Роль ощущения в деятельности юриста. Ощущения и восприятие

Цель:

· Умение регистрации электроэнцефалограммы и принципы анализа.

· Изучении внешнего электрического поля мозга при помощи ЭЭГ.

· Значение для генеза ЭЭГ взаимосвязи электрической активности пирамидных нейронов.

Основные вопросы темы:

1.Какие методы используется для регистраций ЭЭГ?

2.Основные типы электрической активности пирамидных нейронов.

3.Какие современные модели используется в ЭЭГ?

4.Какое значение имеет взаимосвязь электрической активности пирамидных нейронов.

5.Какое важное условие генеза ЭЭГ?

Методы обучения и преподования: Работа группах

Краткое содержание по теме

Исследование рабочих свойств центральной нервной системы производится при помощи специальных нейрофизиологических методов. Одним из основных является электроэнцефалография , позволяющая регистрировать суммарную активность нейронов коры головного мозга, представляющую собой колебательный процесс в частотном диапазоне в основном от 1 до 30-40 колебаний в секунду и регулирующуюся глубинными мозговыми структурами. Таким образом, по картине активности коры головного мозга возможно оценить и ее самое, и степень подкорковых влияний на процесс ее формирования.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) (электро- + др.-греч. ενκεφαλος - "головной мозг" + γραφω - "пишу", изображать) - раздел электрофизиологии, изучающий закономерности суммарной электрической активности мозга, отводимой с поверхности кожи головы, а также метод записи таких потенциалов. Электроэнцефалография дает возможность качественного и количественного анализа функционального состояния головного мозга и его реакций при действии раздражителей. Запись ЭЭГ широко применяется в диагностической и лечебной работе (особенно часто при эпилепсии), в анестезиологии, а также при изучении деятельности мозга, связанной с реализацией таких функций, как восприятие, память, адаптация и т. д. Регистрация ЭЭГ осуществляется с помощью новейшего 32-канального электроэнцефалографа «Нейрон-Спектр-5» (рис-1). Многоканальная запись ЭЭГ позволяет одновременно регистрировать электрическую активность всей поверхности мозга, что дает возможность проводить самые тонкие исследования.

Достоинствами метода электроэнцефалографии являются объективность, воз-можность непосредственной регистрации показателей функционального состояния мозга, количественной оценки получаемых результатов, наблюдения в динамике. Большое преимущество этого метода состоит в том, что он не связан с вмешатель-ством в организм обследуемого.

Метод ЭЭГ является наиболее адекватным для изучения нейрофизиологиче-ских основ психической деятельности, оценки зрелости центральной нервной системы и общего функционального состояния мозга. Когерентный анализ ЭЭГ позволяет оценить степень согласованности электрической активности в разных точках головного мозга, что даёт возможность исследования особенностей функционирования мозга как единого целого.

ЭЭГ является клиническим методом исследования, позволяющим диагности-ровать эпилепсию, выявить возможные дегенеративные, опухолевые поражения головного мозга, установить их локализацию (рис.2).

Начало изучению электрических процессов мозга было положено Д. Реймоном в 1849 году, который показал, что мозг, также как нерв и мышца, обладает электрогенными свойствами. Начало электроэнцефалографическим исследованиям положил В. В. Правдич-Неминский, опубликовав 1913 году первую электроэнцефалограмму записанную с мозга собаки. В своих исследованиях он использовал струнный гальванометр. Так же Правдич-Неминский вводит термин электроцереброграмма.

Рис. 1.

Первая запись ЭЭГ человека получена австрийским психиатром Гансом Бергером в 1928 году. Он же предложил запись биотоков мозга называть «электроэнцефалограмма». Работы Бергера, а также сам метод энцефалографии получили широкое признание лишь после того как в мае 1934 года Эдриан и Мэттьюс впервые убедительно продемонстрировали «ритм Бергера» на собрании Физиологического общества в Кембридже.

Регистрация ЭЭГ производится специальными электродами (наиболее распространенные мостиковые, чашечковые и игольчатые). В настоящее время чаще всего используется расположение электродов по международным системам «10-20 %» или «10-10 %». Каждый электрод подключен к усилителю. Для записи ЭЭГ может использоваться или бумажная лента или сигнал может преобразовываться с помощью АЦП и записываться в файл на компьютере. Наиболее распространена запись с частотой дискретизации 250 Гц. Запись потенциалов с каждого электрода осуществляется относительно нулевого потенциала референта, за который принимается мочка уха, или кончик носа. В настоящее время получают все большее распространение перерасчет потенциала относительно взвешенного среднего референта, за который принимается все каналы с определенными весовыми коэффициентами. При таком расчете возможные артефакты локализуются, а влияние соседних отведений друг на друга уменьшается.

Рис. 2.

Показания для ЭЭГ:

В зависимости от частоты колебаний выделяется несколько ритмических рисунков электрической активности мозга – ритмов. Так, альфа–ритм, в большинстве случаев наиболее широко представленный в электроэнцефалограмме взрослого человека, имеет частотный диапазон от 8 до 13 колебаний в секунду и тесно связан в своем происхождении с системой зрительного восприятия. Поэтому он наиболее отчетлив он при закрытых глазах, то есть в состоянии ее максимального покоя, и лучше всего выражен в затылочных отделах, то есть там, где располагается высший отдел анализа зрительной информации. Наиболее высокочастотная часть электрической активности мозга, превышающая рамки альфа–ритма по частоте, именуется бета-активностью. Амплитуда ее, как правило, невысока и выражена она в противовес альфа-ритму, больше лобной и височной проекциях. Эта высокочастотная активность чаще всего рассматривается как признак активной работы многочисленных ансамблей нервных клеток. Альфа и бета активностью оканчивается ряд ритмических рисунков, характерных для взрослого человека в состоянии покоя, однако выделяются еще два варианта мозговой активности – тета и дельта. Тета-диапазон – более медленный в сравнении с альфа, от 7 до 5 колебаний в секунду. Дельта-волна еще медленнее, в секундном отрезке записи она может уместиться лишь 1-4 раза. Для такого рода медленной активности в состоянии бодрствования имеется в медицинской практике синоним – патологическая, то есть связанная с патологией, или – заболеванием, мозга. Ритмический рисунок мозговой активности существенно меняется с возрастом. Так, со второго полугодия сначала появляется, а затем постепенно начинает преобладать в картине активности альфа-ритм. Интересные метаморфозы происходят с медленной активностью. Патологической она считается только для взрослых в состоянии бодрствования. У детей наличие медленных волн в электроэнцефалограмме является нормальным, а вот представленность их отчетливо уменьшается с возрастомю. Большинство имеющихся экспериментальных данных говорит о том, что генез ЭЭГ определяется в основном электрической активностью коры больших полушарий головного мозга, а на уровне клеток – активностью ее пирамидных нейронов. У пирамидных нейронов выделяют два типа электрической активности. Импульсный разряд (потенциал действия) с длительностью около 1 мс и более медленное (градуальное ) колебание мембранного потенциала – тормозные и возбуждающие постсинаптические потенциалы (ПСП). Тормозные ПСП пирамидных клеток генерируются в основном в теле нейрона, а возбуждающие ПСП – преимущественно в дендритах. Правда, на теле нейрона имеется определенное количество возбуждающих синапсов, и соответственно этому тело пирамидных нейронов(сома) способно генерировать также и возбуждающие ПСП. Длительность ПСП пирамидных клеток по крайней мере на порядок больше продолжительности импульсного разряда.

Изменение мембранного потенциала обусловливают возникновение в пирамидных клетках двух токовых диполей, отличающихся по цитологической локализации (рис3).

Один из них – соматический диполь с дипольным моментом . Он формируется при изменении мембранного потенциала тела нейрона; ток в диполе и во внешней среде протекает между сомой и дендритным стволом. Вектор дипольного момента при импульсном разряде или генерации в теле нейрона возбуждающего ПСП направлен от сомы вдоль дендритного ствола, а тормозной ПСП создает соматический диполь с противоположным направлением дипольного момента. Другой диполь, называемый дендритным, возникает в результате генерации возбуждающих ПСП на ветвлении апикальных дендритов в первом, плексиморным слое коры; ток в этом дипооле течет между дендритным стволом и указанным ветвлением. Вектор дипольного момента дендритного диполя имеет направление в сторону сомы вдоль дендритного ствола.

Генерация возбуждающего ПСП в районе дендритного ствола без ветвления приводит к появлению квадруполя, поскольку при этом от частично деполяризованного участка ток внутри клетки распространяется в двух противоположных направлениях, в результате чего формируются два диполя с противоположным напрвлением дипольных моментов . Так как диполи малы по сравнению с расстояниями до точек отведения ЭЭГ, внешним полем квадрупольного генератора пирамидных клеток можно пренебречь.

На (рис 4) изображена полученная пространственная структура электрического поля вдоль дендритного ствола и вокруг на расстоянии около 0,01 мм от продольной оси этого ствола. Оказалось, что внешнее поле пирамидного нейрона при импульсном разряде очень резко уменьшается вдоль дендритного ствола: уже на расстоянии около 0,3 мм потенциал падает практически до нуля. В противоположность этому внеклеточное ПСП характеризуется гораздо большей протяженностью (примерно на порядок), и, следовательно, при этой активности пирамидные клетки имеют гораздо более высокий дипольный момент. Это различие находит обьяснение при рассмотрении пассивных электрических свойств дендритного ствола.

По отношению к потенциалу действия ввиду его кратковременности

Рис.3. мембрана дендрита ведет себя как емкость, обладающая низким сопротивлением току высокой частоты. Поэтому ток, обусловленный импульсной активностью, циркулирует на небольшом расстоянии от тела клетки; емкость мембраны шунтирует отдаленные участки ствола. Действительно, по данным микроэлектродных исследований, внешнее электрическое поле пирамидных нейронов, генерируемое потенциалом действия, не обнаруживается рис.4.

уже на расстояниях выше 0,1 мм. таким образом, ЭЭГ должна в основном создаваться «медленным» соматическим и дендритным диполями, возникающими при генерации тормозных и возбуждающих постсинаптических потенциалов.

При изучении внешнего электрического поля мозга регистрируют и интерпретируют переменный сигнал ЭЭГ, а постоянную составляющую, как правило, не принимают во внимание. Как видно на(рис. 5), ЭЭГ фоновой активности мозга представляет собой весьма сложную зависимость разнсти потенциалов от времени и выглядит как совокупность случайных колебаний разности потенциалов. Для характеристики таких хаотических колебаний («шумов») используют параметры, известные из теории вероятности: среднюю величину и стандартное отклонение от средней величины. Чтобы наити , выделяют

участок на ЭЭГ, который разбивают на небольшие равные интервалы времени, и в конце каждого интервала (t i , t j , t m на рис. 74) определяют напряжение U (U i , U j , U m на рис. 74). Стандартное отклонение рассчитывают по обычной формуле: , (1.1)

в которой - среднеарифметическое значение разности потенциалов; - число отсчетов . При отведении ЭЭГ от твердой мозговой оболочки величина для фоновой активности составляет 50-100 мкВ.

Аналогичная характеристика (стандартное

Рис.5. отклонение) используется и для описания градуальной активности отдельных нейронов . При изучении ритмических ЭЭГ, характеризующихся определенной амплитудой и частотой изменение разности потенциала, показателем величины ЭЭГ может служить амплитуда этих колебаний.

В настоящее время в исследованиях ЭЭГ для моделирования электрической активности коры головного мозга рассматривают поведение совокупности токовых электрических диполей отделных нейронов. Предложено несколько таких моделей, позволяющих объяснить отделные особенности ЭЭГ. Рассмотрим модель М. Н. Жадина, которая на примере генеза ЭЭГ при отведении с твердой мозговой оболочки позволяет выявить общие закономерности возникновения суммарного внешнего электрического поля коры.

Основные полежения модели: 1) внешнее поле головного мозга в некоторой точке регистрации – интегрированное поле, генерируемое токовыми диполями нейронов коры; 2) генез ЭЭГ обусловен градуальной электрической активностью пирамидных нейронов; 3) активность разных пирамидных нейронов в определенной степени взаимосвязана (скорелирована); 4) нейроны распределены по коре равномерно и их дипольные моменты перпендикулярны к поверхности коры; 5) кора плоская, имеет конечную толчину , а ее остальные размеры бесконечны; со стороны черепа мозг ограничен плоской бесконечной токонепроводящей средой. Обоснование первых двух положений расмотрено выше. Остановимся на друних положениях модели.

Очень большое значение для генеза ЭЭГ имеет взаимосвязь электрической активности пирамидных нейронов. Если бы градуальное изменение мембранного потенциала во времени происходило в каждом нейроне совершенно независимо от остальных клеток, переменная составляющая потенциала их суммарного внешнего электрического поля была бы неболшой, так как увеличение потенциала за счет усиления активности одного нейрона в значительной мере скомпенсировалось бы хаотическим снижением активности других нейронов. Сравнительно высокая величина регистрируемой в опыте ЭЭГ заставляет предположить, что между активностями пирамидных нейронов существует положительная кореляция . Количественно это явление характеризуют коэффициентом корреляции . Этот коэффициент равен нулю при отсутствии связи между активностями индвидуальных нейронов и был бы равен единице, если бы изменение мембранного потенциала (дипольных моментов) клеток происходили совершенно синхронно. Наблюдаемое в действительности промежуточное значение свидетельствует о том, что деятельность нейронов синхронизована лишь частично.

Интегрированное поле множества диполей-нейронов было бы очень слабым при высоком уровне синхронизации, если бы векторы дипольных моментов элементарных источников тока были ориентированы в коре хаотически. В этом случае наблюдалась бы значительная взаимная компенсация полей индивидуальных нейронов. В действительности же, согласно цитологическим данным, дендритные стволы пирамидных клеток в новой коре (эти клетки составляют 75% от всех клеток коры) ориентированы практически одинакова, перпендикулярно поверхности коры. Поля, создаваемые диполями таких одинакова ориентированных клеток, не компенсируются, а складываются. Расчеты, произведенные на оснований всех этих положений, показали, что для ЭЭГ, отводимой от твердой мозговой оболочки,

Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных, элементарных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма в момент непосредственного воздействия материальных раздражителей на соответствующие рецепторы (органы чувств).
Роль ощущений в жизни и деятельности человека трудно переоценить, т. к. они являются источников наших знаний о внешнем мире и о нас самих.
Пять всем известных органов чувств собирают информацию из внешней для организма среды в виде света, цвета, звуков, запахов, вкусов, температуры, прикосновений. Внутренние органы чувств сигнализируют о состоянии сердца и печени, почек и желудка, мышц и кровеносных сосудов. Все эти многочисленные сенсорные каналы сливаются в могучую реку, которая омывает и питает наш мозг информацией.
Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание, и та информация, которую они несут, позволяет человеку ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь была бы невозможной.
Так нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психологического развития. Если детей, рожденных слепоглухими или лишенных слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их психическое развитие станет невозможным, и они не смогут самостоятельно развиваться.
Совершенно естественно, что люди переживают потерю любого из каналов связи с окружающей средой как величайшую трагедию.
С потерей органа чувств не просто выпадает какая-либо часть из спектра переживаний, перестраивается вся личность, все ее жизненные отношения к окружающим людям.
В научной литературе встречаются примеры, в которых описаны состояния людей, потерявших в силу различных обстоятельств, все виды чувствительности кроме одного, двух.
С. П. Боткин (1832-1889), известный русский врач, описал редкий случай, когда больная потеряла все виды чувствительности, кроме зрения одним глазом и осязания на небольшом участке руки. Когда больная закрывала глаз, и никто не прикасался к ее руке, она засыпала.
Академик И.П. Павлов описывает следующие клинические случаи: «...у проф. Штрюмпеля случайно оказался в больнице больной, у которого была настолько повреждена нервная система, что из всех воспринимающих поверхностей остались только два глаза и ухо. И вот, как только эти последние, уцелевшие окна из внешнего мира закрывались, больной тотчас же впадал в сон. Таким образом, получалось полное подтверждение того, что для бодрственного, деятельного состояния больших полушарий необходим известный минимальный приток раздражений. Совсем недавно мне... пришлось видеть подобный же случай... Когда у него (т. е. больного) открыты здоровое ухо и здоровый глаз, он вас вполне понимает, может читать и писать. Но как только вы ему закроете либо ухо, либо глаз..., он непременно впадает в забытье и ничего из того, что происходило с ним в этом промежутке, не помнит».
Эти примеры доказывают, что потребность в нормальном потоке ощущений, которые буквально питают человеческий мозг, доставляют ему живительные и совершенно необходимые впечатления, является одной из самых острых жизненных потребностей. Итак, чтобы человек чувствовал себя здоровым и бодрым, необходим полноводный поток ощущений.
Необходимый поток ощущений в нормальных жизненных условиях достигается как бы автоматически. Под нормальными условиями здесь можно понимать два жизненных ряда.
Во-первых, должны быть в исправности те физиологические приборы, которые отвечают за сбор информации: глаза должны видеть, уши - слышать, нос - обонять и т. д.
Во-вторых, необходимы внешние предметы и явления, которые можно было бы разглядывать, прослушивать, нюхать, пробовать, трогать и т. д.
В приведенных примерах у людей наблюдалось состояние сенсорного голода, наступившего в результате неисправности физиологических приборов ощущений.
Но существует сенсорный голод другого рода, который грозит абсолютно здоровым людям. Это черное безмолвие космоса, грозящее космонавтам при длительных полетах. В кабине все привычно. Ничто не радует глаз, возникает состояние, которое народ именует универсальным и точным словом «скука». А ученые - сенсорная депривация.
Впервые ее описали исследователи глубоких пещер и полярные исследователи. В наши дни сенсорную изоляцию создают искусственно и изучают в особых условиях.
Например, испытуемого в специальном снаряжении погружают в воду, так, что полностью прекращается поток зрительных, слуховых и вообще всех внешних ощущений. А что происходит при этом с внутренним миром человека?
Очень многое: обманы чувств, потеря ощущений собственного «я», нарушения в эмоциональной сфере и прочие неприятности. Недаром это одно из самых тяжких испытаний будущих космонавтов.
С. Лем в одном из рассказов описывает «прелести» строгой сенсорной депривации, которые испытывает его герой Пирке, погруженный в специальную камеру, «баню».
«...Пустота становилась тревожной. Прежде всего, он перестал ощущать положение своего тела, рук, ног. Он еще помнил, в какой позе лежит, но именно помнил, а не ощущал. Дальше он обнаружил, что у него уже нет ни туловища, ни головы - вообще ничего. Пирке словно бы растворился в воде, которую тоже совершенно перестал ощущать. Нечем было шевельнуть: руки исчезли. Потом стало еще хуже. Темнота, в которой он находился, или точнее, темнота - он сам - заполнилась слабо мерцающими кругами - круги эти даже и не светились, а смутно белели.
...Он распадался. Он был немного здесь, немного там, и все расползалось. Верх, низ, стороны - ничего не осталось... Он вселился в кого-то. И этот кто-то раздувался, распухал. Становился безграничным. Он кружился. Вращался. Глазные орбиты без лица, округлые, вытаращенные, расплывавшиеся, если пробовать им сопротивляться, наступали на него, лезли на него, расширяли его изнутри, словно он резервуар из тонкой пленки, готовый вот-вот лопнуть. И он взорвался».
С. Лем ничего не придумал. В протоколах научных опытов есть и более впечатляющие картины психических изменений, причиной которых является недостаток чувственных сигналов.
Ощущения связывают человека с внешним миром, являясь как основным источником познания, так и основным условием психического развития

Тема №3 «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ. ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА.

2. ПАМЯТЬ. УЧЕТ ЮРИСТОМ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПАМЯТИ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА.

3. МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ. ИХ РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА.

4. ВНИМАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА.

5. ЭМОЦИИ, СОСТОЯНИЯ, ЧУВСТВА.

1. Ощущения, восприятия, представления, память относятся к чувственным формам познания. Ощущением называется простейший, далее уже не разложимый психический процесс.

В ощущениях отражаются объективные качества предмета (запах, цвет, вкус, температура и др.) и интенсивность воздействующих на нас раздражителей (напр, более высокая или низкая температура). Накопление и обработка информации начинаются с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деятельность органов чувств, называемых в физиологии анализаторами.

Но воспринимают не анализаторы, а конкретная личность со своими потребностями, интересами, стремлениями, способностями, собственным отношением к тому, что воспринимается. Поэтому восприятие зависит как от объекта восприятия, так и от индивидуальных особенностей воспринимающего человека, В жизни восприятие окружающих предметов - динамический процесс.

Человек производит множество персептивных действий чтобы сформировать адекватный образ объекта восприятия. Эти действия состоят в движении глаза в зрительном восприятии, движении руки при осязании, движении гортани, воспроизводящей слышимый звук, и т. п. На практике такое отражение действительности делает формирование показаний более продуктивным.

Психология уделяет большое внимание изучению скорости и точности восприятия человеком показаний различных приборов и сигналов современных средств

связи. При анализе наблюдательных качеств следователя, при исследовании процесса формирования показаний свидетелей, потерпевших о быстротечных событиях юр психология может использовать положения инженерной психологии.

Полноценное восприятие предполагает, что будущий участник его правильно охватывает объект в его частях и в целом, верно отражает его смысл и назначение. Это обстоятельство связано с единством ощущений и мышления.

Чтобы правильно оценить показания допрашиваемого, допрашивающему нужно вычленить в них чувственные данные, которые явились «материалом» восприятия, и проанализировать интерпретацию его самим свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым. Психика человека развивается как результат его практического взаимодействия с внешним миром. Только деятельность и определяет дальнейший прогресс всех психических процессов.

Согласно принятой в отечественной психологии теории деятельности, высшие психические процессы –ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции – рассматриваются как особые формы действий

2. ПАМЯТЬ. УЧЕТ ЮРИСТОМ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПАМЯТИ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА.

В деятельности юриста, где ведущим является коммуникативный процесс, получение информации и ее запоминание - основа, на которой строятся все практические действия. Тренировка умений и навыков запоминания является одной из основных в системе психологический подготовки к юридической деятельности. Эта тренировка должна организовываться и проводиться с учетом главных закономерностей памяти. Память - сложный психический процесс, включающий в себя:

1) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации и т. д.;

2) сохранение в памяти того, что было запомнено;

3) узнавание при повторном восприятии и воспроизведение запомненного. Физическая основа памяти - следы нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга.

Воздействие среды на мозг человека осуществляется или путем воздействия предметов и явлений на органы его чувств, или же опосредованно через слово: рассказ, описание и т. д. Эти воздействия оставляют в коре головного мозга соответствующие следы, которые потом м. б. оживлены повторным восприятием (узнавание) или же путем припоминания.

Память – это интегративный психический процесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления. В психологии различают 4 типа памяти . Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных,

слуховых, вкусовых, температурных и т. п. образов. Это может быть зрительное представление объекта наблюдения, собеседника, участка местности, знания, процесса общения и т. д. Наглядно-образная память имеет большое значение в учебной и творческой деятельности человека.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот тип памяти тесно связан с речью, так как любая мысль обязательно выражается словами.

Особенности этого типа памяти учитываются в процессе обучения. Чтобы запоминание было более эффективным, используются образная речь и интонация.

Двигательная память зависит от мышечных ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток.

Эмоциональная память – это память на эмоциональные состояния, имевшие место в прошлом.

Как правило, яркие эмоциональные образы быстро запоминаются и легко воспроизводятся. Отличительной особенностью эмоциональной памяти являются широта общения и глубина проникновения в сущность пережитого когда-то чувства. Свойства эмоциональной памяти зависят от особенностей работы органов чувств.

Различают виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную и

смешанную.

В соответствии с этим работник юриспруденции должен представлять, какой вид памяти присущ ему самому, а также людям, с кот-ми ему придется работать. Это необходимо для того, чтобы при восприятии и описании событий вносить соответствующие коррективы для принятия правильного решения.

Различают также долговременную и кратковременную память . Кратковременная память удерживает информацию в неполном виде.

Долговременная память служит для запоминания информации надолго, нередко на всю жизнь. Этот вид памяти наиболее важен и наиболее сложен. Сведения о кратковременной и долговременной памяти весьма значимы для следственной работы. Протекание процессов запоминания, сохранения и последующего воспроизведения определяется тем, какое место занимает данная информация в деятельности субъекта, какова ее значимость, что он делает с этой информацией.

Наиболее продуктивно запоминается материал, связанный с целью деятельности, с ее основным содержанием. В этих случаях даже непроизвольное запоминание может быть более продуктивным, чем произвольное. Следует учитывать влияние эмоций на процесс запоминания. Оно будет более продуктивным, если восприятие осуществляется на фоне повышенных эмоциональных состояний. Когда явление и событие затрагивают чувства, то мыслительная деятельность свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого будет более активна, заставляя неоднократно возвращаться к пережитому. Забывание представляет собой процесс, противоположный запечатлению и сохранению.

Забывание – явление физиологически вполне нормальное. Если бы вся информация, накапливаемая в памяти, одновременно всплывала в сознании человека, то практически было бы невозможно продуктивное мышление. Таков и механизм воспроизведения показаний свидетелем, потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым. Большую роль при запоминании материала играет установка на запоминание. Как показывает практика и экспериментальные исследования, люди, которые воспринимают материал лишь для того, чтобы записать его, намного быстрее забывают этот материал, в отличие от тех, кто этот же материал запоминает с установкой «запомнить надолго». Особое значение здесь имеет важность материала.

Если человек явно осознает, что запоминаемый материал решает успех важной операции, то установка на прочное запоминание формулируется легко.

Отсюда следует вывод : запоминаемый материал должен быть классифицирован по степени важности, В юр деятельности целесообразно запоминать воспринимаемую информацию по плану:

1) основная мысль (осмысливание запоминаемого):

2) факты и события (что, когда и где происходит);

3) причины происходящих событий;

4) выводы и источник информации.

Для правильной оценки показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого. обвиняемого работникам правоохранительных органов и судьям важно знать закономерности процесса развития памяти человека, Память развивается и совершенствуется в течение всей жизни человека. На нее влияют развитие нервной системы человека, условия воспитания и обучения, выполняемая деятельность. Отметим, что воспоминание и припоминание не являются процессами, изолированными друг от друга.

Между ними существует двухсторонняя взаимная связь. Припоминание является, с одной стороны, предпосылкой воспроизведения, а с другой – оно оказывается его результатом. Припоминание совершается в процессе воспроизведения, в ходе рассказа свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого на допросе.

Не следует без крайней надобности прерывать свободное повествование допрашиваемого. Заданный в ходе свободного рассказа вопрос часто рассеивает внимание допрашиваемого, нарушает ход его мыслей, мешает припоминанию фактов. Индивидуальность памяти личности проявляется, с одной стороны, в особенностях ее процесса, т. е в том, как осуществляются запоминание, сохранение и воспроизведение, а с другой – в особенностях содержания памяти, то есть в том, что запоминается. Указанные две стороны памяти, по - разному сочетаясь, делают память каждого человека индивидуальной в смысле ее продуктивности. В процессах памяти индивидуальные различия выражаются в скорости, объеме, точности, прочности запоминания и готовности к

воспроизведению, которые определяются биологическими особенностями, условиями жизни, воспитания и профессиональной деятельности .

Юридическая деятельность показывает, что непроизвольное, как и произвольное, запоминание в большинстве случаев обеспечивает правильное воспроизведение нужной информации на допросе. Индивидуальные различия памяти могут проявляться и в том, что один человек хорошо запоминает даты, цифры, другой – имена людей, третий – цвета красок и т. д. Следует, однако, отметить, что существует люди, память которых всегда работает безотказно, без срывов, промахов и искажений, В таких случаях, для того чтобы добиться максимальной полноты воспроизведения, следователю важно сделать правильный выбор времени

допроса свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого.

Память – это та основа, на которой базируется любая профессиональная деятельность. Юрист должен обладать хорошей памятью.

3. МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ. ИХ РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА.

Мышление как психический процесс всегда направлено на вскрытие глубинных связей, коренящихся в объективной реальности.

Мышление - процесс отражения в сознании человека сущности, закономерных связей и отношений между вещами и явлениями природы и общества. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Оно дает возможность юристу познать такие стороны объективной действительности,

которые скрыты от его глаз. Мышление протекает на языковой основе.

Слова создают необходимую материальную оболочку мысли. Чем лучше продумана какая - либо мысль, тем яснее она выражается в словах, и, наоборот, чем четче словесная формулировка, тем глубже мысль.

«Мышление, – писал Павлов, – ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая первая ассоциация – это есть момент рождения мысли».

Мысль человека формулируется в образах, понятиях и суждениях. Суждения бывают общими, частными и единичными. Они образуются 2 основными способами:

1. непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;

2. опосредованно – путем умозаключений или рассуждений.

Процесс мышления – это прежде всего анализ, синтез и обобщение.

Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д.

Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между ними отчетливо выступает уже в познавательном процессе. Сравнение состоит в сопоставлении между собой предметов, явлений, их свойств и отношений. Так, чтобы решить вопрос о том, явл-ся или не является конкретное лицо подозреваемым по конкретному уголовному делу, нужно расчленить поведение данного индивида на отдельные признаки – действия и сличить их по возможности с эталонными признаками этого преступления.

Выявленное совпадение или несовпадение признаков служит основой для принятия решения.

В ходе обобщения в сравниваемых предметах – в результате их анализа – выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают 2 видов:

1) общие как сходные признаки и

2) общие как существенные признаки.

Всякое существенное свойство является между тем и общим для данной группы однородных предметов, но не наоборот: не всякое общее (сходное) свойство является существенным для данной группы объектов. Общие существенные признаки выделяются в ходе и в результате углубленного анализа и синтеза.

Закономерности анализа, синтеза и обобщения суть основные внутренние специфические закономерности мышления. В современном психологии выделяют в основном 3 вида мышления:

1)наглядно-действенное;

2)наглядно-образное;

3)отвлеченное (теоретическое) мышление.

Наглядно-действенное (предметное) мышление проявляется в практической жизни человека. Оно сопутствует ему на всех ступенях развития: человек как бы физически «руками» анализирует и синтезирует объекты своей деятельности, свое поведение.

Образное мышление способствует прогнозированию поведения подозреваемых по уголовному делу лиц, помогает обучению с помощью наглядных пособий, облегчает составление аналитических док-тов, обзоров, научных докладов. Развитое образное мышление способствует реализации задач коммуникативной, управленческой и познавательной деятельности юриста-практика.

Отвлеченное (теоретическое) мышление выступает наиболее ярко там, где для совершения мысленных операций требуется использовать абстрактные понятия, теоретические знания.

Такое мышление осуществляется на основе логических рассуждений. Это мышление помогает юристу уяснить сложные категории общественных наук и оперировать ими в процессе общения. В практической деятельности ни один человек, естественно, не пользуется каким-то видом мышления в «чистой форме», работник юр-го труда в этом не исключение. Практическое мышление осуществляется и достигает определенного результата путем общих мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования и конкретизации) еще и классификации, систематизации, структурирования. При всем этом практическое мышление имеет творческий характер. Качества творческого мышления.

1. Проблемный характер подхода к изучаемым явлениям – это качество творческого мышления проявляется в умении найти вопросы, подлежащие выяснению, исследованию, найти проблемную ситуацию там, где многим кажется, что ее нет, что все в расследуемом деле очень просто. Проблемный характер мышления следователь, например, использует на стыке реконструктивной и поисковой деятельности.

2. Динамичность мышления – способность быстро, творчески ориентироваться в расследуемом деле, выделить, на что именно нужно обратить больше внимания и от чего следует отвлечься, быстрота охватывания расследуемой ситуации и определение оснований, кот-ми нужно руководствоваться в последующем развитии версии. Это качество мышления помогает и в таком следственном действии, как допрос.

3. Оперативность мышления – включение умственных операций (наблюдательности, воображения), которое в исследовании вещественных доказательств и различных юридических фактов наиболее значимы; оперативность мышления относится и к поисковой деятельности следователя, обеспечивая разумное сочетание наблюдательности, воображения и интуиции.

4. Широта мышления – это продуктивность творческой работы при решении многих проблем. Данное качество особенно необходимо следователям и судья, расследующим или рассматривающим хозяйственные преступления, где нужны большая разносторонность, рациональное применение знаний, умений и опыта в процессе познавательной деятельности.

5. Глубина мышления проявляется в выявлении существенных свойств, связей и отношений между предметами и явлениями. Конкретным выражением глубины мышления является сочетание анализа и синтеза. Глубина мышления тесно связана с избирательностью. Чем уже проблема, явление, тем больше свойств, деталей можно рассмотреть при ее изучении.

6. Обоснованность в выдвижении версий по расследуемому делу – в их решении, смелость, оригинальность и обоснованность отличны от дискурсивного мышления тем, что эти качества в процессе познания предшествуют логике, особенно на первых этапах расследования.

7. Логичность мышления – это развитие последовательности мыслительного процесса, строгость и «проницательность» доказательства, умение сделать обобщающие выводы из обширных и разнообразных юридических фактов.

8. Критичность и непредвзятость (объективность) мышления – стержень мыслительного процесса работника юр-го труда, без которого он не может установить истину.

4. ВНИМАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА.

Внимание в психологии - направленность сознания на определенные объекты, имеющие для личности значимость. Внимание в ходе обыска носит произвольный, волевой характер, поскольку следователь использует его для достижения намеченных целей, предпринимает определенные усилия для его сохранения, сосредоточения, чтобы не отвлекаться на иные посторонние раздражители.

Существуют известные трудности длительного сохранения устойчивости внимания. Однообразный характер поисковой работы, наличие отвлекающих факторов приводят к постепенному накоплению усталости, к рассредоточению внимания.

Поэтому в случае длительности и трудоемкости обыска целесообразно через определенные периоды времени устраивать короткие перерывы. Важно, однако, в процессе обыска не отвлекаться, следовать намеченному плану.

Желательно, чтобы участники обыска время от времени меняли характер поисковой работы (например, следователь после осмотра личной переписки обвиняемого переходил к поискам возможных тайников среди предметов мебели и т. п.). Лица, производящие обыск, должны учитывать, что при изготовлении тайников и различных хранилищ преступники в некоторых случаях учитывают целый ряд факторов психологического характера.

К ним можно отнести следующие:

1) расчет на появление фактора утомления и автоматизма. Так, искомый документ часто кладут в книгу, находящуюся в середине книжной полки. Расчет при этом основывается на том, что книги будут осматриваться с того или другого края полки, а к середине полки уже появятся определенный автоматизм, утомление, при которых следователь не будет перелистывать каждую страницу;

3) расчет на проявление такта и других благородных побуждений со стороны следователя (сокрытие объектов в кровати тяжелобольного, в кровати маленького ребенка, в могиле близких родственников и т. д.);

4) нарочитая небрежность сокрытия предмета (оставление его на виду);

5) отвлечение внимания изготовлением тайников - двойников. Расчет на то, что при обнаружении первого пустого тайника остальные такие же тайники осматриваться не будут;

6) расчет на организацию конфликта во время обыска с целью отвлечения внимания для перепрятывания искомого объекта. Предварительный сбор всей перечисленной информации, тщательный анализ ее позволяют следователю успешно решить первую часть задачи по производству обыска – мысленно разгадать действия обыскиваемого.

5. ЭМОЦИИ, СОСТОЯНИЯ, ЧУВСТВА.

Эмоции и чувства, как и др. психические явления, это различные формы отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающий действительности. Отражение в мозгу человека его реальных переживаний, т. е отношение субъекта потребностей к значимым для него объектам, принято называть эмоциями и чувствами. Деятельность работников юр-го труда нередко протекает в условиях высокого нервного напряжения.

Поэтому юристу необходимо уметь управлять своими эмоциями и чувствами в целях сохранения работоспособности в любых условиях. Эмоция (от лат. «волновать», «возбуждать») – это переживание человеком своего личного отношения к реальной деятельности.

Некоторые эмоции человека совпадают с эмоциями животных, (напр ярость и страх). Однако ввиду наличия разума, а также особенных потребностей на базе эмоций у человека сформировались более сложные переживания, т. е. чувства. Термин «эмоция» обозначает конкретную, относительно элементарную форму переживания чувств.

Источники эмоций и чувств следует искать в объективной действительности, в соответствии или несоответствии предметов, явлений, вещей реального мира потребностям и целям личности. Многообразные положительные эмоции и чувства (радость, удовольствие и т. п.) возникают при удовлетворении потребностей человека, и, наоборот, препятствующие отрицательные эмоции и чувства вызываются при неудовлетворении потребностей личности.

Если предметы и явления окружающего мира не связаны с целями и удовлетворением потребностей человека, то они не вызывают его эмоционального отношения, является безразличными для него, Эмоции и чувства как переживания тесно взаимосвязаны, но они имеют существенные различия. Переживания, связанные с удовлетворением (или неудовлетворением) потребностей организма в пище, защите от холода, во сне, в самосохранении, относятся к эмоциям. Эмоции, присущи людям и животным.

Но эмоции человека существенно отличаются от эмоций животных: они перестроены под влиянием социального опыта. От условий общественной жизни зависят как формы проявления эмоций у человека, и способы достижения целей и удовлетворения тех потребностей, с кот-ми связана та или иная эмоция. В процессе общественно - исторического развития социальной жизни людей в сфере их переживаний появляется особая форма и отражения и отношения к окружающему миру – чувства, специфически человеческие переживания, возникающие на основе удовлетворения или неудовлетворения потребностей человека как личности (таких, как потребности в общении, в познании, эстетические и т, п.). Чувства, напр.,

товарищества, стыда и совести, долга и ответственности и т. д. присущи

только человеку как общественному существу. Своеобразие эмоций и чувств

проявляется в особой субъективности, зависящей от личностной значимости воздействующих на человека предметов и явлений окружающий действительности.

Один и тот же предмет, ситуация, случай, преступление в разное время могут вызывать у человека различные переживания, эмоции, чувства. Это свидетельствует о сложной взаимосвязи эмоций и чувств с потребностями и целями человека и объясняет источник субъективности эмоций и чувств.

В чувствах и эмоциях более рельефно, чем в познавательных процессах, проявляются наиболее существенные особенности личности. В отличие от познавательных процессов эмоции и чувства нередко проявляются и во внешнем поведении: в выразительных движениях лица (мимике), тела (пантомиме), в жестах, интонациях и тембре голоса.

Эмоции и чувства характеризуются полярностью и пластичностью. Каждой эмоции и любому чувству противостоят противоположные переживания, между кот-ми существует множество переходов.

Ощущение - психический процесс непосредственного чувственного отражения отдельных свойств предметов и явления материального мира, а также состояния собственного организма человеком.

Характеризуя ощущение необходимо обратить внимание на чувствительность анализаторов – способность психики отражать свойства предметов, явлений с большей или меньшей точностью; нижний и верхний порог чувствительности; адаптация, при которой происходит изменение чувствительности анализатора под длительны процессом раздражителя; сенсибилизация (повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя); контраст ощущений.

Структура приема информации:

Раздражитель (Р) воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ) обрабатываются там и формируются отдельные ощущения (ОЩ), на основе которых складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета который сопоставляется с эталоном памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП), а затем, при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысление (ОС), понимание информации.

Процесс возникновения ощущений:

1. Физический процесс (раздражитель – орган ощущения (рецептор)) - здесь происходит трансформация определенного вида энергии в нервный процесс.

2. Физиологический процесс (возбуждение) - возбуждение передается по проводящим нервным путям в мозг, где превращается в психологический процесс.

3. Психический процесс (центр в коре головного мозга) – ощущение.

Виды ощущений:

· По расположению рецепторов:

1. Интерорецептивные: сигнализирующие о внутреннем состоянии организма;

2. Экстерорецептивные: сигнализирующие о характеристиках внешнего мира;

3. Проприорецептивные: сигнализирующие о положении частей тела и их движении.

· По ведущему анализатору:

Зрительные

Слуховые

Осязательные



Обонятельные

Вкусовые

Мышечно-суставные

Температурные

Органические

· По контакту с раздражителями:

1. Дистантные: слуховые, зрительные, обонятельные

2. Контактные: кожные, кинестетические, вкусовые, органические

· Основные закономерности ощущений:

1. Нижний абсолютный порог чувствительности (минимальная величина интенсивности воздействия, необходимая для возникновения ощущений);

2. Верхний абсолютный порог чувствительности (максимальная величина до болевой интенсивности воздействия);

3. Адаптация (изменение чувствительности анализатора под длительным воздействием раздражителя в виде понижения или повышения порога чувствительности);

4. Сенсибилизация (слабые раздражители одной анализаторной системы повышают чувствительность других анализаторов при взаимодействии ощущений, а сильные – понижают ее); возникает при взаимодействии разных раздражителей одно раздражение повышает или понижает другое раздражение.

5. Синестезия (взаимодействие ощущений разных модальностей, когда под воздействием одних раздражителей могут появляться ощущения другие) голубые обои - холодно;

6. Контраст ощущений (повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности).на фоне маленьких людей среднего человека назвали высоким.

Восприятие - это психический процесс отражения предметов и явлений в их целостности и взаимосвязи.

Виды восприятия:

· по форме психической активности:

1. Произвольное, преднамеренное (целенаправленное)

2. Непроизвольное, непреднамеренное (без усилий воли)

· по ведущему анализатору:

1. Зрительное

2. Слуховое

3. Осязательное

4. Обонятельное

5. Вкусовое

6. Кинестетическое

· по структуре:

1. Симультанное (одноактное)

2. Сукцессивное (поэтапное, последовательное)

Основные свойства восприятия:

1. Осмысленность и обобщенность (человек осознает, понимает то, что воспринимается им, относит воспринимаемый предмет к определенной категории, понятию);

2. Предметность восприятия (психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, объективирует их);

3. Целостность восприятия (предмет воспринимается в качестве устойчивой системной целостности, даже если отдельные его части в данных условиях не наблюдаются);

4. Структурность восприятия (человек узнает различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета);

5. Избирательность восприятия (из бесчисленного количества окружающих нас предметов и явлений человек выделяет в данный момент лишь некоторые из них);

6. Константность восприятия (одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, расстояния и т.п. Однако объективные качества предметов воспринимаются в неизменном виде).

Законы восприятия:

1. Эффект сходства (фигуры, сходные по каким-либо элементам (цвету, величине, форме и пр.), в восприятии объединяются и группируются);

2. Эффект близости (близко расположенные фигуры обычно объединяются. Чем ближе два элемента друг к другу, тем более мы склонны группировать их вместе при восприятии);

3. Фактор «общей судьбы» (фигуры могут объединяться общим характером изменений, наблюдаемых в них);

4. Фактор «хорошего продолжения» (из двух пересекающихся или касающихся линий выбирают линии с меньшей кривизной);

5. Фактор замкнутости (замкнутые фигуры воспринимаются лучше);

6. Фактор группировки без остатка (несколько фигур стараются сгруппироваться таким образом, чтобы не осталось ни одной стоящей отдельно фигуры);

7. Эффект субъективного контура (если контур фигуры имеет разрывы, то мы склонны его домысливать, дополнять).

Факторы, влияющие на восприятие :
Объективные факторы (обусловленные обстановкой события):

1. Время восприятия

2. Расстояние до наблюдаемого объекта

3. Метеорологические условия

4. Освещенность воспринимаемых объектов

5. Объем полученной информации (крушение поезда, массовые беспорядки

6. Сила раздражителя воспринимаемого объекта (резкий скрип тормозов, яркость света от загоревшегося в темноте источника и т. д.)

Субъективные факторы (обусловленные индивидуально-психологическими качествами личности):

1. Физическое состояние: голод, жажда, боль, бессонница, чрезмерное напряжение, алкогольное опьянение

2. Возраст воспринимающего

3. Наличие профессиональных и иных социальных знаний

4. Социально-психологическая установка на восприятие

5. Эмоциональное состояние

6. Тип темперамента воспринимающего лица

Важно знать, что ощущение – отражение отдельных свойств предмета, а восприятие – целостное отражение отдельных предметов, объектов и явлений внешнего мира.

Следователю необходимо знать что все эти виды могут повлиять на показания свидетелей, потерпевших и т.д.

Ощущение - это элементарный псикий познавательный процесс непосредственного отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также состояния собственного организма человеком. Анализируя свидетельские показания, следует помнить, что в рецепторную деятельность различные искажения могут вноситься подпороговыми раздражителями, к-ые создают при неоднократном воздействии, очаг возбуждения в коре головного мозга, способный вызывать галлюцинаторные образы, различные ассоциативные связи с ранее зафиксированными ощущениями т.е. смутное ощущение трансформируется как бы в реальное явление. Сенсорный эффект - ощущение сенсорным органом самого себя независимо от того, воздействует на него в данный момент какой-либо раздражитель или нет. Адаптация- привыкание, Взаимодействие ощущений- в условиях воздействия сильного шума световая чувствительность может падать до 20%. Профессиональная деятельность предъявляет повышенные требования к сенсорной организации юриста. В его деятельности ведущими видами чувствительности являются прежде всего зрительная, слуховая, обонятельная. юристам, особенно прокурорско-следственным работникам, необходимо уметь управлять своими ощущениями: стимулировать положительные и волевыми усилиями нейтрализовать воздействие на психику отрицательных ощущений. Восприятие - это псикий процесс отражения предметов и явлений во всей совокупности их свойств и признаков при непосредственном воздействии этих объектов на органы чувств. Виды восприятия: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кинестетические. Выделяют произвольное (преднамеренное) и непроизвольное восприятие. К свойствам и закономерностям восприятия относятся следующие: 1.Предметность, целостность, структурность восприятия. Активность восприятия-избирательный характер. Осмысленность восприятия - Организация поля восприятия, благодаря чему отдельные элементы объединяются в единое целое и в результате возникает целостный образ изучаемого объекта. Апперцепция узнавание. Константность восприятия. Иллюзии-искажение. Восприятие времени

Еще по теме 4. Роль и значение ощущения, восприятия в профессиональной деятельности юриста.:

  1. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ. ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА.
  2. 27. понятие об ощущении и восприятии. Рецепторная и рефлекторная природа ощущений.
  3. ТЕМА 10. ЭТИКЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА
  4. 10 Способы преодоления отрицательных псиких состояний в профессиональной деятельности юриста.
  5. 2.Понятие об ощущении и восприятии. Учет свойств, закономерностей и особенностей сенсорно-перцептивных процессов при организации учебной деятельности школьников.
  6. Деятельность юристов и ее роль в развитии и совершенствовании ЧП
  7. Блок 3.Восприятие другого в процессе профессионального общения психолога Занятие 8. Безоценочное восприятие и профессиональное общение.
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека