Аюрведа доши питание. Типы питания в аюрведе

В сё чаще люди задумываются о значении питания в своей жизни и о том, в чём же суть самой пищи. Пища, как и тело, - инструмент нашего существования в материальном мире, однако, разные люди воспринимают её значение по-разному, описывая разными определениями: для кого-то пища - средство жизни, для кого-то - удовольствие, или же необходимая потребность, награда, удовлетворённость, сытость, безопасность, для кого-то - страсть, источник наслаждения, развлечение, пагубная привычка и даже способ самовыражения. Современный человек эгоцентрично строит отношение к пище исходя из того, что она даёт ему, но для понимания её истинного значения сначала нужно вспомнить, что же есть наше тело.

Физическое тело живого существа называется «Стхула Шарира» - грубое тело, состоящее из пяти Первоэлементов (Эфира, Воздуха, Огня, Воды и Земли) и своей плотностью и формой позволяющее находиться и получать опыт в материальном мире. Грубое тело является одной из пяти покрывающих Атму (вечную и неделимую Душу) оболочек, которая называется «Анна-Майя-Коша» (дословно: "оболочка из еды"). Атма, при зачатии вселяясь в будущее тело, оживляет его, накапливает опыт и при смерти покидает его, как изношенную куклу, устремляясь к следующему перевоплощению, к трансформации. За процесс преобразования в мироустройстве отвечает Агни, божественный огонь.

Считается, что в момент смерти возникает вспышка Агни, и оставленное безжизненное тело также трансформируется, вновь распадаясь на Первоэлементы. Агни как божественное проявление принимает в жертву всё без исключения существующее в мироздании: божествам всегда стремятся подносить самое ценное, что имеется, и Атма также преподносит самое дорогое - свое тело, инструмент, благодаря которому она смогла накопить опыт своего воплощения в этом мире. Агни существует во множестве проявлений, как извне, так и внутри нас, из которых выделяются четыре основных: привычный нам огонь - пламя от горения костра, свечи и других субстанций, огонь небесный - молнии, огонь скрытый - внутренний огонь металлов, минералов (блеск золота) и огонь телесный - присутствующий в человеческом теле и обеспечивающий переваривание пищи и метаболизм. И так же как момент смерти отождествляется со священной ягьей, так и употребление пищи является нашим подношением Богу, священному огню, теплящемуся внутри нашей грубой телесной оболочки, и насколько достойным будет наше подношение ему, наш прасад, таким будет и ответный дар, ведь наше тело - не что иное, как результат преобразования пищи силой Агни.

Правильная пища

Итак, мы разобрались, что пищеварение - это ягья, и пища - наше подношение. Творец Вселенной снабжает все живые существа всем для них необходимым, и также пищей, необходимой каждому. Однако человек, выйдя за рамки гармонии с природой, утерял данное ему знание о том, чем ему положено питаться, чтобы поддерживать тело в балансе – здоровом состоянии, позволяющем активно действовать и не болеть весь отведённый для него срок. Чтобы помочь найти путь к покинутой гармонии, человеку была дана , наука, повествующая о том, как правильно жить в физическом теле, чем заниматься и как питаться.

Питание по Аюрведе. Основная концепция

Аюрведическое знание базируется на «Тридоша» - концепции о трёх основных составляющих Стхула-Шариры (физического тела): Вата-доше (ветер, воздух), Питта-доше (желчь, огонь) и Капха-доше (слизь, земля). Сотворяемые пятью первоэлементами, Доши формируют человеческое тело и обеспечивают его физиологические процессы: Вата отвечает за движения, ритмы, дыхание, Питта- за пищеварение, температуру и метаболизм, а Капха- за объём, структуру и связывание тела воедино. В телах разных людей Доши имеют разные соотношения между собой, и их сочетания с преобладанием одной, двух из них или равновесие всех трёх рождают индивидуальные конституциональные особенности каждого отдельного человека. Пракрити, индивидуальная конституция, диктует человеку надлежащие правила поведения и питания, чтобы поддерживать баланс Дош, данных ему от природы.

При неправильных действиях, противоречащих своей природе, вредящих телу и окружению, несоответствующих божественному закону, одна или несколько Дош в теле человека выходят из своего равновесного состояния и вызывают патологические процессы и болезни. Чтобы не нарушать хрупкий баланс и приводить Доши в здоровое состояние, нужно следовать определённым предписаниям Аюрведы по распорядку дня и приёму пищи, подходящей для конкретного типа конституции.

Всего есть семь основных типов Пракрити (индивидуальной конституции): однодошные (Вата, Питта, Капха), двудошные (Вата-Питта, Вата-Капха и Питта-Капха) и трёхдошная, встречающаяся гораздо реже остальных (Вата-Питта-Капха).

Люди, у которых в Пракрити преобладает Вата-доша, должны следовать диете, балансирующей Вату и поддерживающей Питту и Капху; у которых преобладает Питта - диете, балансирующей Питту и поддерживающей Вату и Капху, и у которых преобладает Капха-Доша, должны следовать диете, балансирующей Капху и поддерживающей Вату и Питту. Смешанные типы (Вата-Питта, Вата-Капха и Питта-Капха) должны учитывать и балансировать обе преобладающие Доши, поддерживая ту, что в меньшинстве.

Аюрведические писания делятся исчерпывающими знаниями о том, как, что, когда и сколько нужно есть, чтобы поддерживать здоровье человека. Фундаментальным аюрведическим принципам рекомендовано следовать всем, вне зависимости от конституциональной принадлежности, религии, традиций и сложившихся устоев и привычек. Пища принесёт пользу только при правильном и полном её усвоении, что зависит не только от качества и состава продуктов, но и от их количества, времени приёма, погодных условий, окружения, психического и душевного состояния.


Надлежащее время приёма пищи

  • Главное правило Аюрведы относительно того, когда и в какое время нужно есть, гласит: «Принимать пищу нужно по голоду».
  • То есть не нужно есть, даже если вы привыкли следовать определённому распорядку и подошёл час трапезы, но при этом голод отсутствует. Также не стоит есть впрок (если за завтраком перед рабочим днем голод отсутствует, то есть не рекомендуется) и позднее, чем за 2 часа до отхода ко сну (процесс пищеварения останавливается во время сна, и пища, принятая на ночь, не усвоится, образуя Аму - слизь и токсины, продукты неполного пищеварения). Если голод возник посреди ночи, его также стоит утолить небольшим количеством пищи, однако после не стоит сразу же ложиться спать. При этом полезно выработать привычку есть всегда примерно в одно и то же время, за счет чего голод будет появляться своевременно.
  • Пить воду и другие жидкости также стоит не по диктуемым разными источниками нормам и рекомендациям, а по единственному критерию - жажде. Любая жидкость, регулярно принимаемая в избытке, приводит к дисбалансам Питты и Капхи, а также ослабляет силу Агни - пищеварительного огня. Обильное питьё жидкостей после еды сильно замедляет и осложняет пищеварение, приводя к накоплению Амы, и рекомендуется не раньше, чем через одну-две мухурты (48-минутных интервала). Шастры Аюрведы констатируют: тот, кто пьёт до еды, - уменьшит свой вес, кто пьёт во время еды, - оставит свой вес неизменным, а кто пьёт после еды, - увеличит свой вес. Категорически вредно глушить водой чувство голода и заедать пищей жажду. Чувство голода говорит о потребности организма в еде, чувство жажды - в питье. Обратные действия будут приводить к дисбалансам.
  • Перед трапезой рекомендуется вымыть не только руки, но и лицо и стопы, чтобы смыть с себя отрицательную энергетику. Также благоприятно почистить зубы и язык, что не только предотвратит попадание в пережёвываемую пищу бактерий, но и усилит способность восприятия вкусовых рецепторов.
  • Очень вреден приём пищи до того, как переварилась или усвоилась предыдущая. Ввиду быстрого метаболизма люди Вата-типа в здоровом состоянии могут испытывать голод три и более раз в день, люди Питта-типа - два раза в день, люди же Капха-типа могут питаться и один раз в день.
  • Не стоит приступать к еде, если имеются позывы к опорожнению кишечника или мочевого пузыря (наличие позывов говорит об активности апана-вайю, и приём пищи в этот момент может вызвать слишком быстрое её продвижение по пищеварительному тракту без должного переваривания). При этом следует осуществить естественные нужды и только после - садиться за стол.
  • Голодания, особенно длительные, показаны только при состояниях Мандагни (ослабленного огня пищеварения) и скопления Амы в пищеварительном тракте и тканях. Пост держится до момента восстановления силы Агни; при установившемся стабильном огне пищеварения голодание следует прекратить, в противном же случае Агни сильно разгорается под воздействием Ваты (голодания выводят Вата-дошу из равновесия) и наносит вред организму, разрушая ткани. Людям с конституцией Капха можно голодать до трёх–семи дней, с конституцией Питта - один–три дня, с конституцией Вата голодание не рекомендуется (только в крайних случаях не более одного–двух дней). Голодание всухую очень сильно увеличивает Вату.
  • К принятию пищи можно приступать только в спокойном состоянии ума, при ощущении лёгкости в теле, с приятными мыслями и благодарностью Богу. Пища, принятая на ходу или на бегу, в плохом распоряжении духа, с тяжелыми мыслями, во взволнованном состоянии, в унынии или депрессии и тем более в жадности и гневе, не только не принесёт пользы, но и навредит человеку. Вначале следует уединиться, изучить состояние своего тела (движение Дош должно проходить в своих естественных направлениях; должно присутствовать чувство голода и усиление Агни, сопровождаемое ясностью и легкостью в теле и уме), успокоить чувства и мысли, сосредоточиться на сокровенном процессе подношения пищи для внутреннего Агни и с благими намерениями приступить к трапезе.

Что не надлежит делать после еды

  • Принимать ванну, душ, купаться, плавать, посещать баню и парную: водные процедуры заглушают работу Агни и останавливают пищеварение. Также не стоит после еды делать промасливание тела и массаж.
  • Выполнять тяжелую физическую и умственную работу, заниматься физическими упражнениями, петь и много говорить: во время пищеварения вся энергия стекается к пищеварительному тракту, и, отнимая её на работу мышц или мозга, можно ослабить действие Агни, что приведёт к неполному перевариванию пищи или неправильному её усвоению.
  • Не стоит после еды сразу вскакивать из-за стола. Передохнув некоторое время, после трапезы полезно немного пройтись либо заняться приятным делом. Согласно Бхавапракаща Самхите, «лежание после еды приведёт к полноте, сидение приведёт к лени, ходьба - к долголетию, а за бегущим после еды бежит сама смерть».

Надлежащее количество и качество пищи

Пища должна быть: достаточной, чистой, свежей, влажной или маслянистой, легкой, приятной, привычной, сбалансированной и полезной.

- Пища в достаточном количестве

Недоедание (скудное питание или голод) очень ослабляет организм, приводя к заболеваниям Вата-типа; переедание же выводит все Доши из равновесия, приводя к образованию Амы (не до конца переваренной пищи и токсинов), забивающей пищеварительный тракт и каналы и нарушающей все последующие процессы пищеварения и тканевого метаболизма, что ведёт к болезням. Заболевания, приобретённые из-за недоедания, лечатся легко, а приобретённые из-за переедания - тяжело.

Оптимальным количеством твёрдой пищи считается объём, помещающийся в двух Анджали (одна Анджали - две ладони, сложенные вместе в форме чаши). Оптимальное количество питья - не более чем для утоления жажды.

Не стоит есть досыта, до полного заполнения и чувства тяжести. Желудок стоит наполнять на две четверти твёрдой пищей, на одну четверть - жидкостью (для смачивания и разбавления веществ), и оставшуюся четверть оставить пустой, для свободной циркуляции Вайу - воздуха, раздувающего и поддерживающего Агни - огонь пищеварения.


- Чистая пища

Пищу следует готовить в чистом месте, в хорошем расположении духа и с чистыми мыслями, она должна состоять из лучших продуктов, несущих в себе благостную энергию. Лучшие продукты, из которых, согласно Аюрведическим писаниям, стоит строить свой ежедневный рацион: злаки (высшие зерновые - пшеница, рис, ячмень), бобовые, молоко, топлёное масло, мёд, спелые фрукты и овощи, растущие над землёй, - эти продукты дают много положительной энергии и поддерживают здоровье.

Злаки считаются основой рациона в питании человека. Основные трактаты Аюрведы гласят, что стоит отвергнуть пищу, которая в своём составе не содержит высших зерновых. Высшими зерновыми считаются рис, пшеница и ячмень, низшие же - просо, гречка и им подобные - не считаются подходящей основой для рациона. Лучше всего есть злаки в виде каш из цельного или дроблёного зерна, хуже всего - в виде мучных изделий, которые допускается употреблять лишь изредка, например, по праздникам. Мучные изделия из белой рафинированной муки являются несбалансированными и забивают телесные каналы, препятствуя свободному движению Ваты, тем самым вызывая её дисбалансы.

Бобовые стоят на втором месте по важности после злаков: они являются ценным источником белков. Наилучшим из бобовых считается маш (грин-грэм, мунг-дал), так как он при переваривании образует меньше газов, чем другие бобовые, тем самым минимально воздействуя на Вата-дошу. Наихудшим из бобовых считается урад-дал (чёрный маш). Для предупреждения газообразования при переваривании бобовых их нужно готовить, обязательно добавляя кумин (зиру) и асафетиду (смолу ферулы вонючей), и употреблять с маслом.

Молоко следует пить парным, сразу после дойки: в этом случае, при правильном употреблении, оно принесёт неизмеримую пользу организму. Остывшее после дойки молоко становится тяжёлым и слизеобразующим, и для употребления его следует сделать «подобным парному» - три раза подогреть и семь раз перелить из сосуда в другой, облегчая его свойства, и пить с подходящими специями - корицей, куркумой, кардамоном, шафраном, мускатом и другими. Остывшее после приготовления молоко вновь греть нельзя. Молоко, выпитое холодным, очень сильно увеличивает Капху, приводя к скоплению слизи. Молоко категорически нельзя сочетать с солью (это также относится к подсоленным молочным кашам и соусам) и с кислым вкусом, с рыбой, мясом, грибами, со свежими фруктами, особенно с бананами, с любыми тыквенными (дыни, тыквы, кабачки, огурцы, арбузы), а также со свежей зеленью и зелеными листовыми овощами, с любыми проростками, с машем (грин-грэм, мунг-дал), с изделиями из теста (хлеб, выпечка и прочее), со жмыхом кунжута или льняного семени (и с маслами из них), с коричневым сахаром (он имеет кислый вкус), с алкоголем и с любыми кисломолочными продуктами. Молоко, выпитое непосредственно перед сном, согласно Аюрведическим текстам, укорачивает жизнь. Молоко, которое начало подкисать, но ещё не стало простоквашей, выводит все три Доши из равновесия. Лекарства, имеющие кислый вкус (например, Трипхала), также не должны запиваться молоком. Длительное употребление молока с несовместимыми продуктами приведёт к накопительному эффекту, выливающемуся в такие болезни, как анемия, поражения кожи (псориаз и другие), лихорадка и мальабсорбция.


Также для ежедневного употребления может быть полезна такра (пахта) – обезжиренное прокисшее молоко, улучшающее работу всего пищеварительного тракта.

Кисломолочные продукты (дадхи) - йогурт, кефир, творог, сыр и другие - не следует употреблять регулярно, а тем более ежедневно, а также на ночь и в летний горячий сезон, так как они обладают разогревающим действием. Кисломолочные продукты, подвергшиеся термообработке (включая также выпечку на них, творог, полученный нагреванием и другое), не рекомендуется употреблять вообще.

Считается лучшим из масляных субстанций, оно улучшает пищеварение и метаболизм, интеллект, память и разум, увеличивает продолжительность жизни, продлевает молодость, сдерживая старение. Вопреки расхожим заблуждениям, гхи не является горячим - оно обладает охлаждающими свойствами. На топлёном масле безопасно готовить - тушить и даже жарить, однако, жареная пища не считается в Аюрведе здоровой. Гхи не должно употребляться в равных пропорциях с мёдом, а также не стоит долго хранить его в медных сосудах.

Свежие фрукты должны употребляться до еды, либо в отдельный приём. Дыня является исключением: её можно есть только отдельно от любой другой пищи, включая фрукты (однако для её усвоения можно приправлять её чёрным перцем). Свежие плоды, как правило, полезнее сушёных, за исключением винограда: изюм считается более ценным.

Овощи не должны полностью составлять рацион, а считаются добавкой к крупам. Их следует употреблять в основном приготовленными, так как в сыром виде они тяжело усваиваются.

Избыток сырых овощей сильно увеличивает Вата-дошу.


Мёд положительно влияет на всасывание и усвоение питательных веществ; его полезно есть как после еды, так и натощак со стаканом слегка теплой воды (в этом случае он будет способствовать похудению). Полезный для зимнего и весеннего сезона, мёд категорически нельзя употреблять летом в жару и осенью в «бабье лето», при лихорадке и температуре, в бане, парной, сауне и при дисбалансах Питты: при нагревании в мёде образуются альдегиды, являющиеся канцерогенами. Аюрведические тексты прямо утверждают, что гретый мед убивает человека.

Меньше энергии содержат овощи, растущие под землей, и грибы. Грибы являются очень тяжёлой для переваривания пищей и выводят все Доши из равновесия. Грибы, выросшие на коровьем навозе, считаются приемлемыми для еды (изредка), все остальные же считаются нечистыми и не рекомендуются для употребления человеком.

Нечистой, не рекомендованной для построения рациона является пища, содержащая траву, волосы, песок, пыль; приготовленная из продуктов, угнетающих тело и разум (яйца, рыба, мясо), а также старая (если после приготовления прошло более двух часов), залежавшаяся (засохшая, заплесневелая), прокисшая, ферментированная, забродившая, консервированная, содержащая вкусовые усилители.

Рыба в Аюрведе считается самым нечистым продуктом, так как живёт в реках и океанах, куда стекаются воды, несущие всю грязь земли. Употребление рыбы и морепродуктов в пищу является одной из главных причин аллергии и кожных заболеваний.

Мясо также не рекомендуется употреблять, и оно не является необходимым в рационе. Хотя Аюрведа как точная внерелигиозная медицинская наука описывает его питательные качества и допускает его употребление без вреда для физического здоровья, при этом она предупреждает, что такие продукты насилия, как плоть убиенных, несут в себе энергетику и все эмоции, испытываемые животными в момент их смерти, питая и наполняя тело употребляющего их человека страхом, ужасом, безысходностью, болью и энергией смерти, что не только не способствует, но и останавливает духовное развитие. Поедание мяса является нарушением Ахимсы, фундаментального принципа ненасилия, и может быть оправдано, согласно Ману Самхите, только в случае, если стоит вопрос выживания и кроме него абсолютно нечего есть.

Яйца также не являются необходимыми в рационе: хотя они являются питательными и укрепляют репродуктивную систему организма, их белки очень тяжелы для усвоения, а желтки сильно нагружают печень. Аюрведические шастры относят яйца к мясной пище: без греха можно употреблять только неоплодотворенные - не несущие в себе зародыша жизни.


Сыр также считается тамасичным продуктом, так как в нём происходит процесс гниения, и не рекомендован для частого употребления (в идеале - и вовсе исключить его из рациона). Сыр и творог являются очень тяжёлыми продуктами и сложно усваиваются, вызывая обструкцию каналов и избыток Капхи. Также любые кисломолочные продукты, включая простоквашу, кефир, творог и сыр, при нагревании образуют очень трудно усваиваемые формы белка и становятся очень горячими по своим качествам, принося избытки Питты и Капхи, что может обострять кровотечения и вызывать тяжелые кожные заболевания.

- Свежая пища

Пища должна быть приготовлена не ранее, чем за два часа до её употребления; тёплая, но не разогретая повторно и не слишком горячая.

- Влажная или маслянистая пища

Пища должна быть сочная и содержащая растительные или сливочные масла. Сухая еда без масел способствует застоям, ощущению тяжести и закупорке каналов. Однако слишком жидкая пища также не приветствуется, так как она ослабляет Агни.

- Лёгкая пища

Тяжесть или лёгкость пищи - это способность организма усвоить её. Порция пищи не должна состоять только из тяжёлых для пищеварения продуктов (таких, как творог, сыр, грибы, семена и орехи, сырая пища и проростки). Тяжёлую пищу можно есть только до половины чувства насыщения, лёгкую - чуть больше.

- Приятная пища

Вкус, запах, цвет и консистенция пищи должны быть приятными и не вызывающими отторжения. Если вкус пищи кажется неприятным, или после основной порции не чувствуется полное удовлетворение, то она как минимум не принесёт пользы телу, более того - навредит.

- Привычная пища

Привычная пища, на которой человек вскормлен и вырос, считается наилучшей для него, даже если её состав и комбинации не являются полезными для здоровья. Редкая, слишком разнообразная, диковинная, не соответствующая сезону и местности пища может вызывать расстройства пищеварения.

- Сбалансированная пища

Пища за один приём должна содержать все шесть вкусов: сладкий, кислый, солёный, острый, горький и вяжущий, с преобладанием сладкого. Вкусы, состоящие из разных сочетаний первоэлементов, напрямую влияют на Доши и ткани тела, оказывая воздействие на их образование и выведение, а также на метаболизм, работу органов и ума.


Фрукты и сырая пища должны употребляться в начале трапезы. Начинать приём пищи следует с тяжёлых, жирных, охлаждающих продуктов сладкого вкуса, в середине приёма желательны соленые и кислые вкусы, а в завершении - лёгкие и согревающие продукты острого, горького и вяжущего вкуса. Данную последовательность легко понять на примере приготовления пищи: сначала в котёл кладут самое тяжёлое, грубое и требующее долгой варки, а дальнейшие ингредиенты добавляют в порядке увеличения лёгкости и быстроты приготовления.

- Полезная пища

Пища должна подходить человеку, соответствуя его индивидуальной конституции (Пракрити), учитывая возможные имеющиеся отклонения и дисбалансы (Викрити), заболевания, физическое и умственное состояние, силу пищеварительного огня, время суток (например, кунжут и его масло нельзя употреблять после пяти часов вечера, кисломолочные продукты - на ночь и так далее), погоду (мёд и разогревающие продукты нельзя употреблять в жару, охлаждающие (мороженое, кокос) - в мороз, увлажняющие (молоко) - в дождливый период и так далее), сезон и пору года (летом должна преобладать сладкая, влажная пища, зимой - острая, кислая и горячая, ранней весной - острая и сухая и так далее - в противоположность качествам сезона), возраст (например, в пожилом возрасте у людей преобладает Вата-доша, в среднем - Питта-доша, в юности - Капха-доша, и питание должно их балансировать).

Выбор продуктов

Продукты для приготовления следует выбирать по вышеописанным критериям, учитывая своё состояние и индивидуальные потребности. Разным людям подходят разные продукты, и в мире нет ни одной субстанции, полезной абсолютно всем либо вредной абсолютно всем. Однако Аюрведические шастры приводят список продуктов, имеющих наиболее сбалансированный состав, минимально воздействующий на Доши и улучшающий здоровье. Рекомендовано для ежедневного употребления следующее:

Нешлифованный рис (красный рис), пшеница, ячмень, сладкий красный виноград, зеленый маш (мунг-дал, грин-грэм), гхи (топлёное коровье масло), коровье молоко, мёд, сахар, гранат, сушёный имбирь, розовая соль (саиндхавалавана), плоды харитаки (терминалия хебула) и амалаки (эмблика лекарственная)и другие полезные для здоровья человека продукты.


Также приводится список продуктов, наименее полезных и вызывающих дисбалансы Дош как у больных, так и у здоровых людей. Не рекомендованные продукты:

Простокваша, кефир, йогурт и подобные продукты, творог, сыр, продукты с выраженной щелочной (например, сода или ячменная зола) или кислой (например, недоспелые плоды, квашения) реакцией, уксус, ферментированные продукты, мясо истощённых животных, высушенное мясо, свинина, говядина, баранина, козлятина, рыба, урад-дал (черный маш), гиацинтовые бобы, мучные изделия, проростки, сухие овощи и другие неполезные для здоровья человека продукты.

Приготовленные без масла либо высушенные листовые овощи и зелень, а также проростки зерновых являются очень тяжёлым питанием, приводящим к упадку сил, портящим зрение и выводящим все Доши из равновесия, и также не рекомендуются для употребления в пищу.

Среди разных видов продуктов также выделяются лучшие и худшие из их групп, исходя из их сбалансированности и влияния на Доши в здоровом теле.

Лучшие из видов продуктов:

  • Лучшее зерно - красный рис.
  • Лучший из бобовых - зеленый маш (мунг дал, грингрэм).
  • Лучшая вода - дождевая вода, собранная до момента соприкосновения с землёй.
  • Лучшая соль - саиндхава - розовая гималайская (пакистанская) соль.
  • Лучшая зелень - трава дживанти (Leptadeniareticulate).
  • Лучшее из видов гхи (топлёного масла) - коровье.
  • Лучший вид молока - коровье молоко.
  • Лучшее растительное масло - кунжутное.
  • Лучшее из корневищ - имбирь.
  • Лучший из фруктов - виноград.
  • Лучший из продуктов сахарного тростника - белый очищенный сахар.

Худшие из продуктов:

  • Худший из зерновых - дикий ячмень.
  • Худший из бобовых - черный маш (урад дал).
  • Худшая вода - речная, собранная в сезон дождей.
  • Худшая соль - соль, добываемая из солончака.
  • Худшая зелень - листья горчицы.
  • Худшее мясо - говядина.
  • Худее из видов гхи - из овечьего молока.
  • Худшее молоко - овечье.
  • Худшее растительное масло - сафлоровое.
  • Худший фрукт - никуча (Atrocarpusnikucha).
  • Худшее из корневищ - Алука - «слоновий хлеб» (Amorphophalluscampanulatus).
  • Худший из продуктов сахарного тростника - патока.

Вредные сочетания

Пищевые субстанции, соединяясь друг с другом, приобретают новые качества. Употребление несочетаемой пищи, а также смешение полезного и неполезного является одной из главных ошибок питания, приводящих к дисбалансам и патологиям, вплоть до тяжёлых болезней.

Вируддха - нежелательные сочетания, которых следует избегать, - определяются по разным факторам. Продукты бывают несовместимыми по качествам (вкус, энергетика, гуна, вкус после переваривания и другие; например, молоко, обладающее холодной энергетикой, с солью, обладающей горячей энергетикой), по действию (например, когда одно слабит, а другое крепит), по способу приготовления (сушёные овощи, замороженные продукты, смешение сырой и кипячёной воды и так далее), в определённой комбинации (молоко с зеленью, дыня с другой пищей), в одинаковых пропорциях (например, гхи и мёд в равных количествах), несовместимыми по времени (кунжут после захода солнца, кисломолочные продукты на ночь) и несовместимыми с индивидуальной комплекцией тела.


Наиболее частые комбинации, являющиеся Вируддха - несовместимыми:

Молоко с любыми продуктами кислого вкуса, молоко со свежими фруктами, молоко с редисом и им подобными овощами (дайкон, редька и так далее), молоко и рыба или свинина, молоко с бананами, кисломолочные продукты с бананами и свежими фруктами или ягодами, кисломолочные продукты с курицей.

Несовместимой комбинацией являются мёд, гхи, масло и вода, взятые между собой или все вместе в равных пропорциях. Потребление сухой и холодной пищи зимой и даже дегустация непривычной пищи рассматривается как Вируддха.

Регулярное употребление несовместимых продуктов приводит к образованию в процессе пищеварения вредных веществ и токсинов, угнетающих органы и отравляющих тело. Однако, несмотря на то, что для организма сочетания Вируддха являются ядом, они вполне продолжительное время могут не приносить вреда тем, кто молод, регулярно выполняет физические упражнения, кто имеет не сухое, сильное, выносливое тело и сильный Агни - огонь пищеварения. Также существенного вреда не принесёт несовместимая пища тем, кто к ней приспособился (например, вскормлен на ней с детства), и тем, кто употребляет её в незначительных количествах (изредка, в частных случаях).

Аюрведа и питание по Дошам. Правила и исключения

Как тело человека имеет свою природу, так имеют свою природу и все пищевые продукты. Согласно главному принципу Аюрведы «подобное усиливает подобное», если потреблять продукты, схожие по свойствам с индивидуальной природой человека, то в его теле будут усиливаться эти качества, а потребляемые продукты с противоположными свойствами будут их ослаблять. На данном принципе и базируется построение оптимального рациона питания в Аюрведе, учитывающего все особенности каждого определённого человека, его Доша-Пракрити.

Если человек умеренно питается пищей, по свойствам подобной его Пракрити, - его природа усиливается; если в избытке - доминирующие Доши выходят из равновесия, приводя к дисбалансам в теле; если же он умеренно питается пищей с противоположными свойствами - его доши уравниваются между собой (состояние Самадоша - равновесный баланс Дош), если в избытке - его изначальная природа сильно ослабляется, и также появляются дисбалансы и болезненные состояния. Как известно, Доша - это то, что имеет тенденцию выходить из себя, и, поскольку наиболее склонны к увеличению именно доминирующие Доши в теле человека, важно уделять наибольшее внимание их балансировке.

Наиболее действенным методом управления Дошами при помощи питания является воздействие вкусами. Аюрведа описывает шесть основных вкусов: сладкий, кислый, солёный, острый, горький и вяжущий. Вкусы, как и Доши, также состоят из Первоэлементов в определённых комбинациях и, в зависимости от доминирующих в них пар элементов, обладают своими особыми качествами и прямым воздействием на физиологию тела и ум.


  • Сладкий вкус состоит преимущественно из элементов Земли и Воды.
  • Кислый вкус - из элементов Земли и Огня.
  • Солёный вкус - из элементов Воды и Огня.
  • Острый вкус - из элементов Огня и Воздуха.
  • Горький вкус - из элементов Воздуха и Эфира.
  • Вяжущий вкус - из элементов Воздуха и Земли.

Описание вкусов

Сладкий вкус (Мадхура Раса, Сваду Раса)

Сладкий вкус состоит из первоэлементов с доминантой Земли и Воды и обладает качествами: тяжесть, холод, влажность (маслянистость). Сладкий вкус является самым питательным из всех шести и обладает анаболическим действием: питает тело и ткани. На эмоциональном плане сладкий вкус привносит качества доброты, любви и щедрости в Саттве, либо алчности и жадности в Раджасе и Тамасе.

Кислый вкус (Амла Раса)

Кислый вкус состоит из первоэлементов с доминантой Земли и Огня и обладает качествами: легкость, горячесть, влажность (маслянистость). Кислый вкус согревает тело, увлажняет и также имеет анаболическое воздействие, однако, меньше выраженное, чем у сладкого вкуса, за счёт своего разрушительного воздействия на репродуктивные ткани. Способствует тканевому метаболизму, усиливает Агни и процесс пережигания Амы - загрязняющих продуктов неполного пищеварения. Кислый вкус несёт эмоции зависти, но также и чувства благодарности, если зависть в ясном уме трансформируется в стимул к развитию - умению завидовать не плодам, а их причине, принёсшей те плоды.

Солёный вкус (Лавана Раса)

Солёный вкус состоит из первоэлементов с доминантой Воды и Огня и обладает качествами: тяжесть, горячесть, влажность. Соль обладает очищающим свойством - выводит отходы из тела и очищает тонкие каналы, улучшает пищеварение и также обладает анаболическим свойством, чуть менее выраженным, чем у сладкого и кислого вкусов. Присутствие солёного вкуса раскрывает все другие вкусы. Эмоции солёного вкуса - желание удовлетворять свои чувства: гедонизм, похоть, вожделение, а при осознании божественного промысла - энтузиазм, вдохновение, жизнерадостность.


Горький вкус (Тикта Раса)

Горький вкус состоит из первоэлементов с доминантой Эфира и Воздуха и обладает качествами: лёгкость, сухость и холодность. Он обладает катаболическим действием и редуцирует ткани, улучшает Самана-Вайу - разновидность телесного воздуха, ответственного за пищеварение. Горький вкус - вкус иллюзий, вызывающих горе, однако, состояние неудовлетворенности, противоположной перенасыщению, может также порождать благие устремления. Кроме того, в Саттве горечь приносит логику и холодное, беЗпристрастное знание.

Острый вкус (Кату Раса, Ушна Раса)

Острый вкус состоит из первоэлементов с доминантой Огня и Воздуха и обладает качествами: горячесть, лёгкость и сухость. Так же как и горькому вкусу, ему присуще катаболическое действие на ткани. Острый вкус стимулирует метаболизм, очень сильно разжигает Агни, способствует усвоению питательных веществ, перевариванию Амы и очищению каналов - устранению закупорок в них. Острота направляет психику вовне, порождает экстравертность, возбуждённость, импульсивность. Основной эмоцией острого вкуса, помимо резкости, едкости, вспыльчивости, нетерпения и раздражительности, является гнев. При ясном же видении своих целей и своего пути гнев человека трансформируется в целеустремленность.

Вяжущий вкус (Кашайа Раса)

Вяжущий вкус состоит из первоэлементов с доминантой Земли и Воздуха и обладает качествами: холодность, сухость и тяжесть. Вяжущий вкус оказывает стягивающее, сжимающее действие и, подобно горькому и острому, имеет катаболический эффект. Он ослабляет пищеварение, вызывая состояние Мандагни, запоры, задержки мочи, а также способен перекрывать телесные каналы. Вяжущий вкус направляет психику вовнутрь, что обуславливает замкнутость, неуверенность, тревогу, скованность и порождает страх. На уровне Саттвы страх переходит в смирение, принятие обстоятельств и судьбы.

Какие вкусы успокаивают или усиливают Доши

Любое вещество имеет свой вкус: в мире нет ни одной безвкусной субстанции. Наличие же у вещества определённого вкуса говорит об обладании соответствующим качеством: то есть, любое вещество имеет свои свойства и воздействия. Аюрведа утверждает, что нет в мире ни одной субстанции, что не могла бы использоваться как лекарство, - главное, знать её назначение и дозировку. И как эмоции оказывают решающее влияние на ум, так вкусы воздействуют на состояние тела и Дош.

Капха-дошу усиливают вкусы : сладкий, кислый и солёный; ослабляют - горький, острый и вяжущий.


Сладкий вкус усиливает Капху более всего, так как в нём преобладают сходные элементы, Земля и Вода, и аналогичные Капхе качества тяжести, влажности и холода. Лучше всех снижает Капху острый вкус, обладающий противоположными ей свойствами - лёгкостью, сухостью и жаром.

Питта-дошу усиливают вкусы : кислый, солёный и острый; ослабляют - сладкий, горький и вяжущий.

Кислый вкус сильнее других увеличивает Питту, имея с ней аналогичные свойства - лёгкость, жар и влажность; наилучшим же для её успокоения является вяжущий вкус с противоположными качествами.

Вата-дошу усиливают вкусы : горький, острый и вяжущий; ослабляют - сладкий, кислый и солёный.

Горький вкус более всех увеличивает Вату, так как обладает одинаковыми с ней качествами - лёгкостью, холодом и сухостью. Лучшее снижение для Ваты обеспечивает солёный вкус в разумных количествах: принятая в избытке, соль, наоборот, способна увеличить Вату.

Большинство из пищевых продуктов и блюд редко содержат в себе только один вид вкуса, слагаясь из разных комбинаций. Некоторые продукты могут заключать себе почти все вкусы, как, например, амалаки, в котором из всех вкусов не присутствует только один - солёный. Однако по преобладанию тех или иных вкусов, можно объединить продукты по группам.

Продукты сладкого вкуса

К сладким продуктам относятся зерно, многие бобовые, сладкие фрукты, гхи, сливочное и большинство растительных масел, большинство овощей, семена, орехи, сахар и мёд, сладкие травы наподобие солодки, алтея.

Продукты кислого вкуса

К кислым продуктам относятся кисломолочные продукты, квашения, уксус, кислые или неспелые фрукты и ягоды, ферментированные и сброженные продукты, травы наподобие щавеля.

Продукты солёного вкуса

К солёным продуктам относятся все разновидности соли, а также солёные растения наподобие морской капусты.


Продукты горького вкуса

К горьким продуктам относятся некоторые овощи, например, горькая дыня (карела); специи - пажитник (шамбала), куркума; травы - полынь, брахми (бакопа монньери), ним; кофе, цикорий и другие горечи.

Продукты острого вкуса

К острым продуктам относятся овощи наподобие редиса, редьки, репы, разновидности острых перцев, многие специи - чёрный и длинный перец, имбирь, гвоздика, кардамон, куркума, асафетида, зира (кумин), мускатный орех, аир болотный, шафран, а также лук, чеснок и травы наподобие рукколы, черемши и другие.

Продукты вяжущего вкуса

К вяжущим продуктам относятся такие ягоды и фрукты, как рябина, черёмуха, клюква, харитаки, гранат, неспелая хурма и бананы; бамия, фасоль; чёрный и зелёный чай, кора дуба, лавровый лист и другие растения.

Продукты, лучше всего ослабляющие и приводящие Доши в их равновесное состояние

  • Лучше всего балансирует Капха-дошу мёд.
  • Лучше всего балансирует Питта-дошу гхи (топлёное коровье масло).
  • Лучше всего балансирует Вата-дошу кунжутное масло.

Среди продуктов, имеющих определённые ярковыраженные вкусы, также есть исключения по их воздействию на Доши.

  • Пища сладкого вкуса, как правило, увеличивает Капху, за исключением старого риса, ячменя, зеленого маша, пшеницы, мёда, сахара и мяса пустынных животных.
  • Пища кислого вкуса, как правило, увеличивает Питту, за исключением плодов амалаки (эмблика лекарственная, «индийский крыжовник») и гранатов;
  • Субстанции солёного вкуса, как правило, вредят глазам и зрению, за исключением розовой соли (саиндхава лавана, пакистанская гималайская соль);
  • Пища острого, горького и вяжущего вкусов, как правило, увеличивает Вату и не является афродизиаком, за исключением гудучи (тиноспоры сердцелистной), патолы (трихозантеса двудомного), сухого имбиря, чёрного перца, чеснока и харитаки (терминалии хебулы).

«Мы есть то, что мы едим» - очевидно, не совсем точное определение. Человек должен осознавать и помнить, что его суть не в физической оболочке. «Я не есть это тело». Но наше тело, Анна-Майа-Коша, действительно, является тем, что мы едим, и его физиология, как в зеркале, отражается на нашем уме, наших эмоциях, а, следовательно, и на наших действиях, мировоззрении, устремлениях и всей жизни. Потому важно научиться следовать и не вредить его природе и беречь его, как мастер оберегает свой инструмент, ибо качественная и здоровая жизнь тела является инструментом - основой для прохождения предначертанных уроков, накопления опыта и сдачи главного экзамена в этом воплощении, когда мы преподнесём наше тело на алтарь Создателя и устремимся на следующие ступени эволюции своей души.


Аюрведа учит, что каждый человек наделен достаточной энергией, чтобы сделать себя здоровым. Эта наука жизни открывает перед каждым возможность восстановления здоровья через изучение и понимание тела и его потребностей. Согласно Аюрведе, для того, чтобы остаться здоровым, надо следовать правильной диете и иметь устойчивые повседневные здоровые привычки: важно заниматься традиционной практикой йоги и дыхательными упражнениями.

По Аюрведе, диета должна быть выбрана согласно . Кроме этого, необходимо учитывать вкус пищи (сладкий, кислый, соленый, едкий, горький или вяжущий), а также легкость пищи, создает ли она теплоту или холод, маслянистая, жидкая или твердая. Сезон года тоже следует учитывать при выборе диеты.

Выбор продуктов согласно конституции тела

Сухие фрукты, яблоки, дыни, картофель, томаты, баклажаны, мороженое, горох и зеленый салат увеличивают вата . Таким образом, люди вата конституции не должны употреблять много этих продуктов. Сладкие фрукты, авокадо, кокосы, коричневый рис, красный кабачок, бананы, виноград, вишня, апельсин - благоприятны для людей вата конституции.

Увеличение доша произойдет от пряной пищи, растительного масла, кислых фруктов, бананов, папайи, томатов, чеснока. Манго, апельсины, горох, сливы, брюссельская капуста, зеленый салат, спаржа и грибы благоприятно для людей питта конституции.

Бананы, дыни, кокосы, финики, папайя, ананасы наряду с молочными продуктами способствуют возрастанию . Сухофрукты, гранаты, клюква, рис басмати, брюссельская капуста благоприятны для людей капха конституции.

В жару, когда люди интенсивно потеют, доминирует питта,поэтому не следует есть горячую, пряную или острую пищу, поскольку она будет еще больше увеличивать питта. Осенью, когда дуют сильные ветры и больше сухости в атмосфере, нужно избегать сухофруктов, а также продуктов, увеличивающих вата. Зима - сезон капха, она приносит холод и снег. В этот период нужно избегать холодных напитков, сыра или йогурта. Такая пища увеличивает капха.

Правила приема пищи

Прием пищи должен регулироваться состоянием (огня пищеварения). Не следует есть, когда чувствуете жажду, и пить при чувстве голода. Если вы ощущаете голод, это значит, что действует ваш огонь пищеварения, и если вы в это время пьете, жидкость будет растворять пищеварительные ферменты, и агни будет убывать.

Очень важным является то, как вы едите. Во время еды нужно сидеть прямо и избегать отвлечений: просмотра телепрограмм, разговоров или чтения. Ваше внимание и ум должны быть направлены на вкус пищи. Жуйте с любовью и радостью, и вы будете ясно ощущать вкус пищи. Вкус не возникает в пище, он возникает в переживании того, кто ест. Если ваш агни поврежден, вы не будете чувствовать вкуса пищи. Вкус пищи зависит от агни. Специи помогают пробудить агни, что необходимо и для очищения тела, и для обогащения вкуса пищи. Каждый кусок должен быть тщательно пережеван, прежде чем он будет проглочен. Такая практика еды позволит пищеварительным ферментам во рту правильно действовать, и, кроме того, это даст желудку время приготовиться к приему пережеванной пищи.

Большое значениеимеет количество принимаемой пищи за один раз. Одна треть желудка должна наполняться пищей, одна треть водой и одна треть воздухом. Количество съеденной за один раз пищи должно равняться двум пригоршням, т.е. умещается в двух руках). Если пищи съедается больше, желудок будет растягиваться и потребует дополнительной пищи. Перегруженный желудок растягивается, как воздушный шар. В результате переедания также создаются добавочные токсины в кишечном тракте. Пища становится ядом, который организм с трудом удаляет. Человек должен есть и пить дисциплинированно и регулярно, при этом будут питаться ваши тело, ум и сознание, и увеличится продолжительность жизни.

Вода имеет жизненно важную роль в поддержании баланса в организме. Во время еды нужно пить воду маленькими глотками. Принимаемая с пищей, вода становится нектаром, помогающим пищеварению. Если вода будет выпита после еды, то желудочный сок будет разжижаться и пищеварение будет затруднено. Климат влияет на количество воды, необходимой организму. При несварении нужно проводить пост на теплой воде. Это поможет очищению и увеличению агни. Холодная вода будет остужать агни, поэтому ледяная вода - яд для системы пищеварения, а теплая вода - нектар. Пищеварение работает, когда человек пьет много воды. Однако, чрезмерное питье воды может вызвать ее удержание в организме и добавочный вес тела.

Аюрведические таблицы не очень-то снисходительны к людям, в чьей конституции преобладает капха. В первую очередь, они советуют им избегать продуктов, содержащих сахар и сладкий вкус .

Под сладким аюрведа подразумевает не торты, плюшки и шоколадки, а все, что обладает сладким или пресным вкусом. И продукты эти составляют основу рациона любого человека. Без них мы просто не можем существовать. Большинство сладких продуктов являются слизеобразующими, то есть дают необходимые организму строительные материалы. Или заполняют организм патогенной слизью, если они не качественные или плохо усваиваются.

Что же остается капхам?

Таблицы разрешают им немного риса басмати. Логика этой рекомендации заключается в том, что зернышки риса басмати очень тоненькие и сухие. Такой рис содержит минимальное количество крахмала и не ведет к избыточному слизеобразованию. На юге России растут разные сорта и необязательно искать именно басмати. Гораздо более актуально выбирать рис с оболочкой: слабошлифованный или полушлифованный, розовые и темные сорта. Именно оболочка любых зерновых содержит ценную клетчатку, необходимую для формирования здоровой капхи. Однако, рис - не лучшая альтернатива для капхи в средней полосе. Наш организм вырос на таких зерновых, как пшеница, рожь, овсянка и ячмень.

Однако принцип остается тот же. Для формирования здоровой капхи людям любой конституции не рекомендуется очищенная пшеница или овес. Лишенные клетчатки зерновые содержат слишком много клейковины или глютена. Особенно вредна мука высшего сорта, которая совсем не содержит клетчатки. По сути она просто склеивает организм изнутри.

Поэтому для здоровой капхи надо выбирать цельнозерновые каши, хлеб и выпечку с добавлением цельнозерновой муки или отрубей. А вот непосредственно капхе лучше подойдут дикие сорта пшеницы с максимально «стройными» зернышками - спельта или полба. А вместо овсянки капхе надо есть ячмень и рожь. Из круп капхе подойдет гречка, киноа, пшенка, амарант.

И конечно же, любые блюда будут более полезны для капхи, если добавить в них специи, улучшающие метаболизм.

Что делать с запретом на огурцы и помидоры? Их водянистость капхе совсем не на руку, но если приправить их черным перцем, то свойства эти нейтрализуются.

Как быть с фруктами, которые тоже сладкие и содержат много воды? Есть их умеренно и всегда отдельно от еды. Между завтраком и обедом, между обедом и ужином. Самый опасный для капхи фрукт - банан. Он содержит много слизи и имеет сладкий вкус. Его не надо есть часто. И совсем не надо есть на ночь.

Как быть с маслами? Совсем не употреблять масла нельзя, они необходимы любому организму: вате и питте в больших количествах, капхе - в меньших. Масла обеспечивают качественное пищеварение. Такие масла, как горчичное, подсолнечное, кукурузное в малых количествах будут согревать холодную капху и разгонять ее медленный метаболизм.

Аюрведическое питание основано на Аюрведе - древнейшей Индийской системе исцеления. Аюрведическое питание предусматривает не только определенный выбор продуктов и их сочетание, но еще и время приема пищи, климат, время года, тип пищеварения данного человека...

В данной статье я не ставлю цели ознакомить читателей со всеми правилами и тонкостями аюрведического питания, поскольку это слишком большая тема. Но, думаю, всем, кто интересуется вопросами правильного питания, будет интересно получить общее представление о принципах аювердического питания.

Система питания по Аюрведе довольно сложна, для ее понимания и применения требуется много времени и внимания. В то же время, некоторые принципы аюрведического питания достаточно просты и понятны и могут быть легко использованы при любом виде питания .

Не являясь специалистом по аювердическому питанию, я все же не могла удержаться от того, чтобы прокомментировать некоторые моменты с точки зрения современной науки и здравого смысла.

АЮРВЕДИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ

Пища в аюрведическом питании разделяется по нескольким критериям:

Аюрведическое питание - разделение на легкую и тяжелую пищу.

К легкой последователи Аюрведы относят рис и баранину, к тяжелой - молоко, фасоль, пшеницу, сырые овощи и фрукты, консервы, говядину и свинину. Это разделение ничего не говорит о легкости или тяжести усвоения продуктов - именно свежие фрукты усваиваются легче и быстрее всех остальных продуктов. Поэтому, аювердическое разделение на легкую и тяжелую пищу не следует воспринимать буквально.

Мясо - самая тяжелая пища. Оно переваривается дольше всех остальных продуктов. При этом, только попав в организм, мясо начинает гнить. При отсутствии серьезной физической нагрузки мясо приводит к увеличению жировой ткани, а не мышц. Современная пищевая промышленность внесла свои коррективы: теперь в мясе содержатся гормоны , антибиотики , консерванты , усилители вкуса и ароматизаторы и другие вредные пищевые добавки ...

Бобовые - тоже считаются тяжелой пищей и способствуют газообразованию. Это не значит, что от бобовых следует отказаться! Это просто следует учитывать.

Орехи и семечки - более легкая пища, хороший источник белков .

Молоко - по Аюрведе, является хорошей пищей для людей, ведущих активный образ жизни, и способствует духовному совершенству. Вот только в древней (да и в современной) Индии к корове относились и относятся как к священному животному - никто не отбирает у коров телят, не пичкает гормонами и антибиотиками , добиваясь рекордных удоев молока и отправляя 5-летнюю корову на бойню, как только у измученного животного снижаются удои (в природе коровы живут больше 20-ти лет). Соответственно энергетика молока в Индии значительно отличается от энергетики (и состава) западного молока. Магазинное молоко никак не может способствовать духовному развитию - скорее наоборот. Это как раз тот случай, когда принципы Аюрведы не могут быть применены на западе. Подробнее о пользе и вреде молока...

Мед - считается очищающей пищей (способствует очищению организма от шлаков) и лекарством (полезен для сердца и глаз).

По Аюрведе, различные сочетания продуктов, добавление определенных специй и температурная обработка, могут сделать продукты более легкими или более тяжелыми.

Аюрведическое питание - разделение по 6 вкусам.

В Аюрведе выделяют шесть вкусов: сладкий, соленый, кислый, острый, горький, вяжущий. Привожу определение вкусов в Аюрведе без каких-либо комментариев - можно этому верить, можно не верить, у меня нет своего мнения по данному вопросу.

Прием пищи, по крайней мере обед, должен включать в себя все 6 аюрведических вкусов.

Сладкий вкус необходим в значительном количестве, поскольку он является одной из главных составляющих пищи, повышает жизненную энергию, строит и укрепляет все ткани тела, вызывает ощущение удовлетворенности, смягчает и успокаивает слизистые оболочки, оказывает отхаркивающее и послабляющее действие. Избыточное потребление продуктов сладкого вкуса вредно для селезенки и поджелудочной железы, вызывает простуду, застойные явления в организме, потерю аппетита, ожирение, опухоли, отеки.

В эмоциональном плане по Аюрведе сладкому вкусу соответствует любовь, привязанность.

Соленый вкус обладает сильным воздействием, поэтому его нужно употреблять в небольших количествах. Он оказывает смягчающее, послабляющее и седативное действие. В малых дозах стимулирует пищеварение, в умеренных - действует как слабительное, в больших - вызывает рвоту. Необходим для поддержания минерального баланса и удержания воды в организме. Избыток соленого отрицательно действует на почки, повышает кровяное давление, ухудшает состояние кожи. При чрезмерном потреблении соленого могут появиться преждевременные морщины, обмороки, ощущения жара, облысение.

В эмоциональной сфере соленый вкус соответствует жадности.

Кислый вкус необходим в ограниченных количествах. Действует освежающее. Продукты кислого вкуса возбуждают аппетит, улучшают пищеварение, заряжают тело энергией, питают сердце, просветляют ум. Кислый вкус оказывает стимулирующее, ветрогонное действие, облегчает жажду. Избыток кислого неблагоприятен для печени и зубов. Слишком большое поступление в организм продуктов кислого вкуса приводит к увеличению жажды, изжоге, язве.

Эмоционально кислый вкус по Аюрведе соответствует зависти.

Острый вкус нужен для поддержания обмена веществ и повышения аппетита. Оказывает стимулирующее, ветрогонное и потогонное действие. Способствует пищеварению, улучшает метаболизм, вызывает тепло. Острый вкус разрушает тромбы, помогает выделению отработанных продуктов, убивает микробов. Излишек острого вкуса сушит и портит легкие, губительно действует на сперматозоиды и яйцеклетки, приводя к половому бессилию, вызывает удушье, утомление. Острый вкус может стать причиной поноса, тошноты, изжоги, болей в мышцах.

Эмоционально острый вкус соответствует ненависти.

Горький вкус необходим организму в малых дозах. Он улучшает обмен веществ, очищает кровь, устраняет жжение и зуд. Горький вкус снимает температуру при лихорадке, укрепляет кожу и мышцы. Способствует повышению ясности ума. Избыток может нанести вред сердцу, вызвать головокружение или потерю сознания.

Эмоционально горький вкус по Аюрведе означает горе.

Вяжущий вкус необходимо в умеренных количествах для укрепления тканей. Он всасывает влагу и вызывает сухость во рту, останавливает кровотечение. Избыток вяжущего вкуса плохо сказывается на функциях толстой кишки, может вызвать запор, затруднения речи, сердечные спазмы, истощить способность к образованию спермы, уменьшить половое влечение.

Ему соответствует эмоция страха.

Совместимость продуктов в Аюрведическом питании.

Если два продукта, противоположные по своему воздействию, употребляются вместе, то это может привести к негативным последствиям: процесс переваривания замедлится и пища будет долго оставаться в желудке, что вызовет гниение. Не рекомендуется употреблять несовместимые продукты, но уж если этого не избежать в связи с какими-либо кулинарными традициями, то можно уменьшить негативное воздействие добавлением пряностей.

Сырую и вареную пищу не следует сочетать в одном приеме, а также лучше не мешать холодную и горячую, острую и сладкую еду. Жареной пищи нужно есть как можно меньше. В аювердическом питании, жареная пища ослабляет зрение.

Вот некоторые принципы совместимости продуктов в аюрведическом питании:

  • Избегайте употреблять молоко или молочные продукты с кислыми фруктами или цитрусовыми или с другой кислой едой.
  • Избегайте употреблять картофель1 или другие крахмалистые пищевые продукты. Крахмал довольно долго переваривается; и часто картофель1 или другая крахмалистая пища не переваривается должным образом, создавая Аму (токсины).
  • Избегайте употреблять дынь и зерновых вместе. Дыни перевариваются быстро, в то время как зерновые долго. Эта комбинация расстраивает желудок. Дыни следует есть одни, без других продуктов.
  • Мед никогда не должен быть приготавливаться (нагреваться). Мед переваривается очень медленно, а если он приготовлен (нагрет), молекулы, присутствующие в мёде, становятся не гомогенизированным клеем, который прилепляется к слизистым мембранам и забивает тонкие каналы клеток, создавая токсины. Hе прошедший температурную обработку мед - нектар, приготовленный (нагретый) мед - яд.
  • Hе употребляйте молоко вместе с другими белковыми продуктами. Белки обладают согревающим качеством, а молоко охлаждает, таким образом, они противодействуют друг другу, нарушают Агни (огонь пищеварения) и создают Аму (токсины).
  • Молоко и дыню не нужно есть вместе. Они оба охлаждают, но молоко является слабительным, а дыня - мочегонной, и молоко требует большего количества времени для переваривания. Кроме того, действие соляной кислоты в желудке заставляет молоко свернуться. По этой причине Аюрведа не советует употреблять молоко с кислыми фруктами, йогуртом, кислыми сливками или сметаной, кислым вареньем, сыром или другими кислыми продуктами.

Внимание к совместимости продуктов в аюрведическом питании, напоминает систему раздельного питания . Надо заметить, что система раздельного питания в разы проще, чем система аювердического питания. Что, конечно, не делает ее лучше, но все же является значительным достоинством! Если питание отнимает слишком много времени и внимания, то неминуемо страдают другие сферы жизни. Помните, что сказал Остап Бендер - "Не делайте из еды культа!" :)

Периоды активности в Аюрведическом питании.

В древности было подмечено, что в течение суток последовательно сменяются три периода по 4 часа каждый. Первый период - покоя (по-индусски «капха»), второй - энергетической активности («питта»), третий - двигательной активности («вата»). Эти периоды связаны с солнечной активностью.

  • Период «капха» длится с 6 до 10 часов (начинается с восхода солнца). Человек физиологически ощущает покой и тяжесть тела.
  • Период «питта» протекает с 10 до 14 часов, когда солнце движется зениту и проходит его. В это время человек ощущает голод, в нем горит «огонь пищеварения».
  • Период «вата» длится с 14 до 18 часов. Солнце раскалило землю, нагрело воздух, все пришло в движение - деревья, вода, воздух. Это период двигательной активности и наибольшей работоспособности (не только физической, но и умственной).
  • Далее идет повторение: с 8 до 22 часов - «капха», с 22 до 2 часов ночи - «питта», с 2 ночи до 6 часов утра - «вата». Именно в этом ритме, как считали древние индийские ученые, живет флора и фауна Земли - весь мир растений и животных.

Режим питания в Аюрведическом питании.

Режим питания в системе аювердического питания связан с периодами активности.

Вставать нужно в период «вата» (двигательной активности), то есть чуть раньше 6 часов утра по местному времени. Встав, выпить стакан теплой (не горячей!) воды . «Вата» усиливает работу кишечника и способствует эвакуации содержимого толстого кишечника.

Когда появится легкий голод, можно съесть какой-нибудь фрукт.

В период «питта» (особенно с 12 до 14 часов), когда пища лучше всего усваивается, надо плотно пообедать.

По системе аювердического питания, это должна быть крахмалистая пища с овощами, дающая максимальное количество энергии. Затем нужно посидеть и подышать через правую ноздрю - это еще больше увеличит «пищеварительный огонь», потом - пойти прогуляться на 5-10 минут. Как видите, аювердическое питание не ограничивается питанием "как таковым".

В период окончания «вата» - начала «капха» (с 18 до 20 часов, перед заходом солнца) легкий ужин. Рекомендуется съесть немного белковой пищи.

Аюрведическое питание - 12 правил.

Как я уже сказала, система аюрведического питания затрагивает не только вопросы питания как такового, но и различные сопутствующие моменты.

5 (100%) 1 vote

Аюрведа питание обычно переводится с санскрита как «знание жизни». Но это не совсем верный перевод. Вернее будет: знание принципов долгой жизни, наука о жизни.

Это система традиционной индийской медицины, которая направлена на исцеление болезней тела и болезней души, причём считается, что болезни эти между собой связаны.

Поэтому и правильное лечение, и правильное питание древние врачи назначали в соответствии с характером и телосложением человека. Система аюрведы различает три основных типа конституции (сложения) человека.

В системе аюрведы, как уже было сказано, тело и душа не разделяются, поэтому каждому определённому типу сложения соответственно приписываются определённые черты характера.

Сочетание характера и конституции в системе аюрведы называется ДОШЕЙ.

Всего существует три основных доши: вата, пита и кафа

Вата означает «воздух»

Люди этого типа худощавы, изящны, вечно мерзнут. Зимой они как бы впадают в спячку, а весной просыпаются и становятся склонными к переменам и авантюрам.

Пита означает «огонь»

Это люди крепкого сложения, иногда чуть полноватые, их руки всегда горячие. У них часто бывает много родинок. Они общительны и остроумны, но иногда бывают упрямы и вспыльчивы.

Кафа означает «вода»

Это крепко сложенные, крупные, массивные люди с хорошей кожей, сильными густыми волосами и крепкими зубами.

Они обычно спокойны, миролюбивы, неприхотливы, трудолюбивы, но, к сожалению, бывают нерешительны и пассивны.

Аюрведа питание. В зависимости от преобладающей доши выбирают систему питания для каждого конкретного человека.

Однако обычно человек не может отнести себя к какой-то определённой доше – случается, что наличествуют качества двух дош.

Для того, чтобы определить преобладающую дошу, существуют специальные тесты. Они есть во всех книгах по аюрведе.

Аюрведическая система питания не требует от своих последователей вегетарианства, как часто считают. Вегетарианские диеты предписываются аюрведой только для тех, кто идёт по пути духовного развития, просветления.

Для тех, кто просто хочет улучшить самочувствие, укрепить здоровье, увеличить продолжительность жизни и её качество, аюрведа рекомендует более привычную современному человеку диету.

Типы питания людей по дошам

Для людей Вата-доши рекомендуют наваристые мясные супы, каши, сливочное масло, горячее молоко, сладкие блюда, мясо, пирожки – всё, что помогает согреться.

Сырые овощи и кислые фрукты для людей Вата-доши не приемлемы: они ускоряют процесс пищеварения, который у людей этого типа и так достаточно быстрый.

Для людей Пита-доши хороши горячие блюда, несладкие фрукты, овощи, бобовые, курица и рыба. Им следует добавлять в пищу меньше соли, поменьше есть красного мяса и орешков, чтобы мышечная масса не переходила в жировую.

Людям Кафа-доши аюрведа рекомендует для питания рассыпчатые каши, водянистые овощи (капусту, огурцы), острые блюда, индейку.

От сладкого лучше совсем отказаться, а употребление красного мяса и риса ограничить – от этих продуктов люди данного типа могут сильно полнеть.

Аюрведа питание и приготовление

Но нужный набор продуктов – это ещё не всё. Существуют общие для всех дош рекомендации по приготовлению и приёму пищи.

1. Пища должна быть свежей. Чем быстрее блюдо попадает на стол после приготовления, тем оно полезнее. Полезной пищей считается также та, которая готовилась не слишком долго.

2. Основной приём пищи приходится на время около полудня, потому что в это время пища лучше всего усваивается.

3. Нельзя отвлекаться от процесса еды. Не нужно читать, смотреть телевизор, разговаривать во время еды. Нехорошо садиться за стол в дурном настроении.

4. Садиться за стол следует только тогда, когда вы голодны.

Не переедать

Не нужно есть «от нечего делать». Не нужно торопиться, принимая пищу, после приема пищи тоже не нужно торопиться выходить из-за стола, хорошо немного посидеть. Переедать не следует, можно заканчивать приём пищи, когда чувствуете, что уже почти наелись, но только почти!

5. Не следует сочетать несочетаемые продукты. Например, молоко и дыню желательно употреблять отдельно от других продуктов.

6. При приготовлении пищи нужно учитывать также климатические условия: сезон, погоду, а также особенности физиологии конкретного человека.

Аюрведическая система питания направлена на гармонизацию человеческого тела.

С её помощью можно и похудеть, и поправиться, но лишь при том условии, что вашей целью является именно оптимизация веса, а не его целенаправленное уменьшение или увеличение.

Оптимальный вес – это такой вес, при котором вы чувствуете себя хорошо. Человек с оптимальным весом обычно редко болеет, у него чаще всего хорошее настроение.

При сильном снижении или увеличении веса, более, чем это предусмотрено природой, у человека могут проявиться всевозможные заболевания.

Такое положение вещей приходится часто наблюдать у тех, кто резко набирает вес, и у тех, кто изнуряет себя диетами.

Поэтому важно понять, что наилучший вес для вас – это не какие-то определённые «модные» цифры, а вес, когда вы чувствуете себя здоровыми и бодрыми.

Хорошее самочувствие и приподнятое настроение, сияющие глаза и приветливая улыбка всегда в моде!

Примите себя такими, какие вы есть! Поймите, как вы прекрасны!

А аюрведическая система питания поможет вам в этой цели.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека