хочется чего-то неожиданного - и от себя и от мира.
Но несмотря на то, что все окружающие говорят о переменах, которые несет новое время года, первый шаг иногда сделать трудно. С чего начать? Что попробовать? Как оживиться после зимней спячки и включиться в ритм природы? Как узнать - могу ли я что-то новое?
Я психолог, арт-терапевт и хочу рассказать сегодня о том, как творческий подход поможет вам впустить в свою жизнь новые краски, чувства, события.
И начать нужно с цветотерапии - разделе психологии о значении цвета и его влиянии на настроение и самочувствие человека.
Сначала поговорим о цвете, о новых красках в жизни - и в прямом и в метафорическом смысле. Весна ассоциируется у каждого со своим цветом, но есть общие, которые для многих являются символами весны.
Зеленый цвет. Это цвет молодости, нового цикла жизни. Зеленый цвет прежде всего ассоциируется у нас с оживлением природы после зимы, с возрождением, пробуждением. Каждый раз весной мы наблюдаем чудо - как растения пробиваются сквозь толщу земли, тянутся к солнцу. И на подсознательном уровне мы реагируем на зеленый, как на цвет жизни, надежды, энергии. Зеленый одновременно успокаивает и тонизирует - этот цвет жизненно необходим нам, как напоминание о своем внутреннем потенциале, о способности к обновлению.
Желтый цвет. Это символ солнца, тепла, начала дня. Солнце - это свет, который позволяет нам увидеть мир, увеличить пространство убрать границы, избавиться от всего, что угнетает и подавляет. Там, где есть желтый - нет места плохому настроению и депрессии. Солнце наполняет плод своей энергией при созревании, и также желтый цвет наполняет нас витальностью и жизненными силами.
Оранжевый цвет. Цвет праздника и хорошего настроения. Этот цвет добавляет тепла и остроты в нашу палитру ощущений - как специи, которые часто бывают оранжевого цвета.
Включение этих цветов и их оттенков в вашу жизнь даст толчок к позитивным переменам, даст возможность впустить весну в себя, улучшит настроение и контакт с окружающими. Вопрос - как это сделать? Отвлечься от шаблонов, пойти по нестандартному пути. Изменить прежние привычки и добавить новые.
Творчество.
Попробуйте сделать что-то новое.
Арт-терапия - это творчество и самопознание. Если вы ни разу не слышали, что такое арт-терапия, то сейчас самое подходящее время, чтобы начать это знакомство.
Я арт-терпевт и веду занятия по развитию творческих способностей, часто слышу от участников, что сложно было решиться прийти в первый раз, что нет творческих способностей, что последний раз опыт общения с красками был в школе. Но творческий потенциал есть у каждого, главное - начать.
П редставьте, что вы можете ответить на вопрос «Как дела?» или «Как настроение?» , а можете нарисовать
Техники, которые я использую:
Рисунок
Создание коллажей - из готовых фотографий, цветной бумаги, сочетание разных техник и материалов.
Движение, танец, телесноориентированная терапия.
Музыкотерапия.
Сказкотерапия. Сочинение историй, сказок, сценариев, поэзия.
Фототерапия и видеотерапия - работа с современными технологиями, цифровой фотографией и видео. Есть еще отдельные направления арт-терапии, о которых можно долго рассказывать и которых мы так или иначе касаемся на различных занятиях.
Материалы:
Гуашь, сухая и масляная пастель, акварель.
Цветная бумага, картон.
Пластилин, глина.
Сыпучие материалы, природные материалы, крупа.
Фотоархив.
Готовые изображения, фотографии, иллюстрации, ассоциативные фотографии.
Психология и физиология арт-терапии.
Арт-терапия позволяет развить скрытые ресурсы.
Арт-терапия активизирует правое полушарие, дает возможность быть более гибким в выборе вариантов действий, прислушиваться к своей интуиции.
Арт-терапия благотворна с точки зрения физиологии - в процессе творчества восстанавливается артериальное давление, возвращается естественный ритм дыхания, снимается мышечное напряжение, улучшается работа центральной нервной системы.
Арт-терапия - это язык цвета и образов , который напрямую работает с подсознанием. Психологические вопросы решаются мягко, необязательно о них говорить и анализировать причину возникновения проблемного состояния.
Арт-терапия практически не имеет противопоказаний. Полезна и детям и взрослым, эффективна при восстановлении после стресса или заболеваний.
Арт-терапия - это удовольствие быть спонтанным , свободным в самовыражении, создавать новое своими руками.
Арт-терапия обладает исцеляющим эффектом при различных психосоматических заболеваниях , улучшает самочувствие, арт-терапевтические студии работают в больницах и реабилитационных центрах по всему миру почти уже столетие. В Москве у многих как никогда сейчас актуальны проблемы с самочувствием - бессонница, головные боли, скачки артериального давления, проблемы с желудочно-кишечным трактом и сердечно-сосудистой системой. Если вам знакомы эти проблемы - познакомтесь с арт-терапией, может быть творчество - это именно ваше лекартство.
Арт-терапия во время беременности - способ принять перемены, происходящие в жизни женщины с удовольствием.
Термин «Арт-терапия» говорит сам за себя, так как дословно с латыни переводится как «лечение искусством». Действительно, арт-терапия – это направление в психотерапии, основанное на искусстве и творчестве. Она включает в себя и диагностику, и коррекцию и, непосредственно саму терапию психологических проблем личности.
Проходя курс арт-терапии, индивид занимается самопознанием, самовыражением, самоанализом, в результате чего его психическое состояние гармонизуется. Проводится арт-терапия в форме индивидуальных и групповых занятий.
Безусловное преимущество арт-терапии, делающее ее чрезвычайно популярной – возможность самостоятельного проведения терапевтических занятий. Конечно, сложную психологическую проблему не получится решить без помощи арт-терапевта, но, как минимум, расслабиться и снять напряжение наверняка выйдет у любого человека.
Арт-терапия на сегодняшний день является одним из самых молодых и стремительно развивающихся направлений психотерапии. Доказательством тому служат чрезвычайно популярные сегодня раскраски-антистресс , придуманные британским иллюстратором Джоанной Басфорд (к примеру, “Таинственный сад” , “Рождественские чудеса” , “Зачарованный лес”). Раскрашивая эти причудливые тонкие и мелкие узоры, человек снимает напряжение и погружается в мир фантазий.
Такие раскраски уже стали бестселлерами, так как предоставляют возможность заняться арт-терапией, не выходя из дома.
Изначально арт-терапией называли рисуночную терапию, то есть лечение изобразительным искусством. Сегодня арт-терапия имеет множество видов и подвидов , которые продолжают появляться:
Термин «арт-терапия» ввел в употребление еще в сороковых годах прошлого столетия британский врач и художник Адриан Хилл . Он заметил, что занятие творчеством помогает туберкулезным больным (с которыми он работал в госпитале) быстрее выздороветь. Стоит сказать, что, так как искусство появилось еще в древние времена, его терапевтическое воздействие отмечалось и раньше, но только в наше время возник особый интерес к этой функции творчества.
Суть и преимущества арт-терапии
Арт-терапию называют «мягкой» оттого что степень воздействия психотерапевта на личность клиента в этом случае минимизирована , а сам процесс лечения больше похож на занятие хобби. При этом значение и пользу такой терапии не стоит недооценивать.
Занимаясь творчеством, человек проецирует внутренние переживания на свое творение. Такая проекция не осознается: чувства, эмоции, мысли, переживания и воспоминания выходят наружу, минуя сферу сознания, и оттого не поддаются ни коррекции, ни критике разума. Поэтому методики арт-терапии относят к числу проективных методов психодиагностики.
Те методы психодиагностики, которые предполагают сознательные действия клиента, всегда имеют некоторый оттенок социальной желательности. Индивид стремится представить себя в лучшем свете, поэтому дает социально желательные и одобряемые варианты ответов. В случае с арт-терапией вероятность «обмана во благо» исключается.
Через художественные визуальные образы и объекты бессознательное личности «взаимодействует» с сознанием. Задача арт-терапевта
– помочь клиенту растолковать что «говорит» ему его бессознательное.
Терапия искусством назначается , если индивид переживает:
- пониженное настроение;
- стресс;
- кризис (возрастной или экзистенциальный);
- эмоциональную неустойчивость: импульсивность, вспыльчивость, ранимость и прочее;
- апатию, потерю интереса к жизнедеятельности;
- депрессию, в том числе связанную с потерями;
- физическую и/или психологическую травму;
- страхи, фобии, повышенную тревожность;
- низкую самооценку, негативные чувства к себе, негативную Я-концепцию;
- различного рода зависимости;
- межличностные конфликты (семейные, рабочие и другие);
- любой внутренний конфликт.
Арт-терапия позволяет естественным образом скорректировать психоэмоциональное состояние , а именно:
- выразить негативные чувства и эмоции (агрессию, обиду, ревность, зависть и другие) в приемлемой форме;
- избавиться от стресса, иного рода напряжений и тревог;
- избавиться от страхов и фобий;
- избавиться от стереотипов и ограничений за счет появления более широкого, креативного взгляда на окружающий мир;
- повысить самооценку и уверенность в себе.
Кроме гармонизации психического состояния личности, терапия искусством:
- помогает раскрыть творческий потенциал личности, развить способности и таланты;
- применяется в качестве вспомогательного метода лечения многих заболеваний;
- способ установить доверительные отношения между терапевтом/психологом и клиентом;
- предоставляет возможность сконцентрироваться на внутренних переживаниях и развить эмоциональный самоконтроль;
- является способом социальной адаптации (особенно это заметно когда арт-терапия проводится в группе);
- является прекрасным способом выразить чувства и мысли для тех, кто не умеет/не хочет/не имеет возможности сделать это на словах;
- применяется как воспитательная и развивающая педагогическая методика.
Арт-терапия применяется при работе с людьми разного возраста и пола. Особенно она ценна при работе с клиентами, требующими особого отношения и к которым нельзя применить иные методы лечения: с очень маленькими детьми, беременными женщинами, замкнутыми подростками и другими.
Примеры арт-терапевтических методик
Самый частый вопрос, который задают клиенты арт-терапевту: «Что делать, если я не умею рисовать/лепить/танцевать и прочее?». Дело в том, что задача «сделать красиво» не ставится, нужно сделать так, как получается и, главное, свободно и от души. Дело не в эстетической ценности творения, а в самовыражении посредством искусства.
Одна из методик арт-терапии является ярким подтверждением вышесказанного. Она называется «Каляки-маляки».
Арт-терапевт просит клиента совершенно свободно и бессмысленно водить карандашом по листу бумаги. Модификации этой техники: рисование руками и телом, когда человек делает с лисом бумаги и красками все что только придет ему в голову.
Задача клиента состоит в разглядывании осмысленных образов в нарисованных каракулях. Когда образ или образы будут найдены, они развиваются, то есть выделяются контуром, дорисовываются, зарисовываются и так далее. Затем арт-терапевт просит клиента составить короткий рассказ или описание рисунка.
Это упражнение можно выполнять дома, самостоятельно, причем в очень интересной форме – форме ведения «дневника каракулей». Завести тетрадку, в которой каждый день вечером рисовать каракули. По истечении недели можно проанализировать как изменялись каракули и составить рассказ о прошедшей неделе.
Еще одна высокоэффективная методика, которую можно провести дома называется «Творческий мусор». Пожалуй, у каждого человека дома хранятся мелочи, которые, по сути, являются мусором, но выбросить их жалко. Среди таких мелочей есть вещи, которые раньше были ценными и связаны с далекими негативными воспоминаниями, которые нужно отпустить: обидами, разочарованиями, неудачами, страхами, неуверенностью в себе и прочее. Это могут быть записки, кусочки ткани, засохшие цветы, старые календари, испорченные украшения и прочее.
Задача: из таких вещей составить композицию, то есть прикрепить все к листу бумаги, ткани или сложить в конструкцию. Делать это нужно не торопясь и не задумываясь, а просто так, как хочется. После этого каждую вещь нужно поблагодарить за бесценный жизненный опыт, связанный с ней. Нужно сказать «спасибо» всему, что было в прошлом и попрощаться с этим. Так же нужно попрощаться и с изготовленной композицией, в идеале ее нужно сжечь.
Методика «Коллаж» напоминает детскую аппликацию. Понадобится лист бумаги, ножницы и клей. Приклеиваться могут изображения из газет, журналов, рисунки, фотографии, в том числе личные, а также природные материалы. Ограничений нет никаких, кроме заданной темы («Я», «семья», «мужчина и женщина» и прочие). Можно вырезать и крепить как угодно, дорисовывать и подписывать изображения. Анализировать полученный коллаж нужно опираясь на такие параметры: размер и положение элементов, выбор цвета, сюжет, порядок, гармоничность и прочее.
Подводя итоги можно сказать, что арт-терапия – это способ на символическом уровне выразить содержание внутреннего мира личности посредством рисования, лепки, танца и прочих видов искусства и творчества, а в результате получить внутреннюю гармонию и психологическое благополучие.
Для всех кто интересуется арт-терапией как профессионально, так и для самопомощи, издается множество чудесных книг. Вот некоторые из них:
- А. Копытин “Арт-терапия – новые горизонты”
- А. Копытин “Арт-терапия женских проблем”
- А. Копытин “Арт-терапия детей и подростков”
- Г. М. Ферс “Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство”
- Т. Зинкевич-Евстигнеева “Игра с песком. Практикум по песочной терапии”
- Т. Зинкевич-Евстигнеева “Практикум по сказкотерапии”
- М. Шевченко “Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей”
- В. Никитин “Арт-терапия. Учебное пособие”
Терапия творческим самовыражением (арт-терапия, искусство-терапия) сейчас очень популярна (и заслуженно!), потому что она невероятно и очевидно — быстра, эффективна, полезна в деле коррекции текущего психологического состояния без медикаментов и даже без талантливых психотерапевтов.
Работает терапия рисунком (а об этом пойдёт речь) и как мгновенная диагностика состояния и как лекарство, корректирующее это состояние до нормы, медленно, но верно.
То есть, было «Плохо» - нарисовали вы это своё «Плохо», выплеснули это «Плохо» на бумагу в виде каракулей и цвета, и после этого обязательно стало чуть-чуть «Лучше». Даже так: сначала стало «Понятно что», а потом вот из-за этого «понятно что» сразу стало «Лучше».
А если делать так регулярно, то может стать и вовсе «Хорошо».
Кто придумал арт-терапию, терапию рисунком
Знаете такой магазин - Икеа? Нравится его стиль? Правильно, этот стиль сейчас в моде и он называется Nordic design.
А вообще-то, если быть справедливым, то этот стиль никакой не «нордик», его просто шведы реанимировали в наши дни, вырастили на своей почве заново, добавив своих народных фольклорных деталей. Придумали этот стиль немецкие и австрийские художники из знаменитой (на весь дизайнерский мир) группы «Баухаус».
Они начались в 1919 году и кончились в 1933... Их разогнали, Гитлер разогнал. И идеи Баухауса наполнили весь мир, чего Гитлер никак не ожидал. Баухаус объединил искусство, дизайн и ремесло и внушил людям идею о том, что настоящий стильный человек должен уметь работать на гончарном круге, ткасть, прясть и сколачивать сам себе мебель из дерева. Он должен жить в просторном, освобождённом от лишней мебели светлом помещении, которое будет «дышать» и радовать.
Фридл Дикер-Брандейс – это немецкая художница, которая выросла в группе Баухаус. Её судьбой высшие силы распорядились по-другому. Она не стала родоначальницей «стиля» где-нибудь в США или Норвегии. Нет, она просто изобрела арт-терапию, потому что коротала вместе с маленькими детьми из концлагеря дни в ожидании газовой камеры. Те педагоги, кого не отправили в газовую камеру, выжили и стали распространять её принципы работы с трудными детьми в трудной ситуации на всю психотерапию.
А те дети, которые выжили, говорили, что выжили только благодаря тем урокам рисования и лепки, которые проводила с ними Фридл Дикер-Брандейс.
Арт-терапия: правильная и неправильная
Фридл и её детям было не до смеха. Разрисоваться многим было очень трудно. И поэтому Фридл придумала такую методику: чтобы зажатые дети могли разрисоваться, она давала смешное задание. Например, нарисовать какую-нибудь глупую шутку или глупую фразу:
«Старый дед упал на паркет»
Люди рисуют и отвечают себе на вопросы: какой дед? Почему упал? Почему на паркет?
Как вы знаете, негативный компонент в арт-терапии – целителен, его не нужно бояться.
Как только он будет «вырисован», он уйдёт из души и из пальцев...
Психотерапевт и художник Виктория Ломаско, работающая волонтёром в детской колонии, рассказывает, что работает по принципам Фридл Дикер-Брандейс.
Она всегда даёт в качестве задания абсолютно несерьёзные темы, даже глупые.
В классе царит веселье, дети раскрепощаются, начинается процесс арт-терапии, ничем не зажатый.
Однажды на занятие по арт-терапии пришли воспитательницы и надзирательницы. Они тоже решили дать девочкам задание для свободного рисования. Задания же были такие, внимание:
Вы освободились из колонии и стали хорошей матерью,
нашли хорошего мужа,
нашли хорошую работу.
Волонтёр и художница Виктория Ломаско говорит -смех сразу закончился, процесс творчества был убит. Хорошо, что воспитательницы быстро потеряли интерес к урокам терапии живописью.
Елена Назаренко