Методы восстановительного лечения детей с дцп. Дельфинотерапия и иппотерапия

Особые дети…

Их количество увеличивается с каждым годом. Об этом свидетельствуют не только сухие статистические данные, но и специалисты, по долгу службы контактирующие с детьми - педиатры, неврологи, психотерапевты, воспитатели коррекционных детских садов.

Если вы - родитель особого ребенка , то вам необходимо понять, что любой человек от природы обладает определенными потенциальными возможностями. В некоторых случаях они подавляются врожденным или приобретенным недугом. Но не стоит опускать руки. Все, что нужно вашему ребенку - помочь ему адаптироваться в обществе. В этой связи очень важно понимать, что особые дети нуждаются в особенном комплексном подходе для решения их проблем. Чтобы вести правильную реабилитационную работу с ними, от родителей, учителей и медиков потребуется масса усилий. Причем эти усилия должны носить не эпизодический, а непрерывный характер.

Как свидетельствует статистика, порядка 2/3 всех инвалидов по России - дети, имеющие расстройства нервной системы и психики. Впрочем, важно понимать, что далеко не все особые дети имеют статус инвалида. Довольно многие страдают небольшими отклонениями в поведении, проблемами с восприятием и усвоением информации, не могут полноценно контактировать с окружающими людьми и сверстниками. Если вовремя не выяснить проблему ребенка и не обратиться за получением соответствующей помощи, вполне возможно, что в будущем он просто не сможет адаптироваться в жизни и получит статус инвалида.

Какие болезни делают детей особыми?

Особыми детьми чаще всего называют детей, имеющих неврологические и психоневрологические проблемы. Это довольно обширная категория, включающая целый спектр самых разных, в том числе по сложности и возможности преодоления, заболеваний. Вот только некоторые из них.

Детский церебральный паралич (ДЦП ) - тяжелое заболевание ЦНС, при котором поражаются центры, отвечающие за развитие опорно-двигательного аппарата. Характер поражения не предполагает дегенеративных процессов. Как правило, появление болезни бывает связано с отклонениями во внутриутробном развитии, может являться следствием родовой травмы и, зачастую оно выявляется в первый год жизни маленького человека. Дети, больные ДЦП, в ряде случаев имеют сопутствующие проблемы в виде компенсированной гидроцефалии, аутических черт и задержки в психо-речевом развитии. При этом совсем не обязательно одновременное появление всех вышеозначенных проблем сразу. Возможны формы болезни без сопутствующих изменений.

РДА (ранний детский аутизм), синдром Каннера, синдром Аспергера - заболевания этого рода выражаются в нарушении развития психо-эмоциональной сферы. Для ребенка характерны следующие проблемы:

Чрезвычайная сложность во взаимодействии с окружающими людьми (легкая форма болезни).

Ограниченность аутическими интересами - при этом ребенок воспроизводит стереотипные движения, его интересы узко ограниченны и не носят познавательного характера.

Активное отрицание и отвержение среды - ребенок обнаруживает крайнюю избирательность в отношении людей, одежды, видов пищи. Нарушение привычного уклада жизни, отклонение от стандартного маршрута могут вызвать приступы истерики, иногда переходящей в аутоагрессию.

Тотальная отрешенность от мира и невозможность взаимодействия с ним (в наиболее тяжелых формах болезни). Такие дети не улыбаются, не поддерживают визуальный контакт, не владеют простейшими навыками самообслуживания.

Как правило, ребенок-аутист имеет множественные неврологические отклонения, а само заболевание может являться следствием наслоения разного рода первопричин. Часто аутические черты идут «в комплекте» с другой серьезной болезнью наподобие гидроцефалии или ДЦП. В последнее время стали появляться сведения о том, что у некоторых детей аутизм развивался после проведения вакцинации препаратами, содержащими соли ртути (мертиолят или тимеросал) в своем составе. У некоторых детей-аутистов была определена повышенная концентрация ртути в волосах и эритроцитах. Для них одним из методов преодоления проблемы может стать хелатная терапия (хелирование).

Гидроцефалия. Ее также называют водянкой головного мозга. Болезнь связана с нарушением ликвородинамики. При этом спинномозговая жидкость (ликвор) вырабатывается в избытке, а ее всасывание происходит очень медленно. В крайне тяжелых случаях окружность головы ребенка становится чрезмерно увеличенной. Больные гидроцефалией дети постоянно испытывают повышенное внутричерепное давление. Нередки такие явления как тошнота и кровь из носа, а также беспричинные истерики. При этом ребенок в раннем возрасте может тереть голову руками, биться головой о разные предметы и как-то демонстрировать, что болит именно голова. Различают гидроцефалию в тяжелой форме и более легкую компенсированную. Если для избавления от первой необходимо операционное вмешательство (шунтирование), то во втором случае достаточно следовать врачебным предписаниям. Заболевание нередко сопровождается таким явлением, как ЗРР или ЗПРР (задержка речевого или психо-речевого развития). Связано это с тем, что избыток ликвора угнетает определенные зоны головного мозга.

Полный перечень болезней, связанных с нарушением нервной и психической деятельности, гораздо шире (синдром Дауна, раннее органическое поражение головного мозга и др.). Очень важно вовремя диагностировать заболевание и обратиться в реабилитационный центр. Об этом предупреждают ведущие врачи-неврологи - чем раньше вы начнете лечение ребенка и работу с его состоянием, тем сильнее проявят себя восстановительные способности мозга.

Задачи реабилитации

Особенности развития, прежде всего, выражаются в ухудшении познавательной деятельности и в некоторых случаях тотально ослабляют волю человека (аутизм). В этой связи образовательный процесс для детей должен вписываться в систему их реабилитации (абилитации). Именно реабилитация особых детей является краеугольным камнем на пути к их дальнейшей социализации и более успешному развитию. У всех реабилитационных центров, вне зависимости от специфики болезни, по сути одна общая задача - предоставить ребенку возможность в будущем жить полностью автономной жизнью. Им приходится иметь дело с самыми сложными диагнозами, помогая особым детям максимально насколько это возможно подготовиться к обучению.

Реабилитация для тяжелых детей будет эффективной лишь в случае непрерывной работы с проблемой. В идеале она должна сопровождать пациента вплоть до периода его адаптации в социуме и трудоустройства на работу (если уровень развития и тип заболевания позволят этого достичь).

Ниже представлены некоторые реабилитационные центры Москвы, куда стоит обратиться родителям с особыми детьми.

- федеральное государственное бюджетное учреждение, подшефное Министерству Здравоохранения и Соцразвитияоказывает помощь детям из разных регионов РФ, имеющим заболевания ЦНС, опорно-двигательного аппарата и аутического спектра. На базе центра действует школа для родителей. Методики реабилитации, задействованные в центре:

Проведение коррекционной сенсомоторной дезинтеграции;

Использование роботизированной техники «Локомат»;

Занятия с помощью тренажера Гросса;

Занятия по кондуктивной терапии;

Логоритмика;

Занятия в лечебных костюмах «Атлант», «Адели», «Фаэтон»;

Социально-бытовую адаптацию;

И многое другое.

Оплата за размещение проживающих взимается за детей старше 4х лет и их сопровождающих. При этом ее размеры составляют: в палате (обычной) - 335 р в сутки; в палате с душевой (повышенная комфортность) - 700 р в сутки, в комфортной палате без душевой - 600 р в сутки. Центр оказывает и платные услуги, если:

В программе ОМС они отсутствуют;

На руках у представителей ребенка нет направления в счет средств бюджета;

Услуга оказывается по инициативе пациента и его добровольному желанию;

Пациент не имеет российского гражданства.

При этом стоимость одного койко-дня ребенка в палате с питанием, но без лечения составляет 750 р. Стоимость пребывания сопровождающего с ним - 335 р. Курс реабилитации ребенка с ДЦП (21 день) обойдется в 56865 р. Цена первичной консультации у специалистов в рамках стационарного лечения - 800 р, повторной - 500 р (каждый специалист в отдельности).

Несмотря на то что ребенок, страдающий детским церебральным параличом, не такой, как другие дети, он также хочет радоваться жизни, играть, учиться и иметь друзей. Поэтому так важно своевременно начать процесс реабилитации детей с ДЦП, тем более что данная болезнь – это еще не приговор. И хотя невозможно вернуть погибшие в результате гипоксии клетки головного мозга, при подходящих условиях их функции могут со временем взять на себя другие отделы.

Физическая реабилитация детей с ДЦП

Детский церебральный паралич представляет собой хроническое заболевание, возникающее в результате поражения различных отделов головного мозга, что влечет за собой дисфункцию двигательной и мышечной активности. Вместе с различными заболеваниями нервной системы, ДЦП является наиболее частой причиной детской инвалидности.

Развивается данное заболевание внутриутробно, при родах или в раннем младенческом возрасте в результате поражения одного или нескольких отделов головного мозга. Причем ДЦП не является наследственным или инфекционным заболеванием, не прогрессирует и не дает рецидивов. У детей старше четырех недель уже не может возникнуть церебральный паралич, хотя вылечить его полностью тоже невозможно. Реабилитация детей с ДЦП сводится преимущественно к улучшению общего состояния ребенка, обеспечение подходящих условий для реализации его потенциальных возможностей.

Создание подобных условий – это кропотливый, упорный, ежедневный труд врачей, родителей и самого малыша. Усилия врачей без помощи семьи не дадут большого результата, так как при такой патологии медикаментозное лечение – не самое главное. Причем реабилитация детей с ДЦП должна начинаться как можно раньше, так как именно в первые годы жизни лечение способно наиболее эффективно компенсировать имеющиеся повреждения головного мозга и свести к минимуму проявления мышечной спастики. Это позволяет в будущем уменьшить деформацию скелета и контрактур, повысить способность к удержанию равновесия, нормальной работе мышц и движению.

В настоящее время по всему миру существует множество реабилитационных центров для детей с ДЦП, где с больными занимаются различные специалисты – неврологи, ортопеды, педиатры, психологи, логопеды, мануальные терапевты, а родители проходят курс обучения реабилитации ребенка в домашних условиях. Ведь даже простая игра в куклы позволяет улучшить координацию движений, функции мышц, подавляет патологические рефлексы.

ДЦП может проявляться целым рядом симптомов, таких как:

  • Неуклюжесть, неловкость движений;
  • Снижение концентрации внимания;
  • Неусидчивость;
  • Нелюбовь к рисованию или раскрашиванию;
  • Неумение ловить мяч или бить по нему ногой;
  • Неспособность прыгать на одной или двух ногах, перескакивать через препятствие;
  • Трудности при ходьбе.

Физическая реабилитация детей с ДЦП, прежде всего, состоит из приема лекарственных препаратов (спазмолитиков, обезболивающих средств, антидепрессантов, транквилизаторов), постоянных занятий лечебной физкультурой, хирургических и ортопедических методов в сочетании с массажем. Хороших результатов позволяют добиться физиотерапевтические методы: электростимуляция нервов и мышц, тепловое и грязевое лечение, электрофорез. При выраженных контрактурах применяется хирургическое лечение, в ходе которого проводится удлинение мышц, костей, а для снятия спастики – подрезание сухожилий.

Социальная реабилитация детей с ДЦП

Период восстановления двигательной активности и социальной адаптации больного ребенка состоит из четырех этапов:

  • Острый период. Длится 7-12 дней, в течение которых наблюдаются ярко выраженные расстройства двигательного аппарата, судороги;
  • Ранний восстановительный период. Длится до двухмесячного возраста ребенка;
  • Поздний восстановительный. Заканчивается у ребенка примерно в двухлетнем возрасте и характеризуется наличием ярко выраженного тонического рефлекса, который не позволяет развиться в положенный срок установочным рефлексам и сознательным движениям;
  • Последний период. Характеризуется наличием остаточных явлений и может длиться пожизненно.

Большое значение для успешного лечения ребенка с церебральным параличом имеют условия, при которых проходит восстановление. Реабилитационные центры для детей с ДЦП позволяют с помощью квалифицированных специалистов, качественного оборудования добиться более эффективных результатов. Также очень важно начинать реабилитацию как можно раньше, соблюдая непрерывность лечения.

По мере взросления ребенка с ДЦП и приближения его к школьному возрасту следует уделить особое внимание его моторному развитию, дабы облегчить его адаптацию в обществе. Социальная реабилитация детей с ДЦП представляет собой развитие способностей и подготовку к жизни в коллективе. Поэтому необходимо обязательно обеспечить для малышей в возрасте от 4 до 7 лет с сохраненным интеллектом посещение детских дошкольных учреждений с логопедическими группами, так как часто двигательные дефекты сопровождаются с нарушениями речи.

При посещении детского сада, ребенок с ДЦП получает необходимое общение со сверстниками, увеличивается его естественная потребность в движении, количество речевых контактов. Таким образом малышу прививается бесценный опыт общения социального взаимодействия, повышается уровень его самооценки.

При этом физическая реабилитация должна быть теперь направлена на формирование навыков повседневной жизни, обучению ребенка самостоятельно одеваться, кушать, пользоваться туалетом. Все это поможет значительно облегчить жизнь больного и повысить его уверенность. Но самое главное – это помнить, что, хотя детский церебральный паралич является серьезным заболеванием, однако многим людям с этим диагнозом удается вести нормальную жизнь. При правильной реабилитации детей с ДЦП впоследствии они ходят в школу, работают, женятся и рожают детей.

Детский церебральный паралич – это патология, которая характеризуется нарушением двигательной деятельности, вследствие поражения головного мозга – происходит поражение коры, ствола или капсулы мозга.

Пагубного воздействия на жизненно важный орган множество. Делятся они на три группы: беременность, роды и послеродовая деятельность малыша – в зависимости от времени получения патологии.

Фазы развития ДЦП

Различается по течения заболевания, которых выделяют три:

  1. Ранняя стадия – возраст до 5 месяцев. Проявляется задержкой развития ребенка, сохранением рефлексов, как у новорожденных, невозможностью играть одной из рук, вследствие нарушения мышечного тонуса.
  2. Начальная резидуальная фаза – возраст до 3 лет. Ребенок к двум годам не пытается говорить, заметна асимметрия в теле и движениях, отмечается повышенная потливость, малыш часто давится едой или собственной слюной.
  3. Поздняя резидуальная фаза – возраст старше 3 лет. Проявляется тугоподвижностью, укороченностью ноги на пораженной стороне, нарушением глотания, слуха, речи, зрения, расстройством мочеиспускания и дефекации, патологией со стороны зубов, судорогами.

Родителям важно не проигнорировать . При обнаружении тревожных симптомов надо сразу обратиться к врачу.

Современный подход к лечению и реабилитации

Лечение и реабилитация детей, больных ДЦП, направлены на социальную адаптацию в обществе.

Методы, средства и программы реабилитации основываются на комплексном разноплановом влиянии на ребенка, которое включают множество разносторонних подходов: медицинский, физический, психический, социально-экономический, профессиональный и личностный.

Мероприятия направлены на коррекцию двигательного дефекта, улучшение двигательной деятельности, возможности общения, вырабатывания навыков независимости действий больного в повседневной жизни, эмоциональное и социальное развитие, обучение и получение образования.

Целью реабилитации является физическая и социальная адаптация больного ребенка и расширение его индивидуальных возможностей. Каждому ребенку с ДЦП подготавливается индивидуальная программа реабилитации, по которой и работают с ним медики в реабилитационных центрах.

Комплекс мероприятий

Основной задачей реабилитации детей, больных ДЦП, является максимальное развитие умений и навыков. Способ коррекции двигательных расстройств – это становление двигательных действий путем стимуляции выпрямительных рефлексов.

Для этого применяются следующие методы:

Детям с ДЦП необходимо регулярно заниматься ЛФК – это помогает растягивать мышцы, снимать с них напряжение, расширять диапазон движений, разработаны комплексы упражнений, направленные на выносливость, подготовку к ходьбе, снятие судорог, улучшение равновесия.

Для детей с ДЦП чаще иных применяют следующие программы и средства реабилитации:

Готовые программы реабилитации

К наиболее эффективным относится программа «Ранняя реабилитация» предназначена для детей до года. Направлена на коррекцию задержки психо-речевого и моторного развития, полученного вследствие поражения нервной системы во время вынашивания плода, родов или в первые месяцы жизни. Она включает в себя последовательную и длительную работу врачей и родителей ребенка.

Реабилитацию можно начинать с 3 месячного возраста. Курс длится 5 дней и повторяется ежемесячно, если это необходимо. Поступившего ребенка тщательно обследуют.

В комплекс мероприятий данной программы входят: биомеханическая коррекция позвоночника, рефлексотерапия, массаж, дыхательная гимнастика, ЛФК, парафиновые аппликации.

Прохождение комплекса мероприятий нормализует мышечный тонус, улучшает двигательную активность, дыхательный ритм, кровообращение, метаболизм тканей – это стимулирует возможности психо-речевого развития и моторики ребенка.

Программа «Ранняя реабилитация» уменьшает неврологические расстройства у маленьких детей и дает шанс избежать в дальнейшем физической инвалидности, помогает им социально адаптироваться и быть полноценными людьми в обществе.

Реабилитационные центры в России

В России центров реабилитации не так много. Основная их часть находится в Москве. Здесь работают 4 реабилитационных центра. Также подобные учреждения есть в Туле, Воронеже, Самаре, Вологде, Санкт-Петербурге, Электростали и Белгороде.

В центрах проходят реабилитацию не только дети, но и их родители.

Все они укомплектованы современным оборудованием, в каждом трудятся только опытные врачи и прочий медицинский персонал.

Детский церебральный паралич развивается вследствие повреждения тканей головного мозга (поражение ствола, коры, капсулы). Клинически заболевание проявляется параличом, атонией или гипертонусом отдельных групп мышц, а также нарушением глотательного рефлекса, умственного развития, трудностями с социальной адаптацией. В зависимости от зоны поражения симптоматика отличается. Наиболее частыми причинами болезни являются родовая травма, асфиксия в родах, внутриутробная инфекция. При постановке диагноза ДЦП ребенку необходимо постоянное лечение и реабилитация, которые помогают облегчить тяжесть патологии.

Восстановительный курс пациентов с ДЦП проводится на базе реабилитационных центров, созданных государством. Больных туда может направить участковый педиатр, терапевт или врач соматического отделения.

Реабилитация детей с ДЦП включает большое разнообразие процедур, направленных на снижение тонуса мускулатуры, стимуляцию умственного развития и коллективизацию ребенка. Длительность восстановительного периода различная и зависит от тяжести болезни (тяжелая степень требует постоянных занятий). Врачи и реабилитологи советуют начинать программу восстановления с 1 года. Результат эффективности лечебных мероприятий при ДЦП зависит от возраста ребенка. Так как у малышей нейронные связи в мозгу восстанавливаются на много быстрее, чем у детей постарше.

Основные методы реабилитации ДЦП:

  • массаж;
  • лечебная физкультура;
  • бобат- и войта-терапия;
  • водолечение;
  • использование приспособлений и тренажеров, предотвращающих развитие патологической позы, снижающих гипертонус мышц;
  • занятия с логопедом для коррекции дефектов речи;
  • психологическая поддержка родителей и ребенка;
  • лекарственная терапия, необходимая для устранения чрезмерного тонуса мускулатуры;
  • хирургические операции – сухожильная пластика, корригирующая остеотомия;
  • проведение нейрохирургических операций;
  • физиотерапия;
  • иппотерапия, дельфинотерапия;
  • арт-терапия (терапия при помощи рисунков);
  • сенсотерапия.

В ходе реабилитации перед ребенком ставится одна цель: научиться переворачиваться, стоять, сидеть, захватывать или удерживать предметы. В ходе занятий улучшается адаптация ребенка к обществу, а также интеллектуальные способности ребенка.

Медикаментозное и хирургическое лечение

Реабилитация у детей с ДЦП обязательно включает лекарственную терапию.

Целью использования медикаментозных средств являются:

  • снижение тонуса мышц (снятие спазма глотки или ее паралича, ослабление патологической позы);
  • стимуляция кровообращения головного мозга;
  • устранение судорожного синдрома;
  • улучшение проводимости нервных импульсов в тканях мозга.

У пациентов с ДЦП часто возникают эпилептические приступы. В качестве противосудорожной терапии применяют лекарственные средства Ламотриджин или Топарамат. Мидокалм, Баклофен активно используется для снижения гипертонуса мускулатуры, что облегчает восстановление двигательной активности у ребенка в дальнейшем. Для стимуляции мозговой деятельности доктора назначают лекарственный препарат Актовегин, который необходим для улучшения мозгового кровообращения. При сильных болях врач выписывают анальгетики и спазмолитики.

Если у ребенка с ДЦП имеются сопутствующие заболевания, такие как сахарный диабет, гипотиреоз, к лечению прибавляются терапия Тироксином и Инсулином короткого или длительного действия. Ожирение лечат при помощи лекарств ускоряющих обмен веществ, сбалансированного питания и физической нагрузкой. При сильном возбуждении детям назначают антидепрессанты.

Ортопедическая и хирургическая коррекция

К хирургической помощи относятся операции по устранению контрактур в суставах, возникающих при постоянном повышенном тонусе сгибателей (разгибателей) и атрофии мышц антагонистов. Хирурги осуществляют оперативное вмешательство для замены суставов, проведения сухожильной пластики, остеотомии. Операции на головном мозге проводятся для восстановления работы нервных пучков. Эти методики помогают частично облегчить и восстановить двигательную активность пациента.

Массаж и лечебная физкультура (ЛФК)

Массаж и ЛФК считаются основными направлениями физической реабилитации ДЦП. Массаж осуществляется только специалистом. Эта процедура проводится ежедневно и предназначена для улучшения кровообращения в конечностях, снятия спазмов мышц.

Лечебная физическая культура необходима для восстановления работы атоничной мускулатуры. С ребенком занимается врач по ЛФК, который назначает комплексы упражнений в зависимости от клинических проявлений ДЦП. Ребенок выполняет упражнения самостоятельно, а также при помощи врача или мамы. Занятия проводятся на коврике, с мячом, гантелями. В комплекс занятий часто включаются наклоны, приседания, выпады ногами, ползание, растяжка, ходьба.

Врачи ЛФК используют упражнение «туннель», ходьбу по наклонной или покачивающейся доске для тренировки равновесия, прыжки со скакалкой, резинкой, игру «классики». Ежедневные занятия 2 раза в день по 1 часу в течение года приводят к положительным результатам. Отменять занятия не рекомендуется.

Использование приспособлений и тренажеров

Для облегчения движений и перераспределения нагрузки на мышечную систему ребенка доктра применяют специальные комплексы. Они крепятся к потолку и полу, имеют множество растягивающих элементов, которые немного противодействуют спазмированным мышцам, а также осуществляют пассивные движения атрофированной мускулатуры.

Занятия на тренажерах осуществляются только под присмотром медицинского персонала или матери. Родителей активно обучают правильно пользоваться тренажерами, чтобы не нанести вред ребенку. Использование костюма Адели улучшит результаты тренировок, облегчит движения в повседневной жизни. Тренажер «наездник», костюм «спираль», универсальная система Гросса помогают приобрести новые навыки и ощущения.

Пациентам с ДЦП необходимы инвалидные кресла, ходунки, стулья-туалеты, гигиенические сиденья для ванн, велотренажеры. Можно приобрести вертикализаторы. Это приспособления для удержания ребенка в положении стоя. Они оснащены специальным столиком для приема пищи и колесиками, облегчающими перемещения ребенка по помещению. Физическая культура, массаж, специализированные приспособления используют также в реабилитации взрослых с ДЦП.

Другие методики

Медицинская реабилитация ДЦП включает множество методов: физиопроцедуры, логопедические занятия, различные настольные, а также подвижные игры. Полезны водные процедуры, плавание с дельфинами.

Физиопроцедуры

К физиотерапии относятся вoдoлeчeниe, элeктpoлeчeниe, мaгнитoтepaпия, гpязeлeчeниe, элeктpocтимуляция, ультpaзвук, элeктpoфopeз. Из водных процедур выделяют плавание в бacceйнe, мopcкиe, xвoйныe ванны, дeльфинoтepaпия. Плавание оказывает положительный эффект на все группы мышц, способствует росту скелета, успокаивает ребенка. Его часто сочетают с гимнастикой. Цветодинамическая квант-камера объединяет занятия в бассейне с лазерным душем.

Электротерапию назначают для стимуляции работы головного мозга путем улучшения кровотока. Гальванические ванны сочетают воздействие электрического тока, воды, лекарственных веществ. Ультразвуковая терапия проводится для улучшения кровообращения. Если ребенок возбужден, просыпается ночью, а также имеет частые эпилептические припадки, ему показан электросон.

Дельфинотерапия, иппотерапия

Реабилитация ДЦП включает лечение дельфинотерапией. Курс занятий длится 2 недели. Ребенок получает новые ощущения, массу положительных эмоций. При движении плавниками, дельфин направляет на малыша потоки воды, которые обладают эффектом вибрационного массажа. Прикосновения к дельфину стимулируют сенсорную чувствительность, что помогает работе функциональных центров головного мозга.

Иппотерапия – поездки на лошади верхом. Эта методика укрепляет мышцы спины, способствует тренировке равновесия, проводит профилактику депрессии у детей. Она подходит для малышей старше 2 лет, подросткам, а также взрослым.

Занятия с педагогами, логопедами и психологами

Задача педагогов и психологов во время реабилитации ДЦП научить ребенка общаться с окружающими людьми, используя речь, эмоции, жесты, игру, труд. Персонал должен создать для ребенка обстановку, в которой он не будет чувствовать себя неполноценным. Педагоги и родители учат малыша обслуживать себя самостоятельно, подготавливают ребенка к обучающему процессу. Логопеды выстраивают четкую, правильную речь, исправляют произношение слов, формируют силу голоса и речевого потока.

Развивающие игры и рисование

В ходе реабилитации врачи советуют больше заниматься мелкой моторикой. Она развивает интеллектуальные способности ребенка. Для этих целей подойдет мозаика, пазлы, конструкторы, собирание палочек, игра на музыкальных инструментах. Очень полезно детей с ДЦП приобщать к арт-терапиии. Рисование успокаивает ребенка, дает ему возможность выразить свои мысли и эмоции, готовит к обучению.

Сенсотерапия, бобат-терапия, войта-терапия

Для больных с ДЦП в условиях реабилитационных центров имеются сенсорные комнаты. Они оснащены различного рода раздражителями (разноцветные гирлянды и светильники, массажные кресла, кушетки, мячики с пупырчатой поверхностью, сухие ванны, наполненные цветными шариками). Ребенок находится в помещении вместе с мамой в течение 30-40 минут.

Бобат-терапия осуществляется за счет поддерживающих и стимулирующих методик к движению. Войта-терапия – это запуск определенных групп мышц на рефлекторном уровне. Ее применяют у детей до 1 года. Своевременное использование этого метода может остановить или предупредить появление заболевание.

Заключение

Реабилитация является важным этапом восстановления при наличии у больных детского церебрального паралича. Она применяется во взрослой, а также педиатрической практике. Для достижения успешного лечения необходимо упорно заниматься лечебной физической культурой, посещать физиопроцедуры на протяжении нескольких лет. Комплексный подход к восстановительной терапии на ранней стадии болезни может привести к улучшению состояния больного, а у детей до 1 года к предупреждению дебюта ДЦП.

Реабилитация ДЦП — видео

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека