Переутомление от физических нагрузок. Признаки утомления и переутомления
Введение
Занятия физической культурой и спортом дарят человеку счастье, здоровье, силу, гибкость, умение владеть своим телом и собой.
Никогда и никому не поздно познать радость занятий физической культурой и различными видами спорта. Но приступать к ним, конечно, лучше раньше, чем появились первые признаки болезней или снижения работоспособности. Однако и многочисленные «болезни века» не помеха для начинающего физкультурника.
Каждый человек сознает благотворную роль физических упражнений. Однако не для всех еще они стали постоянными спутниками жизни. Объясняя это явление, социологи называют разные причины: лень, отсутствие времени, условий для занятий и т. п. Вместе с тем многие люди хотели бы заниматься физкультурой в свободное от работы или учебы время, но не знают, как это сделать.
Цель работы – ознакомиться со способами улучшения производительности человека.
Задачи работы – рассмотреть признаки усталости, утомления и переутомления, определить причины их возникновения, рассмотреть профилактический и восстанавливающий комплексы организма при усталости, утомлении и переутомлении.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что профилактика и восстановление организма при усталости, утомлении и переутомлении являются необходимыми процедурами.
Признаки усталости, утомления и переутомления, их причины и профилактика
Переутомление это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе.
Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним утомления употребляется термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость – субъективное переживание, чувство обычно отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т. е. без реального утомления.
Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений.
Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.).
Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы , сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости.
Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон.
Переутомление - это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе.
В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Это позволяет считать патогенез переутомления аналогичным патогенезу неврозов. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов.
При действии сильного раздражителя (стрессора) в организме развивается адаптационный синдром, или стресс, в процессе которого усиливается деятельность передней доли гипофиза и коры надпочечников. Эти изменения в эндокринной системе во многом определяют развитие адаптационных реакций в организме к интенсивной физической или психологической деятельности. Однако хроническое перенапряжение может привести к истощению коры надпочечников и тем самым к нарушению в организме выработанных ранее адаптационных реакций. Следует подчеркнуть, что в процессе развития переутомляемости центральная нервная система включает и регулирует стрессорные реакции. В основе же патогенеза переутомляемости лежит нарушение процессов корковой нейродинамики аналогично тому, как это имеет место при неврозах.
В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты.
Как уже отмечалось, принято считать, что существует два вида утомления: одно возникает при умственной деятельности, другое – при мышечной работе. Однако сегодня, когда на производстве происходит сближение умственного и физического труда, стало практически сложно выделить в чистом виде умственное утомление или мышечное. При любой трудовой деятельности присутствуют компоненты, свойственные и умственному и физическому труду.
Как же бороться с утомлением, усталостью и переутомлением?
Профилактика усталости, утомление и переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.
При выполнении определенных физических упражнений в процессе работы достигается три основных результата: ускорение процесса врабатывания; повышение эффективности кратковременного отдыха в процессе труда; поддержание здоровья трудящихся. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.
Восстановление организма
Проблема восстановления нормального функционирования организма и его работоспособности после проделанной работы (борьба с утомлением и быстрейшая ликвидация его последствий) "имеет большое значение в спорте. Дело в том что, но мере роста уровня подготовленности спортсмену нужна все большая сила раздражителя (большие физические нагрузки) для обеспечения непрерывного функционального совершенствования организма и достижения нового, более высокого уровня его деятельности. Повышение нагрузки обеспечивает структурное и функциональное совершенствование кровообращения и усиление трофических функций нервной системы, создание достаточного запаса энергии, увеличение капилляризации скелетной и сердечной мускулатуры. Все это обусловливает повышение потенциальных возможностей организма, увеличение его функционального резерва, адекватное приспособление к физическим нагрузкам, ускорение восстановления. Чем быстрее восстановление, тем больше у организма возможностей к выполнению последующей работы, а, следовательно, тем выше его функциональные возможности и работоспособность. Отсюда ясно, что восстановление неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем непосредственные тренирующие воздействия на спортсмена.
Неизбежным следствием мышечной деятельности является та или иная степень утомления. Утомление физиологический, предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление проделанной работы, способствующее развитию адаптации, стимулирует дальнейшее повышение работоспособности и тренированность организма. Без утомления нет тренировки. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе.
Степень утомления, как и быстрота восстановления, обусловлена сложным взаимодействием многих факторов, среди которых основное значение имеют: характер проделанной работы, ее направленность, объем и интенсивность, состояние здоровья, уровень подготовленности, возраст и индивидуальные особенности тренирующегося, предшествовавший режим, уровень технической подготовки, умение расслабляться и пр. Если это соревнования, то существенную роль играет степень их напряженности и ответственности, соотношение сил, тактический план их проведения. Экспериментально доказано избирательное действие различных тренировочных нагрузок и режимов работы на двигательный аппарат и вегетативное его обеспечение при утомлении и восстановлении (; ,; , и др.).
Существенное влияние на течение восстановительных процессов оказывает и кумуляция утомления при определенных режимах тренировки. Продолжительность восстановления различна от нескольких минут до многих часов и суток в зависимости от выраженности перечисленных факторов. Чем быстрее восстановление, тем лучше адаптация организма к следующей нагрузке, тем большую работу с более высокой результативностью он может при этом выполнить а, следовательно, тем в большей степени растут его функциональные возможности и выше эффективность тренировки.
При повторных больших физических (напряжениях в организме могут развиваться два противоположных состояния: а) нарастание тренированности и повышение работоспособности, если процессы восстановления обеспечивают восполнение и накопление энергетических ресурсов; б) хроническое истощение и переутомление, если восстановления систематически не наступает.
Приведенное положение, конечно, не означает, что тренировка квалифицированных спортсменов должна всегда проводиться на фоне полного восстановления либо сверхвосстановления. За последнее десятилетие спортивная практика убедительно доказала не только возможность, но и целесообразность в определенные периоды микро - и макроциклов тренировки на уровне недовосстановления, что служит стимулом для дальнейшего повышения уровня деятельности организма и его работоспособности. Врачебные исследования показали при этом отсутствие (конечно, при соблюдении всех необходимых условий) каких-либо неблагоприятных изменений в организме спортсмена. Однако на определенных этапах тренировки на фоне недовосстановления периодически необходима компенсация, обеспечивающая прочное восстановление.
Следовательно, ускорение восстановления направленное действие на восстановительные процессы один из действенных рычагов управления тренировочным процессом. Ускорения восстановления можно добиться как естественным путем (восстановительные процессы тренируемы и не случайно быстрота восстановления один из диагностических критериев тренированности), так и направленным воздействием на течение процессов восстановления с целью их стимулирования.
Использование вспомогательных средств может дать соответствующий эффект только в сочетании с естественным путем ускорения восстановления, обусловленным нарастанием тренированности. В противном случае сдвиги восстановления во времени не будут в должной мере обеспечены ресурсами организма, что может не только затормозить естественное ускорение восстановления, но и неблагоприятно отразиться на функциональном резерве организма. Управление процессами восстановления важно не только для квалифицированных спортсменов, тренирующихся с большими нагрузками, но и для всех других контингентов, занимающихся физической культурой и массовым спортом, поскольку способствует наиболее благоприятному восприятию нагрузок организмом, а тем самым и оздоровительному эффекту занятий. К настоящему времени разработан и внедрен в практику немалый арсенал восстановительных средств, которые можно классифицировать по разным признакам: по направленности и механизму действия, времени использования, условиям применения и т. п. Наибольшее распространение получило разделение восстановительных средств на три большие группы педагогические, психологические и медико-биологические, комплексное использование которых в зависимости от направленности тренировочного процесса, задач и этапа подготовки, возраста, состояния и уровня подготовленности тренирующегося, предшествовавшего режима и составляет систему восстановления.
Педагогические средства обеспечивают эффективность восстановления за счет соответствующего построения тренировки и режима. Эта группа средств должна рассматриваться как основная, ибо какие бы специальные средства ни применялись для ускорения восстановления, они окажут должное действие только при правильной тренировке и режиме. К педагогическим средствам относятся: рациональное сочетание средств общей и специальной подготовки, правильное сочетание нагрузки и отдыха в микро-, макро- и многолетних циклах подготовки, введение специальных восстановительных циклов и профилактических разгрузок, варьирование нагрузок, условий тренировок, интервалов отдыха между занятиями и упражнениями, широкое использование переключении с одного вида упражнений на другой, с одного режима. работы на другой, полноценная разминка, использование в ходе занятий упражнений для расслабления мышц, дыхательных упражнений, приемов самомассажа и пр., полноценная заключительная часть занятия, а также большая индивидуализация тренировки, рациональный режим (особенно пред - и постсоревновательного периода), достаточная эмоциональность занятий и др.
Психологические средства направлены на быстрейшую нормализацию нервно-психического статуса спортсмена после напряженных тренировок и особенно соревнований, что создает необходимый фон для восстановления функций физиологических систем и работоспособности. Сюда можно отнести как психопедагогические средства (такие, например, как оптимальный моральный климат, положительные эмоции, комфортные условия быта и тренировки, интересный разнообразный отдых, щажение психики спортсмена, особенно в предсоревновательном периоде и непосредственно после соревнований, при комплектовании команд, расселении спортсменов на сборах и т. п., индивидуальный подход), так и психогигиенические средства регуляции и саморегуляции психических состояний: удлинение сна, внушенный сонотдых, психорегулирующая, аутогенная тренировка, цветовые и музыкальные воздействия, специальные приемы мышечной релаксации, управления тонусом произвольной мускулатуры, использование некоторых медикаментозных средств для уравновешивания нервных процессов и пр.
Основные медико-биологические средства восстановления это рациональное питание (включая использование дополнительных его факторов и витаминов), физические факторы (гидро-, бальнео-, электро-, свето - и теплопроцедуры, массаж, аэроионизация), некоторые естественные растительные и фармакологические средства, рациональный суточный режим, климатические факторы. Механизм воздействия этих средств можно представить себе как сочетание неспецифических (действие на эащитно-приспособительные силы организма) и специфических влияний, непосредственно направленных на быстрейшую ликвидацию проявлений общего и локального утомления, вызванного проделанной работой. Через нейрогуморальные механизмы регуляции эти средства воздействуют на измененные вследствие физической нагрузки метаболизм, температуру и кровоснабжение тканей, способствуют восполнению затраченных энергетических и пластических ресурсов, быстрейшему выведению из организма продуктов распада, восстанавливают нормальное соотношение нервных процессов, способствуя тем самым восстановлению функций регулирующих механизмов и эффекторных органов, ликвидации чувства усталости. Это позволяет ускорить естественное течение восстановительных процессов, повысить адаптацию организма к последующей мышечной деятельности и его работоспособность.
Использование вспомогательных средств для управления физиологическими процессами, измененными под влиянием проделанной работы, в целях ускорения его восстановления и предупреждения перенапряжения при последующих нагрузках физиологически оправдано и не имеет ничего общего с искусственным стимулированием организма для повышения его работоспособности.
Использование восстановительных средств должно носить системный характер, предусматривающий комплексное применение средств разного действия в тесной увязке с конкретным режимом и методикой тренировки, то есть рациональное сочетание отдельных средств в соответствии с видом спорта, задачами и периодом тренировки, характером работы, степенью утомления, состоянием спортсмена.
Восстановительные процессы характеризуются неравномерностью, фазностью (фаза пониженной, исходной и повышенной работоспособности последняя регистрируется не после каждой работы, а на более длительных этапах тренировки), гетерохронизмом. Гетерохронизм в восстановлении вегетативной и двигательной сферы организма, а также отдельных вегетативных звеньев наиболее выражен в позднем восстановительном периоде после нагрузок, а также у менее тренированных лиц. Поэтому при выборе восстановительных средств "следует предусмотреть возможность одновременного влияния на разные функциональные званья организма, обеспечивающие его работоспособность психическую и соматическую сферы, двигательный аппарат, центральную нервную и вегетативную системы с тем, чтобы одновременно снять как нервный, так и физический компоненты утомления.
Соединение отдельных средств в комплекс значительно повышает эффективность действия каждого из них. Это касается как одновременного применения педагогических, психологических и медико-биологических средств, так и применения отдельных средств из арсенала последних. Большое значение имеет направленность тренировочного процесса и, в частности, конкретного занятия или соревнования, что в значительной степени определяет не только подбор средств, оказывающих избирательное или преимущественное воздействие на определенные функциональные звенья организма, но и тактику их использования. Основное внимание уделяют при этом действию на состояние тех систем организма, которые претерпели наибольшие изменения при данной нагрузке и наиболее медленно восстанавливаются, а также состоянию интегральных систем, обеспечивающих работоспособность и адаптацию (нервная система, гормональная регуляция, кровообращение). Поэтому при подборе средств восстановления обязательно учитывать вид спорта н направленность нагрузки в занятии. Так, например, в циклических видах спорта четко прослеживается зависимость глубины и характера утомления от относительной мощности выполняемой работы независимо от структуры движения (; Зимкин Н. В), что делает основным объектом для восстановительных средств при работе на выносливость кардиореспираторный аппарат, процессы обмена веществ и энергии.
При ациклических упражнениях в единоборствах, спортивных играх характер утомления и восстановления в значительной степени обусловлен повышенными требованиями к точности и координации движений, функции анализаторов, нервно-мышечному аппарату, что определяет целесообразность преимущественного воздействия на эти функциональные звенья организма. Необходимость при этом воздействии на вегетатику и обмен веществ зависит от общего объема проделанной работы, то есть удельного веса работы на выносливость. Во всех видах спорта очень важно добиваться быстрейшего восстановления равновесия нервных процессов и гуморально-гормональиой регуляции, что во многом определяет восстановление обмена веществ и вегетативных функций организма.
Большое значение имеют и индивидуальные особенности спортсменов. Так, например, некоторые из них даже в состоянии хорошей тренированности отличаются относительно медленным восстановлением после нагрузок, что во многом зависит от индивидуальной особенности нервных процессов и обмена веществ. И, наоборот, есть генетически обусловленная способность к быстрому восстановлению. Надо учитывать и индивидуальную чувствительность к тем или иным средствам (фармакологическим и некоторым продуктам питания, физиотерапевтическим процедурам и пр.).
Активно воздействуя на физиологические функции, регулируя их механизмы, восстановительные средства (особенно физические, фармакологические и психологические) имеют и направленное действие могут оказывать на организм как успокаивающее, так и, напротив, возбуждающее действие, что также требует учета индивидуальных особенностей и характера утомления (с преобладанием после нагрузки возбуждения или, наоборот, торможения, угнетения спортсмена). Существенно и значение возраста. Так, например, у детей после интенсивной, но сравнительно небольшой продолжительности работы восстановление происходит быстрее, чем у взрослых, а после очень напряженных нагрузок, наоборот, медленнее. У лиц среднего и старшего возраста восстановительные процессы замедляются.
Определенное значение имеют также состояние здоровья, уровень физического развития, характер профессионального труда, привычность нагрузки, условия ее проведения, климато-географические и другие факторы. Поэтому подбор восстановительных средств и тактика их применения должны иметь выраженную индивидуальную направленность. Всякий шаблон при этом не только не эффективен, но в ряде случаев и не безвреден. В наибольшей степени это относятся к средствам фармакологии и физиотерапии.
Весьма важно учитывать также совместимость используемых средств, в частности сочетание средств общего и локального воздействия (хотя это деление в определенной степени и условно). При этом надо учитывать, что средства общего воздействия (ванны, души, общее ультрафиолетовое облучение, аэроионизация, питание, витамины, общий массаж, некоторые лекарства и пр.) обладают широким диапазоном неспецифического общеукрепляющего действия на организм и адаптация к ним наступает более медленно и постепенно, чем к средствам локального действия. Локальные действия (декомпрессия, электростимуляция, тепловые процедуры, камерные ванны, локальный массаж и пр.), хотя и направлены непосредственно на снятие местного утомления путем улучшения кровоснабжения, клеточного метаболизма, теплового воздействия на отдельные группы мышц, но одновременно вследствие происходящего при этом перераспределения кровотока (его увеличение в зоне воздействия и снижение вне ее) обусловливают не только местные, но и системные реакции, а тем самым и определенное общее воздействие.
При преимущественном воздействии нагрузки на отдельные группы мышц достаточно эффективны локальные средства в сочетании с водными процедурами; при нагрузках большого объема преимущество имеют средства общего воздействия; при работе, особенно большой интенсивности полезно введение контрастных процедур.
При двухразовой тренировке в день локальные средства назначаются преимущественно после первой, а средства общего воздействия после второй тренировки, после дней больших нагрузок преимущественно средства общего воздействия. Боли требуется срочное повышение работоспособности (например, при повторных стартах, в интервалах между нагрузками и пр.), наибольший эффект удается получить при использовании средств восстановления сразу после окончания работы. Если главной задачей является повышение работоспособности в болей отдаленном периоде (например, к следующему дню или позже), целесообразнее назначать процедуры преимущественно общего воздействия через 48 ч после нагрузки (,)
При выборе комплекса процедур весьма важно, чтобы они дополняли, а не снижали действие друг друга. Так, например, локальное баровоздействие усиливает эффект предшествующей процедуры, электрофорез оказывает более полное воздействие при предварительных тепловых процедурах, прохладный душ нивелирует действие ряда процедур и т. п. (,). Поскольку само по себе действие физических факторов на организм также сопровождается определенным расходом биологической энергии, важно, используя эти процедуры после нагрузки, не превысить реактивные возможности организма, чтобы не вызвать обратного действия.
Целесообразно использование не более одного вида процедуры каждого типа в течение дня и не более двух процедур в одном сеансе. При длительном применении определенных средств наступает адаптация, привыкание к ним организма, что обусловливает постепенное снижение их восстанавливающего действия, то есть организм постепенно перестает реагировать на монотонные, однообразные раздражители. Поэтому необходимо варьировать, периодически менять не только средства, но и их сочетание, дозировку, методы применения.
Следует иметь в виду одно весьма важное обстоятельство. Повышая адаптацию к нагрузкам, определенные восстановительные средства при длительном их применении ведут к снижению силы действия основного раздражителя самой тренировочной нагрузки, снижая ее тренирующий эффект. Кроме того, как известно, для прогрессивного повышения спортивной работоспособности необходимо работать периодически на фоне определенного недовосстановления, что служит стимулом достижения нового, более высокого уровня деятельности организма и при условии последующей компенсации не оказывает какого-либо неблагоприятного влияния на здоровье. Значит, отнюдь не всегда надо стремиться к искусственному стимулированию восстановления, тем более что регулярное или слишком частое и массивное применение фармакологических и некоторых физических средств может затормозить естественное течение процесса восстановления.
Применение широкого комплекса специальных средств целесообразно лишь отдельными циклами в определенные периоды подготовки в частности, иа этапах выраженного наращивания нагрузок и освоения новых сложных двигательных задач, в ударных циклах тренировки, на предсоревновательном этапе и в процессе соревнований (особенно многодневных и при нескольких стартах в день), после напряженного сезона и, конечно, по медицинским показаниям для предупреждения переутомления и физического перенапряжения либо при появлении их первых признаков. В остальных случаях вполне достаточно использовать водные процедуры, массаж, рациональное питание и режим дня в сочетании с педагогическими и психологическими средствами.
Определенная осторожность требуется в применении сильных средств (особенно фармакологических) в период роста и формирования организма. Следовательно, средства восстановления должны назначаться врачом строго индивидуально, в полном соответствии с конкретным планом подготовки, особенностями и состоянием спортсмена.
Заключение
Усталость, утомляемость, переутомление наступают быстрее у лиц, перенесших тяжелые заболевания. Сравнительно незначительная и непродолжительная нагрузка вызывает у них головную боль, одышку, сердцебиение, потливость, чувство слабости, работоспособность быстро падает, а восстанавливается медленно. В этих случаях необходимы щадящий режим труда и более длительный отдых.
Целесообразно использование не более одного вида процедуры каждого типа в течение дня и не более двух процедур в одном сеансе.
При длительном применении определенных средств наступает адаптация, привыкание к ним организма, что обусловливает постепенное снижение их восстанавливающего действия, то есть организм постепенно перестает реагировать на монотонные, однообразные раздражители. Поэтому необходимо варьировать, периодически менять не только средства, но и их сочетание, дозировку, методы применения.
В любом деле, большом или малом, первоисточником успехов или неудач является человек. Все зависит от него. Поэтому любое дело следует начинать с себя, с собственной перестройки, в том числе и во взглядах на физическую культуру, на отношение к ней.
Список литературы
1. Гужаловский и каждый день. М.: Физкультура и спорт, 1999.
2. Домашняя медицинская энциклопедия. Гл. ред. . М.: «Медицина», 1998.
3. Косилина культура в режиме рабочего дня. М.: Пофиздат, 2000.
4. , Сидоров в режиме рабочего дня. М.: Знание, 1988.
5. Рейзин культура людей умственного труда. Минск: Высшая школа, 2000.
Усталость, сонливость, апатия и слабость – эти ощущения многие списывают на переутомление и думают, что обычным сном можно решить проблему, восстановить силы. А на самом деле в медицине переутомление считается достаточно сложной проблемой – ведь оно может привести даже к развитию ! Важно не только иметь какое-то общее представление о рассматриваемом состоянии, но и знать его первые признаки – это поможет своевременно отреагировать на «сигналы» организма и быстро восстановить силы.
Врачами рассматриваются два основных вида переутомления – физическое и умственное, причем, они оба могут быть и у детей, и у взрослых.
Физическое переутомление
Этот тип переутомления развивается постепенно – человек сначала чувствует легкую усталость и болевой синдром малой интенсивности в мышечных тканях, но обычно на эти признаки мало кто обращает внимания. Продолжая вести активную работу или заниматься спортивными тренировками, не снижая нагрузок, наступает полноценное физическое переутомление. В таком случае будут присутствовать следующие симптомы :
Обратите внимание: если рассматриваемое состояние развивается у женщин, то может начаться нарушение менструального цикла.
При возникновении вышеперечисленных симптомов, следует немедленно прекратить усиленные тренировки или отстраниться от физического труда – понадобится время для подбора программы по восстановлению. Врачи не рекомендуют совсем отказаться от привычных физических занятий, просто нужно снизить их интенсивность. В качестве лечебных мероприятий можно использовать :
- Баня . Это эффективное средство для восстановления после тяжелого физического труда, повышения работоспособности и укрепления иммунитета. Оптимально будет сочетание бани и массажа, но даже без последнего посещение 1-2 раза в неделю бани будет способствовать восстановлению организма даже после сильнейшего физического переутомления.
- Ванны . Они могут быть разными – каждая из них оказывает воздействие определенного характера. Наиболее популярными при физическом утомлении являются :
- Душ. Мало принимать ежедневно душ в качестве гигиенической процедуры – правильно подобранными воздействиями душа можно помочь организму справиться с физическим переутомлением. Запомните :
- горячий душ с температурой воды +45 – оказывает тонизирующее действие;
- дождевой душ – освежает и успокаивает, снижает интенсивность болевых ощущений в мышечных тканях;
- каскадный душ (с высоты 2, 5 м на человека падает большое количество холодной воды) – повышает мышечный тонус;
- контрастный душ – помогает поддерживать работоспособность организма во время восстановления.
- Массаж . Эта процедура оказывает положительное воздействие на центральную и периферийную нервную систему, работу пищеварительной/сердечно-сосудистой систем, улучшает обменные процессы в организме. При физическом переутомлении очень важно получить квалифицированный массаж, поэтому целесообразно обратиться за помощью к специалистам.
Продолжительность массажа :
- ноги – по 10 минут на каждую нижнюю конечность;
- спина и шея – в общем 10 минут;
- верхние конечности – на каждую руку по 10 минут;
- область груди и живота – 10 минут в общем.
При физическом переутомлении можно и нужно взять кратковременный отпуск, но это не означает, что нужно лечь и лежать без активности – это не даст организму полноценно отдохнуть. Лучшие варианты быстро избавиться от физического переутомления без специфических процедур :
- Ежедневно совершать прогулки на свежем воздухе. Причем, делать это лучше в парках/скверах и во время таких пеших прогулок не стоит нагружать свой мозг бытовыми проблемами – приложите все усилия для того, чтобы мысли были только позитивными.
- Пересмотрите свой рацион питания. Конечно, на диету садиться нельзя, а вот добавить в ежедневное меню фрукты, овощи и нежирные сорта мяса будет вполне логично.
- Обязательно пройдите курс витаминотерапии. Можно проконсультироваться по поводу выбора конкретных препаратов с врачом, но можно самостоятельно приобрести поливитаминные комплексы.
- Активность физическую не снижайте. Понадобится лишь сменить вид деятельности – наведите генеральную уборку в доме, поработайте в саду или огороде.
Умственное переутомление
Этот вид переутомления часто воспринимается, как обычная усталость и люди стараются восстановить свои силы простым сном или отдыхом на природе. Но врачи утверждают, что в некоторых случаях такой смены деятельности будет мало, необходимо пройти полноценное лечение.
Симптомы умственного переутомления
К ранним признакам умственного переутомления относятся :
При усугублении проблемы человек начинает испытывать тошноту и рвоту, появляется раздражительность и нервозность, потеря концентрации внимания, нарушение памяти.
Важно: ни в коем случае по вышеописанным симптомам нельзя самостоятельно ставить диагноз «умственное переутомление»! Например, повышение артериального давления на фоне головной боли может означать проблемы в работе сердечно-сосудистой системы. Поэтому консультация врача нужна обязательно.
Стадии развития умственного переутомления
Рассматриваемое состояние не может появиться внезапно и вдруг со всеми сопутствующими симптомами – умственное переутомление развивается в поступательном ритме.
1 стадия
Самая легкая стадия умственного переутомления, которая характеризуется исключительно субъективными признаками – человек не может заснуть даже при сильной усталости, после ночного сна сохраняется чувство усталости, отмечается нежелание выполнять какую-либо работу.
2 стадия
В этот период рассматриваемое состояние негативно действует на общий ритм жизни. На 2 стадии заболевания к вышеперечисленным симптомам добавляются :
- тяжесть в области сердце;
- чувство тревоги;
- быстрая утомляемость;
- небольшая физическая нагрузка провоцирует возникновение дрожание верхних конечностей (тремор);
- сон тяжелый, с частыми пробуждениями и приснившимися кошмарами.
На второй стадии развития умственного утомления появляются расстройства в работе пищеварительной системы, у человека значительно снижается аппетит, кожа лица становится бледной, глаза постоянно покрасневшие.
В рассматриваемый период начинают происходить патологические изменения в работе всего организма. Мужчины могут испытывать снижение потенции и полового влечения, у женщин нарушается менструальный цикл.
3 стадия
Это самая тяжелая стадия рассматриваемого состояния, которая проявляется неврастенией. Человек слишком возбудим, раздражен, сон практически отсутствует в ночное время, а днем, наоборот, пропадает работоспособность из-за желания поспать, работа всех органов и систем организма нарушена.
2 и 3 стадии умственного переутомления обязательно требуют помощи профессионалов – это состояние нужно лечить.
Лечение умственного переутомления
Основной принцип лечения умственного переутомления – снижение нагрузок всех видов, которые привели к развитию рассматриваемого состояния.
На первой стадии заболевания требуется полноценный отдых в течение 1-2 недель – человек должен отдыхать в санатории, совершать спокойные пешие прогулки на свежем воздухе, правильно питаться. При необходимости можно воспользоваться расслабляющими ваннами, проводить сеансы ароматерапии. После этого можно будет понемногу вводить в жизнь человека интеллектуальные и физические нагрузки, а в общем на восстановление понадобится не менее 2 недель.
Вторая стадия умственного переутомления требует полного «отключения» от интеллектуальной деятельности – мозги «выключить», конечно, не получится, но прекратить заниматься документами, отчетами, проектами вполне реально. На этой стадии можно заниматься аутотренингами, пройти курс расслабляющего массажа, отдохнуть в санатории или лечебнице. Срок полного восстановления составит минимум 4 недели.
Третья стадия
рассматриваемого заболевания – это госпитализация человека в специализированную клинику. Речь не идет о психиатрических центрах – целесообразно отправить человека с тяжелой стадией умственного переутомления в профилакторий. В течение 2 недель он будет только отдыхать и расслабляться, затем 2 недели человек занимается активным отдыхом и только после этого можно вводить в его жизнь интеллектуальные нагрузки. Полный курс лечения и восстановления на третьей стадии рассматриваемого состояния составит 4 месяца.
Если вы чувствуете, что появляются первые признаки умственного переутомления, то не ждите «развития событий». Возьмите отдых хотя бы на 2-5 дней, постарайтесь сменить вид деятельности и заняться активным отдыхом, посетите курсы аутотренинга, через день проводить сеансы ароматерапии с маслами розмарина и мяты.
Важно: ни в коем случае нельзя при умственном переутомлении принимать какие-либо лекарственные препараты! Это может привести лишь к ухудшению состояния, при рассматриваемом состоянии медикаментозное лечение вообще не предусмотрено.
Переутомление у детей
Казалось бы – какое переутомление может быть у детей? Если они практически круглосуточно бегают, прыгают, кричат и не соглашаются спать даже поздно ночью? А ведь именно детское переутомление, как считают врачи, приводит к серьезным проблемам со здоровьем. Поэтому родители должны внимательно следить за поведением своих малышей – первые признаки переутомления у детей могут быть невыраженными.
Симптомы переутомления у детей
Переутомлению у детей предшествует резкое утомление. Принято выделять следующие внешние признаки утомления (классификация по С.Л.Косилову)
Утомление |
|||
незначительное |
выраженное |
резкое |
|
Внимание | Редкие отвлечения | Рассеянное, частые отвлечения | Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует |
Интерес к новому материалу | Живой интерес | Слабый интерес, ребенок не задает вопросов | |
Поза | Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища | Частая смена поз, повороты головы в стороны, подпирание головы руками | Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку стула |
Движения | Точные | Неуверенные, замедленные | Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка) |
Интерес к новому материалу | Живой интерес, задают вопросы | Слабый интерес, отсутствие вопросов | Полное отсутствие интереса, апатия |
Даже в самом начале развития рассматриваемого состояния родители могут обратить внимание на :
- капризность/плаксивость обычно веселого ребенка;
- беспокойный сон – малыш может вскрикивать во сне, делать беспорядочные взмахи руками и ногами;
- нарушение концентрации на каком-то занятии или предмете.
Кроме этого, у ребенка может тела без видимых на это причин (признаки простудных или воспалительных процессов отсутствуют), ребенок испытывает бессонницу по ночам, а днем страдает от сонливости.
Дети в школьном возрасте при переутомлении теряют интерес к учебе, наблюдается у них отставание в учебе, появляются жалобы на головные боли и слабость. Очень часто переутомление у детей проявляется в психоэмоциональных нарушениях :
- неприятная мимика;
- кривляние перед взрослыми людьми и зеркалом;
- передразнивание окружающих.
Дети подросткового возраста при рассматриваемом состоянии начинают грубить, огрызаться, игнорировать замечания и просьбы взрослых.
Причины детского переутомления
Факторами, которые провоцируют развитие переутомления, признано считать :
- в грудничковом возрасте – нарушение режима дня (время бодрствования превышает время сна), проблемы с грудным вскармливанием;
- младший школьный возраст – нагрузки физические и умственные, постоянные занятия уроками, короткий ночной сон;
- старший школьный возраст – гормональная перестройка организма, высокая учебная нагрузка.
Стоит учитывать, что переутомление у детей может быть вызвано в школе и детском саду, неблагополучным окружением в семье, напряженными отношениями со сверстниками.
Лечение переутомления у детей
Многие родители вышеописанное поведение ребенка считают неким баловством – «поспит и все пройдет». А вот врачи утверждают, что такое игнорирование детского переутомления приводит к неврозам, устойчивой бессоннице, колеблются показания артериального давления.
Лечение детского переутомления – это комплексный подход к решению проблемы. Необходимо обратиться за помощью к психотерапевтам и педиатрам – они назначат аутотренинговые занятия, часто детям достаточно пройти лишь несколько сеансов массажа для полного восстановления психоэмоционального фона. Устойчивый эффект дают и следующие мероприятия :
- коррекция питания – речь идет о замене фаст-фудов на полноценные блюда, употребляемые в четко определенные часы;
- физические нагрузки – это может быть лечебная физкультура или просто занятия спортом;
- пребывание на воздухе – активные прогулки каждый день по 1-2 часа, независимо от климатических условий.
Врач может назначить ребенку при переутомлении прием витаминных препаратов или специальных биологических добавок.
Профилактика переутомления у взрослых и детей
Чтобы предотвратить развитие переутомления у взрослых, нужно лишь знать несколько правил ведения привычной жизнедеятельности. Это не означает, что требуется перевод на более легкую работу (такой просто не бывает) или же кардинально поменять свой образ жизни – все гораздо проще. Придерживайтесь следующих рекомендаций :
Утомлением называется такое состояние организма, при котором снижается эффективность трудовой деятельности. Такие изменения носят временный характер.
Физическое и умственное утомление. Признаки
Первым признаком утомления считается снижение уровня производительности труда. А именно, если работа связана с физическим трудом, у человека, который переутомился, повышается давление, учащается дыхание, сердечный ритм. Также ему требуется больше энергии для совершения одного действия.
Если человек занимается то при переутомлении у него замедляется реакция, тормозятся умственные процессы и наблюдается раскоординированность движений. Также падает уровень внимания и запоминания информации. Сам человек характеризует такое состояние как усталость.
Усталость
На нее списывается невозможность выполнения той или иной работы. Следует понимать, что усталость - это состояние организма, вызванное определенными биологическими процессами. Существует несколько теорий в науке разных ученых о причинах возникновения утомляемости. Одни считают, что это биологический процесс центральной нервной системы, а другие - коры головного мозга.
Утомление
Какие причины утомления? Данное состояние может возникнуть после выполнения какой-либо работы, в конце рабочего дня. Это нормальный физиологический процесс организма. Тяжелая работа приводит к утомляемости. Важно, чтобы после трудовой деятельности человек имел возможность отдохнуть, чтобы он смог восстановить силы.
После отдыха потраченные ресурсы организма восстанавливаются. Тогда человек снова готов трудиться. В случае если полноценный отдых не получился, организм не справляется с поставленными задачами. Тогда и наступает переутомление.
Если организм человека отдохнул, его работоспособность будет повышаться. Это своего рода тренировка. А вот если не было уделено достаточно времени отдыху, то возникнет состояние утомления организма. При этом человек не может выполнять свою работу. Также появляется чувство апатии и раздражения.
Утомление и переутомление. Последствия
Не стоит относиться к переутомлению несерьезно. На самом деле последствия могут быть очень плачевными. Вследствие утомления могут возникнуть заболевания сердца, желудка и произойти снижение иммунитета. Процесс восстановления может быть довольно долгим, так как потребуется потратить определенное время на отдых, восстановление сил и в некоторых случаях пройти курс лечения.
Переутомляемость оказывает такое воздействие на организм, как появление хронических заболеваний, расстройство эмоционального фона человека, злоупотребление алкоголем и сигаретами, легкими наркотическими веществами, например мариуханой. На разлад семейных отношений влияет переутомление. Это прежде всего связано с раздражительностью и равнодушием. Также у человека в таком состоянии налаживать какие-либо отношения. Поэтому супругу, который заметил признаки утомляемости у своего партнера, рекомендуется проявить терпение, дать ему время на отдых и релаксацию. Можно организовать какую-нибудь поездку. Смена обстановки всегда благоприятно влияет на настроение человека. Хотя бывают исключения. Здесь важно учитывать индивидуальные особенности человека.
Профилактика
Какая должна быть профилактика утомления? Не стоит доводить свой организм до Лучше принять необходимые меры и не допускать переутомление. Это улучшит ситуацию. Существуют определенные методы, соблюдая которые можно поддерживать свой организм в здоровом состоянии. Профилактика утомления лучше, чем дальнейшее лечение.
Профилактические меры
1. Прежде всего необходим отдых. Причем учеными доказано, что активный отдых намного лучше восстанавливает ресурсы человеческого организма. Это не значит, что нужно ограничивать себя во сне. Сон также является важной составляющей полноценного отдыха. Под активным отдыхом подразумеваются занятия спортом. Во-первых, спорт улучшает кровообращение. Это положительно воздействует на работу нервной системы. Во-вторых, постоянные физические нагрузки формируют выносливого человека. Общеизвестно, что активный образ жизни повышает тонус организма и укрепляет иммунитет.
2. Постепенное углубление в работу. Не нужно бросаться в новое дело с головой. Все хорошо в меру. Лучше, если нагрузка будет увеличиваться постепенно. Этот факт касается как умственного, так и физического труда.
3. Рекомендуется делать паузы в работе. Обычно в рабочее время существует регламент, когда можно попить чай и сделать перерыв на обед. Не стоит в сидеть в офисе или на предприятии, особенно если у вас тяжелая работа. Лучше полноценно пообедать и, если есть возможность, прогуляться по улице.
4. Человек должен с удовольствием идти на работу. Если в коллективе присутствует негативная обстановка, то быстрее наступит нервное утомление. Также неблагоприятная среда может вызвать стресс или спровоцировать нервный срыв.
Виды
Сейчас рассмотрим виды утомления. Есть их несколько. Умственное переутомление считается более опасным, чем физическое. Прежде всего это связано с тем, что человек не сразу понимает, что он устал. Тяжелая работа, связанная с физическими нагрузками, сразу даст о себе знать. Часто чувствуется недомогание. Иногда человек ощущает мышечное утомление.
Одним из средств борьбы с переутомлением является нагрузка. Как поступают спортсмены, чтобы достичь определенного результата? Они тренируются. При этом они ощущают боли в мышцах. Но для достижения результата им надо потратить много физических сил, сформировать волевые качества и быть нацеленными на результат. Так же следует поступать с умственной деятельностью человека. Для того чтобы избавиться от утомляемости мозга, необходимо тренироваться, давать себе нагрузки. Чем больше будет их, тем лучше будет результат. Можно сделать вывод, что все виды утомления лечатся утомлением. Но оно обязательно должно быть дозированным. Также не стоит забывать про отдых.
Утомление и переутомление. Способы лечения
Если все-таки замечены (как правило, это плохой сон и раздражительность), то необходимо заняться лечением организма, так как при запускании данного процесса могут развиться хронические заболевания.
1. Одним из методов лечения переутомления является принятие ванн. Ванны можно принимать дома. Они могут быть как пресными, так и с различными добавками. Ванны оказывают расслабляющий эффект на организм. Температура должна быть 36-38 градусов, постепенно воду можно подогревать. Находиться в ванной необходимо 15-20 минут. После лучше надеть теплый халат. Курс приема ванн состоит из 10 процедур, которые следует делать ежедневно. Помимо пресных рекомендуют принимать хвойные и соляные ванны. Хвоя или соль растворяются в воде в желаемых пропорциях. После можно принимать ванну.
2. Чай с молоком и медом является отличным способом лечения от переутомления. Конечно, одним чаем излечиться не получится, но в комплексе с другими мерами по выздоровлению он окажет благоприятное воздействие на человека.
3. Мята также поспособствует выздоровлению.
4. Одним из продуктов, который помогает справиться с усталостью, является селедка. В ней содержится фосфор, который благоприятно влияет на деятельность головного мозга и улучшает работоспособность.
5. Зеленый лук также является продуктом, который позволяет справиться с утомляемостью.
6. Помимо принятия ванн для тела отличным способом борьбы с утомляемостью является ванна для ног. Можно принимать горячие, а можно делать контрастные. Продолжительность принятия ванны составляет 10 минут. Такие процедуры хорошо расслабляют человека, лучше их делать перед сном.
Работоспособность. человека, влияющие на его трудоспособность
Сейчас мы поговорим про работоспособность и утомление. Следует сказать, что биологические ритмы у каждого человека свои. Существуют одинаковые биоритмы. Но, как правило, они расходятся в той или иной степени, так как происходят под воздействием различных факторов.
Биоритмы человека зависят от его наследственности, времени года, температуры и солнца. Поэтому по независящим от человека причинам в один день у него может быть хорошее настроение и высокая результативность на работе, а в другой день у него нет никаких сил на осуществление задуманного.
Интересным является тот факт, что эмоциональный фон и качаются, как маятник. Например, если сегодня человек на подъеме, то через какое-то время он будет в упадке с такой же амплитудой. Важно помнить об этом и не впадать в угнетенное состояние, когда наступает данный период. Необходимо знать, что за упадком будет подъем. Зная о таком положении дел, рекомендуется спланировать работу таким образом, чтобы в периоды усталости осуществлять какую-либо деятельность, которая не требует больших затрат энергии.
Часы активности
Выявлены наиболее работоспособные часы у людей. Это период с 8 до 13 и с 16 до 19 вечера. В остальное время работоспособность снижена. Также следует отметить, что встречаются исключения и кому-то комфортнее работать в другие временные отрезки.
Биоритмы человека играют важную роль в его работоспособности. Так, например, смена часовых поясов приводит к нарушению биоритма. И необходимо потратить определенный отрезок времени для того, чтобы организм наладил свой ритм. Обычно это происходит через 10-14 дней.
Рекомендации, которые помогут улучшить работоспособность, а также снизить риск возникновения переутомления
Прежде всего, необходимо давать организму отдыхать. Переделать все запланированные дела невозможно. Поэтому следует давать себе время на отдых не только после работы, но также и во время рабочего дня.
Во-первых, необходимо приучить себя соблюдать режим дня. Это значит, что надо просыпаться утром, завтракать, только затем приступать к труду. Во время работы также необходимо делать перерывы, для того чтобы попить или перекусить. Обязательно стоит выделить себе время для обеда. После рабочего дня рекомендуется дать организму время на отдых. Затем можно сходить в бассейн или прогуляться. Не стоит поздно ложиться, так как сон является важной составляющей здорового образа жизни.
Необходимо завести себе привычку переключаться. Например, сходить на выставку или посетить какое-нибудь мероприятие. Также можно осуществить небольшую поездку.
Если на работе человек чувствует, что не успевает или не справляется с задуманным объемом работ, в этом нет ничего страшного. В таком случае следует снизить планку и работать в более низком темпе. Затем, когда силы накопятся, можно осуществить задуманное.
Необходимо пить воду. Особенно тем, кто занимается физическим трудом или тренировками. Когда организм тратит много энергии, выделяется жидкость, которую нужно восполнять. Поэтому важно пить как можно больше воды.
Поддержка организма в период повышенной нагрузки
При планировании своего рабочего дня нужно прислушиваться к своему организму. И организовывать деятельность следует в соответствии с собственными возможностями. Не стоит равняться на других людей. Индивидуальные особенности у каждого свои. Существует также ряд мер, которые могут поддержать работу организма в период повышенной умственной и физической нагрузки. Прежде всего, это прием витаминов и употребление чаев с травами. Хорошим способом релаксации и расслабления станет массаж, ароматерапия и цветотерапия. Также рекомендуется проводить время с животными. Если дома нет питомцев, то можно сходить в зоопарк, дельфинарий или цирк. Поход в дельфинарий способен зарядить положительной энергетикой каждого человека. Обязательно нужно заниматься спортом или лечебной физкультурой.
Сон и питание
На работоспособность влияет качество и количество сна. Данный фактор является очень важным. Сонное состояние в течение рабочего дня отрицательным образом сказывается на работоспособности человека. Взрослому человеку необходимо спать 8-9 часов. Врачи рекомендуют ложиться спать до полуночи.
Правильное питание также необходимо для обеспечения высокой работоспособности человека. Важно, чтобы оно содержало в себе достаточное количество полезных микроэлементов и витаминов.
Заключение
Теперь вам известны виды утомления, причины их возникновения. Также мы рассмотрели симптомы данного недуга. В статье мы дали много полезных рекомендаций, которые помогут вам избежать переутомления, а также улучшить состояние, если вы уже подвергли свой организм очень большим нагрузкам.
Внешние признаки утомления
Признаки |
Степень утомления |
||
значительная |
очень большая |
||
Цвет кожи лица и тулошшца |
Небольшое покраснение |
Значительное покраснение |
Резкое покраснение, побледиение, появление синюшности губ |
Потливость |
Небольшая, чаше на лице |
Большая, головы и туловища |
Оченьсильная. выступление соли |
Учащенное ровное |
Значительное учащение, периодически через рот |
Резко учащенное, поверхностное, появление одышки |
|
Движения |
Не нарушены |
Неуверенные |
Покачивания, нарушение координации движений, дрожание конечностей |
Внимание |
Безошибочное |
Неточность выполнения команд |
Замедленное выполнение заданий, часто на повторную команду |
Сахюч у встии с |
Жалоб нет |
Жалобы на усталость, сердцебиение, одышку и т.д. |
Сильная усталость, больв ногах, головокружение, одышка, шум в ушах, головная боль, тошнота и др. |
Все указалные выше показатели в различной степени и различных отношениях отражают величину воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, что позволяет определять и регулировать нагрузку в процессе занятия.
Теоретико-методическую основу оптимального дозирования нагрузок составляют закономерности адаптации организма к воздействию физических упражнений, развития тренированности. Исходя из этого сформулированы и научно обоснованы следующие методические положения: адекватность нагрузок (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения нагрузок (обеспечивающая развитие функциональных возможностей), систематичность нагрузок (их последовательность и регулярность).
Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему, интенсивности, интервалам отдыха), что обеспечивает тренирующий эффект. Недостаточные нагрузки неэффективны, так как ведут к потере учебного времени, а чрезмерные - наносят вред организму.
Если нагрузка остается прежней и не меняется, то ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим стимулом, поэтому постепенное увеличение физической нагрузки - необходимое требование.
Наиболее информативным, объективным и широко используемым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является величина частоты сердечных сокращений (ЧСС).
При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин (при этом наблюдается максимальный ударный объем сердца). Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд./мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки.
В оздоровительных делях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин (А. А. Виру, 1988, и др.).
Следовательно, наибольший общеукрепляющий оздоровительный эффект на занятиях с учащимися подросткового и юношеского возраста достигается упражнениями аэробной направленности средней и большой интенсивности (с помощью подвижных игр, эстафет, спортивных игр, плавания, бега, ходьбы на лыжах и др.).
Диапазон нагрузок средней интенсивности составляет 130- 160 уд./мин и большой интенсивности - 161 - 175 уд./мин.
Строгое регулирование физических нагрузок и их чередование с отдыхом обеспечивают направленное воздействие физических Упражнений на функциональную активность органов и структур организма детей школьного возраста.
Регулирование параметров нагрузки на уроке физической кулъ- достигается многими разнообразными способами и методи-
ческими приемами; наиболее эффективные и доступные из них следующие:
изменение количества повторений одного и того же упражнения;
изменение суммарного количества упражнений;
изменение скорости выполнения одного и того же упражнения;
увеличение или уменьшение амплитуды движений;
варьирование величин внешних отягощений;
выполнение упражнений в усложненных или облегченныхусловиях (например, бег в горку и бег под горку или бег по дорожке стадиона и бег по песку и т.д.);
изменение исходных положений (например, выпрыгиваниявверх из полуприседа и приседа, сгибание и разгибание рук вупоре лежа с положением ног на полу и на гимнастической скамейке и т.д.);
изменение длины дистанций в беге, плавании, в беге налыжах;
проведение занятий на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке (в спортивных играх);
варьирование применяемых методов (равномерньтй, игровой, соревновательный и др.);
увеличение или уменьшение времени (интервалов) и характера отдыха между выполнением упражнений.
В каждом конкретном случае преподаватель применяет наиболее оптимальные способы регулирования физической нагрузки для эффективного решения задач урока.
Общая и моторная плотность урока. Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Общее время, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины.
Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность урока.
Общая плотность урока - это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.
Общая плотность урока включает в себя следующие педагогически целесообразные мероприятия (В.Ф. Новосельский, 1989):
организацию учащихся, проверку домашнего задания, постановку учебных задач;
сообщение и закрепление теоретических сведений;
проведение общеразвивающих упражнений;
инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление ошибок), помощь, страховку;
подготовку и уборку снарядов, необходимые перемещенияучащихся на уроке и т.д.;
изучение техники физических упражнений, воспитаниефизических качеств;
методическую подготовку учащихся, формирование уменийсамостоятельно заниматься, а также организаторских навыков;
мотивацию учащихся;
использование наглядных пособий, технических средств,показ упражнений;
педагогический контроль;
подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, постановку домашних заданий;
воспитательную работу на уроке.
Для определения общей плотности (ОП) урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уроке / . Сюда входит время, затраченное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организацию урока, кроме времени на неоправданные ожидание и простои. Это время умножается на 100% и делится на общее время урока / общ:
Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:
неоправданные простои на уроке (опоздание с началом,несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений);
неподготовленность учителя к уроку; непродуманные организация и содержание урока, приводящие к паузам;
излишняя и малоэффективная словесная информация дляучащихся на уроке;
неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к нерациональному использованию времени из-за многократного повторения команд и распоряжений, замечаний ученикам, повторений объяснения и т.п.
Например, если простой на уроке по вине преподавателя составил 1 мин, то общая плотность урока будет равна:
оп = 39мин.100% 40 мин
Моторная плотность урока - это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока.
Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время вы полнения физических упражнений г фу умножить на 100% и разде лить на общее время занятия, урока "/ общ:
Например, установлено, что суммарное время, затраченное учащимися на выполнение физических упражнений, равно 25 мин (оставшиеся 15 мин были затрачены на объяснения преподавателя, подготовку мест занятий, интервалы отдыха между смежными заданиями и т.п.). В этом случае моторная плотность урока будет равна:
Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить прежде всего различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости от типа урока. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70-80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.
При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом.
Формирование навыков самостоятельности при занятиях физическими упражнениями
Самостоятельная работа учащихся выступает и как форма организации занятия, и как способ деятельности учащихся по решению определенных задач. Основная, специфическая цель самостоятельной работы заключается в формировании самостоятельности.
Исходным признаком самостоятельной работы является деятельность учашихся без посторонней помощи или при сравнительно небольшой помощи.
Степень самостоятельности зависит от возрастных и познавательных возможностей учащихся, содержания учебного материала.
У детей младшего школьного возраста самостоятельность в первую очередь проявляется в подражательной, воспроизводящей де-
ятельности. В среднем и старшем школьном возрасте самостоятельная работа проводится: 1) с различными источниками знаний - учебником, учебными и наглядными пособиями по физической культуре; 2) с практическим учебным материалом, представленным в учебных карточках-заданиях, упражнениях-заявках, контрольно-обучающих заданиях, обучающих программах, составленных по принципу алгоритмических предписаний и др.
Самостоятельная работа с учебными и наглядными пособиями по физической культуре проявляется в ответах учащихся (после чтения текста, рассмотрения наглядного пособия) на вопросы преподавателя или программ контроля знаний с выборочными вариантами ответов (программированный контроль знаний).
В учебных карточках-заданиях перечисляются упражнения (на закрепление ранее изученных двигательных действий, для общефизической подготовки), которые каждый занимающийся выполняет за урок (или за несколько уроков). Успешная работа по карточкам возможна в случае полного взаимопонимания преподавателя с учащимися и наличия хорошей материально-технической базы. Это позволяет учащимся заниматься, не мешая друг другу и не ожидая своей очереди к тому или иному снаряду.
Суть упражнений-заявок заключается в том, что занимающимся предлагается упражнение, для успешного выполнения которого необходимо проявить смекалку, определенную сноровку, с целью реализации своих двигательных возможностей.
Контрольно-обучающие задания (установки-задания) направлены на самостоятельную творческую деятельность учащихся с учетом задач урока. Они разрабатываются для каждого класса, урока, этапа обучения. На уроках физической культуры применяются следующие контрольно-обучающие задания: а) по формированию двигательных умений и навыков; б) по общей и специальной физической подготовке; в) по осмыслению рациональных форм организации двигательных действий, целесообразности тактических приемов в индивидуальных и групповых упражнениях, в играх и состязаниях.
Первая часть заданий носит обучающую направленность (например, из разрозненных упражнений, предложенных для разминки, составить комплекс с соблюдением их последовательности), вторая часть - контрольную направленность (например, по составленному комплексу провести разминку с классом).
Обучающие программы алгоритмического типа содержат в себе комплекс взаимосвязанных учебных заданий последовательно нарастающей сложности и направленных на постепенное подведение учащихся к успешному освоению двигательного действия. Комплекс состоит из 5-6 серий учебных заданий. Первая серия содержит упражнения, направленные на повышение уровня физической подготовленности учащихся, необходимого для овладе- н ия изучаемого двигательного действия. Вторая - упражнения на
освоение исходного положения (или основного элемента) изучаемого двигательного действия. Третья - упражнения, с помощью которых изучаются действия, обеспечивающие выполнение изучаемого движения. Четвертая и пятая серии - упражнения, связанные с обучением отдельным частям (элементам) техники двигательного действия. Шестая серия - упражнения, направленные на совершенствование техники.
При подготовке учащихся к самостоятельной работе следует дать им четкие указания об объеме и содержании предстоящей самостоятельной деятельности, о ее целях, а также о технике выполнения (если эта техника им еще неизвестна), т.е. проинструктировать учеников о том, что делать и как выполнять задание.
Основным средством контроля за самостоятельным выполнением физических упражнений являются ответы и двигательные действия учащихся, а также аналитическая деятельность преподавателя по определению степени их правильности, числа и характера ошибок. Логическим завершением педагогических усилий по формированию у учащихся навыков самостоятельной деятельности на уроке становятся разбор при подведении итогов всей или части проделанной работы, выявление их достижений, определение правильности и характера их дальнейших учебных действий.
Для повышения эффективности самостоятельной работы учащихся весьма важно, чтобы в учебном процессе наряду с внешней существовала внутренняя обратная связь. Под ней подразумевается та информация, которую учащийся сам получает о ходе и результатах своей работы. Одной из возможностей создания внутренней обратной связи при самостоятельной работе является использование элементов самоконтроля и самопроверки.
Показателями уровня развития навыков самоконтроля являются способности учащихся самостоятельно соотносить свои действия при выполнении физических упражнений и их результаты с поставленными педагогом задачами. Весьма важно, чтобы учащиеся определяли недостатки и положительные стороны своей деятельности, представляли мысленно возможные результаты тех или иных изменений в своих действиях, самостоятельно оценивали выполнение заданий.
Самостоятельная работа дает большой эффект, если она связана с образовательно-воспитательными задачами конкретного урока, организуется планомерно и в определенной системе, обеспечивается взаимосвязью одних видов работы с другими (при этом соблюдается преемственность между ними), обусловлена уровнем, развития школьников.
Необходимо также учитывать следующие общедидактическиеи методические требования. Работа проводится под опосредованным руководством преподавателя и занимает не весь урок, а часть Iего. Материал для самостоятельной деятельности школьников еле- \ дует подбирать посильным для его выполнения. J
11.11. Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры
В деятельности учителя физической культуры выделяют три основных этапа:
подготовка к процессу физического воспитания;
практическая деятельность на уроке;
контроль за эффективностью педагогического процесса.Каждый из этих этапов включает в себя определенные виды
деятельности.
Первый (подготовительный) этап деятельности учителя физической культуры направлен на обеспечение условий качественного проведения учебно-воспитательного процесса в целом и каждого урока в отдельности. Он включает в себя разработку и составление плана-графика учебно-воспитательного процесса на год, тематического (рабочего) плана на каждую учебную четверть, планов-конспектов на каждый урок, выбор конкретных средств и методов физического воспитания, форм организации учебного процесса, а именно:
основных, подводящих и специальных упражнений;
определение количества повторений каждого упражнения;
определение продолжительности выполнения отдельныхупражнений;
выбор общепедагогических методов - словесного (рассказ,объяснение, описание и т.п.), наглядного (демонстрация рисунков, кинограмм, учебных видеофильмов, методических пособий,непосредственный показ учителем движений и двигательных действий) и специфических методов обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств.
Успешность процесса физического воспитания во многом зависит и от его предварительной организации. На подготовительном этапе деятельность учителя физической культуры направлена на организацию:
целостного учебно-воспитательного процесса;
каждого урока.
Организация целостного учебно-воспитательного процесса включает совокупность профессиональных действий учителя физической культуры, направленных на обеспечение условий успешного проведения уроков планируемого периода.
Организация отдельного урока включает совокупность профессиональных действий учителя, направленных на упорядочение и налаживание деятельности учащихся. Важно обеспечить возможно более эффективное решение на конкретном уроке предусмотренных учебной программой и запланированных учителем педагогических задач. В этот вид организационной работы входит ряд мероприятий, направленных на обеспечение опти-
мальных условий для обучения и воспитания учащихся на каждом уроке:
подготовка предстоящих мест занятий (организация безо-;ласности мест занятий);
подготовка необходимого для урока оборудования и инвентаря.
В процессе физического воспитания (второй этап) практик ческая деятельность учителя физической культуры направлена управление учеб но-практической и познавательной деятельное* тью учащихся на уроке, в ходе которого выполняются программные требования по физическому воспитанию в школе. Управление деятельностью учащихся включает в себя:
организационные мероприятия на уроке;
непосредственно педагогические воздействия;
текущий контроль на уроке.
Приведению учащихся в состояние готовности к усвоению программного материала и воспитательному воздействию служат следующие организационные мероприятия на уроке:
построение класса;
сообщение учащимся задач урока;
проведение перестроений, необходимых для руководстваклассом;
выбор места для руководства классом (отделением, подгруппами);
организация дисциплины;
установка необходимого оборудования и спортивного инвентаря;
организация безопасности учащихся при выполнении двигательных действий;
рациональное распределение учебного времени;
уборка мест занятий (оборудования и инвентаря);
подведение итогов урока и сообщение домашнего задания(индивидуального или для всего класса).
Действия учителя физической культуры на уроке направлены на решение конкретных задач и характеризуются совокупностью методических профессиональных мероприятий. К ним относятся:
объяснение учебного материала;
показ упражнений;
демонстрация рисунков, кинограмм, методических пособийи т.п.;
непосредственная помошь учащимся при выполнении двигательных действий.
Слово (объяснение, описание, рассказ) и наглядность играют важную роль в педагогическом воздействии учителя на учащихся. Они содействуют созданию представлений и понятий; облегчают восприятие, воспроизведение, понимание, за-, поминание; служат источником чувственного восприятия;^
контролируют абстрактное мышление; содействуют развитию активности, сознательности, самостоятельности, интереса, наблюдательности и т.п.
Слово и показ выполняют в учебном процессе следующие основные функции: а) передачу знаний о выполняемом двигательном действии и его составных элементах; б) организацию деятельности (подготовку учащихся к восприятию передаваемых знаний), организацию выполнения упражнений, оценку, организацию и поддержание дисциплины на уроке; в) управление деятельностью учащихся.
Соотношение слова и показа на уроках физической культуры меняется в зависимости от сложности учебного материала, степени подготовленности и возраста обучаемых.
Основные сведения о двигательных действиях и способах их выполнения учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства подтверждают или конкретизируют их. Объяснение учителем разучиваемого упражнения подкрепляется его показом, а по возможности и демонстрацией рисунков, кинограмм и т.п. При изучении нового двигательного действия учитель обычно объясняет его, а затем с помощью различных наглядных приемов подтверждает или уточняет полученные при объяснении представления.
В процессе обучения двигательным действиям учащихся старших классов для передачи знаний о структуре всего упражнения учитель чаще использует слово и слово-показ, показ-слово, а на занятиях с учащимися младших классов в большей мере использует показ и одновременно слово и показ. При передаче знаний о структуре элементов двигательного действия опыт, приобретенный учащимися начальных классов, позволяет учителю чаще использовать слово.
Показ в сочетании с объяснением вносит решающий вклад в формирование представлений об изучаемом двигательном действии. Всего в процессе разучивания обучаемый получает до 80% представлений о действии, из них более половины формируются в результате правильного названия действия, его демонстрации и объяснения.
Деятельность учащихся весьма вариативна, как и условия проведения урока (спортивный зал, пришкольная площадка, стадион, пересеченная местность, а также изменение времен года). Именно это определяет высокие требования к умению учителя выбрать свое место на уроке и те перемещения в процессе занятия, которые обеспечат ему надежный контроль за деятельностью Учащихся. Основной принцип здесь - видеть всех и видеть все. Знание специфики видов двигательной деятельности и условий их проведения обязывает педагога не только обеспечить наиболее эффективную организацию деятельности занимающихся, но и предусмотреть при этом необходимые меры безопасности.
Деятельность учителя физической культуры сводится не только к процессу передачи знаний учащимся, формированию у них двигательных умений и навыков и воспитанию физических качеств. По ходу урока он анализирует учебно-практическую деятельность учащихся, оценивает ее эффективность, вносит соответствующие коррективы и т.п., т.е. осуществляет текущий контроль. Текущий контроль - это совокупность профессиональных действий учителя физической культуры, направленных на оценку и сверку результатов педагогического воздействия с запланированными и при необходимости на оперативное устранение замеченных отклонений от плана.
На этапе контроля за эффективностью педагогического процесса (трет и й эта п) деятельность учителя физической культуры направлена на анализ и оценку результатов обучения, положительных и отрицательных сторон своего труда, выявление наиболее рациональных путей устранения замеченных недостатков и при необходимости на выработку нового профессионально-педагогического решения.
В структуре профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры важное место занимает конструктивная деятельность, направленная на выработку программы деятельности на уроках физической культуры.
Рассматривая конструктивную деятельность учителя физической культуры, необходимо отметить, что она направлена на:
формирование личности учащихся, характера и объема ихтеоретических знаний, двигательных умений и навыков;
отбор и последовательное расположение учебного материала;
составление программы деятельности учащихся на урокефизической культуры;
программирование учителем своей роли по управлению учебно-практической и познавательной деятельностью учащихся.
Конструктивная деятельность включает в себя поиск и создание оптимальной методики урока физической культуры, поскольку каждая предлагаемая специалистами методика дает максимальный положительный эффект лишь при определенном сочетании условий.
Элементы конструктивной деятельности учителя наглядно проявляются в рамках отдельного урока физической культуры. У опытных педагогов они реализуются следующим составом умений:
заранее определять и формулировать цель и задачи предстоящего урока физической культуры;
заранее подбирать упражнения по обучению технике двигательных действий и определять последовательность их выполнения;
заранее подбирать упражнения, направленные на воспитание физических качеств с учетом сенситивных (наиболее благоприятных для воспитания) периодов;
заранее подбирать подвижные игры, игровые задания, эстафеты, направленные на закрепление и дальнейшее совершенствование двигательных действий и на воспитание физическихкачеств;
заранее подбирать к уроку разнообразные и наиболее эффективные упражнения по обшей физической подготовке (ОФП), продумывать последовательность их выполнения и дозировку;
подбирать и использовать на уроке полезные упражнения издругих видов спорта (не входящих в школьную программу);
заранее обдумывать последовательность этапов обучения ивоспитания физических качеств, чтобы после каждого этапа получать ожидаемый эффект;
заранее определять характер своего руководства уроком привыполнении учащимися различных видов деятельности;
рационально распределять время между отдельными частями урока;
переходить от одного вида деятельности к другому, не вызывая организационного беспорядка или нежелательного состояния у учащихся;
подводить учащегося в случае необходимости к выполнениюосновного задания через вспомогательные и подводящие упражнения;
оптимально сочетать на уроке показ со словесным объяснением;
рационально использовать имеющийся инвентарь, технические средства обучения (ТСО), подручные (вспомогательные)средства, нестандартное оборудование, различные ориентиры(предметные регуляторы) и т.п.;
в процессе урока осуществлять воспитательную работу;
в процессе урока (исходя из конкретной ситуации) изменять запланированный ход работы, упражнения, нагрузку и т.п.;
соединять в оптимальном отношении техническую и физическую подготовку учащихся;
координировать в процессе урока деятельность всего классаи выполнение индивидуальных заданий;
предусматривать возможные у учащихся затруднения и намечать в связи с этим несколько вариантов упражнений;
развивать активность школьников, делая их активными участниками организации урока физической культуры.
Деятельность учителя физической культуры может осуществляться на следующих уровнях эффективности (Н.В.Кузьмина, 1970).
Минимальный уровень (репродуктивный) - учитель можетпередать учащимся только то, что знает и умеет сам.
Низкий уровень (адаптивный) - учитель может передатьзнания, умения, которыми владеет сам, умеет приспособить конкретное содержание осваиваемого материала к возрастным и ин-
дивидуалъным особенностям занимающихся, к уровню их физической подготовленности.
Средний уровень (локально-моделирующий) - учитель может формировать у занимающихся прочные знания, умения и навыки по отдельным разделам и частям своего учебного предмета.
Высокий (системы о-моделирующий) - учитель умеет форм и-1ровать у занимающихся прочные знания, умения и навыки по всемз|основным аспектам (сторонам) их двигательной деятельности.
Высший уровень (системно-моделирующий двигательнуюдеятельность и поведение учащихся) - учитель умеет использовать свой учебный предмет как средство формирования личностизанимающихся, т.е. сознательно формировать у них творческоемышление, умение самостоятельно добывать новые знания, обоб-щать их и перестраивать свою двигательную деятельность в новых, изменяющихся условиях.
на занятиях физической культурой.
Покраснение, или побледнение кожи.
Резкая, чрезмерная, общая потливость.
Нарушение координации в ходьбе, беге, при выполнении гимнастических упражнений и пр.
Отсутствие интереса к занятию, рассеянность, трудность восприятия (объяснения преподавателя) команд, к показу упражнений.
Учащенное дыхание (аритмичное), одышка, дыхание ртом и др.
Плохое самочувствие, нежелание заниматься и пр.
Утомление
Это физиологическое состояние организма, возникающее под влиянием физической работы и характеризующееся временным снижением работоспособности. При неправильной (чрезмерной нагрузке) развивается переутомление, которое считается патологическим состоянием организма. Важно, во время занятий физическими упражнениями следить за степенью утомления.
Степень утомления определяют по внешним и внутренним признакам:
К внешним признакам относят:
изменение цвета кожи, выделение пота, ритм дыхания и координацию движений.
К внутренним признакам относят:
отклонения в функциональном состоянии организма: головокружение, подташнивание, появление острых болевых ощущений в мышцах.
Комплекс дыхательных упражнений по профилактике утомления.
Встать прямо, расслабленные руки опущены вдоль туловища; выдохнуть; начать медленно выполнять вдох, по мере заполнения легких поднимая плечи; опуская плечи сделать выдох. Вдыхая, по мере заполнения легких плечи медленно отводить назад, сводя лопатки и сближая за спиной руки; медленно выдыхать, двигая плечи и руки вперед, сжимая грудную клетку. Руки и плечи при выполнении упражнения не напрягать. Вдыхая отклониться влево, растягивая правый бок; выдыхая, занять исходное положение. То же упражнение выполнить в правую сторону. Шею и руки при выполнении упражнения не сгибать. Сделать выдох; медленно отклонить голову назад, сгибая позвоночник в грудном отделе; сделать вдох; выдыхая, наклонить голову вперед, сгибаясь в грудном отделе, и посмотреть на свои колени. Руки при выполнении упражнения должны висеть свободно, а движения должны быть плавными. Поочередно плечами выполнять плавные круговые движения, имитирующие движения гребца на байдарке, вначале в одну, а затем в другую сторону.
Диапазон нагрузок средней интенсивности составляет 130- 160 уд./мин и большой интенсивности - 161-175 уд./мин.
При появлении признаков переутомления необходимо прекратить занятие, восстановить функции организма под контролем учителя, инструктора, тренера, врача.
Вариант для скачивания
Упражнения
для развития силы, дозировка.
Основная часть тренировки должна включать в себя 5-6 упражнений на разные группы мышц. Новичкам надо начинать с 2-3-х подходов, подготовленные могут довести количество подходов до 4-6 или увеличить количество упражнений до 7-8.
Количество повторений в каждом подходе зависит от цели, которую вы ставите. Самую гармоничную нагрузку, развивающую и силу, и силовую выносливость, дают 15-20 повторений для упражнений на мышцы брюшного пресса и 8-12 повторений для упражнений на другие группы мышц, выполняемые в среднем темпе. Если вы хотите в первую очередь развивать силовую выносливость и сжигать жир, то надо уменьшить отягощение, а количество повторений увеличить до 25-30 для пресса и до 15-18 для других мышц; выполнять упражнения в высоком темпе (девушкам лучше заниматься именно так). Если ваша главная цель - развить силу, то надо увеличить отягощение и уменьшить количество повторений: 10-12 для пресса и 4-6 для других мышц; выполнять медленно (так тренироваться можно только хорошо подготовленным).
Важно:
последнее повторение в каждом подходе должно быть действительно последним, у вас не должно остаться сил выполнить это упражнение еще раз. Иначе от тренировки пользы будет мало. Выбирайте упражнения и подбирайте отягощения соответствующим образом. Упражнения надо выполнять на полную амплитуду, от одного крайнего положения к другому, если иное не сказано в описании конкретного упражнения.
Упражнения выполняются по кругу: сделайте по 1 подходу все упражнения комплекса, отдохните 1-2 минуты, затем начинайте следующий круг. Хорошо подготовленные могут выполнять подряд 2-3 упражнения на одну группу мышц, отдыхая между подходами 30-60 секунд.
Комплексы упражнений:
Комплекс упражнений для начинающих.
Отжимание в упоре лежа;
Подтягивание на перекладине;
Приседания без отягощения или с небольшим отягощением;
Подъем ног из положения лежа на спине;
Наклоны с небольшим отягощением;
Комплекс упражнений для средне подготовленных.
Прыжки на возвышение или через препятствие;
Сгибание туловища из положения лежа на спине;
Разгибание туловища лежа лицом вниз поперек тренировочной;
Махи ногами вперед;
Комплекс упражнений для хорошо подготовленных.
Приседания со штангой;
Отжимание на брусьях;
Наклоны со штангой на плечах;
Подъем ног к перекладине;
Становая тяга;
Подъем прямых рук с гантелями вверх через стороны, стоя;