Страхи и тревожность у детей дошкольного возраста, методы коррекции.

распространённая проблема .

Разобраться в причинах тревожности и устранить их бывает непросто.

Часто необходима консультация психолога. Но иногда сами родители способны понять своего ребёнка и помочь ему.

Тревожный ребёнок – это какой?

Витя ходит в среднюю группу детского сада. На прогулке этот мальчик часто выглядит обычным .

Носится как оглашенный вместе с другими детьми. На лице – улыбка до ушей. Но в таком состоянии он ничего не слышит.

Вот Витя забежал за веранду, а это запрещённая территория (там бывают бродячие собачки, и у них там туалет). Воспитательница раз его окликнула, второй – он как глухой. Наконец, она встаёт, уже сердитая, хватает малыша за руку.

На физиономии Вити выражение безмятежного счастья мгновенно, без всякого перехода, сменяется испуганно-мрачной миной . Он втягивает голову в плечи. И сразу становится видно, что мальчик тощий, нескладный, какой-то унылый. Опустив голову, слушает воспитательницу.

Видно, что малыш очень испуган, хотя воспитательница старается говорить сдержанно, не повышая голоса: её проинструктировал психолог, что на этого ребёнка кричать нельзя.

Обед. У Вити нет аппетита. Его никогда нет. Где бродит его аппетит, почему никогда не посещает садик вместе с хозяином, наука пока не установила. Впрочем, Витя и дома ест плохо , потому и тощий такой, кожа да кости.

Он сидит перед тарелкой, опустив голову, ссутулившись, как старичок, чуть ли не носом уткнувшись в котлету. Если ему делают замечание, начинает, испуганно глядя на взрослого, расковыривать котлету и пюре ложкой, но почти не ест.

Если кто-то обидит Витю, он начинает горько и неутешно рыдать , так, будто только что узнал о смерти всех родных. Захлёбывается слезами, всхлипывает, иногда даже падает на пол и начинает кататься по полу.

Тихий час. Это смотря для кого тихий. Для Вити часто – самый громкий за весь день.

Начинается обычно с того, что Витя, принудительно оказавшийся в состоянии физического бездействия, вспоминает о маме .

Как давно он не видел маму! Целая вечность прошла! И Витя начинает тихо плакать в подушку:

— Ма-ма! Хочу к маме!

Успокоить его невозможно . Через час-полтора он иногда засыпает, но не больше, чем на несколько минут. Во сне он извивается, как червячок, сбрасывает с себя одеяло: оно у него всегда валяется на полу. Часто мочится в постель. Проснувшись и обнаружив, что опять описался, плачет.

Если Витя дерётся с другими мальчиками, что бывает редко: он – то машет руками, как мельница, не глядя на противника, и уже заранее начинает плакать. И действительно: его всегда все бьют , хотя он довольно высокого для своего возраста роста.

Но вот, наконец, день в садике окончен, и за Витей пришла мама. Та самая, которую он ещё 4-5 часов назад так жаждал лицезреть. Но Витя стоит в сторонке, к маме не идёт. Смотрит испуганно . Он же, как всегда, за день совершил немало всяких подвигов. Что, если воспитательница уже нажаловалась маме?

На сколько тревожность зависит от генов , и почему мой ребенок тревожный? Узнайте из видео:

Что такое «тревожность»?

«Тревожностью» называют постоянное или почти постоянное ненормальное внутреннее состояние малыша, суть которого в том, что он крайне не уверен в себе во многих обычных ситуациях, боится многого, чего совершенно нет смысла опасаться, периодически впадает в эмоционально угнетённое состояние.

Можно назвать такого ребёнка «перманентно испуганным» . «Тревожность» тесно связана с , вызвана именно этим личностным качеством маленького человека. Хотя не каждый неуверенный в себе ребёнок тревожный.

Тревожность – это крайняя, патологическая форма проявления неуверенности в себе , близкая к неврозу. Из десяти неуверенных в себе детей тревожным, в среднем, бывает только один, максимум – два-три ребёнка.

Симптомы и признаки

Тревожные дети беспокойны . Они волнуются, нервничают из-за того, что совершенно спокойно сделает здоровый ребёнок их возраста.

Такой малыш боится, что его будут ругать за то, что он плохо ест, и поэтому не ест вовсе.

Он боится драться с другими детьми (побьют!), но не драться тоже боится (папа опять скажет, что я слюнтяй). Поэтому вообще избегает общения с детьми .

Часто, глядя на такого ребёнка, мы видим, что лицо у него напряжённое, очевидно, что он испытывает или какие-то опасения. Мимика таких детей бедная: кроме выражения испуга, какие-то другие эмоции на их лицах отражаются редко.

Эти дети с трудом контактируют с чужими взрослыми и со сверстниками , опасаясь отрицательной оценки с их стороны или каких-то обид. Обиды они переживают крайне бурно, притом, могут обидеться непонятно на что.

Они никогда добровольно не берутся за сколько-нибудь сложное новое дело, вообще избегают всего нового и неожиданного. При малейшей неудаче просто бросают то, что делают, и не хотят продолжать.

Крайне чувствительны к любой критике, даже если она очень мягкая. Любые критические замечания воспринимают болезненно, никогда их не учитывают.

В отношениях со взрослыми проявляют то чрезмерное послушание, то, наоборот, крайнее своеволие, что говорит о низком уровне самоконтроля : в 5-6 лет у таких детей он как у 2-3-летних.

Эти дети часто плохо спят , видят кошмары, по нескольку раз за ночь просыпаются и зовут на помощь маму.

Они часто плачут, могут рыдать очень бурно и долго, причём, по самому ничтожному поводу.

Иногда такие дети испытывают и физический дискомфорт . Так, для них характерны периодически возникающие боли в животе, не имеющие никаких органических причин.

Это так называемые «фантомные боли». Органы пищеварения в порядке, но ребёнок жалуется на боль. И он её действительно испытывает.

О психологической природе детской тревожности в этом видео:

Как определить уровень по методике Филлипса?

Сейчас дети часто ходят в школу с 5-6 лет. При детских садах также открываются курсы по подготовке к школе (их иногда называют «школами»).

Методика Филлипса предназначена для диагностики уровня школьной тревожности именно в ситуации обучения.

Для определения уровня тревожности.

Она включает в себя различные вопросы-тесты с так называемыми «ключами». «Ключом» называется правильный ответ на вопрос , который должен дать вполне здоровый ребёнок.

Уровень тревожности определяется по количеству несовпадений ответов малыша с «ключами».

Всего вопросов 50. Если несовпадений с ключами больше 25-ти, это уже явно тревожный малыш.

Впрочем, эта методика предназначена для профессионалов . Опрашивать детей нужно уметь, интерпретировать результаты тоже.

Кроме того, родителям не нужны никакие опросы: они необходимы специалистам, тестирующим сразу большие группы совершенно незнакомых им детей младшего школьного возраста.

Родители без всяких тестов и опросов легко определят, тревожный у них малыш или нет.

Как снизить показатель?

Повышенная тревожность, как уже было отмечено выше, вызывается неуверенностью в себе, а неуверенность в себе – это качество личности . Так что, существенно снизить уровень тревожности нелегко.

Прежде всего, нужно определить, что не так с ребёнком, какова причина его болезненного состояния, и устранить её. Часто родителям приходится пересмотреть что-то в себе: изменить свои установки по отношению к ребёнку, стиль общения с ним.

Например, у мальчика Вити, крайне тревожного малыша, который был описан выше, очень нервный, неуверенный в себе, плохо контролирующий свои эмоции и, к тому же, ещё и пьющий отец, который нередко бьёт сына. Этот папа ещё и крайне и неумеренно требователен . Отсюда и тревожность малыша.

Понятно, что именно отцу надо меняться, тогда изменится и сын. И никак иначе этого нельзя добиться.

Если же тревожность ребёнка находится на грани невроза (он постоянно плохо спит, отказывается от контактов с людьми, очень часто плачет, постоянно плохо ест, испытывает фантомные боли), то его нужно лечить у психиатра.

В чем причины?

Все возможные причины назвать невозможно: их очень много. Назовём основные:


Что делать?

Прежде всего, не нужно паниковать. Проблема решаема. Если ребёнок тревожный, это ещё не значит, что его родители должны от него заразиться этой болезнью.

Нужно понять малыша, определить возможно точнее, в чём корни его недуга . И затем постепенно менять отношения с ним, его образ жизни, чему-то учить.

Основные методы коррекции и снятия у дошкольников и младших школьников следующие:


Как снять тревожность у детей? Консультация израильского психотерапевта:

Профилактика

Прежде всего, важны гармоничные отношения в семье .

Если в ней царят любовь, дружба, сотрудничество, взаимопонимание, то вряд ли растущий в такой семье ребёнок станет тревожным, а если что-то и спровоцирует болезненное состояние, оно будет легко преодолимо.

В отношениях с самим малышом следует придерживаться такой линии поведения:


Тревожность у детей – результат неблагополучия в жизни и развитии ребёнка. Эффективно устранить болезненное состояние можно, только устранив это неблагополучие, сделав жизнь малыша гармоничной и счастливой.

Как помочь тревожному ребенку? Советы психолога :

Тревожность у детей , являясь индивидуальной психологической особенностью, выражается в склонности к волнению в разнообразных ситуациях. У детей необходимо дифференцировать тревогу от тревожности. Сама по себе тревожность почти всегда проявляется без существенных на то причин и не зависит от определенной ситуации. Тревожное состояние присуще детской личности в любом виде деятельности.

Тревогу относят к эпизодическому проявлению волнения и беспокойству, а тревожность выступает устойчивым состоянием. Например, бывает, что ребенок волнуется, отвечая у доски или перед выступлением на празднике, однако это беспокойство выражается не всегда, а иногда в подобных ситуациях он остается спокойным. Это является проявлением тревоги. Если состояние беспокойства повторяется постоянно в различных ситуациях (во время ответа у доски, общении с незнакомцами), то это указывает о присутствии тревожности.

Когда малыш боится чего-то определенного, то говорят о проявлении . Например, страх темноты.

Причины тревожности у детей

Тревожность у детей вызывается следующими причинами:

  • нарушения в отношениях между малышами и взрослыми;
  • неправильное воспитание малышей (родители часто желают и требуют от чада того, что ему не под силу: хороших отметок, идеального поведения, проявления лидерства среди детей, победы на соревнованиях).

Завышенные требования родителей к отпрыску зачастую связаны с личной неудовлетворенностью, а также желанием воплотить в своем чаде собственные мечты. Иногда завышенные требования бывают связаны и с другими причинами, например, один из родителей является по жизни лидер и добился материального благополучия или высокого положения, и не желает в своем ребенке видеть «лузера», предъявляя к нему завышенные требования.

Нередко, сами родители имеют повышенную тревожность и своим поведением настраивают малыша на тревожность. Зачастую родители, пытаясь уберечь свое чадо от мнимых или всех реальных угроз, формируют у него чувство беззащитности и неполноценности. Все это не влияет на нормальное развитие малыша и мешает полностью раскрыться, вызывая тревогу и страх даже в простом общении с взрослыми и сверстниками.

Тревожность у детей дошкольного возраста

Казалось бы, зачем малышам тревожиться? У них есть друзья в саду и во дворе, а также любящие родители.

Детская тревожность — это сигнал, что в жизни малыша что-то идет не так и как бы себя взрослые не утешали и не оправдывали данное состояние без внимания оставлять нельзя. Причем совсем неважно относится это к дочери или сыну, поскольку в дошкольном возрасте тревожность способна возникнуть независимо от пола малыша.

Американский психолог К. Изард дает такое объяснение терминам «страх» и «тревога»: тревога является комбинацией некоторых эмоций, а одной из эмоций выступает страх.

Способен развиваться у в любом возрастном интервале: так у малышей от 1-го года до 3-х лет зачастую имеются ночные страхи, наиболее часто проявляются на 2-м году жизни страхи неожиданных звуков, а также страх одиночества и страх боли, связанный со страхом медицинских работников.

От 3-х до 5-ти лет у малышей отмечают массово страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Страх смерти становится основным, обычно, переживанием в 5-7 лет.

Как снять тревожность у ребенка? Этот вопрос интересует многих обеспокоенных родителей.

Снятие тревожности у детей – советы психолога:

  • необходимо завести домашнее животное: хомячка, котенка, щенка и доверить его ребенку, однако следует помогать малышу в уходе за питомцем. Совместный уход за животным поможет создать доверительные и партнерские отношения между малышом и родителями, что поспособствует снижению уровня тревожности;
  • полезными будут релаксационные упражнения на дыхание для снятия тревожности;
  • если все же тревожность устойчива и сохраняется без видимых причин, то следует для снятия данного состояния обратиться за помощью к детскому психологу, поскольку даже незначительная детская тревога в последствии может быть причиной серьезных психических заболеваний.

Тревожность детей младшего школьного возраста

Возраст от 7 до 11 лет наполнен страхом не оправдать ожидания быть хорошим ребенком и остаться без уважения, понимания взрослых. Каждому малышу присущи определенные страхи, но если их отмечается очень много, то говорят о проявлениях тревожности.

В настоящий момент нет единой точки зрения относительно причин вызывающих развитие тревожности, но большинство ученых относит к одной из причин нарушение детско-родительских отношений. Другие исследователи данной проблемы относят возникновение тревожности к наличию у ребенка внутреннего конфликта, который вызывается:

  • противоречивыми требованиями, предъявляемыми взрослыми, например, родители из-за плохого самочувствия не пускают чадо в школу, а преподаватель отчитывает за пропуск и ставит «двойку» в журнал в присутствии других сверстников;
  • неадекватными требованиями, зачастую завышенными, например, взрослые постоянно твердят отпрыску, что он должен приносить «пятерки» и быть отличником и не могут смириться с тем, что он лучшим учеником класса не является;
  • негативными требованиями, унижающими детскую личность и ставящими ее в зависимое положение, например, учитель говорит: «Если расскажешь, кто плохо вел из детей в мое отсутствие, то я не скажу маме, что ты подрался».

Психологи считают, что в дошкольном, а также младшем школьном возрасте наиболее тревожны мальчики, а девочки становятся тревожными после 12 лет.

При этом девочки переживают больше из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков беспокоят в большей степени наказание и насилие.

Девочки, сделав «неблаговидный» поступок, переживают, что педагог или мама плохо подумают о них, а подружки перестанут играть с ними. В такой же ситуации мальчики, вероятнее всего, будут опасаться, что их взрослые накажут или побьют.

Тревожность детей младшего школьного возраста проявляется обычно спустя 6 недель после начала учебного года, поэтому школьникам необходим 7-10-дневный отдых.

Тревожность детей младшего школьного возраста зависит во многом от уровня тревожности взрослых. Высокая тревожность родителя или педагога передается ребенку. В семьях, где царят доброжелательные отношения, дети менее тревожны, чем в тех семьях, где зачастую возникают конфликты.

Психологи обнаружили интересный факт, что после развода родителей уровень тревожности у ребенка не снижается, а возрастает.

Психологи выявили, что детская тревожность возрастает, если взрослые не удовлетворены материальным положением, своей работой, жилищными условиями. Не исключают, что в наше время именно по этой причине число тревожных детских личностей растет.

Психологи считают, что учебная тревожность формируется уже в дошкольном возрасте. Зачастую этому способствуют авторитарный стиль работы воспитателя, завышенные требования, постоянные сравнения с другими малышами.

Нередко в присутствии будущего школьника в некоторых семьях на протяжении всего года ведутся разговоры о выборе «перспективного» учителя и «достойной» школы. Зачастую такая озабоченность родителей передается и отпрыскам.

Помимо этого, взрослые нанимают малышу учителей, которые часами выполняют с ними задания. Как на такое реагирует малыш?

Еще не готовый и неокрепший к интенсивному обучению организм ребенка не выдерживает и начинает болеть, а желание учиться пропадает и стремительно возрастает тревожность по поводу грядущего обучения.

Детская тревожность может быть сопряжена с психическими расстройствами, а также с неврозом. В этих случаях без помощи медицинских специалистов не обойтись.

Диагностика тревожности у детей

Тревожных детей выделяет чрезмерное беспокойство, зачастую они опасаются не события, а самого предчувствия события. Малышам свойственно ощущение беспомощности, они опасаются играть в новые игры, приступать к незнакомым видам деятельности.

У беспокойных малышей высокие требования, они очень самокритичны. Уровень их низок, они думают, что являются во всем хуже других, что они неумные, некрасивые, неуклюжие. Снять тревожность у таких малышей помогут одобрения, поощрения взрослыми во всех делах.

Тревожным малышам характерны также и соматические проблемы: головокружения, боли в животе, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, головные боли. Во время возникновения тревоги дети зачастую ощущают ком в горле, сухость во рту, слабость в ногах и учащенное сердцебиение.

Выявить тревожную личность может опытный воспитатель, психолог, учитель, понаблюдав за ребенком в различные дни недели, а также во время свободной деятельности и обучения, в общении с другими сверстниками.

Портрет тревожного ребенка включает следующие признаки в поведении:

  • напряженное вглядывание во все, что находится вокруг;
  • робкое, беззвучное поведение, неловкое сидение на краешке ближайшего стула.

Работать психологу с тревожными личностями сложнее, чем с другими категориями «проблемных» детей, поскольку данная категория держит свои проблемы при себе.

Чтобы понять кроху, а также узнать, чего конкретно он боится, необходимо родителям, воспитателям, учителям заполнить бланк опросника. Ситуацию по тревожным детским личностям прояснят ответы взрослых, а наблюдения за поведением малыша опровергнут или подтвердят предположение.

Выделяют следующие критерии для определения повышенной тревожности:

  • мышечное напряжение;
  • постоянное беспокойство;
  • нарушения сна;
  • невозможность и сложность концентрации на чем-либо;
  • раздражительность.

Малыша относят к тревожному, если имеется постоянно один из перечисленных признаков.

Тест на тревожность для детей

Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., предложили следующий опросник для выявления детской тревожной личности

Итак, признаки тревожности:

1. Малыш не способен работать долго, быстро устает

2. Трудно сосредоточивается на конкретном чем-то

3. Беспокойство вызывает любое задание

4. Во время исполнения заданий ребенок скован и напряжен

5. Часто смущается

6. Говорит что напряжен

7. Краснеет в новой обстановке

8. Сетует на кошмарные сны

9. Руки зачастую влажные и холодные

10. Часто отмечается расстройство стула

11. Потеет при волнении

12. Имеет плохой аппетит

13. Беспокойно спит и долго засыпает

14. Пуглив, всего боится

15. Легко расстраивается, беспокоен

16. Зачастую не сдерживает слезы

17. Не переносит ожидание

18. Новые дела не радуют

19. Всегда не уверен в своих силах и себе

20. Боится сложностей

Обработка данных по тесту проводится так: за каждый утвердительный ответ начисляется плюс, а чтобы получить общий балл — суммируется количество «плюсов».

О высоком уровне тревожности свидетельствует наличие от 15 до 20 баллов.

О среднем уровне тревожности говорит наличие баллов от 7 до 14.

О низком уровне тревожности свидетельствует наличие баллов от 1 до 6.В дошкольном учреждении малышам зачастую присущ страх разлуки с родителями. Следует помнить, что в возрасте двух-трех лет эта черта допустима и объяснима, однако если малыш в подготовительной группе часто плачет при расставании, не сводя глаз с окна и ожидая каждую секунду своих родителей, то на это необходимо обратить особое внимание.

По нижеперечисленным критериям определяют наличие страха разлуки, которые представили П. Бейкер и М. Алворд.

Критерии для выявления страха разлуки:

1. Печаль при расставании, повторяющееся сильное расстройство

2. Беспокойство о том, что может быть взрослому плохо

3. Постоянное переживание из-за разлуки с семьей

4. Настойчивый отказ идти в дошкольное учреждение

5. Страх быть и остаться одному

6. Непреодолимый страх одному засыпать

7. Ночные кошмары, в которых малыш с родными разлучается

8. Жалобы на недомогание: боль в животе, головную боль

Зачастую малыши, страдающие страхом расставания, и в самом деле заболевают, если постоянно думают о тревожащих моментах.

Если на протяжении четырех недель проявлялись три черты, то предполагают, что у крохи действительно имеется этот вид тревожности и страха.

Профилактика и коррекция тревожности у детей

Большинство родителей сами не замечают, что тревожные дети стали такими вследствие их собственного неправильного поведения. Узнав о появлении страхов, родители или уговаривают малыша, чтобы он успокоился, или высмеивают его проблему. Такое неверное поведение только поспособствует усилению страхов и тревожности, а все окрики, замечания, одергивания вызовут в малыше не только тревогу, а и агрессию. По этой причине необходимо в адрес малыша уменьшить количество замечаний и только спокойно с ним беседовать. Нельзя угрожать, следует научиться договариваться перед тем, как выразить свое недовольство и обдумывать каждое слово предназначенное отпрыску.

Если взрослый мечтает о том, чтобы чадо выросло уравновешенным и здоровым человеком, то в семье, прежде всего, должен быть только благоприятный психологический климат, способствующий гармоничному развитию личности. При этом если кроха будет взрослым доверять и рассказывать о своих переживаниях, то уровень тревожности снизится автоматически.

Профилактика тревожности у детей включает обсуждение всех проблем малыша, общение с ним, осуществление всех совместных праздников, прогулок, отдыха на природе. Сблизит взрослых и малышей только непринужденная обстановка, которая позволит почувствовать себя свободным.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с трудностями определенного плана и, как правило, занимает длительное время.

  • обучение ребенка собой управлять в волнующих его ситуациях;

Повышение самооценки включает проведение ежедневной целенаправленной работы. К ребенку необходимо обращаться по имени, даже за незначительные успехи хвалить, отмечать их в присутствии других сверстников. Похвала должна быть искренней и ребенок должен знать, за что именно его похвалили.

Обучение управлять своим поведением включает совместное обсуждение проблемы. В детском саду сделать это можно сидя в кругу, поговорив с детьми о переживаниях и чувствах в волнующих ситуациях. А в школе на примерах литературных произведений необходимо показать детям, что смелым человеком считают не того, кто ничего не боится, а того, кто умеет преодолевать свой страх. Целесообразно, чтобы все дети сказали вслух о том, чего они боятся. Следует предложить детям нарисовать свои страхи, а потом рассказать о них. Такого рода беседы помогают осознать, что у большинства сверстников также существуют проблемы, похожие с теми, которые характерны не только для них.

Методы коррекции тревожности у детей включают отказ от сравнений с другими детьми, например, успехами в учебе, спортивными достижениями. Лучшим вариантом будет сравнивание достижений ребенка с его личными результатами достигнутыми, например, неделю назад.

Если тревожность у ребенка возникает при выполнении учебных заданий, то не рекомендуется проводить работы на скорость. Таких детей необходимо опрашивать в середине урока, нельзя торопить или подгонять.

Общаться с тревожным ребенком следует предварительно, установив с ним контакт глазами или же наклонившись к нему, либо приподняв ребенка до уровня глаз взрослого.

Коррекция тревожности у детей включает совместно с взрослым сочинение историй и сказок. Даже если ребенок приписывает тревогу не себе, а своему герою, это может позволить снять внутреннее переживание и успокоить малыша.

В повседневной работе с тревожным ребенком полезно применять ролевые игры. За сюжет можно использовать знакомые ситуации «боюсь учителя», «боюсь воспитателя».

Снятие мышечного напряжения можно осуществить, используя игры, в основе которых лежит обмен прикосновениями. Полезными будут упражнения на релаксацию, занятия йогой, техника глубокого дыхания, массаж.

Снять излишнюю тревожность у ребенка возможно, устроив ему импровизированное шоу или маскарад. Для этого подойдет старая взрослая одежда и изготовленные маски. Участие в импровизированном представлении тревожным детям поможет расслабиться.

При помощи выражения эмоций ребёнок показывает своё восприятие окружающего мира и реагирует на его изменения. К дошкольному возрасту у детей уже довольно богатый и разнообразный эмоциональный мир. Глядя на ребёнка, по выражению его эмоций можно наблюдать, что он испытывает в данный момент и какова его реакция на сложившиеся обстоятельства. Его эмоции «написаны» на лице, у дошкольников хорошо развита мимика при проявлении тех или иных эмоций, а также голосовые функции.

Также дети этого возраста уже умеют сдерживаться от проявления бурных эмоций в обществе, умело скрывают некоторые из них. Как например в пяти шестилетнем возрасте ребёнок может стерпеть обиду, а двухлетний мог бы сразу заплакать или испугаться. Со временем дети всё лучше овладевают искусством управления эмоций и могут апеллировать ими в выбранных ситуациях, чтобы вызвать определённую реакцию у других людей. Всё же в дошкольном возрасте ещё пока возможно определить эмоциональное состояние ребёнка, понаблюдав за поведением, жестами, по выражению лица.

Способность выразить чувства играет важную роль для оценки психологического фона ребёнка.

Эмоциональный фон по своей содержательности может быть как положительным, так и отрицательным.

Отрицательный фон ребёнка дошкольного возраста имеет негативные характеристики, это выглядит как отсутствие настроения, растерянность, подавленность чувств. Ребёнок постоянно печальный, вялый, голова поникшая, вогнута в плечи, его не интересует общение со сверстниками, и он не идёт на контакт со взрослыми людьми, становится легко ранимым, иногда плачет или самоустраняется, предпочитая побыть в одиночестве.

Причина такого поведения и объясняется повышенной тревожностью.

Тревожность это эмоциональное состояние, возникающее при испытывании необъяснимых внутренних страхов ребёнком. С ощущениями тревожности люди могут прожить всю жизнь, она не проходит сама собой. Чувство тревоги овладевает психологическим состоянием человека, он боится прошлого, боится неопределённого будущего и настоящего, слово «Вдруг, что?» становится частью его жизни и его самого.

Дети такого склада собственных лжеубеждений могут дезорганизовать любу, даже значимую деятельность, они не уверены в себе и своих силах их самооценка разрушается.

Тревожность не только подавляет внутренний эмоциональный мир, но и выливается в реальные физиологические нарушения, связанные с центральной нервной системой. У людей с отрицательным эмоциональным фоном в большинстве случаев возникают серьёзные заболевания – неврозы. Дети с отрицательным эмоциональным фоном не уверены в себе, самооценка у них занижена, испытывают постоянное, беспочвенное чувство страх, не инициативны.

Тревожные дети способны сделать всё, чтобы избежать неудач, они спокойны, исполнительны, дисциплинированы, внимательно слушают, выполняют любые поручения взрослых, делают всё от них зависящее. Скромность и застенчивость, если она безупречна во всём, в таком случае должна настораживать, это может быть не достоинством, а защитным барьером от неудач.

Одним из первых симптомов тревожности является чувствительность, хотя не все чувствительные дети становятся тревожными.

Многое зависит от способов воспитания детей. Если воспитание несёт в себе авторитарный характер и над ребёнком установлен 100 процентный контроль, над каждым его движением, то потеря самоуверенности, самооценки и повышенная тревожность ребёнку гарантированы, его психическое здоровье под прямой угрозой. Этого следует категорически избегать. При таком воспитании ребёнок дошкольного возраста находится в постоянном страхе от того, что он может сделать, что-то не так и его накажут, именно эти страхи и перерастают в тревожность.

Проявление к ребёнку гиперопеки, хоть авторитарного, хоть демократичного характера в основном осуществляется теми людьми, которые сами испытывают неуверенность в себе, мнительность и тревожность. Своими тесными эмоциональными контактами они передают свою тревожность подопечному и тем самым фактически заражают детей своими страхами.

Коррекция детской тревожности это одна из основных задач, стоящих перед родителями и воспитателями. Завышенные требования к ребёнку, как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей могут только усилить тревожность.

Недостижимость ожидаемых результатов со стороны взрослых, беспокоит ребёнка и перерастает постепенно в тревожность.

Тревожность может возникать и как следствие постоянных упрёков, от которых неизбежно возникает чувство вины у ребёнка, ребёнок постоянно боится оказаться, в чем нибудь виноватым. Излишняя строгость и даже выражение чувств сдержанности эмоций также вызывает детские страхи и эмоциональные переживания.

Самое интересное, что угнетение чувств и появление страхов, появляются в предвзятых отношениях между взрослыми и детьми одного пола, к примеру между матерью и дочерью, отцом и сыном.

Страхи могут быть последствиями сильных эмоциональных потрясений и испугов, в результате встречи с реальными опасностями жизни или здоровью.

Тревожность, нервозность и коррекция детской тревожности являются постоянными спутниками и проявляются парно друг с другом. Неуверенность разрушает характер и способности, переходит в тревожность, которая цепной реакцией вызывает пессимистический настрой к жизни и происходит саморазрушение личности, характер человека деформируется.

Неуверенность и тревожность также порождает свои плоды, мнительность и недоверие к другим.

Такой ребёнок всегда ожидает подвоха со стороны сверстников, ему кажется, что все вокруг настроены против него, он становится агрессором, настроенным против всех. Ребёнок начинает делать собственные умозаключения: «Если не уважают – будут бояться!»

Такие убеждения являются защитной реакцией как от других, так и от себя самого, но подсознательно это остается тот-же ребёнок со своими страхами, рассеянностью и другими сопутствующими факторами. Эти принципы самосохранения обрекают дитя на одиночество и замкнутость. Иногда вместо агрессии тревожные детишки избирают путь фантазий с отрывом от фактической реальности, что значительно отличается от фантазий простых детей. Фантазии для них заменяю реальную жизнь.

Ближе к старшей возрастной группе тревожность переходит в новую фазу, и появляются новые её разновидности, боязнь нарушить какие-то принципы, правила и установленные нормы. Семья, является первостепенным источником тревог для детей в дошкольном возрасте и постепенно приоритеты меняются местами, начинают преобладать страхи и тревоги в образовательном учреждении. Доказано, что между страхами детей разных полов имеются существенные различия.

Коррекция детской тревожности

Особо важным в психолого-педагогическом воспитании является то, что детские тревожности можно преодолеть при помощи организации специальных мероприятий. Детские тревоги и страхи являются обратимым явлением. Самооценку ребёнка можно изменить практическими способами, чтобы избавить его от мнимых страхов.

Её изменения могут появляться если ребенка столкнуть с его собственными страхами, необходимо выявить имеющиеся способности, в чем ребёнка может ожидать успех, а в чём неудача.

Знание собственных способностей и познание себя, преодоление негативных переживаний b коррекция детской тревожности сформирует самооценку. За счёт повышения самооценки уже начнут выстраиваться и отношения со сверстниками.

Уже в пяти-шестилетнем возрасте у дошкольника растёт самосознания и он начинает проявлять себя как личность, вместо третьего лица появляется в речи и сознании «Я». В эти моменты зарождается самооценка, появляются потребности к самостоятельным действиям, в полной мере начинает проявлять свой темперамент.

На первых шагах к своему новому самосознанию дошкольник больше ориентируется не на собственную самооценку, а на то, как оценивают его взрослые, принимая самооценку взрослых за свою.

Самостоятельная оценка себя начинается немного позже с возрастом и поэтому представления о других людях у ребёнка тоже немного не объективны, но она более приближена к объективности, нежели самооценка.

В дошкольном возрасте дети в основном сравнивают себя со сверстниками.

К шестилетнему возрасту ребёнок начинает себя оценивать по поступкам с моральной стороны, начинает осознавать своё поведение, принятые нормы поведения и правила, сравнивать для собственной оценки себя со сверстниками. Несмотря на преодоление негатива в себе, самооценка у большинства детей ещё остаётся завышенной.

К семи годам самооценка стабилизируется, немного снижается и становится приближенной к реальной. Поэтому очень важно ограничить использование в образовательной деятельности порицания и наказания в этом возрасте, иначе ребёнок может занизить самооценку со всеми вытекающими последствиями.

Текст работы «Коррекция детской тревожности» полностью можно приобрести, заполнив форму

Воспитатель высшей категории ГБДОУ№ 78 Центрального района

Санкт-Петербурга Кирьянова Е. А.

Тревожность у детей дошкольного возраста: причины ее возникновения и особенности проявления.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных требований ребенка.

Тревожность является переживанием эмоционального дискомфорта, связанным с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

По определению Р. С. Немова: «Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».

Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности. Повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами.

Тревожность как черта личности связана с генетическими свойствами функционирующего мозга человека, которые обуславливают повышенное чувство эмоционального возбуждения, эмоциональной тревоги.

Эмоциональное состояние в виде беспокойства, страха, агрессии у детей иногда могут быть вызваны неудовлетворением их притязаний на успех. Эмоциональное неблагополучие типа тревожности наблюдается у детей с высокой самооценкой, у которых нет возможностей для реализации своих притязаний. Отечественные психологи считают, что неадекватно высокая самооценка у детей складывается в результате неправильного воспитания, завышенных самооценок взрослыми успехов ребенка, захваливания, преувеличения его достижений, а не как проявление врожденного стремления к превосходству.

От неудовлетворения потребностей у ребенка вырабатываются механизмы защиты. Он старается найти причины своих неудач в других людях: родителях, учителях, товарищах; вступает в конфликт со всеми, проявляет раздражительность, обидчивость, агрессивность. Стремление защитить себя от собственной слабости, не допустить в сознании неуверенности в себе, гнев, раздражение, может стать хроническим и вызывать переживание тревоги.

Главная задача состоит в том, чтобы привести в соответствие потребности и возможности ребенка, либо помочь ему поднять его реальные возможности до уровня самооценки, либо опустить самооценку. Но наиболее реальный путь – это переключение интересов и притязаний ребенка в ту область, где ребенок может добиться успеха и утвердить себя.

Исследования ученых показывают, что тревожность является результатом реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, как образования, возникающие в процессе его деятельности и общения. Иначе говоря, это явление социальное, а не биологическое. Тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения – стресса. В основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональные переживания, не спокойствия, не уютность и не уверенность за свое благополучие, которые можно рассматривать как проявление тревожности.

Уже к 4 – 5 годам у ребенка может появиться чувство неудачливости, неприспособленности, неудовлетворенности, неполноценности, которые могут привести к тому, что в будущем человек потерпит поражение.

Тревожность – это ожидание того, что может вызвать страх. Можно выделить несколько источников тревоги:

  1. Тревога из-за потенциального физического вреда. Это вид беспокойства возникает в результате ассоциатирования некоторых стимулов, угрожающих болью, опасностью, физическим неблагополучием.
  2. Тревога из-за потери любви (любви матери, расположения сверстников).
  3. Тревога может быть вызвана чувством вины, которая обычно проявляется не ранее 4-х лет. У старших детей чувство вины характеризуется чувством самоунижения, досады на себя, как не достойного.
  4. Тревога из-за не способности овладеть средой. Она происходит, если человек чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает среда.
  5. Тревога может возникнуть и в состоянии фрустрации. Фрустрация определяется как переживание, возникающее при наличии препятствий к достижению желаемой цели.
  6. Тревога свойственна человеку в той или иной степени. Незначительная тревога действует мобилизующе к достижению цели. Сильное же чувство тревоги может быть «эмоционально калечащим» и привести к отчаянию.
  7. В возникновении тревоги большое значение придается семейному воспитанию, роли матери, взаимоотношением ребенка и матери.

Переживание тревоги в объективно тревожной для субъекта ситуации – это нормальная адекватная реакция, свидетельствующая о нормальном адекватном восприятии мира, хорошей социализации, правильном формировании личности. Такое переживание не является показателем тревожности субъекта.

Переживание же тревоги без достаточных оснований означает, что восприятие мира является искаженным, неадекватным. Адекватные отношения с миром нарушаются. В этом случае речь идет о тревожности как особом свойстве человека, особом виде неадекватности.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции, которые испытывает дошкольник, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Эмоциональный фон может быть положительным и отрицательным. Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается, плечи опущены, выражение лица грустное и безразличное; с трудом входит в контакт. Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.

Тревожные дети – это обычно не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей, не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носит защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудач.

Высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений, запретов, постоянное одергивание). В этом случае общение ребенка и взрослого носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих силах. Он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что-то не так, то есть испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.

Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. К установлению таких отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями – тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами ребенка, то есть способствует формированию у него тревожности. Мать, находящаяся в состоянии, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог.

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической не успешности, которая легко перерастает в тревожность.

Еще один фактор, способствующий формированию тревожности – частые упреки, вызывающие «чувство вины». В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числа страхов у детей является сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей, тревог.

Излишняя строгость также способствует появлению страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами, вроде: «Заберет тебя дядя», «Уеду от тебя» и др.

Помимо перечисленных факторов, страхи возникают в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встречи со всем, что олицетворяет опасность или непосредственно представляет угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай и т. д.

Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе как черта характера – это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы. Тревожность как черта характера – это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.

Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они в свою очередь формируют соответствующий характер. Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды.

Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них все та же тревожность, растерянность, неуверенность, отсутствие твердой опоры. Та же реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежание лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен. Возможен также вариант, когда ребенок уходит в мир «фантазий». В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности.

Замечено, что уровень тревожности у мальчиков и девочек различен. В дошкольном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Девочки связывают свою тревогу с другими людьми. Это могут быть не только друзья, родные, воспитатели, но и «опасные люди»: хулиганы, пьяницы и т. д. Мальчики же бояться физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которых можно ожидать от родителей или вне семьи.

Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формирование креативного, творческого мышления.

Тем не менее у детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.


Слово «тревожный» отмечается во многих словарях. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово «тревога» означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника .

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это - проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности.

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений .

Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • 1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит “двойку” в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.
  • 2. Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только “пятерки” и не является лучшим учеником класса.
  • 3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: “Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался”. Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет - девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо “неблаговидный” поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка .

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе “достойной” школы, “перспективного” учителя. Озабоченность родителей передается и детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.

Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду и в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями “проблемных” детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, “как на ладошке”, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение .

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. Выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вину.

Остальные - производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение. "Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий". Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности .

У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Ситуативно-устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая "личностная тревожность"). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению. Ситуативно-изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как "ситуационная тревожность". Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. Поведение тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

  • 1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.
  • 2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.
  • 3. Боязнь неудачи - характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.
  • 4. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.
  • 5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.
  • 6. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.
  • 7. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.

Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств. Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства. Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации .

Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.

Под формой тревожности мы понимаем особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающих способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении ребенка, подростка к этому переживанию.

Известно, что существует 2 категории тревожности:

  • 1. открытая - сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;
  • 2. скрытая - в разной степени не осознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения.
  • 1. Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность - сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с ней индивид не может.
  • 2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с имеющейся у них тревожностью. По характеристикам используемых для этих целей способов внутри этой формы выделились две субформы: а) снижение уровня тревожности и б) использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности. Эта форма тревожности встречается преимущественно в младшем школьном и раннем юношеском возрастах, т.е. в периодах, характеризуемых как стабильные.

Важной характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавится.

3. Культивируемая тревожность - в этом случае, в отличие от изложенных выше, тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого. Культивируемая тревожность выступает в нескольких вариантах. Во-первых, она может признаться индивидом как основной регулятор его активности, обеспечивающий его организованность, ответственность. В этом она совпадает с формой 2.б, различия касаются, как отмечалось, лишь оценки этого переживания. Во-вторых, она может выступать как некая мировоззренческая и ценностная установка. В-третьих, она нередко проявляется в поиске определенной «условной выгоде от наличия тревожности и выражается через усиление симптомов. В некоторых случаях у одного испытуемого встречались одновременно два или даже все три варианта.

Как разновидность культивируемой тревожности может быть рассмотрена форма, которую мы условно назвали «магической». В этом случае ребенок, подросток как бы «заклинает злые силы» с помощью постоянного проигрывания в уме наиболее тревожащих его событий, постоянных разговоров о них, не освобождаясь, однако, от страха перед ними, а еще более усиливая его по механизму «заколдованного психологического круга».

Говоря о формах тревожности, нельзя не коснуться также проблемы так называемой «замаскированной» тревожности. «Масками» тревожности называются такие формы поведения, которые имеют вид ярко выраженных проявлений личностных особенностей, порождаемых тревожностью, позволяют человеку вместе с тем переживать ее в смягченном виде и не проявлять вовне. В качестве таких «масок» чаще всего описываются агрессивность, зависимость, апатия, чрезмерная мечтательность и др. Выделяют агрессивно-тревожный и зависимо-тревожный типы (с разной степенью осознания тревоги). Агрессивно-тревожный тип наиболее часто встречается в дошкольном и подростковом возрастах и при открытых, и при скрытых формах тревожности как в виде прямого выражения агрессивных форм поведения. Тревожно-зависимый тип наиболее часто встречается при открытых формах тревожности, особенно при острой, нерегулируемой и культивируемой формах .

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода. В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них . Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.

Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств - важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным. Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт .

Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности. Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: ”А вдруг что-нибудь случится?” Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе (“Я же ничего не мог!”).

Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой). Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи .

Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде: "Заберет тебя дядя в мешок", "Уеду от тебя" и т. д.

Помимо перечисленных факторов страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь. Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи - непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера - это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.

Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: "чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня". Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.

Тревожность как определенный эмоциональный настой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов.

Главным источником тревог для дошкольников и младших школьников оказывается семья. В дальнейшем, уже для подростков такая роль семьи значительно уменьшается; зато вдвое возрастает роль школы. Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых "опасных людей" - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.

Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.

Отрицательные последствия тревожности выражаются в том что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным. Тем не менее у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека