Физиологические основы психики человека. Шпаргалка: Физиологические основы психики и здоровья человека

Как и все явления человеческой психики, психические состояния причинно обусловлены. Они в такой же степени имеют отражательную природу, как и познавательные психические процессы, чувства и воля. «Человек - носитель и сенсорно-перцептивных, и мыслительных процессов, и интеллектуальных операций, и памяти, и эмоционально-оценочных, мотивационных процессов, представляющих в субъективной форме, его потребности, нужды» . Отражательная природа психики проявляется в рефлекторной деятельности. Известный советский психолог. С.Л. Рубинштейн утверждал: «Сказать, что психическая деятельность есть деятельность мозга, взаимодействующего с внешним миром, отвечающего на его воздействия, значит, в конечном счете, сказать, что это деятельность рефлекторная» .

Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что психическая деятельность ни в коем случае не сводится к рефлекторной, хотя по своему происхождению и основана на рефлексе. Это относится ко всем психическим явлениям, тем более к психическим состояниям, в которых выражается весь внутренний мир человека как относительно устойчивое и целостное отражение, в значительной степени преобразованное в индивидуальные психологические особенности функционирования психических процессов, свойств и качеств личности и социально-психологические особенности коллектива.

«Человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на окружающую среду и познавая ее, человек в тоже время субъективно переживает свое отношение к предметам и явлениям реального мира».

Следовательно, научное объяснение психических состояний возможно лишь на основе анализа физиологических процессов. И.П. Павлов Подчеркивал, что для понимания физиологической основы сложного поведения недостаточно представления только о деятельности отдельных центров нервной системы, что для этого нужно допустить«... функциональное объединение, посредством особенной проторенности соединения разных отделов центральной нервной системы, для совершения определенного рефлекторного акта» .

Рефлекторное происхождение психических состояний означает, что в них выражается ответная реакция человека на внешние или внутренние раздражения условных и безусловных рефлексов. В той или иной интерпретации эти выводы содержатся в трудах ученых, положивших начало теории рефлекса, хотя они и не выделяли психические состояния в особую форму психической деятельности. К такому выводу можно прийти уже при анализе трудов И.М. Сеченова. Рассматривая организм человека как единое целое, находящееся в неразрывной связи с окружающим миром, в котором «чувствование повсюду играет в сущности одну и ту же сигнальную роль» , он пишет, что чувственное возбуждение является активным началом, регулирующим всю психическую деятельность в целом и проявляющимся в возникновении определенных стремлений и желаний к действию.

Подчеркивая обусловленность психики воздействиями внешней и внутренней средь, И.М. Сеченов писал: «Первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна» . При этом он отмечает, что внешнее воздействие не является механическим отображением. Оно определенным образом переживается, порождая чувственные образы и являясь причиной действий. «Чувствование» и возбуждение рабочих органов к действию дает, по мнению И.М. Сеченова, два результата, в которых проявляются внешние воздействия на нервную систему. Основное начало, по его словам, это «...согласование обоих проявлений чувствования с движениями» . Важно подчеркнуть, что в этих мыслях просматривается идея о переживании человеком внешних и внутренних раздражений в своих чувствах и состояниях. Поддерживая физиологическую основу чувств и состояний, Е.А. Будилова пишет: «Превращение внешней энергии, воспринятой органами чувств, поддерживает бодрствование головного мозга, а с этим связано качественное своеобразие его работы, которое, по характеристике Сеченова, заключается в том, что воспринятые органами чувств «толчки извне влияют на работу не прямо, как чистые физические или механические импульсы, а через посредство психики, как чувствования» .

Если в трудах И.М. Сеченова содержится лишь тенденция к правильному пониманию рефлекторной природы психических состояний, то в учении И.П. Павлова и его последователей оно научно обосновано и экспериментально подтверждено. Понятие «состояние» Павлов применял не только к субъективному миру, изучаемому психологией, но и в большей мере к высшей нервной деятельности. В целях раскрытия механизма психических состояний необходимо обратиться к тому, что сказано И.П. Павловым и его учениками о состоянии коры головного мозга.

Понятие «состояние коры» не является у И.П. Павлова ни случайным, ни второстепенным. В учении о высшей нервной деятельности оно выступает наряду с такими понятиями, как «нервный процесс» и «тип высшей нервной деятельности». «Не зная состояния коры, нельзя правильно интерпретировать совершающиеся в ней нервные процессы» .

Чем же можно объяснить то или иное психическое состояние человека? Как его понять? От чего оно зависит? Эти вопросы И.П. Павлов считает особенно важными. «Не постоянное ли горе жизни состоит в том, спрашивает он, что люди большей частью не понимают друг друга, не могут войти один в состояние другого? Затем, где же знание, где власть знания о том, что мы могли бы, хотя и верно, воспроизвести состояние другого» . Единственный путь к пониманию этих психических явлений, по мнению И.П. Павлова, лежит в объективных исследованиях физиологии высшей нервной деятельности.

Ответная реакция организма осуществляется в результате безусловных и условных рефлексов. Однако организм реагирует не на всякие воздействия. В зависимости от того или иного психического состояния человек может никак не реагировать даже на очень сильные раздражители или, наоборот, проявлять бурную реакцию на слабое воздействие. «При сосредоточенном думании, отмечает И.П. Павлов, при увлечении каким-нибудь делом мы не видим и не слышим, что около нас происходит явная отрицательная индукция. Кто отделил бы в безусловных сложнейших рефлексах (инстинктах) физиологическое, соматическое от психического, т. е. от переживаний, могучих эмоций голода, полового влечения, гнева и т. д. Наши чувства приятного, неприятного, легкости, трудности, радости, мучения, торжества, отчаяния и т. д. связаны то с переходом сильнейших инстинктов и их раздражителей в соответствующие аффекторные акты, то с их задерживанием, со всеми вариациями либо легкого, либо затруднительного протекания нервных процессов, происходящих в больших полушариях... Наши контрастные переживания есть, конечно, явления взаимной индукции. При иррадиированном возбуждении мы говорим и делаем то, что в спокойном состоянии не допустили бы. Очевидно, волна возбуждения превратила торможение некоторых пунктов в положительный процесс» .

Итак, состояния организма зависят от тех нервных процессов, которые происходят в больших полушариях головного мозга, так как ими определяется состояние коры головного мозга (возбужденное или тормозное) . В то же время сами эти процессы во многом зависят от характера деятельности, значения поступающих сигналов для каждого человека, его отношения к выполняемым задачам и т. д., т. е. от его психического состояния. Конечно, «...первое необходимое условие для деятельного состояния больших полушарий, констатированное еще И.М. Сеченовым, это известный минимум внешних раздражений». Однако этот минимум может иметь в зависимости от конкретных условий самое различное выражение, так как «<...> те же самые раздражения, которые необходимы, для того чтобы поддерживать мозг в деятельном состоянии, при известных условиях вызывают как раз обратное - вызывают сон» .

Этот вывод И.П. Павлова имеет огромное значение при объяснении физиологической основы таких психических состояний как безразличие, снижение бдительности во время вахт, апатия в длительных плаваниях, особенно на таких боевых постах, где от человека требуются однообразные и монотонные действия. В нем раскрывается сущность именно физиологической основы, а не самих психических состояний, которые формируются на ней. Ибо в соответствии с учением И.П. Павлова функциональное состояние коры головного мозга это лишь своего рода раздражитель (пусковой механизм) всей психической деятельности. Как тот или иной раздражитель отразится на психическом состоянии человека, это зависит не только от состояния коры, но и от условий деятельности, индивидуальных особенностей протекания нервных процессов, личностных свойств и качеств, его идейных, деловых и нравственных характеристик.

Кроме того, следует иметь в виду, что если состояния коры очень динамичны, изменчивы, то психические состояния относительно устойчивы и длительны по времени. При одном и том же психическом состоянии состояние коры может быть самым различным, изменяясь от возбужденного к нормальному, бодрому и уравновешенному, переходя в зависимости от обстановки к тормозному, уравнительному, парадоксальному и даже ультра парадоксальному . Поэтому определение состояния коры еще не раскрывает физиологического механизма возникновения и развития психических состояний. Для его понимания необходимо также учитывать влияние укороченных рефлексов, смысл которых заключается в предварительной настройке тонуса нервных центров для выполнения реакции, «...в приведении исполнительных аппаратов в состояние готовности с тем, чтобы реакция была произведена на определенном уровне нервного и мышечного напряжения» . Не имея обычного завершающего конца в виде внешней реакции, укороченный рефлекс заканчивается лишь внутренними изменениями функционального состояния коры, обеспечивая нормальное соотношение между потребностями организма и реакцией исполнительных органов. Происходит как бы установка (настройка) состояния коры для своевременной реакции на важный для нас сигнал. В преобразованном виде эта установка и проявляется как определенное психическое состояние.

Кроме того, следует также иметь в виду, что соответствующая реакция на важный для нас сигнал обеспечивается, во-первых, высочайшей чувствительностью коры, во-вторых, текучестью и изменяемостью в работе больших полушарий, в-третьих, ясной их волнообразностью. «Это капитальный факт, пишет И.П. Павлов, с которым мы будем встречаться все чаще и чаще. Он является совершенно естественным результатом встречи, уравновешивания двух противоположных нервных процессов, раздражения и торможения, результатом, совершенно аналогичным, например, волнам третьего рода кровяного давления как результату взаимодействия прессорных и депрессорных иннерваций» .

Волнообразность разных пунктов полушарий и ее влияние на психические состояния человека явились предметом исследования многих ученых. Особый интерес в этом плане представляют работы по изучению волны «ожидания», которая как бы регулирует временные состояния коры. Это регулирование осуществляется за счет того, что волна ожидания «... имеет непосредственное отношение к процессам внимания, восприятия и замыканию временных связей и отражает субъективную оценку человеком поступающей информации» .

Волнообразность состояний разных пунктов полушарий и обусловленные ими психические состояния приобретают некоторую ясность с позиций учения о доминанте, которая рассматривается в физиологии как явление родственное по результатам условному рефлексу. Доминанта оказывает влияние на функциональное состояние всего головного мозга и на определенное время обусловливает направление и характер рефлекторной деятельности организма в целом. Она«... как бы притягивает к себе все возбуждения, приходящие в центральную нервную систему. Любое постороннее раздражение, вместо того чтобы вызвать ту рефлекторную реакцию, которая обычно за ним следует, лишь усиливает рефлекторное действие доминантного очага» . В силу этого доминанта оказывает влияние не только на формирование определенного психического состояния, но и может служить физиологической основой для его поддержания на определенном уровне длительное время. «Принцип доминанты не только нейрофизиологический принцип координации и поведения животного, но и психологический принцип, которому подчиняется психическая деятельность» .

Доминантный очаг возбуждения характеризуется не столько силой раздражителя, сколько его значением. Он поддерживает процессы в коре на необходимом уровне, обеспечивая ее активность. Психические состояния являются выражением этой активности в психической деятельности человека. Отсюда понятно, что хотя доминанта может вызвать в коре строго локализованный участок, на психических состояниях она отразится в зависимости от ее значения для человека.

Совокупным действием доминанты и укороченных рефлексов объясняется одно из наиболее характерных психических состояний моряков в походе - высокая бдительность на вахте. Хотя оно формируется под воздействием многих раздражителей, но при определяющем значении лишь некоторых из них. Взять, к примеру, вахту гидроакустика на подводной лодке. Для него высокая бдительность это сосредоточенность внимания на информации, поступающей от гидролокатора и шумопеленгатора. Но ведь он не просто принимает информацию, а анализирует, классифицирует, оценивает ее, принимает решения, докладывает свои выводы в центральный пост. По едва уловимым всплескам и импульсам на экране, по только ему известному характеру и своеобразию шумов он представляет, воссоздает своим сознанием действительную картину внешнего мира. В то же время он управляет работой своей аппаратуры, следит за показаниями приборов, наблюдает за положением корабля, его курсом и скоростью, отвечает на поступающие приказания, решает, как лучше их выполнить. Все это, а также и многое другое, что является для него особенно важным, определенным образом переживается, осознается и преобразуется в своеобразные психические состояния. Как они скажутся на выполнении им своих служебных обязанностей? Это зависит от их направленности, доминирующего внутреннего настроя (доминантного очага возбуждения) и степени готовности к действию, когда необходимая ответная реакция на возможные в будущем раздражения является реальностью в виде укороченного рефлекса.

Состояния коры больших полушарий головного мозга, а, следовательно, и психические состояния человека во многом зависят от значения того или иного раздражителя. Это имеет непосредственное отношение к успешному решению задач по их управлению формированием и развитием путем целенаправленного воздействия на высшую нервную деятельность . Причем значение раздражителя зависит не от силы воздействия, а от его содержания. Не количество или качество раздражителей определяет реакцию, а решающую роль здесь имеет сигнальное значение данного раздражителя. В этой зависимости содержится возможность воздействия на состояние коры путем применения способов, направленных на создание мотивационного возбуждения в отдельных областях головного мозга, и повышения активности ретикулярной формации. «Практически общая внешняя информация, попадающая в нашу центральную нервную систему, неизбежно сопоставляется и оценивается на весах этой доминирующей в данный момент мотивации» .

Рассматривая физиологические основы психических состояний можно составить достаточно цельное представление о закономерностях их формирования как результате внутренней потребности проявляющейся в целенаправленных поведенческих актах, приводимых в действие доминирующими мотивационными возбуждениями. Созданное доминирующей мотивацией возбуждение производит избирательное извлечение генетического и индивидуально приобретенного опыта из памяти и создает так называемую предпусковую интеграцию возбуждений, которая может приводиться в действие условными раздражителями. В зависимости от условий деятельности в качестве таких раздражителей выступают самые различные внешние или внутренние агенты. В том числе соответствующий настрой на определенную работу, готовность к действиям, передача информации и т. д. Главное заключается в том, что у человека непосредственные раздражения подвергаются высшему второсигнальному контролю, и поэтому их воздействие зависит как от целей деятельности, свойств и качеств личности, так и от социального окружения.

Однако возможности этого контроля и избирательной регуляции в сложных условиях деятельности, что особенно характерно для личного состава кораблей в длительных океанских плаваниях, значительно затруднены. Предельное напряжение физиологических систем организма в походах сопровождается большими нагрузками на центральную нервную систему и отражается на состоянии коры головного мозга. В психических состояниях моряков это влияние окружающей обстановки и условий деятельности выражается в форме астенических реакций, имеющих отчетливую характеристику утомления или даже переутомления. Следствием особых условий длительного плавания, отмеченным многими исследователями, является снижение возбудимости центральных нервных аппаратов, развитие негативной адаптации и формирование на этой основе психических состояний астенического типа.

Руководствуясь основными положениями высшей нервной деятельности, корабельные врачи и ученые-медики проводят на кораблях исследования по определению физиологических и психологических возможностей моряков при решении учебно-боевых задач. Многие из них направляют свои усилия на облегчение адаптации человека к условиям корабельной службы в длительных плаваниях и пытаются выработать рекомендации, направленные на предупреждение или локализацию отрицательного влияния на результаты деятельности личного состава наиболее вредных объективных факторов . В этих исследованиях установлено, что «в условиях длительного плавания стереотипность судовой жизни сопровождается многообразными реакциями нервных регуляторных механизмов, носящих компенсаторный характер. Диапазон изменений нервной системы у моряков в море весьма широк, вплоть - до неврозов дизадаптации. Качественные изменения взаимосвязи человека с окружающей средой в условиях плавания с постоянной сменой климатических зон и времени могут рассогласовывать различные функции организма. В центральной нервной системе кроме обычных ритмов есть еще и сверхдлинные ритмы, в течение которых происходят изменения чувствительности организма к внешним воздействиям. Не исключено, что работоспособность и самочувствие человека тоже связаны с этими ритмами» . Причины возникновения тормозного состояния у корабельных специалистов-операторов во время вахт являются предметом систематического исследования. Основываясь на научном обобщении полученных результатов, современные исследования развивают и углубляют основные положения физиологии высшей нервной деятельности, раскрывают физиологические основы психических состояний и тем самым открывают широкие перспективы их практического использования в работе с личным составом. Они создают благоприятные предпосылки для разработки научно аргументированных рекомендаций по целенаправленному формированию психических состояний и управлению ими в целях повышения эффективности выполнения задач экипажами кораблей в длительных океанских плаваниях.

Введение…………………………………………………………………..…...... 3

1. Структура психики человека………………………………………….…...... 5

2. Основные психические процессы человека……………………………....... 7

3. Психические состояния. Их воздействие на деятельность людей….......... 14

4. Психические свойства человека………………………………………...….. 19

Заключение……………………………………………………………………... 24

Список используемой литературы………………………………….…...…..... 25

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной контрольной работы «Основные формы проявления психики человека» занимает важное место при изучении психологии личности в рамках дисциплины «Психология и педагогика».

Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике человека. Подобные знания помогают в решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. В более широком плане такие знания активно используются специалистами разных отраслей для решения, например, проблем рационального распределения функций между человеком и компьютером, проблем проектирования автоматизированных рабочих мест специалистов разных профилей, проблем разработки систем искусственного интеллекта, робототехники и других.

Проблемное изложение темы обуславливается тем, что проявления психики человека нельзя рассматривать только через изучение деятельности мозга. Конечно, «тесная связь психики и деятельности головного мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга приводят к неполноценности психики. Хотя головной мозг - это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, его источником является внешний мир». То есть, именно через взаимодействие человека с окружающей его материальной и духовной средой и происходит развитие, формирование, функционирование и проявление психического. Поэтому в работе необходимо рассматривать основные формы проявления психики человека не просто как результат работы нашей нервной системы, а в первую очередь, как результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих потребностей, совершает определенные поступки. Психические процессы, состояния и свойства вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом. Хотя все формы проявления психики исследуются отдельно, в действительности они связаны друг с другом и составляют единое целое.

1. Структура психики человека

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер; труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т. е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Психика человека сложна и многообразна по своим проявлениям. Выделяют три крупные группы психических явлений (см.таблицу 1).

Таблица 1.Структура психики человека.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий.

Психические свойства личности – это высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно и является результатом отражательной и практической деятельности.

2. Основные психические процессы человека

Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Ощущения - объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей. Как мы ощущаем? Для того чтобы мы осознали какой-либо фактор или элемент действительности, нужно, чтобы исходящая от него энергия (тепловая, химическая, механическая, электрическая или электромагнитная) прежде все-го была достаточной, чтобы стать стимулом, то есть возбудить какой-либо из наших рецепторов. Только тогда, когда в нервных окончаниях одного из наших органов чувств возникнут электрические импульсы, и сможет начаться процесс ощущения. Наиболее распространенная классификация ощущений - И.Шеррингтона:

1) экстерорецептивные - возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;

2) интерорецептивные - сигнализируют о том, что происходит в организме (голод, жажда, боль);

3) проприорецептивные - расположены в мышцах и сухожилиях.

Общую массу экстерорецептивных ощущений схема И. Шеррингтона позволяет разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая чувствительность (чувство голода, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощущений), затем появились контактные, прежде всего тактильная (ощущения давления, прикосновения) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые, и особенно зрительные системы рецепторов.

Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием («перцепция»). К основным качествам восприятия относят следующие:

1) Восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности человека. Эта особенность называется аперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся системой образов, знаний, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям). Люди, обитающие в круглых жилищах (алеуты), с трудом ориентируются в наших домах с обилием вертикальных и горизонтальных прямых линий. Фактор аперцепции объясняет значительные различия при восприятии одних и тех же явлений различными людьми или одним и тем же человеком в разных условиях и в разное время.

2) За сложившимися образами предметов восприятие сохраняет их размеры и цвет независимо от того, с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом видим. (Белая рубашка остается для нас белой и на ярком свету ив тени. Но если бы мы видели только небольшой ее кусок через отверстие, она показалась бы нам в тени скорее серой). Эта особенность восприятия называется константностью.

3)Человек воспринимает мир в форме отдельных предметов, независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер.

4)Восприятие как бы «достраивает» образы воспринимаемых им предметов, дополняя данные ощущений необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия.

5)Восприятие не сводится только к образованию новых образов, человек способен осознавать процессы «своего» восприятия, что позволяет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия.

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать реакцию, которая и позволит нам «настроить» на нее свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия называется вниманием. Без него восприятие невозможно.

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие:

1. Концентрированность. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека.

2. Интенсивность. Характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом.

3.Устойчивость. Способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека.

4.Объем – количество однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания взрослого человека - от 4 до 6 объектов, у ребенка - не более 2-3. Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида. Имеют также значения характеристики воспринимаемых объектов и профессиональные навыки самого субъекта.

5. Распределение, то есть способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы несколько фокусов, центров внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из поля внимания. Наполеон мог, по некоторым свидетельствам, диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов одновременно.

6. Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. С переключением функционально связаны и два разнонаправленных процесса: включение и отключение внимания. Переключение может быть произвольным, тогда его скорость – это показатель степени волевого контроля субъекта над своим восприятием, и непроизвольным, связанным с отвлечением, что является показателем либо степени неустойчивости психики, либо свидетельствует о появлении сильных неожиданных раздражителей.

Память - познавательное качество, механизмы и процессы, обеспечивающие запоминание человеком, сохранение и воспроизведение опыта и значимой информации. Запоминание, сохранение, узнавание, припоминание и воспроизведение - основные процессы памяти./3, с.94/

Принято различать механическое и смысловое запоминание. Процесс механического запоминания скучен. Внутренние, существенные связи явлений, событий при этом не вскрываются, требуются многократные повторения. Смысловое, или логическое, запоминание опирается на глубокое проникновение в смысл явлений или предметов. Сохранение – непассивный процесс удержания информации. В психологии раскрыта зависимость сохранения от установок личности (профессиональная направленность памяти, злопамятство эмоциональной памяти), условий и организации заучивания. Особую роль в сохранении информации, алгоритмов действий играет практическое их применение, практика. Воспроизведение - процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение бывает непроизвольное, когда мысль всплывает в памяти без намерения личности и произвольное, когда устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти. Лучшим вспомогательным средством припоминания является опора на узнавание. Сопоставляя несколько сходных идей или образов, человек может легче вспомнить, а иногда и просто узнать среди них нужные.

Память развивается в борьбе с забыванием. Забывание - процесс, обратный запоминанию. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей.

Различают следующие типы памяти: словесно-логический и образный. Образную память подразделяют на зрительную, слуховую, двигательную. В зависимости от установки на длительность сохранения (помнить в течение нескольких минут или удерживать в сознании длительное время) выделяют краткосрочную и долговременную память.

Мышление - психический познавательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и сложных связях и отношениях. Мышление невозможно без языка. Благодаря мышлению человек познает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения.

Основными формами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения. Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения бывают истинными или ложными. Умозаключение - вывод о тех или иных предметах, явлениях, процессах. Различают два основных вида умозаключения:

1) индуктивные (индукция) умозаключение от частных случаев к общему положению

2) дедуктивные (дедукция) - от общего положения (суждения) к частному случаю.

Синтез - восстановление расчлененного в целое на основе вскрытых анализом существенных связей. Операция сравнения заключается в сопоставлении вещей, явлений, их свойств и выявлении общности или различий между ними. Операция абстракции состоит в том, что человек мысленно отвлекается от несущественных признаков изучаемого предмета, выделяя в нем основное, главное. Обобщение сводится к объединению многих предметов явлений по какому-то общему признаку. Конкретизация - это движение мысли от общего к частному, нередко это выделение каких-то определенных сторон предмета или явления. Классификация предполагает отнесение отдельного предмета, явления к группе предметов или явлений. Это подведение частного под общее, осуществляемое обычно по наиболее существенным признакам. Систематизация - это мысленное расположение множества объектов в определенном порядке. В зависимости от характера познавательной деятельности человека в психологии различают мышление наглядно-действенное, образное и отвлеченное.

Наглядно-действенное мышление проявляется непосредственно в процессе деятельности человека. Образное мышление протекает на основе образов, представлений, которые человек воспринимал и усвоил раньше. Отвлеченное, абстрактное мышление осуществляется на основе понятий, категорий, которые имеют словесное оформление и образно не представляются.

Мышление каждого человека характеризуется определенными качествами: глубина, гибкость, широта, быстрота, целеустремленность, самостоятельность и некоторые другие.

Речь - это психический процесс использования языка с целью обмена информацией, общения и решения других задач. Речь человека развивается и проявляется в единстве с мышлением. Содержание и форма речи человека зависят от его профессии, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний и т. д. С помощью речи люди общаются между собой, передают знания, оказывают влияние друг на друга, воздействуют на себя. Речь в профессиональной деятельности является носителем информации и средством взаимовоздействия. В речевой деятельности специалиста можно выделить речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю, диалогическую и монологическую, обыденную и профессиональную, подготовленную и неподготовленную.

Воображение - это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека. Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты и последствия своих действий и поступков. Оно позволяет создавать программы поведения в ситуациях, характеризуются неопределенностью.

Воображение бывает активным и пассивным. В психологии различают два вида активного воображения: воссоздающее и творческое. Например, опытный юрист на основе отдельных фактов, следов происшествия как бы воссоздает достаточно полно картину ситуации. Творческое воображение - это процесс создания новых образов, т.е. образов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Изобретательство, рационализаторство, выработка новых форм обучения и воспитания основываются на творческом воображении. Воображение может быть и пассивным, уводящим человека от действительности, от решения практических задач. Человек как бы уходит в мир фантазии и живет в этом мире, ничего не предпринимая (маниловщина) и тем самым, отдаляясь от реальной жизни. Ценность личности определяется тем, какие виды воображения в ней преобладают: чем более активные и значимые, тем более зрелая личность.

3. Психические состояния. Их воздействие на деятельность людей

Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью. Они могут быть личностные и ситуативные, глубокие и поверхностные, кратковременные и затяжные, положительные и отрицательные. Но в них может преобладать какой-то тип процессов, придающий им особую окраску. На этом основании их делят на эмоциональные (волнение, переживание, тревога и др.), познавательные (интерес, внимательность), волевые (собранность, мобилизованность). Поступки человека, его деятельность зависят от его психического состояния.

Рассмотрим, как влияют на профессиональную деятельность положительные и отрицательные психические состояния человека.

Большое значение для эффективности трудовой деятельности имеет психическое состояние профессиональной заинтересованности. Специалист имеющий сильный профессиональный интерес, сам ищет ситуации, которые позволили бы ему пережить состояние профессиональной заинтересованности, то есть работает активно, с полной отдачей сил, знаний и способностей. Для состояния профессиональной заинтересованности характерны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью, и при этом указанные объекты начинают занимать господствующее положение в сознании специалиста. Наконец, состояние профессиональной заинтересованности в подавляющем большинстве случаев сопровождается приятными эмоциональными переживаниями.

Разнообразие и творческий характер профессиональной деятельности делают возможным возникновение у работника психических состояний, близких по своему содержанию и структуре к состоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Состояние творческого вдохновения представляет собой сложный комплекс интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Оно выражается в творческом подъеме; обострении восприятия; возрастании воображения; возникновении целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений; проявлении обилия мыслей и легкости нахождения существенного; полной сосредоточенности и росте физической энергии, которые приводят к очень большой работоспособности, к психическому состоянию радости творчества и нечувствительности к усталости.. Вдохновение профессионала - это всегда единство его таланта, знаний и кропотливого каждодневного труда.

Во многих профессиях важную роль играет решительность как психическое состояние готовности быстро принять решение и привести его в исполнение. Однако решительность - это ни в коем случае не спешка, торопливость, необдуманность, излишняя самоуверенность. Необходимыми условиями решительности являются широта мышления, проницательность, мужество, большой жизненный и профессиональный опыт, знания, планомерность работы. Поспешная же «решительность», как и нерешительность, то есть психическое состояние, характеризуемое недостатком психологической готовности принять решение и ведущее к необоснованной отсрочке или невыполнению действий, чреваты неблагоприятными последствиями и не раз приводили к жизненным, в том числе и профессиональным, ошибкам.

Наряду с положительными состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности могут возникать и отрицательные (астенические) психические состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят и к возникновению состояния психической напряженности.

Отметим состояние «деловой» напряженности, то есть напряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности или работы в экстремальных условиях. Здесь эмоциональное напряжение является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности, т. к. сознательной оценке всегда предшествует эмоциональная, выполняющая функцию предварительного отбора гипотез. Выступая против ошибочных вербальных оценок, эмоции могут выполнять положительную функцию «коррекции» поисковой деятельности, приводящей к объективно верным результатам.

То есть даже отрицательные эмоции могут выполнять положительную роль в связи с тем, что происходит взаимодействие «интеллектуальных» и «ситуативных» эмоций.

Но воздействие экстремальных условий деятельности может привести к возникновению у человека специфического состояния нервно-психологической напряженности, называемого стрессом. Это такое эмоциональное напряжение, которое в той или иной степени ухудшает протекание жизнедеятельности, снижает работоспособность человека и его надежность в работе. По отношению к стрессу у человека не возникает целенаправленных и адекватных реакций. В этом заключается основное отличие стресса от напряженной и трудной задачи, на которую (вне зависимости от ее тяжести) человек, выполняющий ее, реагирует адекватно. В состоянии стресса возникают затруднения в осуществлении функций, связанных с направленностью мышления на решение определенных задач. Это происходит ввиду того, что стресс выступает как фактор, разрушающий предварительное «эмоциональное планирование», а в конечном итоге и всю схему предстоящей деятельности или общения. При сильном стрессе возникает общая реакция возбуждения, и поведение человека становится дезорганизованным, уровень исполнения резко падает. Еще большее усиление стресса приводит к общему торможению, пассивности, бездеятельности. Причиной стресса выступают эмоционально-отрицательные раздражители (например, неудачи в деятельности и общении, боязнь критики или принятия ответственного решения, «цейтнот», перегрузка информацией и т. д.).

Состояние стресса у человека нередко может сопровождаться таким сложным психическим состоянием как «беспокойство», «тревога», «тревожность». Тревожность - это психологическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражающееся в специфических переживаниях и реакциях. Но состояние тревожности не всегда препятствует успешной деятельности. Здесь все зависит, с одной стороны, от конкретного содержания, глубины и длительности состояния тревожности, а с другой - от адекватности этого состояния вызвавшим его раздражителям, от наличия или отсутствия самоконтроля, от форм реакции и степени «вязкости» данного состояния. Так, тревожность будет положительным психическим состоянием, если она вызывается у человека из-за того, что он близко к сердцу принимает судьбы других людей, дело, которому служит. «Мягкие» формы тревожности служат человеку в качестве сигнала к устранению имеющихся в работе недостатков, к воспитанию решительности, смелости, уверенности в собственных силах. Если же тревожность возникает по ничтожным причинам, неадекватна объектам и ситуации, ее вызвавшим, принимает формы, свидетельствующие о потере самоконтроля, является длительной, «вяз-кой», плохо изживается, то такое состояние, безусловно, отрицательно влияет на осуществление деятельности и общения.

Трудности и возможные неудачи в жизнедеятельности при определенных условиях могут привести к возникновению у человека не только психических состояний стресса и тревожности, но и состояния фрустрации. Применительно к человеку фрустрацию в самом общем виде можно определить как сложное эмоционально-мотивационное состояние, выражающееся в дезорганизации сознания, деятельности и общения и возникающее в результате продолжительного блокирования целенаправленного поведения объективно непреодолимыми или субъективно так представляемыми трудностями.

Фрустрация проявляется тогда, когда лично значимый мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а возникшее при этом чувство неудовлетворенности достигает степени выраженности, превышающей «порог терпимости» конкретного человека, и проявляет тенденцию к стабилизации. Типичными реакциями на воздействие фрустраторов, т. е. ситуаций, вызывающих фрустрацию, являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм, регрессия, депрессия и др.

Действие фрустраторов может приводить и к тому, что человек подменяет деятельность, оказавшуюся блокированной, другой, которая для наиболее доступна или представляется таковой. Частный выход из состояния фрустрации путем перемены деятельности приводит к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости, организованности, целенаправленности.

4. Психические свойства человек а

Характером называют индивидуальное (свойственное данному человеку) сочетание устойчивых психических особенностей, черт, атрибутов, данных. Характер во многом определяет способ поведения человека в различных жизненных ситуациях и обстоятельствах. Из определения характера следует наличие у каждого человека некоторых основных (доминирующих), явно выраженных и остальных, слабо выраженных черт.

Черты характера определяются по особенностям поведения человека, причем именно на этом основании проводятся различные классификации (типологии) характеров. Наиболее явная классификация связана с разделением людей на слабых «бесхарактерных» и на решительных или, как говорят, людей «с сильным характером». Человек с сильным характером проявляет настойчивость и волю при решении своих проблем, он самостоятелен, независим, упорен. Заметим при этом, что такой человек совсем не всегда правильно понимает стоящие перед ним задачи. Другими словами, сильный характер не обязательно связан напрямую с развитыми интеллектуальными способностями, хотя и способствует их развитию.

С другой стороны, «бесхарактерный» человек может обладать творческой и интеллектуальной одаренностью, однако не способен к реализации этих задатков в условиях трудностей реальной жизни. Его жизненное кредо - «плыть по течению», такие люди зависят от обстоятельств, но не создают их.

В итоге одни люди предпочитают деятельность, связанную с постоянным преодолением трудностей, другие - работу в условиях, не требующих постоянного преодоления препятствий и решения сложных проблем. Люди с одним типом характера чрезвычайно чувствительны к собственным успехам и успехам окружающих, другой тип характера в большей степени ценит спокойствие и отсутствие необходимости принимать самостоятельные решения. Внешне различные типы характеров проявляются через манеру поведения, через способы реагирования на поступки других людей. Так, человек может быть грубым или деликатным, уважительным или бесцеремонным, вежливым или не обращающим внимание на окружающих.

Существуют различные типы классификаций характеров. Например, одна из наиболее ранних классификаций связывала тип характера с типом физического сложения человека. В её рамках определялись такие типы характера, как астенический, свойственный худым, высоким людям; пикнический, свойственный полным людям, и т.д. Более развиты классификации, основанные на оценке стиля общения человека с другими людьми и на отношении человека к трудовой деятельности. Одна из таких классификаций, разработанная немецким психологом и психиатром Карлом Леонгардом, включает 12 типов характера.

1. Гипертимный тип. Люди оптимистичны, инициативны, словоохотливы, энергичны, весьма контактны, часто имеют «приподнятое настроение». Однако любят «перескакивать» с темы на тему, легкомысленны, склонны к прожектерству, трудно переносят дисциплину, одиночество, упорную работу.

2.Демонстративный тип. Характер, проявляющий легкость установления межличностных контактов, стремление к лидерству, одобрению и похвалам. Свойственны властолюбие, самоуверенность, часто хвастовство и желание не столько работать, сколько руководить.

3. Экстравертный тип. Люди с таким характером контактны, имеют много знакомых и друзей, любят общественные развлечения, все их интересы направлены во внешний мир.

4. Дистимный тип. Такие люди отличаются низкой контактностью с окружающими, склонны к пессимизму, домоседству, замкнутому образу жизни, отличаются серьезностью, добросовестностью, они ценят своих друзей, обладают обостренным чувством справедливости.

5.Интравертный тип. Люди - интраверты «погружены в себя», замкнуты, не нуждаются в общении, сдержанны, часто производят впечатление людей «оторванных от жизни».

6.Циклоидный тип. Отличительная черта - частая смена настроения и, как следствие этого, манеры поведения. Эти люди ведут себя как гипертимики в периоды душевного подъема и как дистимики - в периоды плохого настроения.

7.Застревающий тип. Отличительной чертой является определенная занудливость, «застревание» на часто незначимых участках работы. Такие люди стремятся к достижению высоких результатов, требовательны к себе, однако для них сложно вести динамическую работу, требующую постоянного переключения с одних вопросов на другие.

8.Педантичный тип. Люди с таким характером часто проявляет себя как бюрократы, они обладают чрезмерной аккуратностью, стремлением к абсолютному порядку, хотя и являются при этом добросовестными, аккуратными работниками, серьезными и надежными исполнителями.

9.Тревожный тип. Людям с таким характером свойственны неуверенность, робость, низкая контактность с окружающими. Однако такие люди серьезны, самокритичны, дружелюбны и исполнительны.

10.Эмотивный тип. Люди с таким характером предпочитают общение только с узким кругом избранных, они часто тщательно скрывают от всех свои обиды, не показывая их окружающим, обладают обостренным чувством долга, они сострадательны, добры, хотя и чрезмерно чувствительны.

11.Экзальтированный тип. Основные черты - повышенная восторженность, часто не имеющая достаточных оснований, переменчивость настроения при яркости и искренности чувств.

12.Возбудимый тип. Основные черты -- импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями, вспыльчивость.

Данная классификация характеров не является полной, выделенные в ней типы характеров часто пересекаются друг с другом по многим параметрам. Реально существует бесконечное множество типов характеров, каждый из которых представляет собой определенную комбинацию отдельных черт.

Темперамент определяется как часть черт свойств характера, связанных с относительно быстрыми реакциями на изменение ситуации. Другими словами, темперамент определяет динамические черты характера и психики человека. На сегодняшний день вслед за Гиппократом в психологии выделяют 4 основных типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной психикой, легко реагирующий на изменения ситуации, подвижный и в физическом, и в психическом плане, человек, нормально реагирующий на удачи и неприятности. Поведение сангвиника отличает любознательность, открытость, интерес к разнообразным событиям внешнего мира.

Меланхолик - человек с легко ранимой психикой, склонный глубоко и, возможно, не вполне адекватно переживать даже незначительные неудачи. Вяло реагируют на окружающий мир. Люди этого типа обладают скорее слабым типом нервной системы. Их поведение выглядит нерешительным, они склонны к бесконечным колебаниям и не способны к быстрому принятию решений. Наиболее типичными реакциями на внешний мир являются страх, неуверенность, растерянность, склонность к обороне.

Флегматик - тип человека, который и внешне, и внутренне невозмутим и спокоен. Отсутствием взрывчатости своего внешнего поведения люди этого типа схожи с меланхоликами. Но флегматик принципиально отличается своим устойчивым внутренним миром. Он обладает сильным типом нервной системы, что проявляется в наличии устойчивых и явно выраженных стремлений и желаний, в устойчивом, сбалансированном спокойном настроении. Люди этого типа мало подвержены воздействию внешних неприятностей, инертны и уравновешенны в поведении.

Холерик - тип людей, обладающих неуравновешенным характером и сильной нервной системой. Внешне действия холерика отличаются быстротой, страстностью и целеустремленностью. Холерик всегда погружен в свои дела, о таких людях говорят: «Горит на работе и не замечает ничего, кроме своих целей». Эти люди весьма эмоционально возбудимы. Поведению холерика свойственны черты преодоления, борьбы, при наличии внешнего сопротивления такой человек легко впадает в ярость, проявляет гнев, агрессию.

Из приведенных определений разных типов темпераментов можно заключить, что по многим чертам типы темпераментов и типы характеров пересекаются. В определенном смысле классификация людей по типам темперамента представляет собой частный случай классификации по типам характера.

Способности личности - свойство, связанное с особыми качествами личности, которые благоприятствуют быстрому и относительно легкому овладению каким-то делом, эффективному его осуществлению и прогрессирующей успешностью. Различают частные способности и способности к определенной профессии. К частным относят интеллектуальные, творческие, деловые, организаторские, художественные и др. Они обусловлены особым развитием отдельных качеств. Способности к определенному виду деятельности - это всегда личностный комплекс. Они включают отдельные частные способности и качества, относящиеся к другим свойствам - направленности, характеру. Работа не по способностям - малопродуктивна трудна, в тягость.

Направленность личности - ее ведущее психологическое свойство, в котором представлена система ее побуждений к жизни и деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности. Ее микроструктура включает в себя мировоззрение, потребности человека, его идеалы и жизненные цели, а также интересы, социальные установки, склонности и мотивы.

Заключение

В заключении стоит отметить, что данная работа имеет практическое значении. Знание особенностей психических явлений очень важно для каждого человека. С помощью психических процессов мы познаем мир. Описанные в работе особенности нашего восприятия, мышления, памяти, речи подскажут каждому, как развивать и совершенствовать те или иные процессы, так как это важно для познавательной деятельности. Психические состояния могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на деятельность человека в целом. Необходимо учиться контролировать свои состояния для того, чтобы добиваться более высоких профессиональных результатов. Также это важно для коммуникации и самореализации личности. Психические свойства, выражающиеся в способностях, направленности личности, ее темпераменте и характере, играют определяющую роль для человека в выборе профессии, рода занятий, увлечений, хобби. Вот почему необходимо определить основные черты своего характера, узнать к какому типу темперамента вы относитесь. Все эти знания помогут реализовать себя в жизни и найти свое призвание.

Список используемой литературы

1. Веккер Л.М. Психика и реальность. – М., 1993.

2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений в 3 кн. - 4-е изд. - М.: Владос, 2003.

3. Радугин А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. - М.: Центр, 2003.

4. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. – Санкт-Петербург, 1999.

5. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2001.

6. Рогов Е.И. Общая психология. - М., 1995.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995.

8. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2004.

Физиологические основы психики человека

Строение, функционирование и свойства центральной нервной системы.

Проблема возникновения сознания рассматривается с различных позиций. С одной точки зрения сознание человека имеет божественное происхождение. С другой точки зрения возникновение сознания у человека рассматривается как закономерный этап эволюции животного мира.

В этом разделе мы познакомимся со строением и особенностями функционирования нервной системы человека. Сразу оговоримся, что наше знакомство не будет носить характер глубокого изучения, поскольку более подробно функциональное строение нервной системы изучается в рамках других дисциплин, в частности анатомии нервной системы, физиологии высшей нервной деятельности и психофизиологии.

Нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и перифе­рического. Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг состоит, в свою очередь, из переднего, среднего и заднего мозга. В этих основных отделах центральной нервной системы также выделяются важнейшие структуры, имеющие непосредственное отношение к функциониро­ванию психики человека: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок, продолговатый мозг (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Основные отделы центральной нервной системы человека

Практически все отделы и структуры центральной и периферической нервной системы задействованы в по­лучении и переработке информации, однако особое значение для психики человека имеет кора головного мозга, которая совместно с подкорковыми структурами, входящими в передний мозг, определяет особенности функ­ционирования сознания и мышления человека.

Центральная нервная система связана со всеми органами и тканями человеческого организма. Эту связь обес­печивают нервы, которые выходят из головного и спинного мозга. У человека все нервы подразделяются на две функциональные группы. К первой группе относятся нервы, которые проодят сигналы из внешнего мира и структур организма. Нервы, входящие в эту группу, называются афферентными. Нервы, которые проводят сигналы из ЦНС к периферии (органы, мышечные ткани и т. д.), входят в дру­гую группу и называются эфферентными.

Сама центральная нервная система представляет собой скопление нервных клеток - нейронов . Эти нервные клетки состоят из нейрона и древовидных отростков, называемых депдритами. Один из таких отростков удлинен и соединяет нейрон с телами или отростками других нейронов. Та­кой отросток получил название аксон. Часть аксонов покрыта специальной оболочкой - миелиновой оболочкой, которая обеспечивает более быстрое проведение импульса по нерву. Места соединений од­ного нейрона с другим называют синапсами.

Большинство нейронов являются специфическими, т. е. выполняют определен­ные функции. Например, нейроны, обеспечивающие проведение импульсов от пе­риферии к ЦНС, называются «сенсорными нейронами». В свою очередь, нейроны, отвечающие за передачу импульсов от ЦНС к мышцам, называются «двигатель­ными нейронами». Нейроны, отвечающие за обеспечение связи одних участков ЦНС с другими, называются «нейронами локальной сети».

На периферии аксоны соединяют­ся с миниатюрными органическими устройствами, предназначенными для восприятия различных видов анер­гии (механической, электромагнит­ной, химической и др.) и преобра­зования се в энергию нервного им­пульса. Эти органические устройства называются рецепторами. Они расположены по всему организму человека. Особенно много рецепторов в ор­ганах чувств, специально предназна­ченных для восприятия информации об окружающем мире.

Исследуя проблему восприятия, хранения и переработки информации, И. П. Павлов ввел понятие анализатора. Данное понятие обознача­ет относительно автономную органическую структуру, обеспечивающую переработку специфической сенсор­ной информации и прохождение ее на всех уровнях, включая ЦНС. Следовательно, каждый анализатор состоит из трех структурных элементов: рецепторов, нервных волокон и соответствующих отделов ЦНС (рис. 4.5).

Как мы уже говорили, существуют несколько групп рецепторов. Это подразделение па группы вызнано способностью рецепторов воспринимать и перерабаты­вать только один вид воздействий, поэтому рецепторы делятся на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные и др. Информация, полученная с по­мощью рецепторов, передается далее в соответствующий отдел ЦНС, включая кору головного мозга. При этом следует отметить, что информация от одинако­вых рецепторов поступает только в определенную область коры головного мозга. Зрительный анализатор замыкается на один участок коры, слуховой - на другой и т. д.

Следует подчеркнуть, что вся кора головного мозга может быть разделена на отдельные функциональные зоны. При этом можно выделить не только зоны ана­лизаторов, но и двигательные, речевые и др. Так, в соответствии с классификаци­ей К. Бродмана кору головного мозга можно разделить на 11 областей и 52 поля.

Рассмотрим более подробно строение коры головного мозга (рис. 4.6, рис. 4.7, рис. 4.8). Она представляет собой верхний слой переднего мозга, образованный в основном вертикально ориентированными нейронами, их отростками - дендритами и пучками аксонов, идущими вниз, к соответствующим отделам мозга, а так­же аксонов, передающих информацию от нижележащих мозговых структур. Кору головного мозга подразделяют на области: височная, лобная, теменная, затылочная, а сами области делятся на еще более мелкие участки - поля. При этом следует отметить, что поскольку в головном мозге выделяют левое и правое полушария,

то и области коры головного мозга со­ответственно будут подразделяться на левые и правые.

По времени возникновения отделов коры головного мозга в процессе филогенеза человека кору головного мозга подразделяют на древнюю, старую и новую. Древняя кора имеет только один слой клеток, которые не полно­стью отделены от подкорковых струк­тур. Площадь древней коры равна при­мерно 0,6 % площади всей коры головного мозга.

Старая кора также состоит из одно­го слоя клеток, но она полностью отде­лена от подкорковых структур. Ее пло­щадь равна примерно 2,6% площади всей коры. Большую же часть коры за­нимает новая кора. Она обладает наи­более сложной, многослойной и разви­той структурой.

Информация, полученная рецепто­рами, передается по нервным волок­нам в скопление специфических ядер таламуса, и через них афферентный импульс попадает в первичные проек­ционные зоны коры головного мозга. Эти зоны представляют собой конеч­ные корковые структуры анализатора. Например, проективная зона зритель­ного анализатора располагается в заты­лочных отделах больших полушарий, а проективная зона слуховых анализа­торов - в верхних участках височных долей.

Первичные проективные зоны анализаторов иногда называют сенсорными зонами, потому что они связаны с формированием определенного типа ощущений. Если разрушить какую-либо зону, то человек может потерять способность воспринимать определен­ный вид информации. Например, если разрушить зону зрительных ощущений, то человек слепнет. Таким образом, ощущения человека зависят не только от уровня развития и целостности органа чувств, в данном случае - зрения, но и от целостности проводящих путей - нервных волокон - и первичной проектив­ной зоны коры головного мозга.

Следует отметить, что помимо первичных полей анализаторов (сенсорные поля) существуют и другие первичные поля, например первичные двигательные поля, связанные с мышцами тела и отвечающие за определенные движения (рис. 4.9). Необходимо также обратить внимание на то, что первичные поля зани­мают относительно небольшую площадь коры головного мозга - не более одной третьей части. Гораздо большую площадь занимают вторичные поля, которые чаще всего называют ассоциативными, или интегративными.

Вторичные поля коры представляют собой как бы «надстройку» над первич­ными полями. Их функции заключаются в синтезе или интегрировании отдель­ных элементов информации в целостную картину. Так, элементарные ощущения в сенсорных интегративных полях (или перцептивных полях) складываются в це­лостное восприятие, а отдельные движения, благодаря двигательным интегративным полям, формируются в целостный двигательный акт.

Рис. 4.9. Схема первичных двигательных полей коры головного мозга

Вторичные поля играют исключительно важную роль в обеспечении функционирования как психики человека, так и самого организма. Если на эти поля воз­действовать электрическим током, например на вторичные поля зрительного ана­лизатора, то у человека можно вызвать целостные зрительные образы, а их разрушение приводит к распаду зрительного восприятия предметов, хотя отдельные ощущения и остаются.

Среди интегративных полей коры головного мозга человека необходимо выде­лить дифференцированные только у человека центры речи: центр слухового восприятия речи (так называемый центр Вернике) и двигательный центр речи (так называемый центр Брока). Наличие этих дифференцированных центров свиде­тельствует об особой роли речи для регуляции психики и поведения человека. Однако существуют и другие центры. Например, сознание, мышление, формирование поведения, волевой контроль связаны с деятельностью лобных долей, так называемых префронтальной и премоторной зон.

Представительство речевой функции у человека асимметрично. Она локализована в левом полушарии. Подобное явление получило название функциональной асимметрии. Асимметрия характерна не только для речи, но и для других пси­хических функций. Сегодня известно, что левое полушарие в своей работе выступает как ведущее в осуществлении речевых и других связанных с речью функций: чтения, письма, счета, логической памяти, словесно-логического, или абстрактно­го, мышления, произвольной речевой регуляции других психических процессов и состояний. Правое полушарие выполняет не связанные с речью функции, и соот­ветствующие процессы обычно протекают на чувственном уровне.

Левое и правое полушария выполняют различные функции при восприятии и формировании образа отображаемого предмета. Для правого полушария харак­терна высокая скорость работы по опознанию, его точность и четкость. Такой спо­соб опознания предметов можно определить как интегрально-синтетический, целостный по преимуществу, структурно-смысловой, т. е. правое полушарие отвечает за целостное восприятие объекта или выполняет функцию глобальной интеграции образа. Левое полушарие функционирует на основе аналитического подхода, заключающегося в последовательном переборе элементов образа, т. е. левое полушарие осуществляет отображение предмета, формируя отдельные части психического образа. Следует отметить, что в восприятии внешнего мира задей­ствованы оба полушария. Нарушение деятельности любого из полушарий может привести к невозможности контакта человека с окружающей действительностью.

Необходимо также подчеркнуть, что специализация полушарии происходит в процессе индивидуального развития человека. Максимальная специализация отмечается при достижении человеком периода зрелости, а затем, к старости, эта специализация вновь утрачивается.

При знакомстве со строением центральной нервной системы мы должны обязательно остановиться на рассмотрении еще одной мозговой структуры - ретикулярной формации, которая играет особую роль в регуляции многих психических процессов и свойств. Такое название - ретикулярная, или сетевидная, - она получила из-за своего строения, поскольку представляет собой совокупность разреженных, напоминающих тонкую сеть нейронных структур, анатомически расположенных в спинном, продолговатом и заднем мозге.

Ретикулярная формация оказывает заметное влияние на электрическую актив­ность головного мозга, на функциональное состояние коры головного мозга, под­корковых центров, мозжечка и спинного мозга. Она же имеет непосредственное отношение к регуляции основных жизненных процессов: кровообращению и ды­ханию.

Очень часто ретикулярную формацию называют источником активности организма, поскольку формируемые данной структурой нервные импульсы определя­ют работоспособность организма, состояние сна или бодрствования. Необходимо также отметить регулирующую функцию данного образования, поскольку фор­мируемые ретикулярной формацией нервные импульсы отличаются по своей ам­плитуде и частоте, что приводит к периодической смене функционального состо­яния коры головного мозга, которая, в свою очередь, определяет доминирующее функциональное состояние всего организма. Поэтому состояние бодрствования сменяется состоянием сна и наоборот (рис. 4.10).

Нарушение деятельности ретикулярной формации вызывает нарушение био­ритмов организма. Так, раздражение восходящей части ретикулярной формации оказывает характерную для состояния бодрствования организма реакцию изме­нения электрического сигнала. Постоянное раздражение восходящей части ретикулярной формации приводит к тому, что у человека нарушается сон, он не может уснуть, организм проявляет повышенную активность. Подобное явление называется Ресинхронизацией и проявляется в исчезновении медленных колебаний элек­трической активности мозга. В свою очередь, преобладание волн низкой частоты и большой амплитуды вызывает длительный сон.

Существует также мнение, что деятельность ретикулярной формации определяет характер реагирования на воздействия объектов и явлений внешнего мира. Принято выделять специфическую и неспецифическую реакции организма.

В упрощенном виде специфическая реакция, - это обычная реакция организма на привыч­ный, или стандартный, раздражитель. Суть специфической реакции заключается в формировании стандартных адаптивных форм реагирования на знакомый внешний раздражитель. Не­специфическая реакция - это реакция организма на необычный внешний раздражитель. Необычность может заключаться как в превышении силы обычного раздражителя, так и в характере воздействия нового неизвестного раздражителя. При этом ответная реакция организма носит ориентировочный характер. Благодаря наличию такого типа реакций орга­низм имеет возможность впоследствии сформировать адекватную адаптивную ре­акцию на новый раздражитель, что сохраняет целостность организма и обеспечивает его дальнейшее нормальное функционирование.

Таким образом, мы можем констатировать, что нервная система человека вы­полняет функции системы, регулирующей деятельность всего организма. Благо­даря нервной системе человек в состоянии получать информацию о внешней сре­де, анализировать ее и формировать адекватное ситуации поведение, т. е. успешно адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Физиологические основы психики

Психика является важным фактором обеспечения здоровья человека.

Психика – это свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение) и, исходя из этого, определять стратегию и тактику своего поведения и деятельности.

В основе восприятия мира лежат два взаимосвязанных процесса – бессознательное (неосознаваемое) и сознание. Бессознательное, или неосознаваемое представляет собой привычки, различные автоматизмы (например, ходьба), влечения, интуицию, т. е. оно проявляется тогда, когда сознание не является необходимостью, и соответствующие образы остаются в неосознаваемом. Сознание – высшая форма отражательной способности мозга, благодаря которой человек может отдавать отчет в своих мыслях, чувствах, поступках и т. д., а при необходимости и контролирует их.

Психика проявляет себя в форме психических процессов , или функций. К ним относятся ощущения и восприятия, представления, память, внимание, мышление и речь, эмоции и чувства, воля. Психические процессы проявляются у разных людей по-разному, характеризуются определенным уровнем активности, формирующим фон, на котором протекает практическая и психическая деятельность личности – это могут быть вдохновение и пассивность, уверенность в своих силах и сомнение, тревожность, стресс, утомление и т. д. Наконец, в поведении, деятельности каждой личности проявляются свойственные ей определенные психические свойства : темперамент, характер, способности и т. д.

Мозг и психика

Материальной основой психики являются процессы, протекающие в головном мозге.

Мозг – это огромное количество клеток (нейронов), которые связаны друг с другом многочисленными связями. Функциональной единицей деятельности мозга является нервный центр – группа клеток, выполняющих определенную функцию. Среди таких центров есть врожденные, которые имеют важнейшее значение в контроле и регуляции жизненно важных функций: дыхания, глотания, терморегуляции, деятельности сердца и многие другие. Некоторые группы клеток приобретают свои функции и становятся центрами уже в процессе возрастного развития благодаря установлению новых временных связей между нейронами.

Высшие функции, сознательное поведение больше связано с передним отделом мозга, нервные клетки которого располагаются в виде тонкого (примерно 3 мм) слоя, образуя кору больших полушарий. Определенные участки коры получают и обрабатывают информацию, получаемую от органов чувств – это сенсорные зоны коры. Самые обширные участки мозга не связаны с конкретной функцией; эти ассоциативные зоны выполняют сложные операции по связи между разными участками мозга – именно они отвечают за высшие психические собственно человеческие функции. Особая роль в реализации психики принадлежит лобным долям переднего мозга, поражение которых сказывается на интеллектуальной деятельности и эмоциональной сфере человека, потому что они являются блоком программирования, регуляции и контроля деятельности. Лобные же доли (у правшей – левая) участвуют в осуществлении речи.

Важный функциональный блок мозга, который отвечает за прием, переработку и хранение информации, т. е. за память , расположен в задних отделах коры головного мозга и включает затылочные (зрительные), височные (слуховые) и теменные доли.

Еще один блок мозга, регулирующий тонус и бодрствование , образован так называемой ретикулярной формацией, расположенной в центральной части ствола головного мозга – он отвечает за тонус коры больших полушарий.

Любая психическая функция обеспечивается лишь совместной работой всего мозга в целом.

Возникшие в эволюции гораздо раньше и расположенные ниже коры головного мозга подкорковые образования больше связаны с врожденными функциями и формами поведения, а также с регуляцией деятельности внутренних органов, желез внутренней секреции и с сенсорными функциями мозга.

Стволовые структуры головного мозга переходят в спинной мозг, который непосредственно управляет мышцами тела, контролирует деятельность внутренних органов, передает все команды головного мозга к исполнительным звеньям и, в свою очередь, передает всю информацию от внутренних органов и скелетных мышц высшим отделам головного мозга.

Основным, базовым механизмом деятельности нервной системы является рефлекс. Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражитель. Рефлексы могут быть врожденными и приобретенными.

Врожденных рефлексов , передаваемых по наследству и генетически обусловленных, обеспечивающих выполнение наиболее важных жизненных функций, у человека относительно немного. Приобретенны ерефлексы образуются в процессе жизни.

Более сложным механизмом деятельности мозга является функциональная система. Она включает в себя механизм вероятностного прогнозирования будущего действия и использует не только прошлый опыт, но и учитывает мотивацию соответствующей деятельности. Функциональная система включает механизмы обратной связи, позволяющие сравнивать задуманное с реальным и вносить коррективы. При достижении (в конечном итоге) искомого положительного результата включаются положительные эмоции, которые закрепляют всю нейронную конструкцию, обеспечивающую решение задачи – так и формируется функциональная система. Если же цель не достигнута, то отрицательные эмоции разрушают неудачную постройку, чтобы «очистить» место для новой. Если приобретенная форма поведения стала ненужной, то соответствующие рефлекторные механизмы постепенно угасают. Но информационный след об этом событии остается в мозгу благодаря памяти и может восстановить всю форму поведения спустя годы, причем восстановление протекает легче, чем первичное формирование.

Рефлекторная организация мозга подчиняется иерархическому принципу. Стратегические задачи определяет кора, она же управляет сознательным поведением. Подкорковые же структуры отвечают за автоматические формы поведения, осуществляемые без участия сознания. Спинной мозг вместе с мышцами выполняют поступающие команды.

Мозгу, как правило, одновременно приходится решать несколько задач. Такая возможность создается благодаря, с одной стороны, иерархическому принципу организации центров «по вертикали», а с другой – координации деятельности близкородственных нервных ансамблей «по горизонтали». Одна из функций при этом является главной, связанной с основной потребностью в данный момент времени, поэтому и центр, связанный с этой функцией, становится доминирующим, преобладающим: он тормозит, подавляет деятельность близкородственных, однако затрудняющих выполнение основной задачи центров. Благодаря этому доминанта подчиняет себе деятельность всего организма и задает вектор поведения, активности.

Обычно мозг работает как единое целое, хотя его левое и правое полушария функционально неоднозначны и решают разные задачи. В большинстве случаев левое полушарие отвечает за абстрактное вербальное (словесное) мышление, речь, поэтому его обычно связывают с сознанием. Если у данного человека доминирует левое полушарие, то человек является «правшой» (левое полушарие управляет правой половиной тела). Доминирование левого полушария сказывается на определенных особенностях психических функций: «левополушарный» человек тяготеет к теории, склонен анализировать каждое явление, событие, имеет большой словарный запас, ему присуща высокая двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события.

Правое полушарие играет ведущую роль в оперировании образами (образное мышление), невербальными сигналам. Это полушарие придает воспринимаемой информации эмоциональную окраску. «Правополушарный» человек воспринимает весь мир, явления, предметы целиком, не дробя на части; он тяготеет к конкретным видам деятельности, медлителен и неразговорчив, наделен способностью тонко чувствовать и переживать.

Оба полушария мозга анатомически и функционально тесно взаимосвязаны. Правое полушарие быстрее перерабатывает поступающую информацию, оценивает ее и результаты анализа передает в левое полушарие, где происходит окончательный высший анализ и осознание этой информации.

Чтобы лучше понимать законы функционирования психической деятельности человека, следует знать особенности работы физиологических механизмов, лежащих в основе существования психики: «Психология, не опирающаяся на физиологию, также несостоятельна, как и физиология, не знающая о существовании анатомии», - говорил В.Г. Белинский.

Психика, согласно А.Г. Маклакову - «это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности».

Человек обладает наивысшей формой психического отражения, называемой сознанием. По А.Г. Маклакову «человек обладает не только высшим уровнем психического развития, но и более развитой нервной системой» - «физиологической базой существования психики».

Строение ЦНС

Нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и периферического. Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Различные ее части выполняют разные виды сложной нервной деятельности. Чем выше расположена та или иная часть мозга, тем сложнее ее функции.

Мозг - «центральный отдел нервной системы животных и человека, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех функции организма, его взаимодействие со средой, высшую нервную деятельность, а у человека и высшие психические функции» .

Головной мозг состоит из переднего, среднего и заднего мозга. В этих основных отделах центральной нервной системы также выделяются важнейшие структуры, имеющие непосредственное отношение к функционированию психики человека: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок, продолговатый мозг.

Практически все отделы и структуры центральной и периферической нервной системы задействованы в получении и переработке информации, однако особое значение для психики человека имеет кора головного мозга, которая совместно с подкорковыми структурами, входящими в передний мозг, определяет особенности функционирования сознания и мышления человека.

Центральная нервная система связана со всеми органами и тканями человеческого организма. Эту связь обеспечивают нервы, которые выходят из головного и спинного мозга. У человека все нервы подразделяются на две функциональные группы. К первой группе относятся нервы, которые проводят сигналы из внешнего мира и структур организма. Нервы, входящие в эту группу, называются афферентными. Нервы, которые проводят сигналы из ЦНС к периферии (органы, мышечные ткани и т.д.), входят в другую группу и называются эфферентными.

Сама центральная нервная система представляет собой скопление нервных клеток - нейронов. Нейрон состоит из тела клетки и отростков - дендритов (воспринимающих возбуждение) и аксонов передающих возбуждение). Контакт аксона с дендритом или телом другой нервной клетки называется синапсом .

Большинство нейронов являются специфическими, т.е. выполняют определенные функции. Например, нейроны, обеспечивающие проведение импульсов от периферии к ЦНС, называются сенсорными нейронами. В свою очередь, нейроны, отвечающие за передачу импульсов от ЦНС к мышцам, называются двигательными нейронами. Нейроны, отвечающие за обеспечение связи одних участков ЦНС с другими, называются нейронами локальной сети.

На периферии аксоны соединяются с миниатюрными органическими устройствами, предназначенными для восприятия различных видов энергии механической, электромагнитной, химической и др.) и преобразования ее в энергию нервного импульса. Эти органические устройства называются рецепторами. Они расположены по всему организму человека. Особенно много рецепторов в органах чувств, специально предназначенных для восприятия информации об окружающем мире.

Существуют несколько групп рецепторов. Это подразделение на группы вызвано способностью рецепторов воспринимать и перерабатывать только один вид воздействий, поэтому рецепторы делятся на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные и др. Информация, полученная с помощью рецепторов, передается далее в соответствующий отдел ЦНС, включая кору головного мозга. При этом следует отметить, что информация от одинаковых рецепторов поступает только в определенную область коры головного мозга.

И.П. Павлов ввел понятие анализатора. Данное понятие обозначает относительно автономную органическую структуру, обеспечивающую переработку специфической сенсорной информации и прохождение ее на всех уровнях, включая ЦНС. Следовательно, каждый анализатор состоит из трех структурных элементов: рецепторов, нервных волокон и соответствующих отделов ЦНС.

Кора головного мозга представляет собой верхний слой переднего мозга, образованный в основном вертикально ориентированными нейронами, их отростками - дендритами и пучками аксонов, идущими вниз, к соответствующим отделам мозга, а также аксонов, передающих информацию от нижележащих мозговых структур. Кору головного мозга подразделяют на области: височная, лобная, теменная, затылочная, а сами области делятся на еще более мелкие участки - поля.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека