Детский реабилитационный центр для детей с дцп. Использование приспособлений и тренажеров

Реабилитация -- комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

Реабилитация детей ДЦП состоит из 4х этапов. (приложение 2)

Терапия ДЦП должна быть комплексной и мультидисциплинарной. Максимально рано начатое лечение и реабилитация в ряде случаев позволяет избежать стойкой инвалидизации больных ДЦП и улучшить качество их жизни. Основной комплексной терапии ДЦП является «командный» подход с использованием медикаментозных и немедикаментозных методов.

Основные направления и задачи реабилитации

1. Подготовка

2. Разработка программы реабилитации и её реализации

3. Коррекция реабилитационных мероприятий

4. Оценка эффективности реабилитация

5. Восстановление правильной системы пусковой афферентации и рефлекторной деятельности.

6. Предупреждение повышения мышечного тонуса, выравнивание его асимметрии.

7. Предотвращение образования устойчивых патологических состояний и патологических двигательных стереотипов.

8. Профилактика контрактур и деформаций.

9. Разработка амплитуды и точности движений.

10. Концентрация внимания на правильном и последовательном «включении» мышц в двигательный акт.

11. Базисные принципы нейрореабилитации: раннее начало, непрерывность, адекватность, комплексность, этапность, преемственность.

12. Реабилитация

Основные принципы и направления реабилитационных мероприятий (Шабалина Н. Б. и др., 1988):

ь адаптация больных к жизни в условиях тяжелого дефекта;

ь своевременность, взаимосвязанность, непрерывность реабилитационных мероприятий (лечение, профориентация, социально-психологическая помощь);

ь апелляция к личности больного, воспитание у него волевых качеств, целенаправленности;

ь этапность социальной и медицинской помощи больным с ДЦП в зависимости от возраста:

ь специализированные ясли-сад, школа-интернат, профессионально-техническое училище, техникум;

ь амбулаторное, стационарное, санаторное лечение (включая неврологический, ортопедический стационар, протезное предприятие и др.);

ь мультидисциплинарность участие специалистов различного профиля: врач-реабилитолог, психолог, невропатолог, педиатр, логопед и др).

Виды реабилитации

Лечебная гимнастика

С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи:

Развитие выпрямления и равновесия, то есть так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу.

Развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности.

Развитие зрительно-моторной координации.

Торможение и преодоление неправильных поз и положений.

Предупреждение формирования вторичного двигательного стереотипа.

Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с ДЦП возникают адекватные двигательные ощущения. В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков.

Дети с ДЦП обязательно должны выполнять следующие физические упражнения:

v растяжка;

v расслабление мышц и уменьшение тонуса;

v увеличение амплитуды и диапазона мышечных движений различных частей тела;

v укрепление мышц, участвующих в движениях различных частей тела;

v упражнения на выработку выносливости мышц;

v тренировка нормального мышечного стереотипа для постановки правильной ходьбы;

v тренировка равновесия путем хождения по наклонным плоскостям;

v упражнения на увеличение силы мышц.

Санаторно-курортное лечение

Краснодарский край

Евпаторий

Железноводск

Пятигорск

Кисловодск

Иппотерапия - это особый вид лечебной физкультуры где лечение осуществляется с помощью лошади, является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных соматическими, психическими заболеваниями. Состоит из 4х разделов:

· Теоретические занятия с пациентами.

· Обучение общению с лошадьми

· ЛВЕ в том числе с физическими упражнениями

· Уход за лошадьми, включая их чистку, мытьё, кормление

Эрготерапия направлена на развитие или восстановление утраченных ранее элементарных навыков, в том числе двигательных функций. Это своеобразная лечебная гимнастика, позволяющая тренировать координацию движений и мелкой моторики. Она способна адаптировать человека к повседневной жизни, достичь самостоятельности в действиях, приспособить к быту, а именно ведение домашних обязанностей, приготовление пищи, самостоятельный уход за собой.

Методика Бобат- была разработана Бертой Бобат еще в 30-х годах прошлого столетия, эмигранткой из Германии совместно со своим мужем невропатологом. В основе подхода заложена стимуляция различных движений тела при помощи специальных положений корпуса и конечностей. В результате чего наблюдается укрепление слабых мышц, улучшение движения суставов, уменьшение дисбаланса в пропорциях тела. Такая восстановительная реабилитация позволяет расширить двигательные навыки и улучшить равновесие.

Войта-терапия - основная идея - воздействие на определенные части тела при помощи градуированного давления. Это помогает нервной системе максимально активизировать мускулатуру тела. Здесь также задействована мимика, движение глазных яблок, скелетная мускулатура, мышцы кишечника и мочевого пузыря. Такие раздражители способствуют формированию двигательной реабилитации, а значит нормализации движений тела.

Гидротерапия- В основе нее используется теплая вода, а сама терапия направлена на расслабление определенных групп мышц. Такой курс имеет несколько комплексов упражнений на расслабление, растяжение и укрепление мышц.Сами процедуры производятся в плавательных бассейнах. Этот вид реабилитации вместе с другими методами позволяет увеличить эффективность лечения больных детским церебральным параличом, и улучшают координацию, чувство равновесие, развивают мышечную силу.

Садовая терапия- Суть терапии заключается во взаимодействие ребенка с природой. Так, на территории всех клиник Германии имеются красивые парки. Помимо эстетической функции они также служат в качестве релаксации для пациентов. В результате у них наблюдается улучшение физического и душевного состояния.В таких парках присутствуют места для прогулок и уединения. Всем пациентам выдается специальная обувь для совершения прогулок. Вся территория парка обустроена таким образом, что имеет множество природных тренажеров - ступеней, уклонов и различных покрытий (трава, песок, дерево, щебень). Для реабилитации детей здесь предусмотрены игровые зоны, выполненные также из природных материалов. Это и пещеры, холмы и другие аттракционы.

Дельфинотерапия - это еще один вид восстановительного лечения для детей с диагнозом ДЦП. Взаимодействие с животным происходит под внимательным руководством нескольких специалистов - тренера, психолога, психотерапевта, специалиста по лечебной физкультуре, дефектолога.

Для контакта используют только специально подготовленных дельфинов. Процесс занятий строится по принципу игры. В данном случае происходит активная стимуляция тактильного, зрительного, эмоционального контакта ребенка и дельфина, что приводит к развитию речевых и двигательных навыков.

Важным фактором в применении дельфинотерапии является повышенный интерес и положительный эмоциональный настрой детей к этим животным, что снижает внутренний психологический коммуникационный барьер и как следствие скованность движений. Кроме того в применении данной терапии очень важны тактильные ощущения. Осуществляя воздействие на биологически активные точки на теле ребенка, дельфин стимулирует необходимые определенные зоны нервной системы, отвечающие за соответствующие рефлексы. В отдельных случаях терапевт предлагает пациенту потрогать животное руками или ногами, если были выявлены нарушения соответственно верхних или нижних конечностей.

Еще одним, не менее важным эффектом в данной терапии является своеобразный гидромассаж кожи и внутренних органов. Это происходит за счет того, что дельфин при помощи хвостового плавника создает вокруг ребенка определенное движение воды, которое заметно снижает нагрузку на суставы и активно тренирует мышцы.

Детский церебральный паралич – это заболевание, которое требует прохождение всевозможных процедур и программ.

Реабилитация детей с ДЦП включает в себя физические мероприятия по восстановлению мышечной активности, социальную адаптацию, употребление медикаментов, психологическую подготовку.

Дети, которым поставлен диагноз ДЦП, на всю жизнь остаются инвалидами.

Это объясняется тем, что поражены те участки головного мозга, которые отвечают за правильную речь и мышечный тонус. После рождения для каждого ребенка составляется своя индивидуальная программа по восстановлению (реабилитации).

В первую очередь, больному малышу необходима медицинская реабилитация. Существует значительное количество медицинских методов лечения – это и употребление медикаментозных препаратов, и лечебный массаж, и специально подобранные физические упражнения, и физиотерапевтические мероприятия.

Медикаментозная терапия

Медикаменты применяются в первые шесть месяцев жизни малыша или при частых судорогах, а также для предотвращения самопроизвольных действий и снижение спастики мышц.

Медикаментозная терапия включает в себя следующие препараты: ноотропил, пирацетам, актовегин, церебролизат, церебролозин, солкосерил, агапурин, трентал, тималин, кортексин, сермион и другие.

Препараты назначаются врачом в необходимой дозировке.

Для улучшения работы нервной системы используются фолиевые и липоевые кислоты, бемитил, глицин и другие комплексные аминокислоты, рибоксин, АТФ и другие. Также с учетом особенностей организма используются аитоиммунные, гормональные и биогенные препараты.

Антиконвульсанты – это группа медикаментов, которые предохраняют от судорожной активности. Как правило, такие препараты применяются довольно продолжительное время.

Бензодиазепины – эта группа препаратов используется при очень сильных судорогах или эпилептических припадках. Наиболее распространен среди препаратов диазепам – он воздействует непосредственно на химические процессы, происходящие в головном мозгу.

Для устранения спастики (болезненного сокращения мышц) применяются следующие препараты: диазепам (расслабляет и мозг, и тело), баклофен (блокирует сигналы мозга о сокращение мышц), дантролен (имеет непосредственное влияние на сокращение мышечных тканей).

Также к медикаментозному лечению относятся инъекции ботулинового токсина А, более известного, как ботокс.

Препарат вызывает умеренный паралич мышечных тканей и снимает их напряжение. Эффект от инъекций может продержаться от 3 до 6 месяцев.

Медикаментозная терапия не дает долгого эффекта и является дополнением к другим методикам лечения.

Лечебная физкультура

Лечебная физкультура (ЛФК) – это необходимая процедура при реабилитации ДЦП. С помощью физкультуры ребенок сможет улучшить координацию своих движений, уменьшить нарушение мышечного тонуса, приобретет необходимые навыки, необходимые для нормальной жизни.

Лечебная физкультура сформирует у малыша необходимые трудовые навыки, научит правильным телодвижениям, освоит навыки самообслуживания.

Для каждого отдельного ребенка составляется определенная программа занятий в соответствии с его степенью заболевания, возраста, особенностям развития. Важное значение имеет регулярность, непрерывность и постепенное увеличение нагрузок.

Для первых двух лет жизни ребенка с ЦП очень важно развивать его вестибулярный аппарат.

Для этого необходимы следующие упражнения:

  • ходьба с поворотом головы;
  • ходьба с размахами руками вперед-назад;
  • ходьба с закрытыми/открытыми глазами;
  • поднятие головы из положения лежа;
  • наклоны туловища вправо-влево, вперед-назад;
  • «ползание» по твердой поверхности;
  • разработка шеи, конечностей и суставов.
  • «мельница»;
  • наклоны туловища влево-вправо;
  • продольные и поперечные выпады ногами;
  • приседания;
  • растяжка ног различными способами;
  • подтягивания и отжимания;
  • «лодочка»;
  • подъем ног из положения лежа.

Об основных причинах развития ДЦП в детском возрасте читайте . Первичное нарушение строения мозга, родовые травмы и другие патологии.

Массаж

Массаж также входит в обязательную программу реабилитации детей с ДЦП.

Техника выполнения массажа может быть разной: это и потряхивания, и легкие поглаживания, и растирающие, разминающие движения, и пощипывания, и катания различных предметов, и вибрация.

Выбор техники также зависит от возраста и точного диагноза маленького пациента. Массаж стимулирует некоторые изменения в организме:

  • улучшается обмен веществ;
  • нормализирует тонус мышц, улучшаются моторика;
  • укрепляются мышцы и увеличивается мышечная масса;
  • улучшается артикуляция;
  • увеличивается рефлекторное влияние на внутренние органы.

Физиотерапия

Физиотерапия включает в себя множество разных процедур: водолечение, электролечение, магнитотерапия, грязелечение, электростимуляция, иппотерапия, ультразвук, электрофорез и другие.

Электротерапия может назначать с первого дня жизни и длится от нескольких секунд до нескольких минут.

Под воздействием этой процедуры улучшается кровообращение и работа импульсов головного мозга.

Ультразвук используется как тепловая процедура, используемая для того, чтобы расширить сосуды ребенка.

Электрический сон применяется при нарушении сна, приступах эпилепсии и противопоказания к другим методам физиотерапии.

Одной из самых популярных процедур физиотерапии являются водные мероприятия: это и соленые ванны, плавание в бассейне, морские и хвойные ванны, дельфинотерапия. Как правило, водные процедуры сочетаются с гимнастикой и подводным душем-массажем.

Психолого-педагогическая и логопедическая коррекция

В комплексное лечение ДЦП также входят занятия с педагогами-психологами и логопедами.

Основные принципы психолого-педагогической работы:

  • развитие навыков общения с окружающими: речи, эмоций, игровых и трудовых навыков;
  • организация окружающей среды ребенка, чтобы он из-за болезни не слишком отличался от своих сверстников;
  • стимуляция интеллектуальной деятельности;
  • формирование представлений о пространстве и времени;
  • развитие пяти основных чувств;
  • подготовка к учебной и познавательной деятельности: чтение, овладение письмом, математические и физические представления;
  • формирование правильной координации и моторики;
  • воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Большой вклад в коррекционную работу с ребенком вносит логопедия. Основными принцами логопедической работы являются:

  • развитие правильной и понятной окружающим людям речи;
  • улучшение артикуляции;
  • устранения нарушений произношения каких-либо слов;
  • формирование речевого дыхания и голоса;
  • развития силы голоса и речевого потока.

Социально-средовая реабилитация детей с ДЦП

Социально-средовая адаптация направлена на обучение ребенка навыков общения и поведения в той или иной социальной среде: в школе, детском саду, на улице и так далее.

Как правило, программа по социальной адаптации включает в себя следующие пункты:

  • обучение ребенка навыкам поведения в социуме (обществе);
  • трудовая терапия;
  • социально-культурная адаптирование;
  • социально-бытовая реабилитация;
  • индивидуальная терапия – составляется согласно возрасту, диагнозу и уже приобретенным навыкам.

Как правило, дети с церебральным параличом намного эмоциональнее и возбудимее своих сверстников, поэтому очень важны занятия с профессиональными психологами и социологами.

В рамках социально-средовой адаптации ребенка учится отличать плохое от хорошего, позитивному отношения к своей семье, к друзьям и сверстникам, к школе и процессу обучения, к окружающими миру. Дети на примерах учатся подобающему поведению в меняющемся и иногда пугающем их мире.

Благодаря постоянным и непрерывным занятиям у разного рода специалистов и прохождением различных процедур, ребенок научится сосуществовать в окружающей его среде, учиться, развиваться и радоваться жизни.

Видео на тему

Подписывайтесь на наш Телеграмм канал @zdorovievnorme

Признанные традиционной медициной, имеют высокую эффективность, если лечение начато в раннем периоде развития заболевания (ориентировочно до двухлетнего возраста). После нескольких реабилитационных курсов больные начинают самостоятельно выполнять недоступные ранее движения, восстанавливают речевую функцию и показывают другие успехи. Это еще раз подтверждает необходимость своевременной .

Программу реабилитации разрабатывают индивидуально под каждого ребенка. Реабилитологи различными путями помогают больным восстановить слаженную работу мышц (сгибатели и разгибатели должны сокращаться согласованно) и научиться всему тому, чему они не смогли научиться из-за заболевания: держать голову, садиться, вставать на ноги, ходить, говорить и т.д.

Чтобы добиться хорошего результата в лечении ДЦП, больным и их родителям приходится пробовать различные реабилитационные методики. И это не удивительно. Каждая из систем реабилитации имеет свои особенности влияния на организм ребенка, поэтому то, что не подходит одним, подходит и помогает другим деткам. Родители должны об этом помнить и не расстраиваться в случае неудач.

Рассмотрим наиболее известные и эффективные методики реабилитации, применяемые при ДЦП.

Метод Козявкина

В основе метода лежит мультимодальный подход, включающий следующие направления:

Главная цель метода Козявкина – добиться нового функционального состояния организма больного. Это состояние открываем возможности к освоению необходимых двигательных навыков и быстрому моторно-психическому развитию ребенка.

Бобат-терапия

Эта методика, как и предыдущая, названа по имени авторов – супругов Бобат. Основная суть Бобат-терапии заключается в стимуляции пораженных участков головного мозга с помощью сенсорных, тактильных и прочих раздражителей. Эти раздражители заставляют здорового новорожденного ребенка осваивать новые движения – он поворачивает голову в сторону громкого звука или вспышки света, тянется к чему-то интересному и т.д. Точно также можно подтолкнуть и больного ребенка к выполнению тех или иных движений.

По методике Бобат-терапии больной должен проходить последовательно все этапы физиологического моторного развития ребенка – сначала учиться держать голову, потом переворачиваться, садиться и т.д.

Занятия по системе Бобат проходят под контролем кинезитерапевта, который помогает малышу вырабатывать правильные двигательные стереотипы. Выглядит это так: ребенку показывают яркую игрушку, он начинает тянуться и передвигаться к ней, а врач в это время корректирует его движения. Помимо этого, с маленьким пациентом проводят особые физические упражнения – помещают его в положение, в котором снижается спастика мышц и патологические рефлексы. Осуществляются такие занятия на специальном мяче ли на руках реабилитолога.

Методика Войта

Автор данного метода, Вацлав Войт, предложил использовать в целях двигательной реабилитации больных детей рефлексы ползания и поворота. Для каждого ребенка по методике Войта разрабатывается индивидуальный комплекс упражнений с последующей корректировкой.

Особенностью Войта-терапии является то, что в ней основная роль принадлежит родителям, поскольку именно им и предстоит заниматься с ребенком, причем ежедневно и по 3-4 раза в день. Для этого перед началом реабилитации родителей обучают всем необходимым навыкам, поэтому с тренировками проблемы не возникают.

Лечение по методике Войта можно начинать с периода новорожденности. Однако мамы и папы должны серьезно подготовиться к этому психологически, так как ребенок не всегда будет спокойно реагировать на то, что с ним делают. И связано это не столько с болью, сколько со страхом и естественным протестом.

Дельфинотерапия

Это, наверно, самая приятная для больных деток методика реабилитации. В ее основе лежит общение ребенка с дельфином. Такое общение благоприятно влияет на психику, дает положительные эмоции, расслабление и даже какое-то умиротворение.

Что может взять больной ребенок от дельфинотерапии? В первую очередь – это изменение отношения к себе и окружающему миру, уменьшение замкнутости. Во-вторых, общение с дельфином является мощным сенсорным стимулом, заставляющим нервные структуры активно работать, а это в свою очередь способствует улучшению речевой и двигательной функции, интеллектуальному развитию умственно отсталых деток.

Проводятся занятия с дельфинами при участии врача-реабилитолога, родителей и тренера, который отвечает за животное. Бояться какой-то агрессии и непредвиденных реакций со стороны дельфинов не стоит. Животных готовят специально для лечебных целей.

Иппотерапия

Иппотерапия – лечение лошадьми. Больных деток не только знакомят с животными, но и обучают верховой езде, как бы странно это не звучало. Если малыш в силу своих физических возможностей не может сидеть, его кладут на спину лошади. Это также дает очень положительный эффект.

Как же действует иппотерапия? Во время верховой езды ребенок рефлекторно пытается занять наиболее устойчивую и удобную для себя позу. Он плотно сжимает ноги, старается держать ровно спину. При этом в процесс включаются практически все мышцы тела, в том числе и те, которые обычно неподвижны. То есть иппотерапия по своей сути очень напоминает лечебную физкультуру, но есть одно отличие – ребенок тренирует свои мышцы не осознанно, а рефлекторно.

Еще один лечебный фактор иппотреапии – это массаж и тепловое воздействие на ноги и область таза. Лошадь, передвигаясь, мышцами спины разминает мышцы ребенка и отдает ему свое тепло.

Метод динамической проприоцептивной коррекции

ДПК – динамическая проприоцептивная коррекция . Метод заключается в двигательной коррекции, которая осуществляется с помощь специального устройства «Гравитон» . «Гравитон» – это система эластичных тяг, которая собирается индивидуально под каждого пациента в зависимости от клинической ситуации. В таком устройстве-костюме больной должен заниматься лечебной физкультурой. Комплекс упражнений для ЛФК разрабатывается с учетом присутствующих двигательных расстройств.

Курс лечения по методу ДПК, как правило, длится 20 дней. Применять данную методику можно у детей после 3 лет.

Методика Монтессори

По методике Монтессори каждый ребенок должен развиваться в естественных условиях и ему не надо мешать. Учителя в этой системе не выступают наставниками, а только помощниками. Для занятий применяют специальные материалы, по которым малыши учатся самостоятельно.

Выбор конкретного направления занятий зависит от возраста ребенка, а если точнее сенситивного периода развития. Например, от 0 до 6 лет развивается речь, до 5,5 лет – сенсорное восприятие, от 3 до 6 лет формируются социальные навыки. За каждую из этих функций отвечает определенный участок головного мозга, и стимулировать его необходимо вовремя.

Детский церебральный паралич (ДЦП) у ребенка подразумевает определенный стиль и ритм жизни, направленный на восстановление двигательной активности пораженных конечностей маленького пациента. Самостоятельно это сделать практически невозможно, так как адекватное лечение включает целый комплекс мероприятий, которые должен проводить квалифицированный врач. Разработанная реабилитация детей с ДЦП в специализированных центрах развивает мышечные способности и позволяет спокойно адаптироваться в обществе.

Заболевание развивается вследствие поражений центральной нервной системы, в частности отделов, отвечающих за работу опорно-двигательного аппарата. Причинами могут стать родовые травмы вследствие неправильно проведенных пособий, несоответствия размеров плода и выходного отверстия таза роженицы, внутриутробные инфекции, поражающие нервную ткань, при заболеваниях эндокринной системы матери, доказана наследственная предрасположенность. Выявление патологии возможно с помощью ультразвукового скрининга, исследования крови или же после рождения в первый год жизни, когда ребенок должен начинать первые шаги.

Чем раньше обнаружена болезнь, тем больше вероятность значительного улучшения состояния здоровья. Невролог назначает индивидуальный план лечения и реабилитации ДЦП. Традиционно в него входит бальнеотерапия, лечебная физкультура, массаж, физиотерапия с использованием специализированной современной аппаратуры. Иногда добавляется дельфино- и иппотерапия.

Бальнеотерапия

Подразумевает снятие симптомов с помощью помещения больного в ванны с природной минеральной водой или искусственно приготовленными растворами солей минералов с добавлением сернистого или углекислого газа, кислорода, их повышенная концентрация попадает в кровь через кожные покровы и легкие, работа нервной системы, сердца, сосудов стабилизируется, трофика тканей и метаболизм улучшается. В итоге боль утихает, мышцы расслабляются, движения становятся более активными.

Обычно центр реабилитации предлагает терапию искусственными водами, так как не все лечебно-профилактические учреждения обладают возможностью работать в условиях полного обеспечения природными источниками. Выделяют две основные группы ванн: жемчужные и радоновые.

Радоновые ванны основываются на лечебном эффекте распада радиоактивного вещества – радона. Улучшается иммунитет, снижаются показатели артериального давления, частота сердечных сокращений, стабилизируется дыхание, ускоряется регенерация клеток.

Жемчужные ванны влияют за счет пузырьков воздуха, разницы между температурой воды и воздуха. Рекомендованы при атонической и атаксической формах детского церебрального паралича.

Дельфинотерапия и иппотерапия

Дельфинотерапия впервые появилась в Соединенных Штатах Америки, далее распространилась по всему миру. Применяется при многих неврологических расстройствах, синдроме Дауна, отставании в физическом и умственном развитии. Лечение ДЦП в России подобным методом менее актуально, но такой центральный регион, как Московская область обладает подобными ресурсами.

Терапия основывается на ультразвуковых колебаниях, издаваемых животными, благоприятном влиянии воды, умеренной активности конечностей и положительных эмоциях, полученных от контакта с дельфинами. За самочувствием ребенка наблюдает педиатр, невролог, психотерапевт, и другие доктора.

Противопоказаниями к подобной процедуре относятся эпилептические припадки, острые или хронические заболевания в стадии обострения инфекционного или неинфекционного происхождения, доброкачественные, злокачественные новообразования, фобии.

Иппотерапия отличается механизмом воздействия на поврежденный организм. Ребенок, катаясь верхом, испытывает колебательные движения, контролирует свое положение в пространстве, пытается удержать правильную позу. Укрепляется костно-мышечная система, вестибулярный аппарат.

Физиотерапия

Центр реабилитации обязан располагать современным оборудованием, на котором способен работать медицинский персонал.

Наиболее широко используются электрические токи, модулированную фиксированную частоту движения электронов (амплипульстерапия), их эффект сочетают с введением лекарственных средств (электрофорез). Ток увеличивает тонус мышц при их атрофии (электростимуляция) или, наоборот, успокаивает (электросон).

Магнитотерапия преимущественно обладает биорезонансным воздействием, успокаивает нервную систему, улучшает кровообращение.

Лазеротерапия укрепляет сосудистую стенку, повышает восстанавливающие способности крови. Проводится тремя способами: акупунктурно, внутривенно и накожно.

Дополнительно расслабляет поперечнополосатую и гладкую мускулатуру тепловое обертывание, нанесение парафина и грязей. Воздействие происходит на шейный, грудной и поясничный отдел позвоночника, верхние и нижние конечности с вовлечением крупных, средних и мелких суставов. Проходит болевой синдром, усиливается лимфатический отток, обменные процессы, направленные на синтез необходимых веществ и энергообразование.

Лечебная физкультура и массаж

Самым долгим по времени проведения является пункт, включающий непрерывные занятия лечебной физкультурой. Гимнастика проводится либо индивидуально, либо с малой группой пациентов. Движения заключаются в плавных поворотах головы, наклонах тела в различные стороны, в процесс включаются руки и ноги. Реабилитолог обучает ползать, сидеть, удерживая определенную позу, правильно переносить массу тела с одной конечности на другую. Дети постарше учатся ходить, исправляют дефекты походки, соблюдают координацию движений. Особенный интерес у маленьких больных вызывает аэробика, танцы, хобби, развивающее мелкую моторику, рисование, игровая форма занятий. Артикулярная гимнастика исправляет и восстанавливает речь, что способствует быстрой адаптации в обществе.

Массаж основывается на точечном воздействии на те или иные части тела, растирании, разминании мышц, находящихся в гипертонусе. Специалисты используют эфирные масла, резкие перепады температуры вплоть до очень низких показателей. Реабилитация детей с ДЦП с помощью регулярного внешнего давления сокращается по срокам в несколько раз.

Социальная реабилитация

Внешние изменения верхних и нижних конечностей, нарушение координаций движений, речи существенно влияет на восприятие человека окружающими людьми. Общество остерегается больного или же смеется над ним, особенно в детском саду или школе. Самооценка пациента падает, появляются признаки нарушения психики и восприятия окружающего мира, формируется эмоциональная робость.

Реабилитационный центр для детей с ДЦП предусматривает штат специалистов, включающий психологов, логопедов, регулярно работающих с больными, способных лечить не только тело, но и душевное состояние. Терапия проходит в разговорной форме с использованием методик, тестов на выявление психологических проблем, разрабатывается индивидуальная терапия, устраняющая поведенческий дискомфорт.

Кроме того, в обычных общеобразовательных школах должно проводиться социальное воспитание, педагоги обязаны объяснять детям манеры поведения, воспитывать правильное отношение к больным, инвалидам и другим людям с определенными особенностями. Социальные работники обязаны проводить проверки семей, анализировать отношение родителей к ребенку.

Санатории

Санатории подразумевают не только реабилитацию, но и медикаментозное лечение патологии. Подобные лечебно-профилактические учреждения организованы в городах и регионах с приятным климатом, горным рельефом, около моря или в условиях полного контакта с природой с целью стабилизации эмоциональной сферы.

Используемые лекарственные средства, вводимые в санаториях, включают противосудорожные медикаменты со строгим контролем дозировки препарата, анальгетики и спазмолитики при постоянно повторяющихся судорогах, антиоксиданты, нейропротекторы и комплексы витаминов в сочетании с употреблением необходимых микроэлементов.

Реабилитация зависит от типа заболевания, но в 60% случаев человек самостоятельно начинает ходить и спокойно находит собственное место в обществе.

Абсолютно каждый ребенок с ДЦП (детским церебральным параличом) нуждается в длительной реабилитации. В течение ряда лет создавались специальные центры, клиники, интернаты и кабинеты реабилитации таких детей, многие из которых патронировались благотворительными организациями и зарубежными инвесторами. Проводилось восстановительное лечение и за рубежом (в Китае, Германии, Греции др. странах).

Так, с 1993 г. работает детский реабилитационный центр в Москве, созданный при содействии Отдела по церковной благотворительности Московского Патриарха и английского христианского благотворительного общества «Барнардос», которое многие годы спонсировала принцесса Диана.

С 1999 г. в Москве создана и продолжает работать ортопедическая мастерская в сотрудничестве с благотворительным католическим немецким обществом «Либенау» и «Холдингом реабилитологов Гейдельберга». Реабилитация там проводится с использованием немецких технологий. Об основных методах реабилитации детей, больных ДЦП, расскажем в данной статье.

В Москве реабилитацией занимается также клиника восстановительной медицины и реабилитации БиАТи. В клинике имеется стационар (для госпитализации ребенка с сопровождающим лицом) и разработана методика «Мобильной реабилитации», когда ребенку после консультации подбирается индивидуальная программа занятий, а родители проходят обучение на семинарах и занимаются с ребенком дома.

С 2003 г. в бальнеологическом курорте в г. Трускавец в международной клинике реабилитационного лечения применяется методика профессора Козявкина. Эта система реабилитации получила признание, как одна из 4-х наиболее эффективных при ДЦП во всем мире.

Обработаны результаты реабилитационной терапии 12 000 пациентов с церебральным параличом по этой системе: нормальный мышечный тонус достигнут в 94%, научились сидеть 62% детей, начали самостоятельно ходить 19%, сформирован правильный контроль положения головы у 75%, могут разжать кисть (ранее сжатую в кулак) 87% детей.

Целью реабилитации, которая отличается от медикаментозного лечения, является физическая и социальная адаптация ребенка, расширение его индивидуальных возможностей. Программа реабилитации разрабатывается индивидуально для каждого пациента. В реабилитационных центрах работают с каждым ребенком специалисты: реабилитологи, эрготерапевты, логопеды, неврологи, ортопеды, психологи, методисты лечебной физкультуры и массажа.

Когда начинать занятия по реабилитации ребенка с ДЦП?

Чем раньше начат реабилитационный курс лечения, тем более результативным он является. Желательно начать этот курс уже с годовалого возраста малыша. Помимо работы специалистов, требуется активное и постоянное участие родителей. В некоторых реабилитационных центрах созданы условия для длительного совместного пребывания в них родителей и ребенка.

Продолжительность реабилитации зависит от степени тяжести заболевания и индивидуальных возможностей ребенка. Иногда длительность восстановительного курса равна 6 месяцам, а для других детей – это год, полтора или два ежедневных упорных занятий. В некоторых случаях родители проходят курс обучения и занимаются по предложенной программе с ребенком дома.

Опыт работы с детьми с ДЦП свидетельствует о том, что программа строится на поэтапном достижении очередной поставленной цели, пусть даже незначительной. Это так называемый метод «дробной цели». Для одного ребенка это может быть возможность поменять положение тела, лежа на мате (самостоятельно перевернуться), для другого – самостоятельно сидеть, для третьего – удерживать ложку или чашку.

Результаты отражаются в специально заведенном календаре, с помощью которого можно отследить время, которое понадобилось для достижения поставленной цели. В итоге каждый день будет новой ступенькой в развитии и задаст мотивацию на дальнейшие занятия, укрепит надежду и веру в их результативность.

Невозможно достичь всего и сразу. Да и конечный результат реабилитации зависит от степени поражения головного мозга. В настоящее время считается, что поведенческие нарушения связаны с поражением именно высшей нервной деятельности, а не с мышечно-двигательной функцией, поэтому ребенок не в состоянии скоординировать и выполнить целенаправленное движение.

Реабилитологи занимаются планомерным развитием двигательных возможностей ребенка. Формирование физического тела влияет и создает условие для развития интеллекта, психики. Поэтому имеет значение ранний возраст детей для начала восстановительных занятий, когда интеллект еще можно развить.

Занятия по индивидуальной программе проводятся несколько раз в день. В среднем продолжительность одного сеанса 1-2 часа. И продолжительность занятия, и количество их подбираются конкретно для данного ребенка.

С годовалого возраста малыша занятия имеют игровую форму. Специальные игры способствуют моторно-сенсорной коррекции и развитию интеллекта: развиваются слух, зрение, чувствительность рук. Продолжительность занятий в этом возрасте от 10 мин. до часа. С самого начала реабилитация направлена на бытовую и социальную адаптацию ребенка.

Основой методик реабилитации является процесс тренировок, повторение определенных упражнений по формированию нового стереотипа движений, нагрузочная лечебная физкультура. Дополнительно используются мануальная терапия и массаж, лазерная рефлексотерапия, коррекция движений с помощью электростимуляции мышц и центров движения в головном мозге.

Ряд общих подходов в процессе реабилитации:

  • плавание рекомендуется всем детям: оно хорошо укрепляет мышцы; координация при движении и сохранение равновесия менее важны, поэтому заниматься могут все дети;
  • поэтапность нагрузок: постепенное увеличение времени занятий;
  • улучшение функции взаимодействия между полушариям головного мозга достигается специальными упражнениями: передвижение на четвереньках, занятие на шведской стенке с перехлестом рук, попеременное поднимание разносторонних руки и ноги при ходьбе и др.;
  • тренировка равновесия и координации движений: упражнения на «покачивающейся доске» стоя на двух ногах, затем на одной; медленная ходьба по наклонной доске; попытки поймать мяч; прыжки с использованием скакалки, игра в «классики»; ходьба на руках с удержанием за ноги; рисование руками в воздухе «восьмерок»;
  • ориентация в пространстве улучшается с помощью игры в мячи разного размера, использование тренажера «туннель»;
  • мелкую моторику развивают с помощью игры с мозаикой и паззлами, собирания палочек, игры на музыкальных инструментах.

Бальнеотерапия

Хороший результат дает бальнеотерапия, или лечение водными процедурами. В воде снимается напряжение мышц (что способствует увеличению объема активных движений), уменьшаются подергивания мышц. Применяются различные виды ванн (радоновые, хвойные, жемчужные, морские, скипидарные, кислородные и др.), гидромассаж, подводный массаж с аэрацией струи и озонированием.

Гальванические 4-камерные ванны «Веришофен» позволяют использовать комбинированное действие воды, тока и лекарственного средства (бишофита, хвойного экстракта, скипидара и др.).

Цветодинамическая квант-камера сочетает бассейн и лазерный душ. В бассейне имеется возможность проводить вытяжение позвоночника, разрабатывать суставы, использовать для массажа различные виды душа.

Дельфинотерапия

В Евпатории и во многих других крупных городах популярностью пользуется дельфинотерапия: психофизическая реабилитация происходит в процессе плавания и общения со специально подготовленными дельфинами. Курс дельфинотерапии должен быть не менее 2 недель. Лечение проводится круглый год.

Ребенок и животное взаимодействуют в виде игры. При этом ребенок получает не только массу новых положительных впечатлений, но и развивает свои возможности. Дельфин, прикасаясь к телу ребенка, стимулирует биологически активные точки. Ребенок трогает животное руками или ногами под наблюдением тренера, если у него имеются двигательные нарушения в них.

Постепенно элементы занятий усложняются. Кроме того, дельфин, все время работая плавниками, создает движение потоков воды и оказывает, таким образом, гидромассаж ребенку. В воде снимается нагрузка на суставы, тренируются мышцы.

Немаловажно и благоприятное эмоциональное воздействие: дельфин уменьшает психологическое напряжение, уходят чувства тревоги и гнева, появляются уверенность и инициативная активность у ребенка.

Иппотерапия

Уникальной по эффективности является иппотерапия (лечение с помощью лошадей), аналогов которой нет в мире. Во время тесного контакта с лошадью всаднику передается около 100 колебательных импульсов. Это способствует развитию моторики и формированию точных движений, активации мышечных рефлексов.

Ребенок получает двойной эффект: двигательный «тренажер» рук и ног для управления лошадью и «массажер с подогревом» (температура тела у лошади выше примерно на 2 градуса, чем у людей). Развивается способность удерживать равновесие и контролировать синхронность движений. У лошадей очень сильное биополе, они подпитывают детей положительной энергетикой.

Аппаратная разработка

Широкое применение нашли ортопедические аппараты, реабилитационные тренажеры, гимнастические мячи, лесенки, ходунки. Специально разработаны современные приборы механотерапии с программным обеспечением и биологически обратной связью для лечения детей с параличами.

Активно-пассивный тренажер «Велотон», «Тренажер Гросса» помогают развивать моторику, подвижность в суставах, стимулируют мышцы. Универсальная система Гросса позволяет проводить одновременное занятие на других тренажерах (на шведской стенке, беговой дорожке, роликовых коньках или велосипеде). Тренажер может использоваться и в бассейне, позволяя расширить набор водных упражнений. Одновременно устройство предохраняет ребенка от травм и падений.

«Массажер-наездник» имитирует процесс верховой езды, передает ребенку аналогичные двигательные импульсы.

Костюм «Спираль» позволяет формировать новый стереотип движений. Ребенка фиксируют в области таза, бедер и подмышек, подвешивают в специальной сетке. Инструктор раскачивает его. В головной мозг поступает правильный сигнал от мышц, и осваиваются новые навыки движений.

Предложенный российскими специалистами ортопедический пневмокомбинезон не только фиксирует суставы, но и вызывает напряжение мышц, благодаря чему конечности двигаются правильно. Совершенствуются и другие технологии, вспомогательные приспособления.


Санаторно-курортное лечение

В комплексе реабилитационного лечения детей с ДЦП может использоваться лечение в санаториях Одессы, Евпатории, Трускавца, Саки, где применяются такие эффективные методики, как:

  • физиотерапевтическое лечение (магнитотерапия, миотон, ультразвук, дарсонвализация);
  • грязелечение;
  • шиацу-терапия (массаж активных биоточек);
  • лазеротерапия;
  • массаж (позволяет снизить степень спазмирования мышц или их вялости);
  • монтессори-терапия (специальная методика по формированию умения концентрировать внимание, выработке самостоятельности);
  • занятия с логопедом;
  • занятия по методике Бобат (специальные упражнения в различных позах и со специальным оборудованием);
  • занятия по методике Пето (разделение каждого движения на отдельные акты и их разучивание).

Особенно эффективно комплексное использование методик и процедур.

Реабилитация детей с ДЦП требует продолжительного времени и активного участия родителей.

Резюме для родителей

Целью реабилитационного курса лечения является улучшение качества жизни ребенка и помощь ему в социальной и бытовой адаптации.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека