Первый уровень: Четкое зрение. Насколько мелкие объекты вы можете рассмотреть? Влияние на зрение чтения книг и просмотра телевизора

Чтение и зрение

  1. Ни в коем случае не читайте лежа!
  2. При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30 см.
  3. Свет должен падать на страницы сверху и слева.
  4. Во время чтения не забывайте делать перерывы от трех до пяти минут.
  5. Чтобы разгрузить глазную мышцу выполните несложные упражнения для глаз: поморгайте; закрыв глаза, повращайте глазными яблоками; подойдя к окну, расслабьтесь, посмотрите вдаль.

Телевизор и зрение

  • Если вы смотрите программы по телевизору днем, то желательно затемнить помещение, а вечером, наоборот, включить свет сбоку или сзади сидящего.
  • Расстояние до телевизора должно быть в пять раз больше, чем диагональ экрана.
  • Младшие школьники могут смотреть телевизор не более часа в день, старшие - 1,5 часа.

Компьютер и зрение

Исследования зрительных функций у людей, постоянно работающих за компьютерами, показали, что отклонения от нормы у них встречаются гораздо чаще по сравнению с людьми того же возраста, не связанных с компьютером. Даже за рабочую смену происходит уменьшение объема аккомодации, и у некоторых пользователей развивается временная (так называемая ложная) близорукость.

Не так давно в офтальмологии утвердился термин "компьютерный зрительный синдром".

Характеризуется он следующими симптомами: жжение и ощущение песка в глазах, боль при движении глаз, покраснение глазных яблок, затуманивание зрения, замедленная перефокусировка с ближних объектов на дальние и обратно, двоение предметов, быстрое переутомление при чтении. Если вы заметили, что у вас наблюдается хотя бы один из симптомов, то необходимо обязательно обратиться за консультацией к врачу-окулисту.

Для профилактики "компьютерного синдрома" необходимо воспользоваться следующими рекомендациями:

  1. Используйте специальные капли для глаз, замещающие слезу;
  2. Ограничьте время работы за компьютером не более 4 часов в день;
  3. Делайте обязательные паузы во время работы на близком расстоянии через каждые 20-30 минут;
  4. Правильно организуйте рабочее место
  • верхний край монитора должен быть немного ниже уровня глаз.
  • установите монитор так, чтобы экран не отсвечивал
  • давайте отдых своим глазам. (Время от времени фиксируйте взгляд на каком-нибудь отдаленном объекте, не ближе 10 метров. Вы сразу почувствуете, как отдыхают глаза).
  • регулярно протирайте экран влажной тряпочкой (ни в коем случае не используйте моющие средства, они сотрут специальное защитное покрытие).

Пользуйтесь специальными очками с прогрессивными линзами. Применение таких очков у интенсивных пользователей ПК дает снижение зрительного утомления и улучшение показателей аккомодации по сравнению с обычными очками в 85% случаев.

Не менее важное условие сохранения зрения - правильное питание. Пища обязательно должна быть обогащена витамином А. Это, как правило, тушеная морковь, морковный салат, но обязательно со сметаной или маслом, так как витамин А является жирорастворимым. Обязательно присутствие в пище капусты, лука, укропа, различных салатов, винегрета.

Для снятия напряжения с мышц глаза, воспользуйтесь несложными упражнениями

Комплекс 1
  1. Зажмурьте глаза на 5 секунд, а затем откройте их на 5 секунд. 5 - 10 раз.
  2. Быстро поморгайте глазами в течение 1-2 минут.
  3. Смотрите прямо перед собой 2-3 секунды, затемпоставьте палец руки на расстояние 25-30 см от глаз и переведите взгляд на кончик пальца. Смотрите на него 3-5 секунд, затем опустите руку. 10 - 12 раз.
  4. Закрытые веки слегка помассируйте круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты.
  5. Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко, спустя две секунды снимите пальцы с века 3- 4 раза.
Комплекс 2
  1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево. 10 раз.
  2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз. 10раз.
  3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении. 10 раз.
  4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе. 1-2 минуты.
  5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении. 10 раз.
  6. Сведение глаз к носу. Для этого поставьте палец к переносице и посмотрите на него - глаза легко "соединятся". 10 раз.
  7. Частое моргание глазами. 1-2 минуты.
  8. Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.
Комплекс 3
  1. Смотрите вдаль прямо перед собой 2-3 секунды. Поставьте палец на расстояние 25-30 см. от глаз, смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку, снова посмотрите вдаль. 10 раз.
  2. Перемещайте ручку(карандаш) от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. 10 раз.
  3. Наклейте на стекло круглую метку диаметром 3-5 мм таким образом, чтобы она располагалась на уровне глаз. Переводите взгляд с любого удаленного предмета за окном на метку и обратно. 10 раз.
  4. Открытыми глазами медленно рисуйте глазами "восьмерку" в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. 5-7 раз в каждом направлении.
  5. Поставьте большой палец руки на расстоянии 20-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. 10 раз.
  6. Смотрите 5-6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отводите руку вправо, следите взглядом за пальцем, не поворачивая головы. То же выполните левой рукой. 5 - 7 раз в каждом направлении.
  7. Не поворачивая головы, переведите взгляд в левый нижний угол, затем - в правый верхний. Потом в правый нижний, а затем - в левый верхний. 5 - 7 раз
Комплекс 4
  1. Поморгать не напрягая глазные мышцы. 1 минута.
  2. Не поворачивая головы с закрытыми глазами, посмотреть направо, затем налево, прямо. Поднять глаза вверх, опустить вниз и перевести взгляд прямо. Не менее 5 раз.
  3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 - 30 см, потом перевести взор. Не менее 5 раз.
  4. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль. 1 - 2 раза.

Об этом и многом другом рассказала главный офтальмолог МЕДСИ, врач высшей категории Донцова Светлана Михайловна .

Как правильно организовать рабочее место ребёнка, чтобы снизить нагрузку на глаза во время чтения?

Самым удобным и правильным местом для чтения является специально адаптированные под ребёнка стол и стул. Место должно быть организовано так, чтобы ноги ребёнка были согнуты под углом в 90 градусов и касались пола, чтобы спина была прямая – ребёнок не должен наклоняться или «зависать» над столом. Высота стола должна быть почти на уровне грудной клетки. Расстояние от книги до глаз ребёнка – 40–45 сантиметров. Саму книгу следует держать в наклонном положении.

Стол должен находиться в самом освещённом месте комнаты, желательно, около окна, чтобы на книгу падал естественный свет и не было теней. Естественный свет – самое лучшее освещение для чтения.

Учитывая тот факт, что на сегодняшний день почти у всех школьников есть компьютеры на рабочих столах, необходимо установить монитор так, чтобы не было бликов от окна, а также от верхнего или от локального освещения.

Так как световой день становится всё короче, то для правильной организации чтения необходимо как , так и локальное – то есть на столе у ребёнка должна быть настольная лампа – это обязательный атрибут для школьников.

Если ребёнок правша, то настольная лампа должна стоять слева, если левша, то справа – чтобы тени не падали на книгу.

Продолжительность непрерывного чтения должна быть чуть меньше, чем в школе. Есть нормы для школьника младших классов: 30 минут работы – чтение или – и потом обязательный перерыв-отдых. Старший школьник может без вреда для глаз выдержать 45–50 минут непрерывного чтения. Если ребёнок работает на компьютере, то перерыв должен быть чаще.

Схема работы за компьютером для младших школьников – это 15 минут работы и 30 минут перерыва. Для учащихся средней и старшей школы – 30 минут работы и не менее 10 минут перерыва. В целом, детям не рекомендуется проводить за компьютером более двух часов.

Организация перерыва

Во время перерыва важно не только отвлечься от работы – будь то школьные уроки или чтение – но и сделать гимнастику для глаз и мышц шеи и спины. Можно потянуться, разогнуться, встать и сделать несколько приседаний, размять мышцы шеи. Основная – это размять все наружные мышцы глаза:

– нужно поводить глазными яблоками в разные стороны, влево-вправо;

– сделать несколько круговых движений глазами, будто рисуя взглядом круг;

– поморгать;

– посмотреть в окно и сконцентрировать взгляд на чём-нибудь далёком.

Вынужденная поза – она очень утомительная для детей. Дети не всегда замечают усталость, особенно, если им интересно и они увлечены книгой. В результате ребёнок начинает наклоняться вниз или в сторону не от того, что ему плохо видно, а потому что устала спина. В результате возникает деформация спины, позвоночника, неправильная осанка и .

На диване или в кресле?

Многие дети, как и взрослые, любят читать полулёжа в кресле или даже . При этом читать лёжа не рекомендуется никому, так как не только формируется неправильное положение головы, но и освещение, скорее всего, будет неправильным – на книгу будут падать тени. Кроме того, лёжа очень трудно удержать правильное расстояние от текста до глаз – 40 сантиметров. И самое главное – нарушается положение глаз. В положении лёжа получается, что ребёнок читает полузакрытыми глазами, что приводит к астигматизму. У человека сам глаз мягкий, и полуприспущенные веки придавливают глаз, меняют преломление световых лучей и искажают зрение. В результате устаёт глаз. Так что в положении лёжа читать нежелательно.

Также важно помнить, что дети копируют взрослых, поэтому если они видят, что мама с папой читают лёжа, то им очень сложно объяснить, насколько это вредно для зрения. Если взрослый глаз уже адаптирован, устойчив, то детский только формируется и растёт, он не привычен к экстремальным нагрузкам, и неправильное положение может , в частности, к близорукости.

Читать полулёжа в кресле можно, если расслабиться, занять удобную позу и поставить рядом дополнительное освещение. Конечно, лучше всего читать сидя за столом, но, как правило, спина тоже устаёт, и поэтому можно провести время с книгой и на диване или в кресле, главное – читать сидя и организовать себе хорошее освещение.

Нормы чтения

Нормы чтения зависят от возраста ребёнка и от того, какие у него нагрузки в школе, ведь чем старше ребёнок, тем больше домашних заданий. Для младших школьников 30 минут чтения в день – вполне достаточно. Максимум – два часа, но обязательно с перерывами и . В любом случае, ориентироваться надо на ребёнка.

Если говорить о старших школьниках, то им можно читать и более четырёх часов в день, но также обязательно нужно делать перерывы. обязательно должна быть разнообразной.

Если ребёнок чувствует сильную усталость после выполнения домашней работы и чтения, то самое лучшее – это выйти на прогулку. Регулярные, а лучше в любую погоду являются важным условием для сохранения хорошего зрения.

Оптимальное расстояние от глаз до книги

Самое лучшее расстояние от глаз до текста - 30–40 сантиметров (чаще всего встречается значение 33 сантиметра). Расстояние до страницы не должно быть меньше длины от локтя до кончиков пальцев. Это удобно, ведь ваша «линейка» у вас всегда под рукой. Обычно такая дистанция получается, когда вы сидите прямо и кладете руки с книгой на стол.

Во время быстрого чтения держать текст на удалении 30–40 сантиметров просто необходимо, ведь только в этом случае периферическое зрение используется на полную мощность. Кроме того, для считывания информации взгляду нужно будет проходить минимальный путь по тексту. Не рекомендуется читать, поднося тексты слишком близко к глазам. От этого не только портится зрение, но и быстрее наступает утомление.

Правильная поза при чтении

При чтении следите за прямой спиной. В таком положении мозг быстрее обрабатывает информацию за счет того, что к нему поступает достаточное количество кислорода. Читать с прямой спиной удобнее всего в двух положениях: стоя и сидя. Это способствует хорошему настрою при чтении и более активной работе мозга. Стандартная поза для чтения - сидя. Если вы хотите читать быстро, то важно не заваливаться в положение полулежа.

Дополнительный совет: если, читая сидя, вы начинаете засыпать за книгой или документами, то есть очень простой способ, который поможет вам быстро мобилизоваться. Встаньте, займитесь работой с текстом стоя и либо дочитайте его в таком положении до конца, либо через 10–20 минут сядьте за стол. Это можно делать как в офисе при работе с обычной документацией, так и при чтении художественной литературы дома.

Работает и обратный эффект: при появлении усталости от продолжительного чтения стоя вы можете почувствовать дополнительный прилив сил, когда сядете и продолжите свое занятие с прямой спиной.

Энергия для чтения

Есть тексты, которые заряжают энергией и положительными эмоциями, а есть тексты, которые энергию отнимают. Если вы с нетерпением ждете момента, когда сядете читать очередную главу захватывающей повести, то у вас и так все нормально с мотивацией к чтению. Чем дольше вы будете читать, тем лучше будете себя чувствовать. Но если вас ждет сложный текст или работа над нелюбимой темой, то перед чтением я рекомендую зарядиться дополнительной энергией.

Проще и быстрее всего это сделать с помощью физических упражнений. Можно отжаться или присесть пару десятков раз. Движения активируют ваше мышление. Либо сделать пальчиковую гимнастику.

Предлагаем простое упражнение на растирание и разминку кистей рук. Сложите вместе и разотрите ладони до появления ощущения теплоты - движения, будто вы мылите руки или растираете снег. Затем пожмите одной рукой другую и наоборот, как будто здороваетесь. Делайте это не расслабленно, а с усилием, тогда почувствуете себя более активным. Может быть, вы видели, как некоторые люди потирают руки перед завершением сделки в ожидании благоприятного исхода. Часто такое движение непроизвольно, поскольку мозг дает команду не терять бодрость, чтобы не пропустить важный момент закрытия сделки и довести дело до конца.

Более сложное упражнение из пальчиковой гимнастики. Вытяните все пальцы обеих рук вперед. На правой руке указательный палец и мизинец оставьте на месте, а средний и безымянный прижмите к ладони, проще говоря сделайте «козу», столь любимую «новыми русскими». Левой рукой изобразите обратную фигуру: средний и безымянный оставьте на месте, а указательный палец и мизинец прижмите к ладони.

Положение большого пальца для нас не важно, некоторым людям удобно придерживать им прижатые к ладоням пальцы. Теперь постарайтесь одновременно и быстро менять сложенные фигуры местами: сначала в одну, а потом в другую сторону. С первого раза это получается не у всех, зато хорошо стимулирует мыслительную деятельность и придает энергию.

Все эти советы помогут вам сохранять высокую продуктивность не только во время чтения, но и в течение всего рабочего дня.

22-08-2011, 06:44

Описание

Во времена Гражданской войны в Америке доктор Герман Снеллен разработал таблицу для проверки зрения с расстояния двадцати футов (6 м). И до сей поры таблицы, разработанные по образцу , украшают стены в кабинетах окулистов и школьных медсестер.

В девятнадцатом веке специалисты в области зрения определили, что мы должны быть способны видеть с расстояния двадцати футов (6 м) буквы высотой немного меньше, чем 1,25 см. Считается, что те, кто может видеть буквы такого размера, имеют совершенное зрение - то есть 20/20.

С того времени утекло много воды. Мир изменился кардинальным образом. Произошла научно-техническая революция, был побежден полиомиелит, человек побывал на Луне, появились компьютеры и сотовые телефоны.

Но, несмотря на самые современные технологии лазерной глазной хирургии, разноцветные контактные линзы, несмотря на постоянно увеличивающиеся требования к зрению, предъявляемые Интернетом, повседневная забота о глазах по сути остается на том же уровне, что и таблица доктора Снеллена, созданная почти сто пятьдесят лет назад.

Мы определяем силу наших мышц четкого зрения, измеряя, насколько хорошо мы можем видеть крошечные буквы на близком расстоянии.

Пятнадцатилетние подростки с нормальным зрением способны разглядеть мелкие буквы с трех или четырех дюймов. С возрастом, однако, эти силы начинают уменьшаться. В результате естественного процесса старения в возрасте где-то за тридцать мы теряем половину нашей силы четкого зрения и способны держать фокус на расстоянии от четырех до восьми дюймов (от 10 до 20 сантиметров). В течение следующих десяти лет мы снова теряем половину нашей силы, и наш фокус сползает до шестнадцати дюймов (40 см). В следующий раз мы теряем половину нашего четкого зрения обычно между сорока и сорока пятью годами. В этот период фокус увеличивается до тридцати двух дюймов (80 см), и внезапно наши руки оказываются слишком короткими, чтобы позволить нам читать. Хотя множество пациентов, которых я видел, утверждали, что проблема заключалась скорее в их руках, чем глазах, все они предпочли обзавестись очками для чтения, нежели подвергнуться хирургической операции по удлинению рук.

Однако не только пожилые люди нуждаются в увеличении силы зрительных мышц. Иногда я встречаю молодых людей и даже детей, которым необходимо значительно увеличить эту силу, чтобы читать или учиться, не испытывая усталости. Чтобы сразу же получить представление о силе вашего собственного зрения, закройте один глаз рукой и приблизьтесь к таблице для определения остроты зрения на близком расстоянии так, чтобы вы могли рассмотреть буквы на строке 40. Теперь закройте другой глаз и повторите процесс. Если вы носите очки для чтения, во время проверки наденьте их. После того, как вы позанимаетесь упражнениями для тренировки четкого зрения в течение двух недель, повторите проверку аналогичным образом и отметьте, произошли ли какие-либо изменения.

Гибкость

Те, у кого предметы расплываются перед глазами в течение первых нескольких секунд, когда они оторвутся от книги или от компьютера, испытывают трудности с гибкостью мышц четкого зрения. Если ваши хобби или работа требуют частой перемены фокусировки глаз и очертания предметов приобретают четкость не мгновенно, то вы, вероятно, потеряли уже много часов в ожидании, когда ваше зрение снова станет четким. Например, студенту, которому требуется больше времени, чем другим, чтобы, переведя глаза от доски, сфокусироваться на своей тетради, потребуется больше времени, чтобы сделать задание, написанное на доске.

Выносливость

Как я уже говорил раньше, недостаточно уметь назвать полдюжины букв на таблице во время проверки. Вы должны уметь сохранять четкость зрения в течение какого-то времени, даже если вы можете прочитать строку 20/10. Тем, у кого есть проблемы с выносливостью, трудно сохранять четкость зрения при чтении или управлении автомобилем. Обычно они видят предметы нечетко, у них воспаляются глаза и даже бывают головные боли, когда им необходимо в течение долгого времени что-либо тщательно рассматривать. Степень легкости, с какой вы можете выполнять упражнения, описанные во второй половине этой главы, даст вам представление и о гибкости, и о выносливости вашего зрения.

В я рассказал историю о Билле и о том, как его зрение ухудшилось из-за долгого сидения в Интернете. Это был пример того, как зрение 20/20 можно назвать хорошей стартовой позицией, но это лишь стартовая позиция. Наличие зрения 20/20 не гарантирует, что предметы будут четкими, когда мы оторвем глаза от книги или от монитора компьютера, или что мы не будем страдать от головных болей или неприятного ощущения в желудке при чтении. Наличие зрения 20/20 не гарантирует, что мы можем хорошо рассмотреть, что написано на дорожных знаках ночью, или видеть так же хорошо, как и другие люди.

Самое большее, что может гарантировать зрение 20/20, - это то, что мы можем, находясь на расстоянии от таблицы, созданной в девятнадцатом веке, удерживать зрение в фокусе достаточно долго, чтобы прочитать шесть или восемь букв.

«Так почему же мы должны соглашаться на зрение 20/20 ?» - спросите вы.

Мой ответ, конечно же: «А действительно, почему

Зачем соглашаться на воспаленные глаза или головные боли во время работы на компьютере? Зачем соглашаться на дополнительные усилия, которые исподволь изматывают нас, когда мы читаем, и заставляют нас чувствовать себя в конце дня как выжатый лимон? Зачем соглашаться на напряжение, с которым мы стараемся разглядеть дорожные знаки, когда двигаемся вечером в потоке транспорта? Разве не нужно было похоронить эту ветхозаветную таблицу для проверки зрения еще задолго до конца двадцатого столетия? Короче говоря, почему мы должны соглашаться с тем, что наше зрение не соответствует эре Интернета?

Что ж, если вы хотите, чтобы качество вашего зрения соответствовало требованиям двадцать первого века, - тогда пришло время поработать над гибкостью ваших глазных мышц.

Но прежде чем начать, позвольте мне предостеречь вас. Как и в случае с любыми другими упражнениями, испытание ваших глазных мышц может вначале вызвать боль и неприятные ощущения. Ваши глаза могут гореть от напряжения. Вы можете почувствовать небольшую головную боль. Даже ваш живот может воспротивиться упражнениям, потому что им управляет та же самая нервная система, что управляет фокусировкой ваших глаз. Но если вы не отступитесь и будете продолжать заниматься в течение семи минут в день (по три с половиной минуты на каждый глаз), боли и неприятные ощущения постепенно уйдут, и вы перестанете их испытывать не только во время выполнения упражнений, но и в течение остального времени дня тоже.

Точность. Сила. Гибкость. Выносливость . Вот какие качества ваши глаза приобретут в результате занятий фитнесом для глаз.

Ну что ж. Сказано уже достаточно. Давайте приступим. Даже если вы решите сначала перелистать всю книгу целиком, а заниматься начнете позже, я все же рекомендую вам сразу попробовать выполнить упражнение «Четкое зрение I» - просто чтобы получить представление о том, как работают ваши глазные мышцы. Или если вы предпочитаете не вставать с места, то попробуйте сделать упражнение «Четкое зрение III» - только не очень напрягайтесь.

Когда вы будете знакомиться с упражнениями, приведенными в этой книге, не читайте описание всего упражнения сразу. Прежде чем читать описание следующего этапа упражнения, выполните предыдущий. Лучше выполнять упражнение, а не просто читать о нем. Так вы не запутаетесь, и у вас все получится.

Комплекс упражнений «Четкое Зрение»

Четкое зрение 1

Предлагаю вам три таблицы для тренировки четкости зрения: таблицу с большими буквами для тренировки дальнего зрения и две таблицы (А и В) с маленькими буквами для тренировки ближнего зрения. Вырежьте их из книги или сделайте копии.

Если вы не нуждаетесь в очках, это прекрасно! Для этих упражнений они вам не понадобятся. Если вам прописали очки для постоянного ношения, то будьте в них, выполняя упражнения. Если у вас очки с небольшими диоптриями и ваш врач сказал, что вы можете носить их, когда хотите, и вы предпочитаете обходиться без них, то и упражнение попробуйте выполнять также без очков.

А если вы предпочитаете их носить, то и упражнение выполняйте также в них.

Выполняйте упражнение в следующем порядке:

1. Прикрепите таблицу для тренировки дальнего зрения к хорошо освещенной стене.

2. Отойдите от таблицы на такое расстояние, чтобы вы могли хорошо видеть все буквы - примерно от шести до десяти футов (1,8 м до 3 м).

3. Держите таблицу для проверки ближнего зрения в правой руке.

4. Закройте левый глаз левой ладонью. Не прижимайте ее к глазу, а согните так, чтобы оба глаза оставались открытыми.

5. Приблизьте таблицу А так близко к глазу, чтобы вам было удобно читать буквы - примерно от шести до десяти дюймов (15 см до 25 см). Если вам больше сорока лет, то вам, вероятно, придется начинать с шестнадцати дюймов (40 см).

6. В этом положении (с закрытым ладонью левым глазом, стоя на таком расстоянии от таблицы для проверки дальнего зрения, чтобы вы свободно могли читать ее, и с таблицей А, приближенной к глазам так близко, чтобы вам было удобно читать ее) прочитайте первые три буквы на таблице для проверки дальнего зрения: Е, F, Т.

7. Переведите глаза на таблицу для проверки ближнего зрения и прочитайте следующие три буквы: Z, А, С.

9. Закончив чтение таблиц правым глазом (и потратив на это три с половиной минуты), возьмите ближнюю таблицу в левую руку, а правый глаз закройте ладонью, опять же не нажимая на него, а так, чтобы он под ладонью оставался открытым.

10. Прочитайте таблицы левым глазом, по три буквы за раз, так же, как вы читали их правым глазом: Е, F, Т - дальняя таблица, Z, А, С - ближняя таблица и т.д.

Во время выполнения упражнения «Четкое зрение I» вы заметите, что сначала, переводя взгляд с одной таблицы на другую, вам будет требоваться несколько секунд, чтобы сфокусироваться на них. Каждый раз, когда вы смотрите вдаль, вы расслабляете глазные мышцы и напрягаете их, когда рассматриваете что-то на близком расстоянии. Чем быстрее вы можете перефокусировать взгляд, тем выше гибкость ваших глазных мышц. Чем дольше вы можете выполнять упражнение, не испытывая усталости, тем больше выносливость ваших глазных мышц. Работая с таблицами, вы держите их на удобном для себя расстоянии, для того чтобы привыкнуть напрягать и расслаблять глазные мышцы, не напрягая при этом глаза. По крайней мере вначале, работайте с этим упражнением не дольше семи минут в день - по три с половиной минуты каждым глазом. Постепенно отодвигайтесь все дальше от большой таблицы, а маленькую подносите к глазам все ближе. Как только вы сможете выполнять это упражнение, не испытывая дискомфорта, вы готовы переходить к упражнению «Четкое зрение II».

Четкое зрение 2

Целью упражнения «Четкое зрение I» было научиться быстро и без напряжения перемещать фокус зрения на разные расстояния. Этот навык также поможет вам удерживать фокус при чтении, при вождении автомобиля или когда вам нужно рассмотреть детали какого-либо объекта. Выполняя упражнение «Четкое зрение И», вы еще больше расширите диапазон четкости и увеличите силу и точность зрения.

Работая над упражнением «Четкое зрение II» , следуйте той же процедуре из десяти шагов, что и в упражнении «Четкое зрение I», лишь за некоторыми исключениями, а именно: в шаге 2 отойдите от большой таблицы на такое расстояние, пока едва сможете распознавать буквы. Например, если в упражнении «Четкое зрение I» вы могли легко видеть буквы, стоя на расстоянии десяти футов (3 м) от таблицы, теперь встаньте на расстояние двенадцать футов (3,6 м) от нее. По мере того как вы начнете видеть лучше, продолжайте отодвигаться от таблицы, пока не сможете читать буквы на расстоянии двадцати футов (6 м).



Аналогичным образом в шаге 5: вместо того чтобы держать маленькую таблицу в руках так близко, чтобы вам было удобно читать ее, теперь придвиньте ее к глазам на несколько сантиметров ближе, то есть на такое расстояние, чтобы вам нужно было прилагать усилия, читая буквы. Работайте, пока не сможете читать таблицу на расстоянии около четырех дюймов (10 см) от глаз. Если вам больше сорока лет, вероятно, вы не сможете читать таблицу на расстоянии четырех дюймов. Вам, возможно, придется тренироваться на расстоянии шесть (15 см), или десять дюймов (25 см), или даже шестнадцать дюймов (40 см). Вы сами должны будете определить нужное расстояние. Убедитесь только, что вы держите таблицу на столь близком расстоянии от глаз, что можете едва различать буквы. По мере тренировок вы расширите ваш диапазон четкого зрения.

Когда вы можете стоять на расстоянии десять футов (3 м) от таблицы для проверки дальнего зрения и четко видеть все буквы, острота вашего зрения будет составлять 20/20. Если вы сможете отступить от нее еще немножко - на тринадцать футов (3,9 метра) и все еще видеть буквы, ваше зрение будет равно приблизительно 20/15. И, наконец, если вы можете четко видеть буквы на таблице на расстоянии двадцать футов (6 м), это значит, что острота вашего зрения удвоилась по сравнению с теми близорукими учеными девятнадцатого века, то есть ваше зрение составляет 20/10 - вы можете видеть с двадцати футов то, что они могли увидеть лишь с десяти.

Четкое зрение III

Упражнение «Четкое зрение III» предназначено для того, чтобы еще больше увеличить точность, силу, гибкость и выносливость ваших глаз в пределах досягаемости вытянутой руки. Его можно легко выполнять, сидя за рабочим столом.

Используйте таблицу «В» для определения четкости ближнего зрения. Если у вас есть очки для чтения, выполняйте упражнения в них. Если таблица В слишком мала, чтобы вы могли разглядеть на ней буквы даже в очках, тогда используйте таблицу А.

Выполните следующие шаги.

1. Закройте один глаз ладонью.

2. Приблизьте к другому глазу таблицу В так близко, чтобы вам удобно было читать буквы.

3. Мягко моргните и посмотрите, сможете ли вы приблизить к себе таблицу еще немного, но так, чтобы вы могли все же удерживать фокус.

4. Затем отодвиньте от себя таблицу так далеко, чтобы вам было все еще удобно читать буквы - по возможности на расстояние вытянутой руки.

5. Мягко моргните и посмотрите, сможете ли вы отодвинуть от себя таблицу еще немного, но так, чтобы вы могли все же удерживать фокус.

7. Закончив выполнять упражнение одним глазом, закройте его ладонью и повторяйте всю процедуру другим глазом в течение еще трех минут.

8. Наконец, в течение одной минуты, открыв оба глаза, перемещайте таблицу то дальше, то ближе к глазам.

Закончив упражнение «Четкое зрение I», вы можете чередовать упражнения, выполняя в один день упражнение «Четкое зрение II», а в другой - «Четкое зрение III», тратя на каждое по семь минут.

График выполнения упражнений

Подробнее о графике ваших занятий я расскажу в главе 10, но если вы хотите приступить сейчас, то работайте с упражнениями по семь минут в день, в одно и то же время. В этом случае вы уже будете на пути к лучшей тренированности вашего зрения даже раньше, чем закончите читать эту книгу.

Статья из книги:

В школе, особенно в младших классах, большое количество времени на уроках отводится на чтение и письмо. Эта работа связана не только с деятельностью коры головного мозга, но и с работой глаз, как органа, который воспринимает изображения букв, слов и целых фраз. Чтобы процесс чтения протекал нормально, необходимо, чтобы шрифт книги имел достаточную величину и точные и чёткие очертания. Не менее существенно, чтобы при чтении книга была хорошо освещена и расположена от глаз читателя на определённом расстоянии, зависящем от величины шрифта и остроты зрения читающего лица.

В процессе зрительного восприятия принимает активное участие не только нервный аппарат, но и мышечный, связанный с аккомодативными функциями глаза. Чем больше приходится глазным мышцам приспособлять глаз для того или иного зрительного восприятия, тем быстрее наступает утомление мышц глаз. Это бывает чаще всего в тех случаях, когда книга находится слишком близко от глаз. Необходимо взрослому человеку с нормальным зрением держать книгу на расстоянии 30-35 см, а для детей и подростков, учитывая относительно большую их дальнозоркость, на расстоянии 35-40 см. Минимально допустимое расстояние книги от глаз - 30 см. При этом книга не должна лежать горизонтально на столе. Её следует держать в наклонном положении.

При чтении на уроке наклонное расположение книги обеспечивается конструкцией парты, имеющей наклонную крышку стола. В домашних условиях или при работе в библиотеке с целью облегчения детям и подросткам чтения книг и снижения утомления глаз можно применять специальные подставки. Обязательным требованием гигиены чтения является соблюдение правильной посадки.

В семейной обстановке наблюдение за правильной посадкой детей и подростков во время чтения также обязательно. Родители должны получить от учителя указания о правилах посадки детей и подростков.

В случае отсутствия в семье стола и стула, соответствующих росту детей, следует рекомендовать пользование подставкой для ног детей, имеющих малый рост, с целью обеспечения более устойчивой посадки и опоры для ног.

Чтение книг детьми и подростками в лежачем положении родители должны категорически воспретить, так как при этом не только нет возможности правильно установить книгу, но и нарушается нормальная работа глаз. Кроме того, при чтении лёжа обычно трудно обеспечить правильное естественное и искусственное освещение книги. Надо отметить и то, что чтение книг лёжа, как правило, имеет место в тех случаях, когда учащийся чувствует себя утомлённым. При чтении лёжа в таком случае утомление возрастает в ещё большей мере, а поэтому такое чтение не может быть терпимо.

Следует также предостеречь учащихся от вредной привычки чтения при езде в трамвае или автобусе. При езде книга дрожит в руках, в связи с чем затрудняется зрительное восприятие текста и утомляются глаза. Чтение книг или газет за едой также является вредным, так как при этом ребёнок и подросток, с одной стороны, отвлекается от еды, что отражается на пищеварении, и, с другой стороны, затрудняется зрительное и психическое восприятие материала книги или газеты.

Важнейшим требованием школьной гигиены является обеспечение учащихся при чтении достаточным количеством света и правильным направлением световых лучей, а также спокойной обстановкой. Когда в классе имеется правильное и достаточное дневное освещение, легко рассадить учащихся, чтобы свет падал на парты слева. При искусственном освещении, в случае неправильного расположения источников этого освещения и при отсутствии соответствующей требованиям гигиены арматуры, читаемая страница книги может оказаться в тени и, таким образом, процесс чтения затрудняется. Поэтому очень важно следить за тем, чтобы места для чтения были всегда хорошо освещены. Желательной нормой освещённости мест для чтения является 75 люксов, минимальной 30-35 люксов.

Важно также ограничивать продолжительность чтения и устраивать перерывы для предоставления отдыха глазам, а при чтении вслух - и голосовому аппарату. Слишком продолжительное чтение (например, по два часа и более) подряд, без перерывов, может повлечь за собой появление давящих болей в глазах и во лбу, неясное восприятие читаемого материала и т. п. В этом случае чтение крайне затруднено. Через 20-30 минут чтения буквы начинают «прыгать» и затем сливаются, и чтение, таким образом, становится невозможным. С целью предупреждения таких болезненных явлений обязательно после 20-30 минут чтения устраивать перерывы и смотреть вдаль для отдыха глаз.

В гигиеническом отношении очень важно соблюдать некоторые требования к голосовой стороне чтения и вообще разговорной речи. Особенно важно не напрягать голосовые связки. Чрезмерное напряжение голосовых связок может повлечь за собою потерю голоса.

Большое значение в деле правильного развития речи имеет её систематическое упражнение. Замечено, что разговор во время беседы меньше утомляет голос, чем рассказ. В свою очередь рассказ обычно меньше утомляет голос, чем чтение. Причина этого заключается в том, что при чтении, как правило, приходится меньше останавливаться и делать паузы, чем при рассказе, а тем более при разговоре в беседе. В связи с этим речь при чтении, по сравнению с другими формами речи, наиболее утомительна.

Поэтому следует заботиться о том, чтобы процесс единовременного чтения вслух не был слишком продолжительным и чтобы он протекал медленно, с соблюдением интервалов, особенно на знаках препинания.

Особенно важно внедрять гигиену чтения среди детей, учащихся в младших классах , начинающих обучаться грамоте. Научить с первых же дней пребывания учащегося в школе правильно в гигиеническом отношении пользоваться книгой, уметь её правильно держать - очень важно, так как закреплённый с детства навык остаётся большей частью на всю жизнь. Учителю следует также давать указания родителям о необходимости соблюдения детьми и подростками правил гигиены чтения в семейной обстановке.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека