В при вегетативной дисфункции какая группа здоровья. Головные боли Вегето-сосудистая дистония (всд)

Екатерина Морозова


Время на чтение: 9 минут

А А

Один из главных школьных предметов, отвечающих за здоровье ребенка – это, как известно, физкультура. Без нее невозможно полноценное физическое развитие наших детей – особенно, в условиях школы, где большую часть времени дети проводят неподвижно, за партами.

Как правило, на физкультуру «выгоняют» весь класс, предлагая упражнения, которые, согласно программе развития, «прописаны» всем здоровым деткам. И мало кто сегодня вспоминает, что существуют 3 медицинские группы по физкультуре, и далеко не все дети попадают в основную – здоровую.

Сколько физкультурных групп здоровья у школьников – принципы разделения на группы здоровья

Прежде всего, следует понять, что группы здоровья, и группы здоровья для занятий физкультурой – это не одно и то же .

  1. Под группами здоровья понимают 5 групп, в которые зачисляют детей, в соответствии с оценкой их здоровья.
  2. Что касается медицинских групп здоровья для занятий физкультурой – их 3.

Они имеют значение при участии ребенка в школьных уроках физкультуры:

  • Основная. Здоровые дети, не имеющие серьезных проблем со здоровьем и соответствующие нормам по развитию.
  • Подготовительная. Дети с незначительными проблемами со здоровьем.
  • Специальная (А, Б). Дети с серьезными нарушениями в работе главных систем организма и с хроническими заболеваниями.

Многие родители (и даже учителя) не знают, но для каждой физкультурной группы здоровья существуют свои противопоказания, показания, комплекс занятий и даже время, которое положено на эти занятия.

Не все понимают, что специальные медицинские группы отличаются от обычной ЛФК. А разница проста: ЛФК проводят врачи, тогда как занятия для медицинских групп по физкультуре проводят педагоги, но с учетом оптимальных методик тренировок.

Что еще нужно знать о физкультурных группах здоровья?

  1. Выбор группы для занятий физкультурой осуществляется до поступления в школу — и обязательно указывается в медицинской карте.
  2. Оценку состоянию ребенка дает исключительно педиатр (или терапевт, подростковый специалист). Именно он и определяет ребенка после обследования в одну из 3-х групп. При зачислении в специальную группу врач обязан не только указать диагноз, но установить степень нарушений в работе организма. В определенных случаях может потребоваться заключение медицинской комиссии.
  3. Группу здоровья следует подтверждать ежегодно.
  4. Группу здоровья могут поменять, если на ежегодном обследовании выяснено, что состояние ребенка улучшилось или ухудшилось.

Детишки из первых 2-х медицинских физкультурных групп обычно занимаются вместе, но для детей из подготовительной группы снижают, как объем нагрузки, так и ее интенсивность.

Что касается состава специальной группы – он формируется приказом школьного директора и по заключению выездной бригады специалистов. Занятия для этой группы проводят в школе дважды в неделю или трижды, но — по полчаса.

Физкультурные группы здоровья школьников в России — статистика

Основная 1-я группа здоровья учеников школы в России

К основной физкультурной группе здоровья относят здоровых детей с 1-й и 2-й группами здоровья:

  • Не имеющих нарушений в состоянии здоровья.
  • Имеющих легкие нарушения, которые не влекут за собой отставание в развитии от сверстников. Например, лишний вес, ВСД, дискинезию или же легкую аллергию.

Детей из данной группы допускают до…

  1. Сдачи норм ГТО.
  2. Учебных занятий в полном объеме.
  3. Сдачи нормативов.
  4. Тренировок в спортивных секциях.
  5. Участия в соревнованиях, турнирах, олимпиадах.
  6. Участия в туристических походах.
  7. Занятий в ДЮСШ и ДЮКФП.

Безусловно, важно также помнить, допуская детей до занятий спортом, и об относительных противопоказаниях.

В частности:

  • При круглой спине будут противопоказаны бокс, гребля и велосипед.
  • При астигматизме и близорукости – прыжки в воду, бокс, мотоспорт и тяжелая атлетика, горные лыжи.
  • При перфорации барабанной перепонки – любые виды водного спорта.

Подготовительная группа здоровья школьников по физкультуре

В подготовительную физкультурную группу определяют детей со 2-й группой здоровья (по статистике – более 10% всех учащихся в российских школах):

  • Слабо подготовленных в физическом плане.
  • С морфофункциональными нарушениями здоровья.
  • Входящих в группы риска по определенным заболеваниям.
  • Имеющих хронические заболевания в стадии ремиссии, которая длится около 3-5-ти лет.

Детей из данной группы допускают до:

  1. Занятий по обычной программе, но с исключением отдельных видов тренировок и упражнений.
  2. Сдачи ГТО, тестовых и обычных контрольных испытаний, участия в спортивных мероприятиях — только при условии особого разрешения специалиста.

До участия в спортивных соревнованиях дети из данной физкультурной группы не допускаются.

Также им запрещены:

  • Большие объемы высокоинтенсивных физических нагрузок.
  • Длительный бег.
  • Большое количество повторений упражнений.

Педагог обязан выбрать для детей специальный комплекс упражнений, в соответствии с медицинской картой, в которой прописаны все противопоказания.

В медицинской справке в обязательном порядке должен быть указан и срок перевода ребенка в основную группу.

  1. Чередование сложных упражнений со специальными дыхательными.
  2. Замена бега на ходьбу.
  3. Проведение спокойных игр без резких передвижений.
  4. Увеличение пауз для отдыха.

Заключения комиссии для определения ребенка в данную группу не требуется – достаточно лишь справки от участкового педиатра, на которой должны присутствовать:

  • Печать и подпись.
  • Рекомендации, основанные на рекомендациях узконаправленного специалиста, а также конкретные ограничения.
  • Диагноз.
  • А также период, на который определяется ребенок в подготовительную группу.

Специальная группа здоровья детей по физкультуре в школе – проводят ли уроки физкультуры с детьми специальных групп «А» и «В»?

Данная физкультурная группа делится еще на две – А и Б.

В специальную физкультурную группу А зачисляют детей с 3-й группой здоровья:

  • Имеющих хронические заболевания, пороки развития, и пр.
  • С нарушениями развития, которые требуют обязательного ограничения физической нагрузки.
  • Имеющих серьезные нарушения в работе организма, не мешающие учебе, но являющиеся противопоказаниями к занятиям физкультурой.

Детей из специальной группы А допускают до:

  1. Занятий по специально разработанной программе.
  2. Занятий отдельными видами школьной программы с обязательным снижением нормативов.

В обязательном порядке ограничивают следующие упражнения:

  • Акробатические.
  • Силовые.
  • Скоростные.
  • Умеренно-интенсивные подвижные игры.

Запрещено:

  1. Участие в соревнованиях.
  2. Участие в массовых физкультурных мероприятиях.
  3. Посещение спортивных секций.
  4. Сдача нормативов.

Дети из специальной группы А не занимаются с остальными детьми – для них следует проводить отдельные уроки, которые должны вести специально подготовленные инструкторы по специальным программам.

В специальную физкультурную группу Б зачисляют детей с 4-й группой здоровья:

  • Имеющих хронические заболевания без выраженных признаков нарушения общего самочувствия.

То есть, дети из этой группы допускаются до общих теоретических занятий, но от физкультуры в школе в целом освобождены.

Детей из специальной группы Б допускают до:

  1. Занятий ЛФК.
  2. Занятий по комплексной специальной программе, разработанной специалистом – дома, самостоятельно.

В данную группу ребенка можно определить только решением врачебной комиссии, а справка выдается исключительно на определенный срок, по истечении которого требуется ее повторная выдача с проведением комиссии и обследованием ребенка.

Вегето-сосудистая дистония

Как проявляется заболевание?

  • Одышкой.
  • Болями в сердце.
  • Склонностью к обморокам.
  • Повышенной потливостью.
  • Головной болью.
  • Ощущением кома в горле.
  • Нарушением сна.

коррекцию образа жизни

психотерапии

Очень полезно бывает пройти санаторно-курортное лечение

Психотропные средства

Симптоматические средства

Общеукрепляющая терапия

Фитотерапия

Вегетососудистая дистония: причины возникновения

Вегето-сосудистая дистония на сегодняшний день является очень распространенным заболеванием деток, как дошкольного, так и школьного возраста. Оно может развиться по самым разным причинам, которые врачи определяют в группы. Многообразие провоцирующих факторов привело к появлению большого числа терминов, обозначающих это патологическое состояние. Среди них синдром вегетативной дистонии, нейроциркулярная дистония, диенцефальный синдром, гипоталамический синдром, функциональная кардиопатия, вегетоневроз и много других. Изо всех существующих наименований наиболее целесообразно использовать термин вегето-сосудистая дистония.

Самая первая группа факторов риска – это семейная и генетическая отягощенность. Этот этиологический фактор является самым распространенным, так как при сборе анамнеза у малышей всегда можно обнаружить родственников, которые страдают от недугов, в какой-то степени связанных с вегетативной дистонией. За границей проводились исследования, которые доказали, что этот тип наследования можно относить к многофакторным. Кроме того, в последнее время становятся актуальными различные вялотекущие инфекции, а это дает основание сделать вывод о первичном инфицировании структур в головном мозге и последующем развитии клинической картины ВСД.

Ко второй группе факторов риска относят хронический стресс, а именно регулярное или длительное воздействие различных неблагоприятных ситуаций на детский организм. Это способно вызвать перенапряжение адаптационных систем. Подобное явление считается самой частой причиной развития нейроциркулярной дистонии. К частым причинам хронического стресса у малышей можно отнести наличие какой-то хронической инфекции, или рецидивирующих хронических инфекционных или соматических заболеваний. Кроме того выделяют и несколько неблагоприятных факторов внешнего воздействия, к примеру, социальные, климатические, бытовые или семейные.

Важно учитывать тот факт, что на протяжении своей жизни ребенок посещает несколько детских коллективов, и если условия там не здоровые, это становится причиной ухудшенной адаптации к новому окружению, что также может стать определенным провоцирующим фактором и вызвать развитие вегето-сосудистой дистонии. В эту группу также можно отнести характер воспитания детей внутри семьи, формирующий личные особенности маленького человека.

В том случае, если он отличается односторонностью, к примеру, ребенок чрезмерно увлекается каким-то одним видом деятельности (компьютером, музыкой, спортом и т.п.) в ущерб другому, это может привести к развитию различных функциональных расстройств. Если же родители и вовсе не контролируют детей, это может подтолкнуть их в сомнительные компании и привести в конце-концов к токсикомании, наркомании, или преступности и травматизму.

Третья группа факторов риска – это остаточные органические поражения центральной нервной системы, возникшие вследствие врожденных или приобретенных патологий. Они могут развиться после перенесенных инфекций, например, внутриутробных, травм и токсикозов. Такие дети имеют в анамнезе четкие указания на наличие ещё в раннем детстве травм, асфиксии, перинатально энцефалопатии (возникшей в результате осложненной беременности) или желтухи новорожденных. Малыши из этой группы достаточно остро заболевают ещё в раннем детстве. Они отличаются неусидчивостью и плохой памятью. Таким детям трудно найти общий язык со сверстниками, они страдают от беспричинных страхов. Подобная симптоматика напрямую связана с поражением каких-то частей головного мозга.

Четвертая группа риска – это наличие патологических процессов внутри шейного отдела позвоночника. Этот фактор только недавно стали рассматривать в качестве провоцирующего вегето-сосудистую дистонию, поэтому он является ещё не до конца изученным. Ученые предполагают, что важную роль играет нестабильность и вертебробазилярная недостаточность внутри шейного отдела позвоночника.

К пятой группе риска относят акселерацию и период полового созревания, который также может вызвать вегето-сосудистую дистонию. При этом важную роль играет стабильность гормонального фона в этом периоде развития. Его «скачки» мешают нормальной адаптации детей подросткового возраста в социальной среде. Родителям следует очень внимательно относиться к ребенку в этот период его жизни и к резким сменам его настроения.

Шестая группа – это изменения личности ребенка, носящие неврозоподобный характер. Этими факторами должен заниматься специалист психиатр.

Каждый из факторов риска формирования вегето-сосудистой дистонии может считаться основным. Существует огромное количество вторичных причин, совокупность которых также может привести к развитию заболевания. Каждый конкретный ребенок при этом требует индивидуального подхода. Для того чтобы лечение ВСД было успешным, необходимо выявить все причины её возникновения и устранить их.

Диагноз вегето-сосудистая дистония следует рассматривать только в качестве обобщающего понятия, свидетельствующего о каком-то сформированном патологическом процессе, который наличествует у ребенка. При этом необходимо заниматься не только лекарственной терапией малыша, а также и его психоэмоциональной адаптацией. Этот процесс должен проводиться родителями, учителями в школах и воспитателями в детских садах.

Вегетососудистая дистония - 3-я группа здоровья.

Гипертоническая болезнь - 4-я группа здоровья.

Врожденный порок сердца - 3-я или 4-я группа здоровья.

Кариес зубов, аномалия прикуса - 2-я или 3-я группа здоровья.

Хронический гастрит, колит - 3-я или 4-я группы здоровья.

Дисменоррея - 3-я группа здоровья.

Аллергические реакции (повторяющиеся кожно-аллергические реакции на пищевые продукты, лекарства и др.) - 2-я группа здоровья.

Экзема, дерматит - 3-я или 4-я группа здоровья.

Логоневроз, энурез, тики - 3-я или 4-я группа здоровья.

Миопия слабой степени, астигматизм - 2-я группа здоровья.

Миопия средней и высокой степени - 3-я или 4-я группы здоровья.

Нарушение осанки - 2-я группа, сколиоз - 3-я или 4-я группа.

ПОНЯТИЕ О МИКРОБИОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ. МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

ПОНЯТИЕ ОБ ИММУНИТЕТЕ, ЕГО ВИДЫ

Учебные вопросы:

Понятие об иммунитете и его виды.

Показания и противопоказания к иммунизации.

Понятие об иммунитете и его виды

Иммунитет (от лат. Immunities - освобождение от чего-либо) - освобождение (защита) организма от генетически чужеродных организмов и веществ (физических, биологических, химических). В инфекционной патологии иммунитет - это невосприимчивость организма к патогенным микробам и их ядам. Основоположниками учения об иммунитете являются Луи Пастер, Илья Мечников и Эрлих. Л.Пастер разработал принципы создания вакцин, И.Мечников создал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета. Эрлих открыл антитела и разработал гуморальную теорию иммунитета.

Основной структурной и функциональной единицей иммунной системы является лимфоцит. Органы иммунной системы подразделяются на:

центральные: костный мозг и тимус (вилочковая железа);

Периферические: скопления лимфоидной ткани в кишечнике, дыхательных путях и легких, мочеполовой системе (например, миндалины, пейеровы бляшки), лимфатические узлы, селезенка. Периферические органы иммунной системы, как сторожевые башни, расположены на пути возможного продвижения генетически чужеродных веществ.

Факторы защиты подразделяются на неспецифические и специфические.

Неспецифические механизмы иммунитета - это общие факторы и защитные приспособления организма. К ним относятся:

- непроницаемость здоровой кожи и слизистых оболочек;

- непроницаемость гисто-гематологических барьеров;

- наличие бактерицидных веществ в биологических жидкостях (слюне, слезе, крови, спинномозговой жидкости);

- выделение вирусов почками;

- фагоцитарная система;

- барьерная функция лимфоидной ткани;

- гидролитические ферменты;

- интерфероны;

- лимфокины;

- система комплемента и др.

Неповрежденная кожа и слизистые оболочки глаз, дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, половых органов являются непроницаемыми для большинства микробов. Секреты сальных и потовых желез обладают бактерицидным действием по отношению ко многим инфекциям (кроме гноеродных кокков). Шелушение кожи - постоянное обновление верхнего слоя - является важным механизмом ее самоочищения от микробов и других загрязнений. Слюна содержит лизоцим, обладающий противомикробным действием. Мигательный рефлекс глаз, движение ресничек эпителия дыхательных путей в сочетании с кашлевым рефлексом, перистальтика кишечника - все это способствует удалению микробов и токсинов. Таким образом, неповрежденная кожа и слизистые оболочки являются первым защитным барьером для микроорганизмов.

Если случается прорыв инфекции (травма, ожог, отморожение), то выступает следующая линия защиты - второй барьер - воспалительная реакция на месте внедрения микроорганизмов. Ведущая роль в этом процессе принадлежит фагоцитозу (факторы клеточного иммунитета). Фагоцитоз, впервые изученный И.И. Мечниковым, представляет собой поглощение и ферментативное переваривание макро- и микрофагами микробов или других частиц, в результате чего происходит освобождение организма от вредных чужеродных веществ. Фагоцитарной активностью обладают ретикулярные и эндотелиальные клетки лимфоузлов, селезенки, костного мозга, купферовские клетки печени, гистиоциты, моноциты, полибласты, нейтрофилы, эозинофилы, базофилы.

Инвалидность при вегетососудистой дистонии

Стойкая или временная утрата трудоспособности устанавливается только при заболевании, которое привело к выраженным и необратимым нарушениям в организме. Как известно, ВСД не относится к заболеваниям. Попробуем разобраться в этой проблеме.

Возможные нарушения здоровья

ВСД по гипертоническому типу - крайне редкая причина инвалидности. Несмотря на функциональный характер патологии, она неблагоприятно воздействует на работу всего организма. Но государство не будет платить деньги фактически здоровым людям.

Вегетативная дистония часто сопровождает заболевания, которые выступают поводом к инвалидности, например диабет. От этого возникает ложное впечатление, что сама ВСД выступает причиной инвалидности, но это не так. Дистония - это не болезнь, а расбалансировка отделов нервной системы.

Вот пример. Ниже приведены органические повреждения, которые ухудшают здоровье пациента и ограничивают его функциональные возможности:

  • Гипертонический криз - резкое повышение артериального давления (АД) к показателям в 180–220/100–150 мм рт. ст., которое сопровождается сильными головными болями.
  • Инсульт или инфаркт миокарда - патологические состояния, развивающиеся на фоне гипертонического криза. Часто приводят к ограничению трудоспособности.
  • Хроническая почечная недостаточность - заболевание почек, которое выступает фактором, вызывающим стойкую утрату работоспособности.

Перечисленные выше состояния не развиваются по причине вегетативной дисфункции, но ВСД присоединяется впоследствии, и кажется, что она была изначально, но это не так.

Инвалидность

Стойкая потеря трудоспособности у пациентов с ВСД как сопутствующим, но не основным диагнозом, возможна, если диагностируются необратимые повреждения других органов. Это и выступает причиной для установления инвалидности:

  • Вторая группа инвалидности. Характеризуется частичным ограничением функциональных возможностей. Больной в основном обслуживает себя сам. Может заниматься некоторыми несложными видами профессиональной деятельности.
  • Третья группа инвалидности. Характеризуется незначительным ограничением по трудоспособности. Больной может занимать должности, которые не требуют сильных физических или умственных нагрузок. Полностью обслуживает себя в быту.

Пациентам с ВСД как с основным диагнозом группа инвалидности не устанавливается, поскольку дистония не вызывает необратимые изменения.

Но при ВСД можно вполне получать больничные листы, особенно при панических атаках. Критерии временной утраты трудоспособности при ВСД:

  • Выраженная клиническая картина, частые панические атаки.
  • Средний и тяжелый вегетативный криз с учетом прогрессирования базовой болезни в течение 3-5 дней, редко - дольше. Повторные панические атаки умеренной выраженности в течение 1-2 дней.

Дистония по гипертоническому типу

Гипертония, развивающаяся на фоне вегетативной дисфункции, носит обратимый характер и потеря трудоспособности временна. Главные причины ограничения жизнедеятельности пациентов с гипертонической формой ВСД:

  • снижение выносливости к напряжениям и нагрузке (физической, психологической);
  • нарушение баланса с факторами внешней среды (метеозависимость, боязнь слишком громких звуков или яркого освещения);
  • повышенная чувствительность к бытовым химикатам, токсинам, аллергенам;
  • снижение адаптивных способностей организма - проявляется невозможностью справляться с ситуациями, предусматривающими контроль за работой приборов, собственным поведением; поэтому исключается деятельность, связанная с управлением транспортными средствами, работой диспетчера и так далее.

Указанные факторы, возникающие на фоне ВСД, ведут к снижению качества жизни. Терапия заболевания и контроль за АД позволит частично или полностью восстановить трудоспособность пациента.

Особенности инвалидности при ВСД

Больные с ВСД, развивающейся по гипертоническому типу, претендуют только на третью или вторую группу инвалидности. И только в том случае, если у них есть серьезная причина - другое заболевание, например, злокачественная опухоль или тяжелая сердечная недостаточность.

  • эффективность проводимой терапии и улучшение самочувствия пациента;
  • уменьшение количества панических атак средней и тяжелой степени выраженности;
  • нормализация АД, уменьшение числа эпизодов головокружения и других сопутствующих симптомов.

Несмотря на возможность восстановления в должности, некоторые профессии противопоказаны больным с конкретным диагнозом. Это связано с выраженным снижением адаптивных способностей организма.

  • Таким людям не рекомендована работа в неблагоприятных метеорологических условиях (частые колебания температуры воздуха, изменения влажности, отсутствие необходимой вентиляции, перепады атмосферного давления).
  • Нельзя задействовать людей с диагнозом ВСД к производствам, на которых происходит контакт с токсинами, синтетическими аллергенами.

Дополнительные ограничения устанавливаются в зависимости от особенностей каждого клинического случая.

Не стоит обольщаться тем, кто думает, что вегетативная дистония - повод для оформления инвалидности без каких бы то ни было дополнительных серьезных заболеваний. Ведь ВСД провоцирует временные симптомы, которые снижают качество жизни, но при этом все функции организма выполняются исправно:

  • пищеварение работает;
  • сердце сокращается;
  • человек передвигается и обслуживает себя сам.

Освобождение от физкультуры при ВСД

Новости от спонсоров:

Освобождение от физкультуры при ВСД актуально для школьников и их родителей, но каковы шансы получить заветный документ, и какие преференции он дает, вопрос спорный.

Что такое ВСД

ВСД (вегето-сосудистая дистония) – это устаревшее название вегетативной дисфункции. Термин употребляется только отечественными медиками в отношении множества разных по проявлению и происхождению дисфункций внутренних органов, вызванных нарушением их нервной регуляции.

Вегето-сосудистая дистония часто впервые выявляется в школьном возрасте, что объясняется усилением темпа жизни, возрастанием нагрузки в процессе учебы. Организм, не способный выдержать такое давление, защищаясь и требуя передышки, «заболевает». Это выражается в виде невроза, сопровождаемого нарушениями работы внутренних органов, имитирующими характерные симптомы хронических заболеваний. Состояние существенно ухудшается, если оно сопровождается депрессией или истерией, тревожностью, ипохондрией и вредными привычками.

Почему дети не желают ходить на физкультуру

Обнаружив, что у ребенка вегето-сосудистая дистония, родители спешат заполучить справку, дающую освобождение от физкультуры.

Причины такого поведения любящих родственников – ребенок ослаблен, он не любит этот предмет, значит, нужно избавить его от лишнего стресса.

Дети не любят уроки физкультуры и мечтают получить освобождение от нее потому, что:

  • боятся не справиться с заданием учителя и стать посмешищем для сверстников;
  • дорожат своей привлекательностью для противоположного пола. Особенно это касается девочек, которым в дни менструаций не все учителя дают послабления. Еще не оформившиеся девушки боятся того, что могут запачкать форму, и это увидят одноклассники;
  • ребенок действительно болен, и это препятствует выполнению определенных упражнений;
  • на занятиях просто скучно.

Подобные причины редко озвучивают ученики тех школ, где:

  • физкультурой с мальчиками и девочками занимаются отдельно;
  • учителя с уважением относятся к физиологическим особенностям маленьких женщин;
  • вместо традиционных уроков физкультуры предоставляется возможность выбора какого-либо вида спорта (плавания, аэробики, волейбола и прочего).

Физкультура при ВСД

Освобождение от физкультуры при вегето-сосудистой дистонии не положено.

Сотрудники платных клиник, выдающие подобные документы, рискуют быть привлеченными к уголовной ответственности за фальсификацию меддокументации. Поэтому получить заветную бумагу через них становится все сложнее.

Освобождение от физкультуры на законных основаниях выписывается, если ребенок:

Перенес заболевание в острой форме. Срок избавления от напасти составит от 2 недель до (редко) 1 месяца;

Болеет часто и тяжело либо перенес травму, имеет серьезное заболевание. Тогда специальная комиссия (КЭК) вправе отлучить от занятий физической культурой на срок до 1 года.

Аттестация

Аттестация по физкультуре обязательна для всех. Если у ребенка диагностирована вегето-сосудистая дистония, он все равно должен аттестоваться.

В зависимости от состояния здоровья учащихся их делят на подгруппы:

Основную, где здоровые выполняют полную нагрузку;

Подготовительную, предназначенную для детей с незначительными проблемами со здоровьем. Ребята занимаются вместе с основной группой, но не выполняют некоторые упражнения;

Спецгруппу, необходимую ученикам со значительными отклонениями. Основание для перевода в такую группу – справка КЭК, выдаваемая на определенный срок.

Если есть полное освобождение от физкультуры, то ученик будет писать тематические рефераты, и он обязан посещать занятия, сидеть на скамье под присмотром учителя.

Резюме

Вегето-сосудистая дистония – это не болезнь, но может быть проявлением:

  • заболеваний центральной или периферической нервной системы;
  • проблем с желудочно-кишечным трактом, сердечно-сосудистой или эндокринной системами;
  • хронического стресса, перенапряжения, переутомления.

Поэтому при выявлении ВСД следует тщательно обследоваться для выявления серьезных заболеваний со сходной симптоматикой.

Освобождение от занятий физкультурой при ВСД может дать отрицательный эффект – двигательная активность важна для гармоничного развития человека. Необходимо поговорить с ребенком, понаблюдать за ним и найти тот вид спорта, который подойдет именно ему. Некоторые учителя идут на встречу и позволяют заменить уроки физкультуры на регулярное посещение спортивных секций с условием успешной сдачи необходимых нормативов на базе школы.

Вегето-сосудистая дистония

Вегето-сосудистая дистония… Этот диагноз многие считают несерьезным: опасности для жизни он не представляет, осложнений практически не бывает. Однако проблема вегето-сосудистой дистонии заключается в том, что это заболевание может серьезно ухудшать самочувствие, к тому же лечить его не так-то просто.

Вегето-сосудистая дистония (ВСД) – заболевание, обусловленное нарушением регуляции работы вегетативной нервной системы. За что отвечает этот отдел нервной системы? Он координирует работу всех внутренних органов включая эндокринные, а также функционирование кровеносных и лимфатических сосудов. Таким образом, нарушения в вегетативной нервной системе могут привести к расстройству работы любого внутреннего органа и сердечно-сосудистой системы.

Почему развивается вегето-сосудистая дистония?

Происхождение заболевания сродни любому неврозу – несоответствие желаемого и действительного, реакция на отсутствие психологического комфорта. Несмотря на то что вегето-сосудистую дистонию лечат преимущественно врачи-терапевты, по современной международной классификации болезней это состояние относится к психиатрической категории заболеваний и называется соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы. Другими словами, это разновидность невротических расстройств, которая нашла свой выход в соматических проявлениях, затрагивающих сердце, сосуды, пищеварительную систему и другие внутренние органы.

Болезнь формируется постепенно под влиянием особенностей личности и внешних факторов – семьи, окружающего общества, религиозных традиций, образования, культурных нюансов, образа жизни. Любой человек сталкивается с множеством стрессов, и если он не умеет правильно реагировать на проблемы и негативные эмоции, не может найти выход накопившемуся негативу и внутренней агрессии, это приводит к нарушению баланса работы различных отделов нервной системы.

Вегето-сосудистая дистония – заболевание обратимое и функциональное, то есть не связанное с нарушением структур организма, а вызванное лишь нарушением регуляторных механизмов. Однако длительное течение болезни может привести и к органическому необратимому повреждению, поэтому ни в коем случае нельзя отказываться от лечения.

Как проявляется заболевание?

  • Повышением или снижением артериального давления.
  • Нарушением ритмичности и частоты сердечных сокращений.
  • Одышкой.
  • Болями в сердце.
  • Расстройствами пищеварения – запорами или диареей, болями в животе.
  • Склонностью к обморокам.
  • Повышенной потливостью.
  • Снижением общей температуры тела.
  • Головной болью.
  • Ощущением кома в горле.
  • Нарушением сна.
  • Повышенной раздражительностью.
  • Ухудшением некоторых интеллектуальных функций (памяти, способности к концентрации внимания и т. п.).

Заболевание может протекать с различным сочетанием этих признаков, но чаще преобладает какая-то одна группа расстройств. Если болезнь проявляется расстройствами, касающимися работы сердечно-сосудистой системы, то мы имеем дело с наиболее распространенной разновидностью – нейроциркуляторной дистонией. При нейроциркуляторной дистонии по кардиальному типу на первый план выходят симптомы со стороны сердца, когда больного беспокоят боли в сердце, ощущение его замирания или перебоев. Подобные проявления очень пугают больного, а это усугубляет психическую неуравновешенность и ухудшает течение заболевания. Если вследствие болезни повышается артериальное давление, то говорят о вегето-сосудистой дистонии по гипертоническому типу; при снижении давления – ВСД по гипотоническому типу. Практически всегда заболевание сопровождается психическими нарушениями с повышенной плаксивостью, приступами раздражения, тревожностью.

Вегето-сосудистая дистония может проявляться постоянными или приступообразными симптомами. Но в любом случае, как правило, имеют место периодические ухудшения самочувствия – кризы. Симпатоадреналовые кризы характеризуются усилением влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы: давление повышается, учащается сердцебиение, повышается температура тела, появляется дрожь, боль в сердце, больной покрывается холодным потом, испытывает страх. Противоположность симпатоадреналовому кризу – вагоинсулярный криз: давление падает, кружится голова, дыхание затруднено, пульс замедлен, сердце «замирает». Такое состояние может сопровождаться послаблением стула и обильным и частым мочеиспусканием.

Вегето-сосудистая дистония – заболевание хроническое. Как правило, больные годами лечатся у разных врачей с переменным успехом – им то становится лучше, то вновь наступает обострение. Дело осложняется трудностями при постановке диагноза – прежде чем делать окончательный вывод о наличии у больного вегето-сосудистой дистонии, требуется тщательное обследование с обязательной консультацией невропатолога, эндокринолога, кардиолога, окулиста, гастроэнтеролога и при необходимости некоторых других специалистов. Больному могут назначить ЭКГ, доплерографическое исследование, УЗИ, компьютерную томографию, рентгеновское исследование и др. Цель обследования – исключение органического поражения органов и систем.

Лечение вегето-сосудистой дистонии

Лечить вегето-сосудистую дистонию сложно, но необходимо. Для достижения хорошего результата лечение должно быть комплексным и включать в себя не только лекарства и физиотерапию, но и обязательную коррекцию образа жизни , иначе все усилия превратятся в простое устранение неприятных симптомов. При одностороннем подходе к делу состояние больного улучшается только при постоянном приеме медикаментов – стоит только их отменить, как болезнь дает о себе знать с новой силой.

Здоровый образ жизни – вот главное условие эффективности проводимого лечения. Необходимо наладить правильное чередование труда и отдыха, заниматься физкультурой, избегать перенапряжения, правильно питаться, учиться снимать психологическое напряжение. Подбирая физическую нагрузку, отдавайте предпочтение активности с умеренной интенсивностью – ходите, займитесь легким бегом, плавайте, катайтесь на велосипеде, делайте комплекс оздоравливающих упражнений, займитесь бальными танцами.

Для устранения психологической подоплеки болезни рекомендуется пройти курс психотерапии . Ее цель – выявление актуальных психологических проблем, обучение правильному поведенческому ответу на стресс и повышение стрессоустойчивости.

Очень полезно бывает пройти санаторно-курортное лечение , которое проводят в учреждениях неврологического профиля. Больным с вегето-сосудистой дистонией хорошо помогает бальнеотерапия, массаж, лечебная гимнастика, ароматерапия, рефлексотерапия.

Психотропные средства являются необязательным, но частым компонентом лечения. Врач может назначить транквилизаторы, снотворные средства и антидепрессанты. Не стоит пугаться этих препаратов: их прием под контролем квалифицированного специалиста не приведет ни к привыканию, ни к другим нежелательным последствиям. Обязательное условие такого лечения – четкое следование предписаниям врача.

Симптоматические средства назначаются для устранения неприятных проявлений болезни. Больной начинает чувствовать себя лучше, успокаивается, получает возможность полноценно участвовать в психотерапевтических сеансах и активно работать над собой. В зависимости от симптомов вегето-сосудистой дистонии назначают гипотензивные средства, адреноблокаторы, тонизирующие препараты, ноотропы, сосудосуживающие средства.

Общеукрепляющая терапия позволяет ускорить процесс выздоровления и улучшить состояние пациента. Назначают комплексные витамины, микроэлементы, антиоксиданты, женьшень и другие средства, улучшающие обмен веществ и повышающие общий тонус организма.

Фитотерапия оказывает хороший эффект при комплексном подходе к лечению и практически не имеет побочного действия. Для успокоения нервной системы используют мелиссу, хмель, валериану, пустырник. Боярышник благотворно влияет на работу сердца. Ромашка и мята снимают кишечные спазмы и уменьшают воспаление.

Лечение вегето-сосудистой дистонии – дело сложное. Оно требует внимания, высокой квалификации и терпения. Не стоит заниматься самолечением или пускать все на самотек – доверьте свое здоровье хорошему специалисту.

Статью подготовила врач Карташова Екатерина Владимировна

Вегето-сосудистая дистония на сегодняшний день является очень распространенным заболеванием деток, как дошкольного, так и школьного возраста. Оно может развиться по самым разным причинам, которые врачи определяют в группы. Многообразие провоцирующих факторов привело к появлению большого числа терминов, обозначающих это патологическое состояние. Среди них синдром вегетативной дистонии, нейроциркулярная дистония, диенцефальный синдром, гипоталамический синдром, функциональная кардиопатия, вегетоневроз и много других. Изо всех существующих наименований наиболее целесообразно использовать термин вегето-сосудистая дистония.

Причины ВСД

Самая первая группа факторов риска – это семейная и генетическая отягощенность. Этот этиологический фактор является самым распространенным, так как при сборе анамнеза у малышей всегда можно обнаружить родственников, которые страдают от недугов, в какой-то степени связанных с вегетативной дистонией. За границей проводились исследования, которые доказали, что этот тип наследования можно относить к многофакторным. Кроме того, в последнее время становятся актуальными различные вялотекущие инфекции, а это дает основание сделать вывод о первичном инфицировании структур в головном мозге и последующем развитии клинической картины ВСД.

Ко второй группе факторов риска относят хронический , а именно регулярное или длительное воздействие различных неблагоприятных ситуаций на детский . Это способно вызвать перенапряжение адаптационных систем. Подобное явление считается самой частой причиной развития нейроциркулярной дистонии. К частым причинам хронического стресса у малышей можно отнести наличие какой-то хронической инфекции, или рецидивирующих хронических инфекционных или соматических заболеваний. Кроме того выделяют и несколько неблагоприятных факторов внешнего воздействия, к примеру, социальные, климатические, бытовые или семейные.
Важно учитывать тот факт, что на протяжении своей жизни ребенок посещает несколько детских коллективов, и если условия там не здоровые, это становится причиной ухудшенной адаптации к новому окружению, что также может стать определенным провоцирующим фактором и вызвать развитие вегето-сосудистой дистонии. В эту группу также можно отнести характер воспитания детей внутри семьи, формирующий личные особенности маленького человека.
В том случае, если он отличается односторонностью, к примеру, ребенок чрезмерно увлекается каким-то одним видом деятельности (компьютером, музыкой, спортом и т.п.) в ущерб другому, это может привести к развитию различных функциональных расстройств. Если же родители и вовсе не контролируют детей, это может подтолкнуть их в сомнительные компании и привести в конце-концов к токсикомании, наркомании, или преступности и травматизму.

Третья группа факторов риска – это остаточные органические поражения центральной нервной системы, возникшие вследствие врожденных или приобретенных патологий. Они могут развиться после перенесенных инфекций, например, внутриутробных, травм и токсикозов. Такие дети имеют в анамнезе четкие указания на наличие ещё в раннем детстве травм, асфиксии, перинатально энцефалопатии (возникшей в результате осложненной беременности) или желтухи новорожденных. Малыши из этой группы достаточно остро заболевают ещё в раннем детстве. Они отличаются неусидчивостью и плохой памятью. Таким детям трудно найти общий язык со сверстниками, они страдают от беспричинных страхов. Подобная симптоматика напрямую связана с поражением каких-то частей головного мозга.

Четвертая группа риска – это наличие патологических процессов внутри шейного отдела позвоночника. Этот фактор только недавно стали рассматривать в качестве провоцирующего вегето-сосудистую дистонию, поэтому он является ещё не до конца изученным. Ученые предполагают, что важную роль играет нестабильность и вертебробазилярная недостаточность внутри шейного отдела позвоночника.

К пятой группе риска относят акселерацию и период полового созревания, который также может вызвать вегето-сосудистую дистонию. При этом важную роль играет стабильность гормонального фона в этом периоде развития. Его «скачки» мешают нормальной адаптации детей подросткового возраста в социальной среде. Родителям следует очень внимательно относиться к ребенку в этот период его жизни и к резким сменам его настроения.

Шестая группа – это изменения личности ребенка, носящие неврозоподобный характер. Этими факторами должен заниматься специалист психиатр.

Каждый из факторов риска формирования вегето-сосудистой дистонии может считаться основным. Существует огромное количество вторичных причин, совокупность которых также может привести к развитию заболевания. Каждый конкретный ребенок при этом требует индивидуального подхода. Для того чтобы

ВВЕДЕНИЕ

Вегетососудистая дистония, или ВСД, к сожалению, становится чересчур «популярным» ныне диагнозом. По-другому это заболевание называют нейроциркуляторной дистонией, или неврозом сердца.

Вегетососудистую дистонию все чаще и чаще называют болезнью цивилизованного общества. Возраст, в котором она нас настигает, все больше и больше снижается. Плохая экологическая ситуация, урбанизация, увеличивающаяся учебная нагрузка, недостаточная двигательная активность, нездоровое увлечение телевизором или компьютером – вот причины того, что вегетодистония начинает собирать свою обильную жатву уже среди школьников среднего возраста. А уже у 20–40% старшеклассников отме-чаются типичные симптомы «вегетативной бури».

Этот недуг имеет черты других заболеваний: неврологических, кардиологических и сосудистых, а главной причиной болезни является нарушение тонуса сосудов вследствие расстройства вегетативной нервной системы.

При ВСД в ткани и органы поступает меньше кислорода, и это сопровождается целым рядом симптомов:

    головной болью;

    слабостью;

    утомляемостью;

    ощущением нехватки воздуха;

    ознобом или чувством жара;

    головокружением;

    ощущением замирания и остановки сердца.

Все эти симптомы – результат несовершенства вегетативных механизмов, следствие вегетативной дисфункции. Расстройства вегетативной регуляции говорят о том, что во внутренних органах нет каких-либо повреждений, нарушена лишь деятельность этих органов или систем.

Предупреждение сосудистой дистонии, должно начинаться с закаливания в детском и юношеском возрасте, организации рационального режима труда и отдыха. Необходимо избегать нервных перенапряжений, при заболевании тщательно соблюдать режим и другие назначения врача.

Сегодня одним из перспективнейших направлений в лечении ВСД становится лечебная физкультура, она оказывает нормализующее влияние на сосудистую реактивность, способствуя снижению тонуса сосудов при выраженных спастических реакциях.

Цель моей работы состоит в изучении влияния лечебной физкультуры на здоровье человека, страдающего ВСД.

Задачи направлены на рассмотрение:

    характеристики заболевания;

    причины возникновения;

    основные принципы профилактики заболевания;

    комплекс упражнений ЛФК.

1. ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТОСОСУДИСТОЙ ДИСТОНИИ

Вегетососудистая дистония функциональное заболевание сердечно-сосудистой системы, проявляющееся многочисленными сердечно-сосудистыми, респираторными и вегетативными расстройствами, астенизацией, плохой переносимостью стрессовых ситуаций и физических нагрузок, отличается доброкачественным течением, благоприятным прогнозом, не приводит к кардиомегалии и сердечной недостаточности. У подростков и юношей ВСД чаще всего обусловлена рассогласованием физического развития и степенью зрелости нервно-эндокринного аппарата. В другом возрасте развитию дистонии могут способствовать нервно-психическое истощение в исходе острых и хронических инфекционных заболеваний и интоксикаций, недосыпание, переутомление, неправильные режимы питания, половой жизни, физической активности (сниженная или слишком интенсивная).

Вегетативно-сосудистые нарушения бывают в разных органах и системах. Различают:

    сердечно-сосудистые (сердцебиение, повышение или снижение артериального давления, бледность, потливость);

    пищеварительные (отсутствие аппетита, отрыжка воздухом, трудности при глотании, тошнота, икота);

    дыхательные (одышка, стеснение в груди).

Любые из вышеперечисленных расстройств имеют общую основу: ВСД. Любое проявление ВСД - это срыв взаимодействия между сосудистой и вегетативной системами, где огромную роль играют структуры, ответственные за регуляцию эмоций. Проявления ВСД очень многообразны, они могут быть похожи на все заболевания сразу. Поведение больных часто бывает назойливым, множество предъявляемых ими несуразных жалоб может привести врача в недоумение. Иногда же при установленном диагнозе ВСД остается не распознанным действительно имеющееся заболевание. Поэтому диагноз ВСД является диагнозом исключения и выставляется только после того, как будут проведены ЭКГ, исследование полей зрения, ЭЭГ, осмотры окулиста, эндокринолога, психотерапевта, сделаны клинические анализы мочи и крови.

ВСД характеризуется расстройством вегетативной регуляции внутренних органов, сосудов, обменных процессов вследствие первично или вторично возникающих отклонений в структуре и функции центральных отделов вегетативной нервной системы и обычно сопровождается психо-эмоциональными нарушениями.

Этиологическими, предрасполагающими, провоцирующими факторами ВСД у детей являются наследственно-конституциональная отягощенность, неблагоприятное течение беременности и родов, острые и хронические инфекционные и соматические заболевания, очаги инфекции, органические заболевания головного мозга, эндокринная перестройка организма, патология эндокринных желез, аллергические состояния, неврозы.

В патогенезе ВСД ведущее значение имеет врожденная или приобретенная структурно-функциональная недостаточность центральных отделов ВНС, входящих в состав лимбико-ретикулярного комплекса и гипоталамо-стволовых образований головного мозга.

Изменения, обусловленные сбоями в управлении тонусом симпатической и парасимпатической систем (относятся к вегетативной нервной системе) со стороны высших вегетативных центров, могут привести к развитию так называемой вегетативной дистонии.

У некоторых людей вегетативная дистония наблюдается от рождения: они плохо переносят жару или холод, при волнении краснеют или бледнеют, покрываются потом. У детей вегетативная дистония может проявляться ночным недержанием мочи. У взрослых (чаще у женщин) нарушение регуляторных функций вегетативной нервной системы иногда протекает в виде приступов - вегетативных кризов.

В зависимости от изменений со стороны сердечно-сосудистой системы и изменений артериального давления, вегетососудистую дистонию подразделяют на типы:

    нормотензивный или кардиальный (сердечный) тип, проявляющийся болями в сердце или связанный с различными нарушениями сердечного ритма;

    гипертензивный тип, характеризующийся повышенным давлением в состоянии напряжения или покоя;

    гипотензивный тип, характеризующийся пониженным давлением, сопровождающимся слабостью, утомляемостью, склонностью к обморокам.

В зависимости от преобладания активности симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, выделяют симпатикотонический, парасимпатикотонический и смешанный типы вегето-сосудистой дистонии.

2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ

В настоящее время основными причинами возникновения вегето-сосудистой дистонии, являются следующие факторы:

Эпизоды острых и хронических инфекций – считаются одним из основных пусковых факторов в развитии симптомов ВСД. Во время эпизода инфекции (например, бронхита) организм больного испытывает определенный стресс, а в его памяти отпечатывается модель болезненного поведения и страх заболеть снова. В связи с этим, даже после выздоровления больные остаются крайне внимательными по отношению к собственному самочувствию, что реактивирует отложившиеся в памяти модели болезненного поведения и вызывает некоторые навязчивые симптомы ВСД, о которых будет подробнее рассказано ниже. Многие больные с ВСД сами называют это «накручиванием» - то есть заострение внимания на тех или иных симптомах или обеспокоенность той или иной сферой собственного здоровья рано или поздно приводит «усилению» симптомов, за которыми ведется наблюдение и ухудшению общего состояния больного, без прогрессии основной болезни, на фоне которой возникли начальные симптомы.

Довольно часто симптомы дистонии возникают спустя долгое время после перенесенного эпизода тяжелой болезни, и выражают страх человека снова заболеть.

Хронический стресс, переутомление, плохое питание – способны снизить защитные свойства организма и предрасполагают к развитию инфекционных болезней, которые могут вызвать вегетососудистую дистонию по уже описанному выше механизму. Более того стресс, переутомление и плохое питание оказывают прямое дестабилизирующее влияние на нервную систему человека и расстраивают адаптационные механизмы.

Определенную роль в развитии вегетососудистой дистонии играет и малоподвижный образ жизни, а также длительная «сидячая работа». Очень часто приступы ВСД (с преобладанием дыхательных симптомов) возникают у пациентов после длительной и напряженной работы за компьютером или с документами.

Вредные привычки (курение и алкоголь) также способны спровоцировать возникновения вегетососудистой дистонии, особенно у молодых людей.

Особенно велик риск развития ВСД у курильщиков, так как содержащийся в табачном дыме никотин оказывает стимулирующее влияние на вегетативную нервную систему, а при длительно курении дестабилизирует ее. В некоторых случаях появление или усиление симптомов ВСД наблюдается через несколько лет после начала курения или сразу после отказа от курения. В тех случаях, когда возникновение ВСД вызвано вредными привычками – сознательный и добровольный отказ от курения и алкоголя может привести к полному выздоровлению больного.

Особенности личности и различные психологические заболевания играют в развитии дистонии одну из главных ролей. Достоверно известно, что симптомы ВСД значительно чаще наблюдаются у впечатлительных или мнительных людей, особенно часто у молодых девушек или юношей. В данном случае симптомы ВСД не следует путать с симуляцией болезни или с ипохондрией, которые представляет собой, соответственно, сознательную имитацию симптомов болезни и преувеличенное опасение за собственное здоровье или убежденность в наличии того или иного заболевания при его реальном отсутствии. ВСД может наблюдаться и у людей с исключительно стойким характером, которые не только не жалуются на плохое самочувствие, но и довольно серьезно пытаются, как-то решить эту проблему самостоятельно.

Довольно часто симптомы ВСД могут указывать на наличие у больного депрессии. В подобных случаях различные жалобы на плохое самочувствие являются физическим воплощением депрессии, ее телесным эквивалентом и проявлением.

3. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ЛФК

Дозированное применение физических упражнений уравновешивает процессы возбуждения и торможения в ЦНС, повышает ее регулирующую роль в координации деятельности важнейших органов и систем, вовлеченных в патологический процесс.

ЛФК оказывает нормализующее влияние на сосудистую реактивность, способствуя снижению тонуса сосудов при выраженных спастических реакциях у больных и выравниванию асимметрии в состоянии тонуса сосудов. Это в свою очередь сопровождается отчетливым снижением АД. Физические упражнения повышают сократительную способность миокарда. У больных нормализуются показатели венозного давления, увеличивается скорость кровотока как в коронарных, так и в периферических сосудах, что сопровождается увеличением минутного объема сердца и уменьшением периферического сопротивления в сосудах. Под влиянием дозированных физических упражнений нормализуются показатели липидного обмена, коагулирующая активность крови и активизируется противосвертывающая система. Развиваются компенсаторно-приспособительные реакции, повышается адаптация организма больного к окружающей среде и различным внешним раздражителям. Особенно благоприятное влияние на больных оказывают специальные физические упражнения. Под влиянием ЛФК у больных улучшается настроение, уменьшаются головная боль, головокружение, неприятные ощущения в области сердца и т. д.

Интенсивность и объем занятий зависят от общей физической подготовки и функционального состояния сердечно-сосудистой системы, определяемого при проведении дозированных проб с нагрузкой. Больным показаны утренняя гигиеническая гимнастика, дозированная ходьба, ближний туризм (преимущественно в санаторно-курортных условиях), спортивные игры или их элементы; физические упражнения в воде, упражнения на тренажерах, массаж воротниковой области.

Утренняя гигиеническая гимнастика чаще проводится так называемым раздельным методом, когда физические упражнения выполняют одно за другим после объяснения и показа их инструктором. Музыкальное сопровождение способствует не только повышению эмоционального тонуса больного, но и облегчает выполнение физических упражнений (ритм, темп). В утренней гигиенической гимнастике применяют элементарные физические упражнения, охватывающие все мышечные группы, в сочетании с дыхательными упражнениями. Продолжительность занятий 10-15 мин, упражнения повторяют 4-6 раз для крупных мышечных групп и 10-12 раз - для мелких и средних мышечных групп.

Физические упражнения выполняют ритмично, в спокойном темпе, с большой амплитудой движений в суставах. Занятия проводят малогрупповым методом (4-8 человек) или индивидуально.

К специальным относят упражнения на расслабление мышечных групп, на развитие равновесия, координации, дыхательные динамические упражнения и физические упражнения с дозированным усилием динамического характера. Физические упражнения с дозированным усилием используют при наличии предварительной тренировки больного, преимущественно во второй половине курса лечения.

Следует избегать упражнений с большой амплитудой движения для туловища и головы, а также резко и быстро выполняемых движений и упражнений с длительным статическим усилием.

Противопоказания к назначению или продолжению занятий разными формами ЛФК: общие противопоказания, исключающие применение ЛФК, значительное повышение АД (свыше 210/120 мм рт. ст.); состояние после гипертонического криза, значительное снижение АД (на 20-30% от исходного уровня), сопровождающееся резким ухудшением самочувствия больного; нарушения сердечного ритма; развитие приступа стенокардии, резкой слабости и выраженной одышки. (Таблица 1,2)

Описанные 2 комплекса упражнений проводят в небольших группах, упражнения для каждого конкретного случая подбираются с учетом специфики занимающегося контингента и уровня его подготовленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, опираясь на труды различных исследователей, мной были рассмотрены пути лечения ВСД посредством лечебной физкультуры.

В ходе работы я убедился в том, что нельзя забывать о тех методах, которые были выработаны лечебной физкультурой в ходе ее многолетней практики. Физический труд, разумные спортивные нагрузки, активный отдых благоприятно сказываются на состоянии не только сердечно-сосудистой системы, но и всего организма в целом.

Однако при практическом применении вышеуказанных рекомендаций необходимо строгое соблюдение принципа индивидуального подхода к больному, учета специфических особенностей протекания болезни.

ЛФК эффективна только при условии длительного, систематического проведения занятий с постепенным увеличением нагрузки как в каждом из них, так и на протяжении всего курса.

ВСД подавляет и дезорганизует двигательную активность - непременное условие нормального формирования и функционирование любого живого организма. Поэтому ЛФК является очень важным элементом лечения болезни.

При регулярном выполнении физических упражнений постепенно возрастают энергетические запасы, увеличивается образование буферных соединений, происходит обогащение организма ферментными соединениями, витаминами, ионами калия и кальция.

При своевременном выявлении и лечении вегетативных нарушений, последовательном проведении профилактических мероприятий прогноз благоприятный и человек может надеяться на выздоровление.

Список литературы

1. Аббакумов С.А. Нейроциркуляторная дистония //Врач. – 1997. – № 2 С. 6-8

2. Амосова Е.Н. Нейроциркуляторная дистония / В кн.: Клиническая кардиология. - К.: Здоровье. – 2002. – Т. 2, глава 7. С. 755-787.

3. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учебник для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. С.8-56.

4. Латфуллин И.А. Нейроциркуляторная дистония: диагноз или синдром? // Кардиология. – 2008. – № 4. С. 59-61.

5. Маколкин В.И. Нейроциркуляторная дистония: миф или реальность? // Кардиология. – 2008. – № 4. С. 62-65.

6. Беленков Ю.Н., Оганова Р.Г. Вегетативная дисфункция сердца. – М.: Гэотар-Медиа., 2008. С. 158-168

7. Полная медицинская энциклопедия. Сост. Е.Незлобина.

8. Энциклопедия лечебного массажа и физкультуры

9. В.А. Епифанов "ЛФК: Справочник"

Приложение

Таблицы упражнений лечебной физкультуры

Таблица 1

Раздел занятия

Исходное положение

Упражнения

Продолжительность, мин

Методические указания

Цель занятия

Ходьба обычным шагом с постепенным ускорением и замедлением. Элементарные физические упражнения для рук и туловища чередуют с динамическими дыхательными в соотношении 1:3

Ритмичная в спокойном темпе. Упражнения выполнять свободно со средней и большой амплитудой движения в суставах

Постепенная адаптация организма к возрастающей физической нагрузке

Основной

Элементарные упражнения для рук, ног, туловища по различным осям

Упражнения чередовать правильно с дыхательными динамическими упражнениями

Стимуляция периферического кровообращения и функции внешнего дыхания

Упражнения в метании и передаче мячей и медицинболов, расслабление мышечных групп рук, ног

Чередовать с дыхательными упражнениями для нижних конечностей. Разнообразить способы перебрасывания и передачи гимнастических предметов

Повышение реактивности сосудистой системы в связи с изменением положения туловища, головы; тренировка вестибулярного аппарата, улучшение функции ЦНС

Сидя и стоя

Упражнения для рук, ног, туловища, чередовать с упражнениями на гимнастической стенке (типа смешанных висов) и с дыхательными

Тренировка сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной системы

Малоподвижные игры с мячом (эстафета, переброски др.) и короткие перебежки

Регулировать эмоциональную реактивность больного, включать паузы для отдыха и дыхательные упражнения

Создание положительного эмоционального фона, отвлечение больного от субъективных проявлений болезни, стимуляция обмена веществ

Заключи-тельный

Ходьба обычным шагом и ус-ложненная, упражнения на рас-слабление мышц туловища, рук, ног, дыхательные стати-ческие упражнения

Ходьба ритмичная в спокой-ном темпе

Снижение общей физической и психоэмоциональной на-грузки

Таблица 2

Раздел занятия

Исходное положение

Упражнения

Продолжительность,

Методические указания

Цель занятия

Сидя на стуле

Элементарные гимнастические упражнения для рук и ног

Выполнять упражнения свободно, чередуя их с дыхательными динамическими упражнениями

Стимуляция периферического кровообращения, обмена и функции внешнего дыхания

Основной

Лежа с приподнятой головой

Упражнения для рук, ног с большой амплитудой. Облегченные упражнения для мышц брюшного пресса и для мышц тазового дна

Не допускать натуживания и нарушения ритма дыхания. После относительно трудных физических упражнений -дыхание глубокое

Улучшение крово- и лимфообращения в брюшной и тазовой областях, уменьшение венозного застоя, увеличение подвижности диафрагмы, стимуляция функции органов пищеварения

Ходьба простая в разных направлениях в спокойном темпе. Дыхательные упражнения

Следить за ритмом дыхания

Повышение общей нагрузки с использованием вспомогательных факторов кровообращения

Заключи-тельный

Сидя на стуле

Элементарные упражнения для рук, ног и туловища. Дыхательные динамические, затем статические упражнения

При движениях не делать резких движений головой

Снижение общей нагрузки на организм

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

Вегето-сосудистая дистония

Выполнила: Полуян Виктория

При этом диагнозе многие пожимают плечами: "Подумаешь, головокружение и слабость! От этого не умирают. Все пройдет само собой!" И совершают большую ошибку: с ВСД шутить не стоит. Ведь обслуживать живой организм куда сложнее, чем самое современное высокотехнологичное предприятие. Сотни показателей в различных органах и системах ежесекундно "считываются" мозгом с тысяч датчиков. Mозг тут же анализирует полученную информацию и дает команды: замедлить или ускорить ритм работы сердца и легких; переработать пищу в энергию, отправить ее в запас или вообще выбросить вон; дать отдых тому или иному органу, или привести его в боевую готовность. Но все это по силам, скажем, любому насекомому. Человек же - система сложная, отягощенная не только физическими потребностями, но и психической реакцией. Вот почему мы боимся, и нашему организму приходится «выбрасывать» в кровь адреналин от страха, плачем от обиды и потеем от волнения, вздыхаем от горя и зеваем от скуки. И нет ничего удивительного, что организм при этом порой ошибается. Эти «ошибки» и есть проявления ВСД.

Теперь немного теории: вегетососудистый дистония лечение нервный

Вегето-сосудистая дистония (или вегетоневроз, вегетоз, термоневроз) - нарушение тонуса кровеносных сосудов, которое происходит в результате неполадок в работе вегетативной нервной системы.

Вегетативная нервная система -- отдел нервной системы, регулирующий деятельность внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов. Под контролем автономной системы находятся органы кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, размножения, а также обмен веществ и рост. Фактически эфферентный отдел ВНС осуществляет нервную регуляцию функций всех органов и тканей, кроме скелетных мышц, которыми управляет соматическая нервная система.

Оказывается, связь между нервной системой и сосудистым аппаратом очень тесная. И поэтому когда говорят, что «все болезни от нервов», то это прямо относится к ВСД. При этом диагнозе утрачивается внутреннее равновесие в процессах организма, в результате нарушаются кровообращение, теплообмен, пищеварение. В современном мире ВСД довольно распространена. Согласно последним данным клинических исследований, ВСД у 25-70% больных. Симптомы ВСД чаще всего встречаются у ведущих малоподвижный образ жизни людей с деформированной костной системой, психологическими и сосудистыми расстройствами (особенно ВСД по кардиальному типу). ВСД встречается у людей любого возраста. У детей ВСД часто связана с плохой наследственностью; ВСД у подростков бывает вызвана обычно рассогласованием физического развития и степенью зрелости нервной системы. В целом, как показывают исследования, женщины чаще подвержены синдрому ВСД после 25-30 лет, мужчины - после 40-45 лет.

ВСД в своей основе имеет следующие расстройства:

* Психологические

* Неврологические

* Кардиологические

* Сосудистые

Классификация ВСД:

По характеру течения ВСД может быть:

Перманентной (с постоянно присутствующими признаками болезни; развивается чаще при наследственной природе заболевания),

Приступообразной (протекать в виде, так называемых, вегетативных приступов)

Латентной (протекать скрыто).

В зависимости от уровня артериального давления выделяют три типа ВСД:

По гипертоническому типу (характеризуется повышением артериального давления).

По гипотоническому типу (характеризуется понижением артериального давления).

По смешанному типу (характеризуется периодическими колебаниями артериального давления).

ВСД уходит корнями… в детство

Как правило, ВСД дает о себе знать еще в детстве. Страдающие ею дети отличаются от своих сверстников: они капризны, конфликтны, часто болеют, плохо переносят физическую и интеллектуальную нагрузку, особенно в начале учебного года. При этом у ребенка могут отмечаться постоянно повышенная температура тела, снижение или полное отсутствие аппетита. Многие мнительные родители начинают постоянно дергать свое любимое чадо измерением температуры, доводить до сведения окружающих его «слабости», ограждать ребенка от занятий спортом, «лечить» его всевозможными народными средствами. Все это может привести к развитию «комплекса неполноценности» у ребенка: он не такой как все остальные, с ним сложно дружить, его нужно оберегать и щадить. Все это вредит детской психике.

Растет ребенок, «растет» и дистония.

В подростковом возрасте дистония может проявляться приступообразно. Именно из-за этих приступов подростков часто преследуют повышенное потоотделение, покраснение кожи, сердцебиение, головокружение, звон в ушах, головные боли. Таким приступам наиболее подвержены эмоционально-неустойчивые и часто волнующиеся подростки.

Нередко, повзрослевший человек навсегда оставляет свои жалобы в ушедшем детстве. Но так происходит не со всеми. Подавляющее большинство женщин в той или иной мере страдают от приступов дистонии. У взрослых дистония протекает тяжелее, болезненнее. Увеличивается и частота приступов, так как немолодой, отягощенный хроническими недугами организм в целом становится менее управляемым.

Врачи считают ВСД наследственной болезнью. Ведь природа наделяет каждого человека определенным типом нервной системы. Вы никогда не задавались вопросом: почему, испытывая одинаковые перегрузки, потрясения и разочарования, одни люди тяжело заболевают, а другие сохраняют душевное и физическое здоровье? А ведь все зависит не столько от интенсивности психологической травмы, сколько от типа нервной системы - ранимости и эмоциональной устойчивости человека. Поэтому у людей с сильным типом ЦНС даже очень сильные стрессы могут не привести к ВСД. А функция слабого типа ЦНС легко расстраивается даже при небольших нервно-психических нагрузках.

Симптомы ВСД

Клинических симптомов ВСД много, они очень разнообразны. При этом субъективные проявления, то есть характерные для отдельного человека, преобладают над объективными.

* Быстрая утомляемость, астения, снижение работоспособности, частые обморочные состояния;

* Головные боли, головокружение;

* Бессонница или нарушения сна;

* Слабость мышц рук и ног;

* Небольшое повышение температуры;

* Аритмия;

* Боли в левой половине грудной клетки;

* Скачки артериального давления, потемнение в глазах;

* Сильная одышка;

* Тошнота;

* Вегетативные кожные расстройства (резкое побледнение или покраснение кожных покровов);

* Метеозависимость;

* Тревожные состояния, депрессия;

* Потливость;

* Нарушения в работе желудочно-кишечного тракта (ощущение тяжести в желудке, горечи во рту, снижение аппетита, тошнота, изжога, метеоризм, запоры)

Причины ВСД:

* Наследственно-конституционные. В раннем детстве для возникновения ВСД имеет значение наследственная отягощенность, недостаток кислорода у плода во время беременности, родовые травмы и болезни младенческого возраста.

* Психоэмоциональные: стрессы, и неврозы, сильные отрицательные эмоции (гнев, страх, отчаяние), переутомление вследствие чрезмерной эмоциональной нагрузки, психические травмы. Около 80% взрослых с диагнозом ВСД - это те, кто занимается умственным трудом, недостаточно отдыхает и систематически недосыпает.

* Чрезмерные физические перегрузки

* Гормональная перестройка организма вследствие переходного возраста, беременность, периода кормления грудью.

* Органические поражения головного мозга (травмы, опухоли, нарушения мозгового кровообращения - инсульты);

* Тяжелые операции, потеря крови

* Заболевания эндокринных желез (щитовидной железы, надпочечников, половых желез);

* Хронические инфекции

* Курение и алкоголь (эти два яда поражают, прежде всего, сердечно-сосудистую и нервную системы, способствуют развитию неврозов)

Профилактика и лечение ВСД

Профилактика и лечение вегетативной дисфункции должно начинаться еще в детстве и юности. Ошибочно мнение, что вегетативная дисфункция является состоянием, отражающим особенности растущего организма, которое со временем самостоятельно проходит. Уже доказано, что возникшая в детском или подростковом возрасте вегетативная дисфункция, является неблагоприятным фоном и предвестником многих заболеваний. У взрослых наличие симптомов ВСД требует, прежде всего, исключения различных заболеваний, течение которых сопровождается нарушением функции ВНС. Среди них различные болезни эндокринных желез (щитовидной железы, надпочечников, нарушения половой сферы); многие психические расстройства (начиная с невроза, неврастении и заканчивая болезнями, обусловленными значительными изменениями структур головного мозга). Кроме того, почти все хронические заболевания сопровождаются симптомами ВСД. Вот почему так необходимо своевременное обращение к специалисту.

Напомним, что ВСД это - синдром, т.е. совокупность симптомов. Поэтому и лечение может быть только комплексное:

1. Оптимизация труда и отдыха. Следует чередовать умственные и физические нагрузки, применять различные методы психологической разгрузки, аутотренинг. По возможности уменьшить время просмотра телепередач, работы за компьютером. При отсутствии такой возможности - обязательны профилактические перерывы при работе с компьютером, упражнения для глаз и пр. Обязателен отказ от курения.

2. Коррекция питания. Следует увеличить поступление в организм солей калия и магния. Эти вещества участвуют в проведении нервных импульсов, улучшают работу сосудов и сердца, способствуют восстановлению нарушенного баланса между отделами ВНС. Калий и магний содержатся в гречневой, овсяной кашах, сое, фасоли, горохе, абрикосах, шиповнике, кураге, изюме, моркови, баклажанах, луке, салате, петрушке, орехах. При гипотоническом типе ВСД рекомендованы продукты, повышающие тонус сосудов: молоко, кефир, чай, кофе. При гипертоническом типе ВД рекомендуется ограничить потребление поваренной соли, чая, кофе, маринадов и солений и включить в свой рацион продукты, снижающие тонус сосудов: ячневую кашу, фасоль, морковь, салат, шпинат, творог.

3. Занятия физкультурой. Оптимальными при ВД являются плавание, аквааэробика, ходьба, катание на лыжах, загородные прогулки, туризм. При таких видах нагрузок происходит тренировка сердечной мышцы, сосудов, стабилизируется артериальное давление. Среди тренажеров лучше всего использовать велоэргометр, беговую дорожку, степпер, гребной тренажер. Противопоказаны упражнения на тренажерах, где голова оказывается ниже уровня груди и выполняются упражнения вверх ногами в связи с опасностью развития обмороков, ухудшения самочувствия. Занятия восточными единоборствами, силовой гимнастикой, бодибилдингом, аэробикой с высокими прыжками, сальто, оказывают значительную нагрузку на сердечно-сосудистую систему. Следует избегать упражнений с большой амплитудой движения головы и туловища, резко и быстро выполняемых движений, упражнений с длительным статическим усилием. Если вы все-таки занимаетесь этими видами спорта при вегетативных расстройствах, максимально снижайте интенсивность нагрузки, откажитесь от спаррингов, контролируйте частоту дыхания и пульса при выполнении упражнений. Ни в каких серьезных соревнованиях участвовать не рекомендуется. Такие виды спорта, как борьба, каратэ, самбо, акробатика также могут навредить. Кроме того, во время занятий вы не должны испытывать неприятных ощущений, чрезмерной усталости, раздражительности. Основной критерий контроля - ваше самочувствие. Физкультура должна доставлять вам только положительные эмоции и удовольствие от физического движения.

4. Психологическая коррекция. Личностный фактор играет одну из главных ролей в развитии и течении ВД. Сангвиник, например, является наиболее устойчивым к возникновению ВД типом. Он менее всего подвержен стрессам, легче переносит болезнь, быстрее выздоравливает. Меланхолики и холерики наиболее уязвимы в отношении развития вегетативных нарушений. Таким пациентам следует по возможности избегать чрезмерных эмоциональных нагрузок, правильно реагировать на стрессовые ситуации. Им помогут успокаивающие травы, аутотренинг, методы релаксации, гипноз, психотренинги, нейролингвистическое программирование и т. д.). Иногда требуется семейная психотерапия, цель которой - нормализация отношений человека с окружающими, снятие психологического напряжения.

5. Режим дня. Обязательно нужно высыпаться. Продолжительность сна можно индивидуально варьировать, но в среднем она должна составлять не менее 8-9 часов в день. Хроническое недосыпание само по себе служит причиной различных расстройств в работе нервной и эндокринной систем или может вызывать появление и усугубление симптомов имеющейся ВД. В спальне не должно быть жарко или душно. Не стоит отдыхать на слишком мягких или жестких матрасах и подушках. Лучше спать на ортопедических матрасах и подушках, способствующих наиболее физиологическому положению тела, головы.

6. Фитолечение. В зависимости от симптомов выберите либо успокаивающие средства (валериана, пустырник, шалфей, мята, мелисса, хмель, корень пиона); либо стимуляторы (китайский лимонник, элеутерококк, женьшень, заманиха, аралия, левзея). Схемы лечения фитопрепаратами назначает лечащий врач.

7. Физиотерапия. Спектр физиотерапевтических процедур различен: электрофорез на шейный отдел позвоночника с лекарственными растворами; синусоидальные модулированные токи, аппликации парафина и озокерита на шейно-затылочную область. Эти процедуры также направлены на восстановление баланса в деятельности основных отделов ВНС, нормализации работы сосудов и нервной проводимости, на улучшение обмена веществ и кровообращения в органах и тканях. В последнее время для лечения пациентов с ВД используются красное и инфракрасное лазерное излучение в сочетании с магнитотерапией (на область печени, околопозвоночные, подлопаточную зоны). Это улучшает обмен веществ в клетках, кровоток, уменьшает боль в области сердца, однако, такой вид воздействия лучше не применять при гипотоническом типе ВД, так как он может провоцировать развитие обморока, головокружения. Водные процедуры оказывают общеукрепляющее воздействие на организм, поэтому при всех типах ВД рекомендованы контрастные ванны, веерный и циркулярный души, гидромассаж, плавание. Кроме того, при парасимпатикотоническом типе ВД применяются солено-хвойные и радоновые ванны, а при симпатикотоническом - углекислые, хлоридные и сульфидные.

7. Занимайтесь дыхательной гимнастикой, так как от правильного дыхания зависит снабжение организма кислородом, а значит, и работа сердца. Хорошие результаты дает санаторно-курортное лечение.

8. Медикаментозное лечение должно проводиться только под контролем врача. Оно включает: препараты калия, кальция, витаминно-минеральные комплексы, сосудистые препараты, ноотропы (средства, улучшающие питание, обмен веществ и функционирование клеток головного мозга), антидепрессанты и пр.

9. Раз в 1-2 недели посещайте русскую баню или сауну, ежедневно утром и вечером принимайте контрастный душ - тренируйте сосуды. Принимайте успокаивающие травяные ванны, а также с морской солью, которая отлично успокаивает нервную систему.

10. Очень перспективным, эффективным методом лечения является рефлексотерапия. Это иглоукалывание, лечение китайскими

Вегетативные приступы (вегето-сосудистые кризы, панические атаки), обычно начинаются в возрасте 20--40 лет - это характерное для взрослых течение вегетативной дисфункции чаще встречается у женщин. Если в работе вегетативной системы преобладает активность симпатического отдела вегетативной нервной системы, то возникает, так называемый, симпатоадреналовый приступ (криз). Обычно он начинается с головной боли или боли в области сердца, сердцебиения, покраснения или бледности лица. Поднимается артериальное давление, учащается пульс, повышается температура тела, появляется озноб. Иногда возникает беспричинный страх. Если в работе вегетативной нервной системы преобладает активность парасимпатического отдела, то развивается, так называемый, вагоинсулярный приступ (криз), характеризующийся общей слабостью, потемнением в глазах. Появляются потливость, тошнота, головокружение, снижается артериальное давление и температура тела, замедляется пульс. Переутомление, волнение, психоэмоциональные стрессы вызывают учащение приступов. После криза в течение нескольких дней может оставаться чувство разбитости, общего недомогания, слабости. Чаще всего проявления приступов смешаны, поэтому указанное деление их на различные виды (симпатоадреналовый, вагоинсулярный) условно, но подход к лечению одинаков.

Чтобы не оказаться беспомощной в трудной ситуации, лучше всего научиться самостоятельно справляться с вегето-сосудистыми приступами (кризами).

Принять 20 капель валокордина или КОРВАЛОЛА. сигарами, мануальная терапия, массаж, воздействие на рефлекторные зоны и точки.

При сердцебиении и повышении давления - принять одну таблетку (40 мг) ПРОПРАНОЛОЛА (другое название препарата АНАПРИЛИН, ОБЗИДАН).

Для снятия нервного возбуждения необходимо принять под язык (для быстрого и полного всасывания) 1-2 таблетки ДИАЗЕПАМА (РЕЛАНИУМ).

При учащенном дыхании лучше всего взять бумажный пакет, куда вы будете выдыхать и оттуда же вдыхать воздух, обогащенный углекислым газом, что приведет к нормализации дыхания.

Размещено на сайт

Подобные документы

    Классификация вегетососудистой дистонии (вегетативной дисфункции). Нарушение функций вегетативной нервной системы. Симптомы и предрасполагающие факторы. Развитие патологического процесса. Диагностика и профилактика, лечение вегетативной дисфункции.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2009

    Причины возникновения вегетососудистой дистонии. Симптомы заболевания и особенности его проявления. Лечебная программа при ВСД. Комплекс физических упражнений при повышенном или пониженном давлении. Дыхательная гимнастика при вегетативной дистонии.

    реферат , добавлен 18.04.2013

    Что нужно знать о заболевании: работа сосудов, проявления вегетососудистой дистонии, причины возникновения. Коррекция образа жизни - основа исцеления. Роль питания и физической активности в профилактике заболевания. Лечение вегетососудистой дистонии.

    реферат , добавлен 28.12.2010

    Физиология вегетативной нервной системы. Возрастные периоды риска формирования вегетативных нарушений. Причины возникновения, провоцирующие факторы. Патогенез дистонии: классификация, симптомы. Дифференциальная диагностика. Принципы лечения заболевания.

    презентация , добавлен 02.02.2012

    Действие вегетативной нервной системы в иннервированных органах: сердце, артериях, пищеварительном тракте, мочевом пузыре, мускулатуре бронхов, потовых железах. Физиологические проявления эмоций и причины возникновения синдрома вегетососудистой дистонии.

    реферат , добавлен 12.02.2014

    Причины развития вегетососудистой дистонии у студентов. Анализ оценки качества жизни юношей и девушек. Общее качество жизни и состояние здоровья. Показатели артериального давления в течение суток. Перенапряжение нервной системы и переутомление.

    реферат , добавлен 29.05.2012

    Виды патологических состояний, развивающихся в вегетативной нервной системе, этиологические факторы этих заболеваний. Характер вегетативных симптомов при поражении спинного мозга. Хирургические методы лечения заболеваний вегетативной нервной системы.

    реферат , добавлен 16.06.2010

    Лечебная физкультура как самостоятельная научно-практическая медицинская дисциплина. Основные средства ЛФК при вегетососудистой дистонии. ВСД как заболевание, характеризующееся вегетативными и психоэмоциональными расстройствами, симптомы и разновидности.

    реферат , добавлен 23.03.2010

    Болезни периферической нервной системы у детей и подростков. Признаки церебральной ангиодистонии. Симптомы вегето-сосудистой дистонии, особенности течения болезни, методы исследования. Дифференциальная диагностика эпилепсии. Основные принципы лечения.

    презентация , добавлен 12.06.2016

    Клиническая классификация синдрома вегетативной дистонии (НЦД). Общая характеристика критериев исключения НЦД. Особенности диагностических ЭКГ проб при исходных изменениях зубца. Основные принципы лечения НЦД. Классификация гиперальдостеронизма.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека