Когда в детском саду сон. Режим дня ребенка в детском саду: расписание занятий, сна и питания в садике

C он в детском саду

Современные психологи утверждают, что ребенка необходимо готовить не только к школе, но и к детскому саду. Ведь первое посещение детского коллектива, да еще и в отсутствие родителей представляет для малыша большой стресс. Довольно часто ребенок просто не готов к таким кардинальным изменениям в своей жизни: с самого рождения его окружали заботой, лаской и любовью близкие ему люди, а сейчас он оказывается среди незнакомых ему воспитателей и детей, где существуют свои правила и нормы поведения. В связи с этим необходимо обязательно подготовить ребенка к детскому садику. И сделать это желательно как можно раньше, хотя бы за несколько недель до того, как малыш переступит порог дошкольного учреждения.

Наиболее распространенной проблемой детей в детском саду является проблема сна. Даже если дома вы не сталкивались никогда с этой проблемой, к этому вопросу необходимо отнестись серьезно.

Довольно часто встречается ситуация, когда «домашние» дети любят подольше поспать утром, и для них очень сложно встать рано. В детских садиках же детей принимают до определенного времени, до 8-8:30. И если вашего малыша сложно поднять рано утром, то у него может выработаться отрицательное отношение к садику. Поэтому необходимо заранее изменить режим дня таким образом, чтобы ребенок без проблем мог просыпаться по утрам. Для начала узнайте принятый распорядок дня в выбранном вами детском саду.

Затем сравните его с домашним распорядком, проанализируйте, что можно оставить, а что следует подкорректировать. Постепенно вы приблизитесь к тому графику, который соответствует графику детского сада. Специалисты утверждают, что время, за которое можно перестроить ритмы сна и бодрствования ребенка, составляет примерно 3-5 дней.

Если ваш малыш перестал спать днем, то в саду также могут возникнуть проблемы. Ведь в садике во время дневного сна не разрешено играть. На первом этапе приучайте его просто лежать в постели, или пусть играет лежа сам с собою в тихие игры. К примеру, можно предложить поиграть в шпиона, у которого имеется задание остаться невидимым некоторое время, и ему нельзя в это время шуметь, чтобы его не нашли. После этого спросите у малыша, был ли он хорошим шпионом, и никто ли его не заметил.

Однако довольно часто встречаются ситуации, когда ребенок плохо спит дома, а в садике отлично засыпает вместе со всеми детьми. Это не удивительно, поскольку дома и в саду различные правила поведения и, если дома мама многое позволяет малышу, то в садике воспитатель вряд ли будет потакать его капризам. Помимо этого, дети перенимают поведение друг друга, если все будут спать, то и ваш ребенок, глядя на других, уснет.

Дети, которые не спят днем – далеко не исключение. В любой группе можно найти такого ребенка, и даже не одного. Тут могут разные причины – либо дома не было принято спать днем, или же ребенка принуждали ко сну, несмотря на нежелание и никчемные попытки уснуть. У таких детей закрепилось негативное отношение ко сну. А в садике их никто не принуждает, и они пользуются ситуацией, чтобы не спать.

Существуют дети, которые очень тяжело адаптируются к детскому садику, они плохо привыкают к новой обстановке и незнакомым людям, и с трудом способны разлучиться с мамой. Таким детям очень сложно, и период адаптации у них затягивается на долгие месяцы. Они всегда капризны, не хотят контактировать с другими детьми, плохо едят, не спят. В данном случае можно предложить малышу взять с собой в сад любимую игрушку, которая весь день будет рядом с ним, и он не будет чувствовать себя таким одиноким.

Если, несмотря на многочисленные усилия, ребенок долго не может адаптироваться к детскому саду, то к данной ситуации нужно отнестись более внимательно и попытаться понять причину. Поговорите с воспитателями, может быть они, исходя из опыта, смогут помочь вам в решении проблемы. К примеру, если ваш ребенок никак не может заснуть, то можно договориться с воспитателем о том, чтобы забирать малыша сразу после обеда, если, конечно, у вас имеется такая возможность.

Если ваше местожительство – город Пермь , то здесь, помимо государственных дошкольных учреждений, имеются частные детские сады. Сад на дому в Перми – уже далеко не редкое явление, но достаточно хорошая альтернатива государственным садам. Такие сады обладают рядом преимуществ, но у них есть один большой минус – стоят они недешево. Поэтому, тем, у кого финансовое положение оставляет желать лучшего, придется довольствоваться обычным детским садиком.

Многие, отдавая ребенка в садик, сразу хотят записать его в различные кружки, или стремятся отдать его в досуговый центр Пермь. Однако не стоит торопиться. Пусть ваш малыш сначала привыкнет к садику, а уж потом можно заняться и общим развитием.

Очень часто сон ребенка может быть нарушен из-за неблагополучной работы нервной системы. Существуют органические нарушения, при которых сон нарушается с самого рождения: ребенок плохо спит, путает день и ночь, крутиться, беспокоится, Наиболее частой причиной нарушения сна является невропатия. В данном случае сон характеризуется беспокойностью, но достаточной продолжительностью. Именно такие дети очень рано отказываются от дневного сна – в два-три года.

Правда, на начальном этапе такие дети просто-напросто отсыпают свои часы ночью, однако позже общая продолжительность сна становится меньшей, чем у обычных детей. Нередкая ситуация в детском садике: беспокойной и нервный малыш не спит, и, соответственно, мешает заснуть другим, и в лучшем случае засыпает перед окончанием «тихого часа». В тот момент, когда его будят, он начинает капризничать. В подобной ситуации не стоит сильно тормошить ребенка, для того чтобы он проснулся. Лучше делать это ласково, чтобы оградить малыша от лишних негативных эмоций. Однако не у всех воспитателей, к сожалению, хватает терпения на каждого ребенка. Легкому засыпанию благоприятствует спокойная, тихая и убаюкивающая музыка, или же чтение хорошей книги. Тем детям, которые отказываются спать, можно предложить полежать или тихо посмотреть книги. Но в данном случае детей предварительно нужно разделить на «спящих» и «не спящих». Это позволит избежать многих проблем.

Здравствуйте!Расскажу вам о нашей проблеме.Моей дочери 2,5.В детский садик мы ходим 8 дней.Сначала были истерики при расставании,дочка так плакала,что стены в саду тряслись,теперь видимо привыкла,ходит без плача,но на сон категорически отказывается оставаться.Причем она так истерит и плачет,что приходит домой с охрипшим голосом.забираю я ее после обеда,точнее после неудавшейся попытки уложить ребенка спать.дома она засыпает сразу же после того как приходим из сада.Пыталась спокойно разговаривать с ней,договариваться,но всё безрезультатно.Говорит что спать там не будет.еще и кроватки в садике "люльки",с решетками.дочь в такой кроватке дома уже давным-давно не спит.может быть пока не мучить ребенка и забирать сразу после обеда,но боюсь что она привыкнет уходить после обеда и потом вообще не останется на сон. как нам быть,подскажите пожалуйста!!!

Ирина, добрый день.

Адаптация к детскому саду происходит у всех детей по-разному. Довольно часто бывает, что начало социализации ребенка происходит именно так, как у Вашей дочери. В 2,5 года ребенок, как правило, еще слишком привязан к маме, и ему сложно проводить в разлуке с Вами целый день. Становясь взрослее, Ваша дочь будет постепенно будет привыкать к садовскому режиму и спокойно оставаться там гораздо дольше.
Если у Вас есть возможность забирать девочку после обеда, это неплохо на первых порах. Тем более, Ваша дочь посещает детский сад всего 8 дней.
Дома проводите как можно больше свободного времени с девочкой, любите и ласкайте ее, дайте ей возможность почувствовать свою защищенность. Чувствующий себя в безопасности и уверенный в родительской любви и поддержке ребенок гораздо легче адаптируется к детскому саду. Вы также можете периодически ненавязчиво рассказывать своей дочери о том, какие интересные игры и занятия проходят в саду после сна, какие вкусные булочки подают на полдник. Но постарайтесь не давить и не заставлять ребенка. Думаю, постепенно все наладится, и Ваша девочка будет с удовольствием ходить в детский сад.

Яровая Лариса Анатольевна, психолог Москва

Хороший ответ 6 Плохой ответ 0

Это скорее всего либо иррациональный детский страх либо последствия какого-то очень неприятного события. В любом случае оставаться там, для нее настояща мука.

Поскольку ребенку всего 2,5 разговаривать с ней бесполезно, и выбор методов работы очень ограниченный. Я могу посоветовать пожалуй только одну вещь. Вам нужно освоить метод, который описан в книге Фреда Галло "Техники точечного массажа. Освобождение от психологических проблем". Эту книгу легко найти в интернете. Попробуйте эту технику на себе, чтобы на практике понять и почувствовать, как она работает. А затем уже будете заниматься вместе с дочерью.

Есть одна трудность - лучший момент для применения техники, это как раз, когда ее ведут спать. Я не знаю удастся ли вам присутствовать в это время, чтобы заниматься с ней.

Конечно, можно и нужно будет использовать эту технику и во время других истерик, когда она не хочет идти в садик, или оставаться в нем.

И еще, от вашей реакции на ее поведение, тоже многое зависит. Поэтому посмотрите пожалуйста это видео в интернете

https://video.yandex.ru/users/kengarags-ru/view/10/

И еще зайдите на этот сайт и скачайте там методичку, она поможет вам лучше понять поведение дочери. Вот ссылка

http://shkola-roditelei.blogspot.ru/p/blog-page_22.html

Всего вам наилучшего

Голощапов Андрей Викторович, психолог Саратов

Хороший ответ 5 Плохой ответ 0

Какой образ возникает перед мысленным взором, когда вспоминаешь детский сад? Чаще всего - шумный многоголосый ребячий улей.

У людей, посещавших сие заведение в детстве, остались разнообразные впечатления. Нередко они исподволь формируют и неожиданные сюжеты сновидений.

Много-много питомцев

К чему снится детский сад с детьми? Детский сад естественным образом ассоциируется со множеством ребятишек. Если их много и в сновидении, это предвещает полосу сюрпризов , кстати говоря, они могут быть не всегда приятными.

Более «щадящее» толкование говорит о наступлении игривого настроения, когда взрослому человеку захочется малость попроказничать.

Сонник Миллера обещает сновидцу мирное течение жизни, если вся эта детская масса занята спокойными делами - лепкой, рисованием, аппликацией, тихими играми.

Существует мнение, будто сон с детсадовцами подсказывает сновидцу, что ему требуется отдых от привычных забот, а иногда и пустой суеты.

Поэтому стоит взять тайм-аут, разобраться в повседневных делах и определить, насколько срочно решение каждого из них.

Ваше чадо уже давно выросло из дошкольного возраста, а детский сад с детьми взял да и приснился. К чему бы это? Скорее всего такой сон предупреждает, что вы при всем своем жизненном опыте и знаниях можете оказаться совершенно беспомощными в создавшейся ситуации.

Если садик с находящимися там ребятишками часто снится женщине, это может стать знаком того, что она вскоре забеременеет.

Полный детский сад малышей нередко видят во сне чрезвычайно занятые люди. И чем больше там бегает детишек, тем все больше заданий, поручений и хлопот ожидает сновидца в реальной жизни.

Если сновидение «отправило» вас в ясельную группу, то такой сюжет можно расценивать, как желание иметь ребенка.

Видеть детсад пустым

Согласно соннику, увидеть пустой детсад - хороший знак. Такой сон оповещает, что жизнь сновидца станет спокойной и уравновешенной, по крайней мере без стрессов.

Другой толкователь предполагает, что это знак нехватки ярких эмоций, «адреналиновая недостаточность», и советует заняться каким-нибудь экстремальным видом спорта.

Однако в поисках острых ощущений не стоит слишком увлекаться и тем более встревать в некие авантюры, которые могут привести к непредсказуемым последствиям.

В детском саду и за его пределами

Осенний и Весенний сонники как бы дополняют толкования друг друга. Первый полагает, что сюжет, в котором сновидец отводит своего малыша в сад, а тот упирается и идти не хочет, говорит о том, что родитель уделяет своему ребенку недостаточно внимания. А второй сонник высказывается однозначно: с родительскими обязанностями человек справляется не лучшим образом.

Интересно, что обратный процесс - забирать из детсада - абсолютно не связан с воспитательными моментами и родительскими заботами.

Такой сон настраивает спящего на профессиональные действия: для улучшения материального положения ему следует заняться повышением квалификации и вообще расти над собой, постоянно учиться чему-то новому, т.е. ни в коем случае не стоять на месте.

Снится воспитательница?

Образ детсадовской воспитательницы настраивает на то, что сновидцу следует приготовиться к чьим-то поучениям.

Другой вариант «воспитательского» сна предупреждает, что увидевшему такой сюжет не стоит рассчитывать, будто кто-то «прикроет» его ошибки : сам сделал - сам и расхлебывай.

Снится, будто группа малышей играет с воспитательницей. Согласно толкователю, образ указывает на то, что сновидец способен справиться с эмоциями и текущая ситуация у него под контролем.

Осенний сонник подходит реалистичнее: приснившийся воспитатель детского сада символизирует ни больше ни меньше как шалости детей наяву.

Сонные фантазии способны запросто «определить» в воспитатели самого сновидца. К чему снится работать в детском саду? Человек, увидевший себя в роли воспитателя, в реале видит свою персону состоявшейся личностью, готовой осчастливить окружающих знаниями и умениями.

Менее масштабное толкование предполагает, что сновидцу вскоре предстоит «повоспитывать» взрослого человека, отличающегося невежественностью и незнанием правил приличия.

Начальник детсада

Заведующая детским садом, как и вообще заведующая во сне, является символом перемен в личной жизни. Не исключено, что в скором времени на горизонте сновидца появится человек, который привнесет новый смысл в его существование.

Присутствие заведующей во сне женщины - символ того, что кто-то станет оказывать ей усиленные знаки внимания. А мужчину ждет встреча с девушкой мечты, способной стать настоящей хозяйкой в его доме.

Как видим, сонники не связывают «детсадовские» сны ни с каким явным негативом. Возможны какие-то изменения в жизни, наполненные различными событиями, может быть, и не явно радостными, а больше хлопотными. И от ваших действий будет зависеть, как вы одолеете все трудности и препятствия, не усложняя ситуации.

К сожалению (или к счастью), дети все настолько разные, что вряд ли кто ответит нам что-то конкретное на этот вопрос. Есть такие дети, что с первого дня безболезненно могут остаться чуть ли не на полный день, а к кому-то месяцами воспитатели будут подбирать ключик и выстраивать тактику.

У меня были вполне резонные опасения, что с моим сыном будут проблемы.

Причины

1. Сын еще не отучен от груди. Сейчас я немножко раскаиваюсь, что не напряглась в его 2 года и не завершила ГВ в апреле-мае. Летом от груди отучать не рекомендуется, как и во время болезней и стрессов. Лето закончилось, но с сентября у нас как раз стресс перемежается с болезнями, то есть – мы пошли в детский сад. А значит, в плане ГВ изменений пока никаких.

2. Основную массу времени сын проводит со мной. Я не безумная мамаша, и была бы рада почаще оставлять его с кем-нибудь. Но муж работает, дочь учится в другом городе, бабушки не могут по возрасту, состоянию здоровья и удаленности. В результате имеем то, что имеем – я и мой маленький хвостик.

3. Сын, можно сказать, ни разу не засыпал на дневной сон без меня. Пару раз у сестры на руках, пока я была в парикмахерской, и сон в коляске и машине, думаю, можно не считать.

Поэтому сон моего ребенка в саду я приравнивала к чуду.

Сегодня - спать

На другой день с утра сын почему-то достал со спинки дивана игрушечного пингвина – игрушку еще его сестры. Дочь случайно посоветовала ему взять Пина с собой. С ним-то он и уложился спать в садике. Правда воспитательница сказала, что ей пришлось немного «построжничать». Как все было, я не уточняла. Сумели и ладно.

Еще несколько дней я старательно не забывала взять в садик нашу «сонную» игрушку, а потом и она не потребовалась.

Удивительно, но воспитатели говорят, что наш сын засыпает моментально. Правда перед этим поноет изрядно, но, думаю, это уже не так важно. Главное – засыпает и спит. Дома одного на кроватке его ни за что не уложить.

С момента начала садовской жизни до того, как сын остался спать, у нас прошло 1,5 месяца.

Как вы считаете, это много или мало?
А у ваших детей сон в детском саду был когда-нибудь проблемой?

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада»

Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка является дневной сон. Результаты исследований показали, что дети в возрасте 3-4 лет, которых не укладывали на дневной отдых, проявляли более высокие уровни гиперактивности, тревожности и депрессии, чем дети, продолжавшие ежедневно спать I- 2 ч в обеденное время. Ученые пришли к выводу, что дневной сон не только отлично замещает возможные недочеты ночного сна, но и важен сам по себе в качестве передышки для организма энергичного ребенка. Дневной сон - чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа.

Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Для детей раннего и дошкольного возраста физиологически полноценный сон составляет основу крепкого здоровья и правильного развития.

Потребность во сне в значительной мере связана с условиями окружающей среды с функциональным состоянием организма и зависит от множества других факторов.

Выдающийся физиолог И. П. Павлов установит что сон - это тормозное состояние нервных клеток, возникающее вслед за их активной деятельностью (он восстанавливает нормальную деятельность организма функции нервных клеток коры больших полушарии головного мозга). Поэтому так велика роль полноценного сна для ребенка дошкольного возраста организм, которого требует не только восстановления затраченной энергии, но и со здания благоприятной основы для его дальнейшего нормального роста и развития.

Нервная система ребенка еще недостаточно сформирована, она не обладает большой выносливостью и подвержена сравнительно Быстрому истощению. Особенно неблагоприятно отражается на ее состоянии и состоянии организма в целом частое недосыпание, которое определяется не только недостаточной продолжительностью сна, но и плохим качеством сна, когда он неспокоен и часто прерывается.

Исследования показали, что при недостатке сна у дошкольника в пределах 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток коры головного мозга значительно снижается. А это влечет за собой снижение активной деятельности и работоспособности. Часто нарушается поведение. У ребенка могут появиться неправильные неадекватные реакции на те или иные воздействия окружающих его сверстников и взрослых. Он может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот и т. п. Длительное недосыпание нередко бывает причиной невротических состояний, характеризующихся появлением у ребенка раздражительности, плаксивости, ослаблением внимания памяти. В одних случаях дети становятся возбужденными, драчливыми, в других, наоборот, вялыми и безучастными к окружающему. Невротические состояния могут сопровождаться и головными болями, снижением аппетита, сопротивляемости организма к заболеваниям, так как недостаточный сон отрицательно влияет на состояние всех физиологических систем и функций организма, тесно связанных с регулирующей деятельностью нервной системы.

Сон как физиологический процесс на протяжении жизни человека проходит сложный путь формирования от поверхностного, прерывистого на первом месяце жизни, до более глубокого, концентрированного, в последующие годы. Однако, в зависимости от индивидуальных особенностей нервной системы, сон некоторых (главным образом, легковозбудимых) детей часто остается не глубоким и в старшем возрасте. На фоне недостаточной глубины сна у детей могут развиться различные отрицательные привычки, которые в дальнейшем не так легко устранить.

Для формирования полноценного сна у детей важно на всех возрастных этапах создавать необходимые для него гигиенические и педагогические условия, устранять причины, мешающие его наступлению. Мы должны обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. Чем моложе ребенок, тем большее количество часов он спит и меньше бодрствует. Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не менее 11-12 ч. Дневной сон в зависимости от возраста длится до 2-2,5 ч. Он обязателен, так как нервная система ребенка быстро реагирует на внешние раздражители, относительно легкоранима и менее вынослива по сравнению с нервной системой взрослого. Именно поэтому активное непрерывное бодрствование дошкольников ограничено. Если ребенок в детском саду не спит, то мы должны выяснить причину этого, поговорить с родителями, врачом или медсестрой детского сада.

Создавая условия для хорошего сна ребенка, следует помнить о том, что свежий воздух является лучшим «усыпляющим» и оздоровительным средством. Поэтому перед сном следует проветрить комнату 15-20 минут.

Одежда для сна в помещении должна быть свободной, сшитой из мягких хлопчатобумажных тканей. Наиболее удобными для этой цели будут длинная рубашка или пижама без карманов с небольшим числом пуговиц. В жаркое время года дети могут спать в одних трусах, предназначенных специально для сна. Важно постоянно следить за тем, чтобы во время сна дети не переохлаждались и не перегревались. Поза, в которой спит ребенок, существенно влияет на качество сна. Лучше, если он будет засыпать лежа на правом боку или на спине. При таких положениях тела внутренние органы испытывают наименьшее давление веса тела.

Укладывание наиболее сложный и ответственный момент в организации сна, имеющий большое значение для его нормального протекания; необходимо доброжелательно и в тоже время настойчиво укладывать спать ребенка. Только так можно добиться быстрого засыпания. При организации сна в первую очередь я укладываю ослабленных детей, детей, быстро засыпающих, тех, кто спокойно ведет себя перед сном. Детей возбудимых, беспокойных при засыпании я укладываю в последнюю очередь, с тем, чтобы уделить им больше внимания (посидеть около них, погладить и т.д.).

Спокойная обстановка создаст общий положительный настрой перед сном, а тишина в спальне будет способствовать глубокому сну. В это время недопустимы разговоры, шум. Я дольше бываю около трудно засыпающего ребенка, не позволяя ему разговаривать, вертеться. Все дети в той или иной степени нуждаются при засыпании в определенных педагогических воздействиях. Хорошо, если для ребенка потребуется в среднем от 5 до 20 минут для засыпания. Если же оно затягивается на 30-40 минут, то сон окажется недостаточным по длительности, а, следовательно, не обеспечит восстановление работоспособности, необходимой для продолжения активного бодрствования.

Чтобы создать у детей положительное отношение ко сну, мои движения спокойные, мягкие, речь тихая, ласковая. Укладывание и подъем детей проводиться в спокойной обстановке. Ребенка, впервые пришедшего в детское учреждение и еще не привыкшего к новым условиям, я укладываю в последнюю очередь, чтобы он увидел, как ложатся другие дети. Во время сна состояние теплового комфорта обеспечивается путем соответствующего подбора одежды.

Заранее я даю установку на сон: «Скоро будем спать. Давайте уберем игрушки. Они тоже устали и хотят отдохнуть. Молодец, Дашенька, - уложила куклу спать...» и т.п.

Уже с полутора лет дети могут принимать посильное участие в приготовлении ко сну. Однообразные, спокойные действия, связанные с раздеванием, успокаивают их. Я ласковым, спокойным голосом также настраиваю на сон: «Какой Ванечка молодец, аккуратно сложил одежду. Иди, ложись в кроватку».

Я слежу, чтобы дети приняли удобную позу в кроватке, помогаю укрыться одеялом, слежу, чтобы руки малыша лежали поверх одеяла.

Поскольку дети не все засыпают сразу, то я помогаю им заснуть: «Закрой глазки, Дашенька, и тихо-тихо полежи. Повернись на бочок, Алешенька, и закрой глазки. Вот молодец». Так постепенно все дети засыпают.

Во время сна ребенок не должен лежать, укрывшись одеялом с головой, уткнувшись носом в подушку, на подушке лежит только голова, а не корпус ребенка. Длительное пребывание в одном и том же положении может (ввиду большой эластичности костно-связочного аппарата) привести к деформации черепа, позвоночника, таза.

При засыпании недопустимы яркий свет, громкие разговоры и другие шумы. Когда дети крепко заснут, тихий разговор, негромкая музыка их не беспокоят. Эти правила должны знать и родители. Кроме того, родителям необходимо объяснить, что детей перед сном нельзя поить особенно крепким чаем, кофе, какао, рассказывать им страшные сказки, недопустимы подвижные игры, а также просмотр телевизионных передач, предназначенных взрослым.

Беспокойное, длительное засыпание ребенка непосредственно отражается на дальнейшем течении всего сна, делает его неглубоким, тревожным. Поэтому так важно, чтобы перед сном дети находились в состоянии умеренной усталости от предшествующей деятельности, но не были переутомлены. Программой воспитания и обучения в режиме дня сну отводится постоянное время, что способствует выработке у ребенка устойчивого положительного рефлекса на время и облегчает процесс засыпания.

По данным физиологических исследований, сон на всем своем протяжении проходит разные фазы: после засыпания обычно сразу наступает глубокий сон, затем он сменяется более поверхностным и вновь глубоким. Во время ночного сна такая цикличная смена фаз может происходить до 8-10 раз, если он не прерывается. Общая длительность одного цикла, включающего фазы глубокого и неглубокого сна, равна примерно 1 ч. Днем полноценный сон ребенка обеспечивается 2-3 периодами глубокого сна, т е. в течение 1,5-2 ч периоды глубокого сна повторяются 2 раза; при 2-2,5-часовом сне - 3 раза. У возбудимых детей периоды глубокого сна продолжаются лишь 30-45 мин; неглубокий сон протекает у них, как правило, с большим числом двигательных и эмоциональных реакций. У большинства детей с уравновешенной нервной системой фазы неглубокого сна протекают без каких-либо особенностей и по длительности составляют не более 10-15 мин. Однако в это время дети легче пробуждаются от различных внешних раздражителей, шума, поэтому в период неглубокого сна, наступающего примерно через час после засыпания, важно не допустить пробуждения ребенка. Исследованиями показано, что во время дневного сна у многих детей полное торможение наступает только во второй, а иногда и в третий период глубокого сна, т. е. спустя достаточно длительное время после укладывания. Вот почему так необходимо охранять сон детей на всем его протяжении.

Сон детей старшего дошкольного возраста по своему характеру приближается ко сну взрослых, хотя и имеет свои особенности.

Для бодрого, хорошего самочувствия детей немалое значение имеет и правильный их подъем. Наиболее благоприятно самостоятельное пробуждение. А если ребенка будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается он не сразу, тяжело и долго остается заторможенным, так как его физиологические системы функционируют на низком уровне. Наблюдения показывают, что дети, которых подняли с кровати после дневного сна, не дождавшись их самостоятельного пробуждения, долго не могут включиться в двигательную деятельность, бывают вялыми и пассивными. Поэтому рекомендуется, чтобы ребенок, проснувшись самостоятельно, еще 5-10 мин спокойно полежал в постели, так как резкий переход от сна к бодрствованию может отрицательно сказаться на состоянии организма. Таким образом, он подготовится к активной деятельности.

Некоторые дети даже и при самостоятельном пробуждении нуждаются в еще более длительном переходе от сна к деятельности. Моя практика показывает, что в течение примерно получаса после подъема, указанного в режиме дня детского сада, как правило, все дети самостоятельно просыпаются (если они своевременно уснули). Поэтому, лучше всего дождаться, когда они проснутся сами. Если по той или иной причине возникнет необходимость разбудить ребенка, то я делаю это, по возможности, в фазе неглубокого сна.

Однако не следует позволять ребенку, который проснулся раньше других, слишком долго оставаться в постели. Он должен спокойно встать одеться, тихо, не разбудив спящих детей перейти в игровую, и там поиграть.

Правильная организация сна предполагает активное участие ребенка в этом процессе. Сон не должен восприниматься им как нечто навязанное взрослым.

Не только родители, но и мы с вами должны формировать у детей положительное отношение ко сну как к отдыху, после которого можно активно играть, заниматься разнообразными интересными делами. Стремиться к тому, чтобы ребенок осознал необходимость и ползу сна. Объяснять ребенку, что при плохом сне он не сможет хорошо расти, быть веселым, легко и успешно заниматься, учится в школе и т.п. Воспитанию у детей положительного отношения ко сну способствует и умелая оценка их поведения (похвалить, когда ребенок быстро уснул).

С младшего возраста дошкольники начинают помогать взрослым в подготовке ко сну, в уборке постелей. Родители так же, как и мы должны постоянно поощрять самостоятельные действия детей при раздевании, одевании, проведении гигиенических процедур. Это не только развивает навыки самообслуживания у детей, но и определенным образом настраивает их.

Сон детей может легко нарушаться под влиянием различных причин, особенно если нет единства требований к его организации в дошкольном учреждении и дома. По этому поводу с родителями мы проводим кропотливую разъяснительную работу, так как многие из них недооценивают значение сна для здоровья и правильного развития ребенка.

Суточная потребность ребенка в сне удовлетворяется, в основном, за счет ночного сна, который, как правило, проходит в домашней обстановке. Взрослые должны понимать значение ночного сна, создавать необходимые условия для его нормального протекания. Мы настойчиво разъясняем родителям, что необходимо своевременно укладывать детей, не устраивать непосредственно перед сном шумных, возбуждающих нервную систему игр.

Таким образом, организация сна один из ответственных моментов всего распорядка жизни детей, и, он требует большого внимания к себе со стороны нас воспитателей, родителей, создания всех условий, исключающих возможное его нарушения.

Таким образом, отход ко сну:

Укладываем детей спать сразу после еды, когда они еще не успели начать игру и немного «приторможены» оттоком крови к органам пищеварения;

Помещение проветрено, защищено от шума;

Разрешаем детям брать с собой в кровать любимые мягкие игрушки, так как уровень тревожности рядом с игрушечным зверьком падает и малыш засыпает спокойнее;

Читаем перед сном сказки – спокойные и умиротворяющие;

Желательно, чтобы у ребенка была специальная одежда для сна – пижама, а не те трусики и маечки, в которые он был одет во время бодрствования.

К сожалению, многие дошкольники имеют проблемы со сном, не могут расслабиться и успокоиться. Укладывание их в постель – непростой процесс, как для нас педагогов, так и для самих воспитанников. Изменить отношение ко сну с негативного на позитивное, снизить уровень общей тревожности поможет специальная методика.


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека