Консультация на тему: Профилактика заболеваний органов мочевыделения у детей. Возрастные особенности органов выделения, возможные нарушения

Человека - одна из важнейших систем организма. Она ответствует за сохранения баланса биологических жидкостей и жизненно важных микроэлементов. Нарушение работы органов этой системы негативно отражается на самочувствии больного и создает немалый дискомфорт в его повседневной жизни.

Как устроена мочевыделительная система

Основным органом мочевыделительной системы считаются почки. Для выполнения всех функций этот орган требует интенсивного кровяного потока. Приблизительно четверть всего объема крови, которую выбрасывает сердце, приходиться только на почки.

Мочеточники являют собой трубочки, которые спускаются от почек к мочевому пузырю. Во время сокращения и расширения их стенок прогоняется моча.

По мочеточниках с помощью мышечных образований (сфинктеров) моча поступает в мочевой пузырь. По мере его наполнения происходит мочеиспускание.

Мочеиспускательный канал у мужчин проходит через половой член и служит для прохождения спермы. У женщин этот орган исполняет только функцию выведения мочи. Он находится на передней стенке влагалища.

У здорового человека все органы мочевыделительной системы работают сглажено. Но как только нарушаются функции одного звена сложного механизма, выходит из строя весь организм.

Роль и функции почек в организме

В организме человека почки выполняют следующие функции:

  1. Регулировка водного баланса - выведение лишней воды или ее сохранение при нехватке в организме (например, уменьшение количества мочи в случае интенсивного выделения пота). За счет этого почки постоянно удерживают в организме объем внутренней среды, что жизненно важно для человеческого существования.
  2. Управление запасами минеральных веществ - почки способны аналогическим путем выводить из организма избыток натрия, магния, хлора, кальция, калия и других минералов или создавать запасы дефицитных микроэлементов.
  3. Выведение из организма токсических веществ, попадающих с пищей, а также продуктов метаболического процесса.
  4. Регуляция артериального давления.

Типы заболеваний

Все заболевания мочевыделительной системы по причинах образования делятся на врожденные и приобретенные. К первому типу относят врожденные пороки развития органов этой системы:

  • недоразвитие почек - проявляется их отеками, повышенным артериальным давлением, нарушением обменных процессов. Наличие такой симптоматики повышает риск развития слепоты, слабоумия, почечного сахарного и несахарного диабета, подагры;
  • патологии в строении мочеточников и мочевого пузыря, которые провоцируют частое мочеиспускание.

Многие врожденные заболевания органов мочевыделительной системы эффективно лечатся при своевременном оперативном вмешательстве.

Приобретенные болезни в основном возникают в результате инфекционного воспаления или физической травмы.

Рассмотрим самые распространенные приобретенные патологии органов мочевыделительной системы.

Уретрит

Это инфекционное заболевание, в результате которого развиваются воспалительные процессы в мочеиспускательном канале. Основными проявлениями болезни являются:

  • боль и жжение в процессе мочеиспускания;
  • характерные выделения из мочеиспускательного канала;
  • большой показатель лейкоцитов в мочи.

Уретрит в основном возникает вследствие попадания в уретру бактерий, вирусов и грибов. Среди возможных причин развития заболевания отмечают несоблюдение правил гигиены, половые контакты, очень редко инфицирование происходит путем заноса болезненных микроорганизмов по кровеносным сосудам из присутствующих в других органах очагов поражения.

Цистит

Являет собой воспаление слизистой оболочки мочевого пузыря. На развитие болезни влияют следующие факторы:

  • застой мочи;
  • общее переохлаждение;
  • чрезмерное употребление копченостей, разных пряностей, спиртных напитков;
  • нарушение гигиенических правил;
  • воспаление других органов мочевой системы;
  • наличие в мочевом пузыре камней и опухолей.

Недержание мочи у женщин считается наиболее распространенным заболевание, влияющим на качество жизни. Цистит может быть острым или хроническим. При остром течении больной жалуется на очень частые болезненные мочеиспускания маленькими порциями, при этом моча мутного цвета. Внизу живота периодически проявляются боли разного характера (режущие, тупые), которые усиливаются при завершении процесса мочеиспускания.

Острое недержание мочи у женщин в 8 из 10 случаев спровоцировано кишечной палочкой. Другой причиной развития болезни считаются живущие на кожи стафилококки. Для борьбы с этими возбудителями применяются высокоэффективные антибиотики.

Многие заболевания почек и мочевыделительной системы довольно часто сопровождаются развитием хронической формы цистита. Во время его обострения проявляются симптомы, характерные острому недержанию мочи.

Пиелонефрит

Это бактериальное воспалительное заболевание, которое поражает одну или две почки. Это наиболее опасная инфекционная болезнь мочевыводящих путей. Пиелонефрит часто возникает во время беременности, что связано с увеличением матки и ее давлением на мочеточники. В пожилом возрасте болезнь развивается среди мужской части населения. Дело в том, что у мужчин с годами происходит увеличение предстательной железы, которая нарушает процесс оттока мочи.

Пиелонефрит бывает одно- и двусторонним, а в зависимости от причин возникновения - первичным (самостоятельное заболевание) и вторичным (как осложнение других болезней мочеиспускательной системы).

Острый пиелонефрит при первичном заболевании проявляется болевыми ощущениями в пояснице и в боках, лихорадкой, а также признаками инфицирования мочевыводящих путей. Пиелонефрит хронический в основном развивается как следствие острой формы. Болезнь диагностируют на основе результатов анализа мочи, компьютерной томографии и экстренной урографии. В случае выявления гнойного воспаления назначают длительный курс противомикробной терапии. При обнаружении камней решается вопрос об их оперативном удалении.

Почечнокаменная болезнь

По медицинской статистике это наиболее частая болезнь почек. Образованию камней и песка способствует употребление в чрезмерном количестве солей, фосфорной и щавелевой кислоты. Они со временем накапливаются, образуя кристаллы. На первых этапах болезнь никак не проявляется. Но по мере роста образований могут проявляться симптомы: пронзающая боль, мутная моча, нарушение мочеиспускания.

В большинстве случаев камни удаляются операционным путем, поэтому важно заниматься профилактикой с целью предупреждения этого опасного заболевания.

Простатит

Это наиболее распространенное инфекционное заболевание мочевыводящих путей среди мужчин. Многие страдают хронической формой болезни. Очень опасным для репродуктивной функции мужчин является воспаление придатка яичка (эпидидимит).

Болезни мочевой системы у детей

Заболевания мочевыделительной системы у детей могут возникать в любом возрасте. На развитие воспалений в значительной мере влияют такие факторы:

  • токсикоз во время вынашивания малыша;
  • хронические инфекции у матери;
  • наследственная предрасположенность к развитию почечной патологии;
  • пиелонефрит беременных.

Виды болезней у детей

В детском возрасте часто встречаются такие заболевания мочевыделительной системы:

  • пиелонефрит;
  • уретрит;
  • цистит;
  • инфекции мочевыводящих путей.

Наиболее трудно протекает пиелонефрит. У детей первого года жизни основными причинами возникновения первичного пиелонефрита являются кишечные инфекции, ОРВИ и изменение питания. Среди старших детей заболевание проявляется как осложнение кокковыми инфекциями, которые провоцируют ангину, отит, тонзиллит, вульвит, цистит и кишечные инфекции.

Вторичный пиелонефрит возникает на фоне врожденных патологий, среди которых наиболее часто диагностируется удвоение почек, их смещение, нарушения структуры мочевого пузыря, мочеточников и других органов системы.

Как распознать наличие болезни у ребенка

Заподозрить заболевания мочевыделительной системы у детей можно по определенным симптомам. При инфекциях мочевых путей ребенок жалуется на частое мочеиспускание небольшими порциями. Возможны ложные позывы, недержание мочи, боли внизу живота и спины. Иногда может повышаться температура. Моча больного ребенка мутная и с неприятным запахом.

У грудничков маме понадобится менять подгузник чаще, чем обычно. Наблюдая за ребенком можно заметить беспокойство малыша во время мочеиспускания, расстройство стула и отказ от еды.

Диагностика болезней

Диагностировать заболевания мочевыделительной системы может только врач. От своевременности обращения к урологу зависит эффективность лечения. Поэтому при первых признаках болезней необходимо обратиться к специалисту.

Он назначит обследование, которое обычно включает лабораторные исследования (анализ мочи и крови) и инструментальную диагностику (УЗИ, МРТ, рентгенографию). При поражении почек выполняют функциональную пробу Реберга. Нередко для обследования почек используют биопсию, которая позволяет исследовать почечную ткань и установить точный диагноз.

Особенности лечения

Врач определяет тактику лечения заболеваний мочевой системы исходя из причин их возникновения. Нередко терапия проводится в больнице под медицинским присмотром. В зависимости от особенностей патологии, лечение может быть консервативным или хирургическим.

Больной должен пройти полное лечение, чтобы предотвратить рецидив болезни и развития хронической формы. Очень важно во время терапии соблюдать рекомендуемые врачом диеты и режимы питания. В период реабилитации используют санаторное лечение и физиотерапию.

Лечение и профилактика заболеваний мочевыделительной системы имеют успех при выполнении всех рекомендаций врача. Соблюдение правил гигиены, полное излечение острых респираторных заболеваний, своевременная терапия инфекционных болезней гарантируют предупреждение развития многих патологий.

ПРОФИЛАКТИКА

ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Кроме того, в почках вырабатываются эритропоэтин, ренин, урокиназа и местные тканевые гормоны (кинины, простагландины), осуществляется преобразование витамина D в активную форму под влиянием фермента 1 альфа-гидрокиназы.
Мочевыделительная система включает в себя почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. У детей система органов мочевыделения имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при уходе за ребенком в процессе его роста и развития. Большая частота мочеиспускания у детей раннего и дошкольного возраста связана с малой вместимостью мочевого пузыря при относительно большом количестве образующейся мочи.
Цвет и прозрачность мочи во многом определяются характером принимаемой пищи и состоянием почек и мочевыводящих путей. Цвет мочи может варьировать от желтоватого до соломенно-желтого и темно-желтого.
Наличие в моче микроорганизмов может свидетельствовать о наличии заболеваний одного или нескольких отделов мочевой системы.
У детей грудного возраста акт мочеиспускания непроизвольный, и только с возрастом он начинает регулироваться сознанием и волевыми усилиями. При наполнении мочевого пузыря происходит повышение давления на его стенки, что вызывает сокращение мышечной оболочки пузыря и расслабление сжимателей (сфинктеров). Формирование условного рефлекса и навыков опрятности можно начинать с 5-б мес. детей 8-9 мес уже сажают на горшок (через 10- 15 мин после очередного приема пищи и сразу после сна). К концу 1-го года жизни в периоды бодрствования ребенок должен проситься на горшок. Устойчивый навык пользоваться горшком закрепляется обычно на 2-З-м году жизни.
При правильном воспитании здоровые дети к концу 1-го - началу 2-го года жизни просятся на горшок, однако во время сна, увлекательных игр, волнения непроизвольное мочеиспускание может наблюдаться у детей до трехлетнего возраста.

ЗАБОЛЕВАНИЯ МОЧЕПОЛОВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ.
Пиелонефрит - инфекционное заболевание с поражением паренхимы почки и почечной лоханки. Различают острое, подострое и хроническое течение болезни. Пиелонефритом болеют дети раннего и дошкольного возраста. Возбудители заболевания - микроорганизмы, вызывающие гнойничковые заболевания кожи, септические болезни, заболевания верхних дыхательных путей и легких, кариес зубов, гнойные очаговые инфекции. Из очагов инфекции микроорганизмы проникают в почку через лимфу, кровь или мочевыводящие пути. Заболевание может начаться остро: повышается температура тела, появляются озноб, боли в животе, пояснице, частое и болезненное мочеиспускание, возобновляется ночное недержание мочи (дизурические расстройства). Легкое постукивание в области почек сопровождается болью. Моча становится мутной, в ней появляются хлопья, кровь, а при клиническом анализе в ней обнаруживают лейкоциты, эритроциты, белок. Может наблюдаться благоприятное и затяжное течение.
Диффузный гломерулонефрит - это инфекционно-аллергическое заболевание, развитию которого часто предшествуют ангина, скарлатина, а также вирусные инфекции. При заболевании поражается клубочковый аппарат почек. Болеют дети любого возраста, но особенно часто дошкольники и младшие школьники. Заболевание в большинстве случаев начинается на 2-3-й неделе после перенесенной инфекции, когда ребенок уже посещает детское учреждение. Первым начальным признаком чаще всего бывает буровато-красное окрашивание мочи. Появляются симптомы интоксикации: утомляемость, вялость, бледность, головная боль, повышение температуры тела. В зависимости от клинических проявлений выделяют три основные формы гломерулонефрита: гематурическую , нефротическую и смешанную .Течение гломерулонефрита у детей может быть острым и хроническим. При хроническом течении возможны рецидивы заболевания или постоянное сохранение активности процесса различной степени.
Цистит - инфекционно-воспалительный процесс в области стенок мочевого пузыря. Заболевание чаще встречается у девочек вследствие особенностей строения промежности. Воспаление мочевого пузыря, как правило, вызывается кишечной палочкой и стафилококком, а может быть осложнением инфекционных заболеваний, в

  • §4. Возбуждение и торможение в цнс
  • §5. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы
  • §6. Вегетативная нервная система
  • Глава III Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности
  • §1. Условные и безусловные рефлексы
  • §2. Качественные особенности высшей нервной деятельности человека
  • §3. Типы высшей нервной деятельности
  • §4. Интегративная деятельность мозга и системная организация приспособительных поведенческих реакций
  • §5. Интегративные процессы в цнс как основа психических функций
  • Глава IV Возрастная физиология и гигиена анализаторов
  • §1. Общая характеристика сенсорных систем§2. Зрительный анализатор§3. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков§4. Слуховой анализатор
  • §1. Общая характеристика сенсорных систем
  • §2. Зрительный анализатор
  • §3. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков
  • §4. Слуховой анализатор
  • Глава V Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе и пту
  • §1. Работоспособность детей и подростков
  • §2. Изменение работоспособности у учащихся в процессе учебной деятельности
  • §3. Гигиена письма и чтения
  • §4. Совершенствование условий обучения и воспитания учащихся пту
  • Глава VI Режим дня детей и подростков
  • §1. Гигиенические требования к режиму дня школьников
  • §2. Гигиена сна
  • §3. Режим групп (классов) и школ с продленным днем
  • §4. Режим дня воспитанников школ-интернатов
  • §5. Особенности организации режима дня в учреждениях санаторного типа
  • §6. Режим дня учащихся пту
  • §7. Режим дня в пионерском лагере
  • Глава VII Возрастная эндокринология. Общие закономерности деятельности эндокринной системы
  • §1. Эндокринная система§2. Половое созревание
  • §1. Эндокринная система
  • §2. Половое созревание
  • Глава VIII Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к оборудованию школ и пту
  • §1. Общие сведения об опорно-двигательной системе
  • §2. Части скелета и их развитие
  • §3. Мышечная система
  • §4. Особенности реакций организма на физическую нагрузку в различные возрастные периоды
  • §5. Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений с возрастом
  • §6. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков
  • §7. Школьная мебель и ее использование
  • §8. Гигиенические требования к организации труда учащихся
  • Глава IX Возрастные особенности органов пищеварения. Обмен веществ и энергии. Гигиена питания
  • §1. Строение и функции органов пищеварения§2. Обмен веществ и энергии§3. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации
  • §1. Строение и функции органов пищеварения
  • §2. Обмен веществ и энергии
  • §3. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации
  • Глава X Возрастные особенности крови и кровообращения
  • §1. Кровь и ее значение
  • §2. Система кровообращения
  • §3. Движение крови по сосудам
  • §4. Регуляция кровообращения и ее возрастные особенности
  • §5. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку
  • Глава XI Возрастные особенности органов дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений
  • §1. Строение и функция органов дыхания и их возрастные особенности§2. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности
  • §1. Строение и функция органов дыхания и их возрастные особенности
  • §2. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности
  • Глава XII Возрастные особенности органов выделения. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви
  • §1. Строение и функция почек§2. Строение и функция кожи§3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви§4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь
  • §1. Строение и функция почек
  • §2. Строение и функция кожи
  • §3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви
  • §4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь
  • Глава XIII Состояние здоровья детей и подростков
  • §1. Понятие о здоровье§2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии§3. Инфекционные заболевания§4. Защита организма от инфекции
  • §1. Понятие о здоровье
  • §2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии
  • §3. Инфекционные заболевания
  • §4. Защита организма от инфекции
  • Глава XIV Гигиена физического воспитания
  • §1. Задачи, формы и средства физического воспитания§2. Естественные факторы природы в системе физического воспитания§3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом
  • §1. Задачи, формы и средства физического воспитания
  • §2. Естественные факторы природы в системе физического воспитания
  • §3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом
  • Глава XV Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся
  • §1. Организация трудовой деятельности учащихся§2. Профессиональная ориентация учащихся
  • §1. Организация трудовой деятельности учащихся
  • §2. Профессиональная ориентация учащихся
  • Глава XVI Профилактика вредных привычек
  • Глава XII Возрастные особенности органов выделения. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви

    §1. Строение и функция почек§2. Строение и функция кожи§3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви§4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь

    Значение органов выделения. Органы выделения играют важную роль в сохранении постоянства внутренней среды, они удаляют из организма продукты обмена, которые не могут быть использованы, избыток воды и солей. В осуществлении процессов выделения участвуют легкие, кишечник, кожа и почки. Легкие удаляют из организма углекислый газ, пары воды, летучие вещества. Из кишечника удаляются с калом соли тяжелых металлов, избыток невсосавшихся пищевых веществ. Потовые железы кожи выделяют воду, соли, органические вещества, их усиленная деятельность наблюдается при напряженной мышечной работе и повышении температуры окружающей среды. Основная роль в выделительных процессах принадлежит почкам, которые выводят из организма воду, соли, аммиак, мочевину, мочевую кислоту, восстанавливая постоянство осмотических свойств крови. Через почки удаляются некоторые ядовитые вещества, образующиеся в организме или принятые в виде лекарств. Почки поддерживают определенную постоянную реакцию крови. При накоплении в крови кислых или щелочных продуктов обмена через почки увеличивается выделение излишков соответствующих солей. В поддержании постоянства реакции крови очень важную роль играет способность почек синтезировать аммиак, который связывает кислые продукты.

    §1. Строение и функция почек

    Строение почек. Почки (их две -правая и левая) имеют форму боба; наружный край почки выпуклый, внутренний - вогнутый. Они красно-бурого цвета, массой около 120 г. На вогнутом, внутреннем крае почки имеется глубокая вырезка. Это ворота почки. Сюда входит почечная артерия, а выходит почечная вена и мочеточник.

    Почки получают крови больше, чем любой другой орган, в них происходит образование мочи из веществ, приносимых кровью. Структурно-функциональной единицей почки является тельце почки- нефрон (рис. 43), в каждой почке около 1 млн. нефронов. Нефрон состоит из двух основных частей: кровеносных сосудов и почечного канальца. Общая длина канальцев одного тельца почки достигает 35-50 мм. В почках имеется примерно 130 км трубочек, по которым проходит жидкость. Ежесуточно в почках фильтруется около 170 л жидкости, которая концентрируется примерно в 1,5 л мочи и удаляется из организма. Возрастные особенности функции почек. С возрастом меняются количество и состав мочи. Мочи у детей отделяется сравнительно больше, чем у взрослых, а мочеиспускание происходит чаще за счет интенсивного водного обмена и относительно большого количества воды и углеводов в рационе питания ребенка. Только в первые 3-4 дня количество отделяющейся мочи у детей невелико. У месячного ребенка мочи отделяется в сутки 350-380 мл, к концу первого года жизни - 750 мл, в 4-5 лет - около 1 л, в 10 лет-1,5 л, а в период полового созревания - до 2 л. У новорожденных реакция мочи резкокислая, с возрастом она становится слабокислой. Реакция мочи может меняться в зависимости от характера получаемой ребенком пищи. При питании преимущественно мясной пищей в организме образуется много кислых продуктов обмена, соответственно и моча становится более кислой. При употреблении растительной пищи реакция мочи сдвигается в щелочную сторону. У новорожденных детей повышена проницаемость почечного эпителия отчего в моче почти всегда обнаруживается белок. У здоровых детей и взрослых белка в моче быть не должно. Мочеиспускание и его механизм. Испускание мочи - процесс рефлекторный. Поступающая в мочевой пузырь моча вызывает повышение давления в нем, что раздражает рецепторы, находящиеся в стенке пузыря. Возникает возбуждение, доходящее до центра мочеиспускания в нижней части спинного мозга. Отсюда импульсы поступают к мускулатуре пузыря, заставляя ее сокращаться- сфинктер при этом расслабляется и моча поступает из пузыря в мочеиспускательный канал. Это непроизвольное испускание мочи. Оно имеет место у грудных детей. Старшие дети, как и взрослые, могут произвольно задерживать и вызывать мочеиспускание. Это связано с установлением корковой условнорефлекторной регуляции мочеиспускания. " но к двухлетнему возрасту у детей сформированы условнорефлекторные механизмы задержки мочеиспускания не только днем, но и ночью Однако в возрасте 5-10 лет у детей, иногда до полового созревания, встречается ночноенепроизвольное недержание мочи - энурез. В осенне-зимние периоды года в связи с большей возможностью охлаждения организма энурез учащается. С возрастом энурез, связанный преимущественно с функциональными отклонениями в психоневрологическом статусе детей, проходит. Однако в обязательном порядке дети должны быть обследованы врачами - урологом и невропатологом. Способствуют энурезу психические травмы, переутомление (особенно от физических нагрузок), переохлаждение, нарушение сна, раздражающая, острая пища и обилие жидкости, принятой перед сном. Дети очень тяжело переживают свой недуг, испытывают страх, долго не засыпают, а затем погружаются в глубокий сон, во время которого слабые позывы к мочеиспусканию не воспринимаются. Профилактика заболеваний органов выделения. В детских домах школах-интернатах и пионерских лагерях дети, страдающие энурезом, требуют к себе особого внимания взрослых. Случается с ребенком ночью никогда не должно обсуждаться в группах (отрядах). Детям, страдающим энурезом, необходимо по указанию врач установить и строго соблюдать режим дня, отдыха, правильно сбалансированное диетическое питание, без раздражающей, соленой и острой пищи, ограничивать приемы жидкости, особенно перед сном, исключать во второй половине дня большие физические нагрузки (игры в футбол, баскетбол, волейбол и др.). Не менее двух раз в течение ночи детей следует поднимать для опорожнения мочевого пузыря. Нарушение правил личной гигиены может приводить к воспалению у детей мочеиспускательного канала и мочевыводящих путей, которые высокоранимы, отличаются пониженной стойкостью и усиленным слущиванием эпителия. Необходимо приучить детей держать в чистоте наружные половые органы, обмывать их теплой водой с мылом утром и вечером перед сном. Для этих целей надо иметь специальное индивидуальное полотенце, стирать и обязательно кипятить его раз в неделю. Профилактика острых и хронических заболеваний почек - это прежде всего предотвращение инфекционных заболеваний (скарлатины, отита, гнойных поражений кожи, дифтерии, кори и др.) и их осложнений.

    Лекция. ВЫДЕЛЕНИЕ..doc

    № 21 ОПД.Ф.05. АНАТОМИЯ 050720 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

    Лекция АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА СИСТЕМЫ ВЫДЕЛЕНИЯ


    1. Значение органов выделения.

    2. Мочевыделительная система.

    3. Почки: строение н функции.

    4. Мочеточники и мочевой пузырь

    5. Выделительная функция кожи.

    1. Значение органов выделения

    Многочисленные и разнообразные биохимические превращения веществ в организме приводят к образованию ненужных и вредных промежуточных и конечных продуктов. Среди поступающих в организм веществ также не все оказываются нужными для его обмена. Не исключено попадание ядовитых веществ, способных существенно нарушить нормальный ход обменных реак-ций. Следовательно, для нормальной жизнедеятельности организма необходи-мо постоянное выведение из него ненужных я ядовитых веществ. Эта функция выполняется различными органами, объединенными в единую систему орга-нов выделения. Например, газообразные продукты обмена выводятся из ор-ганизма легкими. Выведение не растворимых в воде веществ осуществляется с помощью кишечника. Излишки воды с растворенными в ней продуктами различных обменных реакций выводятся почками и потовыми железами. Незначительное участие в этом процессе принимают слюнные железы, а у кормящих женщин - молочные железы.

    Особенно важное значение органы выделения имеют для сохранения постоянства химического состава внутренней среды организма (гомеостаза).

    ^ 2. Мочевыделительная система.

    Почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал называют мочевыделительной системой.

    3. Почки: строение н функции.

    Важнейшим органом системы выделения являются почки. Большинст-во ненужных для организма веществ удаляется из него вместе с образующейся мочой. Наиболее интенсивно почки растут в первые годы жизни и в период полового созревания.

    Почки (их две - правая и левая) имеют форму боба; наружный край почки выпуклый, внутренний - вогнутый. Они красно-бурого цвета, масса ка-ждой - около 120 г. На внутреннем крае, в центре, имеется углубление - воро-та почки. Сюда входит почечная артерия, а выходят почечная вена и мо-четочник. Наружный слой вещества почки называется корковым, а внутрен-ний - мозговым.

    Почки получают крови больше, чем любой другой орган, в них происхо-дит образование мочи из веществ, приносимых кровью. Структурно-функциональной единицей почки является нефрон, в каждой почке находится от 1до 2млн. нефронов. Нефрон состоит из двух основных частей; кровеносных сосудов и мочевого канальца.

    Начинается нефрон в корковом веществе двухстенной капсулой в виде чашечки, в которой располагается клубочек капилляров. Извитая полость между стенками капсулы является началом просвета мочевого канальца. Дойдя до мозгового вещества почки, он суживается, выпрямляется и, образуя изгиб (петлю Генле), направляется снова в корковый слой, где впадает в со-бирательную трубочку. Несколько таких собирательных трубочек, сливаясь, образуют общие выводные протоки, которые проходят через мозговой слой почки к верхушкам сосочков, выступающих в полость почечной лоханки. Об-щая площадь поверхности капилляров клубочков составляет в среднем 1,6 м 2 (равна поверхности тела человека). Диаметр приносящих кровь к клубочкам сосудов больше, чем просвет выносящих, поэтому в капиллярах клубочка под-держивается повышенное давление, способствующее фильтрации плазмы кро-ви с растворенными в ней веществами в просвет капсулы. Так образуется пер-вичная моча. Выносящая артериола снова образует сплетение капилляров вокруг канальца нефрона,

    Таким образом, особенностью кровообращении в почках является на-личие последовательной двойной капиллярной сети, обеспечивающей весь процесс образования мочи (как первичной, так и вторичной).

    Длина всех канальцев нефрозов составляет не менее 70 км. Благодаря особому строению стенок канальцев происходит "досмотр" химического со-става первичной мочи и обратное всасывание и возвращение в кровь большей части воды и растворенных в ней полезных для организма веществ. Почти все вещества, подлежащие удалению из организма, остаются в полости мочевых канальцев. Эта жидкость с растворенными в ней не нужными и ядовитыми для организма веществами называют вторичной мочой.

    Из 2000 л крови, протекающей за сутки через почки, образуется всего 150-190 л первичной мочи и только 1,5 вторичной (конечной) мочи.

    ^ Химический состав конечной мочи довольно сложен. Она содержит 98-99% воды и не менее 150 различных химических веществ, важнейшими из которых являются хлористый натрий, мочевина и мочевая кислота, С мочой выделяются различные биологически активные вещества и продукты их пре-вращения, по которым В известной степени можно судить о функции некото-рых желез внутренней секреции. В моче обнаружены производные гормонов коры надпочечников, андрогенов, эстрогенов, АДГ, катехоламины, различные витамины, ферменты и др.

    У детей содержание мочевой кислоты выше, чем у взрослых, а мочеви-ны - ниже. Концентрация хлористого натрия у детей значительно ниже, чем у взрослых. Химический состав мочи детей приближается к уровню взрослого организма только в подростковом периоде.

    Эффективность почек в поддержании кислотно-щелочного равнове-сия у детей грудного возраста ниже, чем у взрослых. Причем, при кормлении грудным молоком кислотно-щелочное равновесие поддерживается на удовле-творительном уровне, а полное или частичное искусственное вскармливание (особенна коровьим молоком) вызывает образование избытка кислых продук-тов обмена в организме ребенка. Этот пищевой ацидоз бывает причиной ги-первентиляции легких, что увеличивает и без того высокую потерю воды с выдыхаемым воздухом.

    Почки играют определенную роль в поддержании величины кровя-ного давления в организме. Процессы фильтрации жидкости в структурах.нефрона и регуляции артериального давления в организме человека взаимо-связаны: повышение артериального давления приводит к повышению дав-ления в капиллярах клубочка и увеличению скорости образования первичной мочи и увеличению объема вторичной мочи. В результате потери большого количества жидкости из крови артериальное давление падает. Напротив, при снижении артериального давления уменьшается скорость клубочковой фильтрации, количество выделяемой мочи, а значит, жидкости из крови, в ре-зультате чего артериальное давление повышается. Таким образом, почки, из-меняя объем удаляемой из организма жидкости, являются регуляторами арте-риального давления.

    ^ Регуляция деятельности почки.

    Регуляция работы почки, адекватная информации о состоянии внутрен-ней среды организма, которая поступает в ЦНС, обеспечивается при участии вегетативных нервов и эндокринных желез. Гормоны (антидиуретический, ангиотензины, альдостерон, катехоламины и др.) играют важнейшую роль в изменении процесса мочеобразования.

    ^ 4. Мочеточники и мочевой пузырь.

    По мере образования в нефронах моча непрерывно поступает в почеч-ную лоханку, откуда по мочеточникам течет в мочевой пузырь. Мочеточни-ки представляют собой трубки небольшого диаметра, в стенках которых име-ются слои гладкомыщечных клеток. В норме процесс продвижения мочи через мочеточники обеспечивается перистальтическими волнами (за счет сокраще-ния гладкой мускулатуры стенки мочеточника), распространяющимися по па-правлению к мочевому пузырю,

    Мочевой пузырь - полый орган, стенка которого имеет хорошо разви-тую гладкую мускулатуры. У выхода из мочевого пузыре мочеиспускательного канала располагается круговая мышца (сфинктер пузыря), кото-рая в промежутках между актами мочеиспускания находится в сокращенном состоянии.

    У места вхождения мочеточников в мочевой пузырь имеются небольшие складки слизистой оболочки (мочеточниковые заслонки), которые выполняют роль клапанов, предотвращающих обратное поступление мочи в мочеточники во время совращения мочевого пузыря. Формирование мочеточниковых за-слонок происходит в первые годы после рождения.

    Опорожнение мочевого пузыря представляет собой координированный акт сокращения одних мышц мочевого пузыря и расслабления других его мышц. При раздражении механорецепторов (растяжения) в стенке мочевого пузыря под влиянием скопившейся там мочи происходит рефлекторное одно-временное сокращение мышц стенки пузыря и расслабление, открытие сфинк-тера пузыря и выведение мочи. Некоторое участие в акте опорожнения моче-вого пузыря принимают мышцы брюшного пресса, сокращение которых, уве-личивая давление в брюшной полости, способствует изгнанию мочи из моче-вого пузыря.

    ^ Регуляция функций мочевого пузыря.

    Функции мочевого пузыря регулируются безусловно-рефлекторным и условно-рефлекторным механизмами с участием вегетативной нервной систе-мы. Нервные импульсы, поступающие по симпатическим нервам, расслабляют стенку пузыря и одновременно повышают тонус его сфинктера. Напротив, импульсы, поступающие по парасимпатическим нервам, усили-вают сокращение мышц стенки и одновременно расслабляют сфинктер пузы-ря, т.е. способствуют его опорожнению. Центральные структуры рефлек-торной регуляции мочевого пузыря расположены на уровне 2-4 крестцо-вых сегментов спинного мозга. Эти социальные "центры мочеиспускания находятся под влияние вышележащих центров продолговатого и среднего мозга, а также коры больших полушарий Влияние последней делает воз-можной условно-рефлекторную регуляцию мочеиспускания,

    ^ Возрастные особенности регуляции функций мочевого пузыря.

    У грудных детей мочеиспускание осуществляется только безусловно-рефлекторным путем (с участием спинальных центров). Начиная примерно с одного года дети приучаются к произвольной регуляции мочеиспускания (условно-рефлекторная регуляция). Контроль над деятельностью низшего нервного центра мочеиспускания начинает осуществлять кора головного моз-га. В 2-3 года дети, как правило, способны к полной произвольной регу-ляции мочеиспускания.

    Число мочеиспусканий (за сутки) у детей различного возраста колеблет-ся. В возрасте!года оно составляет 16 - 20 раз, у 7-13 летних - 7 - 8 раз. Ко-личество мочи, выделившейся за сутки у одномесячного ребенка составляет 350-380 мл, в 1год - 750 мл, в 10 лет - 1,5 л.

    ^ Ночное недержание мочи (энурез).

    Весьма нередко родителям и другим взрослым приходится сталкиваться с явлениями ночного недержания мочи у детей дошкольного я младшего школьного возраста, а иногда и до 13-14 лет. Причины этого нарушения раз-личны; они могут быть связаны с воспалительными процессами в мочевом пузыре, с поражениями почек или иметь нейрогенную природу. Последнее встречается чаше всего и является следствием некоторой ретардации психиче-ского развития, психической травмы или психического заболевания ребенка. Такие дети требуют особо бережного отношении, их следует оберегать от насмешек взрослых и товарищей и тем более нельзя пытаться угрозами ис-править этот недостаток. В каждом случае необходима консультация врача, а часто и более внимательное клиническое обследование ребенка.

    ^ Профилактика заболеваний органов выделения

    Основная причина воспалительных заболеваний мочеиспускательного канала (уретры) и вышележащих отделов мочены водящих путей наруше-ние правил личной гигиены. У детей слизистые оболочки мочевыводящих пу-тей отличаются пониженной устойчивостью как к инфекциям, так и раздра-жающему воздействию веществ, содержащихся в моче. Поэтому необходимо приучить детей держать в чистоте поверхность таза, обмывать эту область те-плой водой с мылом утром (после посещения туалета) и вечером перед сном. Для этих целей необходимо иметь индивидуальное специальное полотенце, которое должно быть постоянно чистым.

    Профилактика острых и хронических заболеваний почек - это, Пре-жде всего предотвращение инфекционных заболеваний (скарлатины, отита, гнойных поражений кожи, кори и др) и их осложнений.

    ^ 5. Выделительная функция кожи.

    В основном осуществляется потовыми железами, которые располза-ются в слое соединительной ткани под эпидермисом, а протоки открываются на поверхности кожи. Количество потовых желез колеблется от 2 до 3,5 млн. Оно индивидуально и определяет большую или меньшую потливость. Пото-вые железы на теле распределены неравномерно, больше всего их в подмы-шечных впадинах, на ладонях и подошвах; меньше - на спине, голенях и бед-рах. С потом из организма выделяется значительное количество воды и солей, а также мочевина. Суточное количество лота у взрослого человека в покое, при температуре термокомфорта - 400-600 мл. В этих условиях за сутки с по-том выделяется около 40 г поваренной соли и 10 г азота. Осуществляя выдели-тельную функцию, потовые железы способствуют сохранению водно-солевого баланса и кислотно-щелочного равновесия в организме.

    ^ Возрастные особенности кожи.

    Одной из основных особенностей кожи детей и подростков является её относительно большая, чем у взрослых поверхность. На 1 кг массы тела при-ходится следующая поверхность кожи: у новорожденного.- 704 см 2 , ребенка 1года - 528 см 2 , ребенка 6 лет - 456 см 2 , подростка 15 лет - 378 см 2 , взрослых –220 см 2 .

    В течение жизни общее количество потовых желез не меняется, поэтому у детей их количество на единице поверхности значительно (до 10 раз) выше, чем у взрослых.

    ^ Морфологическое созревание потовых желез завер-шается примерно к 7-8 годам. Потоотделение начинается на 4-й неделе жизни и наиболее интенсивно нарастает в первые два года. Интенсивность потоотделения на ладонях достигает максимума в 5-7 лет, затем постепенно снижается. Теплоотдача через испарение повышается в течение первого года с 260 ккал с 1 м 2 поверхности кожи до 570 ккал с 1 м2.

    Изменяется с возрастом и секреторная активность сальных желез. Активность этих желез очень велика в последний месяц перед рождением ре-бенка. Они создают как бы "смажу", облегчающую прохождение ребенка по родовым путям. После рождения секреция сальных желез затухает, её повтор-ное усиление происходит в период полового созревания и связано с нейроэндокринными изменениями.

    Строение и функция почек §2. Строение и функция кожи §3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви §4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь

    Значение органов выделения. Органы выделения играют важную роль в сохранении постоянства внутренней среды, они удаляют из организма продукты обмена, которые не могут быть использованы, избыток воды и солей. В осуществлении процессов выделения участвуют легкие, кишечник, кожа и почки. Легкие удаляют из организма углекислый газ, пары воды, летучие вещества. Из кишечника удаляются с калом соли тяжелых металлов, избыток невсосавшихся пищевых веществ. Потовые железы кожи выделяют воду, соли, органические вещества, их усиленная деятельность наблюдается при напряженной мышечной работе и повышении температуры окружающей среды.
    Основная роль в выделительных процессах принадлежит почкам, которые выводят из организма воду, соли, аммиак, мочевину, мочевую кислоту, восстанавливая постоянство осмотических свойств крови. Через почки удаляются некоторые ядовитые вещества, образующиеся в организме или принятые в виде лекарств.
    Почки поддерживают определенную постоянную реакцию крови. При накоплении в крови кислых или щелочных продуктов обмена через почки увеличивается выделение излишков соответствующих солей. В поддержании постоянства реакции крови очень важную роль играет способность почек синтезировать аммиак, который связывает кислые продукты.

    Строение и функция почек

    Строение почек. Почки (их две -правая и левая) имеют форму боба; наружный край почки выпуклый, внутренний - вогнутый. Они красно-бурого цвета, массой около 120 г.
    На вогнутом, внутреннем крае почки имеется глубокая вырезка. Это ворота почки. Сюда входит почечная артерия, а выходит почечная вена и мочеточник.

    Почки получают крови больше, чем любой другой орган, в них происходит образование мочи из веществ, приносимых кровью. Структурно-функциональной единицей почки является тельце почки- нефрон (рис. 43), в каждой почке около 1 млн. нефронов. Нефрон состоит из двух основных частей: кровеносных сосудов и почечного канальца.
    Общая длина канальцев одного тельца почки достигает 35-50 мм. В почках имеется примерно 130 км трубочек, по которым проходит жидкость. Ежесуточно в почках фильтруется около 170 л жидкости, которая концентрируется примерно в 1,5 л мочи и удаляется из организма.
    Возрастные особенности функции почек. С
    возрастом меняются количество и состав мочи. Мочи у детей отделяется сравнительно больше, чем у взрослых, а мочеиспускание происходит чаще за счет интенсивного водного обмена и относительно большого количества воды и углеводов в рационе питания ребенка.
    Только в первые 3-4 дня количество отделяющейся мочи у детей невелико. У месячного ребенка мочи отделяется в сутки 350-380 мл, к концу первого года жизни - 750 мл, в 4-5 лет - около 1 л, в 10 лет-1,5 л, а в период полового созревания - до 2 л.
    У новорожденных реакция мочи резкокислая, с возрастом она становится слабокислой. Реакция мочи может меняться в зависимости от характера получаемой ребенком пищи. При питании преимущественно мясной пищей в организме образуется много кислых продуктов обмена, соответственно и моча становится более кислой. При употреблении растительной пищи реакция мочи сдвигается в щелочную сторону.
    У новорожденных детей повышена проницаемость почечного эпителия отчего в моче почти всегда обнаруживается белок. У здоровых детей и взрослых белка в моче быть не должно.
    Мочеиспускание и его механизм.
    Испускание мочи - процесс рефлекторный. Поступающая в мочевой пузырь моча вызывает повышение давления в нем, что раздражает рецепторы, находящиеся в стенке пузыря. Возникает возбуждение, доходящее до центра мочеиспускания в нижней части спинного мозга. Отсюда импульсы поступают к мускулатуре пузыря, заставляя ее сокращаться- сфинктер при этом расслабляется и моча поступает из пузыря в мочеиспускательный канал. Это непроизвольное испускание мочи. Оно имеет место у грудных детей.
    Старшие дети, как и взрослые, могут произвольно задерживать и вызывать мочеиспускание. Это связано с установлением корковой условнорефлекторной регуляции мочеиспускания. " но к двухлетнему возрасту у детей сформированы условнорефлекторные механизмы задержки мочеиспускания не только днем, но и ночью Однако в возрасте 5-10 лет у детей, иногда до полового созревания, встречается ночноенепроизвольное недержание мочи - энурез. В осенне-зимние периоды года в связи с большей возможностью охлаждения организма энурез учащается. С возрастом энурез, связанный преимущественно с функциональными отклонениями в психоневрологическом статусе детей, проходит. Однако в обязательном порядке дети должны быть обследованы врачами - урологом и невропатологом.
    Способствуют энурезу психические травмы, переутомление (особенно от физических нагрузок), переохлаждение, нарушение сна, раздражающая, острая пища и обилие жидкости, принятой перед сном. Дети очень тяжело переживают свой недуг, испытывают страх, долго не засыпают, а затем погружаются в глубокий сон, во время которого слабые позывы к мочеиспусканию не воспринимаются.
    Профилактика заболеваний органов выделения.
    В детских домах школах-интернатах и пионерских лагерях дети, страдающие энурезом, требуют к себе особого внимания взрослых. Случается с ребенком ночью никогда не должно обсуждаться в группах (отрядах).
    Детям, страдающим энурезом, необходимо по указанию врач установить и строго соблюдать режим дня, отдыха, правильно сбалансированное диетическое питание, без раздражающей, соленой и острой пищи, ограничивать приемы жидкости, особенно перед сном, исключать во второй половине дня большие физические нагрузки (игры в футбол, баскетбол, волейбол и др.). Не менее двух раз в течение ночи детей следует поднимать для опорожнения мочевого пузыря.
    Нарушение правил личной гигиены может приводить к воспалению у детей мочеиспускательного канала и мочевыводящих путей, которые высокоранимы, отличаются пониженной стойкостью и усиленным слущиванием эпителия. Необходимо приучить детей держать в чистоте наружные половые органы, обмывать их теплой водой с мылом утром и вечером перед сном. Для этих целей надо иметь специальное индивидуальное полотенце, стирать и обязательно кипятить его раз в неделю.
    Профилактика острых и хронических заболеваний почек - это прежде всего предотвращение инфекционных заболеваний (скарлатины, отита, гнойных поражений кожи, дифтерии, кори и др.) и их осложнений.

    Строение и функция кожи

    Особенности строения кожи. Кожа, покрывающая тело человека, составляет 5% массы тела, ее площадь у взрослого человека 1,5-2 м 5 . Кожа состоит из эпителиальной и соединительной тканей, содержащих осязательные тельца, нервные волокна, кровеносные сосуды, потовые и сальные железы (рис. 44).

    Кожа выполняет разнообразную функцию. Она участвует в поддержании постоянства внутренней среды как орган выделения. Содержащиеся в ней осязательные тельца являются рецепторами кожного анализатора и играют важную роль в обеспечении контактов организма с внешней средой. Кожа выполняет важную защитную функцию. Она защищает организм от механических воздействий, что достигается прочностью поверхностного рогового слоя, прочностью и растяжимостью образующей кожу ткани. Постоянное обновление поверхностного слоя кожи способствует очищению поверхности тела. Велика роль кожи в процессах терморегуляции: через кожу осуществляется 80% теплоотдачи, которая происходит за счет испарения пота и теплоизлучения. В коже содержатся терморецепторы, способствующие рефлекторному поддержанию температуры тела.
    В нормальных условиях при температуре +18…+-20°C через кожные покровы в организм поступает 1,5% кислорода. Однако при интенсивной физической работе поступление кислорода через кожу может увеличиться в 4-5 раз.
    Выделительная функция кожи осуществляется потовыми железами. Потовые железы расположены в подкожной соединительнотканной клетчатке. Количество потовых желез колеблется от 2 до 3,5 млн. Оно индивидуально и определяет большую или меньшую потливость организма. Потовые железы на теле распределены неравномерно, больше всего их в подмышечных впадинах, на ладонях рук и подошвах ног, меньше на спине, голенях и бедрах. С потом выделяется из организма значительное количество воды и солей, а также мочевина. Суточное количество пота у взрослого человека в покое - 400-600 мл. В сутки с потом выделяется около 40 г поваренной соли и 10 г азота. Осуществляя выделительную функцию, потовые железы способствуют сохранению постоянства осмотического давления и рН крови.
    Возрастные особенности строения и функции кожи.
    Одной из основных особенностей кожи детей и подростков является то, что поверхность ее у них относительно больше, чем у взрослых. Чем моложе ребенок, тем большая поверхность кожи приходится у не го на 1 кг массы тела. Абсолютная же поверхность кожи у детей меньше, чем у взрослых, и увеличивается с возрастом. На 1 кг массы тела приходится следующая площадь поверхности кожи: у новорожденного - 704 см 2 , у ребенка 1 года - 528, у дошкольника 6 лет - 456, у школьника 10 лет - 423, у подростка 15 лет - 378 и у взрослых - 221 см 2 .
    Эта особенность обусловливает значительно большую теплоотдачу организма детей по сравнению со взрослыми. При этом чем младше дети, тем в большей мере эта особенность выражена. Высокая теплоотдача вызывает и высокое теплообразование, которое у детей и подростков на единицу массы тела также выше, чем у взрослых. В течение длительного периода развития изменяются терморегуляционные процессы. Регуляция температуры кожи по взрослому типу устанавливается к 9 годам.
    В течение жизни общее количество потовых желез не меняется, увеличиваются их размеры и секреторная функция. Неизменность числа потовых желез с возрастом определяет их большую плотность в детском возрасте. Количество потовых желез на единицу поверхности тела у детей в 10 раз больше, чем у взрослых. Морфологическое развитие потовых желез в основном завершается к 7 годам.
    Потоотделение начинается на 4-й неделе жизни. Особенно заметное увеличение числа функционирующих потовых желез отмечено в первые 2 года. Интенсивность потоотделения на ладонях достигает максимума в 5-7 лет, затем постепенно снижается. Теплоотдача через испарение повышается в течение первого года с 260 ккал с 1 м 2 поверхности до 570 ккал с 1 м 2 .
    Изменяется с возрастом и секреторная деятельность сальных желез. Активность этих желез достигает высокого уровня в период, непосредственно предшествующий рождению ребенка. Они создают как бы «смазку», облегчающую прохождение ребенка по родовым путям. После рождения секреция сальных желез затухает, ее усиление вновь происходит в период полового созревания и связано с нейроэндокринными изменениями.
    Уход за кожей, ногтями и волосами.
    Неповрежденная кожа задерживает проникновение в организм большинства химических веществ и микроорганизмов. Содержание тела в чистоте обеспечивает нормальное отправление всех функций кожи. На коже грязь удерживается избытком кожного сала и слущивающимся эпителием. Образующиеся комочки закрывают поры кожи. Закупорка грязью пор кожи мешает нормальному отделению содержимого потовых и сальных желез. В закупоренных железках на грязной коже легче образуются гнойнички. Загрязнение вызывает зуд кожи, расчесы, что также способствует нарушению целостности кожных покровов и проникновению инфекции. К тому же бактерицидные свойства грязной кожи резко падают, они оказываются почти в 17 раз ниже, чем чистой кожи. Бактерицидными свойствами благодаря выделению особых веществ (лизоцим и др.) обладают также слизистые оболочки рта, дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта и мочевыводящих путей.
    Через немытые грязные руки передаются многие инфекционные заболевания и происходит заражение глистами. Мытье простой да еще холодной водой без мыла не растворяет выделения сальных желез, а потому недостаточно для поддержания чистоты кожи. Мыло смягчает кожу и облегчает удаление омертвевших клеток эпителия. Мыло должно образовывать большое количество пены при намыливании и не сушить кожу. Этим требованиям в наибольшей степени отвечает детское мыло.
    Следует приучить детей ежедневно утром и вечером перед сном мыть руки, лицо, шею и ноги (вечером), а в течение дня тщательно мыть руки перед едой, после пользования уборной, выполнения работ по самообслуживанию в здании школы и на участке, игры с животными. Следует научить детей особенно тщательно, с применением намыленных щеток очищать и промывать подногтевое пространство и складки вокруг ногтей, где более всего скапливаются грязь, микроорганизмы и яйца глистов. Ногти на пальцах рук и ног рекомендуется коротко стричь: на пальцах рук - дугообразно, по возвышению пальца, а на пальцах ног - прямо. Неправильное срезание ногтей у углов способствует их врастанию в пальцы.
    Каждый раз после мытья руки должны быть досуха вытерты, иначе на коже появляются трещины, образуются цыпки. Каждый ребенок должен иметь свои полотенца для лица, рук и ног. Через общее полотенце может передаваться инфекция. В соблюдение правил личной гигиены входит как минимум еженедельное мытье всего тела горячей водой температуры 35-37 °С и смена нательного белья. Горячая вода вызывает усиленное выделение из потовых и сальных желез и расширение пор кожи, что обеспечивает большую возможность смывания грязи, которая попадает в отверстия пор. Помимо мыла при мытье кожи большую роль для ее очистки играют разного рода мочалки. Постельное белье меняют через 10-14 дней. Его следует кипятить и легко крахмалить.
    Целый ряд специальных мер используют в целях предотвращения потливости ног у детей и подростков. Потливость может быть обусловлена рядом причин: редкое мытье ног, перегревание их, ношение резиновой обуви без стелек и т. п. Правильный уход позволяет устранить потливость. Это прежде всего ежедневное мытье ног сначала теплой, а затем прохладной водой. Если же потливость ног упорно продолжается, то она, очевидно, связана с каким-либо заболеванием. В таких случаях необходимо как можно раньше обратиться к врачу.
    Требуют постоянного ухода и волосы головы. Они обычно быстро загрязняются из-за обильного выделения кожного сала. вместе с пылью и грязью в волосы могут заноситься насекомые возбудители кожных болезней. Вызываемый ими зуд кожи приводит к расчесам и заражению других участков головы. Жирные волосыдетям рекомендуют мыть каждые 5-6 дней, сухие - через 10-12. Мягкая вода лучше промывает волосы, поэтому, если естьнеобходимость смягчить воду, в нее следует добавить одну чайную ложку питьевой соды. Жирные волосы целесообразно мыть специальными сортами шампуней или определенными сортами мыла (зеленого, серного, дегтярного), чередуя их использование с детским мылом.
    Каждый ребенок должен пользоваться только своим частым гребнем и расческой. Частый гребень употребляют только после расчески,иначе можно выдернуть много волос. Гребешки следует выбирать с неострыми зубьями, чтобы при расчесывании волос не повреждать и не раздражать кожу головы.
    Перед каждым мытьем головы нужно гребни тщательно промывать щеткой с мылом. Девочкам не рекомендуется сильно стягивать волосы, ибо это способствует их выпадению. Отрицательно влияетна волосы и постоянное ношение даже в помещении головных уборов.
    Заволосами, даже короткими, требуется постоянный контроль, а случае необходимости надо немедленно использовать средстваубивающие насекомых и растворяющие оболочку гнид.
    Профилактика кожных заболеваний
    . Профилактика кожных заболеваний - это прежде всего выполнение всех гигиенических правил по уходу за кожей, волосами, ногтями, осторожность в игре с беспризорными домашними животными, поддержание учеником вшколе чистоты своего класса и рабочего места, а дома - своего уголка.
    Учителя школ обязаны при организации общественно полезного производительного труда учащихся на птицефабриках и животноводческих хозяйствах колхозов (совхозов) знать, здоровы ли животные и птицы, не поражены ли они какими-либо заболеваниями, в томчисле грибковыми.
    Пренебрежение правилами ухода за кожей ведет к снижению ее защитных свойств, созданию благоприятных условий для размножения болезнетворных микробов, грибков, внедрения чесоточных клещей. Развиваются гнойничковые поражения и экзема кожи, чесотка, стригущий лишай, парша.
    Гнойничковые
    заболевания кожи вызываются кокками, наиболее часто стафило- и стрептококками. Помимо выполнения правил личнойгигиены, обращают внимание на профилактическую обработку у детей мелких ран (царапин, ссадин, порезов) обеззараживающими жидкостями и 1%-ным спиртовым раствором бриллиантовой зелени. Дети с подобными заболеваниями изолируются и подвергаются лечению. Посещение школы разрешается только после выздоровления и предъявления справки от врача об излечении. Ванны и душ временно отменяют.
    Чесотка
    - заразная болезнь, передающаяся от больного к здоровому чесоточным клещом. В детских учреждениях, особенно в школах-интернатах, чесотка может принять характер массового заболевания. Чесоточный клещ внедряется в кожу и проделывает в ней ходы. Заболевание сопровождается сильным зудом. Дети расчесывают кожу до крови и нередко вносят дополнительную инфекцию, чаще всего гнойничковую. Заражение возникает при контакте с больными людьми и животными, пользовании вещами больного (нательное белье, перчатки). При обнаружении чесотки больных изолируют. В школах-интернатах детей помещают в изолятор и проводят противочесоточное лечение. Платье и личные вещи заболевших дезинфицируют или кипятят. Всех остальных детей интерната подвергают тщательному профилактическому обследованию. После окончания лечения болевшие чесоткой дети допускаются в коллективы школы и другие учреждения (внешкольные, бассейны и т. д.) лишь при предъявлении справки от врача об излечении и о том, что все члены семьи больного были подвергнуты обследованию.
    Дерматомикозы
    (эпидермофитии)-грибковые заболевания кожи (парша, стригущий лишай). Парша и стригущий лишай вызываются разными типами грибков. Грибок, вызывающий паршу, поражает волосистую часть головы, гладкую кожу и ногти. Заболевают паршой преимущественно дети и подростки. Паршой страдают также животные и птицы. Грибок парши, попадая в волосяную луковицу, прорастает роговой слой кожи и стержень волоса. Пораженные волосы теряют нормальный блеск, становятся тусклыми, как бы посыпанными мукой. Волосы становятся ломкими и легко выдергиваются с корнем.
    Стригущий
    лишай -трихофития. Стригущим лишаем болеют кошки, собаки, рогатый скот, птицы. У детей различают трихофитию волосистой, гладкой кожи и ногтей.
    Дети, страдающие грибковыми заболеваниями, не допускаются до излечения в детские учреждения (школы, школы-интернаты, бассейн, бани). При выявлении заболевания все члены семьи и дети школы-интерната должны пройти тщательное обследование.
    Профилактика эпидермофитии - соблюдение правил личной гигиены по уходу за кожей. В случае появления каких-либо признаков (зуд в межпальцевых промежутках на ногах, ломкость волос и их обильное выпадение, изменение цвета ногтей) с подозрением на эпидермофитию следует срочно направить ребенка к врачу-дерматологу. Детям, систематически посещающим бассейн, после тренировочного занятия или оздоровительного плавания рекомендуется тщательно мыть ноги, вытирать досуха межпальцевые промежутки, протирать их одеколоном и смазывать иодом.
    Бани, плавательные бассейны и души должны контролироваться районной (городской) санэпидслужбой, ибо содержание указанных учреждений в надлежащем санитарном состоянии - важнейшая мера профилактики грибковых заболеваний кожи.

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека