Тема наша пища и витамины. Наша пища и витамины

Айгуль Ахметова
Экологический проект «Витамины - наши друзья»

Информационная карта проекта

Проект : "Витамины – наши друзья !".

Тип проекта : коллективный, познавательно–творческий.

Продолжительность проекта : 3 месяца (среднесрочный) .

Участники проекта : воспитатели, воспитанники, родители.

Возраст детей : 6 – 7 лет.

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект : дети в недостаточной степени имеют представление о том, что такое витамины , в каких продуктах они содержатся и как витамины могут помочь детскому организму; дети не владеют обобщающими понятиями, недостаточно полно описывают предметы.

Актуальность : Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В. А. Сухомлинский писал : «Я не боюсь еше и еще раз повторить : забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя». Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Ухудшение качества питания, недостаток в пище витаминов и микроэлементов отрицательно сказывается на физическом развитии ребенка. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.

С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. Именно в дошкольном возрасте важно формировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.

Мы постоянно ищем все новые и новые способы заботиться о своем здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах : необходимость обратить пристальное внимание детей на свое питание. Поэтому так важно дать детям представление о витаминах , об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах . Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилось основной причиной создания прокта.

Цель проекта : формировать у воспитанников представления о правильном питании и здоровом образе жизни.

Задачи проекта :

Для детей :

- обучающие :

Обогащать и систематизировать знания детей об овощах, о многообразии их сортов, об условиях и местах произростания, истории появления в нашей стране; рассказать о многообразии блюд из овощей и их пользе;

Уточнить понятия «витамины » ; сформировать у детей представление о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины , взаимосвязи здоровья и питания;

Расширять знания детей о том, как создать мини–огород; формировать умения у детей ежедневно ухаживать за растениями «огорода» в комнатных условиях; формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста луковиц; проводить наблюдения и делать выводы;

Способствовать освоению специальных трудовых действий и умений : владением ножом при нарезании продуктов для салата;

Помочь испытать чувство удовлетворения от хорошо выполненного дела, реализации трудового замысла;

Уточнять и обогащать словарный запас детей за счет имен существительных (витамины , корнеплоды, семена, урожай и др.) ; имен прилагательных (полезный, сочный, вкусный, богатый, крупный и др.) ; глаголов (сажать, поливать, собирать и др.) ;

- развивающие :

Развивать коммуникативные способности детей;

Развивать умение узнавать овощи по характерным признакам (внешний вид, форма, цвет, вкус, место произростания) ;

Развивать связную речь через составление кратких сообщений об овощах в форме познавательного рассказа с опорой на модель;

Развивать творческие способности и воображение у детей;

Развивать интеллект;

Развивать умение из имеющихся способов решения проблемы выбирать один и использовать его;

Развивать умение устанавливать причинно–следственные связи, делать выводы;

Развивать способности самостоятельно сравнивать и анализировать полученные результаты;

- воспитательные :

Воспитывать самостоятельность, инициативу, трудолюбие, ответственность, навыки сотрудничества, умение решать спорные вопросы, чувство договоренности;

Воспитывать интерес, наблюдательность и любознательность;

Воспитывать стремление к здоровому образу жизни;

Воспитывать у детей культуру питания;

Воспитывать чувство благодарности и уважения к людям тех профессий, которые помогают выращивать овощи и доставляют их к нашему столу;

Воспитывать интерес к малым фольклорным формам – загадки, пословицы, поговорки, потешки, песни, игры – об овощах и их пользе.

Для педагогов :

Использовать метод проекта в работе с детьми ;

Составить план проекта и осуществить его реализацию в разных видах детской деятельности;

Направлять действия детей в поиске ответа на вопрос, оказывать им помощь в планировании действий;

Оказывать детям помощь в изготовление поделок из овощей;

Привлекать родителей в оказании помощи детям в поиске ответа на поставленный вопрос;

Организовывать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности ;

Формирование позитивного отношения педагогов к проектной деятельности .

Для родителей :

Повысить заинтересованность в продуктивной и досуговой деятельности с детьми;

Оказать детям помощь в поиске ответа на поставленный вопрос.

Продукты проекта :

От детей :

Поделки из овощей «Осенние фантазии» ;

Коллективный коллаж из цветной бумаги «Овощи. Заготовки на зиму» ;

Лепка из пластилина «Наша грядка овощей» , «Мой любимый овощ» ;

Рисование "Лук на грядке», «Загадки с грядки» ;

Аппликация из цветной бумаги «Овощи» (объемные, «Лук – золотой бочок» ;

Драматизация – сказка Дж. Родари «Чиполлино» (отрывок) ;

Книжки–малышки «Рецепты блюд из овощей» .

От педагогов :

Оформление выставки детских работ «Осенние фантазии» ;

Оформление папки–передвижки «Живые витамины для детей » ;

Создание мини–огорода «Паровоз здоровья» ;

Проведение итогового мероприятия – развлечение «Капустные вечера» (русский народный праздник) ;

Презентация проекта «Витамины – наши друзья .

От родителей :

Активное участие в выставке поделок «Осенние фантазии» ;

Составление картотеки «Все об овощах» с образцами семян;

Участие в изготовлении книжки–малышки «Рецепты блюд из овощей» .

Форма проведения итогового мероприятия :

Развлечение для детей «Капустные вечера» (русский народный праздник) .

Ожидаемые результаты по проекту :

От детей :

Сформированы знания о витаминах , значимости влияния их на здровье человека;

В результате проектной деятельности систематизировались знания детей об овощах, о многообразии их сортов, об условиях и местах произростания, истории появления в нашей стране;

Сформирован устойчивый интерес к правильному питанию и здоровому образу жизни;

Появился интерес к жизни и развитию растений;

Знают, как выращивают овощи, какие они на вкус и цвет, какие блюда можно приготовить из них;

С помощью дидактических игр закрепили цвет, форму, вкус, запах овощей;

Умеют применять полученные знания в продуктивной деятельности;

Пополнили свою память и развили связную речь посредствам малых фольклорных форм;

Появилось стремление к самостоятельному познанию.

От педагогов :

Владение техникой проектной деятельности ;

Пополнение предметно–развивающей среды для закрепления понятий : витамины , овощи, правильное питание, здоровый образ жизни;

Составлены и апробированы конспекты мероприятий с детьми.

От родителей :

Грамотно относятся к вопросам правильного питания и воспитания ЗОЖ у детей;

Приняли активное участие в разработке проекта ;

Активное участие в образовательной и творческой деятельностях детей.

1 этап – подготовительный :

Изучение уровня знаний по теме. Определение актуальных знаний детей о полезных продуктах, витаминах , овощах, их значении для жизни и здоровья человека.

Составление плана работы по реализации проекта «Витамины – наши друзья .

Создание творческой группы в помощи реализации проекта : воспитатели, родители.

Создание предметно–развивающей среды по теме проекта .

Подбор методической, научно–популярной и художественной литературы, иллюстраций, репродукций картин и фотографий по данной теме.

Написание конспектов НОД по теме проекта .

Подбор материала для сюжетно–ролевых и дидактических игр по данной теме.

Подготовка консультаций и памяток по теме проекта для родителей , анкетирование родителей.

2 этап – погружение в проблему :

К детям в гости приходит доктор из детской поликлиники и сообщает : «В городе Уфа зафиксированы случаи заболевания гриппом и ОРВИ. Большинство из заболевших – дети. Некоторые из них лежат в больнице. Дети, если вы не хотите также заболеть гриппом и ОРВИ, вам следует употреблять достаточное количество витаминов . А как вы думаете, что такое витамины и где они «живут»

Многие дети задали вопросы : «Что такое витамины ? В каких продуктах они содержатся? Как витамины могут помочь не заболеть?»

Дети ставят перед собой задачу – узнать побольше о витаминах , собрать достаточный информационный материал по данной проблеме.

3 этап – исследовательский :

Познавательное развитие :

1. ФЦКМ :

НОД : «Здоровая пища»

НОД : «Дает силы нам всегда витаминная еда »

НОД : «Зачем заготавливать овощи на зимний период»

НОД : «Откуда к нам овощи пришли»

НОД : «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» (беседа)

НОД : «Лук и чеснок – от простуды лучший друг» (беседа)

НОД : «Как вырастить огород» (беседа)

НОД : «Рассматривание альбома «Овощи»

НОД : «Рассматривание альбома «Витамины – наши друзья » и др.

2. ФЭМП :

НОД : «Овощи» (порядковый счет до 10)

НОД : «Что где растет?» (геометрические фигуры)

НОД : «Овощной магазин» (знаки «плюс» и «минус» ) и др.

3. Конструирование :

НОД : «Наш огород» (крупный строительный материал)

НОД : «К нам гости пришли» (карвинг из овощей)

НОД : «Овощи – полезные продукты» (оригами) и др.

4. Опытно–экспериментальная деятельность :

«Знакомься – огурец»

«В гостях у сеньора Помидора»

Игровая обущающая ситуация «Зеленый лук на обед»

Игровая обущающая ситуация «Приготовление салата «Винегрет»

Посадка мини–огорода «Паровоз здоровья» (луковицы)

Ведение дневника наблюдений «Стадии роста лука» и др.

5. Экскурсия :

Экскурсия на кухню детского сада. Наблюдение за работой повара во время приготовления блюд из овощей.

Социально – коммуникативное развитие :

1. Дидактические игры :

«Полезные и вредные продукты»

«Кто больше назовет блюд»

«Веселые поварята»

«Вершки и корешки»

«Угадай на ощупь»

«Угадай на вкус»

«Собери урожай»

«Что лишнее?»

«Магазин «Овощи» (по подготовке к обучению грамоте) и др.

2. Настольно – печатные игры :

«Овощи» (лото)

«Овощное домино»

«Во саду ли, в огороде.» и др.

3. Сюжетно – ролевые игры :

«Магазин «Овощи – фрукты»

«Семья идет в магазин за полезными продуктами»

«Варим суп из овощей» и др.

4. Театрализованные игры :

Настольный театр «Репка»

Пальчиковый театр «Огород» и др.

Речевое развитие :

НОД : "Составление рассказа по картине «Что нам осень подарила»

НОД : «Придумывание сказок об овощах «Доктора на грядках»

НОД : «Рассказывание русской народной сказки «Вершки и корешки» (по иллюстрациям)

НОД : «Заучивание стихотворения Ю. Тувима «Овощи»

НОД : «Чтение стихотворения А. Барто «Морковный сок»

НОД : «Чтение пословиц и поговорок о здоровье и овощах»

НОД : «Драматизация рассказа Д. Родари «Чиполлино» (отрывок)

НОД : «Драматизация русской народной сказки «Репка»

НОД : «Отгадывыание загадок об овощах» и др.

Художественно – эстетическое развитие :

1. Лепка :

НОД : «Наша грядка овощей»

НОД : «Витамины на тарелке »

НОД : «Мой любимый овощ» и др.

2. Аппликация :

НОД : «Овощи. Заготовки на зиму» (коллективная работа)

НОД : «Овощи» (объемные)

НОД : «Лук – золотой бочок» и др.

3. Рисование :

НОД : «Загадки с грядки»

НОД : «Мы сажаем мини–огород»

НОД : «Лук на грядке» (ладошками) и др.

Физическое развитие :

1. Подвижные игры :

«Собери урожай» (эстафета)

«Баба сеяла горох»

«Репка»

«Зайкины запасы»

«Корзинки» и др.

2. Физкультминутки :

«Собираем урожай»

«Мы пойдем в огород»

«Дети овощи учили»

«Ослик в огороде»

«Овощи» и др.

Работа с родителями :

1. Консультации :

«Витаминная азбука здоровья »

«Правильное питание»

«Лекарства на столе» и др.

2. Анкетирование :

«Здоровая пища»

3. Памятка :

«В каких продуктах «живут» витамины »

4 этап - заключительный :

Выставка детских работ «Осенние фантазии»

Изготовление книжек–малышек «Рецепты блюд из овощей»

Изготовление картотеки «Все об овощах» с образцами семян

Развлечение для детей «Капустные вечера»

Презентация проекта на тему : «Витамины – наши друзья

Краткая аннотация проекта

Теоретическая часть

  • Польза, вред и ограничения
  • Значение витаминов в питании человека. Пищевые продукты – источники витаминов

Практическая часть

  • Ход работы
  • Результат выполнения работы
  • Рекомендации для студентов

Заключение

Список используемой литературы

  • Приложение 1 (анкета)

Тип проекта

По уровню интеграции – межпредметный (биология, химия, физическая культура);

По продолжительности выполнения – долгосрочный;

По количеству участников – групповой;

По деятельности - познавательная, исследовательская, творческая;

По уровню контактов – внутриколледжный.

Задачи проекта

Оценить степень физической активности студентов 1 курса МК№7 отделения Сестринское дело;

Освоить различные способы получения информации;

Сформировать навыки глубокого и осмысленного восприятия полученной информации о важности ведения правильного питания и активного образа жизни.

Методы проектной деятельности:

  • поисковый;
  • исследовательский;
  • аналитический;
  • творческий.

Краткая аннотация проекта

Питание играет важнейшую роль в поддержании здоровья, улучшении спортивных результатов, обеспечении активного долголетия огромной армии людей, которые занимаются спортом ради удовольствия, оздоровления, поддержания высокой работоспособности - спортсменов-любителей, или, как их часто называют в России, физкультурников. Отсутствие культуры питания дома, высокий темп современной жизни приводит к тому, что мы всё чаще употребляем еду быстрого приготовления.

Сбалансированное питание - это такое питание, при котором удовлетворяется суточная потребность организма в энергии, а также поддерживается оптимальный баланс микроэлементов и витаминов. При сбалансированном рационе организм нормально развивается, растет и функционирует.

Сбалансированное рациональное питание заключается в поддержании необходимого количества микроэлементов и витаминов, которые не может синтезировать организм, поэтому они должны поступать вместе с пищей.

Надо учитывать, что излишек питательных компонентов может нарушить работу нашего организма точно так же, как и недостаток. Поэтому неправильно считать, что сбалансированное питание - питание, которого придерживаются только в период похудения.

Важную роль в жизни человека играют витамины. Это органические соединения, содержащиеся в продуктах питания в очень ограниченных количествах и необходимые организму. Каждый витамин обладает определенной, только присущей ему функцией. В природе не существует таких продуктов питания, в которых присутствуют все необходимые организму человека витамины. Какие жизненно важные пищевые вещества мы рассмотрим в нашем учебном проекте.

Проект посвящен сохранению и поддержанию здоровья. В ходе своей работы учащиеся ответят на учебные вопросы, на основе которых они сделают выводы и попробуют ответить на проблемный и основополагающий вопросы.

Актуальность данной работы заключается в гармоничном развитии личности, а это значит, что необходимо привить навыки здорового образа жизни и регулярных занятий физическими упражнениями подростков для снижения их уровня заболеваемости.

Цель исследования

Сформировать устойчивые принципы правильного питания, рационального использования физических упражнений с целью укрепления здоровья, всестороннего гармоничного развития личности для наиболее полной реализации здорового образа жизни.

Научное обоснование роли и значения витаминов

в питании человека

Гипотеза: витамины играют важную роль для здоровья человека, но, к сожалению не все пищевые продукты содержат витамины

Задачи исследования

  • Узнать, что такое витамины - польза и вред, наносимый организму человека.
  • Составить список самых вредных продуктов
  • Составить список самых не вредных продуктов, которые способствуют улучшению состояния человека;
  • Проведение опроса «Витамины в продуктах питания» среди студентов;
  • Анализ состава наиболее часто употребляемых продуктов;
  • Рекомендации для студентов.

Объект и предмет исследования : витамины и их влияние на организм человека.

Методы исследования: сбор информации из журналов, энциклопедий
и интернет-сайтов, анкетирование и опрос, опыты, анализ, беседа.

Теоретическая часть

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Гармоничное развитие личности – процесс длительный, и было бы наивно полагать, что в таком ‑ то году все люди будут гармонически развиты. Конечно, такое время наступит, и наш долг – его приблизить.

Активное участие в общественной жизни колледжа, хорошая успеваемость, инициативность и самостоятельность, воспитание чувства коллективизма и укрепление своего здоровья – вот что в первую очередь требуется от молодежи.

Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психически и психофизиологически личность.

Здоровый образ жизни – типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций.

Здоровое питание - залог здоровья. Питание обеспечивает основные жизненные функции организма. К ним, прежде всего, нужно отнести рост и развитие, а также непрерывное обновление тканей (пластическая роль пищи). С пищей доставляется энергия, необходимая для всех внутренних процессов организма, а также для осуществления внешней работы и передвижения. Наконец, с пищей человек получает вещества, которые необходимы для синтеза соединений, играющих роль регуляторов и биологических катализаторов: гормонов и ферментов.

Научные основы здорового питания

Принципы концепции сбалансированного питания

  • Соответствие энергопотребления энергетическим тратам человека;
  • Соблюдение достаточно строгих взаимоотношений между многочисленными незаменимыми факторами питания, каждому из которых принадлежит специфическая роль;
  • Определенный режим питания.

Компоненты пищевых продуктов

Жиры

Жиры входят в состав растительной и животной пищи. Часть синтезированного в организме жира откладывается в запас, другая часть поступает в клетку, где вместе с жироподобными веществами (липоидами) служит пластическим материалом, из которого строятся мембраны клеток и органоидов. Жиры - важный источник энергии. При их окислении выделяются диоксид углерода, вода и освобождается энергия.

Расщепление 1 г жиров выделяет 38,9 кДж энергии. Жиры могут синтезироваться в организме человека из углеводов и белков.

Белки

Белковые пищевые продукты, попав в пищеварительный тракт, подвергаются механической и химической обработке. В желудке белок расщепляется до пептидов, а в двенадцатиперстной кишке - до аминокислот.

В клетке из аминокислот синтезируются специфические для данной ткани белки, подвергаются распаду с освобождением 17,6 кДж энергии на 1 г. В запас белки не откладываются. При избытке белковой пищи она преобразуется в жиры и гликоген.

Вода

Наряду с обменом органических веществ в организме человека осуществляется водный и солевой обмен. Эти вещества не являются источниками энергии и питательными веществами, но их значение для организма очень велико. Вода входит в состав клеток, межклеточной и тканевой жидкости, плазмы и лимфы. Общее ее количество в организме человека составляет 70%.

Суточная потребность в воде взрослого человека 2,5-3 л. Эта потребность зависит от условий и температуры среды. Поступает вода в организм при питье и в составе пищи.

Минеральные вещества

Минеральные вещества – это вещества, которые обеспечивают работу нервной, сердечно-сосудистой, иммунной, пищеварительной и других систем. Они необходимы органам человека для обеспечения нормальной жизни. Минеральные вещества в организм поступают с пищей.

Витамины

Витамины – это органические вещества, которым свойственна интенсивная биологическая активность. Они отличаются по своей структуре. Не синтезируются организмом или синтезируются недостаточно, поэтому должны поступать с пищей. Источником витаминов служат пищевые продукты растительного и животного происхождения.

Углеводы

Углеводы, входящие в состав продуктов растительного происхождения, в организме человека расщепляются до глюкозы (0,08-0,12%) , которая поступает в кровь и разносится по всему телу.

При расщеплении 1 г углеводов освобождается 17,6 кДж энергии.

При избытке углеводов в организме они превращаются в жиры.

Вы серьезно подвергаете здоровье риску, если:

  • систематически использует консервированные продукты, в которых имеются химически активные консерванты и прежде всего Е-320, Е-321.
  • систематически употребляет в пищу рафинированные продукты («пустые» углеводы, крахмал, кондитерские изделия из муки высших сортов, рафинированные растительные и животные масла).
  • систематически использует в пищу комбинированные и «тяжелые» жиры (свиной, говяжий, бараний жир).
  • систематически использует в пищу тонизирующие сладкие напитки или фальсифицированные минеральные воды (кока-кола, пепси-кола, фанта, тоники и др.).
  • применяете в рационе генно-модифицированные овощи и фрукты или их ингредиенты (добавки в молочных продуктах, детском питании, мучных изделиях и т.д.).
  • систематически употребляете мясные продукты (птицу, домашний скот), выращенные с добавками в пищу анаболических гормонов или БАДОВ.

Типичный обед в кафе быстрого питания утолит голод и обеспечит вам больше половины калорий, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Но полезно ли это, судите сами. Кстати, американцы сейчас начали подавать в суд на рестораны быстрого питания, считая, что их много лет обманывают, завлекая красивыми, но очень вредными различными «изысками», в которых много калорий, но почти совсем нет полезных витаминов и минеральных веществ.

Все обеды в ресторанах быстрого питания готовятся с использованием, так называемых, трансгенных жиров. Используется неоднократно разогретое растительное масло, маргарины. Эти жиры повышают уровень холестерина в крови человека, приводят к ухудшению обмена веществ, вредно действуют на сердце, печень и другие органы человека. Они часто повышают риск заболеть онкологическими заболеваниями.

Польза, вред и ограничения

Несмотря на тот факт, что быстрые углеводы не очень полезны для организма, существует несколько положительных характеристик данного органического соединения, которые приносят пользу организму.

При наборе мышечной массы, а также при сжигании подкожного жира простые углеводы оказывают положительное влияние на организм.

Польза заключается в следующем:

Всплески поднятия инсулина используются при усилении кровотока через мышечные волокна, которые находятся в стадии активного восстановления.

Выступая в роли анаболического гормона, через соответствующие рецепторы, концентрирует гликоген в мышечных пучках, что способствует быстрому их восстановлению.

При сушке организма простые углеводы приостанавливают синтез гликогена. Требуется меньшее количество энергетической ценности, которая содержится в их составе.

При интенсивных тренировках минимальное количество углеводов обеспечивает максимальное окисление и сжигание алифатических карбоновых кислот.

Употребляя ежедневно большое количество быстрых углеводов можно существенно навредить своему здоровью. При таком рационе эндокринная система работает в усиленном режиме, особенно поджелудочная железа. Ещё один минус быстрого питания заключается в высокой энергетической ценности продуктов. Кто-то скажет, что это обвинение несколько преувеличенное, так как мы самостоятельно выбираем определенное количество блюд и вполне может контролировать количество калорий, потребляемых с «фаст-фудом». Но ученым удалось установить один важный нюанс – классическое меню быстрого питания, в состав которого входит холодный газированный напиток, провоцирует нас на чрезмерное употребление пищи. Это связано с физиологическими особенностями нашего организма. Кроме того, калорийность продуктам добавляет и принцип обжаривания всех блюд в большом количестве жира (особенно это касается тех продуктов, которые подаются в панировке). Шведские учёные выяснили, что картофельные чипсы, картофель фри и гамбургеры содержат такое количество канцерогенов, что любители их пожевать, практически обречены на онкологические заболевания.

Проделав ряд экспериментов, ученые обнаружили, что когда углеводы - один из основных компонентов таких продуктов, как рис, картофель и мучные изделия - нагревают до высокой температуры, то происходит процесс образования вещества под названием акриламид. По данным Международного агентства раковых исследований, акриламид вызывает мутации генов. Известно также, что он причиняет вред центральной и периферийной нервной системе.

Значение витаминов в питании человека.

Пищевые продукты – источники витаминов

Уже давно человечество заметило, что при длительном однообразном питании, в случаях исключения каких-то продуктов из рациона, довольно часто возникали различные заболевания.

На первый взгляд не виделось первопричины. Однако с накоплением этого опыта становилось ясно, что в пище присутствуют какие-то специфические компоненты в очень небольших количествах, но обладающие большим регулирующим действием на обмен веществ.

Биохимическая сущность витаминов, веществ разнообразных по своей химической природе, сводится главным образом к осуществлению каталитических функций. Находясь в составе ферментов, они катализируют реакции превращения белков, жиров, углеводов, причем отдельные химические процессы катализируются одновременно несколькими взаимодействующими витаминами. При этом свои функции биокатализаторов витамины выполняют, находясь в тканях организма в относительно малых количествах.

Свою столь активную роль в обменных процессах большинство витаминов выполняют, находясь в составе ферментов. К настоящему времени известно свыше 100 тканевых и клеточных ферментов, в состав которых входят витамины и примерно столько же различных биохимических реакций, невозможных без витаминов.

Несмотря на то, что с момента открытия витаминов прошло более 100 лет, вопрос изучения роли последних до настоящего времени остается актуальным

Практическая часть

Цель: Определить самые популярные продукты у студентов, определить состав и наличие витаминов и пищевых добавок в этих продуктах, составить рекомендации для студентов по употреблению данной группы продуктов и составить список продуктов их заменяющих (если это необходимо).

Материалы: результаты анкетирования, этикетки, упаковки пищевых продуктов с маркировкой состава, справочные таблицы групп витаминов, данные о суточной потребности организма в калориях, витаминах, микро и макроэлементах.

Ход работы

  • составить бланк анкеты на тему «Витамины в продуктах питания», провести опрос среди студентов, подвести итоги, оформить результаты опроса;
  • произвести анализ химического состава наиболее популярных продуктов и сопоставить данные с суточной потребностью организма человека;
  • разработать рекомендации для студентов;
  • составить список продуктов необходимых, для поддержания и укрепления здоровья человека;

Результаты выполненной работы

Согласно проведенному опросу среди 50 студентов было выявлено, что все 100% опрошенных устают от умственных и физических нагрузок

На вопрос «Употребляете ли Вы «фаст-фуд?» 30 человек (60 %) ответили- ежедневно, 15 человек (30 %) – несколько раз в месяц, и 5 человек (10 %) ответили, что стараются есть «фаст-фуд» как можно реже.

Вопрос «Знаете ли Вы о вреде «фаст-фуда?» показал, что большинство опрошенных 90% знают о вреде «фаст-фуда», но все равно продолжают его есть, и 10 % никогда не задумывались об этом.

Вопросы «Какие витамины Вы знаете? «Продукты лидеры по содержанию витаминов?» выявили наиболее популярные витамины и продукты среди опрошенных. На основе полученных данных в результате проведенного опроса, мы получили 4 категории наиболее витаминов. Изучим их более тщательно.

Витамин А

Витамин А – это общее название сразу трех биоорганических соединений, относящихся к группе ретиноидов. То есть, витамин А представляет собой группу из четырех следующих химических веществ: А 1 – ретинол (ретинола ацетат), А 2 – дегидроретинол, Ретиноевая кислота, Активная форма А 1 – ретиналь.

Витамин А является жирорастворимым, то есть, хорошо растворяется в жирах, а потому легко накапливается в организме человека. Именно из-за возможности накопления жирорастворимые витамины, в том числе А, способны при длительном применении в больших количествах (более 180 – 430 мкг в сутки в зависимости от возраста) вызвать передозировку. Передозировка, как и дефицит витамина А приводит к серьезным нарушениям нормального функционирования различных органов и систем, в первую очередь глаз и репродуктивного тракта.

Витамин А существует в двух основных формах:
1. Собственно витамин А (ретинол ), содержащийся в продуктах животного происхождения;
2. Провитамин А (каротин ), содержащийся в продуктах растительного происхождения.

Продукты питания богатые витамином А – морковь , тыква , сладкий перец , шпинат , брокколи , зелёный лук , зелень петрушки , персики , абрикосы , яблоки , виноград , арбуз , дыня – это растительные источники (каротиноиды); к животным источникам относятся – рыбий жир и печень (особенно говяжья), следующими в ряду стоят сливочное масло , яичные желтки , сливки и цельное молоко .

Ретинол из продуктов животного происхождения сразу усваивается организмом человека в пищеварительном тракте. А каротин (провитамин А), попадая в кишечник, сначала превращается в ретинол, после чего усваивается организмом.

Витамин А усиливает свое действие и лучше всасывается в сочетании с витамином Е и микроэлементом цинком.

Витамин С

Витамин С представляет собой водорастворимый витамин, который также называется аскорбиновой кислотой, и выполняет очень важные функции в организме человека, такие, как обеспечение нормальной работы иммунной системы, участие в процессах заживления ран, образования эритроцитов и синтеза коллагена , а также усвоения железа из растительной пищи. Помимо этого, аскорбиновая кислота является антиоксидантом , то есть, защищает клетки от повреждений свободными радикалами.

Наиболее богаты Витамином В: киви , шиповник , красный перец , цитрусовые, чёрная смородина , лук , томаты , листовые овощи (салат , капуста , брокколи , брюссельская капуста , цветная капуста , и т.д.), печень , почки , картофель .

В организме человека аскорбиновая кислота может присутствовать в трех формах, таких как:

  • L-аскорбиновая кислота – восстановленная форма;
  • Дегидроаскорбиновая кислота – окисленная форма;
  • Аскорбиген – растительная форма.

В форме L-аскорбиновой кислоты вещество обладает наиболее выраженной витаминной активностью. В форме аскорбигена витамин находится в связи с белками, нуклеиновыми кислотами ДНК и флавоноидами. А дегидроаскорбиновая кислота является своего рода резервом, поскольку из этой формы она может восстанавливаться в L-аскорбиновую кислоту или аскорбиген, и использоваться для нужд клеток различных органов и систем.

Данный витамин неустойчив к воздействию температуры, вследствие чего процесс приготовления пищи (термическая обработка, например, варка, тушение, жарение и т.д.) приводит к его частичному или полному разрушению, в зависимости от длительности и агрессивности применяемого к продуктам вида тепловой обработки. Поэтому продукты, подвергшиеся тепловой обработке, содержат гораздо меньше витамина С по сравнению со свежими.

Витамин С является незаменимым веществом для человека, обезьян, морских свинок и летучих мышей, поскольку данные виды живых организмов не могут синтезировать его самостоятельно, вследствие чего должны обязательно получать его с пищей в достаточном количестве. Другие животные способны синтезировать аскорбиновую кислоту из глюкозы , и поэтому для них данное вещество не является незаменимым.

Витамины группы В

Витамины группы В – это группа водорастворимых витаминов, играющих большую роль в клеточном метаболизме и улучшении организма.

Витамины группы В содержатся в следующих продуктах питания: в цельных злаках, мясных продуктах, яйцах , картофеле , макаронных изделиях , белом хлебе, пивных дрожжах , орехах , зелёных листовых овощах, печени и многих других.

Витамин В – это целый комплекс веществ, которых объединяет присутствие азота в составе молекулы. Совокупность этих азотистых веществ известна как витамины группы В, каждый элемент которой пронумерован: от В1 до В20. Многие из витаминов этой группы имеют не только порядковый номер, но и собственные названия.

Со временем ученые установили точное строение каждого витамина группы В. В результате исследований, стало ясно, что некоторые из веществ, названных витаминами, таковыми не являются (калоризатор). Например, В11 полностью совпадает по формуле с аминокислотой L-карнитином .

Наиболее известны 8 элементов: тиамин (В1) , рибофлавин (В2) , ниацин (В3) , пантотеновая кислота (В5) ,

У каждого В-витамина есть своя определенная суточная потребность.

Витамин D

Витамин D – жирорастворимый. Витамин D поддерживает нормальный уровень кальция и фосфора в крови, оба они необходимы для роста костей и обеспечения их прочности.

Витамин D содержится в рыбьем жире, рыбе (сельди, макрели, лососе, сардинах в масле, тунце), яичных желтках, молочных продуктах, печени.

Суточная потребность в витамине D

Витамин D представляет собой бесцветное кристаллическое вещество с температурой плавления 120-121°С, нерастворимое в воде (калоризатор). Хорошо растворим во всех органических растворителях: спирте, жирах, растительных маслах.

После получения загара, выработка витамина D через кожу прекращается. Люди, не бывающие на солнце, должны принимать витамин D в добавках.

Витамин D регулирует обмен кальция и фосфора в организме, необходим для отвердевания новообразованной костной ткани и, следовательно, для правильного формирования зубов и костей, особенно в детстве. Он принимает участие в процессе роста и развития клеток. Является эффективным средством в лечении и профилактике лейкоза, рака молочной железы, яичников, простаты, головного мозга. Витамин D координирует выработку инсулина поджелудочной железы, т.е. оказывает влияние на уровень глюкозы в крови.

Согласно некоторым сведениям, усиливая процесс усвоения магния и кальция, витамин D способствует восстановлению защитных оболочек, окружающих нерв, по этой причине его включают в комплексное лечение рассеянного склероза.

Вывод: Витамины – это биологически активные вещества, которые служат «фундаментом» нашего функционального состояния, ведь их наличием определяется стабильность и полноценность протеканиях многих процессов, среди которых метаболизм, выработка ферментов, передача нервных импульсов, обменные реакции и др.

Прежде всего сократить, а лучше и вовсе исключить из своего рациона, продукты категории «фаст-фуд».

Для перекуса вместо чипсов и шоколада использовать свежие фрукты или сухофрукты. Отличная замена картофельным чипсам – сушеные яблоки.

Если вы всё таки решились купить продукты «фаст-фуда», внимательно изучайте этикету, избегайте большого количества различных добавок.

Когда за окном дождливо или морозно, работоспособность, умственная и двигательная активность у многих падает до минимума. Но обвиняя в своем плохом самочувствии погоду, задумайтесь – действительно ли она этому причина? Ведь под многими признаками межсезонных депрессий может прятаться более серьезный недуг - нехватка витаминов.

Помните витамины это источник энергии!

Заключение

Пока человек живет он должен поддерживать свой организм принимая витамины. Витамины - особые органические вещества, которые, не являясь источником энергии или строительным материалом для организма, тем не менее необходимы (в минимальных количествах) для его нормальной жизнедеятельности (и даже для самого существования). Они участвуют в обмене веществ, являются биологическими ускорителями химических реакций, протекающих в клетке, повышают устойчивость к инфекционным заболеваниям. Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье-это то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой. Один из важнейших элементов этой созидательной или разрушительной работы - это питание.

Всего в настоящее время известно порядка двадцати истинных витаминов и витаминоподобных соединений. Большинство из них организм синтезирует сам, частично получает с пищей. Продукты питания являются для нас лучшими источниками витаминов.

При сегодняшнем напряженном ритме жизни, запредельных умственных нагрузках, нерациональном питании и плохой экологии витамины А, С и Е просто незаменимы для здоровья, поскольку они не синтезируются организмом. Поэтому очень важно именно весной, обеспечить свой организм этими витаминами.

Подводя итог нашему исследованию, мы убедились в том, что поставленные перед нами задачи и цель нашего исследования были полностью выполнены, гипотеза подтверждена.

Список используемой литературы:

Электронные ресурсы удаленного доступа

Приложение 1

Бланк опросника «Витамины в продуктах питания»

  1. Устаете ли Вы от физических и умственных нагрузок?
  2. Употребляете ли Вы «фаст-фуд»?
  3. Как часто Вы употребляете «фаст-фуд»?
  4. Какие витамины Вы знаете?
  5. Продукты лидеры по содержанию витаминов?
  6. Перечислите симптомы заболеваний при дефиците (то есть недостатке) витамина (витамин на выбор анкетируемого)?
  7. Знаете ли Вы суточную потребность организма в белках, углеводах, жирах и воде? (если да укажите количество).

Все полезные вещества мы получаем, как правило, из пищи. Но многие неправильно формируют свой рацион и возмещают отсутствие свежих витаминов специальными биодобавками. Натуральные и необработанные продукты, в которых есть витамины, самые полезные для организма и быстро им воспринимаются. Количество полезных веществ в пище зависит от влияния нескольких факторов, это и способ обработки продуктов, их хранения, сорт растения. Даже способ приготовления блюда оказывает влияние на содержание витаминов. Пониженное содержание витаминов в продуктах можно объяснить и тем, что для продления сроков их хранения очень часто используют вредные вещества, такие, как консерванты и стабилизаторы. В таких продуктах витамины разрушаются, их становиться меньше минимум на 30% или они вовсе исчезают. Очень много витаминов содержат продукты, которые мы вырастили или приготовили самостоятельно. Полностью можно сохранить полезные вещества, если знать, как правильно осуществлять обработку пищи. Но как же это сделать в домашних условиях? Здесь необходимо помнить некоторые правила. Фрукты и овощи витамины содержат в большинстве случаев в кожуре. Тепловая обработка уменьшает их количество на 25-100% в разных продуктах. Также витамины пропадают по истечении трех дней хранения, их количество уменьшается на 30-50%. Солнечные лучи и просто попадание света могут разрушить некоторые группы полезных веществ. Не помогает сохранению витаминов и сушка, заморозка, пастеризация, контакт с металлом. Из этого следует, что максимальное количество полезного содержится в пище, которая не поддавалась обработке вообще, поэтому советуем употреблять ее больше.

Для многих полезным будет узнать, какие же продукты содержат большое количество тех или иных витаминов. Например, витамин группы А присутствует в моркови, цитрусовых, твороге, яйцах, морепродуктах, печени, зеленых овощах. Витамин группы В содержится в молочных продуктах, рыбе, мясе, яйцах, а также орехах, рисе, пшенице и грибах. Для пополнения в организме витаминов группы С нужно употреблять черную смородину, различные фрукты и овощи, зелень, шиповник. Очень полезны и витамины группы D, они содержаться в рыбе, особенно жирной, морепродуктах и молоке. Витамин группы Е есть в продуктах с содержанием жиров растительного происхождения – семенах яблок и груш, орехах.

Прилагайте усилия для того, что бы Ваш организм всегда получал много витаминов вместе с продуктами питания. Употребляйте больше свежих натуральных витаминов, вкусных и полезных овощей, фруктов. Не стоить забывать, что правильно рассчитанный ежедневный рацион может приносить необходимое количество полезных веществ, которые есть и в привычных для нас продуктах. И будьте всегда здоровы!

Всё, что не происходит внутри любой личности, неразрывно связано с присутствием витаминов. Витамины играют основополагающую роль в процессах усвоения всевозможных питательных веществ, соединений и других элементов.


Уникальный источник жизни организма

Полноценная жизнь и деятельность организма осуществляется исключительно при наличии в нём всех жизненно важных микроэлементов. Поэтому, значение витаминов в питании переоценить просто невозможно. Если рацион полноценно наполнен витаминами, пища приносит не только удовлетворение, но и пользу. В таком случае, личность ощущает себя молодой, энергичной и заряженной здоровьем.

Основное назначение витаминов в питании

Современная медицина установила, что подавляющее большинство витаминов внедряется в человеческий организм через пищу. Это самый природный и надёжный способ пополнения организма полезными веществами. Колоссальная роль витаминов в питании изучена специалистами достаточно глубоко. И речь идет о природных источниках витамин, а не синтетических. Важно понимать, что употребление искусственных препаратов далеко не так эффективно. Попадая в организм, витамины начинают активную деятельность по активизации защитных свойств организма. Их смело назвать внутренним щитом организма.


Большинство витаминов стимулируют и воздействуют профилактически на иммунную систему организма. Активизируется работа адаптационных механизмов, которые защищают организм от огромного количества вирусов и переносчиков всевозможных инфекций. Именно в данном контексте, роль витаминов в питании так важна. Человек, организм которого содержит достаточное количество витаминов, не страдает появлением быстрой усталости, сонливости и всевозможных депрессий. Нервные срывы, которые резко увеличились среди молодёжи, представляют собой чёткие показатели того, что происходит острый дефицит необходимых микроэлементов.

В сложившихся ситуациях непременно следует прислушиваться к мнению ведущих медицинских специалистов и диетологов. Они уверенны, что содержание витаминов в продуктах питания может быть полным в том варианте, если продукты имеют природное происхождение. Витамины, которые вводятся в организм другими методами, как правило, отторгаются организмом. Лишь незначительная часть может быть эффективно усвоена.

Значение витаминов для женщин

Витамины достаточно многофункциональны. Они присутствуют и осуществляют множество биохимических процессов. Наличие должного количества витаминов играет омолаживающую роль не только для внутренних органов, но и придаёт красоту телу. Имеется целая группа витаминов, которая непосредственно воздействует на процесс развития тканей. Наличие необходимых соединений и микроэлементов, делает кожу шелковистой и красивой, удаляя образовавшиеся морщины.


Это важное значение витаминов в питании следует знать тем женщинам, которые буквально издеваются над своим организмом всевозможными голоданиями и диетами. Печальным результатом такой деятельности могут стать тяжёлые хронические заболевания, причина которых кроется в острой недостаче какой-либо группы витаминов. Красота может быть только в здоровом теле. И здесь важно понять, что витамин С в продуктах питания, в "дружной компании" с иными видами витаминов, делает тело бодрым и энергичным.

Продукты питания и содержащиеся в них витамины

Как известно, именно продукты растительного и животного происхождения являются основным носителем витаминов. Любой продукт несёт в себе тот или иной витамин (группу витаминов). Есть и достаточно универсальные продукты, которые очень богаты витаминным составом. В любом случае, содержание витаминов в продуктах питания - крайне важный фактор, которым надо дорожить и пользоваться.


Витамин А (ретинол) – очень серьёзный элемент. Он в изобилии содержится в печени морских рыб и кисломолочных продуктах. Очень много витамина в курином мясе, яйцах и многих фруктах (особенно экзотических). Данный витамин поддерживает в норме дыхательные пути, слизистую оболочку и лёгкие. Этот элемент является главным для женской половины человечества, потому как отвечает за сохранность и качество кожи.


Небезызвестный витамин С в продуктах питания, несёт функцию защитника и контролёра биохимических процессов. Данный витамин в огромных количествах находится в чёрной смородине, шиповнике, рябине и других растениях. Он присутствует во всех видах цитрусовых, овощах и фруктах. Чрезвычайно много витамина С в зелени. Важно знать, что в продуктах животного происхождения данного витамина практически нет, поэтому важно правильно составить рацион, дабы пища дополняла друг друга наличием витаминов.


Данный элемент считают главным витамином человеческого организма. Его отсутствие или недостаточное количество даёт о себе знать, практически, мгновенно. Иммунная система слабеет и организм поражают различные вирусы и инфекционные заболевания. От витамина С зависят, фактически, все "движения", происходящие в организме.

Его недостаток делает неэффективной работу других витаминных групп, в результате чего организм становится поражённым недугом. Крайне необходимо составлять рацион таким образом, чтобы витамин С в продуктах питания был в достаточном количестве. Чрезвычайно важно, чтобы содержание витаминов в продуктах питания было комплексным.


Рацион должен давать организму все нужные элементы и витамин Д – не исключение. Этот важнейший элемент играет роль «строителя» человеческого организма, особенно в первые годы жизни. Витамин отвечает за качественное формирование скелета и костной ткани. В ходе взросления организма, роль витамина остаётся важной. Данный витамин можно «найти» во всех продуктах животного происхождения, начиная от мяса и заканчивая молоком.


Полное осознание, каково значение витаминов в питании приходит тогда, когда в организме острый недостаток витамина В . Такая ситуация приводит к нарушению обмена веществ и плохой работе центральной нервной системы. Витамин содержит целую группу, от В1 до В12. Каждый вид витамина имеет свою ценность и «обязанность» в работе организма.


Отдельно взятый вид элемента, имеет влияние на конкретный орган или организм в целом. Безусловно, роль витаминов в питании просто огромна. Осознание того, что природа всё даёт организму сама, избавит человека от поиска витаминов в аптеках и других медицинских учреждениях. Грамотный подход к еде, и организм будет работать как новенькие часы.

Доклад на тему «Витамины» расскажет о значении витаминов для здоровья человека. Доклад про витамины может представить на уроке химии.

Сообщение на тему «Витамины»

Витамины — органические соединения, которые необходимы для нормального функционирования организма. Витамины являются составным элементом многих ферментов.

Сейчас ученые выделяют 13 групп витаминов. Витамины обозначаются буквами латинского алфавита (вита­мины А, В, С, D, Е, К и т. д.); кроме того, они имеют и специальные названия.

Витамин А, иначе называют ретинолом или каротином . Он «отвечает» за наше зрение. Фрукты и овощи жёлтого и красного цвета помогут восполнить недостаток каротина. Богаты этим витамином говяжья и свиная печень, икра, молоко. Если вы заметили шелушение и зуд кожи, сухость дыхательных путей, виновник все тот же - недостаток витамина А.

Витамины группы В . Они нужны для выработки белков - главного строительного материала мышц, для укрепления нервной и эндокринной систем. Разновидностей витаминов этой группы множество:

  • В1 (тиамин), отсутствие которого вызывает цингу, ослабление памяти, слабость, бессонницу и отсутствие аппетита. Богаты этим компонентом хлеб из цельного зерна, бобовые культуры, свинина, яйца.
  • витамин В6. Если вас одолевает головокружение, заторможенность это свидетельствует о его недостатке. Достаточно съедать в день 100 г необработанного риса, бобов или гороха и эти симптомы оставят вас в покое.

Если быстро устают глаза, слоятся ногти, а ночной сон не приносит желаемого отдыха - организму не хватает витамина D . Им богаты скумбрия и камбала, печень трески и куриные желтки.

Витамин С поможет укрепить иммунитет и бороться с простудой. Он содержится в чёрной смородине, шиповнике, болгарском перце, лимоне и квашеной капусте.

Однако не всегда есть возможность возмещать нехватку витаминов за счёт продуктов питания. Тогда можно воспользоваться «аптечными» витаминами.

По характеру всасывания и сохранности в организме витамины подразделяются на:

  • жирорастворимые - A, D, E, K,
  • водорастворимые - C и витамины группы B.

Жирорастворимые витамины могут накапливаться в организме в печени и в жировой ткани. Этот запас может сохраняться в организме от 1 до 2 лет.

Водорастворимые витамины должны поступать с пищей ежедневно, они не запасаются в организме. Они легко растворяются в воде, а попадают в кровь сразу из пищи и выводятся из организма с мочой, поэтому должны поступать в организм ежедневно.

Нарушение поступления витаминов может вызвать три патологических состояния:

  • их отсутствие - авитаминоз;
  • их недостаток - гиповитаминоз;
  • их избыток - гипервитаминоз.

Гипервитаминоз - это, по сути, отравление организма при передозировке или индивидуальной непереносимости витаминов. Причем признаки этой патологии для каждого витамина различны. Чаще всего они могут быть вызваны жирорастворимыми витаминами, т.к. только они имеют способность накапливаться в организме.

Значение витаминов

  • Важнейшие регуляторы жизнедеятельности.
  • Влияют на рост и развитие.
  • Входят в состав ферментов.
  • Влияют на обмен веществ.

Как сохранить витамины в продуктах?

Если синтетические витамины защищены от разрушения, то витамины, содержащиеся в продуктах, могут потерять свои свойства. Солнечный свет, кислород, время и высокая температура — разрушают витамины. Поэтому нужно правильно хранить овощи и фрукты, а при приготовлении пищи использовать запекание и приготовление на пару.

И если у вас нет возможности употреблять свежие овощи и фрукты, не пренебрегайте замороженными ягодами. Ведь они обрабатываются сразу после сбора и по максимуму сохраняют свое витаминное богатство.

Собственное краткое сообщение о витаминах Вы можете составить используя данную информацию.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека