Физиологические основы психологии. Тема лекции: Физиологические основы психики человека

Центральная нервная система ЦНС состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг состоит в свою очередь из переднего среднего и заднего мозга. Практически все отделы и структуры центральной и периферической нервной системы задействованы в получении и переработке информации однако особое значение для психики человека имеет кора головного мозга которая совместно с подкорковыми структурами входящими в передний мозг определяет особенности функционирования сознания и мышления человека. Эту связь обеспечивают нервы которые выходят из...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 4. Физиологические основы психики

  1. Общее представление о нервной системе как органическом субстрате психики
  2. Рефлекторная теория психического: концепции И.М.Сеченова, И.П.Павлова
  3. Теория системной динамической локализации высших психических функций А. Р.Лурия. Локализационизм и антилокализационизм

1. Общее представление о нервной системе как органическом субстрате психики

Нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и периферического. Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг состоит, в свою очередь, из переднего, среднего и заднего мозга. В этих основных отделах центральной нервной системы также выделяются важнейшие структуры, имеющие непосредственное отношение к функционированию психики человека: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок, продолговатый мозг (см. рис. ).

Практически все отделы и структуры центральной и периферической нервной системы задействованы в получении и переработке информации, однако особое значение для психики человека имеет кора головного мозга, которая совместно с подкорковыми структурами, входящими в передний мозг, определяет особенности функционирования сознания и мышления человека.

Центральная нервная система связана со всеми органами и тканями человеческого организма. Эту связь обеспечивают нервы, которые выходят из головного и спинного мозга. У человека все нервы подразделяются на две функциональные группы . К первой группе относятся нервы, которые проводят сигналы из внешнего мира и структур организма. Нервы, входящие в эту группу, называются афферентными . Нервы, которые проводят сигналы из ЦНС к периферии (органы, мышечные ткани и т. д.), входят в другую группу и называются эфферентными .

Сама центральная нервная система представляет собой скопление нервных клеток — нейронов . Эти нервные клетки состоят из нейрона и древовидных отростков, называемых дендритами . Один из таких отростков удлинен и соединяет нейрон с телами или отростками других нейронов. Такой отросток получил название аксон .

Часть аксонов покрыта специальной оболочкой — миелиновой оболочкой, которая обеспечивает более быстрое проведение импульса по нерву. Места соединений одного нейрона с другим называют синапсами .

На периферии аксоны соединяются с миниатюрными органическими устройствами, предназначенными для восприятия различных видов энергии (механической, электромагнитной, химической и др.) и преобразования ее в энергию нервного импульса. Эти органические устройства называются рецепторами. Они расположены по всему организму человека. Особенно много рецепторов в органах чувств, специально предназначенных для восприятия информации об окружающем мире.

Исследуя проблему восприятия, хранения и переработки информации, И.П. Павлов ввел понятие анализатора . Данное понятие обозначает относительно автономную органическую структуру, обеспечивающую переработку специфической сенсорной информации и прохождение ее на всех уровнях, включая ЦНС. Следовательно, каждый анализатор состоит из трех структурных элементов: рецепторов, нервных волокон и соответствующих отделов ЦНС (рис. 4.5).

Существуют несколько групп рецепторов. Это подразделение на группы вызвано способностью рецепторов воспринимать и перерабатывать только один вид воздействий, поэтому рецепторы делятся на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные и др. Информация, полученная с помощью рецепторов, передается далее в соответствующий отдел ЦНС, включая кору головного мозга.

Следует подчеркнуть, что вся кора головного мозга может быть разделена на отдельные функциональные зоны . При этом можно выделить не только зоны анализаторов, но и двигательные, речевые и др. Так, в соответствии с классификацией К. Бродмана кору головного мозга можно разделить на 11 областей и 52 поля.

Рассмотрим более подробно строение коры головного мозга (рис. 4.6, рис. 4.7, рис. 4.8). Она представляет собой верхний слой переднего мозга, образованный в основном вертикально ориентированными нейронами, их отростками — дендритами и пучками аксонов, идущими вниз, к соответствующим отделам мозга, а также аксонов, передающих информацию от нижележащих мозговых структур. Кору головного мозга подразделяют на области: височная, лобная, теменная, затылочная , а сами области делятся на еще более мелкие участки — поля. При этом следует отметить, что поскольку в головном мозге выделяют левое и правое полушария, то и области коры головного мозга соответственно будут подразделяться на левые и правые.

Информация, полученная рецепторами, передается по нервным волокнам в скопление специфических ядер таламуса, и через них афферентный импульс попадает в первичные проекционные зоны коры головного мозга. Эти зоны представляют собой конечные корковые структуры анализатора. Например, проективная зона зрительного анализатора располагается в затылочных отделах больших полушарий, а проективная зона слуховых анализаторов — в верхних участках височных долей.

Если разрушить какую-либо зону, то человек может потерять способность воспринимать определенный вид информации. Например, если разрушить зону зрительных ощущений, то человек слепнет. Таким образом, ощущения человека зависят не только от уровня развития и целостности органа чувств, в данном случае — зрения, но и от целостности проводящих путей — нервных волокон — и первичной проективной зоны коры головного мозга.

Следует отметить, что помимо первичных полей анализаторов существуют и другие первичные поля, например первичные двигательные поля, связанные с мышцами тела и отвечающие за определенные движения. Первичные поля занимают относительно небольшую площадь коры головного мозга — не более одной третьей части. Гораздо большую площадь занимают вторичные поля , которые чаще всего называют ассоциативными, или интегративными .

Вторичные поля коры представляют собой как бы «надстройку» над первичными полями. Их функции заключаются в синтезе или интегрировании отдельных элементов информации в целостную картину . Так, элементарные ощущения в сенсорных интегративных полях (или перцептивных полях) складываются в целостное восприятие, а отдельные движения, благодаря двигательным интегративным полям, формируются в целостный двигательный акт.

Вторичные поля играют исключительно важную роль в обеспечении функционирования как психики человека, так и самого организма.

Среди интегративных полей коры головного мозга человека необходимо выделить дифференцированные только у человека центры речи : центр слухового восприятия речи (так называемый центр Вернике) и двигательный центр речи (так называемый центр Брока). Существуют и другие центры. Например, сознание, мышление, формирование поведения, волевой контроль связаны с деятельностью лобных долей, так называемых префронтальной и премоторной зон .

Представительство речевой функции у человека асимметрично. Она локализована в левом полушарии. Подобное явление получило название функциональной асимметрии . Асимметрия характерна не только для речи, но и для других психических функций. Сегодня известно, что левое полушарие в своей работе выступает как ведущее в осуществлении речевых и других связанных с речью функций: чтения, письма, счета, логической памяти, словесно-логического, или абстрактного, мышления, произвольной речевой регуляции других психических процессов и состояний. Правое полушарие выполняет не связанные с речью функции, и соответствующие процессы обычно протекают на чувственном уровне.

Левое и правое полушария выполняют различные функции при восприятии и формировании образа отображаемого предмета. Для правого полушария характерна высокая скорость работы по опознанию, его точность и четкость. Такой способ опознания предметов можно определить как интегрально-синтетический, целостный по преимуществу, структурно-смысловой, т. е. правое полушарие отвечает за целостное восприятие объекта или выполняет функцию глобальной интеграции образа. Левое полушарие функционирует на основе аналитического подхода, заключающегося в последовательном переборе элементов образа, т.е. левое полушарие осуществляет отображение предмета, формируя отдельные части психического образа. Следует отметить, что в восприятии внешнего мира задействованы оба полушария. Нарушение деятельности любого из полушарий может привести к невозможности контакта человека с окружающей действительностью.

При знакомстве со строением центральной нервной системы мы должны обязательно остановиться на рассмотрении еще одной мозговой структуры — ретикулярной формации , которая играет особую роль в регуляции многих психических процессов и свойств. Такое название — ретикулярная, или сетевидная, — она получила из-за своего строения, поскольку представляет собой совокупность разреженных, напоминающих тонкую сеть нейронных структур, анатомически расположенных в спинном, продолговатом и заднем мозге.

Ретикулярная формация оказывает заметное влияние на электрическую активность головного мозга, на функциональное состояние коры головного мозга, подкорковых центров, мозжечка и спинного мозга. Она же имеет непосредственное отношение к регуляции основных жизненных процессов: кровообращению и дыханию.

Ретикулярную формацию называют источником активности организма , поскольку формируемые данной структурой нервные импульсы определяют работоспособность организма, состояние сна или бодрствования. Необходимо также отметить регулирующую функцию данного образования, поскольку формируемые ретикулярной формацией нервные импульсы отличаются по своей амплитуде и частоте, что приводит к периодической смене функционального состояния коры головного мозга, которая, в свою очередь, определяет доминирующее функциональное состояние всего организма. Поэтому состояние бодрствования сменяется состоянием сна и наоборот (рис. 4.10).

Нарушение деятельности ретикулярной формации вызывает нарушение биоритмов организма . Так, раздражение восходящей части ретикулярной формации оказывает характерную для состояния бодрствования организма реакцию изменения электрического сигнала. Постоянное раздражение восходящей части ретикулярной формации приводит к тому, что у человека нарушается сон, он не может уснуть, организм проявляет повышенную активность. Подобное явление называется десинхронизацией и проявляется в исчезновении медленных колебаний электрической активности мозга. В свою очередь, преобладание волн низкой частоты и большой амплитуды вызывает длительный сон.

Таким образом, нервная система человека выполняет функции системы, регулирующей деятельность всего организма. Благодаря нервной системе человек в состоянии получать информацию о внешней среде, анализировать ее и формировать адекватное ситуации поведение, т.е. успешно адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. (Маклаков)

2. Рефлекторная теория психического: концепции И.М.Сеченова, И.П.Павлова

Иван Михайлович Сеченов (1829 - 1905) был сторонником принципа детерминизма в психологии. Это означало, что он понимал психическую деятельность как рефлекторную.

Результаты своих изысканий И.М.Сеченов изложил в работе «Рефлексы головного мозга» (1863), получившей огромную известность в России и за рубежом, а затем в работе «Кому и как разрабатывать психологию» (1873).

Общий объективный закон психического — рефлекторный принцип осуществления любой психической деятельности. Психическое является интегральной частью всего целостного процесса рефлекторной деятельности организма, поскольку любая психическая деятельность строится по схеме любого сложного рефлекса: внешнее воздействие — центральная часть — движение.

В каждом психическом акте (даже высшего типа — мыслительном или волевом) есть определенное начало, середина и конец. Началом И. М. Сеченов называл обязательное в любом психическом процессе «возбуждение чувствующего нерва», имеющее своим истоком внешнее воздействие. То, что без внешнего воздействия нет ощущений, а без ощущений никакая психическая деятельность невозможна, доказано было еще до него. Однако И.М.Сеченов утверждал, что без внешнего воздействия не может быть и мыслительного акта, поскольку мысль человека всегда возникает как ответ на поставленный другим человеком вопрос и в целом на те требования, которые предъявляет к нему общество.

Самое интересное здесь заключается в том, что И.М.Сеченов предвосхищает и идею интериоризации, которая появится в психологии лишь в XX в. То, что кажется «внутренним» побуждением к действию, по происхождению своему является изначально внешним: «Первая причина всякого человеческого действия лежит вне его».

Закономерно детерминированным оказывается и конец психического акта — он, как правило, выражается внешним «мышечным движением», как и любой рефлекторный процесс: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение». И.М.Сеченову возражали: но ведь, кажется, высшие психические процессы имеют своим концом, напротив, отсутствие этого «мышечного движения». И. М. Сеченов возражал: нужно рассмотреть этот процесс в развитии. Даже когда мы не имеем видимого движения как «конца» какого-либо психического процесса, он, несомненно, был ранее, на предшествующих этапах психического развития. Так, мысль о предмете у взрослого человека является результатом развития в онтогенезе сначала вполне развернутых практических контактов ребенка с предметом, когда, например, ребенок на собственном опыте познает свойства колокольчика в действиях с ним (он на ощупь холодный, имеет форму бутылки, звенит, когда его возьмут в руки и т.п.). Впоследствии эти рефлекторные процессы «затормаживаются» в своей последней трети и человек, глядя на колокольчик, «просто» думает о нем (что, если он возьмет его в руки, он зазвенит, окажется на ощупь холодным и т.п.), не выражая эту мысль никаким видимым внешним движением.

Интересно, что И.М.Сеченов рассматривая психическое как интегральную составляющую всего рефлекторного процесса, во-первых, допускал существование бессознательной психической жизни, а во-вторых, не отождествлял физиологическое и психическое. Первый вывод следует из того, что даже самый элементарный рефлекс живого существа с головным мозгом сопровождается субъективным переживанием (чувствованием), которое может быть весьма слабым, не доходящим до сознания. То, что И.М.Сеченов не отождествлял при этом психическое и физиологическое, доказывает признание им психологической науки как самостоятельной по отношению к физиологии. В работе «Кому и как разрабатывать психологию» он дает четкое определение предмета психологии как науки: «Научная психология по всему своему содержанию не может быть ничем иным, как рядом учений о происхождении психических деятельностей». (Соколова)

Однако честь глубокой экспериментальной разработки рефлекторной теории психики принадлежит И.П. Павлову , создавшему новую область науки — учение о высшей нервной деятельности . Высшая нервная деятельность — это понятие, обобщающее и психологию и биологию высшей нервной деятельности, что отнюдь не означает тождества последних. В основе высшей нервной деятельности, лежит условный рефлекс, представляющий собой одновременно и физиологическое и психологическое явления. Вот как сам И.П. Павлов в статье «Условный рефлекс», написанной в 1934 году, представлял свой классический опыт:

«...Сделаем два простых опыта, которые удадутся всем. Вольем в рот собаки умеренный раствор какой-нибудь кислоты. Он вызовет на себя обыкновенную оборонительную реакцию животного: энергичными движениями рта раствор будет выброшен вон, наружу, и вместе с тем в рот (а потом наружу) обильно польется слюна, разбавляющая введенную кислоту и отмывающая ее от слизистой оболочки рта. Теперь другой опыт. Несколько раз, любым внешним агентом, например определенным звуком, подействуем на собаку как раз перед тем, как ввести ей в рот тот же раствор. И что же? Достаточно будет повторить один лишь звук — и у собаки воспроизведется та же реакция: те же движения рта и то же истечение слюны. Оба эти факта одинаково точны и постоянны. И оба они должны быть обозначены одним и тем же физиологическим термином «рефлекс»...

«...Постоянную связь внешнего агента с ответной на него деятельностью организма законно назвать безусловным рефлексом, а временную — условным рефлексом... Временная нервная связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же — и психическое — то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений, или из букв, слов и мыслей» (Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 3, кн. 2, с. 322—325.) .

Вначале только что образовавшийся рефлекс не прочен и легко нарушается. Любой внешний раздражитель, например тот же звонок, данный вместе или сразу после света, вызывает прекращение выделения слюны — тормозит рефлекс. Такое торможение рефлекса под влиянием другого раздражителя И.П. Павлов назвал внешним торможением .

Если в опытах с собакой, уже обладающей выработанным рефлексом «свет — слюноотделение», много раз подряд зажигать лампочку без подкармливания, то слюны будет выделяться все меньше и меньше и рефлекс совсем угаснет. Это результат внутреннего угасательного торможения . Угасательное торможение имеет место, например, в процессе угасания навыков стрельбы из оружия при отсутствии упражнения. Своеобразной формой внешнего торможения является запредельное торможение, вызванное чрезмерной силой условного раздражителя. Например, если в опыте с собакой, у которой образован рефлекс на зажигание лампочки, дать очень яркий свет, то выделение слюны у нее может не только уменьшиться, но и совсем исчезнуть. При таком запредельном торможении возбуждение в определенных центрах настолько усиливается, что переходит в свою противоположность — торможение.

Для человека сила раздражителя определяется не только его физическими особенностями (яркостью, громкостью и т. д.), но и его индивидуальной значимостью именно для данного человека . В связи с этим запредельное торможение играет большую и очень сложную роль в области эмоций, и в частности в проявлении напряженности. Иногда «отчитывание» подчиненного сотрудника не имеет педагогического эффекта именно потому, что вызывает у него запредельное торможение. (http://www.vuzllib.su/beta3/html/1/14465/14480/)

Идея условного рефлекса как одного из способов приобретения опыта сохранилась и получила дальнейшее развитие в работах таких психофизиологов, как Е.Н. Соколов и Ч.И. Измайлов . Ими было предложено понятие концептуальной рефлекторной дуги, состоящей из трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных систем нейронов: афферентной (сенсорного анализатора), эффекторной (исполнительной, отвечающей за органы движения) и модулирующей (управляющей связями между афферентной и эффекторной системами). Первая система нейронов обеспечивает получение и переработку информации, вторая система обеспечивает выработку команд и их выполнение, третья система осуществляет обмен информацией между первыми двумя.

Наряду с этой теорией существуют и другие разработки, касающиеся, с одной стороны, роли психических процессов в управлении поведением, а с другой — построения общих моделей регуляции поведения с участием в этом процессе физиологических и психологических явлений. Так, Н.А. Бернштейн считает, что даже самое простое приобретенное движение, не говоря уже о сложной человеческой деятельности и поведении в целом, не может быть выполнено без участия психики. Он утверждает, что формирование любого двигательного акта есть активная психомоторная реакция. При этом освоение движения осуществляется под воздействием сознания, которое при этом осуществляет определенную сенсорную коррекцию нервной системы, обеспечивающей выполнение нового движения. Чем сложнее движение, тем больше требуется корригирующих изменений. Когда же движение освоено и доведено до автоматизма, процесс управления выходит из поля сознания и превращается в фоновый. (Маклаков )


3. Теория функциональных систем П.К. Анохина

Пётр Кузьмич Анохин (1898 — 1974 ) предложил свою концепцию регуляции поведенческого акта. Суть данной концепции заключается в том, что человек не может существовать изолированно от окружающего мира. Он постоянно испытывает воздействие определенных факторов внешней среды. Воздействие внешних факторов было названо Анохиным обстановочной афферентацией. Одни воздействия для человека несущественны или даже неосознаваемы, но другие, — как правило, необычные — вызывают у него ответную реакцию. Эта ответная реакция носит характер ориентировочной реакции и является стимулом для проявления активности.

Все воздействующие на человека объекты и условия деятельности, вне зависимости от их значимости, воспринимаются человеком в виде образа. Этот образ соотносится с информацией, хранящейся в памяти, и мотивационными установками человека. Причем процесс сопоставления осуществляется, скорее всего, через сознание, что приводит к возникновению решения и плана поведения.

В центральной нервной системе ожидаемый итог действий представлен в виде своеобразной нервной модели, названной Анохиным акцептором результата действия. Акцептор результата действия — это цель, на которую направлено действие. При наличии акцептора действия и программы действия, сформулированной сознанием, начинается непосредственное исполнение действия. При этом включается воля, а также процесс получения информации о выполнении поставленной цели. Информация о результатах действия имеет характер обратной связи (обратной афферентации) и направлена на формирование установки по отношению к выполняемому действию. Поскольку информация проходит через эмоциональную сферу, она вызывает определенные эмоции, влияющие на характер установки. Если эмоции носят положительный характер, то действие прекращается. Если эмоции негативны, то в выполнение действия вносятся коррективы.

Теория функциональных систем П.К. Анохина получила широкое распространение вследствие того, что она позволяет приблизиться к решению вопроса о взаимосвязи физиологических и психологических процессов. Эта теория говорит о том, что психические явления и физиологические процессы играют важную роль в регуляции поведения. Более того, поведение в принципе невозможно без одновременного участия психических и физиологических процессов. (Маклаков)


4 . Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия. Локализационизм и антилокализационизм

Теория Александра Романовича Лурия (1902—1977) диалектически разрешает противоречие между двумя противоположными точками зрения на решение проблемы локализации психических функций в головном мозге, а именно между позициями «узкого локализационизма» и «антилокализационизма ».

Первой точки зрения придерживался австрийский врач и анатом Ф.А. Галль , чьи идеи о точной локализации отдельных психических «способностей» (например, «влечение к вину», «остроумие», «дружба и общительность» и т.д.) в строго определенных участках головного мозга широко распространились на рубеже XVIII и XIX вв. Согласно этой точке зрения, мозг представляет сумму автономно работающих участков, что вполне соответствовало господствовавшему в это время в психологии принципу элементаризма. Концепция Ф.А. Галля получила, казалось бы, мощное эмпирическое подтверждение в 1861 г., когда французский анатом П. Брока установил четкую связь нарушения речи, названного моторной афазией (больной понимал речь других, но не был способен к артикулированной речи), с поражением задней трети нижней лобной извилины левого полушария головного мозга.

Спустя 13 лет немецкий психиатр К. Вернике установил связь между поражением задней трети верхней височной извилины левого же полушария и нарушением понимания речи. После этого многие психиатры и неврологи стали настойчиво искать «мозговые центры», отвечающие за строго определенные функции. Однако параллельно этим поискам накапливались факты , которые говорили о том , что мозг работает как единое целое . Французский ученый Ж.П. Флуранс , удаляя участки головного мозга у птиц, еще в первой половине XIX в. обратил внимание на то, что нарушенные в результате такой операции психические функции восстанавливаются (причем скорость и успешность восстановления функций зависят не от того, где удален участок мозга, а от того, какого он объема), и сделал вывод, что кора головного мозга представляет собой однородное целое .

Благодаря этим и аналогичным экспериментам более позднего времени (немецкого физиолога Ф. Гольца в 70-е гг. XIX в., который удалял участки головного мозга у собак; американского невролога К. Лешли в конце 20-х гг. XX в. и др.) возникли и укрепились идеи целостного подхода к решению проблемы локализации . Идеи о том, что мозг работает как единое целое, находили поддержку у гештальтпсихологов и представителей других школ психологии. Так возникла позиция «антилокализационизма» — убеждение в том, что не существует жесткой локализации тех или иных психических функций в отдельных участках мозга: за их отправление отвечает весь мозг «целиком» .

А.Р.Лурия опираясь на идеи своих предшественников в неврологии (английского невролога Х.Джексона), в физиологии (П.К.Анохина и А.А.Ухтомского) и в психологии (Л.С.Выготского), приходит к выводу, что мозг действительно работает как «единое целое», но не однородное, а системно организованное целое . При решении субъектом конкретной задачи каждый раз оказываются «задействованными» разные участки коры его головного мозга .

Если нарушается работа какого-либо звена этой системы, разлаживается работа всей системы, но каждый раз по-разному в зависимости от конкретного поражения. Для примера рассмотрим некоторые нарушения сложнейшей деятельности письма. Для ее осуществления необходима работа самых разных участков головного мозга. Одни участки мозга отвечают за акустический анализ звукового состава слов (при их поражении будут смешиваться близкие по звучанию фонемы, сложные звукосочетания восприниматься как шумы и пр.), другие — за «перешифровку» полученных результатов в зрительно-пространственные схемы (при их поражении окажется невозможным, например, правильное пространственное расположение элементов букв), третьи — за организацию общей кинетической организации движений (при их поражении могут наблюдаться трудности при переходе от одной графемы к другой) и т.п.

Таким образом, выпадение «собственной» функции конкретного участка мозга ведет к определенному нарушению работы всей системы в целом, однако благодаря функциональным перестройкам могут наблюдаться компенсации (до определенных пределов) возникшего дефекта. Так, например, если поражены вторичные корковые зоны зрительного анализатора (18-е и 19-е поля) и у больного наблюдается невозможность узнавания предметов с помощью зрения (у него возникает зрительная предметная агнозия), это вовсе не означает, что больной вообще теряет способность воспринимать значения предметов. Те же предметы можно распознать с помощью подключения иных звеньев системы — например, дать испытуемому возможность опознать данные предметы с помощью осязания.

Чем более сложна психическая функция, тем более «широко» она локализована в структурах мозга . Отдельные элементы этой системы могут (до известных пределов) заменять друг друга при решении одной и той же задачи. При этом мозговая локализация изменяется в онтогенезе. Мозговая организация речи у взрослого человека (правши) существенно отличается от таковой у детей 5 — 6 лет, не владеющих еще грамотой. Это обусловлено прижизненным характером формирования высших психических функций, изменением их структуры на разных возрастных ступенях и соответственно изменением их локализации в мозге. Поражение одних и тех же мозговых зон в разном возрасте может привести к разным последствиям у ребенка и взрослого человека. Так, например, поражение «низших» сенсорных отделов коры в раннем детстве может привести к недоразвитию познавательных функций, тогда как то же самое поражение у взрослых может быть скомпенсировано влиянием уже сложившихся высших функциональных систем. При этом сами мозговые структуры развиваются при «включении» их в решение различных задач. Известно, что при поражении лобных долей головного мозга расстраиваются произвольная и волевая регуляция психических функций, управляемость и целесообразность поведения в целом. Однако, когда ребенок рождается, у него нет произвольного поведения не потому, что лобные доли еще не «созрели», а потому, что развитие произвольности у ребенка происходит благодаря совместной деятельности со взрослым, процессам знакового «опосредствования» и т.п. Именно благодаря построению у ребенка соответствующих систем ВПФ мозг развивается в онтогенезе специфически человеческим образом и окончательно формируется только к 12—14 годам.

А.Р.Лурия выделял три «блока мозга», которые работают согласованно, но решают каждый свои задачи.

Первый — энергетический блок мозга, или блок регуляции тонуса и бодрствования, — отвечает за оптимальное состояние коры, необходимое как для переработки и сохранения информации (за что отвечает второй блок мозга), так и для планирования и контроля деятельности субъекта (что обеспечивает третий блок мозга). Измененные состояния сознания вызываются намеренными (искусственными) или непреднамеренными изменениями закономерностей работы именно этого блока мозга. В него входят образования верхних отделов ствола мозга (структуры гипоталамуса, зрительные бугры и ретикулярная формация, которые обеспечивают двустороннюю связь этих подкорковых образований с корой) и структуры древней, или лимбической, коры , также связанные с вышеперечисленными отделами ствола (гиппокамп, мамиллярные тела и др.). Поддержание тонуса коры в оптимальном состоянии зависит от информации, поступающей от органов чувств, от интерорецепторов, реагирующих на отклонения от постоянства внутренней среды организма, и от идущих сверху вниз влияний высших образований коры, которые обеспечивают произвольную регуляцию человеческого поведения. Например, до известных пределов усилием воли человек может поддерживать бодрствующее состояние даже в условиях, когда нервная система истощена от трудной работы и человек чувствует, что засыпает.

Второй блок , приема, переработки и хранения информации, физиологически обеспечивает деятельность субъекта, имеющую своей целью познание свойств и закономерностей окружающего мира.

Он включает структуры, расположенные в задних отделах головного мозга (теменной, височной и затылочной областях). Первоначально модально-специфическая информация поступает от рецепторов (соответственно кожных, слуховых и зрительных) в первичные (проекционные) зоны коры головного мозга . В них имеются высокоспециализированные нейроны, реагирующие лишь на отдельные признаки внешних раздражителей. Раздражение этих участков головного мозга приводит к возникновению у человека отдельных ощущений. При этом имеет место соматотопическая проекция отдельных рецепторных поверхностей на участки первичной коры. При этом площадь территории, занимаемой проекцией рецепторов тех или иных кожных зон, пропорциональна не размерам соответствующих частей тела, а их значимости для деятельности субъекта. Так, значительную часть площади занимают проекции рецепторов губ и языка, а также больших пальцев рук в силу их особой значимости для деятельности человека, в то время как проекция кожных рецепторов ног занимает не столь существенное место.

Вторичные, «гностические» участки коры осуществляют функцию синтеза полученной и проанализированной первичными участками коры информации. Соматотопическая проекция в этих зонах уже отсутствует. Раздражение клеток вторичных полей коры приводит к появлению образов предметов (цветов, бабочек, мелодий и пр.). Нарушения в работе этих зон приводят к нарушениям предметного восприятия, получившим название агнозий (пример зрительной предметной агнозии, когда больной с подобным поражением не узнает предмет, хотя и может его описать).

Существуют также третичные зоны коры головного мозга, которые являются специфически человеческим образованием и очень поздно созревают в онтогенезе. Они расположены на границах корковых представительств трех рассмотренных нами анализаторов (кожного, зрительного и слухового), т.е. на границах теменной, затылочной и височной областей, и осуществляют синтез информации от разных анализаторов. Повреждение этих зон приводит к нарушению сложных форм пространственного восприятия субъектом мира, затруднению в определении положения стрелок часов на циферблате, перепутыванию левой и правой сторон и т. п.

Третий блок головного мозга обеспечивает программирование, регуляцию и контроль деятельности. Обеспечивающие его работу участки головного мозга расположены в передних отделах больших полушарий (в их лобных долях). Соответствующие этому блоку корковые структуры также могут быть рассмотрены с точки зрения выделения первичных, вторичных и третичных зон, только эти зоны, в отличие от рассмотренного выше блока переработки и хранения информации, включаются в выполнение задач своего блока в обратном порядке: первыми в организацию работы по планированию и осуществлению необходимых программ поведения вступают третичные зоны лобной коры — специфически человеческие образования, которые созревают в онтогенезе самыми последними и формирование которых определяется овладением человеком речью, усвоением им социального опыта, в том числе нравственных ценностей и правил поведения в обществе. По сути дела, эти зоны и составляют материальный субстрат произвольной и волевой регуляции человеком своей деятельности. Нарушения работы этого блока вызывают соответствующие расстройства поведения, которые можно наблюдать у так называемых лобных больных.

Необходимая для реализации функций данного блока информация поступает затем во вторичные поля — в премоторную область, подготавливающую непосредственную реализацию двигательных импульсов с помощью работы первичных двигательных зон коры и играющую главную роль в формировании навыков (двигательных привычек). Отдельные движения, в свою очередь, управляются первичными зонами двигательной коры.

Существуют также значимые различия между спецификой работы правого и левого полушарий мозга, которые в обычных условиях работают слаженно и согласованно, однако в отдельных случаях (при перерезке так называемого мозолистого тела, соединяющего полушария друг с другом) они начинают работать независимо друг от друга. При этом у человека (в отличие от животных) левое полушарие, являющееся «мозговым аппаратом» речи, доминирует у правшей (правое полушарие является у них подчиненным). У левшей доминирующую роль может играть правое полушарие.

Можно сделать вывод, что в концепции А.Р.Лурия соотношение между психическим и физиологическим предстает в форме их диалектического единства — нет ни одного психического процесса, который не был бы каким-то образом (причем весьма специфическим образом) локализован в мозговых структурах, но в то же время психическое не сводимо к физиологическому. (Соколова)

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3733. Эволюция психики и сенсорная деятельность 12.63 KB
В осязании руками большой палец играет роль точки отсчета указательный и средний – главные сборщики информации с поверхности предмета безымянный и мизинец – исполняют роль балансиров мизинец исследует пространство вокруг предмета. Рецепторы: рецепторы тактильного анализатора как и другие кожные рецепторы расположены хотя и с различной частотой но на всей поверхности тела животных и человека пограничной с внешней средой. Раздражитель: соприкосновение наружного покрова тела с поверхностью предметов внешнего мира Раздражением нервных...
11315. Критерии психического. Стадии развития психики 38.73 KB
Гипотеза Леонтьева-Фабри о возникновении и стадиях развития психики в филогенезе. Основные этапы развития форм поведения в филогенезе: инстинктивное и индивидуально-изменчивое поведение животных навык и интеллектуальное поведение. Этап онтогенетического развития психики.
1057. Сознание как высшая форма развития психики 1.36 MB
Психические процессы как первичные регуляторы поведения человека 6 1. Психика человека представляет собой весьма сложную систему состоящую из отдельных подсистем ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. Отсюда и непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Главная идея этой концепции Выготского заключается в том что мысль находящая свое завершенное выражение в осознаваемой форме зарождается в сознании человека как неразличимый сгусток смысла.
63. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ 306.55 KB
Учебное издание предназначено для студентов дневного и заочного отделений и может быть использовано ими во время прохождения педагогической практики, при подготовке курсовых и дипломных работ. Кроме того, оно может быть использовано тренерами, преподавателями физической культуры и всеми теми, кто занимается оздоровительной аэробикой самостоятельно.
13599. Анатомо-физиологические особенности новорожденных детей 16.94 KB
После первого крика ребенок начинает дышать. После рождения ребенок должен перестроить жизненно важные системы и включить такие механизмы которые во время внутриутробного развития у него не функционировали. После появления ребенка на свет давление на его кожу уменьшается и кровеносные сосуды расширяются. Первая продолжается в течении трех часов после рождения.
3717. Физиологические варианты строения временных и постоянных зубов у детей, зуб 22.88 KB
Тема: Физиологические варианты строения временных и постоянных зубов у детей зубные ряды индексы КПУ кп кпКПУ. Цель: Изучить варианты строения зубов у детей. Уметь выявлять патологические отклонения в строении и структуре рядов и зубов с выяснением возможных причинных факторов и отличать от физиологических вариантов развития зубочелюстной системы. Наборы временных и постоянных зубов.
17314. Физиологические механизмы и резервы физических качеств спортивной тренировки 254.89 KB
По определению изометрическим сокращением мышц является такое их сокращение при котором включение мышцы в работу происходит без какого-либо перемещения суставов. В процессе игры в теннис значительная часть работы которую совершают мышцы является динамической и состоит из концентрических и эксцентрических движений. Место лучшего закрепления мышцы имеющее как правило большие размеры и являющееся своего рода центром силы и другое место прикрепления мышцы которое может быть подвижным перемещаются навстречу друг другу. В процессе...
18338. Эргогенические и физиологические эффекты сочетанного применения интервальной гипоксической тренировки и тренировочных занятий преимущественно анаэробной направленности 216.98 KB
Интервальная гипоксическая тренировка спортсменов. Физиологические эффекты различных режимов прерывистой гипоксии применяемых в качестве дополнительного тренировочного средства. Динамика физиологических показателей у спортсменов при сочетаниях тренировочных нагрузок различной физиологической направленности с избранными режимами прерывистой гипоксии 42 2.4 Эффективность различных режимов прерывистой гипоксии при потенцировании тренировочного эффекта нагрузок...
6782. Псиихические процессы - процессы, условно выделенные в целостной структуре психики 3.61 KB
Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёныхпсихологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX начала XX века. Особенность психических процессов в том что они наиболее кратковременные быстропротекающие. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике и классификация психических процессов имеет скорее...
13544. Биомеханические основы ИВС 3.12 MB
При температуре 4град. Удельный вес дистиллированной воды при t 4град. Повышение или понижение t воды приводит к изменению удельного веса. Наличие в воде солей или других примесей также приводит к увеличению удельного веса.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Строение нервной системы человека.

Нервная система (н.с.) человека состоит из двух разделов: центрального и периферического. ЦНС состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг состоит из переднего, среднего, заднего мозга. В этих отделах так же выделяются структуры, имеющие отношения к функционированию психики человека: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок, продолговатый мозг. Все отделы центральной и периферической н.с задействованы в получении и переработке информации, но особое значение для психики человека имеет головной мозг, который определяет особенности функционирования сознания и мышления. ЦНС связана со всеми органами и тканями человеческого организма. Эту связь обеспечивают нервы, которые проводят сигналы из ЦНС к периферии. ЦНС представляет собой скопление нервных клеток - нейронов и древовидных отростков, называющихся дендритами; один из отростков удлинен и соединяет нейрон с телами др. нейронов, такой отросток называется аксон. Место соединения одного нейрона с другим называется синапсом. Аксоны соединяются через нервные каналы с устройствами восприятия энергии – рецепторами. Их много в органах чувств, чтобы воспринимать информацию об окружающем мире. Понятие анализатора.

Исследуя проблему восприятия, хранения и переработки информации, Павлов ввел понятие анализатора. Обозначает относительно автономную органичную структуру, обеспечивающую

переработку специфической сенсорной информации и прохождение ее на всех уровнях, включая

ЦНС. Каждый анализатор состоит из рецепторов, нервных волокон и отделов ЦНС. Информация,

полученная с помощью рецепторов, передается в отдел ЦНС, включая кору головного мозга. Первичные проективные зоны анализатора называют сенсорными зонами, т.к. они связаны с формированием определенного типа ощущений. Существуют вторичные поля, которые играют роль в обеспечении функционирования психики человека и организма в целом.

Теория условно-рефлекторного научения И.П.Павлова.

Взаимосвязью работы мозга и организма человека с психическими явлениями, поведением занимался Сеченов. Позднее его идеи развил Павлов, открывший явление условно-рефлекторного научения. По мнению Павлова, поведение складывается из сложных рефлексов, образованных в процессе научения. Условный рефлекс - это простое физическое явление. Хотя после открытия условно- рефлекторного научения были описаны иные пути приобретения живыми существами навыков. Идея условных рефлексов сохранилась и получила дальнейшее развитие в работах Соколова, Измайлова. Они предложили понятие рефлексной дуги, состоящей из 3 систем нейронов: афферентной, эффекторной (ответственной за органы движения) и модулирующей (управляющей связями между афферентной и эффекторной системами).

Учение Н.А.Бернштейна об участии психики в регуляции движения.

Бернштейн считает, что простейшее преобразование движение не может быть выполнено без участия психики. Формирование любого двигательного акта есть активная психомоторная реакция. При этом движение осуществляется под воздействием сознания, которое осуществляет определенную сенсорную коррекцию нервной системы, обеспечивающей выполнение новых движений. Когда движение освоено и доведено до автоматизма, процесс управления выходит из поля сознания.

Модельно-функциональные системы по П.К.Анохину.

Анохин предложил свою концепцию регуляции поведенческого акта. Эта концепция

получила название модель функциональной системы. Человек не может существовать

изолированно от окружающего мира. Воздействие внешних факторов названо обстановочной

афферентацией. Одни воздействия для человека несущественны или не осознаваемы, но другие

вызывают ответную реакцию. Эта реакция носит характер ориентировочной реакции. Все

воздействующие на человека объекты воспринимаются человеком в виде образа. В ЦНС итог

действий представлен в виде новой модели, называемой акцептор результата действия - это цель, на которую направлено действие. При наличии акцептора действия, сформулированного сознанием человека, начинается исполнение действия; информация проходит через эмоциональную сферу вызывая эмоции, влияющие на характер установки. Но теория говорит о том, что психические явления и физические процессы играют роль в регуляции поведения.

Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия. Лурия предложил выделить анатомически автономные блоки головного мозга, обеспечивающиефункционирование психических явлений. Первичный блок предназначен для поддержания определенного уровня активности, включает ретикулярную формацию ствола головного мозга, отделы среднего мозга, структуры лимбической системы, лобные и височные доли. Второй блок связан с познавательными психическими процессами и предназначен для процессов получения, переработки и хранения информации. Блок состоит из участков коры головного мозга, в задних и височных отделах полушария. Третий блок обеспечивает функции мышления, поведенческой регуляции и контроля. Структуры находятся в передних отделах коры головного мозга.

Физиологические основы психики

Психика является важным фактором обеспечения здоровья человека.

Психика – это свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение) и, исходя из этого, определять стратегию и тактику своего поведения и деятельности.

В основе восприятия мира лежат два взаимосвязанных процесса – бессознательное (неосознаваемое) и сознание. Бессознательное, или неосознаваемое представляет собой привычки, различные автоматизмы (например, ходьба), влечения, интуицию, т. е. оно проявляется тогда, когда сознание не является необходимостью, и соответствующие образы остаются в неосознаваемом. Сознание – высшая форма отражательной способности мозга, благодаря которой человек может отдавать отчет в своих мыслях, чувствах, поступках и т. д., а при необходимости и контролирует их.

Психика проявляет себя в форме психических процессов , или функций. К ним относятся ощущения и восприятия, представления, память, внимание, мышление и речь, эмоции и чувства, воля. Психические процессы проявляются у разных людей по-разному, характеризуются определенным уровнем активности, формирующим фон, на котором протекает практическая и психическая деятельность личности – это могут быть вдохновение и пассивность, уверенность в своих силах и сомнение, тревожность, стресс, утомление и т. д. Наконец, в поведении, деятельности каждой личности проявляются свойственные ей определенные психические свойства : темперамент, характер, способности и т. д.

Мозг и психика

Материальной основой психики являются процессы, протекающие в головном мозге.

Мозг – это огромное количество клеток (нейронов), которые связаны друг с другом многочисленными связями. Функциональной единицей деятельности мозга является нервный центр – группа клеток, выполняющих определенную функцию. Среди таких центров есть врожденные, которые имеют важнейшее значение в контроле и регуляции жизненно важных функций: дыхания, глотания, терморегуляции, деятельности сердца и многие другие. Некоторые группы клеток приобретают свои функции и становятся центрами уже в процессе возрастного развития благодаря установлению новых временных связей между нейронами.

Высшие функции, сознательное поведение больше связано с передним отделом мозга, нервные клетки которого располагаются в виде тонкого (примерно 3 мм) слоя, образуя кору больших полушарий. Определенные участки коры получают и обрабатывают информацию, получаемую от органов чувств – это сенсорные зоны коры. Самые обширные участки мозга не связаны с конкретной функцией; эти ассоциативные зоны выполняют сложные операции по связи между разными участками мозга – именно они отвечают за высшие психические собственно человеческие функции. Особая роль в реализации психики принадлежит лобным долям переднего мозга, поражение которых сказывается на интеллектуальной деятельности и эмоциональной сфере человека, потому что они являются блоком программирования, регуляции и контроля деятельности. Лобные же доли (у правшей – левая) участвуют в осуществлении речи.

Важный функциональный блок мозга, который отвечает за прием, переработку и хранение информации, т. е. за память , расположен в задних отделах коры головного мозга и включает затылочные (зрительные), височные (слуховые) и теменные доли.

Еще один блок мозга, регулирующий тонус и бодрствование , образован так называемой ретикулярной формацией, расположенной в центральной части ствола головного мозга – он отвечает за тонус коры больших полушарий.

Любая психическая функция обеспечивается лишь совместной работой всего мозга в целом.

Возникшие в эволюции гораздо раньше и расположенные ниже коры головного мозга подкорковые образования больше связаны с врожденными функциями и формами поведения, а также с регуляцией деятельности внутренних органов, желез внутренней секреции и с сенсорными функциями мозга.

Стволовые структуры головного мозга переходят в спинной мозг, который непосредственно управляет мышцами тела, контролирует деятельность внутренних органов, передает все команды головного мозга к исполнительным звеньям и, в свою очередь, передает всю информацию от внутренних органов и скелетных мышц высшим отделам головного мозга.

Основным, базовым механизмом деятельности нервной системы является рефлекс. Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражитель. Рефлексы могут быть врожденными и приобретенными.

Врожденных рефлексов , передаваемых по наследству и генетически обусловленных, обеспечивающих выполнение наиболее важных жизненных функций, у человека относительно немного. Приобретенны ерефлексы образуются в процессе жизни.

Более сложным механизмом деятельности мозга является функциональная система. Она включает в себя механизм вероятностного прогнозирования будущего действия и использует не только прошлый опыт, но и учитывает мотивацию соответствующей деятельности. Функциональная система включает механизмы обратной связи, позволяющие сравнивать задуманное с реальным и вносить коррективы. При достижении (в конечном итоге) искомого положительного результата включаются положительные эмоции, которые закрепляют всю нейронную конструкцию, обеспечивающую решение задачи – так и формируется функциональная система. Если же цель не достигнута, то отрицательные эмоции разрушают неудачную постройку, чтобы «очистить» место для новой. Если приобретенная форма поведения стала ненужной, то соответствующие рефлекторные механизмы постепенно угасают. Но информационный след об этом событии остается в мозгу благодаря памяти и может восстановить всю форму поведения спустя годы, причем восстановление протекает легче, чем первичное формирование.

Рефлекторная организация мозга подчиняется иерархическому принципу. Стратегические задачи определяет кора, она же управляет сознательным поведением. Подкорковые же структуры отвечают за автоматические формы поведения, осуществляемые без участия сознания. Спинной мозг вместе с мышцами выполняют поступающие команды.

Мозгу, как правило, одновременно приходится решать несколько задач. Такая возможность создается благодаря, с одной стороны, иерархическому принципу организации центров «по вертикали», а с другой – координации деятельности близкородственных нервных ансамблей «по горизонтали». Одна из функций при этом является главной, связанной с основной потребностью в данный момент времени, поэтому и центр, связанный с этой функцией, становится доминирующим, преобладающим: он тормозит, подавляет деятельность близкородственных, однако затрудняющих выполнение основной задачи центров. Благодаря этому доминанта подчиняет себе деятельность всего организма и задает вектор поведения, активности.

Обычно мозг работает как единое целое, хотя его левое и правое полушария функционально неоднозначны и решают разные задачи. В большинстве случаев левое полушарие отвечает за абстрактное вербальное (словесное) мышление, речь, поэтому его обычно связывают с сознанием. Если у данного человека доминирует левое полушарие, то человек является «правшой» (левое полушарие управляет правой половиной тела). Доминирование левого полушария сказывается на определенных особенностях психических функций: «левополушарный» человек тяготеет к теории, склонен анализировать каждое явление, событие, имеет большой словарный запас, ему присуща высокая двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события.

Правое полушарие играет ведущую роль в оперировании образами (образное мышление), невербальными сигналам. Это полушарие придает воспринимаемой информации эмоциональную окраску. «Правополушарный» человек воспринимает весь мир, явления, предметы целиком, не дробя на части; он тяготеет к конкретным видам деятельности, медлителен и неразговорчив, наделен способностью тонко чувствовать и переживать.

Оба полушария мозга анатомически и функционально тесно взаимосвязаны. Правое полушарие быстрее перерабатывает поступающую информацию, оценивает ее и результаты анализа передает в левое полушарие, где происходит окончательный высший анализ и осознание этой информации.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В ПСИХОЛОГИИ: как соотносятся физиологические и психические процессы Принцип психофизического взаимодействия: физиологические процессы непосредственно влияют на психические, а психические – на физиологические. Принцип психофизического параллелизма говорит о невозможности причинного взаимодействия между психическими и физиологическими процессами. Принцип дуалистического параллелизма говорит о самостоятельной сущности духовного и материального начал. Принцип монистического параллелизма видит в психических и физиологических процессах две стороны одного процесса.


Гиппенрейтер Ю.Б. «…Физиологические процессы и психические процессы – лишь две стороны сложного, многообразного, но единого процесса жизнедеятельности человека…» «…Из того факта, что мозговой процесс сопровождает любые, даже самые сложные и тонкие «движения души», не следует, что эти «движения» могут быть адекватно описаны на физиологическом языке…»


ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БЛОК БЛОК ПРИЕМА, ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИРЯ ИНФОРМАЦИИ БЛОК ПРИЕМА, ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИРЯ ИНФОРМАЦИИ БЛОК ПРОГРАММИРОВАНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ДИФФУЗНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЖКТ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА СТРОЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА


Нервная система состоит из двух отделов: центральной нервной системы – совокупности нервных образований в коре головного мозга, двигательных центрах ствола мозга, мозжечка и спинного мозга; периферической нервной системы, состоящей из нервных волокон (нервов), нервных узлов и сплетений, чувствительных нервных окончаний, соединяющих рецепторы, мышцы со спинным и головным мозгом.


Схематическое изображение нейрона 1. Нервная клетка с ядром; 2. Отросток нервной клетки (аксон); 3. Миелиновая (мякотная) оболочка, одевающая аксон; 4. Конечное разветвление аксона в мышечном волокне; 5. Перерыв в изображении аксона (длина аксона во много сотен раз превышает размеры нервной клетки).


Нейронная цепь Нервные клетки состоят из нейрона и древовидных отростков - дендритов. Аксон – удлиненный дендрит, соединяющий нейрон с телами или отростками других нейронов. С помощью миелинизированного аксона образуется синаптический контакт с третьим нейроном




Общее строение анализатора Каждый анализатор состоит из трех частей: 1. Периферического воспринимающего органа (рецептора); 2. Проводящего афферентного, т. е. центростремительного пути, по которому нервное возбуждение передается от периферии к центру; 3. Корковой части анализатора (центрального звена).


ПРОЦЕССЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ Раздражение – процесс воздействия внешней и внутренней среды на нервные клетки, расположенные в органах чувств человека. Покой – состояние нейрона при отсутствии внешних воздействий и раздражений. Возбуждение – процесс высвобождения собственной энергии нейроном в ответ на раздражение, ведущий к генерализации потенциалов действия и распространению импульсной активности в нервной системе. Торможение – активный процесс, в результате которого возбуждение нейрона прекращается или затрудняется его возникновение. РАЗДРАЖЕНИЕ СОСТОЯНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ НЕЙРОН В СОСТОЯНИИ ПОКОЯ СОСТОЯНИЕ ТОРМОЖЕНИЯ АКТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕЙРОНА


ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССОВ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ Иррадиация – способность нервных процессов возбуждения и торможения распространяться в центральной нервной системе от одного ее элемента (участка) к другому. Доминанта – временно господствующий очаг возбуждения, подчиняющий себе в данный момент деятельность нервных центров, направляющий ее и определяющий характер ответной реакции. Концентрация – это способность процессов возбуждения и торможения возвращаться (после иррадиации) к исходному очагу (участку), где сила возбуждения или торможения была наивысшей, а поэтому и сохранение их следов наиболее устойчиво. Индукция нервных процессов – взаимовлияние процессов возбуждения и торможения.






Доли и области коры головного мозга Главные функции: затылочной доли - зрение; височной доли – слух и речь; теменной доли - реакции на сенсорные стимулы и управление движениями; лобной доли - координация функций других областей коры; двигательной коры – контроль произвольной мускулатуры; сенсорной коры – телесные ощущения.


Деление коры головного мозга на области и поля (классификация по К. Бродману) 1, 2, 3, 5, 7, 43 (частично) представительство кожной и проприоцептивной чувствительности; 4 моторная зона; 6, 8, 9, 10 премоторная и дополнительные моторные области; 11 представительство обонятельной рецепции; 17, 18, 19 представительство зрительной рецепции; 20, 21, 22, 37, 41, 42, 44 представительство слуховой рецепции; 37, 42 слуховой центр речи; 41 проекция кортиева органа; 44 двигательный центр речи.


Корковая проекция чувствительности и двигательной системы (по Пенфилду) На карте двигательной области коры головного мозга показаны участки двигательной коры, стимуляция которых приводит к сокращению определенных групп мышц. Отдельные области могут кодировать угловое положение суставов, приводимых в движение соответствующими мышцами.




Общее строение ретикулярной формации головного мозга человека Ретикулярная, или сетевидная формация представляет собой совокупность разреженных, напоминающих тонкую сеть нейронных структур, анатомически расположенных в спинном, продолговатом и заднем мозге. Ретикулярная формация: оказывает влияние на электрическую активность головного мозга, на функциональное состояние коры головного мозга, подкорковых центров, мозжечка и спинного мозга; имеет непосредственное отношение к регуляции основных жизненных процессов: кровообращению и дыханию.


ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ПРОЦЕССОВ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ПРОЦЕССОВ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СТЕРЕОТИПИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ПСИХИКИ АКЦЕПТОР РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЙСТВИЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ И СИНТЕЗИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА СИГНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВНД


ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Закономерности протекания процессов возбуждения и торможения –это иррадиация, концентрация и индукция нервных процессов; Аналитическая и синтезирующая деятельность коры головного мозга – это сложная деятельность коры больших полушарий по тонкой дифференциации раздражителей и установлению между ними различных связей; Динамическая стереотипия (системность в работе коры головного мозга) - обеспечивает целостные реакции организма на внешние раздражения и вместе с тем приспособление этих реакций к меняющимся условиям среды. Сигнальная деятельность коры головного мозга - в работе коры головного мозга человека имеют место две сигнальные системы: первая - системы условных и безусловных рефлексов на непосредственные сигналы внешнего мира и вторая – слова; Функциональные системы психики – это такое сочетание нервных процессов и органов тела человека, которое позволяет эффективно выполнять определенное задуманное действие; Акцептор результатов действия – это психофизиологический механизм прогнозирования и оценки результатов деятельности.


Гиппократ «…Человек должен в полной мере осознать тот факт, что именно из мозга – и только из мозга – происходят наши ощущения радости, удовольствия, веселья, также как и наши печаль, боль, скорбь и слезы…» «…Мы мыслим мозгом и с его помощью можем видеть и слышать и способны различать уродство и красоту, добро и зло, то, что приятно и неприятно…»


Сеченов И.М. психические явления входят в любой поведенческий акт и представляют собой своеобразные сложные рефлексы, т. е. физиологические явления; рефлекс - это не механический ответ нервного центра на внешний стимул, а согласование движения с выполняющим сигнальную роль чувствованием; работа рецептора составляет лишь сигнальную половину целостного механизма (анализатора); другую половину образует работа мышц.




КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА ПО СОКОЛОВУ Е.Н. И ИЗМАЙЛОВУ Ч.А. БЛОК-СХЕМА Три системы нейронов: афферентная (сенсорный анализатор) - обеспечивает получение и переработку информации; эффекторная (исполнительная, отвечающая за органы движения) - обеспечивает выработку команд и их выполнение; модулирующая (управляющая связями между афферентной и эффекторной системами) - осуществляет обмен информацией между первыми двумя. Механизм обратной связи регулирует возбудимость рецепторов, эффекторов и самих нейронов Афферентная система Афферентная система Модулирующая система Модулирующая система Эффекторная система Эффекторная система Обратная связь


Бернштейн Н.А. Даже самое простое приобретенное движение, не говоря уже о сложной человеческой деятельности и поведении в целом, не может быть выполнено без участия психики. Формирование любого двигательного акта есть активная психомоторная реакция. При этом освоение движения осуществляется под воздействием сознания, которое осуществляет определенную сенсорную коррекцию нервной системы, обеспечивающей выполнение нового движения. Когда же движение освоено и доведено до автоматизма, процесс управления выходит из поля сознания и превращается в фоновый.


Кларк Леонард Халл Живой организм - это саморегулируемая система со специфическими механизмами поведенческой и генетико- биологической регуляции. Эти механизмы большей частью врожденные и служат для поддержания оптимальных условий физического и биохимического равновесия в организме – гомеостаза – и включаются в действие тогда, когда это равновесие нарушено.


Анохин П.К. Воздействие внешних факторов внешней среды, которое испытывает человек, названо обстановочной афферентацией. Реакция на необычные для человека воздействия носит характер ориентировочной реакции и является стимулом для проявления активности. Акцептор результата действия – это цель, на которую направлено действие. При наличии акцептора действия и программы действия, сформулированной сознанием, начинается исполнение действия, при этом включается воля, а также процесс получения информации о выполнении поставленной цели. Информация о результатах действия имеет характер обратной афферентации и направлена на формирование установки по отношению к выполняемому действию. Информация проходит через эмоциональную сферу и вызывает определенные эмоции, влияющие на характер установки. Лурия А.Р. Предложил выделить анатомически относительно автономные блоки головного мозга, обеспечивающие функционирование психических явлений: Первый блок предназначен для поддержания определенного уровня активности (ретикулярная формация ствола мозга, глубинные отделы среднего мозга, структуры лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга). Второй блок связан с познавательными психическими процессы и предназначен для процессов получения, переработки и хранения информации (участки коры головного мозга, которые располагаются в задних и височных отделах больших полушарий). Третий блок обеспечивает функции мышления, поведенческой регуляции и самоконтроля (структуры находятся в передних отделах коры головного мозга).

Физиологические основы психики

Долгое время человечество не имело хоть какого-то внятного научного объяснения тому факту, что у человека есть душа (психика). Постепенно, с развитием естественных наук, удалось выяснить, что материальную основу нашей психики составляет работа нервной системы, состоящей из нейронов - нервных клеток с отростками, с помощью которых они объединяются в сеть.

Возможно, самым наглядным подтверждением этого факта являются эксперименты и наблюдения из нейропсихологии. Нарушение деятельности одних участков головного мозга приводит к немедленным провалам в памяти. Нарушение других - к расстройствам речи. Возбудив нейроны в определенных центрах, можно вызвать у подопытного немедленную эйфорию. Другое научное соображение состоит в том, что человек, безусловно, наделен высшем уровнем психического развития. Вместе с тем он обладает, в сравнении с любым животным, наиболее развитой нервной системой.

Нервная система человека состоит из двух разделов:

Центрального,

Периферического.

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из:

Головного мозга,

Спинного мозга.

Головной мозг в свою очередь состоит из:

Переднего мозга,

Среднего мозга,

Заднего мозга.

В головном мозге выделяются, например, такие важнейшие структуры, как:

Таламус,

Гипоталамус,

Мозжечок,

Продолговатый мозг.

Можно сказать, все отделы и структуры центральной и периферической нервной системы задействованы в получении, переработке и отправке информации. Однако особое, самое характерное значение для психики человека имеет кора головного мозга, которая совместно с подкорковыми структурами, входящими в передний мозг, определяет особенности функционирования сознания и мышления человека.

ЦНС связана со всеми органами и тканями человеческого организма. Эту связь обеспечивают нервы, которые выходят из головного и спинного мозга. Все нервы (пучки нервных волокон) подразделяются на две функциональные группы:

Нервы, проводящие сигналы из внешнего мира и структур организма (афферентные нервы),

Нервы, проводящие сигналы из ЦНС к периферии (эфферентные нервы).

ЦНС это, как уже говорилось, сеть из нервных клеток. Если учесть, что количество нейронов у человека составляет порядка ста миллиардов (10 11), тогда можно представить всю ее сложность и запутанность. Каждая нервная клетка (нейрон) состоит из основного тела и отростков. Древовидные отростки называются дендритами. Один длинный отросток называется аксоном. Места соединений отростков с отростками других нейронов называются синапсами.

Нейроны бывают разных видов, у них сильно развита специализация. Например, нейроны, обеспечивающие проведение импульсов от рецепторов, называются "сенсорными нейронами". Нейроны, отвечающие за передачу импульсов от ЦНС к мышцам, называются "двигательными нейронами". Нейроны, отвечающие за обеспечение связи одних участков ЦНС с другими, называются "нейронами локальной сети".

На коже человека, на дне глазного яблока и в других органах чувств имеются рецепторы - специализированные органические устройства, очень маленького размера, предназначенные для восприятия различных видов энергии (механической, электромагнитной, химической и др.) и преобразования ее в энергию нервного импульса. К этим рецепторам цепляются длинные отростки (аксоны) нервных клеток, располагающихся ближе к центру.

И. П. Павлов ввел понятие анализатора - относительно автономная органическая структура, обеспечивающая переработку специфической сенсорной информации и прохождение ее на всех уровнях, включая ЦНС. Каждый анализатор состоит из трех структурных элементов:

Рецепторов,

Нервных волокон,

Специализированных отделов ЦНС.

Информация от рецепторов передается и в кору головного мозга. Информация от одинаковых рецепторов поступает только в определенную область коры головного мозга. Зрительный анализатор замыкается на один участок коры, слуховой - на другой и т. д.

Вся кора головного мозга может быть разделена на отдельные функциональные зоны. Выделяются не только зоны анализаторов, но и двигательные, речевые и др. В соответствии с классификацией К. Бродмана, кору головного мозга можно разделить на 11 областей и 52 поля.

В коре головного мозга выделяют области:

Височная,

Теменная,

Затылочная.

Сами эти области делятся на еще более мелкие участки - поля. Поскольку кора состоит из двух полушарий, то и области делятся на левые и правые, рассматриваются как разные.

Информация, полученная рецепторами, передается по нервным волокнам в скопление специфических ядер таламуса, и через них афферентный импульс попадает в первичные проекционные зоны коры головного мозга. Эти зоны являются конечными корковыми структурами анализатора. Проективная зона зрительного анализатора, например, располагается в затылочных отделах больших полушарий, а проективная зона слуховых анализаторов - в верхних участках височных долей.

Первичные проективные зоны анализаторов иногда называют сенсорными зонами, потому что они связаны с формированием определенного типа ощущений. Если в силу той или иной причины какая-либо зона оказывается разрушенной, то человек может потерять способность воспринимать определенный вид информации. Если разрушить зону зрительных ощущений, например, то человек слепнет. Таким образом, ощущения человека зависят не только от уровня развития и целостности органа чувств, в данном случае - зрения, но и от целостности проводящих путей - нервных волокон - и первичной проективной зоны коры.

Кроме первичных полей анализаторов существуют и другие первичные поля, например первичные двигательные поля, связанные с мышцами тела и отвечающие за определенные движения. Первичные поля вообще занимают относительно небольшую площадь коры головного мозга - не более одной третьей ее части. Значительно большую площадь занимают вторичные поля, которые чаще всего называют ассоциативными, или интегративными.

Эти вторичные поля представляют собой "интеллектуальную надстройку" над первичными полями. Их функции заключаются в синтезе или интегрировании отдельных элементов информации в целостную картину. Так, элементарные ощущения в сенсорных интегративных полях (или перцептивных полях) складываются в целостное восприятие, а отдельные движения, благодаря двигательным интегративным полям, формируются в целостный двигательный акт.

Среди интегративных полей имеются такие, что присутствуют только у человека: центр слухового восприятия речи (центр Вернике) и двигательный центр речи (центр Брока). Наличие этих дифференцированных центров свидетельствует об особой роли речи для регуляции психики и поведения человека.

Работа других центров тоже теснейшим образом связана с работой сознания. Например лобные доли префронтальной и премоторной зон определяют работу воли, целеполагания. Отсечение этих долей (лоботомия) не приводит к каким-то сразу заметным дефектам поведения, человек продолжает жить как бы по привычке, но образование новых целей у него сильно затруднено.

Полушария во многом дублируют работу друг друга. Но существует и явление так называемой функциональной асимметрии: симметричные центры коры выполняют разную деятельность. Например, левое полушарие в своей работе выступает как ведущее в осуществлении речевых и других связанных с речью функций: чтения, письма, счета, логической памяти, словесно-логического, или абстрактного, мышления, произвольной речевой регуляции других психических процессов и состояний. Правое же полушарие, в симметричных центрах, выполняет не связанные с речью функции, и соответствующие процессы обычно протекают на чувственном уровне.

В психическом процессе восприятия внешнего мира задействованы оба полушария. Но левое и правое полушария выполняют различные функции при восприятии и формировании образа отображаемого предмета. Для правого полушария характерна высокая скорость работы по опознанию, его точность и четкость. Оно оперирует большими образами, и для него важнее интегрально-синтетические, целостно-образные алгоритмы обработки информации. Правое полушарие отвечает за целостное восприятие объекта или выполняет функцию глобальной интеграции образа.

Левое полушарие в большей степени использует аналитические, последовательные алгоритмы обработки информации. Оно занимается последовательным перебором элементов образа. Ему легче удается выявить структуру наблюдаемого объекта, причинно-следственные связи явлений.

Интересно, что окончательная специализация полушарий происходит в процессе жизнедеятельности человека, его индивидуального развития. Например, имеет значение то, какому виду письма обучается ребенок: буквенному или иероглифическому. Максимальная специализация отмечается при достижении человеком периода зрелости, к старости специализация вновь утрачивается.

В эволюционном плане некоторые отделы головного мозга старые, некоторые новые. Но все отделы вносят свою лепту в психическую деятельность. Так, например, ретикулярная формация оказывает заметное влияние на электрическую активность головного мозга, на функциональное состояние коры головного мозга, подкорковых центров, мозжечка и спинного мозга. Она же имеет непосредственное отношение к регуляции основных жизненных процессов: кровообращению и дыханию. Любое психическое состояние человека определяется особенностью работы этой ретикулярной формации. Она носит регулирующую роль, определяя какие отделы мозга должны отдыхать, а какие - активно работать.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека