Ассистент врача-стоматолога. Должностная инструкция


Форма подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 03.07.2009.

Составлена в ___ экз. Утверждаю
__________________________________
(инициалы, фамилия)

(наименование работодателя, (руководитель или иное лицо,
_________________________________ __________________________________
его организационно-правовая уполномоченное утверждать
_________________________________ __________________________________
форма, адрес, телефон, адрес должностную инструкцию)
_________________________________
электронной почты, ОГРН, ИНН/КПП) "___"_______________ _____ г.
"___"__________ _____ г. N ______ М.П.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ассистента врача-стоматолога
__________________________________________
(наименование подразделения работодателя)
Разработчик: _________________
Согласовано: _________________
______________________________
идентификатор электронной копии документа.
(ПРЕАМБУЛА)
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Ассистент врача-стоматолога (далее - "Работник") относится к среднему медицинскому персоналу.
1.2. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права, обязанности, ответственность, условия работы, взаимоотношения (связи по должности) Работника, критерии оценки его деловых качеств и результатов работы при выполнении работ по специальности и непосредственно на рабочем месте в "______________" (далее - "Работодатель").
1.3. Работник назначается на должность и освобождается от должности приказом Работодателя в установленном действующим трудовым законодательством порядке.
1.4. Работник подчиняется непосредственно ______________.
1.5. Работник должен знать:
основы законодательства РФ о здравоохранении;
нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения;
основы организации лечебно-профилактической помощи в больницах и амбулаторно-поликлинических учреждениях, скорой и неотложной медицинской помощи, службы медицины катастроф, санитарно-эпидемиологической службы, лекарственного обеспечения населения и лечебных учреждений;
основную симптоматику наиболее часто встречающихся стоматологических заболеваний и принципы их лечения;
технические характеристики и правила обслуживания стоматологического оборудования;
медицинские препараты и материалы стоматологии;
основы санитарного просвещения;
правила внутреннего трудового распорядка;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
1.6. На должности ассистента врача-стоматолога в стоматологии может работать лицо, имеющее диплом и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", при условии прохождения повышения квалификации по программе "Сестринское дело в стоматологии" в объеме 144 учебных часа.
1.7. Согласно ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан работник со средним медицинским образованием, не работавший по своей специальности более пяти лет, может быть допущен к практической медицинской деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.
1.8. Лицо, получившее медицинскую подготовку в иностранных государствах, допускается к медицинской деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также после получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Подготовка стоматологического оборудования к работе, контроль исправности оборудования и соблюдения техники безопасности при работе с ним.
Инструментальное обследование зубов и патологических зубодесневых карманов, определение степени подвижности зубов, обследование мягких и твердых тканей челюстно-лицевой области, определение интенсивности воспаления слизистой оболочки полости рта.
Электроодонтодиагностика, сбор и хранение биопсийного материала, приготовление пломбировочных и слепочных материалов, проведение туалета полости рта и т.д.
Обучение пациентов индивидуальной гигиене полости рта.
Доврачебная помощь при ранениях и термических повреждениях челюстно-лицевой области.
Проведение местной и проводниковой анестезии.
Снятие оттисков зубов.
Подготовка пациентов к физиотерапевтическим процедурам, проведение простейших физиотерапевтических процедур, осуществление контроля за состоянием пациента во время проведения процедуры.
Своевременное и качественное ведение медицинской документации.
Проведение санитарно-просветительной работы, направленной на гигиеническое воспитание населения, пропаганду здорового образа жизни, профилактику стоматологических заболеваний.
В случае необходимости - оказание неотложной доврачебной помощи.
Ассистирование врачу в процессе оказания помощи.
Работа с амальгамой.
Ведение медицинской документации, исчисление основных показателей работы стоматологического кабинета (лечебного учреждения).
3. ПРАВА РАБОТНИКА
Работник имеет право на:
самостоятельную санитарно-просветительскую работу среди населения;
предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;
объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;
возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;
обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами;
получение материалов и документов, относящихся к своей деятельности;
взаимодействие с другими подразделениями Работодателя для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.
4. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА
Работник обязан:
добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором и должностной инструкцией;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
соблюдать трудовую дисциплину;
выполнять установленные нормы труда;
соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
бережно относиться к имуществу Работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
незамедлительно сообщить Работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКА
Работник несет ответственность за:
Невыполнение своих обязанностей.
Недостоверную информацию о состоянии выполнения работы.
Невыполнение приказов, распоряжений и поручений Работодателя.
Нарушение правил техники безопасности и инструкции по охране труда, непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности Работодателя и его работникам.
Несоблюдение трудовой дисциплины.
6. УСЛОВИЯ РАБОТЫ
6.1. Режим работы Работника определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными у Работодателя.
6.2. В связи с производственной необходимостью Работник обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).
6.3. Характеристики условий труда на рабочем месте: ____________________.
6.4. __________________________________________________________________
(дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению

с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми
___________________________________________________________________________
актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором,

соглашениями, локальными нормативными актами)
7. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ)
7.1. В работе Работник взаимодействует с ______________________________
(подразделения и работники,
___________________________________________________________________________
от которых он получает и которым передает материалы, информацию, их состав
__________________________________________________________________________.
и сроки передачи, с кем взаимодействует во время исполнения работы)
7.2. В аварийных ситуациях Работник взаимодействует с _________________
___________________________________________________________________________
(подразделения, ликвидирующие аварии
_________________________________________________________________________.
и последствия чрезвычайных происшествий)
7.3. В период временного отсутствия Работника его обязанности
возлагаются на ___________________________________.
(должность)
8. ОЦЕНКА ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ РАБОТНИКА И РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГО РАБОТЫ
8.1. Критериями оценки деловых качеств Работника являются:
квалификация;
стаж работы по специальности;
профессиональная компетентность, выразившаяся в лучшем качестве выполняемых работ;
уровень трудовой дисциплины;
способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем;
умение работать с документами;
способность в установленные сроки осваивать новые медикаментозные и технические средства, повышающие производительность труда и качество работы;
производственная этика, стиль общения;
способность к творчеству, предприимчивость;
способность к адекватной самооценке;
проявление инициативы в работе;
рационализаторские предложения;
практическая помощь вновь принятым работникам без закрепления наставничества соответствующим приказом;
высокая культура труда на конкретном рабочем месте.
8.2. Результаты работы и своевременность ее выполнения оцениваются по следующим критериям:
результаты, достигнутые Работником при исполнении обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией и трудовым договором;
качество выполненной работы;
своевременность выполнения должностных обязанностей.
8.3. Оценка деловых качеств и результатов работы проводятся на основе объективных показателей, мотивированного мнения непосредственного руководителя и коллег.

Должностная инструкция разработана на основании _______________________
(наименование,
__________________________________________________________________________.
номер и дата документа)

Начальник структурного подразделения ____________________/_____________
(Ф.И.О.) (подпись)
"___"____________ _____ г.
Согласовано:
юридическая служба ___________________________/_________________
(Ф.И.О.) (подпись)
"___"____________ _____ г.
С инструкцией ознакомлен(а): _________________________/_______________
(или: инструкцию получил(а)) (Ф.И.О.) (подпись)
"___"____________ _____ г.

Должностная инструкция ассистента врача-стоматолога

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Ассистент врача-стоматолога относится к среднему медицинскому персоналу и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. Ассистент врача-стоматолога назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].

1.3. На должность ассистента врача-стоматолога принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по специальности "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело" при условии прохождения повышения квалификации по программе "Сестринское дело в стоматологии".

1.4. Ассистент врача-стоматолога должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;

Теоретические основы сестринского дела;

Основы организации лечебно-профилактической помощи в больницах и амбулаторно-поликлинических учреждениях, скорой и неотложной медицинской помощи, службы медицины катастроф, санитарно-эпидемиологической службы, организационно-экономические основы деятельности учреждений здравоохранения и медицинских работников в условиях бюджетно-страховой медицины;

Основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни;

Правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования;

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения;

Основную симптоматику наиболее часто встречающихся стоматологических заболеваний и принципы их лечения;

Медицинские препараты и материалы стоматологии;

Основы медицины катастроф;

Основы санитарного просвещения;

Правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации;

Медицинскую этику;

Психологию профессионального общения;

Основы трудового законодательства;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила санитарной, личной гигиены;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

На ассистента врача-стоматолога возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Подготовка стоматологического оборудования к работе, контроль исправности оборудования и соблюдение техники безопасности при работе с ним.

2.2. Инструментальное обследование зубов и патологических зубодесневых карманов, определение степени подвижности зубов, обследование мягких и твердых тканей челюстно-лицевой области, определение интенсивности воспаления слизистой оболочки полости рта.

2.3. Электроодонтодиагностика, сбор и хранение биопсийного материала, приготовление пломбировочных и слепочных материалов, проведение туалета полости рта и т. д.

2.4. Обучение пациентов индивидуальной гигиене полости рта.

2.5. Доврачебная помощь при ранениях и термических повреждениях челюстно-лицевой области.

2.6. Проведение местной и проводниковой анестезии.

2.7. Снятие оттисков зубов.

2.8. Подготовка пациентов к физиотерапевтическим процедурам, проведение простейших физиотерапевтических процедур, осуществление контроля за состоянием пациента во время проведения процедуры.

2.9. Своевременное и качественное ведение медицинской документации.

2.10. Проведение санитарно-просветительной работы, направленной на гигиеническое воспитание населения, пропаганду здорового образа жизни, профилактику стоматологических заболеваний.

2.11. При необходимости - оказание неотложной доврачебной помощи.

2.12. Ассистирование врачу в процессе оказания помощи.

2.13. Своевременное и качественное ведение медицинской документации.

2.14. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Ассистент врача-стоматолога имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

3.3. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.

3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.

3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.7. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Ассистент врача-стоматолога несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Спектр обязанностей помощника врача стоматолога определяет врач. В на­стоящее время существует 2 тина деятельности ассистентов:

Первый тип включает только около врачебную деятельность, когда помощник врача-стоматолога готовит к работе стоматологическое оборудование и приборы.

Отвечает за готовность кабинета к работе, наличие и стерильность инструмен­тов, рациональное размещение материалов и вспомогательных средств на рабочем месте.

При этом помощник врача-стоматолога должен знать специфику применения стоматологических инструментов и материалов, строго соблюдать последователь­ность технологических этапов, быстро, четко и правильно подавать инструменты, препараты и материалы врачу.

Второй тип деятельности ассистента врача-стоматолога связан с частичным вы­полнением врачебных действий.

При первичном осмотре помощник помогает врачу выполнять диагностиче­ские, профилактические и лечебные действия, используя вспомогательные приспо­собления и приборы.

Помогает вовремя заметить изменения общего состояния организма пациента. При стоматологических лечебных операциях открывает обзор рабочего поля врачу, защищает слизистую оболочку и другие ткани полости рта от повреждения, отводя щеки, губы, язык. Убирает отсосом (аспиратором) аэрозоли, содержащие микробы. Кроме того, он постоянно поддерживает чистоту в полости рта пациента. Оказывает помощь при подборе цвета пломбировочных материалов при реставрации зубов. В проведении асептической обработки кариозной полости. Помогает относительно (с помощью валиков) или абсолютно (с помощью коффердама) изолировать зуб.

Помогает соблюдать тщательность и последовательность технологических па­нов эндодонтической обработки корневых каналов, заполнении их пломбировочным материалом, лечения осложненных и не осложненных форм кариеса зубов.

2.1 Принцип работы в четыре руки

Помощник врача стоматолога-это специалист со средним медицинским образо­ванием, имеющий специальную подготовку к выполнению ограниченного и строго определенного ряда процедур в полости рта.

Основные задачи принципа работы в «четыре руки»:

    повышение производительности труда без ухудшения качества работы;

    снижение усталости стоматолога на фоне стресса в течение трудового дня.

2.2 Преимущества технологии работы в «четыре руки»

    работа врача и ассистента максимально комфортна;

    высокая производительность труда за счет разделения функции врача и по­мощника;

    максимальное использование знаний и навыков опытного врача;

    возможность применения качественных медицинских технологий;

    хорошая адаптация пациента в горизонтальном положении;

    сохранение здоровья и продление срока активной практики врача за счет рациональной организации рабочего места и трудовой разгрузки за счет помощни­ков.

Во время работы наиболее выгодной принята сидячая позиция врача. Основная суть сидячей работы - это нахождение сбалансированной позы, за счет приложения усилий, веса чела. Однако часто во время работы врача происходит перемещение центра тяжести зела вправо, что приводит к нарушению координации позвоночного столба, к изменениям не только в межпозвоночных дисках, околовертебральных мышцах, но и в нервных волокнах внутренних органов.

Обобщающей рекомендацией ПОЗ является применение горизонтальной пози­ции пациента. Не рекомендуется лечить в лежачем положении беременных женщин, пожилых людей, пациентов имеющих проблемы с позвоночником и заболеваниями дыхательных путей

Угол горизонтального положения кресла не должен превышать 20-25°. Причем, при лечении зубов нижней челюсти угол должен приближаться к 25°. при лечении зубов верхней челюсти 5-10".

Стоматолог сидит непосредственно за головой пациента в положении «8-12 ча­сов» на абстрактном циферблате. Ноги пациента находятся в положении «6 часов», по центру туловища проходит воображаемая ось.

Успешная работа врача- стоматолога в целом, определяется помощником врача-стоматолога. Длительное малоподвижное состояние врача в период работы может вызвать различные функциональные нарушения организма. Присутствие помощника способствует правильной посадке врача, устраняет причину его утомления. Стопы врача должны стоять па полу, угол голеностопного сустава должен составлять 90°, угол согнутого коленного сустава от 90° до 105°. Бедро врача находится чуть ниже подголовника кресла, поэтому нацист- как бы возлежит на коленях врача.

Локти врача должны быть на высоте головы пациента и всегда находиться как можно ближе к зелу, в противном случае увеличивается нагрузка на позвоночник и суставы верхних конечностей. Руки врача всегда зафиксированы: левая рука опира­ется на голову или лоб пациента, правая имеет тоску опоры в ротовой полости.

Наклон тела врача вперед может составлять не более 20 е. Наклон головы опре­деляется по положению франкфуртской горизонтали оператора (линии, соединяю­щей край глазницы с коэслковой точкой). Угол между ней и полом должен состав­лять 45".

В огромной степени помощник обеспечивает правильное восприятие рабочего пространства врачом. В восприятии пространства для врача исключительно важным элементом является умение соблюдать расстояние до зуба и рабочих на нем поверх­ностей Расстояние между глазами врача и лицом пациента должно составлять при­мерно 40-50 см. Быстрая и четкая работа помощника врача- стоматолога обеспечива­ет непрерывный контроль над рабочим полем и сводит к минимуму количество самостоятельных поворотов головы врача, снижая тем самым нагрузку на шейные от­делы позвоночника.

И положении «9 часов» лечится область верхней челюсти. Зеркало должно на­ходиться в левой руке которая опирается па лоб нацией та. Или врач проводит работу на вестибулярной или оральной поверхности моляров и премоляров, то голову паци­ента следует поворачивать, так чтобы виден, эти поверхности напрямую.

В положении «10 часов» врач выполняет работу в основном на зубах нижней челюсти слева, но может работать и па всем нижнем ряду.

В положении «11 часов» врач работает с зубами на нижней челюсти справа, а с зеркалом справа на верхней челюсти.

В положении «12 часов» врач лечит все зубы как верхней, так и нижней челюстей.

Помощник располагается в позиции «от 2 до 5 часов». Рабочий стол ассистента располагается от его правой руки. Стул ассистента необходимо отрегулировать та­ким образом, чтобы стопы располагались на ножной опоре, угол сгиба в коленных суставах приближался к 90°, бедра были параллельно полу, а сам ассистент находил­ся на 10-15 см выше уровня врача, что обеспечивает ассистенту удобный обзор опе­рационного поля. Шея и спина должны быть выпрямлены. Опорный барьер стула должен располагаться ниже уровня ребер ассистента.

Между «5 и 8 часами» находится зона передачи инструментов специальными приемами захвата. Передача инструментов является наиболее важной обязанностью помощника врача-стоматолога. Первыми используются зонд и стоматологическое зеркало. Эти инструменты берутся с лотка и вкладываются в руки врача в самом на­чале приема. Руки врача располагаются в рабочей зоне так, чтобы получить зонд и зеркало. В процессе работы врач говорит, какой инструмент ему необходим. Помощ­ник берет требуемый инструмент с лотка, принимает от врача зонд и передает ему новый инструмент. Помощник должен предвидеть потребности врача и подавать ин­струменты четко, экономя время и движения. При передаче инструментов помощник должен быть бдительным и осторожным, чтобы не уронить инструмент.

— Что такое быть старшей медсестрой и ассистентом в «Центре семейной стоматологии»? Расскажите, как проходит ваш обычный рабочий день? — Ассистент и старшая медсестра — это разные должности с разными обязанностями. Старшая сестра несет ответственность за соблюдение санэпидемрежима и безопасности, следит, чтобы у врачей были все условия для максимальной реализации своего профессионализма.Кроме того, старшая медсестра должна контролировать постоянное наличие всех необходимых сертифицированных медицинских материалов. Только в этом случае пациенты получат квалифицированную высококачественную помощь.Ассистенты клиники работают в соответствии с установленными правилами и нормами, а старшая медсестра контролирует их выполнение.

— Как организован рабочий день ассистента? — Рабочий день ассистента начинается раньше, чем у врача, с которым он работает. Ассистент, приходя на работу, обязан подготовить кабинет для приема: сформировать индивидуальные стерильные наборы инструментов для каждого пациента в отдельности, стерильные перевязочные материалы и стоматологические материалы для работы врача.К приходу доктора и пациента рабочее место уже подготовлено, и врач может своевременно начать прием, а пациенты могут быть спокойными и уверенными, что в нашей клинике гарантируется медицинская безопасность их лечения.

Какую роль играет ассистент непосредственно во время приема? — В нашей клинике все этапы лечения проводят в «четыре руки». Хотела бы отметить, что сегодня процесс лечения становится все более сложным, на приеме врачи используют множество инструментов и технологических новшеств. Поэтому без помощника врачу не обойтись.Ассистент всегда предвидит, что нужно подать, где помочь доктору, чтобы он не отвлекался, а сконцентрировался на пациенте и сосредоточился на качестве своих манипуляций. Благодаря помощи ассистента, врач работает быстрее(в среднем на 50%, по последним статистическим данным), пациент меньше времени проводит в кресле врача, а значит — меньше устает.

Как вы думаете, в чем сложность работы ассистента? — Главное — по максимуму помочь доктору во время приема. В этом и заключается вся сложность: чтобы быть не помехой доктору, а первым помощником.

Из ваших слов становится очевидно, что ассистент — это правая рука врача, но у вас есть врачи-стоматологи разных профилей(терапевты, имплантологи, пародонтологи). Получается, что ассистент должен знать особенности работы каждого из этих врачей? — Обязательно! На мой взгляд, в этом и заключается профессионализм ассистента. Организация работы предполагает посменную работу с врачами всех специальностей: и хирургов, и ортопедов, и ортодонтов. Это наиболее оптимальный подход. Поэтому наши ассистенты в этом отношении многофункциональны, а успешная организация их обучения в клинике позволяет достойно решать этот вопрос.

Как вы организуете обучение? Ассистент стоматологический — специальность уникальная. В настоящее время таких специалистов не готовит ни одно медицинское образовательное учреждение (все ассистенты клиники обладают базовым медицинским образованием медсестры или фельдшера, — прим. авт.) .После прохождения первичного собеседования мы приглашаем кандидатов на стажировку, изучаем теоретическую часть в нашем учебном центре. Затем переходим к освоению(тренировке и закреплению) практических навыков в стоматологии. Нам нужны квалифицированные, грамотные специалисты, поэтому мы уделяем достаточно много времени и внимания этому процессу.Ассистенты нашей клиники умеют работать в специализированных компьютерных программах, на сложном специальном оборудовании.

Сколько времени занимает обучение? — В среднем один месяц. Это теоретическая часть и необходимые навыки. По окончании этого периода проводится повторное собеседование с главным врачом и старшей медсестрой.

Может ли ассистент впоследствии стать стоматологом? — Да, конечно, при условии успешного окончания медицинского вуза.

То есть будущий стоматолог сможет поступить в институт и параллельно работать здесь? — Такое возможно. Почему нет? Но хочу отметить, что работа ассистента не столь легка, как кажется. Совмещать учебу в университете и работу в клинике — непростая задача, которая под силу не каждому. Но все в ваших руках! Кроме того, все зависит от личной инициативы. Чаще всего с этим справляются студенты 4-5 курсов.

Какие личностные качества наиболее важны для работы ассистента? — В первую очередь, нужно любить ту профессию, которую ты выбрал. Необходимо приходить на работу с удовольствием. Сам ты должен всегда быть доброжелательно настроен не только к пациентам, но и к своим коллегам. Конечно, быть ответственным и понимать, что в твоих руках и руках доктора находится стоматологическое здоровье пациента.

В следующем смысловом блоке программы нам показывают, как легко в частных клиниках принимают на работу человека без медицинского образования на должность ассистента врача. При этом все тем же нагнетающим напряжение голосом нас уверяют в необычайной важности этой должности, а значит и большой опасности, которая нам всем грозит, если эту работу будет выполнять непрофессионал.

В доказательство нечистоплотности руководства клиник нам предоставляют какие-то невнятные нарезки из диалогов, отснятых на скрытую камеру. Вобщем-то, если отвлечься от правдивости "легенды", под которой якобы заслали журналистку на собеседования, то из этих обрезанных диалогов, на самом деле, ровным счетом ничего не понятно, и на прямое нарушение они никак не указывают. А уж какую картинку можно составить при желании из таких нарезанных лоскутков... не надо быть профессиональным монтажером, чтобы это понимать. Но вернемся к этому чуть позже.

А пока остановимся на роли ассистента стоматолога во время приема. По версии журналистов "помощник врача не только готовит пломбировочный материал, а подает врачу стоматологу инструменты, вставляет сверла в бормашину, готовит наркоз, стерилизует инструменты, отвечает за их чистоту"... Причем тв-благодетели вывели, в конечном счете, подставную коллегу из эксперимента, потому что "с медициной не шутят, от неправильной дозировки наркоза у пациента может быть анафилактический шок, любая ошибка смертельно опасна". Но это версия журналистов, а теперь посмотрим как все обстоит на самом деле. А на самом деле в любой приличной клинике роль ассистента стоматолога примерно такова: встретить пациента с улыбкой, проводить в кабинет, по пути подбадривая особо пугливых отвлекающими разговорами, принести туда же карточку, усадить пациента в кресло, одеть ему защитные приспособления (очки, салфетки), достать УЖЕ ПРОСТЕРИЛИЗОВАННЫЙ инструмент, держать во время лечения слюноотсос и пылесос, поддерживать щеки и губы пациенту, освобождая руки стоматолога, подсовывать ему для удобства его работы все приготовленное заранее и разложенное на столе "под нос", после окончания приема убрать рабочее место, отнести грязные инструменты в стерилизационную и... все. Никакие пломбировочные материалы ассистент не готовит, все современные материалы выпускаются в уже готовом виде, в виде эдакого "пластилина", расфасованного чаще всего в шприцы. Никакой "наркоз" (наверное, имелось ввиду анестезию, наркоз - это общее обезболивание, осуществляемое врачом-анестезиологом) ассистент не готовит по той же причине - все выпускается уже готовым к употреблению и соответственно ни с какой дозировкой ошибиться нельзя по определению.

Вот так выглядит упаковка современного пломбировочного материала, расфасованного в шприцы. Он там находится уже в готовом виде, поэтому ассистенту его нужно просто извлечь наружу чистым инструментом и подать врачу

То же самое касается и анестезии... все современные препараты поставляются в запаянных герметичных карпулах в виде готовых растворов. Асситенту не нужно ничего готовить, он просто вставляет карпулу в шприц и дает его врачу

К тому же развитие анафилактического шока не определяется дозировкой лекарства. Это индивидуальная реакция организма, которая может развиться от капли препарата, равно как и от литра. А, кроме того, анафилаксия может случиться, например, при поедании какого-нибудь безобидного пищевого продукта, ну, скажем, шоколада. Т.е. это забота стоматолога выяснить аллергостатус пациента до начала лечения, и ассистент никаким боком на развитие анафилаксии повлиять не может. Стерилизацию инструмента осуществляет специальная стерилизационная медсестра (в маленьких клиниках может и ассистент стоматолога после приема), но в этой процедуре нет ничего сложного и сверхъестественного - замочить инструменты в дезинфицирующем растворе, потом помыть, вытереть, запечатать в пакет и положить в автоклав или сухожар с заранее выставленным режимом... Для этого действительно не нужно какого-то долгого обучения, любая домохозяйка в два счета может научиться правильно мыть посуду и включать духовку (утрирую немного, но все почти так). Что так напугало журналистов?.. Абсолютно не понятно.

А вот это чудо современной техники - автоклав, в котором происходит стерилизация всех инструментов. Разобраться с прибором в 4 кнопки с предустановленными программами сможет любой, кто хоть раз видел, скажем, микроволновку... открыл дверцу, положил инструмент, выбрал режим, нажал на "старт", процесс пошел... очень сложно. Безусловно, этому нужно очень долго учиться.

Важность роли ассистента стоматолога в передаче явно очень сильно преувеличена, поэтому, действительно, на эту роль иногда берут людей без медицинского образования. Правда, на моей личной практике, это редкие исключения из-за невозможности нормального оформления такого сотрудника. В основном ассистентами стоматологов работают либо обладатели среднего медицинского образования, либо студенты стоматологических факультетов.

А вот теперь хотелось бы вернуться к вопросу о правдивости "легенды" засланной журналистки. Вот реплика одного из глав.врачей, опубликованная в одном из профессиональных сообществ (100mat.ru), в клинике которого происходила эта вакханалия...

"А по поводу фильма.. Это постановочный фильм. Не надо обращать внимание на подобные помои.
Девочка эта приходила на собеседование. По тексту передачи, ее приняли на работу. Но я ее не принял!! Именно из-за того, что у нее документов не было. О себе она рассказывала, что ей осталось полтора месяца до сертификата, и умоляла хотя бы в сторонке постоять посмотреть, как "работают в Москве ассистенты". И сообщила что у нее полгода практики - стажировка в колледже Ставропольском".

Занавес... В принципе, после этого можно было бы и не продолжать разоблачение передачи, авторы которой опускаются до наглого вранья и подлога ради того, чтобы выдержать нужный им градус обличительства. Как говорится в одной известной мудрости... кто громче всех кричит "Держите вора!", тот и есть вор.

И, тем не менее, доведу начатое до конца. Ибо есть еще одна весьма популярная и спорная тема, однобоко освещенная тв-деятелями - стоматологический туризм. Об этом в следующей части...

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека