Профилактика заболеваний учащихся в школе. Основы профилактики инфекционных заболеваний, распространение которых связанно с образованием детских коллективов

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Основы профилактики инфекционных заболеваний, распространение которых связанно с образованием детских коллективов

2 Эпидемический процесс передача возбудителя заболевания от человека к человеку Источник инфекции Восприимчивый организм Для каждой инфекционной болезни имеется свой путь передачи микроорганизмов, который сформировался в процессе эволюции и является основным способом сохранения возбудителя как вида. Существуют три фазы перехода возбудителя из одного организма в другой: 1) выделение микробного агента из организма в окружающую среду; 2) нахождение возбудителя в окружающей среде;



4 Все элементы окружающей среды, участвующие в передаче возбудителей от источника к восприимчивому организму, называются факторами передачи. К ним относятся вода, воздух, почва, пищевые продукты, предметы обихода и другие объекты, на которых могут оказаться возбудители, выделенные источником. Членистоногие, посредством которых осуществляется перенос (передача) возбудителя от источника к восприимчивому организму, называются переносчиками возбудителя.


5 Путь передачи возбудителя - совокупность факторов, участвующих в передаче возбудителя инфекции в определенных условиях, места и времени, составляет. Каждый механизм передачи может реализоваться посредством одного или нескольких путей передачи. Аспирационный механизм это передача возбудителя воздушно-капельным или воздушно-пылевым путем. Фекально-оральный механизм передачи может реализоваться водным, пищевым (алиментарным) и бытовым (через контаминированные возбудителем руки и предметы обихода) путями и т.д.


7 Классификация инфекционных По этиологии болезней По основному хозяину По месту локализации возбудителя Вирусные антропонозы Инфекции наружных покровов бактериальные Инфекции дыхательных путей риккетсиозы зоонозы Кишечные инфекции микозы Инфекции кровотока Гельминтозы И т.д. сапронозы Инфекции с множественной локализацией


8 Модификации эпидемического процесса


9 Дезинфекционные мероприятия включают: профилактическую дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию плановую (ПП) при отсутствии выявленного источника возбудителя инфекции, профилактическую дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию по эпидемиологическим показаниям (ПЭ), очаговую дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию (текущую и заключительную), обеззараживание и стерилизацию изделий медицинского назначения (ИМН), гигиеническую обработку рук.


10 Учитывая эпидемиологические особенности инфекционных заболеваний, при отсутствии выявленного источника возбудителя инфекции, необходимо проводить профилактическую плановую (ПП) дезинфекцию; при выявлении инфекционных больных профилактическую дезинфекцию по эпидемиологическим показателям (ПЭ), текущую дезинфекцию в окружении больного, обеззараживание и стерилизацию изделий медицинского назначения, гигиеническую обработку рук персонала. Проведение заключительной дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах определяется эпидемиологическими особенностями конкретной инфекции.


11 Организация и проведение дезинфекционных мероприятий определяются следующими эпидемиологическими особенностями инфекционных заболеваний: источником (резервуаром) возбудителя инфекции; механизмом передачи возбудителя; биологическими особенностями возбудителя: - выживаемостью на объектах окружающей среды, -устойчивостью к физическим и химическим - обеззараживающим средствам, - патогенностью (опасностью) для человека, наличием специфической профилактики.


12 Основные направления дезинфекционных мероприятий при различных группах инфекционных болезней Кишечные инфекции с фекально-оральным механизмом передачи Инфекции дыхательных путей с воздушнокапельным механизмом передачи Кровяные инфекции с трансмиссивным механизмом передачи Инфекции с множественной локализацией Дезинфекция многочисленных факторов передачи (вода, продукты, посуда, кух.инвентарь, выделения больных В некоторых очагах (туберкулёз) предметы обихода дезинсекция С учётом стадии инфекционного процесса Инфекции наружных покровов с контактным механизмом передачи Предметы обихода (чесотка), бельё, мягкая мебель, ванны (стрептоккоки, эпидермофития


13 Методы дезинфекции Маханические вытряхивание, выколачивание, пылесос, стирка, мытьё, проветривание, вентиляция, фильтрация воды, подметание уменьшение концентрации микроорганизмов -> уменьшение дозы возбудителя Физические уничтожение возбудителя воздействием физических факторов (температура, давление, УФО, радиация): сжигание, прокаливание, обжигание, кипячение, инсоляция Химические- примение химических препаратов, оказывающих бактерицидное, спороцидное, вирулецидное, фунгицидное воздействие. Это окислители, галоидные препараты,четвертичные аммониевые соединения, спирты, альдегиды и др. Комбинированные - физические + химические= газовые камеры:паровые, пароформалиновые, горячевоздушные, газовые (документы, актиквариат)


14 Дезинфекция собственно дезинфекция уничтожение возбудителя во внешней среде Текущая заключительная Механические Физические химические Виды дезинфекции Профилактическая Очаговая Дезинсекция уничтожение членистоногих, участвующих в передаче возбудителя Химические инсектициды, акарициды, рарвициды, овициды. Дусты, эмульсии, суспензии, дыла, мази, растворы, аэрозоли, ядоприманки, карандаши, лаки, краски Механическая Физические Биологические комбинированные Дератизация борьба с грызунами, являющихся источником инфекции Профилактические Истребительные Систематическая = профилактические + истребительные Механические Химические биологические

15 Режимы дезинфекции Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" XVII. Требования к санитарному содержанию помещений дошкольных образовательных организаций


16 17.4. Ковры ежедневно пылесосят и чистят влажной щеткой или выбивают на специально отведенных для этого площадках хозяйственной зоны, затем чистят влажной щеткой. Рекомендуется один раз в год ковры подвергать сухой химической чистке Санитарно-техническое оборудование ежедневно обеззараживаются независимо от эпидемиологической ситуации. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моются теплой водой с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья человека, ежедневно. Горшки моются после каждого использования при помощи ершей или щеток и моющих средств. Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день ершами или щетками с использованием моющих и дезинфицирующих средств Генеральная уборка всех помещений и оборудования проводится один раз в месяц с применением моющих и дезинфицирующих средств. Окна снаружи и изнутри моются по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью) При неблагоприятной эпидемиологической ситуации в дошкольных образовательных организациях (группах), в целях предупреждения распространения инфекции, проводятся дополнительные мероприятия в соответствии с требованиями санитарных правил. При регистрации случаев инфекционных заболеваний проводятся противоэпидемические мероприятия персоналом дошкольной образовательной организации.


17 17.9. В теплое время года засетчиваются окна и двери. Для борьбы с мухами внутри помещений допускается использовать механические методы (липкие ленты, мухоловки) Жалюзийные решетки вытяжных вентиляционных систем должны быть открыты; прикрывать их следует только при резком перепаде температур воздуха помещений и наружного воздуха. По мере загрязнения их очищают от пыли. Очистка шахт вытяжной вентиляции проводится по мере загрязнения Все виды ремонтных работ не допускается проводить при функционировании дошкольных образовательных организаций в присутствии детей Приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед поступлением в групповые моются проточной водой (температура 37 С) с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья детей, и затем высушивают на воздухе. Пенолатексные ворсованые игрушки и мягконабивные игрушки обрабатываются согласно инструкции изготовителя. Игрушки, которые не подлежат влажной обработке (мытью, стирке), используются только в качестве дидактического материала Игрушки моются ежедневно в конце дня, а в группах для детей младенческого и раннего возраста - 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Все белье маркируется. Постельное белье, кроме наволочек, маркируется у ножного края. На каждого ребенка необходимо иметь три комплекта белья, включая полотенца для лица и ног, и две смены наматрасников. Чистое белье доставляется в мешках и хранится в шкафах.


18 Белье после употребления складывается в специальный бак, ведро с крышкой, клеенчатый, пластиковый или из двойной материи мешок. Грязное белье доставляется в постирочную (или специальное помещение). Матерчатые мешки стираются, клеенчатые и пластиковые - обрабатываются горячим мыльно-содовым раствором Постельные принадлежности: матрацы, подушки, спальные мешки проветриваются непосредственно в спальнях при открытых окнах во время каждой генеральной уборки и периодически на специально отведенных для этого площадках хозяйственной зоны. Рекомендуется один раз в год постельные принадлежности подвергать химической чистке или обработке в дезинфекционной камере Мочалки для мытья детей (число мочалок соответствует количеству детей в группе) после использования замачиваются в дезинфицирующем растворе, промываются проточной водой, просушиваются и хранятся в чистых матерчатых мешках В дошкольной образовательной организации должны проводиться мероприятия, исключающие проникновение насекомых и грызунов. При их обнаружении в течение суток должны быть организованы и проведены мероприятия по дезинсекции и дератизации в соответствии с требованиями к проведению дезинфекционных и дератизационных мероприятий.


19 Специфическая профилактика инфекционных заболеваний - - это искусственное создание иммунитета у отдельный людей и на популяционном уровне. Активный с помощью вакцин Пассивный с помощью препаратов, содержащих антитела против какогонибудь возбудителя Искусственное воспроизведение естественных процессов, происходящих в организме при его борьбе с проникшим возбудителем. Не применяется при тех болезнях при которых иммунитет, как защитная функция организма ничтожен или не вырабатывается: грибковые заболевания, гельминтозы, сифилис


20 Современные проблемы вакцинопрофилактики Массовая вакцинопрофилактика остается одним из самых эффективных и доступных средств борьбы и предупреждения инфекционных заболеваний. Основная цель массовой вакцинопрофилактики: снижение заболеваемости и смертности от инфекционных заболеваний, против которых созданы эффективные вакцинные препараты (вирусный гепатит В, дифтерия, корь, столбняк, коклюш, полиомиелит, туберкулез, паротит, краснуха и др.).


21 Важность вакцинопрофилактики была подтверждена на саммите «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге при обсуждении вопросов борьбы с инфекционными заболеваниями ВИЧинфекциией, туберкулезом, гриппом, полиомиелитом, корью (в выступлении главного государственного санитарного врача Г.Г. Онищенко). Отмечена необходимость укрепления международного сотрудничества в области надзора и мониторинга за инфекциями, а также интенсификации научных исследований.

22 Основоположниками вакцинопрофилактики являются Дженнер и Пастер. В 19 веке было создано 5 первых вакцинных препаратов: против оспы, бешенства, брюшного тифа, холеры, чумы. В 20 веке было создано уже 32 вакцины (10 комплексных) против 22 инфекционных заболеваний. Благодаря успехам программ массовой вакцинации в мире к 1980 г. была достигнута глобальная ликвидация оспы, за последние годы в большинстве стран мира ликвидирован полиомиелит и планируется к 2010 г. ликвидировать корь.

23 Основные виды вакцин: Живые (аттенуированные) вакцины (против бешенства, туберкулеза, чумы, сибирской язвы, полиомиелита, кори, эпидемического паротита, желтой лихорадки, натуральной оспы и других инфекций). Инактивированные вакцины (против коклюша, брюшного тифа, холеры, дизентерии, гепатита А и др.). Химические и искусственные вакцины представляют собой очищенные от примесей протективные антигены микроорганизмов, способные вызвать иммунитет. Анатоксины - получены при обезвреживании микробных токсинов с помощью формалина и тепла (дифтерийный, столбнячный анатоксины).

24 Ассоциированные (комбинированные) вакцины защищающие одновременно против нескольких инфекций (АКДС; MMR, Бубо-М и др.). Субъединичные или сплит-вакцины (против гриппа, созданные из отдельных антигенных детерминант геммагглютининов и нейраминидазы). Генно-инженерные вакцины (рекомбинантные) (против гепатита В и новые разрабатываемые вакцины). Вакцины с искусственным адъювантом для усиления иммунного ответа.

25 Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" Принят Государственной Думой 17 июля 1998 г. Создана правовая и нормативная базы в области вакцинопрофилактики. Установлены правовые основы государственной политики в области вакцинопрофилактики: доступность прививок, их бесплатное проведение, контроль качества, эффективности и безопасности медицинских иммунобиологических препаратов, а также права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики социальную защиту при возникновении поствакцинальных осложнений, Определяется, что обязательные профилактические прививки проводятся всем гражданам против гриппа, гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита в сроки, установленные национальным календарем профилактических прививок. Декларирует принцип информированного согласия

26 Национальный календарь профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утв. Приказом Минздравсоцразвития от н. Утверждены календари профилактических прививок и по эпидемическим показаниям. Календарь определяет категории и возраст граждан, наименование прививки и порядок проведения. Иммунизация в рамках национального календаря профилактических прививок проводится медицинскими препаратами, зарегистрированными в соответствии с российским законодательством. Допускает вводить инактивированные вакцины, применяемые в рамках 2 календарей, в 1 день разными шприцами в разные участки тела.

27 В случае угрозы эпидемий или возникновения массовых инфекционных заболеваний отказ от прививок для гражданина Влечёт неблагоприятные последствия в виде: ограничения прав на свободный выезд за пределы России (ч. 2 ст. 27), на образование (ст. 43), охрану здоровья (ст. 41), свободное распоряжение своими способностями к труду (ст. 37 Конституции РФ).

28 Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 825) 1. Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. 2. Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. 3. Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. 4. Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. 5. Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов. 6. Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. 7. Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных. 8. Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей. 9. Работы с больными инфекционными заболеваниями. 10. Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний. 11. Работы с кровью и биологическими жидкостями человека. 12. Работы во всех типах и видах образовательных учреждений.

29 Характеристика инфекций дыхательных путей Реализуется воздушнокапельный механизм передачи т.к. возбудитель локализуется в дыхательной системе Пространство в котором оказываются выброшенные при разговоре (чихании, кашле) капельки, проецируется на пол в виде эллипса динамическая проекция, где происходит их оседание

31 Характеристика инфекций кишечных инфекций Основная локализация возбудителя в пищеварительном тракте организма хозяина, Реализуется водный пищевой, контактный путь передачи (примеры вспышек)


Порядок проведения гражданам профилактических прививок в рамках национального календаря профилактических прививок 1. Профилактические прививки в рамках национального календаря профилактических прививок

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 19.07.2011 г. Оренбург 619-п Об обеспечении мероприятий по предупреждению и ограничению распространения инфекционных заболеваний в Оренбургской

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 21 марта 2014 г. N 125н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО КАЛЕНДАРЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК И КАЛЕНДАРЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ПО ЭПИДЕМИЧЕСКИМ

Документ предоставлен КонсультантПлюс Зарегистрировано в Минюсте России 25 апреля 2014 г. N 32115 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 21 марта 2014 г. N 125н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" В

Приказ Минздрава России от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (Зарегистрировано в Минюсте

Приказ Минздрава России 125н от 21.03.2014 г. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Национальный календарь профилактических прививок Категория и возраст граждан, подлежащих обязательной вакцинации Наименование профилактической

Национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям Российской Федерации МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство здравоохранения Республики Дагестан 367020, г. Махачкала ул. Абубакарова, 10, тел.:67-81-98, факс: 67-90-70 «_28» 05 2014 г. _02-36/_157 О национальном календаре профилактических прививок

Приказ 125н от 21 марта 2014 Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям В соответствии со статьями 9 и 10 Федерального

Приказ 125н от 21 марта 2014 Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить: o национальный

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" В

Приказ Минздрава России от 21.03.2014 N 125н (ред. от 13.04.2017) "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (Зарегистрировано

Азбука здоровья Обновление Национального Календаря профилактических прививок РФ Принят новый приказ, касающийся обновления Национального Календаря прививок (Приказ 125н Министерства Здравоохранения Российской

24 30 апреля Всемирная неделя иммунизации С 24 по 30 апреля 2016 года по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) проводится Всемирная неделя иммунизации (ВНИ). Ежегодно в последнюю неделю

Вопросы по эпидемиологии для поступающих магистратуру 1. Понятие об эпидемическом процессе. 2. Дайте понятие факторам эпидемического процесса. 3. Роль социального фактора как развивающий фактор эпидемического

Иммунопрофилактика инфекционных болезней Иммунопрофилактика инфекционных болезней представляет собой систему мероприятий, направленных на ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней

Инструкция разработана в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования

Опыт работы центрального прививочного пункта по иммунизации лиц, выезжающих в страны, неблагополучные по карантинным и другим инфекционным болезням А.В. Иорданян, Г.М. Маненкова, А.С. Ершова, В.Ю. Кудряшова

1. Медицинские осмотры 3.1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники колледжа,

Редакция от 20 дек 2016 Федеральный закон от 17.09.1998 157-ФЗ Об иммунопрофилактике инфекционных болезней Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственной политики в области инфекционных

Памятка населению «Как защитить себя и других от гриппа» Что вызывает грипп? Возбудители заболевания вирусы гриппа 3 типов: А, В, С. Восприимчивость к данным вирусам очень высока. Гриппом болеют люди всех

Национальный календарь прививок документ, утверждаемый приказом Минздрава РФ, который определяет сроки и типы вакцинаций (профилактических прививок), проводимых бесплатно и в массовом порядке в соответствии

Министерство здравоохранения Российской Федерации ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 9 июня 2003 года N 129 О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1./3.2.1379-03

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28 октября 2016 г. 157 Об утверждении формы государственной статистической отчетности 2-прививки (Минздрав) «Отчет о проведенных

Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических манипуляциях Утверждаю Главный государственный санитарный врач Российской Федерации - Первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации

Организация и проведение дезинфекционных мероприятий в МКДОУ «Дьяченкоский детский сад «ЗВЕЗДОЧКА» на 2017-2018 учебный год. Дезинфекция - комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микроорганизмов

Осторожно, сибирская язва! Сибирская язва - бактериальная инфекционная болезнь с контактным механизмом передачи, поражающая сельскохозяйственных животных и человека. Заболевание известно с древнейших времен

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ МОСКВЕ ПРИКАЗ от 27 июля 2005 г. N 49 О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ВНЕОЧЕРЕДНЫХ ДОНЕСЕНИЙ

ПОЛОЖЕНИЕ О МЕДИЦИНСКОМ КАБИНЕТЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1.1.Настоящее положение разработано на основе методических рекомендаций по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское

1 Зарегистрировано в Минюсте России 16 апреля 2014 г. N 32001 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждаю заведующий МБДОУ ЦРР детский сад 9 ст. Старощербиновская /С.А. Предит/ 20 Программа производственного контроля на 2017 год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр

Приложение 4 к постановлению администрации Краснозерского Новосибирской области от 21.02.2017г. 173 План мероятий по предупреждению заболеваний сибирской язвой среди людей и животных в Краснозерском районе

Противоэпидемические мероприятия в лечебно-профилактических учреждениях, направленные на профилактику внутрибольничных инфекций, предусматривают дезин фекцию объектов окружающей среды, имеющих значение

Памятка для населения по профилактике острых кишечных инфекций. С наступлением лета резко возрастает заболеваемость острыми кишечными инфекциями. Именно в это время создаются благоприятные условия для

"О национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям" www.consultant.ru МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 июня

ЧТО ТАКОЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ? ЧЕМ ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СПИДА? ВИЧ-инфекция это болезнь. Ее вызывает ВИЧ вирус иммунодефицита человека. Иммунодефицит состояние, при котором организм не может сопротивляться

Качество и безопасность медицинской деятельности.определения (323-ФЗ от 21.11.2011) Качество медицинской деятельности -совокупность характеристик, отражающих качество медицинской помощи, а также качество

Иммунизация Иммунизация является одним из самых успешных и эффективных по стоимости медико-санитарных мероприятий. Она защищает и предотвращает от осложнений, инвалидности и смертности людей, начиная с

УБОРКИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: НА ЧТО ОБРАТИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ Т.В. СОЛОМАЙ, кандидат медицинских наук, заместитель руководителя Межрегионального управления ¹ 1 ФМБА России, г. Москва Уборки в медицинских

О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Е.А.Исаева Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области e-mail: [email protected] Состояние здоровья

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 04.05.2016 года 4-П "О проведении дополнительной иммунизации контингентов, принимающих участие в обслуживании и питании участников

5 мая Всемирный день гигиены рук Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) провозгласила 5 мая Всемирным днем гигиены рук, который проходит под девизом: «Чистые руки спасают жизнь!». Дата «5.05» символ

Клиника ОАО «Медицина» Since 1990 Вакцинация 1 _.indd 1 08.11.2013 10:53:14 Вакцинация в клинике «Медицина» 2 _.indd 2 08.11.2013 10:53:16 Для пациентов Заботиться о здоровье необходимо заранее. В январе-феврале

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 24 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования городской округ Симферополь Республики

27 февраля 2002 года N 42-ОЗ ЗАКОН ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЗАБОЛЕВАНИЙ БЕШЕНСТВОМ Принят Законодательным Собранием ЕАО 27 февраля 2002

Новые санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы общественных бань и саун утвердил Роспотребнадзор. Они вступают в силу со 2 июня. Отныне

Значение личной гигиены школьника для профилактики инфекционных заболеваний

Школа - это не только «храм знаний», но и место скопления большого числа людей. В условиях возникновения инфекции школа может стать одним из очагов заболевания. Это обусловлено тем, что дети, еще не обладая крепким и устойчивым иммунитетом, не всегда в достаточной мере выполняют и требования личной гигиены. Учителям и родителям необходимо помнить: от того,насколько дети будут приучены следить за собой, зависит их защищенность от возникновения инфекционных заболеваний.

Каждый школьник должен соблюдать следующие правила личной гигиены .

  1. Ежедневно совершать утренний туалет.
  2. Тщательно мыть руки перед приемом пищи и после каждого посещения туалета.
  3. Не брать в рот посторонние предметы: ручку, карандаш и др.; при чтении книг не слюнявить пальцы.
  4. Содержать свое рабочее место в чистоте и порядке.
  5. Принимать пищу только в специально отведенных для этого местах (при их наличии) и др.

Существует также ряд мер профилактики инфекционных и других видов заболеваний, выполнение которых должно контролироваться учителем и администрацией школы. В этих целях необходимо:

  • регулярно проветривать учебные помещения;
  • ежедневно проводить влажную уборку классов и коридоров школы;
  • проверять наличие сменной обуви у учеников, особенно в осенний и весенний периоды;
  • проводить противобактериальную обработку туалетов;
  • соблюдать гигиеническую чистоту пищеблоков;
  • осуществлять контроль продуктов питания.

Клиническая картина и профилактика вирусного гепатита в школе

Гепатит - острое инфекционное заболевание, поражающее в основном печеночную ткань, вызывающее патологию функций печени и на этом фоне - нарушение обмена веществ в организме. Гепатит также называют болезнью Боткина - по имени ученого, исследовавшего данное заболевание.

Гепатит может быть первичным, и в этом случае он является самостоятельным заболеванием, или вторичным, тогда он представляет собой проявление другой болезни. Развитие вторичного гепатита связано с воздействием гепатотропных факторов - вирусов, алкоголя, лекарственных препаратов или химических веществ.

Вирусный гепатит - болезнь вирусной природы, характеризующаяся общим отравлением организма продуктами жизнедеятельности болезнетворных вирусов. При этом наблюдаются нарушение пигментации кожных покровов (желтушный цвет), увеличение размеров некоторых внутренних органов (селезенки, печени). Существует два вида возбудителей вирусного гепатита - вирусы типов А и В. Гепатит А носит название инфекционного гепатита, гепатит В - сывороточного. Источником вирусного гепатита являются больной человек или носитель вируса. Максимальная заразность больного приходится на преджелтушный период болезни и первые дни желтушного периода.

Возбудители гепатита А из крови вирусоносителя или больного попадают в его выделения, а затем контактно-бытовым путем - в организм здорового человека. Инкубационный период инфекционного гепатита составляет 7—45 дней. В этот период отсутствуют внешние проявления болезни.

Течение болезни можно разделить на два периода:

Преджелтушный (более 1 недели). Основными симптомами этого периода являются общая слабость, недомогание, потеря аппетита, чувство тяжести в подложечной области, отрыжка, кратковременное повышение температуры, боли в суставах, в области печени. В конце этого периода происходит изменение цвета выделений: моча приобретает коричневый цвет, а кал - белый;

Желтушный (2-4 недели). Основными проявлениями данного периода являются изменение цвета мягкого неба и позднее - кожи (пожелтение); появление зуда кожных покровов. На этом фоне увеличиваются размеры печени и селезенки, иногда наблюдается кровоточивость кожи и слизистых оболочек.

Профилактика гепатита. Профилактика вирусного гепатита в школе включает следующие мероприятия.

  1. В медицинские пункты передаются сведения об отсутствии учащихся на занятиях.
  2. Учебное заведение оповещается обо всех случаях заболеваний учащихся и их семей.
  3. Учащиеся, пропустившие занятия в школе более трех дней, допускаются к урокам только с разрешения врача
  4. Ведется разъяснительная работа с учащимися и их родителями об опасности, симптомах и мерах профилактики вирусного гепатита.
  5. Осуществляется строгий контроль за работниками школы, особенно работниками общепита.
  6. Строго проверяется соблюдение санитарно-гигиенических требований, правил перевозки и хранения продуктов питания и др.

В случае появления в школе заболевших вирусным гепатитом принимаются дополнительные меры.

  1. Проводится активная работа по выявлению заболевших, у которых отсутствуют симптомы заболевания.
  2. Обо всех случаях заболевания сообщается в санитарно-эпидемические службы.
  3. Проводится дезинфекция всех помещений школы (особенно туалетов).
  4. В случае необходимости объявляется карантин.

Также необходим постоянный контроль со стороны учителей и родителей за соблюдением ребенком необходимых норм и правил личной гигиены.

Острые кишечные инфекции.

Острые кишечные инфекции (ОКИ) - это группа инфекций, характеризующихся фекально - оральным механизмом передачи, локализацией возбудителей в кишечнике человека, многократным жидким стулом, тошнотой, рвотой, повышением температуры тела.

Пути передачи инфекции.

Существуют три пути передачи острых кишечных инфекций: пищевой, водный, контактно - бытовой.
Основной путь передачи возбудителей инфекций - пищевой, когда заражение происходит через потребляемые продукты питания и приготовленные из них блюда, а также овощи и фрукты, загрязненные микроорганизмами и употребленные в пищу без достаточной гигиенической и термической обработки.

Водный путь передачи возбудителей инфекций реализуется значительно реже, в основном при загрязнении питьевой воды в результате аварий на водопроводных и канализационных сетях.

При контактно-бытовом пути передачи возбудитель инфекции может передаваться через загрязненные руки, предметы домашнего обихода (белье, полотенца, посуда, игрушки).

Профилактика острых кишечных инфекций.

Для того чтобы уберечься от заболеваний кишечными инфекциями, необходимо знать основные меры их профилактики.

Экспертами Всемирной Организации Здравоохранения были разработаны десять «золотых» правил для предотвращения пищевых отравлений (инфекций):

1. Выбор безопасных пищевых продуктов. Многие продукты, такие как фрукты и овощи, потребляют в сыром виде, в то время как другие — рискованно кушать без предварительной обработки. Например, всегда покупайте пастеризованное, а не сырое молоко. Особенно опасно покупать молочные и мясные продукты у частных торговцев. Проверяйте сроки годности продуктов, целостность упаковок. Продукты, которые употребляются сырыми (овощи, фрукты, зелень), требуют тщательного мытья, желательно кипяченой водой.

2. Тщательно приготавливайте пищу. Многие сырые продукты, главным образом, птица, мясо и сырое молоко, часто обсеменены патогенными микроорганизмами. В процессе варки (жарки) бактерии уничтожаются, но помните, что температура во всех частях пищевого продукта должна достигнуть 70° С. Если мясо цыпленка все еще сырое у кости, то поместите его снова в духовку до достижения полной готовности.

3. Ешьте приготовленную пищу без промедления. Когда приготовленная пища охлаждается до комнатной температуры, микробы в ней начинают размножаться. Чем дольше она остается в таком состоянии, тем больше риск получить пищевое отравление. Чтобы себя обезопасить, ешьте пищу сразу после приготовления.

4. Тщательно храните пищевые продукты. Если Вы приготовили пищу впрок или хотите после употребления сохранить оставшуюся ее часть, имейте в виду, что она должна храниться либо горячей (около или выше 60° С), либо холодной (около или ниже 10° С). Это исключительно важное правило, особенно если Вы намерены хранить пищу более 4-5 часов. Пищу для детей лучше вообще не подвергать хранению. Общая ошибка, приводящая к пищевым отравлениям — хранение в холодильнике большого количества теплой пищи. Эта пища в перегруженном холодильнике не может быстро полностью остыть. Когда в середине пищевого продукта слишком долго сохраняется тепло (температура свыше 10° С), микробы выживают и быстро размножаются до опасного для здоровья человека уровня.

5. Тщательно подогревайте приготовленную заранее пищу. Это наилучшая мера защиты от микроорганизмов, которые могли размножиться в пище в процессе хранения (хранение в холодильнике угнетает рост микробов, но не уничтожает их). Еще раз, перед едой, тщательно прогрейте пищу (температура в ее толще должна быть не менее 70° С).

6. Избегайте контакта между сырыми и готовыми пищевыми продуктами.
Правильно приготовленная пища может быть загрязнена путем соприкосновения с сырыми продуктами. Это перекрестное загрязнение может быть явным, когда например, сырая птица соприкасается с готовой пищей, или может быть скрытым. Например, нельзя использовать одну и ту же разделочную доску и нож для приготовления сырой и вареной (жареной) птицы. Подобная практика может привести к потенциальному риску заражения продуктов и росту в них микроорганизмов с последующим отравлением человека.

7. Часто мойте руки. Тщательно мойте руки перед приготовлением еды и после каждого перерыва в процессе готовки — особенно, если Вы перепеленали ребенка или были в туалете. После разделки сырых продуктов, таких как рыба, мясо или птица, опять вымойте руки, прежде чем приступить к обработке других продуктов. А если у Вас имеется инфицированная царапина (ранка) на руке, то обязательно перевяжите ее или наложите пластырь прежде, чем приступить к приготовлению пищи. Также помните, что домашние животные — собаки, кошки, птицы - часто носители опасных микроорганизмов, которые могут попасть в пищу через Ваши руки.

8. Содержите кухню в идеальной чистоте. Так как пища легко загрязняется, любая поверхность, используемая для ее приготовления, должна быть абсолютно чистой. Рассматривайте каждый пищевой обрезок, крошки или грязные пятна как потенциальный резервуар микробов. Полотенца для протирания посуды должны меняться каждый день. Тряпки для обработки столов, полов должны ежедневно мыться и просушиваться.

9. Храните пищу защищенной от насекомых, грызунов и других животных. Животные часто являются переносчиками патогенных микроорганизмов, которые вызывают пищевые отравления. Для надежной защиты продуктов храните их в плотно закрывающихся банках (контейнерах).

10. Используйте чистую воду. Чистая вода исключительно важна как для питья, так и для приготовления пищи. Если у Вас есть сомнения в отношении качества воды, то прокипятите ее перед добавлением к пищевым продуктам или перед употреблением.

Соблюдение этих простых правил поможет Вам избежать многих проблем со здоровьем, уберечься от заболеваний острыми кишечными инфекциями.

В последнее время большинство кишечных инфекций протекает в легкой форме, поэтому некоторые больные не обращаются к врачу, часто занимаются самолечением. А это небезопасно. Кроме того, каждый заболевший должен помнить, что он может быть опасен для окружающих. Поэтому при появлении первых признаков кишечного расстройства заболевшему необходимо обратиться к врачу!

Помните, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Берегите себя!

Применительно к школе профилактика инфекционных заболеваний складывается из трех групп мероприятий:

1. Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

2. Быстрая ликвидация инфекции при попадании ее в школу;

Повышение иммунитета у детей.

Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима. Основой мероприятий данной группы является так называемый сигнализационный контроль, который включает в себя следующие положения:

Ежедневный учет отсутствующих учащихся и подача сведений в медицинский кабинет школы;

Извещение администрации школы органами здравоохранения о появлении среди учащихся школы инфекционного заболевания;

Извещение школы родителями о причинах неявки ученика;

Выяснение причин неявки ученика, если таковые сведения

отсутствуют;

Допуск ученика в школу, пропустившего более двух дней, разрешается только при наличии справки от врача о том, что ребенок здоров и может посещать школу (независимо от причин пропуска).

Особого внимания заслуживают два последних положения сигнализационного контроля. Недопустимо использовать для выяснения причин отсутствия учащегося сведения, полученные от других детей, это должен сделать кто-либо из взрослых. Нельзя принимать во внимание какие-либо объяснения (телефонные звонки, записки и др.) родителей при длительном отсутствии учащегося. Единственным разрешающим документом для посещения школы в таких случаях должно стать заключение медицинского работника.

Кроме сигнализационного контроля, в первую группу мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в школе входит еще ряд моментов:

Ежегодные профилактические медицинские осмотры перед началом учебного года (роль учителя - вспомогательноорганизаторская);

Наблюдение за поведенческими особенностями учеников (любые отклонения в типичном поведении ученика должны насторожить учителя в плане состояния его здоровья);

Санитарно-гигиеническое воспитание и просвещение школьников и их родителей;

Контроль учителя за состоянием собственного здоровья.

Мероприятия по быстрой ликвидация инфекции при попадании ее в школу. Основой этой группы мероприятий является карантин, который накладывается на класс или на всю школу. Карантин вводится приказом директора школы по согласованию с органами здравоохранения, и его суть заключается в сведении до минимума контактов школьников карантинного класса с другими учащимися. Для этого осуществляются следующие мероприятия:

Сдвигаются сроки начала и окончания занятий в карантинном классе (обычно на 15 минут позднее относительно общего расписания занятий в школе);

Дети карантинного класса раздеваются в отдельном, специально для них предназначенном помещении;

Для учащихся карантинного класса выделяется отдельное помещение, желательно как можно ближе к выходу; в этом помещении проводятся уроки по всем предметам, за исключением физкультуры;

В карантинном классе сдвинуты перемены; в случае невозможности их проведения на пришкольном участке желательно отвести для них отдельное место в рекреационном помещении; иногда приходится проводить перемены непосредственно в учебном помещении;

Учащиеся карантинного класса или совсем не ходят в столовую (пищу им приносят в класс в специальной маркированной посуде, обрабатываемой дезинфицирующими средствами), или в столовой для них накрываются отдельные столы с последующей санитарной обработкой;

Учащиеся карантинного класса на период карантина не пользуются школьной библиотекой;

За школьниками карантинного класса осуществляется более тщательное наблюдение, с тем, чтобы как можно раньше выявить заболевших и изолировать;

В учебных помещениях карантинного класса производится более тщательная влажная уборка с использованием дезинфицирующих средств; при необходимости проводят дезинфекцию всей школы;

Учащимся карантинного класса, а иногда и всем школьникам (в зависимости от характера заболевания) вводят сыворотку (специфическую или неспецифическую).

Выполнение режима карантина контролирует школьный врач и медицинская сестра школы. В карантинный класс ежедневно, к началу первого урока должна заходить медсестра для оказания помощи в выявлении скрытых признаков болезни, для осмотра детей и измерения температуры в необходимых случаях. Периодически детей осматривает школьный врач.

В тех случаях, когда по решению санитарно-противоэпидемической помощи, приказом директора школы карантин накладывается на все учреждение целиком, режим учебной работы остается общим для всей школы, для всех классов.

Весь комплекс противоэпидемических и профилактических мероприятий находится под контролем районного центра госсанэпиднадзора.

Задача школы в повышении иммунитета у детей состоит в том, чтобы объяснить родителям и детям необходимость своевременного проведения профилактических прививок. Перед проведением внеплановой иммунизации по эпидемическим показаниям директор школы издает приказ, в котором утверждается график проведения прививок по классам школы и указывается на необходимость участия в этой работе всех классных руководителей и учителей. В приказе классным руководителям предписывается провести в своих классах беседы с учащимися о необходимости прививки против инфекционного заболевания и возможности временного ухудшения самочувствия в ближайшие несколько дней после прививки.

Задачи классного руководителя в связи с проведением вакцинации:

Предварительно провести в классе беседу с учащимися, а также с их родителями о пользе прививки и о необходимости для каждого человека иметь надежную защиту от инфекции;

По согласованию с врачом школы составить список уча - щихся, освобожденных от прививки по состоянию здоровья;

Организованно направить учащихся своего класса в медицинский кабинет на прививку в отведенное для этого время;

Обеспечить наблюдение за самочувствием вакцинированных детей в ближайшие две недели после прививки.

Следует помнить, что, при учете медицинских противопоказаний, прививка никакой угрозы для здоровья не представляет. Проведение профилактических прививок способствует созданию достаточной иммунной прослойки населения, которая может служить мощным барьером на пути эпидемического распространения инфекционного заболевания. Это необходимо рассматривать как одну из наиболее эффективных мер по снижению инфекционной заболеваемости населения.

Мощным средством повышения иммунитета является закаливание!

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ИММУНОПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ» от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ.

Основные понятия (извлечения из статьи 1):

Иммунопрофилактика инфекционных болезней - система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок.

Профилактические прививки - введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

Медицинские иммунобиологические препараты - вакцины, анатоксины, иммуноглобулины и прочие лекарственные средства, предназначенные для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

Национальный календарь профилактических прививок - нормативный акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок.

Поствакцинальные осложнения, вызванные профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям - тяжелые и стойкие нарушения состояния здоровья вследствие профилактических прививок.

Сертификат профилактических прививок - документ, в котором регистрируются профилактические прививки граждан.

Государственная политика в области иммунопрофилактики (извлечения из статьи 4).

1. Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.

В области иммунопрофилактики государство гарантирует:

■ доступность для граждан профилактических прививок;

■ бесплатное проведение профилактических прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, и профилактических прививок по эпидемическим показаниям в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения;

■ социальную защиту граждан при возникновении поствакцинальных осложнений;

■ использование для осуществления иммунопрофилактики эффективных медицинских иммунобиологических препаратов.

Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики (извлечения из статьи 5):

1. Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на:

■ получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;

■ выбор государственных, муниципальных или частных организаций здравоохранения либо граждан, занимающихся частной практикой;

■ бесплатные профилактические прививки, включенные в Национальный календарь профилактических прививок, и профилактические прививки по эпидемическим показаниям в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения;

■ бесплатный медицинский осмотр, а при необходимости и медицинское обследование перед профилактическими прививками в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;

бесплатное лечение в государственных и муниципальных организациях здравоохранения при возникновении поствакцинальных осложнений;

■ социальную защиту при возникновении поствакцинальных осложнений;

■ отказ от профилактических прививок.

2. Отсутствие профилактических прививок влечет:

■ запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами РФ требует конкретных профилактических прививок;

■ временный отказ в приеме граждан в общеобразовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

■ отказ в приеме граждан на работы или отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

3. При осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны:

■ выполнять предписания медицинских работников;

■ в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.

Описание.

Введение
1. История вопроса. Общественная и индивидуальная профилактика
2. Виды профилактики инфекционных заболеваний. Вакцинация
2.1 Первичная профилактика
2.2 Вторичная профилактика
2.3 Третичная профилактика
2.4 Вакцинация
3. Профилактика инфекционных заболеваний в школе
Заключение
Список литературы

Выдержка из работы.

Введение……………………………………………… ……………………...3

1. История вопроса. Общественная и индивидуальная профилактика… ..5

2. Виды профилактики инфекционных заболеваний. Вакцинация………8

2.1 Первичная профилактика…………………… ………………………….8

2.2 Вторичная профилактика…………………… …………………………..8

2.3 Третичная профилактика…………………… …………………………..8

2.4 Вакцинация…………………………………………………… …………9

  1. Профилактика инфекционных заболеваний в школе………………...11

Заключение………………………………………… ………………………16

Список литературы…………………………………………………… ……18

Введение

Инфекционные заболевания - это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов . Для того, чтобы патогенный микроб вызвал инфекционное заболевание, он должен обладать вирулетностью (ядовитостью; лат. virus - яд), то есть способностью преодолевать сопротивляемость организма и проявлять токсическое действие. Одни патогенные агенты вызывают отравление организма выделяемыми ими в процессе жизнедеятельности экзотоксинами (столбняк, дифтерия), другие - освобождают токсины (эндотоксины) при разрушении своих тел (холера, брюшной тиф).

Одной из особенностей инфекционных заболеваний является наличие инкубационного периода, то есть периода от времени заражения до появления первых признаков. Длительность этого периода зависит от способа заражения и вида возбудителя и может длиться от нескольких часов до нескольких лет (последнее бывает редко). Место проникновения микроорганизмов в организм называют входными воротами инфекции. Для каждого вида заболевания имеются свои входные ворота, так, например, холерный вибрион проникает в организм через рот и не способен проникать через кожу .

Профилактика (prophylaktikos - предохранительный) - термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.

Инфекционные заболевания - не случайные эпизоды, а закономерные явления в истории человеческого общества, которые развиваются и изменяются вместе с ним. На смену одним инфекциям приходят другие, а с ними - новые проблемы их профилактики.

Особую опасность инфекционные заболевания представляют в коллективах (общежитиях, лагерях, школах и т. д.).

Охрана здоровья учащихся, как физического, так и психического, является одной из основных задач работы школы. Поэтому очень важна в школе проводимая профилактика инфекционных заболеваний, просветительская работа среди учащихся и их родителей.

Целью нашей работы является рассмотрение мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть историю вопроса предупреждения инфекционных заболеваний;

Рассмотреть виды профилактики инфекционных заболеваний, вакцинацию, используемые в Российской Федерации;

Рассмотреть мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний в школе.

1. История вопроса. Общественная и индивидуальная профилактика

Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рациональной диететики занимали значительное место в медицине древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в 19 в. благодаря развитию общебиологических наук, медицинской науки в целом и появлению ее многочисленных дисциплин, занимающихся частными вопросами, в особенности физиологии, гигиены и эпидемиологии; большую роль сыграло распространение общественных идей в клинической медицине. Передовые врачи и деятели медицинской науки (как в России, так и за рубежом) видели будущее медицины в развитии общественной профилактики и связи лечебной и профилактической медицины.

Выдающийся хирург Н. И. Пирогов говорил: «Будущее принадлежит медицине профилактической».

В разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на борьбу с инфекционными болезнями, важную роль сыграли отечественные ученые (П.Н. Бургасов, В.А. Башенин, В.Д. Беляков, Л.В. Громашевский, И.И. Рогозин, К.Н. Токаревич). Учение Е.Н. Павловского о природной очаговости имеет большое значение в организации профилактических мероприятий по снижению заболеваемости трансмиссивными болезнями. Крупные успехи в изучении вирусологии (В.М. Жданов, Л.А. Зильбур, В.Д. Соловьев, АА. Смородинцев, В.Д. Тимаков, М.П. Чумаков) способствовали совершенствованию системы мероприятий по борьбе с вирусными инфекциями.

Выделяют общественную и индивидуальную профилактику. Индивидуальная профилактика предусматривает соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве, общественная включает систему мероприятий по охране здоровья коллективов.

Основным принципом деятельности органов российского здравоохранения является профилактическое направление.

Мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний можно условно разделить на две большие группы - общие и специальные.

К общим относятся государственные мероприятия, направленные на повышение материального благосостояния, улучшение медицинского обеспечения, условий труда и отдыха населения, а также санитарно-технические, агролесотехнические, гидротехнические и мелиоративные мероприятия, рациональная планировка и застройка населенных пунктов и многое другое, что способствует успехам профилактики и ликвидации инфекционных болезней.

Специальными являются профилактические мероприятия, проводимые специалистами лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений. Система профилактических мероприятий включает и международные меры, когда вопрос касается особо опасных (карантинных) инфекций.

  1. мероприятия в отношении источника инфекции, направленные на его обезвреживание (или устранение);
  2. мероприятия в отношении механизма передачи, проводимые с целью разрыва путей передачи;
  3. мероприятия по повышению невосприимчивости населения.

В настоящее время все профилактические мероприятия разделяются на три основные группы: санитарно-гигиенические, дезинфекционные и дезинсекционные.

1. При кишечных инфекциях с фекально-оральным механизмом заражения (брюшной тиф, паратиф, дизентерия, холера) основными факторами передачи возбудителя служат пища и вода, реже - мухи, грязные руки, предметы обихода. Общесанитарными являются коммунально-санитарные мероприятия, пищевой, школьный и промышленный санитарный надзор, повышение уровня и санитарно-гигиенической культуры населения. А также дезинфекция, которая проводится в очагах инфекционных заболеваний, а также в общественных местах (вокзалы, транспорт, общежития, общественные туалеты) независимо от наличия инфекционной болезни.

2. При инфекции дыхательных путей (корь, краснуха, дифтерия, скарлатина, менингококковая инфекция, грипп и др.). Для пресечения путей передачи возбудителя представляет большие трудности. В механизме передачи этих инфекций по воздуху принимают участие бактериальные аэрозоли (капельная и ядерная) и бактериальная пыль, поэтому предупредительными мерами являются санация воздушной среды помещений и применение респираторов. Дезинфекцию производят лишь при скарлатине и дифтерии.

Наряду с повышением общей неспецифической резистентности организма к таким мероприятиям относится специфическая профилактика, заключающаяся в создании искусственного иммунитета (активного или пассивного) против инфекционных болезней.

2. Виды профилактики инфекционных заболеваний. Вакцинация

В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.

2.1 Первичная профилактика

Первичная профилактика - система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.

2.2 Вторичная профилактика

Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

2.3 Третичная профилактика

Некоторые специалисты предлагают термин третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.

2.4 Вакцинация

Вакцинация - введение антигенного материала с целью вызвать иммунитет к болезни, который предотвратит заражение, или ослабит его последствия. Антигенным материалом могут служить: живые, но ослабленные штаммы микробов; убитые (инактивированные) микробы; очищенный материал, такой как белки микроорганизмов; существуют также синтетические вакцины.

Действенность вакцинации была впервые обнаружена народной интуицией. С древних времён в Индии и Китае практиковалась инокуляция - прививание жидкостью из пузырьков больных лёгкой формой оспы. Недостатком инокуляции являлось то, что несмотря на меньшую патогенность вируса Variola minor, он всё же иногда вызывал летальные случаи. Кроме того, случалось, что по ошибке инокулировался высоко патогенный вирус.

Французскому микробиологу Луи Пастеру удалось целенаправленно ослабить болезнетворность возбудителей других заболеваний и приготовить из них препараты для прививок. В 1881 он создал прививку против сибирской язвы, а в 1885 -- против бешенства.

Именно Пастер предложил называть такие препараты вакцинами, а процедуру их применения - вакцинацией.

В настоящий момент жители России обеспечены бесплатной вакцинацией от многих болезней, однако имеют право отказаться от прививок.

Состав препарата вакцины:

· Антигенный материал;

· Вспомогательные лекарственные вещества (адъюванты), помогающие активировать иммунные клетки (обычно ионы алюминия)

· Консерванты

· Нежелательные примеси, могут вызывать аллергию.

Все вакцины подразделяются на живые, убитые и химические.

Живые вакцины готовят из микробов с ослабленной вирулентностью.

Убитые вакцины получают из культур микроорганизмов, убитых нагреванием, действием формалина или других химических веществ. Убитые (гретые) вакцины применяются против кишечных инфекций, коклюша, сыпного тифа, Ку-лихорадки, энцефалитов. Иммунность и эффективность убитых вакцин - значительно ниже, чем живых. Они создают иммунитет продолжительностью от 6 до 12 мес. И для длительного поддержания невосприимчивости организма к инфекции должны вводиться повторно.

Химические вакцины содержат специфические антигенные компоненты, извлеченные из микробных клеток различными способами. Химические вакцины, состоящие из полных антигенов возбудителей брюшного тифа и парафитов, применяются для специфической профилактики тифо-паратифозных инфекций.

Широкое применение получают ассоциированные вакцины, состоящие из нескольких антигенов и позволяющие вакцинировать одновременно против нескольких инфекций. К ним относятся адсорбированная коклюшно-дифтерийно- столбнячная (АКДС) вакцина, тифо-паратифозно-столбнячная вакцина.

Прививки проводят в плановом порядке, независимо от наличия тех или иных инфекционных болезней. Они могут быть общими, и выборочными, которые делаются лицам профессиональных групп.

Очень важно установление противопоказаний к проведению прививок

Значение предохранительных прививок заключается в снижении заболеваемости среди привитых, а в случае заболевания - в более легком его течении и тем самым снижении летальности.

  1. Профилактика инфекционных заболеваний в школе

Применительно к школе профилактика инфекционных заболеваний складывается из трех групп мероприятий:

1. Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

2. Быстрая ликвидация инфекции при попадании ее в школу;

3. Повышение иммунитета у детей.

Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.

Основой мероприятий данной группы является так называемый сигнализационный контроль, который включает в себя следующие положения:

Применительно к школе профилактика инфекционных заболеваний складывается из трех групп мероприятий:

1. Правильная организация санитарно-гигиениче­ского и противоэпидемического режима.

2. Быстрая ликвидация инфекции при попадании ее в школу.

3. Повышение иммунитета у детей.

1. Правильная организация санитарно-гигиеничес­кого и противоэпидемического режима. Основой ме­роприятий данной группы является так называемый сигнализационный контроль, который включает в себя следующие положения:

Ежедневный учет отсутствующих учащихся и пода­ча сведений в медицинский кабинет школы;

Извещение администрации школы органами здра­воохранения о появлении среди учащихся школы инфекционного заболевания;

Извещение школы родителями о причинах неявки ученика;

Выяснение причин неявки ученика, если таковые сведения отсутствуют;

Допуск ученика в школу, пропустившего более двух дней, разрешается только при наличии справки от врача о том, что ребенок здоров и может посещать школу (независимо от причин пропуска).

Особого внимания заслуживают два последних по­ложения сигнализационного контроля. Недопустимо использовать для выяснения причин отсутствия уча­щегося сведения, полученные от других детей, это дол­жен сделать кто-либо из взрослых. Нельзя принимать во внимание какие-либо объяснения (телефонные звонки, записки и др.) родителей при длительном от­сутствии учащегося. Единственным разрешающим до­кументом для посещения школы в таких случаях долж­но стать заключение медицинского работника.

Кроме сигнализационного контроля, в первую группу мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в школе входит еще ряд моментов:

Ежегодные профилактические медицинские осмот­ры перед началом учебного года (роль учителя - вспомогательно-организаторская);

Наблюдение за поведенческими особенностями учеников (любые отклонения в типичном поведе­нии ученика должны насторожить учителя в плане состояния его здоровья);

Санитарно-гигиеническое воспитание и просвеще­ние школьников и их родителей;

Контроль учителя за состоянием собственного здо­ровья.

2. Мероприятия по быстрой ликвидация инфекции при попадании ее в школу. Основой этой группы ме­роприятий является карантин, который накладывает­ся на класс или на всю школу. Карантин вводится при­казом директора школы по согласованию с органами здравоохранения, и его суть заключается в сведении до минимума контактов школьников карантинного класса с другими учащимися. Для этого осуществляют­ся следующие мероприятия:

Сдвигаются сроки начала и окончания занятий в ка­рантинном классе (обычно на 15 минут позднее от­носительно общего расписания занятий в школе);


Дети карантинного класса раздеваются в отдельном, специально для них предназначенном помещении;

Для учащихся карантинного класса, выделяется от­дельное помещение, желательно как можно ближе к выходу; в этом помещении проводятся уроки по всем предметам, за исключением физкультуры;

В карантинном классе сдвинуты перемены; в случае невозможности их проведения на пришкольном участке желательно отвести для них отдельное мес­то в рекреационном помещении; иногда приходит­ся проводить перемены непосредственно в учеб­ном помещении;

Учащиеся карантинного класса или совсем не ходят в столовую (пищу им приносят в класс в специаль­ной маркированной посуде, обрабатываемой дез­инфицирующими средствами), или в столовой для них накрываются отдельные столы с последующей санитарной обработкой;

Учащиеся карантинного класса на период каранти­на не пользуются школьной библиотекой;

За школьниками карантинного класса осуществля­ется более тщательное наблюдение, с тем, чтобы как можно раньше выявить заболевших и изолировать;

В учебных помещениях карантинного класса про­изводится более тщательная влажная уборка с ис­пользованием дезинфицирующих средств; при не­обходимости проводят дезинфекцию всей школы;

Учащимся карантинного класса, а иногда и всем школьникам (в зависимости от характера заболева­ния) вводят сыворотку.

Выполнение режима карантина контролирует школьный врач и медицинская сестра школы. В ка­рантинный класс ежедневно должна заходить медсестра для оказания помощи в выявлении скрытых признаков болезни.

Задача школы в повышении иммунитета у детей состоит в том, чтобы объяснить родителям и детям не­обходимость своевременного проведения профилак­тических прививок. Перед проведением внеплановой иммунизации по эпидемическим показаниям дирек­тор школы издает приказ, в котором утверждается гра­фик проведения прививок по классам школы и указы­вается на необходимость участия в этой работе всех классных руководителей и учителей. В приказе класс­ным руководителям предписывается провести в своих классах беседы с учащимися о необходимости привив­ки против инфекционного заболевания и возможнос­ти временного ухудшения самочувствия в ближайшие несколько дней после прививки. Всем преподавателям рекомендуется усилить внимание к жалобам на само­чувствие учащихся на каждом уроке и при необходи­мости направить заболевших к врачу.

Задачи классного руководителя в связи с проведе­нием вакцинации:

Предварительно провести в классе беседу с учащи­мися, а также с их родителями, о пользе прививки;

По согласованию с врачом школы составить список учащихся, освобожденных от прививки по состоя­нию здоровья;

Организованно направить учащихся своего класса в медицинский кабинет на прививку в отведенное для этого время;

Обеспечить наблюдение за самочувствием вакци­нированных детей в ближайшие две недели после прививки.

При учете медицинских про­тивопоказаний прививка никакой угрозы для здоро­вья не представляет. Проведение профилактических прививок способствует созданию достаточной иммун­ной прослойки населения, которая может служить мощным барьером на пути эпидемического распрост­ранения инфекционного заболевания.

75. в интернете нет, но есть в учебнике в Кучме

76. Медицинский контроль за политехническим и производственным обучением.

САН ПИН 1684 10 пункт:

345. Нагрузка обучающихся в организациях начального и среднего профессионального образования не должна превышать 36 часов в неделю.

В специальных коррекционных образовательных организациях организация воспитания и учебных занятий предусматривается в соответствии с требованиями настоящих Санитарных правил к учебному режиму общеобразовательных организаций, а также в соответствии со спецификой и профилем организации.

346. При монотонном труде (конвейерное производство, сборка мелких изделий и другие) должны соблюдаться 10 минутные перерывы через каждые 50 минут работы; проводят производственную гимнастику (7 - 8 минут) до работы и через каждые 2 часа. Для станочных профессий в ткацком производстве устанавливают один перерыв 40 - 50 минут после 3 - 3.5 часов работы.

347. При обучении на профессию металлургического профиля первые 5 - 6 недель нагрузка уменьшена, и длительность рабочего дня сокращена до 3 часов с постепенным увеличением до 6 часов. В течение дня должны чередовать «горячие» и «холодные» виды работ и предусматривают дополнительные перерывы в помещении с комфортным микроклиматом.

348. При обучении строительным профессиям предусматривают дополнительные перерывы не менее 15 минут, обеденный перерыв не менее 40 минут; организацию питьевого режима.

349. При обучении работе механизаторов сельского хозяйства, строительного профиля предусматривают время для вождения машин не более 3 часов в день. Обеденный перерыв для обучающихся 3 курса на полевых работах (во время практики) 35 - 45 минут, а в жаркие дни - 3 - 4 часа. Полевые работы проводятся в одну смену. К данным видам работ допускаются лица, прошедшие предварительные и периодические медицинские осмотры, а также вводный и периодический инструктаж по технике безопасности.

350. При обучении профессиям химического профиля на первом курсе обучение проводят в мастерских, лабораториях или кабинетах учебной организации, на 2 - 3 курсах в цехах или на рабочих местах производств.

351. Производственное обучение проводят только в первую смену, не допускается ремонт технологического оборудования учащимися. Время пребывания в производственных условиях не должно превышать 4 часа.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека