Особенности развития астено-невротического синдрома и методы его лечения. Что такое астено-невротический синдром у детей и как его лечить

Астено-невротический синдром – разновидность невроза, которая может возникнуть как у взрослых, так и у детей. Астеноневроз приводит к тому, что люди становятся нервными и при этом постоянно испытывают повышенную утомляемость. Болезнь часто называют астенией, нервно-психической слабостью, синдромом хронической усталости, астеноневрозом или астеническим синдромом.

Возникает и развивается заболевание обычно из-за отклонений в деятельности всей вегетативной нервной системы. Человеку с астеническим синдромом постоянно необходима поддержка и защита.

Число больных астенией с каждым годом увеличивается в несколько раз. Резкий скачок роста заболевших связывают с ускоренным темпом жизни, плохой экологией, регулярными стрессами и депрессиями. Астено-невротический синдром часто беспокоит ранимых детей, которые все принимают «близко к сердцу», активно реагируют на любые раздражители и расстраиваются даже из-за маленьких неудач.

Астеноневроз можно перепутать с усталостью, которая возникает при повышенной умственной или физической нагрузке. По МКБ 10 заболевшим ставят диагноз под кодом F48.0, который расшифровывается как другие невротические расстройства.

Причины возникновения заболевания

К причинам появления и развития синдрома можно отнести достаточно большую группу факторов. Иногда определить почему возникло заболевание оказывается достаточно сложно. Для этого нужно найти действительно квалифицированного специалиста.

К наиболее распространенным причинам возникновения астенического синдрома относят:

  • Частые стрессы. Сильные переживания и трагические события могут привести к перенапряжению и истощению нервной системы, а, следовательно, к возникновению астении.
  • Инфекционные болезни. Любая инфекция, которая протекает вместе с температурой и интоксикацией организма, вызывает отмирание нервных клеток и пявление астенического синдрома.
  • Травмы головного мозга. Даже незначительные ушибы зачастую приводят к нарушению функционирования всего головного мозга. Особенно опасны травмы становятся в детском возрасте, когда кости тела все еще слабые и хрупкие, а мозг активно увеличивается в размерах. Именно из-за этого ни в коем случае нельзя трясти и подкидывать новорожденного ребенка.
  • Регулярное перенапряжение нервной системы. Недостаток отдыха и соответствующее ухудшение самочувствия встречается сейчас у каждого второго человека на Земле. В последнее время с этой проблемой начали сталкиваться даже дети.
  • Витаминная недостаточность. Упадок количества минеральных веществ и витаминов в организме приводит к истощению и ослаблению нервной системы.
  • Интоксикация. Курение, злоупотребление алкоголем и прием наркотиков отравляют ткани головного мозга, вызывая гибель огромного количества нервных клеток.
  • Болезни эндокринной системы. Нарушения в работе поджелудочной, щитовидной и половых желез зачастую приводят к отмиранию клеток и развитию астении.
  • Личностные особенности человека. Довольно часто астеноневроз возникает у тех людей, которые недооценивают себя, как личность. Больные также становятся склонны к излишней драматизации и страдают повышенной впечатлительностью.
  • Социальные факторы. У каждого человека рано или поздно возникают трудности на работе, в учебе или в личной жизни. Все эти случаи также оказывают негативное влияние на функционирование вегетативной нервной системы.

У детей астено-невротический синдром может возникнуть вследствие:

  1. Гипоксии плода;
  2. Инфекций во время внутриутробного развития ребенка;
  3. Травм, полученных при родах;
  4. Различных пороков нервной системы;
  5. Вредных привычек матери в период вынашивания ребенка.

Симптомы астеноневроза

Обычно первым признакам синдрома больные не придают особого значения, так как списывают их на проявление усталости. За помощью к врачу люди обращаются уже тогда, когда справиться с накопившимися проблемами самостоятельно становится невозможно. Чаще всего диагноз ставится в том случае, если отсутствуют какие-либо соматические или неврологические нарушения.

К первым симптомам астенического синдрома относят:

  • Апатию и беспричинную раздражительность;
  • Регулярную утомляемость;
  • Снижение иммунитета, которое приводит к возникновению инфекционных и простудных заболеваний.

У детей выраженный астеноневроз проявляется иначе, чем у взрослых. У ребенка наблюдают:

  1. Резкие перемены настроения;
  2. Отсутствие аппетита и полный отказ от еды;
  3. Неконтролируемые приступы агрессии;
  4. Частый плач и капризность;
  5. Вымещение гнева на игрушках и любимых вещах;
  6. Непрекращающуюся усталость;
  7. Регулярные боли в разных областях головы;
  8. Снижение успеваемости в учебном заведении;
  9. Трудности в общении с другими детьми.

Стадии астенического синдрома

Врачи выделяют 3 стадии астеноневроза:

На первой — ни больные, ни их близкие обычно не подозревают о наличии патологии. Все сопутствующие симптомы астении люди связывают с усталостью и не воспринимают первые признаки болезни всерьез. Постепенно человек перестает контролировать свое поведение, в любой момент он может резко засмеяться или заплакать.

На следующей стадии развития недуга появляется излишняя эмоциональность и ухудшение самочувствия: возникают частые головные боли, постоянное чувство усталости, понижается работоспособность. Больного регулярно беспокоит бессонница, все время он хочет прилечь отдохнуть, но силы не восстанавливаются даже после сна.

Во время третьей стадии клиническая картина синдрома становится очевидной. Усталость и тревога сменяются полным безразличием абсолютно ко всему происходящему вокруг. Человека больше не интересуют ни фильмы, ни какие-либо развлечения, ни новые знакомства. Появляется затяжная депрессия, справиться с которой можно только при помощи антидепрессантов.

Обычно за медицинской помощью люди с астено-невротическим синдромом обращаются на второй или третьей стадии, когда справиться с болезнью самостоятельно уже невозможно. В том случае, если синдром перешел на заключительную стадию, больные уже не пытаются улучшить свое самочувствие. К врачу их приводят родственники и друзья.

Последствия и осложнения болезни

Чаще всего астено-невратический синдром протекает в хронической форме. Но если хотя бы минимальное лечение патологии отсутствует, могут возникнуть серьезные осложнения:

  • Инсульт;
  • Инфаркт;
  • Язва желудка и обострения заболеваний ЖКТ;
  • Гормональные сбои.

Также при отсутствии адекватной терапии возможно появление депрессии, которая иногда приводит даже к суициду. На начальных стадиях заболевания человек все еще в силах помочь себе самостоятельно.

Осложнения астении у детей могут привести к сбоям работы щитовидной железы, а, следовательно, и к нарушениям в половой системе. У взрослых возможно проблемы с репродуктивной функцией.

Диагностика

Диагностика заболевания, в первую очередь, предполагает устный опрос пациента. Врач должен узнать все, что беспокоит больного. Обычно клиническая картина заболевания становится понятна еще на первых его стадиях. Именно поэтому начать лечение астенического синдрома как можно раньше не составляет труда. Главное – определить настоящую причину возникновения недуга, так как именно ее устранение и гарантирует успешное лечение и полное выздоровление больного.

Лечение астеноневроза

Терапия синдрома должна быть комплексной и включать в себя несколько направлений:

  1. Прием медикаментов. Обычно во время первой стадии развития синдрома можно ограничиться употреблением фиточая, витаминных комплексов и применением средств народной медицины. Если самочувствие человека ухудшается, врач назначает различные седативные препараты, иногда и антидепрессанты.
  2. Психологическая помощь. На первых этапах болезнь можно вылечить даже в домашних условиях: ароматерапией, расслабляющими ваннами и прогулками на свежем воздухе.
  3. Здоровый образ жизни. Правильное питание, занятия спортом и четкий режим дня помогут справиться с любым заболеванием, в том числе и с астеноневрозом.

Медикаментозное лечение

Терапия лекарствами предполагает прием следующих препаратов:

  • Седативных средств: «Седасен», «Персен», а также настойки пустырника, боярышника и валерианы. Курс приема должен составлять не менее двух недель.
  • Антидепрессантов с наименьшим количеством побочных действий: «Ново-Пассит», «Азафен», «Доксепин», «Сертралин».
  • Антиастенических средств: «Энерион» и «Адамантилфениламин».
  • Ноотропов: «Фенибут», «Кортексин», «Нооклерин».
  • Адаптогенов: «Китайский лимонник», «Настойка элеутерококка».
  • Витаминных комплексов: «Нейромультивит».

Также с медикаментозным лечением обычно назначают физиотерапевтические процедуры: лечебный массаж, ароматерапию, электросон и рефлексотерапию.

Психотерапия

Терапию астенического синдрома невозможно представить без помощи психолога. Больному обязательно следует посетить специалиста для уточнения диагноза и назначения соответствующего лечения.

Обычно психотерапевт советуют больному отвлечься от собственной болезни и завести себе какое-либо хобби, например, коллекционирование монет, вязание крючком или рисование картин. Также арттерапия или пескотерапия на протяжение долгих лет помогает больным справиться с астеноневрозом. Не стоит пренебрегать и дыхательной гимнастикой, так как она помогает не только расслабиться всему телу, но и зарядиться хорошим настроением.

Справиться с заболеванием поможет выполнение следующих рекомендаций:

  1. В первую очередь, необходимо избавиться от всех вредных привычек;
  2. Ежедневно следует выполнять силовые упражнения и подвергать организм кардионагрузкам;
  3. Работу всегда нужно чередовать с отдыхом, нельзя перенапрягаться;
  4. В привычный рацион стоит добавить больше мяса, сои, бобов и бананов;
  5. Обязателен прием витаминных комплексов;
  6. И самое важное – поддерживать отличное настроение в течение всего дня.

Терапия народными методами

Прежде всего не стоит забывать о том, что лечить астению только народными способами крайне нежелательно, так как положительный эффект можно получить лишь при комплексной терапии. Но в качестве дополнительного воздействия врачи рекомендуют следующие рецепты:

Диета при нейро-астеническом синдроме

Из привычного рациона больного необходимо обязательно исключить жирное мясо, любые жареные блюда и острые приправы. Следует ограничить потребление кофе и чая, заменить их можно настоем боярышника или шиповника. Рекомендуется есть как можно больше фруктов и овощей. Растительное масло, черный хлеб и жирная рыба также помогут улучшить самочувствие. А для того чтобы поднять настроение специалисты рекомендуют съедать в день по дольке горького шоколада и ни в коем случае не употреблять выпечку.

Лечение синдрома у детей

Терапия астенического синдрома у детей немного отличается от лечения болезни у взрослых. Чтобы помочь ребенку, следует:

  1. Ввести в его рацион как можно больше правильной здоровой пищи, полезной витаминами и различными микроэлементами;
  2. Исключить из рациона напитки, которые содержат кофеин;
  3. Проветривать комнату малыша несколько раз в день;
  4. Вечером нужно проводить время на свежем воздухе, особенно полезно гулять непосредственно перед сном;
  5. Обеспечить полноценный здоровый сон как днем, так и ночью;
  6. Исключить просмотр телевизора и игры за компьютером во время обострения недуга.

Профилактика синдрома

В качестве профилактики заболевания подойдут те же средства, которые необходимы для лечения синдрома. Специалисты советуют ввести режим дня, большую часть которого должен занимать отдых. Следует перейти на здоровое правильное питание, наполненное витаминами и полезными микроэлементами. При этом необходимо ограничить потребление жиров и углеводов. Физические упражнения и прогулки на свежем воздухе также помогут отвлечься от симптомов «хронической усталости» и улучшат общее самочувствие человека.

Прогноз

Астеноневроз не является серьезным заболеванием при условии своевременного лечения. Людям с астенией нужно состоять на учете у невролога, следовать всем его рекомендациям и принимать необходимые медикаменты. Также решающую роль в терапии синдрома играет здоровый активный образ жизни, хорошее настроение и позитивный взгляд на мир. Главное – не запустить течение болезни, которое может привести к ухудшению памяти, снижению концентрации внимания и развитию депрессии, либо неврастении.

Видео: лекция по астеническому неврозу

В кабинет психотерапии чаще всего обращаются родители детей с различного рода нарушениями поведения, поскольку именно данную проблему большинство считает прерогативой именно психотерапевта. К сожалению, несколько реже, а порой и с большим опозданием, обойдя большой круг специалистов, на прием приводят пациентов с неврозами (общими и системными) и психосоматическими расстройствами.

Основной причиной развития данных состояний является психогения, как правило, связанная с явным несоответствием применяемого стиля воспитания (со стороны родителей и педагогов) и личностных особенностей ребенка, что создает для последнего трудноразрешимую, порой и неразрешимую жизненную задачу. Но еще И.П. Павлов, соглашаясь с функциональной природой возникновения психогенных заболеваний, подчеркивал важность органического фона, являющегося «благоприятной почвой» для их появления. Ведущая роль среди таких предпосылок принадлежит астеническим состояниям.

Астения у детей протекает с преобладанием предпочтительных для этого возраста моторных нарушений (гипердинамический либо гиподинамический вариант астении).

  • При так называемой гипердинамической астении поведение ребенка отличается гиперактивностью с непродуктивными двигательными и эмоциональными разрядами, несдержанностью, импульсивностью, что позволило ряду исследователей ввести в практику термин «эксплозивная астения».
  • Дети с гиподинамической астенией малозаметны, стараются не привлекать к себе излишнего внимания и всегда стремятся спрятаться в тень. У них также есть трудности с концентрацией внимания. Но вместо чрезмерной двигательной активности здесь вялость, заторможенность.

Из двух основных процессов в нервной системе - возбуждения и торможения - у гиподинамических детей, в отличие от испытывающих проблемы с торможением «гипердинамиков», нарушен процесс возбуждения, а точнее, поражены структуры, его обеспечивающие.

Исследователи из Института мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой и факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, проанализировав 189 случаев астено-невротического синдрома, предложили следующую этиопатогенетическую (причинно-следственную) классификацию астенических расстройств у детей:

1. Цереброгенная астения.

Является следствием доказанного поражения головного мозга, чаще травматического или нейроинфекционного (менингоэнцефалит) генеза, часто сочетается с повышенным внутричерепным давлением.

Она характеризуется выраженной истощаемостью психических процессов, крайне низкой работоспособностью. В дальнейшем могут присоединяться проявления эксплозивности («взрывной характер»).

Данная форма была диагностирована в 14 % случаев астенических расстройств.

2. Резидуальная астения.

Является последствием выраженной перинатальной патологии. В анамнезе у таких детей можно встретить явную патологию перинатального периода (недоношенность, асфиксия, родовые травмы), отставание в психомоторном развитии в течение первого года жизни, задержку речевого развития.

Таким детям свойственны частая смена настроения без серьезной на то причины, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии, у них плохая память, относительно бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях относительно стабильна. При неврологическом осмотре у таких детей отмечаются нарушения мелкой моторики. Этой форме часто сопутствуют: дисграфия, дислексия, энурез.

Данная форма имела место в 16 % случаев.

3. Дизонтогенетическая астения.

Характеризуется преобладанием умеренной утомляемости и невнимательности. Клиническая картина при сравнении с предыдущими формами отличается меньшей тяжестью. В основе данной патологии могут находиться отдаленные последствия незначительной гипоксически-ишемической энцефалопатии, которая обусловлена тем, что на определенных этапах беременности и тяжелых родов отдельные участки коры головного мозга не получали достаточного кровоснабжения и кислорода.

Поведение таких детей может характеризоваться капризностью, раздражительностью. Клиническая картина носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще в весенний и осенний периоды.

В качестве сопутствующих нарушений здесь часто встречаются тики и заикание. И это неудивительно, поскольку как раз центры головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речь, наиболее уязвимы к гипоксии.

Данная форма встречалась в 20 % случаев.

Все эти формы, различаясь по степени выраженности, имеют под собой органический церебральный (мозговой) подтекст.

Но астения может быть следствием или одним из проявлений соматического заболевания. Такую астению называют соматогенной . Тяжесть такой астении определяется выраженностью соматического заболевания. Данная форма была выявлена в 14 % случаев.

Астено-невротическое состояние (АНС) может развиться у любого ребенка в любом возрасте, да и у взрослого после тяжелой вирусной инфекции (гриппа).

Инфекционисты считают, что процесс полного восстановления организма после перенесенного тяжелого гриппа занимает три месяца (!). А что получается на самом деле?

К переболевшему ребенку, к примеру школьнику, требования по полной программе предъявляются сразу, как только он пришел в класс после болезни, а его центральная нервная система еще истощена, не восстановилась. Отсюда головные боли, рассеянное внимание, «истерики» по вечерам, не имеющие никакого отношения к истерии. Неправильное поведение окружающих (семьи) провоцирует наслоение на этот фон еще и различных невротических реакций.

Мы сейчас привели здесь простой пример: ребенок переболел гриппом - и сразу на время изменились его возможности. Но такое же состояние может быть и врожденным, вследствие патологии беременности и трудных родов, и тогда любые требования, предъявляемые родителями и педагогами к такому ребенку, окажутся завышенными и вызовут проявления синдрома повышенной утомляемости и, как следствие, раздражительной слабости.

Данный синдром (синдромы) может лежать в основе снижения памяти, когда ребенок плохо запоминает учебный материал, ему приходится тратить целый день для заучивания даже небольшого стихотворения.

Родители и педагоги должны понимать, что причина нарушения поведения (внимания) у такого ребенка не плохое воспитание, не вредность ребенка, не семья, не детское дошкольное или школьное учреждение, а заболевание, как правило, связанное с патологией беременности, тяжелыми родами или перенесенными в младенческом возрасте травмами и нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит).

Особняком стоит неврастения (35 %). Она обусловлена либо психическими травмами, либо длительным недосыпанием, продолжительным умственным или физическим напряжением, связанными с психическими воздействиями, вызывающими озабоченность и необходимость преодолевать чувство усталости. Клиническая картина неврастении сходна с проявлениями дизонтогенетической формы, но в этом случае они определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, клинические проявления больше зависят от изменений внешней ситуации.

В классическом варианте неврастении имеет место неврастенический конфликт личности по типу «хочу, но не
могу», сочетающий в себе завышенные стремления личности без учета своих ограниченных способностей. Здесь
переутомление обусловлено в большей степени не банальным нарушением режима дня, не недостаточной продолжительностью сна, и даже не длительными отрицательными эмоциями, а именно несоответствием умственных или физических нагрузок физиологическим возможностям организма, предъявлением к ребенку повышенных требований в процессе воспитания и обучения. При этой форме не отмечается значительного снижения внимания и памяти. Выявляется отчетливая реакция личности на снижение работоспособности. Такие пациенты могут жаловаться на плохую память, однако при проверке это не подтверждается. Дети стремятся справиться с субъективно значимой ситуацией при нехватке для этого сил. Кроме того, следует отметить повышенный уровень тревожности, трудности при засыпании, головные боли напряжения. Данная форма чаще встречается в школьном возрасте.

Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету. Кроме того, отмечается снижение порога чувствительности к интерорецепции (ощущениям из внутренних органов), что клинически выражается в многочисленных соматических жалобах таких пациентов, однако ряд авторов приписывают данную особенность преимущественно старшим подросткам и взрослым.

АНС - состояние, лежащее в основе и/или осложняющее течение многих заболеваний. Так, к нему буквально «липнут» энурез, страхи, расстройства сна, тикоидные расстройства. Оно является одной из причин дошкольной и школьной дезадаптации ребенка.

У детей астено-невротический синдром имеет свои специфические особенности:

1. Такие дети быстро утомляются на занятиях, но при этом они неусидчивы, вспыльчивы и капризны, у них могут быть проявления агрессии по отношению к окружающим.

При малейших неудачах мгновенно «закипают», раскидывают игрушки, тетрадки, книжки. Вследствие общих нарушений соотношения процессов возбуждения и торможения у них нарушается фазовая структура сна, что провоцирует неврозоподобный энурез.

2. У детей с астено-невротическим синдромом страдает обучение: несмотря на нормальный интеллект, им сложно воспринимать школьную программу, у них возникают затруднения с приготовлением уроков, так как они буквально засыпают над учебниками, у них проблемы с памятью.

Такие дети имеют дефицит внимания, проявляющийся рассеянностью. Они раздражительны: на занятиях, особенно если у них что-то не получается, если они кому-нибудь проигрывают, часто устраивают нечто подобное истерике на пустом месте, конфликтуют с другими детьми, лезут в драку, аналогично реагируют на замечания (даже абсолютно справедливые) воспитателей
или преподавателей.

3. При этом синдроме дети могут проявлять признаки депрессивного расстройства поведения, аутоагрессии, причиняя себе боль, кусая и щипая себя.

Они могут биться головой о стену, падать на землю, кричать. Встречаются и аффективно-респираторные припадки, когда на фоне таких приступов ребенок обмякает, а иногда и синеет. Ругать и наказывать их за это бесполезно, кричать на них нельзя, равно как применять и физическое насилие. Такие попытки воспитания только осложняют их состояние.

4. Тяжелые проявления этого синдрома дают боли в шее, особенно после занятий физкультурой и спортом, при резких поворотах головы и кувырках.

Часто таких детей мучают головные боли, им тяжело ездить на транспорте, их укачивает, тошнит или рвет, у них кружится голова, могут быть обмороки, они метеозависимы.

5. В условиях детского дошкольного учреждения таким детям особенно тяжело.

Они устают не только от выполнения обязательных заданий, требующих концентрации внимания (собранности), но и просто от длительного пребывания в большом коллективе, где они испытывают большие эмоциональные нагрузки.

Для углубленной диагностики при таких симптомах, возможно, понадобится и комплексное тестирование, направленное на изучение памяти, психоинтеллектуальных особенностей ребенка и на выявление его преобладающих черт характера, психологических защит, особенностей семьи и воспитания и т. п. Конечной целью нейропсихологического обследования каждого ребенка будет разработка для него индивидуальной коррекционной программы . Тестирование должен проводить клинический психолог, так как он в отличие от педагога имеет и медицинские знания.

В зависимости от преобладающей причины нарушений внимания и/или памяти показано преимущественно
медикаментозное лечение (препараты, улучшающие функцию головного мозга, и т. п.), мануальная терапия или
психологические методы коррекции поведения, эмоций, развития внимания и памяти, которые проводит клинический психолог, методы биологической обратной связи (БОС). Возможно, потребуется и психотерапия, причем конкретные ее методы сможет порекомендовать врач-психотерапевт.

Ряд психологов считают, что, несмотря на наличие заболевания преимущественно церебрально-органического генеза, пластичность детской психики позволяет скомпенсировать имеющиеся нарушения посредством грамотного подхода к ребенку со стороны родителей и педагогов. В противном же случае именно социальная среда становится пусковым механизмом в развитии у таких детей поведенческих и невротических расстройств. Не отрицая значимость психокоррекционной работы с такими детьми, мы все же считаем, что данные методы будут эффективны только в составе сочетанной терапии.

Диагностика астенического синдрома требует тщательного соматического, неврологического, параклинического и психологического обследований, поскольку лечение напрямую зависит от факторов, приводящих к его возникновению.

Соответственно, и лечение должно быть в первую очередь направлено на устранение расстройств, обусловленных лежащим в основе астении патологическим состоянием; во вторую - на устранение самих астенических симптомов; в третью - на устранение расстройств, обусловленных реакцией личности на болезнь. У дошкольников последнее будет также актуально, но опосредованно, с учетом реакции на таких детей социальной среды, родителей и педагогов.

При астенических состояниях лечение должно включать и комплекс психогигиенических мероприятий, таких как оптимизация режима труда и отдыха, дозированные физические нагрузки . Таким детям очень важно соблюдать режим дня, полноценно отдыхать и обязательно спать днем, много гулять на воздухе, купаться, заниматься физкультурой. Полезны массаж, водные процедуры, ЛФК, рефлексотерапия.

Нужна оптимизация пищевого рациона:

  • увеличение удельного веса продуктов - источников белка (мясо, соя, бобовые), продуктов, богатых углеводами, витаминами группы В (яйца, печень) и триптофаном (хлеб грубого помола, сыр, бананы, мясо индейки);
  • детям нужно пить молоко, есть творог, богатый кальцием;
  • употреблять продукты питания с выраженными витаминными свойствами (плоды шиповника, черная смородина, цитрусовые, яблоки, киви, облепиха, черноплодная рябина, земляника, разнообразные овощные салаты, фруктовые соки).

Фармакотерапия астенического синдрома допускает назначение адаптогенов (женьшень, аралия, лимонник, элеутерококк, заманиха, пантокрин). Однако эти препараты противопоказаны лицам с предрасположенностью к новообразованиям, а также девочкам до пубертатного возраста, ввиду возможного преждевременного полового созревания. Традиционно используются препараты, содержащие высокие дозы витаминов группы В, ноотропные препараты, однако у любого препарата есть противопоказания и назначения должен делать специалист.

Основное отличие нервной системы ребенка от взрослого заключается, в первую очередь, в ее недостаточной морфологической зрелости.

Это создает предпосылки для быстрой истощаемости нервной системы , ранимости и делает ее особенно чувствительной к воздействию различных неблагоприятных факторов, определяет относительно низкий предел работоспособности и выносливости нервных клеток.

Еще одной важной особенностью нервной системы дошкольников является недостаточное развитие тормозных процессов в центральной нервной системе , что создает условия для повышенной возбудимости нервных центров и сказывается не только на уровне физиологических возможностей организма, но и на поведении и двигательной активности. Это касается даже абсолютно здоровых дошкольников, которые просто не могут в этом возрасте (в отличие от здоровых подростков и взрослых) преодолевать трудности посредством включения волевых усилий, управлять своим поведением в зависимости от ситуации.

Детей с астеническими расстройствами все это касается в гораздо большей степени. У таких детей любые неблагоприятные факторы, как дома, так и в детской дошкольной организации, гораздо быстрее приведут к перенапряжению нервной системы, а в силу возрастных особенностей - и к различным нервно-психическим расстройствам.

Одно из ведущих мест для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей принадлежит физиологически полноценному сну, соответствующему возрастным и индивидуальным потребностям организма ребенка.

В детском саду все это давно и успешно организовано, однако родители дошкольников часто совершают
распространенную ошибку: в выходные дни и летом ребенку позволяется не спать, что нарушает сформированный правильный динамический стереотип и дискредитирует обоснованные требования воспитателя.

Современным родителям объяснить эти и другие медико-психологические аспекты бывает, увы, очень трудно, по-
рой они на фоне своих семейных и социальных проблем просто не видят или не хотят видеть очевидные проблемы
своего ребенка; но воспитатель детского сада, где ребенок проводит значительную часть времени, является профессионалом, а значит, может и должен в своей практической деятельности осуществлять профилактику (в том
числе психопрофилактику) переутомления, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Так, в дошкольной организации воспитатель, ежедневно проводя разнообразные формы работы с детьми, может и должен организовать педагогический процесс таким образом, чтобы естественное утомление детей, возникшее в результате их деятельности, быстро и своевременно устранялось отдыхом, чередованием дозированной умственной и физической нагрузки, переменой действий и позы . Если воспитатель будет придерживаться гигиенических и педагогических рекомендаций к организации учебной, игровой, трудовой деятельности и отдыха дошкольников, то все виды занятий, которые дети осуществляют в течение дня, не только не приведут к развитию переутомления, но и будут служить основой совершенствования физиологических возможностей организма ребенка.

Не стоит упускать из виду, что дети дошкольного возраста склонны подражать взрослым. А значит, воспитатель должен уметь как бы посмотреть на себя со стороны, глазами детей. Приходя в группу, он должен постоянно контролировать свои поступки, речь и тон разговора, тщательно следить за своим внешним видом. К примеру, если воспитатель приходит в группу спокойным, в общении с детьми не повышает голоса, умеет занять их интересной игрой, может направить их энергию в нужное русло, своевременно и быстро «разрулить» возникающий конфликт, большинство ребят всегда будут уравновешенны, доброжелательны.

Своим поведением, тоном разговора взрослый не только влияет на настроение детей, но и одновременно служит им примером в общении друг с другом.

С воспитателем же, который недостаточно внимателен к детям, не умеет их заинтересовать, часто делает замечания, ругает детей, порой срываясь на крик, ребенок становится раздражительным, что в последующем может привести к развитию психических и поведенческих расстройств.

Мы сознательно опускаем здесь социально-экономические вопросы, считая, что государство должно сделать все, чтобы люди, от которых зависит здоровье и будущее детей, были не только хорошо подготовленными ответственными профессионалами своего дела, но и были успешными, уважаемыми в обществе людьми, максимально застрахованными от формирования синдрома профессионального выгорания . В противном случае мы потеряем как профессионалов, так и детей, а в конечном варианте и страну.

Пока же получается так, что, когда грамотные воспитатели или педагоги пытаются сообщить родителям детей, которые своим поведением выходят за рамки нормального возрастного реагирования на обычные ситуативные раздражители, о необходимости проконсультировать такого ребенка у специалиста (невролога, не говоря уже о враче-психотерапевте или психиатре), они сталкиваются с негативизмом, необоснованными жалобами, а порой и с откровенным хамством.

У взрослых выделяют два типа астенических расстройств:

  • гиперстеническая астения, характеризующаяся сверхвозбудимостью сенсорного восприятия (непереносимость звуков, света и так далее), возбудимостью, повышенной разражительностью, нарушениями сна и пр.;
  • и гипостеническая астения, основным элементом которой является снижение порога возбудимости и восприимчивости к внешним стимулам с вялостью, повышенной слабостью, дневной сонливостью.

Не напоминает ли это вам те же проявления, которые отмечались у детей? Для специалиста, да и просто заинтересованного читателя ответ очевиден, однако, как показывает практика, он далеко не очевиден родителям, считающим, что все пройдет само собой.

Литература:

1. Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром у детей. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007.

2. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И., Кузовенкова М.П. Астенические расстройства у детей // Неврология и психиатрия. - 2010. - № 11.

3. Шишков В.В. Психотерапия функциональных расстройств: Карманный справочник врача и психолога. - СПб.: ИТД «СКИФИЯ», 2013.

4. Шишков В.В. Если нет сил? Астенические и депрессивные состояния. - СПб.: Речь, 2010.

Материал предоставлен , декабрь 2014.

Астено-невротический синдром относится к невротическим заболеваниям и возникает из-за истощения нервной системы.

Отличительной чертой этого заболевания бывает чувство сильной усталости от всего и повышенная нервная возбудимость с окраской раздражительности.

Часто этот недуг путают с обычной депрессией, вегетососудистой дистонией или хронической усталостью. К данному заболеванию склонны люди с мобильной психикой, близко принимающие события «к сердцу» и эмоционально реагирующие на жизненные обстоятельства.

Также астении подвержены люди с эндокринными, инфекционными и сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Астения может поразить любого человека вне зависимости от возраста и социальной адаптации.

Симптомы синдрома

Изучим симптомы, которыми характерен астено невротический синдром:

  • чрезмерная эмоциональность;
  • резкие перепады настроения;
  • отсутствие самообладания;
  • неусидчивость;
  • нетерпеливость;
  • нетерпимость;
  • нарушенный сон;
  • непереносимость резких запахов, громких звуков, яркого освещения;
  • слезливость, капризность;
  • постоянное раздражение;
  • головные боли и головокружение;
  • плохое пищеварение.

Больные склонны к переживаниям, накручиванию ситуации, преувеличению значимости событий.

При приступах болезни начинается учащенное сердцебиение (тахикардия), головокружение. Довольно часто приступ астении сопровождается колющими болями в сердце и нехваткой воздуха.

Однако, в соответствии с типом нервной системы, проявление синдрома может носить как характер крайней возбудимости, так и заторможенность.

При этом происходит неадекватная реакция на событие, своеобразный «ступор», отсутствие контроля за ситуацией.

Часто встречается такое проявление как ипохондрия. Больной начинает выдумывать несуществующие заболевания, которыми он болеет.

Такой человек может месяцами ходить по докторам и жаловаться на несуществующую болезнь. Но само внушаемость может привести к реальной болезни, выдуманной таким «больным»!

На фоне постоянных нервных отклонений начинаются сбои в работе ЖКТ . У больных может развиться несварение, их преследует изжога, после еды — отрыжка. При обследовании ЖКТ врач, как правило, нарушений не выявляет.

Стадии заболевания

В зависимости от проявления симптомов недуга, характер течения астении можно разделить на три стадии:

  • повышенная возбудимость;
  • нарушение сна;
  • депрессия.

Эти три стадии развития недуга не возникают без причины, а являются следствием нарушения невротических структур организма.

Первая стадия не воспринимается как заболевание, а считается особенностью характера. Склонность к истерикам и резкая смена настроений считается недостатком характера или невоспитанностью. Такая неуправляемость поведения — уже не недостаток, а симптом астении!

На второй стадии психопатологические процессы усугубляются и астено невротический синдром уже выраженный. Утомляемость возникает уже сама по себе, без физических или умственных нагрузок.

Преследует чувство «разбитости», не хочется работать, снижается аппетит, нарушается сон, появляются беспричинные головные боли. На фоне всей этой картины болезни снижается иммунитет, что провоцирует частые простуды. Может пройти ангина и тут же возникнуть снова!

Третья стадия характеризуется снижением жизненных интересов, иногда — нежеланием жить.

Вялость, апатия, стремление к уединению, избегание активной деятельности, развитие фобий и панических настроений,- характерные признаки глубокого поражения невротических структур. На данном этапе человек впадает в состояние затяжной депрессии, не идет на контакт, избегает широкого круга общения.

На физическом уровне замечено патологическое изменение костно-мышечной системы в том или ином виде (могут портиться зубы, например).

Причины болезни

Причины по которым возникает астено невротический синдром:

  • высокая нагрузка на нервную систему: стрессы, умственное перенапряжение;
  • нарушение обменных процессов головного мозга;
  • отравления и интоксикация алкоголем, наркотиками или никотином;
  • воспаление коры головного мозга;
  • хронические заболевания почек и печени;
  • заболевания щитовидной железы;
  • нехватка витаминов;
  • наследственность.

Среди многообразных причин астении особняком стоит социальный фактор. Умственное и психическое перенапряжение, связанное с неудачами социальной адаптации и бытовыми неурядицами, легко провоцирует расстройства астенического характера.

Особенно это касается людей с очень подвижной психикой .

Стремление продвинуться по карьерной лестнице может привести к повреждению невротических структур, если человек сам лишает себя сна и отдыха.

А если повышенные психогенные нагрузки сопровождаются хроническими заболеваниями почек или гормональными нарушениями, то избежать острой формы астении не удастся.

Астено невротический синдром у детей

Причинами возникновения астено-невротического синдрома у детей бывают:

  • перенесенная гипоксия при рождении;
  • родовые травмы;
  • бактериальные и вирусные инфекции, осложненные нейротоксикозом;
  • неразвитость центральной нервной системы;
  • неполноценное питание.

Симптомы проявления заболевания выражаются в истериках, беспричинном плаче, постоянных капризах. Появление астенических расстройств в детском и подростковом возрасте вызвано неокрепшей нервной системой и неполноценностью невротических структур.

Вирусные заболевания, протекающие с судорогами, расстройствами сознания и прочими проявлениями нейротоксикоза тоже могут вызвать анамнез.

Также на появление астенического расстройства может повлиять и место жительства. Например, в Заполярье постоянная нехватка солнечной инсоляции отрицательно сказывается на развитии детского организма и психики.

Диагностика астении

Поставить диагноз астении может лишь квалифицированный медик. При обследовании выявляются такие моменты:

  • наследственность;
  • перенесенные заболевания;
  • хирургические вмешательства;
  • травмы;
  • характер сна;
  • условия проживания.

На основании подробного опроса составляется клиническая картина заболевания.

Лечение астено невротического синдрома

Как лечить астено невротический синдром и какие методы для этого существуют?

Выделяю три метода:

  • медикаментозное;
  • психологическое;
  • режимное.

Основную роль в исцелении астенического синдрома играет налаженный режим дня и полноценный питательный рацион.

Регулярные прогулки на свежем воздухе, доступные физические упражнения, достаточный отдых и здоровый сон помогут быстрее избавиться от страданий.

Если не соблюдать этих условий, процесс лечения может затянуться или не дать вообще никакого эффекта даже при приеме лекарственных препаратов.

Медикаментозное лечение астено-невротического синдрома предполагает прием антидепрессантов, седативных препаратов, легких стимуляторов нервной системы и транквилизаторов.

Также назначаются препараты, регулирующие обменные процессы в структурах головного мозга, повышающие кровообращение в головном мозге и различные адаптогены (лимонник, женьшень).

В зависимости от тяжести недуга доктор назначает определенное лекарственное средство. При начальной стадии болезни возможно исцеление при помощи витаминных комплексов и лечебных чаев с валерьянкой.

В более запущенных формах астении назначается седативные средства и транквилизаторы:

  • афобазол;
  • адаптол;
  • седатив ПЦ;
  • иные лекарства.

Если недуг глубоко поразил нервную систему, прописываются сильные средства-антидепрессанты . Эту группу препаратов назначают в крайне запущенных случаях. В некоторых случаях лечение происходит с помощью физиотерапевтических процедур — электросна, дарсонвализации и др.

Психологическое и режимное лечение предполагает индивидуальную работу пациента над собой. Необходимо разобраться в режиме труда и отдыха, наладить полноценный сон, исключить злоупотребление возбудителями (кофе, сигареты, шоколад, алкоголь).

Также необходимо исключить конфликтные ситуации в своей жизни, по крайней мере, максимально удалиться от них.

Также существуют методы народного лечения травами. После консультации с доктором, вы можете принять курс травотерапии. Особенно на первой стадии недуга травотерапия дает потрясающие результаты.

Режим питания

Пересмотрите режим питания ! Необходимо исключить продукты, провоцирующие агрессивность и стимулирующие чрезмерные проявления эмоций.

Возможно, вам придется отказаться от красного мяса. Но принимать решение по исключению продуктов из рациона необходимо после консультации с диетологом.

Последствия

Астено невротический синдром может иметь самые негативные последствия.

Человека могут преследовать панические атаки, которые имеют самую разнообразную окраску — от приступа «все пропало» до панического страха смерти.

Атаки носят временный характер, начинаются и заканчиваются неожиданно. В это время наблюдается тахикардия, состояние психической взвинченности или заторможенность.

Среди физических проявлений во время приступа возможно расстройство стула, обильное мочеиспускание.

Читайте подробней о панических атаках в наших статьях.

Согласно статистике симптомы приступа паники проявляются у 45 – 70 % мирового населения, что составляет внушительную цифру. Причем зачастую первый...

Как навсегда избавиться от панических атак — лечение гипнозом, таблетками, гомеопатией и народными средствами

Внезапные приступы паники способны в значительной мере осложнять жизнь своим жертвам. У многих в результате таких состояний развивается депресс...

Профилактика заболевания

В случае появления расстройств астенического характера, вызванных психогенными нагрузками и социальным фактором, необходимо принять меры профилактического характера, которые максимально снизят риск возобновления или появления астении.

К ним относятся:

  • смена места работы;
  • смена окружения;
  • полноценный отдых;
  • качественный сон в определенное время;
  • доступные физические упражнения;
  • расслабляющий массаж;
  • плавание;
  • рефлексотерапия;
  • медитативные техники.

Что еще можно сделать?

В современной социальной среде стрессов и физического перенапряжения не избежать. Но необходимо стремиться к уменьшению влияния психогенных нагрузок на организм. Если вы перенапрягаетесь на работе — смените ее.

Если у вас сложились конфликтные отношения с начальством — найдите новую работу. Если вы стремитесь достичь карьерных высот — занимайтесь аутотренингом или восточными методиками (у-шу, кунг-фу, цигун).

Выделите специальное время для занятий спортом, плаванием, фитнесом, йогой. Уделяйте время прогулкам на природе. Заведите домашнее животное — общение с домашними питомцами снимает стресс!

Аквариумные рыбки — просто чудесное средство для успокоения. Домашний кот русской породы — завораживающе мурлычет. Маленькая игривая болонка — и стресс снят!

Не уходите в глубокую депрессию по поводу потери близкого человека. Жизнь скоротечна!

Многим помогает посещение церкви и присутствие на богослужениях. Возьмите за правило посещать церковные службы по воскресеньям и праздникам. Церковь врачует душу, а значит, и с нервами будет порядок.

Займитесь рукоделием , разными поделками. Найдите себе хобби, и посвящайте часть времени любимому занятию.

Полюбите себя, наконец. Ваше счастье не должно зависеть от прихотей судьбы и других людей. Будьте здоровы!

Видео: Астено-невротический синдром и его лечение

Что может вызвать астено-невротический синдром и какие методы лечения и самолечения существуют вы узнаете из этого ролика.

Нестабильность нервной системы люди привыкли воспринимать как временное явление, характерное только для детей. На самом же деле, астено-невротический синдром, для которого характерно бурное реагирование на внешние раздражители может проявиться как у детишек, так и у взрослых, доставив им немало проблем.

Астено-невротический синдром: определение и основные симптомы

Что же представляет собой такое заболевание? Это неврологический недуг, который характерен для людей, имеющих подвижную психику. Следствием развития этого недуга становится бурное реагирование на внешние раздражители. Человек буквально не способен выносить даже перспективу неудачи, он склонен к истерикам и бурному проявлению эмоции.

У астено-невротического синдрома симптомы следующие:

  • неусидчивость, абсолютное отсутствие терпения;
  • резкие смены настроения из-за мелочей;
  • истерики и припадки;
  • нарушение сна;
  • невозможность длительного умственного и физического напряжения;
  • бурное реагирование на любую критику;
  • повышенная капризность, которая сопровождается постоянными депрессиями.

Иными словами, человек бурно реагирует на не понравившееся ему слово или действие собеседника. Подобные проблемы часто проявляются у детишек в дошкольном и подростковом возрасте. Синдром вызывает у них агрессию, постоянное желание вступить в конфликт, заметно понижая учебную успеваемость.

Проявиться проблема может и у взрослого человека. Она становится реакцией не переутомляемость, вызывая истерики и резкие смены настроения у своего обладателя.

У данной болезни имеется код по МКБ 10 - F 06.6, а сама проблема оказывается крайне распространенной. Врачи связывают это с возросшим уровнем напряженности в повседневной жизни современного человека.

Чаще всего люди не связывают разрозненные симптомы, считая, что нарушения сна, нестабильность настроения и возросшие фобии никак не связаны. Это приводит к укоренению проблемы, стремительному развитию. Психологи советуют лечить синдром сразу же, как только был поставлен диагноз, поскольку у болезни имеется множество последствий.

Причины развития синдрома у взрослых и детей

Астено-невротический синдром у детей встречается все же чаще, чем у взрослых и связано это с тем, что психика ребенка куда более не стабильна. Какие же причины могут стимулировать развитие такого серьезного психического заболевания?

  1. Инфекции бактериального или вирусного характера, которые сопровождаются нейротоксикозом.
  2. Гипоксия во время родов становится стимулом к появлению синдрома в будущем.
  3. Менингит, энцефалит и другие воспалительные заболевания, влияющие на центральную нервную систему.
  4. Наследственный фактор нельзя сбрасывать со счетов.
  5. Недостаточно витаминов и полезных микроэлементов в рационе.
  6. Травмы головы, даже если они кажутся незначительными.
  7. Вызвать АНС могут постоянные конфликты в школе и дома.

Астено-невротический синдром у взрослых развивается на фоне тех же причин, но к ним добавляются и еще несколько:

  • хроническая интоксикация организма или наркотическая зависимость;
  • хроническое переутомление на фоне не рационального построения повседневного расписания;
  • высокое черепно-мозговое давление;
  • нарушения обменных процессов в головном мозге.

Таким образом, причин развития заболевания даже слишком много. Чаще всего синдром и у взрослых, и у детей возникает по одной причине: чрезмерная интеллектуальная или физическая активность, сопряженная с отсутствием нормального отдыха. Современные карьеристы так упорно идут к вершине в своей профессии, что для них это оборачивается нервным истощением, нарушением режима сна и отдыха.

Давление распространяется и на детей: стремление вырастить гения вряд ли приведет родителей к чему-то хорошему. Интеллектуальные нагрузки только повысят степень психической нестабильности малыша.

Нельзя сбрасывать со счетов и болезни, вызывающие развитие синдрома. Так, например, он появляется из-за развития злокачественных опухолей, из-за сахарного диабета, гипотонии и гипотиреоза. При малейшем риске появления астено-невротического синдрома, врачи предупреждают пациента об этом.

Вегето-сосудистая дистония тоже вызывает подобную проблему, а часто неприятность даже настигает дам в интересном положении. При беременности женщине становится сложнее контролировать страхи и сомнения, следствием чего и становится такой неприятным симптом.

Дополнительное влияние оказывают вредные привычки: алкоголизм, наркомания, табакокурение только стимулируют нарушения в работе нервной системы. Если в жизни человека присутствуют и иные факторы развития заболевания, избежать его не удастся.

Последствия астено-невротического синдрома

Причин развития заболевания может быть много, и иногда такие факторы как стрессы на работе, служба в армии, беременность, большие физические нагрузки только дополнительно влияют на стремительный прогресс симптомов. В организме человека все взаимосвязано, и поэтому игнорировать проблему ни в коем случае нельзя. Те факторы, что вчера оказывали влияние только на нервную систему, сегодня могут ухудшить и физическое состояние. Из-за этого пациент не сможет работать, даже элементарный поход за продуктами превратиться для него в стресс. Построить отношения с таким диагнозом сложно из-за вспыльчивости человека. Какие же последствия астено-невротического синдрома считаются самыми серьезными?

  1. Гормональные нарушения.
  2. На фоне нервного истощения возникают проблемы с сердцем, в том числе инфаркты и инсульты.
  3. Может развиться язва желудка, поскольку на работу ЖКТ нервные расстройства оказывают влияние.
  4. Детишки, столкнувшиеся в такой проблемой, могут в будущем страдать из-за неполадок в работе эндокринной системы и медленного полового созревания.
  5. Хроническая депрессия - самое распространенное последствие серьезного заболевания нервной системы.

Игнорируя симптомы астено-невротического синдрома, человек может в будущем столкнуться с признаками клинической депрессии. У него вдруг пропадает желание жить, и никакие изменения в жизни не пробуждают интереса человека. Вывести себя самостоятельно из этого состояния невозможно, а на фоне хронической депрессии часто развиваются суицидальные наклонности.

Последствия синдром имеет и для нормальной жизни ребенка, столкнувшегося с проблемой в раннем возрасте. Так, врачи отмечают нарушения в репродуктивной функции у тех взрослых, которые в детстве столкнулись с симптомами нервного расстройства.

Последствия затрагивают и физическое самочувствие: на фоне заболевания повышается риск инсульта и инфаркта. Таким образом, человеку, узнавшему о своем диагнозе, необходимо немедленно приступать к поискам адекватных вариантов лечения.

3 стадии развития астено-невротического синдрома

Как и любое другое заболевание, данный нервный синдром развивается постепенно, и на ранних стадиях заметить симптомы крайне проблематично. Всего врачи выделяют 3 стадии развития болезни. Какие же симптомы характерны для них?

  1. На первой стадии заболевания у человека ухудшается настроение, появляются признаки повышенной раздражительности. Однако он сам списывает это на стресс, на гормональные проблемы или сильную усталость. К проблемам с настроением изредка прибавляются симптомы физического недуга, например, пациент страдает частыми головными болями.
  2. На второй стадии пациент мучается из-за проблем со сном и сильной утомляемости. Он устает буквально от всего, не может даже встать с кровати. При этом наблюдаются все те же перепады настроения, сопряженные с общим депрессивным состоянием.
  3. На финальной стадии развития заболевания на человека накатывает катастрофическая апатия. Пациент страдает от депрессии, имеет склонности к суициду, а настроение его становится еще более нестабильным. Часто на этой стадии человек падает в обморок, а его рабочая активность снижается до нуля.

Обычно пациенты игнорируют заболевание на ранних стадиях, и только когда к нему прибавляется хроническая усталость и апатия, многие предпочитают обратиться к врачу. В такой ситуации не следует игнорировать симптомы и продолжать работать на износ, поскольку это только ухудшит общее самочувствие. Врачи и психологи рекомендуют при первых тревожных признаках отказаться от большой нагрузки, отдохнуть, провести день на природе.

Если же смена работы на режим отдыха не помогает, необходимо обратиться к врачу. Дело в том, что запущенный синдром часто удается вылечить лишь с помощью терапии и подходящих медикаментов.

Домашние и профилактически методики борьбы с заболеванием

На ранних стадиях астено-невротический синдром лечение подразумевает простое, причем проводить исцеление можно в домашних условиях. Для этого пациенту необходимо использовать следующие меры:

  • нормализовать режим сна и отдыха;
  • следить за своим питанием, поскольку преобладание полезных микроэлементов в рационе заметно повышает вероятность исцеления;
  • необходимо обращаться к успокаивающим ваннам, делать расслабляющий массаж;
  • также рекомендуется снизить рабочую нагрузку, стараться как можно больше свободного времени проводить на свежем воздухе;
  • если человека обуревают постоянные страхи, если он склонен к ипохондрии и мнительности, необходимо посещать психотерапевта;
  • также рекомендуется пить успокаивающие чаи с мятой, валерианой и мелиссой.

Главный секрет быстрого выздоровления элементарно прост: нужно отказаться от чрезмерных нагрузок, больше спать и проводить максимальное количество времени на свежем воздухе.

Отказываться полностью от физических нагрузок и валяться в постели тоже не рекомендуется, ведь это только подкрепляет характерную для симптома апатию. Человек может посещать спорт-зал, бассейн, ездить на природу, ходить в кино и в театр.

Поскольку человека настигает депрессия, психологи советуют искать те средства, которые повышают пациенту настроение. Кому-то помогают занятия танцами, а кто-то записывается на курсы по кулинарии. Такое расслабление за любимым делом порой оказывается куда полезнее и эффективнее любой терапии.

Если самостоятельно справиться с заболеванием не получается, необходимо обратиться к психотерапевту. Врач сможет выяснить причину возникшей проблемы, выяснит источник страхов и стрессов и поможет человеку избавиться от этих стимулирующих факторов.

Сам астено-невротический синдром проходит быстро, но проблема может развиться снова на фоне усилившего стресса. Именно поэтому, если однажды проблема уже развилась, необходимо пересмотреть собственную жизнь, внести в нее чуть больше отдыха и радостей. Тогда и любые тревожные симптомы исчезнут.

Астено-невротический синдром и медикаменты для его лечения

Лечение медикаментами данного синдрома происходит лишь на финальных этапах развития проблемы. Обычно врачи прописывают минерально-витаминный комплекс, но если это не помогает, в силу вступают следующие медикаменты:

  • антидепрессанты, которые помогут избавиться от хронического плохого настроения и апатии;
  • анаболические стероиды;
  • седативные средства, которые позитивно влияют на устранение признаков апатии и повышенного волнения;
  • также врачи могут прописать средства, улучшающие обменные процессы в клетках головного мозга.

Прописывать медикаменты всегда должен врач, поскольку сам пациенты не может выбрать ни подходящие компоненты, ни нужную дозировку. В целях лечения запущенного заболевания часто прописываются снотворные и дневные транквилизаторы. Они, в свою очередь, способны вызвать зависимость, поэтому применять такие средства необходимо только с разрешения психотерапевта.

Очень позитивно на самочувствие человека влияет прием витаминов, особенно группы В и С. Обратиться можно и к успокоительным препаратам на растительной основе. Например, в этих целях активно используется валериана. Она помогает пациенту забыть про стресс на работе, про фобии и ненужные переживания. Однако и такими успокоительными препаратами злоупотреблять не рекомендуется, поскольку можно лишь стимулировать развитие общей апатии.

Если с проблемой столкнулся ребенок, то лечение медикаментами оказывается крайне ограниченным. Деткам врачи могут прописать лишь успокоительные на растительной основе и минерально-витаминные комплексы. Те же ограничения касаются и беременных женщин, а также кормящих мам. Риск навредить самочувствию не рожденного малыша заставляет врачей искать иные способы исцеления.

Довольно распространено и лечение народными средствами. Например, врачи советуют выпивать настои на шишках хмеля, на пустырнике и мяте, поскольку данные травы обладают успокаивающим воздействием. Обратиться можно к ароматерапии. В этих целях используется масло бергамота, лимона, вербены, герани и прочие, поскольку они обладают успокаивающим воздействием.

Начинать утро следует с лечебной физкультуры или с пробежки, поскольку это зарядит организм энергией, позволит человеку сразу настроиться на нужный лад.

При постановке такого диагноза госпитализация требуется крайне редко. Обычно такая необходимость появляется лишь в тех случаях, если пациент может навредить себе или окружающим. Хроническая депрессия с суицидальными наклонностями может стать причиной временной изоляции на короткий срок в целях безопасности самого пациента.

Обычно терапия дает результаты уже через 4-7 дней после начала ее использования. Медикаменты улучшают физическое состояние человека, а постоянные прогулки и преобладание отдыха над работой влияют на эмоциональное самочувствие пациента. Если же улучшение состояния не происходит через 7-10 дней, необходимо повторно обратиться к врачу. Тут возможны два варианты: либо специалист поставил неправильный диагноз, либо он прописал неверные способы лечения.

В условиях постоянного стресса современный человек может столкнуться с астено-невротическим синдромом совершенно внезапно, но лечить его нужно всегда, вне зависимости от своей занятости и отношения к диагнозу. У подобного заболевания могут быть серьезные последствия, которые не только повлияют на настроение, но и могут сократить жизнь человека.

У детей относится к категории психических расстройств. Он в детском возрасте провоцируется чрезмерными перегрузками и истощением нервной системы. Врачи называют такую патологию раздражительной усталостью, так как у такого ребенка отмечаются одновременно астения и возбудимость. Заболевание свойственно как детям, так и взрослым. Но в детском возрасте отличается особенной симптоматикой.

Происхождение заболевания

Этиология недуга может быть генетической или приобретенной. Последняя форма зачастую провоцируется перенесенными травмами в области позвоночника и может проявиться после сильнейших психологических перегрузок, постоянных переживаний и волнений.

Астено-невротический синдром у ребенка 3 лет свидетельствует о генетической предпосылке заболевания. Меланхолический темперамент, который передается по наследству, считается слабым типом нервной деятельности. Именно у детей с таким характером чаще всего проявляется подобная патология.

Возможно, что она наблюдалась и у родителей малыша. Тогда лечение будет гораздо дольше.

В любом случае при наличии астено-невротического синдрома ребенку требуется помощь квалифицированного психолога. Она также требуется и родителям, чтобы помочь сформировать навыки общения с маленьким пациентом. Если астено-невротический синдром у ребенка или подростка не является изолированным и усложненным, то, как правило, прогноз заболевания благоприятен.

Обычно ребенок проходит курсовое лечение. Курс меняется раз в 3-4 месяца.

Причины заболевания

Какие причины имеет болезнь? Астено-невротический синдром у детей может появиться в силу ряда обстоятельств.

К основным факторам можно отнести:

  • генетическую предрасположенность;
  • гипоксию;
  • интенсивную умственную и физическую нагрузку;
  • частые стрессы;
  • нарушение метаболизма мозга, приводящее к нехватке некоторых веществ;
  • перенесенные воспаления головного мозга по типу менингита или энцефалита;
  • черепно-мозговую травму;
  • интоксикацию организма различными веществами, которые нарушают обменные процессы (часто в роли токсичных веществ в детском возрасте выступают лекарственные препараты, в особенности при несоблюдении дозировок);
  • заболевания печени и почек, протекающие в хронической форме;
  • патологию щитовидной железы, которая проявляется в повышении продуцирования гормонов, увеличивающих возбудимость;
  • дефицит витаминов группы В;
  • отрицательные социальные факторы.

Современные представления о болезни, знание ее причин и основных механизмов развития дают возможность проводить эффективную терапию.

Изменение образа жизни ребенка, которое предполагает исключение внешних, провоцирующих развитие неврастении причин (факторы социального характера, перенапряжение умственной или эмоциональной сферы), предотвращает развитие функционального сбоя нервной системы ребенка в будущем.

Симптоматика заболевания

Как выражается астено-невротический синдром у детей? Симптоматика неврастении в детском возрасте заключена в большом количестве различных признаков.

Условно они разделяются на функциональные нарушения вегетативной нервной системы и коры головного мозга.

Сбой в работе вегетативной системы

Проявления неврастении со стороны вегетативной нервной системы могут маскировать патологию внутренних органов. Как протекает астено-невротический синдром у детей?

К основным проявлениям можно отнести:

  • неприятные ощущения и чувство покалывания в области сердца, проявления эти выражаются максимально при стрессах, умственных и эмоциональных перегрузках;
  • наличие тахикардии;
  • повышенное выделение пота.

Иногда астения может сопровождаться небольшим повышением температуры тела до отметки 37,5º С, в особенности если сбой работы центральной нервной системы был вызван увеличением продуцирования гормонов щитовидной железы.

Сбой работы коры головного мозга

Что касается проявлений со стороны коры головного мозга, то в первую очередь сюда следует включить изменения психологического характера.

Среди них можно выделить:

  • повышенный уровень утомляемости, усталость не дает ребенку возможность выполнять умственную работу;
  • невозможность усидеть на месте, сконцентрировать свое внимание;
  • нарушения в сфере памяти и внимания (в первую очередь страдает краткосрочная память, ребенок не может запомнить информацию, потому что не собран);
  • измененный ребенка, который проявляется в повышенной раздражительности, плаксивости и вспыльчивости;
  • нарушения сна (ребенок длительное время не может уснуть, утром с трудом пробуждается);
  • частые перепады в настроении.

В целом астено-невротический синдром у детей имеет яркие проявления:

  • гиперактивное поведение ребенка;
  • снижение внимания;
  • капризность и непослушание.

Появление таких симптомов должно стать поводом для обращения к специалисту, который сможет установить возможное нарушение.

Следует отметить, что в детском возрасте признаки болезни выражены более ярко, нежели у взрослых. Это связано с недостаточностью развития высшей нервной деятельности. Иногда толчком к развитию неврастении служит незначительное эмоциональное или умственное перенапряжение.

Как еще проявляется астено-невротический у детейвыражаются в общем недомогании. К примеру, находясь в транспорте, ребенок жалуется на укачивание, тошноту, головокружение. У такого ребенка нередко отмечается обморочное состояние.

Если говорить о симптомах неврастении у детей младшего школьного и дошкольного возраста, то у них часто отмечается энурез. При развитии патологии ребенок может предъявлять жалобы на болевые ощущения в области шеи, подергивание глаз. Конечности могут быть сведены судорогами.

Эта симптоматика характеризует запущенную форму астено-невротического синдрома, когда родители не предприняли никаких радикальных шагов для лечения. В этом случае ребенку присущи истеричность и повышенная агрессия.

Что касается признаков заболевания у школьников и подростков, то они выражаются в неспособности концентрировать внимание. Такие дети испытывают трудности как в школе, так и дома.

Родители в этом случае должны проявить максимум терпения, не повышать тон на ребенка, не наказывать его за ошибки и излишнюю нервозность. Наказание и разговор на повышенных тонах лишь усугубят ситуацию и станут благоприятной почвой для укоренения психологической проблемы. В этом случае ребенок может вообще потерять чувствительность и память.

Фобии и панические атаки

Признаком заболевания может стать развитие страхов. В дошкольном возрасте такой симптом встречается крайне редко. Иногда признаком неврастении могут стать и могут возникнуть припадки. Проявляется это битьем головой о стену, криками, истериками, падением на землю. В этом случае категорически запрещено наказание.

Все вышеперечисленные симптомы - повод для обращения за помощью к невропатологу.

Как проводится лечение?

Многие интересуются тем, как лечить астено-невротический синдром у детей. Терапия отличается комплексностью. К лечению приступают только после проведения тщательной диагностики причин нарушения функциональности нервной системы. Существуют специальные тесты для определения уровня нарушений, способы инструментальной диагностики для выявления возможных патологий в головном мозге или же сбоя в работе внутренних органов (рентген, магнитно-резонансная томография, энцефалография). Терапия включает рекомендации общего характера и лечение посредством медикаментов и психотерапии.

Как правило, медикаментозная терапия дополняется гимнастикой и физиотерапевтическими процедурами, которые направлены на успокоение нервной системы. Среди них следует отметить дарсонвализацию, электросон и гидротерапию.

Как устраняется астено-невротический синдром у детей? Лечение предполагает проведение общих мероприятий вне зависимости от причин, спровоцировавших появление заболевания у ребенка.

К ним можно отнести:

  • пребывание на свежем воздухе, позволяющее насытить кислородом ткани головного мозга;
  • достаточную продолжительность сна, которая должна соответствовать возрасту ребенка и составлять не менее 8 часов;
  • налаживание рациона с включением достаточного количества необходимых витаминов;
  • закаливание;
  • устранение негативных воздействий на психику ребенка;
  • периодическая смена впечатлений (поездки за город, прогулки на природе с семьей).

Лечение медикаментами

Как купируется астено-невротический синдром у детей? Лечение медикаментозными средствами показано при выраженных нарушениях функциональной деятельности центральной нервной системы.

Как правило, употребляются препараты, снимающие возбудимость. Они способствуют нормализации работы вегетативной и центральной нервной системы. Применяются "Атаракс", "Адаптол", "Седатив" и другие средства.

Как правильно устранить астено-невротический синдром? Лечение медикаментами у детей проводится в строго индивидуальном порядке. При этом в курс могут быть включены средства других фармакологических групп при наличии заболеваний внутренних органов. Медикаментозное лечение может назначать только невропатолог.

Лечение народными методами

Астено-невротический синдром у детей лечится и травами. Ниже приведены некоторые рецепты, способствующие снятию возбудимости.

  • Валериана. Столовая ложка корней растения заливается стаканом кипятка и настаивается в течение 20 минут. Пить настой следует трижды в день. Последний прием осуществляется перед сном.
  • Пустырник. Две ст. ложки сухой травы заливаются стаканом кипятка и выдерживаются на водяной бане 15 минут. Средство процеживается и пьется дважды после обеда и перед сном.
  • Травяной сбор, включающий мяту, валериану, в равных пропорциях. Столовую ложку сбора заливают стаканом кипятка и настаивают на протяжении получаса. После процеживания средство пьется по половине стакана по утрам и вечерам.

Продолжительность лечения травами составляет месяц.

Рацион

Питание ребенка должно быть качественным. В рацион следует включать говяжью печень, морскую рыбу, свежие куриные яйца, молочные продукты, орехи, цитрусы, квашеную капусту, фрукты и овощи, которые богаты витамином С.

Лечение психотерапией

Как лечить болезнь? Астено-невротический синдром у детей устраняется и посредством психотерапии. Она является основой успешного излечения нервной патологии. В зависимости от степени выраженности нарушения функциональности нервной системы могут применяться разные методы.

Психотерапия является словесным воздействием, в ходе которого выявляются травмирующие психику факторы, а также изменяется отношение к ним ребенка.

Нейролингвистическое программирование - один из способов психотерапии, при котором проводится словесное моделирование отношения ребенка к стрессовой ситуации.

Проведение индивидуальных или групповых тренингов, дающих возможность купировать фобии, улучшить социальную адаптацию, в особенности при смене коллектива.

Психотерапевтические методики подбираются в строго индивидуальном порядке на основе диагностики. При условии качественно проведенной терапии прогноз благоприятен.

Реабилитационные мероприятия

Астено-невротический синдром у детей, причины которого описаны в этой статье, проявляется в агрессии ребенка к окружающим. Такие дети сразу заметны в коллективе. Они конфликтны, склонны обижать других и разговаривать с ними на высоких тонах.

Больные часто плачут, кричат, проявляют протест против привычных действий. К примеру, могут отказаться от приема пищи и закатить истерику.

Такие дети ставятся на учет в детском саду и школе. Они нуждаются в помощи психологов. С ними рекомендовано сдержанное поведение.

Следует отметить, что лечение астено-невротического синдрома - сложный и длительный процесс, после которого ребенок нуждается в реабилитации. Это может быть занятие с психологом, приобщение к прикладному труду, ароматерапия.

Самым главным условием в восстановительный период является исключение нервных перегрузок и соблюдение режима труда и отдыха.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека