Социальные институты духовной сферы и их роль в жизни общества. Социальные институты религии

Еще каких-нибудь десять лет назад, получая знание и воспитание с материалистических позиций, мы предполагали, что такие специфические институты, как религия и ее организации перестают быть факторами национальной общественной жизни, утрачивают свои позиции в оказании воздействия на мировоззрение людей.

Анализ реальности наших дней показал ошибочность и поспешность выводов данного рода. Сегодня даже непрофессиональным взглядом обывателя можно заметить, что происходит заметная активизация религиозных учреждений, которые непосредственно стараются участвовать в решении целого ряда актуальных проблем современности. Это можно наблюдать в различных регионах, в странах с различным уровнем экономического развития, где распространены различные вероисповедания. Не обошло явление активизации религиозной деятельности и Россию, а смутное время так называемых реформ еще в большей степени способствовало усилению этой деятельности. В чем заключается ценность религии для человечества, каковы ее социальные функции? На эти и другие вопросы необходимо ответить в процессе социологического анализа религии как социального института. Прежде чем рассматривать религию с этой точки зрения, необходимо рассмотреть, что представляет собой понятие “социальный институт”.

Социальные институты - это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения. А процесс упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений называется институционализацией. С середины прошлого века в социологии и религиоведении складывается и затем получает большое развитие самостоятельное направление под названием “социология религии”. Исследованию религии как социального института посвятили свои работы Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие известные ученые и общественные деятели, в т.ч. и К. Маркс. Согласно теории Маркса религия как социальный феномен представляет собой объективный фактор, внешним и принудительным образом воздействующий на людей подобно любому другому общественному институту. Маркс заложил, таким образом, основу функционального метода исследования религии. Религия, согласно Марксу, больше обусловливаемый общественными отношениями, нежели обусловливающий их фактор. Ее общественная функция заключается в интерпретации, а не продуцирования существующих отношений. Социальная функция религии - функция

идеологическая: она или оправдывает и тем самым узаконивает существующие порядки, или осуждает их, отказывая им в праве на существование. Религия может выполнять функцию интеграции общества, но также может действовать и как дезинтегрирующий общество фактор, когда возникают конфликты на религиозной почве.

Религия под углом зрения абсолютных критериев санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придавая, им ореол святости, или объявляет нечестивыми, отпавшими, погрязшими во зле, греховными, противоречащими закону, слову Божию, отказывает их признавать. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, культуру через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит наложение религиозных отношений на другие общественные отношения.

Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным; оно, как уже отмечалось, изменяется в контексте процессов сакрализации, секуляризации, плюрализации. Такие процессы неоднолинейны, противоречивы, неравномерны в цивилизациях и обществах разных типов, на разных этапах их развития, в различных странах и регионах в тех или иных социально-политических и культурных ситуациях.

Своеобразно воздействие на личность, общество и его подсистемы, родоплеменных, народностно-национальных, региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных направлений и конфессий. В их вероучении, культе, организации, этике имеются специфические черты, которые находят выражение у последователей в правилах отношения к миру, в повседневном поведении последователей в различных областях общественной и личной жизни; накладывают печать на “человека экономического”, “человека политического”, “человека морального”, “человека художественного”, “человека экологического”, иными словами, на различные аспекты культуры. Неодинакова была система мотивации, а потому направленность и эффективность хозяйственной деятельности в иудаизме, христианстве, исламе, католицизме, кальвинизме, православии, старообрядчестве. По-разному включались в межэтнические, межнациональные отношения родоплеменные, народностно-национальные (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т. д.), мировые религии (буддизм, христианство, ислам), их направления и конфессии. Имеются заметные отличия в морали и нравственности буддиста, даосиста, последователя родоплеменной религии. По-своему развивалось искусство, его виды и жанры, художественные образы в соприкосновении с теми или иными религиями. Работы основоположников социологии религии определили все ее последующее развитие, основные направления исследований, проблематику, методологию. К концу XIX - началу XX в. социология религии складывается как самостоятельная дисциплина.

66. Что изучает социология религии?

Социология религии - одно из направлений общей социологии, задачей которого является изучение религии как социального феномена. Она исследует религию как одну из социальных подсистем, как социальный институт, как фактор мотивации социального поведения людей. Например, если философия в своих исследованиях религии пытается приникнуть в сущность тех или иных верований (найти истину), то социология стремится выявить влияние на поведение людей тех или иных верований.
Социология религии - конкретная наука. В своих исследованиях она подвергает социологическому анализу лишь те аспекты религии (социальные факты), которые удалось выявить в результате эмпирических исследований (опроса, наблюдения, эксперимента и т. д.).
Основоположниками социологии религии являются Э. Дюркгейм и М. Вебер. Так, Дюркгейм считал, что религия является одним из социальных институтов, который возник для удовлетворения определенных социальных потребностей. Поэтому для ее исследования необходимо применять социологические методы и критерии оценки. Смысл и предназначение религии состоит в культивировании социальных (общественных) чувств и представлений, ритуалов и культовых действий, которые становятся обязательными для всех членов общества и в представлении отдельных индивидов (групп) являются объективной реальностью.
М. Вебер также рассматривал религию как социальный институт. Однако, в отличие от Дюркгейма, он не считал, что религия, как объективная реальность, всецело подчиняет своему авторитету и власти отдельного индивида или группу. По мнению Вебера, религия составляет основу системы ценностей и норм, которые придают смысл и значение поведению и способу мышления каждого индивида, каждой социальной группы и тем самым способствует индивидуальной самореализации.
Значительный вклад в развитие социологии религии внесли такие ученые, как Г. Зиммель, Б. Малиновский, Т. Парсонс, Т. Лукман, Р. Бель, А.И. Ильин, Н.А. Бердяев и др.

67. Что такое религия и какова ее суть?

Религия - система верований в существование некой трансцендентной инстанции (сверхъестественной мировоззренческой структуры), оценивающей (контролирующей) действия и мышление индивида, группы, социальной общности.
Трансцентентный (от лат. - выходящий за пределы) - недоступный познанию; выходящий за пределы того, что можно постичь естественными методами. Поэтому религиозные догмы сами по себе не подлежат научному анализу. Они либо принимаются на веру, либо отвергаются.
Каждой религии свойственны определенные, специфические ритуальные действия, которые, по мнению верующих, способствуют установлению прямой и обратной связи с предметом культа. Например, обряд крещения в христианстве, обрезание в иудаизме и исламе, медитация в буддизме и индуизме и т. д.
Наиболее ранними формами религии являются следующие: магия (колдовство, волшебство); тотемизм (родство с определенными животными); фетишизм (культ неодушевленных предметов); анимизм (вера в душу и духов) и т. д. Религия - одна из составных частей человеческой культуры. Возникнув на ранней стадии первобытного общества, она проходит длительный путь развития от родоплеменных форм до мировых.
По мере усложнения социальной структуры общества, усложняется и структура религии. Одновременно происходят изменения и во взаимоотношениях религии и общества. Например: в первобытном обществе еще нет особых различий между общественной жизнью и совершением культовых обрядов, нет и профессиональных служителей культа. В период разложения родового строя начинают зарождаться отдельные, относительно самостоятельные элементы религии (жрецы, шаманы и т. д.), но в целом общественная и религиозная жизни совпадают. С возникновением государства начинают формироваться относительно самостоятельные структуры религии, появляется особое сословие служителей культа, строятся культовые здания (храмы, монастыри и др.). Но для всех перечисленных выше периодов развития религии характерным является одно непременное условие - человек, находящийся вне религии считается и вне закона, и вне общества, так как религия не была отделена от общества и государства. В некоторых странах такое положение сохраняется и сейчас (Саудовская Аравия, Катар, Иран и др.).
Возникновение гражданского общества и правового государства способствовали отделению церкви от государства. В условиях демократии и плюрализма, приверженность к той или иной религии определяется не правовыми актами, а свободным выбором каждого члена общества.
В различные периоды истории, в разных странах и регионах мира роль религии была весьма неоднозначной. В первобытно‑родовом обществе тот или иной тотем являлся покровителем определенного рода, служил символом веры и надежды, объединял определенную группу людей. В дохристианский период в класϲȯвом обществе религия сливалась с государством и их функции непросто было разграничить.
На заре нашей эры христианство возникло, как революционное учение о равенстве всех людей перед Богом и было направлено против римского государства. Парадокс истории заключается в том, что в дальнейшем главный гонитель христианской религии - Рим, стал главным городом христианского мира.
В период Средневековья в Европе католическая церковь претендовала на роль главной политической силы в решении важнейших государственных и межгосударственных вопросов. Многие будущие монархи, прежде чем вступить на престол, должны были просить благословения у Папы Римского. Крестовые походы в течение нескольких столетий сотрясали не только Европу, но и другие регионы мира. «Священный» церковный суд решал судьбы миллионов людей.
С развитием буржуазных рыночных отношений, застывшие догмы христианства стали тормозить общественный прогресс. В XVI-XVII вв. разнородные социально‑политические движения подрывают власть католической церкви. В результате реформации церкви, государство и общество освободилось от церковной опеки, а сама церковь освободилась от государства. Секуляризация - освобождение от церковного влияния - способствовала формированию современной светской культуры общества.
В современном мире роль религии в разных странах также неоднозначна. В демократическом обществе религия является одним из социальных институтов гражданского общества, роль и функции которого регламентируются конституционными нормами. Но есть страны, в которых религия продолжает оказывать существенное влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства и ограничивать права человека. Многие международные террористические организации используют религиозную идеологию в своих целях.

68. Почему возникает религия?

Среди всего многообразия факторов и причин возникновения религии можно выделить пять основных.
1. Социальные и социально‑климатические - незащищенность человека перед природной стихией и социальными катаклизмами (войнами, голодом, эпидемиями и др.). Желание найти защиту в сверхъестественном.
2. Гносеологические (познавательные) - способность человеческого сознания, в ходе познавательной деятельности, придавать сверхъестественные (трансцендентные) свойства предметам и явлениям, которые человек не в состоянии исследовать опытным путем. Абстрактные представления о тех или иных явлениях, основанные не на знаниях, а на вере.
3. Психологические, связанные с воздействием культовых отправлений на психику человека. Например, у индивида во время религиозного обряда могут возникнуть видения (галлюцинации), сильное эмоциональное возбуждение и т. д.
4. Социально‑психологические - единая вера и совместные культовые действия способствуют интеграции людей в рамках определенной социокультурной общности (Дюркгейм).
5. Исторические - обусловленность существующей религии ее предшествовавшим развитием, т. е. историческими корнями.

69. Какова структура религии?

Религия как социальный институт представляет собой сложную социальную систему. Основными элементами структуры религии являются: религиозное сознание, религиозный культ, религиозная организация.
1. Религиозное сознание - специфическая форма общественного сознания, главным признаком которого является вера в сверхъестественное. Религиозное сознание условно можно разделить на две составляющие - религиозную психологию и религиозную идеологию.
Религиозная психология включает в себя различные свойства психики людей, имеющие прямое или косвенное отношение к религии, например, мифы, традиции, представления, установки, предрассудки, эмоции, настроения, мнения и пр. Каждое из свойств психики занимает свое место в структуре религиозной психологии и выполняет свою определенную роль. Так, например, если эмоции и настроения весьма переменчивы, то традиции и мифы могут передаваться из поколения в поколение многие ϲȯтни лет. Религиозная психология - это обыденный уровень религиозного ϲȯзнания.
Религиозная идеология в структуре религиозного ϲȯзнания представляет ϲȯбой теоретический уровень. Если религиозная психология основывается на обыденных представлениях о религии, то религиозная идеология предполагает систематизированное теоретическое обоснование религиозных догм и культовых отправлений. Она является основой (руководством к действию) для объединения верующих и ϲȯздания религиозной организации. Основными источниками возникновения и развития религиозной идеологии являются священные тексты и писания. В христианской религии таким источником является Библия, в мусульманстве - Коран. Религиозная идеология является основой (руководством к действию) для объединения верующих и ϲȯздания религиозной организации.
Религиозные и политические элиты во все времена и в разных странах стремились и стремятся «приватизировать» религиозную идеологию, сделать ее послушным оружием в достижении своих корыстных целей. Нередко это приводит к религиозным конфликтам и войнам как между приверженцами различных религий (например, между христианами и мусульманами), так и между приверженцами разных направлений в одной религии (между суннитами и шиитами в исламе, католиками и православными в христианстве и др.).
2. Религиозный культ (от лат. - почитание) - система символических форм и действий, с помощью которых верующие стремятся выразить свою приверженность к той или иной религии или воздействовать на сверхъестественное. Например, крест является символом христианской религии, полумесяц - символом мусульманской религии; в христианстве обязательными считаются такие обряды, как крещение новорожденных и отпевание усопших; на Руси для воздействия на сверхъестественные силы церковь нередко организовывала «чрезвычайный крестный ход».
3. Религиозные организации - определенная форма объединения и управления верующими людьми. Существуют четыре основных вида религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, культ.

70. Какие существуют типы религиозных организаций?

В научной литературе общепринятым является мнение о том, что все религиозные организации делятся на четыре основных вида: церковь, секта, деноминация, культ.
Церковь (от греч. - божий дом) - это открытая, массовая религиозная организация, имеющая тесные связи с широкими слоями общества и действующая внутри него. Основными признаками церкви являются: наличие более или менее разработанной догматической и культовой системы; наличие особого слоя людей - служителей культа (духовенства) и рядовых верующих - прихожан; централизованная система управления отдельными церковными подразделениями; наличие специфических культовых зданий и сооружений.
Секта - особая религиозная организация (группа верующих), отвергающая основные ценности официальной церкви и основной массы верующих. Обычно секту образовывает отколовшаяся от основной церкви группа верующих. Секта представляет собой закрытую или полузакрытую организацию, для вступления в которую требуется пройти определенный ритуал посвящения. Выйти из секты также бывает непросто.
Деноминация представляет собой промежуточное звено между церковью и сектой. Она более открыта и многочисленна, чем секта, но также, по сути, является религиозной организацией, отколовшейся от официальной церкви. Например, такие протестантские деноминации, как баптисты, пресвитериане, методисты и др. возникли в результате откола от христианской церкви. Иногда деноминации образуются в результате расширения (укрупнения) сект. Деноминации в наибольшей степени присущи тем странам, в которых свобода вероисповедания стала основой религиозного плюрализма (США, Канада и др.).
Культ - закрытая религиозная организация (крайняя форма секты), в основе которой лежит поклонение какому‑либо лживому мессии. Пагубное влияние некоторых культовых религиозных организаций на молодых людей (подростков) вызывает законное негодование их родителей и общественности. Нередко деятельность таких организаций становится предметом разбирательства для правоохранительных органов.
В России в настоящее время насчитывается более миллиона адептов (приверженцев) различных тоталитарных религиозных сект, многие из которых запрещены на Западе или находятся там под жестким контролем специальных служб.

71. Каковы социальные функции религии?

Все религиозные отношения, в конечном счете, являются одним из видов социальных отношений, а сама религия представляет собой сложную социальную систему, регулирующую отношения между людьми. Во все времена и при любых условиях религиозные институты, кроме религиозных функций, выполняли и социальные функции, т. е. действовали как социальные институты. Религия - это не столько отношение человека к Богу (Богам), сколько отношения между людьми по поводу Бога (Богов).
Основные функции религии как социального института:
1. Иллюзорно‑компенсаторская - дающая человеку надежду в реальной жизни и в потустороннем бытии.
2. Мировоззренческая - вера в существование некой трансцендентной инстанции, которая (вера) во многом определяет систему ценностных ориентаций, способов мышления верующих и их восприятие окружающего мира.
3. Регулятивная - создание и функционирование определенной системы ценностей и норм, которая мотивирует поведение верующих.
4. Интегративная - верующий человек идентифицирует (отождествляет) себя с определенной социальной общностью людей, которые придерживаются таких же религиозных взглядов. Чувство единения с «братьями» по вере присуще всем верующим. Однако это чувство нередко используется для разделения людей на «своих» и «чужих».
5. Функция размежевания (идеологическая) - в современном мире религия стала мощным средством идеологического воздействия на сознание людей с целью разделения противопоставления друг другу.
Можно назвать и другие социальные функции религии, например, такие как: воспитательная, функция социализации, нормативно‑правовая, политическая, культурологическая, идеологическая и др.

72. Какова роль религии в консолидации и размежевании людей?

Религия играет огромную роль в консолидации и идентификации людей. Уже в первобытную эпоху род или племя выражали свою идентичность, связывая себя с определенным тотемом (животным, растением и т. д.). Тотем был и покровителем, и символом (эмблемой, гербом), и фактором объединения людей. В современных мировых религиях символами‑тотемами являются такие атрибуты религии как крест в христианстве, полумесяц в мусульманстве, статуя или изображение Будды в буддизме и т. д.
Другим объединяющим фактором в религии являются совместные религиозные церемонии: крестный ход, массовое паломничество к святым местам, ритуальный религиозный танец, совместная молитва и др. Совместные церемонии (даже ритуалы скорби и утраты), по мнению Э. Дюркгейма, вызывают у их участников состояние единения и возбуждения, которое предполагает мобилизацию всех действующих сил.
Следующим фактором единения людей является религиозное мировоззрение (вера). Оно предполагает единство взглядов, ценностных ориентаций, определенных форм поведения для всех адептов той или иной религии. Религиозное мировоззрение является основным объединительным фактором для верующих людей. А письменные источники (Библия, Коран, Талмуд и др.), в которых излагаются основные постулаты (утверждения, требования, аксиомы) веры, считаются священными для каждого верующего.
В качестве консолидирующего фактора можно назвать самоидентификацию (самоопределение) индивида, который может и не быть убежденным верующим, не посещать храмы, не молиться, но причислять себя к сторонникам определенной религии.
Но всякая социальная идентификация предполагает сравнение и противопоставление. Чтобы консолидироваться в рамках своей религиозной идентичности (вере, конфессии), люди должны как‑то ее выделить среди других, т. е. поделить людей на «своих» и «чужих». При этом, как правило, своя вера и ее адепты оцениваются более положительно, нежели другие. Эти оценки могут культивироваться осознанно, а могут возникать на уровне подсознания. Такова сущность идентификации.
Консолидирующие свойства религии во все времена широко использовали различного рода политические авантюристы, националисты, амбициозные религиозные деятели и патриоты. Религиозная идеология является мощным средством мобилизации людей как для защиты отечества, так и для ведения захватнических войн. Так, в XI-XIII вв. католическая церковь инициировала и благословила «крестовые походы», а в XVI-XVIII вв. - гугенотские войны. В Средние века большинство захватнических и освободительных войн приобретали религиозный характер. В мусульманской лексике даже существует такое понятие как «газават» (джихад) - означающее «священную войну» мусульман против иноверцев.
Религиозные войны не ушли в прошлое. И в ϲȯвременном мире амбициозные политики и террористические организации используют религию для того, чтобы добиться своих корыстных целей. В результате целые народы и страны распадаются и враждуют между ϲȯбой по религиозным признакам. Так бывшая Югославия распалась на православную Сербию, католическую Хорватию, мусульманскую Боснию и другие «религиозные» анклавы. В Северной Ирландии некогда единый народ «разделился» на католиков и протестантов и между этими религиозными общностями уже многие десятилетия (по другим расчетам - многие столетия) идет перманентная война. В Ираке две ветви мусульманской религии - шииты и сунниты - убивают друг друга. Международные авантюристы стремятся весь мир разделить по религиозным признакам и развязать на этом основании Мировую войну. По мнению некоторых исследователей, эта война (Четвертая мировая) уже началась.

Литература

Вебер М. Социология религии / Избранное. Образ общества. - М., 1994.
Волков Ю.Г. Социология: Элементарный курс. - М., 2003.
Гараджа В.И. Социология религии. - М., 1996.
Зиммель Г. К социологии религии // Вопросы социологии. 1993. № 3.
Московичи С. Машина, творящая богов. - М., 1998.
Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. - М., 1996.
Смелзер Н. Социология. - М., 1994.
Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2. - М., 2003.
Угринович Д.М. Искусство и религия. - М., 1982.
Фрейд З. Будущее одной иллюзии. Психоанализ и религия // Сумерки богов. - М., 1989.

Имеет следующие особенности: 1 - Превращается в социальный ин.-т раньше, чем другие. 2 - Система отношений, складывающаяся в рез-те закрепления религиозных норм. 3 - Возникает после мифологического сознания.

Как известно религия существует не только как система представлений, восприятия и объяснения мира. Сила и значимость религии в жизни общества потому стол велика, что религия (религиозная практика) функционирует как важнейший социальный инсти-тут, обеспечивающий соответствующее поведение людей.

Основными элементами религии как институализированной системы являются:

Религиозные символы, идеи, трактаты, догматы, учения, зафиксированные в Свя-щенном писании, Торе, Коране и т.д.

Культ, эмоционально поддерживающий привязанность верующего к данной рели-гии, вырабатывающий в нем религиозные чувства: храмовые службы, молитвы, праздники, обряды, ритуалы;

Организация взаимодействий людей по поводу религиозной практики – церковь. Последняя организует, координирует, контролирует религиозную деятельность всех приверженцев данной религии, проводя четкое статусно-ролевое размежевание между служителями культа. Священниками, отправляющими религиозно-культовую и идейно-релегиозную деятельность, и мирянами, т. е. простыми людьми.

Церковь объединяет сторонников одной религии в единую социальную группу, яв-ляется важной социальной организацией в любом обществе.

Религия как сакральная (священная) форма смыслополагания деятельности людей, трансцендентного (т. е. выходящего за пределы будничного мира) обоснования челове-ческого бытия, выполняла и выполняет многообразную роль в жизни общества и чело-века

Функции религии

Религия как социальный институт выполняет в обществе следующие функции.

Мировоззренческая функция. Во всем мире религия дает ответы на животрепещу-щие вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти. Эти ответы дают людям ощущение цели. Вместо того чтобы чувствовать себя беспомощными существами, влачащими бессмысленное существование под ударами судьбы, верующие убеждены в том, что их жизни составляют часть единого божествен-ного замысла.

Компенсаторная функция. Ответы, которые дает религия на вопросы о смысле су-ществования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны. Религиозные ритуалы, связанные с такими критическими событиями, как болезнь и смерть, позволяют людям сохранять душевное равновесие в горькие часы жизни и примиряют их с неизбежным. Индивид знает, что другие сочувствуют ему, и на-ходит утешение в знакомых и четко установленных ритуалах.

Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения и отправления объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и пре-следующих одни и те же цели (“мы, иудеи”, “мы, христиане”, “мы, мусульмане”). Рели-гиозные ритуалы, сопровождающие, к примеру, церемонию бракосочетания, связывают невесту и жениха с более крупным сообществом людей, желающих молодым добра. То же относится и к прочим религиозным обрядам, например крещению младенца или отпеванию покойника.

Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения не вполне абстрак-ция. Они также применимы к повседневной жизни людей. К примеру, четыре из Десяти Заповедей, проповеданных Моисеем израильтянам, имеют отношение к Богу, зато в шести прочих содержатся наставления для повседневной жизни людей, в том числе ка-сающиеся отношений с родителями, работодателями и соседями.

Функция социального контроля. Религия не только задает нормы для повседневной жизни, но и осуществляет контроль за поведением людей. Большинство норм религиозной группы применимо только к ее членам, однако некоторые нормы устанавливают ограничения и для других граждан, не принадлежащих к религиозной общине. Примером этого положения являются религиозные наставления, вошедшие в состав уголовного законодательства. Так, в России богохульство и прелюбодеяние когда-то являлись уголовными преступлениями, за которые людей судили и наказывали по всей строгости закона. Законы, запрещающие продажу спиртных напитков до 12 часов дня по воскресеньям – или даже продажу в воскресные дни “товаров, не являющихся предметом первой необходимости”, представляют собой еще одну иллюстрацию этого пункта.

Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адаптироваться к новой среде. Например, иммигрантам не так легко приспособиться к представляющимся им странными обычаям новой страны. Сохраняя родной язык, знакомые ритуалы и веро-учения, религия обеспечивает неразрывную связь иммигрантов с их культурным про-шлым.

Охранительная функция. Большинство религий оказывает поддержку правительст-ву и сопротивляется любым изменениям в социальной ситуации, направляя свой са-кральный авторитет против сил, требующих нарушить статус-кво, революционеров, осу-ждает попытки государственных переворотов. Церковь охраняет и поддерживает суще-ствующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку охраняющим ее кон-фессиям.

Социально-критическая функция. Хотя религия зачастую настолько тесно связана с господствующим социальным строем, что оказывает сопротивление переменам, бывают случаи, когда она выступает с критикой наличной ситуации в обществе.

Социальные формы организации религии

Религиозная община

Универсальная церковь – религиозная структура, в какой-то мере способствующая интеграции общества и в то же время посредством содержащихся в ней верований и представлений удовлетворяющая большинство личностных запросов индивидов на всех социальных уровнях. Для нее характерно систематическое и эффективное сочетание качеств как церкви, так и секты. Ее универсальность проявляется в том, что она охватывает всех членов общества, и в том, что в ней существует тесная взаи-мосвязь между двумя основными функциями религии. В гетерогенных обществах подобное равновесие достигается с большим трудом и не может сохраняться очень долго: недостаточная завершенность системы, настойчивое стремление правящих групп к поддержанию приемлемого для них порядка без изменений, неизбежных в изменчивом обществе, различия индивидуальных запросов – все это стимулирует схизматические тенденции, столь типичные для религий сложных обществ.

Экклесия. Подобно универсальной церкви, экклесия (от греч. ekklesia – церковь) охватывает все общество. Различие в том, что в ней слабее выражены сектантские тенденции. Она так хорошо приспосабливается к запросам и нуждам господствую-щих социальных элементов, что потребности низших классов фрустрируются. Эккле-сии лучше удается усиливать воздействие существующих паттернов социальной ин-теграции, нежели выполнять многие функции религии, обращенные к личности. Ее можно определить как универсальную церковь в состоянии окостенения.

Беккер так описывает экклесию: “Социальная структура, известная как “экклесия”, представляет собой преимущественно консервативное образование, не вступающее в открытый конфликт с секулярными моментами общественной жизни, открыто универсальное в своих целях... В своем полном развитии экклесия пытается слиться с государством и с господствующими классами и стремится установить контроль над личностью каждого индивида. Члены экклесии принадлежат к ней от рождения, им не нужно вступать в нее. Однако это социальная структура, в чем-то родственная нации или государству, ни в коем смысле не выбираемая... Экклесия по своей природе придает огромное значение молитвам, которые она отправляет, системе вероучения, которая ею сформулирована, официальному управлению совершением богослужений и образованием со стороны духовной иерархии. Экклесия как внутрисоциальная структура тесно слита с национальными и экономическими интересами; поскольку это паттерн большинства, сама ее сущность вынуждает ее подгонять свою этику под этику секулярного мира; она должна представлять мораль респектабельного большинства”

Деноминация. Этот тип религиозной организации не обладает такой универсаль-ностью, как экклесия, поскольку ограничен классовыми, национальными, расовыми и иногда региональными рамками. С известной натяжкой деноминацию можно назвать и церковью, поскольку она находится в относительной, но не совершенной гармонии с секулярной властной структурой. Церковь “чистого” типа содержит в себе сектантские элементы, а члены ее представляют все имеющиеся в обществе социальные и классовые уровни. Многие деноминации начинали свое существование как секты и еще не окончательно оторвались от своих истоков.

Деноминации бывают очень разнообразными, например, в США они варьируются от конгрегационализма, которому присущи стойкие сектантские тенденции, и до лютеранства, прекрасно адаптировавшегося к секулярным властным структурам. В целом же деноминациям, как правило, свойственно идти по пути компромисса. От-части это связано с тем, что в современном обществе, по контрасту с относительным религиозным единством средних веков, сектантские элементы больше склонны к образованию собственных институтов, нежели к интеграции с универсальной цер-ковью.

Устойчивая секта – небольшие, не склонные к компромиссу с государством и цер-ковью религиозные группы. Секты нестабильны в силу самой своей природы. Либо группа распадается и исчезает, когда умирает ее лидер и другие члены, либо она включается в состав более формальной структуры, обладающей способностью при-нять новых членов и обеспечить удовлетворение их общих интересов. Профессио-нальные религиозные лидеры появляются тогда, когда снижается энтузиазм перво-го поколения сектантов, определявший демократизм движения, спадает напряжен-ность непосредственного противостояния установленному социальному порядку. И тем не менее окончательного перехода в лоно национальной церкви может и не произойти.

Культ. Термин “культ” используется различным образом. Во-первых, этим поняти-ем обозначают небольшую религиозную группу, объединяющую людей, стремя-щихся к собственному мистическому опыту, с неразвитой организационной структу-рой, имеющую харизматического лидера. Эта группа во многом напоминает секту, но ее характеризует более глубокий разрыв с доминирующей в обществе религиоз-ной традицией. Во-вторых, под культом понимается такой тип религиозной органи-зации, который дальше всего отстоит от типа “универсальной церкви”. Это неболь-шая, недолговечная, часто локальная, обычно строящаяся вокруг властного лидера организация (сравните с тенденцией к широкому участию в религиозной практике рядовых членов секты).

Социальные организации

Социальная организация - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Социальные организации различаются по сложности, специализации задач и формализации ролей и процедур. Существует несколько типов классификации социальных организаций. Наиболее распространенной является классификация на основе типа членства людей в какой-либо организации. В соответствии с этим критерием выделяют три типа организаций: добровольные, принудительные или тоталитарные и утилитарные.

В добровольные организации люди вступают для достижения целей, которые считаются морально значимыми, для получения личного удовлетворения, повышения социального престижа, возможности самореализации, но не для материального вознаграждения. Эти организации, как правило, не связаны с государственными, правительственными структурами, они образуются для преследования общих интересов их членов. К таким организациям можно отнести религиозные, благотворительные, общественно-политические организации, клубы, ассоциации по интересам и проч.

Отличительной чертой тоталитарных организаций является недобровольное членство, когда люди принуждаются вступать в эти организации, а жизнь в них строго подчинена определенным правилам, есть надзирающий персонал, проводящий умышленный контроль над средой обитания людей, ограничения в общении с внешним миром и т.д. Названные организации – это тюрьмы, армия, монастыри и проч.

В утилитарные организации люди вступают для получения материального вознаграждения, заработной платы.

В реальной жизни трудно выделить чистые типы рассмотренных организаций, как правило, бывает налицо сочетание признаков разных типов.

По степени рациональности в достижении целей и степени эффективности выделяют традиционные и рациональные организации.

Цели организации являются ее основополагающим элементом. Цель - это желаемый результат или условия, которых стремятся достичь члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. Выделяют три основных вида целей:

1) цели задания: планы, поручения, задаваемые извне организацией более высокого ранга,

2) цели ориентации: общие интересы участников, реализуемые через организацию,

Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей заданий и целей ориентаций. Цели системы должны вписываться в цели задания и цели ориентации.

Каждая организация должна адаптироваться к влиянию окружающей внешней среды. На деятельность социальной организации влияют:

Государство и политическая система,

Конкуренты и рынок труда, экономика,

Социальные и культурные факторы

Религия - совокупность ценностей, норм и правил поведения, относящихся к сфере трансцендентного; форма организации социального взаимодействия, ориентированного на сакральное (священное). Религия представляет собой один из способов придания смысла социальному действию.

Теории религии. Социологический подход к религии сформировался в огромной степени под влиянием идей трех «классиков» социологии: К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера.

Эмиль Дюркгсйм рассматривал религию с позиции структурного функционализма. Ученый дал определение религии, противопоставляя понятия «сакральное» и «профанное» (мирское). Сакральные объекты и символы, утверждает он, рассматриваются вне обыденных аспектов существования, образующих область мирского.

Сакральное - (от англ, sacral и лат. sacrum - священное, посвященное богам) в широком смысле всё имеющее отношение к Божественному, религиозному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений. Противопоставляется прфанному - светскому, мирскому

Э. Дюркгейм подчеркивал, что религии никогда не представляли собой только набор верований. Для любой религии характерны постоянно повторяющиеся ритуалы и обряды , в которых принимают участие группы верующих.

Ритуал - (лат. ritualis - обрядовый, от лат. ritus, «торжественная церемония, культовый обряд») - совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт, или выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал.

Обряд - совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение. Стереотипный характер действий обряда, то есть их чередование в некотором более или менее жестко заданном порядке, отражает происхождение слова «обряд». С точки зрения этимологии оно означает именно «приведение чего-либо в порядок». Обряды характеризуют как традиционные действия человека. Обряды, связанные с рождением, инициацией, свадьбой, смертью, называются семейными, а, например, сельскохозяйственные - календарными обрядами.

Благодаря коллективным обрядам чувство групповой солидарности получает подтверждение и крепнет. Обряды отвлекают людей от забот мирской жизни и переносят их в сферу, где царят возвышенные чувства и где они могут ощутить слияние с высшими силами. Эти высшие силы, которыми якобы являются тотемы, божественные существа или боги, являются в действительности отражением влияния коллектива на личность.

Обряды и ритуалы, с точки зрения Э. Дюркгейма, имеют существенное значение для укрепления солидарности членов социальных групп. Это является причиной, по которой обряды обнаруживаются не только в стандартных ситуациях проведения регулярных богослужений, но и при всех важнейших событиях, связанных с переменами в социальном положении человека и его близких, например, при рождении, заключении брака или смерти. Ритуалы и обряды такого рода встречаются практически во всех обществах. Дюркгейм делает вывод, что коллективные обряды, совершаемые в те моменты, когда люди оказываются перед необходимостью приспособиться к значительным изменениям в их жизни, укрепляют групповую солидарность. В малых культурах традиционного типа, утверждает Дюркгейм, почти вес стороны жизни буквально пронизаны религией. Религиозные обряды, с одной стороны, порождают новые идеи и категории мышления, а с другой - укрепляют уже сложившиеся ценности. Религия является не только последовательностью чувств и поступков, она фактически определяет способ мышления людей в культурах традиционного типа.

В отличие от Э. Дюркгейма, который обращал внимание на интегрирующую функцию религии, К. Маркс, рассматривая религию с позиции конфликтологического подхода, видел в ней, прежде всего, средство социального контроля. Он разделял взгляд на религию как на свойственное людям самоотчуждение. Часто высказывается мнение, будто бы К. Маркс отвергал религию, но это не соответствует истине. Религия, по его мнению - «сердце бессердечного мира, прибежище от жестокой повседневной реальности». С точки зрения К. Маркса, религия в се традиционных формах должна исчезнуть. Знаменитое высказывание К. Маркса «религия есть опиум для народа» можно трактовать следующим образом: религия обещает, что награда за все тяготы земной жизни будет получена в загробном мире, и учит смиряться с существующими жизненными условиями. Возможное счастье в загробной жизни, таким образом, отвлекают внимание от борьбы с неравенством и несправедливостью в жизни земной. В данном случае, К. Маркс обращает внимание на прикладную функцию религии: религиозные верования и ценности часто служат оправданием имущественного неравенства и различий в социальном положении. Например, тезис о том, что «кроткому воздается», предполагает, что следующие этому положению занимают позицию покорности, непротивления насилию.

М. Вебер, с позиции «понимающей» социологии, предпринял масштабное исследование существующих в мире религий. Немецкий социолог, в первую очередь, акцентирует внимание на исследовании взаимосвязи между религиозными и социальными изменениями. М. Вебер, в отличие от К. Маркса, утверждает, что религия не обязательно является консервативной силой, напротив, социальные движения, имевшие религиозные корни, часто приводили к разительным переменам в обществе. Так, протестантизм повлиял на формирование капиталистического развития Запада.

Типы религиозных организаций. Для всех религий характерно наличие общин верующих, но способы организации таких общин весьма разнообразны. Специфика социологического изучения христианства состоит в том, что церковь и секта рассматриваются как дихотомия, а не как отдельные и не связанные друг с другом феномены. Понятие дихотомии «церковь-секта» было введено в социологию религии немецкими учеными М. Вебером и Э. Трель- чем. Также подробно анализируют церковь и секту, их сходные характеристики и различия такие социологи религии, как Р. Нибур, Б. Уилсон и другие.

Церковь и секта представляют собой наиболее крупные религиозные организации, упорядочивающие религиозную деятельность и религиозные отношения в обществе. На протяжении длительного периода времени церковь и секта сосуществуют, находясь в тесной связи с фактической ситуацией в обществе и его развитием. При этом различия этих религиозных организаций носят как формальный, так и содержательный характер.

Исходя из концепций Вебера и Трельча, можно представить основные характеристики церкви и секты. Церковь - это крупная религиозная организация, которая признает значение государства и других светских институтов в поддержании социального порядка, имеет иерархическую организацию, основанную на духовенстве. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей, так как принадлежность к ней определяется не свободным выбором индивида, а традицией (фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе обряда крещения индивид автоматически включается в данную религиозную общность). Кроме того, в церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое членство.

В отличие от церкви, секта - это небольшая добровольная религиозная группа, которая создается на основе принципа исключительности, требует от своих членов полного подчинения и подчеркивает свою отдсленность от общества. Ее характерные черты - добровольное членство, восприятие своих установок и ценностей как исключительных, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, харизматический тип лидерства.

Понятие деноминации было введено в социологию религии Р. Нибуром в работе «Социальные источники деноминациолизма». Этот тип религиозного объединения соединяет в себе черты церкви и секты. Чаще всего, от церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, признание возможности духовного возрождения и спасения души для верующих. С сектой же её сближает принцип добровольности, постоянства и строгой контролируемости членства, исключительность установок и ценностей.

Исследование деноминации и ее отличия от секты также проводилось английским социологом Б.Уилсоном. Исходя из критики концепции деноминации Нибура, он акцентирует внимание на том, что не все секты проходят деноминационализацию. На этот процесс влияют различные факторы: происхождение, руководство и первоначальная организация секты.

Церковь, секта и деноминация представляют собой традиционные формы религиозной организации. Их характеристики подробно разработаны в теоретическом и эмпирическом плане, а термины достаточно четко определены. Однако на современном этапе развития общества все большее распространение приобретает другой тип религиозной организации - новые религиозные движения. Они, по мнению английского социолога религии А. Баркер, «предлагают религиозное или философское мировоззрение или средство, с помощью которых может быть достигнута какая-либо высшая цель, например, трансцендентальное знание, духовное просветление, самореализацию или „истинное* 4 развитие» .

Характеризуя социальную природу возникновения НРД, исследователи отмечают, что их наибольшая активность проявляется в эпохи кризиса и общественных потрясений, в «переломные» периоды истории, связанные с глубокими изменениями экономики, политических настроений, общего мироощущения человека. Сопутствующее этим явлениям усиление недоверия к официальной идеологии и господствующей религии способствует увеличению количества новых религиозных движений, предлагающих своим адептам другое осмысление социальных проблем и пути их возможного разрешения.

Функции религии. К наиболее значимым функциям религии как социального института относятся: интегративная; регулятивная; психотерапевтическая; коммуникативная.

  • 1. Интегративная функция религии была достаточно полно раскрыта Э. Дюрктеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозный символизм, религиозные ценности, обряды и обычаи способствуют социальной сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ. Принятие определенной системы верований, символов, согласно Дюрктейму, включает человека в религиозную моральную общность и служит интегративной силой, сплачивающей людей.
  • 2. Регулятивная функция религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный - через деятельность церковных организаций, могущих поощрять или наказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям. В сущности, эту функцию религии можно было бы назвать нормативной, ибо любая религия предписывает своим приверженцам определенные стандарты поведения, обусловленные господствующими религиозными ценностями.
  • 3. Психотерапевтическая функция религии. Сферой ее действия выступает, в первую очередь, само религиозное сообщество. Давно было замечено, что различные религиозные действия, связанные с культовой деятельностью - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п. - оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов.
  • 4. Коммуникативная функция, как и предшествующие, имеет значение, в первую очередь, для самих верующих. Общение для верующих протекает в двух планах: общение индивида с богом (богами, духами и т.д.), общение адептов внутри группы (друг с другом). «Богообщение» считается высшим видом общения и в соответствии с этим общение с «ближними» приобретает характер второстепенности. Важнейшим средством общения выступает культовая деятельность - богослужение в храме, общественная молитва, участие в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения служит религиозная символика, священные писания, ритуалы.

Указанные четыре функции религии как социокультурного института носят универсальный характер, могут проявляются в любом типе религиозной практики.

Существенной особенностью современного этапа развития религии, прежде всего в Западных странах, является процесс секуляризации. Секуляризация трактуется как процесс вытеснения религиозно-мифологической картины мира научно-рациональным ее объяснением, и тесно связанное с этим ослабление влияния религии на различные социальные институты - образование, экономику, политику и др. Признаками секуляризации могут также служить ослабление роли религиозных санкций в качестве средства социального контроля, отделение церкви от государства, распространение научного атеизма, превращение религиозной веры в частное дело индивида.

  • Баркер А. Новые религиозные движения: практическое введение. СПб.: Наука, 1997. С. 166.

Религия как социальный институт

Введение

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается тем не менее областью недоступной и по меньшей мере непонятной для очень многих людей.

Религия – это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, недоступное пониманию человека.

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

1. Причины возникновения религии и ее функции

Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования социальные, гносеологические и психологические.

Социальные причины – это те объективные факторы общественной жизни, которые с необходимостью порождают и воспроизводят религиозные верования. Одни из них связаны с отношением людей к природе, другие – с отношениями между людьми.

Отношение людей к природе опосредовано имеющимися средствами и орудиями труда. Чем менее они развиты, тем слабее человек перед лицом природы, тем больше над ним господство природных сил. Слишком ограниченными средствами обладал первобытный человек для воздействия на окружающий мир. Будучи не в состоянии получить желаемый результат реальными средствами, он прибегал к мнимым средствам. Английский этнограф Б. Малиновский, исследовавший быт племен Меланезии, заметил, что магия предваряет и сопровождает те виды труда островитян, где нет уверенности в результатах и большую роль играет случай. Магия в таких случаях выступала как заменитель реального воздействия человека на природу.

В более поздние эпохи отношения между людьми продолжали складываться стихийно. В этом случае законы развития общества выступают как неведомые стихийные силы, определяющие судьбы людей. Причины общественных явлений в сознании людей кажутся загадочными, сверхъестественными и мистифицируются. Все это послужило предпосылкой появления религии.

Гносеологические причины – это предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе познания человеком закономерностей природных явлений. Появление у человека возможности мыслить абстрактно, т.е. вычленять в мышлении общее, существенное и необходимое, отвлекаясь от единичного, несущественного и случайного, способствовало развитию теоретического познания. Способность вычленить общее и существенное в мышлении и фиксировать их в языке позволяет познать мир глубже, точнее, полнее; но она же создает также возможность превращения общих понятий в некие «самостоятельные сущности», которые рассматриваются как существующие вне и независимо от материального мира. Тем самым абстрагирование в мышлении от действительности становится гносеологической предпосылкой формирования религиозных представлений.

Психологические причины возникновения и воспроизводства религии заключаются в следующем. Религиозные верования возникают также в зависимости от эмоционального состояния людей, их настроений, переживаний и т.п. Постоянные и устойчивые отрицательные эмоции, в том числе неуверенность и страх, как повторяющиеся переживания, могут создать благоприятную почву для приобщения индивида к религии. Помимо страха и неуверенности в себе такую же почву для религии создают другие отрицательные эмоции – чувства горя, скорби, одиночества. Постоянное накопление отрицательных эмоций при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от отрицательных переживаний, в том числе и в религии.

Религия обладает рядом функций. Главная ее функция определяется как иллюзорно-компенсаторная (компенсировать, восполнять). Религия выполняет роль иллюзорного компенсатора из-за слабости человека, его бессилия, прежде всего социального. Будучи не в силах решить жизненные проблемы на земле, человек переносит их решение в мир иллюзий. Проблемы, которые не решаются в этом мире, религия обещает компенсировать, восполнять их решение в иллюзорном потустороннем мире. Для этого достаточно благопристойного по отношению к ней поведения, исполнения предписываемых религией установлений.

Важное значение имеет мировоззренческая функция религии. Специфически отражая действительность, она создает свою картину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, его ориентацию в мире. Религия устанавливает определенные нормы поведения, регулирует отношения верующего в семье, быту, обществе на основе разработанных систем и предписаний, что является ее регулирующей функцией.

2. Структура и функции религии

Религия – явление полифункциональное, она выполняет множество функций, затрагивая самые разные стороны общественной жизни. Единого принятого перечня функций религии нет, да и быть не может, поскольку придется перечислять практически все значимые сферы жизни человека. Поэтому остановимся лишь на тех, которые в религиоведении упоминаются наиболее часто.

В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:

Религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т.п.);

Религиозные отношения (культовые, внекультовые);

Религиозные организации.

Основные функции (роли) религии:

Мировоззренческая – религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

Коммуникативная – общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

Регулятивная – осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

Интегративная – позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

Политическая – лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

Культурная – религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т.п.).

Дезинтегрирующая – религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Дезинтегрирующее свойство религии как правило распространяется деструктивными последователями, нарушающими основные заповеди своей религии.

Психотерапевтическая – религия может быть использована как средство психотерапии.

3. Современные мировые религии

Религия вместе с обществом шла от несовершенных верований: фетишизма, тотемизма, магии и анимизма к современным мировым религиям.

Более совершенными, а потому и наиболее распространенными, оказались три мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Главной их особенностью, позволившей перешагнуть рамки одной нации, является космополитизм. Эти религии обращены ко всем народам, в них упрощен культ, отсутствует национальная специфика.

Важнейшая идея мировых религий – равенство всех верующих перед Богом независимо от их социального положения, цвета кожи и национальности – позволила относительно легко встать им на место существовавших многоликих божеств и полностью заменить их. Все мировые религии обещают верующим справедливое к ним отношение, но только в потустороннем мире и в зависимости от благочестия в этом.

Буддизм – одна из первых мировых религий. Возник в VI–V вв. до н.э. в Индии. Впоследствии, видоизменяясь, он распространился среди народов Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. На территории России буддизм исповедуют буряты, калмыки, монголы, тувинцы.

Достоверных источников об основателе буддизма нет. Но буддийские теологи считают, что им был сын индийского царя по имени Сидцхартха из рода Гаутамы, которого после смерти стали называть Будда (просветленный, достигший мудрости). Основные положения этого вероучения изложены в каноническом сборнике Типитака. Буддийский пантеон насчитывает тысячи будд, святых, бодхисатв (существ, достигших спасения, но продолжающих принимать участие в спасении людей), богов местных старых религий, ангелов, демонов, а также главного бога брахманизма – Брахму. Все боги делятся на добрых и злых.

По учению буддизма, все в мире является следствием бесконечного движения драхм, духовно-материальных частиц. Различные их комбинации создают предметы, животных, человека, а распад ведет к смерти, после которой создаются новые комбинации и происходит перерождение. Перерождение зависит от хороших или плохих поступков в жизни. Процесс перерождения называется «колесом жизни», или сансарой. Конечной целью добродетельной жизни является слияние с Буддой, погружение в нирвану (сверхбытие), т.е. преодоление всех желаний и страстей, разрыв в цепи перерождений, прекращение перевоплощений, абсолютный ненарушимый покой.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека