Эмоциональная реактивность индивида. Уровень эмоциональной реактивности

Наряду с общим повышением уровня эмоциональной изби­рательности (на какие стимулы реагирует субъект) в юноше­ском возрасте продолжается дифференциация по силе реактив­ности. Уровень эмоциональной реактивности, способности личности переживать чувства и эмоции обусловлены отчасти ее конституциональными свойствами (это доказывается изучением близнецов), а отчасти - условиями воспитания. Следует под­черкнуть, что низкий уровень эмоциональной реактивности - фактор психологически неблагоприятный. По данным Калифор­нийского лонгитюда, подростки и юноши с низкой эмоциональной реакцией казались более беспокойными, раздражительны­ми, эмоционально неустойчивыми, менее решительными и об­щительными, чем их высокореактнвные сверстники; в среднем возрасте (около 30 лет) первые труднее приспосабливались к среде и чаще обнаруживали невротические симптомы.

Из сказанного ясно, чго эмоциональные проблемы и трудно­сти юношеского возраста необходимо рассматривать конкретно, так как они имеют разные истоки. Подростковый синдром дисморфофобии - лишь побочное следствие озабоченности своим телом и внешностью - в юности обычно уже проходит. Резкое увеличение в переходном возрасте числа личностных рас­стройств обусловлено главным образом тем, что у детей таких расстройств не бывает вовсе из-за неразвитости их самосозна­ния. Болезненные симптомы и тревоги, появляющиеся в юности, часто не столько реакция на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм.

Новейшие исследования опровергают мнение многих зару­бежных психологов о юности как о невротическом периоде раз­вития. У большинства людей переход из подросткового возраста в юношеский сопровождается улучшением коммуникативности и общего эмоционального самочувствия. По данным экспери­ментального лонгитюдного исследования Е. А. Силиной, обсле­довавшей одних и тех же детей в VII и вторично в IX классе, юноши по сравнению с подростками обнаруживают большую экстравертированность, меньшую импульсивность и эмоциональ­ную возбудимость и большую эмоциональную устойчивость. Эти данные интересны также тем, что в подростковом и младшем юношеском возрасте уже обнаруживаются одинаковые симптомокомплсксы, такие же, как у взрослых. Иначе говоря, все основные структуры темперамента и его зависимости от свойств нервной системы складываются уже к подростковому возрасту. Юность же, не меняя типа темперамента, усиливает интеграль­ные связи его элементов, облегчая тем самым управление собственными реакциями. По данным А. В. Кучменко, 16-17- летние старшеклассники, независимо от типа своей нервной системы, значительно сдержаннее и уравновешеннее под­ростков.

По данным американского психолога Р. Кэттела, личност­ный тест которого применяется во многих странах, в том числе в СССР, от 12 к 17 годам заметно улучшаются показатели по таким факторам, как общительность, легкость в обращении с людьми и доминантность (настойчивость, соревновательность, стремление главенствовать), тогда как общая возбудимость, на­оборот, снижается. У мальчиков, кроме того, снижаются пока­затели по фактору, соединяющему в себе чувствительность, мяг­кость характера, чувство зависимости и потребность в опеке, и уменьшается неуверенность в себе, внутреннее беспокойство и тревога, т. е. развитие идет в сторону большей уравновешен­ности.

Эмоционально неуравновешенные, с признаками возможной психопатологии, подростки и юноши составляют статистически меньшинство в своей возрастной группе, не превышающее 10-20 процентов общего числа, т. е. почти столько же, сколько и у взрослых.

В социалистическом обществе отсутствуют такие патогенные факторы, как безработица, неуверенность в завтрашнем дне, конкуренция, смакование насилия и жестокости, которые отрав­ляют жизнь молодежи в капиталистических странах. Это облег­чает советским юношам и девушкам трудности периода созре­вания и способствует их физическому и душевному здоровью. Но именно потому, что общество заинтересовано в психическом здоровье каждого из своих членов, эмоциональный мир старше­классников должен всегда быть в центре внимания учителей и родителей, которым в этом отношении могут эффективно по­мочь психологи и врачи-психотерапевты .

Юношеский возраст характеризуется, таким образом, боль­шей (по сравнению с подростковым) дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональ­ных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегу­ляции. Юношеские настроения значительно более устойчивы и осознанны, чем подростковые, и соотносятся с гораздо более широким кругом социальных условий.

Расширение круга личностно-значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены, проявляется в развитии так на­зываемых высших чувств. Усвоение определенной системы нрав­ственных норм и принципов претворяется в сложную гамму мо­ральных чувств - чувство долга перед обществом и окружаю­щими людьми, способность к сопереживанию, потребность в дружбе и любви, чувство товарищеской солидарности и мо­рально-политические чувства, такие, как советский патриотизм и социалистический интернационализм.

Нарушение старшеклассником принятых им самим норм по­ведения вызывает у него мучительное чувство вины. Заметно расширяется сфера эстетических чувств, которые постепенно вычленяются из круга других переживаний и находят специфи­ческие способы выражения и удовлетворения. При этом в эсте­тике, как и в морали, юность особенно чувствительна к конт­растам, остро переживает переход от возвышенного к низменному, от трагического к комическому. Особо нужно отметить раз­витие в юности тесно связанного с ростом интеллекта чувства юмора, иронии, позволяющих подростку вырвать предмет из его привычных связей и установить с ним необычные, «странные» ассоциации. Заметно дифференцируются также интеллектуаль­ные и практические чувства. Наивная детская любознательность перерастает в осознанное наслаждение процессом мышления, в радость по поводу преодоления трудностей, сознательное стрем­ление к творчеству и т. д.

Коварное и очень сложное в распознании заболевание – атипичная депрессия. Чтобы ее вовремя обнаружить и излечить, важно знать такого опасного «врага» в лицо и быть готовым к активной и длительной борьбе с ним.

Все мы привыкли воспринимать депрессию как подавленное состояние организма, при котором ничего не хочется делать. Однако иногда заболевание проявляется совершенно противоположными симптомами.

Это несет еще большую угрозу для жизни человека: ведь даже если он будет говорить, что у него психологическое расстройство, но при этом есть с большим аппетитом, никто не поверит. И зря, ведь эта болезнь очень многолика и коварна.

Что такое атипичная депрессия

При атипичной депрессии (АД) человек может питаться с повышенным аппетитом, много и крепко спать, даже набирать вес. Но при этом его внутреннее состояние будет все более угнетенным с каждым днем.

Именно поэтому болезнь очень сложно диагностировать: имея все разрушительные свойства типичной депрессии, она проявляется совершенно противоположно.

Таким образом, АД – это своеобразная форма истинного депрессивного расстройства, имеющая все разрушительные свойства типичного подобного состояния, но при этом отличающаяся следующими нехарактерными свойствами:

  • повышенный, иногда даже очень сильно, аппетит;
  • хороший и крепкий сон (в отдельных случаях состояние сна преобладает над состоянием бодрствования);
  • набор веса;
  • выраженная эмоциональная реактивность.

Если первые три пункта вполне понятны, то о четвертом предстоит поговорить отдельно. Известно, что при типичной депрессии больной уходит в себя, становится практически полностью безэмоциональным, слабо реагирует на внешние раздражители, как психические, так и физические. Но все совсем не так при атипичной форме заболевания.

Человек, страдающий именно таким расстройством, наоборот будет реагировать на все резко, сверхэмоционально, очень бурно. Слезы, скандалы, бурные всплески и иногда даже драки – все это характерно для такой болезни.

Особенно мощные реакции наблюдаются у подростков, страдающих АД. И зачастую именно поведение дает возможность заподозрить недуг.

Симптомы

Как правило, к атипичной депрессии склонны в основном подростки и люди, находящие в переходном возрасте от молодости к зрелости. Это объясняется и физическими изменениями в организме в том числе.

Если рассматривать первую группу риска (подростки), то тут все просто. Дети, находящиеся на пороге взросления, очень психически уязвимы и постоянно напряжены внутренне, что и приводит к заболеванию.

Люди, находящиеся в возрасте «около 30», переживают примерно то же самое, что и подростки. В определенный момент у них начинается осознание: молодость уже прошла, лучшие годы позади, жизнь – штука конечная.

И, кроме того, происходят определенные гормональные изменения (как, кстати, и у взрослеющих детей). Недаром эта пора называется «кризисом среднего возраста» и опасна именно впадением в депрессию. В том числе и атипичную.

Симптоматика – это комплекс симптомов, характерных для определенного заболевания. И в случае с АД они следующие:

  1. Выраженная эмоциональная реактивность (основной симптом).
  2. Резкое повышение аппетита , может сопровождаться набором веса (один из основных).
  3. Частый и крепкий сон, иногда постоянная сонливость (один из основных).
  4. Ощущение, что в конечностях возникла тяжесть (дополнительный физический симптом).
  5. Отказ от контактов с другими людьми , иногда даже очень важными и близкими (дополнительный симптом).

Диагноз атипичная депрессия ставится при наличии первого признака, так как он является основном, а также двух и более остальных.

Причины

Было бы очень неправильным списывать данное очень тяжелое состояние психики исключительно к переменам в развитии и становлении личности. Также АД могут спровоцировать и физические перемены, и какой-то очень серьезный стресс, и глубокие личные переживания. Поэтому причин у болезни невероятное множество.

Итак, атипичная депрессия может развиться вследствие следующих жизненных ситуаций:

  • трагическая утрата или резкие изменения в сложившемся бытовом укладе (уход или измена любимого человека, смерть близкого, разрыв старых и очень значимых отношений);
  • негативные перемены в профессиональном статусе или в социальном положении (увольнение с работы, выпадение из привычного социума, кардинальная смена места жительства);
  • насилие , испытанное на себе (домашнее, сексуальное, чувственное или телесное);
  • сильные межличностные конфликты с кем-то очень важным для данного человека;
  • генетическая предрасположенность и тип личности;
  • серьезное физическое заболевание или зависимость (наркотики, алкоголь).

Согласно медицинским исследованиям, при данной форме депрессивного расстройства происходят сильные изменения в коре головного мозга, из-за которых нарушается гормональный баланс, и возникают негативные химические реакции.

Лечение

Для того чтобы выйти из этого разрушающего личность состояния, необходимо специальное комплексное лечение, основанное как на применении определенных медикаментов, так и на очень тонком психологическом воздействии.

Для положительного исхода важны не только медикаменты, но и уход, диета, серьезная психологическая поддержка.

Медикаментозно АД излечивается при помощи специальных антидепрессантов, которые вправе назначить только лечащий врач. Именно при их употреблении рекомендуется соблюдать определенную диету, которая улучшит внутреннее состояние.

Пациентам не следует употреблять в пищу любые продукты, изготовленные более 2 недель назад, а также копчености и жирные сыры. Все они содержат в себе тирамин – вещество, усугубляющее депрессию.

Важно помнить о том, что люди с выраженным депрессивным состоянием крайне уязвимы и очень болезненно воспринимают любые слова и поступки. Они неуверенны в себе, постоянно подавлены и очень нерешительны.

Такие люди требуют особого внимания, и оставлять их одних не стоит. Ведь ни для кого не секрет, что затяжные депрессии чреваты суицидальными исходами. Поэтому важно видеть, что происходит с человеком.

Общение с близким человеком в депрессии требует большого терпения и еще более большого внимания, ведь одно ошибочное действие может привести к печальному результату. Поэтому следует помнить несколько правил:


Депрессия – это очень длительное по времени протекания и невероятно сложное по своим внешним и внутренним проявлениям заболевание, которое может быть спровоцировано практически любой негативной жизненной ситуацией.

Отмахиваться от таких больных ни в коем случае нельзя, ведь только понимание и дружеская поддержка способны вывести дорого человека из такого опасного и мрачного состояния. И об этом важно помнить каждую секунду.

Видео: Интервью с доцентом кафедры психиатрии

Результаты поиска

Нашлось результатов: 102 (1,12 сек )

Свободный доступ

Ограниченный доступ

Уточняется продление лицензии

1

Прогнозирование адаптации студентов вузов должно строиться на знании их психологических особенностей и характеристик: мотивов личности, ценностных ориентаций, направленности, самооценки, качеств, связанные с общим типом высшей нервной деятельности (особенности темперамента, нейротизм, эмоциональная реактивность, экстра-интроверсия), акцентуаций характера, локуса контроля. Все вышеперечисленные понятия и их значение для адаптации студентов вузов мы и попытаемся раскрыть в данной статье

2

В статье излагаются результаты исследования развития социального интеллекта младших школьников. С 1 по 4 классы наблюдается позитивная динамика, но с началом подросткового кризиса выявлены деструктивные изменения социального интеллекта.

3

АНТИГИПОКСИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МЕТАЛЛОКОМПЛЕКСОВ ЦИНКА, КОБАЛЬТА И ЖЕЛЕЗА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ [Электронный ресурс] / Шахмарданова, Шахмарданов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Химия. Биология. Фармация.- 2014 .- №4 .- С. 144-148 .- Режим доступа: https://сайт/efd/505679

В тесте «открытое поле» показано, что металлокомплексы цинка, кобальта и железа производные 1-алкенилимидазола оказывают седативный эффект на индивидуальное поведение лабораторных крыс. В опытах на белых нелинейных мышах-самцах изучаемые соединения проявляли выраженный защитный эффект в условиях острой гипоксии разного генеза в широком диапазоне доз (5-250 мг/кг, в/б), превышающий действие известных антигипоксантов: этомерзола (25-100 мг/кг, в/б), мексидола (100 мг/кг, в/б) и нооглютила (25-100 мг/кг, в/б), что может являться одним из возможных механизмов седативного действия.

4

Исследовано влияние комената калия на функциональное состояние ЦНС животных в тестах “открытое поле” и “норковая камера” в обычных условиях и после воздействия острой гипоксии с гиперкапнией, а также его влияние на пропофоловый сон. Установлено, что предварительное введение комената калия в дозе 4 мг/кг в течение 3 сут способствует ослаблению постгипоксических изменений поведенческих реакций (эмоциональной тревожности и эмоциональной реактивности) животных. При этом выраженный стресспротективный эффект комената калия отмечается как через 1 сут, так и через 14 сут после гипоксии. В обычных условиях коменат калия снижает активность поведенческих реакций, усиливает снотворный эффект пропофола. Предполагается, что антигипоксический эффект комената калия обусловлен его стресспротективным и психоседативным свойством

5

Физическая культура в сфере досуга студентов метод. ...

Практическое использование материала методических рекомен- даций позволит существенно расширить знания, умения и навыки сту- дентов в организации самостоятельных занятий по физической культу- ре и спорту, будет способствовать привлечению к занятиям физической культурой в свободное от учебы время большее количество студенче- ской молодежи, позволит наиболее полно удовлетворить познаватель- ные, общекультурные потребности, содействовать формированию здо- рового образа жизни. Содержание методических рекомендаций соответствует основ- ным требованиям учебной программы дисциплины «Физическая куль- тура» по теме: «Основы методики самостоятельных занятий физиче- скими упражнениями».

Предпросмотр: Физическая культура в сфере досуга студентов.pdf (0,2 Мб)

6

Рассматривается возможная связь нарушений сна у детей и подростков с эмоциональными расстройствами и расстройствами поведения. Приводятся данные о связи нарушений продолжительности и целостности сна с повышенной эмоциональной реактивностью и лабильностью, высоким уровнем тревоги, симптомами депрессии. Обсуждается связь клинической симптоматики синдрома дефицита внимания и гиперактивности, агрессивности, низкой успеваемости с нарушениями сна, в том числе на фоне расстройств дыхания во время сна, синдромов беспокойных ног и периодического движения конечностей. Приводятся данные о характерных полисомнографических изменениях, выявляемых на фоне обсуждаемых эмоциональных и поведенческих расстройств у детей. Дается возможное патофизиологическое обоснование выявленных ассоциаций. Обосновываются практические рекомендации по обследованию детей с жалобами на эмоциональные и поведенческие расстройства на предмет возможных сопутствующих нарушений сна

2]. Эмоциональная реактивность ребенка существенно влияет на его поведение, на что обращают внимание воспитатели, учителя и родители, и у школьников повышенная эмоциональная реактивность часто сочетается с агрессивным поведением .

7

Эмоциональная реактивность (33) курсантов военного вуза выражена значительно выше эмоциональной чувствительности (25), что является предпосылкой сохранения ими спокойствия, быстрого реагирования на внештатную ситуацию.

8

Определяли активность ацетилхолинэстеразы количественно цитохимическим методом в структурах мозга (слои III и V сенсомоторной коры, хвостатое ядро, прилежащее ядро, гиппокамп - поле СА3) крыс линии Август и Вистар с высокой и низкой двигательной активностью в тесте “открытое поле”. Установлено, что в исследованных структурах мозга крыс линии Август активность ацетилхолинэстеразы преобладает у животных с высокой двигательной активностью по сравнению с крысами с низкой двигательной активностью. У крыс Вистар различия между показателями у животных с высокой и низкой двигательной активностью менее выражены, но варьируют в зависимости от серии исследований. Сравнение крыс линии Август с низкой двигательной активностью и Вистар с высокой двигательной активностью (максимальное различие двигательной функции у этих животных) выявило значимое превышение активности ацетилхолинэстеразы у крыс линии Август в слое III сенсомоторной коры и отсутствие различий в остальных исследованных структурах мозга этих животных.

ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ацетилхолина в мозге исследован дифференци рованно - в зависимости от некоторых харак теристик поведения животных (генетически об условленная эмоциональная реактивность и ДА).

9

При исследовании эмоциональной сферы и процессов ПОЛ у подростков обоих полов 14-17 лет, страдающих эссенциальной артериальной гипертензией, выявлены выраженные изменения эмоционального статуса, ассоциированные с дисрегуляцией в системе ПОЛ-антиоксидантная защита. Эмоциональная сфера у подростков с гипертензией характеризовалась повышенной тревожностью в сочетании с эмоциональной лабильностью, склонностью к депрессивным и агрессивным реакциям. Выявлены наиболее информативные показатели, описывающие значимые различия показателей системы ПОЛ-антиоксидантная защита между группами здоровых и больных гипертензией: жирные кислоты с двойными связями, антиокислительная активность, ретинол. Установлены статистически значимые разнонаправленные корреляционные зависимости между показателями эмоциональных состояний и компонентами системы ПОЛ-антиоксидантная защита.

В этих усло виях измененная эмоциональная реактивность приобретала роль триггера, запускающего по следовательность психофизиологических и ме таболических реакций, которые, в свою очередь, могли оказывать обратное воздействие на со стояние...

10

Половозрастные, физиологические и психические аспекты становления адаптации студентов к учебной деятельности [Электронный ресурс] / Степанчикова, Хицова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Химия. Биология. Фармация.- 2006 .- №2 .- С. 167-170 .- Режим доступа: https://сайт/efd/524084

Выявлены половозрастные, физиологические и психические аспекты становления алаптации 123 студентов биолого-почвенного факультета Воронежского государственного университета к учебной деятельности. Установлено, что процесс адаптации осуществляется в три стадии его динамика имеет различный характер у юношей и девушек

Высокая эмоциональная реактивность , интенсивность возбудительных и тормозных процессов сопряжены с невротизацией и акцентуацией по истероподобному, психоастеническому и вегетососудистому симптомам.

11

В статье излагаются результаты сравнительного исследования подростков, характеризующихся примерным и неудовлетворительным поведением. Изучались интеллектуальные, нейродинамические, личностные особенности, а также выраженность акцентуаций характера у подростков с различным поведением в школе. Исследование выявило наиболее тесную связь поведения с характером интеллектуального развития учащихся.

вто время как при снижении успеваемости будет нарастать психическое напряжение и эмоциональная реактивность подростков.

12

Системная диагностика человека и развитие психических...

Познание

В книге представлены инновационные теория и практика системной психо- логической диагностики и развития психических функций. Подробно описаны свыше 40 диагностических и коррекционно-развивающих методик, реализуемых с помощью аппаратурно-программного комплекса «Активациометр». Эти мето- дики позволяют диагностировать и в ряде случаев развивать наиболее значимые свойства всех основных уровней структуры человека: соматические, психофи- зиологические, психические состояния, психические процессы, психологиче- ские свойства личности. Часть книги посвящена системной детекции лжи.

Предпросмотр: Системная диагностика человека и развитие психических функций учеб. пособие.pdf (1,4 Мб)

13

Психологические условия повышения эффективности процесса...

М.: ПРОМЕДИА

Волевой контроль определяется главным образом эффективностью механизмов саморегуляция. Эмоциональная реактивность как свойотво психики непроизвольно реагировать на сложные ситуации в значительной степени зависит от своиотв нервной омстемы.

Предпросмотр: Психологические условия повышения эффективности процесса формирования эмоционально-волевой устойчивости у воинов средствами физической подготовки.pdf (0,2 Мб)

14

Гендерные различия в эффективности психотропных и...

изд-во СКФУ

Монография является итогом 15-летней совместной работы сотрудников кафедры медицинской биохимии, клинической лабораторной диагностики и фармации Северо-Кавказского федерального университета и кафедры клинической фармакологии с курсом ДПО Ставропольского государственного медицинского универсистета. Она посвящена решению важной для медицины проблемы – изучению половых различий в действии психотропных и кардиотропных средств. Проведен сравнительный анализ действия антипсихотических, антидепрессивных, транквилизирующих и сердечно-сосудистых средств у лабораторных животных – самцов и самок, а также изложены данные о действии препаратов у овариоэктомированных крыс-самок, в том числе на фоне заместительной гормональной коррекции

В поздние сроки по сравнению с ранним периодом снижались уровень депрессивности, эмоциональная реактивность , но показатели не восстанавливались до уровня у интактных самок.

Предпросмотр: Гендерные различия в эффективности психотропных и кардиотропных лекарственных средств.pdf (1,2 Мб)

15

Самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность...

Учебно-методическое пособие содержит методический и практический материал для проведения самостоятельных занятий по физической культуре различной направленности.

Лицам, обладающими такими индивидуальными особенностями, как общительность, социальная смелость, доминантность, выносливость, пластичность, агрессивность, эмоциональная реактивность , можно рекомендовать физические упражнения, требующие...

Предпросмотр: Самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность студентов в освоении физической культуры.pdf (0,2 Мб)

16

Профессиональная направленность как базовый компонент...

Великолукская государственная академия физической культуры и спорта

Монография посвящена теоретико-методологическому обоснованию технологии профессиональной подготовки специалиста в системе высшего профессионально-педагогического образования базирующейся на развитии профессиональной направленности как необходимого условия для формирования мастерства спортивного педагога и успешного развития сферы «физическая культура и спорт».

Выносливость, активность, эмоциональная реактивность (2001). 15 Наиболее существенный научный вклад в учение о......Выносливость Эмоциональная реактивность Активность В работах В.Д. Небылицына (1972) также намечены пути поиска общих свойств...

Предпросмотр: Профессиональная направленность как базовый компонент технологии подготовки спортивных педагогов.pdf (1,2 Мб)

17

№3 [Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия "Психология", 2015]

К числу таких показателей относятся следующие психодиагностические индикаторы теста Роршаха: оригинальность; интеллектуальная инициатива; психофизическая активность; эмоциональная реактивность ; эмоциональная активация; гибкость.

Предпросмотр: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Психология №3 2015.pdf (0,8 Мб)

18

Системная психологическая диагностика с помощью прибора «...

Познание

Монография посвящена психологическим исследованиям, прове- денным с помощью прибора «Активациометр», разработанного проф. Ю.А. Цагарелли. Результаты, представленные в монографии, получены с помощью новых технологий на основе диагностических устройств прибора. Эти технологии – детекция лжи, диагностика надежности в экстремальных ситуациях, определение качественных особенностей об- разовательной среды – разработаны докторами психологических наук Ю.А. Цагарелли и Р.Ф. Сулеймановым. Исследования проводились в разных сферах деятельности и на разных объектах: водителях, учите- лях, пожарных, руководителях, что может быть интересно специалис- там разных направлений. Адресована преподавателям, аспирантам и студентам психологи- ческих факультетов вузов для углубленного изучения практических кур- сов, а также специалистам-исследователям в различных областях при- кладной психологии.

Предпросмотр: Системная психологическая диагностика с помощью прибора «Активациометр» монография.pdf (0,7 Мб)

19

"Ученые записки СПбГИПСР" издается с 2001 года. В журнале собираются лучшие статьи преподавателей института, а также ученых и преподавателей других вузов Санкт-Петербурга, России и других стран. Журнал посвящен широкому кругу вопросов в области психолого-социального образования, теории и практики психологии и социальной работы, исследованиям в области прикладной психологии, публикуются различные психологические методики, а также рецензии учебников и других изданий ученых и преподавателей города.

Негативное, тормозящее влияние на становление социального интеллекта младших школьников оказывает свойственная многим детям в данном возрастном периоде неуправляемая двигательная и эмоциональная реактивность , а также излишнее упрямство.


20

№1 [ Сибирский психологический журнал, 2009]

«Сибирский психологический журнал» является научно-практическим периодическим изданием, публикует оригинальные статьи по различным отраслям психологии. Цели журнала: распространение научных психологических знаний, поддержка высоких стандартов научной публикации, содействие конкурентоспособности российских ученых и интеграции российской психологической науки в мировое информационное научное пространство.

Такое свойство темперамента, как эмоциональная реактивность , непосредственно связано с эмоциоцентрированным копингом, а существование этого вида копинга обеспечено более примитивными механизмами психологической защиты – регрессией и проекцией.

Предпросмотр: Сибирский психологический журнал №1 2009.pdf (0,3 Мб)

21

Основные направления развития психологической устойчивости...

ФГБОУ ВПО "ИГЛУ"

Магистерская диссертация рассматривает факторы, определяющие психологическую устойчивость личности, и содержит рекомендации психологической службе МЧС РФ по выработке психологической устойчивости.

К ним относятся: темперамент, эмоциональная реактивность , экстраверсия-интроверсия и некоторые другие качества . Таким образом, ответ на вопрос об устойчивости личности весьма неоднозначен и неопределен.

Предпросмотр: Основные направления развития психологической устойчивости личности.pdf (0,7 Мб)

22

№4 (123) Выпуск 17/1 [Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Медицина. Фармация, 2012]

Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук. Серия "Медицина. Фармация" включает статьи по клинической и экспериментальной медицине, организации здравоохранения и здоровьесбережению, гигиене, стоматологии, геронтологии, фармакологии и фармации

Эмоциональная реактивность достигла значений контрольной группы, а в сравнении с мышами, подвергшимися воздействию острой гипоксии, была значительно (на 75%) ниже.

Предпросмотр: Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Медицина. Фармация №4 (123) Выпуск 171 2012.pdf (0,9 Мб)

23

№4 [Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2014]

Прежнее название "Вопросы охраны материнства и детства" - один из старейших научно-практических журналов (выпускается с 1956 года). В журнале отражаются современные направления диагностики и лечения заболеваний детского возраста в различных областях медицины: неонатологии и перинатологии; сердечно-сосудистой системы; гастроэнтерологии; нефрологии и урологии; пульмонологии и аллергологии; психоневрологии и др. В издании размещаются статьи дискуссионного и лекционного характера, обзоры литературы и рефераты статей, изданных в зарубежных журналах. Традиционно журнал знакомит читателей с материалами научных конгрессов, съездов и других медицинских форумов, касающихся вопросов перинатологии и педиатрии.

Инициации, продолжительности, консолидации и качества сна . Высокая эмоциональная реактивность ребенка может сочетаться и с такими нарушениями сна, которые обозначаются как парасомнии (различные эпизодические события, возникающие во сне).

Предпросмотр: Российский вестник перинатологии и педиатрии №4 2014.pdf (0,2 Мб)

24

В статье описывается поэтапная организации социально-проектной деятельности в ходе подготовки будущих специалистов социальной сферы в условиях высшего профессионального образования.

К поведению других, эмоциональная реактивность , раскрывается рефлексивная готовность специалиста к будущей профессиональной деятельно сти, что является залогом ее успешности. При этом, по данным наших исследований (2012-2013 гг.) , имеет...

26

Педагогическая практика

Педагогическая практика студентов педагогического университета является составной частью образовательной программы высшего профессионального образования. В этот период студент овладевает многообразием функций и формирует новый уровень отношений (с учащимися, их родителями, учителями). Цели и объемы педагогической практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами.

4. Эмоциональная реактивность 1) всегда эмоционально реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм; 2) мало что его может глубоко взволновать; 3) 4) 5. Общий эмоциональный тонус 1) обычно...

Предпросмотр: Педагогическая практика.pdf (0,4 Мб)

27

Психологический практикум. Ощущение. Восприятие.

Омский госуниверситет

Представлены лабораторные работы, ставшие классическими при изучении ощущения, восприятия, представления. Пособие состоит из трех разделов: первый посвящен изучению свойств нервной системы, второй - изучению различных свойств и механизмов ощущений и восприятий, третий - изучению представлений. В пособии выделен ряд требований к оформлению лабораторных работ. Для студентов психологического факультета.

равновесие (более неустойчивая у возбудимого типа, инертная у тормозного и т. д.); 3) эмоциональная реактивность обусловлена воздействием раздражителей на рецепторы (большая у слабого типа, наименьшая у сильного, уравновешенного, малоподвижного...

Предпросмотр: Психологический практикум. Ощущение. Восприятие. Представление..pdf (0,2 Мб)

28

№2 [Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, 2012]

Включает научные статьи, посвященные актуальным проблемам профессионального педагогического образования. Авторами рассматриваются различные аспекты педагогической деятельности, позволяющие решать конкретные задачи профессионального педагогического образования.Рассчитан на широкий круг ученых, специалистов в области теории и методики профессионального образования, аспирантов, докторантов и соискателей. Входит в Перечень ВАК

стабильными являются качества, связанные с общим типом высшей нервной деятельности: особенности темперамента, нейротизм, эмоциональная реактивность , экстра-интроверсия, однако можно зафиксировать их изменения в ходе становления личности.

Предпросмотр: Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота психолого-педагогические науки №2 2012.pdf (0,6 Мб)

29

№5 [Сибирский экологический журнал, 2010]

Основные научные направления: * теоретические и методические вопросы экологии * региональные аспекты экологии * зоны экологических бедствий * структура и функционирование экосистем * антропогенная трансформация экосистем

При анализе таких параметров индивидуального поведения, как эмоциональная реактивность в “открытом поле” и “риск-тесте”, выявлены достоверные различия между поселениями с различной плотностью размножающихся особей.

Предпросмотр: Сибирский экологический журнал №5 2010.pdf (0,3 Мб)

30

№1 [Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия "Психология", 2016]

Журнал рассчитан на психологов и специалистов других смежных областей, освещает актуальные проблемы современной психологии.

Реалистичность восприятия (популярность интерпретаций, pop) Гибкость мышления (f) Композиционность мышления (Z) Доля дисперсии Фактор 2 Эмоциональная реактивность (ΣС) Интеллектуальный контроль (F%) Доля дисперсии Факторная структура лидерства (в...

Предпросмотр: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Психология №1 2016.pdf (0,8 Мб)

31

№5 [Бюллетень экспериментальной биологии и медицины, 2016]

В журнале помещаются плановые работы научно-исследовательских учреждений в виде кратких оригинальных сообщений по актуальным вопросам биологии и медицины, содержащие новые существенные научные результаты. Главный редактор академик РАМН В.А.Тутельян Рубрики журнала “Бюллетень экспериментальной биологии и медицины”: - Физиология - Общая патология и патологическая физиология - Биофизика и биохимия - Фармакология и токсикология - Новые лекарственные препараты - Иммунология и микробиология - Аллергология - Генетика - Вирусология - Онкология - Экология - Нанотехнологии - Новые биомедицинские технологии - Экспериментальные методы - клинике - Биогеронтология - Приматология - Спортивная медицина - Экспериментальная биология - Морфология и патоморфология - Методики.

При этом эмо циональная реактивность , эмоциональная тре вожность и ориентировочноисследовательская деятельность практически не отличались от конт рольных животных (интактных и группы КК).

Предпросмотр: Бюллетень экспериментальной биологии и медицины №5 2016.pdf (0,2 Мб)

32

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КРИТИЧЕСКИЕ...

Монография посвящена одной из актуальных проблем психолого-педагогической теории и практики. В ней анализируются результаты исследования факторов процесса социально-психологической адаптации школьников, обусловливающих динамические особенности его протекания в критические периоды развития. В работе представлена концепция практико-ориентированной модели сопровождения социально-психологической адаптации школьников, основанной на индивидуально-типологическом подходе к профилактике и коррекции факторов риска адаптационного процесса в период возрастных кризисов.

по отношению к взрослым и детям, эмоциональная непривлекательность родителей, не успешность социальных контактов со сверстниками, тревожность в ситуациях школьного и межличностного взаимодействия, эмоциональное неблагополучие, неуверенность в себе...

Предпросмотр: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ (ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД).pdf (0,3 Мб)

33

№4 [Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Химия. Биология. Фармация, 2014]

Журнал входит в Перечень ВАК ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук

элементы поведения – паттерны . были изучены также интегральные характеристики поведения: эмоциональная реактивность (эр), эмоциональная тревожность (эт), ориентировочно-исследовательская активность (оиа) и коэффициент подвижности (кП). эр...

Предпросмотр: Вестник Воронежского государственного университета. Серия Химия. Биология. Фармация №4 2014.pdf (2,3 Мб)

34

№1 (37) [Специальное образование, 2015]

Включен в Перечень ВАК

Моторно-речевых процессов, связанных с преобладанием свойств особой подвижности и возбудимости;  повышенная эмоциональная реактивность , пролонгированная готовностью ребенка к яркому выражению своих невротических реакций в общении с.

Предпросмотр: Специальное образование №1 (37) 2015.pdf (0,8 Мб)

35

Эмоциональное развитие ребёнка учеб.-метод. пособие

Изд-во ЗабГГПУ

В учебно-методическом пособии описаны особенности развития эмоций ребёнка на разных возрастных этапах. В пособии приведены методики диагностики эмоциональных состояний, а также методы коррекции и обогащения эмоциональной сферы ребёнка. Пособие содержит словарь терминов и список использованной литературы.

Модификация) 6 Эмоциональная реактивность : Эмотивность (схема Е. В. Никифоровой) Факт эмоционального напряжения (схема Е. И. Изотовой) Эмоциональный стиль (схема Е. И. Изотовой) Детский вариант шкалы эмоциональной устойчивости...

Предпросмотр: Эмоциональное развитие ребёнка учебно-методическое пособие Виноградова Н. И., Никитина Н. Б.; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. .pdf (0,3 Мб)

36

Проективная психодиагностика учеб. пособие

М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой

В учебном пособии предпринята попытка познакомить читателей с некоторыми проективными техниками, являющимися примерами практики психологического исследования личности. В описании и перечне этих техник приведены взгляды ряда авторов, которые применяют методики с точки зрения различных теорий проекций. Основная масса статистических данных получена автором экспериментально в процессе реальной психодиагностической деятельности вне лаборатории.

Контролируемая эмоциональность Пиотровский Эмоциональная реактивность / йынрупруП выйолет Фио -оричнек вый Белый -ес рый 115 Черный...аффективная стимуляция Фиксация, ригидность опустошенность Эмоциональная нейтральность вытеснение, подавление...

Предпросмотр: Проективная психодиагностика учебное пособие.pdf (0,8 Мб)

37

Токсикология с основами экотоксикологии учеб. пособие

Учебное пособие содержит базисные знания по общей токсикологии, промышленной токсикологии и экологической токсикологии. Представлены основные классификации ядовитых веществ, механизмы их действия на организм человека, привыкание и комбинированное действие ядов, токсикокинетика и токсикодинамика, биологические особенности организма при токсическом эффекте, токсикологическая характеристика основных промышленных ядов, основные направления профилактики профессиональных отравлений, основы экологической токсикологии.

При анализе результатов опытов в «открытом поле» выделяют три основных характеристики индивидуального поведения животных: ЭР – эмоциональная реактивность : сумма поз «сидит» и «фризинг».

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ (СЕМЕЙНЫЙ ДИАГНОЗ)

Эмоциональный процесс в ядерной семье

В семье может существовать и несколько механизмов, снижающих общую тревогу. Обычно легче всего определить ту схему эмоционального функционирования, которая способствует проявлению клинической дисфункции и по поводу которой семья обратилась за терапевтической помощью. Намного труднее определить взаимоотношения, которые обусловили возникновение серьезных симптомов или менее серьезных нарушений в прошлом. Возможно, отец не станет добровольно рассказывать о том, что давно злоупотребляет алкоголем. Однако если спросить его, как он справляется со своей тревогой, вполне возможно, что он расскажет о том, что пьет. Не исключено, что отец сильно пил в течение ряда лет и в то же время ему удавалось сохранять вполне адекватный уровень функционирования во многих сферах жизни. Его сын, которому несколько лет назад был поставлен диагноз «шизофрения», может быть основной проблемой семьи и именно тем лицом, по поводу которого родители обратились за терапевтической помощью. В этом случае главным механизмом, поглощающим не-дифференцированность семьи, является чрезмерная вовлеченность в проблемы сына. Вторым механизмом является терпимость к особенностям функционирования одного из супругов. Направление эмоционального процесса в основной семье можно изобразить несколькими способами. Его можно обозначить как «дисфункция у супруга», можно изобразить символически при помощи стрелок или ломаных линий, кроме того, направленность эмоционального процесса в этой семье с основным симптомом шизофрении у сына и вторичным симптомом алкоголизма у отца можно изобразить как на диаграмме (рисунок 7).

Рис. 7. Жирная стрелка от матери к сыну означает, что основная форма эмоционального функционирования в семье — это процесс семейной проекции. Тонкие стрелки, направленные вниз у отца и вверх у матери, означают, что вторичная форма эмоционального функционирования в семье — это дисфункция одного из супругов

Стрессоры

Определение событий или стрессоров, приведших к нарушению эмоционального равновесия семьи, — это четвертый компонент семейного диагноза. После выявления конкретных событий дается качественная оценка общего уровня стресса в семье. Говоря о стрессе, указывают на событие, а не на реакцию семьи на это событие. Но при этом эмоционально «перегруженная» последовательность реакций, начавшаяся в ответ на событие и обусловившая определенные «подвижки» в системе семейных взаимоотношений, зачастую является намного большим и интенсивным источником стресса, чем само это событие.

Стрессорами могут быть текущие события или события, происходившие в прошлом в ядерной и расширенной семейных системах. Часто стрессорами в ядерной семейной системе являются такие события, как брак, беременность, рождение ребенка, раздельное проживание супругов, расторжение брака, отъезд или уход ребенка из дома, переезд в семью для совместного проживания бабушки, дедушки лли какого-либо родственника одного из супругов, серьезное заболевание или травма, существенное изменение профессионального статуса, финансовая нестабильность и перемена места жительства семьи. Такие события, происходящие в расширенной семейной системе, как смерть родителя, развод брата или сестры, серьезное заболевание, травма или травмирующее событие, а также переезд родственников, также являются потенциальными стрессорами для ядерной семьи. Важность событий, их количество и временные интервалы между ними, как правило, определяют уровень стресса в семье. Уровень стресса можно описывать либо в баллах — «от 0 до 4», «от 1 до 10», либо качественно — «умеренный - тяжелый».

Эмоциональная реактивность

Оценка уровня хронической тревоги или эмоциональной реактивности в ядерной семье основывается на ряде показателей: количестве симптомов в семье, степени снижения уровня функционирования, связанного с этими симптомами, увеличении отдаленности и/или количества конфликтов в семейных взаимоотношениях, а также уровне тревоги и реактивности у членов семьи. Тревога и реактивность могут проявляться настолько по-разному, что оценка их уровня у отдельных членов семьи может оказаться достаточно трудным делом. Один супруг может проявлять внешнее спокойствие, поскольку он убежден, что именно другой супруг виноват в случившемся. Его убежденность — это форма проявления реактивности. Родитель может сохранять спокойствие, так как не может допустить мысль, что его сын или дочь имеют проблемы. Отказ родителя признать наличие проблемы — это форма реактивности. С другой стороны, супруг может выглядеть весьма реактивным, пытаясь послать окружающим многочисленные сигналы о своей тревоге. Но для него самого подобные сигналы могут быть просто способом сохранения внутреннего равновесия и спокойствия. Поскольку не существует никакого прибора для измерения тревоги или реактивности, клиницист обычно оценивает конкретную семью по сравнению с другими семьями.

Адаптивность основной семьи

Адаптивность основной семьи оценивается путем сравнения уровня эмоциональной реактивности семьи с уровнем переживаемого стресса. Высокий уровень эмоциональной реактивности в ответ на низкий уровень стресса связывают с низким уровнем адаптивности. Низкий уровень эмоциональной реактивности в ответ на высокий уровень стресса связывают с высоким уровнем адаптивности.

Оценка функционирования семьи в периоды повышенного уровня стресса и оценка уровня стресса в семье в периоды необычно интенсивного проявления симптомов дают возможность составить представление об общей адаптивности семьи.

В дополнение к уровню тревоги или эмоциональной реактивности и уровню стресса, при оценке адаптивности терапевт должен также учитывать и рассматривать способы, при помощи которых семья регулирует свою тревожность. Использование конкретных приемов регулирования тревоги может на много лет предохранить семью от появления клинических симптомов. Внешне семья может демонстрировать довольно хорошую адаптивность, но это впечатление иногда оказывается обманчивым. Семья может в течение длительного периода функционировать без всяких симптомов, но когда они внезапно возникают, то бывают исключительно серьезными.

Когда в семье проявляется много симптомов, то само по себе их наличие является источником стресса. Это часто выглядит так, будто семья находится под воздействием тяжелого стресса. Однако при более тщательном рассмотрении оказывается, что основные стрессоры конкретной семьи не очень сильно отличаются от тех, с которыми сталкиваются другие семьи, например, рождение ребенка, финансовые затруднения, переходные периоды у детей, смерть родителей одного из супругов и т. д. Многие люди считают, что они находятся под «огромным» давлением стресса, однако их восприятие больше связано с их реакциями на наличие стресса, чем на его реальный уровень.

Стабильность и целостность расширенной семьи

Стабильность соотносят с усредненным уровнем функционирования членов расширенной семьи. Целостность связывают с вопросом о том, кто из членов расширенной системы жив и доступен для взаимодействия. Эти параметры подобны, но не эквивалентны базовому уровню дифференциации.
Стабильность и целостность расширенной семьи каждого из супругов оценивается отдельно. Для количественной оценки можно использовать шкалу «от 1 до 5». Оценку «5» можно было бы поставить такой расширенной семейной системе, в которой усредненный уровень функционирования бабушек, дедушек, тетей, дядей, двоюродных братьев и сестер, родителей, родных братьев и сестер является стабильным по большинству параметров. В семье могут быть какие-то проблемы, но они не являются основными. Кроме этого, оценка «5» ставится и такой семейной системе, в которой достаточное число родственников являются живыми и доступными для оцениваемой ядерной семьи. Оценку «1» можно было бы поставить такой расширенной семье, в которой средний уровень функционирования бабушек, дедушек, тетей, дядей, двоюродных братьев и сестер, родителей, родных братьев и сестер является нестабильным по многим аспектам. Влияние симптоматической личности простирается почти на всю систему, а сами симптомы оказываются зачастую весьма тяжелыми. В этой расширенной семье могут оказаться люди, функционирование которых более или менее стабильно, но они в явном меньшинстве. Кроме этого, расширенной системе можно было бы дать оценку «1», если многие важные ее члены умерли или недоступны для оцениваемой семьи. Это очень фрагментированная семейная система.

Ядерная семья с явно нестабильной и фрагментарной расширенной системой находится в абсолютно ином положении по сравнению с ядерной семьей с явно стабильной и жизнеспособной расширенной семейной системой.

Разрыв эмоциональных связей

У всех людей существуют те или иные непроработанные проблемы в сфере эмоциональных привязанностей со своими родителями и родственниками из расширенных семейных систем. Чем ниже уровень дифференциации Я, тем больше проблем с эмоциональными привязанностями. Регулирование этих непроработанных эмоциональных проблем осуществляется путем установления степени эмоционального разрыва или охлаждения отношений. Этот разрыв фиксируется в поддержании той или иной физической и/или эмоциональной дистанции. Человек, физически отдаляющийся от своей семьи, часто оправдывает это тем, что ему необходимо получить независимость от своих родителей. Обычно он отрицает свою эмоциональную зависимость от других людей и склонен к смене взаимоотношений, когда ему становится трудно регулировать их эмоциональный уровень. Человек, который находится в близком физическом контакте со своей семьей, часто ощущает слишком большую зависимость от нее, чтобы решиться ее покинуть. Однако он может осуществить этот разрыв внутренне, интрапсхически, чтобы справиться с интенсивностью эмоциональной привязанности. Психотическая личность, живущая со своими родителями, именно так и делает. Существуют самые разнообразные градации эмоциональных разрывов.

Несмотря на то, что акт прерывания связей с другими людьми является до некоторой степени автоматическим эмоциональным процессом, в нем присутствует также и элемент сознательного выбора. У психотической личности этот процесс в большей степени непроизвольный, автоматический. У хорошо функционирующих людей вопрос о том, поддерживать или нет контакт с другими людьми, является скорее результатом сознательного выбора. Человеку, имеющему трудности во взаимодействии с другими людьми, легче их избегать, чем иметь с ними дело. Это избегание легко оправдать тем, что его семья «просто невыносима». Люди с одинаковым уровнем дифференциации своего Я могут принимать разные решения по поводу того, как им строить свои взаимоотношения со своими семьями. Один человек может существенно ослабить контакты со своей семьей и сконцентрироваться на новых взаимоотношениях. Другой может решить сохранить контакт со своей семьей и попытаться справиться с существующей в семье неразберихой и беспорядком во взаимоотношениях. У каждого из этих людей одинаковый уровень дифференциации, но один человек больше отделен от своей семьи, чем другой. Тот человек, у которого разрыв с семьей меньше, имеет более надежную систему эмоциональной поддержки, чем человек, у которого связи с родственниками разорваны сильнее. Одинокий человек в периоды стресса в большей степени подвержен развитию у него разных симптомов и более склонен к смене взаимоотношений.

Оценка степени эмоционального разрыва часто затруднена, поскольку не все члены расширенной семьи, живущие вблизи друг от друга, имеют одинаковые эмоциональные контакты с семьей, также как и не все родственники, проживающие далеко от семьи, имеют с ней одинаковые эмоциональные контакты. Поэтому физическая удаленность или близость не являются надежными индикаторами эмоционального разрыва. Разрыв оценивается на основе информации о качестве эмоционального контакта между людьми. Высокое качество контакта не является эквивалентом «полной открытости», «правдивости» или «гармонии» во взаимоотношениях. Не является оно также и эквивалентом способности людей «противостоять» трудностям во взаимоотношениях друг с другом. Настойчивое требование «полной открытости» или «конфронтации» — это зачастую просто способ справиться с эмоциональным «слиянием». Эмоциональный разрыв минимален, когда люди стабильно взаимодействуют друг с другом на основе взаимного уважения и способны слушать друг друга без эмоциональной реактивности, нарушающей способность «слушать» мысли и чувства собеседника. Кроме того, эмоциональный разрыв минимален, когда людям нет необходимости вступать в треугольники, чтобы сохранить взаимоотношения.

Оценка степени эмоционального разрыва может быть проведена по шкале «от 0 до 5». Человек с уровнем эмоционального разрыва «5» либо физически не может существовать в рамках своей семьи без того, чтобы у него не возникли серьезные проблемы со здоровьем, либо не может даже представить себе, что он способен хотя бы раз встретиться или поговорить с членами своей семьи. Человек, который полностью порвал связи со своей семьей, весьма уязвим: у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, если его «замещающие» взаимоотношения внезапно разрушатся. Например, оценку «5» на шкале эмоционального разрыва со своей родительской семьей может получить законченный алкоголик. У него разрушены также и другие эмоционально значимые взаимоотношения. Человек, которому на этой шкале поставлена оценка «4», имеет некоторой контакты, по крайней мере с отдельными членами семейной системы, но он принимает участие в семейных делах крайне редко, делает это формально и весьма непредсказуем в своих поступках. Он достаточно отстранен от проблем семьи, так что семья и не считает его действующим членом системы. В семье он считается случайным «визитером», а не таким человеком, на которого можно положиться и который может взять на себя ответственность за решение семейных проблем. Человек, которому по этому показателю поставлена оценка «4», может даже жить внутри семьи, но эмоционально он изолирован либо из-за проблем с алкоголем или наркотиками, либо из-за физических проблем или социальной изоляции. Он, однако, не так изолирован, как хроническая психотическая личность.

На другом конце континуума находится человек, показатель эмоционального разрыва которого равен «О». Такой человек принимает участие во всех важных делах и событиях своей родительской семьи. Независимо от того, близко или далеко он живет от главных членов семьи, он в курсе их дел, заинтересованно реагирует на все эмоционально значимые события, связанные с ними, и особенно — с родителями. Они также информированы о его жизни, поддерживают с ним хорошие взаимоотношения. Члены родительской семьи знают, что на него можно положиться, а он знает, что может положиться на семью. Он не будет избегать трудностей или выполнения не вполне приятных обязанностей, связанных с делами семьи. Человек, показатель эмоционального разрыва которого равен «1», менее последователен в своих эмоциональных взаимосвязях с семьей, чем человек с нулевым показателем по шкале эмоционального разрыва. Например, он может соблюдать дистанцию во взаимоотношениях со своим дядей (братом отца) из-за конфликтов между его отцом и этим братом. Эмоциональные контакты этого человека с разными членами семьи чуть более неровны и эмоционально реактивны, чем у лица с показателем «О». Показатели «2» и «3» могут использоваться для описания средних значений эмоционального разрыва.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека