Размышления в конце учебного года о «хорошо забытом старом. Главные действующие лица

  • Общее количество научных работников, студентов и привлеченных специалистов - 140 человек
  • Базовый лагерь - 108 человек
  • Москва - 27 человек
  • Кубань - 31 человек (КубГУ - 13 человек; Славянский-на-Кубани педагогический институт - 8 человек; Темрюкский район - 10 человек)
  • Магнитогорск - 30 человек
  • Самара -20 человек
  • Подводный лагерь (Москва) - 20 человек
  • Подводный лагерь (Новороссийск) - 12 человек

Научные сотрудники:

  • доктора наук - 5,
  • кандидаты наук - 16
  • Архитекторы: 4 человека

Раскопки ведутся:

  • раскоп "Верхний город" - 1750 кв.м.
  • раскоп "Некрополь" - 300 кв.м.
  • Подводный раскоп - 150 кв.м.

Проводятся:

  • ГИС - исследования сельской округи (хоры)
  • Камеральная обработка керамики
  • Археозоологические исследования
  • Нумизматические исследования
  • Эпиграфические исследования

Экспедиция ведет комплексное исследование самого крупного в России археологического памятника античной эпохи - древнего города Фанагории (памятник располагается на живописном берегу Таманского залива, в окрестностях поселка Сенной Темрюкского района Краснодарского края).

Главные действующие лица:

  • Кузнецов Владимир Дмитриевич (ИА РАН) - начальник экспедиции (внешность обсуждению не подлежит, отвечает за все происходящее в экспедиции, имеет два телефона, права и обязанности, живет в вагончике).
  • Гаибов Васиф Абидович (ИА РАН) - заместитель начальника экспедиции (внешне похож на Васифа Абидовича, отвечает за ведение документации, за бодрость духа начальника экспедиции, обследует раскоп на акрополе металлодетектором, по утрам обливается водой и громко фыркает).
  • Завойкин Алексей Андреевич (ИА РАН) - заместитель начальника экспедиции по научной работе, начальник главного раскопа на акрополе (внешне похож на ученого дореволюционного типа, интеллигентен, курит трубку, по вечерам надевает теплый восточный халат).
  • Евдокимов Павел Андреевич - начальник раскопа "прирезка" (внешне очень похож на археолога, носит бороду и полевую одежду, знает сотни цитат из художественных фильмов, иногда разговаривает на человеческом языке).
  • Ольховский Сергей Валерьевич (ИА РАН) - начальник подводного раскопа - (28 лет, внешне похож на доброго дядю под два метра ростом, подозревается в наличии жабр, много времени проводит под водой, разбирается в компьютерах).
  • Гарбузов Геннадий Павлович - (г. Ростов-на-Дону) специалист по ГИС-технологиям (внешне похож на научного сотрудника какого-нибудь физического института советского периода, скромен, исследует ближние и дальние окрестности Фанагории, а потом до поздней ночи сидит за ноутбуком).
  • Шавырина Татьяна Георгиевна (РУДН им. Патриса Лумумбы) - специалист по раскопкам некрополя (внешность подчеркивают элементы одежды, бусы и браслеты, стилизованные под античную эпоху, ветеран экспедиции).
  • Колычев Сергей Викторович (БФ Вольное Дело) - комендант экспедиции и специалист по связям с общественностью - (31 год, внешность обыкновенная, носит шляпу с широкими полями, наиболее употребляемое выражение - "Уважаемые коллеги").
  • Яковлев Михаил Сергеевич (г. Коломна) - доброволец (невысокого роста, плотно сбитый мужчина, лет 45, внешне похож на тренера по восточным единоборствам)

В это сложно поверить, но, тем не менее, это так. Лето перевалило за июнь, а в Фанагории плотной стеной стоит трава. Обычно, уже к концу июня она выгорает под солнцем, а сухие клочки и кустики окрашивают холмы и ложбины вдоль синего с зелеными полосами залива в буро-желтый или соломенный цвета. В этом году была дождливая весна, которая блеклые краски на палитре Таманской прибрежной степи заменила сочными зелеными. И такой вот пейзаж предстал перед глазами наших квартирьеров, приехавших устанавливать лагерь 26 июня нынешнего, 2008 года.

Яркая палитра Таманской степи

Самые первые участники экспедиции приезжают в чистое поле. Правда, к этому дню казаки из службы охраны памятника выкосили мощной мотокосой участки, на которых устанавливаются палатки археологического городка, пролегают тропинки к морю, на раскоп и в другие места Фанагории (общая площадь памятника составляет 65 га). Ребятам (нескольким парням и девочкам из Самарского педуниверситета) осталось только сгрести сено и приступить к работе. Для начала, из склада в поселке были перевезены штабной вагончик и более 2 тонн разнообразного оборудования и инструментов: нивелиры, теодолиты, столы, лавки, лопаты, молотки, топоры, тачки, тенты, палатки, пиломатериалы, навесы, фляги, газовые плиты, посуда и многое другое. Все то, без чего в такой большой экспедиции, как наша, очень сложно обойтись. Вагончик, как обычно, тянули трактором, и как обычно, на небольшом взгорке между автозаправкой и территорией лагеря возникла заминка, о чем я, приехавший через несколько дней, догадался по следам мехлопаты на жесткой от почти окаменевшего песка дороге...


Часть груза и материалов, необходимых для установки оборудования

Как начинается экспедиция? В общем-то, незамысловато. Груды перевезенного груза возвышаются на "главной" площади лагеря. Первоначально груз проходит первичную сортировку. Девочки начинают перемывать бочки для воды, посуду. Парни сооружают стол, прополоскивают одеяла в заливе, перетряхивают тенты, укрывают на случай дождя самые ценные вещи. Рюкзаки и сумки сиротливо стоят под знаменитой алычой (о ее знаменитости еще пойдет речь). Как правило, квартирьеры весьма неприхотливые ребята, и когда они едут на установку лагеря, то прекрасно понимают, что на их долю выпадет самая тяжелая работа. Но они едут. Им достаются ненормированный рабочий день, первые комары, пыль, завтраки и обеды под палящим солнцем, и ужины в темноте быстро наступающей южной ночи. В то же время, бок о бок с ними, сегодняшними или вчерашними студентами, работают руководители экспедиции - доктора и кандидаты наук. Позднее, когда лагерь заполняется десятками научных сотрудников, бывалых раскопщиков и практикантов, когда события разворачиваются столь стремительно, что не успеваешь оглянуться, на такое общение просто не остается времени.


Распределение на работы (рано утром)

Жилой городок и производственные площадки Таманской экспедиции выстраиваются по строгому порядку, как лагерь римских легионеров. Здесь вы не увидите произвольно установленные, будто разбросанные тут и там палатки, и вообще, никакого беспорядка вы здесь не увидите. Палатки выстраиваются, как шеренги упомянутых уже легионеров, тенты упруго полощутся под ветром - все укреплено, устроено, обозначено. Одинаковые умывальники, типовые, но сделанные своими руками столы оклеены красивой клеенкой, столбики выкрашены зеленой краской. Лопаты складированы в инструменталке (4 столба, навес, поперечные стяжки).


Месторасположение лагеря Таманской экспедиции ИА РАН

Археологический городок располагается в ложбине меж 3 холмов, образующих некую "галочку", острие которой смотрит в сторону виноградников за Сенновским винзаводом, конец короткой перекладинки (ближней к морю) - в сторону моря, а длинной - на раскоп "акрополь". Основные объекты: штабной вагончик, столовая, камералка, хозпалатка. Штабной вагончик раньше был окрашен в веселый голубой цвет, а на торце вагончика был нарисовано хитроватое лицо улыбающегося человека, в очках и пробковом шлеме на голове. Лицо это напоминало человека, чья внешность не обсуждается. Со временем краска выгорела и облупилась, и вагончик было велено перекрасить в ставший традиционным (корпоративным) зеленый цвет.


Монтаж навеса над штабным вагончиком (ответственный момент)

Экспедиционная кухня строится у большого раскидистого дерева неизвестной мне породы (местные жители называют это дерево маслиной) из крепкого бруса 5Х5 и обшивается листами ДВП. Вдоль ее стенок приделываются аккуратные полки, и на них повар Сергей расставляет пакеты с сахаром, солью, крупой, приправу, чай, кофе. Кухня в считанные дни приобретает уютный вид, и целыми днями на трех газовых плитах в больших баках кипят и булькают: борщ, компот и каши. На ровной площадке около раздачи пищи ставится металлический каркас, который накрывается большим тентом из плотной водонепроницаемой материи. "Стенки" занавешиваются армейской маскировочной сеткой, а внутри ставятся большие столы и лавки. На столах стоят наборы для соли, перца, салфетки. Здесь мы едим, но об этом позднее. Рассказ о наших трапезах будет сочней и красочней, когда созреют знаменитые таманские арбузы и дыни, поспеет виноград. Так что, ждите.

Завтрак. На раздаче-студентка Славянского-на-Кубани пединститута Ольга Резниченко

Что такое "камералка"? Предназначение этого весьма интересного сооружения вызывает много вопросов у туристов, часто забредающих в наш лагерь. Камералка (другое название керамичка) - это производственная площадка по обработке керамики. Представьте себе еще одну идеально выровненную площадку 96 кв. м. на одном из центральных мест в лагере, разбитую при помощи колышков и капроновых веревок на 32 одинаковых квадрата. Легкая сетка (дает тень и выдерживает ветровую нагрузку), которой в Европе укрывают фруктовые сады от нашествия насекомых, укреплена на хитроумном каркасном сооружении. Квадраты на камералке соответствуют количеству квадратов (конечно же, больших по размеру), на которые разбиты раскопы на земле и под водой. Соответственно, все находки, найденные при раскопках (а с началом сезона только количество фрагментов керамики исчисляется многими десятками тысяч штук), свозятся в лагерь и попадают - каждая на свое четко определенное место. И всю эту груду, девушки, работающие на керамичке, отмывают обыкновенными, а зачастую специально приобретаемыми зубными щетками. Профильные (горлышки, донышки и т.д.), расписные части, а также другие по каким-то причинам заинтересовавшие ученых осколки древних сосудов шифруются нанесением номеров тушью. Часть керамики зарисовывается (чертеж) и фотографируется. Зачем это надо, что такого могут рассказать какие-то битые черепки, и почему лучшие умы русской археологии посвящают всю свою научную жизнь изучению кусочков обожженной глины? Читайте наш дневник!


Камералка

По бокам камералки устанавливаются 2 просторных прямоугольных шатра (конечно, зеленого цвета). В них пластиковые столы и стулья, листы бумаги, ноутбуки, стаканчики с перьями и карандашами, склеенные кувшинчики, маленькие коробки с печеньем и шоколадки. Спросите меня, кто в теремке живет?


Кухня (слева) и хозяйственное помещение (справа)

Хозпалатка! Это место для посвященных, вход сюда доступен только нескольким людям. Здесь складируются продуктовые и иные, не менее важные запасы экспедиции. Здесь тушенка, сгущенное молоко и туалетная бумага. В каждом археологическом лагере есть хозпалатка. Это может быть старенький брезентовый тентик, закрепленный на вкопанных ветках деревьев, глубокая и прохладная землянка, укромный уголок в жилище начальника экспедиции. Все зависит от масштабов и возможностей. Возможностей наших, благодаря поддержке БФ "Вольное Дело", хватает на многое. У нас, как в поговорке: "Большому кораблю - большое плавание". И в этом году Владимир Дмитриевич решил построить настоящий хозсарай: вместительный, добротный и деревянный. Сменилась его дислокация. Раньше наша хозпалатка примыкала к вагончику, теперь ее разместили на террасе склона холма непосредственно за кухней. Террасу эту под архитектурным надзором А.А. Завойкина обложили камнем, привезенным с раскопа. И наш лагерь приобрел еще большую фундаментальность...

Два лагеря подводного отряда экспедиции составили группы Фонда геофизических исследований (г. Москва) и ПАСФ "Юг - Вымпел". У наших подводников свой уклад и распорядок жизни, свои порядки. Мы еще расскажем об этом.

На въезде в лагерь Таманской экспедиции ИА РАН

О чем можно рассказать еще? В общем-то, о многом, но обо всем помаленьку и, как говорится, основные сюжеты и другие их участники раскроются по ходу пьесы. Дивной и чудной пьесы, которую мы, сотрудники Таманской экспедиции Института археологии Российской Академии наук, переживаем каждый полевой сезон. Вы спросите название?

ФАНАГОРИЯ

Мы занимаемся делом, которое было начато еще в XIX веке, продолжено в 20 годах века XX, приобрело академический статус в 1936 году и продолжается до сих пор. В дневнике экспедиции будут отображены основные события полевого сезона 2008 года. Иногда действия будут расписаны по дням, иногда будут совершаться далекие и не совсем, экскурсы в историю Фанагории и экспедиции.

Наступило лето, и многие молодые люди задумываются о том, как его провести интересно и с пользой. Один из способов летнего времяпрепровождения - археологическая экспедиция. Наш корреспондент Александр ФИЛИППОВ несколько лет участвовал в раскопках в Крыму. Свой фоторассказ об этом он предварил интервью с преподавателем ПСТГУ Никитой ГАЙДУКОВЫМ. В конце - рекомендации, как самому попасть в экспедицию.

Никита Евгеньевич Гайдуков
Родился в 1967 году в г. Москве. В 1991 году закончил геологический факультет МГУ им. Ломоносова. В 1996-1997 годах работал преподавателем кафедры общей педагогики МГПИ. С 1998 года по настоящее время работает преподавателем Саранского Духовного училища (Республика Мордовия). С 2000 года по настоящее время работает преподавателем Православного Свято-Тихоновского богословского института; с 2004 года - преподаватель кафедры литургического богословия ПСТГУ. В течение многих лет - участник нескольких археологических экспедиций, специализирующихся в области церковной археологии. Автор 30 статей, посвященных Крыму, путеводителя по пещерным монастырям и храмам Крыма.

- Никита Евгеньевич, какое значение имеет церковная археология в изучении литургики?

Археология это история материальной культуры, история, написанная материальными памятниками.

Изучая их, мы создаем представления об истории. Бывает так, что письменный источник врет, рассказывает то, чего не было, бывает так, что памятник материальной культуры врет, пример - фальшивки, которые продаются на рынках; есть огромный рынок фальшивых вещей. Задача историка в том, чтобы, сопоставив их, отличить подлинные памятники от фальшивок и на основе верификации, то есть взаимопроверки, создать представление об истории. Почему археология важна для исторической литургики? Потому что ранних манускриптов мало, но у нас есть, например, древнейшие прото-храмы, из которых вырос современный храм. Изучая эти памятники, мы можем сделать выводы и о богослужении.

- Но как могут фрески и надписи в катакомбах, помочь понять, каким было богослужение?

Говоря о таких ранних памятниках, надо быть очень осторожным в том, отражают ли они литургическую или частную жизнь. Особенно это касается катакомб, которые литургическими объектами стали очень поздно, только концу III века, а до этого были просто большими подземными захоронениями.

Рисунки, фрески, надписи, являются важнейшим историческим источником. Например, когда были найдены надгробия пап с датами их жизни, они стали существенным источником истории того времени.

Надписи говорят о взаимодействии христиан и внешнего мира, Римской империи, что чрезвычайно интересно. Например, были найдены монеты, где в надписях есть хризмы (символ имени Иисуса Христа, состоящий из стилизованных в виде креста греческих букв Х и Р). Были найдены христианские изображения в самых неожиданных местах, например, изображения хризмы или рисунки голубя, креста, на монетах, утвари, которые свидетельствуют о том, что христиане в любой, самой обычной вещи, старались нести свидетельство о своей вере во Христа.

Что касается фресок, то мы их совсем не понимаем. Мы понимаем, что это христианские изображения, но мы не знаем, какие мысли вкладывались в них... Изображения самые разные. Например, орант или оранта - мужчина или женщина с поднятыми вверх руками, с надписью "такой-то лежит в мире". Это универсальное обращение к Богу, то есть языческий символ. То есть средства изображения языческие, а смысл уже христианский. И, поскольку, мы не очень понимаем языческое богослужение, то мы не очень понимаем раннехристианские изображения, созданные до того времени, когда был выработан иконописный канон, который соответствовал уже богослужению христианскому.

- Насколько велик в профессиональном сообществе интерес к церковной археологии?

Есть еще книга "Подземный Рим" Де Росси, два огромных тома настенных надписей, рисунков, описаний. Когда я ее смотрел в библиотеке МГУ, то увидел, что она даже не была разрезана, то есть ее в течение ста лет, с тех пор, когда она была издана, никто не читал. Это говорит о том, что никакого интереса к литургическим надписям нет. Это плохо. Надо иметь точные знания об этом предмете, потому что это действительно важнейший исторический источник.

На Украине, в Крыму, тоже есть такие памятники. Нам встречались достаточно длинные литургические надписи в Керченских катакомбах, IV века, это текст Трисвятого, текст 50 псалма.

Среди памятников раннего времени очень трудно отделить христианские памятники от нехристианских. Христиане молились, конечно, не языческим богам, а Иисусу Христу, но в остальной жизни их быт не отличался от языческого. Перелом в погребальном обряде, например, произошел в VIII веке, до этого он был языческим. В склепах находят христианский материал, кресты и одновременно тарелку с кашей. Но не надо думать, что они были глупые, а мы умные. Когда сейчас люди оставляют на могилах еду, это та же тарелка с кашей, представление о том, что в загробном мире такая же жизнь как здесь, никуда не делось.

- Расскажите о раскопках, которые проходят в Херсонесе.

В Херсонесе недавно было найдено несколько расписных склепов... открытых еще в конце XIX века. Это христианские склепы, материал, который в них нашли, не выходит за пределы IV в. Там есть монеты, украшения, керамика, стекло, встречаются ампулы, в которых хранили, или воду, или масло, или неизвестные нам святыни и реликвии. Они сделаны из свинца, стекла, меди или других материалов. Очень интересны глиняные ампулы - они немного больше и похожи на горшочки. Это говорит о том, что в это время в Херсонесе появилась мощная христианская община, которая, в частности, хоронила своих усопших в склепах. Там было не одно тело, а десятки похоронено! На стенах делались росписи - голуби, венки, хризмы в венке, корабли, надписи, которые свидетельствовали об их уповании. Все это свидетельствует именно о христианских захоронениях. Для языческих захоронений характерны свои изображения.

- Как получилось, что уже найденные однажды склепы приходится открывать вновь?

Они были найдены еще до революции, потом они были законсервированы. К сожалению тогда они были найдены тоже не впервые... Впервые они были "открыты" и ограблены в средние века.

- Какой из христианских памятников, на ваш взгляд, наиболее интересен в Херсонесе?

Самые интересные объекты в Херсонесе, это наиболее ранние храмы. Например, крестообразный храм на месте некрополя, его название "Влахернский храм" было придумано позже. Он очень интересный, имеет крестообразную форму, первоначально с каждой стороны было по входу, а в центре было нечто, может быть престол с киворием. Потом восточная ветвь креста была заложена и стала использоваться как алтарь. Пол был покрыт мозаикой. Это мозаика сохранилась. Она представляет собой сложные изображения павлина и чаши. С пола мозаику сняли в 60-е годы; это было необходимо для ее сохранения.

Польская экспедиция раскопала Пятиапсидный храм. По своему устройству он стоит между базиликой и крестово-купольным сооружением. Они его датируют первой четвертью X века.

"Базилику Крузе" раскапывают под руководством С. Ушакова. Базилика интересна тем, что она укорочена, а восточная часть была перестроена в виде трифолия - лепестка клевера. Такая форма вошла в "моду" после того, как впервые была использована в базилике Рождества Христова в Вифлееме (перестройка VI в), и в базилике Крузе тоже самое! Сначала алтарь был "простым", а в VI-VII вв. был заменен трилистником!

Там было явно несколько престолов, вероятно не меньше четырех, можно сказать, престол на престоле сидит. То есть храм восстанавливался несколько раз.

- Расскажите о раскопках, в которых Вы участвуете.

Я работаю на раскопках в пещерном городе Бакла, который находится в Бахчисарайском районе, в экспедиции Крымского филиала Института археологии Национальной академии наук Украины.
Это любопытный город. В нем с IV века начинается городская жизнь, на X век приходится его расцвет. Он расположен на пологом склоне куэсты - уступе горы. Там раскопаны крепостные стены, несколько храмов, склепы. Нами были найдены расписные склепы, это впервые в горах Крыма!

Самое интересное то, что это единственное городище, в котором не найден большой храм. Найдены маленькие храмы, найдены храмы у подножия, а большая базилика, которая там, скорее всего, должна быть, не найдена. Найти ее - одна из задач нашей экспедиции.

Было бы очень хорошо сделать базу для практики, для вуза богословского направления или студентов из других вузов интересующихся христианством. Это горы, там недорогое жилье, кроме того, это возможность работать на христианском памятнике.

Дело в том, что в большинстве других случаев нет возможности копать христианский памятник. Сначала нужно будет копать помойку, которая была на этом месте, потом кладбище 18 века, потом сам памятник, потом его нужно будет снести, чтобы копать античность.

- Так что же, христианские памятнкики Крыма обречены, их все снесут?

Люди, которые копают и сохраняют памятники - разные люди. Есть специальные службы охраны памятников. Приезжают из этой службы и археолог спрашивает: "Что бы вы хотели иметь в результате?". А там уже принимают решения в каждом конкретном случае на основании международных конвенций. Но археолог имеет право снести памятник целиком, вырыть котлован и посмотреть, что там внизу, а потом собрать все обратно. Или не собрать.

А.Филипов. Дневник археолога

Малахов курган

Вокзал в Севастополе находится около Малахова кургана. Это большой холм высотой около 30 метров с крутыми, почти отвесными склонами. Когда-то здесь проходили страшные бои, но сейчас тут очень красиво: курган покрыт лавандой, недалеко растут миндальные деревья, и открывается вид на весь Севастополь, раскинувшийся на холмах и утопающий в садах. Отсюда, мне кажется, город похож на Константинополь, до которого - два часа пути и полторы тысячи лет.

Мы живем на археологической базе. В течение нескольких дней приехало еще несколько студентов из других институтов. Она была построена в 70-х годах для археологических экспедиций МГУ. Никита Евгеньевич рассказал, что руководителем был некий Беляев. Когда строительство закончилось, он не хотел платить рабочим, и они, подвесив его за ноги, стали бить полками по животу, пока он не согласился заплатить.

История Херсонеса

Вечером мы говорим об истории Херсонеса.

Город был ближайшей северной колонией для южно-черноморских прибрежных городов, малоазийских областей и собственно Эллады. Но из-за отдаленности от производителей сырья, находившихся в Придонье, Приднепровье и т.д., Херсонес мог развиваться менее интенсивно, чем его соперники: с северо-запада Ольвия (на Буге, при впадении его в Днепровский лиман) и Пантикапея (ныне Керчь). Херсонес расположен на самом перешейке полуострова, он раньше назывался Мегарикой. Гавань, на которой город был расположен, называлась Прекрасной. Стены его имеют 5000 шагов в окружности. Автор "Землеописания" (De Chorographia), Помпоний Мела (около 40 до Р.Х.),говорит о находившейся среди города цитадели. Площади и улицы города отличаются планомерностью, красивыми зданиями с массой украшений. Хорошо представлены раскопками водопровод и канализация с проложенными гончарными трубами и каналами. Недостаток воды на территории города был во все времена его существования, для устранения его были сделаны водоприемные колодцы, высверленные почти в сплошной известняковой скале (подпочва всего города), куда и стекала дождевая вода; таких колодцев обнаруживается громадное количество, почти в каждом большом доме был свой. Пользовались также и водопроводом, который давал воду извне стен города. Окрестности города в спокойное время представляли цветущие сады и виноградники.

Есть интересная история об императоре Юстиниане II (правил в 685-695 и 705-711 гг). Он был свержен с престола и отправлен с отрезанным носом и языком в Херсонес. Здесь его встретили горожане насмешками, и Юстиниан бежал к хазарскому кагану в Дори, где женился на его дочери, и, после многих приключений, с помощью царя болгар Тарбелия вернул себе трон (705 г.), не забыв неприветливости Херсонеса. В 710 году отправляется экспедиция во главе с Варданом, с целью покарать херсонесидов, который исполнил поручение самым жестоким образом, разорив город и перебив жителей. Вторая карательная экспедиция была неуспешна и кончилась тем, что полководец Вардан, при поддержке хазар свергнув, казнил Юстиниана и занял его престол под именем Филиппика (711-713), а Херсонес получил прежние права вольности, но с хазарским протекторатом.

Узость территории заставляла Херсонес держаться торговлей и, несмотря на все политические неурядицы и стеснения, он до X в. сохраняет облик древних общественных учреждений и независимость гражданского управления и даже вскоре, под протекторатом хазар, "освобождается от главенства Византиии делается вольным городом". Во время иконоборческих волнений VIII в. Херсонес ревностно стоит на стороне иконопочитания и служит местом убежища верных К этой эпохе относят происхождение пещерных монастырей с храмами (Инкерман, Успенский скит, Мангуп-Кале, Тепе-Кермень, Качи-Калень и др.).

В начале второй четверти IX в., по рассказу жития св. Стефана, архиепископа Сурожского, было нашествие "русской (?) рати" на Херсонес и Сурожь под начальством князя Бравалина (Бравлина) ("князь бранлив и силен зело").

Сюда приезжали Кирилл и Мефодий. Они изучали неизвестные ныне "русские книги" создавая славянскую азбуку для просвещения славян, чтобы они могли общаться с Богом и учится святому Евангелию на понятном им славянском языке.

Здесь крестился князь Владимир.

Раскопки

Нам предстояло раскапывать маленький византийский храм предположительно Х в. Датировка спорная. Раскопки проходят за территорией Херсонеса, в некрополе на вершине Девичьей горы, около Карантинной бухты. В античное время там был склеп, в раннехристианское время - мартирий, гробница мученика, потом там создали храм. Сохранились фрагменты фресок. Мы должны раскопать алтарную апсиду: у храма обвалилась крыша - два куска скалы объемом в несколько кубометров. Нужно вынуть эти куски, несколько кубометров земли и успеть это сделать за один сезон.

Дело в том, что раскопки происходят на частной территории. Если успеть в срок, то храму дадут статус памятника, и землевладелец не сможет его разрушить. Увы, римские граждане, которые создали памятники Херсонеса, являются предками украинцев, но современные граждане Украины, купившие здесь землю за большие деньги, могут засыпать это все землей и построить, например, виллу. Тогда раскопок здесь не будет еще сто лет.

Херсонес

Я иду гулять по Херсонесу. Сейчас он представляет собой развалины древнего города - кварталы, разделенные прямыми улицами. На каждой улице был большой храм и, кроме того, почти в каждом дворе был свой маленький храм.

Дом в древнем Херсонеса был похож на современную виллу. Дома строили из камня, в 2-3 этажа, вокруг - каменная ограда. Во дворе находилось несколько построек, колодец и, как уже сказано, очень часто храм.

Храм вместо театра

После работы Никита Евгеньевич проводит экскурсию по Херсонесу. Мы идем к развалинам храма в театре. "Датировка спорная. Косцюшко, который раскапывал его в 1905 году, нашел на месте престола ковчег с мощами юстиниановского времени. Он хранится сейчас в Эрмитаже".

Храм был построен вместо античного театра, может быть, здесь проходили казни. Он представляет собой каменные скамьи, расположенные полукругом вокруг арены. За ареной находится сцена. Театр был построен около третьего века до н. э. Подлинные камни - только две ступени около храма, остальное было заново построено в 50 годы.

В левой апсиде находится каменный ковчег. Выглядит как большой каменный ящик, сделан из цельного куска известняка, на передней стенке изображен крест и два тополя. Некоторые называют это крестильней. Но он слишком мал, чтобы здесь поместился человек, для него специально создана апсида. Возможно, тут хранились мощи.

Мы разбили кувалдами куски скалы и вынули их. Показались фрагменты росписей.

Маленький Рим
Я снова гулял по Херсонесу. Пытался представить, как херсоенсиды жили, как оборонялись от войск князя Владимира. Были ли они счастливы от общения со святыми Кириллом и Мефодием? Подхожу к надписи к фундаменту дома, около которой табличка: "DOMUS URBANUS" городской дом, 3 век н. э. А жили тут orratores, bellores и laborratores, молящиеся, воюющие и работающие.

Мне нравится надпись на стене: "Херсонес маленький Рим".

Тепе-Кермен

В воскресенье мы пошли на службу не во Владимирский сбор, а в храм всех святых. Это единственный храм, в котором в советское время совершалось богослужение.

После литургии едем на Тепе-Кермен.

"Тепе-Кермен" означает "одинокая крепость" по татарски. Она стоит на вершине горы и представляет собой ансамбль состоящий из нескольких пещер, нескольких построек и пещерного храма. Крепость входила в систему греческих оборонительных сооружений, причем каждая крепость сама по себе, без связи с другими крепостями, не имела никакого оборонительного значения. Если падал Эски-Кермен, падала и эта крепость.

Знаменитые крымские пещерные города на самом деле были подвальными этажами обычных городов, стоявших когда-то на вершинах гор

Эски-Кермен

Город тоже расположен на вершине горы. Здесь было несколько улиц, мы идем по главной. Сейчас от них остались холмики, которые образовались, когда город разрушался - стены падали во внутрь улиц. Потом все зарастало травой.

Никита Евгеньевич: - Здесь было около тридцати тысяч жителей. Город погиб во время штурма Ногаем. Он вырезал или увел в плен жителей и сжег город.

Со щитом

Мы провели на раскопках около двух недель. За это время был вынут грунт из алтаря, найдено несколько монет, по которым можно будет определить датировку, проведены замеры, зафиксированы результаты. Очень важно, что памятнику будет дан официальный статус, поэтому он будет сохранен и его можно будет изучать.

Как простому человеку принять участие в археологической экспедиции?
Никита Евгеньевич Гайдуков - преподаватель церковной археологии кафедры литургики ПСТГУ.

Сейчас централизованной системы, которая координировала бы работу археологических экспедиций, нет. Есть сайты, например Института Археологии, где есть доска объявлений. Можно связаться лично с руководителем экспедиции.

Но лучше всего просто договориться с тем, кого ты знаешь и кто в экспедиции уже бывал. В первый раз лучше поехать с человеком, которого ты знаешь. С незнакомыми людьми лучше в первый раз не ехать, потому что редко получается так, что человек сразу находит археологическую экспедицию, которая ему понравится. Обычно бывает, что, съездив один раз, человек получает стойкое отвращение к археологии. Поэтому лучше, что бы это была практика, либо в своем ВУЗе, либо в ВУЗе, где ты имеешь друзей-студентов, или знаешь преподавателей. Просто так в экспедицию, где ты никого не знаешь, лучше не ехать.

И ещё: грустный опыт показывает, что для того, чтобы человека взяли в экспедицию, ему нужно обладать двумя качествами - это минимальная коммуникабельность, чтобы он мог хоть как-то общаться с другими людьми и не брезгливость. Например, если сказали, что нужно мыть пол - надо мыть пол, если варить компот - варить компот. Если он может через себя переступить и сказать, что "я не хочу это делать, но это надо, и я буду это делать", то его возьмут. Археологические раскопки могут быть связаны с захоронениями, а кто-то может сказать: "Я жмуриков копать не буду". Тогда лучше не ехать. Надо представлять, что тебя ожидает и рассчитывать силы.

Что касается таких качеств как физическая сила, выносливость, то это не главное. И на раскопе и дома найдется дело для человека, даже если он ничего тяжелее карандаша держать не может. Лишь бы он хотел хоть что-то делать. Такого случая, чтобы человек не нашел применения своим выдающимся талантам на раскопе не бывает. Тут дело в организации труда. При хорошо организованном труде все получается.

Елена Юрьевна Кленина, ученый секретарь Херсонесского музея-заповедника:

У нас принять участие в раскопках может практически любой человек. Мы платим за работу и поэтому много зависит от финансирования. С волонтерами мы предпочитаем не иметь дело. Рабочий получает зарплату и работает, а волонтер - сегодня есть - завтра нет. Студенты? Я не люблю работать со студентами, так как с ними много проблем - нужно организовать их работу, потом нужно организовать их проживание, потом нужно организовывать их развлечения. Потом они напьются.
Даже угроза неполучения зачета по практике почти не действует на студента. У нас плохая организация практики. Организатор раскопок должен заниматься раскопками, а организацией практики должен заниматься организатор практики. Он должен следить за ними - приводить их на работу, следить, как они работают, уводить их с работы, организовывать их жизнь. Это большой труд. У меня много научных задач и я не могу следить за студентами. Организатор иногда хорошо работает, а иногда не следит за ними. Но есть исключения.

-Что должен сделать человек, если он хочет принять участие в раскопках?

Он должен или заранее связаться с организатором раскопок или просто подойти и поговорить во время работы.

Наталья Валерьевна Ениосова, руководитель Смоленской экспедиции кафедры археологии Исторического факультета МГУ:

У нас студенты-первокурсники принимают участие в экспедициях в обязательном порядке, а с других курсов - по желанию. Существуют старые экспедиции Университета, куда совершаются поездки уже много десятилетий, такие как Новгородская или Крымская. Но вообще ежегодно бывает несколько десятков поездок. Раскопки ведутся в упомянутых Новгороде и Крыму (Херсонес, Евпатория, пещерные города), в Смоленске, Ростове-на-Дону, Ставрополе. Время памятников - вся история человечества: каменный, бронзовый века, античность, средневековые города. Перед поездкой, обычно в мае, бывают собрания руководителей и будущих участников, где.

Мы рады любым участником и берем всех желающих, но не можем оплачивать поездки не студентов. Дорога в Смоленск стоит около 500 р. Питание и проживание по 100р. в день, т.е. стоимость одной смены в две недели стоит около 3500р.

Особых требований к участникам не предъявляется. Все зависит от руководителя экспедиции и самого человека. Правда, не должно быть каких то капризов в полевых условиях, насчет питания, проживания и т.п. Нужно быть готовым переносить трудности.

Чтобы принять участие в экспедиции нужно прийти на собрание, на котором рассказывается о раскопках, объясняется, что нужно брать с собой, решаются вопросы с вязанные с поездкой. Там будет ясно, какая существует потребность в людях, условия поездки, и будет приниматься решение о участниках экспедиции. Узнать о времени проведения этих собраний можно из объявления в здании Университета или позвонив на кафедру археологии по телефону 939-19-38.

Петр Григорьевич ГАЙДУКОВ сотрудник Института Археологии РАН, руководитель Новгородской экспедиции.

Мы к сожалениюне берм одиночных людей. Мы берем или организованные группы студентов со своим руководителем или нанимаем рабочих на месте раскопок. Брать людей это трудно их надо размещать кормить, а руководитель группы сам отвечает за студентов. Многие институты, которые не организовывают экспедиции сами, участвуют с нами в совместных экспедициях. Им ведь нужно приходить летнюю практику, им за это ставят зачет. Так в Новгороде основная экспедиция это наша совместная с МГУ и Новгородским музеем. Есть еще Петербургская, Екатеринбургская экспедиции, студенты Новгородского университета, конечно.

Чтобы попасть в другие места, нужно заранее договориться с руководителем той экспедиции, куда хочется поехать. Для этого надо зайти на наш сайт http://www.archaeolog.ru/?id=9 посмотреть расписание встреч посвященным поездкам или связаться с руководителем по тем координатам, которые там оставлены.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=15&article=943

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Археологическая экспедиция — не только вариант бюджетной поездки, но и прекрасная возможность глубже узнать историю, воочию увидеть, как проводятся археологические изыскания, познакомиться с интересными людьми.

Для этого вовсе не надо быть профессиональным археологом или историком. Достаточно просто иметь желание поработать несколько недель в поле, пожить в палатке (а может и не в палатке, а во вполне комфортабельном жилище) и пропитаться экспедиционной романтикой. Дело в том, что на археологических раскопках всегда требуются рабочие руки — те самые руки, которые будут копать землю, зачищать артефакты. Часто для этих целей приглашают школьников, студентов, просто . Затраты на питание и проживание участников обычно берут на себя организаторы. Вам же потребуется оплатить только проезд. Более того, многие экспедиции готовы даже платить за работу — не так много, но достаточно для того, чтобы покрыть расходы на проезд, сувениры и пиво с мороженным. Хотя кто-то умудряется заработать за сезон весьма неплохие деньги — все дело в квалификации и опыте работы. Кроме того, обычно подобные экспедиции устраивают различные лекции, экскурсии, поездки для своих участников. Так что можно не только поработать на свежем воздухе, но и увидеть немало интересного, а также сменить поле деятельности.

Как найти подходящую для себя экспедицию? Очень просто. Достаточно в любом поисковике ввести слова «работа в археологической экспедиции» или нечто подобное, и вы получите внушительный список археологических бирж, сайтов и блогов экспедиций. Для тех, кто дружен с сервисом ВКонтакте, можно поискать археологические группы — их много, там же обычно указаны ссылки на другие группы. Ну а дальше дело выбора. Сразу скажу: предложений не просто много, а очень много.

Вот список некоторых сайтов и групп, которые помогут вам в поиске:

Группы ВКонтакте:

  • Фонд Археология

(Возможно, вы знаете еще сайты или группы. Напишите мне, и я поставлю их в этот список).

Расскажу о своем опыте. В какой-то момент я поняла, что мне надоело быть «кабинетным ученым», нужна реальная практика, нужно понять, как вообще добывается и обрабатывается археологический материал. Идей особо никаких не было; знакомая, которая работала в Институте археологии РАН не горела желанием помочь, и тогда я обратилась к интернету. Уже через несколько минут я вводила контактную информацию о себе в одной из бирж. Еще через день пришло приглашение на раскопки в Ростовскую область. Можно было поехать копать на или на . С меня требовалась только покупка билета до места назначения и обратно. Все остальные расходы брали организаторы. Кроме того, в программу были включены различные познавательные поездки и экскурсии по Ростовской области: в , Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Белую Калитву , а также отдых на речке и прочие прелести полевой жизни.

Работали мы от 6 до 8 часов в день, в зависимости от погоды и темпов работы. Каждый час устраивались 10-минутные перерывы и один получасовой перерыв в середине. Все остальное время было в нашем распоряжении. Кроме того, во время работ мы постоянно разговаривали, играли в какие-то игры. Помню, как-то раз нам достался безумно сложный участок: камень был мелкий и постоянно крошился, зачистка шла трудно. Начальник экспедиции «бросил» на этот квадрат человек 8. Мы честно пытались работать, но работа шла со скрипом. И уж не понятно по какой причине, среди нас зашел разговор о Боге. Как известно, здесь возникают самые горячие споры. Кажется, наши крики были слышны и на Дону. Но каково же было наше удивление, когда через часа полтора подошедший начальник объявил, что мы блестяще справились с работой!

В тот год я проработала в экспедиции все лето. Это был не только роскошный отдых, но и очень познавательная поездка. На экскурсиях нам рассказывали и показывали куда больше, чем обычным экскурсантам. Мы тогда объездили значительную часть Ростовской области. Кроме того, одно дело когда изучаешь историю по учебникам, и совсем другое — когда собственными руками зачищаешь костяки, фундаменты домов, видишь, как устраивались курганы и многое-многое другое.

Через два года я поехала в экспедицию в — древнейшую столицу Руси. Именно туда сначала пришел княжить Рюрик. В этот раз мне уже не пришлось искать, куда поехать — приглашение стали приходить сами, мне оставалось лишь выбирать. Совсем другой стиль работы, другой материал, с которым приходилось работать — если в Ростовской области был камень, то здесь — дерево. Работы возглавлял профессор Кирпичников из Санкт-Петербурга, один из крупнейших специалистов по этому региону. Снова были разнообразные лекции, поездки. Ну и , конечно.

Трудно передать ощущение, когда из земли показывается кусочек черепка или кости, бисер или бусина. Иногда попадались и более значительные находки. Вопреки распространенному заблуждению, золото-серебро-брильянты попадаются очень редко, это действительно удача. Но во время раскопок тебя охватывает азарт, ты радуешься каждой мельчайшей находке. И еще возникает очень странное ощущение, когда ты прикасаешься к тем вещам, которые принадлежали людям, жившим давным-давно, прикасаешься к их культуре и быту. И начинаешь немного лучше понимать жизнь и историю, несколько иначе смотреть на происходящее.

Так что поездка на археологические раскопки — это не только прекрасный отдых, не только познание нового, но и постижение себя.

© Сайт , 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Наступило лето, и многие молодые люди задумываются о том, как его провести интересно и с пользой. Один из способов летнего времяпрепровождения – археологическая экспедиция. Наш корреспондент Александр ФИЛИППОВ несколько лет участвовал в раскопках в Крыму. Свой фоторассказ об этом он предварил интервью с преподавателем ПСТГУ Никитой ГАЙДУКОВЫМ. В конце - рекомендации, как самому попасть в экспедицию.

Никита Евгеньевич, какое значение имеет церковная археология в изучении литургики?
--Археология это история материальной культуры, история, написанная материальными памятниками.

Изучая их, мы создаем представления об истории. Бывает так, что письменный источник врет, рассказывает то, чего не было, бывает так, что памятник материальной культуры врет, пример – фальшивки, которые продаются на рынках; есть огромный рынок фальшивых вещей. Задача историка в том, чтобы, сопоставив их, отличить подлинные памятники от фальшивок и на основе верификации, то есть взаимопроверки, создать представление об истории. Почему археология важна для исторической литургики? Потому что ранних манускриптов мало, но у нас есть, например, древнейшие прото-храмы, из которых вырос современный храм. Изучая эти памятники, мы можем сделать выводы и о богослужении.

- Но как могут фрески и надписи в катакомбах, помочь понять, каким было богослужение?

- Говоря о таких ранних памятниках, надо быть очень осторожным в том, отражают ли они литургическую или частную жизнь. Особенно это касается катакомб, которые литургическими объектами стали очень поздно, только концу III века, а до этого были просто большими подземными захоронениями.

Рисунки, фрески, надписи, являются важнейшим историческим источником. Например, когда были найдены надгробия пап с датами их жизни, они стали существенным источником истории того времени.

Надписи говорят о взаимодействии христиан и внешнего мира, Римской империи, что чрезвычайно интересно. Например, были найдены монеты, где в надписях есть хризмы (символ имени Иисуса Христа, состоящий из стилизованных в виде креста греческих букв Х и Р). Были найдены христианские изображения в самых неожиданных местах, например, изображения хризмы или рисунки голубя, креста, на монетах, утвари, которые свидетельствуют о том, что христиане в любой, самой обычной вещи, старались нести свидетельство о своей вере во Христа.

Что касается фресок, то мы их совсем не понимаем. Мы понимаем, что это христианские изображения, но мы не знаем, какие мысли вкладывались в них… Изображения самые разные. Например, орант или оранта - мужчина или женщина с поднятыми вверх руками, с надписью «такой-то лежит в мире». Это универсальное обращение к Богу, то есть языческий символ. То есть средства изображения языческие, а смысл уже христианский. И, поскольку, мы не очень понимаем языческое богослужение, то мы не очень понимаем раннехристианские изображения, созданные до того времени, когда был выработан иконописный канон, который соответствовал уже богослужению христианскому.

- Насколько велик в профессиональном сообществе интерес к церковной археологии?

- Есть еще книга «Подземный Рим» Де Росси, два огромных тома настенных надписей, рисунков, описаний. Когда я ее смотрел в библиотеке МГУ, то увидел, что она даже не была разрезана, то есть ее в течение ста лет, с тех пор, когда она была издана, никто не читал. Это говорит о том, что никакого интереса к литургическим надписям нет. Это плохо. Надо иметь точные знания об этом предмете, потому что это действительно важнейший исторический источник.

На Украине, в Крыму, тоже есть такие памятники. Нам встречались достаточно длинные литургические надписи в Керченских катакомбах, IV века, это текст Трисвятого, текст 50 псалма.

Среди памятников раннего времени очень трудно отделить христианские памятники от нехристианских. Христиане молились, конечно, не языческим богам, а Иисусу Христу, но в остальной жизни их быт не отличался от языческого. Перелом в погребальном обряде, например, произошел в VIII веке, до этого он был языческим. В склепах находят христианский материал, кресты и одновременно тарелку с кашей. Но не надо думать, что они были глупые, а мы умные. Когда сейчас люди оставляют на могилах еду, это та же тарелка с кашей, представление о том, что в загробном мире такая же жизнь как здесь, никуда не делось.


Склеп близ Херсонеса, вход: вид снаружи и изнутри


Сюда клали покойников


Настенная роспись склепов. Склепы относятся к III-IV вв., т.е. есть вероятность, что они использовались христианами еще до эдикта Константина, положившего конец гонениям на христианство



- Расскажите о раскопках, которые проходят в Херсонесе.
- В Херсонесе недавно было найдено несколько расписных склепов… открытых еще в конце XIX века. Это христианские склепы, материал, который в них нашли, не выходит за пределы IV в. Там есть монеты, украшения, керамика, стекло, встречаются ампулы, в которых хранили, или воду, или масло, или неизвестные нам святыни и реликвии. Они сделаны из свинца, стекла, меди или других материалов. Очень интересны глиняные ампулы - они немного больше и похожи на горшочки. Это говорит о том, что в это время в Херсонесе появилась мощная христианская община, которая, в частности, хоронила своих усопших в склепах. Там было не одно тело, а десятки похоронено! На стенах делались росписи - голуби, венки, хризмы в венке, корабли, надписи, которые свидетельствовали об их уповании. Все это свидетельствует именно о христианских захоронениях. Для языческих захоронений характерны свои изображения.

- Как получилось, что уже найденные однажды склепы приходится открывать вновь?
- Они были найдены еще до революции, потом они были законсервированы. К сожалению тогда они были найдены тоже не впервые… Впервые они были «открыты» и ограблены в средние века.

- Какой из христианских памятников, на ваш взгляд, наиболее интересен в Херсонесе?
- Самые интересные объекты в Херсонесе, это наиболее ранние храмы. Например, крестообразный храм на месте некрополя, его название «Влахернский храм» было придумано позже. Он очень интересный, имеет крестообразную форму, первоначально с каждой стороны было по входу, а в центре было нечто, может быть престол с киворием. Потом восточная ветвь креста была заложена и стала использоваться как алтарь. Пол был покрыт мозаикой. Это мозаика сохранилась. Она представляет собой сложные изображения павлина и чаши. С пола мозаику сняли в 60-е годы; это было необходимо для ее сохранения.

Польская экспедиция раскопала Пятиапсидный храм. По своему устройству он стоит между базиликой и крестово-купольным сооружением. Они его датируют первой четвертью X века.

«Базилику Крузе» раскапывают под руководством С. Ушакова. Базилика интересна тем, что она укорочена, а восточная часть была перестроена в виде трифолия – лепестка клевера. Такая форма вошла в «моду» после того, как впервые была использована в базилике Рождества Христова в Вифлееме (перестройка VI в), и в базилике Крузе тоже самое! Сначала алтарь был «простым», а в VI-VII вв. был заменен трилистником!

Там было явно несколько престолов, вероятно не меньше четырех, можно сказать, престол на престоле сидит. То есть храм восстанавливался несколько раз.

- Расскажите о раскопках, в которых Вы участвуете.
- Я работаю на раскопках в пещерном городе Бакла, который находится в Бахчисарайском районе, в экспедиции Крымского филиала Института археологии Национальной академии наук Украины.
Это любопытный город. В нем с IV века начинается городская жизнь, на X век приходится его расцвет. Он расположен на пологом склоне куэсты – уступе горы. Там раскопаны крепостные стены, несколько храмов, склепы. Нами были найдены расписные склепы, это впервые в горах Крыма!

Самое интересное то, что это единственное городище, в котором не найден большой храм. Найдены маленькие храмы, найдены храмы у подножия, а большая базилика, которая там, скорее всего, должна быть, не найдена. Найти ее - одна из задач нашей экспедиции.

Было бы очень хорошо сделать базу для практики, для вуза богословского направления или студентов из других вузов интересующихся христианством. Это горы, там недорогое жилье, кроме того, это возможность работать на христианском памятнике.

Дело в том, что в большинстве других случаев нет возможности копать христианский памятник. Сначала нужно будет копать помойку, которая была на этом месте, потом кладбище 18 века, потом сам памятник, потом его нужно будет снести, чтобы копать античность.

- Так что же, христианские памятнкики Крыма обречены, их все снесут?
- Люди, которые копают и сохраняют памятники - разные люди. Есть специальные службы охраны памятников. Приезжают из этой службы и археолог спрашивает: «Что бы вы хотели иметь в результате?». А там уже принимают решения в каждом конкретном случае на основании международных конвенций. Но археолог имеет право снести памятник целиком, вырыть котлован и посмотреть, что там внизу, а потом собрать все обратно. Или не собрать.

А.Филипов. Дневник археолога

Малахов курган
Вокзал в Севастополе находится около Малахова кургана. Это большой холм высотой около 30 метров с крутыми, почти отвесными склонами. Когда-то здесь проходили страшные бои, но сейчас тут очень красиво: курган покрыт лавандой, недалеко растут миндальные деревья, и открывается вид на весь Севастополь, раскинувшийся на холмах и утопающий в садах. Отсюда, мне кажется, город похож на Константинополь, до которого - два часа пути и полторы тысячи лет.

База
Мы живем на археологической базе. В течение нескольких дней приехало еще несколько студентов из других институтов. Она была построена в 70-х годах для археологических экспедиций МГУ. Никита Евгеньевич рассказал, что руководителем был некий Беляев. Когда строительство закончилось, он не хотел платить рабочим, и они, подвесив его за ноги, стали бить полками по животу, пока он не согласился заплатить.

История Херсонеса
Вечером мы говорим об истории Херсонеса.
Город был ближайшей северной колонией для южно-черноморских прибрежных городов, малоазийских областей и собственно Эллады. Но из-за отдаленности от производителей сырья, находившихся в Придонье, Приднепровье и т.д., Херсонес мог развиваться менее интенсивно, чем его соперники: с северо-запада Ольвия (на Буге, при впадении его в Днепровский лиман) и Пантикапея (ныне Керчь). Херсонес расположен на самом перешейке полуострова, он раньше назывался Мегарикой. Гавань, на которой город был расположен, называлась Прекрасной. Стены его имеют 5000 шагов в окружности. Автор "Землеописания" (De Chorographia), Помпоний Мела (около 40 до Р.Х.),говорит о находившейся среди города цитадели. Площади и улицы города отличаются планомерностью, красивыми зданиями с массой украшений. Хорошо представлены раскопками водопровод и канализация с проложенными гончарными трубами и каналами. Недостаток воды на территории города был во все времена его существования, для устранения его были сделаны водоприемные колодцы, высверленные почти в сплошной известняковой скале (подпочва всего города), куда и стекала дождевая вода; таких колодцев обнаруживается громадное количество, почти в каждом большом доме был свой. Пользовались также и водопроводом, который давал воду извне стен города. Окрестности города в спокойное время представляли цветущие сады и виноградники.

Есть интересная история об императоре Юстиниане II (правил в 685-695 и 705-711 гг). Он был свержен с престола и отправлен с отрезанным носом и языком в Херсонес. Здесь его встретили горожане насмешками, и Юстиниан бежал к хазарскому кагану в Дори, где женился на его дочери, и, после многих приключений, с помощью царя болгар Тарбелия вернул себе трон (705 г.), не забыв неприветливости Херсонеса. В 710 году отправляется экспедиция во главе с Варданом, с целью покарать херсонесидов, который исполнил поручение самым жестоким образом, разорив город и перебив жителей. Вторая карательная экспедиция была неуспешна и кончилась тем, что полководец Вардан, при поддержке хазар свергнув, казнил Юстиниана и занял его престол под именем Филиппика (711-713), а Херсонес получил прежние права вольности, но с хазарским протекторатом.

Узость территории заставляла Херсонес держаться торговлей и, несмотря на все политические неурядицы и стеснения, он до X в. сохраняет облик древних общественных учреждений и независимость гражданского управления и даже вскоре, под протекторатом хазар, "освобождается от главенства Византиии делается вольным городом". Во время иконоборческих волнений VIII в. Херсонес ревностно стоит на стороне иконопочитания и служит местом убежища верных К этой эпохе относят происхождение пещерных монастырей с храмами (Инкерман, Успенский скит, Мангуп-Кале, Тепе-Кермень, Качи-Калень и др.).

В начале второй четверти IX в., по рассказу жития св. Стефана, архиепископа Сурожского, было нашествие "русской (?) рати" на Херсонес и Сурожь под начальством князя Бравалина (Бравлина) ("князь бранлив и силен зело").

Сюда приезжали Кирилл и Мефодий. Они изучали неизвестные ныне «русские книги» создавая славянскую азбуку для просвещения славян, чтобы они могли общаться с Богом и учится святому Евангелию на понятном им славянском языке.

Здесь крестился князь Владимир.



Херсонес сейчас - место в пригороде Севастополя. Он обнесен забором, как заповедник, а внутри - вот такие следы старинных зданий, часто достроенные в позднейшее время



Археологи, туристы, отдыхающие и местные жители - все стремяться оставить и свой след на исторических камнях


Руины крестильни, где по преданию крестился князь Владимир

Раскопки
Нам предстояло раскапывать маленький византийский храм предположительно Х в. Датировка спорная. Раскопки проходят за территорией Херсонеса, в некрополе на вершине Девичьей горы, около Карантинной бухты. В античное время там был склеп, в раннехристианское время – мартирий, гробница мученика, потом там создали храм. Сохранились фрагменты фресок. Мы должны раскопать алтарную апсиду: у храма обвалилась крыша - два куска скалы объемом в несколько кубометров. Нужно вынуть эти куски, несколько кубометров земли и успеть это сделать за один сезон.

Дело в том, что раскопки происходят на частной территории. Если успеть в срок, то храму дадут статус памятника, и землевладелец не сможет его разрушить. Увы, римские граждане, которые создали памятники Херсонеса, являются предками украинцев, но современные граждане Украины, купившие здесь землю за большие деньги, могут засыпать это все землей и построить, например, виллу. Тогда раскопок здесь не будет еще сто лет.

Херсонес
Я иду гулять по Херсонесу. Сейчас он представляет собой развалины древнего города - кварталы, разделенные прямыми улицами. На каждой улице был большой храм и, кроме того, почти в каждом дворе был свой маленький храм.



Раскопки в Херсонесе





Дом в древнем Херсонеса был похож на современную виллу. Дома строили из камня, в 2-3 этажа, вокруг - каменная ограда. Во дворе находилось несколько построек, колодец и, как уже сказано, очень часто храм.

Храм вместо театра
После работы Никита Евгеньевич проводит экскурсию по Херсонесу. Мы идем к развалинам храма в театре. «Датировка спорная. Косцюшко, который раскапывал его в 1905 году, нашел на месте престола ковчег с мощами юстиниановского времени. Он хранится сейчас в Эрмитаже».
Храм был построен вместо античного театра, может быть, здесь проходили казни. Он представляет собой каменные скамьи, расположенные полукругом вокруг арены. За ареной находится сцена. Театр был построен около третьего века до н. э. Подлинные камни - только две ступени около храма, остальное было заново построено в 50 годы.

В левой апсиде находится каменный ковчег. Выглядит как большой каменный ящик, сделан из цельного куска известняка, на передней стенке изображен крест и два тополя. Некоторые называют это крестильней. Но он слишком мал, чтобы здесь поместился человек, для него специально создана апсида. Возможно, тут хранились мощи.

***
Мы разбили кувалдами куски скалы и вынули их. Показались фрагменты росписей.

Маленький Рим
Я снова гулял по Херсонесу. Пытался представить, как херсоенсиды жили, как оборонялись от войск князя Владимира. Были ли они счастливы от общения со святыми Кириллом и Мефодием? Подхожу к надписи к фундаменту дома, около которой табличка: «DOMUS URBANUS» городской дом, 3 век н. э. А жили тут orratores, bellores и laborratores, молящиеся, воюющие и работающие.
Мне нравится надпись на стене: «Херсонес маленький Рим».

Тепе-Кермен
В воскресенье мы пошли на службу не во Владимирский сбор, а в храм всех святых. Это единственный храм, в котором в советское время совершалось богослужение.
После литургии едем на Тепе-Кермен.

«Тепе-Кермен» означает «одинокая крепость» по татарски. Она стоит на вершине горы и представляет собой ансамбль состоящий из нескольких пещер, нескольких построек и пещерного храма. Крепость входила в систему греческих оборонительных сооружений, причем каждая крепость сама по себе, без связи с другими крепостями, не имела никакого оборонительного значения. Если падал Эски–Кермен, падала и эта крепость.



Тепе-Кермен





Знаменитые крымские пещерные города на самом деле были подвальными этажами обычных городов, стоявших когда-то на вершинах гор



Храм





Эски–Кермен
Город тоже расположен на вершине горы. Здесь было несколько улиц, мы идем по главной. Сейчас от них остались холмики, которые образовались, когда город разрушался - стены падали во внутрь улиц. Потом все зарастало травой.

Никита Евгеньевич: - Здесь было около тридцати тысяч жителей. Город погиб во время штурма Ногаем. Он вырезал или увел в плен жителей и сжег город.

Еще немного крымско-археологических фотографий:



Бешик-тау


Судак


Городище Бойко




Со щитом
Мы провели на раскопках около двух недель. За это время был вынут грунт из алтаря, найдено несколько монет, по которым можно будет определить датировку, проведены замеры, зафиксированы результаты. Очень важно, что памятнику будет дан официальный статус, поэтому он будет сохранен и его можно будет изучать.

Как простому человеку принять участие в археологической экспедиции?
Никита Евгеньевич Гайдуков - преподаватель церковной археологии кафедры литургики ПСТГУ.

Сейчас централизованной системы, которая координировала бы работу археологических экспедиций, нет. Есть сайты, например Института Археологии, где есть доска объявлений. Можно связаться лично с руководителем экспедиции.

Но лучше всего просто договориться с тем, кого ты знаешь и кто в экспедиции уже бывал. В первый раз лучше поехать с человеком, которого ты знаешь. С незнакомыми людьми лучше в первый раз не ехать, потому что редко получается так, что человек сразу находит археологическую экспедицию, которая ему понравится. Обычно бывает, что, съездив один раз, человек получает стойкое отвращение к археологии. Поэтому лучше, что бы это была практика, либо в своем ВУЗе, либо в ВУЗе, где ты имеешь друзей-студентов, или знаешь преподавателей. Просто так в экспедицию, где ты никого не знаешь, лучше не ехать.

И ещё: грустный опыт показывает, что для того, чтобы человека взяли в экспедицию, ему нужно обладать двумя качествами – это минимальная коммуникабельность, чтобы он мог хоть как-то общаться с другими людьми и не брезгливость. Например, если сказали, что нужно мыть пол - надо мыть пол, если варить компот - варить компот. Если он может через себя переступить и сказать, что «я не хочу это делать, но это надо, и я буду это делать», то его возьмут. Археологические раскопки могут быть связаны с захоронениями, а кто-то может сказать: «Я жмуриков копать не буду». Тогда лучше не ехать. Надо представлять, что тебя ожидает и рассчитывать силы.
Что касается таких качеств как физическая сила, выносливость, то это не главное. И на раскопе и дома найдется дело для человека, даже если он ничего тяжелее карандаша держать не может. Лишь бы он хотел хоть что-то делать. Такого случая, чтобы человек не нашел применения своим выдающимся талантам на раскопе не бывает. Тут дело в организации труда. При хорошо организованном труде все получается.

Елена Юрьевна Кленина, ученый секретарь Херсонесского музея-заповедника:
- У нас принять участие в раскопках может практически любой человек. Мы платим за работу и поэтому много зависит от финансирования. С волонтерами мы предпочитаем не иметь дело. Рабочий получает зарплату и работает, а волонтер - сегодня есть - завтра нет. Студенты? Я не люблю работать со студентами, так как с ними много проблем - нужно организовать их работу, потом нужно организовать их проживание, потом нужно организовывать их развлечения. Потом они напьются.
Даже угроза неполучения зачета по практике почти не действует на студента. У нас плохая организация практики. Организатор раскопок должен заниматься раскопками, а организацией практики должен заниматься организатор практики. Он должен следить за ними - приводить их на работу, следить, как они работают, уводить их с работы, организовывать их жизнь. Это большой труд. У меня много научных задач и я не могу следить за студентами. Организатор иногда хорошо работает, а иногда не следит за ними. Но есть исключения.

-Что должен сделать человек, если он хочет принять участие в раскопках?
- Он должен или заранее связаться с организатором раскопок или просто подойти и поговорить во время работы.

Наталья Валерьевна Ениосова, руководитель Смоленской экспедиции кафедры археологии Исторического факультета МГУ:
- У нас студенты-первокурсники принимают участие в экспедициях в обязательном порядке, а с других курсов - по желанию. Существуют старые экспедиции Университета, куда совершаются поездки уже много десятилетий, такие как Новгородская или Крымская. Но вообще ежегодно бывает несколько десятков поездок. Раскопки ведутся в упомянутых Новгороде и Крыму (Херсонес, Евпатория, пещерные города), в Смоленске, Ростове-на-Дону, Ставрополе. Время памятников – вся история человечества: каменный, бронзовый века, античность, средневековые города. Перед поездкой, обычно в мае, бывают собрания руководителей и будущих участников, где.

Мы рады любым участником и берем всех желающих, но не можем оплачивать поездки не студентов. Дорога в Смоленск стоит около 500 р. Питание и проживание по 100р. в день, т.е. стоимость одной смены в две недели стоит около 3500р.
Особых требований к участникам не предъявляется. Все зависит от руководителя экспедиции и самого человека. Правда, не должно быть каких то капризов в полевых условиях, насчет питания, проживания и т.п. Нужно быть готовым переносить трудности.
Чтобы принять участие в экспедиции нужно прийти на собрание, на котором рассказывается о раскопках, объясняется, что нужно брать с собой, решаются вопросы с вязанные с поездкой. Там будет ясно, какая существует потребность в людях, условия поездки, и будет приниматься решение о участниках экспедиции. Узнать о времени проведения этих собраний можно из объявления в здании Университета или позвонив на кафедру археологии по телефону 939-19-38.

Петр Григорьевич ГАЙДУКОВ сотрудник Института Археологии РАН, руководитель Новгородской экспедиции.
Мы к сожалениюне берм одиночных людей. Мы берем или организованные группы студентов со своим руководителем или нанимаем рабочих на месте раскопок. Брать людей это трудно их надо размещать кормить, а руководитель группы сам отвечает за студентов. Многие институты, которые не организовывают экспедиции сами, участвуют с нами в совместных экспедициях. Им ведь нужно приходить летнюю практику, им за это ставят зачет. Так в Новгороде основная экспедиция это наша совместная с МГУ и Новгородским музеем. Есть еще Петербургская, Екатеринбургская экспедиции, студенты Новгородского университета, конечно.
Чтобы попасть в другие места, нужно заранее договориться с руководителем той экспедиции, куда хочется поехать. Для этого надо зайти на наш сайт http://www.archaeolog.ru/?id=9 посмотреть расписание встреч посвященным поездкам или связаться с руководителем по тем координатам, которые там оставлены.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека